Беседы с батюшкой. Строительство и восстановление храмов


С чего начать?.

3D проект храма-часовни. По данному проекту был построен храм в г. Звенигороде и освящен в честь Казанской иконы Божьей Матери. Предоставлен Софией и Дмитрием Б.

Строительство храма или часовни важно начинать с благословения правящего архиерея епархии.
Для этого нужно обратиться к священнику, который закреплен за вашим населенным пунктом, потом к благочинному и затем подать прошение на имя правящего архиерея.
Поскольку храм строится не сам по себе, а для церковной общины, то, если в городе или селе, или в деревне такой общины нет, ее нужно создать и зарегистрировать. Для начала нужно будет написать прошение на имя правящего архиерея (в Рязанской области- митрополита Марка) о создании прихода и прийти с ним к своему благочинному. После согласования с благочинным прошение подается правящему архиерею.
Для регистрации общины необходимо, чтобы в нее входило как минимум десять человек — так называемая «десятка». Важно, чтобы в «десятку» входили местные жители. Община — это юридическое лицо и регистрируется она в федеральной регистрационной службе, как местная некоммерческая религиозная организация Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

Храм или часовня?
Храм – «Небо на земле» – особое, отличное от других строений здание, посвященное Богу и предназначенное для совершения богослужений и таинств.
Внутри храм разделяется на три части: алтарь, центральную часть (собственно храм) и притвор.
Часовня – это небольшая постройка религиозного назначения. Само название «часовня» происходит, по-видимому, от слова часы – так называются краткие службы, совершающиеся в Православной Церкви. Часовня, как не имеющая алтаря, предназначена именно для подобных молений. Литургию служить в часовне не положено, но можно служить молебны, панихиды. Таинства в часовне не совершаются из-за отсутствия алтаря.
Место под строительство.
Когда община зарегистрирована и получено благословение архиерея на строительство храма , надо обратиться в местные органы власти с просьбой предоставить для этого земельный участок. Если это, к примеру, районный город — то в городскую или районную администрацию, лучше всего сразу к главе администрации. А еще лучше составить официальное письмо от архиерея и обратиться в органы власти с этим письмом. Этот вопрос нужно решать в епархии.
Проект.
Проект храма делает архитектурно-проектная мастерская. Лучше всего, конечно, чтобы церковь проектировал архитектор, имеющий опыт возведения храмов. Проект утверждается и согласовывается в разных органах власти: в генплане, в местном комитете по архитектуре и т. д., — поэтому очень облегчает жизнь, если архитектурная мастерская имеет выходы на организации, которые будут проводить различные экспертизы для согласования. Можно купить готовый проект или, если есть возможность, получить в дар.
Чинопоследования при основании храма.
Чин на основание церкви
.
Основание и построение храма может совершаться только правящим архиереем церковной области или посланным от него священником. Виновный в сооружении церкви без благословения правящего архиерея подвергается определенному наказанию, как презирающий архиерейскую власть.
После закладки фундамента для храма совершается «Чин на основание храма» – все́ вместе называется закладкой церкви. На месте будущего Престола, по указанию Требника, ставится приготовленный заранее деревянный крест и служится молебен.
Строительство храма.
Глаза страшатся, руки делают.
Самое главное - чтобы на этом месте как можно скорее начала совершаться молитва.
То, что связано со стройкой храма, всегда чудо.
Чудо в том, как находятся деньги, как решаются всякие согласования. Это не мы строим храм,
а Сам Господь.
Великое освящение храма архиереем.

Новопостроенный храм является «обыкновенным» зданием до того момента, как над ним не будет совершен обряд освящения. После совершенного чинопоследования храм приобретает новые качества, становится вместилищем величайшей святыни.

В наши дни развивается. На данный момент на территории постсоветского пространства находятся на реконструкции более шести тысяч церквей. На следующий год намечено строительство около тысячи новых.

Храмовое строительство существенно отличается от строительства других архитектурных форм. Прежде всего, это место единения человека с Богом, поэтому место для храма нужно выбирать соответствующее.

Когда место выбрано, подается прошение в местные органы власти о передаче земли под храм и получение благословения архиерея на . Нельзя забывать, что храмовое строительство включает в себя множество нюансов. Несмотря на разнообразие архитектурных стилей (древнее зодчество, русское барокко, классицизм, ампир), каждый православный храм, согласно традициям, строится алтарём на восток.

Традиции в строительстве храмов.

