Путешествие в страну лекарственных растений. «Зеленая аптека» Сценарий внеклассного мероприятия по экологии Сценарий для лагеря о лекарственных растениях

Литературное путешествие в мир лекарственных растений.

Ведущий: Щедра земля наша. Произрастают на ней тысячи разнообразных растений. Ее леса, горы, степи таят в себе огромные природные богатства. На необозримых просторах, точно золотые россыпи, разбросаны дикорастущие растения. И среди них есть травы, цветы, деревья по-особому дорогие людям. И не только потому, что радуют неповторимой красотой и помогают лечить разные хвори, но и оттого, что олицетворяют самое близкое человеку – любовь, верность, чистоту, дружбу.

Благодаря широкому распространению, доступности и ценным свойствам используются с древних времен. Опыт применения их накапливался веками и привел к созданию народной медицины. Об использовании различных растений в лекарственных целях можно рассказать с помощью старинных легенд и преданий, мифов и сказаний, с использованием пословиц, поговорок и загадок, описаний народных поверий и обычаев. Обратите внимание, как в поэтическом слове с древнейших времен и до наших дней будто случайно, мимоходом, но порой удивительно точно подмечались наиболее характерные и важные для человека свойства растений, их целебное воздействие.

Чтец: Я не степью хожу – я хожу по аптеке,

Разбираясь в ее травяной картотеке.

Беспредельная степь, бесконечная степь,

Ты – природой написанный странный рецепт.

И мне видится: тонкие корешки

В аккуратные сыплются порошки,

И качаются склянки с ромашкой на пробке,

И пилюли слагаются с веток в коробки.

Вы горячкой больны – вам накапали степь,

Вы в жару – нате степь на горчичном листе.

С.Кирсанов.

Ведущий: В самом деле, творцы произведений искусства при взгляде на травы, цветы, деревья замедляли свои шаги довольно часто. И тогда рождались, посвященные им, картины, музыкальные и художественные произведения. А сколько легенд, сказаний, загадок посвящено различным лекарственным растениям.

И сегодня мы попробуем рассказать о лекарственных растениях, которые знакомы нам с детства, языком легенд.

Отгадайте загадку: зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (Участники отвечают: береза ).

Береза – символ России и вечной красоты нашей природы. Недаром о ней сложено столько песен и стихотворений.

Чтец: Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Наряд ее легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей.

И столько задумчивых песен

Поется в народе о ней!

Он делит с ней радость и слезы,

И так уж она хороша,

Что кажется – в шуме березы

Есть русская наша душа.

В.А.Рождественский.

Ведущий: Русское слово «береза» очень древнее. Оно едино для всех славянских языков и восходит к понятию «белый» (по необыкновенному цвету коры).

В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его не елью, а березой. В это время земледельцы приступали к сельскохозяйственным работам, а береза распускалась первой зеленью, отсюда и древнерусское название апреля – «березозол».

Из древних летописей известно, что в те времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле, а поклонялись ей в образе священного белого дерева – березы.

Позднее в славянской мифологии береза почиталась как женский символ во время весеннего праздника Семика (отмечается в четверг на седьмой неделе после Пасхи). Береза воспринималась как существо живое, могущественное, способное исполнять желания. Девушки несли березе в лес яичницу, пироги, усаживались под деревом, съедали принесенное и обращались к березе с заветными просьбами. Верили, что та из девушек, которая в Семик сядет в тень березы, непременно в этом году выйдет замуж.

В этот день в селение вносили распустившуюся березу, «завивали» ее венками, украшали разноцветными лентами и ходили хороводом с песнями по улицам. Иногда березу одевали в женское платье и с песнями носили по деревне как олицетворение юности, весны. Или ее как символ женственности изображала самая красивая девушка, украшенная березовыми ветками с листвой.

У всех славянских народов береза – символ света, сияния, чистоты, женственности, иногда дерево начала.

Не случайно береза – один из главных образов народного поэтического творчества. В народных песнях, сказках, преданиях береза – символ весны и родины. Любимое дерево наделялось самыми ласковыми эпитетами. Ее называли стройной, кудрявой, тонкой, белой, пушистой, веселой, часто это юная девушка в зеленой косынке, и всегда это положительная героиня: то хранительница народных кладов, то заколдованная красавица, то мудрая крестьянская дочь, побеждающая в поединке со злыми силами.

Тесно увязан образ березы в народных приметах с сельским хозяйством.

Из березы течет много сока – к дождливому лету.

Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха вперед – мокрое.

Когда береза станет распускаться, сей овес.

Бесчисленны пословицы, поговорки, загадки, связанные с березой.

Береза не угроза – где она стоит, там и шумит.

Бела береста – да деготь черен.

Для врага и береза – угроза.

Береза ум дает (о розгах).

Стоят столбики беленые, на них шапочки зеленые.

Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.

В белом сарафане встала на поляне.

А из песен и стихов о березе можно составить большой поэтический сборник.

Чтец: Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну своих древесных дум,

Я полюбил печальный

Твой предосенний шум.

С.Есенин.

Ведущий: А сколько у березы целебных свойств. Почки и листья заваривают как чай, его пьют при отеках, одышке, болезни печени. С березовыми почками принимают ванны. Самое же ценное – березовый гриб (чага), настоями которого лечатся при язвах, гастрите, раке. Полезен и березовый сок. Он утоляет жажду, тонизирует. Соком березы моют лицо при угрях и пигментных пятнах. Березовый веник – непременный атрибут русской оздоровительной бани.

Береза – гостеприимное дерево. Березовая роща радушно принимает к себе разные кустарники, травы, цветы. В березовых лесах живет много лекарственных растений. Отгадайте, что за целебные травы растут под березами.

Березовые вопросы.

1. Растение, которым сводят бородавки.

(чистотел)

2. Лекарственное растение, гарантирующее продолжительную жизнь. Ближайший родственник Кощея.

(бессмертник)

3. Целебный цветок – предок всех роз.

(шиповник)

4. Русское название этого растения произошло от казахского слова «джерабай», что в переводе означает «целитель ран».

(зверобой)

5. Растение, обладающее целительными свойствами, в народе зовется «кошачьим зельем», так как кошки очень любят его запах и даже едят листья.

(валериана)

6. Это жгучее растение при варке зеленых щей способно заменить собой щавель.

(крапива)

7. Лекарственный цветок, на лепестках которого гадают все влюбленные.

(ромашка)

8. Ценное лекарственное растение, говорящее о том, как много у него листьев.

(тысячелистник)

Ведущий: Скажите, какую траву и слепой знает? (Участники отвечают: крапива ).

«Злюка», «зараза», «чертов сорняк» – вот только печатные эпитеты, которыми часто награждают крапиву. Однако надо быть справедливыми, крапива, может быть и не самое декоративное растение, но очень полезное.

Чтец: Я крапиву сорвал,

Я приставил к букету крапиву!

И – о чудо! – зеленая, мощная сочность крапивы

Озарила цветы.

В.Солоухин.

Ведущий: Жегалка, жигалка, стракива, стрекава, стрекучка, ожига, жгучка, жигучка, огонь крапива – это все имена, которыми, согласно Толковому словарю В.Л.Даля, награждали крапиву на Руси.

