Братия киево-печерской лавры ко дню петра и павла собрала досье на наместника. Архив рубрики: Святыни

Во второе воскресение Великого поста празднуется память всех преподобных Киево-Печерских. Не так давно Печерские святые явили великую милость - вернув спустя века древний трактат «Тератургима» с собранием совершенных ими чудес. Чудеса в Лавре не иссякают и в наши дни, что подтверждают свидетельства многих прихожан, паломников и священников. Сегодня мы публикуем одну из таких историй.

Много раз я летал в далекие страны, проехал много дорог, но этот случай не забуду никогда. По послушанию руководителя паломнического отдела Киево-Печерской Лавры мне приходиться по нескольку раз в год сопровождать желающих помолится в разные страны. В конце мая 2007 года мы должны были лететь в Турцию. Перед вылетом я спустился в пещеры, поклонился и приложился к мощам преподобных отцов. Просил их святых молитв, чтоб сохранили нас от искушений и неприятностей, управили нам путь. В пещеры я обязательно иду перед каждой поездкой и без благословения Печерских отцов не дерзаю отправляться в дорогу.

Программа нас ожидала насыщенная - знакомство с православными святынями древней Византии, посещение столицы империи Константинополя, нынешнего Стамбула. Много интересных памятников истории мы должны были увидеть на островах. Из Киевского аэропорта Борисполь мы вылетели в Стамбул. В группе было 12 человек, коллектив подготовленный, люди, видно воцерковленные. В общем, все шло своим чередом. Полет проходил нормально, как обычно. Внизу уже показались городские строения и магистрали, пассажиры пристегнули ремни, готовясь к посадке. Но когда самолет стал приземляться, и под нами показалась взлетная полоса, до которой оставалось метров 300, вдруг надсадно, с чрезвычайным усилием взревели моторы.

Салон судорожно завибрировал, по проходу в кабину пилотов встревожено убежали побледневшие стюардессы, оставив взволнованных пассажиров. Никто из них не понял в чем дело, но ясно было, что происходит нечто совершенно экстраординарное. Я горячо взмолился Господу и Богородице, мысленно возопил к преподобным отцам Печерским о помощи и спасении. Молились и другие паломники, как наверное и все пассажиры. Еще несколько безконечных секунд вибрация сотрясала зависший лайнер, как будто где-то решалась наша участь. Наконец, самолет с невероятным усилием вновь стал набирать высоту.

Пассажиры оставались одни, все бортпроводницы попрятались. Не у кого было спросить, что происходит. Мы только следили за происходящим. Самолет поднялся, сделал еще один круг и только тогда уже окончательно приземлился. Никто не сделал никаких объяснений, и, пережившие шок пассажиры, остались в неведении. Наконец вышли бортпроводницы. Они были, мягко говоря, взволнованные. На них просто не было лица. Думаю, они гораздо лучше нас понимали всю сложность момента. Если бы самолет опустился еще чуть ниже, то уже вряд ли смог подняться снова. От катастрофы нас отделяли буквально несколько метров. Может, не все поняли всю судьбоносность момента, но я понял. Понял и почувствовал, что судьба наша тогда зависела не от пилотов и людских усилий. Наш самолет спас Господь молитвами преподобных Печерских.

А когда мы возвращались обратно, с нами летела женщина из Киева, которая занимается торговлей и ездит в Турцию за вещами. Она подошла ко мне: «Я вас помню, мы летели вместе с вами в Стамбул. А вы знаете, что случилось, когда мы садились?» «Не знаю, - говорю. - Но думаю что-то серьезное, если самолет снова вынужден был подыматься». Женщина стиснула руки: «Тогда была аварийная ситуация: на взлетную полосу вдруг выехала машина, которая разгоняет птиц. Ее там не должно было быть, но она почему-то неожиданно там оказалась. И если бы самолет сел, то, скорее всего, зацепил ее. В таких катастрофических ситуациях самолет бывает, даже сгорает». Женщина рассказала, что в турецкой газете она потом увидела заголовок, кажется «В моменте от катастрофы» и прочла информацию о аварийной ситуации в аэропорту и нашей экстраординарной посадке.

Но нас спасли преподобные Печерские, и это было настоящее чудо. Все, слава Богу, обошлось и окончилось благополучно. Все паломники в те мгновения горячо молились, и Господь сохранил и уберег нас. Еще раз цену нашего спасения и критичность ситуации я заново осознал недавно, когда в конце 2014 года в аналогичной ситуации в аэропорту Внуково погиб известный французский бизнесмен, летевший в частном самолете. Тогда на полосу выехала снегоуборочная машина и самолет, зацепив ее, потерпел крушение - разорвался в воздухе.

Когда мы вернулись в Киев, и я переступил Святые врата Лавры, сразу же пошел в Ближние и Дальние пещеры благодарить преподобных отцов. Это нельзя объяснить никакими рациональными доводами, но я знал, что это они нас спасли. Ведь в опасные, критические моменты человек может чувствовать и внимать тому, что обычно остается от него скрытым. Враг постарался со своей стороны, создав все предпосылки для аварии, но святые Божии не допустили совершения их коварства.

Благоухание Горнего Иерусалима в Лаврских пещерах

Помню и еще одно чудо, которому мы стали свидетелями в 1992 году 31 июля в день памяти преподобного Иоанна Многострадального. Я тогда еще был иноком. Где-то около 11 часов, когда уже отслужили молебен у мощей святого, много пострадавшего от нападения бесов, мы вдвоем с другим братом пришли на свое послушание в Ближние пещеры. Каждый занял свое место, но вскоре брат подошел и сказал мне: «Иди скорей к Иоанну Многострадальному! Там такое благоухание!» Людей в пещерах оставалось очень мало, но все кто был, слышали это необыкновенное благоухание и сподобились великого утешения и радости.

