Подготовка детей к школе. Доклад для родителей и педагогов

Подготовка детей к школе в соответствии с требованиями ФГОС.

«Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.»

Л.А.Венгер.

Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию».

Какие требования выдвигает ФГОС ДОУ?

Стандарт выдвигает три группы требований:

Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;

Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.

Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.

Что является отличительной особенностью Стандарта? Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, главной целью которого - формирование успешной личности.

Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

Каков должен быть выпускник ДОУ?

Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.

Главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе.

Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе ?

Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку! Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, а были способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка.

Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера.

Подготовка к школе в детском саду очень важна для ребенка. Ведь первое чему учится ребенок в дошкольном учреждении это умению общаться и взаимодействовать со сверстниками. Самые первые и самые главные навыки малыш приобретает в дошкольном возрасте. Также в детском саду дети учатся первым навыкам письма, чтения и счета. От воспитателя в этом вопросе зависит очень многое, и самое главное это развить в ребенке интерес к учебе, именно познавательный интерес.

Таким образом, подготовка к школе в детском саду осуществляется двумя способами: через тематические занятия и проекты и посредством общения со взрослыми и сверстниками.

В связи с введенными впервые в нашей стране Федеральными стандартами образования, начальная школа является естественным продолжением детского сада.

Формы преемственных связей между детских садом и начальной школой различны:

Это педагогические семинары, круглые столы для педагогов детского сада, родителей и учителей школы.

Осуществление практической деятельности педагогов и учителей

Осуществление практической деятельности педагогов и учителей с детьми: первоклассниками и дошкольниками. Организация совместных праздников, выставок, проведение совместных соревнований. Кроме этого, рекомендованы различные мероприятия в детском саду на тему «школы»: выставка рисунков «Я рисую школу», чтение стихов о школе.

Проведение «дней выпускников» в детском саду, когда дошкольное учреждение приглашает своих бывших воспитанников.

Комплектование классов детьми из детского сада, которые входит в тот же самый образовательный комплекс, что и школа. Этот проект имеет широкую реализацию в столице.

Анкетирование родителей на предмет выявления актуальных проблем. По итогам анкетирования возможно проведение дополнительных консультаций с учителем-логопедом, с педагогом-психологом и другими.

Информирование родителей о трудностях адаптации к школе, о возможных решений. Педагоги готовят для мам и пап будущих первоклассников памятки: «Как играть с детьми?», «Как привить ребенку чтение».

Совместные игровые тренинги для родителей и детей. Особенно актуальны тренинги, задействующие мелкую моторику. Специалисты отмечают у большинства современных первоклассников проблемы с речью, с написанием букв.

Всестороннее воспитание включает в себя физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание.

Задача детского сада при подготовке к школе

На занятиях по подготовке к школе воспитатель выполняет следующие задачи:

    Формирование у дошкольников представления о школьных занятиях как о важной деятельности для приобретения необходимых знаний, умений и навыков. В соответствии с этим представлением у детей вырабатывается познавательная активность на занятиях;

    Выработка ответственности, настойчивости, самостоятельности и старательности. Это способствует стремлению ребенка овладевать знаниями, умениями и навыками, прилагая для этого достаточные усилия;

    Овладение навыками коллективной деятельности, позитивного отношения к сверстникам, формирование способности активно воздействовать на своих сверстников как на участников общей деятельности. То есть способности оказания посильной помощи, вынесения справедливых оценок результатов работы сверстников, выработка тактичности в оценке допущенных ошибок;

    Приобретение дошкольниками навыков организованного поведения и учебной деятельности в условиях коллектива. Эти навыки способствуют формированию у дошкольников самостоятельности в выборе вида деятельности, игры или занятий.

Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу:
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город, его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
10.Транспорт наземный, водный, воздушный.
11.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх, низ и т. д.)
15.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
16.Различать гласные и согласные звуки.
17.Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
18.Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
19.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
Подготовка детей к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу. В подготовительной группе этому уделяется особое внимание.

