Икона нерукотворный образ господа иисуса христа. «Спас Нерукотворный» — икона особо почитаемая православными христианами на Руси

Великой для верующих является икона «Спас Нерукотворный» – один из самых первых православных изображений, где представлен лик Христа. Значимость этого образа приравнивается к распятию. Есть несколько списков, представленных известными авторами.

«Спас Нерукотворный» – история происхождения

Многие люди задавались вопросом, откуда взялось изображение лика Христа, если о нем ничего не сказано в Библии, а церковное придание сохранило минимум описаний внешности? История иконы «Спас Нерукотворный» указывает, что подробности о лике донес до людей римский историк Евсевий. Правитель города Эдесса Авгарь был серьезно болен, и он послал к Христу художника, чтобы тот написал его портрет. У него не получалось справиться с поставленной задачей, поскольку его ослепляло божественное сияние.

Тогда Иисус взял полотно (убрус) и отер им свое лицо. Здесь случилось чудо – на материю передался отпечаток лика. Изображение носит название «нерукотворной», поскольку оно было создано не руками человека. Вот так появилась икона именуемая «Спас Нерукотворный». Художник отвез ткань с ликом царю, который, взяв ее в руки, исцелился. С того времени изображение сотворило много чудес и продолжает это дело до сих пор.

Кто написал «Спас Нерукотворный»?

Первые списки иконы стали появляться сразу после установления христианства на Руси. Считается, что это были византийские и греческие копии. Икона «Спас Нерукотворный», автор которой был сам Спаситель, хранилась у царя Авгаря, и ее описание дошло к нам благодаря документам. Есть несколько важных деталей, на которые стоит обратить внимание, рассматривая портрет:

  1. Материя с отпечатком была натянута на деревянную основу и этот образ является единственным изображением Иисуса, как человеческой личности. На других иконах Христос представлен или с какой-то атрибутикой, или совершающим определенные действия.
  2. Образ «Спаса Нерукотворного» в обязательном порядке изучается в школе иконописцев. Кроме этого, они должны сделать список в качестве первой самостоятельной работы.
  3. Только на этой иконе Иисус представлен с нимбом замкнутого типа, что является символом гармонии и указывает на завершенность мира.
  4. Еще один важный нюанс иконы «Спас Нерукотворный» – лицо Спасителя изображено симметрично, вот только глаза немного скошены на бок, что делает образ более живым. Изображение симметрично не просто так, поскольку оно указывает на симметричность всего, что создано Богом.
  5. Лицо Спасителя не выражает ни боли, ни страданий. Смотря на образ можно увидеть , равновесие и свободу от каких-либо эмоций. Многие верующие считают его олицетворением «чистой красоты».
  6. На иконе представлен потрет, но на картинах изображают не только голову, но и плечи, а здесь они отсутствуют. Эту деталь трактуют по-разному, так считается, что голова указывает на главенство души над телом, а еще это служит напоминанием о том, что главным для церкви является Христос.
  7. В большинстве случаев лик изображается на фоне ткани с разными видами складок. Есть варианты, когда портрет представлен на фоне кирпичной стены. В некоторых традициях полотно держится на крыльях ангелов.

«Спас Нерукотворный» Андрей Рублев

Известный художник представил миру большое количество икон и важное значение для него имел образ Иисуса Христа. У автора есть свои легко узнаваемые черты, например, мягкие переходы света в тень, которые полностью противоположны контрастам. Икона «Спас Нерукотворный», автор которой Андрей Рублев, подчеркивает необыкновенную мягкость души Христа, для чего использовалась нежная теплая гамма. Из-за этого икону называют «светоносной». Образ, представленный художником, был противоположным византийским традициям.

«Спас Нерукотворный» Симон Ушаков

В 1658 году художник создал свое самое известное произведение – лик Иисуса «Спас Нерукотворный». Икона была написана для монастыря, расположенного в Сергиевом Посаде. Она имеет небольшие размеры – 53х42 см. Икона Симона Ушакова «Спас Нерукотворный» была нарисована на дереве с использованием темперы и автор применял для написания художественные приемы характерные для того времени. Образ выделяется полной прорисовкой черт лица и светотеневой передачей объема.

В чем помогает икона «Спас Нерукотворный»?

Великий образ Иисуса Христа может стать верным защитником людей, но для этого нужно установить с ним молитвенный диалог. Если интересует, от чего защищает икона «Спас Нерукотворный», тогда стоит знать, что она оберегает от многочисленных заболеваний и разного негатива, направленного на человека со стороны. Кроме этого, молиться перед образом стоит о спасении души, за близких людей и детей. Искренние обращения помогут улучшить благосостояние, и справиться с разными мирскими делами.

