Срок проведения повторной экспертизы проектной документации. Выдача гигиенических сертификатов на продукцию осуществляется

Специальная акция для производителей пищевой продукции:
готовые технические условия (ТУ) + Декларация по техническому регламенту таможенного союза (ДС ТР ТС) = 29,500 руб.
Протокол испытаний на руки 7,500 руб.
При заказе данного пакета сертификат ХАССП за 20,000 руб.

Экспертное заключение

В связи с изменениями в законодательстве Российской Федерации, с 1 июля 2010 года выдача санитарно-эпидемиологических заключений на продукцию отменена.

Взамен санитарно-эпидемиологическому заключению было введено свидетельство о государственной регистрации, а на товары, которые не вошли в перечень продукции, подлежащей государственной регистрации, выдается экспертное заключение Роспотребнадзора.

Экспертное заключение Роспотребнадзора - это документ, который подтверждает соответствие данной продукции Единым гигиеническим и санитарно-эпидемиологическим требованиям (ранее это было санитарно-эпидемиологическое заключение). К тому же, экспертное заключение выдается Роспотребнадзором или его территориальными управлениями, которые, в свою очередь, подтверждают соответствие товара на основании протоколов испытаний.

Плюсом Экспертного Заключения (ЭЗ) является то, что санитарно-эпидемиологическое заключение имело срок действия до 5 лет, а экспертное заключение Роспотребнадзора выдается бессрочно.

Срок оформления ЭЗ составляет от 2 до 7 дней.

Стоимость как правило составляет 12,000-14,000 руб.


Документы, необходимые для оформления Экспертного заключения

На импортного производителя

Сертификаты от производителя

ИСО с переводом на рус.яз. (если есть)

Этикетка (или макет этикетки)

Листы безопасности (на косметику, моющ. ср-ва)

Область применения

Если на контракт, то еще контракт, свидетельства российской фирмы (ИНН, ОГРН, ОКПО, выписка из ЕГРЮЛ, Печать синяя)


На российского производителя

ТУ (или ГОСТ)

Печать синяя

Этикетка (или макет этикетки)

Листы (паспорта безопасности) безопасности

Договор аренды производственного помещения(либо свидетельство о собственности)

Свидетельства российской Фирмы (ИНН, ОГРН, ОКПО, выписка из ЕГРЮЛ)

