Интересная жизненная позиция. Что такое жизненная позиция

ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ - направленность жизнедеятельности личности, ее т. эр. относительно своего места и роли в общественной жизни (в отличие от социального статуса, положения). В нравственном плане Ж. п.-система поведения личности, определяемая ее убеждениями, идейностью, совестью. Позиция человека по любому общественно значимому вопросу является Ж. п. постольку, поскольку она отвечает объективной логике развития социальной действительности, отражает расстановку реальных социальных сил, воздействующих на это развитие. Критерий истинности, правильности той или иной Ж. п. - ее соответствие прогрессивным тенденциям развития об-ва, интересам передовых социальных сил. Чтобы определить Ж. п. людей, надо, по словам В. И. Ленина, выяснить, «какой социальной обстановкой и как именно обусловливаются их действия» (т. 1, с. 430). Ж. п. - один из важнейших признаков личностного развития индивида, определения его места в историческом процессе. Становление личности есть в то же время сознательный выбор человеком той или иной Ж. п. (Выбор моральный). Содержание личного выбора определенной Ж. п. в конечном счете обусловлено идеалами и ценностями об-ва, класса или социальной группы, к к-рым данная принадлежит. Но это не умаляет роли самого субъекта, личности в определении своего отношения к миру. Жизнь и В. И. Ленина - и образец сознательно сделанного выбора и последовательного осуществления активной Ж. п, личности. Ж. п. есть выражение такой социальной активности человека, к-рая зиждется на идейной определенности и принципиальности, предполагает общественную сознательнрсть. Активность Ж. п. выражается и мировоззренчески -в заинтересованном, пристрастном, партийном отношении к идеалам, целям, теоретическим установкам об-ва, класса, и поведенчески, характеризуя последовательность, и мужественность в отстаивании человеком своих взглядов, убеждений, в реализации их на деле. Поэтому Ж. п. следует четко отличать от делячества, «хватки», хитроумного приспособленчества (выбора чьей-то стороны или т. зр. по соображениям эгоистического интереса, расчета, выгоды). Нравственной основой активной Ж. п. является принцип единства слова и дела, выражающийся в стремлении человека реализовать общественный, в т. ч. и нравственный, на практике. Соответствие, слияние теории и практики, единство , мысли и действий, когда за людей можно ручаться, говорил В. И. Ленин, что «они ни слова не возьмут на веру, ни слова не скажут против совести» (т. 45, с. 391),-важнейшее условие действенности избранной массами или личностью Ж. п. Активной Ж. п. противостоит позиция пассивная, когда человек встает на т. зр. стороннего созерцателя, нейтрального наблюдателя, руководствуясь принципом «моя хата с краю». В моральном смысле такая пассивность тождественна равнодушию, нередко питающему , ренегатство. Особый случай отхода от активной Ж. п. - расхождение между словом и делом, свидетельствующее о декларативном, формальном характере убежденности человека, а иногда и о моральном лицемерии. Коммунистической нравственности чужда общественная и личная пассивность во всех ее видах; исключение составляют лишь те особые случаи, когда пассивность выступает своеобразной формой активности (напр., в условиях буржуазной демократии сознательное уклонение от голосования на выборах, не дающих альтернативы, и т. п.). Огромное нравственное значение имеет борьба против морального инфантилизма, безынициативности и бездеятельности, против социального самодовольства, упоения успехами, несамокритичности, против идейных шатаний, уступок в принципиальных вопросах.

Словарь по этике. - М.: Политиздат . Под ред. И.Кона . 1981 .

Смотреть что такое "ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ" в других словарях:

    жизненная позиция - сущ., кол во синонимов: 1 жизненная установка (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ - [ангажированность engagement]: проявление неравнодушия и активности при разрешении конфликта обязанностей или идей; противоположно отвлеченности, равнодушию, нейтральности. Само слово, ставшее популярным в последнее время благодаря работам… … Философский словарь

    Жизненная позиция - – это выбранный человеком способ своей собственной жизни, совокупность жизненных отношений, ценностей идеалов и найденный характер их реализации, который обеспечивает становление человека и дальнейший ход его жизни. Одной из характерных черт… … Словарь-справочник по социальной работе

    ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ - проявление неравнодушия и активности при разрешении конфликта обязанностей или идей; противоположно отвлеченности, равнодушию, нейтральности. Само слово, ставшее популярным в последнее время благодаря работам сторонников персонализма и… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ - основные компоненты направленности личности, определяющие убеждения, принципы, ценностные ориентации, установки, ставшие мотивами деятельности … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ - мотивированная направленность жизнедеятельности индивида, его понимание смысла жизни, социальных ценностей и норм, положенное в основу выбора линии поведения; проявляется через рационально осмысленное и эмоционально окрашенное отношение к… … Профессиональное образование. Словарь

    ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ - результат овладения человеком своим поведением он становится субъектом поведения, т. е. человеком, самостоятельно достигающим поставленные цели … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Жизненная позиция - внутренняя установка, обусловленная мировоззренческими, моральными и психологическими качествами личности и отражающаяеё субъективное отношение к обществу … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ - внутренняя установка, обусловленная мировоззренческими, моральными и психол. качествами личности и отражающая ее субъективное отношение к обществу. Ж. п. проявляется в реальном поведении человека, м. б. активной (постоянное стремление изменить… … Педагогический словарь

    Жизненная позиция личности - наиболее важные идеи, выражающие отношение личности к различным жизненным реалиям, которыми добровольно руководствуется человек в своей жизнедеятельности. Эти ведущие по жизни идеи выражаются в самых различных формах: убеждении, принципах,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Книги

  • Киноальбом Сборник фильмов о хоккее № 14 "(4DVD) , Манзуров Александр. Школа профессионального хоккея. Часть 1 Режиссер: Александр Манзуров В ролях: Александр Вирясов 2009, 64 мин. Студия "Берг Саунд" и заслуженный тренер России - Александр Сергеевич…

03.12.2015 10:08

Глава из книги Й. Стюарта, В. Джойнса "ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ"

Берн предположил, что на самых ранних этапах формирования сценария маленький ребенок "...уже имеет определенные убеждения на свой счет и насчет окружающих его людей... Эти убеждения, которые он по-видимому проносит через всю оставшуюся жизнь, можно подытожить следующим образом:

(1) Я ОК или
(2) Я не-ОК;
(3) Ты ОК или
(4) Ты не-ОК".