Молитва «Спасу Нерукотворному»

Обращаться к образу можно своими словами, главное, делать это от чистого сердца. Самая простая молитва, которая известна каждому верующему человеку – «Отче наш». Она была дана людям самим Иисусом во время его земной жизни. Есть и другая простая молитва «Спасу Нерукотворному», текст которой представлен ниже. Читайте ее каждый день в любое время, когда требует того сердце.


Акафист «Спасу Нерукотворному»

Хвалебный гимн или акафист, как и используется для того, чтобы обратиться к Высшим силам за помощью. Его можно читать самостоятельно в домашних условиях. Акафист «Спасу Нерукотворному», текст которого можно просто слушать, помогает избавиться от дурных мыслей, получить невидимую поддержку и поверить в себя. Учтите, что петь его необходимо стоя, за исключением особых случаев (когда есть проблемы со здоровьем).

В православной церкви одним из наиболее известных и почитаемых образов является икона Спаса Нерукотворного. Её история восходит к временам Нового Завета, когда Спаситель исполнял своё земное служение. Предание о возникновении первого нерукотворного образа излагается в книге, именуемой Четьи Минеи. Вот что она рассказывает.

История иконы "Спас Нерукотворный"

Древний правитель Авгарь Ухама V заболел проказой. Понимая, что спасти его может только чудо, послал к Иисусу Христу своего слугу по имени Ханнан с письмом, в котором просил Его прийти к нему в город Едессу и исцелить его. Ханнан был искусным художником, поэтому ему было поручено, в случае если Христос не пожелает прийти, написать Его портрет и принести правителю.

Слуга застал Иисуса окружённым, по обыкновению, толпой людей. Чтобы лучше разглядеть Его, Ханнан залез на высокий камень, устроившись там, принялся рисовать. Это не скрылось от всевидящего ока Господня. Зная намерения художника, Иисус потребовал воды, омыв Свой лик, вытер его платом, на котором чудесным образом сохранились Его черты. Этот нерукотворный портрет Господь передал Ханнану и повелел отправить пославшему его Авгарю, добавив, что Сам не придёт, так как ему надлежит исполнить возложенную на Него миссию, но пришлёт к нему одного из Своих учеников.

Исцеление Авгаря

Когда Авгарь получил драгоценный портрет, то тело его очистилось от проказы, но на лице её следы ещё остались. Избавил от них правителя святой апостол Фаддей, который пришёл к нему по повелению Господа.

Исцелённый Авгарь уверовал во Христа, принял святое крещение. Вместе с ним крестились и многие жители города. Плат с образом Спасителя он повелел прикрепить к доске и поместить в нише городских ворот. Так появилась первая икона "Спас Нерукотворный".

Значение этого события очень велико. Христиане обрели образ, порождённый не фантазией смертного человека, а волею Творца. Однако прошли годы, и один из потомков Авгаря впал в идолопоклонство. Чтобы спасти драгоценный образ, епископ Едессы приказал замуровать нишу, в которой он находился. Так и сделали, но перед тем, как положить последний камень, зажгли перед ним лампаду. Суета мирская заполонила умы горожан, и чудный образ был забыт на долгие годы.

Второе обретение образа

Икона Спаса Нерукотворного провела в нише долгие годы. Только в 545 году, когда город был осаждён персами, случилось чудо. Епископу города было явление Пресвятой Богородицы, сообщившей, что от врагов их избавит только икона Спаса Нерукотворного, замурованная над воротами города. Срочно разобрали кладку, обрели Нерукотворный Образ, перед которым по-прежнему горела лампада. На глиняной же доске, которая закрывала нишу, чудесным образом появилось точно такое же изображение Спасителя. Когда горожане совершили крестный ход с обретённой святыней, персы отступили. Таким чудесным образом город избавила от врага икона "Спас Нерукотворный". Описание этого события донесло до нас Священное предание. Оно в памяти каждого, кто знаком с христианской литературой.

Через восемьдесят с лишним лет Едесса стала арабским городом. Сейчас эта территория принадлежит Сирии. Однако почитание святого образа не прерывалось. Всему Востоку было известно, что молитва иконе "Спас Нерукотворный" творит чудеса. Исторические документы свидетельствуют о том, что уже в 8 веке все христиане Востока отмечали праздники в честь этого святого образа.

Перенесение образа в Константинополь

В середине 10-го века благочестивые византийские императоры выкупили святыню у правителя города Едесса и торжественно перенесли её в Константинополь, в Фаросский храм Богоматери.

Там в течении более трёхсот лет и находилась икона "Спас Нерукотворный". Значение этого факта состоит в том, что если прежде она была в руках мусульман, то теперь стала достоянием христианского мира.