За время работы уже возникло немало вопросов, часто задаваемых гражданами при обращении в Государственную экспертизу. На самые животрепещущие из них отвечает эксперт, заместитель начальника Управления Государственной вневедомственной экспертизы РТ Тамара Васильевна Сальникова.
Часто задаваемый вопрос -о составе проектной документации, необходимой для представления на государственную экспертизу. Состав проектной документации установлен «Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. №87. В соответствии с разъяснениями, изложенными в письме Министерства регионального развития РФ от 08.08.2008 г. №9512-СМ/08, в отличие от ранее действующих нормативных документов, Положением не предусматривается стадийность проектирования: «ТЭО», «проект», «рабочий проект», а используются понятия «проектная документация» и «рабочая документация», исходя из которой объем проектной документации примерно соответствует объему ранее применявшейся стадии «рабочий проект». Заказчик должен подготовить проектную документацию в объеме, достаточном для проведения государственной экспертизы и осуществления строительства.
Вопросо сроке действия заключения государственной экспертизы. На него можно дать следующий ответ: временной срок действия заключения законодательством не установлен. Чем это можно обосновать:
- во-первых, в вводной части Постановления Правительства РФ № 145 ч.2 п. Д) установлено, что «сводное заключение государственной экспертизы проектной документации, выданное до вступления в силу Положения, утвержденного настоящим постановлением, и содержащее выводы о рекомендации проектной документации к утверждению, приравнивается к положительному заключению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»;
- во-вторых, имеем некий комплект проектной документации на строительство объекта, по которому проведена государственная экспертиза и выдано положительное заключение, которое является действующим до того времени, пока существует эта проектная документация в неизмененном виде.
Следующий вопрос -в каких случаях требуется повторная экспертиза проектной документации?
До реализации проекта может пройти достаточно много времени, за которое могут вступить в силу изменения нормативной базы и, как следствие, необходимость внесения изменений в проектную документацию, уже имеющую заключение государственной экспертизы. При таких обстоятельствах, в соответствии с п. 44 постановления Правительства РФ №145, при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства, требуется проведение повторной экспертизы.
Довольно часто встает вопросо добровольности применения, существующей в строительстве нормативной базы. Базовым законодательным актом в сфере технического регулирования в строительстве является Федеральный закон «О техническом регулировании», и данные полномочия находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
Первый уровень документов - это технические регламенты, в которых после их вступления в силу будут содержаться обязательные требования к зданиям и сооружениям, как к объекту технического регулирования.
Второй уровень документов это документы в области стандартизации, под коими понимаются национальные стандарты и своды правил. Это документы добровольного применения, которые являются доказательной базой соблюдения обязательных требований технических регламентов. Добровольность применения означает, что проектировщики, например, могут ими пользоваться или не пользоваться. Но, с другой стороны, проектировщик может идти своим путем, и тогда он должен доказать государственным органам, что безопасность строительства и эксплуатации в проектных решениях обеспечена, а сделать это будет весьма проблематично.
Поскольку национальные стандарты и своды правил, удовлетворяющие требованиям реализации Закона «О техническом регулировании», на данный момент еще не созданы, то документы третьего уровня, то есть существующие строительные нормы и правила, ППБ, СанПиНы и другие, являются доказательной базой обеспечения безопасности.
Тем более, что знакомство с несколькими вариантами проектов технических регламентов «О безопасности зданий и сооружений» выявило отсутствие в них каких-либо количественных критериев безопасности, а предполагается только установление качественных критериев. В этих условиях доказательной базой для установления соответствия будут являться адаптированные к современным условиям СНиПы, Своды правил и другие национальные стандарты.
Исходя из вышеизложенного, позволю себе дать совет, что в современных условиях, при декларировании добровольности применения норм и правил, я рекомендовала бы заказчикам-застройщикам включать в текст задания на проектирование или договор подряда указания об обязательном соблюдении конкретных СНиПов, СП, РДС, МДС и так далее, которые при возникновении разногласий между заказчиком и проектировщиком могут явиться правовой основой и доказательной базой для оценки проектных решений.
Следующий аспект нашей работы, практически встречающийся в каждодневной почте, - это письма с просьбойо разъяснении необходимости проведения государственной экспертизы по объектам, тождественным по своим признакам объектам капитального строительства, перечисленным в ч. 2 и 3 ст. 49 Градостроительного Кодекса, и проектная документация на строительство которых не подлежит обязательной государственной экспертизе.
Позиция управления в данном вопросе состоит в том, что Управление Госэкспертизы РТ не уполномочено устанавливать параметры «надо» или «не надо», так как закон является общим основанием и обязателен для исполнения всеми субъектами инвестиционного процесса. Декларирование заказчиком соответствия (тождественности) технических характеристик конкретного объекта признакам объектов, в отношении проектной документации которых обязательная государственная экспертиза не проводится, не должно сопровождаться подтверждением экспертного органа.
Оценка декларации соответствия объекта объектам капитального строительства, в отношении проектной документации которых обязательная государственная экспертиза не проводится, должна проводиться на любом этапе инвестиционного процесса любым субъектом, будь то застройщик, управление выдачи разрешений на строительство или государственный строительный надзор.
Следующий вопрос, который хотелось бы осветить, это просьбы заказчиково согласовании произведенных в процессе строительства отступлений от прошедшей государственную экспертизу проектной документации. Часто обращаются и с вопросами согласования отступлений от нормативных требований, на что хочется ответить - Управление Госэкспертизы РТ не имеет полномочий по согласованию отступлений от нормативных требований. Такое право есть только у Министерства регионального развития РФ, и реализуется оно через процедуру разработки и согласования Специальных технических условий, прописанную в приказе Минрегиона №36 от 1 апреля 2008 г.
Большую часть работы Управления Госэкспертизы РТ составляет работа с обращениями граждан. При этом хотелось бы отметить, что очень часто в силу незнания законов граждане полагают, что Управление государственной вневедомственной экспертизы отвечает за отводы земельных участков под строительство, виды разрешенного использования земельных участков, уплотнение застройки и так далее. Решение таких вопросов, в соответствии с Земельным и Градостроительным Кодексами, находится в ведении органов местного самоуправления, а не Управления Госэкспертизы РТ. Государственная экспертиза проектной документации объекта капитального строительства по современному законодательству в этой области не оценивает целесообразность строительства того ил и иного объекта на данном земельном участке, а имеет факт в виде Градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), в соответствии, с которым разрешенное использование и границы участка установлены и утверждены постановлением Руководителя исполнительной власти.

