Железнодорожное моделирование: имитация воды. Мутные воды меконга Краски для имитации морской воды

Добрый день!
Давно пытаюсь найти материалы и методики по созданию водной поверхности, при этом стараюсь искать общедоступные материалы
(в том числе не дорогие) и простые технологии, доступные моделисту любого уровня. За последние полгода я провел небольшой экспериментик и вот что получилось.

Многие моделисты раньше использовали, а многие и используют в качестве имитации водной поверхности эпоксидные смолы, в том числе и ЭДП (г.Дзержинск) и подобные аналоги. Для болотистой или речной воды они и могут подойти, но для прозрачной морской или проточной речной нет, все дело в том, что эти смолы со временем желтеют и темнеют.

Для имитации поверхности моря или океана фирма Vallejo выпускает цветные и прозрачный гели, они наносятся кисточкой. Цена данных баночек составляет примерно 500-600 рублей. Даже покупая одну баночку в г. Барселона (Испания) цена оказалась такой же, как и в Екатеринбурге.

Вот примерный результат их использования. Основание - эпоксидная смола ЭДП, покрытие гели Vallejo. Как мы видим смола через 3 месяца стала темнеть, хотя на стадии отвердения была прозрачной.

А я хотел найти материал именно для прозрачной воды. Кажется мечта моя сбылась - Фирма "Andrea miniatures" выпускает набор "Artificial Water"
- та же смола, но прозрачная, хотя за год она слегка дала желтоватый оттенок, но это не так критично.
Цена же за 250 гр. мне обошлась в 1 500 рублей - думаю дороговато для нашего брата моделиста.
Итак я продолжил свои поиски и наткнулся на такие смолы как оптические эпоксидные клей - компауды для бижутерии марки ПЭО-510 КЭ -20/0. Их несколько разновидностей, но я взял на фирме пока эту марку и смолу чешского производства Epoxy 520. Обе двухкомпонентные (смола и отвердитель), прозрачные и продаются в любой таре от 250 гр. до 200 кг. Цена в районе 1000-1300 рублей за 1 кг.

Осмотрев на фирме образцы продукции изготовленные из этих смол, я убедился, что они не темнеют и не желтеют. В продаже имеется еще и пластик литьевой,
в том числе и прозрачный, но по консистенции он очень густой и по мнению менеджеров фирмы вытравить пузырьки без вакуумной камеры будет проблематично. Для фигур может и пойдет, но для водной поверхности думаю нет.

Приехав домой я приступил к изготовлению макета водной поверхности. Взял упаковку от сотового телефона и использовал ее в качестве ванны. На дно выложил мелкую морскую гальку, несколько камней и все это присыпал мелким морским песком. Под камни положил какую-то высохшую траву, которая должна была имитировать водоросли. Разогрев смолу до 40 -50 градусов на водяной ванне стал добавлять отвердитель и немножко масляной художественной краски , для придания соответствующего оттенка морской воды. После того как тонкий первый слой "крашенной смолы" стал затвердевать, залил до краев ванны уже прозрачную смолу без добавок. Вот что получилось:

Прошло уже более трех месяцев, но смола остается прозрачной. Думаю для стоячей воды этот вариант эксперимента подойдет.
Дальше я хотел попытаться воспроизвести легкие волны на поверхности, для этих целей в художественном салоне приобрел два типа прозрачных гелей, один Idea Midium производства Италия, другой Kristall Gel производства Германия. Оба геля находятся в одной ценой корзине 350 - 370 рублей.

Гель Idea Midium при нанесении кисточкой дает более тонкий слой (хорош для 350 и 72 масштабов), чем Kristall Gel, который более подходит для волн в 48 и 35 масштабах. Хотя при последовательном их использовании думаю можно прийти к хорошему результату. На фото видно как ложится гель на стекло.