В старину крапива занимала не последнее место в жизни людей, это подтверждает обилие пословиц, поговорок, загадок и обрядов, связанных с этим растением.

Если бы на крапиву не мороз, с нею б и сладу не было.

С ним водится, что в крапиву садиться.

Не садись под чужой забор, а хоть в крапиву, да в свой.

Хоть и не огонь, а жжется.

Сама холодная, а людей жжет.

Стоит зелена, дотронешься – ошпаришься, а свинья съест – не подавиться.

У русского народа крапива пользовалась известностью как магическое растение.

Старики утверждали, что русалки, ведьмы, лешие и другая нечисть всего более боится крапивы и осины. В ночь на Иванов день крапиву, собранную ранним утром, использовали для устройства «купальских огней», для того, чтобы отгонять болезни и другие напасти от людей и домашних животных; раскладывали ее на окнах, порогах домов и в хлевах, чтобы защитить их от нечистой силы.

Старинный магический метод лечения лихорадки состоял в том, чтобы, крепко ухватив крапиву, вырвать ее с корнем, назвав при этом имя больного и имена его родителей.

Самыми сильными охранными и целительными свойствами обладали та крапива, которая росла в никогда не освещаемых солнцем местах.

Долгое время крапива использовалась в качестве волокна для выработки тканей.

В старину изделия из крапивы занимали не последнее место у славянских народов. Из крапивной пряжи вязали носки, которые носили при ревматизме и радикулите. Лубяные волокна крапивы шли на выработку пряжи, веревок, каната, шпагата, грубых тканей, рыболовных снастей, которые отличались крепостью, легкостью, долго не намокали в воде и не гнили, а также делали из них сита для процеживания меда и просеивания муки.

Ткань полученная из более мягких нитей крапивы, шла на рубахи и скатерти, полотенца, постельное белье и другие тонкотканные изделия. Из более твердых нитей крапивы готовили пряжу, идущую на грубое полотно – ватолу, из него шили одеяла, мешки, всевозможные подстилки и накидки для возов.

Крапиве как магическому и прядильному растению посвящена одна из самых поэтических сказок Г.-Х.Андерсена «Дикие лебеди». По словам доброй волшебницы, принцесса Эльза могла только одним способом спасти своих братьев – диких лебедей: сплести для них кольчуги из стеблей крапивы. Однако за время всей работы она не смела произнести ни одного слова, в противном случае вся ее работа была бы напрасной. Кроме того, волшебной силой обладала только та крапива, которая росла на кладбище. Желание спасти братьев было таким сильным, что никакие обстоятельства – ни разлука с любимым мужем, ни обвинение в колдовстве и осуждение на казнь – не могли заставит Эльзу прекратить плетение кольчуг из крапивы. Уже по пути к месту казни в последний момент она успевает накинуть на диких лебедей кольчуги из крапивы, и все одиннадцать лебедей превращаются в прекрасных принцев. Так Эльза волшебной силой крапивы и силой своей любви спасла братьев.

На Руси крапива широко использовалась как пищевое растение. Издавна у крестьян почитались крапивные щи, недаром существует народная поговорка «Жгуча крапива родится, да в щах пригодится». Из ее листьев готовят супы, салаты, пюре.

Не один раз благодаря своей питательности она выручала народ в годы тяжелых испытаний. Во время ВОВ это был единственный источник витаминов. Поэтому крапиву сушили, засаливали, заготавливали впрок на зиму.

Чтец: Я цветы обходил стороной,

Их считал за ненужное диво.

Я искал те места, где крапива

Неприступной стояла стеной.

Обжигаясь зеленым огнем,

Обрезал ей колючие ножки.

Необычного цвета лепешки,

Обжигаясь, мы ели потом.

А сейчас я любитель цветов,

Улыбаюсь любому счастливо.

На задворках стоит крапива.

Словно память тех грозных годов.

В.Сергин.

Ведущий: Как лекарственное растение крапива известна давно. Еще Гиппократ, Плиний и Диоскорид упоминали об этом растении как о лекарственном. Римский поэт Овидий называл в своих трактатах крапиву основным компонентом для приготовления эликсира любви. В 11 веке в сочинении итальянского врача Одо из Мена крапива упоминается как четвертое лекарственное растение, ей посвящены 45 стихотворных строк. В «Салернском кодексе здоровья» читаем целую поэму во славу крапивы.

Чтец: Сон посылает больным, прекращает противную рвоту,

Семя крапивное с медом и колики лечит надежно.

Примется пить это средство – и кашель запущенный сдастся,

Холод из легких оно изгоняет и язвы чрева,

Верную помощь дает при различных болезнях суставов.

Взятое жатвы порой и сушеное семя крапивы

Будет полезным лекарством во множестве случаев разных.

Ведущий: Современная медицина тоже отличает крапиву. «Одна крапива заменяет семерых врачей»,- говорит народная мудрость.

Ее используют как кровоостанавливающее при различных кровотечениях. Настой из цветков применяют как мочегонное и как средство против хронических заболеваний кожи, употребляют как ранозаживляющее, препятствующее нагноению средство наружного на язвы, раны. При застарелом кашле рекомендуют корни крапивы, сваренные в сахарном сиропе. Настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления волос.

Крапива поистине вездесуща. Она растет везде и всюду, часто мешая развиваться нашим огородным культурам. Давайте попутешествуем по огородам и отгадаем, каким же растениям докучает крапива.

Крапивные вопросы .

1. Эта овощная культура – иностранка на наших полях, прибывшая из-за океана, правда, очень даже к нам прижившаяся. Ее родина – горные плато в Перу. Привез ее в Европу в середине 16 века Христофор Колумб. Первое время ее выращивали любители редких растений и не на грядках, а в цветочных горшках. В конце 18 века оно было еще новинкой. Французская королева украшала свое платье цветами этой культуры, а плоды подавали только на обед королю.

В России новинку приняли не сразу, кое-где даже начались бунты. Русские мужики поверили слухам, будто растение это сажать грех, землю запоганишь, без хлеба останешься. Но постепенно крестьяне убедились в полезных качествах этой овощной культуры, ведь в долгие студеные зимы она спасала от голода целые семьи.

(картофель)

2. Древние греки считали это растение пищей бедняков. Тем не менее, Пифагор назвал его царем приправ. Воины Древнего Рима жевали его перед боем. В Древнем Египте им лечили все болезни: от насморка и зубной боли до чумы и безумия. Одно из объяснений того, что во время строительства египетских пирамид многочисленные рабы, содержащиеся в ужасных условиях, избежали эпидемий, состоит в том, что в их рацион ежедневно входило это растение. Оно содержит летучие вещества – фитонциды, благодаря которым достаточно 1-2 минут, чтобы уничтожить возбудителей таких опасных заболеваний, как туберкулез, дифтерия, грипп и т.д.

