Дубровский действующие лица. Характер Владимира Дубровского: описание героя и анализ повести

Кирила Петрович Троекуров

Старинный русский барин, богатство + знатный род =>большой вес в губерниях. Соседи угождали любому его капризу, чиновники трепетали при его имени, КП принимал это как должное. Его дом всегда был полон гостями. В домашнем быту КП выказывал все пороки человека необразованного. Необыкновенная физическая сила, но периодическое обжорство и вечера навеселе. С крестьянами строг и своенравен, они тщеславились его богатством и славою => терпели. Всегдашнее занятие – разъезды около владений, пиры и проказы. Дочь Марья Кириловна. Ездил в коляске шестернею.

После обретения новых земель, его гложит совесть: «от природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала», «победа не радовала его сердце». Он решил помириться со старым другом, уничтожить и следы ссоры, возвратить АГ его достояние.

После ситуации с медведем и Дефоржем: «с той минуты он Дефоржа полюбил и не думал уж его пробовать».

Его имение – Покровское.

Широкое озеро, речка, извивающаяся между холмами, густая зелень рощи, бельведер (легкая постройка – вышка, надстройка над зданием) огромного каменного дома, пятиглавая церковь и старинная колокольня, деревенские избы с огородами и колодезями..

Андрей Гаврилович Дубровский

Владел 70ю душами. Нетерпеливый и решительный характер. Вышел в отставку из-за проблем со здоровьем, поселился в своей деревне. Остался беден и независим. Сын Владимир Андреевич. Все удивлялись смелости АГ. Держал 2х гончих и одну свору борзых. Опытный и тонкий ценитель псовых достоинств, безошибочный решитель всевозможных охотничьих споров. После суда лежит в постели, здоровье его всё хуже и хуже. При встрече с Владимиром насилу передвигал ноги, вышел с колпаком и в халате.

Видит Троекурова вдалеке, бьет паралич.

Сходства героев : женились по любви, скоро овдовели, воспитывали по ребенку.

Причина ссоры героев . Охота у Троекурова КП. Ситуация с псарем.

При виде гончих Дубровский говори: «псарня чудная, вряд ли людям вашим житье такое ж, как вашим собакам». Псарей обиделся и ответил: «Мы на свое житье…не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было бы б и сытнее и теплее». Дубровский отказывается приехать к Троекурову, тот обижается, АГ присылает письмо – не намерен больше приезжать к Вам, пока «не вышлите мне псаря Парамошку с повинною».

Его имение – сельцо (!) Кистёновка.

Березовая роща и серенький домик с красной кровлею. Двор, некогда украшенный тремя цветниками, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь. Ветхое крыльцо дома.

Развитие ссоры.

Проезжая по своему владению, АГ слышит удары топора в березовой роще, треск повалившегося дерева. Люди Троекурова осмелились шалить в пределах его владений. АГ решает проучить пленников прутьями, лошадей отдать в работу. Троекуров, узнав обо всем, решает разорить Кистёновку (имение Дубровского) дотла и осадить самого помещика в усадьбе.

Имение Дубровского когда-то принадлежало Троекуровым, но было куплено неким Спицыным и продано потом отцу Дубровского.

АГГ получает через 2 недели из города приглашение доставить немедленно объяснение насчет его владения сельцом (!) Кистёновкою.

Суд утвердил имение в 186 душ за Троекуровым.

Шабашкин .

Благоговеет перед Троекуровым, отвешивает ему поклоны, ожидает его приказаний. «в том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение». Хлопотал за Троекурова, действовал от его имени, стращал и подкупал (!) судей, толковал вкривь и впрямь всевозможные указы.

Орина (А) Егоровна Бузырева.

Добрая старуха, некогда ходившая за сыном Дубровского. Смотрела за больным АГ, как за ребенком. Решила уведомить младшего Дубровского обо всем. Не желает перейти во владение Троекурова: «у него там и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо-то отдерет».

Владимир Андреевич Дубровский .

23 года, служит в одном из гвардейских пехотных полков, находился в Петербурге. Воспитывался в кадетском корпусе, был выпущен корнетом в гвардию. Был расточительным и честолюбивым, позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботился о будущем, предвидел себе богатую невесту. Отец отправлял ему все, ничего не щадил для своего чада. Лишился матери с малолетства, почти не знал своего отца, так как в возрасте 8 лет был привезен в Петербург. Но тем более он любил семейную жизнь. «мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце, а положение бедного больного, которое угадывал он из письма своей няни, ужасало его». Через 3 дня был на большой дороге.

Выгоняет приехавшего мириться Троекурова.

Во время похорон: он не плакал и не молился, но лицо его было страшно.

Дома он движением и усталостью старался заглушить душевную боль, уходил в чащу деревьев. «сучья поминутно задевали и царапали его; ноги его поминутно вязли в болоте, НО ОН НИЧЕГО НЕ ЗАМЕЧАЛ». Мрачные мысли теснились в его душе. Он чувствовал свое одиночество, будущее являлось покрытым грозными тучами.