Итак вначале покрываю поверхность гелем Idea Midium, что бы получилась легкая морская рябь:

После 24 часов мы наблюдаем вот такую картину:

После покрываю толстым слоем гелем Kristall Gel, из за того, что слой оказался реально большим гель высыхал в течении трех суток. В этом случае я хотел еще посмотреть как поведет себя гель, если попытаться им имитировать брызги от набегающей на камень волны:

Подкрасив белой

Извечный диорамный вопрос - как и из чего делать воду?- наверняка хоть раз озадачивал каждого. Причем однозначного ответа на него не даст никто. Вода в диораме, в отличие от других объектов, как мне кажется, не терпит компромисса - она в итоге или похожа, или нет. Среднего быть не может. Как и не может быть единственно верного технологического решения этой задачи - ведь лужа, водопад, океанский прибой, тихая заводь, горная река - это всё вода в своих бесчисленных и великолепных проявлениях. Эту проблему необходимо решать заново каждый раз.

Я расскажу, как имитировал воду в конкретном случае. Для чего-то другого это решение окажется бесполезным, но я буду рад, если оно кому-то поможет и натолкнёт на новые мысли и находки.

Замысел диорамы лежал на поверхности - был отличный драгоновский набор «Морских котиков», был драгоновский катер LSSC.Что ещё оставалось делать - конечно, высадку на берег. Достаточно для простого сюжета, но для полноты хотелось наполнить композицию захватывающим настроением. Я решил создать эффект тишины - в литературе, фильмах не раз встречается упоминание о том, что выходя в джунгли на операцию, члены групп соблюдали молчание, используя язык жестов. Это и определило небольшие переделки фигур. То, что надо делать воду - понятно, но какой её делать? Наверное, тоже тихой, спокойной, плещущей у борта покачивающегося катера.

Из всех материалов, которыми я располагал, для этого наиболее подходила эпоксидная смола. Но эксперименты с традиционным её использованием (и естественно, традиционными усадочным мениском по периметру и повсеместными пузырьками) не радовали. Но кто сказал, что именно это должно быть поверхностью, а не изнанкой имитируемой воды? Если из эпоксидки отливают отличные, тончайшие детали, почему из неё нельзя отлить воду как деталь «вниз лицом» в смоделированную форму. Материалом для формы послужила алюминиевая фольга. Я использовал чистую пластину для офсетной печати, (она применяется как форма в печатных станках, приобрести её можно в магазинах, торгующих расходниками для полиграфии). Размера листа хватит для полноценной диорамы, а о подобном качестве поверхности, ровности и толщине металла можно только мечтать.

Сначала нужно нарисовать на фольге контур диорамы, абрис береговой линии и «пятно» катера. Для этого нужно сделать шаблон в листе картона - сечение корпуса судна по ватерлинии. Желательно максимально точно, чтобы корпус четко, плотно и без зазоров входил в этот шаблон. Все детали ниже ватерлинии, образующие отрицательные углы, нужно удалить.

Пластина слишком жёсткая, поэтому её необходимо отжечь над пламенем газовой плиты. Отожженный лист (в размер водоёма на диораме плюс припуск по несколько сантиметров на сторону) я поместил на подложку, состоящей из куска ДСП и сложенной в несколько слоёв плотной ткани. По периметру я закрепил этот «бутерброд» рейками, прибитыми гвоздиками к ДСП.

Вот теперь и наступает самое творчество в чистом виде. Для создания рельефа я использовал весь ассортимент имеющихся на кухне ложек. В основном пригодились столовая и чайная. Большой я задал основной ритм и пластику, маленькой проработал отдельные волны. С первого раза не получилось - я увлёкся, и перебрал с глубиной рельефа и как-то не «поймал» характер волн. Так что лаконичность и ещё раз лаконичность. Готовую форму можно теперь вырезать по намеченному периметру и наклеить «вниз лицом» на ДСП или фанеру - ведь несмотря на волнистый рельеф вода остаётся ровной плоскостью. Я клеил «Моментом» и для пущей уверенности положил сверху пресс (книгу).

После этого нужно вылепить из пластилина бортик, ограничивающий срез береговой линии и проём, в который мы потом вставим катер. В случае с судном это нужно делать максимально точно и аккуратно. Легче добрать или срезать пластилин и потратить лишние полчаса, чем потом долго и нудно точить эпоксидную отливку. Ровные бортики я ограничил полосками стекла, которые скрепил опять-таки пластилином.