О дальнейшей судьбе образа информация противоречива. По одной версии, икона была вывезена крестоносцами после захвата ими Константинополя. Однако корабль, на котором её пытались доставить в Европу, попал в шторм и затонул в Мраморном море. Другая версия указывает на то, что хранится она в Генуе в монастыре святого Варфоломея, куда была вывезена в середине 14-го века.

Различные типы образа

Изображение, появившееся на глиняной доске, закрывавшей нишу, в которой был замурован образ, стало причиной того, что теперь икона Спаса Нерукотворного представлена в двух вариантах. Существует изображение Пречистого Лика на убрусе, он так и называется «Убрус» (в переводе - платок), и без убруса - «Чрепие». Оба типа икон в равной степени почитаются православной церковью. Надо заметить, что западная иконография представила ещё один тип этого образа. Он называется «Плат Вероники». На нём Спаситель изображён на плате, но в терновом венце.

Рассказ будет неполным, если не коснуться истории его появления. Этот вариант образа связан со Страстями Христовыми, а точнее, с эпизодом несения креста. По западной версии, святая Вероника сопровождая Иисуса Христа на его крестном пути на Голгофу, отирала Его лицо от капель крови и пота льняным платком. Пречистый лик Спасителя отпечатался на нём, сохранив черты, присущие Ему в тот момент. Поэтому в данной версии Христос изображён на плате, но в терновом венце.

Ранние списки образа на Руси

Первые списки с иконы Спаса Нерукотворного попадают на Русь сразу после установления христианства. Это были, судя по всему, византийские и греческие копии. Из самых ранних, дошедших до нас образов данного иконографического типа можно назвать Новгородский Спас Нерукотворный. Автор иконы придал в нём лику Христа необыкновенную глубину и одухотворённость.

Особенности письма ранних икон

Особенностью древнейших икон подобной тематики является чистый фон, на котором изображён святой лик. Отсутствуют складки платка или фактурные детали глиняной доски (а в некоторых случаях кирпичной кладки), закрывавшей первоначальный образ. Все эти детали появляются не раньше второй половины 13-го века. Начиная с 14-15-го веков в русскую традицию входит изображать фигуры ангелов, держащих верхние концы платка.

Почитание образа в России

На Руси этот образ всегда был одним из самых почитаемых. Именно его изображали на боевых знамёнах русской армии. Особенное поклонение ему как чудотворному образу началось после того, как в 1888 г. под Харьковом произошло крушение царского поезда. Находившийся в нём император Александр III чудесным образом спасся от неминуемой гибели. Принято считать, что это произошло благодаря тому, что при нём была копия Спаса Нерукотворного.

После этого чудесного избавления от смерти высшим церковным руководством был учреждён специальный молебен, прославляющий чудотворную икону. В повседневной жизни святой образ по молитвам, обращённым к нему с верою и смирением, несёт людям исцеление от недугов и дарование просимых благ.

Название Спасской башни Московского кремля и одноимённых ворот напрямую связаны с этой иконой. До 1917 года она находилась над воротами с их внутренней стороны. Это был список с чудотворный иконы, доставленной из Вятки в 1647 году. Позднее её поместили в Новоспасском монастыре.

В христианской традиции особое значение этого образа связано с тем, что он рассматривается как материальное доказательство истинности воплощения Спасителя в образе человека. В эпоху же иконоборчества это было важнейшим аргументом в пользу сторонников иконопочитания.

Немногие задумывались над тем, откуда вообще возникли иконы. Почитание их настолько прочно вошло в православную традицию, что кажется, так было всегда. В истории христианства самой первой иконой стал «Спас Нерукотворный». Этот образ имеет очень интересную историю и глубокое богословское значение.


Возникновение первого образа

Церковное предание сохранило немного описаний внешности Христа, а в Библии об этом вообще не сказано ни слова. Но откуда тогда взялось изображение того лика, который всем хорошо знаком? Историю иконы «Спас Нерукотворный» донес до нас во всех подробностях римский историк Евсевий, ученик Памфила, родом из Палестины. Множество сведений о жизни того периода известно именно благодаря его трудам.

Слава Христа была настолько велика, что приходили к Нему даже из других стран. Вот и правитель г. Эдесса (на территории современной Турции) послал к нему человека с письмом. Авгарь был уже стал, его мучила болезнь ног. Христос обещал послать одного из своих учеников, чтобы помочь царю и просветить его народ светом Евангелия. Рассказывает об этом случае также Ефрем Сирин.

