Собор непорочного зачатия афиша. Кафедральный собор девы марии на малой грузинской

Мысль композитора Альфреда Шнитке о том, что любой из готических соборов является определенной моделью мира, касается как католического, так и протестантского течения. Любой из них необходимо осознавать как большой город. Ведь само строительство храмов предусматривало вмещение всего населения города. Иначе говоря, каждый храм должен быть огромным. Такую задачу помогло решить гениальное решение касаемо строительства сводов.

Искусство католического собора

Каждый католический собор своим внутренним объемом казался гораздо больше, чем снаружи. Еще одно достижение в строительстве готических соборов - единство в архитектуре, в интерьере, в декоре. Но с другой стороны, готический собор всегда совмещает искусство разного вида и времени.

В самом готическом стиле необыкновенно развились такие виды искусств, как скульптура, цветные витражи, декоративное оформление в виде резьбы по дереву, камню, кости, и все это в музыкальном сопровождении. Католический украшается скульптурными произведениями и композициями из них, разнообразного вида орнаментами, фигурами реальных и фантастических зверей. Специальная иконография христианских святых всегда украшает западные порталы собора. А главный вход украшен скульптурами святых. Их бывает до восьми десятков. Оформление внутреннего пространства католического собора- витражи. Льющийся из них свет с переливающимися оттенками и разнообразием цветовой гаммы создает ощущение бесконечной реальности неба. Иногда общая площадь витражей храма достигала двух с половиной тысяч квадратных метров. Отдельно следует обратить внимание на музыку в соборе. Изначально в соборах образовывались школы музыки. И эти школы вырастили многих знаменитых органистов. Их звучащие произведения в сочетании со светом, проходящим через витражи, создают ощущение неземной реальности, подтверждая, что собор действительно есть прообраз целого мира.

Первый из трех храмов

Католические храмы в Москве мирно сосуществуют с православными церквями и храмами других верований. Первым из существовавших трех костелов стал костел Петра и Павла.

Он был основан в Немецкой слободе по решению царя Петра I в начале восемнадцатого века. Но судьба его не была долговременной. Построенный на деньги польской общины в Милютинском переулке, он просуществовал до Октябрьской революции. Потом костел закрыли и перестроили. Снятие купола, постановка межэтажных перекрытий превратила храмовое здание в обычный трехэтажный дом. Впоследствии там стали размещать разные государственные учреждения. В современности там находится научно-исследовательский институт. Трудно узнать в этом простом здании величественный когда-то костел. Лишь табличка на стене напоминает, что здесь был римско-католический собор.

Второй собор города

Вторым католическим Московским собором стал костел поселенцев Москвы - французов. Святого Людовика. Построен на Малой Лубянке в конце восемнадцатого века.

Он многократно перестраивался, но действует и сегодня. Современное здание строилось в середине девятнадцатого века. А в начале двадцатого века при нем открыли французский лицей. Следует отметить тот факт, что этот католический собор не закрыли в семнадцатом году, как большинство храмов, и в нем с небольшими перерывами всегда шла церковная служба. Уже в девяностых годах прошлого столетия костелу передали все принадлежавшие ему до революции здания.

Коротко о самом известном соборе

Нет сомнения, что самым главным среди московских соборов является католический Непорочного зачатия Девы Марии. Его строительство шло с конца девятнадцатого до начала двадцатого века по Малой Грузинской улице города Москвы. Красота и монументальность строения поражают.

Тридцатые годы двадцатого столетия костел закрыли. Отечественную войну помещение костела пережило без особых разрушений. Поэтому впоследствии помещение использовали под склады. А в 1990 году костел передали католикам.

Необходимость открытия

В середине девятнадцатого века в канцелярию московской губернии пришло прошение о еще одного храма для католиков. В прошении описывалось значительное увеличение поселенцев польской национальности в городе. Вскоре община получила разрешение, но при соблюдении некоторых условий. Предписывалось строить храм далеко от центральных построек города, а также больших православных святынь. Над храмом не должно быть башенных построек и разных скульптур. Скульптор Богданович разработал и утвердил проект. Католический собор вмещал пять тысяч верующих и имел наружные скульптурные украшения.

История строения

Основные строения возведены в начале двадцатого столетия за счет обитателей польской национальности города и всей России. Следует сказать, что в Москве на то время уже было около тридцати тысяч католиков. Само строение стоило полякам до двухсот семидесяти тысяч, а на ограду и оформление собирались дополнительные деньги. Отделка длилась еще долго.

