Каковы основные отличия католической и православной церкви. Религия католицизм: отличие православия от католицизма, католицизм и протестантизм

Официально разделение христианской церкви на Восточную (Православную) и Западную (Римско-Католическую) случилось в 1054 году, при участии папы Льва IX и патриарха Михаила Керулария. Оно стало финалом в противоречиях, давно назревших между двумя религиозными центрами распавшейся к V веку Римской империи – Рима и Константинополя.

Между ними наметились серьёзные разногласия как в области догматики, так и в части организации церковной жизни.

После перенесения столицы из Рима в Константинополь в 330 году на первый план в общественно-политической жизни Рима стало выдвигаться духовенство. В 395 году, когда империя фактически распалась, Рим стал официальной столицей западной ее части. Но политическая нестабильность вскоре привела к тому, что фактическое управление этими территориями оказалось в руках епископов и папы.

Во многом это стало поводом для притязаний папского престола на главенство над всею христианской Церковью. Притязания эти были отвергнуты Востоком, хотя с первых веков христианства авторитет римского папы на Западе и на Востоке был очень велик: без его одобрения не мог открываться и закрываться ни один вселенский собор.

Культурные предпосылки

Историки Церкви отмечают, что в западных и восточных областях империи христианство развивалось по-разному, под мощным влиянием двух культурных традиций – эллинской и римской. «Эллинский мир» воспринял христианское учение как определенную философию, открывающую путь единения человека с Богом.

Этим объясняется обилие богословских трудов отцов Восточной Церкви, направленных на осмысление этого единения, достижения «обожения». В них часто видно влияние греческой философии. Такая «богословская пытливость» иногда приводила к еретическим уклонениям, которые отвергались Соборами.

Мир же римского христианства, по выражению историка Болотова, испытал «воздействие романского на христианское». «Римский мир» воспринял христианство в более «юридически-правовом» ключе, методично созидая Церковь как своеобразный общественно-правовой институт. Профессор Болотов пишет, что римские богословы «поняли христианство как богооткровенную программу общественного устройства».

Римскому богословию был присущ «юридизм», в том числе – в отношении Бога к человеку. Выражался он в том, что добрые дела понимались здесь как заслуги человека перед Богом, а покаяния было недостаточно для прощения грехов.

Позже сформировалась концепция искупления по примеру Римского права, которая полагала в основание отношений Бога и человека категории виновности, выкупа и заслуг. Эти нюансы породили различия в догматике. Но, помимо этих различий – также банальная борьба за власть и личные претензии иерархов с обеих сторон в итоге стали причиной разделения.

Основные отличия

На сегодняшний день католицизм имеет много обрядовых и догматических отличий от православия, но мы рассмотрим самые важные.

Первое отличие состоит разном понимании принципа единства Церкви. В Православной церкви нет единого земного главы (главой её считается Христос). В ней есть «предстоятели» - патриархи поместных, независимых друг от друга Церквей – Русской, Греческой, и т.д.

Католическая же церковь (от греческого «кафоликос» - «всеобщий») одна, и основанием своего единства считает наличие видимого главы, коим является Папа. Этот догмат называется «примат (первенство) Папы Римского». Мнение Папы Римского по вопросам веры признаётся католиками «непогрешимым» - то есть, безошибочным.

Символ веры

Также католическая церковь добавила к тексту Символа Веры, принятому на Никейском Вселенском Соборе, фразу об исхождении Святого Духа от Отца и Сына («филиокве»). Православная церковь признаёт исхождение только от Отца. Хотя отдельные святые отцы Востока признавали «филиокве» (например, Максим Исповедник).

Жизнь после смерти

Помимо этого в католицизме принят догмат о чистилище: временном состоянии, в котором пребывают после смерти души, не готовые к раю.

Дева Мария

Важным расхождением также является то, что в католической церкви есть догмат о Непорочном зачатии Девы Марии, утверждающий изначальное отсутствие в Богородице первородного греха. Православные, прославляя святость Божьей Матери, считают, что он Ей был присущ, подобно всем людям. Также этот католический догмат вступает в противоречие с тем, что Христос был наполовину человеком.