Статья: «ФГОС ДОУ И ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

“Воспитание ребенка в действительности означает воспитание жизни в ребенке. Учитель должен воспитывать не ребенка, а жизнь в ребенке”.
(Ш. Амонашвили.)

Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием
статьи 12 «Закона об образовании» и представляют
собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию».
Какие требования выдвигает ФГОС ДОУ?
Стандарт выдвигает три группы требований:
Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;
Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.
Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.
Что является отличительной особенностью Стандарта? Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, главной целью которого - формирование успешной личности.
Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Каков должен быть выпускник ДОУ?
Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям,
любознательность.
Главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе.

Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе?

Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку! Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, а были способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка.
Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера.
Будут ли учиться дошкольники как в школе?
Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения. Счета и письма войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие
детские виды деятельности. Через игру и экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром. При этом главное не надвинуть на дошкольное образование формы школьной жизни.
Каково участие родителей?
Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады, семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации» Статья 44 «Закон Об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».

Приложение 1

Работа с родителями
Цель: Создание условий для включения родителей будущих
первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи:
Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе.
Информировать родителей о проблемах первоклассников (в период адаптации к школе) их причинах.
Предложить практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к школе.
Наши дети стали взрослее еще на один год. Теперь они
воспитанники подготовительной группы, самые старшие в детском саду.
Совсем скоро в школу! Как сложится обучение ребенка в первом классе, во многом зависит от наших с вами усилий. Как встретится ребенок со школой, во многом будет зависеть от того, какое отношение к школе у него сложится, какие ожидания будут сформированы. Формирование стремления стать учениками - это обогащение общего развития дошкольника, создание положительной психологической установки на новый этап жизни. Серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться на стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому научиться, воспитании в детях самостоятельности, интереса к школе, доброжелательного отношения к окружающим, уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами.
Чем же характеризуется самостоятельный ребенок? Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества.
Самостоятельный ребенок - это, прежде всего, ребенок, который в результате опыта успешной деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Вся ситуация школьного обучения (новые требования к поведению и деятельности ученика, новые права, обязанности, отношения) основывается на том, что за годы дошкольного детства у ребенка сформировались основы самостоятельности, элементы саморегуляции, организованности. Умение относительно самостоятельно решать доступные задачи составляет предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе.
Опыт показывает, что первоклассник, у которого не развито это качество, испытывает в школе серьезные нервно-психические перегрузки. Новая обстановка, новые требования вызывают у него чувство тревоги и неуверенности в себе. Привычка к постоянной опеке взрослого, исполнительская модель поведения, сложившаяся у такого ребенка в дошкольном детстве, мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его беспомощным при выполнении заданий. Непродуманная тактика воспитания, стремление взрослого, даже из самых лучших побуждений.
Постоянно опекать и помогать ребенку в элементарных делах заранее создают серьезные трудности для его обучения. Адаптация к школе таких детей значительно затягивается. Сейчас мы остановимся на критериях готовности детей к школе, т. е. рассмотрим, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.
Пока мы будем раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.
Критерии готовности:
1. физическая
2. интеллектуальная
3. социальная
4. мотивационная.
Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. При выборе школы и школьной нагрузки необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения врачей, заболевания ребенка.
Интеллектуальная готовность - включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
Социальная готовность - это настрой ребенка на работу и
сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребёнок, может быть, внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
Мотивационная готовность - предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школы ориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс обучения осуществляют, используя игровые формы.
Я предлагаю вам вот такой диалог…
Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.

Я буду лучшей первоклассницей, - говорит Люся, - потому что мне мама уже школьную сумку купила.

Нет, я буду лучшей первоклассницей, - сказала Катя. - Мне мама форменное платье с белым фартучком сшила.

