Какого числа православное рождество в. Рождество Христово: даты, история, традиции

Католики отмечают Рождество немного раньше, чем православные верующие. Великое событие ежегодно празднуется в конце декабря.

Для католической церкви Рождество является главным религиозным праздником. Ежегодно 25 декабря католики вспоминают удивительную историю этого события, украшают свои дома и дарят своим близким рождественские подарки. Несмотря на то, что каждая церковь отмечает этот день в соответствии со своей верой, все же некоторые традиции схожи.

Католическое Рождество в 2017 году

Ежегодно католическое Рождество выпадает на 25 декабря, а православное — на 7 января. Почему же один и тот же праздник отмечается в разные дни? С 1582 года многие страны мира стали исчислять время, следуя Григорианскому календарю, именно поэтому большинство религиозных событий у католиков и православных верующих не совпадают. Православная церковь рассчитывает события по Юлианскому календарю, где Рождество Христово выпадает именно на 7 января.

Разница в датах празднования Рождества не отразилась на значимости праздника. В этот день верующие отмечают рождение Великого Младенца, который стал Спасителем всего человечества. Его явление в мир стало настоящим чудом. Господь выбрал Деву Марию Матерью Иисуса Христа, и послал Ангела оповестить ее об этой новости. Муж ее Иосиф сначала не поверил в это и грозился аннулировать брак. Однако посланник Божий объяснил ему, что этот ребенок — благословение Царя Небесного, и Иосифу необходимо растить и любить его, как родного сына. Еще до родов пара отправилась в Вифлеем с надеждой поселиться в гостинице, но им это не удалось. Мария и Иосиф были вынуждены расположиться в хлеву. Первыми Сына Божьего увидели пастухи. Звезда, засиявшая в Вифлееме, привела туда также трех мудрецов, которые принесли в дар ребенку золото, ладан и мирру. Ирод, узнав о появлении Божественного Младенца, решил убить всех детей до двух лет, но Иисус Христос смог избежать смерти. Ангел явился к Иосифу и предупредил его о злых намерениях царя, и они вместе с ребенком и Марией отправились в Египет, где и прожили до смерти Ирода.

Как празднуют Рождество католики

Рождество является одним из двунадесятых праздников и относится к числу непереходящих. Как у католиков, так и у православных верующих дата Рождества неизменна. Несмотря на единую историю праздника, традиции этого дня все же отличаются.

Рождественский пост — своего рода подготовка к Рождеству Христову. Люди очищают тело и душу и готовятся достойно встретить Великого Младенца. У католиков этот период называется Адвента, и длится он четыре недели.

Украшение дома венками из еловых веток со свечами — еще одна католическая рождественская традиция. Круглая форма венка символизирует вечную жизнь, зеленый цвет — воплощение жизни, огонь — свет, которые освещает весь мир в день Рождества.

В домах и церквях устанавливают фигурки Девы Марии и Младенца Христа. Это также могут быть елочные игрушки , инсталляции и просто картины.

В Рождество католические верующие посещают мессу — рождественскую церковную службу. Во время ее проведения священник укладывает в ясли фигуру в виде Младенца Божьего и освящает ее. В этот момент люди могут почувствовать себя участниками этого Великого события.

Рождественские угощения в каждой стране разные. В Англии и Америке принято подавать на стол индейку, в Испании — свинину, а в Латвии — рыбу. Блюд обязательно должно быть много, чтобы гости ушли сытыми и довольными.

Для православных верующих Рождество наступит лишь 7 января. Однако еще до его наступления вы можете узнать, что ожидает вас в 2018 году. Рождественские гадания намного сильнее и правдивее, чем обычные, ведь именно в этот день мы можем достигнуть единения с Высшими силами. Команда сайта сайт желает вам счастья и успехов, и не забывайте нажимать на кнопки и

22.12.2017 05:58

Один из главных церковных праздников, именуемый Воздвижением Креста Господня, имеет богатую историю и множество традиций, ...

Республика Молдова далеко не уникальна в этом плане. Кроме нашей страны официально двойное Рождество 25 декабря и 7 января празднуют ещё в четырёх странах мира.

Так когда родился Иисус?

День рождения Иисуса Христа - Рождество - является одним из главных христианских праздников, который отмечают и католики, и православные, и протестанты. Это государственный праздник в более чем 100 странах мира: ежегодно его отмечает большая часть населения планеты.


Принято считать, что Спаситель родился 25 декабря, хотя в Библии нет прямого ответа на вопрос: “Когда родился Иисус?”. Дата 25 декабря впервые была указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году, а в 337 году Римская церковь официально постановила считать 25 декабря днем Рождества Иисуса Христа. Однако вопрос о реальной дате (а также реальном годе) рождения Спасителя всё ещё является спорным и однозначно нерешенным.

Попытки установить год рождения Иисуса Христа по датам сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов) не привели к конкретной дате, но считается, что, по-видимому, исторический Иисус родился между 7 и 5 гг. до н.э. Во всяком случае, согласно Библии, Иисус родился “во дни царя Ирода”, который, как было точно установлено, умер в 4 г. до н.э. Тем не менее, сегодня мы пользуемся ошибочным летоисчислением, введенным римской церковью в 533 году. В его основу были положены расчеты архивариуса Папы Римского, скифского монаха Дионисия Малого, произведенные в 525 году.

В 1278 г. от основания Рима Папа Иоанн Первый поручил Дионисию составить пасхальные таблицы. Для удобства их составления Дионисий и выбрал 25 декабря 753 года от основания Рима как гипотетическую дату Рождества Христова, а затем предложил Иоанну Первому ввести новое летоисчисление - до и после Рождества Христова. Однако в своих расчетах Дионисий допустил ряд грубых ошибок: как считают некоторые исследователи, при подсчете сроков правления Римских императоров он просто проглядел четыре года из правления императора Августа (он не учёл, что данный император в начале своего правления несколько лет царствовал, как Октавиан, а потом ещё и как Август). Так что реальный Иисус был несколько старше, чем официально считается церковью.

Летом 1996 г. в одном из своих посланий Папа римский Иоанн Павел Второй признал, что историческая дата Рождества Христова неизвестна, и что в действительности Спаситель родился на 5-7 лет раньше новой эры - “официального” Рождества Христова. Тем не менее, исправлять ошибки Дионисия Малого (а в своих расчётах он, к тому же, еще не использовал “0”, потому что в Европе в то время было не известно это математическое понятие) сейчас, естественно, никто не будет.

Такая же путаница возникла и с датой рождения Иисуса Христа. Одно из основных указаний на время его рождества - это рассказ о Вифлеемской звезде в Евангелии Матфея. Её символ сейчас украшает все рождественские ёлки.

Скорее всего, волхвы наблюдали реальное астрономическое явление. Наиболее вероятным “кандидатом” в Вифлеемские звезды учёные называют вспышку новой или сверхновой (другие версии - комета Галлея, соединение планет, гелиактический восход).

В 1977 г. английские астрономы Кларк, Паркинсон и Стефенсон провели анализ китайских и корейских астрономических хроник за период с 10 г. до н.э. по 13 г. н.э. и отождествили Вифлеемскую звезду с наблюдавшейся в течении 70 дней вспышкой яркой новой звезды весной 5 г. до н.э. Причём им удалось довольно точно установить ее небесные координаты. Астрономические расчёты подтвердили, что весной того года ее яркое сияние могло наблюдаться в Персии, откуда пришли волхвы, а в целом - от Сирии до Китая и Кореи, низко над горизонтом, перед восходом солнца - все точно по Евангелию Матфея. Путь из Персии в Иерусалим занимал не менее 5-6 месяцев, следовательно, волхвы прибыли в царство Ирода Великого осенью 5 г. до н.э. - скорее всего, в конце сентября или в октябре, и к тому моменту они уже наблюдали Святое семейство с младенцем Иисусом.

Из расчётов сторонников версии, что Вифлеемская звезда - это комета Галлея тоже выходит, что Иисус должен был родиться где-то между первыми числами сентября по 7-е, но уж никак не 25 декабря. О том, что Спаситель мог родиться в конце сентября - начале октября свидетельствуют и некоторые косвенные указания в Библии: например, время зачатия и рождения Иоанна Крестителя, который, судя по текстам, был на 5-6 месяцев старше Иисуса. Еще одно косвенное подтверждение этого вывода - указание евангелиста Луки о переписи по указу римского кесаря Августа, согласно которому каждый должен был пройти перепись в своем родном городе. Подобное мероприятие вряд ли могло происходить зимой, когда путешествие было довольно затруднительным и дорогостоящим, а декабрь и январь - достаточно холодные месяцы в гористой местности Иудеи, где находился Вифлеем. Кстати, Свидетели Иеговы считают, что Христос родился именно в начале октября. Однако церковное празднование Рождества Христова было закреплено за 25 декабря.

