Преподобный о. Гавриил исповедник и юродивый

Мцхета – древняя столица Грузии. Этот маленький городок привлекает туристов и паломников. И недаром. Здесь находятся известные монастыри: Джвари, Зедазени, Светицховели, Самтавро. Именно в женский монастырь Самтавро непрерывной струйкой течет поток страждущих людей. Они едут на могилу старца Гавриила (Ургебадзе), прославленного в лике святых Грузинской Церковью 20 декабря 2012 года. Это произошло в невероятно короткий срок после его кончины – через 17 лет.

Старца называли «большой любовью ХХ века». Он часто носил на груди табличку «Человек без любви – как кувшин без дна».

Человек, наполненный любовью

Aliis inserviendo consumor.
(Служа другим, расточаю себя.)
Латинская пословица

Преподобноисповедник Гавриил (Ургебадзе) родился 26 августа 1929 года. Его мирское имя было Годердзи. Мать его долгое время была против стремления сына к монашеству, но под конец жизни примирилась с его выбором, а впоследствии и сама приняла постриг. Она тоже похоронена в монастыре Самтавро.

Уверовал Годердзи еще в детстве. Однажды соседки ругались, и одна из них сказала: «Ты меня распяла, как Христа». Мальчику стало интересно, что это значит – «распять» и кто такой Христос. Взрослые отправили ребенка в церковь, где сторож посоветовал ему прочитать Евангелие. Он накопил денег, купил Евангелие и через несколько лет знал текст практически наизусть.

Желание монашества возникло в нем еще в юные годы. Позже старец говорил: «Большего героизма, чем монашество, нет». И всей своей жизнью он доказывал это.

Монашеский постриг он принял в 26 лет, получив имя преподобного Гавриила Афонского – старца, который прошел по воде и принес на афонский берег приплывшую по морю Иверскую икону Божией Матери. Отец Гавриил особо почитал чудотворный список Иверской, хранящийся в монастыре Самтавро.

Во дворе своего дома на тбилисской улице Тетрицкаройской отец Гавриил построил многоглавую церковь. Он возводил ее своими руками и закончил около 1962 года. Иконы для этой церкви отец Гавриил находил на городских свалках, куда в те безбожные годы свозили и выкидывали вместе с мусором многочисленные святыни. Иногда он целыми днями бродил по свалкам. У него была небольшая мастерская, где он очищал иконы, делал им оклады из разных материалов. Стены его церкви сплошь были увешаны образами. Даже фотографии и изображения икон из светских журналов он помещал в рамочки.

1 мая 1965 год во время демонстрации иеромонах Гавриил сжег 12-метровый портрет Ленина, вывешенный на здании Верховного Совета Грузинской ССР, и стал проповедовать собравшимся людям Христа. Его за это сильно избили и посадили в изолятор КГБ Грузии. На допросе отец Гавриил говорил: он это сделал потому, что «нельзя боготворить человека. Там, на месте портрета Ленина, должно висеть Распятие Христа. Слава не нужна человеку. Надо писать: ”Слава Господу Иисусу Христу”». В августе 1965 года отца Гавриила поместили в психиатрическую больницу на обследование. Здесь он был признан сумасшедшим. Старцу поставили диагноз: «психопатическая личность, верит в Бога и ангелов». Ему выдали «белый билет». Но затем с ним происходили еще более страшные вещи. Церковные иерархи, в угоду властям, не разрешали ему заходить в церковь, не пускали на службы, прогоняли. У батюшки не было возможности причаститься, а он желал этого всей душой. Он мог по несколько дней обходиться без еды, подолгу не спать, но жить без церкви он не мог. И старец часто от бессилия плакал, открывая душу своим сестрам.

В Самтавро отец Гавриил поселился в 1980-е годы, в последнее время он жил в круглой башне. Монахини некоторое время удивлялись чудачествам батюшки, пока не увидели в них особый подвиг. Поначалу им казалось странным, что он какое-то время жил в курятнике, где были большие щели, зимой ходил босиком… Поведение старца не укладывалось ни в какие рамки, не соотносилось ни с каким из человеческих понятий. Но потом стали чувствовать, что от него исходит необыкновенная любовь: он любит всех. Часто старец кричал на сестер, требовал от них послушания, заставлял что-то делать или мог заставить их есть из грязной посуды. Но обижаться на него было невозможно – в его глазах светилась нежная любовь.

Игуменью Теодору, когда она была еще монахиней, он брал с собой в Тбилиси и заставлял попрошайничать. Они вдвоем просили милостыню, а потом старец раздавал всё нищим. Если они возвращались на такси, он мог накричать на таксиста и совсем не дать денег, а мог и заплатить во много раз больше.

В Страстную седмицу из его кельи доносился постоянный плач. Некоторые видели, как во время молитвы он поднимался над землей на 40–50 сантиметров и от него исходил свет. Верующие люди почитали отца Гавриила великим подвижником, они приходили к нему как к живому святому. Когда старец принимал многочисленных гостей, то всегда следил, чтобы на столе был «профессор» – так он называл красное вино. Щедро угощая людей, он сам почти ничего не ел. Батюшка говорил, что надо питаться Божественной любовью, а не только продуктами.

Отар Николаишвили был духовным чадом батюшки и часто проводил время в его келье. Однажды отец Гавриил неожиданно сказал ему, что надо сейчас же, срочно ехать в монастырь святого Антония Марткопского. Отар смутился: машина не на ходу, с ней проблемы. Батюшка настоял, и они кое-как поехали. Дорога стала подниматься в гору, автомобиль «закашлял и зачихал», но старец вдруг сказал: «Сынок, ты не беспокойся, с нами на заднем сиденье едет сам преподобный Антоний Марткопский, но ты не оборачивайся». И машина вдруг так рванула вперед, что водителю пришлось давить на тормоза. Когда они въехали в монастырские ворота, машина тут же заглохла. В это же время туда вошли несколько вооруженных людей, агрессивно настроенных. Старец тут же вышел вперед и сказал: «Стреляйте в меня». Это смутило и отрезвило бандитов, и они покинули обитель.

По завещанию старца его тело обернули в циновку и предали земле там, где подвизалась святая Нина. Отец Гавриил умер 2 ноября 1995 года от водянки. Он очень страдал от болей, но никак не показывал этого.

После его смерти на могиле стало происходить неисчислимое количество исцелений. Старца глубоко почитает вся Грузия.

Из высказываний старца

Кто научится любить, тот и будет счастлив. Только не думайте, что любовь – это врожденный талант. Любви можно научиться, и мы должны это делать.

Без жертвы ради Господа и ближнего ничего в духовной жизни не получится. Без жертвы не научишься любить.

Бог не приемлет пустых слов. Бог любит дела. Добрые дела – это есть любовь.

Живи так, чтобы не только Бог любил тебя, но и люди – больше этого нечего нет.

