Тестовые задания по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Самые удивительные оптические иллюзии и миражи в природе

Вариант № 1 (ОБЗ ФИПИ)

Миражи невозможно запечатлеть фотоаппаратом или видеокамерой, потому что это игра воображения, оптический обман.

Чаще всего путешественники видят в пустыне мерцающую впереди воду, которая является искажённым отражением неба в нижнем слое горячего воздуха.

Миражи – оптические обманы, возникающие в пустыне, – являются результатом особого преломления солнечных лучей перегретым воздухом.

В пустыне перегретый воздух может преломлять солнечные лучи особым образом, в результате чего возникают оптические обманы, именуемые миражами.

Оптические обманы – миражи – возникают в результате преломления перегретого воздуха.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова НИЖНИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено
в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

НИЖНИЙ , -яя, -ее.

Расположенный внизу. Нижняя ступенька .

Расположенный близко к устью, к низменным местам. Нижнее течение реки.

Об одежде: носимый под платьем или непосредственно на теле. Нижнее бельё.

Образующий низший предел диапазона голоса или инструмента (спец.). Н. регистр.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО

запЁртый

понЯв

добелА

корЫсть

оптОвый

Ответ: ___________________________.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав
к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Иногда слухи порождает недостаточная ИНФОРМИРОВАННОСТЬ работающих на предприятии.

Гришаков уехал, и теперь все вопросы, касающиеся его жизни, становятся БЕЗОТВЕТНЫМИ.

Вокруг расстилалась безбрежным морем КАМЕННАЯ пустыня, в которой группами росли кактусы, покрытые крупными розовыми цветами.

Несмотря на рассветный час, людей было много: какая-то КОННАЯ часть двигалась шагом к заставе.

В праздничные дни все аэропорты страны ПЕРЕПОЛНЕНЫ туристами.

Ответ: ___________________________.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

килограмм ЯБЛОК

СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами

ПОЕЗЖАЙ в Подмосковье

языки ПЛАМЕНИ

Ответ: ___________________________.

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и

ГРАММАТИЧЕСКИЕ

ОШИБКИ

А) нарушение в построении

предложения с причастным

оборотом

Б) ошибка в построении

сложного предложения

В) нарушение в построении

приложением

Г) нарушение связи между

подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной

соотнесённости глагольных

форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.
  2. С . Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров .
  3. Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
  4. В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.
  5. В эмиграции Марина Цветаева часто вспоминала поэзию Бориса Пастернака и восхищалась ею.
  6. Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве.
  7. В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.
  8. Поднявшись на смотровую

Площадку, видишь город как на ладони.

  1. Сёстры хорошо разбирались как в музыке, так и в живописи.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

г..мназист

к..сательная

д..ликатес

усм..рённый

объед…нение

Ответ: ___________________________.

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..тратил, ра..будил

пр..странно, пр..вык

раз..грал, сверх..дея

н..грузить, раз..брал

под..езд, раз..яснил

Ответ: ___________________________.

10. Е .

эмал..вый

бессонн..ца

податл..вый

удоста..ваться

виновн..к

Ответ: ___________________________.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

знач..мый

блещ..шь

утеша..мый

маж..шь

выруч..нный

Ответ: ___________________________.

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

Кустики брусники усыпаны ещё (НЕ)СОЗРЕВШИМИ ягодами.

Даже запах бензина (НЕ)МОГ заглушить луговой аромат.

В (НЕ)БОЛЬШОМ, но просторном зале было светло и тихо.

Картошка на огородах до сих пор (НЕ)ВЫКОПАНА.

(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век механически.

Ответ: ___________________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО

(И)ТАК, Константин утверждал, что эта поездка прибавила жизненных сил,
я говорил ТО(ЖЕ) самое.

ЧТО(БЫ) быть счастливым, нужно стремиться к успеху и в ТО(ЖЕ) время необходимо учиться благородству по отношению к окружающим людям.

Вскоре птицы (СО)ВСЕМ замолкли, кроме одной, которая (НА)ПЕРЕКОР всем монотонно чирикала.

Незнакомец исчез за поворотом ТАК(ЖЕ) внезапно, как и появился, (ПО)ЭТОМУ рассмотреть его не удалось.

(НА)КОНЕЦ дождик перестал, но КОЕ(ГДЕ) ещё толпились тяжёлые громады отчасти рассеянных туч.

Ответ: ___________________________.

14. пишется НН .

Александр Блок создал особе(1)ый поэтический мир, прониза(2)ый синим и пурпурным цветом, сотка(3)ый из бликов и наполне(4)ый удивительной мелодичностью.

Ответ: ___________________________.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ

Там были меха и перья шёлк и жемчуг необыкновенная легкость покроя и умопомрачительная причёска.

Грин любил и море и выдуманные им морские побережья.

У молодого человека не было ни денег ни квартиры ни ключа от квартиры.

При виде концессионеров из толпы встречающих и любопытствующих вынырнул гражданин в чесучовом костюме и быстро зашагал к выходу.

Снег падал хлопьями и скоро он покрыл всю землю.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

Птицы (1) выбирая себе (2) спутников жизни (3) придают большое значение оттенкам оперения. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы получить благосклонность от невесты невелики.

Ответ: ___________________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

Встречи с искусством живописи дарят радость открытия (1) исключительно (2) внимательному и терпеливому зрителю. Посещение художественного музея (3) например (4) требует от нас способности
и готовности воспринимать и переживать увиденное.

Ответ: ___________________________.

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Постепенно (1) вырос город (2) в названии (3) которого (4) сохранился (5) аромат окружавших его красных боров.

Ответ: ___________________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

Дома мой гость сразу начал мне жаловаться (1) что (2) пока он ехал ко мне (3) то заблудился в лесу (4) и вынужден был заночевать в сторожке лесника.

Ответ: ___________________________.

(1)Человек создан на столетия, если судить по огромной, ни с чем не сравнимой трате сил. (2)Лев, убив антилопу, в сытой дрёме отдыхает сутки. (3)Могучий сохатый после часового боя с соперником полдня отстаивается в чащобе, судорожно поводя проваленными боками. (4)Айтматовский Каранар год копил силы, чтобы буйствовать, неистовствовать и торжествовать полмесяца. (5)Для человека подобные подвиги − блеск мгновения, за который он платит столь малой толикой своих запасов, что вообще не нуждается в отдыхе.