Современные ученые считают, что это было сделано намеренно, и связано не столько с реальными изысканиями возможных сроков рождения Спасителя, сколько с политической конъюнктурой того времени. Дело в том, что даже после принятия христианства язычество у римлян не теряло своих позиций. С особенно большой пышностью 25 декабря отмечался праздник поклонения солнцу - Dies Natalis Solis Invicti (Рождество Непобедимого Солнца), установленный в 274 г. императором Аврелианом. Чтобы устранить языческие традиции в 337 г. Римская церковь официально и постановила считать 25 декабря днём Рождества Иисуса Христа.

“Католическое” и “православное” Рождество

Обычно считается, что 25 декабря отмечается католическое Рождество, а 7 января - православное. На самом деле это не так.

В ночь с 24 на 25 декабря Рождество Христово празднуют не только католики, но и лютеране и другие протестанские конфессии, а также 11 Поместных Православных Церквей мира (они пользуются не “католическим” григорианским календарём, а так называемым “новоюлианским”, который пока совпадает с григорианским - расхождение между этими календарями в один день накопится к 2800 году).

А вот в ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают ряд православных церквей, оставшихся в старом стиле (Русская, Грузинская, Иерусалимская, Сербская), афонские монастыри, живущие по юлианскому календарю, Армянская Апостольская Церковь (отмечает Рождество и Крещение Господне, как единый праздник Богоявления), отдельные епархии Румынской православной церкви (Бессарабская митрополия), греческие старостильники, не принявшие перехода на новоюлианский календарь в Элладской церкви, православные арабы в Иерусалиме, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская греко-католическая церковь) и часть российских протестантов. В 2014 г. к юлианскому календарю после отмены соборного решения 1924 г. о введении нового стиля вернулась и Польская Православная Церковь.

На самом деле различается не дата Рождества Христова, а используемый календарь. Христиане, которые празднуют Рождество 25 декабря, используют современный - григорианский календарь. Остальные отмечают рождение Спасителя тоже 25 декабря, но по юлианскому календарю, а эта дата в григорианском календаре в XX и XXI веках приходится на 7 января. Но так будет не всегда. Уже через век разница между стилями будет составлять не 13, а 14 суток. Следовательно, в XXII веке наши потомки будут отмечать Рождество 8 января по старому стилю, а через два века - 9 января.

Юлианский календарь был введен в 45 г до н.э. Юлием Цезарем. Согласно ему, год начинается 1 января, насчитывает 365 дней, каждый четвертый год является високосным, когда в феврале добавляется еще один день - 29 февраля. Однако юлианский календарь не учитывал ещё одного дня, который накапливался каждые 128 лет.

В 1582 г. папа Римский Григорий XIII признал юлианский календарь неточным (у духовенства возникли проблемы с расчетом даты Пасхи). В нём нашли ошибку: отставание календарного учёта от астрономического. В итоге 4 октября 1582 г. в католических странах Григорием XIII был введен новый, “григорианский” календарь, который сегодня используется в большинстве стран мира. На момент проведения реформы 1582 г. между датами в юлианском и григорианском календарях возникло расхождение в 10 дней.

Православная традиция, сохраняя истинный расчет даты Пасхи, в отличие от католической церкви, не перешла на григорианский календарь, и все расчеты православных событий ведет по старому - юлианскому календарю. Правда, в 1923 г. по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении юлианского календаря. Так появился не принятый всеми Православными Церквями и их отдельными подразделениями т.н. “новоюлианский” календарь, на данный момент совпадающий с григорианским.

Так что христианские церкви и конфессии сегодня используют сразу три календаря - юлианский, новоюлианский и григорианский. Отсюда и расхождение в праздновании Рождества Христова и других христианских праздников.

Рождество с политическим привкусом

В Молдове первую попытку отпраздновать Рождество “по-европейски” предпринял кишинёвский мэр Дорин Киртоакэ. Было это в 2007 году и вылилось в знаменитые “ёлочные войны”.

В декабре 2007 г. генпримар Кишинёва распорядился нарядить ёлки в городе, включая “центральную” зелёную красавицу, 10 или 15 декабря - чтобы “Кишинёв в этом плане шёл в ногу с крупными европейскими городами”. Вице-мэр Анна-Лучия Кулев на заседании мэрии отрапортовала, что к 25 декабря в честь Рождества по новому стилю будет подготовлена праздничная культурно-художественная программа.

В общем, отмечать “европейское” Рождество столичное руководство собиралось с размахом. Однако правящие на тот момент центральные коммунистические власти запретили мэрии устанавливать рождественскую ёлку на центральной площади Кишинёва ранее 30 декабря. Киртоакэ не послушался. Ёлка была установлена. К ней - для охраны - были приставлены двое активистов Либеральной партии. Тем не менее, той же ночью “ёлка Киртоакэ” внезапно “переехала” с центральной площади города в близлежащий парк.

В 2008 г. операция “Brad de craciun” повторилась. Только на этот раз “ёлке Киртоакэ” сначала не дали доехать до столицы (на пути в Кишинёв она была перехвачена полицией, заявившей, что на ёлку нет документов, значит перевозить её запрещено), а потом у мэрии возникли проблемы с ёлочными украшениями. 25 декабря вновь не получилось.

Всё изменилось в 2009 г., когда к власти пришёл “Альянс за евроинтеграцию”. В ноябре 2009 г. правительство Владимира Филата, несмотря на возмущение православного духовенства, единогласно проголосовало за объявление 25 декабря выходным праздничным днём. Молдавская митрополия тут же направила правительству письмо с просьбой пересмотреть своё решение по Рождеству, так как это религиозный, а не светский праздник, а религиозные праздники определяются по церковному календарю.

“Если власти приняли это решение с учётом того, что другие религиозные конфессии отмечают Рождество 25 декабря, то и в этом случае возникает не меньшее недоумение. Православная церковь в Молдове уважительно относится к представителям всех конфессий, официально зарегистрированных на территории нашей страны, однако объявление выходного дня на национальном уровне для праздника религиозного меньшинства кажется странным”, - говорилось в заявлении Митрополии (по переписи населения 2004 г. 93,3% граждан Молдовы причисляли себя к православным христианам, а по переписи 2014 г. эта цифра составляла 96,8%).

Двусмысленность ситуации, по мнению православного духовенства, также заключалась в том, что был не ясен мотив данного решения правительства, поскольку и Митрополия Молдовы, и Митрополия Бессарабии в соответствии со своим статусом следуют юлианскому календарю, который исключает возможность празднования Рождества 25 декабря. “Мы живём в стране, где люди чтят праздники и традиции, которые характеризуют нас, как народ, а также нашу культуру. Мы не вправе терять то, что унаследовали и предавать свою идентичность”, - подчёркивалось в заявлении Митрополии.

Однако правительство, заявив, что хочет идти в ногу с Европой, объявило 25 декабря выходным и праздничным днём и в 2010, и в 2011, и в последующие годы. А кишинёвская мэрия вообще отказалась от какого-либо празднования Рождества 7 января. Столичные власти тогда так прокомментировали новый подход к Рождеству Христову: “Празднование Рождества было организовано 25 декабря на площади Великого национального собрания музыкой и танцами. 7 января никаких мероприятий не будет”.

Окончательную точку в вопросе празднования Рождества в РМ поставил парламент в 2013 г. 20 декабря 2013-го законодательный орган в окончательном чтении утвердил поправки в постановление о днях памяти, праздничных днях и днях отдыха в Республике Молдова, согласно которым 25 декабря, когда празднуется Рождество по новому стилю, было объявлено официальным выходным днём наряду с 7 и 8 января (Рождество по старому стилю). Находившиеся в оппозиции коммунисты тогда заявили, что теперь, по логике вещей, официальными выходными в Молдове следует также объявить католическую Пасху, еврейский новый год и Рамадан, поскольку представители этих религий и конфессий также представлены в Молдове, составляют религиозное меньшинство и теперь вправе требовать удовлетворения своих прав, раз прецедент положен.

Таким образом, Республика Молдова официально уже десять лет дважды празднует Рождество - по григорианскому и юлианскому календарю, но это не является чем-то уникальным. Дважды празднуют Рождество и в ряде других стран. Например, в Беларуси, Ливане, Эритрее и Украине. Причём позже всех к рождественскому дублю пришли на Украине - в 2017 г. и тоже из политических соображений. Как заявил в декабре 2017 г. спикер Верховной Рады Андрей Парубий, новый закон о Рождестве “освободил Украину от московской ментальной оккупации и вернул в семью свободных народов мира”.

