Ледяной дом императрицы анны иоанновны. Ледяной дом - императрица анна иоанновна - правители россии - каталог статей - история россии

В 1725 году умер Петр Великий. Два года после него процарствовала его любимая жена Екатерина I. Еще три года управлял страной его юный внук - Петр II. Ему было 11 лет, когда он вступил на российский трон, и всего 14 лет, когда умер в Москве, заразившись оспой. А в 1730 году на русском престоле появилась вторая женщина - императрица Анна Иоанновна. Дочь старшего брата Петра I - Иоанна. Отзывы современников о ней разноречивы. Но все сходятся на том, что она жестока, коварна и сумасбродна. Ее фаворит и доверенное лицо - курляндский герцог Эрнст Бирон, не менее жестокий, властолюбивый и хитрый человек.

Внешний вид царицы вызывал суровую оценку - преимущественно женщин. Вот что писала о ней ее современница княжна Ксения Долгорукова: "...Престрашного она была взору. Отвратное лицо имела. Так велика была, когда между кавалеров идет - всех головой выше и чрезвычайно толста!" И действительно, двухметрового роста, восьмипудовая племянница Петра Великого, со следами оспин на лице (рябая!), могла быть "отвратна взору!"

Анна Иоанновна вместе с любимцем Бироном нагоняла страху доносами, казнями, пытками, ссылками и зверскими сумасбродными увеселениями. Один из историков пишет: "Лихие ветры качали великую страну, забирали тысячи жизней, возводили и низвергали веселых фаворитов".

Русский двор при Петре I, отличавшийся своей малочисленностью и простотой обычаев, совершенно преобразился при Анне Иоанновне. А ведь прошло всего пять-шесть лет после смерти Петра! Тридцатисемилетняя императрица хотела, чтобы двор ее в пышности и великолепии не уступал другим европейским дворам. Торжественные приемы, празднества, балы, маскарады, спектакли, фейерверки, увеселения беспрерывно происходили при дворе. Немало времени царица любила проводить со своим фаворитом Бироном и среди своих приживалок и шутов. А между приживалок Анны Иоанновны находилась одна немолодая и очень некрасивая калмычка. Звали ее Авдотья Ивановна. Она пользовалась особым благоволением и носила в честь своего любимого блюда фамилию Буженинова. Однажды она сказала императрице, что охотно вышла бы замуж. Императрица пожелала сама подыскать калмычке жениха. А так как Буженинова исполняла при царице роль шутихи, то Анна Иоанновна решила выдать ее замуж за одного из шутов - при дворе "работало" шесть шутов, для увеселения царицы. В женихи был выбран шут незаурядный!

Это был разжалованный за провинность князь Михаил Алексеевич Голицын. Внук знаменитого боярина Петровского времени. Жена князя умерла в 1729 году, и пятидесятилетний князь, чтобы развеять свое горе, испросил разрешения поехать попутешествовать за границу. Но во Флоренции он влюбился в итальянку низкого происхождения и женился на ней. По ее настоянию он перешел в католическую веру.

Вернувшись в Москву, князь тщательно скрывал от всех свою итальянку и перемену веры. Но вскоре слухи дошли до императрицы. Голицын был привезен в Петербург и посажен в тайную канцелярию, где был "допрошен с пристрастием". По приказанию императрицы брак был расторгнут, жена выслана за границу. А сам князь разжалован в "пажи", несмотря на возраст, и назначен придворным шутом. В его обязанности входило забавлять царицу шутками, подавать ей квас (придворные прозвали его "квасником"), и сидеть в лукошке возле царского кабинета.

Так вот, калмычку-шутиху было решено выдать замуж за бывшего князя, а теперь шута - Голицына. Мысль императрицы женить шута на шутихе встретила полное сочувствие в кругу ее приближенных. По совету своих легкомысленных друзей Анна Иоанновна распорядилась отпраздновать свадьбу "молодых" самым "курьезным образом".

Немедленно была создана особая "маскарадная комиссия". Решено было построить на Неве дом изо льда и обвенчать в нем шута и шутиху. Благо, что на улице стояла жуткая стужа: термометр показывал минус 35 градусов, сильнейшие морозы начались с ноября 1739 года и продержались до марта 1740 года. А свадьба была намечена на февраль месяц 1740 года. Надо было спешить строить хоромы на льду.

Комиссия выбрала для постройки Ледяного дома место на Неве - между Адмиралтейством и Зимним Дворцом, примерно там, где сейчас Дворцовый мост. Материалом для постройки дома должен был служить только лед! Его разрезали на большие плиты, клали их одну на другую и для связи поливали водой, которая тотчас же замерзала, спаивая плиты накрепко.

