Икона Святая преподобная благоверная княгиня Анна Кашинская. Святая благоверная великая княгиня анна кашинская (†1368)

Святая благоверная великая княгиня Анна - дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского, принявшее мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере. Побратимом деда благоверной Анны был святой Петр, царевич Ордынский, крещеный татарин, канонизированный Русской Православной Церковью. В 1294 году благоверная княжна Анна вступила в брак с князем Михаилом Тверским.

Много скорбей выпало на долю святой Анны. В 1294 году скончался ее отец. В 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре после этого сильно заболел молодой князь. Во младенчестве умер первенец великокняжеской четы - дочь Феодора. В 1317 году началась трагическая борьба с князем Юрием Московским. В 1318 году благоверная княгиня прощается навечно со своим супругом, уезжающим в Орду, где он был зверски замучен. В 1325 году старший сын ее, Димитрий Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского - виновника смерти отца, убил его, за что был казнен ханом. Год спустя жители Твери перебили всех татар во главе с двоюродным братом хана Узбека. После этого стихийного восстания вся тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома Тверское княжество не испытывало никогда. В 1339 году в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их разняли по суставам.

Благоверная великая княгиня была приуготовлена к монашеству всей своей предыдущей жизнью. По кончине мужа испытания следовали одно за другим и, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию, однако Анна вынесла все. В женском естестве мужескую крепость имела еси... - так ублажает Церковь святую Анну Кашинскую за ее душевную стойкость. Вскоре после мученической кончины сына и внука Анна приняла монашество сначала в Твери, а затем, по просьбе младшего сына Василия, перебралась в специально выстроенный для нее монастырь. Здесь она и преставилась в 1368 году в схиме, тело ее было погребено в Успенском монастырском храме.

Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно, и только в 1611 году вследствие явления ее благочестивому клирику пробудилось в жителях города Кашина особое благоговение к своей небесной покровительнице, невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения. Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивою царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском Соборе 1649 года постановлено было открыть мощи княгини Анны. Перенесение мощей благоверной Анны Кашинской состоялось 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества.

Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, и Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой, запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. Это необычайное событие - единственное в истории Русской Православной Церкви.

Хотя церковная развенчанность благоверной княгини Анны длилась 230 лет, благодарная народная память хранила крепкую веру в предстательство пред Господом своей небесной покровительницы. Перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятии, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о всяких бедах болезнях и скорбях, верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны.

В 1908 году почитание благоверной княгини Анны было восстановлено, и уже в 1909 году в городе Грозном в области Терского казачества возникла женская община в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской. В 1910 году был освящен храм во имя святой Анны Кашинской в Петербурге.

В тревожные годы войны и революции образ благоверной княгини Анны стал русским людям даже ближе и понятнее. Вспоминалось, что благоверная Анна тоже провожав мужа и сыновей в ту опасную неизвестность, откуда часто не возвращаются, хоронила и оплакивала их, тоже принуждена была бежать и скрываться, в то время как враги громили и жгли ее землю.

Святая благоверная Анна Кашинская (ок. 1280 - 2 октября 1368) - тверская княгиня, дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского.

В 1294 году благоверная княжна Анна вступила в брак с князем Михаилом Тверским, сыном великого князя Ярослава Ярославича. У супругов родилось пятеро детей, но дочь Феодора умерла в младенчестве. Четверо же сыновей: Дмитрий, Александр, Константин и Василий росли и воспитывались родителями, в подражании лучшим примерам своего рода (в родах и Михаила, и Анны были князья, отдавшие жизнь за веру и родную землю, причисленные к лику святых: это святые благоверные князья Михаил Черниговский, Василий Ростовский, Александр Невский).

http://radioblago.ru/arc/GrajdaneNeba/jitiya/oct/15oct/15.blg.kn.Anna-Kashinskaya-arpgg2bjhk6.mp3
Михаил Тверской и Анна Кашинская

По лествичному праву наследования в 1305 году Михаил стал великим князем Владимирским. Получив Владимирский престол, он пытался объединять разрозненные русские земли воедино. В период великого княжения вёл борьбу с московским князем Юрием Даниловичем, занимавшим ярко выраженную проордынскую позицию и Новгородом. Князь Юрий Данилович Московский, «перекупив» в Орде право на великое княжение, в 1317 г. пришел с отрядом татар на Тверскую землю и стал разорять ее. Михаил выступил против них и наголову разбил объединенные войска. Юрию же удалось бежать. Тогда Юрий оклеветал Михаила перед ханом, и тот был вызван на суд.

Кончина Михаила Тверского в Золотой Орде

Михаил, несмотря на уговоры детей и бояр, поехал. Анна провожала мужа до Нерли. В Орде, после неправедного суда, Михаил Ярославич был зверски убит. Только через год Анна и тверитяне узнали о случившемся.

Много скорбей выпало на долю святой Анны. В 1294 году скончался ее отец. В 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре после этого сильно заболел молодой князь. В 1317 году началась трагическая борьба с князем Юрием Московским. В 1318 году благоверная княгиня прощается навечно со своим супругом, уезжающим в Орду, где он был зверски замучен. В 1325 году старший сын ее, Димитрий Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского - виновника смерти отца, убил его, за что был казнен ханом. Год спустя жители Твери перебили всех татар во главе с двоюродным братом хана Узбека. После этого стихийного восстания вся тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома Тверское княжество не испытывало никогда. В 1339 году в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их разняли по суставам.

По кончине мужа испытания следовали одно за другим и, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию, однако Анна вынесла все. Вскоре после мученической кончины сына и внука Анна приняла монашество в Тверском Софийском монастыре с именем Евфросиния. Младший сын Василий построил для неё в городе Кашине Успенский монастырь, куда она и перебралась, по просьбе Василия. Там в непрестанной молитве она провела остаток дней. За три года до её смерти всю княжескую семью выкосил страшный мор. У княгини не осталось никого из родных, кроме Василия. Неразлучные в жизни, они и умерли в один год - 1368. Перед смертью она приняла схиму с именем Анна и преставилась 2 октября 1368 года . Тело ее было погребено в Успенском монастырском храме.

Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно. Чудеса при гробе святой Анны начались в 1611 году, во время осады Кашина литовскими войсками. Святая княгиня явилась пономарю Успенского собора Герасиму и сказала, что она молит Спасителя и Пресвятую Богородицу об избавлении города от иноплеменников. Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивою царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском Соборе 1649 года постановлено было открыть мощи княгини Анны. Перенесение мощей благоверной Анны Кашинской состоялось 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества.

В повести о перенесении мощей святой Анны Кашинской рассказывается о случившемся тогда чуде. Когда гробница внесена была уже на паперть Воскресенского собора, несшие ее вдруг остановились, потому что не могли дальше двинуться ни на шаг. Тогда царь Алексей Михайлович обратился к Анне Кашинской с умиленной молитвой, в которой просил ее пребывать тут, пока на месте обретения ее мощей не будет воздвигнут каменный храм в ее имя. После этого гроб с мощами без затруднения внесли в Воскресенский собор и с молебным пением поставили на правой стороне вблизи алтаря.

Рака с мощами Анны Кашинской

На средства Алексея Михайловича в 1666 году был построен каменный Успенский собор с приделом во имя святой Анны Кашинской. По его повелению была изготовлена серебряная позолоченная рака для ее мощей. Руками его сестер-царевен были вышиты покровы на раку мощей святой Анны Кашинской. В Успенском соборе до начала XX в. хранился запрестольный крест – дар царя.

Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников (из-за того, что пальцы правой руки её нетленного тела были сложены для двуперстного крестного знамения, а приказано было креститься тремя пальцами), и Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой, запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. Это необычайное событие — единственное в истории Русской Православной Церкви.

Несмотря на деканонизацию (которая длилась 230 лет), почитание Анны в Тверской епархии сохранялось, и тверские епископы этому не препятствовали; писались иконы, устраивались крестные ходы к месту прощания Анны с Михаилом Ярославичем, велась запись исцелений и т. п. Уже в 1818 году Святейший Синод разрешил включить имя Анны в месяцесловы, а в 1899-1901 годы началась негласная подготовка к восстановлению церковного почитания, в частности, возобновилась запись исцелений и иных чудес.

В 1908 году почитание благоверной княгини Анны было восстановлено. На повторную канонизацию было дано согласие Николая II.

Парад в день празднования святой Анны кашинской. Фото В.Колотильщикова. Нач. XX в

Ныне святые мощи почивают во вновь открытом после реставрации Вознесенском соборе , ставшем кафедральным, т.е. главным собором города Кашина . Начиная с 1994 г. 25 июня, в День города и День почитания святой благоверной княгини Анны Кашинской, после литургии совершается Крестный ход с ее мощами по маршруту: Вознесенского собор, церковь святых Петра и Павла, Воскресенский собор, Пролетарская площадь, Вознесенский собор.

Вид Вознесенского собора, 1909 г
Кашин. Рака с мощами Анны Кашинской

В октябре 2011 года ковчег с мощами святой княгини Анны Кашинской был помещен в новую серебряную раку. Рака весом 54 килограмма была изготовлена на пожертвования жителей Москвы, Твери, Санкт-Петербурга и других городов. Благодаря общим усилиям было собрано более 3,5 млн. рублей и создано настоящее произведение искусства. Изготовил раку опытный мастер из Сергиева Посада.

Серебряная рака для мощей святой княгини Анны Кашинской

Величание
Ублажаем тя, преподобная мати, великая княгине Анно, и чтим святую память твою, наставнице инокиням и собеседнице Ангелом.

Молитва преподобной княгине Анне Кашинской
О, преподобная и преблаженная мати Анно! Смиренно припадающе к раце честных мощей твоих, молимся со слезами прилежно: не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. О преблаженная великая княгине Анно! Не забуди присещати чад твоих: аще бо телом и преставилася еси от нас, но и по смерти жива пребываеши, и не отступаеши от нас духом, сохраняюще нас от стрел вражиих, всякия прелести бесовския и козней диавольских. Молитвеннице наша усердная! Не престай молящися за ны ко Христу, Богу нашему: аще бо мощей твоих рака пред очима нашима выну видима есть, но святая душа твоя, со Ангельскими воинствы у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. К тебе убо припадаем, тебе молимся, тебе мили ся деем: молися, преблаженная Анно, Всемилостивому Богу нашему о спасении душ наших, еже испросити нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, мытарств горьких и вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследником быти со всеми преподобными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже слава, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь
Днесь восхваляем тя, преподобная мати, великая княгине инокине Анно: яко бо лоза плодовита посреде терния, процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми, всех удивила еси чудным твоим житием, темже Христу Богу угодила еси, и ныне, радующися и веселящися, пребываеши с лики преподобных жен, наслаждающися райския красоты и веселия. Молим убо тя, моли о нас Человеколюбца Христа Бога нашего, даровати нам мир и велию милость.

Закон Божий. Благоверная княгиня Анна Кашинская

Потеря исторической памяти - одна из главных проблем в жизни нашего общества. Люди не только забывают своё родословие, корни, традиции - события и имена исторического масштаба изглаждаются из памяти. К сожалению, иногда потеря исторической памяти и уважения к отеческим святыням становится следствием осознанной политики. В эпоху духовной секуляризации, наступившей после церковного раскола и продолжавшейся с конца XVII до первой половины XIX веков, наблюдалось губительное для национального и народного духа явление пренебрежения древнерусской святостью. Случай с преподобной и благоверной княгиней-инокиней Анной Кашинской явился самым ярким примером такого рода.

Тверская земля всегда славилась талантливыми, умными, светлыми людьми, которые оставили значительный след во всей русской истории. Среди них и благоверные княгини земли русской, такие как равноапостольная княгиня Ольга, преподобная Феврония Муромская, святая благоверная княгиня Василиса, святая благоверная княгиня Анна Кашинская и многие другие.