(6)Цель зверя − прожить отпущенный природой срок. (7)Сумма заложенной в нём энергии соотносима с этим сроком, и живое существо тратит не столько, сколько хочется, а столько, сколько надо, будто в нём предусмотрено некое дозирующее устройство: зверю неведомо желание, он существует по закону необходимости. (8)Не потому ли звери и не подозревают, что жизнь конечна?

(9)Жизнь зверей – это время от рождения до смерти: звери живут во времени абсолютном, не ведая, что есть и время относительное, в этом относительном времени может существовать только человек. (10)Его жизнь никогда не укладывается в даты на могильной плите. (11)Она больше, она вмещает в себя ведомые только ему секунды, которые тянулись, как часы, и сутки, пролетевшие, словно мгновения. (12)И чем выше духовная структура человека, тем больше у него возможностей жить не только в абсолютном, но и в относительном времени. (13)Для меня глобальной сверхзадачей искусства и является его способность продлевать человеческую жизнь, насыщать её смыслом, учить людей активно существовать и во времени относительном, то есть сомневаться, чувствовать и страдать.

(14)Это − о духовности, но и в обычной, физической жизни человеку отпущено «горючего» заведомо больше, чем нужно, для того чтобы прожить по законам природы. (15)Зачем? (16)С какой целью? (17)Ведь в природе всё разумно, всё выверено, испытано миллионолетиями, и даже аппендикс, как выяснилось, для чего-то всё-таки нужен. (18)А многократно превышающий потребности огромный запас энергии для чего дан человеку?

(19)Я задал этот вопрос в пятом или шестом классе, когда добрёл до элементарной физики, и решил, что она объясняет всё. (20)И она действительно всё мне тогда объяснила. (21)Кроме человека. (22)А его объяснить не смогла. (23)Именно здесь кончалась прямолинейная логика знания и начиналась пугающе многовариантная логика понимания.
(24)Я тогда, разумеется, этого не представлял, однако энергетический баланс не сходился, и я спросил отца, зачем-де человеку столько отпущено.

− (25)Для работы.

− (26)Понятно, − сказал я, ничего не поняв, но не стал расспрашивать.

(27)Это свойство − соглашаться с собеседником не тогда, когда всё понял, а когда ничего не понял, − видимо, заложено во мне от природы. (28)Житейски оно мне всегда мешало, ибо я не вылезал из троек, сочиняя свои теории, гипотезы, а зачастую и законы. (29)Но одна благодатная сторона в этой странности всё же была: я запоминал, не понимая, и сам докапывался до ответов, сейчас уже не столь важно, что чаще всего ответ был неверным. (30)Жизнь требует от человека не ответов, а желания искать их.

(31)Я пишу об этом только ради двух слов отца, определивших для меня весь смысл существования. (32)Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего мировоззрения. (33)И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда.

(По Б.Л. Васильеву*)

* Борис Львович Васильев (1924–2013) – советский писатель, прозаик, публицист, общественный деятель, автор произведений «А зори здесь тихие», «Завтра была война», «В списках не значился» и др.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

В человеке от природы заложено больше энергии, чем в любом, даже самом крупном, животном.

Человек воспринимает время по-особенному: иногда секунды могут казаться часами, а сутки могут пролетать мгновенно.

Физика может объяснить законы природы, но объяснить природу человека, назначение энергии, заложенной природой в человека, эта наука не в состоянии.

Рассказчик сразу осознал смысл утверждения отца о том, что большая энергия дана человеку для работы.

Рассказчик успешно учился в школе, чему способствовало его стремление досконально изучить каждый предмет.

Ответ: ___________________________.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

В предложениях 19–20 представлено описание.

В предложениях 27–29 представлено рассуждение.

Предложение 30 объясняет содержание предложения 29.

Предложения 31 и 32 противопоставлены по содержанию.

Ответ: ___________________________.

23. Среди предложений 6–11 найдите такое, которое связано с предыдущим
с помощью притяжательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,

который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте

на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам

терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой

соответствующую цифру.

образцами.

Список терминов:

ирония

эпитет

парцелляция

ряды однородных членов

синтаксический параллелизм

вопросительные предложения

диалог

цитирование

Метафора

Часть 2

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

поставленных автором текста.

комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,

по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста

(избегайте чрезмерного цитирования).

или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните

почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на

читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения

(учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному

тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный

или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант № 2. ОБЗ ФИПИ

Часть 1

Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число) или слово (несколько

слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа

в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых

и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите

в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке

образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Внешняя культура человека проявляется в том, что он поступает по всем правилам только тогда, когда он на виду, на глазах у людей, перед которыми он играет роль культурного человека. (2)Внутренняя культура состоит в том, что человек всегда поступает так, как того требуют моральные законы общества. (3) по-настоящему культурный человек – это человек, сознательно идущий на некоторые ограничения, связанные
с соблюдением принятых в обществе норм.

Внешняя и внутренняя культуры должны быть присущи каждому человеку, ведь они составляют моральные законы общества.

Подлинно культурный человек – это человек, всегда сознательно принимающий ограничения, которые связаны с соблюдением принятых в обществе норм, а не делающий вид, что он их соблюдает.

Культурный человек поступает по всем правилам, нормам и законам и не идёт ни на какие ограничения.

Настоящая культура проявляется в человеке не тогда, когда его видят и оценивают, а когда он сознательно идёт на некоторые ограничения, соблюдая принятые в обществе нормы.

Соблюдение моральных законов и принятых в обществе норм поведения характеризует культурного человека и является его внешней культурой.

  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Например,

Таким образом,

С одной стороны,

Однако

Хотя

Ответ: ___________________________.

3 . Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИГРАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИГРАТЬ, -аю, -аешь; игранный; несов.

Резвясь, развлекаться; забавляться чем-н. Дети играют в саду. Рыба играет в реке (перен.) . И. с кем-н. как кошка с мышью (забавляясь, мучить). И. кистями платка (перебирать их).