Индульгенция

В средние века в католицизме оформилось учение о «сверхдолжных заслугах святых»: «запасе добрых дел», которые совершили святые. Церковь распоряжается этим «запасом», дабы восполнить недостаток «добрых дел» раскаявшихся грешников.

Отсюда выросло учение об индульгенциях – освобождении от временного наказания за грехи, в которых человек покаялся. В эпоху Возрождения бытовало неверное понимание индульгенции как возможности отпущения грехов за деньги и без исповеди.

Целибат

Католицизм запрещает брак священнослужителям (целибатное священство). В Православной церкви брак запрещен лишь для монашествующих священников и иерархов.

Внешняя часть

Что касается обрядов, то в католицизме признается как богослужение латинского обряда (месса), так и византийского (у грекокатоликов).

Литургия в Православной церкви служится на просфорах (квасном хлебе), католическое богослужение – на пресном хлебе (опресноках).

У католиков практикуется Причащение под двумя видами: только Телом Христовым (для мирян), и Телом и Кровью (для священнослужителей).

Крестное знамение католики полагают слева направо, православные – наоборот.

Постов в католицизме меньше, и они мягче, чем в православии.

В католическом богослужении используется орган.

Несмотря на эти и другие расхождения, которые накапливались веками, у православных и католиков очень много общего. Более того – что-то было заимствовано католиками с Востока (например, учение о вознесении Богородицы).

Почти все поместные православные церкви (кроме Русской) живут, как и католики, по григорианскому календарю. Обе конфессии признают Таинства друг друга.

Разделение Церкви – историческая и непреодоленная трагедия христианства. Ведь Христос молился о единении Своих учеников, коими являются все, кто стремится исполнять Его заповеди и исповедует Его Сыном Божиим: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино - да уверует мир, что Ты послал Меня».

Ника Кравчук

Чем Православная Церковь отличается от Католической

Православная Церковь и Католическая Церковь — две ветки христианства. Обе берут свое начало от проповеди Христа и апостольских времен, чтут Пресвятую Троицу, поклоняются Богоматери и святым, имеют одинаковые таинства. Но между этими церквями существует множество отличий.

Самых принципиальных, догматических различий, пожалуй, можно выделить три.

Символ веры. Православная Церковь учит, что Святой Дух исходит от Отца. У Католической Церкви существует так называемое «филиокве» — добавление «и Сына». То есть католики утверждают, что Святой Дух исходит от Отца и Сына.

Почитание Божьей Матери. У католиков существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, в соответствии с каким Богоматерь не унаследовала первородного греха. Православная Церковь говорит, что от первородного греха Мария освободилась с момента зачатия Христа. Также католики верят в то, что Богоматерь вознеслась на небо, поэтому они не знают такого чтимого в православии праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Догмат о непрогрешимости Папы Римского. Католическая Церковь верит в то, что учение по вопросам веры и морали, произнесенное Папой ex cathedra (с кафедры), является безошибочным. Папа Римский исполняется Святого Духа, поэтому он не может допускать ошибки.

Но существует и много других отличий.

Целибат. В Православной Церкви есть черное и белое духовенство, второму соответственно положено иметь семьи. Католическое духовенство дает обет безбрачия — целибат.

Брак. Католическая Церковь считает его священным союзом и не признает разводы. Православие допускает разные обстоятельства.

Крестное знамение. Православные крестятся тремя пальцами, слева направо. Католики — пятью и справа налево.

Крещение. Если в Католической Церкви положено только поливать крещаемого водой, то в православной — окунать с головой. В православии таинства крещения и миропомазания совершаются в тот же момент, а у католиков миропомазания осуществляются отдельно (возможно и в день Первого Причастия).

Причащение. Православные во время этого таинства вкушают хлеб из заквашенного теста, а католики — с пресного. Кроме этого, Православная Церковь благословляет причащать детей с самого раннего возраста, а в католичестве этому предшествуют катехизация (обучение христианской вере), после нее большой праздник — Первое причастие, которое попадает где-то на 10-12-й год жизни ребенка.

