Иоанн креститель да винчи. «иоанн креститель» леонардо да винчи

На картине Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель», художником изображен длиннокудрый женоподобный юноша, который в одной руке держит крест, а другой указывает на небо.

Изучение этой картины в монохроматическом свете показало, что шкура (одеяние Иоанна Крестителя) и тростниковый крест (его типичный атрибут на живописных полотнах) добавлены позднее другим художником. После чего картина и стала называться «Иоанн Креститель». Хотя с образом Крестителя этот юноша никак не сочетается.

Вот например как изображает Иоанна Крестителя Андреа Верроккьо, у которого юный Леонардо был в учениках. Работая над картиной «Крещение Христа», учитель поручает юному Леонардо написать ангела, держащего одежду Христа.

Искусствовед Сильвано Винчетти озвучил теорию, что прототипом таинственной Джоконды является ученик Леонардо да Винчи Жан Жакомо Капротти. Капротти, также известный как Салаи, работал вместе с известным художником более 20 лет. Лицо юноши имеет поразительное сходство с образом Моны Лизы. «Салаи был любимой моделью Леонардо, – говорит Винчетти, – можно со всей уверенностью утверждать, что художник добавил черты его лица в образ Моны Лизы».

По поводу поразительного сходства с Джокондой – замечание уместное. Не менее поразительное сходство можно найти и с Анной на других его картинах.

Стоит заметить, что существует схожий портрет кисти Леонардо да Винчи «Ангел, приносящий благую весть». Можно предположить, что и Иоанн, до того, как ему пририсовали крест, тоже был тем же Ангелом. Вспомним теперь, что существует известный набросок Леонардо да Винчи, так называемый «Ангел во плоти».

История наброска довольно темна. Известно, что в 19 веке он был частью королевской коллекции в Виндзоре, вместе с одиннадцатью другими эротическими рисунками авторства Леонардо. По словам британского искусствоведа Брайана Сьюэлла, в один прекрасный день эту коллекцию осмотрел некий «известный немецкий эксперт», и некоторое время спустя рисунки исчезли (не исключено, что с молчаливого согласия королевы Виктории), а впоследствии оказались в Германии. Имена последующих владельцев рисунков не афишируются, однако более столетия спустя, в 1991 году, Карло Педретти, признанный знаток творчества Леонардо, смог получить разрешение владельца рисунка и представить «Ангела во плоти» на выставке в Стиа, в Тоскане. Как бы то ни было, эксперты сходятся во мнении, что Леонардо является автором этого наброска.

Трудно представить себе образ, более далекий от всего того, что принято связывать с понятием «аскетизм», чем этот изнеженный юноша. Пищей его были явно не «акриды и дикий мед». Тысячи искусствоведов, литераторов и прочих любителей прекрасного пытались понять, что именно хотел выразить мэтр Леонардо, изобразив св.Иоанна Крестителя в столь неожиданном, мягко говоря, виде. Недаром, этот портрет всегда служил благодатной подпиткой для легенд и слухов, упорно связывающих Леонардо с различными секретными сообществами, изображающих его обладателем «скрытых», «сокровенных» знаний, еретиком, «магом», «посвященным», иными словами, связывающих его с герметической традицией эпохи Возрождения.

Таким образом, строго говоря, нет никаких оснований ассоциировать женственного юношу, изображенного Леонардо да Винчи, с Иоанном Крестителем. Однако это обстоятельство никоим образом не снимает вопроса: зачем такая ассоциация все-таки создана, пусть даже не самим Леонардо, а кем-то другим? Ну, в самом деле, зачем пририсовывать юноше явно нехристианского вида атрибуты одного из наиболее чтимых христианских святых? Какой комплекс идей за этим кроется? Есть ли в этом некий скрытый – герметический – смысл?

Трансформации канонического образа Иоанна Крестителя в Пророка Илию, Гермеса Трисмегиста, Ангела Завета и легендарного Метатрона покажутся адептам любой церкви абсурдными и, возможно, даже кощунственными! Но аргументированность и непоколебимость доводов в этой работе неотразимы.

Приведем еще один аргумент в пользу такой интерпретации: сравним изображение со знаменитым «Меркурием» Джамболонья. Правая рука Меркурия приподнята и согнута в локте точно так же, как на портрете Иоанна Крестителя и на картине «Ангел, приносящий благую весть», и точно так же устремлен в небеса перст указующий.

Перст указующий присутствует на многих полотнах и рисунках Леонардо да Винчи; искусствоведы не смогли сколь-нибудь убедительно объяснить значение этого символического жеста. Вполне возможно, что этот символ у Леонардо многозначен, однако при интерпретации образа Иоанна как Еноха-Метатрона его жест на картине да Винчи получает ясное и логичное объяснение: иудейская традиция называет Метатрона указующим перстом Бога, поскольку он указал в пустыне иудейскому народу путь в землю обетованную.

Символ перста указующего встречается также у Рафаэля, который был учеником и последователем Леонардо да Винчи. Например, кисти Рафаэля принадлежит портрет Иоанна Крестителя, который естественным образом ассоциируется с картиной Леонардо.

В жесте Леонардовского Иоанна поднята правая рука Платона на фреске Рафаэля «Афинская школа». А сам образ Платона весьма схож с автопортретом Леонардо да Винчи. Следовательно, в образе Платона заявлена связь Платон – Леонардо – Иоанн Креститель. Кроме того, необходимо учитывать, что в эпоху Возрождения Платона считали наследником мудрости Гермеса Трисмегиста.

Марсилио Фичино писал, что Гермес передал сокровенные знания своему ученику Орфею, тот – Аглаофему, которому наследовал Пифагор, чьим учеником был Филолай, учитель божественного Платона. Таким образом, фреска указывает на то, что Леонардо был продолжателем Платона и, тем самым, приверженцем учения Гермеса Трижды Величайшего. Поэтому, говорит нам Платон-Леонардо, вздымая вверх указательный палец, глядя на образ Иоанна, думайте о непревзойденной мудрости и святости божественного Гермеса.


И напоследок ещё одна альтернативная версия, о том, куда же всё-таки направлен перст указующий.

Изображения Девы на зодиаках без труда узнаются. Как правило это – женская фигура с колосом в руках. Нередко Дева изображалась указующей на хвост Льва, как это показано на рисунке А.Дюрера. На нем Дева касается рукой кисточки на конце хвоста Льва. Как бы слегка придерживая его. В этой кисточке изображена звезда Денебола.

Глядя на Деву с указующим перстом, сам собой возникает вопрос: «а был ли мальчик»? Или изначально Иоанн-Гермес задумывался, как Дева, указующая на Денеболу? По крайней мере это объясняет женоподобное лицо Иоанна, которого до Леонардо, изображали аскетичным мужчиной, преклонных лет.

А вот ещё один персонаж, якобы Ангел с указующим перстом (на Александрийской колонне). И для сравнения, изображение Девы, на астрономических картах XVI-XVIIвв. Как говорится, найдите десять отличий:

1. Статуя, венчающая Александрийскую колонну.
2. Андреас Целлариус, «Гармония Макрокосмоса», издание 1661 года.
3. «Явления и предсказания» Арата, 1569-1570 годы, Марк Хофельд, Люксембург.
4. Дюрер, 1515 год. Северная полусфера неба.

Название звезды Денеболы происходит от Deneb Alased, от арабской фразы ذنب الاسد danab al-asad «хвост льва», или, по мнению Балинджера – «Судья», «Грядущий Господин». Ангел указующий на Крест, как бы призывающий помнить о грядущем Суде Божьем?

В астрологии Денебола считалась предвестником несчастья. Считается, что она «запускает» в мунданных картах мировые катастрофы (Р. Эбертин, Г. Хофман «Неподвижные звёзды»). Интересная характеристика звезды, на которой акцентирует наше внимание Дева. Как говорится, что бы это значило? Да уж не апокалипсис ли?

Ну и для полноты картины: Кадуцей, атрибут Гермеса, в руках Девы, из средневековых астрономических атласов.



1. Гуго Гроция, «Построение по Арату», 1600 год.
2. Гигин, «Астрономия», издание 1485 года.
3. Гигин, «Астрономия», издание 1570 года.
4. Манускрипт, IXв.
5. Сакробусто (Sacrobusto «Sphaera Mundi» 1539).

Впрочем, стоит ли удивляться? Ведь Управитель знака Девы – Меркурий, т.е. всё тот же Гермес. Разные народы ассоциировали Деву со своими Великими Богинями, от Изиды и Атаргатис до Артемиды и Фемиды. У греков она ассоциировалась с Афродитой. Отсюда имеем Гермафродит – се суть Гермес и Афродита в одном флаконе. Может быть, Леонардо это имел в виду? Неизвестно...

Реставрация произведений Леонардо да Винчи — щекотливая для Лувра тема. Не так давно на него обрушился шквал упреков в связи с результатами восстановления «Святой Анны с Мадонной и младенцем Христом» (1503-1519), поэтому к работе над «Прекрасной Ферроньерой» (1490-1496) пришлось подойти к осторожностью, а к грядущей реставрации «Иоанна Крестителя» (1513-1516) музей относится предельно серьезно.

Леонардо да Винчи. «Иоанн Креститель». Фрагмент. 1513-1516

В вопросах, касающихся реставрации живописных полотен Леонардо, мнения экспертов регулярно разделяются; при этом доподлинно известно лишь приблизительно о полутора десятках его картин, дошедших до наших дней. Реставрация в 2011-2012 годах «Святой Анны с Мадонной и младенцем Христом» вызвала ожесточенные споры: одни специалисты выступали за снятие лакового слоя с большей части поверхности картины, другие настаивали на том, что его счистка должна быть гораздо менее радикальной. По завершении работ бывший руководитель службы реставрации живописи Национальных музеев Франции Сеголен Бержон-Лангль отмечала, что контур лица Мадонны частично утратил четкость (не все специалисты разделили ее мнение).

Леонардо да Винчи. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом». 1503-1519. До и после реставрации

Бержон-Лангль также выражала обеспокоенность в связи с последовавшей реставрацией «Прекрасной Ферроньеры», завершившейся в 2015 году, однако теперь отзывается о ней как об успешной благодаря тому, что внесенные «изменения оказались умеренными», о чем она рассказала нашим коллегам из французской газеты Le Journal des Arts.

«Осторожность и прагматизм — вот наш основной принцип», — говорит директор отдела живописи Лувра Себастьян Аллар. В конце января «Иоанн Креститель» покинет свое место в Большой галерее неподалеку от зала «Моны Лизы». Хотя в последний раз картину реставрировали в XIX веке, с тех пор она не раз покрывалась дополнительными слоями лака — что не всегда документировалось — «для придания произведению глубины». За это время лаковые слои успели окислиться и приобрести желтые и коричневые оттенки, а между ними накапливалась грязь.

Работа представляет собой поясное изображение улыбающегося святого. Его тело будто светится внутренним светом, в то время как традиционные одежды и крест в руке едва различимы на темном фоне. По словам Аллара, при пристальном изучении можно заметить, что крест-посох святого окружен едва уловимым сиянием, ныне полностью утратившим видимость. «Для того чтобы вернуть картине первоначальную ясность, необходимо истончить лаковый слой», — говорит он.

Руководить реставрацией будет Регина Морьеара совместно с реставрационно-исследовательским центром музеев Франции C2RMF. Бержон-Лангль считает, что это «великолепный выбор», поскольку именно Морьеара провела консервацию «Купания Вирсавии» (1654) Рембрандта, «работая очень тонко, не переусердствовав при очистке и сохранив мягкость картины».

Наблюдать за ходом работ будет международный комитет, в который войдет около десятка экспертов. «Его деятельность будет носить чисто консультационный характер, и одобрение с его стороны не будет являться необходимым условием», — говорит Аллар, добавляя, что все специалисты по творчеству Леонардо да Винчи получат возможность приходить и лично наблюдать за тем, как продвигается реставрация. Не исключено, что удастся выяснить, почему рука святого выглядит выписанной «довольно грубо»: из-за чрезмерно агрессивной очистки в XVI или XIX веках либо же по воле самого мастера, оставившего недописанным это произведение, считающееся его последней работой.

И чтобы предупредить возможное беспокойство в связи с тем, что Лувр планирует в ближайшие годы провести посвященную Леонардо да Винчи выставку, музей заверяет, что никаких планов по реставрации «Моны Лизы» пока нет.

Марго Бутж, Виктория Стэпли Браун

Личность Леонардо да Винчи оказала неоценимую услугу для развития духовного аспекта эпохи Возрождения в Италии, раздираемой, как внутренними противоречиями, так и внешними феодальными войнами. Ведь его творческое наследие до сих пор поражает воображение даже искушенного современного человека.

Одухотворенная атмосфера той эпохи в полной мере отражается одновременно веселым и жизнерадостным нравом Рафаэля, всегда окруженного компанией друзей, и задумчивым и мрачным характером Микеланджело, который совместно с Леонардо да Винчи получает выгодный заказ на роспись христианского собора во Флоренции. А руководство этого грандиозного проекта поручается молодому и амбициозному чиновнику Никколо Макиавелли.

И именно этот широкий диапазон духовной реализации стоит во главе угла того времени, когда идеализация античности становится той математически выверенной моделью архитектуры и искусства. Причем греко-римское наследие в полной мере дополняется уместной творческой переработкой, которая смогла привнести в культурное наследие своей эпохи характерную уникальность и своеобразие.

Творческое наследие Леонардо да Винчи

Сегодня достоверно известно, что гений Леонардо да Винчи сумел распространиться почти на все области живописи и инженерии. В связи с тем, что в качестве художника он был в свое время значительно менее востребован, то этому талантливому человеку пришлось позиционировать себя в первую очередь именно как инженера, создающего новые образцы вооружений, или, например, как кулинара, который смог изобрести достаточное количество новых и изысканных блюд.

Известно, что в Милане он отвечал за стол самого герцога, в связи с чем ему приходилось распоряжаться не только всем комплексом мероприятий по сервировке различных торжественных застолий, но и заниматься вопросами, связанными с приготовлением всего ассортимента меню. А среди наиболее известных его достижений в области инженерных конструкций следует выделить многочисленные качественные чертежи аэропланов, по которым и сегодня можно изготовить вполне актуальную воздухоплавательную технику.

Этот гениальный изобретатель считал, что человек создан для воздушных полетов. Так, в перечне его тематических творений имеется парашют, телескоп с двумя линзами, облегченный вариант мобильных мостков и многое другое. Особенных слов благодарности заслужили его изыскания в области анатомии, ведь он в данном направлении науки обогнал свое время, как минимум, на три столетия.

Последние годы своей жизни Леонардо да Винчи провел во Франции, где активно занимался организацией придворных торжеств, руководил проектом по изменению русел двух рек, создавал план канала между ними, а также планировал строительство нового королевского дворца. Поистине, гений этого человека был неисчерпаем. Возможно, он может возглавить список гениальных людей планеты всех времен и народов.

Оценка специалистов-искусствоведов

Картина «Иоанн Креститель», принадлежащая кисти итальянского художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, написана маслом. Она относится к более позднему периоду творчества мастера живописи. Об упадническом характере данной работы свидетельствует не только период жизни художника, но и завершение самой эпохи Возрождения, одухотворявшей весь европейский мир культуры и искусства. Это отлично видно, как по образу Иоанна, так и по отсутствию традиционного пейзажа на заднем плане картины.

«Иоанн Креститель» писался художником в усадьбе Клу (город Амбуаз в центральной части Франции), когда он пребывал в почете и окруженный всеобщим признанием и вниманием. Известно, что Леонардо да Винчи уже не испытывал удовлетворения от собственного творчества. Он постоянно занимался переделкой и дополнением своих старых работ, которые в большом количестве привез сюда с собой. По всем приметам видно, что данная картина «доводилась до ума» в период его крайнего творческого упадка.

Картина показывает юношу, одна рука которого обращена ввысь, а вторая прижимает к груди крест. Таинственность и загадочность изображения усиливается контрастом темного фона и освещенной фигурой молодого человека. Несмотря на восторженные отзывы коллег по творческому цеху и критиков о работах художника того времени, именно картина «Иоанн Креститель» вызывала у них неподдельное удивление. Ведь привычный канонический образ святого в данном случае очень сильно разнился с полученным изображением.

Религиозная традиция однозначно трактует личность Иоанна Крестителя, выступавшего в Священном писании именно в качестве сурового аскета с обильным волосяным покровом на лице. Поэтому двусмысленная улыбка изображенного на картине юноши никак не вяжется с классическим восприятием известного исторического и религиозного персонажа. Важно понимать, что именно такая улыбка была свойственна всем лицам людей, которых изображал Леонардо в своем позднем периоде творчества.

Именно отсутствие живописного пейзажа на заднем плане картины «Иоанн Креститель» и цветущий образ молодого человека, не соответствующий каноническим правилам художественного воспроизведения образов, позволяют говорить о том, что Да Винчи в этом случае хочет произвести на зрителя особое впечатление. Пожалуй, такого рода двусмысленность может ассоциировать у многих лишь с ироническим мотивом и неким прозрением, позволяющим заглянуть за традиционные рамки бытия.

Краткое описание картины

На темном фоне картины изображен молодой Иоанн. На него сверху и с левой стороны падает свет. Указательным пальцем правой кисти святой указывает на крест, расположенный у него на груди и являющийся его непосредственным атрибутом. Именно крест и небесный свод символизируют пришествие Спасителя. Поэтому данный жест красноречиво свидетельствует о посыле, когда всем людям требуется поразмыслить над духовным подвигом, связанным с подготовкой к этому наиважнейшему событию.

На картине Леонардо да Винчи изображенный персонаж общается со зрителями глазами. Он нежно улыбается, а его фигура полностью соответствует типажу зрелого художника. В качестве одежды отшельника выступает меховая шкура. Он одет не полностью, оставив оголенным правое плечо с правильными пропорциями. А длинные кудрявые волосы Иоанна Крестителя волнами ниспадают на плечи.

Многие специалисты предполагают, что в качестве модели художника послужил его ученик Салаи. Все светотени и контрастные переходы имеют тонкий и изысканный характер. Знаменитое сфумато, изобретенное ранее самим Леонардо да Винчи, здесь реализовано в полной мере. Округлость и пластика совершенных форм подчеркивается на картине мягкими и очень нежными переходами между светлыми и темными тонами. Этот способ изображения позволяет отразить одухотворенное состояние святого. Удивительно, что на полотне невозможно увидеть мазки от кисти.

Картина «Иоанн Креститель»: материалы и исторический экскурс ее мест пребывания

Знаменитая картина Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель» написана в период 1508-1513 годов ореховым маслом по дереву. Размер полотна составляет 69 х 57 см. Следует понимать, что во время написания данного шедевра материалы для живописи изготавливались по технологии, совершенно отличной от современной. Так, масло выбеливалось на солнце по пятьдесят лет, а доски сушились и того дольше. Краски готовились художниками самостоятельно. Как правило, они применяли кристаллы, истолченные в порошкообразное состояние.

Впервые о картине Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель» упоминается в летописях в 1517 году. Известно, что именно его ученик Салаи после смерти учителя стал ее владельцем. Кстати, он сделал с нее себе еще и копию, которая неплохо сохранилась. А после смерти Салаи его родственники продали оригинал Франциску I во Францию. Таким образом, данная работа оказалась в Лувре. Однако позже она была перепродана в Англию в коллекцию Карла I. После казни этого монарха картина появляется уже в Германии. Не позднее 1666 года ее выкупают агенты Людовика XIV, и шедевр вновь появляется во Франции. Теперь картина «Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи находится в экспозиции Лувра.

Итальянский художник и изобретатель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи оставил после себя столько тайн и загадок, что на их изучение понадобится еще не одно столетие. На этот раз сюрприз исследователям творчества знаменитого живописца преподнесла его картина «Иоанн Креститель».

Другой Иоанн Надо сказать, что полотно само по себе необычно как в манере исполнения, так и по сюжету. Во-первых, большинство портретов, созданных художником, за редким исключением, имеют в качестве фона пейзаж («Джоконда», «Мадонна с гвоздикой»). Фон картины «Иоанн Креститель» - глубокий черный.

Более того, ни один подробнейший анализ картины с помощью самых современных приборов не помог исследователям обнаружить следы мазков кисти - даже на микроуровне поверхность картины абсолютно гладкая.

Теперь что касается сюжета. Большинство художников, изображавших Иоанна Крестителя, видели его (особенно в иконописи) суровым, изможденным мужчиной, в чьих глазах, казалось, сосредоточена вся боль мира и страдания за род людской. И только лишь у да Винчи Иоанн - это холеный откормленный юноша с двусмысленной ухмылкой, и в глазах его читаются не страдания, а откровенный порок.

А о том, что перед нами именно Иоанн Креститель, а не молодой кутила и распутник, говорит только небольшой крест в его левой руке. Кстати, натурщиком художнику послужил его любимый ученик Салаи, который, по одной из версий, служил моделью и для «Моны Лизы».

Если взять зеркало

Но последние, более тщательные исследования картины показали, что, кроме Иоанна Крестителя, художник создал на полотне портрет еще одного странного, непонятного и, скорее всего, неизвестного его современникам существа. Но зато существо это хорошо знакомо благодаря творчеству фантастов жителям XXI века.

Судите сами: огромные глаза, сужающийся к подбородку череп, мощный лоб, узкая щель рта и отсутствие носа. Правильно! Перед нами - канонический, если можно так сказать, портрет инопланетянина. Точнее, половина портрета. Но целое изображение гостя из космоса можно получить, если поднести к картине зеркало.

Подобный прием часто использовался художниками, скрывающими в своих картинах зашифрованную символику.

Правда, чтобы обнаружить инопланетянина, одного зеркала мало. Его портрет так тщательно замаскирован, что увидеть его можно только с помощью компьютерной обработки изображения путем равномерного осветления фона.

Если немного "дорисовать" изображение лица, то перед нам окажется почти типичный "серый", только с рогами на голове

Зачем знаменитому живописцу понадобилось прятать в своей картине внеземную форму жизни? Во-первых, Леонардо да Винчи был большим любителем подобных тайных символов, неоднократно использовал их в своих произведениях. А так как далеко не все эти символы поощрялись церковью, их приходилось тщательно прятать.

Но почему портрет инопланетянина так похож на растиражированный современным кинематографом образ, почему именно его художник замаскировал в своем полотне и, самое главное, откуда вообще в XVI веке живописцу могла прийти мысль о существовании внеземной формы жизни - на эти вопросы пока нет ответа.

Эта последняя из сохранившихся картин Леонардо занимает особое место как в его творчестве, так и в истории живописи Возрождения.

В середине лета 1516 года Леонардо да Винчи завершил работу над картиной «Иоанн Креститель», которую писал около двух лет.

Эта последняя из сохранившихся картин Леонардо занимает особое место как в его творчестве, так и в истории живописи Возрождения, которая, как принято считать, именно начиная с «Иоанна Крестителя» начинает эволюционировать в направлении будущего маньеризма. Художник использует разработанные им и доведенные до совершенства в течение многих лет приемы, такие, как тающее сфумато (смягчение очертаний фигур и лиц, позволяющее передавать воздух, легкую дымку), полный отказ от фона (когда персонаж изображен в коричневой тьме, как бы высвечен из нее, что дает возможность собрать внимание именно на герое), нивелирование традиционных атрибутов, свойственных библейскому персонажу (в случае с Иоанном Крестителем это обязательный для него тонкий тростниковый Крест и одежда из шерсти, которые на картине да Винчи рассмотреть очень не просто).

Но при этом он решительно меняет содержание самого образа, придавая Иоанну не просто живые человеческие черты, но даже такие, которые явно не свойственны каноническим представлениям о Предтече. Герой картины – отнюдь не суровый исполнитель миссии, идущий на неминуемую мученическую гибель, но изнеженный и даже женоподобный юноша, кокетливо поглядывающий на зрителя. И хотя его правая рука воздета к небесам в характерном для героев Леонардо жесте, а диагонали лета и руки пересекаются, сами по себе образуя легко заметный крест, создается впечатление, что это не проповедь, а, скорее, маньеристский танец.

Не случайно это позволило еще исследователям начала ХХ века заметить, что Леонардо выступает здесь как инициатор маньеризма. А по словам профессора У. Пейтера «предательская улыбка выдает мысли, далеко не исчерпывающиеся внешним жестом и обстановкой».

Считается, что моделью для этой картины был Салаи (настоящее имя Джан Джакомо Капротти да Орено) – один из двух учеников, с которыми Леонардо связывали длительные, растянувшиеся почти на четверть века, и, возможно, интимные отношения. На рисунке “Ангел во плоти”, который явно послужил эскизом к “Иоанну Крестителю”, полписано имя Салаи. Этот же юноша послужил моделью для приписываемой Леонардо картине “Вакх”, языческий персонаж которой внешне похож на Ионна Крестителя с картины да Винчи, но по понятным причинам наполненным совершенно иным содержанием.

«Иоанн Креститель» считается второй по загадочности картиной Леонардо после «Джоконды» и одним из десяти самых посещаемых экспонатов Лувра.




Школа Леонардо да Винчи. Вакх. 1511-1515. Масло, дерево. 177х115 см. Лувр, Париж.