Так же православный условно делится на три части – алтарь, средняя часть, отделенная от алтаря иконостасом, притвор. Алтарь считается самым святым местом в храме, ведь в его центре находится престол, символически обозначающий Гроб Господень. На престоле проводится главное деяние церкви – Евхаристия (благодарение). Алтарь стоит за иконостасом, который нередко называют окнами в алтарь. Иконостас стоит между северной и южной стеной храма и состоит из упорядоченных на нем икон.

Алтарь и иконостас должны стоять на возвышении, которое называется солеей. Храм, как правило, имеет колокольню для созыва верующих, чаще всего трехъярусную. Нижний ярус – это притвор, следующий – темничка, верхний – звонница. Каждый храм увенчан куполом с крестом. Купола стремятся делать круглыми, крестовидными или восьмигранными.

Строительство православных храмов всегда должно быть подчинено традициям, ведь амвон или количество куполов имеют свое значение и особую ценность. Нужно помнить также физические параметры - рассчитывать нагрузку на звонницу и стены (при строительстве первого Успенского собора в московском Кремле купол трижды обрушивался), климатические условия, подвод коммуникаций.

Можно ли считать, что храмы, которые во множестве строятся сейчас в России, отражают облик возрождающегося Православия? Известный церковный архитектор Андрей Анисимов думает, что на этот вопрос нельзя ответить однозначно. С одной стороны, быстрое возведение по всей стране новых храмов не может не радовать, с другой - открытыми остаются вопросы преемственности художественных традиций, соблюдения стиля, канона, да и хотя бы просто чувства меры.

- Кто обычно решает, как будет выглядеть новый храм?

В лучшем случае - настоятель, но, как правило, старается диктовать свою волю попечитель. И если заказчики имеют какое-то представление о церковной архитектуре, о церковном искусстве, то это хорошо. А если у них нет таких представлений и они основываются только на своем вкусе, который к тому же сформировался в советское время, когда церквей не строили, то, конечно, ситуация более сложная. Но ведь архитектор может показать свои варианты и найти какой-то компромисс. Главная проблема в том, что церковная архитектура - молодая специальность, и очень часто неопытны не только заказчики, но и сами архитекторы.

Прихожане и клирики часто жалуются, что в новом храме тесно, холодно или душно, что акустика плохая; художники жалуются, что им непонятно, как современные храмы, в основе архитектуры которых синтез разных традиций, расписывать изнутри… Должны ли учитываться все эти пожелания при проектировании новой церкви?

Все, что вы перечислили, - это беда неопытных архитекторов, которых выдернули с проектирования какого-нибудь торгового комплекса и попросили построить храм по случаю.

Конечно, главная задача храмостроителя - организовать пространство удобно; надо хотя бы знать, где что в храме находится, как идет служба, откуда произносится возглас, какой должна быть акустика, что происходит в алтаре и сколько там должно быть места. Мне пришлось видеть проект, созданный, кстати, академиком, в котором в подклет вела винтовая лестница вокруг престола…

Так как любое церковное искусство имеет сакральное значение, каждый элемент внешнего и внутреннего убранства храма должен быть четко продуман, вплоть до дверной ручки. То есть когда проектируется храм, уже понятно, какой там будет иконостас, какие росписи, понятно, музыка какого стиля там должна звучать. Для меня идеал - это наша древность: иконопись, знаменный распев.

Храмовая архитектура - это колоссальная отдельная сфера, для работы в которой необходимо обладать очень серьезными знаниями. Архитектор, который впервые с этим сталкивается, очень самоуверен. Я сам прошел через все это - мне казалось 25 лет назад, что я все знал. Это теперь я понимаю, что нахожусь только в самом начале пути и с каждым проектом узнаю все больше и больше, что-то новое и важное.

А поначалу кажется все просто, и заказчики и архитекторы кидаются в «творчество». А потом ведь по этим зданиям, которые построены по наитию, без понимания гармонии храмового пространства, потомки будут судить о духовной культуре нашей эпохи!

А нет ли готового решения? Например, типовых проектов храмов, которые легко, быстро и недорого можно построить?

Каждый раз это индивидуальный проект. Есть традиция, разнообразие церковной архитектуры колоссальное, поэтому нет смысла строить что-то однотипное - на сложности работ и стоимости это никак не отразится.

Кстати, когда к нам в мастерскую приходят заказчики, то мы их, как правило, приятно удивляем: они открывают для себя столько разных интересных архитектурных решений, что появляется возможность подумать и выбрать проект в зависимости от того, где будет стоять новый храм, какое будет посвящение и кто будет в него ходить.