Дом был собран с изяществом - это видно и по гравюрам тех времен. Фасад его имел длину около 16 метров, ширину - примерно пять метров и вышину - около шести метров. Кругом всей крыши тянулась галерея, украшенная столбами и статуями. Крыльцо с резным фронтоном разделяло здание на две большие половины. В каждой по две комнаты: в одной - гостиная и буфет, в другой - туалет и спальня. В комнаты свет попадал через окна со стеклами из тончайшего льда! За ледяными стеклами стояли писаные на полотне "смешные картины". Освещались они по ночам изнутри множеством свечей.

Перед домом были выставлены шесть ледяных трехфунтовых пушек и две двухпудовые мортиры, из которых не один раз стреляли! Все это - сделано из льда. У ворот, сделанных тоже из льда, красовались два ледяных дельфина, выбрасывавших из челюстей с помощью насосов огонь из зажженной нефти.

На воротах стояли горшки с ледяными ветками и листьями. На ледяных ветках сидели ледяные птицы. По сторонам дома возвышались две остроконечные четырехугольные пирамиды. Внутри пирамид висели большие восьмиугольные фонари. Ночью в пирамиды влезали люди и поворачивали светящиеся фонари перед окнами - к удовольствию постоянно толпившихся зрителей.

По правую сторону дома стоял в натуральную величину слон - ледяной. С ледяным персиянином, сидевшим на нем верхом. И сбоку возле него на земле стояли две ледяные персиянки. Рассказывает очевидец: "Сей слон внутри был пуст и столь хитро сделан, что днем воду вышиной почти четыре метра пускал. А ночью, к великому удивлению, горящую нефть выбрасывал".

А в Ледяном Доме в одной из комнат стояли - два зеркала, туалетный стол, несколько шандалов (подсвечников), большая двуспальная кровать, табурет и камин с ледяными дровами. Во второй комнате стоял стол резной работы, два дивана, два кресла и резной поставец, в котором находилась чайная посуда - стаканы, рюмки и блюда. В углах этой комнаты красовались две статуи, изображавшие купидонов. А на столе стояли большие часы и лежали карты. Все эти вещи весьма искусно сделаны из льда и "выкрашены приличными натуральными красками". Ледяные дрова и свечи намазывались нефтью и горели.

Кроме этого при Ледяном Доме по русскому обычаю была выстроена ледовая же баня! Ее несколько раз топили и охотники могли в ней париться!

По именному высочайшему повелению к "курьезной свадьбе" Бужениновой и Голицына были доставлены в Петербург из разных концов России по два человека обоего пола всех племен и народов. Всего набралось триста человек! Шестого февраля 1740 года состоялось бракосочетание сиятельного шута с шутихой - обычным порядком в церкви. После чего "свадебный поезд", управляемый канцлером Татищевым, проехал мимо дворца по всем главным улицам города.

Шествие открывали "молодые", красовавшиеся в большой железной клетке, поставленной на слоне. А за слоном потянулись "поезжане", то есть приехавшие гости: тут были абхазцы, остяки, мордва, чуваши, черемисы, вятичи, самоеды, камчадалы, киргизы, калмыки и другие. Одни ехали на верблюдах, другие - на оленях, третьи - на собаках, четвертые - на волах, пятые - на козлах, шестые - на свиньях и так далее. Все гости "разноязычные" в своих национальных костюмах, с "принадлежащей каждому роду музыкалией и игрушками", в санях, сделанных наподобие зверей и рыб морских.

После обильного обеда начались танцы: каждая пара танцевала свою национальную пляску под свою национальную музыку. Потешное зрелище чрезвычайно забавляло императрицу и вельможных зрителей.

После окончания бала молодая пара, сопровождаемая по-прежнему длинным "поездом" разноплеменных гостей, отправилась в свой Ледяной дворец.

Там их с различными церемониями уложили в ледяную постель. А к дому приставили караул - из опасения, чтобы счастливая чета не вздумала раньше утра покинуть свое не совсем теплое и удобное ложе.

Дальнейшую судьбу Ледяного Дома один из современников картинно описывает так: "Понеже жестокая стужа с начала января месяца по самый март почти беспрерывно сопровождалась, то и оный дом до того времени стоял без всякого повреждения. В исходе марта месяца 1740 года начал он к падению клониться и помаленьку, особливо с полуденной стороны, валиться".

О Ледяном Доме ходили во всем мире легенды, создавались мифы и сказки. Люди удивлялись, что изо льда "при жестокой стуже" можно строить. Поливая льдины водой можно их "сплачивать". Что лед можно точить, сверлить, рубить, красить и "способом помазания нефтью" - огонь производить, и при том из "онного стрелять".