(чеснок)

3. Как и картофель, это растение в Европу привезли испанские моряки из эскадры Христофора Колумба. Для американских индейцев оно было главной пищей. Семена растения варили и жарили, из них же готовили напитки. Отваром из листьев лечили больных. В Европе наравне с пшеницей, рисом и картофелем это растение называют кормилицей человечества. Еще бы! Ведь все, что собрано с поля: «вершки и корешки», – идет в дело, ничего не пропадает: стебли и листья отправляют на корм скоту, а золотые зерна попадают на наш стол.

(кукуруза)

4. В Древней Греции венком из этого растения награждали победителей Олимпийских игр. Это пряное растение имеет «каменное» имя, так как в переводе с греческого означает «камень». Этим именем называли мальчиков в надежде, что они будут стойкими к невзгодам, крепкими, как камень. Это растение широко применяют в кулинарии в качестве гарнира и приправы; его добавляют в первые и вторые блюда сразу перед подачей на стол. Именем этого растения назван один из сказочных героев славянских народов.

(петрушка)

Чтец: О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой прелести твоей!

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем исходят сны!

Как ты пленителен, подарок,

Воспламеняющей весны!

А.Фет.

Ведущий: Ландыш. Латинское название этого цветка в дословном переводе означает «лилия долин, цветущая в мае».

Прекрасный весенний цветок издавна привлекал внимание людей и о его происхождении сложено множество поэтичных легенд. Старинное русское предание рассказывает о безнадежной любви водяной царевны Волховы к удалому Садко. Узнав о его верной любви к простой девушке Любаве, она вышла на берег, чтобы в последний раз послушать песни и игру на гуслях своего любимого. Долго ходила Волхова по лугам и опушкам, но Садко нигде не было. Как вдруг увидела она двоих среди стройных берез – это они, Садки и Любава. Заплакала с горя гордая царевна, горькие слезы покатились из ее синих, как море, глаз. Жемчужинами падали они в траву и превращались в ароматные серебристые цветы – символ верности, любви и нежности. Обездоленная горем, навсегда ушла Волхова в свое холодное подводное царство.

В Англии существует предание о битве святого Леонарда, одного из подвижников Хлодвига, со страшным драконом. Три дня и три ночи продолжалась кровавая битва. На четвертый день, теряя силы Леонард, наконец, увидел, как страшное чудовище, волоча свой длинный хвост, уползло в глубь леса. чтобы больше никогда оттуда не появляться. Битва эта дорого обошлась Леонарду: его тело было жестоко изранено клыками и когтями дракона. На том месте, куда капали капли крови святого, выросли цветы чистоты и святости – ландыши. И сейчас на месте битвы можно видеть эти белые душистые цветки.

С глубокого средневековья во Франции сохранился «праздник ландышей». Его отмечают в первое воскресенье мая. Накануне, после полудня, жители деревень отправляются в ближайший лес за ландышами. Набрав букеты, к вечеру возвращаются домой. На другой день утром собранными ландышами украшают комнаты, окна и даже двери. После веселого завтрака устраивают танцы. Каждый танцующий имеет по букетику ландышей. Девушки прикалывают его к корсажу, а юноши – в петлицы сюртуков. Молодые люди, понравившиеся друг другу, обмениваются букетами. Не принять ландыши или дать бросить их на землю означало неприязнь или даже отвращение. Нередко такие танцы заканчивались объяснением в любви.

Любовь к ландышу осветила творчество многих поэтов и писателей. Как о самом любимом цветке отзывались о нем А.И.Куприн, С.Ковалевская, Леся Украинка, П.И.Чайковский, А.А.Фет и другие. В поэтических произведениях цветы ландыша всегда олицетворяли чистоту, нежность, любовь, верность.

«Царем цветов я признаю ландыш, – писал П.И.Чайковский,- к нему у меня какое-то бешеное обожание. Один вид этих милых цветов, красующихся в эту минуту на столе моем, уже достаточен, чтобы внушить любовь к жизни». Ландышам композитор посвятил стихотворение:

Чтец: Я жду весны. И вот волшебница явилась.

Свой саван сбросил лес и нам готовит тень.

И речки потекли, и роща огласилась,

И, наконец, настал давно желанный день.

Скорее в лес! Бегу знакомою тропою,

Ужель сбылись мечты, осуществились сны?

Вот он! Склоняясь к земле, я трепетной рукою

Срываю чудный дар волшебницы весны.

О ландыш, отчего так радуешь ты взоры?

Другие есть цветы роскошней и пышней,

И ярче краски в них, и веселей узоры –

Но прелести в них нет таинственной твоей.

Ведущий: Не менее прочувствованные, полные восхищения стихи посвятил ландышу Валерий Брюсов.

Чтец: Ландыш милый, ландыш нежный

Белый ландыш, ландыш снежный

Наш цветок!

Встал ты меж зеленых створок,

Чтоб тебя, кто только зорок,

Видеть мог.

Колокольчики качая

В воздухе веселом мая,

Бел и чист,

Ты, как звезды, в травах светишь,

Ты узором тонким метишь

Полный лист.

Восковой и весь нездешний

Ты блаженней, ты безгрешней

Всех цветов.

Белый, белый, белый, белый

Беспорочный, онемелый

Тайный зов!..

Ведущий: Та же тема неразрывности весны и ландыша звучит в стихотворении С.Я.Маршака.

Чтец: Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят,

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики

Еще закрыты и плотны,

Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

Природой бережно спеленатый,

Завернутый в широкий лист,

Растет цветок в глуши нетронутой.

Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,

И всю счастливую тоску,

И все сое благоухание

Он отдал горькому цветку.

Ведущий: Любимый поэтами цветок известен и как лекарственное растение, выдержавшее испытание временем. С древности и по настоящее время он широко применяется в медицине.

Особенной популярностью он пользовался в средние века. Правда, иногда ему приписывали слишком много целебной силы. Эти заблуждения запечатлел в романе «Приключения Давида Бальфура» английский писатель Р.Стивенсон: «Взять цветов ландыша, настоять их и пить ложку или две, когда понадобиться,- говорилось в старинном рецепте. – Этот напиток возвращает речь тем, кого разбил паралич, он очень хорош от подагры, успокаивает сердце и укрепляет память. А если поставить бутылку с цветами ландыша на муравьиную кочку, то получится напиток, одинаково полезный и здоровому, и больному, и мужчине, и женщине».

На Руси ландыш употребляли против водянки, заболеваний сердца, эпилепсии, коликов в животе и др. Ягоды растения использовались знахарями «от чоху, от гомозу и от жениной журьбы». Девушки в деревне соком этого растения натирали щеки, чтобы быть румяными.

В настоящее время препараты ландыша применяют при острой и хронической недостаточности кровообращения, сердечной недостаточности. Действуют они как успокаивающее при неврозах сердца и как мочегонные средства.

Не только ландыш является лекарственным растением. Многие другие цветы обладают целебными свойствами. Угадайте, о каких цветах идет речь.

Цветочные вопросы.

1.С незапамятных времен именем этого цветка называют самовлюбленных людей. И повинна в этом древнегреческая легенда. В ней говориться, что жил в далекие времена прекрасный юноша с редким именем. Однажды его увидела нимфа Эхо и сильно полюбила, но юноша, увидевший в реке свое отражение, влюбился в него и не ответил на любовь нимфы, которая от мук неразделенной любви высохла так, что от нее остался только голос. Рассерженные боги превратили самовлюбленного юношу в цветок, дав ему его имя.