Форма готова к отливке, поэтому поверхность должна быть идеально гладкой и чистой, ведь всё это останется потом на поверхности воды. Так как я имитировал мутную тропическую реку (помните «Апокалипсис»?), эффект глубины мне делать не требовалась, достаточно было передать цвет и пластику грязной воды. Для отливки мне понадобилось два стандартных комплекта ЭДП. Первый слой, который создаст лицевую поверхность, я подкрасил масляной краской. Варьируя количество пигмента, можно добиться различной прозрачности. В своём случае я не поскупился. Лучше развести смолы с запасом, чтобы первый подкрашенный слой полностью скрыл рельеф волн. В принципе, можно всё залить сразу, не делая слоёв.

На всякий пожарный я армировал второй слой отливки отрезками стекловолокнистого шпагата. После полимеризации можно снять форму и начисто удалить ацетоном остатки пластилина. Вот теперь и аукнется наша точность при нанесении пластилина - попробуем спустить судно на воду. Зазоры, возможно, будут - как их исправить, надеюсь понятно из рисунка. Катер должен «сидеть» в воде как влитой.

Будем считать, что всё получилось и теперь не составит труда включить воду в ткань диорамы. Чтобы довести воду до кондиции, нужно сделать её поверхность глянцевой. Этого эффекта я добивался автомобильным лаком - сцеживал из аэрозольного баллона и дул через аэрограф. Лучше задувать тонкими слоями, давая хорошо просохнуть каждому, чтобы лак не собирался лужицами в углублениях. Чтобы на влажный лак не садилась пыль, лучше до высыхания накрывать диораму подходящим коробом. Слой в итоге получился немаленький, его я заглянцевал автомобильными полировочной пастой и закрепляющей полиролью. Хлопья грязной пены у бортов и у берега я сымитировал густой темперой. Для тростника пришлось высверливать множество отверстий, на это ушло несколько свёрел 0,5 мм, которые безбожно ломались. Но, на мой взгляд, это всё мелочи по сравнению с конечным результатом.

Наверное одним из многих приятных занятий является - наблюдение за водой. Неважно что это - ручей, пруд, море или океан.

Работы многих художников стараются передать в них всю мощь, красоту и романтику одновременно, запечатлеть определенный момент времени. Именно этот момент у нас остается в памяти и заставляет вспоминать много и много раз.

Вот по этой причине диорама позволяет создать композицию, которая будет радовать Вас долгое время. Кроме композиции и художественности в диораме играет важнейшую роль ее реалистичность. В этой статье мы расскажем как можно имитировать воду для Ваших диорам в стендовом моделизме.

Материалы и способы

Все способы имитации можно разделить на 2 группы:

  • объемные;
  • поверхностные.

Имитация толщи (объема) воды

Эта техника применяется когда необходимо передать «действия» внутри воды, показать прозрачность. Для таких целей применяются как правило полиуретановые и эпоксидные смолы.

- субстанция желто-коричневого или прозрачного цвета, которая затвердевает с помощью отвердителя.

Достоинства:

  • через 2-3 часа после смешивания компонентов, смола меняет свои характеристики и ее удобной наносить на поверхность и придавать форму волн.

Недостатки:

  • необходимо тщательное перемешивание и точное соблюдение пропорций компонентов. Если этим пренебречь, то могут появиться пузыри.
  • серьезная усадка после высыхания;
  • токсичность, неприятный запах.

- это современная замена эпоксидной смоле. В отличии от эпоксидки имеет лучшую текучесть и прозрачность. По этой причине лучше подходит для имитации погруженных в воду предметов. Усадка присутствует, но не значительная. Время до полного высыхания может составлять до 48 часов.

Недостатки:

  • сильно токсичная;
  • высокая стоимость.

Если нужно создать поверхность воды большой толщины и при этом не нужна прозрачность воды, подойдет «старый дедовский способ» - гипс.

Гипс - недорогой материал без запаха, имеет значительную твердость. Смесь должна быть не очень жидкой, но и в тоже время - не густой. После сушки (1-2 часа) - поверхность можно красить. Для этих целей вполне подойдут как самые недорогие краски - гуашь, так и более дорогие водорастворимые акриловые краски.

Имитация поверхности воды

Иногда бывает так, что в диораме достаточно только одних поверхностных эффектов, например: лужи, пруды, другие небольшие водоемы. Хотя бывают и исключения - морские глади. Вот основные способы.

