Молитвы иные. Слово божие всегда должно звучать в сердце

Владыка, духовно опытные люди советуют читать Евангелие обязательно каждый день. Еще - по одной-две главе апостольских посланий, Псалтирь… К сожалению, сегодня работающему человеку очень трудно выбрать время для неспешного, осмысленного чтения. Почему все-таки необходимо читать Евангелие ежедневно, что это дает?

Чтение Евангелия является не просто неотъемлемой частью христианской жизни, но ее основой. Есть очень много хорошей духовной литературы. Но Евангелие - это первоисточник, это основа основ, слово Божие, которое должно постоянно звучать в человеческом сердце. Вот почему Священное Писание, и прежде всего Новый Завет, христианину нужно читать обязательно.

Традиция ежедневного чтения Евангелия очень древняя. Такое чтение может быть разным. Некоторые читают по одной главе в день, некоторые по зачалам - отрывкам, которые звучат в этот день за Божественной литургией, следуя тем самым за чтениями церковного года. Есть и такая распространенная практика (и я ее рекомендую): читать в день три главы Нового Завета - по одной главе Евангелия и по две из Апостола (книги Деяний и посланий апостольских). Если так читать, то и Евангелие, и апостольские чтения заканчиваются примерно в одно и то же время.

Кроме того, в личное молитвенное правило христианина обычно входит Псалтирь. Как ее читать - по кафизме в день или хотя бы по одной части кафизмы, по «Славе…» - это зависит от возможностей человека и от потребностей его сердца. На самом деле найти время на то, чтобы прочитать одну, две, даже три главы Священного Писания, не так трудно. Скажем, у меня это занимает до пятнадцати минут в день, и я с трудом представляю себе, чтобы человек не мог найти несколько минут для чтения.

Жизнь человека весь этот день должна проходить под знаком прочитанного. По слову преподобного Серафима Саровского, ум должен вращаться в словах Священного Писания. Если человек начнет день с чтения и потом в течение дня, независимо от его обязанностей и занятий, будет хотя бы вспоминать о том, что он прочитал (а еще лучше - стараться исполнить) - он получит большую духовную пользу. Как и всё доброе, этот навык приобретается со временем, нужно прилагать усилия.

- Владыка, а что такое духовная литература? Какие книги соответствуют этому понятию?

Это понятие достаточно широкое. Конечно, в основе - книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Затем толкования на Писание - это литература, которая в доступной форме объясняет и дополняет его.

Есть огромный корпус аскетической монашеской литературы: это книги, в которых изложен духовный опыт людей, сумевших жить согласно Евангелию, в основном тех, кто признан Церковью святыми. Чтение таких книг помогает нам, хоть мы и не ведем столь же напряженную аскетическую жизнь, стать причастниками опыта святых, пользоваться его плодами. Еще, конечно же, сюда можно отнести жизнеописания подвижников, святых угодников Божиих.

В общем, это большой корпус книг, и он постоянно дополняется. В последние десятилетия появились замечательные духовные книги наших современников, ныне живущих или живших совсем недавно. Все эти книги говорят об одном: как жить человеку сегодня, в тех условиях, в которые он поставлен, но при этом исполнять заповеди Божии - так же, как их исполняли те, кто жил и сто, и тысячу, и почти две тысячи лет назад.

Почему при чтении Священного Писания надо обязательно знакомиться с толкованиями святых отцов? Почему нельзя доверять исключительно самому себе?

Собственно говоря, любую древнюю книгу невозможно понять без толкований. Любой текст может быть адекватно воспринят только в обширном контексте - в контексте своего времени, культуры, истории того народа, где он появился. С помощью толкований, объяснений читающий приобщается к реалиям этого текста. Это первое.

Второе: как правило, святоотеческие толкования созданы людьми, которые жили гораздо ближе к эпохе Христа и апостолов, чем мы с вами. Это объяснения людей, знавших такие подробности из земной жизни Спасителя, из истории Церкви, о которых мы сегодня можем даже не подозревать.

И потом, надо понимать: Священное Писание не упало с неба готовым, в привычном для нас виде. Оно родилось в Церкви - это книги, отобранные самой Церковью. Церковь едина в понимании их смысла, и это единство отражено в толкованиях святых отцов. Поэтому когда современный человек берет книгу и говорит: «Вот сейчас-то мы начнем все с чистого листа, поскольку мы люди умные, гораздо умнее тех, кто жил раньше, и найдем здесь то, чего никто не находил» - он действительно что-то находит, что называется, «от ветра головы своя». Но насколько это соответствует самому Священному Писанию? Как правило, или очень мало, или даже противоречит ему. Я не хочу сказать, что сегодняшнему человеку недостает глубины, но у него отсутствует знание реалий того времени, в которое текст был создан: исторических, политических событий, духовных движений. Поэтому, не учитывая толкований тех или иных книг Священного Писания, невозможно правильно их воспринять.