Авгарь отправил к Христу и художника, но тот был настолько ослеплен божественным сиянием, что просто не смог написать портрет Спасителя. Тогда Христос передал царю в качестве подарка полотно (убрус), которым отер лицо. На плате остался отпечаток лика - поэтому он называется нерукотворным - потому что сотворен не человеческими руками, а божественной силой (как Туринская плащаница). Так возникла первая икона - еще при жизни Спасителя. Послы доставили ткань в Эдессу, где она стала городской святыней.

После вознесения Христа туда отправился апостол Фаддей - он исцелил Авгаря, совершил еще много чудес и обратил местных жителей в христианство. Об этих событиях свидетельствует другой историк - Прокопий Кесарийский. А Евагрий из Антиохии повествует о том, как образ чудом избавил жителей города от вражеской осады.


Дальнейшая судьба чудесного плата

Сделавшись христианами, жители Эдессы повесили образ Спаса Нерукотворного (он еще называется Мандилион) над городскими воротами. Когда один из потомков Авгаря сделался язычником, благочестивые христиане заложили икону кирпичом, чтобы сберечь от поругания. Образ настолько долго скрывался, что о нем забыли. Во время очередной осады, уже в 6 в., епископ увидел видение, где ему было открыто нахождение святыни. При разборе кладки было обнаружено, что лик перешел и на кирпичи.

Мандилион был перенесен в собор, откуда выносился лишь 2 раза в году. Традиции прикладываться к святыням тогда не существовало, и даже приближаться к образу было запрещено. В конце 1 в. византийская армия осадила город, в обмен на мир было предложено отдать чудесное изображение Спасителя. Жители города согласились. Так икона Спас Нерукотворный попала в Константинополь. Этот день теперь является церковным праздником.

В 1011 г. неизвестным художником западной школы был сделан список, попавший в Рим. Хранился он в особом алтаре и назывался «вера эйкон» - истинный образ. Позже он стал известен под названием «Плат Вероники» и оброс собственными легендами. Таким образом Спас Нерукотворный имел большое значение и для развития западной иконографии.

К сожалению, оригинальный Мандилион не дошел до наших дней. Он был похищен во время одного из крестовых походов (1204 г.) - легенда гласит, что корабль, где находилась икона, пошел ко дну. Однако, те списки, которые хранятся в Ватикане (капелла Санта-Матильда) и Генуе считаются довольно точными.


Как выглядит Спас Нерукотворный

Описание иконы, хранившейся у царя Авгаря, дошло до нас благодаря историческим документам. Материя с отпечатком Лика была натянута на деревянную основу. Это единственный образ, который изображает Христа как человеческую личность. Другие изображения Спасителя делаются с атрибутикой, либо Господь совершает некие действия. Здесь же показан «портрет», лицо Христа, не дается «видение» автора, а представлен Образ, как он есть.

Чаще всего встречается Спас на убрусе - лик изображается на фоне полотенца, с разными видами складок. Плат, как правило, белого цвета. Иногда лик изображается на фоне кирпичной кладки. В некоторых традициях полотенце держится за края летящими Ангелами.

Уникальность образа - в зеркальной симметрии, которую нарушают только глаза. Они немного скошены, что делает выражение лица более одухотворенным. Новгородский список считается античным воплощением идеальной красоты. Помимо симметрию, важную роль тут играет отсутствие эмоций - возвышенная чистота, духовный покой, которыми обладает Спаситель, как бы передаются и тому, кто смотрит на икону «Спас Нерукотворный».

Роль и значение образа в христианстве

Трудно переоценить значение иконы Спас Нерукотворный - его чудесное появление стало очень весомым аргументом в период иконоборчества. По сути, это основное доказательство того, что лик Христа может изображаться и пользоваться почитанием верующих, как возможность вознести хвалу Первообразу.

Именно оставшийся на ткани отпечаток стал одним из главных типов иконографии, который напоминает о божественном начале иконописи. Сама по себе она в первые века имела, в том числе, описательную функцию - библейские рассказы оживали перед глазами неграмотных христиан. К тому же книги, в том числе и Священное Писание, долгое время были очень большой редкостью. Также вполне понятно желание верующих иметь зримое воплощение Христа.

Изображение только лица Спасителя должно напоминать верующим, что их спасение возможно только в случае установления личных отношений с Христом как с Богочеловеком. Без этого никакие церковные обряды не могут служить «пропуском» в царство небесное. Взгляд Христа направлен прямо на зрителя - призывая каждого конкретного человека пойти за Собой. Созерцание иконы Спас Нерукотворный помогает понять, в чем заключается смысл христианской жизни.

