Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича. Обработка и интерпретация результатов

Методика Рокича Ценностные ориентации. (Тест Милтона Рокича. / Исследование ценностных ориентаций М. Рокича. / Опросник ценности по Рокичу) позволяет исследовать направленность личности и определить ее отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, восприятие мира, ключевые мотивы поступков, основу "философии жизни".

Пройти / скачать Тест Рокича, бесплатно, без регистрации:

Теория Рокича. М. Рокич рассматривал ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной. Природа человеческих ценностей по Рокичу:

  1. общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико,
  2. все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени,
  3. ценности организованы в системы,
  4. истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности.
  5. влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

М. Рокич различает два класса ценностей — терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М. Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности — как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

Инструкция:

Вам будет предложен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию.

Тестовый материал для исследования ценностей Рокича.

Список А (терминальные ценности):
1) активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
2) жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
3) здоровье (физическое и психическое);
4) интересная работа;
5) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
6) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
7) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
8) наличие хороших и верных друзей;
9) общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
10) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
11) продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
12) развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
13) развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
14) свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
15) счастливая семейная жизнь;
16) счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа,
человечества в целом);
17) творчество (возможность творческой деятельности);
18) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):
1) аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
2) воспитанность (хорошие манеры);
3) высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
4) жизнерадостность (чувство юмора);
5) исполнительность (дисциплинированность);
6) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
7) непримиримость к недостаткам в себе и других;
8) образованность (широта знаний, высокая общая культура);
9) ответственность (чувство долга, умение держать слово);
10) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
11) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
12) смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;
13) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
14) терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
15) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
16) честность (правдивость, искренность);
17) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
18) чуткость (заботливость).

Ключ, обработка результатов, интерпретация.


Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются конкретные и абстрактные ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Необходимо уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у личности системы ценностей или даже неискренность ответов.

Исследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

Достоинствами методики являются универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенными ее недостатками являются влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играют мотивация диагностики, добровольный характер тестирования. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.
Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно повторно проранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы.

1. В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни?
2. Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?
3. Как на ваш взгляд это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?
4. Как сделали бы это, по вашему мнению, большинство людей?
5. Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад?
6. ...через 5 или 10 лет?
7. Как ранжировали бы карточки близкие вам люди?

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два класса ценностей:

Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости.

Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция

«Сейчас вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Разработайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию».

СТИМУЛЫНЫЙ МАТЕРИАЛ

Список А (терминальные ценности)

Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

Здоровье (физическое и психическое);

Интересная работа;

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); » наличие хороших и верных друзей;

Общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

Счастливая семейная жизнь;

Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

Творчество (возможность творческой деятельности);

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности)

Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

Воспитанность (хорошие манеры);

Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

Жизнерадостность (чувство юмора);

Исполнительность (дисциплинированность);

Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

Непримиримость к недостаткам в себе и других;

Образованность (широта знаний, высокая общая культура);

Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

Смелость в отстаивание своего мнения, взглядов;

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

Честность (правдивость, искренность);

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

Чуткость (заботливость).

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора экспертизы.

Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны изменения инструкций, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

1. В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни?

2. Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?

3. Как, на ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?

4. Как сделало бы это, по вашему мнению, большинство людей?

5. Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад?

6. Как это сделали бы вы через 5 или 10 лет?

7. Как ранжировали бы карточки близкие вам люди? Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание

На их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

Определение направленности личности (ориентационная анкета)

Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г.

Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» - 0, оставшийся невыбранным - 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

С помощью методики выявляются следующие направленности:

1. Направленность на себя («Я») - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О)- стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д)- заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Инструкция

«Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равно-

Ценными. Тем не менее мы просим вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас.

Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «больше всего».

2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего».

3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.

Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для вас.

Время от времени контролируйте себя, правильно ли вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В случае если вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно.

