Можно ли жить в доме на колесах зимой? Жизнь на колёсах.

Американцы обожают аббревиатуры. Скажем, «RV» - Recreational Vehicle или «Транспорт для восстановления сил». Как нелепо и выспренно звучит. «АрВи» – всего лишь трейлер, только для американца в этом слове куда больше смысла и багажа. У нас никогда не существовало такой культурной единицы. Были прицепы, и вспомните, что в них перевозили? Древесину, скот или солдат. Прицепы типа «Скиф» или «Зубренок» были такой же роскошью, как и «Жигули». Да и чего ждать от нации, которая автомобилями начала обзаводиться лет двадцать назад?

Вы хорошо знаете, что Америка живёт с колес и крыльев. Однажды сделав ставку на шоссе и аэропорты, они так и не изменили себе, продолжая рулить и летать. А так как американцы – люди с шилом в заднице, то путешествуют они куда больше нашего. Я уже не говорю о том, насколько чаще в течение жизни они переезжают с места на место - в итоге у нас выходит портрет человека, успевающего за шестьдесят лет сменить с полдюжины городов, купить и продать столько же домов или квартир. Кроме того, Америка – страна просторная и живописная, объехать хотя бы главные её достопримечательности считается едва ли не долгом развитого человека. Если не в юности, то на пенсии точно – так думает, я уверен, большинство американского среднего класса. Как это сделать? Купить или взять напрокат RV.

Идея о том, что в трейлере можно не только странствовать, но и жить, родилась вместе с самим RV и процветает с того самого дня. Трейлер стал частью американской культуры, существует целый феномен под названием «Нация Winnebago » (по названию знаменитого бренда). В прицепах жили герои кино – Риггз из «Смертельного оружия», в фильме «От заката до рассвета» герой Харви Кейтеля вёз в трейлере бандитов Тарантино и Клуни, а Де Ниро в «Знакомстве с Факерами» жил в настоящем дредноуте, а не RV. Ну а самый известный трейлер современности – конечно, варочная амфетамина из шоу «Во все тяжкие».

Я видал RV, похожие на яхту Абрамовича и старые корыта, от бампера до бампера выкрашенные в психоделические цвета или оклеенные ракушками, трейлеры с цитатами Матери Терезы. Трейлеры с самодельными ростовыми куклами, заменявшими водителю подругу, трейлеры, играющие христианские гимны на семидесяти децибелах, и с дискотеками на крыше. RV настолько слился с американским ландшафтом, что я попросту перестал его замечать - разве что на глаза мне продолжают попадаться громадные парковки, заставленные RV в аренду.

Три года я жил в месте под названием Santa Vida RV Park , на парковке трейлеров. Снимал комнату в хозяйском доме. Таких парковок в Штатах тысячи, это очень популярный бизнес и населяет их своеобразная публика - обычно двух типов: путешественники и оседлые. Путешественники приезжают и исчезают, «свои» задерживаются, порой на годы.

На каждой парковочной ячейке можно подключиться к электричеству, с отдельным счётчиком киловатт. «Санта Вида» – стоянка маленькая, и на всех там был единственный домик с туалетами и душевыми кабинками; приезжие получали от него ключи у хозяина. Ещё был небольшой бассейн.
Если туристы исчезали без следа, то оседлые жители трейлеров были куда более любопытной публикой. Сняв колёса со своих RV, они ставили их на деревянные основания, кое-кто надевал на покрышки чехлы, чтобы резина не пересыхала – и поселялись на месяцы, а то и годы. Многие из постояльцев за время стоянки менялись внешне и внутренне - отращивали волосы на шеях, на глазах превращаясь в канонических «реднеков» с масляными от накурки глазами и горами хлама вокруг стоянки. Другие сохраняли облик и привычки людей опрятных – разве что обменявших комфорт на слегка цыганский образ жизни. Тем не менее, все без исключения были людьми безобидными и дружелюбными.

«Передвижной дом для тех, кто упустил в жизни что-то важное», пишет «Блог Колумбийского Университета»; если в середине прошлого века мото-дом считали убежищем для потерянных и разочарованных мужчин среднего возраста, эскапистов с вечной «осенью в сердце», то сегодня это, скорее, способ ампутации. Инструмент, которым нонконформисты удаляют себя из урбанистического мира. Идея жизни, как говорят американцы, off the grid - «вне зоны покрытия», становится все более интересной для молодых людей, в первую очередь. Во-первых, они здоровее и не боятся жить без медицинской страховки (американская фобия номер один), не имеют пока детей и обязательств (фобия номер два) и не выплачивают ипотеку (фобия номер три). Ограничений, с которыми приходилось считаться раньше, всё меньше: мобильная связь в США очень улучшилась за последние пять лет, и мобильный интернет без кабальных контрактов стал куда доступнее - люди могут работать из любой точки Штатов. Человеку, не привязанному к одной точке, в Америке есть на что посмотреть.

В сети сейчас полно статей о том, как жизнь на колесах позволяет экономить на всем, начиная с проклятой квартплаты, и адресуются они выпускникам колледжей, а вовсе не пенсионерам, вроде Шмидта из одноименного кино. Америка потихоньку начинает понимать, что реалии постиндустриального общества уже здесь – диплом вовсе не гарантирует работы. Реальность такова, что многим молодым людям придется выбирать из нескольких не самых приятных вариантов: микрожильё, самая дешевая аренда или членство в «Нации Winnebago ». У меня предчувствие, что нация эта сильно помолодеет.