Объединив все возможные комбинации этих убеждений, мы получим четыре утверждения о себе и других людях:

(1) Я ОК, ты ОК;
(2) Я не-ОК, ты ОК;
(3) Я ОК, ты не-ОК;
(4) Я не-ОК, ты не-ОК.

Эти четыре точки зрения получили название жизненных позиций. Некоторые авторы называют их основополагающими позициями,экзистенциальными позициями или просто позициями. Они отражают фундаментальные установки человека насчет сущностной ценности , которую он усматривает в себе и других людях. Это нечто большее, нежели просто мнение о своем или чьем-либо поведении . Приняв одну из этих позиций, ребенок как правило начинает подстраивать под нее весь свой сценарий.

Берн писал: "В основе каждой игры, каждого сценария и каждой человеческой судьбы лежит одна из этих четырех фундаментальных позиций".

Ребенок, который принял на позицию "Я ОК, ты ОК", скорее всего будет строить выигрышный сценарий. Он находит, что его любят и рады его существованию. Он решает, что родителей можно любить и им можно доверять, а впоследствии распространяет этот взгляд на людей в целом.

Если младенец занимает позицию "Я не-ОК, ты ОК", он скорее всего будет писать банальный или проигрышный сценарий. В соответствии с этой основополагающей позицией, он будет обыгрывать в сценарии свою роль жертвы и свои проигрыши другим людям.

Позиция "Я ОК, ты не-ОК" может создать основу для казалось бы выигрышного сценария. Но такой ребенок убежден, что ему нужно возвышаться над другими, а их держать в униженном положении. Какое-то время это может удаваться ему, но лишь ценой непрерывной борьбы. Со временем окружающие его люди устанут от своего униженного положения и отвернутся от него. Тогда он из якобы "выигрывающего" превратится в самого что ни на есть проигрывающего.

Позиция "Я не-ОК, ты не-ОК" представляет собой наиболее вероятную основу для проигрышного сценария. Такой ребенок пришел к убеждению, что жизнь пуста и безысходна. Он чувствует себя униженным и нелюбимым. Он полагает, что никто не в силах ему помочь, так как остальные тоже не-ОК. Так что его сценарий будет вращаться вокруг сцен отвержения других и собственной отверженности.

Происхождение жизненной позиции

В ТА нет полного согласия относительно причин и времени возникновения жизненных позиций.

Берн считал, что "...позиция принимается в раннем детстве (от трех до семи лет) с тем, чтобы оправдать решение, основанное на более раннем опыте". Иными словами, по Берну, сперва идут ранние решения, а затем ребенок принимает жизненную позицию, создавая тем самым картину мира, которая оправдывает ранее принятые решения.

Например, младенец, который еще не научился говорить, может принять следующее решение: "Никогда больше не рискну кого-то любить, так как Мама показала, что не любит меня". Позже он оправдывает это решение с помощью убеждения "меня никто не полюбит", что переводится как "Я не-ОК". Если отец нашлепал маленькую девочку, она может решить: "Никогда больше не буду доверять мужчине, так как Папа плохо со мной обращается". Впоследствии она распространяет это решение на всех остальных мужчин в форме убеждения "мужчинам доверять нельзя", то есть "ты (они) не-ОК".

С точки зрения Клода Штайнера, жизненные позиции принимаются гораздо раньше. Он возводит их истоки к первым месяцам кормления ребенка. По Штайнеру, позиция "Я ОК, ты ОК" отражает комфортную атмосферу взаимозависимости между ребенком и кормящей матерью. Он приравнивает ее к позиции "фундаментального доверия", описанной специалистом по детскому развитию Эриком Эриксоном. Это такое "...положение вещей, когда младенец чувствует, что он находится в единстве с миром, а все находится в единстве с ним".

Штайнер полагает, что все дети начинают с позиции "Я ОК, ты ОК". Ребенок меняет позицию только тогда, когда что-то нарушает гармонию его взаимозависимости с матерью. Например, когда ребенок ощущает, что мать перестает оберегать его и принимать так безусловно, как делала это в первые дни. Некоторые младенцы само рождение могут воспринимать как угрозу изначальной гармонии. В ответ на появление в его жизни всякого рода неудобств, ребенок может решить, что он не-ОК, или что другие не-ОК. Он переходит из Эриксоновского состояния "фундаментального доверия" в состояние "фундаментального недоверия". И затем, на основе этого фундаментального представления о себе и других людях, ребенок начинает писать сценарий своей жизни.

Таким образом, Штайнер согласен с Берном в том, что жизненная позиция "оправдывает" сценарные решения. Однако, по Штайнеру, сначала принимается жизненная позиции, а уже после нее - сценарные решения.

Итак, жизненную позицию можно определить как совокупность основополагающих убеждений о себе и других людях, которые человек использует для оправдания своих решений и своего поведения .

ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ У ВЗРОСЛЫХ: ОК-УЧАСТОК

Каждый из нас входит во взрослый возраст со сценарием дальнейшей жизни, написанным по мотивам одной из четырех жизненных позиций. Однако мы не остаемся в избранной позиции все время. Мы ежеминутно переходим из одной позиции в другую.

Франклин Эрнст разработал метод анализа таких переходов. Он назвал его ОК-Участком.


