Шаманы алтая и других регионов сибири. Сибирские шаманы: самые шокирующие факты

Шаманизм в Сибири

Сибирский шаманизм уходит своими корнями в незапамятные времена. Именно из этого региона произошло само слово «шаман», которое стало в наше время интернациональным. «Классический» образ сибирского шамана, каким его себе представляют большинство людей, сформировался после исследований культуры народностей алтайского региона: бурятов, монголов, тунгусов и других.

Однако, несмотря на то что общие признаки шаманских традиций этих народностей совпадают, в деталях между ними имеются довольно существенные различия. Причина этого состоит в огромной площади географического региона, в котором они проживают, и в историческом соседстве с различными племенами, которые оказывали свое влияние на культуру монголов, бурят и других народов, населявших алтайский край.

Мировоззрение исконных жителей Сибири во многом похоже на верования и стиль поведения американских индейцев. Почтение, испытываемое перед Матерью - Землей, Отцом - Небом, а также духами животных и природы выработало среди сибирских племен стиль жизни, преисполненный уважения к естественным природным силам и заставляющий человека избегать причинения вреда окружающей его природе. Монголы верят, что целью существования человека является жизнь тегш, то есть в равновесии с природой. Человек, разделяющий такое мировоззрение, получает источник огромной силы и оказывается в одиночестве в центре своего собственного мира с бесконечным голубым Отцом - Небом сверху и поддерживающей и питающей его Матерью - Землей снизу. Живя правильной и достойной уважения жизнью, человек (хан) может поддерживать баланс в своем мире и таким образом максимально увеличит свою личную силу (хиимори). Небо, Земля, а также духи природы и предков удовлетворяют любые нужды и защищают всех людей. Если же баланс в жизни человека нарушается вследствие болезни или вмешательства духов, ему не обойтись без помощи шамана.

Описанные ниже аспекты традиционных шаманских представлений рассматриваются в том варианте, в котором они существуют в Монголии, однако их форма у других исконных народов Сибири отличается незначительно.

Из книги Путь шамана или Шаманская практика Руководство по обретению силы и целительству автора Харнер Мишель

Из книги Шаманизм автора Лойко В. Н.

Чо такое шаманизм Слово «шаман», которое правильно произносится как «ша-маан», употребляется сейчас многими поклонниками эзотерического знания, но истинный его смысл ясен далеко не всем. Пришло оно из эвенкского языка и имеет в нем значение «тот, кто знает». Шаманство

Из книги автора

Шаманизм и экология Одним из недостатков современной жизни является то, что мы настолько поглощены ежедневной рутиной и привычными действиями, что забыли об элементарных радостях, которые предлагает жизнь на нашей планете. Как часто вы останавливаетесь осенью, чтобы

Из книги автора

Шаманизм у арабских кочевников У арабских племен бедуинов традиция шаманизма имеет свое собственное развитие. Местные шаманы называются здесь «фукара», что означает «слабый», так как большинство из них воздерживаются от употребления тяжелой пищи. Результатом этого

Из книги автора

Шаманизм в Лапландии

Из книги автора

Шаманизм у народов Индонезии Термин «шаманизм», которым вначале обозначали религию некоторых сибирских народов, со временем стали применять и для характеристики религиозных представлений ряда народов малайского мира - семангов, сеноев, джакунов, кубу. Формы шаманизма

Из книги автора

Шаманизм у джакунов и кубу Джакуны, численность которых составляет 21 тыс. человек, населяют южную часть Малаккского полуострова.Роль и положение поханга (поянга) или бомоха у джакунов во многом совпадают с ролью халака у се - мангов и сеноев. Свой дар поханг джакунов, так

Из книги автора

Шаманизм у ибанов Ибаны - группа народов, (общая численность которых составляет 272 тыс. человек, населяющих внутренние и прибрежные районы Северо - Западного Калимантана. Шаман, который называется манаигом, занимает в племени второе по значению место после вождя. Часто,

Из книги автора

Употребление мухоморов в Сибири и Скандинавии Среди сибирских племен употребление мухоморов в шаманских церемониях было широко распространено. Ценились эти грибы весьма высоко. Между Камчаткой, где они росли, и полуостровом Тайгонос, где их не было вообще, существовала

Загадочный человек в причудливой одежде, камлающий с бубном, заклинатель духов и народный целитель – таким мы представляем себе шамана. Многие жители Сибири все еще верят в могущество местных прорицателей и колдунов. И мало кто знает, какие шокирующие факты порой скрыты за магическими ритуалами шаманов.