А вот в Белоруссии двойное Рождество является устоявшейся традицией по другой причине: страна находится на пересечении сфер влияния двух конфессий - православия и католицизма, и двойное Рождество здесь используется как символ объединения народа и взаимопонимания между католической и православной церквями.

“Представители православной церкви принимают участие в праздновании Рождества 25 декабря, мы принимаем участие в праздновании Рождества 7 января. Людям это нравится, они видят, что мы ведем себя как братья. Я не вижу в этом никакой проблемы. Так люди хотят, поэтому так и будет продолжаться”, - заявил белорусской прессе в 2017 г. католический архиепископ - митрополит Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевич.

Так что где-то двойное Рождество разделяет общество, а где-то наоборот - объединяет.

В Республике Молдова граждане в этом вопросе стараются не разделяться - большинство не осуждает тех, у кого праздник 25 декабря и с удовольствием в этот день отдыхает, а празднует Рождество по традиции, унаследованной от предков -7 и 8 января.

Владислав Бордеяну

Рождество Христово — великий праздник, торжественный день для всех христиан. В этот день в человека воплотился сам Бог, Спаситель мира. Удивительно, что в Священном Писании нет ни одного указания на то, что день появления Мессии на свет — это церковный праздник или какой-то особенный день. В те времена дни рождения не праздновались в принципе. Да и древняя Церковь не отмечала Рождество. Рождение Христа праздновалось в день Богоявления.

Наверняка, все знают историю о волхвах, которые пришли поклониться Иудейскому Царю, увидев звезду на Востоке. Но сами волхвы не были иудеями. Во что они верили? Почему и для них Рождение Спасителя стало великим праздником? Почему они приготовили особые дары, куда входило масло для бальзамирования усопших — смирна?

Как пост связан с изгнанием бесов в Библии? Постился ли сам Христос?

Когда отмечают Рождество православные — 25 декабря или 7 января? Знали ли вы, что первый Григорианский календарь «упустил» 10 дней намеренно?

Как понять, что происходит на праздничном богослужении в Рождество? Что такое тропарь и кондак? Мы подробно разобрали состав богослужения на Рождество.

Почему на Рождество принято наряжать ель, разве это не светская новогодняя традиция, имеющая корни в язычестве? Стояла ли ель рядом с рождественскими яслями? Кто из христиан первым придумал наряжать ель?

В этой статье мы постарались собрать для вас ответы на самые важные для христианина вопросы о празднично дне Рождества, интересные факты и открытки, с помощью которых вы можете поздравить своих близких.

Рождество Христово: история праздника

Итак, обратимся к истории празднования Рождества Христова. Казалось бы, тут все просто. Этот день описан евангелистами, несомненно, для христианина рождение Царя Небесного, воплощение в человека, возможность просить отпущение грехов и жизнь вечную — великий праздник. Не все так просто. Как мы уже и говорили, о праздновании Рождества в Писании не говорится. И уж тем более нет особо обетования наряжать ель, дарить друг другу подарки.

История Рождества Христова описана в Священном Писании, но празднование этого события появилось позже. Рождество — один из двенадцати великих праздников православной Церкви. В нашей традиции их принято называть двунадесятыми праздниками, это великие торжества Церкви, которые следуют после Пасхи. В иудейской традиции не праздновали дни рождения, во что сложно поверить современным людям, и в Писании нет обетования о специальном праздновании. Первые упоминания о Рождестве относятся к IV веку. В 360 году римский епископ Либерий упоминал праздник Рождества. Во II веке о Рождении Христа говорили в день Богоявления. Праздник Богоявления отмечал сразу три великих события — Рождение Иисуса, принесение даров и Крещение. В старых требниках Рождество называют «Зимней Пасхой», Воскресение Христово было следствием Рождества. Вокруг них формировалась вся церковная практика. Этот праздник посвящен земной жизни Христа. Наш Спаситель родился не в роскошном замке, а в хлеву, где скот укрывался от непогоды. В римском храме Санта-Мария Маджоре хранится, предположительно, частица яслей Иисуса.

Иисус Христос родился в Вифлееме, в тот год император велел провести перепись новорожденных. Богородица и Иосиф были из рода Царя Давида. В городских гостиницах по дороге в Вифлеем места им не нашлось, поэтому Спаситель Мира появился на свет рядом со стойлом, а Богомладенца положили в кормушку для скота — Его первые ясли. О свершившемся чуде первым узнали пастухи, которые охраняли неподалеку свои стада, как гласит Евангелие от Луки. Звездной ночью к ним явился Ангел Господень, чтобы возвестить Великую Радость «ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель». Вместе с Ангелом явилось и многочисленное воинство небесное, взывающее «Слава в вышних Богу!». Первыми, кто поклонился Господу, были простые люди, и простые люди стали первыми проповедниками Христа. Ангел сказал им: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака». Что же означали эти слова? До Рождения Христа Бог еще никогда прежде не воплощался. Взяв на себя грехи мира, Иисус подарил людям надежду на Спасение, заповедовав своим ученикам прежде всего — любовь. Апостол Павел говорил, что смерть для него стала бы приобретением, потому что в теле он был отлучен от истинного источника жизни — Христа.

Волхвы Мельхиор, Бальтазар и Гаспар (в латинской традиции) увидели Вифлеемскую звезду на Востоке и также поняли, что это означает рождение Спасителя мира. Пришли они, скорее всего, из Персии. Несмотря на то, что волхвы были язычниками, ищущими правду, им открылось солнце истины. В те времена астрономия часто сочеталась с астрологией и языческими практиками, поэтому в современном понимании волхвы были кем-то вроде магов. Хотя персы и иудеи считали, что верят Единому Богу и воспринимали друг друга благосклонно, волхвы, конечно, не могли считаться богоизбранным народом. Они принесли Богомладенцу свои дары (золото — знак царской власти, ладан — знак священства и смирну (пряное благовоние) — им умащивали тела усопших, символ того, что Иисусу Христу предстоит умереть и воскреснуть. Зороастрийское учение о о Саошьянтах (трех спасителях, которые научат людей Благой вере) перекликалось с учением о Мессии. Появление волхвов в день праздника означало, что Спаситель пришел не к одному народу, а ко всем людям.

Зачем же вочеловечился Сын Божий? Бог открыл нам пути спасения. Суть человека соединилась с Божественной сутью. Иисус облекся в человека, чтобы исцелить человечество. Он принес нам удивительный дар благодати и от нас требуется только достойно и праведно принять этот дар. Явление Бога во плоти — это жертва, который и искупились все грехи человечества. Причем не только прошлые, но и будущие грехи. Об «усыновлении» Богом Отцом через Бога Сына пишет Феофан Затворник: «Дух Божий делает сынами – возрождая, всех ли? Не всех, а только тех, кои уверовали в Господа, положили следовать Ему во всем, и ради сих расположений приняты в благоволение Божие, как бы преднаречены быть сынами».

На месте, где Бог пришел в мир, сейчас находится базилика Рождества Христова. Базилику заложила равноапостольная императрица Елена. Базилика действует непрерывно, здание базилики страдало от воин и пожаров. Под базиликой находится пещера, ее место отмечено серебряной звездой с четырнадцатью лучами. Это — место Рождения Господа нашего Иисуса Христа.

Игумен Даниил Паломник — первый, кто описал пещеру Рождества на русском языке. Это произошло в начале XII века.

Накануне Рождества Христова предпраздничный день — Сочельник. Сочельник — это «дверь», открывающая врата в Рождество.

До дня Рождества, великого праздника, люди соблюдают Рождественский пост. Посты в жизни христианина занимают одну третью часть года. В эти особые дни христиане пытаются соприкоснуться с безвременьем, Вечностью. Верующие подражают Христу, ведь Христос постился. Пытаться уподобиться Христу надо не только в пище, но и в духовной жизни. Мы сопереживаем даже не самому празднику Рождества, а явлению в мир Христа, тому, что Бог стал человеком. Пост — это время очищения в духовной жизни и одно из основных духовных делании человека. Святые угодники Божии постились, о чем есть многочисленные упоминания в Писании. Многие Святые Подвижники проводили в сугубом посте всю свою жизнь. Иисус говорил о необходимости поста Апостолам. На вопрос Апостолов — почему им удалось изгнать бесов из бесноватого, Иисус ответил, что сей род изгоняется только постом и молитвой. Молитва — для души, а пост для тела — важные дела христианина. Рождественский пост подготовительный. Мы готовимся к Рождеству Господа, дню великого праздника, такой праздник следует встречать с духовной чистотой. Чтобы день Рождества не стал обыденным днем, соблюдается пост, человек кается в грехах, чтобы душа восприняла этот праздник.