Вместо термина "ОК" Эрнст использует выражение "для меня ОК". Это делается с тем, чтобы подчеркнуть, что "окейность" обусловлена моими убеждениями: моими убеждениями о себе и моими убеждениями о тебе .

Верхний полюс вертикальной оси Участка соответствует "Ты ОК", нижний - "Ты не-ОК". По горизонтальной оси справа мы имеем "Я ОК", слева - "Я не-ОК". Каждый из четырех квадратов соответствует какой-то жизненной позиции.

Для краткости "ОК" в литературе по ТА нередко обозначают знаком "+", а "не-ОК" - знаком "-". Слово "ты" иногда также сокращают до буквы "Т". Четыре жизненные позиции при этом принимают следующий вид: Я+Т+, Я-Т+, Я+Т-, Я-Т-.

На рис. представлен один из вариантов Участка, где каждая из четырех позиций имеет свое название. На первоначальной диаграмме Эрнста этих названий не было, но они нередко используются другими авторами.

Франклин Эрнст указывает, что каждая из детских позиций представлена во взрослой жизни в форме определенного социального взаимодействия. Он называет последнее "операцией ". Названия этих операций приводятся на схеме Участка. Когда мы осуществляем какую-то из этих операций бессознательно, в состоянии Ребенка, то делаем это, как правило, чтобы обеспечить сценарное "оправдание" соответствующей жизненной позиции. Однако у нас есть и другая возможность - мы можем перейти в состояние Взрослого и осуществить любую из этих операций сознательно. Благодаря этому социальное взаимодействие может привести к желательным для нас результатам.

Я ОК, ты ОК: включение во взаимодействие

Я только что пришел на работу. На пороге меня встречает начальник с кипой бумаг. "Вот отчет, которого мы так ждали, - говорит он. - Я отметил для вас некоторые пункты. Не могли бы вы просмотреть их и сообщить о результатах?" "Хорошо, - отвечаю я, - будет сделано".

Соглашаясь выполнить просьбу начальника, я решил для себя, что достаточно компетентен для выполнения этой задачи и она мне нравится. Я нахожу, что начальник изложил свою просьбу вежливо и обоснованно. Таким образом, я занимаю позицию "Я ОК, ты ОК". На уровне социального взаимодействия мы с начальником включились в общее дело.

Каждый раз, когда я взаимодействую с людьми из этой позиции, я подкрепляю свое убеждение в том, что я и другие ОК.

Я не-ОК, ты ОК: уход от взаимодействия

Я сажусь за стол и открываю первую страницу отчета. Краем глаза я вижу, что кто-то ко мне направляется. Это один из моих коллег. Он имеет озабоченный вид. Поскольку я уже знаком с этим выражением его лица, мне не трудно догадаться, зачем он пожаловал. Он собирается бесконечно долго жаловаться на свою работу, просить у меня совета и не слушать его. Когда он подойдет к моему столу и откроет рот, я могу выбрать одно из двух: действовать по сценарию или ответить ему из состояния Взрослого.

Сценарная операция: Допустим, я включаюсь в сценарий и занимаю позицию "Я не-ОК, ты ОК". Я говорю себе: "Я не в состоянии ему помочь. Мне это не по плечу. Но ему-то что, он будет просто говорить и все. Нужно сматываться отсюда!" Я напрягаю пресс и покрываюсь испариной. Не слушая, о чем говорит коллега, я бормочу: "Прости, Джим, мне нужно выскочить в туалет!" - и направляюсь к двери. Выйдя из комнаты, я сбрасываю напряжение, издавая облегченный вздох. Я ушел от Джима по сценарию. Поступив так, я подкрепил убеждение моего Ребенка в том, что Я не-ОК, а другие ОК.

Взрослая операция : Если я решил остаться во Взрослом, то говорю себе: "В данный момент я не хочу слушать Джима. У него проблемы, но не мне их решать. Однако если он заговорит, его уже не остановишь. Думаю, лучше всего будет выйти из пределов его досягаемости". Едва Джим открывает рот и начинает произносить свою первую жалобу, я говорю: "Да, Джим, плохи дела. Но я сейчас занят. Как раз собрался идти в библиотеку, проверить кое-какие данные по этому отчету. Надеюсь, у тебя все получится". Я собираю бумаги и выхожу. С помощью Взрослого я сознательно избрал операцию ухода .

Я ОК, ты не-ОК: избавление от взаимодействия

Через десять минут я с чашкой кофе возвращаюсь в кабинет и углубляюсь в изучение отчета. Дверь опять открывается. На сей раз это мой помощник. Выглядит он удрученно. "Боюсь, у меня плохие новости, - говорит он. - Помните, вы поручили мне распечатать материалы? Я закрутился и забыл вовремя сдать их в печать. А теперь принтер занят. Что мне делать?"

Сценарная операция : Я могу ответить ему из позиции "Я ОК, ты не ОК". Покраснев, я говорю резким голосом: "Что вам делать ? Выправлять положение, вот что вам делать! Не желаю больше ничего слышать, пока материал не будет лежать на столе, понятно?" При этом пульс у меня повышается и я буквально киплю от возмущения. Когда помощник исчезает, я говорю себе: "Ни на кого в наше время положиться нельзя, все самому делать приходится!" Я избавился от помощника, создавая сценарное "оправдание" своему убеждению в том, что я ОК, а другие - нет.

Взрослая операция : Я отвечаю помощнику; "Что ж, ваша задача состоит в том, чтобы поправить положение. Сейчас у меня срочная работа. Так что поищите возможность распечатать материалы как можно скорее где-нибудь в другом месте. Жду вас к четырем, доложите о результатах". Я вновь склоняюсь над отчетом, давая понять, что разговор окончен. Я избавился от помощника, так что теперь могу заниматься своим делом, причем мы оба остаемся ОК.