Этот цветок используют как лекарственное растение: его листьями можно залечивать раны.

(Нарцисс)

2. Свое название этот цветок получил от окраски лепестков, в переводе с кельтского оно означает «белый». Средневековые алхимики приписывали цветку неземное происхождение и называли его «золотой корень». А в Сибири его называют «пылающее сердце». По легенде, цветок вырос из сердца казака, и кто к нему прикоснется, тот станет сильным, смелым и мужественным. В некоторых странах луковицы этого цветка издавна используют как овощное и лекарственное растение. Из них готовят сладкую приправу, варенье, а сушеные цветки кладут в суп. Сушеные луковицы измельчают и варят их них кашу. Кроме этого, цветками лечат раны, ожоги, а пыльцой – эпилепсию.

(Лилия)

3. Имя этого цветка греческого происхождения, он получил его в честь богини Ириды, и в переводе на русский язык оно означает – радуга. И действительно, цветки этого растения – самых разнообразных оттенков и окрасок. Цветок имеет много полезных свойств. Из корневищ растения получают крахмал, из листьев изготовляют волокна для веревок и грубых тканей. Сухие корневища цветка используют в парфюмерии. Корневища, цветки и семена растения используют как целебные препараты при различных заболеваниях.

(Ирис)

4. Название этого цветка в переводе с латинского означает «меч». Листья его торчат, как острые шпаги, поэтому растение по-русски раньше называли шпажником. По древнеримской легенде, в цветок превратился обагренный кровью меч гладиатора. Его хозяин погиб, но боги, видевшие, как он храбро сражался на арене цирка, сжалились и вернули ему жизнь. В листьях этого растения обнаружен витамин С и вещество сапонин, применяющееся в медицине при легочных и почечных заболеваниях.

(Гладиолус)

Ведущий: Какое растение не возьми – все любопытно, каждое имеет свои целебные свойства. Природа мудра, ибо она – жизнь. Люди с древнейших времен изумлялись растениям и создавали о них легенды, сказки, стихи, связывали с ними свои обычаи и обряды. Так давайте учится видеть в окружающих нас деревьях, травах и цветах не просто растения, но источник вдохновения, красоты и мудрости.

Чтец: Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех умеющих их тайну разгадать.

Вс.Рождественский.

Литература:

1. Кравченко Т. «Нам от болезней всех полезней»: Ботаническая экскурсия в мир лекарственных растений // Библиополе.- 2001.- №1.- С.63-69.

2. Кузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях.- М.: Выс. шк., 1992 .- 272 с.

3.Сигналова О. «О бедной крапиве замолвите слово» // В мире растений.- 2004.- №2.- С.18-23.

МР Калтасинский район РБ Бабаевская СОШ

Внеклассное мероприятие на тему

« Лекарственные растения – замечательное богатство природы. Охрана лекарственных растений»

Выполнила учительница МОБУ Бабаевская СОШ

Ахмадиева Татьяна Васильевна

2016 г.

Тема: Лекарственные растения – замечательное богатство природы. Охрана лекарственных растений

Цели: познакомить детей с лекарственными растениями; составить экологические правила сбора лекарственных растений; развивать мышление, память; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование : рисунки, фотографии лекарственных растений, гербарий, кроссворд, ребусы, экологические знаки, запись «Голоса птиц».

Ход занятия

I. Сообщение темы и целей занятия.

Сегодня мы познакомимся с удивительными жителями царства Флоры (растительного мира). Эти жители – лекарственные растения. Вы узнаете, какие растения называются лекарственными, где они растут, как правильно собирать их.

II. Экологическая остановка.

К нам спешит важный гость. Отгадайте загадку, и вы узнаете его имя.

Есть один цветок такой, не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка, был цветок – и нет цветка.

(Одуванчик.)

Ребята, что обозначает этот экологический знак?

Почему нельзя рвать цветы? (Они не успели дать семена.)

Самое неприятное для путешественника – поранить ногу и потерять возможность передвигаться. Но помочь может «зеленая аптека».

У дорог растет невзрачный цветок подорожник с розеткой листьев, из середины которой поднимается стебелек с зелеными шариками семян. Сорви листок, приложи его к больному месту, и ты почувствуешь, как боль постепенно утихает. Скоро перестанешь хромать и забудешь о своем спасителе. Что о нем помнить? Ведь это всего-навсего подорожник.

3 Правила сбора и обработки лекарственных растений.

Учащиеся составляют правила и рисуют экологические знаки.

П р а в и л о п е р в о е: что собирать .

Следует точно научиться отличать растения, подлежащие сбору, от сходных видов. Нужно также знать, какие части растений имеют лечебное значение; у одних берутся только цветки, у других – листья, у третьих – стебли. Плоды, ягоды, семена собираются лишь при условии их полной спелости.

П р а в и л о в т о р о е: когда собирать .

Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определенные месяцы. Валериану, например, рекомендуется собирать в апреле и сентябре, одуванчики – в мае и сентябре, мать-и-мачеху – лишь в мае, шиповник – в сентябре и т. п. Кроме этого, нужно учесть, что собирать растения лучше в сухую погоду.

П р а в и л о т р е т ь е: как собирать .

Заранее запаситесь всем необходимым для сбора (совками, ножами, ножницами, мешками), договоритесь с аптекой, чтобы она обязательно приняла собранные растения. Все участники должны вымыть руки после сбора лекарственного сырья.

П р а в и л о ч е т в е р т о е: где собирать .

Каждое растение имеет определенные места произрастания, которые нужно знать. Следует избегать легкодоступных мест сбора, например, откосов у шоссейных дорог, потому что в цветах и листьях растений накапливаются вредные вещества – продукты выхлопных газов автомобилей. Нельзя также собирать лекарственные растения в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами. Если вы заметили на поляне одиночное растение и поблизости подобных ему нет, рвать его нельзя. Нельзя собирать в тех местах, где лекарственных растений очень мало.

П р а в и л о п я т о е: собирая, сохранять .

Многие лекарственные растения стали редкостью, например, в ряде районов почти исчезла целебная трава валериана. Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно оставьте несколько крепких, здоровых экземпляров. Берите ровно столько, сколько нужно, зря не рвите, а собранные растения умейте правильно сохранять.

Сушите лекарственные растения на воздухе в тени. Особенно хорошие места для подсушивания – дачные чердаки.

При сушке кладите растения по отдельности, между собой растения не должны быть перепутаны. Следите, чтобы на растения не попали ни земля, ни песок, ни грязь. Тогда все пойдет в дело, ничто не пропадет.

4 Викторина «Зеленая аптека под ногами».

Учитель читает описание лекарственного растения, учащиеся называют его и рассказывают о его применении.

О п и с а н и е 1. Я и сорняк, и лекарственное растение одновременно. Мое русское название происходит от древнерусского слова «коприна» – шелк. Из моих стеблей получали волокно для выработки тканей. Даже в сказках об этом говорится. Вспомните сказку Андерсена «Дикие лебеди». Я могу прекрасно останавливать кровотечение, насытить ваш организм витаминами. Вот почему весной, когда витаминов мало, из меня можно приготовить не только вкусные, но и полезные блюда. (Крапива.)