Эпилептический припадок

Арктическая истерия – это психопатическое заболевание, которому подвержены жители Сибири и Крайнего Севера в силу ряда объективных факторов, таких как низкие температуры, малочисленность, недостаток витаминов и т.п.

Шведский религиовед Оке Ольмаркс (1911-1984 гг.) полагал, что шаманизм является ярко выраженной формой проявления арктической истерии, когда человек переживает эпилептические припадки. Больной считает свои галлюцинации общением с духами и верит во все сверхъестественное. Единственным отличием обычных психопатов от шамана является то, что он может контролировать припадки, намеренно вызывать их с помощью особых техник.

Смерть за отказ от шаманизма

Если духи предков избрали человека шаманом, то он должен принять свое предназначение или умереть. У народов Сибири считается, что прежде чем получить способности прорицателя и целителя человек переживает так называемую «шаманскую ломку». Это необъяснимая болезнь, исцелиться от которой возможно, только начав общение с духами.

Для многих людей возникающие у них видения становятся настоящим шоком, рушится привычное восприятие мира, жизненные планы проходят переоценку. Если избранный не готов полностью изменить свою судьбу, то он серьезно заболевает. Отказ от шаманизма для такого человека означает скорую смерть.

Брак с божеством или духом

Румынский историк и философ Мирча Элиаде (1907-1986 гг.) в своей книге «Шаманизм: архаические техники экстаза» написал, что шаманы часто заключают ритуальные браки с различными божествами или духами-покровителями. Они уверены, что вступают в сексуальные отношения с обитательницами иных измерений, находясь в состоянии транса.

Бывали случаи, когда такая вот мистическая жена требовала от шамана развестись, если он состоял в браке до получения магических способностей. И смертные мужья не смели противиться воле «небесных» дам.

Шаманизм предполагает не только деловые, но и сексуальные связи с духами. Это краеугольный камень подобных верований.

Семяизвержение во время камлания

Шаманский экстаз равносилен символическому половому акту. Как правило, ритуал камлания с бубном заканчивается семяизвержением. Особое состояние сознания, когда прорицатель «соединяется» с духами, богинями, магическими помощниками, практически неизбежно вызывает эрекцию у мужчины.

Часто мистические переживания шаманов связаны с сексуальными эмоциями. А тесная связь между тем, что происходит в сознании человека, и физиологическими реакциями его тела на воображаемые события, не вызывает сомнений у психиатров.

Они – оборотни?

Духи-помощники шаманов часто предстают в образах разных зверей, птиц, рыб и пресмыкающихся. Подражая движениям и повадкам тотемного животного, во время камлания человек символически перевоплощается в представителя фауны. Он надевает на себя соответствующую шкуру и маску, издает звуки, похожие на рев, рычание, вой или клекот. Перевоплотившись, маг уходит в тайгу, веря в то, что на самом деле стал зверем.

Многие жители Сибири считают, что шаманы являются оборотнями. Причем, не только волками, но и медведями, бобрами, росомахами, змеями, воронами… Согласно преданиям, светлые и темные шаманы порой насмерть сражаются друг с другом, находясь в своих звериных обличиях.

Наркотики для экстаза

Обычно для достижения состояния транса шаману достаточно монотонных ударов в бубен и ритуальной пляски, но чтобы усилить экстаз они применяют дополнительные средства. Как правило, это наркотики. Речь идет о поедании галлюциногенных грибов, вдыхании дыма одурманивающих трав, курении специальных смесей.

Шаманы широко используют наркотическое опьянение для общения с духами и прорицания. Подобные вещества, как они полагают, помогают лучше настроиться на восприятие сверхъестественного мира и его обитателей.

Смена пола и «превращение» в женщину

Среди камчадалов, чукчей, коряков и представителей некоторых народов Сибири встречаются шаманы-трансвеститы. Чаще мужчины «превращаются» в женщин, хотя случается, что шаманки начинают одеваться и вести себя, как представители сильного пола. Такие люди даже могут вступать в браки, которые сейчас называются ЛГБТ-союзами.

Перевоплощение мужчины-шамана в женщину носит не ритуальный, а вполне реальный характер. Ну, разве что без операции по смене пола. И все по велению духов, явившихся во время камлания, разумеется. Причем, некоторым шаманам настолько претит сама мысль о подобном, что они предпочитают покончить с собой.

Пытки огнем и морозом

Молодой человек, получивший дар шамана от предков, походит немало испытаний. И это не только магическая ломка. Приняв свою судьбу, юноша находит учителя – опытного коллегу, который проверяет решимость неофита и делится с ним своими знаниями.

Будущий сибирский шаман переносит настоящие пытки и огнем, и морозом. Его, например, могут завернуть в мокрые простыни и выставить зимней ночью на улицу, где температура воздуха часто опускается ниже -50°С. И стоять он должен до тех пор, пока простыни не высохнут полностью.