В чем помогает Спас Нерукотворный

Каким же образом верующий может установить контакт с Богом? Чтобы икона Спас Нерукотворный стала настоящей защитницей, надо вести молитвенный диалог с Господом. В молитве человек высказывает свои прошения, надежды, даже обиды на близких выслушает Всевышний - только не должны они быть высказаны со злостью…

Образ Спасителя обязательно должен быть в каждом христианском доме. Просить у Него можно о чем угодно:

  • о помощи близким;
  • за детей;
  • о крепком здоровье;
  • о благосостоянии;
  • о помощи в работе, любых мирских делах.

Нельзя применять иконы при ворожбе, использовать их в разных магических ритуалах. Истории известны случаи, когда для магов такие попытки заканчивались очень плохо.

Какие молитвы лучше подходят для того, чтобы произносить их перед иконой «Спас Нерукотворный»? Прежде всего - «Отче наш», молитва данная людям самим Иисусом Христом во время земного пути. Каждый день должен начинаться с нее, даже перед приемом пищи истинно верующие люди читают ее, чтобы поблагодарить Господа за то, что у них есть. Перед тем, как уснуть, тоже можно прочитать, чтобы успокоить ум, очистить душу.

Где находятся иконы Спасителя

Хотя в России никогда не было оригинального Мандилиона, имелись списки, прославленные чудотворениями. Один из них долго находился в Новоспасском монастыре (возле Таганки), прославившимся как усыпальница семейства Романовых. Хотя первое чудо было явлено в г. Вятка, вскоре чудесная икона была торжественно перенесена в столицу. Случилось это в январе 1647 г.

Поначалу образ Спаса Нерукотворного находился на одной из башен Кремля, но в этом же году отправился в Спасо-Преображенскую церковь. Вот некоторые из чудес, совершенных по молитвам у вятской иконы:

  • прозрел полностью слепой мужчина;
  • помощь в подавлении бунта С. Разина;
  • крестный ход с иконой помог остановить пожар 1834 г.;
  • множество исцелений во время эпидемии холеры.

В годы революции чудотворный оригинал был утерян. На месте прежнего образа в настоящее время находится список.

Удивительный памятник российской культуры - Храм образа Спаса Нерукотворного в Абрамцево. Небольшая изящная церковь создана совместными усилиями В. Васнецова, В. Поленова, И. Репина. Они создали проект здания, иконостас, все убранство, написали иконы, даже выложили мозаикой пол. Росписи на окнах принадлежат М. Врубелю. Храм освящен в 1882 г. Проехать из Москвы можно электричкой до станции «Хотьково».

Самая древняя в России икона Спас Нерукотворный относится к 12 в., написана в новгородской манере. Изображение плата на ней отсутствует, т.к. образ воспроизводит лик Спасителя, чудесно проявленный на кирпичах (в Эдессе). По мнению специалистов, данный извод может быть очень близок к оригиналу, появившемуся на убрусе. Хранился образ в Кремле, сейчас находится в Третьяковской галерее.

Молитва иконе

Тропарь, глас 2

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Молитва

О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих, Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О Всемилостивый Господи, Спасителю наш! Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом, славити не престанем во веки веков.
Аминь.

Рассказывают, что случилось это во время земной жизни Спасителя. Правитель города Едессы князь Авгарь был тяжело болен. Услышав о бесчисленных исцелениях, которые совершил Иисус Христос, Авгарь захотел взглянуть на Спасителя. Он послал живописца, чтобы тот нарисовал лик Христа.

Однако художник не смог выполнить поручение. От лица Господа исходило такое сияние, что кисть мастера не могла передать Его Свет. Тогда Господь, умывшись, отер пречистый лик Свой полотенцем, и на нем чудесно отобразился Его Образ. Получив Образ, Авгарь исцелился от своей болезни.


Икона Спаса Нерукотворного на лицевой стороне мощевика - величайшая святыня христианского мира,
утрачена в 1204 году при разграблении Константинополя крестоносцами.
По Преданию, она чудесным образом запечатлелась на куске ткани, которым Господь вытер лицо после омовения. Иисус Христос отдал Свое изображение слуге едесского царя Авгаря, больного проказой. Образ исцелил царя и сделал христианином. Чудо исцеления Нерукотворным образом было первым, совершенным не Самим Господом, а Его изображением. Оно стало знамением святости изображений Церкви, чудотворности Ее икон.
По традиции, икона «Спас Нерукотворный» - первый из образов, который доверяют писать иконописцу, прошедшему ученичество.

Иногда этот образ, как и целый ряд других, именуют Спас Златовласый (Спас Златые Власы), так как волосы Христа расчерчены золотыми линиями. Нимб в виде креста и занимает почти все поле иконы. Взгляд Христа обращен влево. В верхних углах средника сохранилась надпись: IС ХС.