15 октября по новому стилю (2 октября ст. ст.) - день преставления святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской . Анна Кашинская занимает особое место в истории Церкви. Она жила в сложный период средневековой Руси: во время Ордынского ига над Русской землей, в период борьбы за соперничество между Москвой и Тверью, была дважды канонизирована Русской Православной Церковью.

Об Анне Кашинской упоминали в своих трудах в XVIII в. М.М. Щербатов, А. Щекатов, первый тверской историк Д.И. Карманов. Калязинский мещанин С.П. Соковнин посвятил ей целую статью. В XIX в. о ней писали историки В.О. Ключевский, Н.М. Карамзин, П.М. Строев, Е.Е. Голубинский. Епископ Димитрий (Самбикин) включил статьи об Анне Кашинской в «Месяцеслов святых» и «Тверской патерик». В XX в. о благоверной княгине писали священники С. Архангелов, И. Завьялов, И. Восторгов, старообрядческий исследователь А. Павлов. Исследования агиографических произведений об Анне Кашинской провела С.А. Семячко. Однако особо следует отметить труд Т.И. Манухиной «Святая благоверная княгиня Анна Кашинская», изданный в Париже в 1954 г.

Будущая княгиня увидела своего мужа впервые только на венчании

Княгиня Анна была дочерью Дмитрия Борисовича Ростовского . Летописцы не сообщают точной даты рождения княгини. Однако Т.И. Манухина прибегает к приблизительному расчету: поскольку девушки выходили замуж в 15-17 лет, а брак княгини с Михаилом Тверским состоялся, по ее мнению, в 1294 г., следовательно, Анна могла родиться в 1278 г. или 1279 г. Прадед Анны - князь Василько Ростовский, плененный татарами в 1238 г. на р. Сити, с гневом отверг предложение перейти на их сторону и был убит; дед Борис вместе с братом Глебом мирно правили 40 лет. Дед по матери - князь Михаил Черниговский - героически погиб в Орде за Христианскую веру, отказавшись поклониться монгольским идолам; дочь Михаила, княгиня Мария Ростовская, по мнению Д.С. Лихачева, была первой женщиной-летописцем.

Анна росла в традициях крепкой православной веры, любви к Церкви, в почитании духовенства и «иноческого чина», традиций Ростова. Епископ Игнатий, как глава Ростовской епархии и духовник Анны, был близок княжескому дому. Твердой вере учил Анну живой пример епископа Игнатия.

Можно с уверенностью сказать, что невесту сыну Михаилу подыскала княгиня Ксения, как того требовал обычай. Великая княгиня Ксения, мать Михаила, прослышав о добродетелях Анны, послала в Ростов сватов, которые обо всем договорились.

8 ноября 1294 г. в день архангела Михаила, в день ангела жениха, состоялась свадьба в Спасо-Преображенском соборе, где жених и невеста впервые увидели друг друга. Венчал Михаила и Анну епископ Андрей. В своей книге автор характеризует мужа Анны как человека душевно одаренного, сильного, благородно-отважного. В 1298 г. у княгини Анны родился первенец - сын Дмитрий, В 1299 г. - дочь Феодора (о ней ничего неизвестно и Манухина предполагает, что она скончалась в младенчестве), в 1300 г. - Александр, в 1306 г. - Константин, и потом еще один сын - Василий, дата рождения которого неизвестна.

Трагедия жены и матери

В 1305 г. князь Михаил Тверской получил ярлык на Великое княжение и тем самым нажил себе врага в лице князя Юрия Московского. Кроме этого, семейную жизнь омрачали болезнь князя и детей, природные катаклизмы (мор, засуха). Князь Юрий Московский воспротивился законному наследнику престола. И в 1317 г., расположив к себе хана, женился на его сестре Кончаке и был возведен в достоинство великого князя Владимирского. Князь Юрий Московский решил подчинить себе Тверь. Однако Юрий понимал, что получил ярлык не по законам Древней Руси. В 1317 г. произошла битва возле села Бортенево, но Юрий был разбит и бежал в Новгород, а Михаил, захватил в плен жену Юрия - Кончаку, которая, вероятно, была отравлена монголами и скончалась в Твери. Великий князь Михаил Тверской был оклеветан перед ханом. В августе 1318 г. Михаила вызвали в Орду, где Тверской князь вскоре был казнен.

После трагической кончины супруга княгиня Анна в 1319-1320 гг. женит одного за другим трех своих сыновей. В 1322 г. старший сын Дмитрий получил ярлык на Великое княжение. Однако, встретив в Орде убийцу своего отца, Дмитрий в порыве гнева заколол князя Юрия Московского. Хан, разгневавшись на Дмитрия за его самоуправство, приказал казнить его 15 сентября 1326 г., но ярлык на Великое княжение передал князю Александру Тверскому.

В 1327 г. в Твери произошло восстание и тут же двинулся татарский карательный поход на Тверское княжество. Анна с сыновьями Константином и Василием, с боярами укрылись в Ладоге, а Александр Михайлович с женой и детьми - в Пскове. У Александра и Анастасии было восемь детей. Десять лет прожил Александр с семьей в Пскове. В 1337 г. Александр прибыл в Тверь проездом в Орду, где Анна после десятилетней разлуки увидалась с сыном. В Орде хан простил Александра и вернул ему Тверское княжество.

В 1339 г. Александр с сыном выехал в Орду, где без всякого суда их казнили. Анна, братья, княгиня Анастасия с детьми и весь город плакали о них горько и долго. Таким образом, Анна пережила смерть мужа, дочери, двух сыновей и внука. После трагедии 1339 г. вновь интриги родственников поспособствовали вызову в Орду правившего в это время третьего сына Анны - Константина Михайловича, однако дело до тяжбы не дошло: Константин Михайлович скончался в Орде.