Чистилище. Католическая Церковь, кроме ада и рая, признает и специальное промужеточное место, в котором душа человека еще может очиститься для вечного блаженства.

Устройство храма. В католических храмах установлен орган, относительно меньше икон, зато еще есть скульптуры и много мест для сидения. В православных храмах много икон, росписей, молиться принято стоя (есть лавочки и стульчики для тех, кому надо сидеть).

Вселенскость. Каждая из Церквей имеет собственное понимание вселенскости (кафоличности). Православные считают, что Вселенская Церковь воплощена в каждой поместной Церкви во главе с епископом. Католики уточняют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью.

Соборы. Православная Церковь признает сем Вселенских Соборов, а Католическая — 21.

Многих беспокоит вопрос: могут ли объединиться обе церкви? Таковая возможность есть, но как быть с отличиями, какие существуют на протяжении многих веков? Вопрос остается открытым.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Когда люди только приходят в храм, текст богослужений для них кажется совсем непонятным. «Елицы оглашенные, изыдите», - дает возглас священник. Кого он имеет в виду? Куда идти? Откуда вообще появилось такое название? Ответы на эти вопросы нужно искать в истории Церкви.

…Завтра утром священник даст мне маленькое,
кругленькое, тонкое, холодное и безвкусное печенье.
К.С. Льюис «Боль утраты. Наблюдения» («Горе изнутри»).
Было нашим оружие слово –
Мы его омочили во вражьей крови…
Л. Бочарова, «Inquisitia»

Это сводная таблица различий православия и католичества. Здесь показаны только основные, «видимые» различия – то есть те, о которых может знать (и с которыми может столкнуться) обыкновенный прихожанин.

Конечно, у православия с католичеством существует множество других расхождений. От принципиальных, как пресловутый догмат о «Filioque», до мелких, почти смешных: например, мы никак не можем договориться, пресный или квасной (дрожжевой) хлеб следует использовать в таинстве Причастия. Но такие различия, прямо не влияющие на жизнь прихожан, в таблицу не включены.

Критерий сравнения Православие Католичество
Глава церкви Сам Христос. Земной церковью управляет патриарх, но серьезные решения принимаются Синодом (собранием митрополитов), а самые важные, особенно по вопросам веры, – Собором (собранием священников-делегатов от всей Церкви). Папа, «vicarius Christi», т.е. наместник Христа. Обладает полной едино-личной властью, причем как церковной, так и вероучительной: его суждения по вопросам веры принципиально верны, неоспоримы и имеют догматическую силу (силу закона).
Отношение к заветам древней Церкви Их надо выполнять. Потому что это способ духовного роста, который да-ли нам святые отцы. Если обстоятельства изменились и заветы не работают – их разрешается не выполнять (см. следующий пункт). Их надо выполнять. Потому что это законы, которые установили святые отцы. Если обстоятельства изменились и законы не работают – их отменяют (см. следующий пункт).
Как решаются сложные и спорные вопросы Священник (архиерей, Собор) принимает решение для данного конкретного случая. Предварительно помолившись Богу о ниспослании разума и открытии воли Божией. Священник (архиерей, Собор, Папа) ищет соответствующий закон. Если подходящего закона нет – священник (архиерей, Собор, Папа) принимает новый закон для данного случая.
Совершение церковных Таинств и роль священ-ника Таинства совершает Господь. Священник просит за нас перед Господом, и по его святым молитвам Господь снисходит к нам, совершая Таинства силою Своею. Главное условие действительности Таинства – искренняя вера приступающих. Таинства совершает сам священник: он имеет в себе «запас» Божествен-ной силы и оделяет ею в Таинствах. Главное условие действительности Таинства – его правильное совершение, т.е. выполнение в точности по канону.
Безбрачие священников (целибат) Обязательно для монахов и архиереев (высших священников). Обычные священники могут быть как монаха-ми, так и женатыми. Безбрачие обязательно для всех священнослужителей (и монахов, и священников всех ступеней).
Отношение к разводу, возможность развода мирян Развод – это разрушение Таинства, признание греха разводящихся и ошибки Церкви (раз она прежде благословила их брак). Поэтому развод допускается в исключительных случаях, по особым обстоятельствам, с разрешения архиерея, и только для мирян (т.е. для женатых священников развод запрещен). Развод был бы разрушением Таинства, признанием греха разводящихся, ошибки священника (см. выше про совершение Таинств) и всей Церкви. Это невозможно. Поэтому развод невозможен. Однако в исключительных случаях возможно при-знание брака недействительным (dispensatio) – т.е. как будто бы брака вообще не было.
Организация богослужения:

а)Язык б)Пение в)Длительность г)Поведение верующих

а)Служба идет на родном языке или его древнем варианте (как церковно-славянский). Язык близок, в основном понятен. Верующие молятся вместе и являются соучастниками богослужения.

б)Используется только живое пение. в)Службы длинные, тяжелые. г)Верующие стоят. Это требует усилий. С одной стороны, не дает расслабляться, с другой – человек быстрее устает и отвлекается.

а). Служба идет на латыни. Язык не понятен большинству присутствующих. Верующие следят за ходом службы по книге, но молятся индивидуально, каждый сам по себе.

б)Используются органы. в)Службы средней продолжительности. г)Верующие сидят. С одной стороны, так легче сосредоточиться (не мешает усталость), с другой – сидячая поза провоцирует расслабиться и просто наблюдать за службой.

Правильное построение молитвы Молитва «умно-сердечная», то есть спокойная. Запрещено представлять себе всякие образы и, тем более, специально «распалять» чувства. Даже искренние и глубокие чувства (как раскаяние) не следует выражать демонстративно, при всех. В целом, молитва должна быть благоговейной. Это обращение к Богу мыслью и духом. Молитва горячая, эмоциональная. Рекомендуется представлять себе видимые образы, подогревать свои эмоции. Глубокие чувства можно выражать внешним образом. Как результат – молитва эмоциональная, экзальтированная. Это обращение к Богу сердцем и душой.
Отношение к греху и заповедям Грех – это болезнь (или рана) души. А заповеди – предупреждения (или предостережения): «не делай того-то, а то сам себе навредишь». Грех – это нарушение законов (заповедей Божиих и установлений Церкви). Заповеди – это и есть законы (т.е. запреты): «не делай того-то, а то будешь виноват».
Прощение греха и смысл исповеди Грех прощается через покаяние, когда человек приносит Богу искреннее раскаяние и просьбу о прощении. (И намерение впредь бороться с грехом, конечно.) Кроме дарования прощения, задача исповеди – определить, почему человек согрешил и как помочь ему избавиться от греха. Грех прощается через «сацисфакцио», т.е. искупление Богу. Раскаяние необходимо, но может быть не глубоким; главное же – потрудиться (или понести наказание) и таким образом «отработать» Богу грех. Задача исповеди – определить, как именно человек согрешил (т.е. что нарушил) и какое наказание должен понести.
Посмертие и судьба грешников Умершие проходят через мытарства – «полосу препятствий», где испытываются в грехах. Святые проходят легко и восходят в рай. Подверженные грехам задерживаются на мытарствах. Великогрешники не проходят и низвергаются в ад. Умерший оценивается по сумме земных дел. Святые сразу попадают в рай, великогрешники – в ад, а «обычные» люди – в чистилище. Это место скорби, где душа какое-то время несет наказание за грехи, не искупленные при жизни
Помощь умершим По молитвам родных, знакомых и Церкви часть грехов душе грешника может быть прощена. Поэтому молитва облегчает прохождение мытарств. Мы верим, что по горячим молитвам Церкви и святых отцов возможно даже освобождение души из ада. Молитва облегчает тяжесть мучений в чистилище, но не сокращает их срок. Сократить срок можно за счет святых дел других людей. Это возможно, если Папа Римский передаст их «лишние» заслуги грешнику (так называемая «сокровищница заслуг»), например с помощью индульгенции.
Отношение к младенцам Младенцев крестят, миропомазывают и причащают. Православные верят, что благодать Господня дается и младенцам, и помогает им, даже если они пока еще не понимают высокого смысла Таинств. Младенцев крестят – но не миропомазывают и не причащают до сознательного возраста. Католики считают, что человек должен стать достойным Таинств, т.е. вырасти и осознать, какую благодать при этом получает.
Отношение к единоверцам «Все люди – братья». Православные склонны к общинности (кеновии). «Каждый ценен сам по себе». Католики склонны к индивидуализму (идиоритмии).
Отношение к Церкви Церковь – это семья, где главное – любовь. Церковь – это государство, где глав-ное – закон.
Итог Православие – это жизнь «от сердца», т.е. в первую очередь – по любви. Католичество – это жизнь «от головы», т.е. в первую очередь – по закону.