Но раздавались и разумные, скорбные, осуждающие слова. Вот как описывает "глупейшее позорище" один из просвещенных людей того времени. "В истории с Ледяным Домом я вижу верх сумасбродства! Позволительно ли употреблять руки человеческие на работу столь суетную и ничтожную? Позволительно ли столь постыдным образом унижать человечество и надсмехаться над ним? Позволительно ли издерживать государственное иждивение на прихоти и забавы вздорные?! Забавляя народ, не надо развращать народные нравы!"

Эти полные гнева и правды слова справедливы не только для чудовищного "увеселения" с Ледяным Домом, но, к сожалению, и для многих других фактов истории Государства Российского!
И. Меттер
Рассказ опубликован журнале

Ледяные горы, ледяные снежные крепости в России строили каждую зиму. Но в 1740 году затевают особую — императрицыну — потеху. Ледяной дом обессмертит одноименный роман писателя Лажечникова. В нем смешаны быль и небылицы, но есть и по-немецки точные описания академика Георга Крафта, надзиравшего за работами.

Зима 1740 года была самой суровой в XVIII веке. Тридцатиградусные морозы стояли до середины марта.

Ледяной дом - дворец для «курьезной свадьбы»

Ледяной дом строили как дворец для «курьезной свадьбы». У Анны Иоанновны была особо близкая приживалка — Авдотья Буженинова. Немолодой и некрасивой калмычке, получившей фамилию по любимому блюду императрицы, хотелось замуж. Государыня пообещала сыскать ей жениха и выбрала 50-летнего князя Михаила Голицына, разжалованного в шуты из-за тайного венчания с католичкой. Дворянин знатнейшего рода, князь подавал государыне квас и звался Голицын - квасник.

Мысль женить шута на шутихе привела императрицу в восторг, и денег на свадьбу не пожалели.

Ледяной дом был настоящим домом: 2,5 сажени в ширину, 8 саженей в длину, или 5,5 х 17 м. А высота стен была даже больше, чем ширина, — 3 сажени, т. е. 6 м с лишним.

Как строили Ледяной дом Анны Иоанновны

Изо льда на Неве выпиливали геометрически правильные ледяные кубы, из которых складывали стены. Затем стены гладили раскаленным утюгом. Они получались как полированные, а самое главное — прозрачные насквозь. Вокруг дома стояли ледяные деревья. И была даже ледяная баня, в которой умудрялись париться.

Дверец был весь тонирован под мрамор, но, как уверяли современники, выглядел «гораздо прелестней». Цвет проходил сквозь лёд, и выкрашенные огромные ледяные плиты казались волшебно прозрачными.

Свадебное шествие

Гостей на потевшую свадьбу свезли со всей страны: по два представителя от каждого племени, населяющего Российскую империю.

Свадебное шествие возглавляли молодые: они ехали в клетке, стоящей на спине слона. За ними украинцы на вазах, финны на пони, татары почему - то на свиньях, якуты на собаках, калмыки на верблюдах — всего 150 пар нацменьшинств.

Чудеса Ледяного дома Анны Иоанновны


Здравствуйте, женившись, дурак и дурка, Еще ж... та и фигурка!
Теперь-то время нагл повеселиться, Теперь-то всячески должно беситься.
Из оды Василия Тредьяковского

Дива дивные ждали их перед Ледяным домом. Справа стоял огромный, в натуральную величину, ледяной слон. Он был огнедышащий: из хобота били фонтаны горящей нефти. Слон еще и трубил при этом: внутри сидел трубач. Перед входом стояли так же ледяные пушки — короткоствольные мортиры. Их по-настоящему заряжали, и они стреляли. А еще были огнедышащие дельфины и рыбы.

Среди всей этой вакханалии первый поэт тогдашней России Василий Тредьяковский читает соответствующую оду в честь новобрачных:

Интерьер Ледяного дома

Но всем этом деле вижу я верх сумасбродства. Позволительно ли столь постыдным образом унижать человечество и надсмехаться над ним?
Граф Панин

В доме были ледяная гостиная, ледяная спальня, ледяная буфетная. Вся мебель и утварь были сделаны изо льда и подкрашены под цвет настоящих. На ледяной каминной доске стояли ледяные часы. Дрова в камине тоже были ледяные, но горели, потому что их намазали сырой нефтью.

После торжеств молодоженов оставили в ледяной спальне на ледяной кровати под охраной стражи, которая выпустила их лишь под утро, чуть живыми.