Я не-ОК, ты не-ОК: невовлечение во взаимодействие

Раздается телефонный звонок. Звонит супруга из дому: "Произошло нечто ужасное! Лопнула труба, и пока мне удалось отключить воду, залило весь ковер!"

Сценарная операция : В этом случае я могу занять позицию "Я не ОК, ты не ОК". Я говорю себе: "С меня довольно. Это выше моих сил. И на жену положиться нельзя. Все без толку". Я стону в телефонную трубку: "Послушай, это уже выше моих сил. И без того денек выдался, это уж слишком". Не дожидаясь ответа, я кладу трубку. Я чувствую себя выжатым и подавленным. В глубине души я укрепился в своем убеждении, что я и все остальные - не ОК.

Взрослая операция : Решив остаться в состоянии Взрослого, я отвечаю: "Послушай, все уже позади. Подожди, пока я вернусь. А там посмотрим, что мы можем сделать". Я избрал операцию невовлечения .

ОК-УЧАСТОК И ЛИЧНОСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ


Хотя мы постоянно перемещаемся по квадратам Участка, у каждого из нас есть "любимый" квадрат, в котором мы, действуя по сценарию, проводим большую часть времени. Он соответствует занятой нами в детстве основной жизненной позиции.

"Я ОК, ты ОК" - это здоровая позиция. При этом я участвую в жизни и разрешении жизненных проблем. Я действую с целью достижения желаемых для меня выигрышных результатов. Эта единственная из позиций, основанная на реальности. Если в детстве я встал на позицию "Я не-ОК, ты ОК", то скорее всего буду разыгрывать свой сценарий в основном из депрессивной позиции, чувствуя себя ниже других людей. Сам того не сознавая, я буду избирать неприятные мне чувства и поведенческие проявления, "подтверждающие", что свое место в мире я определил верно. Если у меня возникнут проблемы с душевным здоровьем, их скорее всего диагностируют как невроз или депрессию. Если я написал роковой сценарий, его развязкой вероятно будет самоубийство.

Детская позиция "Я ОК, ты не-ОК" означает, что я буду проживать свой сценарий главным образом из оборонительной позиции, пытаясь возвыситься над другими людьми. При этом они скорее всего будут воспринимать меня как подавляющего, бесчувственного и агрессивного человека. Хотя эта позиция нередко называется параноидальной , она также соответствует психиатрическому диагнозу расстройства характера. В проигрышном сценарии третьей степени моя финальная сцена может включать убийство или нанесение увечья другим людям.

Если я в младенчестве занял позицию "Я не-ОК, ты не-ОК", мой сценарий будет разыгрываться преимущественно из бесплодной позиции. Я буду считать, что этот мир и населяющие его люди плохи, равно как и я сам. Если я написал банальный сценарий, красной нитью по нему будет проходить мое халатное отношение к большинству жизненных начинаний. Если у меня роковой сценарий, развязка его, возможно, будет состоять в том, чтобы "обезуметь" и заработать психотический диагноз.

Как и все остальные составляющие сценария, жизненная позиция может быть изменена. Как правило, это происходит только в результате инсайта - внезапного непосредственно-интуитивного осознания своего сценария, - курса терапии или какого-то сильного жизненного потрясения.

Нередко процесс изменения жизненной позиции связан с определенной последовательностью продвижения по квадратам Участка. Если человек первоначально проводит большую часть времени в Я-Т-, его следующей остановкой будет скорее всего Я+Т-. Побыв некоторое время в этом основном теперь для себя квадрате, он перейдет в Я-Т+. Конечная цель состоит в том, чтобы все дольше задерживаться в квадрате Я+Т+, пока он не станет основным местом пребывания.

Может показаться странным, что для перехода из Я+Т- в Я+Т+ людям зачастую нужно пройти через Я-Т+. Но, как свидетельствует терапевтический опыт, Я+Т-нередко оказывается защитной реакцией против Я-Т+. Решая, что "Я ОК, а все остальные не-ОК", младенец утверждается в этой позиции, чтобы защитить себя от болезненного осознания своей приниженности и беспомощности перед лицом родителей. Чтобы действительно стать взрослым, человеку нужно прожить эту детскую боль и освободиться от нее.

***УПРАЖНЕНИЯ С ОК-УЧАСТКОМ

Нарисуйте оси ОК-Участка и надпишите квадраты.

Теперь очертите контур по осям, чтобы показать, сколько времени в среднем вы проводите ежедневно в каждом квадрате. Например, если вы считаете, что большую часть времени находитесь в Я-Т+, несколько меньше в Я+Т+, еще меньше в Я+Т-, а меньше всего в Я-Т-. Франклин Эрнст назвал это "участкограммой ".

При каких обстоятельствах вы склонны входить в каждый из квадратов? Что вы обычно делаете, говорите и чувствуете, когда находитесь в каждом из них?

Из каких состояний Я вы исходите, находясь в каждом квадрате? (Используйте функциональную модель.) Какие состояния Я вы вызываете у других людей?

Какие виды поглаживаний вы производите и получаете в каждом квадрате?

Теперь, после того как вы увидели свою участкограмму, не хотите ли вы в ней что-либо изменить?

Если да, продумайте, как вы можете применять какие-либо из четырех Взрослых операций вместо сценарного реагирования. Выберите по крайней мере одну ситуацию на следующей неделе, в которой можно применить Взрослую операцию, и опробуйте ее. Если вы работаете в группе, сообщите ей о полученном результате.***


Активная жизненная позиция проявляется в разных аспектах жизнедеятельности человека – в учебе, труде, в отношении к делу, в честности и в принципиальности. Занимать в жизни активную позицию непросто. Мало считать себя внутренне принципиальным и честным человеком и таить в себе эту честность и принципиальность, прибегая к ней лишь в удобных и безопасных для себя случаях. Некоторые считают, что: «Я активным буду ровно настолько, насколько мне это выгодно и безопасно. А если невыгодно и небезопасно – подальше от такой активности».