Принадлежал к западнорус. правосл. шляхетскому роду, относившемуся к гербу Gozdawa. С детских лет жил в Киево-Печерском мон-ре, где получил образование. С 1640 г. (или с окт. 1646) являлся игуменом виленского Братского Свято-Духова мон-ря (см. Вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-рь). В янв. 1647 г., после кончины Киевского митр. свт. Петра (Могилы ; † 1 янв. 1647), И. стал его преемником в должности настоятеля Киево-Печерского мон-ря. По мнению П. Пекарского, такова была предсмертная воля митр. Петра, по другой т. зр., И. был вызван из Вильно духовным собором Киево-Печерского мон-ря и «панами-обывателями» Киевского воеводства. В избрании киево-печерского архимандрита, состоявшемся 25 янв. 1647 г., сразу после похорон митр. Петра, приняли участие киево-печерская братия во главе с наместником Варлаамом (Детковским), Игнатий (Оксенович-Старушич) , игум. киевского Выдубицкого Всеволожа во имя арх. Михаила мон-ря , Софроний (Жеребило-Лабунский), игум. Кирилловского мон-ря, и представители правосл. дворянства Киевского воеводства. Спешка в избрании киево-печерского архимандрита объяснялась, по мнению прот. Ф. И. Титова , желанием устранить борьбу между конкурентами (Титов Ф., прот. Типография Киево-Печерской лавры. К., 2000. С. 315). Став киево-печерским архимандритом, И. сохранил за собой настоятельство в виленском Братском мон-ре: 27 февр. 1647 г. И. подписался под актом об избрании на митрополичью кафедру Сильвестра (Косова) как «архимандрит печерский киевский, старший монастыря братского виленского». 23 апр. того же года И., выполняя условия завещания митр. Петра (Могилы), передал Киевскому братству принадлежавшие ранее Киево-Печерскому монастырю села Вишенки и Гнедин. 28 сент. И. отказался от претензий на принадлежавшую Выдубицкому монастырю мельницу близ Киева, т. о. закончив имущественный конфликт между обителями.

Во время казацкого восстания под предводительством Б. М. Хмельницкого (1648-1654) Киево-Печерскому мон-рю и его имениям был нанесен большой урон. На протяжении всего периода военных действий И. не покидал обитель, защищал ее права в судах. 16 февр. 1652 г. И. подал в Житомирский гродский суд жалобу на пана Я. Домановского, ограбившего одно из монастырских имений - с. Вышевичи. В мон-ре благодаря И. во время восстания нашли убежище некоторые польск. и укр. шляхтичи, в частности, православный шляхтич Иоаким (Яким) Ерлич из с. Коломля Волынского воеводства, скрывавшийся в обители в 1648-1651 гг. и начавший здесь создавать записки о событиях 1620-1673 гг. В мемуарах Ерлича приводятся сведения об И. и о Киево-Печерском мон-ре сер. XVII в. В частности, указывается, что осенью 1649 г. И. послал Ерлича со своими письмами на сеймик, созванный в Житомире по инициативе киевского воеводы А. Киселя , выступавшего за переговоры с Хмельницким, которые прошли в кон. 1649 - нач. 1650 г. в Киеве при участии Ерлича. В июле 1651 г. И. вместе с митр. Сильвестром (Косовым) вел переговоры с польск. командованием, готовившимся к захвату Киева. Вместе с представителями киевского магистрата митрополит и печерский архимандрит встретились под Киевом с польск. гетманом Я. Радзивиллом и просили пощадить город, не разорять церкви и мон-ри, подчеркивая, что против Польши воюют только казаки, а не горожане. Киевские послы говорили о необходимости прекратить разграбление города казаками и просили гетмана не допустить мародерства со стороны военных, Радзивилл пообещал выполнить их просьбу. 25 июля (4 авг.) польские войска заняли Киев и оставались там до сент. 1651 г., когда городом снова овладели казаки. Несмотря на военное время, в Киево-Печерском монастыре продолжала работать типография. Почти за 10 лет управления И. монастырем вышли в свет 4 крупных издания, представлявшие собой перепечатку ранее выпущенных книг (в частности, в 1653 по благословению И. был издан сокращенный вариант Требника митр. Петра (Могилы)), а также несколько брошюр. В 1653 г. монастырь и типографию посетил Антиохийский патриарх Макарий III .

После принятия в Переяславе 8 янв. 1654 г. войска Запорожского в подданство рус. царя московские послы отправились в Киев. Узнав об этом, 15 янв. митр. Сильвестр (Косов) и И. послали в Луцк печерского мон. Макария (Крыницкого), к-рый должен был заявить в Луцком гродском суде о том, что рус. власти принуждают киевское духовенство к присяге царю, но духовенство считает своим государем короля. 16 янв. московских послов за неск. верст до Киева встречали митр. Сильвестр, Черниговский еп. Зосима , И., настоятели др. киевских мон-рей. 17 янв. киевляне признали власть царя, но митрополит и И. отказались отпустить своих слуг на принесение присяги. На повторное приглашение со стороны московских послов митр. Сильвестр ответил, что он не может послать своих людей к присяге, опасаясь мести польск. короля по отношению к правосл. духовенству в Речи Посполитой. Действия И. также были обусловлены страхом ответных шагов со стороны польск. властей, в частности, боязнью потерять обширные имения Киево-Печерского монастыря на польско-литовских землях и утратить привилегии и независимость, которыми И. пользовался в Польско-Литовском гос-ве как шляхтич и настоятель ставропигиального мон-ря. Под давлением живших на Печерске казаков 19 янв. 1654 г. митрополит и И. выслали своих людей к присяге, после чего московские послы отправили киевским духовным властям, в т. ч. И., жалованье от царя.

