Основные направления гуманистической психологии. Гуманистический подход: основные черты

Введение.

В истории психологии существует большое количество психологических направлений. Гуманистическая психология посвящена именно личностным проблемам современного человека, чья внутренняя жизнь оказалась забытой в спешке и суете. Человек, которого мы зовем разумным, обладающим поистине огромными возможностями и фантастическим потенциалом, на деле оказывается запуганной зверюшкой, которая всю жизнь гоняется за призраком несбыточного счастья и обретает только разочарования. Именно этот «конкретный человек», умноженный, правда, на несколько миллиардов, и составляет ахиллесову пяту нашей цивилизации. Мы страдаем, по большей части, не от каких-то внешних неприятностей, а, прежде всего, от собственного эмоционального состояния – внутреннего напряжения, тревоги, беспокойства, раздражительности, поскольку наше душевное состояние, да и вся наша жизнь – это то, что мы чувствуем, переживаем. К нам все время относились, как к мясу и тягловой силе, вот мы и сами стали так к себе относиться. А ведь мы люди. У нас душа есть, и она имеет свойство страдать. Традиционные направления психологии не могли предложить достойного видения истории и перспектив человека. Гуманистическая психология помещает «точку обзора» в конкретного человека. «Человек – это золото, которое притаилось у нас под ногами и ждет своего часа, чтобы заблестеть в лучах восходящего солнца». Гуманистическая психология является той системой, которая дает возможность понять, что есть человек, как можно помочь ему реализовать себя, свои потребности и выявить внутренние резервы, которыми он располагает. В этом принцип гуманистической психологии.



Задача гуманистической психологии - раскрыть творческий и духовный потенциал человека, способствовать его самопознанию, саморазвитию, утолению его душевных и духовных потребностей, пониманию им своей уникальности, свободы и ответственности, собственного предназначения.

Мы пускаем все на самотек, раздражаемся и клянем судьбу. Гуманистическая.психология предлагает нам потратить свои силы на то, чтобы самим создавать свою жизнь, взять на себя ответственность, быть самим собой.Гуманистическая психология - психологическая концепция, особое внимание уделяющая изучению сознательного опыта человека, а также целостного характера природы и поведения человека.

2.История появления гуманистической психологии.

В 60-е годы XX в. в американской психологии возникло новое направление, получившее название гуманистической психологии, или «третьей силы». Это направление, в отличие от неофрейдизма или необихевиоризма, не было попыткой ревизии или адаптации к новым условиям какой-либо из существующих школ. Напротив, гуманистическая психология намеревалась выйти за пределы дилеммы бихевиоризм - психоанализ, открыть новый взгляд на природу психики человека.

Психоаналитическое направление, впервые поставившее вопрос о необходимости исследования мотивации и структуры личности, обогатило психологию многими важными открытиями. Но этот подход игнорировал изучение таких важнейших характеристик, как качественное своеобразие личности каждого человека, возможность сознательно и целенаправленно развивать определенные стороны «образа Я» и строить взаимоотношения с окружающими. Вызывала возражения ученых и идея психоанализа о том, что процесс развития личности заканчивается в детстве, тогда как экспериментальные материалы показывали, что становление личности происходит в течение всей жизни.
Не мог быть признан удовлетворительным и подход к исследованию личности, развиваемый в рамках бихевиористского направления. Ученые, развивавшие этот подход, сосредоточиваясь на изучении ролевого поведения, игнорировали вопросы внутренней мотивации, переживаний личности, так же как и исследование тех врожденных качеств, которые накладывают отпечаток на ролевое поведение человека.
Осознание этих недостатков традиционных психологических направлений привело к появлению новой психологической школы, получившей название гуманистической психологии. Это направление, появившееся в США в 40-х годах, строилось на основе философской школы экзистенциализма. Одним из его основателей является Г. Олпорт, который подчеркивал, что американская психология способствовала распространению и развитию того, что внесли в психологию Фрейд, Бине, Сеченов и другие ученые. «Теперь мы можем сослужить такую же службу в отношении Хайдеггера, Ясперса и Бинсвангера», - писал он.
Развитию гуманистической психологии способствовала обстановка, которая сложилась в обществе после Второй мировой войны. Если Первая мировая война продемонстрировала бессознательную жестокость и агрессию человека, ужаснувшие общественное мнение и пошатнувшие устои гуманизма и просвещения, то Вторая мировая война, не опровергнув наличия этих качеств, выявила и другие стороны человеческой психики. Она показала, что многие люди в экстремальных ситуациях проявляют стойкость и сохраняют достоинство в самых трудных условиях.

Эти факты, так же как и данные, полученные психологией личности в 30-50-е годы, показали ограниченность подхода к человеку, объясняющего развитие его мотивации, его личных качеств только стремлением к адаптации. Нужны были новые подходы, интерпретирующие возможности людей преодолеть давление ситуации, «встать над полем», как говорил Левин, их желание творческой реализации своих способностей. Это стремление человека к сохранению и развитию своей духовной уникальности было невозможно объяснить в терминах старой психологии и только естественно-научной детерминации, игнорируя философские постулаты.
Именно поэтому лидеры гуманистической психологии обратились к достижениям философии XX в., прежде всего к экзистенциализму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека. Так появилась новая детерминация - психологическая, объясняющая развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей.

Частично пересматриваются и взаимоотношения личности с обществом, так как социальное окружение может не только обогатить человека, но и стереотипизировать его. Исходя из этого, представители гуманистической психологии, хотя и подчеркивали неприемлемость идеи глубинной психологии о враждебности внешнего мира к личности, старались изучать разнообразные механизмы общения, описывать сложность взаимоотношений личности и общества во всей ее полноте. При этом подчеркивалось значение для науки исследования полноценных и творческих людей, а не только невротиков, стоявших в центре исследовательских интересов психоанализа.

3.ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ.

Таким образом, и логика развития психологии, и идеология общества приводили с необходимостью к появлению нового, третьего пути в психологии, который как раз и стремилась сформулировать гуманистическая психология, развиваемая Г. Олпортом, А. Маслоу и К. Рождерсом.

Г. Олпорт (1897-1967) является одним из основателей гуманистической психологии, рассматриваемой им как альтернатива механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному психоаналитическому подходу. Олпорт возражал и против переноса симптомов, наблюдаемых у больных людей, невротиков, на психику здорового человека. Хотя он и начинал свою карьеру как врач-психотерапевт, но очень быстро отошел от врачебной практики, сосредоточившись на экспериментальных исследованиях здоровых людей. Олпорт также считал необходимым не просто собирать и описывать наблюдаемые факты, как это практиковалось в бихевиоризме, но систематизировать и объяснять их. «Собирание "голых фактов" делает психологию всадником без головы», - писал он, поэтому свою задачу он видел не только в разработке способов исследования личности человека, но и в создании новых объяснительных принципов, концепции личностного развития.
Одним из главных постулатов теории Олпорта, изложенных им в книге «Личность: психологическая интерпретация» (1937), было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся системой. Он исходил из того, что человек прежде всего социальное, а не биологическое существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. Отсюда его резкое неприятие положения психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между личностью и обществом. Утверждая, что «личность - это открытая система», он подчеркивал значение окружающего для ее развития, открытость человека для контактов и влияния внешнего мира. При этом Олпорт считал, что общение личности с обществом является не стремлением к уравновешиванию со средой, а взаимообщением, взаимодействием. Таким образом, он резко возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие - это адаптация, приспособление человека к окружающему миру. Он доказывал, что в основе развития человеческой личности лежит как раз потребность взорвать равновесие, достичь новых вершин, т.е. потребность в постоянном развитии и совершенствовании.
К важнейшим заслугам Олпорта относится и то, что он одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Он утверждал, что каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite - черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и представляют собой врожденные, генотипические, а инструментальные –