При первых же гонениях на церковь, еще до войны, его закрыли и преобразовали в общежитие. Война уничтожила несколько храмовых башен. В шестидесятых годах двадцатого столетия в помещении храма разместился научно-исследовательский институт. Для этого кардинально изменили внутренний объем помещения. Образовано четыре этажа. Девяностый год двадцатого столетия вернул католический собор в Москве церкви. После шести десятков лет перерыва была отслужена первая служба. Сотни верующих слушали службу стоя на ступеньках. Лишь к 1996 г., пройдя долгие переговоры и выселение научно-исследовательского института, католический собор был передан по назначению и освящен. Прославилась Малая Грузинская, католический собор после мировой молитвенной католической службы через телемост и торжеств по поводу столетия храма в 2011 г.

Описание храма

Легенда гласит, что прообразом данного собора стал Вестминстерский. Шпиль центральной башни ославляет крест, а шпили боковых башен - гербы основателей. При входе в собор стоит скульптура с изображением В центральном зале размещены в двух секторах скамейки с проходом между ними. Сбоку расположены помещения для исповедания. В зале органично расположены массивные колонны. Потолки сделаны в виде арок с диагональной симметрией, образующих своды в виде креста. Окна с острыми верхними углами и витражами. Под окнами - настенные барельефы. На определенной высоте находятся хоры, рассчитанные на пятьдесят певчих. Там же стоит и орган. Все здание собора издали напоминает форму креста. Очевидна идея архитектора отобразить церковь как тело Христово. Похожая планировка есть и в других церквях, и ее называют крестообразием. Алтарь из темно-зеленого мрамора.

Слева в храме закреплены массивные колокола. Их всего пять, от самого большого до маленького. Масса колоколов начинается от девятисот килограмм с тенденцией постепенного уменьшения веса последующего колокола. Колокола приводит в движение электроника.

Соборная органная музыка

Третий католический собор в Москве обладает органным инструментом, который стал наибольшим в стране. На нем без проблем исполняются произведения разных исторических эпох. Сложен из семидесяти трех регистров, четырех мануалов и пяти тысяч пятисот шестидесяти трех труб.Орган является подарком из Швейцарии. Создан мастерами в 1955 г. Перевозился в Москву частями и устанавливался мастерами германской фирмы "Кауфбойрен" бесплатно. В 2005 году орган был освящен.

Фестивали и концерты

На улице Малая Грузинская католический собор, как уникальный памятник архитектуры, является одновременно концертным залом Москвы. Его стены наполнены музыкой фестивалей и концертов. Акустика здания создает особое звучание духовной органной музыки. Здесь становится мягче сердце даже самого черствого человека.

Соблюдая старинные европейские культурные традиции, католический собор концертыдает регулярно и принимает каждого желающего получить наслаждение от возвышенной музыки. Здесь все своды собора наполняются звучанием композиций различных музыкальных гениев со всех точек планеты. Посещение храма дает возможность услышать одновременно со средневековым современную джазовую музыку в органном исполнении. Посетителям всегда предлагается большой выбор выступлений и концертных программ. Всей семьей можно пойти на концерт днем, насладиться праздничными фестивалями, вечерами духовной музыки и средневековых мистерий. Важно и то, что все деньги за приобретенные билеты используются на ремонтные и реставрационные работы в костеле.

Орган – король инструментов. А любая уважающая себя королевская династия ведёт свой род из глубины веков. И это – правда. Предвестие органа можно видеть во флейте Пана и волынке. А изобрёл орган древний грек Ктезибий, живший в египетской Александрии. Правда, был этот орган водяным и звучал во время гладиаторских боёв, а также при церемонии вступления императоров в должность. Изображение водяного органа встречается на монетах императора Нерона – известного любителя музыки.

В IV веке, появились органы, вполне королевские по своему звучанию, а в VII веке папа Виталиан ввёл орган в католическую церковь. Византия же VIII века повсеместно и заслуженно славилась своими органами! Правда, были они грубоваты по виду, а клавиатура была настолько широкой, что по клавишам ударяли не пальцами, а кулаками. Впрочем, и королевские дворы того времени не отличались особой изысканностью нравов.

Уже в XIV веке орган обзавёлся педалями, т.е. клавиатурой для ног. Игра в две руки и в две ноги значительно увеличили возможности исполнителя. А в XV – наконец-то уменьшилась ширина клавиш и увеличилось количество труб. И мы получили того короля музыкальных инструментов, которого знаем и любим сегодня. Дальнейшие усовершенствования имели, хоть и важное, но не столь существенное значение.

Любая королевская династия обязательно владеет какой-то тайной. Есть она и у органа. Орган – исцеляет души. Благородство его столь велико, что любая незатейливая мелодия, исполненная на его трубах, становится высокой музыкой. Кстати, количество труб у некоторых органов доходит до 7000. И, чтобы не запутаться во всём этом многообразии, они сгруппированы по регистрам. Регистр – набор труб с одинаковым тембром и являющимся, как бы, отдельным инструментом. Встречаясь с органом, органист обязательно проводит регистровку. Ведь каждый инструмент абсолютно индивидуален – количество регистров, порой, доходит до 300. А ещё, чтобы не отвлекаться во время игры, органист заранее готовит тембры клавиатур – мануалов. У органа их несколько – на самых больших случается до семи.

