Как правильно купаться в проруби на крещение. Красногорский муниципальный район

Протоиерей Виталий Шинкарь, клирик Свято-Георгиевского храма Кишинева:

Протоиерей Виталий Шинкарь

Традиция вполне по-человечески понятна – это некий поступок, возможность, окунувшись в ледяную воду, показать свою удаль молодецкую.

Говоря на языке современного искусства, это акционизм – человек решает свою религиозную проблему через какое-то лихое действие.

Я думаю, такое поведение свойственно всем типам религиозности, но это именно языческое явление, которое имеет отношение к примитивным человеческим представлениям о взаимоотношениях неба и земли. Человек считает, что существует некая технология, внутри которой не обязательна вера, но которая позволяет штурмовать небеса усилием своей удали.

Вообще, купание в источниках – это повсеместно культивируемая традиция. Сегодня во всех паломнических центрах, монастырях висят объявления, на которых красными чернилами написано: «Купание в источниках». Что это означает, какую пользу приносит, никто толком не знает, но эта традиция начинает постепенно распространяться и за пределами России.

Однажды я видел, как на Афоне, у источника святого Афанасия остановился автобус русских паломников, и все мужчины побежали голышом окунаться. Мимо проходили греки, для которых все происходящее, конечно, было серьезным переживанием. А теперь, насмотревшись на русскую действительность, и у нас в Молдавии, и в других странах тоже начались все эти купания и окунания.

Это языческий подход к действительности, когда человек вступает в отношения с Небом через какую-то обожествленную материю и овеществленные предметы.

Некое механическое благочестие – разделся, в воду окунулся – и всё, ты уже весь духовный. Это как бы инициация – испытать холод, жар, боль. Все равно что хлористый кальций внутривенно – не лечит, зато чувствуешь жар каждой клеточкой. И поэтому подобные традиции остаются и даже культивируются.

К сожалению, если какая-то традиция существует в нашем обиходе более 20–30 лет, она становится чуть ли не догматическим элементом. Но надо говорить честно, традиция купаний – не церковная, и нам надо по отношению к ней немного «опротестантиться», то есть удалить языческий налет.

К сожалению, отношение к крещенским купаниям внутри самой Церкви не имеет единообразия – кто-то практикует купания внутри прихода, даже при участии священников, кто-то категорически против, кто-то смотрит на все происходящее как на народную традицию. А нужно вырабатывать общую церковную позицию, и тогда, хотя бы внутри Церкви, мы сможем честно и единомысленно говорить о крещенских купаниях.

А пока что у нас так: один сказал, что окунаться в прорубь хорошо, другой назвал купания великой русской традицией, третий – жидовско-масонской ересью, а четвертый вообще во всем обвинил проклятую Америку.

В результате же происходящие сегодня на купания – это некий православный экстрим, отношения к которому у каждого свое.

«Братия и сестры моржи! Любите ли вы Христа?»

Священник Сергий Круглов: Попытки как «правых», так и «левых» навести в деле купания на Крещение единообразие и порядок, насадить ту или иную точку зрения («Это язычество!» или: «Это исконное православие, только бесы святой воды боятся!») растут из одного корня – советского, из отсутствия свободного и осознанного отношения к жизни, из желания, чтобы раз и навсегда сказали, «как правильно».

Жизнь же – жительствует, и факт сей жизни таков: окунались и окунаться будут.

Священник Сергий Круглов. Фото Анны Гальпериной

Я сам лично? Нет, ни разу не окунался и не собираюсь, возможно, моя жизнь от этого чем-то обеднена, но – каждому свое, каждый проживает только свою жизнь, поспеть за всем и попробовать всё немыслимо.

Я только-только начал с трудом понимать, что такое жить во Христе, пытаюсь еще и делом хоть как-то это попробовать, на прочее – немощных смертных сил моих уже не хватит, а к числу таинств Церкви, без которых жизнь во Христе невозможна, купание в зимней иордани не относится.