оформляют поведение и формируются в процессе жизни человека, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности, придает ей уникальность и неповторимость.
Хотя основные черты врожденные, они могут видоизменяться, развиваться в течение жизни, в процессе общения человека с другими людьми. Общество стимулирует развитие одних черт личности и тормозит развитие других. Так постепенно формируется тот уникальный набор черт, который лежит в основе «Я» человека. Важным для Олпорта является и положение об автономности черт. У ребенка еще нет этой автономности, его

черты неустойчивы и не полностью сформированы. Только у взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по-настоящему автономными и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность потребностей человека, являясь важнейшей характеристикой сформированности его личности, позволяет ему, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность. Так Олпорт решает проблему индентификации-отчуждения - одну из важнейших для гуманистической психологии.
Олпорт разработал не только свою теоретическую концепцию личности, но и свои методы системного исследования психики человека. Он исходил из того, что определенные черты существуют в личности каждого человека, разница только в уровне их развития, степени автономности и месте в структуре. Ориентируясь на это положение, он разработал свои многофакторные опросники, при помощи которых исследуются особенности развития черт личности конкретного человека. Наибольшую известность приобрел опросник Миннесотского университета (MMPI), который используется в настоящее время (с рядом модификаций) не только для исследования структуры личности, но и для анализа совместимости, профессиональной пригодности и т. д. Сам Олпорт постоянно дорабатывал свои анкеты, создавал новые, считая, что данные анкеты должны дополняться результатами наблюдения, чаще всего совместного. Так, в его лаборатории практиковались совместные наблюдения за человеком, а затем обмен мнениями и составление карты черт наблюдаемого клиента. Он также пришел к выводу, что интервью дает больше информации и является более надежным методом, чем анкета, именно потому, что позволяет в ходе исследования менять вопросы, наблюдать за состоянием и реакцией испытуемого. Достаточная четкость критериев, наличие объективных ключей для расшифровки, системность выгодно отличают все разработанные Олпортом методы исследования личности от субъективных проективных методик психоаналитической школы.
Таким образом, Олпорт сформулировал основные положения нового направления - гуманистической школы психологии личности, которая представляет собой в настоящее время одну из наиболее значительных психологических школ.

Несколько позднее присоединился к гуманистической психологии американский психолог Р.Мэй (1909-1994), на психологическую концепцию которого повлияли взгляды А.Адлера и идеи экзистенциальной философии. В своей теории Мэй исходил из положения о том, что одним из важнейших свойств человеческой психики является способность воспринимать себя и как субъекта, и как объект. Эти два полюса сознания задают пространство свободы воли, под которой Мэй подразумевал свободу выбора одного из этих двух состояний и возможность смены одного состояния другим.
Процесс становления личности, по мнению Мэя, связан с развитием самосознания, которое характеризуется интенциональностью и осознанием своей идентичности. Таким образом, в концепции Мэя проступают черты не только психологии Брентано и Гуссерля, но и психоанализа. Это влияние особенно ощутимо в его трактовке бессознательного, которое он связывает с нереализованными способностями и стремлениями человека. Нереализованность приводит к возникновению тревоги, которая, усиливаясь, способствует невротизации.

Поэтому задача психотерапевта состоит в помощи человеку при осознании причин его тревоги, зависимостей, мешающих свободному развитию и самосовершенствованию. Свобода связана с гибкостью, открытостью, готовностью к изменениям, что помогает человеку осознать себя и выстроить адекватный своей индивидуальности образ жизни.

А.Маслоу (1908-1970) по праву считается «духовным отцом» гуманистической психологии. Именно им были разработаны важнейшие теоретические положения этого направления - о самоактуализации, видах потребностей и механизмах развития личности. Своими блестящими лекциями и книгами он также способствовал распространению идей этой школы, хотя по степени популярности в США они уступают бихевиоризму и психоанализу.
Маслоу окончил Висконсинский университет и получил степень доктора психологических наук в 1934 г. На его интерес к психологии и развитие его концепции оказало огромное влияние знакомство с европейскими философами, особенно с учеными, эмигрировавшими в США. О его общении с М. Вертгеймером уже упоминалось. Именно этот ученый, его личность, стиль жизни и творчества навели Маслоу на мысль о «самоактуализировавшейся личности». Вторым человеком, послужившим образцом для этого понятия, стала известный антрополог Р. Бенедикт.
Собственная теория Маслоу, которую ученый разработал к 50-м годам, изложена им в книгах «К психологии бытия» (1968), «Мотивация и

личность» (1970) и др. Она появилась на основе детального знакомства с основными психологическими концепциями, существовавшими в тот период, так же как и сама идея Маслоу о необходимости формирования третьего пути, третьего психологического направления, альтернативного психоанализу и бихевиоризму.
В 1951 г. Маслоу пригласили в Бренденский университет, где он занимал пост председателя психологического отделения до 1968 г., т. е. почти до самой смерти. Последние годы жизни он также был президентом Американской психологической ассоциации.
Говоря о необходимости формирования нового подхода к пониманию психики, Маслоу подчеркивал, что он не антибихевиорист, не антипсихоаналитик, не отвергает старые подходы и старые школы, но выступает против абсолютизации их опыта, против всего, что ограничивает развитие человека, сужает его возможности.
Одним из самых больших недостатков психоанализа, по его мнению, является не столько стремление принизить роль сознания человека, сколько тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде. В то же время одной из главных идей Маслоу была мысль о том, что, в отличие от животных, человек не стремится к равновесию со средой, но, наоборот, хочет взорвать это равновесие, так как оно является смертью для личности. Равновесие, адаптация, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью. Поэтому только стремление к развитию, личностному росту, т. е. к самоактуализации, есть основа развития человека и общества.
Не менее активно Маслоу выступал и против тенденции сведения всей психической жизни к поведению, которая была свойственна бихевиоризму. Он считал, что самое ценное в психике - ее Самость, стремление к саморазвитию - не может быть описано и понято с позиций поведенческой психологии, а потому психология поведения должна быть не исключена, но дополнена психологией сознания, которая бы исследовала «Я-концепцию», Самость личности.
В своих психологических исследованиях Маслоу почти не проводил глобальных, крупномасштабных экспериментов, которые приняты в американской психологии, особенно в бихевиоризме. Для него характерны

небольшие, пилотажные исследования, которые не столько нащупывали новые пути, сколько подтверждали то, к чему он пришел в своих теоретических рассуждениях. Такой подход был свойствен Маслоу с самого начала, именно так он подошел к исследованию самоактуализации, одного из центральных понятий своей концепции гуманистической психологии.
В отличие от психоаналитиков, которые исследовали главным образом отклоняющееся поведение, Маслоу считал, что исследовать человеческую природу необходимо, «изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов». Только изучая лучших людей, писал он, мы можем исследовать границы человеческих возможностей и вместе с тем понять истинную природу человека, недостаточно полно и четко представленную в других, менее одаренных людях.
Выбранная им группа состояла из 18 человек, при этом 9 из них были его современниками, а 9 - историческими личностями, в число которых входили А. Линкольн, А. Эйнштейн, В. Джемс, Б. Спиноза и другие известные ученые и политические деятели. Эти исследования привели его к мысли о том, что существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:

физиологические потребности - в пище, воде, сне и т. п.;

потребность в безопасности - стабильности, порядке;

потребность в любви и принадлежности - в семье, дружбе;

потребность в уважении - самоуважении, признании;

потребность в самоактуализации -развитии способностей.