О п и с а н и е 2. Эта ягода – одна из любимейших ягод в Сибири, называют ее виноградом Севера. И действительно, по пищевым и лечебным целям она не уступает солнечной ягоде. В Сибири растет в зоне хвойных лесов. Собирают ягоды два раза в год – осенью и весной. (Клюква.)

О п и с а н и е 3. Это красивое лиственное дерево с темной корой и раскидистой кроной. Цветки этого дерева – старинное народное средство при простуде. (Липа.)

О п и с а н и е 4. Это растение используют в медицине как отхаркивающее средство при кашле. Кто бывал на торфяных болотах в жаркий летний день, наверняка помнит сильный одурманивающий запах. Источник – листья одного из растений. Название его произошло от старинного слова «багулить» – отравлять. (Багульник.)

О п и с а н и е 5. В былые времена на Руси это растение считалось «травой от девяноста девяти болезней». Специальным царским указом растение везли из Сибири в Москву. Однако, как оказалось, зря. Ее много и в лесах Европейской части России. Народная молва наделила траву «страшной» силой – дескать, косит она всякое зверье направо и налево. Отсюда и название травы. Что это за трава? (Зверобой.)

О п и с а н и е 6. В былые времена это растение называли солдатской травой. И действительно: оно смелое, выносливое, не боится ни жары, ни морозов, ни плохих почв. Оно останавливает кровь и заживляет раны. Согласно легенде, Ахиллес – герой Троянской войны – излечил этой травой от ран своего друга Патрокла. Поэтому растение получило название «Ахиллесова трава». А как эту траву называет русский народ? (Тысячелистник.)

V. Ребусы «Лекарственные растения».




6 Итог занятия.

Какие растения называют лекарственными?

Как правильно собирать лекарственные растения?

Решите кроссворд и прочитайте ключевую фразу.


В о п р о с ы к к р о с с в о р д у :

Больным поправка:

Корешок в аптечку,

Чтоб помочь сердечку.

(Валериана.)

2. Кто тебя не знает,

Полевой цветок:

Белые реснички,

Золотой глазок.

(Ромашка.)

3. Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня.

(Крапива.)

4. Листочки – парные,

Цветки – янтарные,

Плоды – коварные:

И лечат, и калечат.

(Зверобой. )

5. Сидит Аленка

В красной рубашонке;

Кто мимо идет –

Всяк поклонится.

(Земляника.)

6. Степной травы пучок простой,

Он и сухой благоухает.

И разом степи надо мной

Все обаянье воскрешает…

(Полынь.)

7. В лесу и на болоте

Травку вы найдете.

А на ней синеет гроздь –

Кисло-сладких ягод горсть.

(Черника.)

8. Путник часто ранит ноги –

Вот и лекарь на дороге.

(Подорожник.)

9. У реки, на лугу,

Босиком на снегу

Первые цветочки –

Желтые глазочки.

(Мать-и-мачеха.)

10. Коготок короток,

А сквозь землю прошел –

Шапку золота нашел.

(Календула.)

11. Ягоды – не сладость,

Зато глазу – радость,

И садам – украшение,

И дроздам – угощение.

(Рябина.)

К л ю ч е в а я ф р а з а : лекарственные растения.

Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый... (одуванчик)

Шарик нежно-голубой,

Хоть колючий, но не злой.

И в букете он не плох.

Кто такой? (Чертополох)

Все со мною борются,

Не могут успокоиться,

Все кричат: "Беда, беда!"

Что в огороде? (Лебеда)

Неприметна среди трав,

У нее спокойный нрав.

Кто полезностью гордится?-

Ароматная... (душица)

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой... (зверобой)

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? - Запах... (мяты)

Если травку ты сорвешь,

Руки, знай, не ототрешь.

Доктор всех аптечных дел,

Кто лечит ранки? (Чистотел)

Солнце зноем сушит травы,

Греет темные дубравы,

А в лесу родник звенит,

Травы напоить спешит,

Силы даст им возродиться:

Запахнет медом... (медуница)

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

Если стебель отломить,

Руки трудно уж отмыть!

Желтый сок в листочках,

В маленьких цветочках –

Тот сок для добрых чистых дел,

А что за травка? (Чистотел)

1. Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка - ч..., отгадай.чабрец

2. В огороде хрупкий зонт
Понемногу вверх растёт.
Как зовут тебя? «Прокоп», -
Громко скажет нам …

3. В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка? рябина

4. Вот зелёная кокетка,
Сельдереева соседка.
Остроносая старушка
Знаем мы тебя, … петрушка

5. Вот зелёная стрела
К свету, к солнышку взошла.
Мы её положим в суп,
Ведь приправа это - … лук

6. Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство.боярышник

7. Под землей живёт семейка,
Поливаем их из лейки.
И Полину, и Антошку
Позовем копать...

8. Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять.одуванчик

9. Этот овощ тыкве брат -
Тоже с виду толстоват.
Лег под листик на бочок
Между грядок... кабачок

10. Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито.шиповник

11. Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый.
И может, два века
Он ждет человека
В чащобе лесной
Под кедровой сосной. шиповник

12. Обожжёт без огня
И тебя и меня,
А живёт у плетня.

13. Горькая травка,
К животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто.

14. Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.

Надеюсь, что разгадать загадки не составило большого труда. Ведь с ними мы хорошо знакомы. Ниже даются правильные ответы на загадки про растения и очень краткое описание их целительных действий. Думаю, что они еще сыграют немаловажную роль в жизни каждого из нас. Но помните, что каждое растение имеет не только целебные свойства, но и противопоказания. Поэтому не забудьте посоветоваться с врачом, перед тем как применять их.

1. Чабрец . Считается очень сильным антисептиком. Действует как противовоспалительное, обезболивающее, отхаркивающее, спазмолитическое, слабое снотворное средство, применяют при глистах.

2. Укроп . Обладает желчегонными качествами, мгновенно облегчает головную боль и помогает справиться с бессонницей.

3. Рябина . Рекомендуется при атеросклерозе. Фитонциды рябины смертельны для бактерий золотистого стафилококка и сальмонелл, а также для плесневого грибка. Ее часто применяют как мочегонное и кровоостанавливающее средство.

4. Петрушка . В петрушке содержатся соли магния, кальция. В медицине ее используют при желче- и мочекаменной болезнях, при потере аппетита, упадке сил, для улучшения состояния зрения.

5. Лук . Бактерицидное и антисептическое растение, улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекциям.

6. Боярышник . Прописывают его при атеросклерозе, гипертонии, аритмиях, сердечной слабости, переживаниях и постоянных стрессах.

7. Картошка . - Улучшает обмен веществ, целебна при ожогах, экземах. Ее сок благотворно действует при гастритах с повышенной кислотностью, способствует рубцеванию язв, снижению кровяного давления.

9. Кабачок . Способствует нормализации водно-солевого обмена и очищению крови, в качестве мочегонного и помогает избавиться от излишков воды и соли.