5 марта 1654 г. в связи с рождением царевича Алексея Алексеевича И. отправил грамоту царю Алексею Михайловичу с изъявлением радости о рождении наследника престола (АЮЗР. T. 10. № 6. 10. Стб. 325). В грамоте от 6 июля того же года И. желал царю успехов в борьбе с врагами, высказывая надежду, что царь вскоре получит возможность «весь православный народ» на землях Украины «восприяти, якоже орел птенца под криле, и осенити скипетром державы своей царской». И. сообщил об отправке из Киево-Печерского мон-ря в Москву уставщика иером. Герасима и казначея мон. Авксентия (Устрицкого), к-рые должны были передать царю ходатайство архимандрита о подтверждении за мон-рем имений, а также владельческие документы. Необходимость подтверждения владельческих прав мон-ря была обусловлена тем, что на его имения посягали местные дворяне. И. послал царю резной крест, Апостол, Апокалипсис и часть мощей прп. Марка Гробокопателя, Киево-Печерского. К грамоте И. гетман Хмельницкий присоединил сопроводительное письмо от 28 июля 1654 г., в котором просил царя удовлетворить ходатайство архимандрита и братии (Там же. № 16. 5. Стб. 719-723). Царь исполнил просьбу И., подтвердив за Киево-Печерским мон-рем все его имения и привилегии.

В янв. 1655 г. И. присутствовал на собрании духовенства и мирян Киевского воеводства, где была объявлена грамота о победах царя в Белоруссии, затем в Софийском соборе был отслужен благодарственный молебен. В янв. 1656 г. царь Алексей Михайлович повелел И. отправить в Москву жившего в Киево-Печерском монастыре певца мон. Иосифа (Загвойского), который должен был обучать москвичей партесному пению. 9 февр. 1656 г. киевский воевода кн. Ф. Ф. Волконский доложил царю, что мон. Иосиф (Загвойский) по благословению И. покинул Киево-Печерский монастырь и удалился в неизвестном направлении. Впосл. выяснилось, что Иосиф скрывался от властей, не желая ехать в Москву. Более поздние сведения об И. отсутствуют.

И. В. Жиленко, В. Г. Пидгайко

Труды в области книжности

Наиболее значительным лит. трудом И. является новая редакция Киево-Печерского патерика. Книжник опирался на труд Сильвестра (Косова) «Paterikon, abo Żywoty świętych oyców Pieczarskich» (Патерик, или Жития святых отцов Печерских) (К., 1635) и на более ранние редакции, содержавшие помимо агиографических повествований летописные сообщения. В результате работы И. древний патерик, существенно дополненный агиографическими материалами, вероятно из б-ки Киево-Печерского мон-ря, оказался частью обширного исторического сочинения. Единственный сохранившийся список труда И. принадлежал бывш. келарю Троице-Сергиева мон-ря Симону (Азарьину) , рукопись была создана, по-видимому, при жизни И.: «Патерикон Киево-Печерский. Жития и подвизи преподобных отец наших, в пещерах просиявших. Списан трудолюбием блаженнаго Нестора, рускаго летописца. По времени же паки приложи некоих жития св. отец Печерских боголюбивый епископ Симон Суждалский и Владимерский, последи же пространнее написа и в едино счини блаженный Поликарп, архимандрит печерский. Ныне же мало пространнее от Летописца русскаго, от начала в лета Ноева по потопе, откуду корень изыде преславнаго словенскаго языка и како израстоша в нем ветви богоугодныя, сочинен и в едино совокуплен тщанием и повелением боголюбиваго архимандрита св. великия пресветлыя царския лавры Печерския кир Иосифа Тризны» (РГБ. Ф. 304.I. № 714, 390 л.). На нижних полях первых листов имеются записи: «Лета 7173 года дал в дом Живоначалные Троицы в Сергиев монастырь сию книгу келарь старец Симон Азарьин во веки неотъемлемо никому. Лета 7164 мес. февраля сия книга Троицкаго Сергиева монастыря бывшаго келаря Симона Азарьина».

Памятник состоит из 3 частей: летописной (общеисторической), существенно отредактированного патерика с вкраплениями летописной информации и др. материалов. Исследователи излагали разные т. зр. на то, какими летописными сводами пользовался И. Наиболее обоснованная т. зр. была высказана В. А. Кучкиным . Историк определил, что летописные добавления в патерик, сделанные И., обнаруживают наибольшую близость к тексту т. н. Тверского сборника (составлен между сер. XVI и 1-й третью XVII в., содержит значительные фрагменты тверского летописания с кон. XIII по кон. XV в.), но не тождественны ему. Кроме того, по мнению Кучкина, в патерик вошли сообщения из Ипатьевской летописи и Никоновского свода (др. следы знакомства с Никоновской летописью на Украине в сер. XVII в. отсутствуют). Ипатьевская летопись использовалась редактором в виде неизвестного в наст. время текста, соединявшего особенности Ипатьевского, Хлебниковского и Погодинского списков. Кучкин также установил, что в патерике прослеживаются заимствования из Хронографа и какой-то белорусско-литов. летописи. Значительная часть приведенного И. исторического материала не имеет параллелей в летописных сводах. Особенностью патерика в редакции И. является наличие в нем церковно-юридических документов. Можно предположить, что И. пользовался не мн. летописными сводами, но одним источником, к-рый в заглавии патерика назван «Летописцем русским», созданным на западнорус. землях и объединившим черты указанных летописей.