К примеру, иконостас. Он не обязательно может быть деревянным или закрытым… Так, сейчас мы сделали проект интерьера храма в Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре. Тут мы предложили заказчику открытый иконостас - ведь в этом храме будут собираться новоначальные, молодежь, и, конечно, такой иконостас будет выполнять просветительские, миссионерские задачи.

Хорошо, если заказчик точно знает, что именно он хочет, но так редко бывает. Проблема в том, что у людей существуют не просто вкусовые какие-то предпочтения, а стереотипы.

- То есть все, кто заказывает строительство храма, хотят одного и того же? А чего именно?

Например, одно время все хотели храм, подобный тому, что на Поклонной горе. И это несмотря на то, что проект этот не самый удачный. Но многим нравится, что он выглядит под стать современной архитектуре - много стекла и бетон. Но не могут быть у храма стеклянные стены, иначе как тогда в нем молиться! Храм должен быть закрытым пространством.

- А что «модно» сейчас?

Как правило, если строят храм в каком-либо городе, местная областная администрация вместе со спонсорами вкладывают туда очень большие деньги. Ведь в провинции храмов не хватает, а новый большой собор - это уже как визитная карточка. И власти стремятся сделать так, чтобы она выглядела как можно более монументально и богато. Поэтому приветствуется мрамор, золото, а если не так много средств - то искусственный мрамор и нитрид титана, что еще хуже. Например, золотой крест на фоне медной крыши воспринимается как некий акцент, он венчает здание, а если все покрыть нитридом титана? Когда вся крыша золотая - это уже перебор, должна же выстраиваться какая-то логика, драматургия пространства…

Обычно такие крупные стройки поручают местным строительным организациям и архитекторам. Губернатора можно понять: почетно, если все сделают его местные мастера. Но проблема в том, что церковных архитекторов с опытом в принципе очень мало, а в провинции тем более трудно найти специалиста.

В этих условиях очень правильной мне кажется рекомендация Святейшего Патриарха Кирилла: «Давайте поскромнее». Например, когда мы строили Владимирский скит на Валааме, средства были, но расходовать их надо было разумно, вот и решили потратить их не на блеск куполов, не на мраморную роскошь, а сделать храм более строгим, кирпичным, чтобы он вписывался в окружающий северный пейзаж: немного резьбы, немного мозаики… Ведь церковь располагается в монашеской обители. При этом храмовый комплекс включает в себя и келейный корпус, и крестильню, и многие другие необходимые монахам помещения. Нужно было создать именно живой храм, а не просто памятник - поэтому решили деньги потратить на то, что действительно необходимо.

Очень жалко, когда есть все возможности, денег потрачено много, а храм получается невнятным. Именно поэтому, кстати, многие прихожане не любят посещать такие храмы, называют их «новоделами», чувствуют там себя неуютно. Не надо забывать, что эстетическое впечатление от здания церкви имеет важное миссионерское значение.

Но далеко не каждый приход или город в провинции может «пожаловаться» на избыток денег на строительство храмов.

Самое главное здесь - не количество денег, а то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями. Не нужно задаваться целью за 3 копейки построить храм Христа Спасителя, нельзя делать дешевку с искусственным золотым блеском и фальшивыми брильянтами. Ведь и из недорогих материалов можно создать художественное произведение.

Должен использоваться качественный материал, который подходит для храма. На мой взгляд, это не может быть бетон. Он не пропускает воздух и влагу, это холодный материал, ночью он охлаждается, а когда днем в храм приходят люди, температура повышается, образуется конденсат. В таком здании всегда душно: сложно продумать вентиляцию, она потребует дополнительных больших денег. То есть, придумав храм из «современного и недорогого» материала - бетона, мы должны придумать к нему эффективную систему отопления, вентиляции, специальные краски для внутренних росписей, чтобы выдержали конденсат, и так далее.

В кирпичном храме, который расписан фресками, стены «дышат», впитывают в себя влагу, а потом долго ее отдают: часть - наружу, часть - внутрь. Поэтому в старинных храмах никогда не бывает очень холодно или очень душно. Так что архитектурная традиция тут не просто выполняет эстетические функции - следование ей помогает решать многие практические проблемы, пришедшим в храм помолиться комфортно находиться в этом помещении.