Чудотворный Нерукотворный образ Спасителя, находившийся в Новоспасском монастыре, составляя главную его святыню, являлся, вместе с тем, всероссийским церковным сокровищем, глубоко почитаемым православным русским народом.

На Западе предание о Спасе Нерукотворном получило распространение как сказания о Плате Святой Вероники. По одному из них, Вероника была ученицей Спасителя, однако она не могла все время сопровождать его, тогда решила заказать живописцу портрет Спасителя. Но по дороге к художнику она встретила Спасителя, который и запечатлел чудесным образом свой лик на ее плате. Плат Вероники был наделен силой исцеления. С его помощью был излечен Римский император Тиберий. Позже появляется другой вариант. Когда Христа вели на Голгофу, Вероника вытерла платом залитое потом и кровью лицо Иисуса, и оно отобразилось на материи. Этот момент включается в католический цикл Страстей Господних. Лик Христа в подобном изводе пишется в терновом венце и со стекающими каплями крови.

В православной церкви прославление Нерукотворного Образа Спасителя распространилось в X веке, после перенесения в 944 году плата с ликом Спаса из Едессы в Константинополь. В Древней Руси Спас Нерукотворный известен в храмовых росписях XII века Спасо-Мирожского собора 1156г. и Спаса на Нередице 1199г.

Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715-731гг.) прислал письмо к восточному императору, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный факт. Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов. В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.

По Прологам известны четыре Нерукотворных Образа Спасителя:

1) В Едессе, царя Авгаря - 16 августа.

2) Камулианский; обретение его описал святитель Григорий Нисский (память 10 января). По сказанию преподобного Никодима Святогорца (1809; память 1 июля), Камулианский образ явился в 392 году, но он имел в виду образ Матери Божией - 9 августа.

3) При императоре Тиверии (578-582), от которого получила исцеление святая Мария синклитикия (память 11 августа).

4) На керамии - 16 августа.

Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое в попразднство Успения, называют третьим Спасом, «Спасом на холсте». Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании. Икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных.

Чудеса святой иконы Спасителя.

Первое чудо, положившее начало всероссийского прославления святой иконы Спасителя, было явлено от нее 12 июля 1645 года в городе Хлынове (Вятке) в церкви Всемилостивого Спаса. Исторические церковные документы удостоверяют, что житель города Петр Палкин, страдавший в течение трех лет полной слепотой, после молитвы перед иконой Спасителя получил исцеление и прозрел. После этого дивные чудеса от образа стали совершаться один за другим, и слава о чудотворном образе быстро распространилась во всей Русской Земле. Услышав о необыкновенных чудесах от иконы, царствовавший тогда благочестивый государь Алесей Михайлович по совету архимандрита Никона, впоследствии Патриарха, бывшего настоятелем Новоспасского монастыря, решил перенести икону в первопрестольную Москву. Во исполнение царской воли, с благословения Патриарха Иосифа, за святой иконой в город Хлынов было отправлено посольство во главе с игуменом Московского Богоявленского монастыря Пафнутием.

14 января 1647 года буквально вся Москва вышла навстречу Нерукотворному образу Спасителя. Встреча происходила у Яузских ворот. Как только икона стала видима народу, раздался звон во всех московских церквах, все опустились на колени, начался благодарственный молебен. По окончании молебна чудотворный образ был перенесен в Кремль и поставлен в Успенском соборе. Ворота в Кремль, через которые был внесен образ, называвшиеся до того времени Фроловскими, приказано было впредь именовать Спасскими. Кроме того, последовал царский указ о том, чтобы все при проходе и проезде через ворота снимали шапки.

В Успенском соборе Кремля образ находился до тех пор, пока не было завершено переустройство Спасо-Преображенского собора в Новоспасском монастыре. Как только был назначен день освящения собора, 19 сентября 1647 года, икона была торжественно перенесена в монастырь крестным ходом.

В 1670 году образ Спасителя был дан в помощь князю Юрию, отправлявшемуся на Дон для усмирения бунта Степана Разина. Бунт был подавлен, и по царскому повелению образ был украшен позлащенной ризой, усыпанной бриллиантами, яхонтами и крупным жемчугом.

13 августа 1834 года в Москве произошел страшный пожар. По просьбе жителей из Новоспасского монастыря был принесен чудотворный образ Спасителя, который стали носить вокруг пожарища. На глазах у всех огонь как бы невидимой силой удерживался от распространения за черту, где проносили икону. Вскоре ветер утих и пожар прекратился. С тех пор образ стали выносить для служения молебнов на дому. Во время холеры, свирепствовавшей в Москве в 1848 году, многие больные получали от иконы чудесную помощь.