Завещание архимандрита Гавриила

Слава Христу Богу!

От Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II испрашиваю прощения и благословения. Всему священническому и иноческому чину оставляю свое благословение и прощение-примирение. Бог есть Любовь, но хоть и много я постарался, однако достичь любви к Богу и ближнему, по заповеди Господней, я не смог. В любви заключается всё обретение человеком Царствия Небесного в этом видимом мире и унаследование Вечности (Вечной Жизни). Похороните меня без гроба, в мантии. Будьте добрыми и смиренными; во смирении нашем помянул нас Господь, ибо смиренным дарует благодать. Перед каждым Богом рожденным человеком будьте со смирением, добротою и любовью. Любовь ко всем уношу я с собой – и к православному люду, и ко всякому Богом рожденному человеку. Цель жизни и всего этого видимого мира есть обретение Царствия Божия, приближение к Богу и унаследование Вечной Жизни. Этого и желаю я всем вам. С благословением моим оставляю вас, да не потеряет никто великую милость Божию и да удостоятся все обретения Царствия. Несть человек, иже жив будет и не согрешит. Один я великий грешник, всячески недостойный, зело немощный. От всей моей любви молю вас всех: проходя мимо моей могилки, испросите прощение мне грешному. Прахом был я, в прах и возвратился.

Молитва старца Гавриила

Господи, молю Тебя, с небес услыши нас, призри на нас, подай милость Свою, с миром отпусти нас, чтобы ходили по Твоему пути, исполняли заповеди Твои и отрекались от зла. Научи нас, Господи, молиться пред Тобою и исполнять Твой святой закон, чтобы сердце наше стало преданным Тебе и всем нам жить по святому закону Твоему.

Из многих стран мира едут паломники в древнюю столицу Грузии, город Мцхету, где в женском монастыре Самтавро покоятся мощи старца Гавриила Ургебадзе - величайшего духовного подвижника XX века. При жизни авторитет старца был столь высок, что после блаженной кончины, последовавшей в ноябре 1995 года, потребовалось лишь семнадцать лет (необычайно короткий срок) для прославления его в лике святых Грузинской православной церкви.

Детство и юность будущего святого подвижника

Старец Гавриил Ургебадзе, пророчества которого сегодня так волнуют многих людей, родился 26 августа 1929 года в Тбилиси, и во святом крещении, совершённом в церкви получил имя Годердзи. Его отец, Василий Ургебадзе, как и многие люди тех лет, был убеждённым коммунистом, но жизнь ему была отпущена короткая и трагическая. Седва исполнилось два года, когда отец погиб от рук неизвестных убийц.

Его вдова, мать малолетнего Годердзи, Варвара Ургебадзе, в отличие от своего покойного мужа, была женщиной крайне набожной. Забегая вперёд, отметим, что господь послал ей долгую и благочестивую жизнь. Приняв с именем Анна и на пять лет пережив сына, она скончалась в том самом монастыре, где ныне покоятся его святые мощи. Годердзи был не единственным ребёнком в семье. Кроме него, подрастали старший брат Михаил и сестра Эмма. Впоследствии к ним добавилась единоутробная сестра Джульетта, рождённая во втором браке матери.

Ныне глубоко почитаемый у себя на родине и за её пределами грузинский старец Гавриил Ургебадзе начал свой религиозный путь в самом раннем детстве. По воспоминаниям знавших его в юные годы, ещё ребёнком он отличался молчаливостью и склонностью к уединению. Обычным детским забавам своих сверстников Годердзи предпочитал чтение духовных книг и посещение церкви.

Первые шаги ко Христу

Любопытна история, послужившая толчком к началу проявления этой его наклонности. Она известна сегодня из воспоминаний подруг его матери. Однажды мальчик стал свидетелем ссоры двух женщин, во время которой одна из них воскликнула: «Ты меня распяла, как Христа!». Значение этих слов было непонятно ребёнку, и взрослые, к которым он обратился за разъяснениями, посоветовали ему обратиться в церковь.

Так случилось, что дать первое наставление будущему святому Господь сподобил не настоятеля храма, куда впервые в жизни пришёл Годердзи, а церковного сторожа. Он в доступной форме рассказал мальчику о великой жертве Христовой и посоветовал мальчику прочитать Евангелие. Экономя на школьных завтраках, он скопил нужную сумму и, купив в церковной лавке святую книгу, не расставался с ней до конца своей жизни.

Ещё в школьном возрасте старец Гавриил Ургебадзе стал известен среди окружавших своими паломничествами в монастыри Бетани и Марткопи, а также отчасти и проявлениями юродства, встречавшими одобрение и сочувствие. Уже тогда за ним укрепилась слава человека, которому господь открывает сокровенные тайны, и в годы войны, несмотря на совсем юный возраст, к нему за духовной помощью обращались многие, чьи родные ушли на фронт.

Вера в бога, приравненная к безумству

В 1949 году двадцатилетний Годердзи был призван на военную службу, но даже и там не порывал с религией, что в годы тотального атеизма было делом весьма рискованным. Находясь в составе пограничной части, дислоцированной в Батуми, он по секрету от начальства посещал церковь святого Николая, соблюдал все предписанные церковью посты и старался вести духовные беседы с сослуживцами. Однако тайное, как известно, рано или поздно, становится явным.

Чтобы избежать неприятностей и обвинений в низком политическом уровне личного состава, командование части поспешило комиссовать неугодного им солдата в связи с наблюдавшимся у него якобы психическим расстройством. Юношу передали гражданским властям, которые в те годы также косо смотрели на религиозно настроенных людей, как и их военные коллеги.

В результате Годердзи направили в психиатрическую больницу на обследование, где основным и, по всей видимости, единственным симптомом помешательства признали видение Божьей Матери, которое ему было ещё в детстве. Однако этого оказалось достаточно, и совсем ещё молодой человек был признан психически больным, в результате чего вопрос трудоустройства для него стал неразрешимой проблемой.

Начало церковного служения

Пенсия, выплачиваемая ему по инвалидности, была столь мала, что её не хватало даже на самую скромную жизнь, и старец Гавриил Ургебадзе оказался в крайне сложном положении. Однако господь, как известно, не оставляет милостью уверовавших в него. Своему верному слуге он послал помощь в лице грузинского католикоса-патриарха Мелхиседека III, узнавшего о его злоключениях, и распорядившегося принять на работу в тбилисский Сионский кафедральный собор. Там, оказавшись, наконец, среди близких ему по духу людей, Годердзи исполнял вначале обязанности сторожа, а затем и псаломщика.

