Что нужно для крещения взрослого женщины. Как проходит крещение взрослого человека и что для этого нужно

Я хотел бы пройти обряд Крещения. Но я не знаю всех подробностей, что необходимо прочитать, ходить на службы или надо записать на исповедь.
В церкви мне сказали, что мужчин крестят по пятницам и средам, и сказали, что надо с собой принести, больше ничего не сказали.

Владислав

Уважаемый Владислав, радуюсь о Вашем решении войти в Церковь Божию через Таинство Крещения. Что Вам нужно для того, чтобы креститься? Самое главное условие Крещения — вера. Нужно в Бога веровать, креститься не по посторонним соображениям: чтобы жениться, чтобы не болеть, чтобы ничего плохого в армии не случилось, чтобы в институте лучше учиться, а потому, что: «Верую в Господа нашего Иисуса Христа, Бога в Троице Славимого. Хочу стать православным христианином, жить в ограде Церкви». Если это желание в душе есть, то приходите в ближайший к Вашему дому храм, или туда, куда позовет Ваша душа, подходите к священнику и принимайте Таинство Крещения.

О том, как оно проходит, Вы можете прочитать . Крещение взрослого, конечно, по внешней форме отличается тем, что он сам входит в купель, а не погружается в нее на руках у священника (либо в случае отсутствия купели для полного погружения взрослых совершается Крещение через обливание). Вокруг купели взрослый также обходит сам.

Крестные родители для взрослого человека не нужны, так как он сам может исповедовать свою веру и заботиться об углублении знаний в области вероучения и благочестия. Однако если найдутся воцерковленные друзья, которые помогут сделать первые шаги в церковной жизни, это будет добро.

Будет очень хорошо, если еще до Крещения Вы прочитаете хотя бы одно из четырех Евангелий, если не выучите, то хотя бы подробно разберете Символ веры (брошюры с его толкованием есть в большинстве церковных лавок и в интернете, а ведь это та присяга, которую Вы принесете Господу), выучите некоторые первые молитвы ("Отче наш ", "Богородице Дево, радуйся"). Также хорошо, если в храме все же есть возможность поговорить перед Крещением со священником, причем поговорить о покаянии. Исповедь перед Крещением - не таинство в полном смысле слова, но она совершается в память о покаянии, которое проповедовал Иоанн Креститель. Перед Крещением человеку важно назвать перед Богом свои грехи и осознанно от них отречься.

Важно, чтобы Вы понимали, что христианская жизнь с Крещения только начинается. Не следует креститься, если Вы предполагаете, что в следующий раз в храм попадете только для собственного отпевания. Если человек хочет войти в Церковь через Крещение, следует положить твердое намерение затем ходить в храм сколько-то регулярно, читать Евангелие, учиться молиться, исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. И Ваше стремление к Богу, несомненно, безответным и бесплодным не останется.

Люди привыкли, что Таинство Крещения в современном мире проходят в младенчестве. Но есть те, кто по каким-либо причинам так и не приобщился к православной церкви и Господу через этот духовно очищающий обряд. Желая принять православие, многие на первых порах не знают, что нужно для крещения взрослого и как к этому подготовиться. Главное – осознанное желание следовать за Спасителем, а организационные моменты не займут так много времени и сил.

Духовное очищение

Крещение – это не только вступление в православную церковь, но и символ того, что человек готов стать верным союзником и служителем Бога. Оно влечет за собой взаимные обязательства. Со своей стороны желающий принять чин Крещения должен полностью осознавать, что он идет на это по собственной воле. Человек таким шагом отрекается от мирской мелочной суеты, зла и служения Сатане. Ересь, суеверия и оккультизм – это строжайший запрет для верующего христианина.

Готовясь покреститься, взрослые люди обязаны отдавать отчет своим действиям, ведь с момента принятия чина они должны быть готовы пересмотреть свои жизненные устои в пользу Законов Божьих.

Нельзя совершать Таинство Крещения из-за сторонних соображений: желания поправить здоровье, материальное положение или надежды на изменение судьбы к лучшему. Приход к Господу и вере в Него не есть проводник к простому и беззаботному существованию. Это всегда борьба со своими физическими и низменными потребностями в пользу праведного, богоугодного бытия.

Для полного понимания значимости такого решения и вхождения в истинную веру очень хорошо почитать Новый Завет, догматические учения о Святой Троице, Жития Святых. Необходимо знать основные молитвы, которые являются оплотом веры православного человека, а именно: «Отче Наш», «Богородице Дево, радуйся», «Символ Веры», «Живые в помощи». Позитивное влияние оказывает общение с воцерковленными людьми, то есть с теми, кто давно пришел к Богу через веру христианскую и держит посты, посещает храм, молится и кается в грехах своих.

Перед Крещением всегда проводятся так называемые церковные огласительные беседы – обязательные посещения храма 3-4 раза в месяц для разговора о догматической сути Символа Веры. В процессе также могут затрагиваться и нравственно-моральные аспекты человеческой жизни. Все зависит от собравшихся на беседе людей, их ответов батюшке на задаваемые вопросы и интересов самих пришедших к нему. Это своего рода вводный курс в духовную жизнь человека, следующего за Господом, и в основу православного вероучения.