Короля делает свита. Чем величественнее король, тем масштабнее шлейф его музыки. А органную музыку писали лучшие композиторы. И, конечно же, самый приближённый и доверенный из них – Иоганн Себастьян Бах. Кстати, Бах, хотя и был великим органистом, к своей игре относился с долей иронии. «Надо только знать какие клавиши и когда нажимать, а всё остальное сделает орган» – отвечал он на вопрос, как это ему удаётся.

Орган подобен оркестру. Но он – величественнее оркестра. За ним – более, чем двухтысячелетняя история. И столь же необозримое будущее. Мы любим орган и признаём его право первенства в прекрасном царстве музыки. Ведь он – истинный король инструментов.

По-настоящему прочувствовать органную музыку можно лишь услышав ее на живом концерте. Не одна, даже самая совершенная акустическая система, не передает вибрации, движения воздуха и волшебство мелодий «короля инструментов». Его мощь и разнообразие обертонов в сочетании со скрипкой, саксофоном и другими инструментами рождают чарующее звучание, которое невозможно забыть.

Благотворительный фонд «Бельканто» предлагает вашему вниманию разнообразную афишу концертов органной музыки в залах Москвы. Выбрать подходящее мероприятие вы можете ниже на этой странице. Наш благотворительный фонд предлагает различный формат программ, от классического органного концерта до аудиовизуальной постановки. Приобрести билет можно зайдя в раздел понравившегося мероприятия, где вы найдете не только описание события, но и время его проведения. Там же вы можете оплатить понравившиеся места удобным способом. Все изменения в расписании сразу же отражаются в афише.

Кафедральный собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии — третий католический храм, действующий в Москве до революции 1917 года. Два остальных: на Малой Лубянке — костел Святого Людовика Французского, и в Милютинском переулке — Святых Апостолов Петра и Павла. К концу XIX века численность католиков в Москве достигла 30000 человек и принадлежавшая им небольшая церковь Святых Апостолов Петра и Павла уже не вмещала всех прихожан.
В 1894 году было принято решение построить для московских католиков еще один храм. После получения разрешения властей на строительство «филиального» храма, приходской комитет в Милютинском переулке начал сбор средств. Деньги собрали поляки, проживавшие по всей Российской Империи и за рубежом, в том числе — рабочие ткацких фабрик, железнодорожники, строители Транссибирской магистрали, сосланные в Сибирь, на Дальний Восток и Азию, а также многие католики иных национальностей, включая русских.

В архивах Москвы (ЦГИА г. Москвы) и Петербурга (ЦГИА СССР) сохранились документы, рассказывающих о деятельности строительного комитета, в том числе Акт покупки за 10000 рублей золотом десяти гектаров земли для нового храма в районе Малой Грузинской улицы и ведомости сбора пожертвований, где записаны все дарители, независимо от величины взноса. ...неоготический собор в Москве, самый большой католический собор в России, кафедральный собор архиепархии Матери Божией, возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци. Один из двух действующих католических храмов Москвы наряду с храмом святого Людовика Французского (кроме двух храмов в Москве существует также католическая часовня святой Ольги).

Проект храма разработал прихожанин церкви Святых Апостолов Петра и Павла, известный московский архитектор Фома Иосифович Богданович-Дворжецкий, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества, и архитектор Л. Ф. Даукша. Здание было спроектировано в готическом стиле. Прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстере (Англия). Костел непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии строили в 1901—1911 гг. В декабре 1911 года состоялось торжественное открытие новой церкви. Строительство обошлось в 300000 рублей золотом. Дополнительные суммы были собраны в 1911—1917 годах на отделку и приобретение церковного инвентаря. В 1938 году храм был закрыт, церковное имущество разграблено, а внутри было организовано общежитие. Во время войны здание пострадало от бомбардировок, были уничтожены несколько башенок и шпилей. В 1956 году в храме расположился НИИ «Мосспецпромпроект». Была произведена перепланировка здания, полностью изменившая интерьер церкви, в частности, основной объём внутреннего пространства был поделён на 4 этажа.

В 1976 году московские власти планировали передачу здания Храма Главному управлению культуры. Разработали проект его реконструкции под зал органной музыки. Но идея не была реализована из-за сопротивления расположившихся в Церкви организаций. В 1989 году московские католики и культурная ассоциация «Дом Польский», объединяющая московских поляков, заявили о необходимости возвращения Храма его естественному и законному владельцу — католикам и их Римско-католической Церкви. В январе 1990 года группой московских католиков был учрежден приход Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, но еще 8 декабря священник Тадеуш Пикус отслужил первую разрешенную властями Святую мессу на ступенях Церкви. На мессе присутствовало несколько сот человек.