Его интерес к духовной литературе, проявившийся ещё в детские годы, принёс свои плоды. Изрядно осведомлённый в богословских вопросах и укреплённый в вере, он в январе 1955 года был рукоположен в сан дьякона, а спустя месяц в Кутаисском монастыре Моцамета пострижен в монахи. Отныне смиренный раб божий Годердзи стал именоваться Гавриилом в честь преподобного Гавриила Афонского, чудесным образом прошедшего по воде и вынесшего на берег приплывшую морем

В последних числах февраля 1955 года новопостриженный инок Гавриил был рукоположен в иеромонахи, то есть принял священнический сан, позволявший ему совершать шесть из семи установленных в православии таинств - причащение, крещение, венчание и т. д.

В течение последующих пяти лет старец Гавриил Ургебадзе исполнял послушание в качестве священника Сионского кафедрального собора, где некогда начинал церковным сторожем. Затем провёл два года в монастыре Бетани, а после его закрытия вернулся в Тбилиси, где служил в соборе Пресвятой Троицы.

Самовольное строительство часовни

К этому периоду его жизни относится любопытный эпизод, память о котором сохранилась до наших дней. Ещё в пятидесятые годы, вернувшись из армии, он начал во дворе своего дома строить из бросового материала небольшую часовню, которую местные власти неоднократно разрушали. Избежать серьёзных наказаний за самоуправство ему помогла тогда справка о невменяемости.

Наконец на него махнули рукой, и отец Гавриил смог довести дело до конца. Он сделал всё своими руками, и даже иконы подобрал на местных свалках, а затем, отреставрировав, поместил в самодельные оклады. В середине шестидесятых годов его труд был завершён, и с тех пор построенная им часовня стоит во дворе дома №11 по Тетрицкаройской улице его родного Тбилиси.

Вызов, брошенный имперской идеологии

Однако в те годы далеко не всё складывалось благополучно в жизни отца Гавриила. Ярким тому примером может послужить инцидент, произошедший во время первомайской демонстрации 1965 года, когда на глазах у всех он поджёг двенадцатиметровый портрет Ленина, выразив таким образом свой протест против поклонения кому бы то ни было, кроме бога.

Разъярённая толпа людей набросилась на него, в результате чего старец Гавриил Ургебадзе был избит, а затем доставлен в городское отделение КГБ. В тот день на его теле врачи насчитали восемнадцать переломов.

Избежать тюрьмы помогла всё та же медицинская справка о невменяемости. Сыграл роль и широкий международный резонанс, который благодаря группе диссидентов приняло его дело. Продержав мятежного иеромонаха три месяца в психиатрической больнице, власти были вынуждены выписать его с подтверждением прежнего диагноза.

Жертва предательства

Произошедший инцидент имел последствия, навсегда оставшиеся позорным пятном на совести ряда грузинских церковных иерархов. В угоду властям они запретили настоятелям пускать отца Гавриила во вверенные им храмы, а в случае непокорства предписывали выгонять силой или прибегать к помощи милиции.

Это был страшный и подлый удар, нанесённый к тому же своими братьями-единоверцами, знавшими, что святой старец Гавриил Ургебадзе, способный по нескольку дней обходиться без еды и сна, не мог жить без церковных служб, и особенно без причастия святых даров. Очевидцы рассказывали, что такое низкое предательство повергло его в смятение, и он от бессилия плакал, поверяя своё горе лишь самым близким людям.

Юродивый монастыря Самтавро

В начале восьмидесятых годов, гонимый официальными церковными и светскими властями, отец Гавриил нашёл пристанище в женском монастыре Самтавро. Крайний аскетизм, в рамках которого проходила его жизнь, произвёл впечатление даже на видавших виды инокинь.

По их воспоминаниям, старец-архимандрит Гавриил Ургебадзе поселился в помещении бывшего курятника, насквозь продуваемого зимними ветрами, и наотрез отказывался принять от них какие-либо тёплые вещи. Часто его можно было видеть стоящего босиком на покрытом льдом и снегом монастырском дворе.

Вначале такое поведение вызывало недоумение сестёр, однако вскоре они убедились, что за внешним юродством кроется великий подвиг смирения. Но главное, о чём свидетельствуют насельницы монастыря, это неиссякаемая любовь, которой буквально светился старец Гавриил Ургебадзе.

Книга «Диадема старца», написанная о нём через несколько лет после кончины и включившая в себя воспоминания самых различных людей, знавших святого подвижника, полна подтверждений их слов. Он ничего не желал для себя лично и всё щедро дарил окружающим.

Кончина отца Гавриила и последующая канонизация

В последние годы своей жизни преподобный страдал водянкой, которая и стала причиной его смерти, наступившей 2 ноября 1995 года. Исполняя последнюю волю покойного, тело предали земле не в гробу, а лишь обернув простой циновкой. Также и место своего упокоения старец указал сам, избрав обитель, где некогда подвизалась просветительница Грузии святая равноапостольная Нина.

Можно с полной уверенностью сказать, что в восьмидесятые годы и всю первую половину девяностых одним из самых почитаемых религиозных авторитетов в республике был именно старец Гавриил Ургебадзе. Книга, о которой упоминалось выше, содержит в себе много несомненных тому доказательств. В ней собраны подлинные свидетельства чудес, совершавшихся по его молитвам.

Но ещё больше их стало происходить на его могиле, к которой после похорон не иссякал поток паломников. Стало очевидным, что и после смерти не оставлял своих почитателей старец Гавриил Ургебадзе. Молитва, произнесённая с верой и упованием (как учил он при жизни), несла людям скорое и ощутимое исцеление.

Всё это послужило причиной тому, что в декабре 2012 года решением Священного синода Грузинской православной церкви вчерашний изгнанник был канонизирован в лике преподобных. Тогда же была написана хорошо известная сегодня икона старца Гавриила Ургебадзе, а также составлен подобающий случаю акафист. Следует отметить, что это уникальный случай, когда временной интервал между кончиной и прославлением составил всего семнадцать лет, обычно он включает в себя несколько десятилетий, а порой и веков.

Известно, что во дни своей земной жизни преподобный не вёл записей, но щедро делился мыслями со всеми приходившими к нему. Многие из тех, кому довелось слышать его слова, сохранили их в своих дневниках, и благодаря этому стало достоянием миллионов людей всё, что хотел сказать им Гавриил Ургебадзе. «Диадема старца» - не просто сборник воспоминаний, это во многом учебник истинно христианской жизни.

Достаточно вспомнить лишь некоторые его наставления. Например, отец Гавриил учил бояться не самой смерти, которая, по его словам, является ничем иным, как преображением человека, ступившего в иной мир, а суда божьего, ожидающего каждого из нас за гранью вечности. Для большей выразительности, он прибегает к сравнению, приводя в пример волнение, ощущаемое перед лицом обычного институтского экзаменатора, и после этого предлагает представить те чувства, которые нахлынут на нас пред ликом Вечного Судии.

Как уже говорилось, все знавшие старца свидетельствовали о его безграничной любви к людям без различия их личных качеств и социальной принадлежности. Именно этому, столь редкому в наши дни качеству посвящено одно из его наиболее известных наставлений. Отец Гавриил учил, что любовь - это не врождённый талант, а искусство, которому следует упорно учиться, но тот, кто сумеет его постичь, обретёт высшее счастье.