Да, можно и нужно. Хорошо знакомиться и со славянским текстом, чтобы понимать его за богослужением. Но дома нужно читать на русском или на том языке, который является для человека родным. Священное Писание переведено сегодня на подавляющее большинство языков мира, и, конечно, надо читать на том языке, который тебе понятен и близок.

Молитва перед чтением Евангелия

Молиться надо перед началом любого дела. В молитвословах есть молитвы перед чтением Священного Писания - можно их прочитать, а можно своими словами попросить у Бога разумения и помощи, так же, как мы просим Его помощи в других делах.

Чтение Ветхого Завета сложнее, чем чтение Нового Завета. Это очень древние книги, и ситуации, которые в них описываются, происходили так давно, что многое мы не можем понять и принять - опять же без толкования. Но читать Ветхий Завет нужно, потому что Новый Завет происходит из Ветхого, эти две части Библии неразрывно связаны друг с другом.

Думаю, возможны разные способы чтения Ветхого Завета. Самый простой - читать от начала до конца, подряд. Кто-то делает это спокойно, а кто-то «застревает» в излишних подробностях древнего быта еврейского народа, например, описываемых в книгах Второзакония и Чисел. Если так, то можно их пропустить, потому что там действительно много того, что касается истории народа в большей степени, чем истории спасения человечества. Но желательно все-таки прочитать Ветхий Завет полностью.

Стоит ли его читать постоянно, ежедневно, так же, как Новый Завет, - это решать самому человеку. В Ветхом Завете тоже очень много назидательного и полезного. Такие книги, как Псалтирь, Притчи, книги Премудрости Соломона и Иисуса, сына Сирахова, целый ряд других - необыкновенно поучительны. Христиане первых веков, у которых еще не было той массы духовной литературы, которую мы имеем сегодня, вдохновлялись именно образами Ветхого Завета. Вспомним Великий канон преподобного Андрея Критского, который мы читаем во время Великого поста. Ветхий Завет был главным назидательным чтением христиан на протяжении многих столетий! Они видели в этих книгах самое главное, ведь сквозная линия, которая проходит через весь Ветхий Завет, - это взаимоотношения человеческой души и Бога. Там есть замечательные образцы, прекрасные примеры того, как нужно поступать человеку и как ни в коем случае нельзя.

Это глубокая и поучительная книга, в ней можно найти очень много смыслов. Жаль, что для современного человека Ветхий Завет постепенно «умолкает»: ему неинтересны, скажем, книга Премудрости Соломона или книги Маккавейские, где христианину можно почерпнуть много полезного.

― Владыка, следующий вопрос ― от нашего читателя: «Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: ″Каждый избери себе чтение отцов, соответствующее своему образу жизни″. Но ведь святоотеческая литература - это в основном монашеские книги. Можно ли и нужно ли их читать мирянам?».

Эти слова святителя Игнатия имеют несколько иной смысл. Здесь он говорит об аскетической литературе и проводит различение между книгами, предназначенными для отшельников, безмолвников и для тех, кто жил в общежительных монастырях. Как правило, наставления второго рода имеют общий характер, то есть годятся для любого человека, в том числе и для живущего в миру. Прежде всего, это первые три тома известного «Добротолюбия» - большой хрестоматии святоотеческой литературы, где собраны творения таких авторов, как преподобные Антоний Великий, Иоанн Лествичник, Ефрем Сирин, авва Дорофей. Будучи монахами и описывая монашеский опыт, они тем не менее создали книги, которые важны для каждого христианина, потому что очень точно описывают те внутренние процессы, что происходят в любой человеческой душе.

Возьмем, к примеру, «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника. Каждая глава в ней - это целое сокровище. Если человек, живущий в миру, прочитает ее, он возьмет столько, сколько сможет понести. Или книга аввы Дорофея - необыкновенно легкая, прозрачная, говорящая об основополагающих вопросах человеческой жизни, движениях человеческого сердца. Я убежден, что ее нужно прочитать каждому человеку, приходящему в Церковь. Может быть, после Евангелия именно с нее и надо начинать знакомство с христианством ― с тем, что оно представляет собой не в теории, а на практике.