Без прохождения огласительных бесед желающий креститься не будет допущен к Таинству, ведь их пропуск свидетельствует о несерьезности и непрочном убеждении человека следовать за Богом и жить по заповедям Его. Обычно церковнослужители ведут строгий учет посещаемости таких мероприятий.

Но все это больше помогает именно духовно настроиться на принятие чина Крещения. А что нужно делать для физического очищения, и какие этапы предстоит пройти?

Физическое очищение и практическая подготовка

Обычно перед свершением сего Таинства человек держит строгий пост в течение трех дней. Нельзя есть животную пищу, употреблять увеселительные напитки, курить, сквернословить (это в любое время табу для верующего) и иметь супружеские отношения, а тем более заниматься блудом. Желательно отказаться от просмотра телевизора и пользования Интернетом. Если с кем-то были ссоры, надо обязательно простить этих людей от всей души и по возможности помириться. Все это время человек должен молиться.

Накануне Крещения или в этот же день желательно исповедаться и причаститься, хотя на сегодняшний день данный пункт не считается обязательным к исполнению, так как само Таинство смывает все грехи с человека, и первородный, и совершенные уже в сознательной жизни. Если принято решение об исповеди, то нельзя ничего утаивать перед батюшкой. Безусловно, в первую очередь крещаемый должен признать все грехи перед самим собой и осознать, что в последующей праведной жизни совершать их нельзя. А откровенная беседа помогает глубже заглянуть внутрь себя.

Для взрослого человека старше 18 лет нет необходимости иметь крестных, так как он сам готов нести за себя и свои решения ответственность, а выбор пути следования за Господом он делает осознанно.

На само Таинство понадобится новая светлая одежда и обувь, белая крестильная рубашка (сорочка с рукавами), нательный крестик и большое полотенце. Также крещаемый должен знать, что сама процедура все-таки платная. Если есть сомнения по поводу крестика или того, какое полотенце нужно для крещения, лучше проконсультироваться с батюшкой. Самые подробные рекомендации есть в специальных церковных брошюрках, рассказывающих о поэтапной подготовке к любому Таинству из всех существующих. На вопросы может ответить священник, у которого человек собирается покреститься.

Нельзя на обряд являться с косметикой или украшениями. Женщина может принять Таинство только после окончания естественного месячного цикла очищения организма. Стоит помнить, что Крещение совершается только единожды в жизни, так как это есть рождение души человеческой, а оно происходит один раз.

Таинство Крещения: последовательность и особенности процесса

Процесс начинается с наречения имени крещаемому по святцам. Если, например, девушку зовут Виктория, то во время обряда она получает христианское Ника. После начинается отречение от Сатаны и сочетание с Господом. Священник произносит заклинательные молитвы против дьявола и спрашивает человека, готов ли он служить Богу. В знак своего согласия следовать за Спасителем крещаемый читает Символ Веры (желательно знать наизусть) и трижды кланяется в сторону алтаря. Так завершается первый этап – «чин оглашения».

Далее начинается само Таинство Крещения. Батюшка освящает воду, сначала покадив ее, а потом добавляет туда масла и мажет им крещаемого. Данный этап называется «помазанием священным елеем». Издавна считается, что он дает силы для освобождения от оков Сатаны и его войска.

К этому времени человек остается в нижнем белье. Женщинам разрешается надеть белый закрытый купальник, если будет троекратное погружение в купель. Но в большинстве случаев взрослых не окунают в святую воду полностью, а лишь поливают ею из ковша на голову. Такой процесс наделяет крещаемого силой Святого Духа для последующей борьбы с соблазнами темной стороны. После выхода из воды на него надевают крест и крестильную рубашку (для мужчины) или сорочку с длинными рукавами (для женщины), в руки дают зажженную свечу.

Далее происходит Миропомазание благовонными маслами, через которое священник передает вновь крещеному благодать Святого Духа. Человек троекратно обходит вокруг купели против движения солнца в знак вступления в союз со светлыми силами. Это называют «крестным ходом».

Священнослужитель зачитывает некоторые отрывки из Послания апостола Павла к Римлянам и Евангелия от Матфея, раскрывающие суть совершаемого обряда. После следуют молитвы за вновь крещеного, смывание благовонного елея и состригание пряди волос.

Последний этап – воцерковление, которое заключается в том, что женщину подводят к иконостасу, а мужчину заводят в алтарь. Это считается символом присоединения к вере, церкви и Богу.

Через несколько дней необходимо причаститься. Взрослый человек должен обсудить все нюансы подготовки с батюшкой. Причащение символизирует полное очищение через вкушение хлеба с вином и соединение с воскресшим Иисусом Христом духом и плотью.