Приведём лишь ещё одно его высказывание, на этот раз относящееся к тем, кто, отрешившись от суетного мира, ступил на путь монашеской жизни. Старец опровергает установившееся мнение, что затворившись в обители, инок все свои помыслы должен обратить лишь к богу, игнорируя происходящее вокруг. Он буквально говорит, что нет спасения тому монаху, который не болеет душой о недугах своего народа. Иными словами, служитель божий обязан оставаться патриотом и гражданином.

Старец Гавриил Ургебадзе, пророчества о грядущих днях

Но не одними только поучениями, подкреплёнными собственным жизненным примером, запомнился жителям республики их прославленный соотечественник. Среди духовного наследия, которое оставил после себя старец Гавриил Ургебадзе, пророчества о России и Грузии занимают совершенно особое место, и сегодня, как никогда, становятся объектом всеобщего внимания.

О том, что в них он предсказывал будущее обеих республик, явствует из его собственных слов. Он говорил, что обе они являются тем крестом, на котором он принимает добровольное распятие. Правда, если быть абсолютно точным, то следует отметить, что сказано было: «Грузия и пол-России…», но этим он, видимо, желал подчеркнуть, что предсказания в большей степени относятся всё же к его родине.

Грузинский старец Гавриил Ургебадзе пророчества свои во многом уподоблял тому, что ещё два тысячелетия назад говорил на страницах Апокалипсиса святой Иоанн Богослов. Как и святой апостол господень, он предрекал приход в мир сил антихриста, но в гораздо более близкие сроки, чем может показаться поверхностному наблюдателю.

Обращаясь одновременно и к современникам, и к будущим поколениям, старец не пытался поселить в них ощущение безысходности, так как безгранично верил во всемогущество божие и конечную победу сил света и добра, но старался наставить и уберечь от гибельных ошибок.

В частности, он предупреждал о том, что наступят времена, когда служители антихриста начнут проповедовать в церквях евангельские истины, умышленно искажая их своим превратным толкованием, и тем попытаются подменить истинную веру её видимым подобием. Старец Гавриил Ургебадзе призывал каждого, прежде чем отверзать слух чьим-либо проповедям, хорошенько убедиться, соответствуют ли дела пастыря тем высоким словам, которые он произносит.

Этим преподобный возвращает нас к евангельским строкам, где подобная мысль прозвучала в устах Иисуса Христа. В позднейшие времена о том же предупреждали многие российские святые, но старец Гавриил Ургебадзе пророчества о России и Грузии дополнил одним совершенно неожиданным предсказанием, в которое, по всей видимости, вкладывал некий иносказательный смысл.

Он говорил о том, что настанут времена, когда люди, желая вырваться из сетей дьявола (а их у него ровно 666), будут ждать спасение из космоса, которое, по их расчётам, должны принести с собой некие инопланетные существа. Но подобные ожидания будут тщетны, так как эти пришельцы, по словам старца, сами окажутся слугами врага рода человеческого.

Едва ли следует понимать это пророчество в буквальном смысле - преподобный Гавриил был далёк от научной фантастики. Очевидно, разгадку его слов следует искать в некоей аллегории. Не исключено, что таким образом он пытался предостеречь от упований на постороннюю помощь в деле становления России. Даже господь не избавляет нас от трудов, но по молитвам посылает необходимые силы и разум для их выполнения. Дьявол же, наоборот, стараясь отвратить человека от полезного деланья, насылает на него несбыточные надежды и мечтания. Россию, по словам старца, впереди ждёт свет божьей правды, но путь к нему невозможен без опоры на Христа.

Конкретно же о судьбе Грузии старец говорил, что она воскреснет, подобно Лазарю, но не раньше, чем во главе её встанет коронованный царь. Оставим толкование этого пророчества нынешним грузинским политикам.

Старчество - духовная опора церкви

В наши дни, когда всё большее количество людей обращается к церкви, ища в ней свою духовную опору, особую актуальность получают высказывания жизнью своей стяжавших благодать божью. Их мудрость - это тот хлеб, вкушая который, обретает силы и человек, имеющий за спиной богатый опыт христианской жизни, и вчерашний неофит. Старцы Гавриил Ургебадзе, Серафим Вырецкий, Амвросий Оптинский, а также многие их предшественники являются тем фундаментом, на котором неколебимо высится здание Церкви Христовой.

Мцхета – древняя столица Грузии и ее духовный центр. Недаром в древних грузинских источниках город называли “вторым Иерусалимом”. На месте, где проповедовала святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, много веков находится красивейшая церковь Самтавро. Сейчас здесь действует небольшой женский ставропигиальный монастырь святой Нины.

Монастырь Самтавро хранит множество святынь, среди которых есть одна современная. Это могила архимандрита Гавриила (Ургебадзе) (1929-1995). Сегодня, 20 декабря, Синод Грузинской Церкви причислил архимандрита Габриэла (Ургебадзе) к лику святых.

Могила св.архимандрита Гавриила (Ургебадзе). Фото Юлии Маковейчук.

Его поучения, дар прозорливости и исцеления от болезней еще при жизни его привлекали христиан и просвещали неверующих. Сейчас же возле его могилы, над которой горит неугасимая лампада, постоянно находятся люди, просящие его молитвенной помощи.

Юродивый с детства

Еще в детстве Васико Ургебадзе уверовал во Христа и проповедовал Евангелие. Тогда же он начал юродствовать – ребенком он часто садился в мусор, говоря: “Ты мусор, не будь о себе большого мнения”.
Даже служа в армии, он продолжал поститься и ходить в храм (он служил в Батуми, где действовала церковь святителя Николая). После армии его объявили психически больным. В дальнейшем это спасло ему жизнь.

Своими руками Васико построил храм во дворе своего дома в Тбилиси. Несколько раз его разрушали власти, но каждый раз он его отстраивал заново.

“Расстрелять без суда и следствия”

Монашеский постриг он принял в 1955 году. А в 1965 на первомайской демонстрации совершил беспрецедентный поступок – публично сжег портрет Ленина.

Ужаснувшемуся народу пояснил:

– Я это сделал, потому что нельзя боготворить человека. Там, на месте портрета Ленина, должно висеть Распятие Христа. Зачем вы пишете: «Слава Ленину», ведь такая слава не нужна человеку. Надо писать: «Слава Господу Иисусу Христу, Который победил смерть и подарил нам вечную жизнь».

Монаха Гавриила избила толпа. Полуживым его доставили в изолятор КГБ. В Москве узнали о преступлении и потребовали расстрелять мятежника без суда и следствия. Пытками его заставляли признать, что он совершил поджог по заданию Церкви, но монах был тверд, и на допросе называл Ленина “зверем” и “приспешником сатаны”.