Ведь, собственно говоря, что такое семья? Это такое же общежитие, как в монастыре, только маленькое. Трудно жить в общежитии, где много людей, но еще труднее жить вдвоем-втроем, потому что люди при этом всегда находятся вместе. Даже в монашестве жизнь в скиту, где меньше насельников, считается более высокой ступенью, чем жизнь в большом монастыре. В массе людей можно спрятаться, выбирать себе тех, с кем ты будешь общаться, и уклоняться от тех, с кем общаться сложно, не хочется или не интересно… Поэтому монашеская литература даже семейному человеку может сказать много важных вещей о том, как нужно жить и как относиться к тем, с кем ты живешь, с кем видишься постоянно. Это очень полезное чтение.

Следующий вопрос, думаю, очень важен для многих: «Уважаемый Владыка! Вы обладаете большим священническим и архиерейским опытом. Какую литературу можно посоветовать человеку, который хочет открыть для себя мир Православия? С каких авторов лучше начинать делать первые духовные шаги?»

Собственно говоря, я только что на него ответил ― это авва Дорофей, преподобный Иоанн Лествичник. Есть замечательный русский духовный писатель - святитель Феофан Затворник. Прежде всего, хочу посоветовать его письма к разным людям, они много раз издавались в наше время. Это удивительные письма ― необыкновенно простые и в то же время очень глубокие. У него есть несколько книг для мирян, для тех, кто жил той же жизнью, что и мы сегодня. Одна из самых известных так и называется: «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться».

В последнее время появились книги новых очень интересных авторов: прежде всего, греческих подвижников XX века. Из них самым известным является старец Паисий Святогорец. Его книги я рекомендовал бы прочитать всем, желающим узнать, что такое христианство в целом ― начиная от самых глубоких понятий и заканчивая какими-то внешними проявлениями, о которых мы часто даже не задумываемся. У старца Паисия есть очень хорошее сравнение. Он говорит: «Вот ты идешь по горной тропе, а сзади тебя идет брат. Если ты христианин, то, отведя ветку дерева от своего лица, ты задержишься и будешь ее держать, пока тот, кто идет за тобой, не пройдет мимо. А если ты ее отпустил и она ударила идущего за тобой ― ты не христианин». Ведь мы живем и порой не замечаем каких-то самых элементарных вещей! А христианином нужно быть во всем, начиная от поступков самых незаметных и, казалось бы, малозначащих.

Румынское православное христианство очень интересно, очень глубоко. Там было и есть много настоящих подвижников, один из них - известный старец Клеопа (Илие). Мне приходилось с ним встречаться, в свое время я бывал у него в монастыре Сихастрия. Много поучений румынских подвижников есть сегодня на портале Православие.ru. То, что публикуется, очень интересно и свидетельствует об очень глубоком опыте духовной жизни, адекватном святоотеческому.

Много всего можно прочитать. Но видите ли, в чем дело ― все мы люди очень разные: и те, кто читает книги, и те, кто их написал. И здесь действует известный закон ― подобное притягивается подобным. Скажем, кому-то нравится святитель Игнатий (Брянчанинов) настолько, что затмевает собой всех других авторов. А у меня, например, такое отношение к святителю Феофану Затворнику, а святителя Игнатия я читаю более отстраненно. Это не значит, что кто-то из этих авторов лучше, правильнее, а кто-то нет. Есть такое святоотеческое понятие ― чувствилища души. И вот эти чувствилища у разных людей на разные вещи откликаются по-разному.

Поэтому сначала, как я уже сказал, надо читать Священное Писание. Обязательно познакомиться с Новым Заветом ― это главное, а потом начинать читать святоотеческую литературу. И дальше уже в том море литературы, которое существует, стараться выбирать то, что находит наибольший отклик в твоем сердце.

Еще очень важно вот что. Когда я был молодым, книг не было, духовную литературу никто не издавал. Что-то можно было найти только в спецхранах или в частных библиотеках. Поэтому тогда прочитать, допустим, того же святителя Игнатия или Феофана Затворника было просто счастьем. И каждая такая книга переворачивала человека, меняла все его мировосприятие. Сегодня книг достаточно, есть люди, которые очень много читают ― но при этом не меняются внутри. Духовная литература должна иметь некое воздействие на человека: он должен меняться от этого чтения, должен обязательно пытаться воплотить в своей жизни то, что он прочитал. А сейчас часто бывает так: да, он читал, он вроде бы «в курсе», но при этом прочитанное никак не соотносится с его жизнью. Такое чтение ― пустая трата времени.

Новый Завет завершается книгой «Откровение святого Иоанна Богослова, или Апокалипсис». Это, пожалуй, самая сложная и таинственная книга Священного Писания. Нужно ли ее читать, ведь многое остается непонятным?