Ледяной дом - непревзойдённая потеха Российских самодержцев

В своем роде Ледяной дом останется непревзойденным. Ничего подобного уже больше не будет ни в России, ни в Европе. Сказочное варварство, дикая потеха самая жестокая забава и самый роскошный праздник Российской империи во времена самой беспутной нашей императрицы.

Как известно, перед своей кончиной Петр I не оставил четких указаний относительно преемника престола. После череды дворцовых интриг и переворотов на троне оказалась племянница почившего государя Анна Иоанновна . Вдовствующая герцогиня никак не ожидала получить корону Российской империи. Зато после внезапно свалившегося на нее счастья женщина, прежде всего, занялась не делами государства, а устройством бесчисленных увеселительных мероприятий. Некоторые из них этих забав оказывались весьма жестокими.



Мало кто лестно отзывается о 10-летнем пребывании Анны Иоанновны на российском престоле. В историю она вошла не как благоразумный политик, а как шальная императрица. Государыня любила окружать себя многочисленными карликами, горбунами. Считалось, что Анна Иоанновна отнюдь не блистала красотой, но на фоне уродцев выглядела очень даже выигрышно. Более всего она симпатизировала карлице-калмычке Авдотье Ивановне. Кривоногая, некрасивая шутиха обладала острым умом и от души веселила императрицу.

Однажды карлица загрустила. Когда императрица спросила, в чем дело, Авдотья ответила, мол, уже немолода и хочет замуж. Анна Иоанновна загорелась идеей замужества карлицы, да так, что та уже и не рада была.



Title="Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны.
В. Якоби, 1872 год. | Фото: runivers.com." border="0" vspace="5">


Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны.
В. Якоби, 1872 год. | Фото: runivers.com.


Родовитым женихом стал Михаил Алексеевич Голицын. На тот момент князь находился в штате шутов императрицы. Туда он угодил вследствие большой опалы. Будучи заграницей, Голицын женился и принял католичество. Сменой веры он навлек на себя гнев Анны Иоанновны. Во дворце у него было свое лукошко, где мужчина «высиживал» яйца. На пирах в обязанности князя входило наливать всем квас, за что его и прозвали Квасник.

Французский историк Газо излагал свои наблюдения о Голицыне так: «Он потешал государыню своей непроходимой глупостью. Все придворные как бы считали своей обязанностью смеяться над несчастным; он же не смел задевать никого, не смел даже сказать какого-либо невежливого слова тем, которые издевались над ним...»

Морально уничтоженный князь, естественно, не мог ничего возразить государыне и стал покорно готовиться к свадьбе с карлицей.


Сама же Анна Иоанновна настолько прониклась новой забавой, что приказала выстроить для свадьбы Ледяной дом на Неве. Зима в тот год была очень суровая, температура не поднималась выше минус 30 градусов. В длину здание достигало 16 метров, в ширину – 5 метров, а в высоту – 6 метров. Фасад был украшен ледяными скульптурами. В самом доме имелись гостиная, буфет, спальня и туалет. У ворот стояли ледяные дельфины с раскрытыми ртами, из которых выбрасывалась горящая нефть.


По периметру ледяной дом украшали ледяные фигуры птиц и животных. Наиболее впечатляющим творением стал ледяной слон в натуральную величину. Днем из хобота выпускались струи воды, а ночью – горящей нефти.

Для строительства Ледяного дома были привлечены лучшие инженеры того времени – архитектор Петр Михайлович Еропкин и академик Георг Вольфганг Крафт. Чтобы осуществить все затеи императрицы, им приходилось находить немало уникальных решений.


На праздник Анна Иоанновна велела доставить по паре представителей всех народностей Российской империи в национальных нарядах. 6 февраля 1740 года на шутовскую свадьбу из разных уголков страны прибыло 300 человек.

Свадебный кортеж представлял собой сильное зрелище. Молодоженов заперли в клетку, которую поставили на слона. За ними тянулись остальные на верблюдах, оленях, собаках. После венчания последовал пир, а вечером Квасника и Авдотью отправили в их дворец на ледяное брачное ложе. У выхода приставили стражников, чтобы молодые не смогли выбраться. Как бы в насмешку в ледяной тюрьме «горели» ледяные дрова, политые нефтью.

По задумке, новоиспеченные супруги должны были замерзнуть при минус сорока градусах, но они сумели выжить. По легенде, карлица подкупила стражников и пронесла заранее теплые вещи, но все равно на утро они были почти замерзшими.


Жестокая забава Анны Иоанновны вызвала сильнейшее возмущение в российском обществе и заграницей. Издевательство над шутами назвали низким, а растрату колоссальных средств на свою прихоть – самодурством. Впрочем, саму императрицу мало волновало мнение других.