В конечном итоге, приговор отменили (возможно, потому, что о деле отца Гавриила много писали в иностранной прессе). Монаху Гавриилу был поставлен диагноз: “психопатическая личность, предрасположенная к психозным шизофреноподобным провалам”. Психиатры объявили, что он постоянно находится в галлюцинациях.

После этого отец Гавриил начал явно юродствовать: изображать пьяного, проповедовать на улице…

“Здесь будут службы Богу”

В 1971 году он был назначен настоятелем в Самтавро, но почти двадцать лет он скитался и служил в разрушенных или заброшенных во время коммунистического режима храмах.
-Мы дождемся, что эти церкви и монастыри будут восстановлены, и здесь вновь будет проводиться служба Божья, – говорил он.

В последние годы жизни он жил в башне монастыря Самтавро и тяжело болел водянкой. Умер 2 ноября 1995 года.

Говорят, чада отца Гавриила так любили его, что не могли заставить себя засыпать гроб. Комья земли кидали вокруг могилы, и на глазах у хоронивших земля как бы обняла гроб, смыкаясь над ним…

Поучения старца Гавриила

Выше всех канонов и уставов - любовь. Если ненавидишь хотя бы одного человека - отвратителен перед Богом. Надо любить всех. Но если не можешь, хотя бы желай всем добра. В последние времена людей спасёт любовь, смирение и доброта. Доброта откроет врата Рая, смирение введет туда, а любовь покажет Бога.

В последнее время сторонники антихриста будут ходить в церковь, будут креститься и будут проповедовать евангельские заповеди. Но не верьте тем, у кого не будет добрых дел. Только по делам можно узнать настоящего христианина.

Ты не осуждай, судия – сам Бог. Тот, кто осуждает, как пустой колос пшеницы, у которого всегда поднята голова и который поэтому всегда смотрит на других сверху вниз. Если увидишь убийцу, или блудницу, или пьяницу, валяющегося на земле, не осуждай никого, потому что Бог отпустил их повода, а твой повод держит в руках. Если твой тоже отпустит, ты окажешься в худшем положении: можешь впасть в тот грех, в котором осуждаешь другого, и погибнуть.

Сначала лечит Бог, а потом врач, но кто не благодарит врача, не благодарит Бога. Труженик достоин награды. Ум и руки врача творят богоугодные дела.

Для Бога не важно, кто ты: монах или мирянин. Главное – это стремление к Богу. Но сможет ли кто-нибудь достичь совершенства? Однако стремлением человек и спасается. С монашествующего спросится монашеское, а с мирянина – мирское.

Ненавидьте зло. Человека же, творящего зло, любите и жалейте. Может быть, тот, кто сегодня творит зло, завтра молитвой, слезами, постом и покаянием очистится и станет подобен ангелу – всё в воле Божией. Много было таких случаев.

Мир-ское имя от-ца Гав-ри-и-ла - Го-дерд-зи Ур-геб-ад-зе. Ро-дил-ся он 26 ав-гу-ста 1929 го-да в Тби-ли-си, в се-мье убеж-ден-но-го ком-му-ни-ста. Отец ра-но скончaлся, и род-ные на-зывaли мaльчикa от-цов-ским име-нем - Вaси-ко.

Уве-ро-вал в Бо-га в дет-стве. Од-на-жды со-сед-ки ру-га-лись, и од-на из них ска-за-ла: "Ты ме-ня рас-пя-ла, как Хри-ста". Маль-чи-ку ста-ло ин-те-рес-но, что это зна-чит - "рас-пять" и кто та-кой Хри-стос. Взрос-лые от-пра-ви-ли ре-бен-ка в цер-ковь, где сто-рож по-со-ве-то-вал ему про-чи-тать Еван-ге-лие. Он на-ко-пил де-нег, ку-пил Еван-ге-лие и через несколь-ко лет знал текст прак-ти-че-ски на-изусть.

Же-ла-ние мо-на-ше-ства воз-ник-ло в нем еще в юные го-ды. Поз-же ста-рец го-во-рил: "Боль-ше-го ге-ро-из-ма, чем мо-на-ше-ство, нет". Мать его дол-гое вре-мя бы-ла про-тив стрем-ле-ния сы-на к мо-на-ше-ству, но под ко-нец жиз-ни при-ми-ри-лась с его вы-бо-ром, а за-тем и са-ма при-ня-ла по-стриг и был по-хо-ро-не-на в мо-на-сты-ре Сам-тав-ро.

Мо-на-ше-ский по-стриг он при-нял в 26 лет, по-лу-чив имя пре-по-доб-но-го Гав-ри-и-ла Афон-ско-го - стар-ца, ко-то-рый про-шел по во-де и при-нес на афон-ский бе-рег при-плыв-шую по мо-рю Ивер-скую ико-ну Бо-жи-ей Ма-те-ри. Отец Гав-ри-ил осо-бо по-чи-тал чу-до-твор-ный спи-сок Ивер-ской, хра-ня-щий-ся в мо-на-сты-ре Сам-тав-ро.

Во дво-ре сво-е-го до-ма на тби-лис-ской ули-це Тет-риц-ка-рой-ской отец Гав-ри-ил по-стро-ил мно-го-гла-вую цер-ковь. Он воз-во-дил ее сво-и-ми ру-ка-ми и за-кон-чил око-ло 1962 го-да. Ико-ны для этой церк-ви отец Гав-ри-ил на-хо-дил на го-род-ских свал-ках, ку-да в те го-ды сво-зи-ли и вы-ки-ды-ва-ли вме-сте с му-со-ром мно-го-чис-лен-ные свя-ты-ни. Ино-гда он це-лы-ми дня-ми бро-дил по свал-кам. У него бы-ла неболь-шая ма-стер-ская, где он очи-щал ико-ны, де-лал им окла-ды из раз-ных ма-те-ри-а-лов. Сте-ны его церк-ви сплошь бы-ли уве-ша-ны об-ра-за-ми. Да-же фо-то-гра-фии и изо-бра-же-ния икон из свет-ских жур-на-лов он по-ме-щал в ра-моч-ки.