Решает сжечь имение: «давайте сюда сена и соломы…подложите под крыльцо…огню!». Красный дым вился над крышей, затрещали стекла, сыпались, пылающие бревна стали падать. Остались груды углей.

Ситуация с кошкой. Во время пожара замечает кошку, бегавшую по кровле сарая. Она не могла спрыгнуть. Ребята это видели и смеялись. Владимир: «Чему смеетесь, беснята?! Божья тварь погибает, а вы сдуру радуетесь». Он поставил лестницу и полез за ней. Спас.

Образ его матери : «живописец представил её облокоченною на перила, в белом утреннем платье с алой розою в волосах». Во время турецкого похода, писала письма АГ в армию. Описывала свою пустынную жизнь, занятия, сетовала на разлуку, призывала мужа домой, в свои объятия. Описывала здоровье Владимира, радовала его ранним способностям и предвидела для него счастливую и блестящую будущность.

Банда разбойников . Не было безопасности ни на дорогах, ни в деревнях. Несколько троек разъезжало по всей губернии; они останавливали путешественников и почту, грабили помещичьи дома и предавали их огню. Начальник шайки славился умом и отважностью, великодушием. НО! они не прикасались к поместью Троекурова.

Приметы Владимира Дубровского: от роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые - таковых не оказалось.

Француз-учитель / Дефорж.

Приятная наружность и простое обращение. Троекуров решает над ним пошутить: отправляет в комнату, где был привязан медведь. Гость должен был найти безопасный угол и там спрятаться, но перед этим медведь его царапал и бил лапами. Француз не смутился, не побежал и ждал нападения. Он вынул из кармана маленький пистолет, вложил его в ухо голодному зверю и выстрелил. «я не намерен терпеть обиду, за которую не могу требовать удовлетворения». Его наружность обличала храбрость и силу. Признается Марии, что он Дубровский!

Вам не надобно меня бояться. Всё кончено. Я ему простил…вы спасли его…вы прошли мимо меня, как небесное видение, и сердце моё смирилось. Я отказался от мщения, как от безумства.

Марья Кириловна/Маша Троекурова .

Не обратила никакого внимания на француза. Была воспитана в аристократических предрассудках. Учитель для нее был род слуги или мастерового – не казался ей мужчиной. Имела прекрасный голос и большие музыкальные способности.

Увидела храбрость Дефоржа, его гордое самолюбие, стала сказывать учителю уважение, которое становилось все внимательнее. Маша влюбилась в него, сама себе еще в том не признаваясь. Она скучала без него. В его присутствии поминутно занималась им, всегда хотела знать его мнение, всегда с ним соглашалась. Она была еще не влюблена, но при первом случайном препятствии или незапном гонении судьбы пламя страсти должно было вспыхнуть в ее сердце.

Невеста Верейского: «голова ее томно клонилась под тяжестью бриллиантов; она слегла вздрагивала, когда неосторожная рука укалывала ее, но молчала, бессмысленно глядела в зеркало». Она чувствовала холодный поцелуй немилого супруга…и все еще не могла поверить, что жизнь ее была навеки окована, что Дубровский не прилетел ее освободить.

«Поздно, я обвенчана. Я жена князя Верейского». «я согласилась, я дала клятву, князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты…но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас».

Антон Пафнутьич Спицын .

Толстый мужчина лет 50ти с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком. Богомолен, любитель покушать. Именно он «показал», что Дубровские владеют Кистёновкой безо всякого на то права. Покойник обещал с ним по-свойски переведаться. Сын сдержит его слово. Разграбили его амбар, скоро и до усадьбы доберутся. «дома живешь свинья свиньей, никого не принимаешь, своих мужиков обдираешь, знай копишь, да и только». Сидел пасмурен и молчалив, ел рассеянно и казался крайне обеспокоенным. Разговоры о разбойниках взволновали его воображение.

Анна Савишна Глобова .

Простая вдова, всеми любимая за добрый и веселый нрав. Ограбили приказчика, который должен был доставить ее сыну 2000 рублей.

Верейский .

Около 50ти лет, казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положили на нем свою неизгладимую печать. Наружность его была приятна, замечательна, привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность с женщинами (особенно). Рассеянный и часто скучающий. Любил английские сады, немного прихрамывал от усталости. «старый волокита» был поражен красотой Марии Кириловны. Был оживлен ее присутствием, был весел и успел несколько раз привлечь ее внимание любопытными своими рассказами. Мария с удовольствием слушала льстивые и веселые приветствия светского человека.

Князь, две звезды и 3000 душ родового имения.

Сватовство. Свадьба.

Владимир и Мария .

Он надевает ей на палец кольцо: «Если решитесь прибегнуть ко мне, принесите кольцо сюда, опустите его в дупло этого дуба».

…………..Никто не знал, куда он (Дубровский) девался…грозные посещения, пожары и грабежи прекратились. Дороги стали свободны. По другим известиям узнали, что Дубровский скрылся за границу.