Тестовый материал

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

A. одобрения моей работы;

Б. сознания того, что работа сделана хорошо;

B. сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

A. тренером, который разрабатывает тактику игры; Б. известным игроком;

B. выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

A. проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;

Б. вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;

B. создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

А. радуются выполненной работе;

Б. с удовольствием работают в коллективе;

В. стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

A. были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;

Б. были верны и преданы мне;

B. были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

A. с кем складываются хорошие взаимоотношения; Б. на кого всегда можно положиться;

B. кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю:

A. когда у меня что-то не получается;

Б. когда портятся отношения с товарищами;

B. когда меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

A. не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;

Б. вызывает дух соперничества в коллективе;

B. недостаточно хорошо знает свой предмет.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

A. проводить время с друзьями; Б. ощущение выполненных дел;

B. когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

A. добился успеха в жизни;

Б. по-настоящему увлечен своим делом;

B. отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую очередь школа должна:

A. научить решать задачи, которые ставит жизнь;

Б. развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;

B. воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

A. для общения с друзьями; Б. для отдыха и развлечений;

B. для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

А. работаю с людьми, которые мне симпатичны;

Б. у меня интересная работа;

В. мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю, когда:

A. другие люди меня ценят;

Б. испытывать удовлетворение от выполненной работы;

B. приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

А. рассказали о каком-либо интересном деле, связанным с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать;

Б. написали о моей деятельности;

В обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

A. имеет ко мне индивидуальный подход;

Б. сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

B. устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже, чем:

A. оскорбление личного достоинства;

Б. неудача при выполнении важного дела;

B. потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

Б. возможности хорошей совместной работы;

B. здравый практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:

A. считают себя хуже других;

Б. часто ссорятся и конфликтуют;

B. возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

A. работаешь над важным для всех делом; Б. имеешь много друзей;

B. вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

B. требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

А. о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;

Б. о жизни знаменитых и интересных людей; В. о последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

A. дирижером;

Б. композитором;

B. солистом.

24. Мне бы хотелось:

A. придумать интересный конкурс; Б. победить в конкурсе;

B. организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:

A. что я хочу сделать; Б. как достичь цели;

B. как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

A. другие были им довольны;

Б. прежде всего выполнить свою задачу;

B. его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

A. в общении с друзьями;

Б. просматривая развлекательные фильмы;

B. занимаясь своим любимым делом.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НА ЭТУ МЕТОДИКУ

Интерпретировать можно по Олпорту. Отдельно взять 5 доминирующих и 5 последних ценностей отдельно по списку терминальных и инструментальных ценностей.
Определить, к каким системам ценностей можно отнести их. Олпорт определяет их как социальная, теоретическая, экономическая, эстетическая, политическая и религиозная.

Теоретическая. Человек, придающий особое значение этой ценности, прежде всего заинтересован в раскрытии истины. Такой человек характеризуется рациональным, критическим и эмпирическим подходами к жизни. Теоретический тип в высшей мере интеллектуален и чаще избирает для себя деятельность в области фундаментальной науки или философии.

Экономическая. “Экономический” человек выше всего ценит то, что полезно или выгодно. Он исключительно “практичен” и прочно придерживается стереотипа преуспевающего американского бизнесмена. Представители этого типа живо интересуются тем, как делать деньги; знания, не находящие конкретного применения, они считают бесполезными. Многие блестящие достижения в области техники и технологии явились результатом осуществления научных потребностей людей экономического склада.

Эстетическая. Такой человек больше всего ценит форму и гармонию. Воспринимая любые жизненные явления с точки зрения привлекательности, симметрии или уместности, относящиеся к этому типу люди трактуют жизнь как ход явлений, при котором каждый отдельный индивидуум наслаждается жизнью ради самого себя. Эстетический субъект не обязательно будет творцом, художником, но его наклонности могут проявляться в повышенном и активном интересе к эстетическим сторонам жизни.