Так случилось, что шутовская свадьба стала последним развлечением Анны Иоанновны. Через полгода ее не стало. Что касается виновников «торжества», то карлица Авдотья родила Кваснику двоих детей. Но через два года после свадьбы женщина скончалась, сказались последствия переохлаждения.

А Михаилу Голицыну отменили унизительную должность и вернули часть земель и имущества. После смерти карлицы он женился еще раз, полностью восстановившись от пережитых унижений.


Стоит отметить, что забавы и других российских государей были не такими уж и безобидными. К примеру, Петр I устраивал

Период правления императрицы Анны Иоанновны (1730-1740 гг.) является одним из мрачных эпизодов в истории Российского Государства, и его завершение обозначилось событием, ярко отразившем политические и культурные процессы, происходившие в это время – возведением грандиозного дворцового комплекса изо льда и проведенной в нем потешной свадебной церемонией.

Поводом для строительства стало то, что одна из любимых шутих Анны Иоанновны, калмычка Авдотья Ивановна Буженинова, с целью еще большего расположения к себе со стороны государыни, посетовала на свое одиночество и высказала желание выйти замуж. Императрицу позабавила эта жалоба, однако она вняла ей, и уже на следующий день нашла своей шутихе жениха также из придворных шутов, князя Михаила Алексеевича Голицына, попавшего в немилость царскому двору, и посему назначенного развлекать Ее Величество.


Стоит сказать несколько слов о князе Голицыне. Михаил Алексеевич происходил из знатного боярского рода, который с приходом к власти Петра I, утратил свои позиции в государственной деятельности. Князь был определен на службу в армию, а не в гвардию, имевшую привилегированное значение, и с большим трудом дослужился до звания майора. В пятьдесят лет Голицын теряет супругу, и уезжает заграницу. Во время своего путешествия он женится на итальянке и принимает католическую веру. Вернувшись в Россию с новой женой, князь скрывает ее от людских глаз и молчит о перемене вероисповедания. Но слухи об этом все же доходят до царского двора, во главе которого к тому времени уже находилась Анна Иоанновна. Голицын был доставлен в Петербург, где в Тайной Канцелярии ему устроили жесткий допрос. Там он отрекается и от своей новой супруги, которую выдворяют из России, и от иноверия. Князя разжаловали в придворные шуты для увеселения императрицы, еще больше унизив достоинство и его самого, и его древнего рода. Вместе с другим шутами он сидел в лукошке возле царских апартаментов, а также подавал императрице квас, за что получил прозвище «Квасник».

Итак, после одобрения Анной Иоанновной женить шута на шутихе, был объявлен приказ о приготовлении к свадебному торжеству. Придворные стали придумывать, как сделать свадьбу более вычурной. В итоге, камергеру Алексею Даниловичу Татищеву пришла идея о проведении потехи в Ледяном доме.

Надо отметить, что в отличие от Петра I, Анна Иоанновна любила проводить праздные мероприятия с шиком, что само собой сказывалось на истощении государственной казны. Свадебная затея велась для большего развлечения с серьезным подходом. Была сформирована так называемая «маскерадная комиссия», которая стала ведать подготовкой к свадьбе. «Комиссия» вынесла решение строить Ледяной дом между зданием Адмиралтейства и Зимним Дворцом. Знаменитый русский архитектор Петр Михайлович Еропкин выполнил проект Ледяного дома. А следить за ходом строительства и проведением церемонии был назначен кабинет-министр Артемий Петрович Волынский.

Строительство Ледяного дома

В январе 1740 г. множество людских сил было брошено на возведение дворцового комплекса, материалом для которого служили только , доставленный с реки Невы. Профессор физики, член Санкт-Петербургской Императорской Академии наук Георг Вольфганг Крафт в своей монографии «Подлинное и обстоятельное описание Ледяного дома», вышедшей в свет в 1741 г., говорит о высокой прочности невского льда, способного выдержать огромное давление. Лед распиливали на большие квадратные плиты, подвергавшиеся затем архитектурно-декоративной обработке. Плиты устанавливали одну поверх другой, предварительно поливая водой каждый ряд кладки. Вода в данном случае действовала как цементный раствор, накрепко примораживая ледяные блоки друг к другу. В этом отношении погода была устроителям торжества на руку – зима 1739-1740 гг. была очень морозной. По окончанию строительства Ледяной дом увидеть мог любой желающий, но для обеспечения порядка была организована охрана.

Проект и план Ледяного дома. 1740 г.