Но тех, кто хочет окунаться, отговаривать тоже не собираюсь. Повторю: велик Божий мир, жизнь человеков многообразна, захотят пойти окунуться – меня не спросят. И, кстати, по тому только факту, что человек «для здоровья» ныряет в ночь с 18 на 19-е января в прорубь, судить о том, что Он отпал от Христа, не стану – о таких вещах Сам Христос судит, только Он знает, «что в человеке».

Единственное, что было бы полезно – присутствующим при сем окунании священникам, раз уж это дело маркируется как церковное, делать время от времени перерывы и, призывая всех ко вниманию, просто и внятно говорить людям примерно следующее:

«Братия и сестры моржи! Хочу вам напомнить некоторые вещи. Если кто думает, что крещенская вода смывает грехи – тот ошибается, это неправда. Да, святая – святыня, но грехи смываются покаянием, в таинстве исповеди и исправлении своей жизни по заповедям Христовым. Правда, вы такие слова и словосочетания навыкли слышать, потому объясню попроще: если мы хотим иметь жизнь, а не смерть – надо наладить живое общение с Богом. Жизнь дает только Он Сам, потому что нас любит. А мы Его? Вот вопрос важный.

В Церкви есть для налаживания общения со Христом важнейшие способы: знать Его через Священное Писание и через Тело и Кровь Его, то есть через участие в евхаристической жизни Церкви, это прежде всего, и это самое главное. Так что, дорогие моржи, желаю вам здравыми изойти из сей проруби, а затем, если кто хочет – прийти в Церковь, чтоб побольше разузнать о Христе и о том, как быть с Ним.

Посему, кто сейчас «для сугреву» пьян – протрезвитесь, кто некрещен – сначала пройдите в любом близком к вам храме Божием курс катехизации и креститесь, кто крещен – отодвиньте в сторону красочные мечты про «волшебную воду» и лубочные «богатырские традиции», и все – возьмите в голову помысел: кто я? и кто мне Бог? не пора ли мне к Нему вернуться по-настоящему, чтобы как-то изменить себя и свою жизнь?

И (повторю – кто хочет, ведь невольник не богомольник) приходите, будем пытаться разобраться вместе. Жизнь свою, мозги свои и сердце, желания и претензии свои менять, да еще так, чтоб со Христом – да, тяжело. А без этого никак. Без этого вы хоть весь год в этой проруби просидите, толку не будет».

Между кощунством и приобщением благодати Духа Святого

Протоиерей Игорь Прекуп:

Когда дело касается крещенского купания, то, прежде всего, отношение к этому действу зависит от самого человека, который окунается, от его духовного состояния.

Во-первых, человек может желать купаться на Крещение, считая это данью традиции, возможностью проникнуться некой солидарностью со своими предками, которые также окунались в прорубь на Крещение, почувствовать родовое единство.

В этом нет ничего плохого, но и духовного смысла в таком купании немного. Если люди думают, что через окунание на Крещение они поддерживают традицию и укрепляют духовные связи, это параллельно духовному смыслу крещенского купания.

Протоиерей Игорь Прекуп

Другое дело, когда купание для человека – это то, что связывает его с тем самым Крещением Христа. Если для человека эта прорубь не просто место обрядового купания, а окно в тот самый евангельский день, фрагмент Иордана здесь, сейчас, в данном месте, то при таком символическом отношении человек действительно приобщается тем самым евангельским иорданским водам.

Потому что человек, совершающий такое купание, думает о Боге, ради Него это делает. И тогда это окунание – форма приобщения благодати Духа Святого.

Но у меня есть большие сомнения, что большинство окунающихся на Крещение именно так относятся к своему купанию. Часто во время массовых купаний люди думают о чем угодно, только не о смысле праздника. Для многих людей крещенское купание – просто развлечение, очередная забава, сопровождаемая визгами, криками со всевозможными традиционными словосочетаниями, выражающими острые ощущения, не говоря уже о всевозможных «вспомогательных средствах» эмоционального подъема. Такое купание даже не параллельно празднику и его смыслу, а против него.

Если человек просто моржует в любой другой день, в любой другой проруби, не посвященной празднику Крещения, пусть изгаляется как хочет. И все идиоматические выражения, которые он себе позволяет при этом купании остаются на его совести в этот момент, как и в любой другой момент его жизни. Это быт, культурное времяпрепровождение.