Социальная. Наивысшей ценностью для социального типа является любовь людей. Весьма вероятно, что такой человек будет рассматривать теоретические, экономические и эстетические подходы к жизни как холодные и негуманные, считая любовь единственной приемлемой формой человеческих взаимоотношений. В чистом виде социальная установка является альтруистической и тесно связана с религиозными ценностями.

Политическая. Доминирующим интересом политического типа является власть. Профессиональная активность людей этого типа не обязательно ограничивается сферой политики, поскольку лидеры в любой области обычно выше всего ценят власть и влияние. Таким образом, у “политических личностей” существуют явные индивидуальные различия в отношении ценности власти. В то же время незавуалированное выражение данного мотива у политического типа отвергает все другие в жажде личной власти, влияния, славы и известности.

Религиозная. Представители этого типа, главным образом, заинтересованы в понимании мира как единого целого. Однако способы выражения этого желания могут быть различными. Например, одни религиозные личности являются “имманентными мистиками”, которые находят смысл в самоутверждении и активном участии в жизни. В то же время другие являются “трансцендентными мистиками”, стремящимися соединиться с высшей реальностью путем отстранения от жизни (например, монахи). Независимо от способа самовыражения, религиозная личность видит в мироздании единство и высший смысл.

Шкалы: терминальные и инструментальные ценности

Назначение теста

М.Рокич различает два класса ценностей:

. терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
. инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты.

Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция к тесту

"Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".

Тест

Список А (терминальные ценности):

1. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
2. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
3. здоровье (физическое и психическое);
4. интересная работа;
5. красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
6. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
7. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
8. наличие хороших и верных друзей;
9. общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
10. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
11. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
12. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
13. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
14. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
15. счастливая семейная жизнь;
16. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
17. творчество (возможность творческой деятельности);
18. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

1. аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
2. воспитанность (хорошие манеры);
3. высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
4. жизнерадостность (чувство юмора);
5. исполнительность (дисциплинированность);
6. независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
7. непримиримость к недостаткам в себе и других;
8. образованность (широта знаний, высокая общая культура);
9. ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
10. рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
11. самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
12. смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
13. твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
14. терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
15. широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
16. честность (правдивость, искренность);
17. эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
18. чуткость (заботливость).

Обработка и интерпретация результатов теста

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность.

Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. Рокич)

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни»

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Применение методики изучения ценностных ориентации.

  1. Индивидуальная диагностика.

С этой целью методика может применяться как вспомогательная, дополняющая данные, полученные, с помощью ТАТ и других многосторонних диагностических методов.

Анализируя индивидуальную иерархию ценностных ориентации, следует обратить внимание на то, как отдельные ценности группируются испытуемым в содержательные блоки. Как правило, индивидуальная иерархия представляет собой "последовательность достаточно хорошо разграничиваемых между собой "блоков". Ценности могут объединяться в такие блоки по разным основаниям. Вот несколько примеров для терминальных ценностей. Нередко группируются вместе конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, счастливая семейная жизнь) и "абстрактные" ценности (познание, развитие, свобода, творчество и др.). Возможно Объединение ценностей профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) и личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, счастливая семейная жизнь). Встречается объединение индивидуальных ценностей (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) в противовес ценностям межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других). Возможно объединение ценностей активных (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) и ценностей пассивных (красота природы и искусство, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость). По отчасти близким основаниям могут группироваться и инструментальные ценности. Здесь могут группироваться этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам), ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) и ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность). Индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твердая воля) могут противопоставляться как конформистским (исполнительность, самоконтроль, ответственность), так и альтруистическим (терпимость, чуткость, воспитанность). Выделяется группа ценностей самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твердая воля) и ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов). Можно, наконец, выделить ценности интеллектуальные (образованность, рационализм, самоконтроль) и ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость).

Разумеется, перечисленными вариантами не исчерпываются все возможности субъективного структурирования испытуемым своей системы ценностных ориентации. Искусство психодиагноста заключается в том, чтобы в каждом случае уловить индивидуальную закономерность. Более того, если ни одной закономерности выделить не удается, то можно либо говорить о несформированности у испытуемого системы ценностных ориентации (в частности, в подростковом и юношеском возрасте), либо подозревать фальсификацию ответов.