Одно из самых слабых мест в теории Маслоу заключалось в его положении о том, что данные потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более «высокие» потребности (например, в самоуважении или самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные, например потребность в безопасности или в любви. Не только

критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации или самоуважении доминирует и определяет поведение человека, несмотря на, то что его физиологические потребности остались неудовлетворенными, а иногда даже фрустрировали удовлетворение потребностей более высокого уровня.
Однако, несмотря на расхождение по проблеме иерархии данных потребностей, большинство представителей гуманистической психологии приняли сам термин самоактуализация, введенный Маслоу, так же как и его описание самоактуализирующейся личности.
Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все существующие потребности в два класса - потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации). Таким образом, он выделил два уровня существования человека - бытийный, ориентированный на личностный рост и самоактуализацию, и дефициентный, ориентированный на удовлетворение фрустрированных потребностей. В дальнейшем он выделил группы бытийных и дефициентных потребностей, ценностей познания, обозначив их терминами Б и Д (например, Б-любовь и Д-любовь), а также ввел термин метамотивация для обозначения собственно бытийной мотивации, ведущей к личностному росту.
Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил о том, что таким людям присуще принятие себя и мира, в том числе и других людей. Это, как правило, люди естественные, адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, сконцентрированные на задаче, а не на себе. В то же время этим людям свойственны не только принятие других, открытость и контактность, но и стремление к уединению, к автономии и независимости от окружающей их среды и культуры.
Так в теорию Маслоу входят понятия идентификация и отчуждение, хотя полностью эти механизмы психического развития им так и не были раскрыты. Однако общее направление его рассуждений и экспериментальных исследований позволяет осознать его подход к психическому развитию личности, его понимание связей между личностью и обществом.
Ученый считал, что каждый человек рождается с определенным набором качеств, способностей, которые и составляют сущность его «Я», его Самости и которые человеку необходимо осознать и проявить в своей жизни и деятельности. Поэтому именно осознанные стремления и мотивы, а не

бессознательные инстинкты составляют самую суть человеческой личности, отличают человека от животных. Однако стремление к самоактуализации наталкивается на различные трудности и препятствия, на непонимание окружающих и собственную слабость, неуверенность. Поэтому многие люди

отступают перед трудностями, отказываясь от желания проявить себя, самоактуализироваться. Такой отказ не проходит бесследно для личности, он останавливает ее рост, приводит к неврозам. Исследования Маслоу показали, что невротики - это люди с неразвитой или неосознанной потребностью к самоактуализации.
Таким образом, общество, окружение, с одной стороны, необходимо человеку, так как самоактуализироваться, проявить себя он может только среди других людей, только в обществе. С другой стороны, общество по самой своей сути не может не препятствовать самоактуализации, так как любое общество, считает Маслоу, стремится сделать человека шаблонным представителем среды, оно отчуждает личность от ее сути, ее индивидуальности, делает ее конформной.
В то же время отчуждение, сохраняя Самость, индивидуальность личности, ставит ее в оппозицию к окружающему и также лишает ее возможности самоактуализироваться. Поэтому в своем развитии человеку необходимо сохранить равновесие между этими двумя механизмами, которые, как Сцилла и Харибда, стерегут его в процессе развития, чтобы погубить личность. Оптимальным, считает Маслоу, является идентификация во внешнем плане, в общении человека с окружающим миром и отчуждение во внутреннем плане, в плане его личностного развития, развития его самосознания. Именно такой подход позволяет эффективно общаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой. Эта позиция Маслоу, его мысли о необходимости противостояния, но не враждебности личности и общества, необходимости отчуждения от среды, стремящейся стереотипизировать человека, склонить его к конформизму, сделали Маслоу популярным среди интеллектуалов, так как эта позиция во многом отражала не только концепцию самого Маслоу, но и концепцию взаимосвязи между личностью и обществом, принятую в этой социальной группе.
Признание получил и тезис Маслоу о том, что цель личностного развития - это стремление к росту, самоактуализации, в то время как остановка личностного роста - это смерть для личности, Самости. При этом духовному

росту мешают не только физиологические потребности, боязнь смерти, дурные привычки, но и давление группы, социальная пропаганда, которые уменьшают автономность и независимость человека. Необходимо подчеркнуть, что, в отличие от психоаналитиков, которые рассматривали

психологическую защиту как благо для личности, как способ избежать невроза, Маслоу считал психологическую защиту злом, которое останавливает личностный рост. В какой-то степени причина этого противоречия станет ясной, если вспомнить о том, что для психоанализа развитие - это адаптация к среде, нахождение определенной экологической ниши, в которой личность может уйти от давления среды. С точки зрения Маслоу, психологическая защита помогает адаптации к окружающему и, следовательно, препятствует личностному росту. Таким образом, противоположные взгляды на сам процесс развития личности рождают противоположные взгляды на роль психологической защиты в этом развитии.
Самоактуализация связана с умением понять себя, свою внутреннюю природу, научиться «сонастраиваться» в соответствии с этой природой, строить свое поведение исходя из нее. При этом самоактуализация является не одномоментным актом, но процессом, не имеющим конца, это способ «проживания, работы и отношений с миром, а не единичное достижение», - писал Маслоу. Он выделял в этом процессе наиболее значимые моменты, которые изменяют отношение человека к самому себе и миру, стимулируют личностный рост и стремление к самоактуализации. Это может быть мгновенное переживание, которое Маслоу называл «пик-переживание», или длительное «плато-переживание». В любом случае это моменты наибольшей полноты жизни, реализации именно бытийных, а не дефициентных потребностей, а потому они так важны в развитии самоактуализации, в первую очередь самоактуализации трансцендентного типа, формируемой у людей, для которых наиболее значим именно трансцендентный опыт.
Необходимо отметить, что Маслоу был практически первым психологом, обратившим внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны личности, но и на позитивные стороны личностного развития. Он одним из первых исследовал позитивные достижения личного опыта, раскрыл пути саморазвития и самосовершенствования для любого человека.

Карл Роджерс (1902-1987) окончил Висконсинский университет, отказавшись от карьеры священника, к которой готовился с юности. Он увлекся психологией, и работа в качестве практикующего психолога

В Центре помощи детям дала ему интересный материал, который он обобщил в своей первой книге "Клиническая работа с проблемными детьми" (1939). Книга имела успех, и Роджерса пригласили на должность профессора в университет Огайо. Так началась его академическая деятельность. В 1945

году Чикагский университет предоставил ему возможность открыть консультационный центр, в котором Роджерс разрабатывал основы своей недирективной "терапии, центрированной на клиенте". В 1957 году он переходит в Висконсинский университет, где ведет курсы психиатрии и психологии. Он пишет книгу "Свобода учиться", в которой отстаивает право студентов на самостоятельность в их учебной деятельности. Однако конфликт с администрацией, считавшей, что профессор предоставляет слишком много свободы своим студентам, привел к тому, что Роджерс ушел из государственных университетов и организовал Центр для изучения личности – свободное объединение представителей терапевтических профессий, в котором и работал до конца жизни.

В своей теории личности Роджерс развернул определенную систему понятий, в которых люди мо гут создавать и изменять свои представления о себе, о своих близких. В этой же системе развертывается и терапия, помогающая человеку изменить себя и свои отношения с другими. Как и для других представителей гуманистической психологии, идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Роджерса. Он считает, что тот опыт, который возникает у человека в процессе жизни, и который он называл "феноменальным полем", индивидуален и уникален. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы, входящие в окружающее, осознаются субъектом. Степень тождественности этого по ля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности означает: то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем, более или менее совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности приводит к росту напряженности, тревожности и, в конечном счете, к невротизации личности. К невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединяет в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией.

Говоря о структуре Я, Роджерс особое значение придавал самооценке, в которой выражается сущность человека, его самость.

Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, меняющейся в зависимости от ситуации. Это постоянное изменение, избирательность по отношению к окружающему и творческий подход к нему при отборе фактов для осознания, о котором писал

Роджерс, доказывает связь его теории не только со взглядами Маслоу, но и с концепцией "творческого Я" Адлера, повлиявшей на многие теории личности второй половины XX века. При этом Роджерс не только говорил о влиянии опыта на самооценку, но и подчерки вал необходимость открытости навстречу опыту. В отличие от большинства других концепций личности, настаивающих на ценности будущего (Адлер) или влиянии прошлого (Юнг,

Фрейд), Роджерс подчеркивал значение настоящего. Люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни. Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении и только тогда можно говорить о полной реализации, или, как называл это Роджерс, о полном функционировании личности.

У Роджерса, соответственно, был свой особый подход к психокоррекции. Он исходил из того, что психотерапевт должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Начиная лучше понимать себя, он лучше понимает других. В результате и происходит то "озарение", которое помогает перестроить свою само оценку, "переструктурировать гештальт", как говорит Роджерс. Это повышает конгруэнтность и дает возможность принять себя и окружающих, снижает тревожность и напряжение. Терапия происходит как встреча терапевта с клиентом или – в групповой терапии – как встреча терапевта и не скольких клиентов. Созданные Роджерсом "инкаунтер-группы", или группы встречи, являются од ной из самых распространенных в настоящее время технологий психокоррекции и обучения.

2.Основные принципы гуманистической психологии:
1. Подчеркивание роли сознательного опыта.
2. Убеждение в целостном характере природы человека.
3. Акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида.
4. Изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека.

Лидеры гуманистической психологии обратились к достижениям философии XX в., прежде всего к экзистенциализму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека. Так появилась новая детерминация - психологическая, объясняющая развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей.

3.Основные теории гуманистической психологии:

Гордон Олпорт
Основные и инструментальные черты, набор которых уникален и автономен. Открытость системы человек - общество, опросники.

Абрахам Маслоу
Иерархия потребностей, приоритет бытийных или дефициентных потребностей. Потребность в самоактуализации, механизмы идентификации и отчуждения.

Карл Роджерс
«Я - концепция», в центре которой гибкая и адекватная самооценка. Конгруэнтность, личностно-ориентированная терапия.

Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:
1) человек целостен;
2) ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;
3) главной психологической реальностью являются переживания человека;
4) человеческая жизнь - единый процесс;
5) человек открыт к самореализации;
6) человек не детерминирован только внешними ситуациями.

ЗНАЧЕНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Основной областью практического приложения Гуманистической психологии выступает психотерапевтическая практика, в которой зародились и были развиты многие из идей, образующих сегодня теоретический фундамент Гуманистической психологии. Созданные гуманистами концепции личности имеют и по сей день огромную популярность. А разработанный К.Роджерсом метод психотерапии, ориентированный на клиента, активно используется как в психологическом консультировании, так и в психотерапии. В практической работе гуманистически центрированного психотерапевта и психолога-консультанта клиент находит внимательного и сочувствующего, деликатного собеседника, уделяющего особое внимание эмоциональным составляющим проблем клиента - переживаниям и чувствам. Они не занимаются, подобно психоаналитикам, анализированием свободных ассоциаций или толкованием сновидений. Они не станут, как поведенческие психотерапевты, отучивать от неоптимальных поведенческих сценариев и схем, не дают совет, “как себя вести” в тех или иных ситуациях. Гуманисты пытаются понять человека и его жизненную ситуацию, помогают яснее и определеннее осознавать и выражать озабоченности, трудности и связанные с ними переживания клиента. В настоящее время идеи гуманистической психологии продолжают быть одними из наиболее востребованных в психологической практике и теории, и на их основе создаются новые интересные и значимые концепции.

Частью гуманистической психологии является экзистенциальная психология - направление, исходящее из уникальности личного опыта конкретного человека несводимого к общим схемам. Экзистенциальная психология - это наука, изучающая смысл жизни, но не в аспекте его содержания, чем занимается экзистенциальная философия, а в аспекте его

действия, его значения для человека, его данности в опыте человеческой жизни и обусловленности этим опытом.

Интенсивный теоретический поиск, направленный на выработку нового образа человека, новой концепции человеческой личности, органически сочетается у психологов-гуманистов с оказанием конкретной помощи людям путем консультирования, психотерапии, усовершенствования деятельности в области образования, менеджмента, профилактики антиобщественного поведения и т.д. В дальнейшем в центр становятся вопросы не теоретического характера, а больше практического применения, прежде всего, в рамках психотерапии, а также проблем образования. Именно благодаря такой практической направленности гуманистическая психология приобретает влияние и получает широкое распространение.

Не претендуя на духовное водительство, гуманистическая психология призвана помочь каждому человеку обрести смысл своей собственной жизни. В ситуации приближающейся антропологической катастрофы актуальны не локальные исследовательские программы, а познание сущности и потенциальных, еще не раскрытых возможностей феномена человека: в этом мы видим ответственность психологов за происходящее. В основе гуманистической психологии - представления о человеке как о личности, свободно делающей свой ответственный выбор среди предоставленных ей возможностей. Тем самым человек, реализующий свою сущность, "обречен" на постоянное самосовершенствование (беспрерывное становление) как условие его полноценного бытия в социуме и культуре.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гуманистическая психология стала своеобразным прорывом западной психологии. Основатели гуманистической психологии имели целью исправить перекосы бихевиоризма и психоанализа в трактовке человека и выбрать более верную - жизненную психологию, т.е. более полезную для жизни. Утверждалось в качестве предмета исследования понимание здоровой творческой личности – задача, которую не ставила никакая другая школа. Как третья ветвь психологии, гуманистическая психология обращается, в первую очередь, к тем способностям, которые отсутствовали или не присутствовали систематически как в бихевиористической, так и в классической психоаналитической теории: любовь, творчество, самость, рост, удовлетворение базисных потребностей, самоактуализация, высшие ценности, бытие, становление, спонтанность, смысл, честность, психологическое здоровье и близкие им понятия. Гуманистические психологи расширили предметную сферу психологии, включив в нее отношения личности и понимание контекста ее поступка.

В идеях психологов-гуманистов есть много рациональных «зёрен». Но вовсе необязательно во всём соглашаться с представителями данного направления. Некоторые критики считают, что теории представителей этого направления – обобщение неких частных закономерностей, в которых отсутствует системный подход, внутри которого можно было бы оценивать и изучать человеческую субъективность. Несмотря на это, гуманистическая мысль оказала значительное воздействие на развитие психотерапии и теории личности, повлияла на организацию правления и образования, систему консультирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вахромов Е.Е. Гуманистическая психология в контексте эволюции психологических идей ХХ века// www.hpsy.ru

2. Гейгер.Г. Об Абрахаме Маслоу и его последних работах.// www.hpsy.ru

3. Гобл Ф. Третья сила: Психология Абрахама Маслоу//www.hpsy.ru

4. Маслоу А. Самоактуализация.//www.ihtik.lib.ru

5. Маслоу А. Психология бытия//www.myword.ru

6. Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы// www.hpsy.ru

7. Тихонравов Ю В. Экзистенциальная психология.// www.myword.ru

8. Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009

Гуманистическая психология - направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживания мира, психическое здоровье, «глубинное межличностное общение» и т. д.

Гуманистическая психология сформировалась как психологическое течение в начале 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми влечениями и комплексами. Представители гуманистического направления стремятся построить совершенно новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.

Основные методологические принципы и положения гуманистического направления сводятся к следующему:

> человек целостен и должен изучаться в его целостности;

> каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

> человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность;

> человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

> человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

> человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

> человек есть активное, интенциональное, творческое существо. Основными представителями данного направления являются

А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, R Мэй, Ф. Бэррон и др.

А. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:

1) физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т. д.;

2) потребности в безопасности - потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;

3) потребности в принадлежности и любви - потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;

4) потребности уважения (почитания) - потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;

5) познавательные потребности - потребность знать, уметь, понимать, исследовать;

6) эстетические потребности - потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;

7) потребности самоактуализации - потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мнению А. Маслоу, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину. Также он считал, что потребности вышележащих уровней могут быть удовлетворены только при условии предварительного удовлетворения потребностей нижележащих уровней. Поэтому самоактуализации достигает только небольшое количество людей (около 1%). Эти люди обладают личностными особенностями качественно отличными от свойств личности невротиков и людей не достигающих такой степени зрелости: независимостью, креативностью, философским мировосприятием, демократичностью в отношениях, продуктивностью во всех сферах деятельности и т. п. Позже А. Маслоу отказывается от жесткой иерархичности данной модели, выделяя два класса потребностей: потребности нужды и потребности развития.

В. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности - это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.

Гуманистическая психология - направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром и другие. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм. Манифестом гуманистической психологии стала книга под редакцией Р. Мэя «Экзистенциальная психология» - сборник докладов, представленных на симпозиуме в Цинциннати в сентябре 1959 г. в рамках ежегодного съезда Американской Психологической Ассоциации.

Основные черты

В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии:

Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).

Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).

Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).

Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).

Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика. Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьёзной феноменологической философской базе и использует чрезвычайно широкий набор терапевтических технологий и методов. Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определенных условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч.

Оно ставит в центр своей методологии личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии пен" хологом решений. Это отличает это направление от психоди* | намической теории, делающей акцент на то, как прошлое 1 воздействует на настоящее, и от бихевиористской теории, | использующей воздействие окружения на личность. |

Гуманистическое, или экзистенционально-гуманистичес*| кое, направление в психологии развивалось К. Роджерсом»! Ф. Перлзом, В. Франклом. ;|

Их основная методологическая позиция состоит в том, что|| предназначение человека- жить и действовать, определяж| свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении.

Основные понятия, в которых это направление психоло-1 гии анализирует жизнь человека, это понятие человеческого существования, принятие решения или выбор и соответствующее ему действие, облегчающее тревожность; понятие интенциональности - благоприятной возможности, утверждающей, что человек, действуя в мире, должен ясно осознавать воздействие мира на него.

Задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения.

Революция, которая в практической психологии связана с работами К. Роджерса, состоит в том, что он стал подчеркивать ответственность самого человека за свои действия и решения. В основе этого - вера в наличие у каждого человека изначального стремления к максимальной социальной самоактуализации.

Психолог поддерживает у клиента состояние психического здоровья, давая человеку возможность соприкасаться со своим внутренним миром. Основное понятие, с которым рабо­тают психологи этого направления,- мироощущение конкретного клиента. Работа с миром клиента требует от психолога навыков внимания и выслушивания, качественной эмпа-тии. Психолог должен уметь работать с противоречием реального и идеального образа «Я» клиента, устанавливая с клиентом взаимоотношение. В этом процессе во время интервью психолог должен добиваться конгруэнтности с клиентом. Психолог для этого должен обладать аутентичностью во время интервью, относиться к клиенту заведомо положительно и безоценочно.

В ходе интервью психолог пользуется открытыми и закрытыми вопросами, отражением чувств, пересказом, самораскрытием и другими приемами, позволяющими клиенту проявить свое мироощущение.

Используя в общении с клиентом методы взаимодействия, позволяющие клиенту снять тревожность и напряжение, психолог показывает клиенту, как надо общаться с людьми. Кли­ент, услышанный и понятый психологом, может измениться.

В гуманистическом направлении психологии особое место занимает гештальттерапия (Ф. Перлз), отличающаяся разнообразием воздействующих на клиента приемов и микротехник. Перечислим некоторые из техник гештальттерапии: восприятие «здесь и теперь», директивность; речевые изменения;

метод пустого кресла: беседа с частью своего «Я»; диалог «верхней собаки»- авторитарной, директивной, и «нижней собаки»- пассивной с чувством вины, ищущей прощения; фиксированное ощущение; работа со снами.

Кроме того, благодаря работам В. Франкла, в гуманисти-/ ческой психологии используются техники перемены отношен! ния; парадоксальные намерения; переключение; метод убеж».| дении (призыва). Осуществление этих техник требует от пси*.| холога красноречия, точности словесных формулировок/! ориентации на мироощущение клиента. |

Гуманистическое направление практической психологии^ постоянно ориентируется на индивидуальный рост клиента. Щ

Практический психолог, работающий с клиентом, вносит| в интервью с ним собственное мировоззрение. Если психо-Д лог склонен навязывать свою точку зрения клиенту, то это^ может привести к неспособности слышать клиента, что разч| рушит ситуацию взаимодействия. Психолог, чтобы рабоя| тать эффективно, не должен начинать работу с предвзятым»! идеями о том, как должен быть устроен мир его клиента.! Практическая работа психолога - это работа с конкретной| индивидуальностью человека. В том числе и с собственно»! индивидуальностью - составной частью его профессиональ»| ной позиции. ,.<|

Психологу необходимо постоянно изучать свои личности, | ные и профессиональные возможности, чтобы избежать ри-1 гидности или излишней свободы в развитии личных понятий^!

Психолог и клиент - два разных человека - встречаются ва| время интервью. Независимо от его успешности оба участии»! ка его, в результате взаимодействия, изменяются. . l|

Сторонников гуманистических теорий индивидуальности в первую очередь интересует то, как человек воспринимает, осознает и объясняет реальные события в собственной жизни. Они описывают феноменологию индивидуальности, а не ищут ей объяснение, ибо теории данного типа периодически называют феноменологическими. Описания индивидуальности и событий в ее жизни тут в основном сконцентрированы на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, даются в терминах типа "смысл жизни", "ценности", "жизненные цели" и т.д..

Самом известными представителями этого подхода к индивидуальности являются американские специалисты А. Маслоу и К. Роджерс. Концепция А. Маслоу мы специально рассмотрим дальше, а теперь коротко остановимся лишь на характеристике теории К. Роджерса.

Создавая собственную теорию индивидуальности, Роджерс исходил из того, что любой человек имеет желание и умение к личному самосовершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, его цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. Центральным понятием в теории Роджерса стало понятие "Я", включающий в себя представления, идеи, цели и ценности, ч/з которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы своего роста. Основные вопросы, которые любой человек ставит и обязан решать, следующие: "Кто я?", "Что я могу сделать, чтоб стать тем, кем я хочу быть?"

Образ "Я", складывающийся в итоге личного жизненного опыта, в собственную очередь оказывает влияние на восприятие данным человеком мира, иных людей, на оценки, что дает человек своему поведению. Я-концепция может оказаться положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Индивид с положительной Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с отрицательной или амбивалентной. Я-концепция может неправильно отражать действительность, быть искаженной и вымышленной. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может оказаться вытеснено из его сознания, отвергнуто, впрочем фактически может быть истинным. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты прочувствованное им радости именно зависят от того, насколько ее опыт, ее "настоящее Я" и "идеальное Я" согласуются м/у собою.

Главная необходимость человека, по гуманистических теорий индивидуальности - самоактуализация, желание к самосовершенствованию и самовыражению. Признание главной роли самоактуализации объединяет всех представителей данного теоретического направления в изучении психологии индивидуальности, невзирая на значительные расхождения во взглядах.

По А. Маслоу, в психологических характеристик самоактуализирующиеся индивидуальности относятся:

Активное восприятие действительности и умение неплохо ориентироваться в ней;

Принятие себя и иных людей такими, какие они есть;

Непосредственность в поступках и спонтанность в выражении собственных мыслей и ощущений;

Сосредоточение внимания на том, что случается снаружи, в противовес ориентации лишь на внутренний мир, и сосредоточение сознания на своих чувствах и переживаниях;

Обладание чувством юмора;

Развитые творческие способности;

Неприятие условностей, однако без показного их игнорирования;

Озабоченность благополучием иных людей и необеспечение лишь своего радости;

Умение к глубокому пониманию жизни;

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология - Направление в психологии, в котором в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

Представители

А. Маслоу

К. Роджерс

В. Франкл

Ф. Бэррон

С. Джурард

Предмет изучения

Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни. Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации».