И. является автором предисловия «Предмова до освященнаго клиру» к изданию «Литургиарион, си есть Служебник» (К., 1653). Не исключено, что киево-печерский архимандрит между 1651 и 1653 гг. составил основу для 1-го восточнославянского исторического соч. «Синопсис, или Краткое собрание от различных летописцев о начале славянороссийского народа и первоначалных князех богоспасаемаго града Киева», опубликованного Киево-Печерским монастырем в 1674 г. Патерик в редакции И. был использован при подготовке 2-й печатной редакции памятника (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661).

Ист.: АЮЗР. Т. 10. № 6. 10. Стб. 325; № 16. 5. Стб. 719-723; Latopisiec, albo Kroniczka, Joachima Jerlicza. Warsz.; St.-Pb., 1853; Донесение чернеца Печерского мон-ря Макария (Крыницкого), который отправился из Киева 15 янв. 1654 г. по старому календарю // ЧОИДР. 1861. Кн. 3. Смесь. С. 7-8; АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 4. С. 5-9; Ч. 2. Т. 1. С. 336-338.

Лит.: Самуил (Миславский), еп. Краткое ист. описание Киево-Печерской лавры. К., 1805. С. 132-133; Болховитинов Е. Описание Киево-Печерской лавры с присовокуплением разных грамот и выписок, объясняющих оное, также планов лавры и обеих пещер. К., 1831. С. 145; Ундольский В. М. Иосиф (Тризна), редактор патерика Печерского // ЧОИДР. 1846. Кн. 4. Отд. 4. Смесь. С. 5-10; он же. Замечания для истории церк. пения в России. М., 1846; Макарий (Булгаков), митр. Обзор редакций Киево-Печерского патерика, преимущественно древних // ИОРЯС. 1856. Т. 5. Вып. 3. Стб. 129-167; он же. История РЦ. Кн. 7. С. 22, 33, 41-45, 62, 438; Яковлев В. А. Древнекиевские религиозные сказания. Варшава, 1875. С. 56-64; Костомаров Н. И. Богдан Хмельницкий. СПб., 1884. Т. 3. С. 133, 135; Эйнгорн В. О. О сношениях малороссийского духовенства с московским правительством в царствование Алексея Михайловича // ЧОИДР. 1893. Кн. 2. Отд. 4. С. 1-370; Лебединцев П., прот. Киево-Печерская лавра в ее прошедшем и нынешнем состоянии, с фасадами великой лаврской церкви, планом ее и планом пещер. К., 1894. С. 126; Истомин М. И. К вопросу о древней иконописи Киево-Печерской лавры // ЧИОНЛ. 1898. Кн. 12. Отд. 2. С. 3-19; Отчеты о заседаниях имп. ОЛДрП // ПДП. 1901. Т. 141. С. 19-20; Абрамович Д. И. Исследование о Киево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике. СПб., 1902. С. 98-109; он же. Патерик Києво-Печерський. К., 1930; Титов Ф. И. Иосиф (Тризна) // ПБЭ. 1906. Т. 7. Стб. 466-467; Щапов Я. Н. Туровские уставы XIV в. о десятине // АЕ за 1964 г. М., 1965. С. 252-273; Кучкин В. А. Фрагменты Ипатьевской летописи в Киево-Печерском патерике Иосифа (Тризны) // ТОДРЛ. 1969. Т. 24. С. 96-98; он же. Княжеский помянник в составе Киево-Печерского патерика Иосифа (Тризны) // ДГВЕ. 1995. С. 166-233; ДРКУ. 1976. С. 4-5, 72-74; Iсiченко Ю. А. Києво-Печерський патерик у лiтературному процесi кiн. XVI - початку XVIII ст. на Украïнi. К., 1990. С. 69-70; Жил єнко I. В. Синопсис Киïвський: (Текст пам"ятки в редакцiï 1674 р. i монографiчне дослiдження) // Лаврський альманах. 2002. Вип. 6. Спецвип. 2; она же. Висвiтлення давньоï iсторiï Украïни в Патерику Йосифа (Тризни) // Могилянськi читання: Мат-ли наук. конф., 2009 р. К., 2010. С. 27-38; Тесленко I. А. Родинний клан Єрличiв // Соцiум. 2004. Вип. 4. С. 172-173.

И. В. Жиленко

Иконография

Парадный ростовой портрет И. 1-й пол. XVIII в. (НХМУ; см.: Украïнський портрет ХVI-XVIII ст.: Кат.-альбом / Авт.-укл.: Г. Белiкова, Л. Членова. К., 2004. С. 171. № 151) первоначально находился на хорах Успенского собора Киево-Печерской лавры в ряду изображений настоятелей обители. Архимандрит представлен вполоборота влево, на нем мантия и черный клобук округлой формы, на груди - крест, в правой руке - посох, в левой - книга и четки. И. средних лет, с небольшой русой бородой; слева вверху помещен его герб с аббревиатурой титула, внизу - надпись: «Архимандритъ Iосифъ тризна». Слева - аналой с большим Распятием и книгой, справа - красный занавес. Портрет И. 60-х гг. XIX в. (НКПИКЗ), происходящий из конгрегационного зала КДА, является поясным повторением этого полотна из галереи лаврских архимандритов (Для посетителей портретной залы КДА: [Кат.]. К., 1874. С. 4. № 7; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 293; Титов Ф. И., прот. Имп. КДА в ее 3-вековой жизни и деятельности (1615-1915): Ист. зап. К., 2003. С. 154).

Е. В. Лопухина

Архимандрит Антоний, который служит в Лавре уже 30 лет - о радости каждый день, благодати

Отец Антоний: "Меня спросили: "Вы знакомый митрополита?" - "Я знакомый Бога".