Поэтому и за небольшие деньги можно сделать храм, который будет отвечать определенным необходимым запросам: он должен быть вместительным, теплым, но главное - он должен быть храмом.


Если говорить о недорогих материалах, то можно использовать газосиликатные блоки, которые обладают всеми характеристиками кирпича, но они дешевле. Чаше всего мы ищем материалы, которые используются при реставрации. Цемент - это зло для храма.

Используя такие традиционные приемы, можно возвести небольшой храм даже за 5-6 миллионов рублей (без учета стоимости коммуникаций) и за 2,5 месяца работы - и там сразу можно будет служить.

Сейчас мы разрабатываем как раз такую «линейку» бюджетных храмов. Их принцип - легкое и быстрое возведение, так как многолетняя стройка выжимает огромные средства.

- А можете ли вы назвать какие-то конкретные удачные проекты, глядя на которые потомки не осудят нас?

Может быть, это новый храм в Зачатьевском монастыре в Москве. По крайней мере, для столицы, где вообще много всего очень разного строят, это удачная работа, в которой старые традиции сочетаются с современными технологиями. Этот собор хорошо вписывается в архитектуру центра Москвы.


Вообще всего десять лет назад я не смог бы ответить на этот вопрос - то, что строили тогда, трудно назвать шедеврами, особенно в глубинке. Теперь постепенно возникают какие-то интересные архитектурные проекты.

К сожалению, нет такой традиции сейчас, чтобы архитектурные мастерские существовали при Церкви; может быть, была бы полезна такая централизация. Тогда был бы единый центр, который мог бы анализировать и упорядочивать все разнородные процессы, которые происходят в храмостроительстве.

- Но ведь вы сказали, что типовые проекты невозможны?

Конечно, не надо типовые… Но ведь можно как-то задать направление, заказы распределять тем, кто лучше с ними справится. Может быть, я не прав, но лично мне хочется несколько ограничить полет фантазии строителей, ведь сейчас, просто имея желание, можно строить все что угодно…

В этом году в МАРХИ наконец собираются открыть обучение по специальности «Храмостроитель»; за этим новым начинанием все архитекторы следят с надеждой.

В предыдущие эпохи в искусстве господствовал какой-либо один стиль. Как можно охарактеризовать стиль сегодняшней храмовой архитектуры?

Я не знаю, существует ли в России современная светская архитектура. Но, в любом случае, могу сказать точно, что ее законы не применимы к храмостроительству. Мы не можем использовать в ней современные приемы, тот же хай-тек. Ведь храмовая архитектура построена на символике. Задачи у нее другие. Поэтому для меня как для архитектора нет смысла искать необыкновенные новаторские приемы, которые бы порывали с традициями.

В своих вкусах я опираюсь на древние образцы. Я, например, не буду строить церковь в стиле классицизма или барокко.

Какой стиль господствует в современном храмостроительстве? Скорее всего, никакого. Часто это самовыражение архитекторов или заказчиков, не имеющее отношения к церковной традиции. Есть несколько архитекторов, которые занимаются храмостроительством постоянно - тут уже есть на что посмотреть. Ведь если появляются знания, практический опыт, да еще если и сам архитектор воцерковляется, он уже начинает жить в этой традиции.

Общей концепции ни у кого нет. Все делают по-разному. Да и я сам могу, например, сделать проект в стиле модерн, или в стиле XVII века, или в стиле византийской архитектуры. Это не потому, что у меня в голове каша, а потому, что это все - любимое. Зависит от ситуации, местоположения, посвящения, предназначения, истории создания храма.

- Есть ли в архитектуре канон как в иконописи?

Как такового прописанного канона нет. Есть в Писании указания, каким должен быть храм, они даны Самим Богом: как строить Скинию. Сказано, что должен быть сам храм, что должен быть алтарь, святая святых, должен быть притвор, двор и так далее. Это является догматичным. Все остальное - это традиция. Наша задача - выбрать из этой традиции то, что относится именно к традиции, а не к вкусам, которые господствовали в данный период времени. То есть, например, храмы эпохи классицизма или барокко более близки светской архитектуре. В барочном иконостасе, например, вам и иконы будут плохо видны за элементами декора - в то время архитекторов стиль интересовал больше, чем сакральный смысл каждой детали интерьера.

А вот, например, если мы посмотрим на византийский храм, мы не найдем в архитектуре ничего лишнего - все подчинено определенной символике. Причем если это царская архитектура - то она монументальная, там есть и золото, и мозаики, и мрамор. Но существуют и простые маленькие храмы; вспомните, например, Балканы - и там тоже пространство организовано удивительно гармонично.