Осуществление самого себя.

Сознание собственного достоинства.

Социальные потребности.

Потребности в надежности.

Этапы деградации личности.

Поиск смысла жизни.

Физиологические основные потребности.

Непригодность исследования животных для понимания человека.

Теоретические положения

человек целостен

Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи

Главной психологической реальностью являются переживания человека

Человеческая жизнь - целостный процесс

Человек открыт к самореализации

Человек не детерминирован только внешними ситуациями

Вклад в психологию

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

Гуманистическая психология - ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название "третьей силы". К данном у напрвлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер. Ф. Бэррон, Р. Мэй, С. Джурард и др. Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:

1. Человек целостен.

2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи.

3. Главной психологической реальностью являются переживания человека.

4. Человеческая жизнь - единый процесс.

5. Человек открыт к самореализации.

6. Человек не детерминирован только внешними ситуациями.

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.

Гуманистическая психология - направление современной психологии, изучающее здоровую творческую личность, раскрывающую свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации (или самореализации).

Возникла в 50-е годы нашего века, а оформилась как научное течение в начале 60-х годов. В 1961 году была создана Ассоциация за гуманистическую психологию и основан «Журнал гуманистической психологии». В 1964 году состоялась первая конференция гуманистической психологии.

Основные представители гуманистической психологии: Шарлотта Бюлер, К. Гольдштейн, (1902-1987), Ролло Мей (род. в 1909) и другие.

Основные филосовские положения гуманистической психологии связаны с экзистенциализмом (или философией существования), т.е. с учениями Мартина Хайдеггерра (1889-1976), Жана Поль Сартра (19051980), Карла Ясперса (1883-1969), Альбера Камю (1913-1960) и других.

С точки зрения М. Хайдеггера необходимо различать сущее и бытие. Сущее - это предмет науки, а бытие - предмет философии. Бытие постигается не с помощью мышления, т.е. опосредованно, а через личное существование, т.е. экзистенцию. Человек, осознав свою экзистенцию, становится свободным, т.е. ответственным за свое существование.

По мнению Ш. Бюлер, гуманизм с психологической точки зрения предполагает изучение человека как целостности, а не как совокупности его качеств и поступков. С этической же точки зрения гуманизм - это установление таких правил жизнедеятельности, которые основаны на потребностях человека, а не на потребностях низших животных, заветах Бога или законах неживой природы. Гуманистическая психология противопоставляет себя психоанализу и бихевиоризму. Объектом ее изучения стали любовь, творчество, «Я», развитие и реализация человеком своих возможностей, высшие ценности бытия, психическое здоровье, опыт и др.

Основные положения гуманистической психологии:
1. Хотя человеческое бытие имеет предел, человек всегда обладает свободой и необходимой для реализации этой свободы независимостью.
2. Самым важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективно переживаемый опыт.
3. Природа человека никогда не может быть определена полностью, т.к. она всегда стремится к беспрерывному развитию.
4. Человек един и целостен. В его психике невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль.
5. Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения.
6. Самореализация - это неотъемлемая часть природы человека.
7. Человек устремлен в будущее, это активное творческое существо.

Из этих положений гуманистической психологии вытекают нравственные жизненные принципы:
ответственность человека за свои поступки. Он не орудие бессознательного, не раб сформировавшихся привычек;
отношение между людьми должны основываться на взаимном признании и уважении опыта переживаний друг друга;
каждый человек должен ощущать себя в настоящем, «здесь и теперь».

Гуманистическая психология Термин, введенный А. Маслоу (1954): "третья сила", движение, возникшее как реакция на детерминистскую технократическую экспансию психоанализа с одной стороны и на бихевиоризм, с другой. В экзистенциальной перспективе гуманистическая психология направлена на помощь человеку в осознании собственной полной ответственности за свои выборы и на реабилитацию духовных ценностей.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Гуманистическая психология

Направление в западной (преимущественно американской) психологии , признающее своим главным предметом как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации , присущую только человеку . Основные положения «Г. п.»: человек должен изучаться в его целостности; каждый человек уникален, поэтому отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, к-рые являются частью его природы; человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации (см. ) благодаря смыслам и ценностям , к-рыми он руководствуется в своем выборе; человек - это активное, интенциональное (см. ), творческое существо. «Г. п.» противопоставила себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму и фрейдизму , делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого, тогда как главное в ней, согласно «Г. п.», устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (Г. Олпорт ), в особенности творческих (А. Маслоу ), к укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я» (К. Роджерс ).


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Гуманистическая психология Этимология.

Происходит от лат. humanus - человечный и греч. psyche - душа + logos - учение.

Категория.

Ряд направлений в современной психологии.

Специфика.

Ориентирована на изучение смысловых структур человека. В качестве самостоятельного течения выделилась в начале 1960-х. гг. в США. В 1962 г. под председательством А.Маслоу была основана Американская ассоциация гуманистической психологии. Благодаря успехам терапии, основанной на ней, приобрело большую популярность и в Европе. К данном у направлению могут быть отнесены А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл, Ш.Бюлер. Ф.Бэррон, Р.Мэй, С.Джурард и др. Получила название "третьей силы" в противовес бихевиоризму и психоанализу, которые не дают понимание того, чем является здоровая и творческая личность, которая ориентирована не на адаптацию, достижение равновесия с ее окружением, а наоборот, на выход из этих границ. Существенное влияние на формирование гуманистической психологии оказали гештальтпсихология и феноменология, в частности, представления М.Мерло-Понти о "битии-для-мира", в соответствии с которыми человек есть не что-то обусловленное, а деятельно меняющие свое окружение. Было постулировано, что цель человеческого существования - самоактуализация. В качестве основных предметов анализа здесь выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, межличностное общение. Гуманистическая психология ставит своей целью возвращение человеку его целостности. В этом направлении активно используются постулат о целостной человека ( и его окружение не два объекта, а единый организм). Так, человеческое переживание, на которое ориентирована по преимуществу гуманистическая психология, целостно и имеет тенденцию к созданию "хорошего гешатальта". Основным исследовательским ориентиром выступает согласованность, непротиворечивость всех психических процессов индивида и его интегрированность в социум. Все психические феномены рассматриваются в связи со спецификой "окружающего поля", к которому относятся общая ситуация, потребности, установки, действия и опыт индивида. Считается, что человек может развиваться, лишь освободившись от внутренних и внешних запретов, когда его базовые потребности удовлетворены и он не вынуждается обстоятельствами к использованию механизмов психологической защиты.

Принципы.

Методологические позиции гуманистической психологии могут быть сформулированы в следующих принципах:

Человек целостен;

Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;

Главной психологической реальностью являются переживания человека;

Человеческая жизнь - единый процесс;

Человек открыт к самореализации;

Человек не детерминирован только внешними ситуациями.

Терапия.

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика. Особое значение придается принципу "здесь и теперь" - прошлого уже нет, будущего еще нет. Для различных форм психотерапии, которые базируются на гуманистической психологии ( В.Франкла, психодрама Я.Морено, гештальттерапия Ф.Перлса, клиентоцентрированная терапия К.Роджерса), характерен акцент не на объяснении поведения, а на осознании и отреагировании эмоций. Роджерс узаконил совершенно новые взаимоотношения между пациентом и терапевтом, которые стали носить субъект - субъектный характер. В гештальттерапии целью является актуализация содержания сознания для уяснения целостного контекста нерешенных жизненных проблем.

Литература.