В заключении - лирическое отступление. Экспертами не рождаются, ими становятся, приобретая жизненный и профессиональный опыт. Мнение эксперта не противостоит мнению проектировщика. Не ставя под сомнение компетентность и добросовестность проектировщика, экспертиза указывает лишь на неучтенные и не принятые во внимание факторы, последствия которых не столь незначительны, как казалось проектировщику, и которые необходимы для минимизации риска принимаемых решений.

(Журнал "Стройэкспертиза" #9(37) 2008)

1. Является ли законным требование экспертов о наличии в составе проектной документации, представляемой на государственную экспертизу, санитарно-эпидемиологических заключений на соответствие земельного участка? Является ли отсутствие указанных документов основанием для выдачи отрицательного заключения государственной экспертизы?

Согласно пунктам 10(б) и 11 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, к пояснительной записке должны быть приложены копии исходно-разрешительных документов, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе техническими и градостроительными регламентами.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам. В развитие указанного Федерального закона введены в действие санитарно-эпидемиологические правила СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий», пунктом 3.2 которых определено, что площадка для строительства объекта выбирается на предпроектной стадии.

Направление на государственную экспертизу не всех документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в соответствии с пунктом 24 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, является основанием для отказа в принятии проектной документации.

2. Каков максимальный срок действия заключений государственной экспертизы по результатам инженерных изысканий и проектной документации?

Действующим законодательством о градостроительной деятельности срок действия заключений государственной экспертизы не установлен.

3. Все ли изменения в проектную документацию, получившую положительное заключение Главгосэкспертизы, подлежат повторной экспертизе? Или только те изменения, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Согласно пункту 44 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, может быть направлена повторно на государственную экспертизу при внесении в нее изменений технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства.

Экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизы подлежит часть проектной документации, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией, в отношении которой была ранее проведена государственная экспертиза.

В случае если после проведения первичной (предыдущей повторной) государственной экспертизы в законодательство Российской Федерации внесены изменения, которые могут повлиять на результаты государственной экспертизы, экспертной оценке может быть подвергнута представленная проектная документация в полном объеме.

4. Мы являемся организацией, занимающейся разработкой проектной документации. В настоящее время подготовка проектной документации завершена и требуется проведение государственной экспертизы. На ком лежит обязанность по обращению за проведением экспертизы, если в договоре на разработку документации между заказчиком и исполнителем такая обязанность не закреплена?

В соответствии с частью 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация направляется на государственную экспертизу заказчиком либо застройщиком.

Согласно пункту 2 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, заявителем на проведение государственной экспертизы может являться заказчик, застройщик либо уполномоченное кем-либо из них лицо.

5. Является ли обследование технического состояния зданий и сооружений инженерными изысканиями? Может ли быть проведена государственная экспертиза только обследования здания?

Согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 20, обследования состояния строительных конструкций зданий и сооружений относятся к специальным видам инженерных изысканий.