В любом церковном искусстве главное - это пропорция, потому что пропорции подчеркивают красоту формы. Ведь церковное здание должно быть красивым. Оно может быть простым, но при этом оно должно быть красивым. Любой маленький балканский храм, который площадью 3 на 4 метра, очень красив.

- А русскую традицию маленьких деревянных сельских храмов не стоит ли продолжить?

Деревянный храм в древнем карельском селе было построить естественно и несложно. Под рукой был и необходимый материал, и мастера, которые отлично владели своим ремеслом, передавали его из поколения в поколение.


Сейчас лес диаметром 36 см уже надо заказывать чуть ли не через Правительство России, а строители уже не владеют приемами деревянного храмостроительства - надо тогда искать специалистов-реставраторов, которых всего несколько. Стоить такой «правильный» деревянный храм будет столько же, сколько и каменный. А строить из «карандашиков» - оцилиндрованного бруса, из которых строят дачи и баньки?.. Да из них же нельзя возводить храмы, это уже не архитектура! Конечно, сейчас строят такие варианты только как временные: эти здания некрасивы, недолговечны, да и пожароопасность высокая.

Сейчас широко обсуждается создание в разных районах Москвы храмов «шаговой доступности», которые возведут из модулей. Сама идея вопросов не вызывает, а как вы можете оценить замысел с точки зрения архитектуры?

Если это модули, значит это бетон… Правда, я проектов этих не видел лично, поэтому судить не берусь.

Быстровозводимые храмы - это просто воплотить; например, сейчас мы строим храм на Ленинском проспекте, он почти готов за 2,5 месяца.

Можно быстро построить маленькие храмы - хотя бы по примеру псковской архитектуры, которая до невозможности простая, но удивительно одухотворенная.

Для меня не очень понятны огромные городские храмы вместимостью в 1,5 тысячи человек. Ясно, если это кафедральный собор. Но церковную жизнь организовать в нем, создать общину - трудно. Люди пришли и ушли, и священник не в состоянии пообщаться с каждым. Это будут уже не прихожане, а захожане.

Сейчас в многомиллионном мегаполисе церквей очень мало. У нас в московских храмах в воскресенье и праздники яблоку негде упасть, а в будние дни туда приходят на службу 10-15 человек. Огромный храм дорого содержать. То есть всю неделю надо отапливать храм ради того, чтобы в воскресенье там была служба. А потом приходят счета за коммунальные услуги, и всем становится плохо.

А вот наполнить Москву огромным количеством маленьких храмов - это было бы прекрасно. Там батюшка сможет организовать небольшую, но общину, сможет каждого прихожанина окормить.

Многие жители городов считают, что архитектура храма должна вписываться в окружающую городскую застройку. Целесообразно ли это, по-вашему?

Это смотря какая застройка. Иногда в той же Москве такая городская современная архитектура, что в ней жить-то не хочется, а не то что впихивать в нее здание храма, да еще подгонять его стиль под нее. Наоборот, я считаю, что церковное сооружение должно выглядеть как райский сад посреди всего этого. То есть храм должен не подделываться под индустриальный пейзаж, а быть контрапунктом. Такая Церковь как бы говорит: есть мирская жизнь, а есть церковная, и если вы хотите такой жизни - приходите сюда. То есть все архитектурные изыски должны подчеркнуть, а не затемнить символический образ храма и прилегающей к нему территории. Например, в Сретенском монастыре храм окружен садом. И это не потому так устроено, что наместник, отец Тихон, розы любит, это так должно быть - как образ райского сада в центре Москвы.

Вы говорили об архитектуре Византии и Святой Руси как об эталоне, который нужно копировать. Но, например, стиль модерн, возникший в начале XX века, тоже претворял древние образцы, однако художники тогда строили по-настоящему новаторские храмы.

Стиль модерн, в котором, например, построена Марфо-Мариинская обитель в Москве и к которому принадлежат А.В. Щусев и И.Е. Бондаренко, - это образец прекрасной церковной архитектуры. Почему он был удачным? Потому что художники изучали Псков и Новгород, изучали древность, исконные традиции… Ведь именно в ту эпоху, в начале XX века пришло понимание, что наше традиционное наследие очень богатое и интересное. И тогда стали ориентироваться не на Запад, как это было на протяжении несколько веков, начиная с Петра I, а на свое собственное искусство.