Примечания.

  • Заметим, что в определенные моменты православной службы (например, при дли-тельных чтениях) прихожанам разрешено сидеть.
  • Если посмотреть на построение молитвы, то видно, что у «сердечных» православных молитва «умная», а у «умных» католиков – «сердечная». Это (кажущееся противоречие) можно объяснить так: мы молимся не тем, чем живем в повседневности. Поэтому православное обращение к Богу – «умное», православная молитва – трезвая, «в православной мистике нужно очистить ум и потом свести его в сердце» (не строго богословская, но довольно точная формулировка С. Калугина). У католиков же наоборот, обращение к Богу – «сердечное», молитва – эмоциональная, в католической мистике нужно сначала очистить свое сердце, а потом из него всецело проникнуться духом Божественной любви.
  • Миропомазание – Таинство Церкви, в котором человеку дается благодать Святого Духа путем помазывания особым святым маслом, миром. Совершается один раз в жизни (кроме царей в прежние времена, которых также помазывали на царство). У православных Миропомазание соединено с Крещением, у католиков совершается отдельно.
  • Вообще, отношение к младенцам – очень показательный пример разницы между православием и католичеством. Ведь и православные, и католики согласны, что младенцы (дети до 7 лет) – безгрешны. Но выводы мы делаем прямо противоположные. Православные считают, что раз младенцы безгрешны, их можно (и нужно!) миропомазывать и причащать: это не будет оскорблением Богу, а младенец получит Его благодать и помощь. Католики же считают, что раз младенцы безгрешны, их не нужно миропомазывать и причащать: ведь они же и так безгрешны, по определению!

Все три разделяют основополагающие принципы христианства: принимают Никейский символ веры, принятый первым Собором Церкви в 325 году, признают Святую Троицу, верят в смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа, в Его божественную сущность и грядущее пришествие, принимают Библию как Слово Божье и соглашаются, что покаяние и вера необходимы, чтобы иметь вечную жизнь и избежать ада, не признают свидетелей Иеговы и мормонов христианскими церквами. Ну еще, у католиков и протестантов еретиков беспощадно жгли на кострах.

А теперь в таблице смотрите некоторые отличия из тех, что удалось найти и понять:

Православие Католицизм Протестантизм
(и лютеранство)

Источник веры

Библия и жития святых

Только Библия

Доступ к Библии

Мирянам Библию читает священник и трактует ее, согласно постановлениям церковных соборов, др. словами, по священному преданию

Каждый человек читает Библию сам и может сам трактовать истинность своих идей и поступков, если найдет подтверждение в Библии. Допускается перевод Библии

Откуда исходит
Святой Дух

Только от Отца

От Отца и Сына

Священник

Не выбирается народом.
Могут быть только мужчины

Выборный народом.
Может быть даже женщина

Глава Церкви

Патриарх имеет
право на ошибку

Непогрешимость и
диктат Римского Папы

Главы нет

Ношение сутаны

Носят богатые наряды

Обычная скромная одежда

Обращение к священнику

«Батюшка»

“Отец”

Нет обращения “отец”