Апокалипсис надо прочитать. Достаточно сделать это один раз. Обязательно параллельно с чтением или после него познакомиться с толкованием. Классическое толкование на Апокалипсис, признанное всей Церковью,- это толкование святителя Андрея Неокесарийского. Оно много раз издавалось, есть оно и в Интернете. Собственно говоря, надо прочитать Апокалипсис и оставить его, потому что в этой книге ― тайны будущего века, которые не могут быть сейчас полностью понятными. Нам надо помнить, что этот мир придет к своему концу, но как-то особо рефлексировать над этой книгой не стоит. Недаром Церковь не ввела Апокалипсис в череду богослужебного чтения. Это единственная книга Нового Завета, которую мы не читаем в храме.

Нужно ли искать параллели между современными событиями и тем, что описано в Апокалипсисе? Сейчас многие пытаются это делать…

Вы знаете, при желании параллели с Апокалипсисом можно найти абсолютно в каждом из минувших 2000 лет от Рождества Христова. Всегда были и есть какие-то неблагоприятные тенденции, которые в их развитии могут привести к концу человеческого общества. Но как сказано в Писании, не наше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян. 1 , 7), поэтому рассуждать об этом не полезно для человека. Надо просто помнить всегда, что наш личный Апокалипсис, то есть окончание нашей земной жизни, может наступить в любую минуту. Вот это надо знать, к этому нужно готовиться и ради этого исправлять свою жизнь.

Интересный вопрос от нашего читателя: «Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих письмах неоднократно говорит, что духовная жизнь православного христианина должна быть чем проще, тем лучше. Как это понять

Это говорили очень многие святые отцы, начиная с древних и заканчивая почти нашими современниками. Помните известное выражение преподобного Амвросия Оптинского: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного»? Имеется в виду, что сам человек должен быть проще. Это в первую очередь евангельское требование: да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5 , 37). Простота в хорошем смысле ― открытость, отсутствие самокопания, каких-то постоянных метаний ― должна быть присуща каждому христианину. Знаете, ведь есть люди, которые не могут ни на что решиться, от важного и вплоть до мелочей. Но с этим качеством в себе нужно бороться. Если есть необходимость что-то сказать или сделать - скажи и сделай. Будет какая-то реакция ― дальше поступай сообразно тому, что получил в ответ. Еще простота как отсутствие хитрости, лукавства, изворотливости. Не та простота, которая хуже воровства, но простота как открытость человека к Богу и окружающим людям ― вот это правильная и хорошая простота, которая заповедана каждому из нас. Именно о ней говорят святитель Игнатий и многие другие святые.

Подготовила Наталья Горенок

Газета «Православная вера» № 24 (524), 2014 ; №1 (525), 2015

Каждый человек знает, что перед едой следует мыть руки, чтобы микробы не попали внутрь тела, вызывая болезни. Чтение канонического Евангелия не меньше нуждается в правильной подготовке. Как избавиться от суетных мыслей, которые как микроорганизмы тело заражают человеческую душу? перед чтением Евангелия. Она откроет сердце и внутренний мир христианина навстречу любви Господа, а также избавит от сомнений, укрепляя веру.

Как правильно читать канонические Евангелия

Согласно архимандриту Николаю, существует несколько правил ознакомления со Словом Божьим. Он указывает на то, что ум верующего просвещается и укрепляется только в том случае, если человек читает не все Евангелие за раз, а частями. После знакомства с одной главой следует задуматься, обсудить текст с родными и священником.

Семейное чтение благотворно действует на взаимодействие с близкими людьми, ведь в момент произнесения святых слов между людей ходят ангелы, а Господь и святые внимательно слушают. Бесы в ужасе уносятся прочь к тем, кто предается греху.

Молитва перед Евангелием

Чтение подобных текстов требует сосредоточения и смирения. Ощутите связь с Создателем через описание земной жизни его Сына. Чтение разных молитв можно сочетать. Первая же произносится до и после погружения в Новый Завет.

Настроиться на правильный лад поможет молитва до и после чтения Евангелия, составленная святителем Игнатием. Ее краткость не отнимает времени у святых текстов, но позволяет включиться в духовную работу. В ней молящийся просит помиловать его словами Божественного Евангелия, вселив в душу благодать.

Молитва святителя Иоанна Златоуста, вдохновленная для таких случаев, просит у Господа прозрения для понимания Божьего Закона. Святитель с младых лет проявлял интерес к Священному Писанию.

Другая молитва находится в конце 11-го стихословия раздела книги Псалтырь. Она укрепляет дух и веру, подготавливая человека к чтению Евангелия.

В эпоху суровых испытаний и холодных отношений между могущественными странами люди начинают искать утешения и поддержки в святых текстах. перед чтением Евангелия подготавливает душу к принятию духовной пищи, уберегая от греховных помыслов. Сохраняйте в чистоте не только физическое, но и нематериальное тело. Все взаимосвязано, и таким образом вы получите шанс избежать не только телесных, но и духовных болезней.