Искусственный поиск нового - дело пагубное. Например, иконописец не подписывает свою работу - не он ее автор. Так и архитектор, создавая новое здание, должен каждый раз изучить древние образцы и, уже пропустив их через себя, создавать свой проект. Этот процесс для меня всегда самое приятное в работе. Он дает моему мастерству и моей душе гораздо больше, чем если бы я просто самовыражался как жутко талантливый архитектор.

- Вы считаете, что идеи «русского ренессанса» начала XX века созвучны и нашей эпохе?

Сейчас многие художники ощущают себя в том же состоянии - им еще предстоит изучить, открыть, скопировать многое. Тогда только они смогут творить в рамках традиции. Но, например, новое поколение архитекторов, которым сейчас 20-22 года, уже идет дальше - я это вижу на примере своих учеников. Так, например, я видел проекты храмов в новаторском стиле, но которые созданы не просто в целях самовыражения, а на основе глубокого понимания православных традиций: там остаются формы, пропорции «золотого сечения», построение на четырех столпах, с барабаном и главками, то есть крестово-купольная система. Но такую архитектуру могут создавать только верующие люди, которые знают жизнь Церкви.

По мнению РПЦ и архитекторов, облик православного храма требует обновления. По какому пути двигаться?


Каким должен быть храм XXI века? Какие черты в его облике обязательно нужно сохранить, а какие, наоборот, пришла пора менять?

Недавно Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата совместно с Гильдией храмоздателей и Союзом архитекторов России объявили открытый архитектурный конкурс на создание проекта православного храма вместимостью 300, 600 и 900 человек с приходским комплексом.

Итоги конкурса станут известны уже 18 января. А в их преддверии в Союзе архитекторов России разгорелась оживленная дискуссия, посвященная актуальным вопросам проектирования храмовых комплексов. В частности, обсуждали то, каких ошибок нужно избегать, приступая к проекту здания «негражданского» назначения.

Не гонялся бы ты, поп, за эксклюзивом…

Работа по созданию библиотеки проектов современных храмов была поручена отделу по строительству православных храмов Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата.

Куратором проекта стал заместитель начальника отдела протоиерей Андрей Юревич — сам в прошлом архитектор, имеющий диплом МАРХИ.

В рамках архитектурной дискуссии, вооружившись мелом, он попробовал, что называется, в режиме on-line спроектировать православный храм нового типа. Причем делал это отец Андрей, попутно обсуждая те проблемные вопросы, с которыми может столкнуться архитектор, только начинающий свой путь в качестве «храмоздателя».

— Чтобы спроектировать храм, нужно знать множество тонкостей, — объяснил священник-архитектор аудитории. — Иногда под строительство храма выделяется участок с очень сложной конфигурацией, и сделать на нем «привязку» бывает достаточно непросто. Ведь по канонам храм должен быть ориентирован по направлению запад — восток. К тому же рядом с храмом нужно обязательно предусмотреть свободное место для совершения крестного хода.

В современных условиях по-другому проектируется и входная группа: здесь должны быть гардеробная, туалеты, комната охраны, помещение, где продают свечи и иконы.

Правильно должно быть сформировано и внутреннее пространство. К сожалению, сейчас, в погоне за «эксклюзивом», храм порой так распланируют, что в нем неудобно и прихожанам, и священнику. А между тем, между алтарем и царскими вратами, например, должно быть достаточно места, чтобы совершать земные поклоны. Нужно предусмотреть для прихожан и возможность снять в храме верхнюю одежду.

Предостерег отец Андрей и от «буквального» проектирования.

— Знаете, иногда приходит настоятель со своим архитектором и говорит: «Раз мы будем строить Храм Живоначальной Троицы, значит, крыша и купола у нас будут зеленые». У меня такой подход вызывает большие сомнения. Думаю, прямые аналогии здесь вряд ли нужны. Архитектор должен работать в первую очередь с конструктивом, с формой.

Кроме того, протоиерей-архитектор посоветовал начинающим специалистам сначала окунуться в церковную жизнь, подольше побыть в том пространстве, где совершается богослужение, побеседовать со священниками и только потом уже приступать к проектированию.

— А то, бывает, приходит человек строить храм, а сам не может отличить клирос от амвона, притвор от придела, — сетует отец Андрей.