Силиконовый герметик (прозрачный) - это самый привычный герметик, который упакован в тубы. Идеально подходит для имитации бурной воды. Высыхает от влаги воздуха. Следом за нанесением, работу желательно погрузить под колпак.

Недостатки:

  • токсичен пока сохнет, имеет сильный запах уксуса;
  • возможно отслаивание при механическом воздействии;
  • быстрое высыхание (около 30 минут).

Жидкие гвозди (прозрачные) - тоже знакомый для нас клей. Представляет собой белую, без запаха, нетоксичную субстанцию. Имеет прозрачную основу, которую можно подкрашивать акриловыми красками. Прозрачность слоя появляется только после полного высыхания. Толстый слой сохнет очень долго, поэтому рекомендуется заливать клей толщиной не более 5-6 мм. и делать длину волн до 1 см.

Недостатки:

Заключение

Как Вы видите способов для имитации воды в моделизме вполне достаточно, кроме того здесь мы описали не все - а только основные. Одного универсально способа не существует, каждый моделист должен сам выбрать тот или иной способ, подходящий в данной ситуации.

Надеемся эта статья помогла Вам. Успехов в моделировании!

>> >> Имитация воды в моделизме

Инструкции по смешиванию:

Перед перемешиванием, измеряйте или взвешивайте каждый компонент. В случае нарушения пропорций, материал не полимеризуется

Соотношение компонентов:

Область применения:

Для создания декоративных композиций (икебана, аквариум), архитектурных макетов(водные объекты).

Качество и стабильность цвета стеблей синтетических цветов варьируется. Некоторые стебли могут со временем "кровить", создавая, зелёные или коричневые оттенки в изделии. Clear Elegance сделан так, чтобы уменьшать это выделение цвета. Вы можете протестировать цветовую стабильность ваших стеблей, изготовив маленькое изделие и наблюдая за изменением цвета в течение нескольких недель. Если вы используете стебли, о которых изветсно, что они выделят цвет, вы должны покрыть их предварительно прозрачной плёнкой. Дайте плёнке высохнуть перед использованием в изделии. Большинство аэрозольных покрытий сработает, например Крилон. Также покройте плёнкой все пористые материалы как дерево, камень или высушенные стебли цветов. Выходящий воздух или влага могут вызвать пузырьки при застывании.

  • Убедитесь, что все контейнеры и приспособления для размешивания чистые и сухие. Вода, смазка, воск или другие инородные вещества могут вызвать реакции, приводящие к образованию пузырьков или растрескиванию. Используйте только металлические, пластиковые или резиновые приспособления для размешивания. Влага во влажных деревянных шпателях вызовет пузырьки. Не используйте бумажных стаканов, в бумаге есть влага и это может привести к пузырям.
  • Вещество в Clear Elegance очень чувствительно к температуре. Не зазмешивайте продукт, если сам продукт или температура в комнате ниже, чем 18?С или выше, чем 25?С. Чем теплее система или комнатаная температура, тем быстрее продукт затвердевает. И наоборот, низкие температуры замедляют время затвердевания. Не выставляйте на солнце при размешивании или застывании. Атмосфера высокой влажности может замедлить затвердевание или привести к пузырькам. Наборы Clear Elegance упакованы с точными пропорциями компонентов А и В (равными).
  • Не подвергайте законченное изделие экстремальным температурам и не оставляйте на солнце. Вещество будет расширяться, и уменьшаться при экстремальных температурах и может разрушить контейнер и испортить изделие. Не оставляйте наборы Clear Elegance или законченные изделия в местах без температурного контроля.

Перед началом:

Соберите необходимые материалы:

  • Компоненты Clear Elegance. А (жидкая резина) и В (затвердитель);
  • Вашу цветочную комбинацию;
  • Пластиковый или металлический шпатель для размешивания;
  • Чистую, сухую вазу;
  • Чистый стеклянный или пластиковый контейнер (достаточно большой для смеси А и В и для размешивания). Не используйте пенопластовые или полистиреновые стаканы;
  • Воронку (не обязательна, но полезна для длинных узкогорлых ваз);
  • Тряпки или газеты чтобы не испачкать рабочее место;
  • Плёнка, чтобы держать вместе изделие при затвердевании;
  • Бумажные полотенца;
  • Вы должны быть одеты в защитную одежду, иметь на себе резиновые перчатки и защиту для глаз при работе с этим продуктом;
  • Средство для мытья окон, спирт или минеральные масла для очистки.