во что и на чём. Проводить время в игре. И. в куклы. И. в солдатики.
И. в прятки, в жмурки. И. в шахматы. И. в футбол. И. на бильярде.

что и на чём. Исполнять музыкальное произведение. И. вальс. И. на скрипке. И. на чьих-н. нервах (перен .: намеренно нервировать, раздражать кого-н.).

кого-что . Исполнять сценическую роль, пьесу на сцене. И. роль (также перен.: изображать кого-н. или действовать в качестве кого-н.). И. роль Гамлета. И. Хлестакова. И. комедию (также перен.: притворяться, действовать неискренне; неодобр.).

перен ., кем-чем и с кем-чем. Обращаться с кем-чем-н. легкомысленно, как с игрушкой, забавой. И. своей жизнью (понапрасну рисковать) .
И. (шутить) с огнём
(обращаться легкомысленно с чем-н. опасным) .
И. людьми (обращаться с ними по своей воле) . И. чьими-н. чувствами.

Ответ: ___________________________.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

облилАсь

дозвонЯтся

нАживший

налитА

начАв

Ответ: ___________________________.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Всё это могло быть ловким трюком, рассчитанным на то, что сотрудник войдёт в доверие к врагам и начнёт ДВОЙНУЮ игру.

Он постоянно нарушал ДИПЛОМАТИЧНЫЙ этикет, разговаривая с послами.

ВЕЧНОЙ красою сияет природа и удивляет нас своим величием.

Сдвигая вековые камни, обрушились вниз ДОЖДЕВЫЕ потоки.

Его инициатива нашла широкий ОТКЛИК в читательской аудитории.

Ответ: ___________________________.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

много спелых ВИШЕН

нет ПОЛТОРАСТА рублей

ПОЕЗЖАЙ вперёд

крыжовник слишком КИСЕЛ

сухие ПОГРЕБА

Ответ: ___________________________.

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и

предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого

столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ

ОШИБКИ

А) нарушение в построении

предложения с причастным

оборотом

Б) ошибка в построении

сложного предложения

В) нарушение в построении

предложения с несогласованным

приложением

Г) нарушение связи между

подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной

соотнесённости глагольных

форм

  1. К.Г. Паустовский интересовался природой Мещёрского края и посвятил ей своё творчество.
  2. М.Ю. Лермонтов так и не закончил любимое детище – поэму «Демона».
  3. Северо-восточнее села располагаются образованные болота путём оседания песков.
  4. Я хотел, чтобы вы напомнили секретарю, чтобы она уточнили время встречи.
  5. Благодаря героизму людей, катастрофа была предотвращена.
  6. Мы пришли на кладбище, голое место, ничем не огражденное, усеянное деревянными крестами, не осененными ни единым деревцом
  7. Тех, кто в ХVIII столетии высказали предположение о возможности передачи энергии по проводам, считали фантазёрами.
  8. Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику.
  9. Адресуя свою книгу детям, автор описывает сложные явления простым языком.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

предназн..чение

предпол..гать

пост..мент

п..лисадник

ц..ремония

Ответ: ___________________________.

9 . Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..гиб, бе..заботный

раз..слать, н..стоять

по..ставил, о..бросил

пр..езжий, пр..злой

контр..гра, роз..ск

Ответ: ___________________________.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

удоста..вавший

черешн..вый

преодол..вая

ноздр..ватый

дешёв..нький

Ответ: ___________________________.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

помож…шь

увлека…мый

верт…шь

вымуч…нный

заслуж…нный

Ответ: ___________________________.

12 . Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО .

Раскройте скобки и выпишите это слово.

Лиза (не)мечтала сниматься в кино и когда была школьницей, и когда училась в театральном училище.

За пять лет службы в армии Илья (не)дослужился даже до ефрейтора.

Мы обратили внимание, что рубашка на кондукторе мятая, а ботинки (не)чищены.

У юного певца был хороший слух, но (не)поставленный голос.

Дубровский за столом у Кирила Петровича прямо высказывал свое мнение, (не)заботясь о том, противоречило ли оно мнениям хозяина.

Ответ: ___________________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Выбрался Муравей из-под ноги Верблюда-великана и призадумался: ЧТО (БЫ) такое сделать, ЧТО(БЫ) отомстить высокомерному обидчику?

(ОТ) ТОГО незнакомого и страшного зверя, который внезапно появился на поляне, надо было срочно спрятаться, ЧТО(БЫ) не попасться ему в лапы.

Отец ТАК(ЖЕ) страстно, как и все его друзья, болел за свою футбольную команду. Его сын ТО(ЖЕ) был азартным болельщиком.

Петя вздрогнул, (ОТ) ТОГО что в дверь позвонили, мама ТО(ЖЕ) не ожидала звонка.

В «Московском дворике» В.Д. Полéнова, (БЕЗ) СОМНЕНИЯ, проявилось ТО(ЖЕ) умение «поднять» непритязательный сюжет до высокого художественного обобщения, что и в пейзажах Саврасова и Серова.

Ответ: ___________________________.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

В гости(1)ой чи(2)о сидели наряже(3)ые детишки, завороже(4)о смотревшие на хозяйку, чьими руками было выставле(5)о всё это великолепное угощение.

Ответ: ___________________________.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужнопоставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. И в науке и в литературе и в музыке в целом всегда открыта универсальная тайна наших способностей.
  2. Казалось, что всё в этом роскошном парке чужое и каждую минуту

нас могут прогнать.

  1. Вот крик и снова все вокруг затихло.
  2. С вершин деревьев валятся на землю последние сухие листья и по

тропинкам в октябре нельзя ступить.

  1. Каждая нация имеет свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность и нерушимость своего места на земле.

16 . Расставьте знаки препинания:

в предложении должны стоять запятые.

Ипполит Матвеевич (1) погрязая в стыде (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.

Ответ: ___________________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Тригорский парк в Пушкинском заповеднике (1) по мнению

многих (2) пропитан солнцем даже в пасмурные дни. Этот парк

создан (3) как будто (4) специально для семейных праздников, дружеских бесед, смеха, шутливых признаний.