Обет безбрачия

Нет

Есть

Нет

Иерархия

Есть

Нет

Монастырь

Как высшее проявление веры

Их нет, люди сами рождены учится, размножаться и стремиться к успеху

Богослужение

С соборах, храмах и церквях

В любом здании. Главное -присутствие Христа в сердце

Открытость престола при богослужении

Закрыты иконостасом с царскими вратами

Относительная открытость

Открытость

Святые

Есть. Человека можно судить по его делам

Нет. Все равны, а человека можно судить по его мыслям, а это право только Бога

Крестное знамение
(жест, изображающий крест движением руки)

Вверх-вниз-
справа-слева

Вверх-вниз-
слева-справа

Вверх-вниз-слева-справа,
но жест не считается обязательным

Отношение
к Деве Марии

Непорочное зачатие отвергается. Ей молятся. Не признают явление Девы Марии в Лурде и в Фатиме истинными

Ее непорочное зачатие. Она безгрешна и ей молятся. Признают явление Девы Марии в Лурде и в Фатиме истинным

Она не безгрешна и ей не молятся, как и другим святым

Принятие решений Семи Вселенских Соборов

Следуют свято

Считают, что были ошибки в решениях и следуют только тем, что соответствуют Библии

Церковь, общество
и государство

Концепция симфонии духовной и светской властей

Историческое стремление к верховенству над государством

Государство вторично по отношению к обществу

Отношение к мощам

Молятся и почитают

Не считают, что в них есть сила

Грехи

Отпускаются священником

Отпускаются только Богом

Иконы

Есть

Нет

Интерьер церкви
или собора

Богатое убранство

Простота, нет статуй, колоколов, свечей, органа, алтаря и распятия (лютеранство это оставило)

Спасение верующего

"Вера без дел мертва"

Приобретается и верой, и делами, особенно, если человек заботится об обогащении церкви

Приобретается личной верой

Таинства

Причащение с младенчества. Литургия на квасном хлебе (Просфора).
Миропомазание - сразу после крещения

Причащение с 7-8 лет.
Литургия на пресном хлебе (Гостия).
Миропомазание - после достижения сознательного возраста

Только крещение (и причащения в лютеранстве). Верующим человека делают его следование 10 заповедям и безгреховные помыслы

Крещение

В детстве путем погружения

В детстве путем окропления

Должно идти только с покаянием, поэтому детей не крестят, а если крестят, то во взрослой жизни следует креститься вновь, но с покаянием

Судьба

В Бога верь, а сам не плошай. Есть жизненный путь

Зависит от человека

Каждому предопределена еще до рождения, тем самым оправдывались неравенство и обогащения отдельных лиц

Развод

Нельзя

Нельзя, но если привести довод, что намерения жениха/невесты были ложные, то можно

Можно

Страны
(в % от численности всего населения страны)

Греция 99.9%,
Приднестровье 96%,
Армения 94%,
Молдавия 93%,
Сербия 88%,
Юж. Осетия 86% ,
Болгария 86%,
Румыния 82%,
Грузия 78%,
Черногория 76% ,
Беларусь 75%,
Россия 73%,
Кипр 69%,
Македония 65%,
Эфиопия 61%,
Украина 59%,
Абхазия 52%,
Албания 45%,
Казахстан 34%,
Босния и Герцеговина 30%, Латвия 24%,
Эстония 24%

Италия,
Испания,
Франция,
Португалия,
Австрия,
Бельгия,
Чехия,
Литва,
Польша,
Венгрия,
Словакия,
Словения,
Хорватия,
Ирландия,
Мальта,
21 государство
Лат. Америки,
Мексика, Куба
50% жителей
Германии, Нидерландов,
Канады,
Швейцарии

Финляндия,
Швеция,
Норвегия,
Дания,
США,
Великобритания,
Австралия,
Новая Зеландия.
50% жителей
Германии,
Нидерландов,
Канады,
Швейцарии

Какая вера лучше? Для развития государства и жизни в удовольствие - протестантизм более приемлем. Если же человеком движет мысль о страдании и искуплении - то православие и католицизм. Каждому свое.

Библиотека "Россиянки"
Что такое буддизм


Публикация всех статей и фотографий с этого сайта разрешается только с прямой ссылкой на .
Звоните в Гоа: +91 98-90-39-1997, в России: +7 921 6363 986.