Qitmann H. Humanistische Psychologie. Gottingen: Hogrefe, 1985


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(англ. humanistic psychology ) - направление в западной, преимущественно амер., психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в т. ч. развитие и самоактуализация личности , ее высшие ценности и смыслы , любовь, , свобода, ответственность, , переживание мира, психическое , глубинное межличностное , трансценденция и т. п.

Г. п. сформировалась как течение в нач. 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму , который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с др. стороны, психоанализу , критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми глубинными влечениями и комплексами . Г. п., объединившая большую группу психологов, уже в 1960-е гг. приобрела большой вес и получила название «третьей силы» в западной психологии.

Г. п. представляет собой конгломерат довольно разных школ и направлений, имеющих общую стратегическую платформу. Представители Г. п. стремятся построить новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.

Основные методологические принципы и положения Г. п. сводятся к след.: а) человек целостен и должен изучаться в его целостности; б) каждый человек уникален, поэтому отдельных случаев (case study ) не менее оправдан, чем статистические обобщения ; в) человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность; г) человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; д) человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; е) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; ж) человек есть активное, интенциональное, творческое существо. Истоки этих идей в философских традициях гуманистов Возрождения, фр. Просвещения, нем. романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.

Общая методологическая платформа Г. п. реализуется в широком спектре различных подходов. Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах А . Маслоу , В . Франкла , Ш . Бюлер и др. Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл подвергли анализу проблему свободы и ответственности. Трансценденция человеком своего бытия рассматривается при этом как специфически человеческая сущностная особенность (Джурард, Франкл, Маслоу). Проблематика межличностных отношений, любви, брака, сексуальных отношений, самораскрытия в общении рассматривается в работах К . Роджерса , С. Джурарда, Р. Мэя и др.

Основной областью практического приложения Г. п. выступает психотерапевтическая практика , в которой зародились и были развиты многие из идей, образующих сегодня теоретический фундамент Г. п. В работах Маслоу, Джурарда, Бэррона, Роджерса разработаны представления о психически здоровой, полноценно функционирующей личности. Недирективная психотерапия Роджерса (см. Человеко-центрированный подход в психотерапии ) и Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем. Др. важная область практического приложения Г. п. - гуманистическая педагогика , которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности. Третья область практического приложения Г. п. - социально-психологический тренинг , одним из зачинателей которого был Роджерс (см. ). Успехи Г. п. в этих прикладных областях во многом определили социальную платформу Г. п., основанную на утопической идее улучшения общества путем усовершенствования индивидов и межличностных отношений (Маслоу). Сегодня Г. п. занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с др. школами и направлениями, в т. ч. с психоанализом и необихевиоризмом. (Д. А. Леонтьев.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Гуманистическая психология

   ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (с. 174) - не столько научная школа, сколько идеологическое движение в рамках общего русла развития психологической науки. По словам С.Джурарда, «гуманистическая психология - это цель, а не доктрина». Иначе говоря, это «ориентация размышлений о человеке и всей научной деятельности, которая изменяет наш образ человека и освобождает психологию от искусственных ограничений, наложенных на нее теми теориями, которые сейчас уже, похоже, устарели» (Ф.Северин).

Эти довольно общие формулировки позволяют представить себе идеологию и пафос гуманистической психологии, направленные против господства в психологии механистического подхода к человеку, который, будучи перенесен из естественных наук, долгое время занимал в ней доминирующее положение. Представители гуманистической психологии поставили задачу построить новую, принципиально отличную от естественно-научной, методологию познания человека. Вместе с тем явно обозначилась неясность перспектив решения этой задачи, обусловленная теоретической разноголосицей внутри самого течения: расхождения между позициями разных авторов-гуманистов нередко оказываются не меньше, чем расхождения, разделяющие гуманистическую психологию и бихевиористский или психоаналитический лагерь. По той же причине нет и единого мнения о принадлежности к гуманистической психологии целого ряда авторов, в какой-то мере (но не всецело) разделяющих ее теоретическую платформу. Это относится к таким крупным ученым, как Г.Мюррей, Г.Оллпорт, Ф.Перлз, Э.Фромм и др.

Гуманистическая психология представляет собой не столько научное направление, сколько общекультурное явление. Она тесно связана с общим историко-культурным контекстом развития западного, прежде всего американского, общества в период после Второй мировой войны. Две мировых войны, произошедшие за сравнительно короткое время, поставили перед наукой о человеке ряд вопросов, к которым она не была готова. Крушение оптимистического взгляда на общественный прогресс, невиданные ранее масштабы жестокости заставили вновь задуматься о природе человека, о движущих им импульсах и о взаимоотношениях личности и социальных структур. Разрушение традиционной системы ценностей и прагматизация жизни в «обществе потребления» сделали типичным конфликт между стремлением человека к любви, искренности и глубоким человеческим отношениям, с одной стороны, и невозможностью установить эти отношения - с другой. Ш.Бюлер и М.Аллен, анализируя американское общество шестидесятых годов, описывали следующие основные аспекты массового сознания американцев.

   Кризис ценностей - преобладание пессимистических настроений. Если в начале столетия преобладал оптимизм, то во второй его половине в широких массах американцев, прежде всего молодежи, происходит переоценка традиционных ценностей, выражающаяся в утрате доверия к государству, правительству и социальным институтам, в отказе от стремления к успеху любой ценой и в выдвижении на первый план сферы межличностных отношений.


Гуманистическое направление в психологии представляет собой одно из основных течений, изучающих здорового, творческого человека. Возникло оно в 50-е годы прошлого столетия, и уже в течение следующих десяти лет данное направление получило свое развитие. В 1964 году впервые состоялась конференция, посвященная вопросам нового психологического направления.

Принцип становления

Один из наиболее важных принципов гуманистической психологии заключается в том, что человек постоянно находится в процессе своего становления. Например, студент выпускного курса университета будет отличаться от хихикающего модного первокурсника. По прошествии еще нескольких лет молодой специалист своего дела тоже будет отличаться от выпускника. Он сможет освоить новые жизненные пути, имеющие отношение к его карьере или, к примеру, семейной жизни.

Те люди, которые сознательно отказываются от своего становления, фактически отказываются от личностного роста. Они отрицают тот факт, что в них заложены возможности полноценного бытия. Согласно гуманистической психологии, большой ошибкой является отказ от возможностей сделать каждый миг своей жизни максимально насыщенным. Для психолога данного направления подобный взгляд является не чем иным, как извращением того, чем потенциально мог бы быть человек. Жизнь - непреложная ценность, и поэтому человек должен наполнять каждый миг существования смыслом.

Субъективность восприятия

Еще одна из основополагающих концепций гуманистического направления психологии заключается в том, что единственная «реальность», которая доступна конкретной личности, субъективна. Подобный взгляд можно также охарактеризовать в качестве феноменологического. Теоретические конструкты вместе с внешним поведением занимают вторичную позицию по отношению к непосредственному опыту личности, а также неповторимому значению этого опыта для нее. Как писал об этом Маслоу: «Ничто не заменит опыт, совершенно ничто».

Концепция целостности

Одна из важнейших идей гуманистической психологии заключается в рассмотрении индивида как уникального целого. Уже Маслоу увидел, что психологи в течение очень длительного времени сосредотачивались на подробном анализе отдельных событий в жизни человека, пренебрегая его целостностью. Они изучали деревья, а не весь лес. Фактически теория, которая была впервые разработана Маслоу и развита его последователями, являлась протестом против подобных воззрений, берущих свое начало от бихевиоризма. Принцип целого, которое всегда больше суммы его частей, точно отражается во многих теоретических трудах исследователей данного направления.

Творческое начало в человеке

Гуманистическая психология признает наличие креативной стороны в каждой личности. Возможно, данное положение является одним из наиболее значительных во всем этом направлении. Творчество является наиболее универсальной характеристикой, которая потенциально наличествует в каждом человеке с самого рождения. Однако нередко люди теряют способность творить в результате воздействия внешней среды - в частности, в процессе получения официального образования.