Символы Рождества Христова

Накануне рождества, в Сочельник, готовятся праздничные блюда — сочиво и кутья. Слово «сочельник» как раз связано с приготовлением сочива. Это блюда из пропаренных злаков с медом. Едят в Сочельник только один раз, после праздничного богослужения.

Основным символом самого
Рождества, конечно, остается Рождественская ель. Она занимает особое место в православной традиции, о ней мы расскажем подробно.

Символами Рождества и сейчас остаются Священные дары — золото, ладан и смирна.

Еще один важный символ Рождества — Вифлеемская звезда. Люди всегда всматривались в звезды и восхищались видом ночного неба. Но Вифлеемская звезда занимает особое место. Это — та звезда, которая привела к колыбели Иисуса волхвов с дарами. Ее лучи указали путь до места рождения Спасителя. Считается, что после этого волхвы сами приняли христианство и проповедовали Христа. Эту звезду в домах крепят на верхушку Рождественской ели. Восьмиконечная звезда присутствует также на иконе Божией Матери «Неопалимая купина». Раньше ее устанавливали и на купола первых церквей. Историю звезды с Востока описал евангелист Матфей. Волхвы хорошо знали карту звездного неба и считали, чтоб звезды — это не просто космические объекты, но и знамения, которые рассказывают о судьбах людей. В Пятикнижии Моисея содержится предсказание пророка Валаама. Этот человек не относился к израильскому народу, он имел языческое происхождение. Он провозгласил «новую звезду от Иакова», поэтому волхвы ждали появления особой звезды на Востоке. Поклонение Иисус от язычников, волхвов, говорит о том, что все времена и народы, все земные цари рано или поздно преклонятся перед Христом.

Ангел и колокольчики напоминают нам о возвещении Рождения Господа пастухам. Звон колокольчиков прославляет Господа.

Во многих странах на Рождество принято зажигать свечи. Их свет символизирует Божественное сияние радости Рождества Христова.

Традиции празднования Рождества отличаются в разных странах. Соответственно и символы Рождества могут быть разными. В России укоренилась традиция Рождественского вертепа. Вертеп — это пещера Рождества, ее делают своими руками и устанавливают в храмах, на площадях города и в домах верующие. Вертеп «приехал» в Россию из средневековой Западной Европы. В те времена активно боролись с языческими традициями и обрядами. Многие христиане по немощи своей участвовали в празднике бога Митры, языческого бога Солнца. Это отсылает нас к истории установления самого праздника Рождества. День Рождества совпадал с днем Солнцестояния, что имело и некий символический подтекст. Церковь начала праздновать Рождество отдельно от дня Богоявления, чтобы заменить христианскими праздниками языческие.

Пусть многие христиане и не организовывали языческие праздники, даже становясь невольными участниками застолья, они наносили вред своей душе. Так можно было подумать, что между почитанием Христа и почитанием других несуществующих богов нет существенной разницы. Церковь должна была или отлучить «наполовину язычников» или придумать способ установить настоящий христианский праздник, напоминающий о том, что к нам пришел Христос Спаситель. Несмотря на то, что в выделении Рождества из праздника Богоявления была и несомненная польза, ряд богословов считает, что в этом нашлись определенные минусы для христиан. Рождество стало не так тесно ассоциироваться с явлением в мир Бога. Блаженный Феодорит Кирский говорил: «…Сущий Бог и Божий Сын, имея невидимое естество, когда вочеловечился, соделался для всех явным» .

В те времена в праздниках Рождества принимали участие не только певчие церковного хора, но и прихожане. На специальном столике над престолом устанавливали статую Девы Марии. Мальчик из церковного хора, изображавший Ангела, возвещал рождение Мессии. А священники изображали Вифлеемских пастухов. После возвещения они входили в алтарь. Далее следовало небольшое представление на Библейскую тему, которое называлось «Вертепным действом», а в Западной Украине просто «Вертеп».

В Европе XVI века такие мистерии проводили кукольные театры. У таких театров были декорации, напоминающие декорации сегодняшних рождественских вертепов. Их вырезали из бумаги, дерева, лепили из глины. Сейчас вертепы зачастую просто устанавливают у входа в храм или дома.

Католики и протестанты также делают адвент-календари. Адвент — это четыре недели до рождества. Для детей в таких календарях оставляют небольшие подарки.

Почему различаются даты празднования Рождества в различных церквях

Многие задаются вопросом, когда отмечать Рождество Христово — 25 декабря или 7 января? В некоторых странах, например, в Молдове, широко отмечаются оба дня Рождества — по старому и по новому стилю. Это связано с конфессиональным разнообразием на территории страны. В России празднование Рождества тоже становится традицией.

В древнем мире единого календаря не существовало. Юлий Цезарь был одним из самых просвещенных людей своего времени. Он понял, что существует необходимость создания календаря. Юлианский календарь установил Юлий Цезарь, что следует из самого его названия. Греческая наука того времени уже знала, что Земля делает полный оборот вокруг солнца за 365 дней и 6 часов. На самом деле, это не совсем точные цифры — за 365 дней, 5 часов, 49 минут. Юлий Цезарь потребовал, чтобы в календаре сочетались римские названия и греческие научные открытия. В этом календаре также, как и Григорианском, 12 месяцев, високосные года, 365 дней в году. Дополнительный день появляется каждые четыре года. К сожалению, неточность в 11 минут стала критичной. Так за 128 лет в календаря появился бы целый лишний день. В 1582 стало очевидно, что надо разрабатывать новый календарь. Папа Римский Григорий XIII ввел календарь, который называется соответственно Григорианским, в нем меньше високосных годов. Года, которые делятся на 100, но не делятся на 400 стали содержать в себе 365 дней. Почему же возникли споры, если новый календарь был совершенен? В нем намеренно пропустили десять дней. Страны принимали новый календарь в разные периоды, что родило несколько путаниц в важных исторических датах.

Вопрос этот не так однозначен, как кажется, и дело не только в календарях. Сегодня наша Церковь живет по Юлианскому календарю, хотя в некоторых странах Григорианский календарь считается наиболее точным. Разница между этими двумя календарями в исчислении. Юлианский и Григорианский календарь — это вопрос богословия. После Октябрьского переворота Юлианский календарь сочли «мракобесным», все светские праздники отмечаются по Григорианскому календарю, в 1923 году Церковь пытались под давлением перейти на новый стиль, но Русская Православная Церковь осталась верна Юлианскому. Католики и протестанты отмечают Рождество по Григорианскому календарю, как и ряд православных Церквей за рубежом.

Нам достаточно точно известна дата зачатия матери Иоанна Крестителя, Елизаветы (23 сентября по старому стилю). Мы знаем, когда Захарий ушел из Иерусалима, известно, что в шестой месяц после зачатия Иоанна Крестителя ангел явился Пресвятой Богородице. Этот день стал днем Божественного зачатия Иисуса Христа. Мы не можем знать точной даты, но можем рассчитать, что Рождения Христа приходилось на середину зимы.

Праздничное богослужение

Величие праздника отражается в на Рождество. В этот день читается молитва «Царю Небесный». Именно так мы называем Христа, почитая Его Господом Богом. Эта молитва не читается только в период от Пасхи до Пятидесятницы и ей открываются многие богослужения, а не только праздничные. Далее идет ектенья и гимн «С нами Бог». Этот гимн напоминает нам о пророке Исайе, который за 700 лет до Рождества Христова возвестил о пришествии Спасителя мира, рожденного от Девы. Он описал события Его земной жизни, смерть и воскрешение. Далее следует песнь Симеона Богоприимца, которая говорит о принесении Богомладенца в Иерусалимский храм, которое традиционно совершалось на сороковой день жизни. На праздничном богослужении в Рождество поется ирмос — заголовок Рождественского канона. В каноне девять песен, начало девятой песни (ирмос) — это нить, связывающая Ветхий Зовет с Новым Заветом. Он говорит о том, что нам, христианам, лучше любить молчание. Многие проповедники не могут подобрать слов, чтобы передать суть тайны Рождения Христа. Богослужение проходит на церковно славянском-языке. Гимнография Древней Руси и Византии огромна. Как мы знаем, все богослужения идут по суточному кругу. Накануне праздников утреннее и вечернее богослужение сливается в одно «всенощное бдение». Такие богослужения бывают всего лишь дважды в году — на Рождество и на Пасху. В Русской Православной Церкви проходит Патриаршее рождественское богослужение, когда Предстоятель Русской Православной Церкви обращается к пастве.