Откровения монаха Киево-Печерской лавры: "Мне было явление, что Лавра откроется" Ярослава Корнеева //smm.ollcdn.net/img/article/7626/35_main.1477059980.jpg //smm.ollcdn.net/img/article/7626/35_tn.1477059980.jpg 2016-10-22T05:48:00+03:00 Воскресная школа Архимандрит Антоний, который служит в Лавре уже 30 лет - о радости каждый день, благодати

"Сегодня" продолжает публикации откровений монахов Киево-Печерской лавры, и в этот раз нам удалось пообщаться с уникальным человеком, старожилом Лавры, который предсказал ее открытие и служит здесь почти 30 лет. Архимандрит Антоний, певчий братского лаврского хора, рассказал нам, как открывали Лавру и как Господь может в любую минуту спасти человека.

— Отец Антоний, на ваш взгляд, в какое время года Лавра самая красивая?

— У меня Лавра всегда красивая. В духовном смысле красив даже каждый день, который приближает нас к спасению. А если мирскими глазами смотреть, то, думаю, летом все же Лавра самая красивая — все цветет, радуется, веселится и благодарит Бога. Весной она расцветает, как сама молодость, а осенью замирает. Но я в любое время года стараюсь радоваться. Говорю братии: "За все слава Богу. Каждый день, каждое время года всегда красиво, купола блестят золотом, ведутся богослужения. Приходят люди и радуются! Не это ли повод для радости?"

— Расскажите, как вы оказались в Лавре?

— Я работал в , служил в армии, в звании сержанта, квартиру получил, стал на ноги. Но душа в храм просилась. Потому и оказался я во Владимирском соборе, стал служить, был там диаконом восемь лет, после оказался в Лавре. В роду один из моих предков был пономарем, 40 лет в церкви прослужил. Мама и папа нам прививали такую любовь. Хотя папа и коммунистом был, но иконы в нашем доме свято хранились. Родители нас всему учили: как молиться, как жить по законам Божьим. Тетя Ирина, папина сестра, привила мне любовь к Богу, хотя сама она безграмотная была.

— Сколько лет вы уже в монашествующих?

— С 1988 года. Здесь я первый монах. Когда пришел в Лавру в 1988 году, здесь музей был. Кого тут только не было! Например, в том корпусе, где сейчас митрополия — был детский сад, младшая группа. Потому мы, монахи, жили, где могли. Бывало в теплое время года даже на улице, на лавочках или в коридорах. Нас тогда мало было, всего пятеро. Вообще поначалу мы служить сюда ходили, а на ночь шли к себе в квартиры, так как ночевать негде было. Потом нам отдали 52-й корпус, 2-й этаж. Тогда мы уже потихоньку стали обживаться. С одной стороны жили мы, с другой — новые послушники.

— Почему решили пойти именно в Лавру? Это понимание пришло в молитвах? Снах?

— Мне явление было, что Лавра откроется, когда каштаны зацветут. Я пошел в монастырь Покровский и сказал матушкам, что откроют Лавру перед тысячелетием Крещения Руси. Причем даже указал, что не с центрального входа (Верхняя Лавра. — Авт.), а от тех врат, что ведут в нижнюю Лавру. Первым сказал об этом матушкам Покровского монастыря: "Когда каштаны зацветут, тогда Лавру откроют", они поразились. Но так и случилось. 16 июня было первое богослужение, а 24-го или 25-го мы стали служить ежедневные службы преподобным Печерским в Дальних пещерах. Я тогда еще диаконом служил. Помню, прицепил лампаду возле одной из икон, засветил ее вечером, а утром на богослужение пришел — лампада горит. Благодать такая была тогда! Миряне много жертвовали. До сих пор помню, мы тогда одних свечек продали на 369 рублей — сумма очень большая по тем временам. Прихожане помогали нам убирать территорию, деревья старые и кусты в порядок приводить. Второй духовный подъем помню в начале 90-х, когда нам передали Храм Воздвижения Животворящего Креста. Как раз перед праздником Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Такой праздник для нас был! Все мы словно на крыльях летали! Сейчас молодежь приходит, не знает о той бедности, которую мы пережили, а мы помним, что такое нищета, бедность, как приносили вещи со вшами и клопами. Монеты бросали настолько стертые, что не видно было ни даты, ни надписи. О таком говорят: "На тебе Боже, что мне негоже". Но больше хорошего было, конечно!

— Говорят, лаврским монахам сами преподобные отцы Печерские помогают?

— Печерским отцам всегда акафист читаю, и они всегда помогают: и Господь, и Матерь Божия, и все святые. Я всех послушников учу читать акафисты, знать их наизусть, особенно акафист Преподобного Антония, ... В сложные моменты все бросаются к Богу. Когда есть здоровье, то люди думают, что Бога нет. Другое дело, когда человек обездвижен или забыт другими — лежит, никому не нужен. Вот тогда уже и иконы ставят, и молитвы вспоминают, если есть что вспомнить, цепляются, как за последнюю надежду. А ведь Бога чтить надо смолоду, тогда Господь будет твоим помощником и покровителем. Хотя Господь всегда нас, грешных, ждет. И в любую минуту может проявить Свою милость. Помню, перед своей поездкой в Иерусалим владыка меня благословил поехать в военный госпиталь, к человеку, который в аварию попал. Ситуация очень глупая получилась. Они с братом, военные при должностях, машинах, "игрались" наперегонки на Житомирской трассе. И доигрались, что оказались в кювете. Брат этого Олега умер на месте, а у Олега был раздроблен позвоночник. Владыка сказал, что у него ноги отказали, а я когда в госпиталь пришел — тот уже в коме был. Возле него его отец как раз сидел, генерал. Глянул на меня так и спрашивает: "Чей вы знакомый? Митрополита?". Я отвечаю: "Я знакомый Господа Бога". Тот долго на меня смотрел, но разрешил провести соборование. Пособоровал больного и уже собрался на выход — вдруг тот глаза открыл! такое было! Оказалось, в то же время владыка за него в Иерусалиме тоже молился.

Читайте самые важные и интересные новости на наших страницах

16:04, 12 липня 2014

1064 0

WebRep currentVote noRating noWeight

Для братии Киево-Печерской лавры день Петра и Павла праздник особенный. В день святых первоверховных апостолов именины у наместника обители. В день небесных покровителей митрополита Павла насельники лавры вспомнили яркие моменты из жизни обители, рассказали истории, связанные с наместником и поздравили владыку с днем тезоименитства. "УНИАН-Религии" присоединяется к поздравлениям и желает наместнику Киево-Печерской лавры митрополиту Павлу многая и благая лета!

Архимандрит Антоний, благочинный Киево-Печерской лавры

"НА СВОИ ИМЕНИНЫ ВЛАДЫКА ОБЫЧНО НИКОГО НЕ ПРИГЛАШАЕТ"

С владыкой Павлом я познакомился на Волыни в 1991 году, когда он служил на приходе. Я тогда еще не был монахом – играл в духовом оркестре и ездил на похороны. Старшие друзья-музыканты отправляли меня вперед, посмотреть кто будет совершать таинство отпевания. Если Монах, как мы звали тогда владыку Павла, то оставались в автобусе. Потому что его строгости боялись все. Он мог накричать, рассказать нам, как правильно. В тот раз я посмотрел, вернулся и говорю: «Будет отпевать Монах…» Все: «Эх! Ну значит все, сидим в автобусе…» Это было мое первое знакомство с будущим наместником лавры.

Еще одно знакомство было, когда мы впервые ставили в городе вертеп, и Монах пригласил нас к себе в храм. На приходе его любили и уважали. Люди ценили его советы, труд, проповеди. Он все доступно рассказывал и умел создать хорошую атмосферу. Я увидел это, стал приходить в храм. И он меня заприметил. У владыки Павла есть дар видеть способности людей и умение дать им толчок для развития. Он пригласил помогать ему на богослужениях. Так мы пошли по жизни вместе.

Будущий наместник вставал тогда в полчетвертого утра, замешивал тесто на хлеб, смотрел за хозяйством, вычитывал молитвенные правила и уже в полседьмого был на службе в храме.

Владыка очень любит животных, дает им интересные прозвища. Помню на Волыни была у него любимая корова – Марисабель. Назвал он ее в честь героини популярного тогда сериала "Богатые тоже плачут". Настолько у нее была удивительная натура: умела рогом открывать калитку, нюхала розы… Она была очень умной, но могла и учудить. Как-то нам привезли целый воз дынь. Она увидела, оценила, и… взяла самую нижнюю. Дыни собирали по всей дороге. А она одарила взглядом, взмахнула хвостом и ушла. Когда владыку забрали в лавру и он уже уезжал, Марисабель это поняла и заплакала, из ее глаз катились большие слезы…

Перед тем, как владыка узнал, что его переводят в лавру, он сказал, что хочет меня рекомендовать в священники, чтобы я ему помогал. Я тогда очень не хотел идти в монахи. Но мне запомнились его слова: «Этим Великим постом, на Лазареву субботу, я тебя постригу». И вот прошли месяц-полтора, нас переводят в Киев, в лавру, и в Великий Понедельник я принимаю постриг. Лазарева Суббота была накануне. Владыка говорит: «Ну вот… На один день ошибся». Да, тогда он сказал пророческие для меня слова: я никогда не думал, что это когда-нибудь будет в моей жизни.

Владыка Павел очень почитает своих небесных покровителей Петра и Павла. На свои именины обычно никого не приглашает. Говорит: «Друзей не зовут - сами придут». На праздник Петра и Павла в лавре всегда очень много гостей. Приезжают епископы, с которыми владыка учился в семинарии. Дарят иконы, цветы. Подарки он передает в храмы.

Владыку радует, когда у близких все хорошо, когда рождаются дети или кто-то собирается жениться. Он до сих пор помнит имена своих прихожан с Волыни. Молится за живых и умерших.

Митрополит Павел любит шутить, ценит добродушие. Он не бывает за столом один, у него всегда гости. Владыка одинаково относится к людям разных кругов. Для него нет разницы, кто перед ним – мы все одинаковы перед Богом. Главное, чтобы человек был хороший.

Владыка любит и умеет готовить. В командировках он варит борщ. Сам составляет меню в лавре. Очень любит домашний хлеб. Родные об этом знают и когда едут в лавру, всегда привозят.

Наместник человек искренний, ничего в себе не таит, выскажет - и забыл. Те, кто его не знает, могут и обидеться.

Братия владыку знает хорошо и уважает, он прекрасно сумел нас всех объединить. Для нас большой болью были его последние болезни – мы все усердно молились, чтобы он поскорее выздоровел. На нем лежит большая ответственность. От лица всей братии пожелаю митрополиту Павлу здоровья, чтобы он еще много лет был наместником лавры.

Архимардрит Иеремия, блюститель Ближних пещер Киево-Печерской лавры

"БРАТИЯ ВЕРНУЛА СВОИ КОРПУСА, ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ СМЕЛОСТИ НАМЕСТНИКА"

В Киево-Печерской лавре я 26 лет. Как-то меня очень звали перейти в один из монастырей и я уж чуть было не согласился. Но в то время к нам как раз пришел владыка Павел. Он узнал об этом и говорит мне: “Куда ты пойдешь? Здесь же лавра!” И я остался. За эти вовремя сказанные простые слова, я ему благодарен на всю жизнь. Дай ему Бог много лет и еще два раза по стольку!

Укаждого из нас свои недостатки, они есть даже у святых. Но о владыке Павле скажу только хорошее: знаю его как молитвенника и простого труженика. До его прихода за один только год у нас поменялось три наместника. Лавру нужно было восстанавливать. Мы вместе делали любую работу. Владыка Павел – трудяга. Погрузочные работы, покраска... Он закатывал рукава и становился рядом.

Братия вернула территорию Нижней лавры, только благодаря смелости наместника. До этого у нас ничего не получалось, а он не побоялся никого. “Откуда пришли – туда и идите”, - говорил он арендаторам, когда мы возвращали свои корпуса. И сегодня скажу: без владыки Павла такого рассвета лавра бы не достигла.

Архимандрит Дамиан, руководитель орготдела Киево-Печерской лавры

"ДЛЯ МЕНЯ ПАМЯТНО, КАК ВЛАДЫКА ВЫБРАЛ ДЛЯ МЕНЯ МОНАШЕСКОЕ ИМЯ"

Десять лет я был на послушании у Блаженнейшего митрополита Владимира, нес обязанности иподьякона и референта, поэтому владыку Павла знаю давно. Он личность яркая и многогранная. За время его наместничества был собран лаврский костяк. Всех нас ему удалость соединить в одну дружную семью - а все мы со своим характером. Живем мирно и не ссоримся.

Когда владыку Павла перевели в лавру, ныне покойный епископ Волынский и Ровенский Варлаам, который его постригал, написал ему в письме: “Отец Павел, если бы мне здесь хотя бы пять человек таких, как вы, я бы такой порядок навел!”

Для меня очень памятен момент, как владыка Павел выбрал для меня монашеское имя - преподобного Дамиана Целебника. По традиции, до пострига я об этом не знал. Как потом мне рассказали, его отговаривали, мол не подходит мне это имя. Тогда владыка предложил, чтобы перед постригом я сам вытянул жребий – свое имя в монашестве. Он написал на трех листках имена преподобных: Никона, Даниила и Даминана Печерских. Согласно лаврской традиции, братию постригают, нарекая именами преподобных отцов.

Мы пришли в Ближние пещеры, положили имена на гроб преподобного Антония, отслужили молебен. И владыка сказал: “Вытягивай!” Я вынул одно из имен и владыка показал его отцу Иеремие, блюстителю Ближних Пещер. Когда во время пострига объявили мое имя - меня назвали в честь преподобного Дамиана! Это было имя, которое вытянул я сам, и которое изначально выбрал для меня владыка.

Подобных примеров могу привести много. Все они говорят о том, что наместник водим Духом Святым. В его жизни бывают ситуации, когда все складывается против него, но владыка молится, полагается на промысел Божий – и все происходит так, как угодно Богу, а не так, как хочется людям.

Владыка очень много помогает нуждающимся, никому об этом не объявляя. Из тех, кто нему обращается за помощью, многих он видит впервые, но никому не отказывает.

Совет, который он дает многим - и братии, и прихожанам: не забывать молиться Божией Матери, ведь Киево-Печерская лавра - Ее дом. “Какие бы у вас ни были проблемы – молитесь Божией Матери, Она никогда не оставит”, - говорит владыка.

Архимандрит Поликарп, уставщик Киево-Печерской лавры

"Я СЕЙЧАС, НАВЕРНОЕ, УДИВЛЮ, ЗНАЮ ВЛАДЫКУ КАК ЧЕЛОВЕКА МЯГКОГО И ДАЖЕ КРОТКОГО"

Здесь я один из немногих монахов, который может сказать: владыка Павел при мне в лавру пришел. Скажу, что меня в нем удивляет.

Митрополит Владимир был священноархимандритом Киево-Печерской лавры с 1992 года. Владыку Павла поставили наместником в 1994 году. Напрямую с Блаженнейшим братия общалась редко. Но душевный и духовный настрой митрополита Владимира передавался братии монастыря.

Владыка Павел был преданным послушником почившего Предстоятеля. При Блаженнейшем владыка Павел, можно сказать, был за келейника - он очень много ездил с ним в командировки. Бывало, если три месяца за год мы его видели в лавре – это было даже хорошо. При этом во всем был полный порядок и велись работы по восстановлению обители. Мы все выполняли наставления наместника по совести.

Одно время у владыки Павла были поездка за поездкой, некогда было и отдохнуть. И вот как-то он вернулся с очередной командировки прямо на богослужение, заходит в алтарь садится, и, видно, сил хватает только спросить: «Как тут?» Говорю: «Все хорошо, владыка». Он услышал – успокоился, но был очень уставший, и чуть не уснул. И сейчас, я смотрю как проходит его день, получается, что наибольший послушник из нас – владыка Павел.

За эти годы в лавре мы с братией так сжились, что я желаю, чтобы не только в монастырях, но и в семьях, в обществе, в государстве - везде были такие теплые и добрые взаимоотношения. У нас все живут и выполняют послушания по совести, нас никто не контролирует.

За эти годы было, временами, между нами и непонимание. Потом вечером думаю: ну кто я такой, что высказываю что-то самому наместнику. И иду извиняться. А у него – ни тучки злопамятства. «Бог простит», - говорит, и будто ничего и не было. Многие думают, что он гневливый, гордый, со всеми ссорится. Я сейчас, наверное, удивлю, такое скажу - знаю владыку давно как человека мягкого и даже кроткого.

Когда его обвиняют, что у него много денег и имущества, я представляю себе те финансы, которые нужны на содержание лавры. И сколько лавра помогает другим монастырям – в Украине и за границей. А сколько владыка Павел помогает людям…

Ну и в конце, расскажу о его хобби. Под Киевом он завел «небольшое» хозяйство, для души… где-то тысячу голов. И какой бы уставший он не был, какой бы высокий у него не был сахар – а вы знаете, у него диабет – быстро меняется подрясник и он едет на ферму. В этом деле он тоже большой специалист.