Нет, я… , Нет, я, - спорит с подругами Леночка. - У меня не только школьная сумка и пенал, не только форменное платье с белым фартуком есть, мне еще две белые ленточки в косички подарили.... В этом диалоге показана не осознанность, не готовность девочек к школе.
Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:
- к новому педагогу;
- к новому коллективу;
- к новым требованиям;
- к повседневным обязанностям.
И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее он сумеет адаптироваться. Но для некоторых детей школьные требования, оказываются, слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание.
Большинство истоков возможных школьных сложностей и
неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Причины:
Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста:
- не так часто обращают внимание на развитие малыша («да успеет еще научиться, для этого школа есть!»),
- не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками («со временем пройдет…»),
- на наличие или отсутствие желания учиться («втянется,
повзрослеет, глядишь, и всё пройдет»),
- не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза.
В результате чего у детей, оказываются, не сформированы важные компоненты школьной готовности.
Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу:
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город, его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
10.Транспорт наземный, водный, воздушный.
11.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх, низ и т. д.)
15.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
16.Различать гласные и согласные звуки.
17.Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
18.Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
19.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
Подготовка детей к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу. В подготовительной группе этому уделяется особое внимание.
Подготовка к письму предполагает развитие у детей:
Мелкой моторики пальцев рук (с этой целью необходимо учить детей выполнению разнообразных практических дел, созданию поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность).
Пространственной ориентации, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед - назад и т. д.).
Изобразительных и графических умений в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений.
Положительное влияние на подготовку руки к письму оказывает раскрашивание. С этой целью можно использовать готовые альбомы - раскраски. При выполнении таких заданий дома необходимо обращать внимание ребенка на то, чтоб изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.
Помогает развитию графических умений выполнение различных заданий, связанных со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Мама или папа показывают, как рисовать штрихи, контролируют параллельность линий, их направление, расстояние между ними. Для упражнений в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов.
20. Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 20. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2, 3, 4, 5. Читать простейшие математические записи.
21. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать.
22. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
Советы родителям:
Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца
Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.
Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
Будьте внимательны к жалобам ребенка.
Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
Приучайте ребёнка к самостоятельности.
Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.

Подготовка детей к школе в детском саду

Роль родителей в подготовке детей к школе огромна: взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако, не все родители в условиях оторванности от дошкольного учреждения могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребёнка к школьному обучению, усвоению школьной программы. Как правило, дети, не посещавшие детский сад, показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили в детский сад, т. к. родители “домашних” детей не всегда имеют возможность посоветоваться со специалистом и строят учебно-воспитательный процесс по своему усмотрению, в отношении от родителей, чьи дети посещают дошкольные учреждения, готовятся к школе на занятиях в детском саду.
Среди функций, которые выполняет детский сад в системе народного образования, помимо всестороннего развития ребёнка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов.
Работа воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включает в себя:


1. Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя);
2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;
3. Воспитание у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оцениватьрезультаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки);
4. Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребёнка со взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.
В процессе общения со взрослыми и сверстниками ребёнок получает разнообразные сведения, среди которых выделяют две группы знаний и умений. Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть в повседневном общении. Вторая категория включает знания и умения, подлежащие усвоению детьми на занятиях. На занятиях воспитатель учитывает как дети усваивают программный материал, выполняют задания; проверяет быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать правильное поведение.
Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников.
Познавательные задачи соединяются с задачами формирования нравственно-волевых качеств и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи: познавательный интерес побуждает ребёнка к активности, способствует развитию любознательности, а умение проявлять настойчивость, прилежание, оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал.
Ещё важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении.
Большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них “качеств общественности”, умения жить и трудится в коллективе. Поэтому одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. Общение детей — необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь детский сад.

Н.В.Наумкина,

воспитатель МДОУ «Детский сад

комбинированного вида «Ёлочка»

Г. Балашова Саратовской области»

«ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В ДЕТСКОМ САДУ»

Среди функций, которые выполняет детский сад в системе образования, большое место занимает формирование готовности ребёнка к школе.

Работа воспитателя на занятиях по данному направлению включает в себя:

1. Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя);

2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

3. Воспитание у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы товарищей, тактично отмечать недостатки);

4. Формирование у детей навыков организованного поведения, развивающей деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Воспитание детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений:

Широкое общение ребёнка со взрослыми и сверстниками,

Организованная непосредственно образовательная деятельность.