Ледяной дом имел немалые размеры – порядка 17 метров в длину, более 5 метров в ширину и более 6 метров в высоту. Крафт описывал Ледяной дом , будто он был выполнен из одного куска драгоценного камня с синим оттенком. Здание украшала превосходная резьба, в частности фронтон парадного входа. Стены дома были декорированы арочными нишами со скульптурными изваяниями. В верхней части дома была сделана галерея с парапетом и объемной скульптурой. Внутри дом разделялся на помещения: гостиную, буфет, опочивальню и туалет. Интерьер поражал не меньше, чем экстерьер. В оконные проемы были вставлены тонкие ледяные стекла, через которые внутрь помещений проникал дневной свет. В одной из комнат стояли . Мебель и бытовые предметы – все было сделано изо льда. Здесь были и кровать, и табурет, и диваны, и кресла, и резные столы со стояшими на них ледяными часами и разложенными картами, тоже выполненными изо льда, и шкаф-поставец, где находилась ледяная посуда, а также подсвечники с установленными в них ледяными свечами и камин с ледяными дровами (смазанные нефтью свечи и дрова могли даже гореть) . Такими же дровами топили и ледяную баню, которую построили недалеко от дома, и при желании в ней можно было даже попариться.


Ледяной дом с двух сторон был фланкирован башенными сооружениями в виде остроконечных пирамид с круглыми окнами, установленных на двухъярусные постаменты. Внутри пирамид были подвешены бумажные разукрашенные фонари со свечами, которые по ночам крутили люди, находившиеся в башнях, для развлечения людей, пришедших посмотреть на яркое ледяное чудо.

Искусные мастера создали еще одну не менее интересную композицию изо льда – справа от дома зрителей встречали слон с сидящим на его спине персом и двумя стоящими возле него персиянками. Фигура слона имела продуманную конструкцию: днем слон мог пускать фонтаны воды, а ночью – огненные нефтяные факелы. Также внутри слона была полость, где сидел человек, издававший звук при помощи трубы.

Вход на территорию комплекса был оформлен ледяными вратами, украшенными ледяными вазами с растениями и птицами. Рядом с вратами выполнены изо льда два дельфина, которые, как и слон, выплескивали струи горящей нефти, подаваемой насосной системой.

Перед Ледяным домом установили несколько ледяных пушек и мортир, из которых даже неоднократно производили выстрелы.

Ледяной комплекс был великолепен и днем, блестя и переливаясь красками в лучах солнца, проникавших сквозь толщу льда и преображавших сооружения изнутри, и ночью при свете свечей, красочных фонарей, факелов и фейерверков.

Безусловно, Ледяной дом и другие , произвели сильное впечатление своими масштабами, красотой и техникой исполнения, став тем самым настоящими произведениями высокого искусства. Но что же касается самого свадебного торжества, то здесь картина выглядела куда более курьезно и даже дико.

Свадьба в Ледяном доме.

Церемония бракосочетания придворных шутов состоялась 6 февраля 1740 г. Обвенчавшись в церкви Голицын и Буженинова были помещены в клетку, что была закреплена на спине настоящего индийского слона. Торжественная процессия двинулась к месту проведения праздничного обеда по главным улицам Петербурга. Повелением императрицы в церемонии приняло участие сто пятьдесят пар мужчин и женщин разных народностей, проживавших на тогдашней территории Российской Империи, одетых в свой национальный костюм и со своими музыкальными инструментами – чуваши, мордва, татары, калмыки, киргизы, самоеды и другие. Каждая пара ехала на санях, сделанных в виде зверей, птиц и рыб. Сани же были запряжены оленями, верблюдами, волами, козлами, собаками, свиньями. Во время застолья же каждая пара из свадебной свиты откушала свое национальное блюдо, а после – танцевала свой народный танец под народную музыку.

В. И. Якоби «Свадьба в Ледяном доме», 1878, ГРМ

На обеде шута и шутиху приветствовали стихами, написанными по этому поводу поэтом Василием Кирилловичем Тредиаковским:

«Здравствуйте, женившись, дурак и дурка,
Еще … — то та и фигурка!
Теперь-то прямое время нам повеселиться,
Теперь-то всячески поезжанам должно беситься.
………………………………………………………
Ханский сын Квасник и Буженинова-ханка
Кому то не видно, кажет их осанка!»

То, что Голициына и Буженинову обозвали здесь «ханским сыном» и «ханкой», не случайно. На правление Анны Иоанновны пришлась война с Турцией (1735-1739 гг.), в которой против России выступил также крымский хан, турецкий подданный, которого считали не меньшим врагом, чем сама Османская Порта. Таким образом, в подобном обращении к шутам, к тому же возимых в клетке, императрица решила высмеять крымского хана.