ДУБРОВСКИЙ

ДУБРОВСКИЙ Владимир Андреевич - главный герой незавершенного романа, «благородный разбойник».

У Дубровского - что в художественной системе Пушкина редкость - есть реальные прототипы. В 1832 г. в Козловском уездном суде слушалось дело «О неправильном владении поручиком Иваном Яковлевым сыном Муратовым имением, принадлежащим гвардии подполковнику Семену Петрову сыну Крюкову <…> сельце Новопанском». Писарская копия этого дела (с заменой Муратова на Дубровского, Крюкова на Троекурова) включена в текст 2-й главы. Видимо, использовано и псковское предание о бунте крестьян помещика Дубровского (1737), и рассказ П. В. Нащокина о судьбе белорусского помещика Островского, оставшегося без земли и подавшегося в грабители; в планах и черновиках герой именуется то Островским, то Зубровским.

Роман (а значит, и его герой) в равной мере ориентирован на российскую действительность - и на литературную традицию. Пушкин ищет точку пересечения социальной роли «разбойника поневоле» и «романической» роли благородного разбойника. (Он прямо отсылает читателя к поэме А. Мицкевича «Конрад Валленрод» и «массовому» роману X. А. Вульпиуса «Ринальдо Ринальдини, предводитель разбойников» (рус. пер. - 1802–1803); рассчитывает на параллель с Карлом Моором Шиллера, но также имеет в виду оппозицию джентльмен/разбойник, восходящую к роману Бульвер-Литгона «Пэлем, или Приключения джентльмена», «разбойничью» тему романов В. Скотта «Роб Рой» и Ш. Нодье «Сбогар»; все это осложнено социальным анализом в духе новейших романов Ж. Санд и О. де Бальзака (см.: H. Н. Петрунина). В этой точке и сфокусирован образ Владимира Дубровского - одновременно и очень условный и очень реальный.

«Предыстория» героя вполне литературна; набор биографических подробностей типичен. С 8 лет Дубровский воспитывается в Петербургском Кадетском корпусе; «отец не щадил ничего для приличного его содержания». «Будучи расточителен и честолюбив», он кутит, играет в карты, влезает в долги и мечтает о богатой невесте. Получив известие о болезни отца, Андрея Гавриловича, а главное - о беззаконном отнятии единственного имения Кистеневки в пользу богатого соседа-самодура Кирилы Петровича Троекурова, Дубровский отправляется домой. Проезжая мимо имения Троекурова, он с нежностью вспоминает о детской дружбе с дочерью «злодея», Марьей Кириловной; дома застает отца при смерти.

Ситуации, в которых отныне предстоит действовать Дубровскому, также романически традиционны.

Сначала, даже не выйдя на порог (что важно; это впоследствии позволит ему остаться неузнанным), Дубровский разрывает отношения с Троекуровым, приехавшим мириться:

«- Скажи Кирилу Петровичу, чтоб он скорее убирался, пока я не велел его выгнать со двора… пошел! <…> Егоровна вышла.

В передней никого не было, все люди сбежались на двор смотреть на Кирила Петровича. Она вышла на крыльцо - и услышала ответ слуги, доносящего от имени молодого барина. Кирила Петрович выслушал его сидя на дрожках. Лицо его стало мрачнее ночи, он с презрением улыбнулся, грозно взглянул на дворню и поехал шагом около двора. <…>».

Затем, после похорон отца, Владимир приказывает поджечь дом, по суду отошедший врагу, и вместе с крестьянами подается в родную кистеневскую рощу, чтобы грабить неправедных помещиков. (Само название имения Дубровского, намекающее на разбойничий кистень, как бы заранее предполагает такой поворот событий.) Отныне он словно перестает быть реальным человеком, мелкопоместным дворянином Дубровским, и превращается в персонажа легенды о Роб Рое. Он полностью обособляется от своего настоящего лица. Поэтому помещицу Анну Савишну Глобову, которая рассказывает гостям Троекурова о Дубровском, явившемся к ней под видом генерала и разоблачившем вора-приказчика, ничуть не смущает, что ее гость был черноволос, как герой Отечественной войны генерал Кульнев, и на вид имел 35 лет, тогда как «настоящий» Дубровский светловолос и юн - ему 23 года. О чем тут же сообщает исправник, зачитывающий приметы Дубровского; повторяется прием «раздвоения» образа, использованный в «Борисе Годунове».

«Все взоры обратились на Анну Савишну Глобову, довольно простую вдову, всеми любимую за добрый и веселый нрав. Все с любопытством приготовились услышать ее рассказ.

<…> Какой-то генерал просит со мною увидеться: милости просим; входит ко мне человек лет тридцати пяти, смуглый, черноволосый, в усах, в бороде, сущий портрет Кульнева <…> „<…>Знайте, что Дубровский сам был гвардейским офицером, он не захочет обидеть товарища“. Я догадывалась, кто был его превосходительство <…>

Все слушали молча рассказ Анны Савишны, особенно барышни. Многие из них втайне ему доброжелательствовали, видя в нем героя романического <…>

И ты, Анна Савишна, полагаешь, что у тебя был сам Дубровский, - спросил Кирила Петрович. - Очень же ты ошиблась. <…> не знаю, почернели ль у него волоса, а <…> был он кудрявый белокуренький мальчик, <…> ему не тридцать пять, а около двадцати трех.

