Заседание церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников церкви русской. Свящ

2 ноября 2016 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялось заседание Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Митрополит Ювеналий представил доклад о деятельности Совета.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Возлюбленные участники заседания!

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла мы проводим очередное заседание Церковно-общественного совета. Святейший Патриарх утвердил повестку сегодняшнего заседания, на котором мы рассмотрим результаты работы Синодальных отделов и комиссий по исполнению данных им поручений и деятельность епархий в области увековечения памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Насущной задачей, требующей своего решения, является ознакомление нашего общества, в первую очередь, с подвигом новомучеников и исповедников, чья судьба была неразрывно связана с историей Отечества. Трудно представить ХХ век без тысяч священнослужителей и верующих мирян, неотъемлемой части нашего народа, которые отстояли религиозно-нравственные идеалы. В этой связи Церковно-общественный совет дал соответствующие поручения Синодальному отделу по религиозному образованию и катехизации. Во исполнение поручения Совета Синодальным отделом были разработаны методические рекомендации по проведению в организациях общего и дополнительного образования занятий, посвященных подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской. Они носят рекомендательный характер и могут корректироваться с учетом региональных особенностей. Для образовательных организаций с православным компонентом и православных организаций дополнительного образования данный курс рекомендуется в качестве учебного модуля «Новомученики и исповедники Церкви Русской», интегрированного в учебную дисциплину «Основы православной веры» (часть «История Русской Православной Церкви»). Для государственных и муниципальных образовательных организаций данный модуль рекомендуется в качестве отдельного курса внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственной культуры. Курс может быть использован в рамках занятий с воспитанниками воскресных школ.

Церковно-общественным советом было направлено в Синодальный отдел религиозного образования и катехизации учебное пособие «Изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской ХХ века в образовательном пространстве регионов Центральной России», которому после экспертизы был присвоен гриф Синодального отдела и гриф Издательского Совета. Синодальным отделом религиозного образования и катехизации было предложено направить после издания пособия циркулярное письмо в епархии Русской Церкви с рекомендациями по его использованию. Данное пособие вышло за пределы регионального аспекта и ему, по согласованию с его авторами, было дано название «Изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской в школе». Заместитель председателя Синодального отдела игумен Митрофан (Шкурин), надеюсь, дополнит имеющимися у него сведениями ход исполнения данных отделу поручений.

На предыдущем заседании Совета обсуждался вопрос о необходимости каким-либо образом отдать должное не только тем, кто был прославлен Церковью как новомученики, но и всем пострадавшим в годы репрессий. В связи с этим Синодальной богослужебной комиссии было дано поручение: «Составить чинопоследование с особым прошением обо всех убиенных в годы репрессий». Данное поручение было Синодальной богослужебной комиссией исполнено, и составленные ею тексты особых прошений обо всех убиенных в годы репрессий для включения в заупокойные богослужения были утверждены Священным Синодом 13 июня 2016 года (журнал №44).

В связи с устным обращением Преосвященного епископа Орского и Гайского Иринея, которое было сделано в ходе заседания Архиерейского Собора 2016 года, касающимся учреждения дополнительной даты соборной памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, Церковно-общественному совету было поручено рассмотреть этот вопрос и дать заключение. В соответствии с резолюцией Святейшего Патриарха Кирилла, при положительном решении оно должно быть представлено на рассмотрение Священного Синода, если же заключение будет отрицательным, его следует направить к сведению Преосвященного епископа Иринея. Я обратился с просьбой к Преосвященному епископу Иринею изложить основания для учреждения дополнительной даты соборной памяти. Полученный ответ мной был направлен в Синодальную богослужебную комиссию и Синодальную комиссию по канонизации святых и на сегодняшнем заседании предлагаю обсудить этот вопрос и принять соответствующее решение.

В ходе заседаний Архиерейского Собора 2016 года Преосвященный епископ Тарский и Тюкалинский Савватий выступил с просьбой о создании кратких буклетов с житиями новомучеников. Святейшим Патриархом Кириллом было поручено Издательству Московской Патриархии изучить возможность создания такой серии брошюр, а мне как председателю Церковно-общественного совета — руководить данным проектом. В апреле сего года у нас состоялась встреча с представителями Издательства Московской Патриархии, на которой мы обсудили варианты брошюр и решили, какие тексты должны быть использованы при их издании, чтобы не допустить публикации житий с недостоверной информацией, которая, к сожалению, во множестве размещена в сети Интернет и публикуется некоторыми издателями. Надеюсь, что в ближайшее время Издательство Московской Патриархии представит мне на рассмотрение первые макеты данной серии.

Церковно-общественный совет на заседании, состоявшемся 17 ноября 2015 года, поручил настоятелю храма Новомучеников и исповедников российских в Бутово протоиерею Кириллу Каледе подготовить и направить Святейшему Патриарху список храмов города Москвы, в которых служили новомученики и исповедники Церкви Русской, имена которых в настоящее время включены в официальный календарь Русской Православной Церкви, для последующего указания настоятелям храмов предоставить эскизы мемориальных досок. Такой список, включающий в себя все действующие храмы и монастыри Московской городской епархии, а также ставропигиальных приходов и патриарших подворий Московской области, в которых служили новомученики и исповедники Церкви Русской, с соответствующим списком имен новомучеников был составлен и направлен Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.