В соответствии с пунктом 13(е) Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, для проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий следует представлять результаты инженерных изысканий в составе и объеме, предусмотренным программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания заказчика с учетом требований технических регламентов.

6. Генеральный проектировщик на стадии производства работ вносит из-менения в проектную документацию. Необходима ли повторная экспер-тиза проектной документации?

Согласно части 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при отклонении параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, такая проектная документация подлежит повторному утверждению застройщиком или заказчиком после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с частью 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу.

7. Необходимо ли при направлении документов на государственную экспертизу в составе проектной документации представлять сметный раздел, в случае если финансирование объекта строительства производится за счет собственных средств заказчика?

Согласно пункту 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, в случае если финансирование объекта строительства производится за счет собственных средств заказчика, необходимость и объем разработки раздела «Смета на строительство» определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование. Представление указанного раздела в составе документов для проведения государственной экспертизы в данном случае законодательством о градостроительной деятельности не регламентировано.

8. Требуется ли проведение государственной экспертизы в отношении документации по обоснованию инвестиций?

Действующим законодательством о градостроительной деятельности проведение государственной экспертизы в отношении предпроектной документации по обоснованию инвестиций не регламентировано.

9. Какими нормативными документами определены требования к составу, содержанию и порядку оформления заключений государственной экспертизы?

Требования к составу, содержанию и порядку оформления заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий утверждены приказом Росстроя от 02.07.2007 № 188.

10. Обязательно ли при передаче проектной документации на экспертизу предоставление документации на электронном носителе и является ли отсутствие документации на электронном носителе основанием для отказа в приемке документации?

В соответствии с пунктом 18 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, документы для проведения государственной экспертизы представляются на бумажном носителе. В договоре может быть установлено, что проектная документация и результаты инженерных изысканий могут представляться также на электронном носителе.
В целях обеспечения оперативного рассмотрения проектной документации и результатов инженерных изысканий договором может быть предусмотрено представление одного экземпляра документации на электронном носителе. Отсутствие в составе документов, представляемых для проведения государственной экспертизы, электронной версии проектной документации не является основанием для отказа в принятии документации.

11. Заказчик определил заявителем на проведение государственной экспертизы генподрядную строительную организацию. Необходимо ли в такой ситуации заявителю иметь лицензию на выполнение функций заказчика-застройщика для представления проектной документации на государственную экспертизу? Требуется ли внесение изменений в утвержденное задание на проектирование в части указания в нем заявителя?

Согласно пункту 2 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, заявителем в организацию по проведению государственной экспертизы помимо заказчика или застройщика может выступать любое уполномоченное кем-либо из них лицо, обратившиеся с соответствующим заявлением. Пунктом 13(и) указанного Положения установлено, что, в случае если заявитель не является заказчиком (застройщиком), его полномочия действовать от имени заказчика (застройщика) должны быть подтверждены документами, в которых полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы должны быть оговорены специально.

12. Имеет ли право сотрудник государственной экспертизы требовать устранения замечаний, указанных в экспертном заключении, без ссылок на какую либо НТД, технические регламенты или результаты инженерных изысканий?

Предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям технических регламентов. До вступления в силу в установленном порядке технических регламентов в сфере градостроительной деятельности проводится проверка соответствия проектной документации и результатов инженерных изысканий требованиям законодательства, нормативным техническим документам в части, не противоречащей Федеральному закону «О техническом регулировании» и Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Таким образом, указание в экспертном заключении на несоответствие проектной документации и результатов инженерных изысканий нормативным техническим требованиям должно сопровождаться ссылкой на нормативный правовой документ, содержащий соответствующее требование.

13. Проект и инженерные изыскания для строительства опытно-промышленной установки кучного выщелачивания был выполнен в 2004 г. В 2005 году были получены положительные заключения экспертизы промышленной безопасности, Роспотребнадзора и др. Действительны ли они на данный момент?

Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ сроки действия заключений экспертизы промышленной безопасности не регламентированы.