Вместо княжеских хором - иноческая келья

Во время княжения сына Василия Анна участия в тверских событиях не принимала. Историки пишут, что родной Ростов воспитал княгиню в вере и благочестии, научил покоряться воле Божией, т.е. принимать свою земную долю, как дарованную свыше. Княгиня Анна направляется в Девичий Афанасьевский монастырь, именуемый в народе «Софийский».

Житие Анны следует образцу всех монашеских житий, перечисляя подвиги Анны–инокини: молитва, всенощное бдение. Прибегая к расчетам, можно сказать, что доподлинно установить количество лет, проведённых Анной в Софийском монастыре, нельзя. Однако в 1358 году она уже была монахиней. По просьбам сына Василия она решает уехать в Кашин из Твери. Преставилась благоверная Анна 2 (15) октября 1368 г. В год преставления Анны скончался ее сын Василий. Погребли благоверную княгиню под соборной церковью Успения Божией Матери. Исследовательница Манухина замечает, что все, что известно о благоверной княгине Анне, хранит черты древнерусской «благоверной княгини»: целомудрие брака, материнская любовь, безутешность вдовства, иноческие подвиги, покорная своей доле безмерно-терпеливая христианская душа.

Явление таинственной жены

Память о княгине Анне угасла вместе с родом кашинских удельных князей, вместе с потомками ее - князьями тверскими, подпавшими под власть Москвы (в 1485 г.). Имена тверских князей сохранились в летописях, но большинство их из народной памяти исчезло бесследно. В исторической реальности поводом к воскресению забытой памяти о княгине Анне послужило событие, или даже, лучше назвать, сверхъестественное явление, случившееся в 1611 году.

Больному пономарю Успенского собора Герасиму явилась во сне некая жена, в «велицем иноческом образе одеяна» (т. е. в схимне), назвала себя «Анною», обещала ему исцеление, но при этом с упреком сказала:

Я вами небрегома и преобижена. Неужели нет среди вас разумного человека, что никто из вас доселе этого не понимает? И доколе будете вы попирать меня ногами?.. Разве вы не знаете, что я молю Всемилостивого Бога и Богородицу, дабы не предан был город ваш в руки врагов ваших, и что я сохраняю вас от многих зол и напастей?…

Таинственная жена повелела Герасиму сказать священнику собора и всему причту, чтобы возжгли над гробом свечу перед образом Нерукотворного Спаса и не клали шапки на гроб.

Таинственный сон и чудесное исцеление пономаря Герасима всколыхнуло весь город. Люди вспомнили недавние события: в годы 1606-1611, когда поляки и литовцы грабили и жгли русские города, три раза враги подступали к Кашину, однако уходили всякий раз, не причинив самому городу особого вреда. В ту же пору возник в Кашине сильный пожар, но быстро прекратился и город не погорел.

Настоятель собора Василий Михайлов и церковный причт стали приводить гробницу в порядок. Народ повалил в собор. Пробудилась благочестивая ревность, стали допытываться: кто же эта погребенная в соборе схимонахиня Анна?

Неожиданно узнав от соборного священника Василия о явлении великой княгини Тверской Анны и о почитании ее гробницы, родственник царя Михаила Федоровича, Василий Иванович Стрешнев, почел известие столь значительным, что повелел священнику немедленно подать челобитную Государю и известить о случившемся. Но Михаил Федорович умер, а в первые годы царствования Алексея Михайловича было не до них: венчание на царство молодого государя, его бракосочетание, а потом тревожные события - угроза крымских татар, неурожай, голод, сильный пожар в Москве, беспорядки. Во многих городах нарастало общее недовольство. Для умиротворения страны царь спешно созвал Земский Собор в 1649 году. Кашинцы воспользовались относительным затишьем и подали новую челобитную.

В правление Михаила Федоровича были найдены исчезнувшие во время пожара Твери при нашествии литовцев в 1606 г. мощи ее супруга, Михаила Ярославича. Они оказались спрятанными чьей-то попечительной рукою в земле у соборной стены и были торжественно водворены в 1643 г. в новостроенный собор, в придел его имени.

На челобитную последовали распоряжения от патриарха - немедленно направить в Кашин комиссию для освидетельствования мощей. В Кашин прибыл архиепископ Тверской и Кашинский Иона, архимандрит Андрониева монастыря Сильвестр и игумен Данилова монастыря Иоанн. Досмотр оказался благоприятным для судьбы мощей. Была спешно составлена Служба на их обретение. Кашинские ревнители памяти княгини Анны, священник Троицкой церкви Иоанн Наумов и посадский человек Семен Сухоруков, сочинили тропарь, кондак и канон. Акт досмотра с описанием чудес, с тропарем, кондаком и каноном был представлен комиссией патриарху, который, по извещении Государя, собрал архиерейский собор; по рассмотрении материала было поставлено: мощи блаженной княгини Анны, как новой святой Русской Церкви, для общего поклонения - открыть.

Церковное прославление благоверной княгини Анны состоялось 12 июня 1650 года. В тот день святые мощи благоверной княгини Анны были перенесены из деревянного Успенского собора в древний каменный Воскресенский собор. Покрывало для мощей с изображением княгини собственными руками вышила супруга государя царица Мария. В тот же день на глазах у всех совершилось чудо: исцеление снохи кашинского губного старосты Скобеева. Царь привез с собой службу на перенесение мощей, которую по его заказу написал известный киевский ученый Епифаний Славенецкий. Вскоре архиерейский собор оформил канонизацию и установил празднование благоверной княгини Анны дважды в год: 2 октября , в день ее преставления, и 12 июня , в день перенесения ее мощей.

Извержение из святых

24 февраля (1677 г.) случилось невероятное! Неожиданно прибыла в Кашин патриаршая следственная комиссия с чрезвычайными полномочиями - вскрыть гроб княгини Анны, запечатанный царскими печатями в 1650 году, и произвести новый досмотр мощей и новый опрос церковного причта и свидетелей чудес. Канонические обоснования чествования благоверной княгини Анны, не вызывавшие в течение 30-ти лет ни возражений, ни сомнений, подлежали пересмотру.