В процессе общения со взрослыми и сверстниками ребёнок получает разнообразные сведения, необходимые в повседневной жизни. На занятиях воспитатель учитывает, как дети усваивают программный материал, выполняют задания; проверяет быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать правильное поведение.

К седьмому году жизни у дошкольников значительно повышается требовательность к четкому выполнению детьми режима дня. Если они длительное время посещают детский сад, то у них уже выработалась привычка к занятию одними и теми же видами деятельности в определенное время. Дети хорошо знают их содержание и особенности, подготовлены к их выполнению.

Главная задача воспитателя - усилить контроль и помощь детям в качественном и своевременном выполнении заданий, требовать обязательного достижения каждым ребенком поставленных перед ним целей.

Очень важно, чтобы дошкольники умели распределять свою деятельность во времени, не раскачиваясь приниматься за работу, выполнять ее в нужном темпе и вовремя завершать. Детей, не приученных в предыдущих возрастных группах к нужному для той или иной деятельности темпу, воспитатель вынужден торопить, а поспешное завершение работы снижает ее качество.

В подготовительной группе детского сада продолжается работа по формированию самостоятельности у детей, которая является важной основой успешного обучения ребенка в школе. Самостоятельность характеризуется наличием необходимых знаний, умений и навыков. К этому периоду жизни у дошкольников накапливается определенный опыт проявления самостоятельности в отдельных видах деятельности. Например, в самообслуживании, труде в природе, дети уже могут выступить в роли помощника воспитателя на прогулке, провести подвижную игру.

Нельзя забывать и о физической готовности ребёнка к школе. Выполнение программы физического воспитания детей предусматривает формирование устойчивых привычек к различным видам закаливания, потребности в выполнении утренней гимнастики и физических упражнений, стремления к совершенствованию движений, умения проводить их со своими сверстниками. Недостаточная двигательная активность препятствует успешному решению задач физического воспитания, создает неблагоприятные условия для умственного развития детей, понижает их интеллектуальную активность и работоспособность. Если ребенок в дошкольном возрасте освоит большинство видов физических упражнений, полюбит спортивные игры и развлечения, то это явится предпосылкой к тому, что и в школьные годы он будет ими заниматься в часы досуга. Это послужит и отдыхом от умственной работы, и средством дальнейшего оздоровления организма.

В работе с дошкольниками подготовительной группы нельзя недооценивать и подвижную игру. В ней совершенствуются основные движения, воспитываются такие черты характера, как смелость, находчивость, выдержка. Подвижные игры носят коллективный характер, поэтому они требуют слаженности движений и действий, выполнения определенных правил.

Большое место в физическом воспитании детей отводится прогулке. Правильно организованная прогулка содержит большие возможности для развития самоорганизации в различных видах деятельности, проявления инициативы.

Воспитатель заботится о полноценном, достаточном сне детей, являющимся профилактикой преждевременного нервного переутомления. Сообщает родителям о желательности дневного сна и для первоклассников.

Педагог заботится об умственном воспитании и развитии каждого ребенка, ставит его перед необходимостью, решая умственные задачи, затрачивать определенные усилия. Постепенно, в процессе обучения у детей возникает осознанное отношение к заданиям, умение вслушиваться, вникать в объяснения воспитателя, стремление добиваться хороших результатов не ради похвалы, а для удовлетворения от результатов труда. У дошкольников формируется умение работать сосредоточенно, в определенном темпе, повышается работоспособность.

В подготовительной группе усложняется программа нравственного и трудового воспитания детей, формирования их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; усиливается работа по воспитанию гражданских чувств. Формируя нравственный опыт ребенка, воспитатель в большей степени опирается на понимание им норм и правил поведения, упражняет его в нравственно полезных поступках, учит самостоятельно решать этические задачи в конкретных повседневных ситуациях (помочь сверстнику, остановить обидчика, предотвратить конфликт и т. д.). Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, он создает необходимые условия для формирования системы взаимоотношений с окружающими их людьми.