14. В каком постановлении или законе можно найти указание (ссылку) о том, что экспертизу сметной документации объекта, относящегося к особо опасным объектам, реконструкция которого ведется за счет собственных средств Заказчика, можно проводить только по решению самого Заказчика?

Согласно пункту 13(г) Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, проектная документация представляется на государственную экспертизу в соответствии с требованиями к составу разделов, установленными законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Положения о составе разделов проектной документации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №87, необходимость и объем разработки раздела «Смета на строительство объекта капитального строительства», за исключением объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов, определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.

15. В каких случаях обязательна разработка раздела ИТМ ГО и ЧС, и каким Федеральным законом это предусмотрено? В чьи полномочия входит проведение экспертизы раздела ИТМ ГО и ЧС?

Проектная документация объектов капитального строительства, указанных в части 14 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, должна содержать перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Действующим законодательством о градостроительной деятельности проведение отдельной экспертизы раздела ИТМ ГО и ЧС не предусмотрено. В соответствии с частью 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом государственной экспертизы проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства среди прочих является оценка соответствия проектной документации нормативным техническим требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности. Согласно части 6 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением государственной экспертизы проектной документации, предусмотренной указанной статьей, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов.

16. Согласно пункту 4 Положения о составе разделов проектной документации и требований к их содержанию выполняется двухстадийное проектирование: проектная документация (стадия «П») и рабочая документация. Будут ли приниматься на экспертизу рабочие проекты (если заказчики в заданиях на проектирование указывают стадию «РП»)?

Представляемая для проведения государственной экспертизы проектная документация на объект капитального строительства должна соответствовать требованиям Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, вне зависимости от стадийности проектирования.

17. Для прохождения государственной экспертизы необходимо, чтобы все проекты по присоединению к внешним коммуникациям были согласованы с соответствующими организациями, которые выдали технические условия (ТУ), если это прописано в самих ТУ. Если в ТУ написано «согласовать рабочий проект присоединения», нужно ли согласовать проект в организации, выдавшей ТУ, при такой формулировке перед сдачей его на государственную экспертизу?

Положением об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145, согласование представляемой для проведения государственной экспертизы проектной документации в организациях, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не предусмотрено.

Экспертное заключение

Экспертное заключение представляет собой документ, который официально подтверждает соответствие продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору, Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям.

После отмены санитарно-эпидемиологического заключения в июле 2010 года экспертное заключение и заменили собой ранее выдававшийся гигиенический сертификат (СЭЗ) . В соответствии с Решением № 299 от 28.05.2010 Комиссии Таможенного союза на часть товаров, на которую раньше оформлялось СЭЗ , необходимо теперь в обязательном порядке получать свидетельство о государственной регистрации (раздел 2 Решения, Перечень товаров, подлежащих государственной регистрации). Для продукции, которая не требует наличия свидетельства о госрегистрации , но при этом должна соответствовать Единым санитарным требованиям (то есть входит в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору) оформляют экспертные заключения .

Согласно российскому законодательству оформление экспертного заключения не является обязательной процедурой. Следовательно, делается это в добровольном порядке. Тем не менее, всё чаще таможенные органы при пересечении границы запрашивают экспертные заключения , подтверждающие безопасность товара. Особенно это касается тех случаев, когда ввозимая продукция не подлежит обязательному подтверждению соответствия в формах сертификации или декларирования (к примеру, определенные строительные материалы). Также экспертное заключение незаменимый помощник в разрешении таможенных споров о необходимости той или иной продукции иметь свидетельство о государственной регистрации.

Экспертное заключение выдается Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в связи с чем, данный документ часто называют «экспертное заключение Роспотребнадзора «. Чтобы , необходимо предоставить определенный список документов, после проверки которых осуществляется непосредственно экспертиза продукции. На основе полученных результатов и выдается экспертное заключение о соответствии или же не соответствии товаров Единым санитарным требованиям.