Но когда прорубь посвящена именно событию Крещения Господня, да еще и вырублена в виде креста, чтобы помочь человеку настроиться должным образом, не говоря уже о совершенном здесь чуть ранее водосвятии, а человек окунается так, будто его в парк аттракционов привели, я воспринимаю такое поведение как кощунство.

Поэтому если человек решил поучаствовать в крещенском купании и не хочет кощунствовать, пусть он сначала должным образом настроится, осознает смысл праздника, при этом не даст и окружающим своим легкомыслием сдвинуть себя в сторону от этого здравого настроя, а потом совершает окунание в прорубь-Иордань.

19 января христиане всего мира празднуют великий праздник – Крещение Господне. У католиков тоже есть это торжество, только оно приурочено к другим дням. До принятия реформы (Второго Ватиканского собора) Крещение праздновалось 13 января, после нее - в первое же воскресенье после таинства Богоявления.

Во всех этих традициях праздник Крещения Господня связан с Новым Заветом, а именно с моментом, в котором описывается обряд крещения Иисуса Христа. Это произошло по достижении Иисусом уже взрослого возраста. Обряд происходил на священной реке Иордан, где крестились в то время все христиане. Крестил сына Господа верный христианин и известный креститель Иоанн.

Уникальность этого таинства выражается в сопутствующих ему особых явлениях. Во время крещения Иисуса с неба на него опустилась белоснежная голубка. В таком образе предстал перед людьми дух Божий, одновременно освидетельствовав, что Иисус является Его Сыном.

Обязательно ли погружаться в прорубь на Крещение

Святые отцы церкви единодушны в этом вопросе: на Крещение не нужно, то есть не обязательно погружаться в воду. Каждый христианин в детском или уже взрослом возрасте принимает таинство крещения, окунаясь в церковную купель. Одного-единственного погружения вполне достаточно, чтобы освидетельствовать свою принадлежность к Господу.

Если человек окунается в прорубь на Крещение Господне, он никоим образом не смывает с себя грехи и, конечно же, не крестится вновь. Раньше на Руси так вообще не делали, да и церковь этого не требует. Гораздо важнее то, что во время этого праздника освящается вся вода, в том числе и в реках. Этот глубоко символический жест напоминает людям о великой сущности Бога: Господь находится везде, в небесной выси и в глубинах морей, заполняя собой всю Вселенную.

Для каждого человека индивидуально в этот день гораздо важнее пойти на службу в церковь, а главное, задуматься о значении великого праздника для всех христиан и себя лично. Как и всякий христианский праздник, Крещение больше взывает к духу, чем к телу, поэтому само купание в ледяной воде не имеет никакого значения для духовного очищения.

С другой стороны, православная церковь не имеет ничего против этой сравнительно молодой традиции. Она закаляет, укрепляет иммунные силы организма, а значит, идет на пользу, а не во вред. Но не стоит жертвовать своим здоровьем, желая «достичь духовного очищения» путем купания в проруби. Если человек болен, у него температура или какое-нибудь другое не вполне здоровое состояние, окунаться в ледяную воду вообще не стоит. Это только принесет новый недуг, но никак не поспособствует внутреннему очищению.

Вред от крещенского купания

Несмотря на в общем лояльное отношение церкви к этому новомодному веянию, традиция окунаться в прорубь на Крещение имеет и отрицательные стороны. Многие люди сначала активно участвуют во всевозможных языческих игрищах (гадают в Сочельник или рядятся в зверей и ходят по домам с песнями и плясками), а после этого одним купанием в проруби хотят не только снять с себя все грехи, но и получить какое-то особое благословение. Это большое заблуждение и грех с точки зрения Православия.

Протоиерей Константин Островский (Красногорск) осуждает это модное поветрие. Он объясняет, что вся освященная на Крещение вода приносит благодать. Ее можно и каплю испить, чтобы приобщиться ко всему празднующему христианскому миру. Глубоко наивен тот, кто думает, что окунувшись в ледяную речную воду, получает большее благословение. Этим он даже в какой-то мере впадает в грех гордыни.