Верующий должен каждый год в этот день отмечать дату своего нового духовного рождения приходом в церковь для исповеди и причастия. Помимо этого, крещеный христианин обязан регулярно приходить в храм на службы и соблюдать посты. Если не получается посещать церковь раз в неделю, то хотя бы раз в месяц или по установленным праздникам он должен это делать. Пост подразумевает не только отказ от пищи, но и в первую очередь духовное очищение. Если здоровье не позволяет поститься по всем правилам, то надо ограничить себя в чем-то, что особенно нравится вкушать. Можно исключить хлеб и сладкий чай или полностью отказаться от шоколада и сдобы. Совет с батюшкой или воцерковленными людьми поможет прояснить некоторые неясные и спорные моменты.

Что такое крещение и для чего оно совершается над человеком?

Крещение - это священное действие, в котором верующий во Христа через троекратное погружение тела в воду с призыванием имени Святой Троицы омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им до Крещения, духовно умирает для жизни плотской, греховной и, вновь рождаясь, облекается в благодать Божию для жизни святой, по Евангелию. Апостол говорит: Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6:4).

Без Крещения нельзя вступить в Церковь Христову и стать причастником благодатной жизни.

Сколько раз можно креститься?

Крещение - это духовное рождение, которое, как и рождение плотское, не может повториться. Как при телесном рождении раз и навсегда заложен внешний облик человека, так и Крещение кладет на душу неизгладимую печать, которая не стирается, хотя бы человек совершил и бесчисленное множество грехов.

Что делать человеку, который не знает, был ли он крещен, и не у кого об этом спросить?

Если желающий креститься взрослый человек точно не знает, был ли он крещен в детстве или он был крещен мирянином, но неизвестно, правильно ли это было совершено, то в таком случае следует принять Крещение у священника, предупредив его о своих сомнениях.

Что необходимо для Крещения?

Для принятия Крещения от взрослого человека требуется добровольное и сознательное желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние.

Как подготовиться к Крещению?

Подготовкой к Святому Крещению является истинное покаяние. Покаяние - это неотъемлемое условие того, чтобы Крещение было принято достойным образом, во спасение души. Такое покаяние состоит в признании своих грехов, в сожалении о них, в исповедании их (в доверительной беседе со священником, которая проводится непосредственно перед крещением), в оставлении греховной жизни, в осознании необходимости Искупителя.

Перед Крещением надо познакомиться с основами православной веры, с ≪Символом веры≫, с молитвами ≪Отче наш≫, ≪Богородице Дево, радуйся… ≫ и постараться их выучить. Помогут и огласительные беседы для желающих креститься, которые в нашем храме проводятся ежедневно. Желательно прочитать Новый Завет, Закон Божий и Катехизис. Важно принять учение Христа всем сердцем и разумом, а затем в назначенное время прийти в храм натощак, имея при себе крестик, белую рубашку и полотенце.

Когда надо крестить ребенка? Что для этого нужно?

Определенного времени для совершения Таинства Крещения младенцев церковными правилами не установлено. Православные христиане обычно крестят своих детей в период с восьмого по сороковой день жизни. Откладывание крещения детей после сорокового дня рождения нежелательно, это свидетельствует об отсутствии веры у родителей, лишающих своего ребенка благодати церковных Таинств.

Обязательны ли крестные?

Для детей до 12-14 лет крестные (восприемники) обязательны, потому что сами дети не могут сознательно исповедовать свою веру, а крестные поручаются за веру крещаемых. По правилам 7-го Вселенского собора (787 год) с момента крещения родственником младенцу становится одинакового с ним пола восприемник. Поэтому для крещения младенца необходим один крестный, двое не обязательно. Взрослые могут креститься и без крестных.

Откуда идет обычай иметь крестных?

Во времена гонений на христиан, когда для совершения Литургии и молитв христиане собирались в потаенном месте, новообращенного принимали в общину только в том случае, если у него был поручитель, который готовил его ко Крещению.

Кто может быть крестным?

Все крещенные и воцерковленные, кроме родителей и иных близких родственников.

Кто не может быть крестным?

Крестными не могут быть:

1) дети (восприемник должен быть не моложе 15 лет, восприемница - не моложе 13 лет);

2) люди безнравственные и безумные (душевнобольные);

3) неправославные;

4) муж и жена - у одного крещаемого;

5) монахи и монахини;

6) родители не могут быть восприемниками своих детей.

Может ли кум жениться на куме?

Согласно постановлениям, принятым в Русской Православной Церкви, которые в свою очередь опираются на постанов­ления VI Вселенского Собора: брак невозможен между крестным/ой, крестницей/ком и родителями крещаемого. Все остальные случаи - дозволительны.

Может ли присутствовать на Крещении младенца его мама в месячной нечистоте?

Присутствовать может, но в этом случае не будет совершен обряд воцерковления младенца, который заключается в чтении молитв, относящихся к матери и младенцу и в принесении младенца к престолу или царским вратам (смотря по полу), как бы пред лице Самого Господа. Быть воцерковленным значит быть введенным в собрание церковное, быть причисленным к собранию верных. Такое причисление совершается через Таинство Крещения, в котором человек возрождается к новой жизни и становится полноправным членом христианского общества; воцерковление же есть специальное выражение этого причисления; его можно сравнить с официальным актом, которым закрепляются новые права нового члена общества и которым он вводится во владение этими правами.