ForumDaily не несет ответственности за содержание блогов и может не разделять точку зрения автора. Если вы хотите стать автором колонки, присылайте свои материалы на


В современных автодомах есть все необходимое для комфортной жизни


Главное — не забывать пополнять запасы воды и газа и смириться с тем, что при движении устраивать застолья не слишком удобно


Автодома, подобно отелям, различаются не только количеством мест, но и уровнем комфорта. Большое внутреннее пространство, эксклюзивные отделочные материалы, повышенная теплозащита — признаки дорогой модели


Передвижные отели: Hymer B Star Line. Интегрированный автодом на шасси Mercedes Sprinter. Одна из самых роскошных моделей, по комфорту уступает только флагману Hymer S-Class


Передвижные отели: Hymer Camp Classic. Лучше всего подойдет для длительных путешествий с детьми. Родители будут спать в салоне, а дети в алькове над кабиной водителя


Передвижные отели: Hymer Tramp GT. Полуинтегрированная модель с полуальковом. Самый динамичный автодом, выделяющийся высокой комфортабельностью


Передвижные отели: караван Hymer Eriba-Moving. Oдно из самых доступных решений для любителей странствий, но путешествовать придется в салоне автомобиля-тягача

Взять легковой автомобиль на тест-драйв проще простого: берете документы, ключи от машины, садитесь в нее и уезжаете. Никаких консультаций: обычно все функции понятны без инструкций. Но прежде чем отправиться в путешествие на автодоме, мы решили как следует изучить его устройство. Выяснилось, что при большом желании в нем можно жить, как в обычной квартире. Разве что придется время от времени менять баллоны со сжиженным газом, пополнять резервуар для воды объемом 100 л, сливать использованную воду и опорожнять кассеты биотуалета. Правда, для действительно комфортной жизни в автодоме необходимо, чтобы Hymer более-менее регулярно ездил или подключался к электросети 220 В. В странах, где караванинг популярен, повсюду можно найти специально оборудованные стоянки для автодомов и караванов — кемпинги, сухопутную разновидность эллингов. Кстати, красивые слова «сухопутная яхта», которыми производители автодомов часто называют свои автомобили, вполне уместны. Путешествие на такой машине действительно сродни яхтенному круизу, причем салон автодома чрезвычайно напоминает каюту яхты. Но у него есть и свои преимущества: например, только в самых роскошных яхтах высокий человек может ходить в полный рост, так же, как в нашем простеньком автодоме.

Любопытно, что в автодоме можно жить как летом, так и зимой. Для отопления салона предусмотрен комбинированный обогреватель-бойлер, а стенки кузова, крыша и пол имеют надежную теплоизоляцию. Крыша в Exsis выполнена из двухслойного армированного стеклопластика с пенополиуретаном, а пол имеет 30-мм изоляцию. Для защиты от солнцепека и комаров в летнее время предусмотрены затемняющие и противомоскитные жалюзи на окнах. Разумеется, есть и холодильник, который может работать от газа, от бортового аккумулятора 12 В (при движении) и от сети 220 В (при подключении автодома к розетке).

Но ознакомлением с внутренним убранством автодома наш инструктаж не исчерпывается. Прежде чем отпустить нас «в свободное плавание», представитель прокатной компании предупреждает: «Только будьте осторожны: на поворотах помните, что это машина с высоким центром тяжести, и самое главное — никогда не забывайте, что ее высота 3 метра!» Для управления автодомом Hymer Exsis, как и многими другими, требуются обычные легковые «права» категории B, но опыт вождения грузовика тут явно не помешает. К внушительным размерам машины надо привыкнуть.

Мы едем, едем, едем

Аккуратно «сдаем задом» и отправляемся в путешествие. По буквам FIAT на рулевом колесе узнаем, что наш автомобиль — это сильно переделанный фургон Fiat Ducato. Но не все Hymer изготовлены на базе итальянского шасси: есть модели на шасси Ford, Mercedes и Renault. Последние, правда, в Россию не поставляются: для дизелей Renault российское дизтопливо считается слишком «грязным». А вот силовая установка у всех машин принципиально одинаковая: дизельный двигатель и механическая коробка передач. Для машины, на которой путешествуют, расход топлива принципиально важная характеристика: поэтому на автодома не устанавливают ни бензиновые двигатели, ни автоматические коробки. Хотя на некоторые автодома, особенно созданные на шасси Mercedes, можно установить и автомат. В достоинствах такой комбинации мы убедились на личном опыте: проехав около 300 км по загородным дорогам и 100 км по городу, мы сожгли не более 40 литров солярки.

Понравились и скоростные возможности машины. На двухполосном загородном шоссе наш Hymer вел себя молодцом. Конечно, нас периодически обгоняли, но чаще обгоняли мы. А по автомагистрали мы временами двигались со скоростью 130 км/ч, но разрешенные 110 км/ч все же наиболее комфортная скорость.

А вот проходимость автодома показалась нам недостаточной. После дождя мы спустились на нем к берегу озера, чтобы провести фотосъемку, а вот выехать оттуда без посторонней помощи не смогли. Переднеприводный автомобиль буксовал на мокрой траве. Когда мы рассказали об этом случае специалистам Hymer, те объяснили, что опытные караванеры обычно возят с собой цепи противоскольжения или лебедки, чтобы не попасть в такую ситуацию. Но почему бы просто не сделать Hymer полноприводным? Оказалось, что производители шасси не одобряют такую инициативу: крупногабаритный автодом неоднозначно реагирует на значительные скручивающие нагрузки, передающиеся на кузов в случае полного привода и бездорожья, что может повлиять на безопасность. Поэтому колесная формула всех нынешних автодомов Hymer — 4x2.