ОТЛИЧИЯ ПРАВОСЛАВИЯ ОТ КАТОЛИЦИЗМА

Католицизм и православие, как и протестантизм - направления одной религии - христианства. Несмотря на то, что и католицизм, и православие относятся к христианству, между ними есть существенные отличия.

Поводом для раскола христианской Церкви на Западную (католицизм) и Восточную (православие) стал политический раскол, произошедший на рубеже VIII-IXвеков, когда Константинополь потерял земли западной части Римской империи. Летом 1054 года посол Папы Римского в Константинополе - кардинал Гумберт предал анафеме византийского патриарха Михаила Кирулария и его последователей. Через несколько дней в Константинополе состоялся собор, на котором ответной анафеме был предан кардинал Гумберт и его приспешники. Разногласия между представителями римской и греческой церквей обострялась и из-за политических разногласий: Византия спорила с Римом за власть. Недоверие Востока и Запада перетекло в открытую вражду после крестового похода на Византию в 1202 году, когда западные христиане пошли на восточных собратьев по вере. Только в 1964 году константинопольский патриарх Афинагор и папа Павел VI официальноотменили анафему 1054 года. Тем не менее, различия в традициях сильно укоренились за века.

Организация церкви

Православная Церковь включает в себя несколько независимых Церквей. Помимо Русской Православной Церкви (РПЦ), есть грузинская, сербская, греческая, румынская и другие. Управляются эти Церкви патриархами, архиепископами и митрополитами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в таинствах и молитвах (что согласно катехизису митрополита Филарета является необходимым условием для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви). Также не все Православные Церкви признают друг друга истинными церквями. Главой Церкви православные считают Иисуса Христа.

В отличие от Православной Церкви, католичество - это одна Вселенская Церковь. Все её части в разных странах мира находятся в общении между собой, а также следуют единому вероучению и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви существуют общины внутри Католической Церкви (обряды), которые отличаются друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной. Существует римский, византийский обряды и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но они все являются членами одной Церкви. Главой Церкви и католики считают Папу Римского.

Богослужение

Главное богослужение у православных - Божественная Литургия, у католиков - Месса (католическая литургия).

Во время службы в Русской Православной Церкви принято стоять в знак смирения пред Богом. В других Церквях восточного обряда во время богослужения разрешено сидеть. В знак безоговорочной покорности православные совершают коленопреклонения. Вопреки расхожему мнению у католиков на богослужении принято и сидеть, и стоять. Есть такие богослужения, которые католики выслушивают стоя на коленях.

Богородица

В православии Богородица прежде всего Матерь Божья. Она почитается святой, но она была рождена в первородном грехе, как все простые смертные и почила, как и все люди. В отличие от православия, в католичестве считается, что Дева Мария была зачата непорочно без первородного греха и конце жизни была живой вознесена на небо.

Символ веры

Православные считают, что Святой Дух исходит только от Отца. Католики верят в то, что Святой Дух исходит от Отца, и от Сына.

Таинства

Православная Церковь и Католическая Церковь признают семь основных Таинств: Крещение, Миропомазание (Конфирмация), Причастие (Евхаристия), Покаяние (Исповедь), Священство (Рукоположение), Елеосвящение (Соборование) и Брак (Венчание). Ритуалы Православной и Католической Церкви почти идентичны, различия состоят только в интерпретации таинств. Например, во время таинства крещения в православной церкви ребёнок или взрослый человек окунается в купели. В католическом храме взрослого или ребенка обрызгивают водой. Таинство причащения (Евхаристия) совершается на квасном хлебе. И священство, и миряне причащаются и Кровью (вино), и Телом Христовым (хлеб). В католицизме таинство причащения совершается на пресном хлебе. Священство причащается и Крови и Тела, а миряне - только Тела Христова.

Чистилище

В православии не верят в наличие чистилища после смерти. Хотя и предполагается, что души могут находиться в промежуточном состоянии, надеясь попасть в рай после Страшного Суда. В католичестве существует догмат о чистилище, где пребывают души в ожидании рая.