1 мая 1965 го-да во вре-мя де-мон-стра-ции иеро-мо-нах Гав-ри-ил сжег 12-мет-ро-вый порт-рет Ле-ни-на, вы-ве-шен-ный на зда-нии Вер-хов-но-го Со-ве-та Гру-зин-ской ССР, и стал про-по-ве-до-вать со-брав-шим-ся лю-дям Хри-ста. Его за это силь-но из-би-ли и по-са-ди-ли в изо-ля-тор КГБ Гру-зии. На до-про-се отец Гав-ри-ил го-во-рил: он это сде-лал по-то-му, что "нель-зя бо-го-тво-рить че-ло-ве-ка. Там, на ме-сте порт-ре-та Ле-ни-на, долж-но ви-сеть Рас-пя-тие Хри-ста. Сла-ва не нуж-на че-ло-ве-ку. На-до пи-сать: «Сла-ва Гос-по-ду Иису-су Хри-сту»". В ав-гу-сте то-го го-да был по-ме-щён в пси-хи-ат-ри-че-скую боль-ни-цу на об-сле-до-ва-ние. Там был при-знан су-ма-сшед-шим. Стар-цу по-ста-ви-ли ди-а-гноз: "пси-хо-па-ти-че-ская лич-ность, ве-рит в Бо-га и ан-ге-лов". Ему вы-да-ли "бе-лый би-лет".
Впо-след-ствии цер-ков-ные иерар-хи, в уго-ду свет-ским вла-стям, не раз-ре-ша-ли ему за-хо-дить в цер-ковь, не пус-ка-ли на служ-бы, про-го-ня-ли. У ба-тюш-ки не бы-ло воз-мож-но-сти при-ча-стить-ся, а он же-лал это-го всей ду-шой. Он мог по несколь-ко дней об-хо-дить-ся без еды, по-дол-гу не спать, но очень тя-же-ло пе-ре-но-сил невоз-мож-ность от-чуж-де-ние от церк-ви. Ста-рец ча-сто от бес-си-лия пла-кал, от-кры-вая ду-шу сво-им сест-рам.

В 1980-е го-ды по-се-лил-ся в мо-на-сты-ре Сам-тав-ро. В по-след-нее вре-мя он жил в круг-лой башне. Мо-на-хи-ни неко-то-рое вре-мя удив-ля-лись чу-да-че-ствам ба-тюш-ки, по-ка не уви-де-ли в них осо-бый по-двиг. По-на-ча-лу им ка-за-лось стран-ным, что он ка-кое-то вре-мя жил в ку-рят-ни-ке, где бы-ли боль-шие ще-ли, зи-мой хо-дил бо-си-ком. По-том сест-ры ста-ли чув-ство-вать, что от него ис-хо-дит необык-но-вен-ная лю-бовь: он лю-бит всех. Ча-сто ста-рец кри-чал на се-стер, тре-бо-вал от них по-слу-ша-ния, за-став-лял что-то де-лать или мог за-ста-вить их есть из гряз-ной по-су-ды. Но оби-жать-ся на него бы-ло невоз-мож-но - в его гла-зах све-ти-лась неж-ная лю-бовь.

Игу-ме-нью Фе-о-до-ру, ко-гда она бы-ла еще мо-на-хи-ней, он брал с со-бой в Тби-ли-си и за-став-лял по-про-шай-ни-чать. Они вдво-ем про-си-ли ми-ло-сты-ню, а по-том ста-рец раз-да-вал всё ни-щим. Ес-ли они воз-вра-ща-лись на так-си, он мог на-кри-чать на так-си-ста и со-всем не дать де-нег, а мог и за-пла-тить во мно-го раз боль-ше.

В Страст-ную сед-ми-цу из его ке-льи до-но-сил-ся по-сто-ян-ный плач. Неко-то-рые ви-де-ли, как во вре-мя мо-лит-вы он под-ни-мал-ся над зем-лей на 40-50 сан-ти-мет-ров и от него ис-хо-дил свет. Ве-ру-ю-щие лю-ди по-чи-та-ли от-ца Гав-ри-и-ла ве-ли-ким по-движ-ни-ком, они при-хо-ди-ли к нему как к жи-во-му свя-то-му.

Отар Ни-ко-ла-и-шви-ли был ду-хов-ным ча-дом ба-тюш-ки и ча-сто про-во-дил вре-мя в его ке-лье. Од-на-жды отец Гав-ри-ил неожи-дан-но ска-зал ему, что на-до сей-час же, сроч-но ехать в мо-на-стырь свя-то-го Ан-то-ния Март-коп-ско-го. Отар сму-тил-ся: ма-ши-на не на хо-ду, с ней про-бле-мы. Ба-тюш-ка на-сто-ял, и они кое-как по-еха-ли. До-ро-га ста-ла под-ни-мать-ся в го-ру, ав-то-мо-биль "за-каш-лял и за-чи-хал", но ста-рец вдруг ска-зал: "Сы-нок, ты не бес-по-кой-ся, с на-ми на зад-нем си-де-нье едет сам пре-по-доб-ный Ан-то-ний Март-коп-ский, но ты не обо-ра-чи-вай-ся". И ма-ши-на вдруг так рва-ну-ла впе-ред, что во-ди-те-лю при-шлось да-вить на тор-мо-за. Ко-гда они въе-ха-ли в мо-на-стыр-ские во-ро-та, ма-ши-на тут же за-глох-ла. В это же вре-мя ту-да во-шли несколь-ко во-ору-жен-ных лю-дей, агрес-сив-но на-стро-ен-ных. Ста-рец тут же вы-шел впе-ред и ска-зал: "Стре-ляй-те в ме-ня". Это сму-ти-ло и отрез-ви-ло бан-ди-тов, и они по-ки-ну-ли оби-тель.

Отец Гав-ри-ил умер 2 но-яб-ря 1995 го-да от во-дян-ки. По за-ве-ща-нию стар-ца его те-ло обер-ну-ли в ци-нов-ку и пре-да-ли зем-ле там, где под-ви-за-лась свя-тая Ни-на.

24 де-каб-ря 2012 го-да ре-ше-ни-ем Свя-щен-но-го Си-но-да Гру-зин-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви ста-рец Гав-ри-ил про-слав-лен в ли-ке свя-тых как пре-по-доб-ный. Это про-изо-шло в неве-ро-ят-но ко-рот-кий срок по-сле его кон-чи-ны — через 17 лет.

22 фев-ра-ля 2014 го-да бы-ли об-ре-те-ны нетлен-ные мо-щи свя-то-го.

25 де-каб-ря 2014 го-да Свя-щен-ный Си-нод Рус-ской пра-во-слав-ной церк-ви по-ста-но-вил «вклю-чить в ме-ся-це-слов и Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви имя пре-по-доб-но-го Гав-ри-и-ла Сам-та-врий-ско-го с уста-нов-ле-ни-ем празд-но-ва-ния его па-мя-ти 2 но-яб-ря, как это уста-нов-ле-но в Гру-зин-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви».

Отец Гавриил притягивал всех своей христианской жертвенной любовью. Смирением и послушанием всех вел к Царствию Небесному. «Для смиренного любое испытание пройдет мимо. Господь даёт смиренному благодать, без смирения никто не войдет в Царствие Небесное!» - учил старец. Он устраивал нам такие «экзамены» смирения и послушания, что мы зачастую лишь спустя годы догадывались о его замысле. Старец любил повторять: «Господь требует от нас и сердце и добрые дела. Что доброго сделали ближнему, то сделали мне, учит Господь».

Один священнослужитель задал вопрос старцу:

А что такое пост?