2. Индивидуальная диагностика с использованием дополнительных инструкций.

Много дополнительной информации можно получить, сравнивая результаты ранжирования по стандартной инструкции с результатами ранжирования по дополнительным инструкциям, конкретный выбор которых определяется целями исследования.

Одна из возможных дополнительных инструкций - инструкция на "Я-идеальное": "Представьте себе, что Вы стали таким, каким мечтаете быть. Как Вы в этом случае проранжируете те же ценности?" Сравнение результатов ранжирования списка терминальных ценностей по этой и стандартной инструкции (испытуемыми были молодые рабочие и ИТР) показало, что для Я-идеального возрастает значимость таких ценностей, как активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, здоровье, продуктивная жизнь, развитие, счастье других, творчество. Напротив, снижается ранговое место таких ценностей, как любовь, материально обеспеченная жизнь, наличие друзей, общественное признание, свобода, счастливая семейная жизнь, уверенность в себе. В том же исследовании использовалась еще одна дополнительная инструкция:

"Расположите Ценности так, как это сделали бы, по-Вашему, большинство людей". Характерно, что большинство ценностей при ранжировании по стандартной инструкции (Я-реальное) занимают среднее положение между местом при ранжировании по инструкции "большинство людей" и местом при ранжировании по инструкции "Я-идеальное".

Может быть задан и более абстрактный идеал: "Расположите ценности так, как это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях". В исследовании, проведенном на студентах МГУ, из числа испытуемых-мужчин 58% описывали совершенного мужчину, для остальных пол не играл роли. Из испытуемых-женщин для 50% пол не играл рол», 40% описывали мужчину и лишь 10% -женщину. В иерархии ценностных ориентации по такой дополнительной инструкции у женщин повышается значимость жизненной мудрости, материальной обеспеченности, свободы, независимости, непримиримости к недостаткам, эффективности в делах; более низкое место в идеале отводится любви, семейной жизни, творчеству, работе. Аналогичная динамика наблюдается и у мужчин, у которых, помимо этого, смешение вверх обнаруживают также аккуратность, рациональность, чуткость, а вниз - образованность, ответственность, самоконтроль, твердая воля, терпимость. Интересно, что представления женщин об идеальном мужчине ближе к ценностным ориентациям реальных мужчин, чем мужские идеалы. Ценностные идеалы отличаются большим разнообразием; обобщенные ценностные идеалы мужчин и женщин рисуют" образ человека, прочно стоящего на ногах, хорошо адаптированного к социальным условиям, но не теряющего при этом своего лица.

Возможны и другие дополнительные инструкции. Например, можно предложить после стандартной инструкции расположить ценности так, как испытуемый сделал бы это 5 или 10 лет назад, а также через 5 или 10 лет.

Дополнительные вопросы после основной серии теста:

  1. В каком порядке и в какой степени (полностью, частично) реализованы эти ценности в Вашей жизни?
  2. Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтаете стать?
  3. Как, на Ваш взгляд, расположил бы эти ценности человек идеальный, совершенный во всех отношениях?
  4. Как расположили бы эти ценности, по Вашему мнению, большинство людей?
  5. Как это сделали бы Вы пять или десять лет назад?
  6. Как Вы думаете, в каком порядке Вы расположите эти ценности через пять или десять лет?
  7. Как ранжировали бы эти ценности близкие Вам люди?

Большее удобство для испытуемого (и большую точность результатов) дает использование не списков, а наборов отдельных карточек, на каждой из которых указана определенная ценность. Человек, сортирующий карточки, более сосредоточен и видит картину всех представленных ценностей более полно.

Обработка результатов

Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда , в семейно-бытовую и досуговую активность . Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки на тех или иных основаниях.