21 апреля 1991 года архиепископ Тадеуш Кондрусевич, Апостольский Администратор для католиков латинского обряда Европейской части, издал декрет о восстановлении католического прихода Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии при одноименной Церкви на Малой Грузинской улице в Москве. 31 мая 1991 года устав Прихода был официально зарегистрирован Управлением юстиции Моссовета. С 7 июня 1991 г. каждое воскресенье во дворе Храма стали проходить Святые мессы.





С 29 ноября 1991 года в Храме служат сестры-салезианки, которые проводят катехизацию, преподают основы Христианства. Одновременно началась благотворительная деятельность, в частности помощь больным и нуждающимся. В 1993—1995 гг. в помещениях Церкви располагалась католическая Высшая Духовная Семинария — Мария Царица Апостолов. 1 февраля 1992 года было подписано решение мэром Москвы Ю. М. Лужковым о постепенном, в течение двух лет, освобождении Храма под церковные требы. Однако передача Приходу хотя бы нескольких помещений так и не состоялась. 2 июля прихожане вошли в Храм и самостоятельно освободили малую часть помещений. После переговоров с представителями Мэрии отвоеванная часть храма осталась за приходом.

7 и 8 марта 1995 года верующие вторично поднялись на борьбу за возвращение всех остальных помещений Храма. Прихожане поняли, что без решительных действий с их стороны ситуация вряд ли изменится. 7 марта, после общей молитвы о возвращении Храма, они поднялись на четвертый этаж и стали выносить хранившуюся там рухлядь. В это время другие прихожане разобрали стену на первом этаже, отделявшую Приход от «Мосспецпромпроекта». 8 марта, прихожане продолжили освобождение помещений Храма. Однако вмешалась милиция и ОМОН: люди были изгнаны из Храма, при этом многие получили телесные повреждения, была сильно избита монахиня, арестованы священник и семинарист. 9 марта архиепископ Тадеуш Кондрусевич обратился с открытым письмом к президенту России Б. Н. Ельцину по поводу ситуации вокруг Храма. В результате мэр Москвы Ю. М. Лужков подписал 7 марта 1995 года давно подготовленное постановление о переводе «Мосспецпромпроекта» в новое помещение и передаче Храма верующим к концу года.

Однако не было никаких гарантий, что это решение будет выполнено. Настоятель прихода о. Иосиф Заневский призвал верующих к молитве о возврате Храма и посту. По четвергам и пятницам в Храме стали совершаться поклонения Святым Дарам и молитвенная процессия вокруг Храма по воскресеньям. Наконец, 13 января 1996 года объединение «Мосспецпромпроект» выехало из храма. А 2 февраля приход Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии получил документы на вечное пользование Храмом. Основную тяжесть возврата и восстановления Храма с Архиепископом и Настоятелем несли также о. Казимир Шиделко, директор Детского приюта им. Иоанна Боско, и многие прихожане. Окончанием реставрации с августа 1998 года руководил о. Анджей Стецкевич.

Генеральный проект восстановления Храма и авторское сопровождение реставрационных работ принадлежат фирме «PKZ». Проект алтарей, часовни и интерьера в целом разработал профессор Ян Таихман (г. Торунь). Постоянную материальную помощь оказывала фирма «EnergoPol», директор Казимир Вершилло. Все три дарителя из Республики Польша. Орган «Rodgers» подарен католической организацией «Помощь Церкви в России», США. Благодаря пожертвованиям благотворительных организаций и католиков многих стран мира, а также молитвам и бескорыстной помощи прихожан, Храм вновь приобрел всю свою первозданную красоту. 12 декабря 1999 года Храм был освящен Легатом Папы Иоанна Павла II, Государственным секретарем Ватикана, кардиналом Анджело Содано и стал Кафедральным собором Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии.

13 апреля 2001 года в Соборе торжественно отметили десятилетие восстановления структур Римско-католической Церкви в России.

Самый большой католический костёл России. Один из двух действующих католических храмов Москвы наряду с храмом святого Людовика Французского. Собор очень красивый и величественный, особенно в ночном освещении. Переживший немало потрясений на своем веку, сейчас храм открыт для посещений и концертов органной музыки в исполнении лучших музыкантов с разных стран мира.


Строительство католического храма Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве в 1894 году

Началось все с того, что к концу XIX века в Москве количество католиков возросло и насчитывало около 35 тысяч человек. Действующие на то время два католических храма: св. Людовика Французского, что на Малой Лубянке и церковь святых апостолов Петра и Павла (в настоящее время закрыта) не могли уместить такое количество прихожан. Созрела необходимость строительства нового, третьего католического храма в Москве.