Ответ: ___________________________.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Роман Гончарова «Обломов» (1) выгодно отличался от нравоописательных повестей натуральной школы обстоятельностью и «монографичностью» картины (2) естественным началом (3) которой (4) было изображение обычного дня героя.

Ответ: ___________________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

С крыльца постаревший Сермин сходил теперь по темным ступенькам медленно и осторожно(l) и(2) когда он грузно ступил на землю(3) то в толпе родственников раздался вздох облегчения(4) который слышала вся улица.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(1)Дети никогда не запоминают мать молодой, красивой, потому что понимание красоты приходит позже, когда материнская красота успевает увянуть.

(2)Я запомнил свою мать седой и усталой, а говорят, она была красива. (3)Большие задумчивые глаза, в которых проступал свет сердца. (4)Ровные тёмные брови, длинные ресницы. (5)На высокий лоб спадали дымчатые волосы.

(8)Дети никогда не говорят матери о своей любви к ней. (9)Они даже не знают, как называется чувство, которое всё сильнее привязывает их к матери. (10)В их понимании это вообще не чувство, а что-то естественное и обязательное, как дыхание, утоление жажды.

(11)Но в любви ребёнка к матери есть свои золотые дни. (12)Я пережил их в раннем возрасте, когда впервые осознал, что самый необходимый человек на свете – мама. (13)Память не сохранила почти никаких подробностей тех далёких дней, но я знаю об этом своём чувстве, потому что оно до сих пор теплится во мне, не развеялось по свету. (14)И я берегу его, потому что без любви к матери в сердце – холодная пустота.

(15)Я никогда не называл свою мать матерью, мамой. (16)У меня для неё было другое слово – мамочка. (17)Даже став большим, я не мог изменить этому слову. (18)У меня отросли усы, появился бас. (19)Я стеснялся этого слова и на людях произносил его чуть слышно.

(20)Последний раз я произнёс его на мокрой от дождя платформе,
у красной солдатской теплушки, в давке, под звуки тревожных гудков паровоза, под громкую команду «по вагонам!». (21)Я не знал, что навсегда прощаюсь с матерью. (22)Я шептал «мамочка» ей на ухо и, чтобы никто не видел моих мужских слёз, вытирал их о её волосы… (23)Но когда теплушка тронулась, не выдержал, забыл, что я мужчина, солдат, забыл, что вокруг люди, множество людей, и сквозь грохот колёс, сквозь бьющий в глаза ветер закричал:

– Мамочка!

(24)А потом были письма. (25)И было у писем из дома одно необычайное свойство, которое каждый открывал для себя и никому не признавался в своём открытии. (26)В самые трудные минуты, когда казалось, что всё кончено или кончится в следующее мгновение и нет уже ни одной зацепки за жизнь, мы находили в письмах из дома неприкосновенный запас жизни. (27)Когда от мамы приходило письмо, не было ни бумаги, ни конверта с номером полевой почты, ни строчек. (28)Был только мамин голос, который я слышал даже в грохоте орудий, и дым землянки касался щеки, как дым родного дома.

(29)Под Новый год мама подробно рассказывала в письме о ёлке. (30)Оказывается, в шкафу случайно нашлись ёлочные свечи, короткие, разноцветные, похожие на отточенные цветные карандаши. (31)Их зажгли, и с еловых веток по комнате разлился ни с чем не сравнимый аромат стеарина и хвои. (32)В комнате было темно, и только весёлые блуждающие огоньки замирали и разгорались, и тускло мерцали золочёные грецкие орехи.

(33)Потом оказалось, что всё это было легендой, которую умирающая мама сочинила для меня в ледяном доме, где все стёкла были выбиты взрывной волной, а печки были мертвы и люди умирали от голода, холода и осколков. (34)И она писала, из ледяного блокадного города посылая мне последние капли своего тепла, последние кровинки.

(35)А я поверил легенде. (36)Держался за неё – за свой неприкосновенный запас, за свою резервную жизнь. (37)Был слишком молод, чтобы читать между строк. (38)Я читал сами строки, не замечая, что буквы кривые, потому что их выводила рука, лишённая сил, для которой перо было тяжёлым, как топор. (39)Мать писала эти письма, пока билось сердце…

(По Ю.Я. Яковлеву*)

* Юрий Яковлевич Яковлев (1922–1995) – русский советский писатель
и сценарист, автор книг для подростков и юношества.

20 . Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Рассказчик горько сожалеет о том, что недостаточно сильно любил свою мать.

Воспоминание о матери осталось у рассказчика даже на уровне ощущений от её присутствия, от её прикосновений.

Дети никогда не говорят матери о своей любви к ней, принимая её постоянную заботу как нечто естественное и обязательное.

Ни при каких обстоятельствах нельзя проявлять свою нежность по отношению к матери в присутствии других людей.

Когда рассказчик читал письмо от матери с подробным описанием новогодней ёлки, он не догадывался, что это сочинённая для него легенда. 3)

В предложениях 8–10 представлено рассуждение.

Предложения 11–12 подтверждают содержание предложения 10.

Предложение 18 поясняет содержание предложения 19.

Ответ: ___________________________.

22. Из предложений 33–34 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Ответ: ___________________________.

23. Среди предложений 7–11 найдите такое, которое связано с предыдущим
с помощью личного местоимения и формы слова. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых

и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке

образцами.

24. «Воссоздавая образ матери, рассказчик говорит о ней с глубокой сыновней нежностью. Передать эти чувства автору помогают разнообразные выразительные языковые средства, в том числе тропы: (А)__________ («красота успевает увянуть» в предложении 1, «свет сердца» в предложении 3) и (Б)__________ (« задумчивые глаза» в предложении 3, « дымчатые волосы» в предложении 5, « бережное прикосновение» в предложении 6), а также синтаксические средства: (В)__________ («как дыхание, утоление жажды» в предложении 10) и (Г)__________ в предложении 6)».