Сейчас объясню, - ответил старец и напомнил ему все его грехи, содеянные с детства.

От стыда священнослужитель не знал, куда деться, и стал плакать. Старец внезапно развеселился и предложил ему немного поесть.

Как же я могу сейчас есть, мне так плохо! - ответил он.

Вот это и есть пост. Когда помнишь о своих грехах, каешься и уже не думаешь о еде.

Перед Великим постом батюшка, как правило, коленопреклоненно молился о прощении грехов на амвоне Преображенского храма. Если он кого-то гневно обличал, а тот до вечера не приходил за прощением, то сам шел к нему и просил прощения.

Когда я была его келейницей, мирские страсти во мне исчезали. Я чувствовала, что во мне усиливались разумные помыслы и чувство сострадания. Он удивительным образом руководил мною. Иногда у меня было ощущение такой легкости, будто я витаю в воздухе. Тогда батюшка начинал смирять меня. А когда я чувствовала тяжесть на душе, будто весь мир повисал на моих плечах и я погибала, он с юмором утешал меня:

Терпи, терпи, матушка: кто вытерпит до конца, тот и победит!

К батюшке пришли за благословением муж с женой. Жена была беременна. Отец Гавриил стал наставлять их жить христианской жизнью, не раздражаться, следить за своей речью, т.к. ребёнок всё слышит.

Муж ему возразил:

Что вы говорите, отец Гавриил: разговор не услышишь за стеной, а ребёнок слышит в животе?

Значит, не верите? - сказал отец Гавриил и, повернувшись к матери, громко спросил ребенка: «Чадо, тебя спрашиваю, разве не слышишь ты слово Божье?» Ребёнок так резко стал дергаться в животе, что, схватившись за живот, мать поспешно вышла из кельи.

К старцу прибыли гости со Святой Горы. Отец Гавриил подарил одному из них икону святого, имя которого тот носил. Удивленный гость коленопреклоненно попросил старца поехать на Святую Гору Афон, где он ни в чем не будет нуждаться. Отец Гавриил сказал: «Я свою Грузию на Афон не променяю». Этим монахом был игумен Ксиропотамского монастыря.

Было 6 часов вечера, я сидела у старца в келье. Внезапно он велел мне выйти и оставить его одного: «Сейчас нельзя на меня смотреть!». Я поспешно направилась к выходу. Оглянувшись, увидела, что его лицо озарилось, излучая солнечные лучи.

Как-то к старцу пришла женщина и сказала:

Вы меня от смерти спасли, позвольте мне отблагодарить вас.

Она рассказала нам следующую историю:

Я живу у кладбища, в старом домике. Ночью ко мне ворвались бандиты. От страха я стала звать на помощь отца Гавриила. Случилось чудо: старец появился мгновенно, с дубинкой стал гнаться за ними. Напуганные бандиты бежали, потеряв голову, а старец исчез так же внезапно, как и появился.

Тяжело больной отец Гавриил однажды заявил мне:

Сейчас пойду в Шавнабадский монастырь.

Я подумала, он шутит.

Через некоторое время спросила:

Батюшка, побывали в Шавнабада?

Да, побывал. Когда пришел, у них трапеза была, там всё нормально.

А вас не видели? - спросила я опять.

Нет, откуда? Если бы увидели, удивились бы, да и я не хотел им показываться.

А что отец Шио делал? - спросила я.

Людей считал, - ответил старец.

Через несколько дней пришел к отцу Гавриилу настоятель Шавнабадского мужского монастыря архимандрит Шио.

Я его спрашиваю:

Много вас в монастыре?

Не знаю: одни приходят, другие уходят. Я их считаю обычно во время трапезы.

Отец Гавриил посмотрел на меня многозначительно и улыбнулся. Я была потрясена.

Тяжело больной отец Гавриил попросил отвести его в храм. Перед иконой Богоматери он коленопреклоненно, со слезами на глазах, молил Пресвятую Богородицу: «Прими меня в жертву, Матерь Божья, только спаси мою Грузию!» Когда боль о судьбе Родины особо одолевала старца, он звал меня и просил спеть колыбельную.

Горе тому монаху или священнику, кто не живет, страдая за свой народ.

Когда взамен любви к ближнему он получал оскорбления, насмешки и унижения, я с удивлением спрашивала его: «Неужто все ещё любите их?» А он грустно отвечал: «Я их теперь ещё больше жалею и люблю».

Как правило, он никогда не заставлял посетителей ждать себя: «Как можно быть спокойным, если кто-то ждёт тебя? Сердце хорошего монаха должно быть таким же чутким, как у женщины».

В свою маленькую келью он заводил всех без исключения и проповедовал им Божию благодать и любовь: «Сердце сильное, а тело немощное. Не заботьтесь о теле, спасайте душу. Кто победит чревоугодие и празднословие, тот уже на правильном пути. Первым делом ищите Царствия Небесного, а остальное само собой приложится», - напоминал он слова Священного Писания.

Однажды старец задал нам вопрос:

Что значит «Молитва зачтется за грех»?

Наверное, неправильно молились, - ответили мы.

Нет, правильно молились - сказал старец.

Наверное, молитва не исходила из сердца…

Из сердца исходила!!!

Наверное, рассеянно молились.

Тоже мне, возомнили, стали святыми, рассеянность каждому из нас присуща.

Не угадав, мы попросили старца пояснить нам.

Сейчас объясню, - сказал батюшка.

В это время пришел к нему один верующий за благословением. Отец Гавриил попросил его оказать услугу, но молодой человек отказал ему в ней, ссылаясь на занятость: - Сейчас не могу, а потом посмотрим, - и удалился с этими словами.

Сейчас он пойдёт и будет молиться пять часов подряд, а примет ли Господь его молитву, если он отказал мне в помощи? Не будете заповедей Божиих соблюдать - нечего и Бога беспокоить вашими долгими молитвами, не услышит вас Господь, да и молитва ваша сочтется вам во грех. Добрые дела откроют двери рая, смирение введет вас в рай, а любовью узрите Бога. Если за молитвой не следуют добрые дела, молитва мертва, - говорил старец.

Батюшка привел нам пример из своей жизни, связанный с грехом осуждения:

В алтаре осуждали священника, который был одержим страстью пьянства, и я осудил его в присутствии Патриарха, желая показать свою безупречность, хотя я и не знал этого священника.

Дома у нас всегда было вино. Захотелось выпить. Выпив стакан вина, я отправился в Сионский собор. Зайдя в алтарь, почувствовал, что хмель одолел меня, я споткнулся, чуть было не упал. Патриарх успел удержать меня, хотя вроде бы никто этого не заметил, но я хорошо понял, что получил урок.

Чем осудишь, тем и осужден будешь. Когда осуждаешь кого-то, знай: осуждаешь самого Бога.