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

В 1894 году начались организационные и подготовительные работы для воздвижения нового филиального храма прихода свв. Апостолов Петра и Павла. В 1897 году в журнале "Строитель" был опубликован проект нового храма в неоготическом стиле, проект, который победил на конкурсе, объявленном московскими поляками. Чтобы началось строительство, необходимо было согласие царя Николая II и синода - светского органа, наблюдающего за деятельностью русской православной церкви.

Как только разрешение на строительство было одобрено, многочисленная католическая община начала сбор средств, в основном пожертвований, на строительство нового храма, для которого было куплено 10 гектаров земли на Малой Грузинской улице. Деньги собирали в основном поляки, проживавшие по всей Российской Империи и за рубежом (из Варшавы пришло 50 тысяч рублей золотом), а также многие католики иных национальностей, включая русских. Жертвовали и простые рабочие, строители, железнодорожники.



Описание собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии


Ажурную ограду

вокруг будущего собора, а также первый проект храма был разработан архитектором Л.Ф. Даукшой, но строился костёл по проекту другого архитектора. Окончательный проект храма разработал известный московский архитектор Фома Иосифович Богданович-Дворжецкий. Храм представляет из себя базилику, которая в плане имеет форму вытянутого латинского креста. Это знаменитая крестообразная планировка, в которой изображение Христа на кресте наложено на план типичной церкви. В данном случае голова Христа это пресвитерий с расположенным в нём алтарём, туловище и ноги заполняют неф, а раскинутые руки превращаются в трансепт. Таким образом, мы видим буквальное воплощение идеи о том, что Церковь представляет Тело Христово.



Главный восточный фасад

этого собора сильно напоминает знаменитый собор в Вестминстере (Англия). А многогранный купол, увенчанный шпилями был навеян кафедральным собором в Милане (Италия).
По законам готической архитектуры храм - это не просто сооружение для молитвы. Здесь каждая деталь символична, и знающий человек, приходя в храм, прочитывает как книгу архитектурное убранство и орнамент собора.

Вот, например, ступени, которые ведут к порталу (главным воротам храма). Их ровно 11, что означает 10 заповедей и последняя одиннадцатая, как символ Христа. И лишь только соблюдая эти 10 заповедей, человек входит в царствие небесное, которое в этом храме символизируется порталом с резными дверями. Над дверьми виден золотой знак, в котором распознаются 4 буквы: VMIC, которые читаются как Virgo Maria Immaculate Conception, что переводится как Дева Мария непорочно зачатая.



Костел строили с 1901 по 1911 гг

. В декабре 1911 года состоялось торжественное открытие новой церкви, хотя отделочные работы продолжались до 1917 года. По некоторым сведениям, шпили на башенках храма были поставлены только в 1923 году. На строительство храма ушло в общей сложности 300 тысяч рублей золотом, что равносильно примерно 7 400 000$.



Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии во время и после революции

Октябрьская революция свергла царизм и вместе с ним отвергла церковь, как православную так и католическую. Советский союз создавался как атеистическое государство, борьба с религией наряду с классовой борьбой была главной целью революции. Сталинский террор достиг своего апогея в 1937 году - костёл на Малой Грузинской был закрыт, последний польский священник о. Михал Цакуль был расстрелян НКВД. Тысячи священников и монахов были уничтожены в лагерях.

30 июля 1938 года церковное имущество было расхищено либо уничтожено, включая алтарь и орган. Фасад также был испорчен. Организации, расположившиеся в разоренном храме, перестроили его внутри: храм поделили на 4 этажа, изуродовав перепланировкой интерьер этого ценного памятника церковной архитектуры.

В первые дни войны между Германией и СССР в июне 1941 года, когда начались налеты немецкой авиации на Москву, башенки костёла снесли, ведь они могли послужить ориентирами для немецких летчиков. Печальное зрелище представлял костёл с обрубленными башенками, словно культяпками.

После войны ситуация не изменилась - у храма был снесен и шпиль, венчавший купол и отнят еще один участок территории и присоединен к дому по Малой Грузинской улице. В храме располагались и рабочие общежития, и овощехранилища, цеха и конторы. Единственным действующим католическим храмом на то время оставался храм Людовика Французского Парижской епархии.


Передача собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии католикам

Постепенное разрушение храма продолжалось до середины 70-х годов. И вот, в 1976 году московские власти будто вспомнили про существование костёла и решено было передать его управлению культуры, чтобы переделать его под зал органной музыки. Но этого не случилось из-за нежелания отдавать помещения храма расположившихся в здании организаций, которых насчитывалось в 4 этажах храма около 15.

После 1989 года ассоциация «Дом Польский» и московские католики впервые поставили вопрос о передачи Храма его владельцам – католикам и Католической Церкви. Храм начинает потихоньку возрождаться. С дозволения московских властей, 8 декабря 1990 года священник Тадеуш Пикус служит первую Святую Мессу на ступенях Храма. Несколько сот человек несмотря на зимнюю стужу молились о возвращении им Храма.