Одним из существенных аспектов успеха исполнения определения Архиерейского Собора 2011 года об увековечении памяти новомучеников является отражение информации о подвиге новомучеников и исповедников Церкви Русской в средствах массовой информации. В соответствии с характером своей деятельности Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ предоставил сведения о ходе исполнения определения Архиерейского Собора в период с 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года, которые получены от 85 епархий. 6 епархий сообщили, что к данной работе не приступали, но имеют планы о развертывании своей деятельности в этом направлении. 72 епархии сообщили, что с большей или меньшей регулярностью в настоящее время размещают сведения о новомучениках в местной светской и церковной прессе, на официальных и неофициальных интернет-ресурсах. 37 епархий сообщили о создании фильмов, видеороликов и телепередач. В общей сложности было создано 30 фильмов. Было также выпущено более 30 книг и брошюр. Радиопередачи, касающиеся темы новомучеников, выпускались в 20 епархиях. В 16 епархиях прошли мероприятия, связанные с организацией конкурсов, выставок, бесед и чтений. 8 епархий указали, что ведут деятельность по популяризации подвига новомучеников в социальных сетях. 29 епархий сообщили о имеющихся у них планах приступить к съемкам фильмов и выпуску телепередач, 10 епархий заявили о планах по изданию книг о новомучениках, 6 епархий планируют выпускать радиопередачи, 30 епархий собираются провести выставки, популяризирующие подвиг новомучеников.

Заслуживающие с точки зрения обмена опытом результаты при исполнении постановления Архиерейского Собора 2011 года показала Московская епархия. В ней епархии регулярно размещаются сведения о новомучениках в средствах массовой информации, организовываются радио- и телепередачи, посвященные новомученикам; в епархии установлено 12 памятных досок, 16 поклонных крестов, 3 памятника. Переименовано 2 улицы: в селе Ильинском Красногорского района улица Новая Островская переименована в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы и в городе Электрогорске улица Безымянная переименована в честь священномученика Константина Успенского. Епархиальной богослужебной комиссией составляются тексты тропарей, кондаков и молитв новомученикам.

15 июня сего года мною было направлено письмо в епархии Русской Церкви, в котором было указано, что из анализа отчетов, поступающих из епархий, следует, что не все пункты Рекомендаций правящим архиереям к определению Архиерейского Собора 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников и исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших», принятых в 2014 году, удается исполнить. В частности, мало удаются разработки маршрутов паломнических поездок по местам, связанным с новомучениками, практически не устанавливаются мемориальные доски, не наименовываются улицы и площади именами новомучеников. Я просил правящих архиереев сообщить, с какими трудностями сталкиваются епархии в реализации принятых Архиерейским Собором постановлений и как они видят решение этих проблем.

Из анализа полученных ответов следует, что трудности, связанные с деятельностью епархий, имеют субъективный и объективный характер. Всё, что связано с молитвенным почитанием, богослужениями в дни памяти новомучеников, постройкой храмов и часовен, освящаемых в честь новомучеников, освещением в средствах массовой информации памятных мероприятий, связанных с новомучениками, освещением этой темы через сеть Интернета, организацией конференций, посвященных новомученикам, проводится более или менее успешно. В некоторых епархиях изображения новомучеников, информация о них, а также выдержки из их трудов размещаются на городских билбордах. Однако есть пункты, исполнение которых представляет из себя большие трудности, которые, по мнению епархиальных Преосвященных, имеют объективный характер.

Во-первых, это организация паломнических поездок, которые для одних епархий являются в материальном отношении трудно исполнимыми, для других, особенно находящихся в северо-восточных районах нашей страны, — невозможны из-за отсутствия дорог и сокращения транспортной инфраструктуры, в некоторых случаях уничтожены сами материальные объекты, связанные с жизнью новомучеников. В ХХ столетии были разрушены многие дома и храмы, связанные с новомучениками, а попытка обозначить памятное место в иных случаях вызывает протест в обществе, в случае, например, когда установленный памятный камень на месте разрушенного городского собора оказался рядом с памятником революционеру. Также есть сложности и в разработке паломнических маршрутов из-за отсутствия квалифицированных кадров в епархии.