Список терминов:

парцелляция

профессиональная лексика

восклицательные предложения

метафоры

фразеологизм

эпитеты

сравнительный оборот

разговорная лексика

ряд однородных членов предложения

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в

В природе иногда можно наблюдать уникальные и непредсказуемые явления, в существование которых трудно поверить. Еще с давних времен люди видели удивительные оптические миражи в виде кораблей, гор, необычных световых эффектов там, где они не могут быть на самом деле. Несмотря на то, что миражи чаще всего вызывают ассоциации с пустынями, они могут появляться в самых разных местах нашей планеты.

Нижние миражи

Нижние, или как их еще называют пустынные, миражи относятся к самым изученным и часто встречающимся, но от этого не менее удивительным эффектам. От нагретого воздуха отражаются световые лучи, поэтому проявляется оптический обман в виде кажущегося водоема там, где его на самом деле нет. В действительности иллюзорная вода – это не что иное, как отраженное изображение находящегося вдали неба. Для ее возникновения необходимо одновременное соблюдение двух условий:

  • сильно нагретая ровная поверхность;
  • присутствие сверху горячих слоев воздуха, над которыми будут располагаться слои с более холодной температурой.

С этой иллюзией в виде кажущейся влажной дороги, которая возникает в жаркие дни над асфальтированным покрытием, сталкивался практически каждый водитель. Она также не раз доводила до отчаяния изнывающих от жажды путников в пустыне, которым мерещилась невдалеке вода, но они никак не могли к ней добраться: она постоянно отодвигалась, а потом и вовсе «растворялась» прямо на глазах.

Верхние миражи

Эти миражи, которые также называют миражами дальнего видения, появляются реже предыдущей разновидности, но отличаются большей продолжительностью и стабильностью изображения. Удивительный оптический обман проявляется в том, что на небе становятся видны объекты, находящиеся в действительности далеко за горизонтом. Наиболее ярко верхний мираж проявляется при условии, когда:

  • возникает большой перепад температур между слоями воздуха, причем нижние слои должны иметь более низкую температуру по сравнению с верхними;
  • горизонтальная длина отражающего слоя составляет минимум 400 м.

Световые лучи, отражающиеся от объектов на Земле, описывают некую дугу и возвращаются обратно вниз, но иногда даже за сотни километров от местоположения источника.

Благодаря такому явлению в некоторых полярных широтах зачастую восход Солнца иногда наблюдается раньше на 2-3 недели, а в умеренных широтах в холодное время года можно его увидеть на 30 минут раньше настоящего.

Гало

Удивительный феномен, который имеет вид светящегося кольца, окружающего источник света, называется гало. Он связан с преломлением или отражением лучей света, когда они проходят через сосредоточенные в верхних слоях атмосферы кристаллы снега и льда. Если между гранями кристаллов и плоскостью, проходящей через Солнце, образуется прямой угол, появляется оптический обман в виде окружающего его белого ореола. В дневное время гало может появиться вокруг Солнца, в ночное – вокруг Луны и даже других ярких источников света (например, уличных фонарей).

Полярное сияние

Невероятное зрелище, которое можно часто наблюдать в Арктике и Антарктике, связано с периодическими мощными вспышками на Солнце, в результате которых к Земле с огромной скоростью летят мельчайшие светящиеся частицы (так называемый солнечный ветер) и достигают ее в течение 30 часов. Магнитное поле притягивает их к полюсам планеты, где они сталкиваются с атмосферными газами и излучают в разреженных слоях атмосферы световые частицы. Они образуют в небе разноцветные светящиеся пласты, которые динамично движутся и формируют самые невообразимые узоры и фигуры.

Паргелий

Это одна из вариаций гало, когда на небе слева и справа от солнца можно наблюдать яркие световые пятна, образующие «ложные солнца» (именно так переводится паргелий с греческого языка). Удивительный эффект может длиться часами и наблюдается, когда солнце находится невысоко над горизонтом, а в воздухе отмечается высокая концентрация микроскопических кристаллов льда, которые отражают изображение главного светила.

Чаще всего этот оптический мираж можно увидеть в полярных широтах планеты ранним утром либо поздним вечером. В некоторых случаях световые пятна становятся такими же яркими, как и главное светило. До того, как ученым удалось разгадать этот феномен, появление «ложных солнц» считалось плохим предзнаменованием.

В некоторых районах нашей планеты можно наблюдать удивительный оптический феномен: собственную тень, которая лежит на облаке или тумане в обрамлении ореола цветного света. Движение облачного слоя вызывает ее колебания, поэтому со стороны создается иллюзия перемещения темного силуэта.

Своим названием мираж обязан пику Броккен – самой высокой точке горного массива Гарц (Германия), где он был впервые зафиксирован.

Чаще всего подобные миражи можно встретить в горных местностях с влажным воздухом, когда солнце находится очень низко. Удивительные оптические обманы наблюдаются в условиях туманов и облаков, которые располагаются напротив источника света, и связаны с особым преломлением и отражением солнечного света мельчайшими каплями тумана. Еще одно условие их возникновения: свет должен исходить из-за спины наблюдателя, а он сам – находиться на возвышенности.

Яркое световое явление, которое исходит от объектов с заостренными вершинами (громоотводов, острых скал, корабельных мачт и т. д.), напоминает огонь фиолетового или голубого цвета. Мираж проявляется, когда молекулы воздуха вокруг объекта ионизируются под воздействием его электрического поля перед грозой, во время или после ее завершения. Этот процесс способствует появлению удивительного оптического эффекта в виде свечения, которое длится не дольше 1 минуты и может принимать различные формы от небольшого фейерверка до танцующего огня.

Огни святого Эльма часто возникают на Замковой скале в Шотландии, где расположен Эдинбургский замок. Кроме того, они раньше расценивались моряками как символ божественного вмешательства, поскольку появлялись во время шторма. Яркие световые пучки команда корабля видела как символическую руку Святого Эльма (считается покровителем моряков), которая считалась признаком скорого завершения ненастья.