По окончанию обеда молодых снова посадили в клетку на слоне и в сопровождении все того же чудного свадебного кортежа под звон бубенцов, рев, мычание, лай повезли в Ледяной дом, где, уложив их в постель, оставили на ночь. А чтоб молодые не сбежали раньше времени из своих ледяных апартаментов, дом было приказано взять на караул. Наутро же замерзших шута и шутиху увезли отогреваться.

После шутовской свадьбы Ледяной дом простоял еще почти два месяца, и в конце марта стал таять и разваливаться. Привлекая внимание многих горожан, дом затмил собой на время все величественные постройки Петербурга. Однако он сохранился на страницах литературных произведений (в частности в романе Ивана Ивановича Лажечникова «Ледяной дом»), на гравюрах и живописных полотнах, став памятником, с одной стороны, высокому профессионализму зодчих и мастеров, а с другой – самодурству и расточительству власти, и людским трагедиям.

Одна из своеобразнейших забав императрицы Анны Иоанновны, придуманная камергером А. Д. Татищевым в 1740 г. и связанная с потешным браком придворного шута императрицы, князя Михаила Алексеевича Голицына, и одной из ее приживалок, калмычки Авдотьи Ивановны, носившей фамилию Бужениновой. Специальная маскарадная комиссия под председательством кабинет-министра А. П. Волынского избрала для постройки «Ледяного дома» место на Неве между Адмиралтейством и Зимним Дворцом [еще в 1733 г. была выстроена на Неве ледяная крепость; постройки изо льда, в смысле курьезов, встречались и в Западной Европе]; под ее наблюдением и был выстроен дом, исключительно из плит чистого льда, положенных одна на другую и для связи политых водою; он имел восемь сажен в длину, две с половиной в ширину и три в вышину. Впереди дома стояло шесть ледяных пушек и две мортиры, у главных ворот — два дельфина, из пасти которых била горящая нефть. Кровля дома украшена была статуями. Внутреннее устройство дома также сделано было изо льда. По сторонам дома воздвигнуты были высокие пирамиды с примерными часами и с фонарями на окнах; вблизи помещались ледяной слон, из хобота которого бил горящий нефтяной фонтан, и ледяная баня, которую топили соломою.

ГЛУПОСТЬ, ДОСТОЙНАЯ СВОЕГО ТВОРЦА!..

Выступив из мрака ночи с своими огнями, ледяной дом сиял металлическим блеском и далеко бросал от себя свет на Луговую линию, очертивши им пестрый полукруг лиц и ног; площадь казалась вымощенною верхушками голов. Нередко усиленный крик ледяного слона, или огненный фонтан, бивший из хобота его, или новая смешная фигура на окнах заставляли зрителей вторгаться за черту, заказанную слободскими десятскими и сотскими. Русские остроты сыпались часто под русскою палкою.

Посмотри, братец, - говорил один, - на первой картине немец в трехугольной шляпенке, в изодранном кафтанишке, худой, как спичка, бредет со скребницей и щеткой в руке, а на последней картине разжирел, аки боров; щеки у него словно пышки с очага; едет на бурой кобылке, на золотом чепраке, и бьет всех направо и налево обухом.

Эка простота! - возражал другой, - там входил он на Русь пешком, а тут гуляет по ней верхом; там, вишь, он чистил лошадку, а здесь едет на чищенной.

Ванька, а Ванька! это что за изба? - спрашивал один.

Баня, - был ответ...

Э! господин десятский, поберегите для переду свой веничек; здесь, на морозе, негоже поддавать пару...

Ступайте мимо, господин сотский; видишь, мы-ста сами стоим впереди тысячи.

Слышь? ледяной слон кричит!

И камни вопиют во времена тяжкие, - произнес какой-то книжник важным, поучительным тоном.

Таким образом, наши Бомарше с бородками, площадные ценсоры своего времени, тешили вдоволь глаза и языки свои. Казалось, они остротами отмщали на знати свою бедность и унижение и согревались от жестокого задушавшего мороза.

Государыня, государыня! - закричали сотские - и все замолкло благоговейною тишиной.

Заскрипел снег, тиснутый сотнями подков, зашипел он от множества порезов; показался эскадрон гусар и вслед затем сани государынины, за коими тянулся ряд экипажей. Из ледяного дома выступило несколько придворных на крыльцо и впереди всех Волынской. Когда сани поравнялись с ним, он был подозван к ее величеству. Она изволила милостиво расспрашивать его об устройстве дома и смеялась очень карикатурным изображениям, часто переменявшимся на окнах. Кабинет-министр давал замысловатые объяснения. Вдруг, при одной перемене, кто-то за санями государыни вскричал с сердцем:

Глупость, достойная своего творца!.. Чрезвычайно глупо!..