Утреня Рождества поется ночью. В эту ночь мы слышим Ангельскую песнь: Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение. Это — благодарность Богу за то, что он воплотился и спас нас. Мы слышим также полиелей, стихи из этих псалмов прославляют милость Господа. Далее идет величие — краткое песнопение, славящее Бога. В состав праздничной утрени входят степенна и степенный антифон. Антифоны подражают хору Ангелов, славящему Господа. Названия обращаются к способу исполнения этих песнопений. Так Антифоны поются попеременно. Далее идет прокимен, предшествующий чтению отрывка из Писания, посвященного Рождеству Христову. После чего следует стихира евангельская, объясняющая слова Писания.

Тропарь и кондак на Рождество

Тропарь и кондак на Рождество — это важнейшие составляющие богослужения. Их создают христианские поэта — гимнографы. Тропарь и кондак — не просто молитвы, но и объяснения сути праздника Рождества.

Тропарь на Рождество

Кондак на Рождество

Рождественская ель: православное значение

Ель всегда являлась символом Рождества. Связано это с тем, что, Ирод приказал убить всех младенцев, опасаясь за свое положение, когда Волхвы сообщили, что родился Царь Иудейский, имея в виду Спасителя. Считается, что для спасения Иисуса, Мария и Иосиф закрыли вход в пещеру ветвями ели.

Почему же Ирод так испугался? Во времена Иисуса все ждали прихода Мессии. Его ждали как могущественного Царя, враги которого будут повержены. Иисус же, как мы помним, появился на свет не во дворцах, а в хлеву и, Его первыми яслями стала миска для корма скота. Ирод не был глубоко верующим иудеем, поэтому приход Мессии интересовал его только с точки зрения политических амбиций. Мало того, что Ирод не был потомком Давида, а, значит, положение его в качестве официального правителя было и без того шатким, так еще и иудаизм принял не он, а его дед Антипа, потому что Хасмонейское Иудейское царство этого потребовало. Антипар, отец Ирода, захватил царский престол хитростью и силой. Он сам стал жертвой предательства и обмана. Ирод наказал предателей и взошел на царство. Власть переходила из рук в руки. Взяв в жены внучку Гиркана II и реконструировав храм, Ирод пытался укрепить свои позиции. Но, будучи жестоким и подозрительным человеком, он позднее убил свою жену и трех сыновей, заподозрив их в сговоре. На фоне этих событий в Иерусалиме появились волхвы, требующие показать им Иудейского царя, и они явно имели в виду не Ирода. После этого он приказал убить всех младенцев. Это ужасное событие было одним из худших злодеяний Ирода.

В Европе долгое время существовала легенда о том, что, когда деревья приносили Богомладенцу свои дары — плоды, ели было нечего предложить ему, и она скромно стояла на пороге хлева, не решаясь приблизиться. Тогда Ииус улыбнулся и протянул к ней руку. Но это история относится, скорее, к добрым сказкам.

Существовала и еще одна версия этой сказки: она гласила о том, что два других дерева пальма и маслина не пускали ель ко Христу, насмехаясь над ней. Услышав это, Ангел Господень украсил скромное дерево, и она вошла к яслям Богомладенца во всем своим величии. Иисус обрадовался ели, но она смутилась, а не возгордилась, потому что помнила — ее нарядил Ангел, и ему она обязана своим преображением. За скромность именно ель стала символом дня Рождества.

В России традиция наряжать ель на Рождество пришла лишь в XVIII веке. Кстати, во многих странах, эта традиция тоже стала поздней: в Англии, во Франции и в Америке лишь в середине XIX века ель на Рождество стала повсеместной практикой.

Ель наряжают и на Новый год, но это — светская традиция. Для православных христиан ель — прежде всего, символ Рождества. В Древней Руси ель не жаловали, она была мрачным деревом, растущим на болоте.

Наряженное дерево — отголосок язычества. В те времена люди наделяли природу человеческими, если не божественными свойствами. В хвойных деревьях по легендам жили лесные духи. Чтобы спасти от злых духов свои дома, люди наряжали лесных красавиц, пытаясь задобрить их. Отношения к хвойным деревьям, к слову, постоянно менялось. Они то хранили в себе злых духов, то охраняли жилище. Однако, во все времена ель наделялась мистическими свойствами.

В Европе XV-XVI века впервые встречаются упоминания об украшении ели. Считается, что обычай наряжать ель в христианской традиции открыл Мартин Лютер, основатель протестантизма. Он поставил свечи на ветки ели, чтобы показать детям символ любви и милосердия Господа — красоту небесных звезд в день, когда Господь воплотился и сошел к людям. В Россию украшенную ель «привез» Петр I, но изначально ее ставили только в питейных заведениях, а в домах нарядное дерево появилось уже в XIX веке. В доме императора Николая I в Петербурге стояла украшенная ель на Рождество.

Чуть позже ель появилась в качестве иллюстрации к книге «Щелкун орехов» («Щелкунчик») Гофмана, что говорило о плотно укоренившейся традиции украшать ель на Рождество. Уже в 1916 году Священный Синод усмотрел в традиции влияние немцев и запретил ее, а в 1927 году, после антирелигиозной кампании, Рождественскую ель отнесли к «пережиткам прошлого»…

Сейчас вечно зеленая ель, напоминающая также о жизни вечной, переживает второе рождение. В 1935 году ель вернулась в государственные учреждения, но вернулась, увы, как светский символ Нового года. Ее украшали красной звездой на верхушке. Известно, что в годы богоборчества люди наряжали ель тайно у себя в домах. Люди стали вспоминать, что это, прежде всего — символ Рождества Христова.

Поздравления с Рождеством

Своих близких старинными рождественскими открытками.


Даты Рождества Христова:

О Рождестве Христовом на Правмире:

О Рождестве Христовом: история праздника

  • Епископ Александр (Милеант)
  • Протодиакон Андрей Кураев
  • Архимандрит Ианнуарий (Ивлев)
  • Прот. Александр Шмеман

Календарь Рождества

Песнопения и служба Рождества Христова

  • Николай Иванович Державин: и

Рождественские колядки и песни

Видео

Рождество в семье: традиции и обычаи

Икона Рождества

  • Иеромонах Амвросий (Тимрот)

Проповеди

  • Свт. Василия Великий
  • свт. Иоанн Златоуст
  • Свт. Лев Великий ,

Рождество Христово отмечается по всему миру, но дата празднования у христиан проходит по григорианскому календарю в ночь нa 7 января, а католики, протестанты и лютеране отмечают его по юлианскому календарю с 24 на 25 декабря. Славянские народы Рождество 2017 будут отмечать, как всегда, 7 января. Из древних летописей известно, что родился сын божий в Вифлееме, его появление на свет ознаменовалось яркой звездой, которую первыми увидели пастухи. Жестокий царь Ирод, узнав о рождении Спасителя, приказал уничтожить всех младенцев мужского пола, появившихся на свет в этот период времени, чтобы извести Миссию, претендента на его трон. Повеление царя было исполнено, и 14000 невинных чад было загублено, однако, Иисусу удалось избежать этой участи – его отец св. Иосиф увез свою семью в Египет.

Традиции и обряды на Рождество 2017 года

Знаменательному событию появления на свет сына Божия предшествует строгий Рождественский пост, длящийся 2 недели и завершающийся в первый праздничный день. А накануне, 6 числа, с появлением первой звезды, символа Вифлеемской, семья собирается за праздничным столом. Трапеза начинается молитвой, произнесенной главой семьи. Так как событие приходится на Пост, 12 праздничных блюд на столе должны быть исключительно постными. Обязательно присутствие кути — распаренного зерна, сдобренного медом, сухофруктами, маком, а также компота из сушеных ягод. Другие праздничные лакомства – грибной капустник с пшеном, блины со всевозможными начинками, пироги, вареники, а также, впервые за Пост, блюда из рыбы.

5 дней кануна Рождества верующие посвящают молитвам и милосердию – раздают щедрые пожертвования, помогают особо нуждающимся, делятся едой и одеждой с бедными родственниками. А еще полагается сделать в доме генеральную уборку, выбросить ненужные вещей, надеть праздничные одежды.

На Руси в ночь перед Рождеством, в Сочельник, молодежь собиралась большой компании, обряжалась в костюмы и маски зверей и шла колядовать – петь рождественские шуточные припевки и получать за это угощения или деньги. Веселые празднования – предвестники удачного урожайного года, семейного счастья и благополучия. На Святки незамужние девушки устраивают гадания — на суженного и дальнейшую семейную жизнь.

Рождественские туры 2017

Для непосед, которым не сидится в праздничные каникулы дома, многочисленные агентства предлагают туры на Рождество 2017, вояжи по своей стране и дальние поездки в или Азию, на горнолыжные курорты, либо, наоборот, пляжный отдых.

Очень высоким спросом пользуются в это время путевки в Грецию, страну, где особенно любят и с размахом отмечают Рождество. Расцвеченные и украшенные улицы городов, сверкающие витрины праздничных магазинов, песни и танцы ночь напролет запомнятся надолго, а доброжелательные гостеприимные греки не дают скучать и собственным весельем вдохновляют гостей праздника.