Очевидно, что комиссии было предписано во что бы то ни стало найти поводы для уничтожения канонизации благоверной княгини Анны. При осмотре 1649 года обнаружились многочисленные расхождения между недавно составленными житиями, летописями и Степенной книгой. Так, в новых текстах утверждалось, что Анна была по происхождению не княжной, а боярыней, и родилась она не в Кашине, как было написано в житии, а в Ростове, и дата её смерти была изменена на 30 лет и т. п.

Малый церковный собор, созванный патриархом Иоакимом, постановил:

  • житие и Сказание о чудесах признать недостоверными;
  • гроб благоверной княгини Анны с мощами в Воскресенском соборе запечатать архиерейскими печатями;
  • покров с образом княгини Анны и иконы взять в Москву и впредь, до рассуждения и подлинного рассмотрения Великого собора, образов не писать;
  • празднеств княгине Анне не отправлять, молебнов не петь, а церковь, во имя ее в Успенском соборе построенную и «без известного испытания освященную», до Великого собора запереть и запечатать.

Все же, продолжающие иметь иконы или житие святой княгине, объявлялись подверженными анафеме. Однако реальными причинами извержения были вовсе не ошибки в житии святой. Известный историк и специалист в области агиографии профессор Голубинский прямо пишет:

Давно высказано предположение, что причину пересмотра и уничтожения канонизации святой Анны Кашинской следует видеть в её «благословляющей» руке.

То есть в руке, сложенной двуперстно для совершения крестного знамения . Продолжая свою мысль, Голубинский указывает:

Предание же гласило, что прибывшие по приказу патриарха Иоакима в Кашин священники-новообрядцы стали складывать пальцы усопшей благоверной княгини в троеперстие. Но сколько раз они это ни делали, на следующий день рука княгини вновь изображала двуперстие. Приходящие к мощам княгини видели это чудо и говорили, что княгиня свидетельствует об истинности и святости двуперстного крестного знамения. Особый авторитет этому придавали свидетельства автора первого жития благоверной княгини-инокини Анны - дьячка Никифора, а также священника кашинского Успенского собора Василия и инока Варлаама, имевших непосредственное отношение к обретению мощей княгини в 1648 году.

Все постановления Малого собора были утверждены с некоторыми дополнениями: храм во имя благоверной княгини Анны построенный переименовать во имя «Всех Святых», мощи же ее пусть стоят, как обыкновенная княжеская гробница; княгиню Анну поминать вместе со всеми православными великими князьями и княгинями. Серебряные и золотые украшения, пожертвованные царем Алексеем Михайловичем к мощам преподобной Анны, были отняты и отосланы в подарок монастырю св. вмчц. Екатерины в Египте, где находятся и в наши дни.

Этот же собор наказал свидетелей и участников прославления святой Анны: дьячка Никифора, священника Василия и инока Варлаама. Последний был приговорен к затвору в монастыре «неисходно до смерти».

Старообрядцы и святая Анна

Несмотря на все запреты, анафемы и проклятия почитание благоверной княгини Анны сохранялось у старообрядцев и жителей Кашина. Чудеса и знамения у гробницы преподобной Анны продолжались. Жители города Кашина переписывали житие святой, писали иконы и чтили их как чудотворные. Еще более усилилось почитание святой в XIX веке: ее заступничеством перед Господом объяснили спасение города от эпидемии чумы в XVIII в., а в 1831 г. и в 1844 г. от холеры.

В 1853 г. граждане Кашина ходатайствовали перед Синодом о восстановлении почитания небесной покровительницы города. Подобные прошения последовали и в 1860, и в 1901 годах, но все они остались без внимания. Причина отказов была одна: страх, что официальное признание её святости будет содействовать признанию ошибок реформ патриарха Никона, секулярных деяний времен патр. Иоакима, императора Петра I и последующих.

Фактически господствующая синодальная церковь во второй половине XIX - начале XX века, вопреки распространяемым ныне историческим мифам, чувствовала себя крайне неуверенно, не имела действительной поддержки и опоры в русском народе, который осознанно или бессознательно сочувствовал дониконовской церковной старине.

В начале XX века, особенно после указа императора Николая II «Об укреплениях начал веротерпимости», в старообрядческой среде, журналах и газетах появились публикации о необходимости особенного, нарочитого почитания древнерусских святых и прославления новых. Стали поговаривать о том, что старообрядцы должны получить мощи святой княгини Анны, поскольку святость последней не признается государственной Церковью.

Газеты писали, что укрепляющаяся старообрядческая Церковь может претендовать не только на свою церковно–общественную нишу, но и на все духовное наследие древней Руси.

Не ровен час, - предупреждал в одной из подобных публикаций новообрядческий священник, - старообрядцы добьются получения мощей княгини Анны, почитание которой у нас запрещено.

В монографии Т. Манухиной говорится, что «вторую канонизацию» блг. Анны Кашинской «психологически предрешил закон о старообрядцах, даровавший им вероисповедную свободу и гражданские права».

Исследовательница уточняет:

Пришел конец и остракизму (преследованию - прим.) преподобной Анны. Могла ли господствующая Церковь не вернуть ей отнятого церковного достоинства, если сторонники реформы готовы признать старообрядцев братьями?.

Самим поводом для возбуждения процесса «второй канонизации» стали некоторые публикации в старообрядческих газетах и журналах, в частности, статья в журнале «Церковь» № 6 за 1908 год «На крови мученической. К вопросу канонизации святых». В них указывалось, что господствующая церковь отказывается чтить святую княгиню инокиню Анну и некоторых других святых, поскольку они «служат неоспоримым доказательством святости Церкви старообрядческой».