Почти все Преосвященные, приславшие свои отзывы, единодушно отмечают практическую невозможность переименования улиц в честь новомучеников, что связано с рядом проблем. Одна из них это материальные затраты, которые связаны с такими переименованиями. Что касается наименования новых улиц, то их появляется мало из-за отсутствия масштабного строительства, которое в настоящее время не ведется из-за ухудшения экономического положения, в особенности, в провинции. Острой и в настоящее время трудно разрешимой является проблема переименований улиц и площадей в епархиях, находящихся на территориях других государств, где существуют законы, ограничивающие по существу деятельность религиозных организаций территорией прихода. Не просто осуществить переименования и в епархиях, на территориях которых проживают люди иных конфессий. Однако не только это мешает исполнению решения Архиерейского Собора о наименовании улиц именами новомучеников. К сожалению, главным образом решению этого вопроса мешает кардинальное в иных случаях расхождение во взглядах в самом обществе на историю России ХХ столетия и, в особенности, на то, что касается репрессий. На некоторые аспекты прошедших событий мнения общества диаметрально расходятся, что порождает даже некоторое идейное противостояние. Казалось бы, уже давно пришло время почтить память тех, кто были незаслуженно репрессированы и кого Церковь почитает героями духа, прославляя их как мучеников. Епархии, однако, сообщают, что реакция людей на переименование названий, данных в советское время, зачастую бывает очень болезненная, и любые предложения вызывают острые дискуссии и сопротивление. Преосвященные архипастыри сообщают, что практически все их предложения на этот счет не находят поддержки у муниципальных властей. Например, в Петушинском районе Владимирской области, в котором многим его жителям хорошо известно имя священноисповедника Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, и к памятным местам, с ним связанным, притекает большое количество паломников, не удалось назвать в честь этого святого даже маленького переулка. Из вышесказанного следует, что сейчас главной задачей является просвещение общества, формирование истинных духовных ценностей, чтобы был понятен сам подвиг новомучеников. В настоящее время такая деятельность в значительной степени осуществляется через средства массовой информации, поэтому епархиям следует активизировать работу с местными СМИ, в особенности со светскими, у которых имеется значительная аудитория. Этот вопрос сегодня нам нужно обсудить с вами. Может быть пути решения проблемы будут предложены Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Следует остановиться и еще на одном вопросе, который мне кажется важным и требующим разъяснения. Ряд епархий дали ответы, что на их территории нет прославленных Церковью новомучеников, и поэтому они не ведут работу, связанную с увековечением их памяти. Такое понимание вопроса неправомерно. Новомученики и исповедники Церкви Русской, служившие и пострадавшие в той или иной епархии, не являются предметом почитания исключительно какой-либо отдельной епархии. Новомученики, как и сам мученический подвиг, являются достоянием всей Церкви, а не только одной, двух или трех епархий. Следует учесть и то, что чисто человеческая связь с мучениками в настоящее время отсутствует по той причине, что уже велико временно?е расстояние, которое нас от них отделяет. Сейчас практически не осталось живых свидетелей мученического подвига пострадавших в 1930-х годах. Мы почитаем их исповеднический подвиг и обращаемся к ним в молитвах без всякой связи с конкретными территорией и временем. Поэтому перед нами стоит задача не столько увековечения подвига новомучеников, пострадавших на конкретных территориях, сколько раскрытие и духовное усвоение исповеднического подвига по возможности каждого из новомучеников, и епархии в этом отношении могут заниматься просветительской работой, касающейся любого из прославленных новомучеников. В настоящее время достаточно литературы, раскрывающей подвиг новомучеников, чтобы заниматься просвещением на епархиальном уровне.

Надеюсь на ваши предложения, которые помогут выработать оптимальные пути решения проблем, связанных с увековечением памяти новомучеников. Благодарю за внимание.

Московская областная епархия/Патриархия.ru

13 сентября в пятый раз состоялось празднование Собору Саратовских святых. Оно стало возможным благодаря работе епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия, подготовившей необходимые для прославления материалы. Предлагаем вниманию читателей беседу с председателем комиссии, настоятелем Архиерейского подворья храма святых равноапостольных Мефодия и Кирилла при СГУ, протоиереем Кириллом Краснощековым.

Отец Кирилл, почему в Собор Саратовских святых вошли только 12 новомучеников, хотя с Саратовской землей их связано больше? Например, священноисповедник Виктор (Островидов), епископ Глазовский, который родился и учился в нашей губернии.

Синодальная комиссия по канонизации исходила из того, что если человек уже входит в Собор святых какой-то епархии, то не надо повторять его канонизацию в другом Соборе. Тех, кто служил в разных местах, решено было включать в тот или иной Собор по месту кончины. Хотя и здесь были исключения. Епископ Гермоген (Долганёв) скончался в Тобольске, граф Александр Медем – в Сызранской тюрьме. Но их жизнь была теснейшим образом связана с Саратовской землей, поэтому они вошли в наш Собор.

Какими критериями руководствуется комиссия, рассматривая вопрос о канонизации того или иного подвижника? Традиционно в народе считается, что необходимыми условиями являются народное почитание святого и явленные посмертно чудеса…

Вот относительно новомучеников такой критерий не стоит. И не только, кстати, новомучеников. Я обычно привожу в пример Иакова-мниха (XI в.), который в «Памяти и похвале русскому князю Владимиру» пишет: «Не удивимся, возлюбленные, что чудес не творит по смерти - многие ведь святые праведники не сотворили чудес, но святыми являются». И, ссылаясь на слова Иоанна Златоуста «От дел узнаем, а не от чудес», Иаков-мних заключает: «Но по делам узнавайте святого». А почитали князя Владимира уже тогда явно как святого, потому-то похвальное слово и писалось. То есть даже тогда, в XI веке, отсутствие чудес не являлось препятствием к почитанию. И относительно новомучеников XX века этот критерий, если и есть, то на последнем месте. Основной критерий – это мученическая кончина, в которой прослеживаются напрямую признаки исповедничества. Тоже очень тонкий критерий. Игумен Дамаскин (Орловский), секретарь Синодальной комиссии Московского Патриархата по канонизации святых много об этом говорит, у него есть специальный доклад «Методология и практические особенности исследования подвига новомучеников и исповедников Российских». Он настаивает, что канонизация мучеников первых веков и канонизация мучеников ХХ века – это разные вещи, и здесь совершенно разные критерии должны быть применимы. Для него, например, один из важнейших критериев канонизации новомученика ХХ века – это святость всей его жизни. Среди древних святых мы порой видим гонителей христиан, которые, видя мужество мучеников, сами обращались ко Христу и тоже принимали мученическую смерть. Игумен Дамаскин считает, что так нельзя походить к мученикам ХХ века. Потому что Россия была христианской страной, и люди должны были буквально с детства показывать себя христианами. Эта его позиция разделяется не всеми, но она у нас принята как официальная.