«Магнитные» холмы

На планете Земля есть холмы, где происходят удивительные вещи: там можно увидеть, как машина, припаркованная у подножия на нейтральной передаче, катится вверх в сторону подъема. Существуют версии о присутствии в таких местах чрезвычайно мощного магнитного поля, которое заставляет автомобили двигаться вверх и даже сбивает с курса самолеты. В действительности это оптический обман: благодаря особенностям окружающего ландшафта и минимальной (либо нулевой) видимости горизонта небольшой спуск воспринимается со стороны как подъем наверх. Среди наиболее известных подобных мест:

  • деревня Карпач вблизи границы с Чешской республикой (Польша);
  • поселок Качеров в Орлицких горах (Чехия);
  • провинция Нью Брансуик (Канада);
  • Mystery Spot»(«Загадочное место») в Калифорнии (США);
  • участок шоссе Лех-Каргил-Баталик в регионе Ладакх (Индия).

Самая сложная разновидность миражей. Причины их возникновения связаны с разницей температур, когда в атмосфере появляются чередующиеся воздушные слои разной плотности, благодаря многочисленному отражению и преломлению световых лучей на небе проецируются уменьшенные копии объектов, расположенных далеко за горизонтом. Удивительные изображения иногда накладываются друг на друга и быстро чередуются, что предстает перед глазами как огромный оптический обман.

Интересный факт! Название Фата-моргана (переводится с итальянского как «Фея Моргана») связано с одноименным персонажем бретонского эпоса, которая была отвергнутой возлюбленной Ланцелота. По легенде, она переселилась на дно моря и пугала морских путешественников призрачными видениями.

Самым популярным проявлением фаты-морганы считается знаменитый образ корабля-призрака «Летучего голландца», который встречается мореплавателям даже в наши дни. Относительно недавно (в 2006 г.) Подобное явление возникло перед глазами тысяч туристов в г. Пенглай на китайском восточном побережье. Внезапно над морской поверхностью возник город с высотными домами, широкими улицами с передвигающимися машинами и людьми.

Перечисленные выше миражи – это поистине удивительные явления, которые, несмотря на существование научных объяснений, кажутся волшебными. Без малейшего вмешательства человека природа способна создавать оптические обманы, которыми человеку остается только восхищаться и пытаться разгадать их происхождение.

Невероятные факты

В природе существуют явления, глядя на которые, вы можете не поверить своим глазам. Миражи и оптические иллюзии, встречающиеся в природе, поражают наше воображение.

Люди с давних времен сталкивались с видениями кораблей, зданий, гор и не могли найти этому объяснения. В отличие от галлюцинации, миражи являются реальным оптическим феноменом, который можно сфотографировать. Другое дело, что эти явления не возникают по заказу. Однако есть места на нашей планете, где шансы увидеть уникальную оптическую иллюзию гораздо больше.


1. Фата-моргана, Антарктида


В Антарктиде, ясный и чистый воздух четко фокусирует удаленные объекты. Восприятие глубины становится невозможным и мир приобретает удивительный двухмерный вид. Ранние исследователи Антарктиды скрупулезно наносили на карты и схемы острова, мысы и горные хребты, которые больше никто никогда не видел.

Забавным примером этого явления стал случай, произошедший с шведским исследователем, который в своей записной книжке описал скалистый мыс с двумя необычными симметричными долинными ледниками. Как оказалось, он на самом деле смотрел на моржа.

Фата-моргана вызвана отражением от воды, льда и снега, а в сочетании с температурной инверсией это создает иллюзию четкого, определенного вида, которого на самом деле не существует.

2. Огни святого Эльма, Эдинбург, Шотландия


Физически, огни святого Эльма – это яркое голубое или фиолетовое свечение, похожее на огонь, от высоких заостренных структур, таких как громоотводы, мачты, шпили и трубы. Они представляют собой смесь газа, плазмы, также как огонь и звезды. Электрическое поле вокруг объекта вызывает ионизацию молекул воздуха, что приводит к возникновению слабого свечения, которое хорошо видно в малоосвещенных условиях.

Американский писатель Герман Мелвилл назвал это явление "пылающий палец Бога". Цезарь увидел его на копьях своих войск в ночь перед битвой. Этот впечатляющий эффект, который вызван электрическим разрядом из грозовых облаков на землю, всегда внушал мысль о божественном вмешательстве. Огни святого Эльма можно увидеть на мачтах кораблей во время шторма, а моряки с благоговением относятся к этому явлению, которое часто происходит в момент, когда шторм начинает стихать. Это природное явление часто наблюдают на высотах Эдинбургского замка на Замковой скале.

3. Полярное сияние, Альта, Норвегия


Полярное сияние – это невероятно эффектное зрелище в Арктике и Антарктиде. Красочные пласты света превращают бесконечные зимние ночи в настоящие лавовые лампы. Полярное сияние, а точнее северное и южное полярное сияние, происходит, когда солнечные частицы, выброшенные солнечными вспышками, притягиваются магнитным полем Земли к северному или южному полюсу, сталкиваясь с атмосферными газами и излучая фотоны или частицы света. В результате появляются светящиеся пласты зеленого, красного, белого, пурпурного и синего света.

Норвежский город Альта, который находится на 69 параллели северной широты, известен как прекрасное место, откуда можно любоваться полярным сиянием.

4. Брокенский призрак, Гослар, Германия


Тысячи лет, любой, кому посчастливилось наблюдать этот сверхъестественный оптический феномен, считал, что он находится в присутствии Бога или проходит собственное духовное перерождение. Все потому, что перед наблюдателем предстает изображение тени, окруженной ореолом света, как правило, вокруг головы. Это явление чаще всего происходит вблизи горных вершин, где воздух влажный, а солнце находится низко. Название явления обязано своим происхождением пику Брокен, который при высоте 1141 м является самой высокой точкой гор Гарц, расположенных в федеральной земле Саксония-Анхальт в Германии. Отправиться на вершину гор Гарц можно из города Гослар в Германии.

5. Зеленый луч, Сен-Жан-де-Люз, Франция


Зеленый луч - излюбленное явление среди тех, кому не чужды романтические фантазии, кажется, запечатлевает саму бренность существования. Этот эффект, который можно увидеть в конце заката, появляется как зеленая точка или зеленый луч, который как будто вспыхивает из солнца. Причины появления этой иллюзии довольно сложны и связаны с преломлением света, толщиной атмосферы и кривизной Земли. У вас есть небольшие шансы увидеть зеленый луч, например, отправившись в город Сен-Жан-де-Люз, который запечатлен во французском фильме "Зеленый луч".