Если вам хочется побывать в зимней сказке, на Новый год и Рождество 2017 можно посетить Болгарский город Банско, где расположены лучшие горнолыжные курорты мира с великолепными условиями проживания, мягким климатом и хорошим снегом. На базах отдыха созданы лучшие условия для семейного отдыха, самые маленькие гости будут окружены заботой на безопасных детских дорожках, когда их родители получают настоящий драйв, катаясь с крутых склонов. Многочисленные рестораны с кухней на любой вкус порадуют отдыхающих невысокими ценами, а средневековые развалины, замки и другие исторические строения привлекут внимание любителей старинной архитектуры.

Отдых на Рождество 2017 на теплом побережье Египта позволит насладиться ласковой погодой без изнуряющей летней жары, посетить исторические пирамиды, покататься по пустыне на верблюдах, побывать на Международном фестивале рыбной ловли и других интересных многочисленных ярмарках, проходящих в стране в зимние месяцы.

Ведущие туроператоры отмечают возросший спрос на путевки в далекую страну-материк Австралию. Неповторимая природа, диковинный животный мир привлекают все больше наших соотечественников. Шри-Ланка, Индия, страны Карибского бассейна – все это обилие направлений предоставлено в распоряжение любителей дальних стран.

Европейские туры на Рождество 2017

Европейские страны также приглашают гостей ознакомиться со своими рождественскими традициями, а, получив Шенгенскую визу, можно проехаться по нескольким странам:

  • Германия угостит вас огромным кексом, который традиционно выпекают в Дрездене к Рождественским праздником на протяжении 400 лет, а хлебные рынки в изобилии предлагают вкуснейшие коврижки, пряники и другие сладости;
  • Бельгия, расцвеченная к празднику, удивит сочетанием готики, классицизма и барокко. В этой же стране находится город Брюгге, который признан одним из красивейших в Европе по украшению к Рождеству;
  • Люксембург расскажет вам о древней военной крепости;
  • в Голландии свозят в Заансе Сханс, фольклорную деревню XVII века.

Самым востребованным туром является посещение Финляндии, где в это время года царит по-настоящему сказочная зимняя погода, а Лапландия будет прекрасным подарком для детей – ведь они увидят царство самого Санта Клауса.

Рождество в 2017 году. Отдых в России

Замечательно провести каникулы можно и в своей стране. Очень популярен в Рождество тур по Золотому кольцу России, вы сможете побывать на праздновании в разных городах, ощутить колорит русских традиций, поучаствовать в обрядах и отведать щедрых русских угощений. Существуют и тематические поездки «Зимняя сказка», «Волшебный лес» и т.д., где продумана целая программа с концертами, сказочными представлениями, вкусными национальными блюдами.

Рождественский тур «Классический Петербург» вот уже несколько лет получает самые восторженные отзывы. Волшебный по красоте город с его неповторимым архитектурным ансамблем восхищает россиян и зарубежных гостей.

Рождество в Москве 2017 привлекает все больше туристов. Ведь украшения столицы каждый год поражают фантазией и разнообразием. Отели во всех районах города и на любой кошелек предлагает в эти дни нарядный город. Украшенные площади, парки, скверы, концертные программы и новогодние сказки для детей в большом изобилии проходят прямо на открытых площадках. А высококачественные катки в парке Горького, на Красной площади и других любимых местах отдыха привлекают огромное количество взрослых и детей, к услугам отдыхающих здесь полное снаряжение, начиная от коньков и заканчивая наколенниками и шлемами для маленьких детей. Красавица-столица с нетерпением и радушием встречает горожан и гостей.

Рождество 2017 в Подмосковье – еще одна великолепная возможность зарядиться здоровьем и без особых хлопот весело отметить праздник. Природа этих мест привычна для жителей столицы и ее окрестностей, вам не придется преодолевать акклиматизацию, а целебный лесной воздух будет полезен людям любого возраста. Многочисленные подмосковные отели встречают гостей теплом, уютом, разнообразной кухней. В Рождественскую ночь проходят веселые праздничные мероприятия с концертной программой и шуточными конкурсами, весело будет и вашим детям. А взрослые смогут по-настоящему отдохнуть без забот и предпраздничных хлопот.

Рождество Христово – один из самых значимых, любимых и долгожданных религиозных торжеств для жителей 145 государств. В этот день все верующие христиане радуются вести о рождении Иисуса Христа, отмечают новый календарный цикл и приветствуют обновление всего живого на Земле.

Современные традиции принесли в этот праздник еще один обычай – кроме вкусного ужина и всеобщего веселья, теперь на Рождество принято баловать родных приятными сюрпризами. Не удивительно, что к данному торжеству готовятся заблаговременно, предвкушая теплый семейный вечер, душевную беседу и праздничный стол. Вот только особенности григорианского и юлианского летоисчисления привели к тому, что празднование Рождества у представителей разных ветвей христианства проходит не в один и тот же день.

Рождество – важный семейный праздник для всех православных верующих

Те, кто придерживаются католицизма и протестантизма, рождение Иисуса отмечают в ночь с 24 на 25 декабря , а православное празднество начинается в ночь с 6 на 7 января . Обычаи Рождества также зависят от страны и общепринятой в ней религии. Давайте поговорим о том, каким будет Рождество в 2018 году, чтобы подробнее узнать о его особенностях и самых ярких традициях.

ИСТОКИ ПРАЗДНЕСТВА

История возникновения Рождества и его современных традиций – это гармоничное объединение языческих верований и христианского вероисповедания. Первые приверженцы христианского учения старались вплести церковные обычаи в старинные религиозные обряды, привычные для новообращенной паствы. Так, обычай украшать зимой елку появился задолго до Рождества и Нового года. Зародился он на германских землях, племенные общины которых каждую зиму праздновали Йоль – торжество, посвященное зимнему солнцестоянию.

Местные жители отправлялись в лес, чтобы украсить самую красивую ель едой и предметами, вызывающими расположение у богов почитаемого ими пантеона. Примерно в то же время, что и современное Рождество, у жителей Древнего Рима начинались Сатурналии - несколько тематических празднеств, восславляющих бога по имени Сатурн. Римляне в это время веселились, отдыхали и, конечно же, приносили жертвы во славу божества, которое покровительствовало земледелию и даровало богатый урожай.

Наши предки-славяне в зимние дни отмечали праздник Коляды – этот мифологический персонаж преломлял ход зимы, позволяя дням становиться длиннее. С данным торжеством связывали наступление очередного календарного периода. В честь Коляды пели песни, призывающие плодородие и хороший урожай в новом сельскохозяйственном году. Певцы получали вознаграждение в виде денег и еды, а сами песни до сих пор называются колядками и остаются неизменной рождественской традицией у православных людей.

О РОЖДЕНИИ ИИСУСА ХРИСТА

Канонические тексты

Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея (Евангелие от Матфея, 1-я глава):

Лк. 2:4-7: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».

Согласно указу императора, для облегчения ведения переписи каждый житель империи должен был явиться «в свой город». Так как Иосиф был потомок Давида и Мария была обручена Иосифу, они направились в Вифлеем.

После рождения Иисуса первыми из людей ему пришли поклониться пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов. Они преподнесли дары - золото, ладан и смирну; не как младенцу, а как Царю (Мф. 2:1-3). К тому времени Святое Семейство уже нашло приют «в доме» (Мф. 2:1-11).

Узнав о рождении Мессии и желая Его уничтожить, царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до 2 лет. Однако Христос был чудесно спасён от смерти, потому что ангел повелел Иосифу бежать в Египет вместе с семьёй, где они и жили до смерти Ирода (Мф. 2:16).

По всей видимости, сначала, в 8-й день после рождения Иисуса, произошло Его обрезание (Лк. 2:21), а в 40-й день жертвоприношение в Иерусалимском храме (Лк. 2:22-38), а только потом уже поклонение волхвов, бегство в Египет и избиение младенцев.

Апокрифические источники

Рассказ о подробностях рождения Иисуса Христа присутствует в двух апокрифических источниках: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии Псевдо-Матфея». Согласно этим источникам, из-за отсутствия места в гостинице Иосиф и Мария вынуждены были переночевать в пещере, которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды.

Когда Мария почувствовала наступление родов, Иосиф пошёл искать повитуху, но когда возвратился с ней к пещере, то роды уже произошли, а в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии. По утверждению Киприана Карфагенского, Мария «не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздаёт Младенцу Своему благоговейное попечение». Он пишет, что рождение Христа произошло до того, как Иосиф привёл повитуху. При этом Саломея называется старицей и сродницей Марии, то есть происходящей из рода царя Давида.