Кроме того, шаману нужно приобрести символическую власть над огнем. Для этого он прикасается руками и ногами к раскаленному металлу, пока конечности не теряют чувствительность. Зато потом поражает людей, спокойно взаимодействуя с огнем.

Гадание на шаманских черепах

Шаманов обычно хоронят не на кладбищах, а в лесных чащах, чтобы их никто не беспокоил. Но у каждого сибирского народа есть свои традиции. Например, у юкагиров трупы прорицателей и целителей расчленяли, а кости делили между сородичами, поскольку считалось, что они спасают от злых духов.

Особое внимание уделялось черепам шаманов. Их обрамляли деревянной оправой и хранили как семейные реликвии. В Сибири даже гадали с помощью таких ритуальных останков, живые шаманы «спрашивали» у своих покойных коллег советы по разным вопросам.

13 октября. Якутия. NVpress - Почему-то слово «шаман» ассоциируется только с героями произведений, спектаклей и картиной Ивана Попова, и, самое главное, с прошлым временем. А существуют ли шаманы в настоящее время? Существуют, считает наш сегодняшний собеседник Анатолий Алексеев, кандидат исторических наук, доцент СВФУ им М.К. Аммосова, известный исследователь темы шаманизма и, по его словам, лично знающий шаманов многих стран.

Шаманы - избранники духов

- Анатолий Афанасьевич, кто такие шаманы, откуда они взялись?

Как человек появился на земле, он начал познавать окружающий мир и самого себя на трех уровнях. Первый называется магией, мистикой, мифологией, или в целом оно язычество: вера в духов, божества и верховного бога. И вершина язычества - это шаманизм. Шаманы - избранники духов. Таким образом, шаманизм - это стройная система взглядов на человека, общество и природу. Это цельное учение, и оно существует с появлением человека до наших дней. Конечно, с тех пор, как с 15 столетия европейские государства начали колонизировать весь мир, начали бороться с таким природным феноменом, как шаманизм. И не только европейская культура, но и великие религии мира тоже начали борьбу, а в годы советской власти коммунистической идеологии была чужда шаманская идеология, поэтому шаманизм был искоренен из культуры коренных сибирских и северных народов.

Второй уровень - когда появились великие религии мира: иудаизм, буддизм, христианство, ислам. Человека создал Бог, и весь мир подчиняется верховным богам: Будде, Яхве, Иисусу Христу и пророку Мухаммеду. Не только человека создал Бог, но и весь мир.

Третий уровень - это материалистическая наука, отрицающая Бога, великие религии мира. Мы полагаем, что это неправильно и сегодня появились светлые умы человечества (западные и российские ученые), которые говорят, что мы поступает неправильно, мы не должны бороться с язычеством, шаманизмом, религиями мира, а должны их интегрировать их, знания, и тогда человечество проторит тропинку к будущему. Если этого не случится, то, как пишут западные и российские исследователи, очень скоро наступит конец человечеству, останется последний человек, и наступит конец истории. И я этому верю.


Современные шаманы Якутии

- У нас в Якутии сегодня есть шаманы?

Хотя на улице господствует современная техногенная цивилизация, все равно в Африке, Южной Америке, Австрии, Австралии, Новой Зеландии, России, Юго-Восточной Азии, даже в таких технологически развитых странах, как Япония, Южная Корея до сих пор есть шаманы. В Якутии на сегодня настоящих только два-три шамана, может быть. Федот Иванов из села Жемкон Вилюйского улуса, Анна Софронеева из поселка Батагай Верхоянского улуса. В прошлом году умер великий Семен Степанович Васильев, его духовное имя - шаман Саввей, он из Иенгры.

Самые сильные находятся в Сибири. Если смотреть узко, то якутские намного слабее юкагирских, чукотских, эвенских и эвенкийских. Кстати, удаганки сильнее шаманов, но не все.

- Говорят, они живут уединенно, не женятся, не заводят детей.

Почему? Они живут обычной жизнью, у них есть и дети, и супруги. Просто они перевоплощаются во время камлания. Еще у некоторых шаманов, в том числе и у современных (особенно чукотских), есть «духовная жена», то есть «иччи», дух.

- Внешняя атрибутика сегодняшнего шамана, какая она?

Бубен, шапка, костюм, духи-помощники, хотя у каждого шамана свой индивидуальный костюм, но внешне они как будто похожи. На самом деле их одежда отличается по железным изделиям, изображающих духов-помощников, в зависимости от духовного уровня шамана.