6. Молодые хвойные деревья, вулкан Сент-Хеленс, США


По мере того, как вы приближаетесь к вулкану Сент-Хеленс в штате Вашингтон, вы можете заметить новый рост бледно-зеленых всходов на темно-зеленых хвойных деревьях. Это создает форму изгиба глаза, похожую на произведение оптического искусства. В мае 1980 года произошло масштабное извержение вулкана Сент-Хеленс, что вызвало обвал его северной стороны и большое облако пепла. Множество людей погибло, а местность приобрела вид безликого лунного ландшафта. С тех пор эта территория охраняется и восстанавливается.

7. Магнитный холм, Ладакх, Индия


Ладакх – это земля высоких снежных перевалов и древних сооружений - гопм. Здесь вы можете столкнуться с явлением, называемым магнитный холм или гравитационный холм, когда кажется, что транспорт с выключенной коробкой передач поднимается наверх. Этот поразительный эффект стал предметом домыслов о том, что магнитная сила сбивает самолеты с курса. На самом деле все это лишь одна большая иллюзия: спуск направлен слегка вниз, но форма окружающего ландшафта и горный горизонт приводят к тому, что наши обычные ориентиры становятся неясными. Этот магнитный холм можно обнаружить в 30 км от исторической столицы Лех, а само место отмечено большим знаком.

8. Нижний мираж, равнина Нулларбор, Австралия


Это довольно часто наблюдаемое явление - марево, которое делает воздух мерцающим и кажется, будто дороги выглядят влажными. На самом деле это обычная иллюзия. Воображаемое озеро вдали, которое видят усталые путешественники в пустыне, дает им мнимую надежду. В действительности, иллюзия воды является изображением неба вдали, которое появляется от преломления лучей света через воздух. С другой стороны, если запасетесь бутылкой воды и отправитесь в австралийскую равнину Нулларбор, где нет деревьев, то сможете своими глазами увидеть мираж в спокойной атмосфере.

9. Дьяволы Паасселка, озеро Паасселка, Финляндия


Дьяволы Пааселка – это явление, называемое "блуждающие огни", при котором свет появляется ночью, в основном на болотистой почве. Если вы за ними следите, они отступают. Также часто кажется, что они следуют за вами. Во многих культурах, такие огоньки считались злыми духами, которые заманивают путешественников и приводят к их гибели, или предвестниками стихийного бедствия. Озеро Паасселка известно своими таинственными шарами света, а в финском фольклоре эти огни указывали на места, где находятся сокровища.

10. Паргелий, Тимбукту, Мали


Паргелий – это эффект, который можно наблюдать вокруг солнца. Он выглядит как яркие пятна или "ложные солнца", расположенные по обе стороны самого солнца. Это явление может длиться часами. Раньше в этом усматривали пугающее предзнаменование плохих времен. Однако, все это лишь кристаллы льда, создающие в воздухе призму. У вас есть большие шансы увидеть паргелий на плоском горизонте Тимбукту в Мали.

Вариант № 1

Миражи невозможно запечатлеть фотоаппаратом или видеокамерой, потому что это игра воображения, оптический обман.

Чаще всего путешественники видят в пустыне мерцающую впереди воду, которая является искажённым отражением неба в нижнем слое горячего воздуха.

Миражи - оптические обманы, возникающие в пустыне, - являются результатом особого преломления солнечных лучей перегретым воздухом.

В пустыне перегретый воздух может преломлять солнечные лучи особым образом, в результате чего возникают оптические обманы, именуемые миражами.

Оптические обманы - миражи - возникают в результате преломления перегретого воздуха.

Начало формы

Конец формы

Начало формы

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова НИЖНИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено
в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

НИЖНИЙ , -яя, -ее.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

запЁртый

Ответ: ___________________________.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав
к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Иногда слухи порождает недостаточная ИНФОРМИРОВАННОСТЬ работающих на предприятии.

Гришаков уехал, и теперь все вопросы, касающиеся его жизни, становятся БЕЗОТВЕТНЫМИ.

Вокруг расстилалась безбрежным морем КАМЕННАЯ пустыня, в которой группами росли кактусы, покрытые крупными розовыми цветами.

Несмотря на рассветный час, людей было много: какая-то КОННАЯ часть двигалась шагом к заставе.

В праздничные дни все аэропорты страны ПЕРЕПОЛНЕНЫ туристами.

Ответ: ___________________________.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку изапишите слово правильно.

килограмм ЯБЛОК

СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами

языки ПЛАМЕНИ

Ответ: ___________________________.

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и

предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого

столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ

А) нарушение в построении

предложения с причастным

оборотом

Б) ошибка в построении

сложного предложения

В) нарушение в построении

предложения с несогласованным

приложением

Г) нарушение связи между

подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной

соотнесённости глагольных

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.

С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров.

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.

В эмиграции Марина Цветаева часто вспоминала поэзию Бориса Пастернака и восхищалась ею.

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве.

В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.

Поднявшись на смотровую

Площадку, видишь город как на ладони.

Сёстрык хорошо разбирались как в музыке, так и в живописи.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

г..мназист

к..сательная

д..ликатес

усм..рённый

объед…нение

Ответ: ___________________________.

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..тратил, ра..будил

пр..странно, пр..вык

раз..грал, сверх..дея

н..грузить, раз..брал

под..езд, раз..яснил

Ответ: ___________________________.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е .

эмал..вый

бессонн..ца

податл..вый

удоста..ваться

виновн..к

Ответ: ___________________________.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

знач..мый

утеша..мый

выруч..нный

Ответ: ___________________________.

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

Кустики брусники усыпаны ещё (НЕ)СОЗРЕВШИМИ ягодами.

Даже запах бензина (НЕ)МОГ заглушить луговой аромат.

В (НЕ)БОЛЬШОМ, но просторном зале было светло и тихо.

Картошка на огородах до сих пор (НЕ)ВЫКОПАНА.

(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век механически.