Могут ли родители присутствовать при Крещении своего ребенка?

Существующие в некоторых местах обычаи не допускать на Крещение отца и мать не имеют никакого церковного основания. Единственное требование - родители не должны участвовать в Таинстве Крещения (то есть они не держат младенца на руках, не воспринимают его от купели - это делают крестные), а родители могут только присутствовать при Крещении.

Кому надо держать ребенка при Крещении?

В течение всего Таинства Крещения младенца держат на руках крестные. Когда крестят мальчика, до погружения в купель ребенка обычно держит крестная мать, а крестный отец - после этого. Если же крестят девочку, то вначале на руках ее держит крестный отец, а воспринимает от купели крестная мать.

Не лучше ли отложить Крещение до того времени, когда ребенок сможет сам сознательно сказать, что он верит в Бога?

Раз Бог даровал родителям ребенка, у которого есть не только тело, но и душа, то и заботиться они должны не только о его телесном возрастании. Таинство Крещения есть духовное рождение, которое является первым и незаменимым шагом на пути к вечному спасению. В Крещении благодать Божия освящает естество человека, омывая первородный грех и наделяя даром жизни вечной. Только крещеный ребенок способен полноценно приобщаться к святыням, быть общником Евхаристии, вообще воспринимать благодать, которая убережет его от многих искушений и пороков в период возрастания и взросления. А кто откладывает Крещение ребенка, тот оставляет маленькую душу доступной воздействию греховного мира. Конечно, маленький ребенок еще не может выразить своей веры, но это не значит, что родители должны пренебречь его душой. Далеко не всегда учитываются желания маленьких детей по многим важным для них вопросам. Например, некоторые дети боятся и не хотят посещать больницу, но ведь родители, даже вопреки их желанию, лечат их. А Таинства Церкви, первое из которых - Крещение, есть духовное врачевство и то духовное питание, в котором нуждаются дети, хотя они еще и не осознают это.

Можно ли креститься в 50 - 60 лет?

Креститься можно в любом возрасте.

В какие дни Крещение не совершается?

Для совершения Таинства Крещения нет никаких внешних ограничений - ни по времени, ни по месту его совершения. Но в некоторых храмах Таинство Крещения совершается по расписанию в определенные дни, например, из-за занятости священника.

Только ли священник может совершать Крещение?

В исключительных случаях, например, при смертельной опасности для новорожденного младенца или взрослого человека, когда невозможно пригласить священника или диакона, допускается, чтобы Крещение совершил мирянин - то есть любой крещеный православный христианин, понимающий важность Крещения.

Как в случае смертельной опасности окрестить человека без священника?

Для этого необходимо сознательно, с искренней верой, с пониманием важности дела точно и правильно произнести формулу Таинства Крещения - таиносовершительные слова: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца (первое погружение или окропление водой), аминь, и Сына (второе погружение или окропление водой), аминь, и Святаго Духа (третье погружение или окропление водой), аминь» . Если крещеный таким образом человек останется жив, то священник должен восполнить Крещение положенными в чинопоследовании молитвами и священнодействиями, а если умрет, то его можно отпевать, заказывать панихиды, писать его имя в церковных записках

Можно ли креститься беременной?

Беременность не является препятствием для Таинства Крещения.

Надо ли приносить на Крещение свидетельство о рождении?

Для совершения Таинства Крещения свидетельство о рождении не требуется, оно нужно лишь для того, чтобы сделать запись в храмовый архив - кто, кого и когда крестил.

От какого слова происходит слово «крещение»? Если от слова «крест», тогда почему в Евангелии говорится о том, что Иоанн «крестил» водою, еще до того, как Спаситель претерпел крестные страдания?

На всех европейских языках «крещение» значит «баптизо», то есть погружение в воду, омовение в воде. Первоначально этот термин не был связан с церковным Таинством, обозначая всякое омовение водою, погружение в нее. Славянский же язык, возникший уже в христианскую эпоху, подчеркивает именно христианский смысл Крещения как сораспятия со Христом, умирания во Христе и воскресения для новой благодатной жизни. Поэтому, когда Евангелие говорит о крещении Иоанна, то имеется в виду символическое погружение в воду приходящих к нему людей во оставление грехов; происхождение же названия Таинства от слова ≪крест≫ - филологическая особенность нашего языка.

О Символе Веры

Ч то такое Символ веры ?

Символом веры называется краткое и точное изложение главных истин христианской веры. Он состоит из двенадцати членов (частей). В каждом из них содержится истина православной веры. 1-й член говорит о Боге Отце, 2-7 члены говорят о Боге Сыне, 8-й - о Боге Духе Святом, 9-й - о Церкви, 10-й - о крещении, 11-й и 12-й - о воскре­сении мертвых и о вечной жизни.

Как и почему был составлен Символ веры?