Более того, само сведение глубинного значения Крещения Господня к одному только окунанию в прорубленное во льду отверстие является чем-то языческим. Особенно это пагубно, если человек после купания идет домой, садится за праздничный стол и пьет водку. Это самое настоящее язычество, сведение высокого значение праздника только к узко внешней атрибутике. На Крещение полагается открывать свою душу Господу и преисполняться благоговением перед Его величием, а не демонстрировать собственное благочестие окружающим.

День Крещения называется Богоявлением, так как, согласно Евангелию, в момент крещения Иисуса Христа в водах Иордана Бог был явлен в трех ипостасях - Отца, Сына и Святого Духа. В Сочельник полагается строгий пост. Популярная традиция – купаться в этот день в специальных прорубях – «иорданях». По народной традиции, на Крещение верующие окунаются в прорубь, трижды осеняя себя крестным знамением и произнося молитву Троице.

Но купаться можно не всем!

Всего один аргумент в пользу купания в ледяной воде. Организм действительно получает закаливающий эффект, и все.
Прежде чем купаться в ледяной воде без специальной подготовки и опыта закаливания необходимо измерить давление, ведь вместо ожидаемой благодати можно получить осложнения.
Главные опасности купания в ледяной воде: сердечный приступ из-за спазма сосудов, судороги, быстрое развитие пневмонии. Категорически противопоказаны купания людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями, бронхолегочными, гинекологическими заболеваниями, диабетом, гипертонией, эпилепсией и склонностью к судорогам, с воспалением почек, заболеваниями щитовидной железы, инфекционными болезнями. Врачи категорически запрещают купаться в мороз детям, так как у маленьких детей несовершенная система терморегуляции.

Впрочем, по народным повериям, вся вода в ночь на 19 января становится святой – даже из под крана. Однако большинство верующих все-таки придут в эти дни в храмы, чтобы сделать запасы освященной крещенской воды. Люди верят, что она помогает при болезнях; ее пьют для прибавления духовных сил и здоровья, ею освящают ею жилища. Кроме того, она остается свежей очень долгое время даже в закрытых ёмкостях.

Считается, что если окунаться в прорубь с истинной верой, то человек не заболеет. Однако стоит прислушаться к советам бывалых . И самый главный совет: не пить спиртного. И не только потому, что это противоречит самой сути христианского праздника, но и потому, что может закончиться весьма плачевно. Вот лишь некоторые советы и наблюдения людей опытных:

«Самый главный совет: не пить перед купанием и после. И если идешь в места массового скопления людей, то желательно иметь друга с машиной что бы переодеться (если рядом нет организованных кабинок для переодевания)».

«Водка – злейший враг холодных купаний. Заболеть практически нереально, если все делать правильно».

«Это – религиозный праздник, алкоголь категорически противоречит в этот день всей концепции праздника. Это уже неоднократно обсуждалось, причем, и самими священнослужителями. Алкоголь сильно притупляет инстинкт самосохранения, а это может печально закончиться!»

Наиболее полные правила для купания в проруби на Крещение опубликовал в Интернете пользователь vi@lex. Вот его:

Правило первое: протестируй свой организм на наличие медицинских противопоказаний . Доктора категорически возражают против купания в проруби на Крещение при наличии ряда проблем со здоровьем. В частности, сердечно-сосудистые заболевания; сахарный диабет, глаукома, конъюнктивит; язвенная болезнь желудка, энтероколит, холецистит и другие. ОБЯЗАТЕЛЬНО пройдите обследование!

На заметку! Тем кто перенёс сердечные заболевания, категорически запрещено окунаться в ледяную воду.

Перед купанием желательно не быть сытым. После купания не пить жирный бульон.

Правило второе: для купания в проруби на Крещение нужно правильно выбрать место . Идеальная полынья для купания в проруби на Крещение – это:
— проверенное место (желательно – организованное, а не сельский пруд в полночь);
— глубина купели не должна превышать 1,8 метра;
— купель должна быть ограждена (во избежание случайного падения в воду).