Все позволительно, но не все полезно

По словам отца Андрея Юревича, сейчас строится много безликих храмов. Священники между собой называют их «храмами-хрущевками». Но как из «хрущевок» нужно переселять людей в более благоустроенное жилье, так и из безликих храмов нужно «переселять» приход в красивые, величественные храмовые сооружения.

— Современная архитектура состоит не в том, чтобы самовыразиться или, тем паче, эпатировать кого-то, — считает председатель правления Гильдии храмоздателей, архитектор с большим опытом храмостроения, Андрей Анисимов . — Она в том, чтобы максимально соответствовать изменившимся запросам Церкви. А храму сейчас нужны не только ритуальные, но и общественные пространства.

Определяясь с храмом XXI века, опытные храмоздатели предостерегают от излишней экстравагантности. Впрочем, предыдущие конкурсы показали, что архитекторы никогда не отказывали себе в креативе.

Так, автор одной из работ предложил проект храма из стекла. Другой вариант — когда на традиционные купола как бы накинута ткань с прорезями. Третий предложил и вовсе авангардный проект, когда храм лишь угадывается в авангардных формах и больше похож на конструктивистскую инсталляцию из квадратов и треугольников.

Что ж, с нетрадиционными формами можно и поэкспериментировать, считает протоирей Андрей Юревич. Почему бы нет? Другое дело, что вряд ли нужно уходить в экстравагантность. Ибо все позволительно, но не все полезно…

А еще красивый храм нужно вымолить: «Господи, открой мне!». Как вымаливали свои гениальные иконы великие молитвенники-исихасты Андрей Рублев и Дионисий . Ведь самый первый храм, Скиния Завета, был промыслен Богом.

При храме может быть и спортплощадка, и театр, и литературное кафе

Как показывает практика, каждый настоятель делает храм «под себя». Так что выражение «каков поп, таков и приход» в полной мере относится и к самому храму.

Например, если священник склонен к педагогике, он обязательно построит рядом воскресную школу. Если увлекается спортом, пробьет волейбольную площадку. Если раньше занимался военно-патриотической работой, откроет зал с силовыми тренажерами. Есть храмы, рядом с которыми располагаются театры, литературные кафе, приюты для неблагополучных подростков.

— Помню, при работе над проектом приюта для малолетних мам перед архитектором была поставлена задача спроектировать комнаты, где будут проживать мамочки со своими детьми, — рассказывает отец Андрей. — Так что, проектируя храм, архитектор может столкнуться с элементами сугубо гражданского назначения. И в этом — одна из современных черт православного храма.

Крестный ход вокруг батюшкиной койки

Участники встречи в Гранатном переулке попробовали определить признаки современной храмовой архитектуры.

Во-первых, это храмовый комплекс, состоящий из зданий разного назначения. Изначально храм всегда строился отдельно от служебных помещений. Сейчас же их все чаще объединяют: и церковь, и дом настоятеля, и трапезную, и воскресную школу.

— Так удобнее, — поясняет архитектор Андрей Анисимов. — Правда, порой возникают казусы вроде того, который случился с одним из моих проектов, когда дом причта церковного был не очень удачно объединен со зданием храма. «Это что же, — поинтересовались люди, — мы крестным ходом вокруг батюшкиной койки станем ходить?». В итоге пришлось «обрубить» дом и вынести его за пределы комплекса.

— Но в целом, «комплексная» тенденция сейчас очень устойчивая, продолжает наш собеседник. — Храмы ведь строятся на деньги жертвователей. И удобнее на этот разовый взнос построить все, что необходимо приходу, вплоть до пекарни и разных мастерских. Это всяко лучше, чем дробить проект и растягивать строительство на неопределенный срок.

Излишний декор отвлекает от молитвы

Любопытно, что другим важным признаком современности стало… отсутствие росписи в храме.

— Считаю, что не стоит забивать храмовые интерьеры декором, — поделился своим мнением Андрей Анисимов. — Во-первых, это дорого. Во-вторых, когда вы приходите в храм, который расписан полностью, это отвлекает от молитвы.

— Да ладно бы еще роспись была на достойном уровне, — сетует отец Андрей Юревич. — А то ведь порой самого низкого качества. Так что лучше любоваться идеально белыми стенами и думать о вечном. Согласен, необычно для православного храма. Но когда-то надо меняться...

Прихожане теперь ближе к алтарю

Много споров сейчас по поводу того, как нужно располагать алтарь.

Одни по-прежнему считают, что алтарная часть — это сокровенное место, где приготовляются Святые дары и куда категорически запрещено входить посторонним.