Начинаем:

Шаг 1. Выберите рабочее место, которое не на солнце, вдалеке от источников тепла и холода и где изделие не будут трогать в течение 24 часов. Защитите рабочее место ряпками или газетами. Вымыйте и высушите тщательно вазу, так как маленькие капли воды могут загрязнить продукт, или изменить его действие.

Шаг 2. Вылейте одинаковые количества компонентов А и В в чистый стеклянный или пластиковый контейнер для измерений. Закройте немедленно контейнеры с остатками компонентов, чтобы избежать загрязнения. Не используйте бумажных стаканов. Размешивайте тщателно в течение 3 минут. Тщательное размешивание необходимо. Соскребайте со стенок контейнера при размешивании. Мы рекомендуем, чтобы вы вылили смесь Clear Elegance в другой чистый пластиковый контейнер и размешали во второй раз перед выливанием. Это гарантирует, что не осталось неразмешанных веществ. Плотно закройте частично использованные контейнеры. Как только заводские контейнеры с Clear Elegance открыты, мы рекомендуем использовать их как можно быстрее. Частые открывания и закрывания контейнеров приведут к загрязнению влагой и вызовут пузыри.

Шаг 3. Медленно выливайте Clear Elegance из контейнера в центр вазы. Не разбрызгивайте смесь и не давайте ей течь по стенкам вазы. Медленно и равномерно лейте, чтобы избежать захвата воздушных пузырей. Для больших изделий вы можете прикрепить прозрачную пластиковую трубку к воронке для облегчения выливания. Заполните до необходимого уровня.

Шаг 4. Поставьте изделие в безопасное место и закрепите плёнкой сверху, если необходимо. Как только изделие затвердеет, оно будет уже постоянно закреплённым.

Любые изменения в композиции нужно делать сразу после заливания Clear Elegance в вазу.

Шаг 5. Не трогать изделие в течение 24 часов. Ваша композиция готова.


Очистка: Clear Elegance вечно как только оно затвердеет. Не выливайте остатков в раковину. Остатки должны затвердеть, прежде чем их можно выкинуть. Используйте бумажные полотенца, мыло и воду, спирт, средство для очистки окон или минеральные масла. Вытрите все лужи и протрите все интсрументы. Тщательно вымойте руки.

Предупреждение: Храните материалы в месте недоступном для детей, чтобы избежать несчастных случаев. Рекомендуем защитную одежду, резиновые перчатки и защитные очки. Оберегайте рабочие поверхности. Немедленно вымойте руки с мылом после использования. Храните в сухом прохладном месте, вдалеке от высокой температуры или открытого огня.

Вообще есть несколько разных технологий получения имитации воды при моделировании. Попробую рассказать о наиболее часто применяемых. Отмечу сразу, это не единственная технология. Есть другие. В том числе более подходящие для имитации волн от движения катера или во время шторма. Однако создания эффекта стоячей воды представленный вариант весьма интересен. Мастер-класс "Эпоксидные волны" проводит Виктор Новиков , г. Иваново. Признанный мастер исторической миниатюры. Дальнейший рассказ о том, как он делал "воду" для вот этой диорамы "Мокрое место".

Представляю вашему вниманию один из способов имитации волн на поверхности водоема с помощью эпоксидной смолы. Способ является модификацией метода В.Демченко, описанного в статье «Имитация воды ». В данной статье автор описывает метод изготовления волнистого рельефа воды путем отливки из эпоксидной смолы в алюминиевую форму в один этап. Отметим, что метод очень чувствителен к качеству изготовления литьевой формы (даже у самого Демченко не получилось с первого раза), а также требует большого количества смолы.

Предлагаемый мною способ отличается тем, что процесс формирования водной поверхности разбит на два этапа – предварительный (отливка черновой гипсовой формы) и финишный (формирование рельефа эпоксидной смолой уже непосредственно на гипсовой отливке). Таком способ, естественно, несколько удлиняет работу по времени, но зато обходится дешевле и вполне доступен не очень опытным моделистам. Итак, начинаем. Сразу оговорюсь, что писать буду по возможности подробно, так как статья адресована именно к начинающим моделистам.