Активная жизненная позиция не начинается с такого-то числа, такого-то месяца, она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни ради общества, в котором он живет и трудится. Его принцип: приносить пользу людям.

Один из наших космонавтов сказал, что «перед каждым человеком альтернатива: просто обеспечить свое существование или считать, что ты создан для чего-то большего».

Почему во все времена люди ценили дерзание, благородство, приоритет дела над сытым довольством, даже над собственной жизнью? Чтобы понять, почему с тонущего корабля сильные мужчины спасают в первую очередь детей и женщин, а не самих себя, надо еще и еще раз вернуться к тому, что жизнь человека и счастье человека – это человеческая жизнь и человеческое счастье. Именно это выделяет человека из животного мира с его уровнем собственно-биологического благополучия.

Истинно по-человечески может быть счастлив лишь тот, кто способен отдавать больше, чем брать. Каждый человек должен как можно раньше понять, а поняв, сделать своим жизненным правилом, что ничего серьезного в жизни нельзя достигнуть без упорного труда. Человек, неудовлетворенный собой, своей работой, своим положением – это человек попросту съест и себя, и ближних своих, а то и попытается найти утешение в водке, в загулах, в самоутверждении грубостью.

Социальная активность – желание действовать среди множества таких, как ты, а не смотреть со стороны, как действуют, суетятся другие. Способствуют социальной активности открытый характер и нужда в людях, и благосклонное к ним отношение, коммуникативность, социальная ответственность и социальные потребности. Социальная активность делает человека социально предприимчивым, социально уверенным.

При правильном определении своего жизненного трудового пути человек и сам будет счастлив, и государству принесет гораздо больше пользы, чем в том случае, если выбор будет ошибочным. Человек должен иметь любимую работу, полезную людям.

Забота о здоровье не есть частное дело

Нельзя думать, что забота о здоровье есть чисто частное дело. Для нашей Родины далеко не безразлично, уйдем ли мы из жизни в 40 лет, когда мы еще только набираем опыт и только частично его отдали другим. Или же мы сможем передать сполна свои знания, опыт следующему поколению. По существу, ранний износ – это есть украденные годы наиболее интенсивного и полноценного труда, создающего богатства для народа. Те, которые создают что-то ценное, они-то как раз и работают до самозабвения, не считаясь со здоровьем. Здоровым может и должен быть каждый. Для этого ничего не требуется, только забота о своем теле, что является необходимым требованием каждого культурного человека.

Чем небрежнее относятся к машине, тем скорее она выходит из строя. А человек?! Для бесперебойной работы органов человека необходим режим, т.е. последовательность труда и отдыха.

Режим имеет большое значение для людей умственного труда, где переутомление приводит к истощению нервной системы. Для предупреждения его необходима смена впечатлений и разрядка.

Хорошую разрядку дает общение с природой, пребывание на свежем воздухе. Можно сходить в кино, театр, пройтись быстрым шагом по улице. В поддержании здоровья и длительной активной жизни большое значение имеет сон, как самый ценный и необходимый отдых;

Наиболее полезным является ночной сон в течении 7–8 часов. Важно сочетать умственный труд с физическим.

Кроме режима труда и отдыха, для сохранения работоспособности человека большое значение имеет также режим питания.

Надо воспитывать сдержанность в еде. Излишний вес говорит о том, что нет должной заботы о культуре тела.

Физическое богатство человека – реальная задача государства. Физическая культура – это противовес нервным потрясениям, современной комфортной, физически неутомительной жизни.

Состояние здоровья определяется резервами, которые можно черпать только из физической культуры и спорта. Нет более трудного соперника у человека, чем он сам. А точнее, чем его лень. Нет такого вида спорта, который не учил бы человека выдержке, силе воли, умению мобилизоваться в самых сложных моментах. Спорт – это самоутверждение человека. Спорт – это средство реализовать свои возможности, а разве не к этому именно стремится человек, желая быть счастливым?

Полноценное качественное питание, ограниченное в количестве и по калорийности. Работоспособность, производительность труда, выносливость, общая активность зависят от содержания в пище витаминов и микроэлементов. Необходима культура питания наряду с повседневной физической нагрузкой.

Жизнь семьи, ее внутренний мир – это очень важная составная часть нашего образа жизни. Общество заинтересовано в прочной, духовной и нравственно здоровой семье. Вопрос о браке, отношениях мужчины и женщины, о детях представляет собой социальную, общегосударственную проблему. Сохранить в этом деле принципиальность, чистоту, высокие моральные устои – это и естьто, к чему должен стремиться каждый человек.

Отсутствие половой культуры и кризисным состоянием интимной жизни можно объяснить неуважение людей друг к другу, хамство, истерический крик как метод доказательства собственной правоты, конфликты дома и на работе, вечный конфликт с самим собой, меняющийся характер сексуальной жизни ставит нравственные проблемы не только перед человеком, но и перед обществом.

Неумение пользоваться контрацептивом – одна из главных причин катастрофического роста нежелательных беременностей и абортов среди подростков.

Каждый сознательный человек должен воспитывать в себе чувство величайшего уважения к таинствам любви а не относиться к любимому человеку только как к источнику физических наслаждений.

Что надо человеку для счастья?

Порука собственного счастья и счастья близких людей – в моральных устоях человека, в его умениях соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями тех, кто его окружает, с потребностями общества.

Таким образом, можно сделать вывод: для счастья человека очень важно единство общественного и личного, наличие у человека большого, интересного дела, которое приносит пользу людям («человек для людей» – вот необходимый компонент), и всего того, что принято называть личным счастьем (дружба, любовь, хорошая семья, дети, крепкое здоровье, благополучие и др.). «Счастье – это когда утром очень хочется идти на работу, а вечером очень хочется идти с работы домой».