Машина для пассажира

Надо признаться: я сильно пожалел, что вызвался быть водителем автодома. Высокая посадка, внушительные размеры… Уверен, что некоторые читатели с удовольствием побывали бы на моем месте: ведь, как известно, дальнобойщиком мечтают стать многие дети. Но когда твои пассажиры достают из холодильника охлажденное пиво, раскладывают стол, в общем, устраивают самое настоящее застолье, быть у руля — сомнительное удовольствие. Зато водитель автодома — настоящая звезда российских дорог. Пока еще экзотический для Москвы Hymer привлекал к себе больше внимания, чем иные суперкары. На парковках у магазинов меня постоянно окружали любопытные прохожие. Некоторые незнакомцы даже пытались влезть в него. Так что периодически приходилось объяснять, что пока это частная собственность, а вовсе не музей-квартира.

Опробовав автодом и понаблюдав, какой интерес проявляют к нему наши граждане, мы не сомневаемся, что в России у караванинга большое будущее. Но для этого надо преодолеть замкнутый круг. Пока автодомов в стране немного, инвесторы не торопятся расширять необходимую инфраструктуру. А пока нет развитой инфраструктуры, покупатели не спешат выкладывать деньги за автодома. Но надежда есть — на дворе царит романтичная эпоха энтузиастов и пионеров.

Любителя крошечных домов зовут Итан. Он живет в своем крошечном доме в Вермонте уже два года.

Я постоянно живу в крошечном доме на колесах уже два года. И уже пережил особенно жаркое лето, штормовой ветер, дождь и две самые холодные зимы за последнее время на Восточном побережье. Недавно я гостил несколько дней у моего друга Джейсона и вдруг осознал, как я привык к своим ежедневным обязанностям.

Итак, поехали.

На что похожа жизнь в крошечном доме.

7-00 – Подъем.

У меня на моем спальном уровне нет занавесок. Я сплю окруженный окнами. И ночью я любуюсь невероятным видом звезд. Утром я обычно просыпаюсь, когда первые лучи солнца проникают через окно в изголовье кровати и путешествуют по моему лицу.

7-30 – Кофе и завтрак.

Как только я проснулся, я укутываюсь (внизу крошечного домика обычно прохладнее, чем вверху), и начинаю готовить себе кофе и завтрак. Я выпиваю чашку кофе, приготовленного в Аэропрессе, и считаю, что он самый восхитительный. Я с наслаждением довожу воду до кипения, а затем медленно вливаю горячую воду в кофейный порошок.

8-00 до 12-00 – Работа.

После того, как я быстро приготовил себе поесть, я обычно включаю ноутбук и приступаю к работе, попивая кофе. Я работаю на себя, и это означает, что могу выполнить любое количество задач. Основная моя работа это, конечно, поддержание моего сайта: www.thetinyhouse.net

Она включает в себя написание постов, таких, как этот. Но также я работаю в качестве советника по строительству крошечных домов и помогаю людям в ведении их сайтов. Я заметил, что работая в крошечном доме, я более сосредоточен, чем где бы то ни было еще.

Не знаю, влияет ли на это отсутствие очевидных дел или просто естественное освещение дома, но я превращаюсь просто в сверх производительного человека.

12-00 до вечера – Приключения.

Если повезет, я сделаю всё, что задумал, до обеда. Жизнь в крошечном доме настолько уменьшила мои ежемесячные расходы, что я считаю, что не должен заставлять себя работать долгие часы.

Это было, можно сказать, одной из причин, почему я выбрал жить в крошечном пространстве. Приключения во второй половине дня может означать различные самые интересные события в зависимости от сезона. Это может быть поход или беговые лыжи с Энн.

Или поездка с отцом, живущим неподалеку, на горном велосипеде.

Или же, если у меня есть важное дело в крошечном доме, я работаю над ним. Например, просверлить отверстие в стене для нового обогревателя.

В итоге получилось вот что.

Также я выбросил свой старый пропановый холодильник и заменил его на электрическую модель. Это позволило мне заделать два вентиляционных отверстия в стене, и утеплить их, так крошечный дом стало легче прогреть.

Или просто постирать и повесить белье сушиться снаружи.

Во второй половине дне может случиться и другие работы. Я показал вам только некоторые из них. Крошечный дом живой и полон сюрпризов.

С 18-00 до времени ложиться спать.

Не думайте, что небольших размеров кухня, не может производить всевозможные эпичные блюда. Когда я делал планировку своего тайни хауса, кухня была одной из главных составляющих всего дизайна.

Я действительно обожаю готовить, и считаю, что кухня – это главный элемент, позволяющий дома чувствовать себя как дома.

Я также готовлю блюда на улице.

После обеда, если повезет, я просто отдыхаю с книгой или смотрю что-нибудь интересное по телевизору.

Конечно, недостатком является то, что работа всегда прямо здесь, и не всегда легко начать заниматься ею после еды.

Еженедельные крошечные «задачи».

  1. Смена компоста.

В домике есть два вида компоста. Пищевые отходы я собираю в металлический контейнер на кухне. Это могут быть остатки мяса, жиры, бумажные полотенца. Все эти элементы превращаются в компост в куче на заднем дворе. Еще один мой источник компоста – это компостный туалет. Для компостного туалета мы используем опилки местной деревообрабатывающей компании.