В ответ на подобные публикации 11 апреля 1909 года новообрядческий Синод поспешил ответить посланием ко всем чадам своей церкви «О восстановлении почитания святой благоверной княгини Анны». К сожалению, в этом послании ничего не было сказано об истинных причинах посмертного гонения на святую Анну, ни о причинах ее второго прославления господствующим исповеданием. Наоборот, деяния патриарха Иоакима оправдывались. Епископ Михаил Семенов в статье «Великий старообрядческий праздник» писал по этому поводу:

Итак, старая ложь защищается и вместо покаянного дара св. княгине приносится явно недобросовестное оправдание… И синод в дни этого великого торжества скрыл истину - не принес покаяния.

Несмотря на это старообрядческая Церковь все же нашла возможным послать делегацию в город Кашин на время торжеств, посвященных второй канонизации княгини в лоне господствующего исповедания. Группу христиан Древлеправославной Церкви Христовой возглавил председатель братства Честнаго и Животворящего Креста, начетчик Михаил Бриллиантов . По благословению епископа Рязанского и Егорьевского Александра (Богатенкова) главной целью этой депутации стало возбуждение ходатайства об отделении части честных мощей святой благоверной княгини Анны для храмов московского старообрядческого Рогожского кладбища. К сожалению, эта просьба старообрядческой делегации была отклонена. Позже частица мощей была передана единоверческому (ныне новобрядческому) Никольскому храму на Рогожском. На празднествах в Кашине было также запрещено распространение старообрядческой литературы. Единственное, чего смогли добиться члены делегации, так это снятия подложной нашивки со старинного покрова на гробе св. благоверной княгини.

Когда нашивка, изображающая троеперстие, была снята, все присутствующие на торжествах увидели двуперстие, вышитое царицей Марией. Эти торжества не остались не замеченными в среде всего староверия.

В некоторых старообрядческих храмах прошли праздничные богослужения. Так, в г. Боровске во Всехсвятской и Покровской общинах были отслужены вечером 11 июля 1909 года всенощные бдения, а утром 12 июля - Божественные литургии. Старообрядческий писатель и публицист Ф.Е. Мельников на страницах журнала «Церковь» предложил установить ежегодное празднество по этому случаю с крестным ходом и особой молитвой ко Господу Богу, «вразумляющему противныя и просвещающему во тьме и озлоблении сидящих». Интересно, что у соседей г. Кашина, беспоповцев г. Кимры, распространился слух, что отныне по всем церквам империи богослужение будет совершаться по старому обряду.

Кульминацией старообрядческих празднеств, посвященных святой благоверной княгине-инокине Анне Кашинской, стало освящение храма в ее честь в селе Богородского уезда Московской губернии.

Чин освящения этого первого на Руси храма во имя св. Анны Кашинской 16 декабря 1909 года совершил епископ Рязанский и Егорьевский (Богатенков). По окончании торжественного богослужения, обращаясь к собравшимся, владыка Александр сказал:

Возблагодарим, братие, Господа, что он поспешествовал создателям соорудить этот благодатный храм, это хранилище таинств и благодати, Дом молитвы, училище боговедения и благочестия, источник освящения, пристанище обуреваемых, прибежище бедных, утешение скорбящим. Помолимся Ему и благоверной княгине Анне, и да будет сохранен сей храм невредим от огня и бури в долготу дний…

В годы гонений на религию этот храм был отнят у верующих. Долгое время в нем размещался цех трикотажных изделий. Не так давно этот храм был возвращен Русской Православной Старообрядческой Церкви. Однако еще предстоит немало сделать, чтобы восстановить здание церкви. Святая Анна Кашинская по-прежнему почитается в старообрядческой Церкви. Предполагается, что во имя благоверной княгини будет освящен древлеправославный храм в г. Твери.

Анна Кашинская (в монашестве - София) - Святая Благоверная Княгиня-инокиня, родилась в октябре 1280 года.

Память Святой Преподобной Анны Кашинской совершается трижды в год: 15 октября в день преставления (н. ст или 2 октября по ст. стилю), 25 июня в день вторичного прославления в 1909 году (н. ст или 12 июня по ст. стилю) и 3 августа в день обретения честных мощей (н. ст или 21 июля по ст. стилю).

Одна из трех дочерей ростовского князя Дмитрия Борисовича. В 1294 году 8 ноября в Спасском соборе города Тверь состоялось её венчание с князем Михаилом Тверским.

У супругов родились дочь и четверо сыновей:

  • Дмитрий Грозные Очи (родился 15 сентября 1298 года);
  • Феодора (родилась 11 октября 1299 года);
  • Александр (7 октября 1300 года);
  • Константин (1307 год);
  • Василий (между 1307 и 1318 г.).

Л етом 1318 года Анна вместе с сыном Василием провожала мужа Михаила Тверского в последнюю для него поездку в Золотую Орду. 22 ноября 1318 года Михаил Тверской был казнен ханом Узбеком, впоследствии тело его было привезено в Тверь 6 сентября 1319 года. Погибли в Золотой Орде и её сыновья Дмитрий Грозные Очи (1326), Александр (1339), внук Фёдор (1339).

В ремя принятия монашеского пострига Анной Кашинской неустановленно. В 1358 году она упоминается как София в Тверском женском монастыре во имя Святителя Афанасия. Летом 1367 года князь кашинский Василий Михайлович, сын Анны Кашинской, захватил Тверь, но пришедшие на помощь литовский войска заставили его оставить город. Вместе с сыном Тверь покинула и Анна Кашинская . Местом её духовных подвигов стал . Скончалась Анна Кашинская 2 октября 1368 года (ст. стиль).

Схима Преподобной Святой Анны Кашинской в Успенском соборе, 1910 год

М есто погребения Анны Кашинской было найдено в 1611 году. Об этом повествует «Чудо о пономаре Герасиме». В старой деревянной Успенской церкви, которая сильно обветшала, разрушился церковный помост, таким образом, бывший под полом гроб оказался на поверхности. Не зная чьё это захоронение, жители города Кашина относились к нему без должного благоговения. В одну из ночей пономарю Успенской церкви Герасиму явилась Анна Кашинская со словами: «Почему гроб мой ни во что не ставите и меня призираете? Сколько мне быть попираемой вашими ногами?». Также дала наказ Герасиму рассказать о своем явлении настоятелю храма.