Важно, однако, чтобы человек не замыкался в узком мирке своей семьи, своего маленького благополучия, чтобы он умел, в случае необходимости подчинять личное общественному.

В романе Л. Леонова «Русский лес» есть такие слова: «Люди требуют от судьбы счастья, успеха, богатства, а самые богатые из людей не те, кто получал много, а те, кто как раз щедрей всех других раздавал себя людям». Конечно, существуют люди (и их к сожалению немало), которые избирают кратчайший, как они считают, путь к счастью, игнорируют интересы общества и окружающих, сводят роль принципов морали в своей жизни до минимума. Только жизнь рано или поздно наказывает их за это, приводит к жизненному краху, показывает, что они жили не так, избрали призрачный путь, двигаясь по которому нельзя найти настоящее счастье,

Современному человеку очень много нужно для счастья: нужны здоровье и материальные блага, дружба и любовь, семья и коллектив, наука и искусство, физкультура и спорт, радость творчества и мир на Земле, и многое другое.

С первых дней человек становится членом общества. Он вскоре постигает истину: только тот может называться человеком, кто живет для других – живет не только среди людей, но и для людей.

Реферат третий

Студентка

пед. факультета, III курс

И выяснили, что дело в самом человеке и его жизненной позиции . Так почему у одних людей все получается, а у других — нет? В чем секрет успеха ? Мы все ищем какую-то методику, которая поможет нам справиться с проблемами и достичь успеха во всем… Но причины успеха или неуспеха не в методике, а в нашей голове.

Если мы и вправду хотим «прожить жизнь так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» и собрались начинать новую жизнь, то нам нужно сначала «поменять голову», а точнее — жизненную позицию в целом. Именно она играет определяющую роль в том, достигнем ли мы успеха в жизни, а если правильнее — будем ли мы счастливы и удовлетворены.

Жизненная позиция бывает всего двух видов: активная и пассивная. Все успешные и удовлетворенные жизнью люди обладают про-активной (или просто активной ) жизненной позицией. У большинства же из нас жизненная позиция реактивная (или пассивная ) — и именно в ней кроется причина большинства наших несчастий.

Жизненная позиция — это база, фундамент нашей личности и нашего отношения к жизни и к миру. Ее первичное формирование происходит в детстве — под влиянием воспитания и по образу и подобию родителей, но вполне в наших силах ее изменить в сознательном возрасте. Однако, перестроить фундамент, на котором уже построено здание, сложно и боязно, поэтому мало кто на это решается. Тут нужно иметь серьезную мотивацию и быть готовым к преодолению трудностей. Для начала стоит еще раз ответить себе на вопрос: «Хочу ли я на самом деле стать успешным человеком и хозяином своей жизни или обойдусь тем, что есть, зато ничего не меняя и не рискуя?»

Пассивная и активная жизненная позиция — в чем разница?

Реактивная (пассивная) жизненная позиция характеризуется, как ясно из названия, тем, что вся жизнь ее обладателя — и внешняя, и внутренняя, состоит из реакций на внешние обстоятельства. Реакции бывают разные, но суть в том, что они — лишь реакции на что-то, не зависящее от нас. Иногда обстоятельства нас устраивает — и мы радуемся и благодарим небеса. Но чаще они нас не устраивают — и тогда мы начинаем или возмущаться и ругаться, то есть реагируем негативно. Вот так и живем: ждем милости небес, расстраиваемся по причине ее отсутствия и бесконечно оправдываем свои неудачи стечением непреодолимых и неблагоприятных обстоятельств.

Что, как правило, представляют собой наши планы? «Я хочу …!», «Если …, то…» ,»Когда …, то …» Мы — заложники этих если и когда , которые зависят не от нас . Если «повезет», конечно, мы достигнем того, чего хотим, но чаще «не везет»… А что мы сами сделали для того, чтобы достичь желаемого? «Хотеть» и «поставить цель и идти к ней» — это очень разные вещи. И разница в том, что тот, кто идет к цели, действует , а не просто хочет , и ныть, что у него что-то «не получается», ему просто некогда. Если не получается — он ищет свои ошибки, исправляет их и идет дальше.

Конечно, и от обстоятельств многое зависит, но человек с активной жизненной позицией всего лишь принимает обстоятельства во внимание, учитывает их, прокладывая свой маршрут. Источник его цели и начало пути к ней — в нем самом, а в обстоятельствах он видит возможности для реализации своих планов, вырабатывая эффективный план своих действий. Если он попал в ситуацию, которая его не устраивает, он анализирует, почему он в нее попал (свои ошибки) и думает, как ему из нее выйти.

Многие наши обстоятельства случились с нами не по воле злой судьбы, а потому что они нам зачем-то нужны. Мы их бессознательно выбрали , и они нам даже нравятся . Даже если нам кажется, что нам это не так. Нравится может не само то, что происходит, а неявный бонус , который мы получаем попутно.

Например, мы встряли в деструктивные отношения. Плохо, но зато можно ныть, истерить, срываться на близких, есть сладкое, пить… — кто во что горазд, а главное, можно ничего не решать и не делать! Ибо что мы можем сделать в таких ужасных обстоятельствах? Вот этот-то комфорт бездействия и безответственности нас часто и привлекает, причем настолько, что мы порой готовы платить за него очень высокую цену…

А как быть с теми несчастьями, которые уж точно никак не связаны с нашим выбором? Да, обстоятельства бывают очень жесткие, и не всегда мы их выбираем. окружающая реальность по большей части вообще от нас не зависит. Но есть еще и мы сами и наши отношения с реальностью. Проактивный человек ее видит трезво, а цели ставит реально достижимые в имеющихся обстоятельствах. И относится он к этим обстоятельствам совсем по другому — как к возможности, а не как к «наказанию» или «злому року». Помните поговорку: «Кто хочет сделать — ищет способа, а кто не хочет — повода»?