10. Шиповник . Включают в свой состав витамины С, К, А, Е, Р, витамины группы В, кальций, калий, натрий, марганец, хром, фосфор, магний, железо, а также кобальт, молибден и медь, пектины, сахара, орг. кислоты, и многие другие элементы.

11. Женьшень . Можно применять его при недуге сахарного диабета I и II типа, осложняющих диабет некрозов и трофических язв, гипотрофии, синдроеа хронической усталости, для восстановления организма.

12. Крапива . Используют ее, чтобы остановить кровотечение, при гнойных ранах и мелких язвах, так как она обладает обеззараживающими качествами.

13. Полынь . В народной медицине рекомендуют при язве желудка и 12 - перстной кишки, гастрите, колите, малокровии, бессоннице, ревматизме, ожирении, метеоризме, мигрени, туберкулезе легких, анемии, гипертонической болезни, аскаридозе, лихорадке, отеке, неприятном запахе изо рта.

14. Подорожник . В его листьях содержится каротин, фитонциды, лимонная кислота, гликозид аукубин, ферменты, дубильные, а также горькие компоненты. Применяют подорожник при ушибах, ранениях, укусах насекомых, ожогах, как средство для остановки крови. Он обладает хорошим противовоспалительным качеством.

Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
В.Рождественский

По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С.Кирсанов:

Я не степью хожу
— Я хожу по аптеке,
Разбираясь в её травяной картотеке.

Впервые упоминания о лекарственных растениях стали известны из сочинения Диоскрита «О лекарственных травах», в котором содержится описание более 600 растений и рецепты их применения, написанного в древние века.

Всем известна старая истина: нет ничего важнее здоровья. Издавна человек, желающий укрепить своё здоровье или избавиться от болезни, обращался к целительным силам природы. И для того, чтобы познакомить пользователей с травами, основами траволечения, в детской библиотеке-филиале №1 им. А.С.Пушкина организована выставка-информация «Есть в травах и цветах целительная сила» , на которой представлены книги о лекарственных растениях.

На протяжении всего времени своего существования и развития, человеку вольно и невольно приходилось испытать на себе свойства и действие тех растений, которые росли вокруг него. Таким образом, человек обрёл опыт применения лекарственных растений. Даже в настоящее время, когда развита фармакология и фармацевтическая промышленность, применение лекарственных трав остаётся актуальным.

Лекарственные растения применяются для лечения острых и хронических заболеваний, используют как профилактическое средство. В век современных технологий траволечение остаётся актуальным и многие люди интересуются им.

Специально к данной выставке была приложена печатная продукция, созданная в библиотеке.

Внеклассное мероприятие

«Лекарственные растения Хабароского края». 3 класс

Учитель МОУ СОШ № 32 г. Комсомольск – на – Амуре

Кадыкова Елена Николаевна

Цели:

Познакомить со знаменитыми и интересными травяными растениями нашего края, с их лечебными свойствами;

Расширить знания учащихся о лекарственных растениях нашего края;

Установление причинной связи между отдельными элементами природы;

Развитие познавательные способностей уч – ся, коммуникативные навыки общения, любознательность;

Воспитание чувства патриотизма к родной природе,

бережного отношения к ней, охрана и разумное использование её богатств.

1. Введение в тему. (Под музыку) Слайд (лес)

У: Я не степью хожу,

Я хожу по аптеке.

Разбираюсь в её

Травяной картотеки.

Беспредельная степь,

Бесконечная степь,

Ты неписанный странный рецепт.

Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать.

О чём сти-е? (о природе, растениях)

У: Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в заколдованный, удивительный мир природы, мир Флоры. Слайд (Флора) В нём нет ни единого бесполезного растения.

Тема урока (читаем хором)- «Лесная аптека на службе человека». Слайд)

Мы с вами узнаем, как же могут помочь обыкновенные травы здоровью человека.

2. Работа в парах.

А путешествовать будем под девизом….-Собери пословицу и узнаешь.

Я здоровье сберегу, сам себе я помогу. (Слайд)

Около 300 лет назад в России появились первые аптеки, где продавались лекарственные травы. А в далекие времена лечебные травы собирали спец. люди. Как же их называли?

3. У: Отгадай кроссворд . Слайд

1.Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок. (Лиственница)

2.Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.

Слово снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка)

3.Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, синеглазый…(Василёк)

4.Золотой и молодой за неделю стал седой, А денёчка через два облысела голова,

Спрячу-ка в карманчик бывший …(Одуванчик)

5.Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти,

Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. (Подорожник)

6.Бусы красные висят, из кустов на нас глядят, Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)

7.Спроси телёнка и барашка: вкусней цветка на свете нет, Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет. (Клевер)

8.У забора живёт, никого не признаёт,

Не собака, а кусает и погладить не даёт. (Крапива)

Вывод : Людей, собирателей лек. трав называли «травниками». (Появл. на доске слово травник)

Что объединяет все слова- отгадки? (Это лек. травы)

4. «Из мира истории » (рассказывает ученик)

Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогают им лечиться.

Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками». Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

Первое сочинение о лек. травах принадлежит выдающемуся врачу Древней Греции Гиппократу, который жил до н. э. Он описал более 200 видов растений. (Появляется на доске слово Гиппократ)

5. Встреча с травницей и её внуками.

У: - Ребята, а вы бы хотели встретиться с травницей, которая много знает о целебных свойствах растений, которые растут в окрестностях нашего края?

Но она придет с внуками, которым она передаёт свои знания.

Встречайте! (Звучит музыка. Входят в класс)

Егоровна: Меня зовут бабушка Егоровна. А это мои продолжатели.

Чтобы познать секреты леч. трав, нужно очень много знать об окружающей вас природе, уметь наблюдать за погодой, соблюдать правила и традиции в доме природы.

О каком доме идёт речь – угадайте!

Загадка. (Внук)

Дом со всех сторон открыт, Дом резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом, Чудеса увидишь в нём. (Лес)

Чтение стих.- я (Внуки)

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура, и таблетки.

Ну а чем и как лечить

Мы вас можем научить.

Все лечебные растения

Знаем мы без исключения.

Нужно только не лениться,
Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

Внук: С некоторыми из них мы сейчас вас познакомим.

Стоит в лесу кудряшка – белая рубашка,

В середине золотая, кто это такая?

6. Физ-ка

Найдите ответ, он спрятан возле вас.

Звучит музыка, появляется Ромашка.

Слайд. (С фото и текстом)

Это я, Ромашка. Ромашка – переводится как «милая простота». Родина моя Америка. Давным- давно как сорняк я попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мои мелкие семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травой. Так я попала в Россию.

Учитель: Милая Ромашка, а чем ты полезна?

Ромашка: Оторвите лепесточек и узнаете, чем я полезна.

1 –ый –Лечит кашель

2 – ой – Снимает жар

3 – ий – Используют при мытье волос
4 – ый – Умываясь крепким отваром, кожа делается бархатистой и нежной.

5 – ый – Лечит зубную боль

7. Ромашка : Запомните простое народное средство.

Если болит горло.