В 1839 году икона была украшена серебряной вызолоченной ризой с драгоценными камнями взамен похищенной французами в 1812 году. В летнее время образ находился в Спасо-Преображенском соборе, а зимой переносился в Покровский храм. В Никольском и Екатерининском храмах монастыря имелись точные копии с чудотворного образа.

Вплоть до 1917 года икона находилась в монастыре. В настоящее время местонахождение этого святого образа неизвестно. В Новоспасском монастыре находится сохранившийся список с чудотворного образа. Он пребывает в местном ряду иконостаса Спасо-Преображенского собора - там, где прежде помещалась сама чудотворная икона.

«Спаситель оставил нам по Себе святый Свой образ, чтобы мы, взирая на него, беспрестанно вспоминали о его воплощении, страданиях, живоносной смерти и искуплении рода человеческого» - сказано было на VI Вселенском Соборе.

Иконография образа Спаса Нерукотворного.

Спас Нерукотворный - это особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате) или чрепии (черепице). Согласно православному иконографическому канону, Спас Нерукотворный пишется в виде человека средних лет, словами иконописного подлинника: «в образе мужа совершенна», что соответствует пятой седмице (от 28 до 35 лет) древнерусского исчисления человеческой жизни. На иконе «Спас Нерукотворный» изображен только Божественный лик Спасителя. Причем это изображение может быть различным. Лик Господа либо просто вписан в нимб, либо изображается на убрусе, а иногда убрус держат Ангелы.

Все эти иконы пишутся с «подлинного оригинала». Христос изображается с длинными темными волосами, разделенными прямым пробором, и с короткой бородой. Вообще говоря, и волосы Христа и бороду принято писать волнистыми, но на русских иконах иногда встречаются изображения с прямыми, будто мокрыми волосами.

Иконы «Спас Нерукотворный» принято разделять на основные типы: «Спас на убрусе» или просто «Убрус», где лик Христа помещен на изображении плата (убруса) светлого оттенка и «Спас на чрепии» или просто «Чрепие», «Керамида». По преданию, образ Христа проступил на черепице или кирпичах, скрывавших нишу с иконой Нерукотворного Спаса. Изредка на этом типе икон фоном служит изображение кирпичной или черепичной кладки, чаще же фон дан просто более темным цветом по сравнению с Убрусом.

Христианская традиция рассматривает Нерукотворный образ Христа как одно из доказательств истинности воплощения второго лица Троицы в человеческом образе, а в более узком смысле - как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания.

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем вси Пречистаго Лика Твоего преславное изображение.

(3 голоса : 5 из 5 )
  • свт.

Убру́с - 1) плат, полотно, полотенце; 2) Святый (Святой) Убрус - Нерукотворный Образ Спасителя; плат с нерукотворным изображением лика .

Сохранился ли Святой Убрус до наших дней?

Предание о Нерукотворном Образе Спаса доносит до нас историю происхождения этой .

Когда Едесский правитель, Авгарь Ухама, страдавший от тяжелой болезни (проказы), неизлечимой обычными врачебными средствами, узнал о , совершаемых Христом на территории Палестины, он отправил к Нему своего слугу Ананию (Ханнана), предварительно вручив ему послание, в котором просил об исцелении. Кроме того, зная о преследованиях Христа со стороны иудеев, Авгарь предложил Ему кров и убежище.

Ввиду необходимости исполнения главной задачи Пришествия в мир, Спаситель от приглашения отказался, однако пообещал прислать впоследствии одного из Своих учеников, который не только излечит Авгаря от телесной болезни, но и исцелит от неведения граждан его страны.

Анания был живописцем и имел поручение от Авгаря запечатлеть образ в случае, если Тот откажется прибыть в Едессу лично. Когда Анания хотел было взяться за написание образа, ему не удалось приблизиться к Спасителю, так как Он был тесним огромными толпами людей. Сколько он ни пытался воспроизвести на материи сияющее Божественной славой лицо, ему никак не удавалось достичь желаемого результата.

Тогда Господь, уразумев происходящее, повелел принести ему плат, после чего умыл Своё лицо и отерся. Таинственно и неизъяснимо на плате отпечатлелся Его Божественный . После того как Убрус был вручен живописцу Ханнану, тот доставил его в Едессу.

Авгарь принял Нерукотворнный Образ с благоговением и с тех пор исцелился, хотя болезнь всё же оставила на его плоти некоторые следы. Окончательно он был исцелен апостолом Фаддеем, который был направлен в Едессу апостолом Фомой после того, как Господь, искупив человеческий род и воскреснув, вознесся на Небеса и воссел одесную Отца.

Фома просветил горожан светом Евангельской проповеди и Едесса сделалась христианской.