- С какими трудностями сталкивается комиссия в своей работе?

Колоссальной сложности проблема в том, что основными документами для канонизации являются архивно-следственные дела, «мученические акты XX века». Это следственные дела ОГПУ - НКВД, в которых должно быть налицо исповедническое поведение человека. То есть он не должен был оклеветать себя – а обвинения предъявлялись все сплошь клеветнические – «контрреволюция», «создание террористической группировки», «распространение контрреволюционных слухов» – вплоть до 1937 года всё какую-то контрреволюцию искали. Как мы знаем, следователями активно применялись пытки. И в этих условиях человек должен был не сломаться, не сознаться в ложных обвинениях: претерпевший же до конца спасется (Мф. 10, 22). Это первое. Второе – он не должен был никого оклеветать. А это настолько тонкое понятие… Вот, например, почти все протоколы начинаются словами: «Назовите ваших знакомых». Что в этой фразе особенного? По сути дела, ничего. Но если человек говорит: «Я знаю такого-то, такого-то и такого-то», – через три листа мы уже видим их арестованными, и дело уже переквалифицируется в групповое. А групповое дело – это всегда планка наказания в два раза выше, чем по индивидуальному делу. И, конечно, опытные люди, те, кто сидел не первый раз, никаких знакомых вообще не называли. Здесь тоже очень тонко: как это интерпретировать – оклеветал, не оклеветал людей, если просто назвал своих знакомых? И третье условие, выполнить которое сложнее всего, и на чем настаивает отец Дамаскин (тут я с ним полностью согласен). Мы должны – а это едва ли возможно – исследовать весь пласт архивов современного ФСБ, которое является наследником КГБ-НКВД-ОГПУ, и связать воедино тысячи нитей людей, проходивших в качестве обвиняемых. Допустим, передо мной лежит расстрельное дело священника 1937 года. Но откуда я знаю – не привлекался ли он в 1928 году в качестве свидетеля по делу совсем другого священника? И это могло быть вовсе не в Саратове – он мог сменить пять, шесть городов за это время, священники часто переезжали ввиду гонений, ссылок. Соответственно, я, зная, что он расстрелян в Саратове в 1937, могу ли быть уверен, что он в 1928 где-нибудь в Иванове не свидетельствовал на другого как обвинитель? Нужно всё исследовать, составить всю номенклатуру в масштабах страны – кто, где, когда проходил по какому делу. Это задача в настоящее время невыполнимая – и по своей трудоемкости, и потому, что ведомственные архивы ФСБ закрыты. Но это – принципиальная позиция отца Дамаскина: пока не будет засвидетельствовано, что человек ничем не скомпрометирован, – не о чем разговаривать. По сравнению с 1990-2000-ми годами условия канонизации сейчас ужесточились, и это правильно.

А почему не был канонизирован в соборе святых протоиерей Геннадий Махровский, настоятель Свято-Троицкого собора, расстрелянный в 1919 году вместе с епископом Германом (Косолаповым) и священником Михаилом Платоновым? Насколько я знаю, его вообще не допрашивали, так что каких-то «неправильных» показаний он дать не мог.

Он был расстрелян как заложник. Все сорок с лишним человек, расстрелянных в октябре 1919 года на Воскресенском кладбище Саратова, – это заложники, взятые в ходе красного террора в ответ на убийство большевика Загорского. Тут достаточно сложные критерии. Но относительно людей, легших в братскую могилу на Вознесенском кладбище – мы ведь тоже подавали на них документы на канонизацию. И отказ был мотивирован недостатком материалов, свидетельствующих об их исповедническом подвиге. Другое дело – судебные протоколы владыки Германа и отца Михаила: там видно, как они себя ведут, что говорят. Видно, в чем их обвиняют, видно, что их хотят убить просто потому, что они «черные вороны и их надо отправить на небо». И они отвечают «Для вас небо пусто, для нас – нет. Отправьте нас туда, потому что мы верующие, и для нас там – всё, новая жизнь». А вот про священника Геннадия Махровского ничего подобного у нас нет. А раз нет – комиссия воздерживается от подобного рода канонизаций.

- В настоящее время комиссия готовит материалы для канонизации?