  1. Так, например, среди терминальных ценностей выделяются:
  1. «конкретные» и «абстрактные»

Конкретные ценности

Место в жизни

Абстрактные ценности

Место в жизни

Активная деятельная жизнь

Жизненная мудрость

Здоровье

Красота природы и искусства

Интересная работа

Любовь

Материально обеспеченная жизнь

Познание

Развитие

Общественное признание

Свобода

Продуктивная жизнь

Счастье других

Счастливая семейная жизнь

Творчество

Удовольствия

Уверенность в себе

  1. ценности профессиональной самореализации и личной жизни

Профессиональная самореализация

Место в жизни

Личная жизнь

Место в жизни

Активная деятельная жизнь

Любовь

Интересная работа

Наличие хороших и верных друзей

Общественное признание

Свобода

Продуктивная жизнь

Счастливая семейная жизнь

Развитие

Удовольствия

  1. Среди инструментальных ценностей выделяются:
  1. этические ценности, ценности общения, ценности дела

Этические ценности

Место в жизни

Ценности общения

Место в жизни

Ценности дела

Место в жизни

Ответственность

Воспитанность

Аккуратность

Высокие запросы

Жизнерадостность

Исполнительность

Независимость

Непримиримость к недостаткам

Образованность

Самоконтроль

Терпимость

Рационализм

Широта взглядов

Чуткость

Честность

Твердая воля

Эффективность в делах

  1. индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности

Индивидуалистические ценности

Место в жизни

Конформистские ценности

Место в жизни

Альтруистические ценности

Место в жизни

Независимость

Воспитанность

Терпимость

Непримиримость к недостаткам

Самоконтроль

Чуткость

Рационализм

Широта взглядов

Смелость в отстаивании
своего мнения

Твердая воля

  1. ценности самоутверждения, ценности принятия других

Ценности самоутверждения

Место в жизни

Ценности принятия
других людей

Место в жизни

Высокие запросы

Самоконтроль

Независимость

Терпимость

Непримиримость к недостаткам

Чуткость

Образованность

Широта взглядов

Смелость в отстаивании своего мнения

Честность

Твердая воля

Эффективность в делах

Полученные результаты по выявлению ценностных ориентаций важны:

  1. в профориентации сотрудников при смене профессии или места работы;
  2. при консультировании по вопросам карьерного роста;
  3. в процессе диагностики командной сплоченности (поскольку существенными признаками командной работы выступают общие цели, ценности и подходы к реализации совместной деятельности);
  4. при диагностике корпоративной культуры, особенно глубинного ее уровня, который включает скрытые убеждения, неосознаваемые установки и верования сотрудников и руководства, отражающие отношение к миру в целом, к человеку и к работе. Этот уровень очень важен для изучения, так как оказывает большое влияние на реальное поведение сотрудников;
  5. при исследовании степени корпоративной идентичности, влияющей на лояльность сотрудников;
  6. при изучении мотивационной сферы сотрудников;
  7. при изучении и проектировании стандартов поведения в компании;
  8. при проведении работы по профилактике сопротивления изменениям и т. д.

Для практиков важно прояснить структуру ценностных ориентаций человека, определить ведущие ценности, диагностировать противоречивость или непротиворечивость профессиональных ценностей. По результатам теста можно составить представление о закономерностях индивидуальной системы ценностных ориентаций личности. Если закономерности выявить не удается, то можно предположить наличие у испытуемого противоречивой системы ценностей (или неискренность). В таком случае лучше повторить исследование и дополнить его данными, полученными с помощью других методик.

– интересная работа;

– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

– наличие хороших и верных друзей;

– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

– счастливая семейная жизнь;

– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

– творчество (возможность творческой деятельности);

– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

– воспитанность (хорошие манеры);

– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

– жизнерадостность (чувство юмора);

– исполнительность (дисциплинированность);

– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

– непримиримость к недостаткам в себе и других;

– образованность (широта знаний, высокая общая культура);

– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

– честность (правдивость, искренность);

– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

– чуткость (заботливость).