М ногочисленные чудеса и исцеления стали происходить после этого у гроба Анны Кашинской. Всего до прославления святой Анны было записано 41 чудо. В город Кашин привозили больных из различных городов российских. В 1645 году побывал в Кашине и боярин В. И. Стрешнев - родственник царя Михаила Феодоровича. Он-то и подал челобитную царю о прославлении святой Анны. В 1647 г. царь Михаил Феодорович умер, не успев отдать распоряжений.

Л ишь в 1649 году по повелению царя Алексея Михайловича состоялось освидетельствование мощей Анны Кашинской, сопровождавшееся чудесами. Анну Кашинскую причислили к лику святых. 12 июня 1650 года произошло перенесение её мощей в Воскресенский собор.

В 1650-1652 г.г. было написано «Сказание об обретении и перенесении мощей святой Анны Кашинской». Канон и тропарь на обретение мощей написаны кашинским протоиереем Иваном Наумовым и посадским человеком Семеном Осиповым. Житие Анны Кашинской скорее всего написал старец Соловецкого монастыря Игнатий. В 1675-1676 г.г. был создан комплекс агиографических памятников, посвященных Анне Кашинской.

В 1677 году царь Феодор Алексеевич должен был посетить город Кашин и мощи Анны Кашинской. Однако патриаршая комиссия, направленная в тот год 12-21 февраля, приняла решение о запрете почитания мощей Анны Кашинской. Данное решение было озвучено на малом соборе в Москве. Решение это было утверждено и Собором 1678-1679 г.г. Тогда же был переименован придел во имя Анны Кашинской Успенского собора в честь Всех святых. Основания для деканонизации были представлены в 13 пунктах. Основной из них звучал так: «правая рука согбена, яко двуперстно благословляющая».

П очитание Анны Кашинской после деканонизации в самом Кашине не прекратилось. Тверские епископы видя продолжающиеся исцеления у её гроба этому и не противились. В 1818 году разрешил печатать месяцесловы с указанием памяти Анны Кашинской и Священный Синод. 2 октября 1899 года Тверская консистория ознакомилась с рапортом протоиерея Иоанна Аменитского об исцелении Е.С. Зубановой по молитвам Анне Кашинской. Тогда же Тверской и Кашинский архиепископ Димитрий распорядился возобновить запись о чудесах исцеления у мощей Анны Кашинской, которая продлилась вплоть до 1909 года.

В 1901 году архиепископ Димитрий обратился в Синод с просьбой о восстановлении совершения служб Анне Кашинской. От киевского митрополита Феогноста было получено положительное заключение, но разрешение не было дано. Лишь после съезда архиереев в Киеве в 1908 году Священный Синод дал свое согласие испросив прежде согласие императора на восстановление общецерковного почитания Анны Кашинской. Днем памяти Анны Кашинской Священный Синод определил 12 июня (ст. стиль). Ныне каждый год 25 июня город Кашин принимает многочисленных паломников, приезжающих на Крестный ход во имя Святой Благоверной княгини-инокини Анны Кашинской.

Вопрос : Где находятся мощи Анны Кашинской?

Ответ : Мощи Святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской находятся с 1993 года в Вознесенском кафедральном соборе (северная часть храма, рядом с алтарем).

В 1994 году, 25 июня, День города Кашина и День почитания Святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской был совершен первый Крестный ход с её мощами по следующему маршруту: Вознесенский собор, церковь святых Петра и Павла, Воскресенский собор, Пролетарская площадь, Вознесенский собор. Ныне Крестный ход проводится по маршруту: Вознесенский собор, Воскресенский собор, Пролетарская площадь, Вознесенский собор.

К овчег с мощами Святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской помещен в серебряную раку, имеющую вес 54 кг., изготовленную мастером из Сергиева Посада на пожертвования жителей Москвы, Твери, Санкт-Петербурга и других городов России.

О , преподобная мати Анно, моли Бога о нас!

«Кашин Православный» 2010-2014

25 июня Православная Церковь чтит память святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской

Она просияла христианским подвигом в далеком и грозном четырнадцатом веке. Тогда были иные времена и другие жизненные обстоятельства. Тем не менее, и в наши дни православные христиане молитвенно обращаются к святой княгине-инокине в самых различных нуждах, а ее жизненный путь, полный скорбей и страшных потерь, заставляет забыть о собственных житейских невзгодах. Почему русский народ так любит и чтит эту святую? Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправились в Свято-Алексиевский женский монастырь Саратова, где в храме во имя святителя Алексия, митрополита Московского, есть придел святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской. О почитании святой мы попросили рассказать насельницу этого монастыря монахиню Ангелину (Татаринцеву).

— Когда к нам в монастырь приезжают паломники, мы им рассказываем о святых покровителях нашей обители,— начинает монахиня Ангелина.— Житие княгини-инокини Анны Кашинской, во имя которой освящен малый придел Свято-Алексиевского храма, всегда производит на людей особое впечатление. Ее жизненный путь — это пример христианского терпения, пример мужества в невероятных жизненных испытаниях. «Радуйся, блаженная мати, в женстем естестве мужескую крепость имевшая…» — так прославляется святая в акафисте.

…Будущая святая родилась во второй половине тринадцатого века в городе Кашине в княже-ской семье. С ранних лет она проявляла особую любовь к нищим и обездоленным, часто сама ходила по улицам, отыскивала нуждающихся и всячески им помогала.

В 1294 году Анна выходит замуж за Тверского князя Михаила, которому через несколько лет по наследству достается право великого князя Владимирской Руси. Однако с притязаниями на великое княжение выступает Московский князь Юрий, и начинается затяжная кровопролитная борьба за великокняжеский престол между Москвой и Тверью, которая продлится полторы сотни лет. Все эти годы Русь будет стонать от бесконечных татарских набегов и междоусобной бойни.