Сейчас этот процесс перенаправлен в другую сторону. Он направлен на развитие почитания подвига новомучеников, что отражено в синодальном документе «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших», на сбор и более кропотливое изучение материалов об этих людях – не только прославленных, но и всех пострадавших за веру в годы гонений. Главная задача, которая перед нами сейчас стоит – это увековечивание памяти новомучеников. Канонизация - это начало, а вот то, что мы, по благословению Владыки Лонгина, смогли и праздник такой установить, как Собор Саратовских святых – это уже продолжение. И очень важно, что этот праздник у нас так торжественно отмечается, что центром его по очереди становятся все города нашей епархии. В издательстве Саратовской митрополии готовится к изданию прекрасная книга о Соборе Саратовских святых, подготовленная секретарем нашей комиссии священником Максимом Плякиным и членом комиссии Валерием Тепловым. Такие издания очень нужны для того, чтобы память о подвиге новомучеников сохранялась, чтобы люди знали о них. Этим же занимается наше общество «Возрождение», объединяющее потомков репрессированных священнослужителей и мирян, пострадавших в годы гонений. Внуки, правнуки этих людей по крупицам в архивах разыскивают сведения о своих предках. (о 4-й конференции общества «Возрождение» читайте на стр… – Ред.). Особенно отрадно, что к нам всё время приходит молодежь: значит, это дело не умрет с внуками репрессированных, которым уже многим самим за 70 лет, оно будет продолжаться. Стремление больше узнать о новомучениках, неравнодушие к ним – вот это и есть, на мой взгляд, настоящее их почитание.

- Что еще входит в работу комиссии?

У нас очень много ответов на запросы. Ко мне приходят просьбы от людей, которые ищут материалы о том или ином священнике. Это либо его родственники, либо местные краеведы. Немало школьников, которые пишут работы о репрессированных священниках своего родного села - разумеется, если рядом окажется верующий учитель. Материалов у нас много, и, если в моей базе данных есть соответствующие документы я с удовольствием их высылаю. Такие запросы приходят к нам со всей страны.

Газета «Православная вера» № 18 (542)

Беседовала Оксана Гаркавенко

Оксана Гаркавенко «Главная задача – увековечение памяти новомучеников» (Беседа с председателем комиссии, настоятелем Архиерейского подворья храма святых равноапостольных Мефодия и Кирилла при СГУ, протоиереем Кириллом Краснощековым.)//Газета «Православная вера» № 18

04.02.2011
О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших

О мерах по сохранению памяти новомучеников,

исповедников и всех невинно от богоборцев

в годы гонений пострадавших

Документ принят 2 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

За прошедшие годы Русской Православной Церковью собраны многочисленные свидетельства о христианах, пострадавших в гонениях за веру Христову в XX веке. Накоплен обширный материал, позволяющий объективно оценить ситуацию того времени, подвести ее исторический итог.

Русская Православная Церковь почитает святость новомучеников и исповедников, утверждая их особый вклад во вселенское Православие. Благодаря их жертвенному свидетельству о Христе в Православии вновь в небывалых масштабах, сопоставимых с гонениями первых веков христианства, был явлен подвиг мученичества и исповедничества, на котором возрастала христианская Церковь. Духовные плоды этого подвига должны быть усвоены нашим обществом.

В то же время Церковь помнит не только прославленных ею святых, но и всех невинных жертв репрессий, призывая общество сохранить память об этих трагических страницах истории.

Русская Православная Церковь считает своим долгом неустанно напоминать, что богоборчество и ненависть, в том числе социальная, являлись движущей силой репрессий, совершенных в годы революции, гражданской войны и всего трагического ХХ века в разных странах, входящих в каноническую территорию Московского Патриархата.

Подвиг новомучеников и исповедников свидетельствует об их противостоянии богоборчеству, а не государству как таковому. Опираясь на опыт своих святых, Церковь убеждена, что в годы гонений верующие подвергались репрессиям, прежде всего за исповедание веры, верность Господу Иисусу Христу и Его Церкви, а также каноническому строю Православия.

Для того чтобы память о новомучениках укреплялась в нашем обществе как пример стояния в вере, Церковь призывает умножить усилия для распространения в народе почитания святых новомучеников и исповедников.

1. Церковь считает своевременным возведение храмов и часовен в честь новомучеников и исповедников, особенно там, где они служили или пострадали.

2. Епархиальным архиереям следует озаботиться совершением бденных, полиелейных и славословных служб новомученикам и исповедникам в местах их служения и мученических подвигов. Кроме того, епархиальным архиереям надлежит определить даты и места соборного служения духовенства епархий или отдельных благочиний, дабы усилить местное почитание новомучеников и исповедников.

3. Во всех епархиях Русской Православной Церкви подобает регулярно совершать богослужения в дни почитания новомучеников и исповедников, проводить посвященные их памяти церковно-общественные мероприятия (конференции, форумы, съезды), а также вести просветительскую работу в высших учебных заведениях, школах, среди молодежи.

4. Изучение подвига новомучеников и исповедников надлежит включить в учебные планы духовных семинарий и училищ с учетом истории региона.

5. Епархиям, монастырям и приходам рекомендуется в сотрудничестве с государством, музейным сообществом и историками по мере возможности участвовать в создании мемориальных досок, памятников, музеев и комплексов в местах служения, страдания, смерти и погребения новомучеников и исповедников, инициировать наименование в их честь улиц, площадей, бульваров, скверов. Необходимо продолжать диалог с государством и разъяснительную работу в обществе для того, чтобы в названиях улиц и населенных пунктов не возвеличивались имена лиц, ответственных за организацию преследований и уничтожения неповинных людей, в том числе пострадавших за веру.