О важности чтения: Слово Божие — пища для души и тела.

В обязанность христианина входит каждый день не лягу спать, если не прочитаю:

1. Главу Евангелия (начиная с 1-ой главы Евангелия от Марфея до последней главы Евангелия от Иоанна);

2. Две главы из Апостола, начиная с Деяниях Святых Апостолов и кончая последней главой Апокалипсиса; причем последне 7 глав читаются по одной в сутки, в следствии чего чтение Евангелия и Апостола кончиться одновременно. Затем ежедневно читается по одной кафизме из Псалтири. Это правило так же устанавливалось и Оптинскими Старцами.

И так постепенно будет прочитываться весь Новый Завет, что и нужно. Как же можно жить по-евангельски не читая его? Когда мы молимся — мы беседуем с Богом, а когда читаем Евангелие, то Господь беседует с нами, открывая Свою волю, как нужно жить и спасаться.

А прочтете все — снова начинайте, и так всю жизнь. ;

Ежедневно в течении года в Церкви за богослужением звучит чтение из Святого Евангелия и Апостола определенное на каждый день года (их порядок можно посмотреть в Православном Церковном календаре или в Библии, в Указателе Евангельских и Апостольских чтений церковных). Так в течении года прочитываются все четыре Евангелия и весь Апостол. Святые отцы благословляли прочитывать эти чтения дома. Такое чтение имеет специальное название — рядовое чтение. Указанное рядовое чтение не следует путать с предлагаемым ежедневным чтение Евангелия, Апостола и Псалтири.

Перед чтение глав Апостола прочти сию молитву:

«Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего. Пришелец аз аз есмь на земли, не скрый от меня заповеди Твоя.» (Псалом 118, 18, 19)

Или, если можешь, то прочти сию молитву перед чтением духовных Святителя Иоанна Златоуста:

«Господи, Иисусе Христе, открытый мои очи сердечные, чтобы я, услыша Слово Твое, уразумел оное и исполнил волю Твою. Не скрый от мене заповеди Твоя, но отверзи очи мои, что-бы я уразумел чудеса от закона Твоего. Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоея! На Тя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом разума Твоего и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не в грех себе Жития Святых и Слово Твое прочитал, но во обновление и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи просвещение лежащих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный.»

А перед и после чтения Евангелия прочти сию молитву:

«Спаси, Господи, и помилуй раба твоего — (имя рек) словами Божественного Евангелия чтомыми спасении раба твоего. Попали, Господи, терние всех его согрешений, и да вселится в него благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.»

Молитвы для подобающего чтения Псалтири в Библии отсутствуют. Они (молитвы) даются либо в молитвословах, либо в Псалтири, изданной отдельной книгой.

А поскольку в Церкви чтение Евангелия, Апостола и Псалтири идет на церковно-славянском языке, то православному христианину желательно научиться читать и понимать их на этом же языке.

Примечания:

1. Все четыре Евангелия содержат 89 глав и прочитываются за квартал, поэтому в таблице начало каждого квартала совпадает с началом очередного чтения Евангелия. За год все четыре Евангелия и Апостол прочитываются 4 раза, а Псалтирь — 18 раз, причем чтение Евангелия и Апостола начинается и оканчивается одновременно.

2. В клетках даны по три надписи: верхняя — глава Евангелия, средняя — главы Апостола, нижняя — номер кафизмы.

3. Наличие в таблице незаполненных мест указывает на резервные дни, в которые чтение будет произвольно.

5. Вначале ежедневное чтение может состоять только из глав Евангелия, потом по мере сил, нужно прибавить главы Апостола и затем добавить кафизму Псалтири. Опытно познано — если случается пропускать чтение, то продолжать его лучше всего строго по таблице, а номера пропущенных глав записать и эти главы дочитывать потом постепенно.

При составлении памятки использованы:

1. В помощь кающимся. Из сочинений Епископа Игнатия (Брянчанинова). Оптина пустынь, 1991 — 15с.

2. Воронежский Епархиальный Вестник, 1992, №7(27) — 64с.

3. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по Церковным чтениям из Слова Божия. Издательство «Правило Веры». Москва, 1995 — 369с.

4. Полный Церковно-Славянский Словарь. Протоiерей Г. Дьяченко. Издательский отдел Московского Патриархата. Москва, 1993 — 1120с.

5. Прологъ въ поучениях. Часть I. Составилъ Протоiерей Викторъ Гурьевичъ. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992 — 441с.

Когда мы готовимся к слушанию или прочтению Нового Завета, необходимо просить у Бога помощи. Очень много случаев, когда верующие зачинали трактовать божественные книги по-своему и в результате отходили от православной веры.