Правило третье: не забудь про обмундирование! Тебе понадобятся: купальник или плавки, полотенце и махровый халат, комплект сухой одежды. Возьми с собой и какую-нибудь обувь, чтобы не идти по льду босиком – это далеко не каждому человеку под силу. Но учти, что тапочки не должны быть на резиновой подошве – она скользит. Можно взять шерстяные толстые носки, в них дойти до проруби, в них же и плавать. После купания нужно переодеться в сухое белье.

Правило четвертое: перед купанием надо слегка разогрейся , но не до седьмого пота. Тело должно быть горячим, но не потным.

Правило пятое: православная традиция подразумевает троекратное окунание в прорубь с головой. Но имей в виду, что купания в проруби на Крещение – это не канон, а традиция. То есть не будет грехом, если ты побережешь свою голову , зная, что с мокрыми волосами по морозу – не большой подарок (особенно если ехать на другой конец города общественным транспортом). ОБЯЗАТЕЛЬНО укутайте голову, если Вы не на личном авто.

Правило шестое: берегись эйфории ! Многие люди, окунувшись в воду, испытывают прилив неудержимой радости, который провоцирует их задержаться в воде минут на пять. Имей в виду, что этот приступ радости – не благодать Божья, а следствие сложнейших химических реакций, протекающих в организме под воздействием холода. Задержавшись в воде под воздействием эндорфинов, ты рискуешь своим здоровьем.

Правило седьмое: согрейся после купания ! Разотрись полотенцем, быстро оденься. И выпей что-нибудь горячее (припасенный заранее чай с малиной, например).

Правило восьмое: никакого спиртного до купания ! И максимум, что можно себе позволить после, – это немного церковного кагора ( на нашем сайте). Широко распространено мнение о том, что спиртное греет организм. Но это только в первые полчаса после принятия, затем же наступает обратный эффект, чреватый серьезными простудами.

Правило девятое: доверяйте своему организму ! И если взгляд на холодную воду вызывает в тебе ужас, подумайте еще раз: стоит ли?

Правило десятое: не заходите в воду без молитвы , т.к. это прежде всего обряд очищения.

Пусть краткой («Отче наш», например), пусть своими словами, но обратись в этот день Богу со словами, идущими из самого сердца. И перед тем как зайти в воду, поговори с ней. Вода – это особая информационная сущность в любой день года. А на Крещение она действительно живая. Попроси ее очистить тебя от старого, ненужного и наполнить тебя светом и чистотой!»

Впрочем, многие верующие считают, что в Крещение окунуться можно в любую воду – не обязательно в прорубь! Главное – вера!

Совсем скоро, уже 19 января, православные христиане будут отмечать один из главных церковных праздников - Крещение Господне. В умах простых людей, даже далёких от веры в бога, это торжество ассоциируется с омовением в купелях, которые как правило прорубаются в открытых водоёмах. Только вот обязательно ли соблюдение данного ритуала? С этим вопросом корреспондент портала сайт обратился к настоятелю хабаровского Спасо-Преображенского собора протоиерею Георгию Сивкову.

Купание в проруби на Крещение не обязательный ритуал

- Расскажите о традициях празднования Крещения Господня. С чего всё началось?

- Традиция пошла ещё с первых веков Христианства. Отмечали молитвенным общением с господом. Первоначально Рождество Христово и Крещение Господне праздновались в один день, хотя разница между этими событиями равно 30 годам. Позднее их разделили, а временной промежуток между нами назвали святками. Каждый из этих праздников предварялся и предваряется сейчас однодневным постом - сочельником. Нужен он для того, чтобы благоговейно подготовить себя к встрече этих событий из жизни господа нашего Иисуса Христа.

Вообще, любой церковный праздник основывается на каких-то отдельных примерах из жизни господа, божией матери или святых угодников. Всё это связано со спасением человека. Крещение Господне для нас вспоминается тем, что Иисус Христос показал нам пример принятия этого таинства. Он не нуждался в омытии грехов, так как сам был безгрешен, но сделал это из послушания закону и правилам божьим. Своим естеством господь освятил воду и теперь его последователи имеют возможность прикоснуться к нему.

Если человек не верит в бога, но при этом принимает участие в крещенском омовении, то почувствует ли он какие-либо изменения в себе?