Точно так, ваше превосходительство, - провозгласил исправник, - у меня в кармане и приметы Владимира Дубровского <…>

Исправник вынул из кармана довольно замаранный лист бумаги, развернул его с важностию и стал читать нараспев:

<…> От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось.» («Дубровский»).

Пристав

Кто здесь грамотный?

Григорий (выступает вперед)

Я грамотный.

«Чудова монастыря недостойный чернец Григорий, из роду Отрепьевых, впал в ересь и дерзнул, наученный диаволом, возмущать святую братию всякими соблазнами и беззакониями». <…>

<…> А лет ему вору Гришке от роду (смотрит на Варлаама) за 50. А росту он среднего, лоб имеет плешивый, бороду седую, брюхо толстое…

Варлаам (вырывая бумагу)

<…> «А лет е-му от-ро-ду… 20». - Что, брат? где тут 50? видишь? 20.

Во время чтения Григорий стоит потупя голову, с рукою за пазухой.

Варлаам (продолжает)

«А ростом он мал, грудь широкая, одна рука короче другой, глаза голубые, волоса рыжие, на щеке бородавка, на лбу другая». («Борис Годунов»).

К этому моменту читатель уже должен догадаться, что Дубровский сидит среди гостей, ибо он пробрался в дом Троекурова под видом учителя-француза Дефоржа, вьшисанного для маленького Саши, сводного брата Марьи Кириловны. (Подробнее о «сцене с медведем», в которой «Дефорж», только что прибывший в дом Троекурова, проявляет героическое хладнокровие и «влюбляет» в себя Машу, см. ст. о ней). Естественно, использованы все сюжетные возможности такого положения. В комнате Дефоржа ночует помещик Спицын, чье лжесвидетельство как раз и позволило Троекурову обобрать Дубровских; мнимый учитель не может удержаться от мести и грабит Спицына, из-за чего спустя несколько дней вынужден бежать. Конечно же, перед исчезновением Дефорж-Дубровский объясняется с Марьей Кириловной, и тут читатель узнает подробность, которая полностью переворачивает ситуацию, наполняет узнаваемые «ходы» авантюрного романа новым смыслом. Читатель должен был предполагать, что разбойник Дубровский пробрался в дом Троекурова, чтобы убить виновника всех своих несчастий, и лишь внезапная любовь к Маше остановила его. Но нет; оказывается, он купил документы у «настоящего» Дефоржа (между прочим, за 10 000 ассигнациями) только ради того, чтобы оказаться рядом с Марьей Кириловной; ради нее он давно простил своего погубителя; его мечта о семейственном счастье (которая пробуждается в сердце героя при чтении писем покойной матери к отцу) куда сильнее, чем жажда мести.

Благородный разбойник превращается в несчастного любовника; несчастного при любом исходе событий - брак с лесным атаманом не сулит возлюбленной ничего, кроме тревоги, испытаний и - в каком-то смысле - позора. Его счастье равносильно ее несчастью, и наоборот, а жизни друг без друга они не мыслят. Потому-то, когда Марья Кириловна, сосватанная за утонченно-сластолюбивого немолодого (в ее глазах - «старого») князя Верейского, просит ее похитить («Нет, нет, - повторяла она в отчаянии, - лучше умереть, лучше в монастырь…»), Дубровский - чья мечта исполняется! - закрывает глаза руками и, кажется, задыхается от невидимых слез. Ситуация ужасна, неразрешима. Но в его сердце все равно «нет места ненависти»; по самоощущению он не атаман, не народный мститель, он - дворянин, он - человек. А социальная жизнь, обрекающая его, - бесчеловечна.

В том-то и состоит истинная трагедия Дубровского, в том-то и заключена истинная вина Троекурова, что честный русский дворянин, романически привязанный к отцу, к дому, лелеющий мечту о семье, поставлен в положение, из которого нет выхода. (Кистеневская роща - это уход, но не выход.) Беспросветная нищета равнозначна социальному самоубийству; подчинение троекуровскому самодурству равносильно потере дворянского (оно же человеческое) достоинства; бунт, во-первых, лишает надежды на счастье, во-вторых, не может быть до конца благородным. Первый же приказ Дубровского - поджечь дом, но открыть переднюю, чтобы успели спастись приказные чиновники, - не выполнен; Архип-кузнец втайне от барина запирает их, «окаянных». Не по личной, душевной злобе (он тут же лезет, рискуя собой, спасать из огня кошку), просто в нем просыпается страшный инстинкт бунтовщика, над которым уже не властна воля барина - «начальника шайки». Если бы не Дубровский - не было бы и бунта, пробуждающего этот ужасный инстинкт.