- В наши дни как они уживаются с обычными людьми?

Простые люди к шаманам относятся по-разному: кто верит, кто не верит, при советской власти многие стали атеистами. Так как любой человек состоит из зла и добра, шаман тоже может проявить зло, что намного опаснее того духовного зла, который совершает простой человек. И все помыслы, деяния шамана исполняются. Если на кого-то он накличет смерть, тот умрет раньше времени.

Иногда шаманы между собой борются: у каждого своя родовая, племенная, этническая территория, что зависит от духовного ранга. Поэтому, к примеру, шаман седьмого неба может находиться только на своей территории.

- В последнее время стало много экстрасенсов. Каково их отличие от шаманов?

Шаман имеет совершенно иной духовный уровень. Его избирают духи, и только он посвящается тайным знаниям природы и исключительно он должен иметь костюм, бубен. Лечить те или иные болезни. А экстрасенс - не избранник духов, хотя говорят, что они именно таковые, но такое мнение неверно. Он лечит только своей энергетикой и с духами не общается, тогда, как шаман лечит посредством сильных духов, то есть он выступает посредником между больным и духами. У каждого шамана есть свой метод лечения, своя мать-зверь, например, олень, бык, медведь. Таким образом, чем мощнее помощник-дух, тем шаман сильнее.


Симптомы шаманской болезни

- Шаманизм передается родственникам по наследству?

Нет, но иногда может и передаваться, но духи сами находят того человека, который подходит по своему складу (этинэн-хаанынан, ейунэн-санаатынан). Вообще, это природная тайна, и пути господни неисповедимы. Вдруг у потомков проявится?

- Слышала, что человек, у которого в роду были шаманы, часто видят вещие сны и могут предсказывать будущее и имеют другие способности.

Любой человек имеет экстрасенсорные способности. Мое поколение тоже. Мне 68 лет, и я могу по снам, по разным приметам предсказывать будущее. Люди обычно думают, что животные не имеют сознания, а на самом деле даже маленькая полевая или домашняя мышь (олень, лошадь) особым поведением сообщает хозяину, что его ожидает в течение трех лет. Просто надо уметь читать зашифрованные послания. А современный человек больше смотрит телевизор, утыкается в телефон и думает, что он властелин мира и верит, что своей волей покорит мир. Ничего подобного, человек - это песчинка в мироздании. Не случайно «Горе от ума» как знак свыше, как предостережение: если человек начнет покорять природу, уничтожит самого себя.

- Представим человека: с одной стороны у него в роду был священник, с другой - шаман. Может ли у него наблюдаться раздвоение личности, а его душа - выступать ареной борьбы двух сил?

Ты хоть коммунист или атеист, все равно, если шаманская болезнь проявится, значит, она проявится. Раздвоения же не будет. Может, я крамольную мысль для современного общества выскажу, но на самом деле все великие религии мира - искусственно созданные.

- Какие есть симптомы «болезни» шамана?

После того, как духи выбрали будущего шамана, он начинает уже «болеть сумасшествием», или «психической болезнью» Современная медицина считает их шизофрениками, и пытается вылечить сильными лекарствами, уколами, загоняя «болезнь» глубже. Все, человек уже испорчен. А ведь среди пациентов психбольниц могут встретиться настоящие шаманы. Например, на нашем Котенко. Правда, не все душевные болезни ведут к шаманизму

- А сегодня для «заболевших» какая есть альтернатива психбольницам?

- «Больные» могут на несколько дней уйти в тайгу, где они и в сорокаградусный мороз, будучи легко одетыми, не погибнут. Сейчас медицина «расчленила» человека по частям. Появились врачи уха, горла, носа… А восточная медицина, в том числе шаманы, человека рассматривают и лечат в цельном виде, входя в его бессознательное.


Не подходите к могиле шамана

Шаманы делятся на белых и черных…

Белые - те, которые имеют духов-помощников сверху, а черные - с нижнего мира, они сильнее. Белые же относятся к жречеству. Вообще, разделение на белых и черных условное. Просто люди неправильно толкуют. Это европейский подход, который рассматривает шаманизм как отсталое явление, но на самом деле оно, возможно, даже будущее человечества.

- Озвучивать имя шамана нельзя?

Можно. Кстати, у каждого шамана есть духовное и мирское имя.

- Трогать их захоронения - накликать беду, проклятие?

Триста лет находится дух-зверь у могилы шамана, и если кто-нибудь приблизится к захоронению, дух может перейти на человека, и тогда он может стать шаманом. Особенно если он подходит по своему психическому состоянию, по физическому телу, по духовному сознанию.