Молитва перед чтением Евангелия, какую заповедали нам совершать святые отцы, может звучать в разных вариантах. Их смысл, как правило, сводится к одному — должно присутствовать прошение Богу о даровании разумения Святого Писания.

Например, одна их них, наиболее емкая: «Господи, просвети очи мои сердечные светом разума Святого Евангелия Твоего».

Распространена молитва Игнатия Брянчанинова перед чтением Евангелия: «Спаси Господи и помилуй рабов Твоих (имена) словами Божественного Евангелия, чтомыми о спасении рабов Твоих. Попали Господи, терние всех их согрешений, и да вселится в них благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. »

Понятна и осмысленна будет молитва до и после чтения Евангелия, если ее выстроить по такой схеме:

  • читать перед чтением Божественного Откровения молитвуо просветлении ума и даровании разумения Божественных Словес;
  • после прочтения Святого Письма исполнять правило Игнатия Брянчанинова, в котором возносится прошение об очищении грехов всех тех, за кого читалось Святое Евангелие.

Большинство верующих поступает именно таким образом. Главы Божественного Писания входят в молитвенное правило, совершаемое верующими православной церкви каждодневно. Поэтому очень важно молитвы перед чтением Евангелия дома выполнить подобающим образом.

Есть множество книг, которые наполняют наши книжные полки. Личная библиотека имеется почти у каждого.

По тем книгам, которые находятся в ней, можно с большой долей вероятности вынести суждение о человеке, их владельце. О том, кто он, о чем думает и мечтает, к чему стремится, какова его жизнь.

Большинство книг, которые есть у нас, достаточно прочитать один раз, и больше мы к ним никогда не возвращаемся.

Но есть такие, к которым мы обращаемся снова и снова, читая их на протяжении всей своей жизни. Божественное Откровение – самая главная книга любого христианина. Ее можно сравнить с воздухом, пищей, которые необходимы нам каждый день, чтобы жить и молиться Богу. Она ведет, вдохновляет, поддерживает на трудном пути и к вечности и не дает свернуть с него.

Библия была настольной книгой у многих выдающихся людей. Ее читали и перечитывали помногу раз Достоевский, Пушкин, Гоголь, Менделеев, Павлов и другие не менее знаменитые личности. В дореволюционной России при окончании какого-либо учебного заведения выпускникам выдавался вместе с аттестатом томик Евангелия, как напутствие и руководство на дальнейшую жизнь.

Библия является Божественным Писанием. А это означает, что каждая его строчка наполнена особой духовной силой, которая способна изменять и просвещать нашу жизнь. У каждого из нас бывают такие дни, периоды, когда кажется все наполненным только тьмой.

Казалось бы, нет просвета, тоска и безысходность вокруг нас. И вот, как только мы приступаем к перечитыванию Откровения, духовный свет начинает озарять наш жизненный путь.

Избавление от страстей

Через Божественные Книги сам Господь начинает действовать в нас, в нашей жизни.

Есть многочисленные свидетельства, рассказывающие о том, как Высшая Сила помогала верующему справиться с какими-то его дурными навыками, греховными привычками.

Так один человек долгое время страдал алкоголизмом и не мог избавиться от этого пагубного пристрастия, для чего он обращался к врачам, пытался бороться с этой привычкой напряжением своей собственной воли, но все попытки эти оказывались неудачными.

И однажды он приехал в монастырь посоветоваться со старцем, как ему быть, чтобы преодолеть этот грех.

Старый монах посоветовал ему каждый раз, как будет возникать тяга к чему-то злому, греховному, брать в руки томик Святой Книги и начинать раз за разом перечитывать его. Так и поступил этот человек.

Когда появлялась тяга к спиртному, и рука тянулась зарюмкой, прежде, чем сдаться и уступить пагубной страсти, он начинал перечитывать Святое Письмо. И происходило чудо. Как только он дочитывал главу, обнаруживал, что страсть, так мучавшая его, либо угасает совсем, либо ослабевает и становится незначительной.

О том, как Слово Божье изменяло жизнь человека известно много примеров. Поэтому следует не забывать и как можно чаще обращать свой взор к Священному Писанию, перечитывать его каждый день, чтобы свет Божественного Откровения озарял нас.

И чтобы через прочтение этой Святой Книги всегда Господь пребывал с нами, и житие наше было наполнено его светом. Молитва перед чтением будет как ничто другое содействовать и помогать этому.

Как правильно читать Евангелие

Сегодня у каждого человека есть возможность купить себе Библию, открыть ее и начать листать страницы, перечитывая их вновь и вновь. Но всегда ли будет это спасительным? Если мы совершаем это наспех, без должного приготовления и душевного настроя, глубоко не погружаясь в смысл изложенного, то вряд ли.