Как сформировать активную жизненную позицию?

Различия между активной и пассивной жизненной позицией, как видно, лежат в области ответственности за себя и свою жизнь. Проактивный человек берет ее на себя, реактивный — все время норовит переложить на кого-то или что-то. Значит, все, что нужно сделать для формирования активной жизненной позиции и отказа от пассивной, в общих чертах сводится к двум пунктам:

  1. Взять на себя ответственность за то, что сейчас с нами происходит и происходило раньше. Разумеется, только то, что реально зависело от нас: наши выборы, решения, чувства, мысли, действия, реакции. За погоду, пробки, поведение и состояние других людей мы ответственности нести не можем.
  2. Взять на себя ответственность за свое будущее — опять-таки в том, что мы сами строим из своей жизни.

Принятие ответственности — первый шаг к проактивной жизненной позиции. Однако, взять эту самую ответственность — не такая простая задача для того, кто с детства привык ее избегать и вырос среди таких примеров… Ее даже увидеть не всегда получается, и еще хуже — человек постоянно путает свою ответственность с чужой, «чувствуя» ответственность за то, что от него никак не зависит и одновременно не отвечая за себя. Предлагаю следующий план для смены пассивной жизненной позиции на активную:

Алгоритм формирования активной жизненной позиции

  1. Первый пункт самый сложный: найти свою ответственность за свою жизнь. Слишком «очевидно», что «виновато» в нашем положении правительство, экология, начальник, родители, муж / жена, квартирный вопрос, время такое… В чем же наша-то ответственность? — Например, в том, что мы ничего не делали, а просто плыли по течению, принимая то, что оно несет. Я встречала людей, которые в 50 лет оправдывали свои неудачи тем, что их родители не так воспитали! Хочется спросить: «А где ты -то был последние 35 лет после того, как родители тебя воспитывали?» Причем ведь не может человек совсем ничего не делать, даже абсолютное бездействие — это тоже наш выбор , который имеет последствия. И выбор у нас всегда был и остается.
  2. Признать свою ответственность за то, как мы относимся к обстоятельствам нашей жизни. Если они вызывают у нас депрессию, возмущение или еще какой вид , и мы поглощены переживанием этих эмоций — то все ясно, эти обстоятельства нам нравятся! Признаемся себе в этом честно. Чтобы признаться было легче, можно прочитать книгу Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» — очень хорошо прочищает мозги. Наша реакция — это тоже наш выбор, и это надо постараться признать. На одни и те же обстоятельства люди реагирует по-разному, так что не надо больше говорить, что «Меня довели» или «Я не мог иначе». И если бы мы в свое время реагировали иначе в сотне случаев, то мы имели бы сейчас совсем другие обстоятельства… Подумаем об этом в красках. Чувствуете, как окрыляет сознание своей свободы и того, что от вас все зависит? Человеку очень не комфортно чувствовать себя жертвой, даже если он всю жизнь так чувствовал.
  3. После того, как удалось признаться в том что мы — виновники того, что с нами происходит и происходило, не стоит тратить силы на то, чтобы ругать себя последними словами и, опять же, впадать в депрессию от своей никчемности. Наоборот, все негативные эмоции лучше выбросить, а жалость к себе — в первую очередь. Слезами горю не поможешь. С этой привычкой непросто справиться, но возможно. Причем, не надо пытаться побороть в себе эту жалость или гнев — от внимания такие эмоции только разрастаются. Энергию лучше направить на более конструктивный вопрос: «Что теперь делать?» Теперь, когда мы осознали свою свободу в выборе реакции, мы можем поискать положительные моменты и возможности в обстоятельствах. И вот мы уже задумываемся о будущем.
  4. Следующий очень важный вопрос: Чего мы хотим? Не «хотелось бы дачу на Мальдивах…», а реально — чего? А принимая во внимание то, что этого придется достигать, прилагая ряд усилий и принося определенные жертвы? — Просто так ведь ничего не бывает. Еще одна черта реактивной позиции — «хотеть, чтобы у нас все было, а нам за это ничего не было». Именно за счет этой нашей любви к «халяве» живут десятки и сотни тысяч мошенников, которых сейчас столько развелось. Они предлагают легкое решение всех наших проблем — и решают таким образом свои. А наши проблемы не решаются — зато у нас появляется повод возмущаться их нечестностью и жалеть себя бедненького, которого опять «кинули»… Но согласитесь, если у нас, например, есть здоровье (обстоятельства) и мы хотим стать олимпийским чемпионом, то нам придется приготовится к тому, что нас ждут годы изнурительных тренировок — иначе никак. Почему же в других областях жизни должно быть по-другому?
  5. Определившись с желаниями, трансформируем их в цели. Здесь возникает еще один важный вопрос: «Что мы готовы сделать и чем пожертвовать для достижения своих целей?» Готовы ли мы дополнительно учиться и работать, чтобы разбогатеть, например? В обстоятельствах, в которых мы находимся, у нас есть два пути: потрудиться для создания других обстоятельств или научиться с жить и радоваться с имеющими (для чего тоже придется потрудиться). Может, мы выберем второй путь — главное, что это наш выбор. И мы уже не чувствуем себя жертвой и не имеем морального права ныть. Зато можем подумать над тем, что мы можем сделать для того, чтобы что-то изменить в лучшую сторону — наладить или порвать отношения, например. Главное — определиться с целями. Успешный человек, который сам строит свою жизнь, имеет план этого строительства — без плана ничего построить нельзя.