Правильно поставленное трудовое воспитание в подготовительной к школе группе во многом способствует успеху обучения в начальных классах.

Однако нельзя забывать, что основной деятельностью детей подготовительной группы остается игра. Тематика игр расширяется, усложняется структура игровой деятельности, совершенствуется руководство развитием контактов, взаимоотношений в игре.

Заботясь о полноценной подготовке детей к школе, педагог помогает родителям организовать правильный режим жизни ребенка в семье, знакомит их с примерным объемом знаний, который должен иметь дошкольник при поступлении в школу, с тем, как развивать у него память, внимание, способность анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, с требованиями, предъявляемыми к учебной деятельности ребенка в I классе, рассказывает о возможностях умственной нагрузки детей, об отношении к результатам их труда.


Подготовка к школе в детском саду – одна из задач современного дошкольного образования. Не столько важно научить ребенка ориентироваться в буквах или складывать простые числа, как настроить дошкольника на нужный лад. От того, насколько полно и корректно проходит подготовка к школе в детском саду, зависит отношение ребенка к школе, к учебе, к заданиям, к принятию самостоятельных решений, к первой независимости.

Подготовка к школе в детском саду – процесс многоплановый и длительный. Она не начинается за несколько дней до 1 сентября, а включает в себя занятия, игровые тренинги, беседы с педагогами на протяжении нескольких лет.

Основные обязанности по подготовке возлагаются на воспитателя, который проводит с детьми большую часть времени.

Во-первых, воспитатель объясняет детям, насколько важно стремиться приобретать новые знания, стимулируя тем самым детей к познавательной активности.

Во-вторых, воспитатель посредством сюжетно-ролевых игр учит детей быть ответственными, самостоятельными, настойчивыми. Эти качества помогут детям в будущем добиваться своих целей, отстаивать свою точку зрения, осознавать, как важно приходить в школу с выполненными уроками.

В-третьих, воспитатель способствует созданию в группе дружественной и позитивной обстановки, для того, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в коллективе, чтобы он не боялся оказаться среди своих ровесников.

В-четвертых, воспитатель проводит различные интеллектуальные разминки, беседы, игры на школьную тематику: например, дидактическая игра «Собери портфель в школу», беседа об уроках, переменах, вечер загадок «Скоро в школу», чтение соответствующих стихов.

Таким образом, подготовка к школе в детском саду осуществляется двумя способами: через тематические занятия и проекты и посредством общения со взрослыми и сверстниками.

В связи с введенными впервые в нашей стране Федеральными стандартами образования, начальная школа является естественным продолжением детского сада.

Формы преемственных связей между детских садом и начальной школой различны:

  • Это педагогические семинары, круглые столы для педагогов детского сада, родителей и учителей школы.
  • Осуществление практической деятельности педагогов и учителей с детьми: первоклассниками и дошкольниками. Организация совместных праздников, выставок, проведение совместных соревнований. Кроме этого, рекомендованы различные мероприятия в детском саду на тему «школы»: выставка рисунков «Я рисую школу», чтение стихов о школе.
  • Проведение «дней выпускников» в детском саду, когда дошкольное учреждение приглашает своих бывших воспитанников.
  • Комплектование классов детьми из детского сада, которые входит в тот же самый образовательный комплекс, что и школа. Этот проект имеет широкую реализацию в столице.
  • Анкетирование родителей на предмет выявления актуальных проблем. По итогам анкетирования возможно проведение дополнительных консультаций с учителем-логопедом, с педагогом-психологом и другими.
  • Информирование родителей о трудностях адаптации к школе, о возможных решений. Педагоги готовят для мам и пап будущих первоклассников памятки: «Как играть с детьми?», «Как привить ребенку чтение».
  • Совместные игровые тренинги для родителей и детей. Особенно актуальны тренинги, задействующие мелкую моторику. Специалисты отмечают у большинства современных первоклассников проблемы с речью, с написанием букв.