С апостольских времен христиане пользовались так назы­ваемыми «символами веры» для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В Древней Церкви существова­ло несколько кратких символов веры. В IV в., когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы дополнить и уточнить.

На Первом Вселенском Соборе были написаны первые семь членов Символа веры, на Втором - остальные пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария. Он считал, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе (Царь- граде) в 381 г. для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео-Цареградского.

В чем значение Символа веры?

Значение Символа веры - сохранение единого исповедания непреложных истин (догматов) веры, а через это - единства Церкви.

Символ веры начинается со слова «верую», поэтому произ­несение его является исповеданием веры.

Когда произносится Символ веры?

Символ веры произносится принимающим крещение («огла­шенным») во время совершения Таинства Крещения. При крещении младенца Символ веры произносится восприемниками. Кроме того, Символ веры соборно поется верующими в храме во время Литургии и читается ежедневно в составе утреннего молитвенного правила. Его должен знать каждый православный христианин.

Как понимать «верую во единаго Бога Отца, Вседер­жителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым»?

Это значит веровать во единого Бога Отца, в то, что Бог все содержит в Своей силе и власти, всем управляет, что Он сотворил небо и землю, видимыи и невидимым, то есть духовный мир, к которому при­надлежат Ангелы. Этими словами выражается уверенность, что Бог есть, что Он есть один и нет другого кроме Него, что все, что существу­ет, как в видимом физическом мире, так и в невидимом, духовном, то есть вся необъятная вселенная создана Богом и ничто не может быть без Бога. Человек сердцем принимает эту веру. Вера - это уверенность в реальном существовании Бога и доверие к Нему. Бог един, но не одино­кий, потому что Бог един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой, - Троица единосущная и нераздельная. Единство Трех, бесконечно любящих друг друга лиц.

Как понимать «и во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша»?

Это значит веровать, что Господь Иисус Христос - это Тот же Единый Бог, второе Лицо Святой Троицы. Он - Единородный Сын Бога Отца, рожденный до начала времен, то есть когда и времени еще не было. Он, как Свет от Света, так же неразлучен с Богом Отцом как свет с солнцем. Он - Истинный Бог, рожденный Истинным Богом. Он рожден, а вовсе не сотворен Богом Отцом, то есть Он одного существа с Отцом, Единосущен Ему.

Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Господом называется потому, что Он есть истинный Бог, так как имя Господь есть одно из имен Божиих. Сын Божий на­зван Иисусом, то есть Спасителем, это имя наречено самим Архангелом Гавриилом. Христом, то есть Помазанником, назвали Его пророки - так издавна называли царей, первосвященников и пророков. Иисус, Сын Бо­жий, назван так потому, что Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого и, таким образом, Ему в высочайшей степени при­надлежат ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя. Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным, пото­му что Он только один и единственный есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и потому Он - единого существа (природы) с Богом Отцом. В Символе веры сказано, что Он рожден от Отца, и этим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. Сказано прежде всех век, чтобы никто не думал, что было время, когда Его не было. Слова Света от Света некоторым образом изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Бог Отец есть вечный Свет, от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет; но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божественного естества. Слова Бога истинна от Бога истинна, взяты из Священного Писания: Сын Божий пришел и дал людям свет и разум, чтобы познали Бога истинного и пребывали в ис­тинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (см. 1 Ин. 5:20). Слова рожденна, несотворенна прибавлены святыми от­цами Вселенского собора для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен. Слова единосущна Отцу означают, что Сын Божий есть одного и того же Божественного существа с Богом Отцом.

«Имже вся быша» означает, что все существующее сотворено Им, как и Богом Отцом - Творцом неба и земли. Бог Отец все сотворил Сыном Своим как вечною премудростию Своею и вечным Словом Сво­им. Это означает, что мир сотворен Единым Богом - Святой Троицей.

Как понимать «нас ради человек и нашего ради спа­сения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася»?

Это значит веровать, что Иисус Христос для спасения рода человеческого явился на землю, воплотился от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечился, то есть принял не только тело, но и душу че­ловеческую и сделался совершенным человеком, не переставая в то же время быть Богом - стал Богочеловеком.

Сын Божий, по обещанию Своему, пришел на землю для спасения не одного какого-либо народа, а всего человеческого рода. «Сшедшаго с небес» - как Сам о Себе говорит: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3:13). Сын Божий вездесущ и потому всегда пребывает на небе и на земле, но на земле Он прежде был невидим и стал видим лишь когда явился во плоти, воплотился, то есть принял на Себя плоть человече­скую, кроме греха, и сделался Человеком, не переставая быть Богом. Воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Святая Дева как была Девою, так и пребыла Девой после Рождества Христова. Православная Церковь называет Деву Марию Богородицею и почитает Ее выше всех сотворенных существ, не только людей, но и ангелов, так как она Матерь Самого Господа.

Слово вочеловечшася прибавлено, чтобы никто не подумал, что Сын Божий принял одну только плоть или тело, но чтобы в Нем признавали совершенного Человека, состоящего из тела и души. Иисус Христос был распят за всех людей - Он крестною смертью Своей из- бавАил род людской от греха, проклятия и смерти.