Собрав большое войско, Московский князь Юрий вторгся в Тверскую землю и в течение нескольких месяцев грабил, жег и убивал. Князь Михаил выступил с ратью и в сорока верстах от Твери наголову разбил врага. Юрий, бросив войско, бежал с поля боя. Михаил захватил в плен бояр, а также супругу Юрия Кончаку, сестру ордынского хана Узбека, которая, к несчастью, скоропостижно умирает в Твери. Юрий спешит в Орду с клеветой о том, будто Кончаку отравили.

Тверскому княжеству грозило страшное разорение: заявится на Тверскую землю смертоносная татарская конница — и будет Орда терзать Русь когтями, рвать клыками, жечь огнем. На своих низкорослых, невероятно выносливых лошадях, способных кормиться в степи даже зимой, вырывая копытами из-под снега мерзлую траву, пронесется по Руси татарское войско, вырезая, по завету Чингисхана, даже детей, доросших до оси тележного колеса. Пронесется — и отхлынет назад, оставив после себя трупы и пепелища… Князь Михаил мог бы собрать войско и, встретив врага под Тверью, во главе отборного, закованного в латы полка ринуться в самую гущу татарской рати и умереть с мечом в руке — как князь и воин. Но Михаил решает поехать в Орду на муки и позорную смерть, чтобы своей головой отвести погром от Тверского княжества. Княгиня Анна не стала отговаривать мужа. Летописи сохранили слова, сказанные княгиней при расставании:

«Не бойся мучения, пребудь верен Господу до смерти... Молю тебя, господин мой, когда предстанешь перед нечестивым царем, как добрый воин Христов, и когда предадут тебя злокозненным мукам, не бойся грядущих на тебя зол, да не устрашит тебя ни огонь, ни колеса, ни меч, ни сечиво, но будь терпелив…»

Князю Михаилу в Орде надели на шею деревянную колодку и после долгих истязаний зарезали. Такой ценой Тверь была спасена от разорения. Лишь после заключения унизительного договора с князем Юрием Московским княгиня Анна получила мертвое тело своего супруга, которое оказалось нетленным. Князь-мученик был канонизирован в 1549 году…

— К святой Анне Кашинской люди обращаются в самых различных житейских нуждах, — рассказывает монахиня Ангелина.— Приходят помолиться супружеские пары, которые не имеют детей или согласия в семье. Считается, что святая Анна Кашинская, претерпевшая при жизни череду страшных семейных потерь, имеет особое дерзновение перед Богом в молитвах о разрешении семейных неурядиц.

…Один за другим гибнут дети княгини Анны. В 1325 году ее старший сын, Дмитрий, встретив в Орде князя Юрия Московского — виновника смерти отца,— убил его, за что был казнен ханом. В 1339 году в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы, а тела разъяли по суставам. Казалось, страшным потерям не будет конца. Вскоре после мучениче-ской кончины сына и внука Анна приняла монашество в Тверском Софийском монастыре, а затем, по просьбе младшего сына Василия, перебралась на родину в Кашин, в специально выстроенный для нее монастырь. Здесь она и преставилась в 1368 году в схиме; тело ее было погребено в монастырском храме в честь Успения Пресвятой Богородицы.

— Со временем имя княгини-инокини начало забываться,— продолжает монахиня Ангелина.— Однако в 1611 году, когда Кашин осадили поляки и литовцы, святая Анна явилась в схимническом облачении тяжело больному пономарю Успенского собора Герасиму и повелела, чтобы гроб ее почитали, чтобы на ее могиле служили литии, ибо она молит Господа и Пресвятую Богородицу об избавлении Кашина от врагов. После этого Герасим был исцелен, а город спасен от разорения.

…У гроба Анны Кашинской начались многочисленные чудеса и исцеления. Известия об этом дошли до царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, и на Московском земском соборе 1649 года Анна Кашинская была причислена к лику святых. 12 июня 1650 года состоялось торжественное перенесение мощей из деревянной Успенской церкви в Воскресенский собор.

Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, которые усмотрели, что пальцы правой руки ее честных мощей якобы сложены в старообрядче-ское двуперстие. Тогда, чтобы ограничить распространение раскола, церковные власти пошли на беспрецедентные меры — через тридцать с лишним лет после прославления, в 1677 году, запрещается поклонение святым мощам Анны Кашинской и совершение молебнов как святой. Это необычайное событие, которое получило название «деканонизация», исключительное в истории Русской Православной Церкви.

Но, несмотря на деканонизацию, почитание княгини-инокини в Тверской епархии не прекратилось, люди молитвенно обращались к святой Анне Кашинской и получали помощь. Писались иконы святой; до определенного года велась запись исцелений. В 1908 году император Николай II дал согласие на повторную канонизацию. 11 апреля 1909 года Святейший Синод объявил днем памяти святой Анны Кашинской 12 июня (25 июня по новому стилю) — годовщину перенесения ее мощей. В Свято-Алексиевском монастыре Саратова в храме во имя святителя Алексия, митрополита Московского, есть образ святой Анны Кашинской с частицей ее мощей…

— В 2001 году,— рассказывает монахиня Ангелина,— протоиерей Николай Архангельский и несколько сестер нашей обители поехали в Кашин на день празднования памяти святой. В Кашине по благословению Правящего Архиерея Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора нашему монастырю была передана в дар икона Анны Кашинской с частицей ее мощей, которая теперь находится в Свято-Алексиевском храме. Прихожане очень любят и чтят эту святую. Когда мы совершаем богослужение в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии, после службы люди просят открыть Свято-Алексиевский храм, чтобы приложиться к иконе Анны Кашинской.

К этой святой люди обращаются с самыми различными просьбами. Ждут ее помощи и прихожане и сестры обители, ведь святая Анна Кашинская несла свой крест и в миру, и в монастыре, поэтому она считается как покровительницей семьи, так и помощницей тех, кто избрал монаше-ский путь.