Если принимать воду или креститься в иордани без веры в господа, то никакого очищения человек в духовном плане не почувствует. Если же есть вера, то вместе с водой он принимает благодать божью. Для христианина это может стать новой отправной точкой, ведь за спиной он оставляет всё, что было ранее. Крещенская вода соединена с божьей благодатью, но повторюсь, принимается она только тогда, когда человек верит.

Скажите, обязательно ли на Крещение Господне окунаться в холодную иордань, оборудованную на реке или каком-то другом водоёме?

Нет, это просто народная традиция, которая вошла в нашу жизнь. В церковных правилах нет никаких постановлений о купаниях в праздник Крещения Господне. Ко всему нужно подходить в определённой разумной степени. Но церковь идёт навстречу желаниям людей, но при этом объясняя, какие необходимы рамки для соблюдения благоговения к святой воде.

Церковь против, чтобы освящались какие-либо открытые бассейны. Такие запросы регулярно приходят. Мы объясняем, что при совершении таинства не должно происходить никаких развлечений или массовых купаний. Нужно с почтением относиться к празднику.

- Есть ли человеческие действия в этот праздник, которые церковь не поощряет?

Не допускается подходить к таинству Крещения в нетрезвом виде. Порицается также купание только ради того, чтобы похвастаться перед знакомыми или друзьями. У нас же зачастую первое, что люди делают после окунания - фотографии в социальные сети выкладывают. Это уже тщеславие какое-то.

- Как правильно подойти к омовению?

Нужно настроиться, что вы делаете импровизированную жертву богу, совершение маленького подвига. Важны благие мысли. Вот в таком настроении и важно заходить в воду. Желательно избежать купания в плавках или купальниках - желательно надеть на себя специальную длинную крестильную рубашку. Их используют при омовениях в святых источниках, например.

Перед тем как войти в воду нужно перекреститься один или три раза, прочитать молитву. Более сведущие люди могут пропеть тропарь к Крещению Господню. Но всё это личное желание. На самом деле никаких строгих правил не существует - только традиции.

- В народе твёрдо устоялось мнение, что купание в праздник Крещения Господне очищает от грехов. Так ли это?

Нет, это не так. Есть таинства покаяния и исповеди, к которым христианин при желании и исправлении своей жизни должен прибегнуть. Человек в присутствии священника просит у бога прощения, а тот читает над ним разрешительную молитву. Так и получают прощение грехов. Конечно, мы лично должны обращаться к богу. Но чтобы зайти воду и тебе сразу сняли все грехи, то такого нет. Без покаяния это невозможно.

- Если человек хочет совершить омовение, но прорубь на реке не для него, то где ещё это можно сделать?

В некоторых храмах есть свои закрытые купели. Например, в Спасо-Преображенском соборе к ней будет свободный доступ в праздник. Чаще всего приходят люди с детьми или те, кому по состоянию здоровья не подходит купание в открытой холодной воде.

- Сами священнослужители обязательно окунаются в открытую иордань в праздник?

Ну, если говорить обо мне, то последние года три я этого не делал, но до этого было. А вообще, многие священники вообще ни окунаются и не окунались. Вообще, спрашивать об этом у нас не принято - это личное дело каждого.

- Можно ли окунаться в иордань до того, как её официально освятили?

- Ну, всё-таки главное, - это богослужение. Это таинство исповеди и причастия, а купель лишь дополнение. А так просто приезжать и купаться…ну пусть купаются. Но к празднику Крещения Господне это вряд ли будет относиться. Надо всё-таки думать, что церковь, это не только массовое купание и освящение яиц на Пасху - это всё вторично. Если на этом останавливаться, то к богу никогда не приблизиться.

В день Крещения многие люди набирают воду в открытых водоёмах и порой даже употребляют её. Вы как-то предостерегаете своих прихожан от подобных действий?

Вообще, пить такую воду мы очень не рекомендуем. Эта жидкость подходит максимум для окропления чего-либо. Открытые водоёмы у нас сейчас достаточно грязные. Питьевую воду можно за пожертвование взять в храмах. Например, в этом году мы будем завозить жидкость из артезианской скважины, освящать её и бутилировать.

- Если можно озвучить, то из чего складывается размер пожертвований за воду, которую вы разливаете в храме?