6. Собор обращается к кинематографистам, руководителям телеканалов с призывом создавать документальные и художественные фильмы, а также телевизионные передачи, посвященные подвигу новомучеников и исповедников.

7. Церковным средствам массовой информации рекомендуется уделять особое внимание подвигу новомучеников и исповедников. В целях развития творческой инициативы журналистов, писателей и церковных историков в данном направлении Синодальному информационному отделу и Синодальной комиссии по канонизации святых рекомендуется совместно проработать предложения по использованию различных конкурсов и грантов. Издательскому Совету надлежит поддерживать существующие программы и книжные серии, посвященные подвигу новомучеников и исповедников, разработать специальную программу издания книг, в том числе для детей и подростков, а также озаботиться распространением уже изданных книг в епархиях Русской Православной Церкви. Епархиальным средствам массовой информации необходимо уделять особое внимание публикации материалов, посвященных подвигу новомучеников и исповедников, в том числе размещая эти материалы на епархиальных сайтах.

8. Издательству Московской Патриархии следует незамедлительно публиковать тексты служб новомученикам и исповедникам, одобренных Священным Синодом.

9. Церковь призывает государственных и общественных деятелей поддержать ее усилия по изучению и увековечению памяти жертв гонений. В частности, она обращается к руководителям учреждений, в чьем ведении находятся архивные документы, с просьбой содействовать скорейшему и полному выявлению сведений о пострадавших в годы гонений. Для этого важно совершенствовать методику научного изучения следственных и судебных дел. Необходимо продолжить диалог с государством о возможности законодательных или административных способов обеспечения доступа уполномоченных представителей Церкви к соответствующим архивам, при условии соблюдения законных требований неразглашения сведений о личной жизни граждан.

10. Целесообразно сформулировать предложения об объективном отражении темы новомучеников и исповедников в современных учебниках истории.

11. Синодальной комиссии по канонизации святых надлежит продумать возможность такого именования каждого новомученика или исповедника, в котором бы содержалось упоминание о месте его подвига, занимаемой кафедре или фамилии. Это именование должно быть затем включено в официальный календарь Русской Православной Церкви. Данное поручение относится как к уже прославленным новомученикам и исповедникам, так и к тем, чьи имена будут включены в Собор новомучеников и исповедников Российских в будущем.

12. Открытие мощей святого и помещение их в храмы может иметь место только при канонизации или после таковой.

13. При вынесении решения об общецерковной канонизации святого следует утверждать его иконописное изображение. При канонизации местночтимого святого его иконописное изображение необходимо представлять на отзыв в Синодальную комиссию по канонизации святых для последующего утверждения Патриархом.

14. Следует продолжить развитие рабочих контактов епархиальных комиссий с Синодальной комиссией по канонизации святых как на этапе подготовки дел к передаче в последнюю, так и при их рассмотрении, что исключило бы появление в Синодальной комиссии дел, заведомо не соответствующих предъявляемым требованиям.

15. Епархиальным богослужебным комиссиям надлежит усилить работу над составлением служб новомученикам и исповедникам, служившим или пострадавшим в данной епархии, и представлять их на рецензирование в Синодальную богослужебную комиссию.

Собор выражает уверенность в том, что совместные действия Церкви, государства и общества, направленные на увековечение памяти жертв гонений за веру, помогут изменить к лучшему нравственное состояние людей.

Памятуя слова церковного писателя III века Тертуллиана - «кровь мучеников есть семя христианства», Собор призывает всех членов Церкви быть по духу верными наследниками новомучеников и исповедников, твердо стоять в подвиге жертвенного свидетельства Истины, не отступать от нее, малодушно пугаясь вызовов мира, все более удаляющегося от Христа.

17 ноября 2015 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось второе заседание Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Церковно-общественный совет был образован решением Священного Синода от 25 декабря 2012 года (журнал № 124). Архиерейский Собор 2013 года, поддержав решение Священного Синода об образовании этого органа, возложил на Совет ответственность за реализацию определения Архиерейского Собора 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших».

В заседании Совета приняли участие:

  • митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий - председатель Совета;
  • митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл;
  • епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава, председатель Комиссии по канонизации святых Митрополичьего округа в Казахстане;
  • епископ Егорьевский Тихон, секретарь Патриаршего совета по культуре;
  • игумен Дамаскин (Орловский) - ответственный секретарь Совета;
  • протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства;
  • протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества;
  • протоиерей Владислав Цыпин, председатель Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Московской духовной академии;
  • игумен Митрофан (Шкурин), заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации;
  • протоиерей Павел Великанов, преподаватель Московской духовной академии, главный редактор портала Богослов.ru;
  • протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне;
  • игумен Нектарий (Блинов), наместник Свято-Троице-Георгиевского монастыря г. Чирчик (Узбекистан);
  • священник Александр Мазырин , заместитель руководителя Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;
  • В.Р. Легойда, председатель Синодального информационного отдела;
  • С.Л. Кравец, руководитель Церковно-научного центра Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия»;
  • И.В. Гарькавый, директор мемориального научно-просветительского центра «Бутово»;
  • Б.И. Костенко, генеральный продюсер телеканала «Спас».
Открывая заседание, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к собравшимся со вступительным словом.

Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что второе заседание Совета проходит в преддверии Архиерейского Собора, который запланирован на 2-3 февраля 2016 года. К грядущему Собору предполагается подготовить отчет о проделанной работе.

«Мне хотелось бы сказать несколько слов о значении подвига новомучеников, - добавил Святейший Патриарх. - Мы уже много об этом говорим, но полагаю, что говорить надо так, чтобы было слышно всем - не только членам Церкви, не только нашим прихожанам, но и людям светским. Потому что новомученики - это герои, а без героев не может существовать народ, не может существовать нация».

«Сегодня очень часто появляются псевдогерои, - не действительно народные герои, а те, чья популярность обусловлена не более чем модой, - и когда многие, в том числе молодежь, на них ориентируются, это приносит только вред, - констатировал Предстоятель. - Но подлинный герой всегда несет в себе высокий нравственный заряд, нравственную силу. Несомненно, именно такова роль героев, которые полагают жизнь свою за Родину, за Церковь, - и новомученики являются такими героями».

«В наше время, когда людям трудно оторваться от своей повседневности, поставить под сомнение привычный комфорт, особенно важно во весь голос говорить о наших отцах, братьях, сестрах, которые погибли, но остались верны Господу, - продолжил Святейший Владыка. - Об этом подвиге должны знать все, - это наша задача, это наш венок на их могилу».

«На Архиерейском Соборе 2013 года были отмечены недостатки в работе, направленной на приобщение нашего народа к подвигу мучеников минувшего века, на разъяснение значения подвига новомучеников и исповедников в истории Отечества, в истории Церкви, - напомнил Предстоятель. - Тогда стало ясно, что эта недоработка связана прежде всего с отсутствием координации, с наличием в наших митрополиях и епархиях очень разных подходов к вопросу сохранения памяти новомучеников».

«На Соборе была высказана мысль, которую я сегодня хотел бы повторить: сейчас не так важно стремиться к тому, чтобы канонизировать как можно больше новомучеников, увеличивая число прославленных угодников Божиих, - хотя и это нужно делать всякий раз, когда есть достаточные основания. Главное, чтобы память о новомучениках была жива в нашем народе, в нашей Церкви. Литургическая памятование их подвига должно быть ярким, красивым, оно должно объединять людей. И в нашем искусстве, в нашей церковной музыке должен быть прославлен бессмертный подвиг наших героев - святых новомучеников и исповедников Церкви Русской», - заключил Святейший Патриарх Кирилл.

Председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий представил доклад о деятельности Совета.

«Работа Церковно-общественного совета началась в 2013 году. За это время была проведена большая работа по сбору и анализу информации о деятельности епархий в области увековечения памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Священный Синод определил основные задачи деятельности Совета. Они заключаются в определении основных направлений и практическом планировании церковной и церковно-общественной работы в области увековечения памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. В дополнение к соборному определению «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших» Советом были выработаны рекомендации правящим архиереям, способствующие реализации определения Собора. Советом были также определены направления работы в этой области для Синодальных отделов и комиссий», - сказал, в частности, митрополит Ювеналий.

В докладе были подробно рассмотрены результаты работы синодальных отделов и комиссий по исполнению данных им поручений, а также деятельности епархий в области увековечения памяти новомучеников и исповедников.

Затем состоялась дискуссия по вопросам работы Совета. Святейший Патриарх отметил очевидную практическую пользу создания Совета по столь важному вопросу церковной жизни. Предстоятель также отметил вклад Патриаршего совета по культуре, Синодального информационного отдела, а также телеканала «Спас» в дело увековечения и актуализации подвига новомучеников и исполнения определения Архиерейского Собора 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших».

Также в ходе заседания обсуждалась проблема включения в учебники отечественной истории и учебные пособия для школ тем, касающихся богоборчества, периода гонений XX века и подвига новомучеников и исповедников. Были внесены предложения по организации установки мемориальных досок на храмах, где несли свое служение новомученики.

Епископ Егорьевский Тихон сообщил о планах создания постоянной экспозиции на ВДНХ, а также музея новомучеников. Также был обсужден вопрос церковного поминовения невинно убиенных в день памяти жертв политических репрессий 30 октября.

Один из самых актуальных вопросов – об увековечивании памяти всех пострадавших за веру в годы безбожной власти – особенную остроту получил в 2017 году, когда в России вспоминали в самым разном контексте: кто-то как величайшую катастрофу, кто-то как величайшее достижение. Позиция церкви в этом вопросе, казалось бы, будет вполне однозначной: еще в феврале 2017 года патриарх Кирилл назвал революцию 1917 года «великим преступлением». Однако в церковной среде не все умеют делать выводы не только из истории святости и противостояния злу, но и из многочисленных случаев отступничества, тяжелых компромиссов с властью и т.п. Одни в результате огульно очерняют церковь, другие оправдывают очевидное зло.