Я стараюсь вынимать компосты из этих источников одновременно. Выливаю содержимое кухонного ведра с отходами в мой самодельный туалет (humanure toilet), если там есть место, и выношу 18-литровое ведро вместе с кувшином Мейзона, наполненным теплой водой с мылом, и сливаю в компостный самодельный бункер.

Мы используем систему, состоящую из двух бункеров. Пока один компост в одном из бункеров перерабатывается, другой – активно наполняется.

Процесс очень прост. Я откидываю сено, которым покрываю бункер, и срезаю вилами верхний слой. Туда я выливаю всё ведро, после чего заливаю его мыльной водой из кувшина и перемешиваю, используя небольшую кисть, специально закрепленную для таких целей, около бункера. Потом я добавляю побольше сена сверху, а пустое ведро заполняю на ¼ опилками и ставлю опять в дом.

  1. Проверка пропановых баллонов.

Благодаря газу пропану, в домике тепло, варится еда, есть горячая вода, поэтому очень важно, чтобы они всегда были полные. Особенно важно, чтобы газ не кончался в зимний период, поскольку нагреватель воды автоматически включается на 10-15 секунд, когда его датчик показывает, что в медных трубах стало слишком холодно. Таким образом, он предохраняет от замерзания в них воды. Нужно ли говорить, что мне не нравится, когда заканчивается газ.

Шкафчик с пропаном расположен снаружи одной из стенок домика. В нем находятся два 9-литровых пропановых баллона, соединенных переключающимся клапаном и регулятором. Клапан автоматически переключается с первого баллона на второй, когда в первом заканчивается газ, без каких-либо перерывов в работе.

Когда это происходит, циферблат переключается с зеленого на красный, предупреждая меня, что один из резервуаров пуст.

Поблизости есть несколько компаний, которые заполняют баллоны газом. Я планирую увеличить свой объем баллонов до 18 литров на зиму, чтобы уменьшить частоту опорожнений и наполнений.

Образ жизни в крошечном доме.

Хочу сказать, что жизнь разных любителей крошечных домов сильно отличается в зависимости от причин, почему человек выбрал жить в крошечном пространстве.

Помимо очевидных различий в климате и месте, крошечные дома дают возможность жить так, как вам хочется (это называется «дизайн жизни»).

Некоторые любители крошечных домов решили путешествовать по всей стране с их домом, делая невероятные видео и удивительные фотографии. Другие предпочитают жить вне сетки и как можно проще. Джен и Дэн построили свой домик всего за 13 тыс долларов. Он полностью на 100 процентов работает за счет солнечной энергии, и они выбрали не устанавливать сантехнику.

Мой образ жизни в крошечном домике не предполагает частого перемещения. Но я всегда знаю, что в любой момент могу его перевезти, если понадобится. И это я считаю, один из плюсов такого образа жизни. Я люблю жить в крошечном доме. А какая будет ваша жизни в тайни-хаус?

Он родился, жил и продолжает жить в Нижнем Новгороде. А с октября кардинально изменил свою жизнь, купил себе кемпер и решил жить в нем. Недалеко от свой работы. Два дня мы с ним общались о жизни в таком небольшом пространстве, а потом я еще больше месяца расшифровывала почти 2-х часовые записи нашего разговора. И вот, что получилось… Даю слово Александру.

О покупке и выборе трейлера для жизни.

С верным псом

Это долгая история. Весной я развелся с женой, собрал вещи и ушел жить на работу. Все лето думал, что же делать дальше. Возвращаться к маме? Не вариант. У нее уже своя жизнь, а у меня своя. Снимать квартиру? Возможность есть, но нет желания. К тому же вместо того, чтобы тратить эти деньги на себя, я буду их тратить неизвестно на что, на съем чужого жилья. И у меня живет сейчас большая собака – аляскинский маламут. А значит, нужно искать не квартиру, а частный дом. А найти его, чтобы он был рядом с работой, сложно. Нет, не вариант. Купить квартиру? Ну, сами понимаете, сколько она будет стоить.

И тут мне на глаза попалась история москвича , который, как и я, развелся с женой, купил трейлер, и жил в нем в городе. Я почитал и задумался. Ситуация точно такая же! Мне одному хватит такого небольшого пространства, тем более у меня собака. И я начал искать трейлер. Чтобы его купить, нужно было сразу иметь 300-400 тысяч рублей. Я нашел даже несколько вариантов за 110 тыс. Пошел к хорошим друзьям, попросил у них взаймы. Они отказали. Я два месяца был в шоке. Мониторил каждый день сайт «AVITO». Выбирал. Смотрел. Два раза чуть не попал на мошенников. Они работают так: предлагают перевезти трейлер за деньги. А потом начинается: «Мы его пригоним. Вот-вот. Завтра уже будет у тебя». Бог отвел.

Мои знакомые из Дзержинска тоже приобрели у них трейлер, и летом в нем жили. Зимой не стали. Я перед тем, как купить прицеп к ним заехал. Посмотрел, как они живут, мне все понравилось.

И я договорился с другом. Ты знаешь Валентина Ефремова? Он путешественник на воздушном шаре. Предложил ему: «Поехали в Питер сгоняем за прицепом!» И мы поехали. За три дня сгоняли в Питер и обратно, там на месте посмотрел и выбрал прицеп-домик.

Основная задача для меня при выборе прицепа была его компоновка, чтобы он был оснащен всем необходимым, и, конечно, чтобы недорогой был. Я нашел за 320 тысяч прицеп 1991 года выпуска. Hobby 530. Очень комфортный. Я его пригнал в начале октября, и до холодов успел его более-менее обжить. Разобрался с отоплением. Сейчас живу уже седьмой месяц в нем.