Как понимать «распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна»?

Это значит веровать, что Господь Иисус Христос во время правления в Иудеи Понтия Пилата (т.е. в совершенно определенный исторический момент) был распят на кресте за грехи людей ради спасе­ния всего человеческого рода. Сам Он был безгрешен. Он действитель­но страдал, умер и был погребен. Спаситель страдал и умер не за Свои грехи, которых у Него не было, а за грехи всего человеческого рода и не потому страдал, что не мог избежать страдания, а потому, что добро­вольно восхотел пострадать.

Как понимать «и воскресшаго в третий день по Пи­санием»?

Это значит веровать, что Иисус Христос воскрес в третий день после Своей смерти, как было предсказано в Писании. Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых в том же теле, в котором родился и умер. В Писаниях пророков Ветхого Завета было ясно предсказано о страданиях, смерти, погребении Спасителя и о воскресении Его, поэтому сказано: «по Писанием». Слова «по Писа­нием» относятся не только к пятому, но и к четвертому члену Сим­вола Веры.

Иисус Христос умер в Великую Пятницу около трех часов дня, а воскрес после полуночи с субботы на первый день недели, име­нуемый с того времени «Воскресеньем». Но в те времена и часть дня принималась за целый день, поэтому и говорится, что Он был во гробе три дня.

Как понимать «и восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца»?

Это значит веровать, что Господь Иисус Христос в сороко­вой день по Воскресении Своем с пречистою Своею плотью вознесся на небо и воссел одесную (по правую сторону, в чести) Бога Отца. Господь Иисус Христос вознесся на небеса человечеством Своим (плотью и ду­шою), а Божеством Своим Он всегда пребывал с Отцом. Слова «седяща одесную» (сидящего с правой стороны), надо понимать духовно. Они значат, что Господь Иисус Христос имеет одинаковое могущество и сла­ву с Богом Отцом.

Своим вознесением Господь соединил земное с небесным и показал всем людям, что их отечество на небе, в Царствии Божием, ко­торое открыто теперь для всех истинно верующих.

Как понимать «и паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца»?

Это значит веровать, что Иисус Христос опять (паки - опять, вновь) придет на землю, чтобы судить всех людей, как живых, так и умерших, которые тогда воскреснут; и что после этого Страш­ного Суда настанет Царство Христово, которому никогда не будет конца. Суд этот называется страшным, потому что совесть каждого человека откроется перед всеми, и обнаружатся не только дела до­брые и злые, какие кто делал во всю жизнь свою на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и мысли. По этому суду правед­ные пойдут в жизнь вечную, а грешные в муку вечную - за то, что творили злые дела, в которых не раскаялись и которых не загладили добрыми делами и исправлением жизни.

Как понимать «и в Духа Святаго, Господа Животво- рящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокла- няема и сславима, глаголавшаго пророки»?

Это значит веровать, что третье Лицо Святой Троицы - Свя­той Дух, такой же истинный Господь Бог, как Отец и Сын. Веровать, что Дух Святой - Животворящий, Он вместе с Богом Отцом и Богом Сыном дает тварям жизнь, людям же в том числе и духовную: «если кто не ро­дится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное с От­цом и Сыном, потому Иисус Христос повелел крестить людей (все на­роды) во имя Отца и Сына и Святого Духа (см. Мф. 28:19). Святой Дух говорил через пророков и апостолов и по Его вдохновению написаны все Священные книги: «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи дви­жимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21).

Говорится здесь и о главном в православной вере - о тайне Святой Троицы: Единый Бог - это Отец, Сын и Дух Святой. Дух Свя­той открылся людям видимым образом: при Крещении Господа в виде голубя, а в день Пятидесятницы Он сошел на апостолов в виде огнен­ных языков. Причастным Духу Святому человек может сделаться через правую веру, церковные таинства и усердную молитву: «если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Не­бесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11:13).

«Иже от Отца исходящаго» - Который исходит от Отца; «Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима» - Которому следует по­клоняться и Которого следует прославлять наравне с Отцом и Сыном. «Глаголавшаго пророки» - говорившего через пророков.

Как понимать «во Едину Святую, Соборную и Апо­стольскую Церковь»?

Это значит веровать в основанную Иисусом Христом через апостолов Церковь: единую, Святую, Соборную (в которую входят все верные, ее члены). Здесь говорится о Церкви Христовой, которую Иисус Христос основал на земле для освящения грешных людей и воссоединения их с Богом. Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших, соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми таинствами. Каждый в отдельности православный христианин на­зывается членом, или частью Церкви. Когда говорится о вере в еди­ную Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, то под Церковью разумеются все в совокупности верные ей люди, которые исповедуют одну и ту же православную веру, а не то здание, куда ходят молиться Богу и которое называется храмом Божиим.

Церковь едина, потому что «одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4:4-6).