В такой ситуации важным становится не только продолжение исследований жизни пострадавших за веру, но и создание мемориалов, памятников, выставок с тем, чтобы подвиг новомучеников и исповедников стал известен как можно большему количеству людей, как верующих, так и неверующих. Ведущий секции «Увековечивание памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской и всех пострадавших в годы гонений» протоиерей Кирилл Каледа , настоятель храма во имя святых новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне, председатель Комиссия по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечиванию памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии рассказал об усилиях в этом направлении, которые предпринимает Московская городская епархия: подготовлен синодик священнослужителей московской епархии (как выяснилось, в 161 храме Москвы служили новомученики и исповедники Церкви Русской), в планах – установка памятных досок на храмах, издание сборников, содержащих краткую справку о новомученике и храме, в котором он служил, и публикация житий святых. Также в 2018 году памятными мероприятиями планируется обозначить еще один трагический юбилей – 100-летие гонений на верующих. Он отметил, что в Московской городской епархии только недавно была создана Комиссия по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечиванию памяти почивших священнослужителей, поэтому пока не разработаны планы по созданию выставок, каких-либо интерактивных проектов, целью которых будет широкое информирование москвичей о пострадавших за веру.

На секции с докладами о проектах по увековечению памяти новомучеников выступили Игорь Гарькавый , директор Мемориального центра «Бутово», член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской («"Сад памяти" на Бутовском полигоне – крупнейший церковно-общественный мемориал жертвам массовых операций 1937-1939 гг.); Мария Ларичкина , экскурсовод общественной организации «Совесть» (Северодвинск) («Молитва и память об узниках "Ягринлага"); протоиерей Владимир Теплов , благочинный Алатырского округа Алатырской епархии, глава православного благотворительного фонда Алатырь («Проект мемориального комплекса на месте массовых захоронений под Первомайским (Чувашия)»); Кира Аристова , к.ист.н., доцент Пензенского государственного университета («Проекты Пензенской епархии по осмыслению начала антицерковных гонений 1918 г.) и др.

Одним из самых ярких выступлений стал доклад «Церковное участие в мемориализации крупнейшего захоронения жертв политических репрессий в Северо-Западном регионе – "Левашовской пустыни"» Анатолия Разумова , составителя книги памяти жертв сталинских репрессий «Ленинградский мартиролог» и базы данных «Возвращенные имена», одного из создателей и историка мемориала «Левашовская пустошь (Санкт-Петербург). Выступление дополнила его содокладчица Анастасия Наконечная , член Свято-Петровского братства, инициировавшего установку в Левашово первого в России членам православных братств, пострадавшим и убиенным в годы гонений. Анастасия Наконечная кратко рассказала об установке памятника и напомнила, что в этом году 1 февраля впервые отмечается День православных братств, приуроченный к 100-летию с создавать духовные союзы, братства для защиты церкви.


Андрей Васенев , главный редактор медиапроекта «Стол» (Тверь), выступил с обзорным докладом «Год столетия революции в России. Опыт осмысления трагедии в проектах православных братств». Он остановился на проектах малых православных братств, входящих в состав большого Преображенского братства. Как рассказал Андрей Васенев, в течение 2017 года православные братства провели более 200 (!) больших и малых в 32 городах России и ближнего и дальнего Зарубежья. Все они прошли в рамках Акции национального покаяния «Имеющие надежду» – главной инициативы Преображенского братства, приуроченной к означенной дате. Эта акция длилась весь год и сейчас ещё не завершена. Ожидается, что какой-то итог по ней будет подведен на «Православные братства в истории России», которая пройдет в начале февраля в Санкт-Петербурге по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия.



В целом, несмотря на энергию и деятельную заинтересованность всех выступавших в сохранении и увековечивании памяти пострадавших за веру, пока складывается впечатление, что в нашей стране это – скорее дело энтузиастов, понимающих, что без извлечения уроков из этих трагических событий, без осмысления и усвоения опыта новомучеников и исповедников Церкви Русской, без покаяния за произошедшее невозможно возрождение нашего народа. Остается только надеяться, что 2018 год, не менее 2017-го богатый на 100-летние юбилеи печальных событий, станет переломным для осознания нашим народом необходимости такого покаяния, понимаемого как признание зла злом и обретение решимости его не повторять, чтобы снова не случилось катастрофы, подобной Октябрьской революции 1917 года.

Дарья Макеева

Фото Евгения Гурко, Бориса Левицкого

* XXVI Международные Рождественские образовательные чтения завершились 26 января в Москве. В этом году в Чтениях приняли участие свыше 15 тысяч участников из России, Белоруссии, Украины, Молдавии, Грузии, Греции, Латвии, Эстонии, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Азербайджана, Узбекистана, Великобритании, Германии, Канады, Франции. Традиционно в ходе Чтений затрагиваются не только вопросы образования, обучения, воспитания, но и множество других направлений, которые развивают синодальные отделы Русской православной церкви, приглашая к дискуссии широкий круг церковных специалистов, представителей государственной власти и общественных организаций. Всего на Рождественских чтениях было 16 направлений, в рамках каждого из которых проводились секции, круглые столы, конференции, мастер-классы и т.п.