Внутренняя природа человека

Фрейд достаточно ясно намекал на то, что человек находится во власти управляющих им бессознательных сил. Основатель психоанализа также подчеркивал, что если человек не будет контролировать бессознательные импульсы, это приведет к уничтожению других людей или же самого себя. Сложно судить о том, насколько справедлива подобная точка зрения, однако Фрейд слабо верил в то, что людьми движет светлое начало.

Личность в гуманистической психологии рассматривается с кардинально противоположной психоанализу точки зрения. Приверженцы данного направления утверждают, что человек если не хорош внутренне, то, по крайней мере, его природа нейтральна.

Конечно, это мнение вполне может оспорить тот человек, который темным вечером подвергнется нападению грабителей. Но Маслоу утверждал, что разрушительные силы, действующие в людях, являются прямым результатом фрустрации, невозможности удовлетворить собственные потребности. От природы же в каждом заложены позитивные возможности для достижения самореализации. Такого позитивного взгляда на человека придерживался Маслоу в течение всей своей жизни.

Одним из главных представителей гуманистической психологии, выступающий также и ее основоположником, является Именно им была предложена концепция целостной личности. Теория Маслоу противопоставлялась господствующим тогда учениям бихевиоризма и психоанализа. Маслоу предполагал, что сущность каждого человека является исключительно позитивной и стремится к непрерывному развитию. В таком случае цель психологии состоит в том, чтобы помочь личности найти в себе то, что в ней уже заложено. Данные особенности согласно гуманистической психологии Маслоу существуют в виде врожденных возможностей. Они могут быть актуализированы внешними факторами. Идеи Маслоу и послужили фундаментом для дальнейшего развития гуманистического направления.

Маслоу внес большой вклад в развитие психологической науки. Именно он переключил внимание с работы над неврозами на изучение особенностей психологии здорового человека.

Карл Рэнсом Роджерс

Роджерс является одним из авторов центрального понятия гуманистической психологии - о самоакутализации. Согласно Роджерсу, последнее обозначает врожденную тенденцию к росту и развитию, заложенную в человеке. Все, что требуется для реализации заложенного в человеке потенциала, - это соответствующие условия.

Понятие Роджерса о «Я-концепции»

Фундаментальным элементом структуры личности в гуманистической психологии Роджерса является «Я-концепция», которая формируется при непрестанном взаимодействии человека с окружающим миром. Если между представлением о себе («Я-концепцией»), реальным опытом и идеальным «Я» есть расхождение, личность вводит в действие разнообразные механизмы психологических защит. Проявляются они или в выборочности восприятия, или в искажении опыта. В ряде случаев это приводит к психологической дезадаптации.

Еще одним видным представителем гуманистической психологии является Виктор Эмиль Франкл, психолог и психиатр из Австрии. Именно Франклом была создана концепция логотерапии. Согласно ей, движущей силой развития личности является желание отыскать жизненный смысл. Человек может не задавать этот вопрос прямо, а отвечать на него собственными реальными делами, поступками. Роль смысла для каждой отдельно взятой личности выполняют ценности. Виктор Франкл в своих трудах описывает три категории таких ценностей:

  • Ценность творчества (первоочередное значение имеет труд).
  • Переживания (например, любовь).
  • Жизненного отношения (сознательно избираемая и вырабатываемая индивидом позиция, которой он придерживается в критических жизненных обстоятельствах).

В процессе осуществления смысла человек и приходит к самореализации, осуществлению себя. Совесть представляет собой ту внутреннюю инстанцию, которая помогает личности определить, какой именно из потенциальных смыслов является истинным.

В одном из своих основных трудов под названием «Человек в поисках смысла» Франкл пишет о своем личном опыте выживания в страшных условиях концентрационного лагеря. В этой же книге он излагает свой опыт нахождения ценности жизни, ее смысла даже в такой ужасающей обстановке. Метод Франкла исследователи относят к категории экзистенциальной терапии. Работы его стали источником вдохновения для многих представителей гуманистического направления. Сам Франкл пришел к выводу о том, что главный стрессор для человека - это отсутствие смысла жизни. По мнению психолога, экзистенциальный невроз по своей сути тождествен кризису бессмысленного существования.

Методики в гуманистической психологии: самоотчет клиента

Любые методы в данном направлении предполагают не тот опыт, который личность получила в течение жизни. Именно поэтому терапевты данной психологической школы большое внимание уделяют самоотчетам, предоставляемым испытуемыми. Это позволяет учитывать индивидуальное восприятие клиентом себя. Другие же способы исследования, считающиеся традиционными, должны лишь добавлять субъективные.

Многие авторы подчеркивают, что для полноценного и всестороннего изучения личности необходимо начинать персональные исследования с наблюдения, проективных методик, а уже после этого применять опросники, эксперимент.

Тесты и другие методы

Метод гуманистической психологии, целью которого является интегральная, целостная диагностика личности - опросник «Чувства. Реакции. Убеждения», разработанный Д. Картрайтом. Еще один тест, который анализирует особенности самоактуализации личности, был разработан Э. Шостромом. Базируется опросник самоактуализации Шострома на основе теории Маслоу, Перлза и других. Нередко используется и «Тест эмпатических тенденций», авторство которого принадлежит Э. Мехрабиану.

Количество методик, используемых в гуманистическом направлении, достаточно велико. Еще в 1971 году в Америке С. Петерсоном был разработан так называемый «Каталог путей личностного роста», в котором на тот момент перечислялось порядка 40 методов, применяемых в гуманистической психологии. Кратко перечислим некоторые из них:

  • арт-терапия (рисование, музыка, танец);
  • визуализация;
  • восточные техники (медитация, йога);
  • гештальт-терапия;
  • психодрама;
  • трансактный анализ;
  • экзистенциальная психотерапия.

Недирективный метод психологического консультирования

Данный метод является одним из основных в гуманистической психологии. Впервые он был предложен К. Роджерсом, который назвал его клиент-центрированной терапией.

В чем же заключается применение данного метода? Как уже упоминалось, гуманистическое направление постулирует изначальную доброту каждого человека. Но позитивные качества становятся видны только при определенных условиях, когда индивид находится в атмосфере принятия, внимания. Именно это и делает психотерапевт на консультации.

Сеанс, таким образом, происходит в форме диалога. Терапевт понимает своего клиента, не осуждает его, не подвергает лишней критике. Это и становится одним из основных условий, обеспечивающих реабилитацию человека. Клиент осознает, что у него есть шанс свободно и открыто поговорить о накопившихся трудностях, выразить себя. Это позволяет более ясно понять события окружающего мира, повысить самооценку, найти путь из личностного кризиса.

Рассмотрим несколько занимательных фактов о гуманистическом направлении.

  • Идеи, предложенные Маслоу, были раскритикованы основоположником психоанализа З. Фрейдом.
  • Франкл изобрел понятие «воскресного невроза», которое характеризует подавленное психоэмоциональное состояние, которое человек может испытывать по завершении трудовой недели.
  • Карл Роджерс, один из основоположников гуманистического направления, в юности планировал стать фермером.
  • К гуманистическому направлению также относится и школа позитивной психологии.
  • В качестве своей философской базы гуманистическая психология опирается на экзистенциализм.
  • Данное направление в психологии выступает против построения психологического знания по принципу естественных наук.

Заключение

Природу человека невозможно определить исчерпывающим образом, ведь одной из ее основных черт является не только то, что именно делает личность, но и то, каким образом она это делает. Человек является не только тем, кто он есть в определенный момент времени. В нем также заложены возможности и шансы на преобразование, надежды, мечты. Люди должны признавать и за собой, и за другими самостоятельно творить собственную жизнь. Любой опыт, даже негативный, при этом является полезным, достойным уважения и признания. Ведь он предохраняет нас от совершения ошибок в будущем.