Недаром в финальной сцене, когда Маша уже безнадежно потеряна для Дубровского (разбойники опоздали, она обвенчана с Верейским и будет ему верна), а первая атака правительственных войск отбита, раненый Дубровский распускает своих кистеневцев. И хотя на прощание он говорит им: «…вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло», - тем не менее вскоре после ухода Дубровского грабежи прекращаются, дороги становятся свободными для проезда.

Что же до самого предводителя шайки, то первоначально Пушкин собирался отправить своего героя в Петербург, где Дубровского ждало разоблачение. Без вины виноватый; благородный разбойник, способствующий жестокому бунту; жертва насилия, становящаяся его орудием; дворянин, покинувший общество ради сохранения внутренней свободы и ставший заложником собственной социальной роли… Социальная мысль автора «Дубровского» пессимистична; последняя фраза в рукописи романа читается так: «<…> Дубровский скрылся за границу». Отъезд героя за границу - не только знак его личного поражения, но и знак поражения России. Дубровский, как трагическое следствие, вытеснен за ее пределы; причины полностью сохранены.

Проекция образа Дубровского на другую сословно-культурную почву очевидна в образе разбойника Пугачева в «Капитанской дочке». Н. В. Гоголь (видимо, знакомый с сюжетом неопубликованного романа) при создании «Мертвых душ» полупародийно повторил черты Дубровского в «Повести о капитане Копейкине», безногом офицере-дворянине, герое Отечественной войны (см. сравнение Дубровского с Кульневым в рассказе Глобовой), от безнадежности положения подавшемся в разбойничью шайку.

Образ благородного разбойника-джентльмена Пушкин попробует развить в незавершенном романе 1834–1835 гг. «Русский Пелам» (образы Пелымова, Ф. Орлова).

Из книги Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении. 5-11 класс автора Пантелеева Е. В.

«Дубровский» (Роман) Пересказ Том первыйГлава IКнигу открывает рассказ о Кириле Петровиче Троекурове и его огромной власти. Далее автор переходит к описанию ссоры между Троекуровым и Андреем Гавриловичем Дубровским, которого оскорбил один из слуг «старинного русского

Из книги Жизнь и труды Пушкина [Лучшая биография поэта] автора Анненков Павел Васильевич

Из книги Герои Пушкина автора Архангельский Александр Николаевич

«<Дубровский>» Роман (роман, 1832–1833; полностью опубл. - 1841; заглавие дано

Из книги Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 2 автора Коллектив авторов

ДУБРОВСКИЙ ДУБРОВСКИЙ Владимир Андреевич - главный герой незавершенного романа, «благородный разбойник».У Дубровского - что в художественной системе Пушкина редкость - есть реальные прототипы. В 1832 г. в Козловском уездном суде слушалось дело «О неправильном владении

Из книги автора

Дубровский Сейчас тебе предстоит познакомиться с прозой величайшего из русских писателей, который до этого был известен тебе лишь как поэт. Проза эта совершенна и удивительна. Дело в том, что А. С. Пушкин очень скупо использует эпитеты и почти не прибегает к тропам. Речь

Центральный персонаж, единственный сын Андрея Гавриловича, потомственный дворянин, молодой, образованный корнет и выпускник Кадетского корпуса. Ему было 23 года, когда он узнал о том, что его отца незаконно лишили родового имения. После перенесенных тяжб отец Владимира впал в тяжелое состояние, а затем и вовсе скончался. Все крестьяне, работавшие у Дубровских, отказались служить новому барину Троекурову и остались служить Владимиру. Тогда, решив отомстить за отца, он организовал разбойничью шайку, которая держала в страхе всех окрестных помещиков.

Главная героиня романа, возлюбленная Владимира Дубровского, 17-летняя дочь помещика-самодура Троекурова. Она воспитывалась отцом, много времени проводила в одиночестве. С Машей вместе в доме рос и брат Саша – внебрачный сын Троекурова от гувернантки. Отец Маши был знатный и богатый дворянин, известный в округе своим своенравием и самодурством.

Один из главных отрицательных персонажей в романе, богатый помещик-самодур, отец Маши Троекуровой. Троекуров настолько избалован деньгами и своим знатным положением, что ведёт себя распущено и вольготно. Он осознает свою власть над людьми и любит помыкать ими. Все соседи его побаиваются, кроме отставного поручика Дубровского. Тот с ним в дружеских отношениях и не лебезит перед ним, за что Троекуров его и уважает.

Один из поместных дворян в романе, отец главного героя Владимира Дубровского, отставной поручик гвардии, друг и сосед Троекурова. Несмотря на то, что он с Троекуровым ровесник, рождён в одном сословии, воспитан в одном духе, этот помещик иначе относится к крепостным, имеет другие интересы и наклонности. Он не прозябает в пьянстве и обжорстве, не разбрасывается деньгами, не издевается над подневольными и не притесняет крестьян.

Второстепенный персонаж в романе, подкупный заседатель суда, знакомый Троекурова. Это маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели, который был обязан следить за соблюдением законов. Однако он охотно сам нарушал их, подлизываясь в Кириле Петровичу Троекурову и ожидая от него новых указов.