Упоминаемая в апокрифах Саломея-повитуха засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы, и её образ вошёл в иконографию Рождества Христова и в народные обычаи, связанные с родами.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДАТЫ

Христиане долго спорили о том, когда следует отмечать рождение Божьего сына – год и дата этого события до сих пор остаются тайной, скрытой в веках.

Попытки установить год рождения Христа по датам сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов и т. п.) не привели к какой-либо конкретной дате. По-видимому, исторический Иисус родился между 7 и 5 годами до н. э. Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году.

Счисление, положенное в основание нашей эры, было сделано в 525 году римским монахом, папским архивариусом, Дионисием Малым. Дионисий, возможно, основывался на данных Хронографического сборника за 354 год (Chronographus anni CCCLIIII). Здесь рождение Иисуса отнесено на год консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла, то есть на 1 г. н. э. Запись в Хронографе 354 г. имеет вид: Hos cons. dominus Iesus Christus natus est VIII Kal. Ian. d. Ven. luna XV («При этих консулах Господь Иисус Христос родился в 8-й день до январских календ в пятницу 15-й луны»), то есть 25 декабря.

В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 годом до н. э. (момент прохождения кометы Галлея, которая могла быть Вифлеемской звездой) до 7 года н. э., когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период. Однако даты после 4 года до н. э. маловероятны по двум причинам. Во-первых, по евангелическим и апокрифическим данным Иисус родился во времена Ирода Великого, а тот умер в 4 году до н. э. (по другим данным, в 1 году до н. э.). Во-вторых, если принять поздние даты, то получается, что ко времени своей проповеди и казни Иисус был бы слишком молод.

Как отмечает исследователь Роберт Д. Майерс: «Библейское описание рождества Иисуса не содержит указания на дату события. Но сообщение Луки (Лк. 2:8), что „были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего“, указывает на то, что Иисус родился летом или ранней осенью. Так как декабрь в Иудее холодный и дождливый, пастухи, по всей вероятности, ночью искали бы убежища для своего стада». Однако, согласно Талмуду, пастухи, пасшие стада для храмовых жертв, бывали на полях даже за тридцать дней до Пасхи, т. e. в феврале, когда количество дождя в Иудее бывает весьма значительно, что опровергает мнения критиков.

Установление даты празднования Рождества

Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество, так как, по иудейскому вероучению, рождение человека - «начало скорбей и болей». Однако царь «Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским. (Мк. 6:21)».

Для христиан более важным с вероучительной точки зрения был и является праздник Воскресения Христова (Пасха). Появившиеся еретики-гностики считали Иисуса обычным человеком, на которого только во время крещения в Иордане сошёл Дух Святой. Крещение Господне было для них главным праздником, который они назначили на 6 (19) января - шестой день года, во образ шестого дня, в котором был сотворён Адам, в шестой день недели произошло и Искупление всего человечества.

Христиане считают Иисуса Христа Богом с момента его воплощения, поэтому его крещение назвали Богоявлением, и в этот день вспоминались события не только крещения Христа в Иордане, но и его рождение, поклонение волхвов, претворение воды в вино на браке в Кане Галилейской, насыщение множества народа и другие проявления Божественной силы Спасителя.

25 декабря как день «рождения Христа в Вифлееме Иудейском» впервые упоминает римский Хронограф 354 года, основывающийся на календаре, восходящем к 336 году. В тот же день там отмечен римский гражданский праздник N(atalis) Invicti. Это относительно позднее свидетельство наводит на мысль, что Рождество было пост-Никейским праздником, учреждённым в пику и как реакция на dies natalis solis invicti (День рождения Непобедимого Солнца), установленный в 274 году императором Аврелианом.

Согласно другой точке зрения, донатисты праздновали Рождество ещё до IV века (возможно, уже в 243 году), и дата его уже была вычислена.

Датой празднования Благовещения было установлено 25 марта (7 апреля), так как к моменту установления Юлианского календаря на 25 марта чаще всего приходилось весеннее равноденствие - некий образ уравновешенности двух природ в Иисусе Христе: Божественной и человеческой. Прибавление к этой дате 9 месяцев - периода беременности человека - соответственно даёт 25 декабря (7 января). Как раз на 25 декабря тогда же приходился день зимнего солнцестояния, после которого продолжительность светового дня в Северном полушарии Земли начинает прибывать, что послужило поводом для языческих народов считать 25 декабря днём рождения бога Солнца. Для христиан Солнцем Правды является Иисус Христос, и 25 декабря является очень символичным для его рождения (др.-рус. Рождество́). Поэтому Рождество Христово стало восприниматься ещё и как праздник света, а в христианских храмах начали ставить ветвистое дерево со множеством светильников - прообраз Рождественской ёлки.

В IV веке Восток (кроме Армянской церкви) и Запад заимствовали даты друг друга, установив отдельные праздники для Рождества и Крещения Господня. Впрочем, дата празднования Благовещения жёстко привязана к Рождеству далеко не всегда: в амвросианском обряде воспоминанию Благовещения посвящено последнее (шестое) воскресение Адвента, в мосарабском - 18 декабря.

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ТРАДИЦИИ В СТРАНАХ МИРА

День, предшествующий Рождеству – также известный как Сочельник, – отмечается во всех религиозных христианских конфессиях. У православных Сочельник приходится на 6 января , а у католиков и протестантов – на 24 декабря . И у тех, и у других праздник отмечается с особой пышностью и длится не один день, однако в каждом религиозном ответвлении есть свои знаковые традиции.

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ТРАДИЦИИ У КАТОЛИКОВ

Перед наступлением торжества всех католиков ожидает период Адвента – четырехнедельного поста, на протяжении которого верующие готовятся к празднеству. Отмечают Рождество до самого 1 января, причем каждый день посвящен определенному библейскому событию.

Поцелуи под омелой – одна из важнейших традиций католического Рождества

Так, 26 декабря верующие чтят память первомученика Стефана, на следующий день освящают вино и вспоминают о деяниях Иоанна Богослова, 28 января служители католических храмов благословляют детей, почитая память Вифлеемских Младенцев. На восьмой день вспоминают Святое Семейство, а 1 января отмечают праздник, посвященный Пресвятой Богородице. Конечно, помимо этого в каждой католической державе есть и свои собственные интересные обычаи.

Англия. Местные жители декорируют дома поделками и ветвями вечнозеленых растений, к числу которых относятся плющ, остролист и омела. Парочки, которые встретились под веночком из этих ветвей, обязательно целуются. На праздничный стол заготавливается множество блюд, однако непременным атрибутом праздничного застолья являются запеченная индейка, традиционный хлеб и пудинг, политый ромовой заправкой. Приготовить настоящий рождественский пудинг – это целое священнодейство, ведь процесс готовки начинается за месяц до праздника. На крепком бульоне варят овсянку, а затем добавляют в блюдо крошки хлеба, сладкий мед, кусочки миндального ореха, чернослив и изюм. После разделки индейки несколько членов семьи гадают на грудной вилочке – ее тянут в разные стороны, чтобы сломать. Кто заполучил длинный кусок кости, тот будет счастлив на протяжении всего года;

США. Американцы также балуют себя праздничной индейкой, но в отличие от Англии, где она подается с соусом из крыжовника, ее приправляют соусом из клюквы. Обязательно готовятся блюда из зеленого горошка, бобов и запеченной тыквы, а также морковные и яблочные пироги.