Возьми 1 стакан молока, 1 стакан воды и по одной щепотке ромашки, мёда. Смешай всё вместе, вскипяти, процеди и пей вместо чая.

Егоровна: Ребята, а вы знаете лекарственные растения?

8. Попробуйте угадать и запомнить лечебные свойства этих растений.

Работа в группах. (У каждой группы карточка)

1. Растения, которым сводят бородавки. (Чистотел)

2. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях. (Липа)

3. Из этого витаминного растения варят зелёные щи. (Щавель)

4. У русского народа это лек. растение получило название «столетник».

А как звучит его научное название? (Алоэ)

5 Лечебное дерево с белым стволом, поставщик целебного сока. (Берёза)

6. Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята)

- Назвать лишнее слово. (Алоэ)

Молодцы!

Внук.

Тонкий стебель у дорожки, н а конце его серёжки.

На земле лежат листки – маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг, лечит ранки ног и рук.

9. Физ – ка.(дети ищут ответ)

Звучит музыка, появляется Подорожник. (Слайд)

10. Подорожник: Это я- Подорожник. Существует легенда о том, как были открыты мои целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега, Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.

Учитель: Дорогой Подорожник, а чем ты полезен?

П: А это я хочу спросить у ребят.

Вывод:

Заболел зуб, глаз воспалился, сердце болит, дёсны кровоточат, поранился, порезался, заболел желудок – срочно беги ко мне!

11. Егоровна : Послушайте моё народное средство.

Вы натёрли ногу – о несчастье.

Нужно сорвать лист подорожника, обернуть им больное место. Листок приятно холодит и боль постепенно проходит.

12. Музыка. Входит Ландыш. (Без короны)

Загадка. (Слайд)

Расцветаю я весной,

Только снег сойдёт лесной.

И на каждом стебле в ряд,

Словно лампочки горят.

Учитель: Ой, а ты кто?

Слайд только с текстом.

13. Ландыш : Я – лек.растение, означает «лилия долин,», цветущая в мае. Меня называют спасателем человеческих жизней. Я – лесной цветок, но сейчас меня сажают в парках, на дачных участках. А какие красивые у меня цветы – колокольчики! А как они превосходно пахнут! Но меня рвать нельзя – я занесён в Красную книгу. (Показать)

Ландыш: Кто же я? (Ландыш) – надевает корону

Слайд с иллюстрацией и текстом.

Ландыш применяют:

Для лечения почек, сердца, сосудов, от боли в животе,

Действует как успокаивающее средство.

Девушки соком ландыша натирали щёки, чтобы быть румяными.

Хором! Ландыш не только целебен, но и ядовит. Ядовиты его плоды.

Употреблять его в пищу в необработанном виде смертельно!

Учитель: Так чем же ландыш отличается от других растений, о которых мы сегодня говорили? (Он ядовит)

14. Ядовитые растения.

Назовите растения, которые губительны для человека, но являются лекарством или пищей для животных.

Слайд. Вороний глаз.(Фото)

Вороний глаз ---- птицы ----лекарство

Слайд. Волчье лыко (Фото)

Волчье лыко ------- нектар -------пчёлы, муравьи

Вывод.

У: Ребята, а давайте проведём небольшой экзамен для наших гостей – Бабушке Егоровне и её внукам.

15. Экзамен.

1.Это жгучее растение, при варке зелёных щей способно заменить собой щавель. (Крапива)

2. Сладкое вещество, которое вырабатывают пчёлы, собирая пыльцу и нектар растений. (Мёд)

3.В нём большое количество крахмала, можно вылечить желудочные заболевания.

(Картофель)

4.Назовите травы и растения, которыми можно вылечиться от простуды. (Малина, клюква, мать и мачеха, мята)

Ну, молодцы, настоящие целители!

16. Музыка. Появляются Шиповник, Тысячелистник, Брусника, Мать- и мачеха.

У: Вы кто? Зачем вы к нам пришли?

Все. Мы пришли к своим друзьям! Мы тоже лекарственные растения!

Шиповник.

Где – то в чаще дремучей,

За оградой колючей,

У заветного местечка

Есть волшебная аптечка:

Там красные таблетки

Развешаны на ветке.

Меня зовут царем кустов

За цвет и за запах

Моих лепестков.

Хот куст мой зеленый

Вас ранить готов,

Но я помогу всем больным

И тем, кто здоров.

Учитель. Знаем, ты Шиповник! Но как ты можешь помочь?

Шиповник. Пейте для профилактики мой настой. Он очень вкусный и полезный. В нем содержится витамин С. И тогда гриппом вы болеть не будете!

Мать – и – мачеха.

Сверху листик гладкий,

Но с байковой подкладкой

Учитель. Знаем, ты Мать – и – мачеха!

Мать – и – мачеха . Если кашель вас замучил, воспаленье началось,

Подружитесь со мной скорее, и, обещаю, все пройдет.

Брусника.

Листик с глянцем,

Ягодки с румянцем,

А сами кусточки –

Не выше кочки.

Учитель. Ты Брусника! 7

А как ты помогаешь людям?

Брусника.

Жар, головные боли, плохой аппетит.

Выпей отвар моих листьев,

Мгновенно забудешь о них.

Тысячелистник.

Белый щит на тысяче листьев, расту на бугре, помогу в беде.

Учитель. А как ты можешь

помочь, Тысячелистник?

Тысячелистник. Я, как и подорожник, людям помогаю:

раны заживляю, аппетит улучшаю, разные воспаления снимаю.

Давайте все лекарственные растения попросим выйти на середину класса и поблагодарить их за целебные свойства, которые помогают человеку

поправить своё здоровья.

Музыка (взялись за руки)

17. Итог .

Увидел молодой росток,

Не трогай и не рви.

Пройди – ка мимо, улыбнись.

Пройдут года и вырастет там

Целебная трава.

Лес зеленый охраняй,

Никого не обижай!

Не губи деревья ты,

Сохрани в лесу цветы!

Ты пришел за помощью к природе?

Добрым будь и береги её.

Ветки не ломай, не трогай

Помни, нужно много лет,

Чтобы кустик снова мог помочь тебе.

Ты, дружок,

Смотри, не подкачай!

Правдивым быть

И добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка! 8

Люби цветы, леса,

Простор полей –

Все, что зовется Родиной твоей!

Егоровна: Не хочется чаю с печеньем, с пирожным,

Я снова скучаю о чае таёжном:

С душицей, с дымком, с земляничным листом,

Но можно и с мятой, малиной, медком.

Я всех вас хочу угостить кипятком,

С волшебным, таёжным, лесным запашком.

28.04.2017 Акция «День экологических знаний» «Природа лечит. Лекарственные растения»

Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. Леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце, животные, растения. Это – природа! О красоте русской природы можно говорить бесконечно. Она щедра и бескорыстна. Но чтобы сберечь, понимать природу, её нужно знать. С этой целью пожилые люди, читатели Камеевской сельской библиотеки, присоединились к всероссийской акции «День экологических знаний» по теме: «Природа лечит. Лекарственные растения». И на эту тему орформили книжку- раскладушку.