Экспертное заключение Роспотребнадзора выдается на специальном бланке, с обеих сторон защищенном голографическими наклейками. Кроме того,экспертное заключение в обязательном порядке содержит подписи и печати соответствующих экспертов и главврачей. Срок действия экспертного заключения Роспотребнадзора не указывается, но принято считать, что действительно оно не более года с момента выдачи.

Что касается документов для , то список их приблизительно таков:

  • заявка;
  • описание продукции;
  • техническая документация;
  • контракт;
  • свидетельство о регистрации производителя (поставщика) и постановке его на учет в налоговую инспекцию;
  • другие документы, подтверждающие безопасность и качество товара.

В зависимости от того, импортная это или российская продукция, а также серийно она выпущена или партиями, по договору, перечень необходимых документов может дополняться. Точный пакет документов для оформления экспертного заключения именно для Вашей продукции можно узнать в сертификационном центре «Севтест».

Отметим также, что в сертификации под понятием «экспертное заключение » могут также подразумеваться следующие документы: экспертное заключение о содержании озоноразрушающих веществ, экспертное заключение о стране происхождения продукции (сертификат происхождения),экспертное заключение о содержании спирта и другие. Более подробную информацию о каждом из них также можно получить в нашем центре по сертификации. Наши специалисты ответят на любой Ваш вопрос, касающийся того, как получить экспертное заключение .

Письмо (Экспертное заключение) о соответствии продукции Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям.

В связи с отменой СЭЗ и вступлением в Таможенный Союз на продукцию, подлежащую санитарно-эпидемиологическому надзору, но не попадающую по Госрегистрацию, выдаются Экспертные заключения о соответствии продукции Единым санитарным нормам.

Такое Экспертное заключение также служит официальным подтверждением безопасности продукции для здоровья человека.

Действует на всей территории Таможенного союза.

ПЕРЕЧЕНЬ

товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)

1. Пищевые продукты (продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу), в том числе полученные с использованием генно-инженерно-модифицированных (трансгенных) организмов (из следующих групп единойТоварной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС): 02–05, 07–09, 11–25, 27–29, 32–34, 35).

2. Товары для детей: игры и игрушки, постельное белье, одежда, обувь, учебные пособия, мебель, коляски, сумки (ранцы, рюкзаки, портфели и т.п.), искусственные полимерные и синтетические материалы для изготовления товаров детского ассортимента (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 32, 34, 39, 40, 42–44, 46, 48–56, 60–65, 87, 94, 95).

3. Материалы, оборудование, вещества, устройства, применяемые в сфере хозяйственно-питьевого водоснабжения и при очистке сточных вод, в плавательных бассейнах (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 38–40, 48, 84, 85).

4. Парфюмерно-косметические средства, средства гигиены полости рта (из группы ТН ВЭД ТС 33).

5. Химическая и нефтехимическая продукция производственного назначения, товары бытовой химии (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 32–34, 38).

6. Полимерные и синтетические материалы, предназначенные для применения в строительстве, на транспорте, а также для изготовления мебели и других предметов домашнего обихода; мебель; текстильные швейные и трикотажные материалы, содержащие химические волокна и текстильные вспомогательные вещества; искусственные и синтетические кожи и текстильные материалы для изготовления одежды и обуви (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 32, 39, 40, 42–44, 46, 48, 50, 51, 53, 55- 59).

7. Продукция машиностроения и приборостроения производственного, медицинского и бытового назначения, кроме запасных частей к транспортным средствам и бытовой технике (за исключением контактирующих с питьевой водой и пищевыми продуктами) (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 38, 84, 85, 90).

8. Издательская продукция: учебные издания и пособия для общеобразовательных средних и высших учебных заведений, книжные и журнальные издания для детей и подростков (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 48, 49).

9. Изделия из натурального сырья, подвергающегося в процессе производства обработке (окраске, пропитке и т.д.) (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 43, 44, 46, 50–53).

10. Материалы для изделий (изделия), контактирующих с кожей человека, одежда, обувь (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 39, 40, 42, 43, 50–60).