Другие полагают, что правила должны стать более демократичными, и если уж алтарь по-прежнему закрыт для всех, кроме служителей церкви, то его можно хотя бы «приблизить» к верующим.

— Сейчас алтарь часто делают практически без алтарной преграды, — говорит председатель правления Гильдии храмоздателей Андрей Анисимов. — Считается, что прихожанина не надо отделять от того, что происходит в алтаре.

Словом, нововведений в современном храме предостаточно. Плохо только, что нормы и правила храмостроения не зафиксированы ни в каких официальных СНиПах. Есть лишь свод разрозненных правил.

— Пока зачастую строим вприглядку. Передавая сведения о пропорциях и размерах из уст в уста, — поделился с собравшимися протоиерей Андрей Юревич. — Безусловно, было бы неплохо, если бы такие СНиПы для храмовых зданий были разработаны. Но на это нужны немалые средства. А с этим, как водится, проблема...

Сегодня назрела необходимость в создании добротных, крепких проектов повторного применения для храмов. Такие проекты спасут от той безликости и безвкусицы, которая царит порой на просторах приходской архитектуры.

Елена МАЦЕЙКО

Иллюстрации предоставлены Гильдией храмоздателей. Проектирование и строительство — Товарищество реставраторов. Мастерские Андрея Анисимова

Фото внутреннего убранства храма с сайта trojza.blogspot.ru

Инструкция

Решение о предоставлении земли может быть быстрым и успешным, а может затянуться в том случае, если под выбранным участком земли проходят некие подземные коммуникации, а рядом находится лесопарковая зона, река или овраг, а также, если это место запланировано для какого-то другого строительства.

После того, как земельный участок под строительство будет выделен официально, найдите подходящую архитектурно-проектную мастерскую для разработки архитектурного проекта храм а. Убедитесь, что мастерская имеет обновленную государственную лицензию и имеет опыт возведения церкви, которой затем должен быть согласован в местном архитектурном комитете и на других экспертизах.

Отдельного внимания заслуживает поиск добросовестной и умелой строительной бригады. Если ваша архитектурно-проектная мастерская имеет собственных рабочих и строительную лицензию, вы можете заказать у них и строительные работы вдобавок к созданию проекта храм а.

Наверное, самый сложный вопрос, встающий перед тем, кто постройкой храм а – это финансирование, так как строительство и сопутствующие расходы выливаются в серьезные суммы денег – от трех миллионов до полумиллиарда рублей, в зависимости от региона и сложности строительства.

Источник средств может быть самым разным – от кредита в банке до поиска спонсоров, организаций и , которые готовы вложить свой капитал в постройку храм а, а также часть денег можно собрать, благодаря благотворительным взносам и пожертвованиям от членов общины и жителей региона.

В зависимости от того, насколько быстро находятся денежные средства и решаются организационные вопросы, срок постройки храм а может как сократиться, так и растянуться на долгие годы.

В строительстве храм а очень важно знать, чем его внутренняя структура отличается от обычного здания. Все внутренние элементы храм а символичны – в нем должен быть алтарь и , символизирующий божественный мир, где совершаются таинства, и средняя часть для прихожан, символизирующая земной мир, отделенная от алтаря иконостасом.

Если храм имеет всего один престол, то он является однокупольным. Если же престолов несколько, в храм е строится помимо главного несколько дополнительных куполов. Также у некоторых храм ов есть небольшая комната перед входом, называющаяся притвором, вход в который осуществляется с паперти.

В последнее время общество, в котором мы живем, все чаще стало задумываться о возрождении давно забытых или утраченных духовных ценностей. Сейчас достаточно большое количество людей стало верить в Бога. Многие из нас в самые трудные минуты своей жизни, несмотря на различные обстоятельства, находят в себе силы и возможности прийти в храм и попросить помощи у Господа. Все мы молимся Богу, всем святым и просим здоровья, счастья и любви для своих близких и родных. Естественно, нам хочется прийти в церковь и поставить свечу у иконы, однако бывает так, что прийти-то некуда, поэтому и возникает желание возвести храм в своем городе или селе. Это, конечно, задача сложная, но выполнимая.

Инструкция

Получите благословение у правящего архиерея. Для этого необходимо иметь проект будущего храма, который утвержден архитектурным управлением мэрии, сведения об ответственных за строительство, о средствах на возведение или перечень инвесторов, которые готовы вложить деньги в строительство.