Ответ: ___________________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(И)ТАК, Константин утверждал, что эта поездка прибавила жизненных сил,
я говорил ТО(ЖЕ) самое.

ЧТО(БЫ) быть счастливым, нужно стремиться к успеху и в ТО(ЖЕ) время необходимо учиться благородству по отношению к окружающим людям.

Вскоре птицы (СО)ВСЕМ замолкли, кроме одной, которая (НА)ПЕРЕКОР всем монотонно чирикала.

Незнакомец исчез за поворотом ТАК(ЖЕ) внезапно, как и появился, (ПО)ЭТОМУ рассмотреть его не удалось.

(НА)КОНЕЦ дождик перестал, но КОЕ(ГДЕ) ещё толпились тяжёлые громады отчасти рассеянных туч.

Ответ: ___________________________.

14. пишется НН .

Александр Блок создал особе(1)ый поэтический мир, прониза(2)ый синим и пурпурным цветом, сотка(3)ый из бликов и наполне(4)ый удивительной мелодичностью.

Ответ: ___________________________.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

Птицы (1) выбирая себе (2) спутников жизни (3) придают большое значение оттенкам оперения. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы получить благосклонность от невесты невелики.

Ответ: ___________________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

Встречи с искусством живописи дарят радость открытия (1) исключительно (2) внимательному и терпеливому зрителю. Посещение художественного музея (3) например (4) требует от нас способности
и готовности воспринимать и переживать увиденное.

Ответ: ___________________________.

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Постепенно (1) вырос город (2) в названии (3) которого (4) сохранился (5) аромат окружавших его красных боров.

Ответ: ___________________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

Дома мой гость сразу начал мне жаловаться (1) что (2) пока он ехал ко мне (3) то заблудился в лесу (4) и вынужден был заночевать в сторожке лесника.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Человек создан на столетия, если судить по огромной, ни с чем не сравнимой трате сил. (2)Лев, убив антилопу, в сытой дрёме отдыхает сутки. (3)Могучий сохатый после часового боя с соперником полдня отстаивается в чащобе, судорожно поводя проваленными боками. (4)Айтматовский Каранар год копил силы, чтобы буйствовать, неистовствовать и торжествовать полмесяца. (5)Для человека подобные подвиги − блеск мгновения, за который он платит столь малой толикой своих запасов, что вообще не нуждается в отдыхе.

(6)Цель зверя − прожить отпущенный природой срок. (7)Сумма заложенной в нём энергии соотносима с этим сроком, и живое существо тратит не столько, сколько хочется, а столько, сколько надо, будто в нём предусмотрено некое дозирующее устройство: зверю неведомо желание, он существует по закону необходимости. (8)Не потому ли звери и не подозревают, что жизнь конечна?

(9)Жизнь зверей - это время от рождения до смерти: звери живут во времени абсолютном, не ведая, что есть и время относительное, в этом относительном времени может существовать только человек. (10)Его жизнь никогда не укладывается в даты на могильной плите. (11)Она больше, она вмещает в себя ведомые только ему секунды, которые тянулись, как часы, и сутки, пролетевшие, словно мгновения. (12)И чем выше духовная структура человека, тем больше у него возможностей жить не только в абсолютном, но и в относительном времени. (13)Для меня глобальной сверхзадачей искусства и является его способность продлевать человеческую жизнь, насыщать её смыслом, учить людей активно существовать и во времени относительном, то есть сомневаться, чувствовать и страдать.

(14)Это − о духовности, но и в обычной, физической жизни человеку отпущено «горючего» заведомо больше, чем нужно, для того чтобы прожить по законам природы. (15)Зачем? (16)С какой целью? (17)Ведь в природе всё разумно, всё выверено, испытано миллионолетиями, и даже аппендикс, как выяснилось, для чего-то всё-таки нужен. (18)А многократно превышающий потребности огромный запас энергии для чего дан человеку?

(19)Я задал этот вопрос в пятом или шестом классе, когда добрёл до элементарной физики, и решил, что она объясняет всё. (20)И она действительно всё мне тогда объяснила. (21)Кроме человека. (22)А его объяснить не смогла. (23)Именно здесь кончалась прямолинейная логика знания и начиналась пугающе многовариантная логика понимания.
(24)Я тогда, разумеется, этого не представлял, однако энергетический баланс не сходился, и я спросил отца, зачем-де человеку столько отпущено.

− (25)Для работы.

− (26)Понятно, − сказал я, ничего не поняв, но не стал расспрашивать.

(27)Это свойство − соглашаться с собеседником не тогда, когда всё понял, а когда ничего не понял, − видимо, заложено во мне от природы. (28)Житейски оно мне всегда мешало, ибо я не вылезал из троек, сочиняя свои теории, гипотезы, а зачастую и законы. (29)Но одна благодатная сторона в этой странности всё же была: я запоминал, не понимая, и сам докапывался до ответов, сейчас уже не столь важно, что чаще всего ответ был неверным. (30)Жизнь требует от человека не ответов, а желания искать их.

(31)Я пишу об этом только ради двух слов отца, определивших для меня весь смысл существования. (32)Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего мировоззрения. (33)И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда.

(По Б.Л. Васильеву*)

* Борис Львович Васильев (1924-2013) - советский писатель, прозаик, публицист, общественный деятель, автор произведений «А зори здесь тихие», «Завтра была война», «В списках не значился» и др.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

В человеке от природы заложено больше энергии, чем в любом, даже самом крупном, животном.

Человек воспринимает время по-особенному: иногда секунды могут казаться часами, а сутки могут пролетать мгновенно.

Физика может объяснить законы природы, но объяснить природу человека, назначение энергии, заложенной природой в человека, эта наука не в состоянии.

Рассказчик сразу осознал смысл утверждения отца о том, что большая энергия дана человеку для работы.

Рассказчик успешно учился в школе, чему способствовало его стремление досконально изучить каждый предмет.



Ответ: ___________________________.

23. Среди предложений 6-11 найдите такое, которое связано с предыдущим
с помощью притяжательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.


Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Конец формы

Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

например

запертый

каменистая

Звучнее или более звучный

касательная

подъездразъяснил

эмалевый

значимый

небольшой

совсемнаперекор

альфойиомегой