Церковь Святая, потому что «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (т. е. за всех верующих - членов Церкви), что­бы освятить ее (освятив крещением каждого христианина), очистив банею водною посредством слова (т. е. крещальной водой и тайносо- вершительными словами при крещении), чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо по­добного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25-27).

Церковь Соборная, или кафолическая, или Вселенская, по­тому что она не ограничивается никаким местом (пространством), ни временем, ни народом, но включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов.

Церковь Апостольская, потому что она непрерывно и неизмен­но от времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через освященное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной или Правоверующей.

Как понимать «исповедую едино крещение во остав­ление грехов»?

Это значит признавать и открыто объявлять, что для духов­ного возрождения и прощения грехов нужно только один раз принять Крещение. Крещение - это Таинство, в котором верующий, при трое­кратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а рождается человек однажды, потому и крестится однажды.

В Символе веры упомянуто только о Крещении, потому что оно является дверью в Церковь Христову. Только принявший Крещение может участвовать в других церковных таинствах. Таинством называет­ся такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку реальная сила (благодать) Святого Духа.

Как понимать «чаю воскресения мертвых»?

Это значит с надеждой и уверенностью ожидать (чаю - ожи­даю), что настанет такое время, когда души умерших людей опять сое­динятся со своими телами и все умершие оживут действием всемогуще­ства Божия. Воскресение мертвых последует одновременно со Вторым и Славным Пришествием Господа Иисуса Христа. В момент всеобщего воскресения тела умерших людей изменятся, по существу своему тела будут те же самые, но по качеству будут отличны от нынешних тел - они будут духовны - нетленны и бессмертны. Изменятся тела также и тех людей, которые будут еще живы во время Второго Пришествия Спаси­теля. Соответственно перемене самого человека изменится и весь види­мый мир - из тленного обратится в нетленный.

Как понимать «и жизни будущаго века. Аминь»?

Это значит ожидать, что после воскресения мертвых совер­шится Суд Христов, и для праведников наступит бесконечная радость вечного блаженства в единении с Богом. Жизнь будущего века - это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и Всеобщего Суда Христова. Слово «аминь» означает подтверждение - истинно так! Только так может быть выражена истина православной веры и никем она не может быть изменена.

О наречении имени и об именах

Именины и день Ангела это одно и то же?

Иногда день именин называют днем ангела, потому что свя­той и ангел-хранитель сближаются в своем служении человеку настоль­ко, что обозначаются даже общим именованием, хотя и не отождествля­ются.

Ангел Хранитель у каждого человека свой, он дается Богом при Крещении. Ангел Хранитель является бестелесным духом, он не имеет имени. А святые, в честь которых людям даются имена, являются тоже людьми, которые своей праведной жизнью угодили Богу и прославлены Церковью. День памяти святого, имя которого носит человек, является днем именин. Один святой может быть покровителем многих людей с одинаковыми именами.

Днем Ангела является день Крещения человека, а еще днем Ангела можно назвать день памяти всех Небесных Сил бесплотных (21 ноября по новому стилю).

Но в народном сознании эти праздники слились воедино, и в день именин поздравляют с днем Ангела.

Как выбрать имя младенцу?

В Русской Православной Церкви существует обычай нарекать имя младенцу в честь святых (по святцам). Младенца обычно называют именем святого, память которого отмечается Церковью в сам день рожде­ния, в восьмой день после его рождения, или в день Крещения. Но можно выбрать имя любого святого, память которого празднуется вскоре после дня рождения младенца. Иногда ребенка называют в честь святого, кото­рого избрали заранее и молились ему еще до появления чада.

Как правильно определить, кто твой святой?

Надо найти в месяцеслове (в конце Православного церковно­го календаря) одноименного святого, а если их несколько, то выбрать того, чей день памяти следует первым после дня рождения или того из них, кого особенно почитаете. Можно положиться и на выбор имени священником при крещении.

Как определить день именин?

Именинами, днем тезоименитства, является день памяти од­ноименного святого, ближайший после дня рождения, или того, в честь которого Вас нарек священник при совершении Таинства Крещения.

Как следует проводить день своих именин?

В этот день надо пойти в Церковь, причаститься, подать запи­ски о здравии и о упокоении своих сродников, заказать молебен своему святому покровителю. Лучшим занятием в день именин является чтение жития своего святого и других духовных книг, а также совершение дел благочестия. Не возбраняется и праздничная трапеза для близких и дру­зей без особых излишеств в «ястии и питии».

Можно ли назвать ребенка именем отца?

Можно, если это имя есть в православном месяцеслове.

Что делать, если у ребенка неправославное имя?

Если имя, под которым ребенок зарегистрирован, отсутствует в православном месяцеслове, это еще не значит, что при Крещении его имя следует менять. Вполне возможно, что по неосведомленности ро­дители дали ребенку православное имя, но в западноевропейской или местной его форме. В таком случае священник обычно переводит его в церковнославянскую форму и крестит под этим именем, предваритель­но сообщив его родителям крещаемого или ему самому.