Убрус был наложен на доску и утверждён в нише, располагавшейся в крепостной стене над городскими воротами. Все входившие в город через ворота должны были воздавать Нерукотворному Образу поклонение.

Когда, спустя годы, один из потомков Авгаря стал насаждать в Едессе веру, местный епископ, получив , пришёл ночью к воротам, зажёг перед Образом лампаду и замуровал вмещавшую его нишу, причём сделал это настолько искусно, что место хранения иконы уже ничем не выделялось на общем фоне стены. Со временем о местонахождении Образа забыли.

Прошли столетия, прежде чем Нерукотворный Образ вновь был явлен народу.

В 545 году, когда персидский царь Хосрой I (Хозрой I) осадил город Едессу и готовился им овладеть, епископу Евлавию было видение: Жена, явившаяся ему в Небесном величии, указала на место хранения Нерукотворного Образа и повелела взять этот Святой.

Подчиняясь Божественной воле, Евлавий вскрыл замурованную нишу и обнаружил утраченный было Святой Убрус. Образ оказался неповрежденным. Более того, на закрывавшей его каменной (керамической) плите он обнаружил ещё один образ Спасителя, чудесно отобразивший тот, который был запечатлен на Убрусе.

После того как перед Нерукотворным Образом было совершено моление, а затем, с крестным ходом он был пронесен по городским стенам, враг отступил.

Когда в VII веке арабы овладели Едессой, христианам было дозволено поклоняться Образу как святыне. Слава об этой нерукотворной иконе распространилась по всему Востоку.

В 944 году императоры Константин VII Порфирородный и Роман I Лакапин, движимые ревностью о Господе, договорились с властями Едессы о выкупе иконы. В дар за икону им было отправлено 12000 сребреников и 200 пленных сарацин. Вместе с тем было им было дано обещание, что отныне город не будет подвергаться нападениям со стороны императорских войск.

Горожане, конечно же, не хотели расставаться со своей святыней. Однако правителю удалось склонить их к согласию: кого увещеваниями, кого силой и принуждением, кого угрозами смерти.

15 августа 944 года Нерукотворный Образ был доставлен во Влахернский храм, оттуда - в храм «Фарос». 16 августа он был внесён в Константинопольский храм Премудрости Божьей. После чествований и поклонений Нерукотворному Образу, его возвратили в Фарос. В память об этих событиях Церковью был установлен особый Праздник. Он отмечается ежегодно 16 (29) августа.

Со временем Святой Убрус был утрачен.

Согласно наиболее распространённому мнению, он был похищен из Фароса по разграблении Константинополя крестоносцами в 1204 году и направлен в Венецию на корабле. До Венеции судно так и не дошло: затонуло в Мраморном море. Вместе с судном пошёл на дно и Убрус.

По одному частному преданию, Нерукотворный Образ в Мраморном море не тонул. В XIV веке Иоанн Палеолог передал его генуэзцам в знак признательности за помощь в освобождении некоторых земель от владычества сарацин. Так икона попала в Европу. Правда, впоследствии выяснилось, что образ, выдаваемый за оригинальный Святой Убрус, принадлежит более позднему письму.

Согласно другому преданию, тоже частному, Нерукотворный Образ Спасителя путём сложных перипетий попал на территорию Грузии. Раньше этот образ выставлялся для поклонения. Однако, и он оказался рукотворным.

Что такое Плат Вероники?

Почитаемый в Православной Церкви Святой Убрус не следует путать с известным на Западе Платом Вероники. Принципиальным отличием этой иконы является то, что Христос представлен на ней в терновом венце.

Согласно преданию Западной Церкви, происхождение этой иконы связано со следующим преданием. Вероника была той кровоточивой женой, которую исцелил Господь (). Она сопровождала Его во время шествия на Голгофу, к месту Его последних страданий и жертвенной смерти. Сочувствуя и желая хоть как-то помочь Своему исцелителю, она подала Ему плат, чтобы Он смог стереть с лица капли пота и крови. В знак благодарности Спаситель вернул этот плат с чудесно проявившемся на нём отпечатком Своего лица.
В другом варианте истории о происхождении плата сообщается, что Вероника, желая иметь при себе образ Христа, попросила написать его Евангелиста Луку. Но все его попытки не увенчались успехом. Тогда Господь, зная о её желании, Сам пришёл к ней на вечерю, умылся и приложил плат к лицу, после чего на нём и отобразился Его святой лик.

Также на статус Плата Вероники претендуют три реликвии, находящиеся: в соборе апостола Петра в Риме, в кафедральном соборе небольшой деревни итальянской провинции Абруццо, в монастыре испанского города Аликанте.