11. Продукция, изделия, являющиеся источником ионизирующего излучения, в том числе генерирующего, а также изделия и товары, содержащие радиоактивные вещества (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 25, 26, 28, 68, 69, 72, 74–76, 78–81, 84, 87).

12. Строительное сырье и материалы, в которых гигиеническими нормативами регламентируется содержание радиоактивных веществ, в том числе производственные отходы для повторной переработки и использования в народном хозяйстве, лом черных и цветных металлов (металлолом) (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 25, 26, 28, 68, 69, 72, 74–76, 78–81, 84, 87).

13. Табачные изделия и табачное сырье (из группы ТН ВЭД ТС 24).

14. Средства индивидуальной защиты (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 39, 40, 64).

15. Пестициды и агрохимикаты (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 31, 38).

16. Материалы, изделия и оборудование, контактирующие с пищевыми продуктами (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 39, 44, 45, 48, 63, 70, 73,76).

17. Оборудование, материалы для воздухоподготовки, воздухоочистки и фильтрации (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 38–40, 48, 84, 85).

18. Антигололедные реагенты (из группы ТН ВЭД ТС 38).

19. Иные товары, в отношении которых одной из Сторон введены временные санитарные меры (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 02–96).

Экспертное заключение (ЭЗ) , называемое еще как гигиенический сертификат , гигиена, СЭЗка, гигиеническое заключение , санитарно-гигиеническое заключение, заключение СЭС, санэпидзаключение, — это документ, подтверждающий разрешение органами и учреждениями Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава РФ (Министерства Здравоохранения и социального развития РФ, называемого еще как Минздрав) Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (РОСПОТРЕБНАДЗОР или Госсанэпиднадзор) производства или ввоза продукции, соответствующей установленным Единым требованиям ТС, гигиеническим нормам и санитарным правилам (ГН и СанПин). Экспертное заключение (ЭЗ) также служит официальным подтверждением безопасности продукции для здоровья человека при соблюдении определенных условий.

В ряде случаев наличие ЭЗ является необходимым условием для проведения обязательной сертификации продукции и получения сертификата соответствия. Кроме того, наличие Экспертного заключения является желательным при ввозе некоторых видов товаров на таможенную территорию РФ.

В целях предупреждения неблагоприятного влияния на здоровье человека факторов, связанных с производством и применением в народном хозяйстве и быту продукции, потенциально опасной для здоровья человека, во исполнение Закона РФ «О санитарно-эпидемиологической благополучии населения» Госсанэпидемнадзор РФ ввел в качестве формы согласования производства, внедрения и применения продукции, потенциально опасной для здоровья человека, гигиенический сертификат на продукцию.

Гигиенический сертификат является разрешением органами и учреждениями Госсанэпидемслужбы производства (ввоза) продукции, соответствующей установленным требованиям, и служит официальным подтверждением безопасности продукции для здоровья человека при соблюдении определенных условий.

Гигиенические сертификаты обязательны для продукции, способной оказать неблагоприятное влияние на здоровье человека в условиях производства, хранения, использования, транспортировки и утилизации.

Выдача гигиенических сертификатов осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологический службы РФ на этапе оформления контрактов (договоров) при закупке за рубежом новой продукции. А также для реализации продукции, произведённой на территории РФ.

При выдаче гигиенического сертификата на импортируемую продукцию предъявляются требования санитарного законодательства, действующие на территории РФ, если иное не определено международным договором (соглашением).

Гигиенические сертификаты выдаются на основании оценки сертификата безопасности страны-поставщика, выданного уполномоченным на то органом, и (или) результатов исследований продукции, проведенных в РФ.

Гигиенический сертификат оформляется по установленной форме.