Обустройство трейлера. Подготовка его к зиме.

Я занимаюсь ремонтом и переделкой машин для охоты и рыбалки. У меня свой маленький автосервис. Договорился с охраной, и на закрытой территории возле автосервиса припарковал свой дом.


С щенком сенбернара

У меня большой опыт путешествий. Я ощущаю себя путешественником. В прошлом году я купил микроавтобус — польский жук. Хотел использовать его, как донора под кемпинг. И скорее всего я приспособлю его, как буксир для своего прицепа. В следующем году планирую его сделать полноприводным и путешествовать. На Facebook я познакомился с Сашей Зурбаганским, а через него вышел на замечательного человека, который живет в трейлере…три года. Это девушка. Зовут ее Марина. У нее такой же прицеп, как и у меня, отличие в том, что он — 89 года, а у меня — 91. Марина переделала трейлера под себя, и у нее в доме теплый пол.

А я ей говорю. «У тебя теплый пол, а у меня теплый пол на потолке», а она: «Как это?». Я: «Ну у меня солнышко пригревает сверху и тепло» (смеется). Я не стал переделывать пол, поскольку недавно подобрал еще щенка сенбернара, и подумал, что тот может лапами его испортить.

Не хочу ламинат на полу! Думаю паркетной дубовой доской отделать! Экологически чисто и приятно!

А позавчера я занимался Truma, это газовый котел, который служит для обогревания моего автодома. У него одна большая газовая горелка не работала. Он у меня был, и в то же время его не было. У меня сейчас доступно электричество от моего автосервиса, поэтому я мог отапливаться с помощью электрического масляного радиатора. Но думаю, что если я куда поеду, не плохо бы котел починить. Вот я разобрал его весь и отремонтировал. Сейчас он работает.

На улице было 26 градусов мороза, а у меня плюс 28. Я ходил в шортах и тапочках. У меня пол утепленный, и даже ногам было тепло. Спал с открытым окном и балдел.

Еще об утеплении этой зимой. По периметру я обнес весь низ прицепа фанерой, и обсыпал снегом, чтобы не промерзала. Сделал, так называемую, юбку. Вентиляционные отверстия я все прикрыл. Вчера разговаривал с Сашей Зурбаганским. Он сказал, что отапливается буржуйкой всю зиму. И я достал свою круглую армейскую буржуйку. Провел эксперимент. Поставил ее во дворе. Заложил в нее дрова. Первая закладка от момента разжигания до момента полного остывания работала 3 часа. А вечером разжег ее опять, сделал трубу с переходом. И закладка работала уже 1,5 часа. Так и не понял, почему. Завтра опять буду делать эксперимент.

Один день из жизни в трейлере.

Что меня устраивает в таком образе жизни? Это свобода! Когда я свободен от всех догм города. Когда дверь открыл, и уже на улице. Еще, в трейлере очень комфортно и хорошо спать. Он у меня стоит в стороне вдали от суеты. В тишине.

Сейчас я стал возвращаться к своему организму, и относиться к нему так, как хотел бы относиться. Раньше, как я жил. Утром на работу, вечером с работы. Домой прибежал. Поделал дела. А потом сидишь допоздна в интернете. И так постоянно. И организм изматывается.

Сейчас же часа в четыре (зимой в это время начинаются сумерки) я обедаю в трейлере (у меня немного сместился график жизни).

После обеда посижу, чайку попью, зайдет в гости мой компаньон, обсудим с ним все вопросы. Он поедет домой, а я: «Как хорошо разморило, пойду себе тихий час устрою». И я ныряю в теплую кровать, и сплю до 6-7 вечера. Вечером встаю, посижу в интернете, посмотрю, поработаю или пойду что-нибудь крутое поделаю. И спать. Утром просыпаюсь часов в 7, когда на соседней базе начинают краны работать: бум-бум-бум. Встаю. Кормлю собак. Гуляю с ними. И потом иду на работу. И никаких затрат на дорогу. Мы иной раз тратим по часу или два в день на дорогу. Этой нервотрепки нет. Никаких пробок. Недавно я поймал себя на мысли, что не хочу выходить в город. Я так привык к этому размеренному жизненному укладу, что не хочу больше в эту сутолоку.

Удобства. Вода, туалет, электричество.

Еще до покупки я часто мечтал о трейлере в таком ключе: здесь рядом находится шикарное голубое озеро. Вот, думал, как здорово прицепить его вечером после работы к машине, выехать на водоем, встать, переночевать, а утром проснуться, искупаться, одеться, выпить чашку кофе и отправиться опять на работу, благо, что все здесь рядом. Я три месяца его искал: июль, август, сентябрь. Немного не успел – холода настали. Я перевез прицеп, и до сих пор еще не перерегистрировал его на себя (он пока оформлен на предыдущего владельца). Летом или по весне буду оформляться. Это особенной роли не играет.

У меня дома всегда тепло, поскольку у меня АГВ – отопление (» Газовый котёл Трума»). У меня также есть электричество. Своей газовой плитой перестал пользоваться. Мне товарищ подарил индукционную плитку одно конфорочную. На ней яичницу за 35 секунд делаю. Кофе готовлю в гейзерной турке. Удобная. В течение 45 секунд получается чашка очень хорошего кофе, а я кофе молотый, кстати, пью. Люблю сам процесс приготовления. А запах какой обалденный!