Не смотря на то, что помещения Храма еще не были официально возвращены его истинным владельцам, группа московских католиков учреждает приход Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии в январе 1990 года. Особенностью этого прихода является то, что он очень тесно связан с католическим монашеским орденом селезианцев. Этот орден был основан в середине XIX века святым Джованни Боско, который главной целью своей жизни решил сделать служение молодежи и катехизации. И по сей день этот орден существует, занимаясь современными проблемами молодежи.


Освобождение Храма под церковные требы

С 7 июня 1991 года каждое воскресенье во дворе Храма стали совершаться Святые Мессы. C 29 ноября 1991 года в Храме служат монахини-салезианки, которые проводят катехизацию, преподают основы христианства. Одновременно началась благотворительная деятельность, в частности – помощь больным и нуждающимся.

1 февраля 1992 года мэр Москвы Ю.М.Лужков подписывает документ о постепенном освобождении Храма под церковные требы (в срок до 2-х лет). Но выселить занимающего Храм с 1956 года НИИ «Мосспецпромпроект» не удалось. 2 июля прихожане вошли в Храм и самостоятельно освободили малую часть помещений. После переговоров с представителями Мэрии отвоеванная часть храма осталась за приходом.

7 и 8 марта 1995 года верующие вторично поднялись на борьбу за возвращение всех остальных помещений Храма. Прихожане поняли, что без решительных действий с их стороны ситуация вряд ли изменится. 7 марта, после общей молитвы о возвращении Храма, они поднялись на четвертый этаж и стали выносить хранившуюся там рухлядь. В это время другие прихожане разобрали стену на первом этаже, отделявшую Приход от «Мосспецпромпроекта». 8 марта, прихожане продолжили освобождение помещений Храма. Однако вмешалась милиция и ОМОН: люди были изгнаны из Храма, при этом многие получили телесные повреждения, была сильно избита монахиня, арестованы священник и семинарист.

После этих событий, 9 мая 1995 года архиепископ Тадеуш Кондрусевич был вынужден обратиться с открытым письмом к президенту России Б.Н. Ельцину по поводу ситуации вокруг Храма. В результате мэр Москвы Ю.М. Лужков подписал постановление о переводе «Мосспецпромпроекта» в новое помещение и передаче Храма верующим к концу 1995 г.


А 2 февраля приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии получил документы на бессрочное пользование зданием.

Сразу после возврата Храма католикам, начались реставрационные работы, основную часть которых взяли на себя архиепископ, настоятель, а также о. Казимир Шиделко, директор Детского приюта им.Иоана Боско и многие другие. Окончанием реставрации с сентября 1998 года руководил о. Анджей Стецкевич.


Пожертвования благотворительных организаций

Благодаря пожертвованиям благотворительных организаций Польши, Германии и католиков многих других стран мира, а также молитвам и бескорыстной помощи прихожан, Храм вновь приобрел свою первозданную красоту.

12 декабря 1999 года Государственный секретарь Ватикана, Легат Папы Иоанна Павла II, кардинал Анджело Содано торжественно освятил отреставрированный Храм, который с тех пор является Кафедральным Собором Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.



Новый орган в соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

В 2005 году в соборе был установлен новый орган, подаренный лютеранским собором «Basler Munster» швейцарского города Базель. Этот орган фирмы «Kuhn» – относится к числу самых больших органов в России (74 регистра, 4 мануала, 5563 трубы) и позволяет стилистически безупречно исполнять органную музыку различных эпох.

16 января 2005 г. состоялась торжественная месса с освящением соборного органа под предстоятельством митрополита архиепископа Тадеуша Кондрусевича, инаугурация органа и открытие Первого международного фестиваля христианской музыки «Музыка соборов мира», в рамках которого на новом органе выступили органисты самых известных храмов мира.


Первые лютеране появились в Москве в XVI веке. Это были приглашенные из Европы ремесленники, врачи и купцы. А уже в 1694 году Пётр I заложил лютеранскую каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла – которая и была освящена год спустя, при его личном присутствии. Во время Большого Московского пожара 1812 года, храм сгорел. И приход приобрёл усадьбу Лопухиных близ Покровки, на Старосадском переулке. На средства короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III, а также при участии Александра I, в июне следующего года началась перестройка купленного дома под церковь – были возведены купол и крест. 18 августа 1819 года храм освятили. В феврале же 1837 года в нём впервые зазвучал орган. В 1862 году была произведена реконструкция в неоготическом стиле, по плану архитектора А.Майнхардта. А в 1863 году на башню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I.