Выдача гигиенических сертификатов на продукцию осуществляется:

  • Департаментом госсанэпиднадзора — на продукты детского питания, пестициды, пищевые добавки, новые (нетрадиционные) виды продовольственного сырья, а также продукцию, закупаемую в рамках международных договоров;
  • Республиканскими (республики в составе РФ), краевыми, областными, городскими и г.г. Москвы и Санкт-Петербурга центрами санитарно-эпидемиологического надзора — на все иные виды продукции (для продукции машиностроения и приборостроения, для иных видов продукции — по месту расположения организации-разработчика).

Гигиенический сертификат действителен на всей территории РФ, если иное в нем не оговорено.

Гигиенический сертификат может быть выдан с ограничением сроков действия и объемов ввоза (вывоза) продукции.

В случае несогласия заявителя с решением территориального центра Госсанэпиднадзора об отказе в выдаче гигиенического сертификата данное решение может быть обжаловано в Госкомсанэпиднадзоре РФ.

При ввозе товаров, подлежащих одновременно обязательной сертификации на соответствие стандартам РФ и контролю органов Госсанэпидемнадзора РФ, таможенное оформление производится при условии предоставления в таможенные органы сертификатов соответствия Госстандарта РФ, в графах 11, 12 и 13 которых должны быть указаны в том числе сведения о выданных гигиенических сертификатах (см. Приложение 5 к Порядку проведения сертификации продукции, Письмо ГТК РФ от 29.11.94 г. № 01–13/13495.

Гигиеническое заключен и е

Особую группу показателей безопасности продукции представляют собой так называемые гигиенически значимые показатели. Эти показатели характерны для продуктов питания, консервантов, материалов и изделий из них, контактирующих с пищевыми продуктами, парфюмерно-косметические изделия, текстильных, швейных и трикотажных материалов, содержащих химические волокна, некоторых видов продукции машиностроения и еще ряда видов промышленной продукции.

Гигиенические заключения выдаются территориальными органами государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации (Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором)) при согласовании нормативной документации и постановке продукции на производство или оформлении контрактов при закупке продукции за рубежом.

В виде отдельного перечня представлены те виды продукции, «гигиенические» сертификаты на которые выдаются исключительно главным государственным санитарным врачом Российской Федерации и заместителями главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

Санитарно-эпидемиологическое заключение часто необходимо для проведения обязательной сертификации продукции и при получении сертификата или декларации соответствия продукции.

Основанием для выдачи гигиенических заключений служат результаты гигиенической оценки продукции и экспертизы нормативной документации на нее, ее производство и использование. Для импортной продукции таким основанием является оценка сертификата безопасности страны-поставщика и результатов исследований продукции, осуществленных в России.

Срок действия заключения — бессрочно.

(заключение на партию лома черных и цветных металлов или на опытную партию продукции может выдаваться на срок не более одного года, состояния производства и документации обычно бессрочно (исключение – на опытную партию – до года, на проектную документацию и вид деятельности — бессрочное) (Письмо ФТС РФ от 31.01.2006 N 01–06/2946 от 08.02.2006).

При необходимости, к экспертному заключению оформляют приложение, в котором территориальными или иными управлениями Роспотребнадзора (Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) могут указываться заводы фирмы изготовителя, артикулы или модели продукции, особые условия эксплуатации продукции и т.п.

Экспертные заключения о соответствии Единым санитарным требованиям ТС могут выдаваться руководителями территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и их заместителями.


Что подлежит гигиенической оценке?

В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения » (в редакции от 31 декабря 2005 г), Законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», Законом «О защите прав потребителей» п.1.,п.,2, ст.7.

«Продукция производственно-технического назначения, при производстве, транспортировке, хранении, применении (использовании) и утилизации которой требуется непосредственное участие человека, а также товары для личных и бытовых нужд граждан (далее — продукция) не должны оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания.
Продукция по своим свойствам и показателям должна соответствовать санитарным правилам».

Также список продукции, подлежащей гигиенической оценке, можно посмотреть в Едином Перечне товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза утверждённом Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. №299

В случае, когда продукция не подлежит санитарно-гигиенической оценке , на неё может быть выдано отказное письмо .