Второстепенный персонаж в романе, пятидесятилетний старик, друг Кирила Петровича Троекурова. Несмотря на то, что князю было около 50 лет, он казался намного старше. Его здоровье было изнурено всякого рода излишествами. Однако наружность у него была приятная, особенно для женщин, с которыми он был так любезен в свете. По натуре это был человек рассеянный и скучающий.

Дефорж

Эпизодический персонаж, француз, ехал наниматься учителем-гувернёром для Саши Троекурова за 3000 рублей в год. Он был беден, имел из вещей только небольшой чемоданчик. Случайно встретил Владимира Дубровского у смотрителя, ожидая лошадей. Он рассказал ему, что едет к ужасному Троекурову, но деваться ему некуда, так как у него есть старушка мать, деньги очень нужны. Дубровский предложил ему 10 000 рублей за все его бумаги, а также за честное слово, что он сразу же отправится домой в Париж. Дефорж, был сильно изумлён, но согласился.

Егоровна

Эпизодический персонаж, няня Владимира Дубровского, которой пришлось ухаживать за его отцом, после перенесённого потрясения в суде. Именно она отправила письмо Владимиру, что отец в очень плохом состоянии. После сожжения усадьбы ушла вместе с Дубровским.

Саша Троекуров

Эпизодический персонаж, внебрачный сын Троекурова, имел француза-учителя Дефоржа, которым на самом деле был Владимир Дубровский. Любил свою сестру Машу, в конце книги пытался ей помочь, но не получилось.

Архип

Эпизодический персонаж, кузнец, хотел зарубить подъячих топором, которые приехали к Дубровским оглашать приговор суда о переходе усадьбы и крепостных к Троекурову. Дубровский его отговорил, но кузнец всё же добился своего, закрыв их на ключ, после поджога дома.

Глобова, Анна Савишна

Эпизодический персонаж, вдова, добрая и весёлая женщина с писклявым голосом. Она отправила приказчика на почту отправить 200 рублей своему сыну, армейскому офицеру, но приказчик вернулся домой без денег и заявил, что его ограбил Дубровский. Вскоре выяснилось, что он просто встретил Дубровского, но денег тот не взял.

Исправник

Эпизодический персонаж, занимался поисками Дубровского. Преклонялся перед Троекуровым и во всём с ним соглашался.

Парамошка

Эпизодический персонаж, работник псарни Троекурова. Оскорбил Андрея Дубровского злой шуткой, после которой тот уехал домой, а на утро прислал письмо, в котором требовал прислать к нему Парамошку для наказания или помилования. Троекуров отказался, и после этого у них началась вражда.

Тимошка

Эпизодический персонаж, штаб лекарь при псарне Кирила Петровича Троекурова.

Секретарь

Эпизодический персонаж, секретарь в суде, которого сильно толкнул Андрей Дубровский, что тот упал.

Харитон

Эпизодический персонаж, повар у Дубровских, единственный грамотный слуга. Именно он написал под диктовку Егоровны письмо Владимиру Дубровскому о плохом состоянии его отца.

Гриша

Эпизодический персонаж, камердинер Владимира Дубровского.

Антон

Эпизодический персонаж, кучер Дубровских, служивший у них ещё с детских лет Владимира. Встретил его на станции и рассказал о том, что Троекуров отбирает имение, а крепостные ни за что, не пойдут к нему в услужение.

Митя

Эпизодический персонаж, рыжий мальчик, который был дежурным около дупла, через которое переписывались Маша и Дубровский. Он поторопился взять кольцо, принесённое Сашей, и был пойман. Из-за этого Дубровский не успел освободить Машу от невольного брака с князем Верейским.

Отец Антон, попадья Федотовна, дьячок

Церковнослужащие, присутствовали при похоронах Андрея Дубровского и делали все причитающие в этом случае обряды.

Подъячие

Приехали в усадьбу Дубровских с решением суда о переходе её к Троекурову. Вели себя нагло, так что мужики хотели их побить. От страха они заперлись в доме, чтобы переждать до утра. Дубровский решил сжечь дом, но дверь оставить открытой, чтобы они могли выйти. Но кузнец Архип ослушался Владимира и запер дверь. В результате они все сгорели заживо.

Роман «Дубровский» А.С. Пушкина является наиболее известным русским разбойничьим романом, созданном в духе популярного в Англии, Франции и Германии XVIII-XIX веков жанре литературного сочинения, в центре которого находится образ благородного разбойника.

В основе романа лежит мысль о моральном разложении русского дворянства и его противостоянии простому народу. Раскрыты темы защиты чести, семейного бесправия, крестьянского бунта.

История создания

Роман в 3-ех частях был начат Александром Пушкиным (1799 - 1837) после окончания работы над сочинением «Повести Белкина» осенью 1832 года.

Пушкин написал из задуманной трехтомной работы только 2 тома, второй из них был закончен в 1833 году, то есть работа над романом шла довольно быстро. Третий том так и не был начат.