Преподобный Гавриил (Ургебадзе) Фото: pravoslavie.ru

Однажды к старцу пришел молодой человек. Посмотрев на него пристально, старец сказал: «Я не вижу твоей души, иди и сейчас же прими Святое Таинство Причащения, да спасет тебя Божественная Благодать Божия!»

Молодой человек выполнил благословение и причастился в тот же день. К вечеру к нему пришли друзья и предложили принять участие в застолье, на что он отказался из-за Причастия. Друзья вместо него взяли другого, и тот погиб в этот же вечер вследствие случившейся аварии.

Отец Гавриил был в гостях в одной семье, куда пришел юноша. Посмотрев на него, отец Гавриил сказал: «Чадо, тебя ждёт несчастье, иди ко мне, я тебя благословлю и отведу твою беду». Юноша подошел для благословения. Спустя некоторое время случайная пуля слегка задела его, но он остался цел и невредим.

Как-то после литургии верующие вышли из церкви, приняв благодать, но, увидев бродячую собаку, стали бросать в нее камни. Отец Гавриил с горечью заметил:

Ну, и верующие, лучше было бы им вовсе не приходить в церковь и не выстаивать службу, притворяясь, что молятся.

Отец Гавриил любил сидеть на верхней ступеньке лестницы, ведущей к башне. Как-то по лестнице поднимался священник. Отец Гавриил повернулся ко мне и сказал:

Хочешь, я сейчас этого батюшку встряхну?

Я испугалась: отец Гавриил обратился к нему, используя самые нецензурные выражения.

Священник остановился и спокойно ответил:

Отец Гавриил, я гораздо хуже.

Старец с любовью обнял священника и сказал:

Ты истинный брат мой!

Бывало, отец Гавриил вынесет кувшин с вином перед кельей, накроет полотенцем и делает вид, будто прячет его. Этим он создавал видимость, что вино - его слабость.

Отец Гавриил предупредил нас, чтобы, когда он умрет, мы его не клали в гроб, а гроб он велел оставить для матери, добавив:

Случается, что покойника в тот же день хоронят.

Эти слова осели в моей памяти.

Спустя пять лет после кончины старца скончалась его мать монахиня Анна. Она скончалась в Великую Среду, в 8 часов вечера. На следующий день на Литургии известили Святейшего, и было дано благословение похоронить мать отца Гавриила в тот же день.

Невольно пришли на память слова старца. Он за пять лет вперед предвидел, что его мать похоронят в течение одного дня.

Во время пострига одной монахини батюшка сокрушался:

Чадо, чадо, как мне жаль тебя, какой тяжелый крест берешь на себя!

Прошло время, и эта монахиня ушла из монастыря и вернулась в мир.

Старец очень любил оперу «Даиси». Бывало, ходил в оперный театр. Особенно любил сцену, когда Патриарх благословляет народ. Хотя роль Патриарха исполнял актер, и шел спектакль, отец Гавриил всегда вставал при его появлении.

Однажды актер растерялся, спектакль был временно приостановлен. Отец Гавриил, воспользовавшись суматохой, поднялся на сцену и стал проповедовать о Христе.

Однажды к старцу пришла девушка и рассказала, что у них в доме постоянные ссоры и скандалы, и брат убежал из дома.

«Старец сразу же поехал к нам домой. Вошли и увидели, что брат уже был дома.

Какая-то сила заставила меня вернуться, - сказал брат.

Отец Гавриил подошел к иконам и стал молиться. Я увидела, как озарилась икона Божией Матери лучезарным светом, осветив лицо старца. Настолько сильной была его молитва, что вся нечистота была выведена из нашей семьи. С тех пор воцарились мир и спокойствие в нашей семье», - рассказывала девушка.

Одному верующему старец задал вопрос:

А знаешь ли ты что такое любовь?

Как же не знать! Это если в ближнего стреляют, а ты заслоняешь его.

Нет, - ответил батюшка. - Это если твой ближний болеет и, чтобы спасти его, следует пройти долгий путь и, несмотря на возможную опасность в дороге, ты отправляешься и приносишь ему лекарство. Это и есть любовь.

Отец Гавриил учил нас:

Первым делом ищите Царствие Небесное!

А как искать Царствие Небесное? - спросили его.

Когда вкушаешь пищу, помни о голодном, страждущем и жаждущем. Молитесь! Молитвой можно горы сдвинуть.

Однажды отец Гавриил рассказал нам о своем видении:

«Господь держал в руках глобус, на котором был изображен большой крест. Я спросил Бога:

Как спасутся люди перед Вторым Пришествием?

Людей спасет доброта и любовь».

Преподобный Гавриил (Ургебадзе) Фото: pravoslavie.ru

Как-то перед сном, незадолго до своей кончины, он указал на угол и сказал:

Там в углу стоит смерть и ждёт меня. Я покидаю вас с тем, чтобы молиться за вас. Я должен вознести вашу молитву Господу.

За две недели до смерти ему подарили икону Спаса Нерукотворного в терновом венце. Я ему сказала, что когда ему подарили икону Божией Матери, ему стало лучше, а сейчас он исцелится полностью.

Он покачал головой и сказал:

Если бы у Спаса не было тернового венца на голове, я бы выздоровел. А эта икона с терновым венцом означает, что мне уготовано умирать в муках.

На иконе глаза Спасителя были закрыты. Через некоторое время они открылись. Я сказала отцу Гавриилу об этом.

Он ответил:

За три дня будешь знать о моей кончине.

И действительно, за три дня до его смерти я читала молебен Пресвятой Богородице, просила о выздоровлении старца. Ночью у меня было видение: Пресвятая Богородица сказала, что придет через три дня и полностью исцелит старца.

Когда я рассказала отцу Гавриилу о моем видении, он попросил меня всю ночь бодрствовать и говорить с ним. Я старалась изо всех сил, но, не выдержав, заснула.

Когда проснулась, увидела, что батюшка не спит.

Ты же обещала, что не заснешь! - упрекнул он меня.

Мне стало совестно.

Матушка, матушка… Сестра, сестра…

Я подошла. Слезы ручьем лились из его глаз. Я опустилась на колени. Он благословил меня, перекрестил Грузию со всех сторон, с любовью обвел глазами келью и начал молиться, не отрывая глаз от иконы Николая Чудотворца.

У меня было ощущение, будто келья наполнилась незримо ангелами.

К вечеру прибыли владыки Даниил и Михаил и прочитали молитву на исход души. Отец Гавриил, с трогательной улыбкой оглядев всех, мирно отдал душу Господу.

Удивительным было то, что его смерть не оставила тяжести на душе: ощущалась легкость, любовь и блаженство, не страх смерти, а радость Рождества и Воскресения.

Монахиня Параскева (Ростиашвили)
Перевел с грузинского Константин Церцвадзе
специально для портала Православие.Ru

Горгадзе Мариами, Кванталиани Саломе. Диадема Старца [Готовится к печати]