Недопустимо вести себя по отношению к Святому Письму как обычному роману или детективу, перечитывая где-нибудь в метро или коротая время в автобусе. Листая священные страницы между делом, наспех и без определенных внутренних усилий, мы вряд ли что-либо поймем.

Хорошо иметь в своей библиотеке разъяснения Божественного Откровения:

  1. Феофилакта Болгарского.
  2. Иоанна Златоуста.
  3. Епископа Михаила.
  4. Феофана Затворника и других.

Святые подвижники, просиявшие в церкви своими подвигами, считают, что лучше перечитывать Писание, сверяясь с православным календарем. В нем есть каждодневные указания, какие стихи (отрывки) из Нового Завета включены в богослужебный круг.

Так, вместе со всей церковью мы в течение года прочитываем четыре Евангелия. Благодаря этому, Новый Завет открывается с совершенно иной стороны. Мы перестаем видеть и воспринимать только событийную, историческую канву Божественного Откровения. Начинает открываться его глубинный духовный смысл.


Евангелие - это путь, руководство к действию. Именно так следует воспринимать заповеди, данные Христом. Их необходимо исполнять, ими нужно жить каждую минуту.

Не следует искать одного только услаждения, даруемого Святым Духом каждому, кто прикасается взглядом и мыслью к Божественному Писанию.

Нужно стремиться узреть непогрешительную Истину, сокрытую в словесах Божественного Откровения. Воспринимать прочтение святых книг как обращение Бога к нам всем и каждому лично.

Внимание! При чтении Евангелия,как церковном, так и келейном, необходимо стоять, преклонив голову.
В домашней обстановке при недостатке физических сил или сильной усталости, можно опуститься на колени и в благоговейной позе внимать словесам самого Бога. Молитва перед чтением Евангелия, как правило, должна всегда сопровождать этот таинственный акт.

Как читать дома

Если вы получили благословение духовника или сами пришли к такому решению под влиянием чтения духовной литературы, слушания проповедей, необходимо помнить, что прочитывать следует по целой главе, не оставляя на завтра ее завершение. По совету прославленных подвижников в ежедневные молитвы, совершаемые православными верующими, должны войти деяния, а также послания апостолов.

Еще есть один способ, как читать Евангелие дома.Подобный этому путь избирают многие православные христиане.

Прочитывается одна глава полностью и одна или несколько, по желанию или в соответствии с благословением духовника, глав Апостола в день.

Прочитывать нужно все по порядку, от начала до самого конца, а затем возвращаясь и снова все повторяя.

Не следует хаотично открывать первую попавшуюся страницу и читать все, что попадается на глаза, или больше всего приглянулось. Должно быть постепенно упорядоченное, глава за главой, чтение Святого Писания.

Только в таком случае в сознании человека сформируется ясная четкая картина всех происходивших библейских событий.

При чтении Святого Откровения нельзя вести себя как-то слишком свободно, раскованно. Это все-таки хоть и совершаемый самостоятельно, домашний, но богослужебный акт. Поэтому и внешний вид молящегося (-ейся), и поведение должны соответствовать происходящему.

Не нужно уподобляться сектантам, которые настолько умалили Святое Письмо, что читают его чуть-ли не сидя на нужнике. Непочтение к Богу – это великий грех.

Стояние на молитве или прочтении Божественного Письма порождает в человеке благоговение. От этого становится больше сосредоточенность. С другой стороны, если тяжело, в келейной молитве можно дать себе послабление и почитать сидя.

Исключительно для того, чтобы легче было сосредоточиться на смысле Священного Писания, а не отвлекаться, переминаясь с ноги на ногу. Но сидеть также необходимо с благоговением, а не раскинувшись в слишком свободной и неподобающей к этому случаю позе.

Внимание! Если посетила какая-нибудь скорбь или неприятность, не растеряться и найти благоразумный выход в трудной ситуации очень помогают молитвы перед чтением Евангелия дома, а также слушание и внимание Святому Письму.

Полезное видео

Подвести итоги

Верующие и многие люди, абсолютно нерелигиозные, признают Библию источником высочайшей культуры и духовности для всего человечества.

Божественное Откровение преподносит нам основополагающие нравственные истины, которые давно уже утрачены и о них совершенно забыли в непрестанной гонке за материальными благами, прогрессом и собственным комфортом.

Евангелие – это целый ряд сочинений, в которых рассказывается про Иисуса Христа, о его жизни и деяниях на земле. Библия (Новый Завет) состоит из четырех частей Евангелие, перед тем, как приступить к чтению и после окончания любой из частей необходимо читать молитву.