Не знаю, на чьей стороне глупость!..

ПРИДВОРНЫЙ ШУТ

По именному высочайшему повелению, к «курьезной» свадьбе Голицына с Бужениновой были доставлены в Петербург, из разных концов России, по два человека обоего пола всех племен и народов, подвластных русской государыне. Всего набралось триста человек. Маскарадная коммиссия снабдила каждую пару местной народной одеждой и музыкальным инструментом.

6-го февраля 1740 года, в день, назначенный для празднества, после бракосочетания сиятельнаго шута, совершеннаго обычным порядком в церкви, разноплеменные «поезжани» потянулись со сборнаго пункта длинным поездом. Тут были: абхазцы, остяки, мордва, чуваши, черемисы, вятичи, самоеды, камчадалы, якуты, киргизы, калмыки, хохлы, чухонцы и множество других «разноязычников и разночинцев», каждый в своем национальном костюме и с своей прекрасной половиной. Одни ехали на верблюдах, другие - на оленях, третьи - на собаках, четвертые - на волах, пятые - на козлах, шестые -на свиньях и т. д., «с принадлежащею каждому роду музыкалиею и разными игрушками, в санях, сделанных на подобие зверей и рыб морских, a некоторые в образе птиц странных». Шествие открывали «молодые», красовавшиеся в большой железной клетке, поставленной на слоне.

Свадебный поезд, управляемый Волынским и Татищевым, с музыкою и песнями, проехав мимо дворца и по всем главным улицам, остановился у манежа герцога курляндскаго. Здесь, на нескольких длинных столах, был приготовлен изобильный обед, за которым каждая пара имела свое народное блюдо и свой любимый напиток.

Во время обеда Тредияковский приветствовал молодых следующим стихотворением:

«Здравствуйте, женившись, дурак и дурка.
Еще... тота и фигурка!
Теперь-то прямое время нам повеселиться,
Теперь-то всячески поезжанам должно беситься…»

После обеда, «разноязычная» пары плясали каждая свою национальную пляску, под свою национальную музыку. Потешное зрелище это чрезвычайно забавляло императрицу и вельможных зрителей. По окончании бала, пестрый поезд, предшествуемый по прежнему «молодыми», возседавшими в клетке на слоне, отправился в „Ледяной дом», который горел огнями, эффектно дробившимися и переливавшимися в его прозрачных стенах и окнах; ледяные дельфины и ледяной слон метали потоки яркаго пламени; «смешныя» картины в пирамидах вертелись, к полному удовольствию многочисленной публики, встречавшей новобрачных громкими криками.

Молодых, с различными церемониями, уложили на ледяную постель, а к дому приставили караул, из опасения, чтоб счастливая чета не вздумала раньше утра покинуть свое не совсем теплое и удобное ложе...

Через девять месяцев после «курьознаго» праздника, императрица Анна Иоанновна скончалась, завещав, как известно, русский престол племяннику своему, принцу Брауншвейгскому, Иоанну Антоновичу. За малолетством последняго, управление государством перешло в руки матери его, принцессы Анны Леопольдовны, женщины доброй, мягкой, обладавшей прекрасными душевными качествами. Анна Леопольдовна, в первый же день своего правления, уволила всех шутов, наградив их приличными подарками. С этого времени оффициальное звание «придворнаго шута» уничтожилось навсегда. Хотя потом шуты и продолжали появляться при дворе, но уже под другим именем и не в шутовской одежде. В заключение, нам остается сказать несколько слов о дальнейшей судьбе князя Михаила Алексеевича Голицына.

В 1741 году он удалился в Москву, где его жена-калмычка вскоре умерла. От нея он имел двух сыновей: князя Алексея, умершаго холостым, и князя Андрея, женившагося на Анне Федоровне Хитрово и оставившаго многочисленное потомство. В 1744 г., князь Михаил Алексеевич обвенчался, в четвертый раз, с Аграфеной Алексеевной Хвостовой и прижил с ней трех дочерей: Варвару и Елену (младшую), умерших в девицах, и Анну, вышедшую замуж за отставнаго поручика конной гвардии Федора Григорьевича Карина, составившаго себе, в исходе прошлаго столетия, некоторую известность литературными трудами. Князь Михаил Алексеевич скончался в 1778 году в глубокой старости. Тело его погребено в селе Братовщине, по дороге от Москвы в Троице-Сергиеву Лавру.