Описать в одной статье все нюансы того, чем отличается активная и пассивная жизненная позиция и как поменять одну на другую, конечно, нереально. Но надеюсь, что мне удалось хотя бы в общих чертах прояснить этот вопрос. Формирование активной позиции происходит исключительно в нашей голове — путем осознания и принятия на себя ответственности. В принципе, это единовременный акт, но углубление позиции и перестройка привычных реакций займет какое-то время.

Тут очень могут помочь различные книги и даже тренинги успеха. Они все говорят по сути одно и тоже, но пока мы не усвоили эту философию как «свою родную», нам необходимо повторение и разъяснение. И только после того, как мы укрепимся в активной жизненной позиции , приняв на себя ответственность за свою жизнь и обозначив свои цели, можно начинать искать конкретные методики, которые помогут нам эффективнее этих целей достичь, или создавать для себя методики самим — это уж кому как нравится. Успехов вам! До новых встреч !

© Надежда Дьяченко

Сегодня о связи Вашей жизненной позиции и 4 типами пассивного поведения в ответ на жизненные ситуации. Добавка к вебинару где рассматривалась связь между позициями в жизни, ролями в драматическом треугольнике и психологическими играми.

4 типа психологической пассивности.

Пассивное поведение — это избегание жизненных трудностей, не эффективный способ поведения в конфликтах и спорах.

Психологическая пассивность напоминает поведение страуса, когда мы неосознанно прячем голову в песок, думая, что это самый безрпасеый способ поведения в проблемных ситуациях.

4 типа пассивного поведения и жизненная позиция.

Давайте рассмотрим связь с 4 типами пассивного реагирования на проблему.

А как Вы реагируете на проблему?

ТЕСТ.

Прочтите описание 4-х типов реагирования на проблему и определите, какое пассивное поведение относится к Вам.

По типу пассивного поведения на диаграмме (см. рисунок «Пассивность и Жизненные Позиции») выявите какую жизненную позицию Вы обычно занимаете в конфликте.

Какую позицию занимаете в конфликтах?

4 типа пассивного поведения.

1 тип пассивности. НИЧЕГОНЕДЕЛАНИЕ.

Или нулевая реакция на проблему. Абсолютно ничего не чувствовать, не думать и не делать . Нередко это происходит, если люди парализованны опасностью. Однако ничегонеделание бывает и привычной реакцией на любую проблему. Выжидательная позиция.

ПРИМЕР

Люди среднего и пожилого возраста, которые всеми силами сопротивляются обучению работе на компьютерах и в сети Интернет.

Женщина, которая во время конфликта со свекровью молчит, напряженно сжав зубы.

Соответствует жизненной позициям БЕЗНАДЕЖНОСТЬ и НЕАДЕКВАТНОСТЬ.

2 тип пассивности. СВЕРХАДАПТАЦИЯ.

Под этип типом пассивного реагирования понимается «слишком покорное» соблюдение правил или предписаний, исходящих от других людей, которое избавляет нас от ответственности думать самостоятельно.

ПРИМЕР

Работник, который послушно исполняет все указания руководства, не особо понимая, что он собственно делает и зачем.

Ребенок, который кивает на все замечания родителей с отсутствующим лицом.

Соответствует жизненной позиции НЕАДЕКВАТНОСТЬ.

3 тип пассивности. ВОЗБУЖДЕНИЕ.

Бессознательно осуществляемая интенсивная деятельность, лишенная конструктивных целей , вместо попыток решения проблемы. Или попросту суета ради суеты. Шума много, а дела нет. Например, когда мы возбужденно барабаним пальцами по столу во время трудного разговора.

ПРИМЕР

Офисный работник, который принимает в штыки любые изменения заведенного распорядка, не предлагая при этом никаких альтернатив.

Мужчина, который бурно высказывает претензии в магазине, истерично кричит и краснеет.

Соответствует жизненной позиции АГРЕССИЯ.

4 тип пассивности. РАЗРУШИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Степень выражения мыслей и чувств, непропорциональных, вызвавших их причинам. Физическое насилие над невинным человеком, который и знать не знает о том, что «виноват».

ПРИМЕР

Алкоголик, бросающийся с кулаками на социального работника, который предлагает тому записаться на лечебный курс.

Мама, которая избивает ребенка за плохие оценки, а потом заливает чувство вины пивом.

Соответствует жизненной позиции БЕЗНАДЕЖНОСТЬ.

Следствия пассивного поведения по жизни.

Психологическая пассивность всегда приводит к негативным последствиям — прежде всего для самого человека, но нередко, и для окружающих его людей.

Нежелательные эффекты пассивного поведени могут быть самыми разнообразными: к их числу относятся «неразрешимые проблемы» , низкая эффективность исполнения, различные виды зависимости и негативные состояния, несчастные случаи, болезни и даже смерть.

Опрос. Типы пассивного реагирования в конфликте.

Выберите 1 или 2 варианта из предложенных. Будьте честны перед собой. Как Вы реагируете, как ведете себя во время конфликта?

Комментировать статью, значит осознавать.

В комментариях к статье , приведите примеры из жизни одного или нескольких типов пассивного поведения. Какие чувства Вы испытываете, когда вспоминаете о них?

Поделитесь информацией с друзьями!

Прочитайте лучшие материалы психолога счастья на эту тему!

  • В прошлом посте я открыл тему работы со своими сновидениями. А чтобы работать со сном - необходимо сперва его вспомнить, правда? Сегодня еще 3 […]
  • Как и обещал буду пополнять рубрику "Дед Мороз Бесплатно" несколько раз в неделю, чтобы в преддверии Нового Года Ваши желания исполнялись […]
  • Оценочное отношение. Игра Родитель — Ребенок. Многие мои клиенты функционируют на уровне Родителя. Проявляя оценочное отношение к другим людям и к себе. На самом деле они переносят внутреннюю […]
  • Ты само совершенство, ты само идеал? Драйвер "Будь совершенным" или синдром отличника очень распространенное явление в сценарии жизни многих […]