Если человек не проявил уважения к могиле, тут же с ним может произойти негативное. Это опасно. Вообще, с шаманами шутить нельзя.


Человека клонировали пришельцы

- По-вашему, кто из якутских писателей правдиво изобразил шаманов?

Иван Гоголев-Кындыл. Этнограф Гаврил Ксенофонтов. Дореволюционные исследователи, например, Вацлав Серошевский, хотя они рассматривали с европейской точки зрения, но они в это не виноваты.

- Многим очень интересна тема шаманизма. Чем это объясняется?

Потому что это природный феномен. Все очень долго изучали данный вопрос, но до сих ответа нет и будет не скоро. Мой наставник, шаман Саввей, за три года перед смертью рассказывал мне, что человек произошел не от обезьяны, а его клонировали пришельцы из Космоса. Хотите верьте, хотите - нет.

Весной 1995 года со мной провели шамано-виртуальную операцию: рано утром в палатке у оленеводов в местности Хатыннаах, что у реки Тимптон, 107-летняя Матрена Петровна Кульбертинова заменила мое больное сердце на сердце молодого оленя. Она камлала, направляя бубен мне в область сердца, спины. Сам я тоже принимал участие в замене больных органов пяти людей, но это врачебная тайна.

Наконец-то космологи выяснили, что наша современная наука знает только 4,6 процента атомов мира, то есть всего пять процентов истины. Остальные 95 неизвестны. Парадоксально, но факт. Это будет актуально всегда. Поэтому верно утверждение: «Чем больше я читаю, тем больше я узнаю, что ничего не знаю».

Введение 4

1. О шаманах и шаманизме 5

1.1 Шаманский дар 6

1.2 Обретение шаманских способностей 7

1.3 Основные цели шаманизма. 8

1.4 Ритуальные атрибуты 8

1.5 Методы деятельности шамана. 10

2.1 Отбор шаманов в Западной и Центральной Сибири 12

2.2 Отбор у тунгусов 14

2.3 Отбор у бурятов и алтайцев 15

2.4 Обучение шаманству 17

2.5 Обряд посвящения шамана у нанайцев 18

2.6 Внешние черты обряда у нанайцев. 18

Заключение 23

Список использованной литературы 24

Введение

Шаманизм - это прежде всего сибирское и центральноазиатское религиозное явление. Это слово пришло к нам через русский язык от тунгусского шаман. Шаманизм как таковой был обнаружен и описан первыми путешественниками по различным регионам Центральной и Северной Азии. Позже подобные магико-религиозные явления были зафиксированы в Северной Америке, Индонезии, Океании и т. д. Однако сразу же необходимо отметить, что наличие какого-либо шаманисткого феномена в том или ином регионе вовсе не означает, что магико-религиозная жизнь данного народа сосредоточена именно вокруг шаманизма. То есть, это не исключено (пример - некоторые районы Индонезии), но это не самый распространенный случай. Обычно шаманизм сосуществует с другими формами магии и религии.

Шаманы - это личности, выделяющиеся на фоне своих обществ определенными чертами, которые в культурах современной Европы считаются признаками "призвания" или, по крайней мере "религиозного кризиса". От остальных членов сообщества их отличает интенсивность их личного религиозного переживания. Другими словами, более корректным было бы отнести шаманизм к мистическим, а не к "религиозным" феноменам. Шаманизм всегда остается техникой достижения экстаза как прерогатива определенной элиты, составляя в некотором смысле мистическое ядро данной религии. Народы, считающиеся "шаманскими", приписывают существенное значение экстатическим экспериментам своих шаманов; этот опыт касается непосредственно каждого, так как именно шаманы с помощью своих трансов исцеляют соплеменников, провожают их покойников в Царство Теней и служат посредниками между ними и их богами - небесными или адскими, большими или малыми. Эта избранная мистическая элита не только управляет религиозной жизнью общества, но и определенным образом заботится о его "душе". Шаман является великим специалистом по человеческой душе; только он "видит" ее, поскольку знает ее "форму" и предназначение.

О шаманах и шаманизме

Находки украшений-амулетов, фигурок птиц и людей, а также изображения животных, и особенно древние погребения свидетельствуют о том, что у первобытных обитателей Сибири достаточно развитые представления об окружающем мире. При этом мир они воспринимали немного иначе чем мы. Их представления о мире носили ярко выраженный мистическо-религиозный и мифологический характер.