Из удобств у меня также раковина, туалет и холодильник. Все, как в нормальном домике. Зимой я раковиной перестал пользоваться. Я посчитал, что лезть под прицеп, тащить самопрогревающийся кабель, и делать слив в ведро, а потом выбивать лед, смысла нет. У меня в боксе есть умывальник, стиральная машина и душ, и не нужно заморачиваться с водой в прицепе. Вышел из трейлера, 10 метров прошел, и я в теплом боксе, а там вода всегда есть. И теплый туалет есть. А чтобы не бегать ночью, у меня в трейлере есть кассетный туалет 20-литровый. Он не замерзает. А выливаю я его в люк канализации. Это экологически безопасно. А уже для путешествия, для лета, есть в планах из алюминия что-нибудь сварить. Оборудование есть, материалы есть. Посмотрел цену на фирменные баки. Очень дорогие. Все это я могу сделать своими руками и из материалов, которые у меня есть в доступе.

Основная статья расходов.

Основная статья расходов – это женщины (смеется). Но если не на женщин тратиться, то тогда, что нужно нормальному мужчине: утром – чашечку кофе, яичницу или омлет, кашу, хлеб, сахар. Если есть электричество, то расходы идут на него. Расходы на газ. Я специально поставил на мороз газовый 27-литровый баллон. Пока не знаю почему, скорее всего из-за регулировки клапана, расход газа очень большой. 27 – литровый баллон закончился за три дня. А если посчитать один литр газа за 18,40 рублей, то это 360 рублей. Но пока я на халявном электричестве, то расходы существенно сокращаются. Это если куда-нибудь приезжать и где-то стоять, то тогда, да.

В прошлом месяце я заправил 50-литровый баллон. И его мне хватило на 20 дней. В основном на что трачусь, на отопление и на приготовление пищи. Но это все равно существенно экономнее выходит, чем снимать квартиру.

Планы на будущее.

Мне очень нравится мой маленький мирок. Из минусов могу назвать разве, что один – вечерами бывает не с кем пообщаться. Все друзья в это время разъезжаются по домам, по своим семьям. После развода бывает тяжело войти в этот «дзен», что ты сам с собой, наслаждаешься одиночеством и понимаешь, что это классно. Я к этому прихожу, но все равно бывает одиноко.

У меня сейчас появилась другая идея. Я планирую строить свой крошечный дом, как у Саши Зурбаганского. Именно полноценный дом, двухэтажный. Как я его вижу? На крыше у него будут обязательно солнечные панели. На втором этаже однозначно спальня. Много окон, чтобы там было светло всегда. А чтобы отапливать его, я поставлю чугунную печь. А еще я хочу маленький прицеп с передвижной баней. Есть желание летом поехать к Саше, и зависнуть у него на целый месяц. Я посмотрел по карте. Всего каких-то 320 км. Хотя посмотрим, как будет с деньгами. И к тому же у меня собака, а я без нее никуда не езжу.

Кроме всего прочего, у меня много идей, связанных с электричеством и электроэффективностью. Это очень интересная тема. Есть такие умные люди, которые придумали безтопливный генератор (так называемый, бета-генератор). Просто втыкается в землю, и порядка 2-4 кВт электричества берется ниоткуда. И этим можно полностью обеспечить автономность своего жилья. У нас есть такой изобретатель Дмитрий Александрович Дуянов. Он живет в Подмосковье и разработал инновационную намотку «Славянка» на синхронный мотор. А есть изобретатель Шкондин. Мы съездили к ним, посмотрели. У нас свой интерес. Мы хотим сделать электромотор на их разработке. Мотор-генератор поставил на мост, а его поставил в прицеп, и в процессе движения этот генератор будет заряжать теплый пол-потолок.

И в заключение.

Я сейчас прихожу к выводу, что вот это вариант с кемпером самый оптимальный. У меня есть перспектива в конце февраля отсюда съехать. И я понимаю, что без особых проблем цепляю свой прицеп к машине, и спокойно уезжаю. Договориться с любой стоянкой, чтобы припарковаться у них, не проблема. Беспокоит ли меня, что вроде взрослый сорокалетний мужчина, а так живет? Нет, не беспокоит. Как это? Статус – это ничто, а жажда все. Я могу одеться в самые дорогие вещи крутых брендов, но лучше человеком я не стану от этого. Да, меня встретят по одежке, посмотрят на меня, может кто-то даже поздоровается, примет к сведению, пообщается, а в итоге если я человек не хороший, от меня также отвернутся. И машина для меня не является мерилом ценностей. Для меня, главное, что колеса есть, руль есть, едет. Да, без разницы, какая машина. Хотя… Нет, разница есть. Я сторонник полного привода. Самые лучшие машины с полным приводом делались до 96 года, а после это унылое г….

Я еще раз повторюсь, мне очень нравится такой образ жизни. Ко мне друзья приезжают просто чаю попить. У меня сейчас проснулось гостеприимство, которое раньше не проявлялось, поскольку я жил на территории жены, и приглашать гостей, у нас было не принято. А сейчас я сам себе полноправный хозяин.

Если вы хотите рассказать о вашем проекте микродома (крошечного дома, tiny house) пишите нам info@сайт

А хотите посмеяться? Я надругался над всеми риэлторами, застройщиками, банками и барыгами.

- Достаточно серьезное заявление, расскажите каким образом.