Вера и мораль

Православная Церковь признает только решения первых семи Вселенских Соборов, которые проходили с 49 по 787 годы. Католики признают своим главой Папу Римского и разделяют единое вероучение. Хотя внутри Католической Церкви есть общины с разными формами литургического поклонения: византийской, римской и другими. Католическая Церковь признает решения 21 Вселенского Собора, последний из которых состоялся в 1962-1965 годах.

В рамках православия разводы допускаются в отдельных случаях, которые решают священники. Православное духовенство разделено на «белое» и «черное». Представителям «белого духовенства» вступать в брак разрешено. Правда тогда они не смогут получить епископский и более высокий сан. «Черное духовенство» - это монахи, дающие обет безбрачия. Таинство брака у католиков считается заключенным на всю жизнь и разводы запрещаются. Все католическое монашествующее духовенство дает обет безбрачия.

Крестное знамение

Православные крестятся только справа налево тремя пальцами. Католики крестятся слева направо. У них нет единого правила, как при творении креста нужно складывать пальцы, поэтому укоренилось несколько вариантов.

Иконы

На иконах православных святые пишутся в двухмерном изображении по традиции обратной перспективы. Таким образом подчёркивается то, что действие происходит в другом измерении - в мире духа. Православные иконы монументальны, строги и символичны. У католиков святые пишутся натуралистично, часто в виде статуй. Католические иконы пишутся в прямой перспективе.

Скульптурные изображения Христа, Богородицы и святых, принятые в католических храмах, восточной церковью не принимаются.

Распятие

Православный крест имеет три перекладины, одна из которых короткая и находится вверху, символизируюя табличку с надписью «Сей есть Иисус, царь Иудейский», которая была прибита над головой распятого Христа. Нижняя перекладина является подножьем и одним своим концом смотрит вверх, указывая на одного из распятых рядом с Христом разбойников, который уверовал и вознесся с ним. Второй конец перекладины указывает вниз, в знак того, что второй разбойник, позволивший себе злословие в адрес Иисуса, попал в ад. На православном кресте каждая нога Христа прибита отдельным гвоздем. В отличие от православного креста, католический крест состоит из двух перекладин. Если на нем изображается Иисус, то обе ноги Иисуса прибиты к основанию креста одним гвоздем. Христос на католических распятиях, как и на иконах, изображается натуралистично - его тело обвисает под тяжестью, во всем образе заметны муки и страдания.

Поминки по усопшему

Православные поминают усопших на 3-й, 9-й и 40-й дни, затем через год. Католики обязательно поминают умерших в День поминовения - 1 ноября. В некоторых европейских странах 1 ноября является официальным выходным. Также усопших поминают на 3-й, 7-й и 30-й дни после смерти, но эта традиция соблюдается не строго.

Несмотря на существующие различия, и католиков, и православных объединяет то, что они исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа.

Выводы :

1. В православии принято считать, что Вселенская Церковь "воплощена" в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики к этому добавляют, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью.

2. Мировое православие единого руководства не имеет. Оно разделено на несколько независимых церквей. Мировое католичество является единой церковью.

3. Католическая Церковь признает главенство Папы Римского в вопросах веры и дисциплины, морали и управления. Православные церкви главенство Папы не признают.

4. Церкви по-разному видят роль Святого Духа и матери Христа, которую в православии называют Богородицей, а в католицизме Девой Марией. В православии отсутствует понятие чистилища.

5. В Православной и Католической церквях действуют одни и те же таинства, но обряды их проведения отличаются.

6. В отличие от католичества, в православии нет догмата о чистилище.

7. Православные и католики творят крест по-разному.

8. Православие разрешает разводы, а его «белое духовенство» может вступать в брак. В католицизме разводы запрещены, а все монашествующие духовенство дает обет безбрачия.

9. Православная и Католическая церковь признают решения разных Вселенских Соборов.

10. В отличие от православных, у католиков святые на иконах пишутся натуралистично. Также у католиков распространены скульптурные изображения Христа, Богородицы и святых.