Церковь играла огромную роль не только в религиозной, но и в музыкальной жизни Москвы – в ней выступали известные московские и иностранные исполнители. Достаточно упомянуть органный концерт Ференца Листа, который прошёл 4 мая 1843 года.

5 декабря 1905 года состоялось освящение церкви в качестве Кафедрального собора Московского Консисториального округа. В 1918 году собор получил статус Кафедрального собора России, а затем и всего Советского Союза.

Однако в послереволюционные годы в СССР начались гонения на религию. Здание у общины забрали. В 1937 году собор переделали под кинотеатр «Арктика», а затем передали студии «Диафильм». Произведённая перепланировка, к сожалению, полностью уничтожила весь внутренний интерьер. В 1941 году церковный орган был эвакуирован в оперный театр Новосибирска, где был частично пущен на металлолом, частично – на декорации. А перед Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 года был разобран шпиль собора.

В июле 1992 года, постановлением Правительства Москвы здание было возвращено общине. И в 2004 году, после долгих усилий, удалось найти спонсоров, как среди частных лиц, так и среди организаций. Это дало возможность приступить к масштабным восстановительным работам. Наконец, 30 ноября 2008 года, во время торжественного богослужения, состоялось освящение возрождённого собора.

В настоящее время в соборе, помимо богослужений, проходят многочисленные концерты – звучат музыкальные инструменты, поют восхитительные голоса, оживает волшебная музыка. Установленный напротив алтарной части орган «SAUER» (построен в 1898 году предприятием Вильгельма Зауэра, одной из крупнейших органостроительных фирм Германии) – один из немногих сохранившихся в России романтических органов девятнадцатого столетия. Уникальная акустика Евангелическо-Лютеранского Кафедрального собора святых Петра и Павла даёт возможность в полной мере насладиться его звучанием.

Правила поведения в Соборе

Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор святых Петра и Павла в Старосадском переулке - это действующий собор. Концерты проходят здесь в свободное от богослужений время, тем самым открывая всем желающим (вне зависимости от убеждений и взглядов) возможность приобщиться к тысячелетнему культурному наследию России и Европы. Здесь, как и в любом общественном месте, существуют определённые правила:

Входные билеты

Вход на большинство концертов осуществляется по билетам. Предварительно билеты продаются в театрально-концертных кассах и на сайте .

На нашем сайте действуют скидки в размере 50% от полной стоимости в любом секторе, кроме VIP, для льготных категорий и для владельцев наших дисконтных карт, получающих информационную рассылку. Эти льготы являются акцией только для предварительной продажи. Перед началом концерта установлена единая льготная цена для всех секторов в размере 50% от цены в центральном секторе.

Возврат билетов возможен только на условиях продающей организации, если это предусмотрено их правилами. При покупке на сайтах организаторов возврат билетов возможен не позднее, чем за 3 дня до даты концерта с удержанием % за банковское обслуживание. Неиспользованные билеты действительны на другие концерты, их нужно перебронировать через контактную почту на сайте организаторов. Организаторы вправе заменить объявленный концерт другим, в таком случае билеты могут быть возвращены по месту их приобретения, или перебронированы на другой концерт.

В день проведения мероприятия оплата за посещение концертов принимается сотрудниками Собора за час до начала в виде установленного пожертвования на содержание Собора в размере, соответствующем стоимости концерта с учетом имеющихся льгот и скидок.

Помните, что для посещения Собора в другое (не концертное) время - приглашения не требуются. Собор открыт со вторника по воскресенье с 10:00 до 19:00. Билеты также не нужны в тех случаях, когда в афише или программе мероприятия указано, что вход свободный.

Внешний вид (дресс-код)

Не обязательно подбирать вечерние туалеты: концерты проходят в стенах действующего Кафедрального Собора святых апостолов Петра и Павла - достаточно лишь помнить об этом. Из строгих предписаний: одежда не должна открывать область декольте, спину или плечи; на ней не должно быть вызывающих надписей или изображений. В остальном - можно обойтись вполне демократичной формой одежды (исключая шорты и мини-юбки)

Наши милые слушательницы свободны выбирать по своему вкусу, в чём прийти: будь то платье или брюки; покрывать голову - не обязательно. Мужчинам полагается находиться в Соборе без головного убора.

Обращаем Ваше внимание на то, что в Соборе нет гардероба. Посетители проходят в храм в верхней одежде, которую можно, по желанию, снять, оставив при себе. В холодное время года помещение Собора отапливается.

Возраст

Концерты в Соборе открыты для всех желающих, в том числе для детей. Возрастные ограничения на дневные концерты для всей семьи и детские мероприятия в 15 часов в партер от 6 лет, на балкон от 12 лет. На вечерние концерты в 18 часов в партер от 9 лет, на балкон от 12 лет, на вечерние концерты в 20 и 21 час в партер и на балкон от 12 лет.