Долгое время я снимал квартиру в Питере у Константиновского дворца за скромную цену в 200 баксов. Позволить себе купить квартиру, даже взяв в кредит сумму, которую придется выплачивать вечно, я, как и большинство жителей нашего города, не мог. Цены на бетономуравейники на базаре явно неадекватные. Коли б стоила халупа 20-30 килобаксов, еще подумал бы. Ну так вот, сел я в октябре шестого года на свой автобусик, поехал в финку, на стоянке мобильных домиков прицепил трейлер, прикатил его в Питер, поставил на охраняемую стоянку возле гаражного кооператива, подключил 220в. И вот, прошло уже семь месяцев. Подвожу итоги. Круглосуточная охрана и место на стоянке обходится 1200 р./мес., в зимний период на отопление уходит еще 1000 рублей на электричество и газ, в летнее время на порядок меньше. Внутри - настоящая однокомнатная квартирка: центральное отопление, подогрев пола, туалет, душ, мойка, вытяжка, холодильник, - то есть все необходимое для жизни. Никакой квартплаты и аренды или процентов и долгов. Никаких проблем с соседями - если достали, прицепил домик и переехал в другое место.

- Кстати, не боитесь что домик может уехать и без вашего ведома? Не боитесь, что залезут или просто угонят?

Сейчас ценности даже в банке оставить стремно! Лучше, когда их вообще нет. Но за свое барахло я не переживаю, т.к. немного в электронике разбираюсь и навесил охранных систем. Когда только на улице близко подходишь, на крыше зажигается прожектор, все вокруг подсвечивается, и чужаку ближе уже вряд ли захочется подходить, а свои и сторожа очень довольны - говорят, ночью иду - темень, и тут фонарик подсвечивает. Ляпота! Потом, если внутрь все-таки кто-то проник, или сильно шатать начинают, срабатывает сенсор движения, начинает громко кричать сирена, и мне на мобилу уведомление приходит, сразу звоню в охрану и узнаю, что там происходит. А чтобы его угнать, еще надо повозиться, так как в стационарном режиме домик стоит на выдвижных лапах (как подъемный кран на колесах стопорится), да и колеса можно вообще снять. К тому же охрана у меня надежнее некуда, ведь люди ставят на стоянки и тачки по 100 килобаксов. И потом угнать домик - зачем, на запчасти? К тому же не представляю, как незаметно с ним по городу проехать.

- Так вы, получается, человек без определенного места жительства?

Бомжем я бы зарегистрировался, меня это ни капли не напрягает, просто у меня есть квартира, где я прописан. Там сейчас живет мама. Эта прописка нужна для совершения всяких документооборотов, хотя я эту совковую систему презираю, такого позора в цивилизованном мире нигде более нет.

- Про дома на колесах вы, наверняка, узнали где-нибудь в цивилизованном мире?

Идея мне эта в голову пришла, когда по Германии ездил и наткнулся на целую деревню, где такие домики стационарно стоят. Причем не в кемпинге, а именно поселение - немцы там целыми семьями живут. Удивительно, что у нас до такого еще не допетрили. И видели бы вы теперь мою хитрую ухмылку, когда по радио с утра до ночи долбят: возьми кредит, купи ква-ква-ква-ртиру и побыстрее!..тьфу!

-То есть вы постоянно собираетесь жить в автодоме?

Жить до старости в домике на колесах не планирую (пока). Конечно, в будущем у меня будет свой стационарный дом. Но на данный момент лично для меня домик на колесах - самый лучший способ ухода от аренды, кредита и так далее. Мой прицеп не такой большой, как более дорогие модели, зато все для жизни есть, и я доволен, как слон. Я - свободный человек, а свобода стоит очень дорого. Конечно, может зарплаты резко вырастут до евростандарта, или жилье адекватно стоить будет, тогда и подумаю о покупке недвижимости. А пока я очень доволен, и за 7 месяцев у меня уже лишних 1 500 EUR в кармане, за 5 лет мне этот домик окупится, к тому же его всегда можно продать.

- Одному жить в доме на колесах действительно удобно. Что будет, когда вы решите завести семью?

Я пока холостой, поэтому и домик выбрал средний – около 12 кв. метров. Мне хватает. Если задумаю завести семью, то привезу домик побольше, где раздельные 2 комнаты, кухня, большой санузел со стиральной машиной, унитазом и душевой кабиной. Ну, вы бы его видели! Просто фантастика! Вторую квартиру точно не буду покупать, даже на море. Хочу дом на колесах! Хочу объяснить мою логику, почему не живу в квартире с мамой и не поеду туда, когда обзаведусь семьей: мама уже в возрасте, пусть живет по-человечески, она это заслужила. Про съем и кредит вообще молчу. Среди моих многочисленных знакомых нет ни одной семьи, кто, хорошо обдумав, пошел на ипотеку, даже с использованием так называемой программы «жилье молодой семье» (на самом деле правильнее - жилье для детей богатых). Мне тут сказали, что нормальная барышня в этот шалаш не пойдет, только панк какой-нибудь. Так вот, я думаю, мало кто посчитает жену Шона Пенна (Келли из Санта-Барбары) панком. Кстати, иностранные звезды годами живут в домах на колесах: кто на съемках, кто гастролирует в них.

- Шон Пен и Келли живут в других климатических условиях, к счастью для них. Зимой не мерзнете?