Первая публикация сочинения состоялась спустя 4 года после гибели поэта на дуэли в 1841 году. Пушкин не оставил в рукописи названия романа и ему было предпослано название по имени главного героя «Дубровский».

Основой для произведения стал случай, рассказанный поэту его товарищем Нащокиным. Согласно рассказу помещик Островский, разоренный по вине высокопоставленного соседа, собрал своих крепостных и создал разбойничью банду. История заинтересовала Пушкина, как реалистичная основа для прозаического сочинения.

Анализ произведения

Основной сюжет

(Иллюстрация Б. М. Кустодиева "Троекуров выбирает щенят" )

Помещики Троекуров и Дубровский, отец главного героя Владимира, являются соседями и дружат. Ряд конфликтных ситуаций разводят друзей друг от друга и Троекуров, пользуясь своим особым положением, заявляет права на единственное имение соседа. Дубровский не в силах подтвердить свое право на имение и сходит с ума.

Приехавший из города сын Владимир находит отца при смерти. Вскоре старший Дубровский умирает. Не желая мириться с несправедливостью Владимир сжигает имение вместе с чиновниками, которые приехали оформлять его на Троекурова. Вместе с преданными крестьянами он уходит в лес и наводит ужас на всю округу, однако, не трогая людей Троекурова.

На службу в дом Троекуровых едет учитель-француз и благодаря подкупу Дубровский занимает его место. В доме врага он влюбляется в его дочь Машу, которая отвечает ему взаимностью.

Спицын опознает в учителе-французе разбойника, который обокрал его. Владимиру приходится скрываться.

В это время отец выдает Машу замуж за старого князя против воли. Попытки Владимира расстроить брак не дают успеха. После венчания Дубровский и его банда окружают карету молодых и Владимир освобождает возлюбленную. Но она отказывается идти с ним, так как уже обвенчана с другим.

Власти губернии делают попытку окружить банду Дубровского. Он решает прекратить разбой и, распустив верных ему людей, уезжает за границу.

Главные герои

Владимир Дубровский в творчестве Пушкина предстает одним из наиболее благородных и смелых героев. Он является единственным сыном своего отца, потомственного обедневшего дворянина. Молодой человек окончил Кадетский корпус и является корнетом. На момент новости об отобранном у отца имении Владимиру 23 года.

После смерти отца Дубровский собирает верных крестьян и становится разбойником. Однако, разбой его окрашен благородными тонами. Всеми жертвами банды становятся богатые люди, ведущие недостойный образ жизни. В этом образ главного героя во многом пересекается с образом Робин Гуда.

Целью Дубровского является месть за отца и она направлена на Троекурова. Под видом учителя Владимир селится в доме помещика и заводит хорошие отношения со всеми членами семьи, а в дочь Машу влюбляется.

О смелости и решительности Дубровского говорит случай в доме Троекурова. Оказавшись в шутку запертым в комнате с медведем, Дубровский не теряет самообладания и убивает медведя одним выстрелом из пистолета.

После встречи с Машей главная цель героя меняется. Ради воссоединения с возлюбленной Дубровский готов отказаться от стремления отомстить ее отцу.

Отказ Маши последовать за Дубровским после ее венчания с Верейским, а также облава на банду, заставляют Владимира отказаться от своих планов. Он благородно отпускает своих людей, не желая втягивать их в неприятности. Отказ от возлюбленной и бегство за границу свидетельствуют о покорности юноши и нежеланию идти против судьбы.

В существующих набросках к третьему тому прослеживается возвращение Владимира в Россию и попытки вернуть Машу. В связи с этим можно говорить о том, что герой не отказывается от своей любви, а лишь принимает желание возлюбленной жить согласно церковным законам.

(прим. от редакции -Кирила Петрович- не путать с Кириллом)

Троекуровв романе выступает главным отрицательным персонажем. Богатый и влиятельный помещик не знает границ в своем самодурстве, может шутки ради запереть гостя в комнате с медведем. При этом он уважает независимых людей, к которым относится отец Владимира Андрей Гаврилович. Их дружбе приходит конец из-за пустяков и самолюбии Троекурова. Решив наказать Дубровского за дерзость, он присваивает себе его имение, используя свою неограниченную власть и связи.

При этом образ Троекурова выстроен не только в отрицательных тонах. Герой, остыв после ссоры с другом, сожалеет о своем поступке. В его поведении Пушкин закладывает схему русского социального устройства, в котором дворяне чувствовали себя всесильными и безнаказанными.

Троекуров характеризуется как любящий отец. Его младший сын рожден вне брака, однако воспитывается в семье на равных со старшей дочерью Машей.

Преследование выгоды прослеживается в выборе мужа для любимой дочери Маши. Троекуров знает о нежелании дочери выходить замуж за старика, но организует свадьбу и не дает дочери сбежать с возлюбленным Дубровским. Это является отличным примером того, как родители пытаются устроить жизнь своих детей наперекор их желаниям.