В случае, если ребёнок начнёт плакать или капризничать, - вам придётся выйти с ним в притвор или даже уйти с концерта раньше.

Безопасность

Пожалуйста, мы настоятельно просим Вас воздержаться от прихода в Собор на концерт вместе с животными, а также с едой, напитками, чемоданами и другими габаритными, взрывоопасными и режущими предметами. Вас не впустят вместе с ними в зал. Не разрешается въезжать в помещение Собора на роликах, скейтбордах и самокатах, вносить и оставлять на хранение самокаты, ролики, скейтборды, велосипеды и коляски и заезжать на территорию Собора на автомобилях. На территории Собора нет парковочных мест. Платные парковки имеются во всех переулках вокруг Собора.

ПЕРЕД КОНЦЕРТОМ

К какому времени лучше всего приходить?
Зал открывается за 30 минут. Для прохода в зал Вам нужно пройти контроль купленных электронных билетов у стола регистрации и получить программу концерта. Это занимает несколько минут, но перед началом возникает очередь. Поэтому рекомендуем приходить минут за 40-45. После начала концерта вход в зал не разрешается, чтобы не мешать другим слушателям.

Опоздавшие проходят на балкон независимо от категории билетов. Если балкон по техническим причинам закрыт, вход опоздавших слушателей в зал осуществляется только во время перерывов между номерами концертной программы, при этом посетители обязаны занимать ближайшие ко входу свободные места (места, указанные в билете опоздавшего, теряют свою актуальность)

Просим Вас отнестись с пониманием и не опаздывать.

Я думаю приобрести билет непосредственно перед концертом…
Да, это возможно. Продажа начинается за час перед концертом. В течение часа до начала концерта вы можете оплатить посещение концерта в виде установленного пожертвования на содержание Собора в размере, соответствующем стоимости концерта с учетом имеющихся льгот и скидок. Очень рекомендуем в таких случаях приходить несколько раньше, чтобы иметь возможность выбрать места по Вашему предпочтению из имеющихся в наличии, т.к. перед началом их может не остаться и просто прогуляться по прекрасной территории Кафедрального Собора.

Трезвость ума и спокойствие духа
Пожалуйста, будьте спокойны и не торопитесь, как только смотрители начнут пропускать слушателей в зал. Такое поведение не только неуместно в церкви, но и опасно для здоровья. Мы рассчитываем на Ваше понимание!

Контроль билетов
Пожалуйста, будьте готовы показать свои входные билеты смотрителям. В случае, если у Вас специальный билет, купленный по социальным скидкам - будьте готовы также продемонстрировать документ, подтверждающий факт социальной скидки.

Места в центральном и боковых нефах, центральном и боковом балконе
Пожалуйста, занимайте места в указанном секторе согласно вашим билетам.
Если вы выбрали места в боковых нефах и на боковом балконе, вы можете занять ряд и место исключительно в указанных секторах, а не в центральных. Просим не пересаживаться во время концерта в центральные сектора на чужие места.
В случае, если у Вас возникли затруднения - пожалуйста, обращайтесь за помощью к смотрителям.

История Собора

Подробно узнать о том, как устроен наш Собор - вы можете на экскурсии. Очень просим не производить её в частном порядке, и не ходить по Собору с подобной целью («посмотреть») перед концертом. Тем более просим не заходить в алтарную часть и за ограждения. После концерта Вы, при желании, можете задать интересующие Вас вопросы об устройстве Собора нашим сотрудникам (они носят бейджи с именами).

ВО ВРЕМЯ КОНЦЕРТА

Фото и видео
Снимать в Соборе во время концерта - можно, но только без вспышки и не перед лицом исполнителей, чтобы не мешать проведению концерта. Съемка исполнителей производится только по их просьбе и с согласия организаторов концерта. Если Вы собираетесь выложить фотографии или видео в социальной сети - просим, по возможности, проставлять геометку (Кафедральный Собор Святых Петра и Павла) и хэштеги #фондбельканто и #лютеранскийсобор

О том, что недопустимо
Ещё раз убедительно просим Вас помнить о том, что Собор - действующая церковь. Пожалуйста, соблюдайте общепринятые правила поведения. За их несоблюдение Вас могут попросить покинуть зал. В храме, как и в других общественных местах, нельзя целоваться, вести себя вызывающе, грубить и мешать другим людям. Если смотритель просит Вас покинуть зал - вы должны сделать это незамедлительно. Выяснить причины и все обстоятельства вы сможете в притворе у администрации.

Аплодисменты и цветы

Во время концертов в Соборе можно выражать своё одобрение аплодисментами. Желающие могут по окончании концерта подарить исполнителям цветы.

Дополнительно

В притворе храма после каждого концерта можно приобрести диски с записями исполнителей и литературу религиозного содержания
- После каждого концерта можно записаться на экскурсию в Собор.