Зимой я тут, извините, в трусах хожу. Этой зимой сильных морозов до -30 не было. Но -25 точно помню (я даже на сноуборде не поехал кататься). На пульте управления есть ручка, ставлю температуру, какую надо (у меня 20 градусов), а дальше система сама думает. Пожарным придраться будет не к чему, ведь все тепловое оборудование штатное и сертифицированно по евростандартам: газовое отопление - не печка-буржуйка, а газовый примус в отдельной вентилируемой секции на улице, он воду греет, а дальше она по системе циркулирует. Свет зимой у нас отключался, меняли силовой кабель в январе - 10 дней не было. Но ведь на то он и трейлер, все автономное - от аккумулятора работает газовое отопление, свет и вода, компьютер-ноутбук от адаптера, телик- AverMediaTV. Правда аккумулятор маленькой емкости, хватало на 2-3 дня, потом с машины переставлял и за день езды он заряжался. В общем, теоретически можно жить и без 220в.

- Расскажите, как подключаться к электричеству. С кем нужно согласовывать этот вопрос.

Проживание в трейлере, стоящем на территории КАС, куда пустили «по устной договоренности», и по ней же самовольно, без проекта и согласований подключено электричество, в любой момент могут упразднить. А официально у КУГИ участок земли в городе под стоянку трейлера не снять.

Ну, конечно, куда более дальновидно купить комнату с психами соседями и пожить с ними лет 20 до расселения в однокомнатный убогий хрущ! Вот она, высшая перспектива русской жизни. По мне, так лучше жить, уткнувшись в сортир, чем сидеть на одном толчке с сомнительного рода личностями, или еще круче: как курица, забраться с ногами на унитаз и петь: «Это коммунальная коммунальнаяяяя квааартииираааа!!». А уж мыться в одном душе - точно неееет!!! Лучше жить в трейлере и быть свободным человеком, чем всю жизнь бояться сделать лишний вздох, дабы не остановиться и выплатить следующий взнос за золотой однокомнатный хрущ! А спекулянты пусть еще выше цены поднимут и спрос до 1 олигарха сузят. Тогда кроме трейлеров по улицам начнут всякие избушки на курьих ножках бродить, или народ под землю уйдет и там строить начнет. А если серьезно, то кемпинги уже есть и под Питером. Проживание такое мне никто не запретит - я живу там, где хочу! С председателем проблем не ожидается - ведь достаточно для человека или кооператива сделать несколько добрых дел, и он будет защищать твои интересы. Формально, по документам, мой домик - прицеп к автомобилю категории Е, на нем гос.номера, соответственно, стоять на стоянке имеет полное право. А что внутри - это уже мое личное дело.

Как окружающие относятся к тому, что вы живете в прицепе-даче? Со сложившимися в нашем обществе стереотипами многим сложно воспринять дом на колесах как адекватное жилье.

Стереотипы будут меняться и довольно быстро, ИМХО. Конечно, всегда проще плыть по течению, чем рушить стереотипы. А как окружающие относятся? Да, даже не знаю как. Думаю, мало кто догадывается, что я здесь живу. Ну, стоит на стоянке дом на колесах - что тут такого? Зато вот гости у меня бывают почти каждый день, с коллегами обедаем вместе, чтоб им домой не ехать, а жену, значит, буду искать панковскую и чтобы обязательно ничего не имела против активного спорта типа сноуборда, бассейна.

Если отбросить стереотипы, то очень неплохой вариант за эти деньги. А еще, наверное, отпуск классно в нем проводить.

Кстати, как от аренды отказался, так и денюжки лучше стали копиться, и нервная система отдыхает от зануд-хозяев. Хотите спросить, как я потрачу сэкономленные на аренде денежки? Если все сложится удачно, в августе поеду в отпуск на 20 дней. Сначала старым маршрутом: Финляндия, Швеция, Дания, Германия, потом Австрия и Италия. В общем, вместо хомута аренды можно 2 раза в год ездить отдыхать. А то горбатишься день и ночь, а ездит вместо тебя дядя. Несколько раз путешествовал со своим прицепом-дачей, показалось тяжеловато. Дом-то у меня немаленький. Из-за габаритов особенно печально задом ехать. Поэтому этот дом на колесах будет стоять стационарно, для путешествий скорее всего куплю себе автодом, управлять которым намного проще. В прошлом году мы ездили на шаране, но спать внутри было всем тесновато, приходилось искать кемпинги и палатку ставить. Вся Европа именно так и отдыхает. По дорогам через каждые десять километров стоят кемпинги, в которых можно заночевать, слить капсулу биотуалета, заправить воду и даже душ принять - все для людей делают. Остановился, как в отель приехал!

- «Пятерка» вам за нешаблонное мышление. Думаю, такие люди пробьются в этой жизни. И в итоге смогут позволить себе не только однокомнатную квартиру. Другой вопрос, захотите ли вы в ней жить, учитывая все преимущества мобильного жилья.

Это же целая бизнес-идея. В Финляндии я познакомился с финном, который владеет сетью коттеджей - очень богатый буратино, а живет в лесу недалеко от своих стройплощадок так же, как я. Эта черта европейцев меня удивляет - не выеживаться, уважать других независимо от благосостояния. Я думаю, в скором времени и в России найдется человек, который купит землю где-нибудь в пригороде, поставит там трейлеров штук 10, подведет воду и электричество и начнет их сдавать. Наймет человека, который будет хоз.вопросы решать, и я вас уверяю, за 7 тысяч трейлер сдаст легко (цена сдачи комнаты в коммуналке). Потом, если что, всегда можно будет трейлеры продать, а на земле на вырученные деньги построить дом. Мы вот тут с вами сидим рассуждаем, а кто-то уже тем временем начал это реализовывать.