Маша Троекурова на момент действия является 17-летней девушкой, которая воспитывается в одиночестве большой усадьбы, она молчалива и замкнута в себе. Ее главной отдушиной является богатая отцовская библиотека и французские романы. Появление в доме учителя-француза в виде Дубровского для романтической барышни перерастает в любовь, похожую на многочисленные романы. Правда о личности учителя не пугает девушку, что говорит о ее смелости.

Важно отметить, что Маша принципиальна. Обвенчавшись с нежеланным мужем - стариком-графом - Маша отвергает предложение Дубровского бежать с ним и говорит о своем долге перед супругом.

Произведение драматично по своей композиции и стоится на ярких противопоставлениях:

  • дружба и суд,
  • встреча главного героя с родными местами и смерть отца,
  • похороны и пожар,
  • праздник и ограбление,
  • любовь и побег,
  • венчание и сражение.

Таким образом, в основе композиции романа лежит конфликтный метод, то есть столкновение контрастных сцен.

Роман «Дубровский» Пушкина под оболочкой романтического сочинения содержит ряд глубоких размышлений автора о проблемах русского быта и устройства.

ДУБРОВСКИЙ - герой романа А.С.Пушкина «Дубровский» (1832-1833). (В черновиках: Андрей Зубровский, Островский.) Владимир Андреевич Д. - офицер, сын родовитого, но обедневшего помещика. После потери родового имения Д. из мщения и ненависти поджигает усадьбу, уходит со своими крестьянами в лес и становится разбойником. Полюбив дочь виновника всех несчастий Троекурова - Марию Кириловну, Д. под видом французского учителя Дефоржа проникает в дом своего врага. Д. демонстрирует незаурядную храбрость и решительность: оказавшись в клетке с голодным медведем (одна из шуток Троекурова), хладнокровно приставив к уху зверя пистолет, убивает его, чем покоряет сердце Марии Ки-риловны. Но бежать с Д. Маша соглашается, только когда ей грозит брак со старым князем Верейским. В результате случайности (которая в произведениях Пушкина всегда полна значения) герой опаздывает освободить невесту до венца. Д. со своей шайкой нападает на карету, в которой возвращаются из церкви обвенчанные Маша и князь. Маша отказывается от помощи Д. В последней главе Д. распускает шайку и уезжает за границу. Традиция, заложенная В.Г.Белинским, представлять Д. как социального героя, атамана разбойников или борца с несправедливостью обнаруживает противоречие с логикой развития самого образа и действий Д. в сюжете. Кажущаяся незавершенность внешнего сюжета исчерпывается завершенностью судьбы Д. На это указывают ряд современных исследователей, ссылаясь по аналогии на «незавершенность» «Евгения Онегина». Шайка крестьян, грабящих усадьбы и богатых путников, не является для Д. органической средой. Среди них он остается офицером и барином, умеющим командовать. На «ряженость» Д. обращает внимание читателя Пушкин. В черновике он зачеркивает слово «преобразился» и заменяет его словом «переоделся». «Д. до конца остается контурным изображением, не обретая плотности и осязаемости конкретной фигуры» (Н.Петрунина). Кн. Верейский насмешливо называет Д. именем мелодраматического героя - Ринальдино.

В пушкинском повествовании романтический образ разбойника последовательно снижен. Д. не грабит учителя-француза, а, войдя в его положение и уговорив продать свои документы, прощается с ним с пожеланиями, чтобы в Париже француз застал свою матушку в добром здравии. На станцию, где случай свел француза и Д., последний приезжает и уезжает в коляске. Его поведение и облик столь обыденны и не устрашающи, что, когда смотритель, узнавший Д., по его отъезде сообщает жене, кто был их гость, та восклицает: «Бога ты не боишься, Сидорыч. Зачем ты не сказал мне того прежде, я бы хоть взглянула на Д., а теперь жди, чтобы он опять завернул. Бессовестный ты, право, бессовестный!» Образ Д. имел несколько прототипов. Нащокин рассказал Пушкину о помещике Островском, «который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других. Пушкин знал о деле нижегородского помещика (фамилия та же, что у героя), у которого в 1802 г. незаконно было отнято имение его родственника. И.Л.Андроников указывает на ряд других возможных прототипов. Типичность ситуации несправедливой потери имения позволила Пушкину включить в текст романа подробный документ на нескольких страницах - решение суда об отнятии у отца Д. имения в пользу Троекурова. Честолюбие, пылкий нрав, унаследованные от предшествующего поколения, импульсивность, граничащая с самодурством, толкают Д. на безрассудные поступки, которые оборачиваются преступлением. Удел молодого Д. - каторга или вынужденная эмиграция. Пушкина интересовал не мелодраматический герой-разбойник, а судьба русского дворянина, ставшего жертвой несправедливости.

Пушкинский герой и сюжет были воплощены в некогда популярной, а ныне забытой опере Э.Ф.Направника (1895), в которой главную партию исполняли многие знаменитые тенора: от Л.В.Собинова до С.Я.Лемешева. В экранизации романа (1936) роль Д. играл Б.Н.Ливанов.