Германия. Немцы обожают устраивать театрализованные ярмарочные балаганы, поэтому в Мюнхене или Берлине вы можете увидеть довольно жуткую процессию – в ней участвуют черти с разукрашенными черной краской рожами или в страшных рогатых масках. На стол готовят множество имбирных пряников, запекают гуся с черносливом, ставят блюдо с сухофруктами и орехами, а также сладкий обрядовый хлеб, именуемый штолленом;

Франция. Французы считают Рождество не только семейным, но и детским праздником, поэтому заготавливают для малышей множество подарков. Кроме доброго персонажа по имени Пер Ноэль, который разносит по ночам приятные сюрпризы, на Рождество может прийти и Пер Фуетар, наказывающий непослушных детей поркой. Впрочем, сейчас он является не более чем страшилкой, ведь жители Франции давно не пользуются розгами. На рождественском столе вы обязательно увидите Буш де Ноэль – шоколадный торт, название которого вполне отвечает его виду, ведь оформляют его в виде стилизованного полена. Ну а кроме торта хозяйки готовят шарики из сыра во фритюре, фаршированный каплун, картошку и другие овощи;

Италия. Итальянцы весьма религиозны, поэтому особое внимание в этой стране отводится рождественскому вертепу. Его видоизменяют каждый год, дополняя новыми фигурками, горами, водопадами, домами и лужайками, чтобы похвастать перед соседями. В дома приносят ели и множество цветов. Праздничный стол ломится от всевозможных блюд – тут вы сможете угоститься пельменями в мясном бульоне, дрожжевыми кексами с начинкой из сухофруктов, каплунами и запеченным мясом, шоколадом и изысканными винами;

Чехия. Чехи совершают на праздник одно традиционное действо – выходят в ночь перед Рождеством на речной берег, чтобы купить у рыбаков рыбу и отпустить ее в воду. Считается, что это принесет удачу на целый год. Впрочем, это не мешает им покупать в магазинах и на рынках карпов, чтобы запечь их в сметане и подать на праздничный стол. На следующий день после Рождества (в праздник святого Штефана) у чехов есть еще одна традиция – выгонять из домов мужчин и парней, которые сидят без работы и не стремятся ее найти;

Испания. Жители Испании начинают готовиться к любимому празднику со второй половины ноября. Улочки и деревья украшаются разнообразными лампами и гирляндами, а на полках магазинчиков появляются рождественские лакомства, в числе которых – марципан, леденцы с анисовым вкусом, специальная нуга «туррон», цукаты и орехи. Для друзей и коллег готовят сюрпризы в виде рождественских корзинок, наполненных вином, хамоном, сыром и сластями. Окна и площади декорируются беленами – тематическими макетами, повторяющими популярные сюжеты из Библии. Одной из главных традиций является проведение рождественской лотереи – за выбор выигрышных билетиков отвечают ученики католической школы, которые тянут номерки и пропевают их участникам. На торжественном столе кроме запеченной утки и сладкой выпечки могут присутствовать также разнообразные морепродукты.

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ТРАДИЦИИ У ПРАВОСЛАВНЫХ

У православных верующих дню Христова Рождества предшествует период поста, в течение которого верующие очищают мысли от дурных мыслей и подготавливают душу и тело к религиозному торжеству. За две недели до Сочельника начинается поминовение праотцов и отцов (ветхозаветных праведников). За 5 дней до празднества наступает период прочтения особых молитв, а после этого – торжество, посвященное Собору Пресвятой Богородицы.

В это время в церквях поют гимны, прославляя Матерь Божью. Данное торжество, посвященное чуду Боговоплощения, – одна из самых древних христианских традиций. Православные отмечают Рождество до самого Крещения – этот период именуется святками и имеет множество интересных обычаев, в которых тесно переплелись христианские обряды и языческие ритуалы древних славян.

День, предшествующий Рождеству, наши предки посвящали благим делам – те, у кого еды и денег было много, жертвовали их на благотворительность, помогая нищим и больным. С утра в Сочельник начиналась генеральная уборка дома – выметались и мылись все углы, начищалась до блеска утварь и посуда. Вечером, после похода в баню, все члены семьи надевали нарядную и новую одежду.

Конечно, православные традиции празднества в разных странах отличаются, однако потомки давних славян недаром имеют много общего. Так, в Беларуси, России и Украине считается, что в Рождество дома навещают духи умерших предков, поэтому в селах для них устанавливались снопы, перевязанные яркими лентами. В украинской традиции такой сноп называется «дидухом» – от слова «дед», что означает не только родственника мужского пола, но и любого предка.

Рождество – семейный праздник, и вечеринки в этот день не поощряются!

Рождество – праздник семейный. Хождение в гости в этот день не поощрялось, но если уж кто-то посещал чужой дом, то его полагалось накормить до отвала, особенно если дело касалось усталого путника – ведь за неприметным ликом бродяги мог скрываться сам Иисус! Остаток трапезы относили на улицу, чтобы прикормить зверей и обеспечить их доброе отношение на протяжении года.

Грузины на данное торжество всегда приглашали специального гостя – «меквле». Он выбирался из числа здоровых, благополучных, солидных людей среди близких знакомых или родственников. Данная традиция гарантировала благополучие – меквле приносил сласти и фрукты, чтобы дом хозяев стал полной чашей.

РОЖДЕСТВО В РОССИИ

В Советском Союзе до 1929 года Рождество было государственным праздником и выходным днём и отмечалось по григорианскому календарю, но после того как выходные в религиозные праздники были отменены, большинство рождественских обычаев (ёлка, подарки) перешло на празднование Нового года.

Вновь день Рождества Христова стал выходным в 1991 году: в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР издал постановление, объявляющее православный праздник Рождества нерабочим днём. Уже 7 января 1991 года было нерабочим. Однако в некоторых республиках РСФСР, например, Татарской АССР, это постановление было проигнорировано, и день был признан рабочим.

По федеральным каналам российского телевидения в ночь на Рождество транслируется торжественное богослужение (после восстановления храма - из храма Христа Спасителя).

ЧТО ПРИНЯТО ПОДАВАТЬ НА СТОЛ?

В Сочельник и на Рождество подают разные блюда. В предрождественский вечер все еще длится пост – 6 января принято ставить на стол 12 постных блюд, которые можно отведать лишь после восхождения первой звезды на небосклоне. Основным из блюд является кутья - каша из распаренных и приправленных медом зерен с дроблеными орехами и сушеными яблоками, сливами и грушами. Из основных блюд также стоит упомянуть борщ, сваренный на грибном бульоне, капустник с пшеном, гороховую кашу, вареники и выпечку с постной начинкой.

В нашей стране Рождество Христово не обходится без ароматной кутьи

В этот вечер можно есть рыбные блюда, так что дело не обходилось без рыбника – пирога с начинкой из речной рыбы. После ужина православные идут на ночную службу, на которой славят рождение Христа – воздух звенит от гула колоколов, а со всех сторон слышны слова «С Рождеством Христовым!». Именно в Рождество пост подходит к моменту своего завершения, поэтому на 7 января православные готовили всевозможные мясные блюда.

Столы в этот день всегда ломились от домашней копченой и кровяной колбасы, холодца, жаркого с кашей, буженины и кутьи, приправленной шкварками. Апогеем пиршества являлся гусь, запеченный с яблоками. В отличие от католической традиции, где особое место на столе отведено всевозможным сластям, у православных нет традиционной рождественской выпечки, поэтому сегодня мы с удовольствием перенимаем традиции западных соседей и печем кексы, а также тематическое имбирное печенье, украшенное яркой глазурью.

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ТРАДИЦИИ

Рождество открывает период святочных гуляний, которые длятся целых 12 дней – вплоть до самого Крещения. Пожалуй, самым веселым и красочным обрядом этого периода можно назвать обычай колядования – еще в давние времена наши предки наряжались в костюмы, имитирующие лесных зверей и мифических существ, в которых ходили по селу, распевая колядки. Во времена язычества колядующие могли нехорошо пошутить над скупыми хозяевами, разобрав крышу сарая, или даже выкрасть и свалить в овраг телегу.

Сегодня данная традиция больше наполнена религиозной тематикой – юноши и девушки прославляют рождение Христа, а также призывают в дом счастье и благополучие. В некоторых селах России, Украины и Беларуси до сих пор устраивают тематические вертепы и шествия с Вифлеемской звездой. В ответ на старания колядующих их принято одаривать фруктами, выпечкой и деньгами.

Интересно, что похожий обычай есть и в Грузии – с рождественскими песнями тут раньше ходил мужской хор, называемый «Алило» (от слова «Аллилуия»), а теперь это делают дети. Впрочем, в Тбилиси традиция мужского рождественского хора есть до сих пор – после богослужения к главному православному храму страны идет целое шествие с ряжеными и представителями духовенства.

Колядование – самая древняя и веселая из рождественских традиций

В святочный период устраиваются ярмарки и организуются всевозможные забавы, ведь для наших предков это время было благословенным отдыхом после долгого и тяжелого трудового года. Мужчины и женщины наносили родственные визиты, а молодежь играла в снежки, каталась на санях, активно сваталась и гадала, ведь со времен язычества это время было окутано мистикой и считалось одним из лучших для того, чтобы заглянуть в будущее и узнать свою судьбу.

Каждой незамужней девице хотелось узнать имя суженого, поэтому девушки выходили в полночный час за ворота, чтобы увидеть прохожего и спросить его имя (считалось, что жениха будут звать точно так же). Еще один популярный способ – выбрасывание сапог за ворота. Куда указал носок, оттуда и жениху быть.

Сегодня традиции празднования Рождества переживают второе рождение, поэтому праздник ждут все – от мала до велика. Посмотрите программу мероприятий для своего города, отправляйтесь на рождественскую ярмарку, чтобы посмотреть представления и отведать лакомых блюд, ну а вечером обязательно устройте посиделки с друзьями, чтобы приоткрыть тайны будущего!