На самом деле, мы закладываем в размер пожертвований ровно столько, чтобы окупить затраты - о прибыли речи идти не может. Доставка воды и бутылки, в которые мы её разливаем, обходятся не дёшево. Если вообще людей интересует, то хочется сказать, что мы на полном самообеспечении - никаких дотаций от государства не получаем.

Живём мы только на пожертвования. Если их не будет, то и церкви не будет. Для примера, в одном только нашем кафедральном соборе зимой в месяц мы отдаём за теплоснабжение больше 200 тысяч рублей. За электричество тоже выходит внушительная сумма - и 50 и 60 тысяч рублей бывает. Кроме того, в храме люди работают -все, кто его обслуживает должны зарплату получать.

Обязательно ли «нырять» в студеную воду?


Освящение водой проводить вправе только священослужитель Церкви. Обряду предшествует чтение соответствующих молитв и погружение креста в «иордань», в воду. В дни Крещения Господня вся вода становится святой и используется православными для исцеления, молитвы и укрепления духа. Важно помнить, что полное омовение святой водой, безусловно, часть традиции, но не обязательно погружаться в прорубь полностью.


Омовение в освящённых водоемах производится с целью укрепления и закаливания организма. Данная традиция берет начало с купания младенцев в ледяной воде у древних скифских народов.


Церковь разъясняет, что омовение в проруби – это не обязанность верующих, прикосновение к святой воде людьми должно выполняться по их силам, например, слабым и больным людям достаточно зачерпнуть воды и умыться, а погружаться всем телом в холодную воду водоема допустимо лишь наиболее отважным.


Важно помнить, что омовение не снимает грехов с человека, это происходит после ряда молитв и во время традиционной процедуры причастия.


Подготовка


К «иордани», проруби в форме креста, нужно подходить в нескользкой обуви (тапочки, сланцы) или шерстяных носках. Ступая по снегу босиком, можно поранить ноги или спровоцировать потерю чувствительности ступней. Женщинам дозволено окунаться в купальнике или в простой длинной полотняной рубашке. Мужчины могут погрузиться в плавках или белье. Из дома нужно захватить большое полотенце, теплый халат и комплект сухого белья. Кроме того, рекомендуется захватить горячий чай в термосе, желательно с медом.


Не нужно торопиться к проруби, важно помнить о том, что дорожка может быть скользкой, поэтому ступать нужно, не спеша и аккуратно. До того как погрузиться в воду, советуют сделать несколько разогревающих движений, к примеру приседания, махи или наклоны.


Основные правила


1. Погружаться разрешено только в специально прорубленные проруби, так называемые «иордани». Прорубь должна быть недалеко от берега, желательно чтобы рядом дежурили спасатели. Помощь будет неоценимой, если кому-то внезапно станет плохо от перепада температур или начнет затягивать под воду.


2. Ступени лестницы должны быть устойчивыми, а сама лестница прочно закреплённой. Для подстраховки лучше, если будет висеть над иорданью канат с узлами. Он нужен для того чтобы окунающиеся люди могли за него держаться.


3. Окунаться можно по шею, но если позволяет здоровье, то трижды окунаются с головой. После верующие читают молитву «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!» и трижды крестятся


4. «Ныряние» вперед головой запрещено. Входить в воду нужно постепенно, сохраняя вертикальное положение тела. Смещение тела может спровоцировать удар о кромку льда.


5. Общее время нахождения в студеной воде не должно превышать 2 минуты. В противном случае, легко получить переохлаждение организма, особенно если окунались с головой, так как это вызывает большие потери тепла.


6. После выхода из проруби важно хорошенько растереть тело полотенцем, вытереться насухо и переодеться в шерстяную одежду.


Противопоказания


У купания в проруби, как у экстремальной процедуры, существуют противопоказания. Так, окунаться в ледяную воду категорически запрещено, если человек болен острыми респираторно-вирусными заболеваниями, находится в лихорадочном или алкогольном состоянии. Лицам с заболеваниями сердца, сердечнососудистой системы, ЦНС и хроническими эндокринологическими заболеваниями также противопоказано полное погружение в зимнюю прорубь.