Чтения Евангелие можно проводить, как дома, так и в храме, одному или в группе людей. Главное верить написанному и правильно понять суть того, что хотели донести читателю.


Что такое Евангелие

В переводе данное слово означает «Добрая весть». Для многих читателей Евангелие действительно приносит добрые вести, так как человек получает уникальную возможность познать и полюбить Бога. При его чтении человек освобождается от греха и от наказания за грехи.

В Евангелии можно выделить такие главные положения:

  1. Бог сотворил все, что нас окружает, в том числе и людей.
  2. Бог безупречно свят, он не может иметь грехов.
  3. Бог требует от людей идеального послушания, так как он является создателем всего человечества.
  4. Вечное наказание за сделанные грехи.
  5. Возможность спасения добрыми делами.
  6. Воскрешение Христа.
  7. Доверие Христу, как самому себе, готовность идти за ним в любой ситуации.


Как правильно читать Евангелие

Чтобы человек получал максимальную пользу от данного чтения – это необходимо делать правильно. Молитва перед чтением Евангелие крайне важна, и не столь важно, где оно происходит дома или в другом месте. Многие священники считают, чтобы данная процедура принесла пользу, необходимо придерживаться некоторых несложных правил.

  • Серьезное отношение к делу. Если уж человек взялся изучать библию, то он должен искренне верить тому, что там написано, предвзятое отношение к чтению не даст никаких результатов.
  • Желание. Необходимо хотеть читать Евангелие и только в таком случае человек поймет, про что на самом деле там написано, но каждый понимает его по-своему. Ведь это не художественная литература, а святое письмо.

Можно читать, как одному, так и сообща, но обязательно нужна молитва перед чтением Евангелие, она может быть за своих близких или родных. Если человек взялся читать Библию, то в день необходимо проходить, как минимум одну главу, крайне не рекомендуется прерывать чтение посредине главы.

Очень часто, чтобы лучше понять суть прочитанного, люди могут конспектировать отдельные пункты. По всем церковным правилам, читать Евангелие необходимо стоя, но если это происходит дома, то можно сидя, так как человек должен полностью отвлечься от всего постороннего и погрузиться в то, что он читает. Если человек слушает Евангелие, находясь в храме, то это делается стоя, с опущенными руками.


Зачем нужна молитва перед чтением Евангелие

Святые отцы считают, если не произнести молитвы перед чтением, человек может не понять сути того, что написано, и тем самим, будет введен в заблуждение. Также люди произносят молитву, чтобы высшие силы защищали их родных и близких.

Зачастую люди, которые только начинают знакомство с Евангелием не понимают истинной сути написанного. В таком случае необходимо ходить на чтения в храм, после прочитанной главы, священник в подробностях рассказывает о том, что написано в ней.

Также в храме проводится молитва Игнатия Брянчанинова перед чтением Евангелие. Она является очень сильной и человек лучше понимает суть прочитанного. Главное, читать каждый день и только тогда придет понимание.

Молитвы перед и после чтения Евангелие

Молитва перед началом чтения Евангелие

Возсия́й в сердца́х на́ших, Человеколю́бче Го́споди, Твоего́ богове́дения нетле́нный све́т, и мы́сленная на́ша отве́рзи о́чи во ева́нгельских Твои́х пропове́даний разуме́ние, вложи́ в на́с и блаже́нных Твои́х за́поведей стра́х, да плотски́я по́хоти вся́ попра́вше, духо́вное жи́тельство про́йдем, вся́ я́же ко благоугожде́нию Твоему́ и му́дрствующе и де́юще. Ты́ бо еси́ просвеще́ние ду́ш и теле́с на́ших, Христе́ Бо́же, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Всесвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Молитва после чтения Евангелие

Сла́ва Тебе́, Го́споди Царю́, Сы́не Бо́га жива́го, сподо́бивый мя́ недосто́йнаго Боже́ственная Твоя́ словеса́ и гла́с Свята́го Ева́нгелие Твоего́ слы́шати; си́м у́бо влады́чним Твои́м гла́сом, укрепи́ мя́ в покая́нии настоя́щия сея́ жи́зни прейти́ но́щь, от вся́каго избавля́я мя́ наве́та и зло́бы ви́димых и неви́димых вра́г: Ты́ бо еси́ еди́н си́льный, и ца́рствуяй во ве́ки. Ами́нь.

Заключение

Все люди, жаждущие быть ближе к Господу, должны читать каждый день по одной главе Евангелие. Обязательно необходимо проводить молитву до и после чтения, только так человек может правильно понять суть написанного. К данному действию нужно подходить с верой в сердце, нельзя относиться к Святому письму скептически.

Молитва перед чтением Евангелие was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub