Собор софии в византии. Софийский собор в константинополе

Из многочисленных пожалуй, самой популярной и наиболее посещаемой является Собор (Стамбул). Местные жители называют его Айя София. Они с гордостью демонстрируют это грандиозное сооружение всем гостям, посещающим страну. И это не случайно. Собор в Стамбуле, фото которого красуется во всех рекламных буклетах турагентств, - великолепное строение с богатой историей, оригинальной архитектурой и самобытным оформлением внутренних помещений.

Это культовое сооружение стало свидетелем многочисленных исторических событий древнейшего Константинополя (нынешнего Стамбула), его история насыщена различными, нередко трагическими событиями - землетрясениями и разрушениями, пожарами и войнами. Тем не менее Собор выстоял и сегодня радует своим величием не только местных жителей, но и многочисленных гостей города.

Собор Святой Софии в Стамбуле: история создания

Многим покажется странным, что более 1000 лет это сооружение являлось крупнейшим храмом в православном мире. Первое строение на месте нынешнего Собора появилось в 360 году, в годы правления Константина. Сравнительно небольшая базилика была покрыта деревянной кровлей и имела соответствующую форму.

В 404 году, во время общественных беспорядков сооружение было сожжено. Феодосий II приказал его реконструировать в 415 году. Новая базилика имела пять нефов и тоже имела деревянную крышу. В 532 году, после народных волнений (восстания Ника), во времена правления императора Юстиниана было уничтожено и это здание.

О том, кто строил предыдущие храмы, не сохранилось достоверных данных. А вот имена создателей нынешней постройки хорошо известны. Это Анземиос и Исидорос. Собор Святой Софии в был возведен благодаря тому же Юстиниану. Архитектура нового сооружения существенно отличалась от ранее существовавших базилик.

Первый храм

Соборный храм заложили в 532 году, а уже спустя пять лет (в 537 г.) под его сводами прошло первое богослужение. Позднее Айя София стала постоянным местом коронования императоров Римской империи. В июле 1054 года в стенах этого храма представитель Льва IX (папы римского) - кардинал Гумберт и патриарх Михаил Кируларий отлучили друг друга от церкви (предали анафеме). Это событие стало причиной на католиков и православных.

Возведение мечети

В период между 1204 и 1261 годами Стамбул оккупировали крестоносцы. В это время и сам город, и церковь были серьезно повреждены. Завоевав в Константинополь, султан Мехмед начал устанавливать мусульманские порядки. Здание Собора хорошо укрепили, были установлены дополнительные столбы опор. Таким образом, появилась на этой земле мечеть Айя София. В годы правления султана Мехмеда было построено медресе - мусульманское учебное заведение, которое просуществовало до XVII века.

Создание музея

В XIX веке (1847-1849 гг.) в Соборе проводилась очередная реконструкция. Братья Фоссати, которые на то время были архитекторами, убрали отсек, где когда-то молились императоры. Он был расположен в северной части храма в небольшой нише, а слева пристроили михраб. В 1935 году Собор Святой Софии (Стамбул) был объявлен домом-музеем Мустафы Ататюрка.

С 2006 года, после многочисленных обращений верующих к правительству страны, в храме было разрешено проведение мусульманских обрядов. Церковные историки утверждают, что именно Собор Святой Софии в Стамбуле стал местом, где послы русского князя Владимира познакомились с идеей православной религии. Потрясённые красотой проводимой здесь службы, они посоветовали князю обратить в христианскую веру Святую Русь.

Как выглядит собор Святой Софии в Стамбуле?

Великолепный храм имеет форму продолговатого четырёхугольника. Он образует три нефа: один (средний) - широкий, два боковых - более узких. Базилика имеет четырехугольное средокрестие, которое венчает купол. Огромная купольная система храма является шедевром культовой архитектуры своего времени.

По мнению турецких исследователей, прочность стен Собора достигается за счёт добавления в раствор (строительный) экстракта сухих листьев ясеня. Центр широкого нефа, квадратного в основании, ограничен по углам четырьмя колоннами, которые подпирают огромные арки и покрыты плоским куполом (31 м). Его вершина находится в 51 метре от поверхности земли. Купол составляют радиальные арки. В его нижних частях, расположенных в межарочных промежутках, прорезано 40 арочных окон. Благодаря этому создается ощущение огромного светового пояса, расположенного в нижней части купола.

Даже по меркам современных строителей здание имеет весьма внушительные размеры -75х68 метров. Большинство архитектурных и технических решений, которые впервые были применены, когда строился Собор Святой Софии (Стамбул), в дальнейшем использовались в культовой архитектуре по всему миру.

Внутреннее убранство

Собор Святой Софии (Стамбул), краткое описание которого туристы могут найти в рекламных проспектах турагентств или в путеводителе по городу, особенно впечатляет своими огромными размерами при входе внутрь.

Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких веков. Она всегда отличалась роскошью. Стены Собора полностью покрывали мозаики (как орнаменты, так и сюжетные композиции). Используемые при строительстве различные цвета мрамора, делают первые два этажа темно-серыми, практически черными. Ближе к куполу (в верхних ярусах) стены словно отливают золотом.

Главная особенность этого удивительного сооружения заключается в гармоничном сочетании мусульманской и православной религий. На четырех больших медальонах арабской вязью нанесены имена пророка Мухаммеда, Аллаха и первых халифов. Между медальонами находится православная фреска с ликом Богородицы.

Огромное впечатление на всех туристов производит посещение второго этажа храма. Отсюда Собор Святой Софии (Стамбул) выглядит еще более величественным. Здесь можно полюбоваться красотой этого древнейшего строения. На втором этаже можно увидеть знаменитые мраморные ворота. В свое время именно они отделяли основное помещение Собора от императорских комнат.

Мозаики

Ценнейшим элементом внутреннего оформления храма являются древние мозаики. Специалисты условно делят их на три исторических периода:

  • IX век (начало);
  • IX-X века;
  • конец X века.

В 1935 году начались реставрационные работы по восстановлению старинных православных фресок и мозаик. Историки особенно ценят изображение Божьей Матери (мозаичное), которое расположено на апсиде. Оно выполнена на золотом фоне. Одежды Богоматери темно-синего цвета. Это великолепное сочетание золотого с темно-синим подчеркивает дух византийского величия.

Удивительно хорошо сохранился апсид и алтарь, рядом с которыми можно видеть ложу султана. Во время богослужений здесь присутствовал правитель вместе с приближенными и сыновьями. Напротив была оборудована ложа для женщин из семейства султана. Важным элементом внутреннего убранства следует назвать огромные настенные панно, которые исполнены в классических для османской каллиграфии традициях.

К сожалению, на сегодняшний день мозаик сохранилось не очень много. На одной из них изображена Дева Мария с императором Иоанном II. В свое время этот правитель выделил огромные средства на строительство этого храма.

На что обратить внимание?

Место традиционной коронации императоров Византии - омфалион. Оно представляет собой мраморные окружности, расположенные на полу собора.

Плачущая колонна покрыта медью. В ней на небольшой высоте (на уровне роста человека) находится маленькое отверстие. Как гласит древняя легенда, если в отверстие вложить палец и загадать в этот момент желание, то оно сбудется непременно.

«Холодное окно» - еще одна достопримечательность древнего храма. Любопытно, что в самый жаркий день из этого окна дует прохладный, освежающий ветерок.

Среди мечети Айя-София следует отметить прекрасно сохранившийся михраб и алтарь в одной из апсид храма. Кроме того, к ним относится резной мраморный минбар, который был создан в XVI веке во времена правления султана Мурада III.

Туристов, наверняка заинтересует и отдельная ложа для муэдзина. Она обращена к Мекке - гробнице османских султанов. Большой интерес вызывает осмотр здания начальной школы, библиотеки, фонтана и центра для бедняков, которые построил султан Махмуд I в XVII веке.

Время работы

Если вы собираетесь поехать в Турцию, рекомендуем вам обязательно посетить Собор Святой Софии (Стамбул). Адрес этого удивительного памятника истории и архитектуры: Aya Sofya Sq., Sultanahmet, Istanbul, Turkey. Уверены, что вы останетесь довольны посещением этого великолепного сооружения.

Необходимо отметить, что своих посетителей ежедневно ждет Собор Святой Софии (Стамбул). Время работы немного меняется в зависимости от сезона. Летом (с 15.04 по 01.10) музей работает с 9.00 до 19.00, а зимой - с 9.00 до 17.00. Продажа билетов заканчивается летом в 18.00, зимой - в 16.00.

Стоимость посещения музея составляет тридцать турецких лир, а для юных посетителей (младше двенадцати лет) вход совершенно бесплатный. Курс лиры вы сможете уточнить в турагентстве непосредственно перед поездкой. Все, кто хочет посетить Собор Софии в Стамбуле, должны знать, что во время священного для всех мусульман месяца Рамадан храм не работает.

Как добраться?

Если вы собираетесь посетить музей самостоятельно (не в составе экскурсионной группы), то вам следует знать, как к нему добраться. Сделать это довольно просто, воспользовавшись городским транспортом. Вам понадобится автобус (маршрут Т4) либо скоростной трамвай (TR1). Остановка, которая вам нужна, называется «Султанахмет».

Желающие могут воспользоваться метро (Havalimani-Aksaray) от аэропорта Ататюрка до станции Zeytinburnu. Затем нужно пересесть в трамвай TR1, который и довезет вас до места. Если вы будете проживать в районе Сисли, то вам можно проехать на метро до станции Taksim.

В 325 году римский император Константин перенес столицу на границу Европы и Азии. Так на месте маленького греческого городка Византий возник город Константинополь. Он считался самым богатым и красивым среди других городов и поражал своим своеобразием. Константинополь утопал в зелени. Золотом отливали купола храмов. Дворцы, монастыри, общественные бани казались чудесным видением.

Главный храм Константинополя носил имя Святой Софии , что означает «храм мудрости божьей» . Софию построили в VI веке при императоре Юстиниане. Храм стоял на холме и был выше всех зданий в городе. Стены его сложены из крупных плоских кирпичей — плинфы. Внешне здание казалось немного неуклюжим. Совсем иным оно было внутри.

Четыре главных стены храма образовывали квадрат. Они соединялись четырьмя колоссальными арками, на которых покоился главный купол, опоясанный венком из сорока окон. Золотые солнечные лучи проникали внутрь через окна, заливали храм светом и словно отрезали круг огромного купола от остального здания. Казалось, купол висит в воздухе.

В Софии стены украшены мозаикой, сложенной из многочисленных кубиков золотой смальты. В восточной части храма находилась огромная мозаика, изображающая богородицу на троне. Привлекали внимание ее глаза — огромные и печальные.

Большое значение в византийском искусстве имели не только изображения, но и цвета. Золотой — это цвет божества. Золотая мозаика фона обозначала, что бог везде и повсюду. Пурпурный — это царственный цвет. Поэтому пурпурное покрывало, накинутое на голову Богородицы, говорит о том, что она царица небес. Синий — цвет знати. Одежда Марии именно синего цвета.

Византийцы называли свой храм «духовным театром». Песнопения, чтение молитв, медленные движения, горящие свечи, курение ладана как бы воспроизводили историю жизни Христа: сошествие на землю, распятие и воскрешение.

Главную роль в этом спектакле храма Святой Софии играл христианский первосвященник — патриарх. На голову его был надет головной убор, усыпанный драгоценными камнями. Этот убор означал терновый венец, который был возложен на голову Христа перед казнью. На плечи патриарха была надета накидка из золотистой ткани. Она символизировала дерюгу, наброшенную на Христа по дороге на Голгофу.

Чем выше был сан священнослужителя, тем богаче священные одежды, в которых он стоял перед алтарем. Но в остальное время все духовенство носило одинаковые черные рясы и черный головной убор — клобук, который закрывал лоб, виски и затылок.

: 41°00?31 с. ш. 28°58?48 в. д. / 41.00861° с. ш. 28.98000° в. д. / 41.00861; 28.98000 (G) (O) (Я)

Собор Святой Софии - Премудрости Божией, Святая София Константинопольская, Айя-Софья (греч. ?, полностью: ?; тур. Ayasofya) - бывший патриарший православный собор, впоследствии - мечеть, ныне - музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-Софья (тур. Ayasofya Muzesi).

Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире - вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора - 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.

История

Первые постройки

Фрагменты базилики Феодосия

Собор был построен на рыночной площади Августеон в 324-337 годах при византийском императоре Константине I. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь, известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор православным и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом.

Этот храм сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром 415 года. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что было выполнено в том же году. Базилика Феодосия сгорела в 532 году во время восстания «Ника». Её руины были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора.

Константиновский и Феодосиевский храмы были большими пятинефными базиликами. Скудное представление о ней дают только археологические находки, которые позволяют судить только о её внушительных размерах и богатом мраморном убранстве. Также, основываясь на её древних описаниях, делают вывод, что над её боковыми нефами располагались двухъярусные галереи, подобные построенной одновременно с ней базилики Святой Ирины.

Юстинианова базилика

Ангел показывает Юстиниану модель Собора Святой Софии

Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника». Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.

История строительства

На постройку был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость. Русский паломник Антоний Новгородец, составивший описание Константинополя перед его разграблением крестоносцами в 1204 году, даёт следующее описание алтаря собора:

Во олтари же великом над святою трапезою великою, под катапетазмою, повешен Коньстянтинов венец, и у него же повешен крест, под крестом голубь злат; и иных царей венцы висят окрест катапетазмы. Тажь катапетазма вся сотворена от злата и сребра, а столпия олтарьныя и амбон все сребряно… И се же чудо и страшно и святое явление: во святей Софии во олтари великом за святым престолом стоит крест злат, выше двою человек от земля с камением драгим и жемчугом учинен, а пред ним висит крест злат полутора локтий… перед ним три золотых лампады, в которых горит масло, эти лампады и крест соорудил царь Юстиниан, строитель церкви.

Строительство Святой Софии(миниатюра из хроники Константина Манассии)

Невиданное и неслыханное великолепие храма до такой степени поражало народную фантазию, что сложились легенды о непосредственном участии в его сооружении небесных сил. По одной легенде, Юстиниан хотел покрыть золотом стены Святой Софии от пола до сводов, но астрологи предрекли, что «в конце веков придут очень бедные цари, которые, с целью захватить все богатства храма, сроют его до основания», и император, заботившийся о своей славе, ограничил роскошь постройки.

Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» - такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм. Торжественное освящение храма 27 декабря 537 года совершил константинопольский патриарх Мина.

Прокопий Кесарийский, современник строительства, описывая постройки императора Юстиниана, восторженно описывает собор Святой Софии:

Этот храм представлял чудесное зрелище, - для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем - совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдается над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони.

Прокопий Кесарийский. О постройках (Книга 5: I:27)

Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая». Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он(икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей». На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора». Штат церковно и священнослужителей собора при Юстиниане был рассчитан на 525 человек: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконис, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек. Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии.

История собора периода Византийской империи

Внутренний вид сводов собора

Через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора:

пала Восточная часть Св. Софии, что под святым алтарем, и разрушила киворий (то есть сень) и святую трапезу и амвон. И признавались механики, что так как они, избегая издержек, не устроили поддержки снизу, но оставили пролеты между столбами, поддерживавшими купол, посему столбы и не выдержали. Видя это, благочестивейший царь воздвиг другие столбы для поддержки купола; и таким образом устроен был купол, поднимаясь в высоту более, чем на 20 пядей сравнительно с прежним зданием.

Хронография Феофана, год 6051 / 551

Собор также пострадал от землетрясения 989 года, в особенности разрушению подвергся его купол. Здание подперли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора, причём архитектор сделал купол даже более возвышенным.

16 июля 1054 года в Софийском соборе на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. (Именно эту дату принято считать датой разделения церквей на католическую и православную.)

До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году в соборе хранилась Туринская плащаница.

В XIV веке лампадарием собора был известный церковный композитор Иоанн Кладас.

Собор после османского завоевания

Центральный вид северного нефа в 1852 году

30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Ая-Софья. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции - алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Из-за этой переделки в Ая-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.

Во второй половине XVI века при султанах Селиме II и Мураде III к зданию собора были пристроены тяжелые и грубые контрфорсы, существенно изменившие внешний вид здания. До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось. В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспару и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Ая-Софии, которой угрожала опасность обрушения. Реставрационные работы продолжались два года.

В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Ая-Софья стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов сотрудниками музея.

Архитектурные особенности

1. Вход 2. Императорские ворота 3. Плачущая колонна 4. Алтарь. Михраб 5. Минбар6. Ложа Султана 7. Омфалос («пуп мира») 8. Мраморные урны из Пергама a.) Баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I b.) Минареты султана Селима II

В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа: средний - широкий, боковые - более узкие. Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня.

Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 31 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола. Купол состоит из сорока радиальных арок; в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. Купол связан с перекрываемым прямоугольным в плане пространством с помощью сферических треугольников - парусов - которые в дальненйшем получили большое распространение в мировой архитектуре. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.

Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых порфировыми и малахитовыми колоннами, вывезенными их храмов Малой Азии и Египта; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше - громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах.

Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол

Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также были полностью покрыты мозаиками (как сюжетные композиции, так и орнаменты). Благодаря своей величественной архитектуре и убранству

главное святилище всего государства внушало мысль о мощи Византийской империи и церкви. Этому служили и размеры храма, рассчитанного на многотысячные людские толпы, и роскошь отделки интерьера цветным мрамором и декоративной мозаикой, и великолепие церемоний, происходивших в храме. Именно в здании нового типа, в купольной базилике св. Софии, наиболее последовательно выражены характерные для византийского искусства 6 в. тенденции к грандиозности, величественной пышности и торжественности.

К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая колонна», покрытая медью (существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется), а также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.

В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.

На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити, оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей (см. раздел Рунические надписи).

Мозаичный цикл

Мозаичное изображение Богородицы в апсиде

Мозаики Святой Софии представляют собой пример византийского монументального искусства периода Македонской династии. Мозаики показывают все три этапа развития столичного неоклассицизма, так как были выполнены в три периода: около середины IX века, на рубеже IX-X веков и в конце X века.

Мозаика апсиды

Самый первый мозаичный цикл был создан после окончания иконоборчества в 867 году. К ним относятся мозаики апсиды и примыкающей к ней вимы. Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью VII века. В апсиде помещено тронное изображение Богородицы, держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела (сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом. По краю конхи была помещена греческая надпись (почти полностью утрачена) со следующим текстом: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили». Русский паломник Антоний Новгородский, посетивший Константинополь около 1200 года сообщает, что мозаика апсиды была создана иконописцем Лазарем, пострадавшим в период иконоборчества, а после Торжества Православия получившем широкое признание. Вероятность этого допускает А. Грабар и полностью исключает византинист К. Манго. Академик В. Н. Лазарев так охарактеризовал мозаику с изображением Богородицы:

Архангел Гавриил (мозаика свода вимы)

Вместо того чтобы подчинить фигуру плоскости, мозаичист располагает ее так, как будто она выступает из золотого фона. В подобной трактовке живо чувствуются пережитки того античного понимания формы, которое можно было бы назвать статуарным. И столь же сильны античные отголоски в прекрасном, полном женственности лике Марии. Мягкий овал, правильной формы нос, сочные губы - все придает ему земной характер. Но в то же время он подкупает своей одухотворенностью.

Не менее высоко им оценена мозаика с архангелом Гавриилом, он считает, что «рядом с никейскими ангелами этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения». Отмечают, что мозаичист передал в изображении порывистую духовную силу, но пропорции изображения являются вытянутыми и теряются правильные очертания изображения.

Мозаики южного вестибюля и северного тимпана

К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. Входная стена была украшена деисусом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась). На своде были помещены 12 фигур из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль, первомученик Стефан в позе оранта и император Константин. В люнетах боковых стенах помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа, Тарасия, Никифора и Мефодия. В. Н. Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания сразу после окончания периода иконоборчества обуславливает влияние на них народного творчества.

Иоанн Златоуст

Около 878 года в северном тимпане собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них сохранились мозаики с изображением Иоанна Златоуста, Игнатия Богоносца и четырёх других святителей. Уровень мозаичистов, работавших над их созданием, В. Н. Лазарев оценивает как невысокий, но отмечает:

Фигуры широкие и приземистые, черты лица крупные, еще лишенные характерной для позднейших мозаик сухости и заостренности, одеяния ниспадают спокойными складками, в которых нет ничего от каллиграфической измельченности. Розоватого тона лица обработаны зелеными тенями, палитра строится на светлых, главным образом серых и белых, оттенках, так что в ней отсутствуют плотность и насыщенность цвета, которые отличают мозаики XI века.

Входная мозаика нарфика

Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом

В правление императора Льва VI (886-912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила в медальонах. Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI. Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению».

Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем прежде чем войти в неф собора трижды склонялся перед этой дверью. Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI в котором он описывает Страшный Суд и припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам.

Академик В. Н. Лазарев так охарактеризовал мозаику поклонения императора Льва Иисусу Христу:

По фактуре выполнения мозаика люнеты занимает промежуточное место между мозаиками апсиды и вимы и мозаикой вестибюля св. Софии. В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности. Рисунок, особенно в трактовке тканей, порою сбит, лица лишены тонкой одухотворённости, в белёсой колористической гамме есть нечто вялое и даже безличное.

Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения. Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол.

Портрет императора Александра

Император Александр

На северо-западном столбе северной галереи собора находится мозаичный портрет императора Александра. Он был открыт в ходе реставрационных работ 1958 года и имеет точную датировку 912 годом. Мозаика относится к типу вотивных изображений и является прижизненным портретом императора.

Фигура изображена в фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором, украшенным драгоценными камнями, и короне с подвесками. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую - держава. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. Согласно книге «О церемониях» в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй), и перепоясывался лором.

По сторонам от изображения помещены медальоны, содержащие имя императора и монограммы, расшифровывающиеся как «Господи, помоги твоему слуге, православному благоверному императору». На арках, примыкающих к мозаике с изображением императора Александра, сохранились фрагменты мозаик с орнаментом, выполненных в одно время с портретом. Однако среди них были открыты два фрагмента изображения побегов аканфа, датируемых периодом Юстиниана I.

Академик В. Н. Лазарев отмечает, что особенностью данной мозаики является широкое использование серебряных кубиков (по сравнению с золотыми), которые занимают около 1/3 фона мозаики. Также в отдельных местах мозаики (например, большом пальце и на ладони левой руки) кубиками мозаики была непокрыта подготовительная фресковая живопись.

Мозаика южного вестибюля

Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей

Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нарфик собора была создана во второй половине X века. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам императоров Константина (справа), приносящего в дар город Константинополь, и Юстиниана (слева), приносящего Богородице собор Святой Софии. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства. По мнению искусствоведа В. Д. Лихачёвой, эта мозаика напоминает о ктиторских портретах Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале. Помещение на одной мозаике Константина и Юстиниана не находит аналогов в византийском искусстве. Андрей Грабар отмечает, что возможно мозаичист скопировал некий древний образец так как императоры, хотя и изображены в парадных одеждах XI века, но не имеют бород, хотя они были в моде на момент создания мозаики.

Мозаику отличает попытка передать пространство - плоскость земли и перспектива в изображении трона придают ей глубину; также и сами фигуры обладают объёмом. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров. Академик В. Н. Лазарев пишет, что эта мозаика уступает другим примерам позднемакедонского искусства, а по сравнению с мозаикой вестибюля отличается использованием любимых при императорском дворе фиолетового, золотого и серебряного цветов. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями).

Исламские элементы архитектуры и убранства

Минбар, откуда имам читает проповеди

Рунические надписи

Одна из рунических надписей в соборе Святой Софии Основная статья: Рунические надписи в соборе Святой Софии

Рунические надписи в соборе Святой Софии - надписи, сделанные скандинавскими рунами на мраморных парапетах собора Святой Софии в Стамбуле. Вероятно, они были нацарапаны воинами из варяжской гвардии императора Византии в Средние века. Первая из рунических надписей была открыта в 1964 году, затем были найден ещё ряд надписей. Предполагается возможность существования и других рунических надписей, но специальные изыскания подобного рода в соборе не проводились.

Кампания за освобождение храма

В 2007 году ряд влиятельных американских предпринимателей и политиков возглавили движение за возвращение первоначального статуса Святой Софии - «Совет по освобождению Святой Софии» (Free Agia Sophia Council). На общественных слушаниях комитета по правам человека Конгресса США (Congressional Human Rights Caucus), прошедших 20 июня 2007 года под председательством главы комитета по внешней политике Конгресса США Тома Лантоса, президент Демократической партии штата Нью-Гэмпшир Реймонд Бакли (Raymond Buckley) сказал, в частности: «Неприемлемо лишать людей права молиться в их Церкви-Матери <…> Неприемлемо терпеть ежедневное надругательство над этим священным местом, которое используется для торговых ярмарок и концертов. Неприемлемо позволять далее такое открытое неуважение к православному христианству да и всему христианству».

Президент международного движения «Совет по освобождению Святой Софии» Крис Спиру (Chris Spirou) в апреле 2009 года сказал в интервью российской газете «Завтра»:

Мы стремимся, чтобы собор Святой Софии Премудрости Божией снова занял подобающее ему место как храм, священный для всего христианства, как мать всех церквей, как царственный храм православия - чем он и был до захвата турками-османами в 1453 году. Всё дело в том, что Святая София никогда не была мечетью и никогда не была музеем. Она всегда была христианским храмом, переделанным в мечеть султана-завоевателя, а затем и в музей. Считаю обязательным возвращение этого храма к своему первоначальному предназначению.

Айя-София – святыня двух мировых религий и одно из великолепнейших сооружений на нашей планете. На протяжении пятнадцати столетий Святая София была главным святилищем двух великих империй – Византийской и Османской, пережив непростые повороты их истории. Получив в 1935 году статус музея, она стала символом новой Турции, вставшей на светский путь развития.

История создания Айя-Софии

В IV веке н. э. великий император Константин построил христианскую базилику на месте рыночной площади. Спустя несколько лет это здание было уничтожено огнем. На месте пожарища возвели вторую базилику, которую постигла та же участь. В 532 году император Юстиниан начал строительство великого храма, равных которому не знало человечество, чтобы прославить на веки имя Господне.

Лучшие архитекторы того времени руководили десятью тысячами рабочих. Мрамор, золото, слоновая кость для отделки собора Святой Софии привозились со всех концов империи. Строительство было закончено в невиданно короткие сроки, и через пять лет, в 537 году здание было освящено константинопольским патриархом.

Впоследствии Айя-София несколько раз страдала от землетрясений – первое случилось вскоре после окончания строительства и принесло серьезные разрушения. В 989 году землетрясение привело к обрушению купола собора, который вскоре был восстановлен.

Мечеть двух религий

Более 900 лет собор Святой Софии был главной христианской церковью Византийской империи. Именно здесь в 1054 году произошли события, расколовшие церковь на православную и католическую.

С 1209 по 1261 годы главная святыня православных христиан находилась во власти католиков-крестоносцев, которые разграбили ее и вывезли в Италию многие хранившиеся здесь реликвии.

28 мая 1453 года здесь прошло последнее христианское богослужение в истории собора Святой Софии, а на следующий день Константинополь пал под ударами войск султана Мехмеда II, и храм был обращен по его приказу в мечеть.

И только в XX веке, когда решением Ататюрка Айя-София была преобразована в музей, равновесие было восстановлено.

Святая София – уникальное религиозное сооружение, в котором фрески с изображением христианских святых соседствуют с начертанными на больших черных кругах сурами из Корана, а минареты окружают здание, построенное в стиле, типичном для византийских церквей.

Архитектура и внутреннее убранство

Ни одно фото не способно передать величие и строгую красоту Айя-Софии. Но нынешнее здание отличается от первоначальной постройки: не раз перестраивался купол, а в мусульманский период к основному зданию было пристроено несколько строений и четыре минарета.

Первозданный вид храма полностью отвечал канонам византийского стиля. Внутри храм поражает размерами больше, чем снаружи. Массивная купольная система состоит из большого купола, достигающего более 55 метров в высоту, и нескольких полусферических перекрытий. Боковые нефы отделены от центрального малахитовыми и порфировыми колоннами, вывезенными из языческих храмов античных городов.

От византийского убранства до наших дней дошло несколько фресок и изумительных мозаик. В годы, когда здесь располагалась мечеть, стены были замазаны штукатуркой, и ее толстый слой сохранил эти шедевры до наших дней. Глядя на них, можно представить, каким великолепием отличалось убранство в лучшие времена. К изменениям османского периода, не считая минаретов, относятся михраб, мраморный минбар и богато декорированная ложа султана.

  • Вопреки распространенному мнению, храм назван не в честь Святой Софии, а посвящен Премудрости божьей («софия» означает по-гречески «мудрость»).
  • На территории Айя-Софии расположено несколько мавзолеев султанов и их жен. Среди тех, кто похоронен в усыпальницах, немало и детей, ставших жертвами жестокой борьбы за престолонаследие, обычной для тех времен.
  • Считается, что Туринская плащаница хранилась в Софийском соборе до разграбления храма в XIII веке.


Полезная информация: как попасть в музей

Айя-София расположена в старейшем районе Стамбула, где находится много исторических мест – Голубая мечеть, Цистерна, Топкапы. Это самое значительное здание города, и не только коренные стамбульцы, но и любой турист расскажет, как пройти к музею. Можно доехать общественным транспортом на трамвайной линии Т1 (остановка Султанахмет).

Музей работает с 9:00 до 19:00, а в период с 25 октября по 14 апреля – до 17:00. Понедельник – выходной. В кассе всегда большая очередь, поэтому приходить нужно заранее, особенно в вечерние часы: продажу билетов прекращают за час до закрытия. Можно купить электронный билет на официальном сайте Айя-Софии. Вход стоит 40 лир.

Пришло время отчетов о нашей поездке в Константинополь. Начну с собора Агия София и потому что с него в хронологическом порядке началось наше знакомство с городом, и потому, что это самое яркое впечатление от города за наше трёхдневное путешествие! Более тысячи лет Софийский собор был самым большим храмом в христианском мире - вплоть до постройки (последний, кстати, меня менее впечатлил).Собор пережил обращение в мечеть, и вот уже почти сто лет имеет статус музея. Я уже довольно искушённый турист, но когда я попала внутрь этого собора, то у меня пропал дар речи от красоты! И я действительно почувствовала сильную положительную энергетику этого места – как будто собор настолько огромен, что действительно наверху соединяется с небесной канцелярией! Я не очень религиозна, но здесь ощутила веру и Бога очень сильно! Хотелось побыть там подольше, зарядиться спокойствием, светом и позитивом.

Предистория строительства собора не очень радужная. Многие церкви, которые были построены на этом месте, в итоге или сгорели или были разрушены.

Первый собор был построен в 324-337 годах при византийском императоре Константине. Он сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром 415 года. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что было выполнено в том же году. Базилика Феодосия сгорела в 532 году во время очередного восстания.

Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.

На постройку был употреблён лучший строительный материал. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость.

Возведение собора закончилось к 537 году. Византийский писатель Прокопий Кесарийский в своих записях опишет собор такими фразами: “Храм представлял собой настоящее чудо. Люди смотревшие на него считали строение исключительным, а те кто видел собор впервые называли его невероятным. В высоту он поднимается словно корабль на морских волнах и выделяется среди прочих строений, как бы нависая над всем городом”.

Невиданное великолепие храма до такой степени поражало народную фантазию, что сложились легенды о непосредственном участии в его сооружении небесных сил.

По одной легенде, Юстиниан хотел покрыть золотом стены Святой Софии от пола до сводов, но астрологи предрекли, что «в конце веков придут очень бедные цари, которые, с целью захватить все богатства храма, сроют его до основания», и император, заботившийся о своей славе, ограничил роскошь постройки

На строительство собора ушло три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» - такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм.

Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая». Штат церковно и священнослужителей собора при Юстиниане был рассчитан на 525 человек: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконис, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек.

Но злоключения снова настигли Софийский собор в Константинополе, на этот раз в виде землетрясений. Уже спустя всего несколько лет после восстановления от подземных толчков сильно пострадала часть храма. Повреждения были ликвидированы, а также были установлены дополнительные столбы, которые были призваны служить дополнительной опорой куполу. Однако, землетрясению 989 года не смогли противостоять и они. Купол собора был обрушен… Но вновь, словно мифическая птица феникс, сгорая и возрождаясь из своего пепла, храм был полностью восстановлен!

В 1453 году храм был превращён в мечеть по приказу захватившего Константинополь султана Мехмеда II. К собору было дополнительно пристроено четыре минарета, а сам храм был переименован в мечеть Айя-София. Внутреннее убранство тоже было сильно изменено. Так были замазаны штукатуркой большинство фресок, и перемещён алтарь.

Ещё в древние времена убранство собора считалось одним из самых роскошных. Большинство из драгоценной утвари сохранилось и до наших дней, но самыми ценными экспонатами Айя София безусловно являются многочисленные фрески и мозаики. Пол и стены обильно покрыты различными сюжетными композициями и орнаментами.

Мозаики Святой Софии представляют собой пример византийского монументального искусства периода Македонской династии. Мозаики показывают все три этапа развития столичного неоклассицизма, так как были выполнены в три периода: около середины IX века, на рубеже IX-X веков и в конце X века.


И еще фотографии собора

Из практической информации – вход в собор платный, очередь большая, но двигается быстро


Из окна видна Голубая мечеть

Мы довольно долго гуляли по собору, впитывая его энергетику! Красота собора поражает! Это надо увидеть и почувствовать! Смотреть надо и под ноги, и по сторонам, и вверх, и даже внутрь себя, чувствуя как тело и душа наполняются чем-то светлым и прекрасным!

Перед входом в собор Айя-София находится просторный двор с расположенным в центре фонтаном. В сам храм ведут девять дверей, право входа через центральную дверь предоставлялось только императору и патриарху.

Фото с нами, что редкость

И со мной

Рассказы о поездке в Константинополь