Все ценное для человека принято сравнивать с золотом. Природа предоставляет человеку такое разнообразие даров - «золота», - что их трудно даже перечислить. Для сохранения и укрепления здоровья человека особую ценность представляют лекарственные растения. Из поколения в поколение передавали люди сведения о целебных свойствах растений. «Путешествие в страну лекарственных растений» - так называлась первая страничка нашей книжки- раскладушки. Гости узнали много нового о лекарственных растениях, которые растут не только в лесу, на полях и лугах нашей необъятной России, но и даже возле своего двора можно найти очень много полезных растений. Презентация дала возможность познакомиться с некоторыми из них воочию.

Второй страничкой книжки стала презентация выставки «Матушка -природа для лечения народа», где была
представлена литература, раскрывающая многообразие зеленых великанов, информацию о травах, о полезных и вредных комнатных растениях и о правилах сбора и хранения целебных растений.

Нашу третью страницу посвятили охране дикорастущих лекарственных растений. Лекарственные растения, находящиеся под угрозой исчезновения, и редкие виды, внесенные в Красные книги, находятся под охраной государств. К числу редких видов относятся растения, численность и ареал которых имеют постоянную тенденцию к сокращению.

В настоящее время краснокнижными видами являются: жень - шень, заманиха высокая, левзея сафлоровидная, диоскорея кавказкая, мачок желтый, красавка-белладонна и некоторые виды ятрышника. Кроме того, строгой охране и ограниченной заготовке подлежат около 40 видов лекарственных растений, среди которых: ландыш майский, горицвет весенний, наперстянка крупноцветковая и другие растения. Запрещается заготовка сырья без специальной лицензии и ограничены: распашка земель, выпас скота, сенокошение, осушение болот, использование ядохимикатов, отдых населения, застройка, движение механизированного автотранспорта. Обо всем этом мы узнали, посмотрев видеоролик «Растения Красной книги».

На четвертой странице , мы вместе погуляли на свежем воздухе. Давно уже известно, что свежий воздух полезен для здоровья! Так – то оно так, только вот часто ли мы задумываемся над, тем, что именно «свежий воздух» все реже и реже попадает к нам в легкие? С каждым годом все больше людей переезжает из каменных джунглей за город. Это
вызвано самыми разнообразными причинами, однако в большинстве случаев подобное объясняется нежеланием граждан дышать загазованным воздухом. Стоит лишь только кому-то произнести слово «город», как сразу в голове воспроизводится картина вечных выхлопных газов и дыма, идущего из труб заводов и фабрик. Воздух в сельской местности разительно отличается от городского, и к одним из таких мест относится и наше село, со своим лесом, янтарной речкой Бирь и бескрайними полями. Для сохранения этой красоты и чистого воздуха, жители села организовывают субботники, заботятся о чистоте реки, проводят в школах занятия, посвященные экологическому воспитанию подрастающего поколения, а в библиотеках- акции по экологии. Так же жители села, дети и взрослые, совместно с лесниками участвуют в посадке хвойных и лиственных пород деревьев возле проживаемой местности. Ведь в сосновых и еловых лесах дышать намного лучше. И это не просто ощущение. Именно хвойники подавляют бактерии, вызывающие болезни и благоприятно влияют на нервную систему организма. Наши жители и пенсионеры активно пользуются дарами природы, зимой катаются на лыжах, а летом регулярно прогуливаются возле речки и леса. Активные участницей среди пожилых людей это Татьяна Изиляева, Елена Валитова и Антонида Апсатарова, бывшая учительница физкультуры с. Камеево. Она поделилась перед гостями своими навыками скандинавской ходьбы и показала для начинающих как пользоваться скандинавскими палками.

Каждый из нас интуитивно чувствует, что в природе и ее творениях скрыты целебные силы, которых не заменить никакими синтетическими препаратами. Кто не прикладывал к ссадинам лист подорожника? Не ел малину при простуде? Не пил настойку валерианы? Участники мероприятия, листая пятую страницу книжки- раскладушки, привели свои примеры лечения заболеваний народными средствами, отварами и настоями из трав, которые хорошо известны и произрастают в нашей местности. Рассказали о свойствах лекарственных растений, которые растут на наших участках - это календула, смородина, малина, шиповник и так далее. Светлана Бикбулатова вспомнила случаи из своей жизни, когда ей на помощь приходили лекарственные растения и о правилах сбора этого природного дара.

До сих пор ведутся споры о том, верить или не верить производителям БАД по поводу эффективности их продукции. На шестой странице книги мы рассмотрели деятельность корпорации «Сибирское здоровье», отзывы врачей о ее продукции, отрицательные моменты самолечения, а также постарались понять роль БАД в жизни человека. Анна Алимпиева консультант корпорации «Сибирское здоровье» говорит о том, что компания «Сибирское здоровье» была основана в Новосибирске в 1996 году и на данный момент является ведущим российским разработчиком и производителем оздоровительной продукции и косметики, подтвержденной патентами. Сырье для производства поставляется из Горного Алтая, Байкала и других заповедных районов Сибири: используются лекарственные травы, их коренья, ягоды, цветки и семена. Так же она ознакомила нас с правилами приема лекарств на основе растений.

На седьмой странице участников ждала игра «Зеленая аптека». Участники с большим удовольствием решали кроссворды, без ошибок отвечали на вопросы викторины, соревновались в знаниях луговых и лесных цветов. Называли лекарственные растения, и какими лечебными свойствами они обладают. Также разгадывали загадки, вспоминали пословицы и читали стихотворения «Луговые травы», «Лесной чай», «Целебные травы». По итогам игры наше жюри бывший фельдшер Камеевской СВА Людмила Мусалина (пенсионерка на заслуженном отдыхе) всех игроков признала лучшими травниками села.

Восьмая страничка книги была самой вкусной. Елена Шамиданова для своих читателей открыла импровизированный фитобар под названием «От болезней всех полезней». Чай – это полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем не заменим, как и хлеб. Много интересного об истории появления на Руси традиций чаепития узнали участники акции, посетив фитобар. Любительница чаепития Зоя Васильевна Биктимирова продемонстрировала мастер- класс по завариванию чая. Научила, как готовить тонизирующие напитки, придающие бодрость и энергию жизни. А отличным дополнением к горячему чаю стали прекрасные пироги от всех наших гостей. Долго сидели у самовара, пили чай и замечательно, душевно пели песни.

В последней странице книги, лекарственные растения дали наказ, которые мы должны помнить, и тогда природа будет нам благодарна.

Увидел молодой росток – не трогай и не рви!

Пройди-ка мимо, улыбнись, скажи ему: «Живи!»

Пройдут недели иль года, и вырастет там целебная трава.

Лес зелёный охраняй! Никого не обижай!

Не губи деревья ты! Сохрани в лесу цветы!

Ты пришёл за помощью к природе – добрым будь и береги её.

Ветки не ломай, не рви, не трогай,

Помни, нужно много лет ещё,

Чтобы кустик снова мог помочь тебе.

Ты, дружок, смотри, не подкачай! Правдивым быть и добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка, не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса, простор полей – всё, что зовётся Родиной твоей!

Библиотекарь Камеевской библиотеки Е. Шамиданова.