Мир сибирских народов с глубокой древности и до начала XX столетия был населен множеством богов и духов. По верованиям древних духи жили повсюду: в небе и в воздухе, в камне и в дереве, в воде и в земле. Им подчинялись природные стихии, животный и растительный мир и, конечно, человек. Духи могли быть добрыми и злыми, могучими или слабыми, они помогали и вредили, защищали и нападали, также как люди, они радовались, огорчались, любили, ненавидели, дарили, отбирали, благодарили и вымогали. В повседневной жизни люди с глубокой древности постоянно общались с миром духов, приносили жертвы и просили о помощи. Духи добрые и злые постоянно находились рядом с человеком, образуя свой загадочный и непостижимый мир. Их представляли в разных обличиях: в виде зверей, птиц, грозных воинов, красивых девушек, сморщенных старух, уродливых чудовищ и прочих неведомых существ. Люди изготавливали их фигурки, заменяющие самих духов. Кормили, наряжали, дарили фигуркам вещи, говорили с ними. Может быть остатки фигурок таких духов и богов нашли археологи в Мальте и Бурети. Люди верили, что жизнь каждого человека и любого коллектива зависела от воли богов и духов, и от того, какие отношения складывались у людей с этим незримым миром.

Мир духов действительно был незримым, ибо простому человеку не дано было его видеть или слышать. Только немногие, избранные самими духами, могли проникнуть в этот мир, чтобы встретиться с потусторонними существами, говорить с ними, просить о помощи и даже вступать с ними в опаснуюю битву, защищая сородичей. Таких людей в Сибири называли шаманами. Большинство ученых считает что первые шаманы появились в эпоху верхнего палеолита. Не исключено, что это именно они изготавливали амулеты-украшения, отпугивающие от сородичей злых духов.

Традиционно шаманы играли важную роль в жизни своих соплеменников. Связанные с широким кругом людей, они являлись защитниками и посредниками между миром людей и миром духов.

Шаман - посредник, избранный духами. Важную роль в становлении личности шамана играли обряды посвящения, увеличения сакральной силы и обретения им статуса Большого шамана.

Слово "шаман" связано с глаголом "са" - "знать". Каждый народ имеет свои собственные названия для шаманов, которые могут различаться даже у одного народа в зависимости от функций и категорий шамана. Например, шаманы у якутов назывались "ойун", а шаманки - "удаган"; у ненцев - "тадебей"; у бурят - "боо"; у кетов - "сенин"; у юкагиров - "алма"; у эвенков - "саман", "шаман"; у алтайцев - "кам". Известно, что от последнего тюркского слова "кам" произошло и слово "камлание", обозначающее обрядовое действие шамана в состоянии экстаза, которое осмыслялось как полет по мирам Вселенной.

Шаманский дар.

По рассказам шаманов они получили этот дар либо от предков шаманов, либо непосредственно от духов. Шаманский дар это не только награда избранному, это скорее тяжкое бремя, так как от него нельзя отказаться, иначе духи замучают.

Становится шаманом человек не по своей воле, а по велению духов, избирающих его для этой цели. Случалось это обычно у сильных шаманов в возрасте 12 лет. Становление будущего шамана длилось от семи до двенадцати лет. Внешне подобный выбор проявляется в виде так называемой «шаманской болезни» - особого душевного состояния, близкого к трансовым и предтрансовым состояниям. Обычно перед тем как стать шаманом человек тяжко болеет, у него бывают галлюцинации, кошмарные сны, боли во всем теле. Так духи принуждают его принять шаманский дар. В таком случае обращаются к опытному шаману, и он рассказывает, что надо делать. Под его руководством совершается первое камлание или посвящение. Шаманы рассказывают, что во время посвящения духи уносят их в небеса, расчленяют тело, варят его в котле, обдирают мясо от костей, и только потом собирают человека вновь, вдыхают в него новую душу и учат как нужно шаманить.

После этого камлания жизнь человека круто меняется. Он становится шаманом. Это значит, что он уже не может свернуть с избранного пути, не подвергая себя смертельной опасности. Все последующую жизнь он связан с духами, они направляют и учат его. В любое время года, независимо от желания, он должен камлать по первому зову людей или духов, чтобы служить тем и другим одновременно, осуществляя непрерывную связь между миром людей и миром духов.

Обретение шаманских способностей.

В Сибири и Северо-Восточной Азии главными методами отбора шаманов являются: 1) наследственная передача шаманской профессии; 2) природное призвание ("призыв" или "выбор"). Встречаются также случаи, когда шаманами становятся по своей воле (как, например, у алтайцев) или по воле рода (тунгусы и др.). Последние, однако, считаются более слабыми, чем те, кто унаследовал эту профессию или последовал "зову" богов и духов9. Однако выбор, совершаемый родом, зависит от экстатического опыта кандидата: если такого опыта нет, то юноша, намеченный заранее на место старого шамана, исключается из перечня кандидатов.