Определяемся с размерами будущей диорамы. Я использую стандартные фоторамки.

Далее потребуется специальное приспособление – доска, с нанесенным ровным слоем пластилина толщиной около 5 мм и площадью, достаточной для выполнения требуемой отливки. На этой доске тупым концом кисти расчерчиваем в пластилине будущий рельеф воды.

Покрываем доску слоем тонкой пищевой алюминиевой фольги и пальцем прокатываем в ней сформированный на пластилине рельеф. Это позволяет сгладить рельеф, сделать его более реалистичным.

С помощью линеек, скрепленных пластилином, формируем ванну для гипсовой отливки по размерам будущей диорамы. Линейки следует притопить в пластилин, чтобы гипс не растекся.

Разводим гипс (алебастр) путем добавления и вымешивания малых порций порошка в воде до сметанообразного состояния. Воду можно предварительно подкрасить красителем (фото 5).

Например таким.

Полученный сметанообразный раствор заливаем в форму и ждем застывания. Я даю отливке сохнуть примерно сутки.

Итак, на следующий день имеем готовую отливку, которую закрепляем на рамке с помощью клея.

Например такого.

Предварительно в рамку надо вклеить вставку из 2 мм пластика в качестве дна будущей диорамы.

Красим ее акриловыми красками в цвета воды, которую мы желаем видеть на диораме. Я выбрал темно-коричневые и темно-зеленоватые оттенки, поскольку делаю основание для небольшого торфяного болотца. Даем краске высохнуть примерно сутки.

На следующий день тонким пластиком оформляем торцы будущей диорамы. В данном случае я использовал прозрачный пластик от какой-то упаковки.

Борта должны выступать над поверхностью на 3-5 мм минимум, чтобы сформировать ванну для заливки поверхности эпоксидной смолой.

Готовим эпоксидную смолу. Действуем по инструкции. Сперва подогреем больший сосуд со смолой на водяной бане до 40-50 градусов (но не более!), чтобы лучше текла.

Отливаем требуемое количество смолы в одноразовый стаканчик. Рассчитать это количество несложно. Слой смолы должен быть небольшим – 2-3 мм. Если размер основания как у меня 13х13 см, то объем будет таким 13х13х0.3 = 50 мл – четверть стакана. Далее добавляем в рекомендуемых пропорциях небольшими частями отвердитель, все тщательно перемешиваем. Для точной дозировки отвердителя удобно использовать шприц. Дадим немного отстояться составу, чтобы вышли основные пузырьки воздуха, а потом заливаем эпоксидкой поверхность основания.

Видно, что пузырьков еще довольно много. Выводим их зубочисткой. На это уйдет около получаса.

Следующий этап – собственно формирование рельефа. Очевидно, что эпоксидка растеклась ровным слоем.

Но рельеф легко восстановим, если мы наклоним основание под углом. Пока эпоксидка текучая, рельеф будет исчезать. Поэтому самое главное – не упустить момент начала ее застывания. Сколько времени пройдет до этого момента с начала приготовления состава зависит от количества добавленного отвердителя. Поэтому я рекомендую определять этот момент экспериментально. В моем случае эпоксидка стала схватываться через 2.5 часа.

Отмечу, что степенью наклона легко управлять глубиной рельефа, делая волны незначительными или наоборот заметными. Полное застывание происходит через сутки.

Итак, мы имеем заготовку с реалистичным рельефом воды для дальнейшей работы над диорамой. Трудоемкость метода в чистом времени четыре-пять часов, из которых три часа – это колдовство над застывающей эпоксидкой. К достоинствам метода можно отнести малое количество используемой смолы, высокую достоверность формируемого рельефа, поскольку он возникает при естественном волнообразном движении смолы в процессе ее застывания. И третий плюс. Если мы хотим просверлить в основании отверстие, например, для посадки тростника, сверлить приходится лишь тонкий слой смолы. Это позволяет существенно сэкономить на тонких сверлах при дальнейшей работе с диорамой. Данный метод был использован при работе с диорамой «Мокрое место». Сверление основания под камыш обошлось без потерь.

Сама диорама "Мокрое место" будет представлена в ближайших публикациях.