Иеромонах Иларион, руководитель информационного отдела лавры

"ВЛАДЫКА ПОРАЖАЕТ СВОЕЙ ГЛУБОКОЙ ВЕРОЙ И СИЛЬНОЙ МОЛИТВОЙ"

До того, как я стал насельником лавры, четыре года был иподьяконом у владыки Павла. Еще во времена моей учебы в Почаевской духовной семинарии, наместник приезжал к нам в лавру с Блаженнейшим. Владыка Павел попросил меня прочесть молитвы и спросил, что я планирую. Я сказал, что собираюсь поступать в Киевскую академию. Он говорит: «Как поступишь, заходи ко мне». Я к нему пришел 1 сентября и он взял меня иподьяконом. До этого мы виделись всего один раз.

Чем меня поражает владыка – своей глубокой верой и сильной молитвой. Мне не раз приходилось видеть то, как он совершает Божественную литургию, его внутренние переживания и сокровенное отношение к Богу. В наиболее отчетливые моменты осознания того, что Господь с тобой, это происходило в слезах.

Что удивительно, когда во время Херувимской песни владыка поминает живых и усопших, он не читает записок. Всех, за кого молится, он помнит по именам. У него очень хорошая память. Мне не один раз приходилось видеть, как владыка вынимает частички из просфоры и называет имена. Усопших больше, он поминает многих земляков с Волыни. Молиться за них уже давно стало неотъемлемой частью его души.

У владыки хорошее чувство юмора, он человек доброй души. За советом к нему приходят разные люди. Бывало, скажет: «У тебя точно все будет хорошо» – так потом и происходит. Будто перед ним открывается человеческая судьба. Потом люди вспоминают: «Вот вы, владыка так сказали, вы знаете, так все и было». Но всегда и всем он не говорит – только если точно знает. Я всегда удивлялся этому его дару.

Каждый священнослужитель – продолжатель дел апостолов. Владыка Павел носит имена великих апостолов Петра – это его имя до монашества, и Павла – в монашеском постриге. Ему присущи ревность и горячность духа апостола Петра, который первым исповедовал Христа как сына Божьего. Апостол Павел изначально не был учеником Спасителя. Но он потрудился больше всех апостолов. Если посмотреть на 20 лет служения владыки как наместника лавры, обитель преобразилась до неузнаваемости именно при нем.

Якщо ви знайшли помилку, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter

https://elitsy.ru/communities/105696/706963/?utm_medium=105717&utm_campaign=Repost&utm_content=https%3A%2F%2Felitsy.ru%2Fcommunities%2F105696%2F706963%2F
Праздник Успения Пресвятой Богородицы является самым торжественным в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, так как главный храм обители освящен именно в честь этого двунадесятого праздника.

Накануне вечером в Успенском соборе Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил всенощное бдение. Перед началом службы была совершена малая вечерня с чтением Акафиста Успению Пресвятой Богородицы.

В Трапезном храме преподобных Антония и Феодосия Печерских было совершено братское всенощное бдение с чином погребения и Акафистом, которое возглавил благочинный монастыря архимандрит Антоний.

В сам день праздника Блаженнейшего Митрополита Онуфрия у Святых врат встречали Наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (ректор КДАиС), архиепископы: Нежинский и Прилукский Ириней, Макаровский Иларий; епископы Львовский и Галицкий Филарет, Боярский Феодосий, Дионисий (Константинов), Ирпенский Климент, Бородянский Варсонофий, Фастовский Дамиан, братия и многочисленные гости обители в священном сане.

На малом входе во время Божественной Литургии, которая совершалась на площади перед Успенским собором, Предстоятель удостоил высоких богослужебных наград братию Лавры. Правом ношения второго креста были удостоены эконом обители архимандрит Зинон и блюститель Дальних пещер архимандрит Дамиан. В сан архимандрита был возведен келарь монастыря иеромонах Арефа. Награжден крестом с украшениями иеромонах Макарий, а иеродиаконы Пиор, Моисей, Лавр и Марк – двойным орарем.

Перед чтением праздничного Евангелия был совершен чин прославления святых, подвизавшихся в стенах Успенской Киево-Печерской Лавры: митрополита Киевского и Галицкого Иоанникия (Руднева; + 1900) и насельника Лавры схииеромонаха Вассиана Слепого (Балашевича; +1827).

После оглашения митрополитом Антонием решения Синода о канонизации и прочтением митрополитом Павлом житий угодников Божиих Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий благословил многочисленных молящихся иконами новопрославленных святых под пение специально составленных богослужебных песнопений в их честь.

В архипастырском слове по случаю великого праздника Предстоятель УПЦ рассказал о житии и почитании Пресвятой Богородицы, покрывшей Себя необыкновенным смирением и в тоже время «вместившей Невместимого Бога, Сосудом, в Котором хранился Хлеб вечной Жизни».

Блаженнейший Владыка Онуфрий обратил внимание на то, что смерть Божией Матери называется Успением, потому что Она перешла в вечность так же безболезненно, как мы переносим смену дня через краткий сон: «Она уснула, чтобы проснуться в Царствии Божием». Она печется о почитающих Ее святое имя, тех, кто «на земле в скорбях, болезнях и лишениях». Так и сегодня Она простирает руку помощи, – заверил Блаженнейший, «и мы обращаем свою молитву к Царице Неба и земли и просим, чтобы Она исходатайствовала от Бога, чтобы наша жизнь была благословлена Богом, исполнена добрых дел, молитв и любви, чтобы Она нашу смерть также соделала сном, который бы нас возродил из земного бытия в жизнь вечную, которой наслаждаются святые на Небе»

По окончании богослужения был совершен крестный ход с иконой Успения Пресвятой Богородицы и новопрославленных святых к Ближним Пещерам.

Редакция сайта www.lavra.ua