Независимо от метода отбора, кандидат признается шаманом только после наставления двойного порядка: 1) экстатического (сны, трансы и т. д.); 2) традиционного (шаманские техники, имена и функции духов, мифология и генеалогия рода, тайный язык и т. д.). Это двойное наставление, даваемое духами и старыми наставниками-шаманами, равнозначно посвящению. Иногда посвящение является публичным и само по себе составляет автономный ритуал. Однако отсутствие подобного рода ритуала вовсе не означает отсутствия посвящения: оно вполне может осуществляться во сне или в экстатическом переживании неофита.

Будущий шаман, в связи с посвящением должен пройти определенные испытания и получить наставления - иногда чрезвычайно сложные. Только это двойное посвящение - экстатическое и дидактическое - превращает кандидата из возможного невротика в признанного обществом шамана. То же замечание относится и к происхождению шаманских способностей: существенную роль играет не отправная точка в обретении этих способностей (наследство, дар духов, добровольный поиск), а техника и лежащая в ее основе теория, передаваемые при посвящении.

Основные цели шаманизма.

В отличие от множества других шаманских культур, где колдун, в основном, занимается «глобальными» вещами – корректирует погоду, урожай, защищает скот и т.п., сибирский шаман ориентирован, прежде всего, на целительство. Врачевательские обычаи сибирского шаманизма не имеют аналогов в других магических традициях. Здесь не используются никакие виды лекарственных растений или зелий. Весь целительский обряд построен на заклинании духов через камлание.

Другая область деятельности шамана – защитная магия. Но, опять-таки, направлено это колдовство, в основном, на человека и его потребности, редко – на род или племя в целом.

И, наконец, третья важная ветвь шаманского искусства – вредоносная магия различных типов.

Тайны коренных сибирских народов раскрыть невозможно. По сей день в этих местах происходят драматические и мистические события...

Страшный всадник

Иркутский инженер Андрей Петрович Турчанинов никогда не думал, что с его близкими могут произойти подобные вещи, пока в 1999 году его младший брат Дмитрий не поехал в отпуск отдыхать на высокогорное озеро Селенкен, что на северо-востоке Тувы. Здоровый и полный сил тридцатилетний мужчина через две недели вернулся домой поседевшим лишенным сил стариком, у которого после обследования в больнице обнаружилась остро прогрессирующая злокачественная опухоль.

Незадолго до своей смерти Дмитрий рассказал Андрею Петровичу, что, по его мнению, стало причиной его тяжелого заболевания. Вскоре после прибытия к месту отдыха он поссорился с одним из местных жителей, и тот пообещал жестоко отомстить своему обидчику. А в один из дней, когда Дмитрий загорал на живописном берегу озера, неподалеку от него остановился всадник. От одного вида незваного гостя Дмитрию стало не по себе.

Заросший густой смоляной бородой тувинец, одетый в черный национальный костюм с золотой оторочкой, пристально смотрел недобрым взглядом на Дмитрия, держа в правой руке глубокую глиняную чашу. Вороной конь под ним нетерпеливо выбивал копытами мелкий песок. Вот всадник приблизился к напрягшемуся в тревожном ожидании Турчанинову, начал что-то бормотать себе в усы, затем левой рукой зачерпнул жидкость, находившуюся в чаше, и плеснул ее на Дмитрия. В следующее мгновенье конь развернулся и рысью поскакал прочь.

Уже ночью Дмитрий почувствовал недомогание, которое день ото дня все усиливалось. После возвращения в Иркутск ему оставалось жить десять мучительных дней.

Киллеры-шаманы

Как-то через год после столь неожиданной смерти брата Андрей Турчанинов случайно встретился с иркутянином, который занимался изучением паранормальных способностей представителей традиционных религиозных культов народов Сибири. Тот сообщил ему, что среди шаманов есть определенная очень узкая каста людей, которых современным языком можно назвать киллерами. Эти последователи языческих культов при помощи одних лишь заклинаний, состоящих из определенного набора зачастую малопонятных слов, способны свести даже молодого и здорового человека в могилу.

«Вербальные киллеры» присутствуют не только среди шаманов Сибири и Дальнего Востока, но и среди колдунов-староверов и буддистских знахарей. Среди раскольников, бежавших от гнета царя Петра Алексеевича за Урал, существовала легенда о старовере по кличке Дышляк. Согласно ей, этот фанатичный последователь «истинной» русской веры, поселившийся в начале XVIII века у слияния рек Оби и Тобола, в течение года каждый день совершал наговоры на царственную особу.

В назначенный колдуном-старовером день государь отошел в иной мир. А вскоре за Петром I последовал и сам Дышляк. На месте, где он уединенно жил, вскоре возникла деревенька, просуществовавшая до середины сороковых годов XX века и носившая название Дышляковка.

Похожую историю связывают и с известным российским заводчиком Акинфием Демидовым, имевшим многочисленные заводы и рудные шахты на Урале и в Сибири. По приказу А. Демидова для работы на предприятиях, располагавшихся в Колывани, силой набирали рабочих самых разных возрастов, как из числа русских переселенцев, так и из местного населения - алтайцев, джунгаров, монголов, казахов и других малых народностей.

По преданию, во время обвала на одной из шахт, где тайно от императорского двора чеканились серебряные монеты, погиб мальчик - сын старейшины ойротского селения. Убитый горем шаман произнес заклятие, в результате которого вскоре умерли управляющий шахтой, два его приказчика, а через месяц и сам всесильный горнозаводчик...

Знахарь из Академгородка

Феномен вербального убийства никогда не изучался с научной точки зрения. В царской России было принято считать подобное явление происками дьявола, в советское время подобным смертям находили вполне материалистическое объяснение - отравление ядами, воздействие радиоактивного излучения и т.п.

Лишь однажды в начале семидесятых годов XX века молодой и талантливый сотрудник одного из «закрытых» НИИ Новосибирского академгородка Сергей Камов заинтересовался этим феноменом. И все потому, что способностью убивать словом обладал его дед - потомственный знахарь из небольшого поселка Коченево, что в Новосибирской области. Еще подростком Сергей увидел, как дед умертвил взбесившуюся дворовую собаку, сказав ей одно лишь слово: «Умри». И через секунду огромный волкодав, метавшийся на привязи со вспененной пастью, обмочился и испустил дух.

К началу восьмидесятых годов Камов собрал множество подобных случаев, провел сотни экспериментов, во время которых снимал показания электрических импульсов нервных окончаний, активности головного мозга и центральной нервной системы людей и животных. Кроме этого, ученый ставил опыты над растениями. Из более чем трехсот наговоров и заклинаний, составленных на пятнадцати языках, диалектах и местных наречиях, полторы сотни обладали поистине «убойной» силой. Так, после первого же произнесения некоторых текстов, растения увядали в течение нескольких минут.

У подопытных собак развивались молниеносно прогрессирующие злокачественные заболевания, оканчивавшиеся летальным исходом. Ряд текстов, обладавших меньшей силой воздействия, влекли за собой тяжелые кратковременные расстройства нервной и иммунной системы, приводили к прогрессии имевшихся хронических заболеваний. После многолетних экспериментов Сергей Камов пришел к выводу, что сила воздействия заклинаний зависит от ключевых слов, закодированных в текстах.

Так, к примеру, в некоторых южносибирских наговорах можно усмотреть тюркоязычное слово «катох», имеющее ярко выраженный бранный смысл. Подобной разрушительной силой обладают и имеющие распространение в русском языке слова и выражения, относящиеся к нецензурным. Это мнение подтверждают и более поздние исследования сибирских ученых, а также статистические данные, согласно которым в семьях, где процветает мат, дети сильно отстают в развитии от своих сверстников, живущих в других социокультурных условиях.

Среди данных подростков к моменту достижения ими совершеннолетия чрезвычайно высок процент страдающих тяжелыми формами психических расстройств и хронических физических заболеваний. Это связано с тем, что бранные слова, даже поданные как шутка, словно крупнокалиберные снаряды пробивают тонкую броню детской ауры, калеча душу и организм ребенка, нанося непоправимый вред даже будущим, еще не рожденным поколениям, утяжеляя их родовую карму.

Изучив механизм формирования губительных текстов, Сергей Камов смог самостоятельно создавать подобные заклинания, используя которые в повседневном общении с определенным человеком, можно нанести ему непоправимый вред. Так, применяя нелепую, на первый взгляд, фразу: «Устал я мри сегодня ты», можно дать установку на то, чтобы собеседник умер именно сегодня. Подобный разрушительный смысл несет фраза: «Земля высохла. Она ждет дождя. Тебя давно не видели».

Большое значение в произнесении текстов имеет интонация голоса. Чувство звукового резонанса весьма развито у народов, практикующих горловое пение - алтайцев, хакасов, тувинцев, ненцев, эвенков. Высокие звуковые обертоны сильно воздействуют на подсознание человека, запуская механизм разрушения организма...

В конце восьмидесятых годов с предложением сотрудничества к Сергею Камову обратились представители одной из советских спецслужб, на что молодой ученый ответил категорическим отказом. За это с него была взята подписка о том, что Камов больше не будет заниматься этой темой.

Сергей Кожушко