Вот примеры таких переводов: Анжела - Ангелина; Жанна - Иоанна; Оксана, Аксинья - Ксения; Аграфена - Агриппина; Полина - Апполинария; Лукерия - Гликерия; Егор - Георгий; Ян - Иоанн; Денис - Дионисий; Светлана - Фотина или Фотиния; Марта - Марфа; Аким - Иоаким; Корней - Корнелий; Леон - Лев; Томас - Фома.

В том случае, когда не удается установить подобного соответ­ствия (например, их не имеют такие имена, как Эльвира, Диана), священник рекомендует родителям или самому крещаемому выбрать православное имя (лучше близкое по звучанию), которое впредь будет его церковным именем.

Что делать, если человек с неправославным именем, не помнит имени, с которым его крестили?

Можно поднять архив в том храме, где человека крестили. Если это невозможно, нужно обратиться к священнику. Священник про­читает молитву на наречение имени и наречет имя православного свя­того.

Можно ли данное при рождении православное имя при Крещении менять на иное православное имя? Например, Виталия крестить с именем Вячеслав?

Если при рождении младенцу было присвоено имя, содержащееся в православных святцах, при наречении менять это имя на иное не сле­дует. Иногда люди, желающие креститься, просят о наречении имени, отличающегося от данного при рождении. В большинстве случаев это связано не с желанием в корне изменить образ жизни, как это бывает при принятии монашества, а с суеверным стремлением избежать воз­действия колдунов, знающих имя человека.

Как происходит процедура крещения взрослого человека в церкви?

    У меня было так. Понесли мы крестить своего ребенка. Надо, чтобы родители сами были крещеные. Я оказалась атеисткой. Батюшка сказал: Ничего страшного, сейчас мы сперва тебя покрестим, я буду твоим крестным, без крестной можно обойтись. А хочешь, загадай кого-нибудь из хороших знакомых, этого будет достаточно. Я загадала мамину подругу. Так, на всякий случай. Прочел батюшка какую-то молитву, окропил меня святой водой и надел крестик мне на шею. Крестик купили там же в церкви. Потом покрестили ребенка, с опусканием в купель. Или только побрызгали из нее, точно уже не помню. И выдали два свидетельства о крещении. Так что процедура не сложная.

    Процедура крещения именуется Таинство крещения (если мы говорим о православии). Взрослый человек перед крещением обязан пройти катехизацию (полугодовой курс изучения Закона Божьего в огласительных группах при храме), и оглашение (как минимум годовое посещение богослужений с целью изучения каноники годового церковного круга богослужений). Новопризванный оглашенный перед крещением должен знать: Отче Наш (на церковно-славянском), Верую, желательно, утреннее и вечернее молитвенное правило.

    В назначенный день своего крещения, новопризванный христианин берет с собой:

    • заранее освященный крестик. (можно за пожертву взять в церковной лавке)
    • белую крещальную ризу. Большое полотенце или шерстяной плед.
    • пару свеч среднего размера (каждому приглашенному на крещение - по свече и одну себе).

    Таинство крещения может происходить или в баптистерии, построенном возле храма (иногда и внутри храма, если храм строился с баптистерием), или же, по древней практике, - в открытом водоеме. Последний вариант возможен с благословения епископа.

    При проведении таинства, священнослужитель будет вам подсказывать, что делать и в какой момент. Перед таинством, вы должны облачиться в белую ризу (под которой ничего не должно быть), передать крестик священнослужителю. По ходу самого таинства, священнослужитель может потребовать от вас прочитать Символ Веры (Верую), далее, попросит зайти в баптистерий (или зайдет с вами же в водоем) и держа руку на вашей голове трижды погрузит вас в воду полностью (вам надо будет присесть) со словами: Крещается раб божий lt;имя> во Имя Отца (погружение), Аминь. И Сына (погружение), Аминь. И Святого Духа (погружение), Аминь. После этого, происходит Миропомазание всех частей вашего тела. (Если баптистерий будет холодным - именно тогда и понадобиться вам шерстяной плед, который можно накинут как до момента погружения, так и после).

Современные люди все чаще задумываются о своей душе, поэтому многие решают пройти обряд крещения в церкви. Но перед тем как решиться на подобный шаг, следует тщательно все взвесить. Если желание креститься вызвано лишь стремлением отдать дань моде, то его лучше отложить. Ведь вхождение в церковную общину накладывает на человека определенные обязательства. При сознательном стремлении жить по-христиански требуется некоторая подготовка, выполнение нескольких условий.

Крещение - одна из самых древних церковных традиций, о которой написано в Библии. Сам Иисус Христос тоже крестился, поэтому каждый верующий должен следовать Его примеру. Обязательный атрибут таинства - это вода, куда троекратно погружается верующий. Это действие сопровождается обращением к лицам Святой Троицы - Отцу, Сыну и Святому Духу. Оно символизирует духовное рождение в вечную жизнь и смерть человека для греха. В таинстве происходит избавление от первородного греха, который унаследован от первых людей (Адама и Евы). Проводится крещение один раз в жизни.

Таинство предваряется обязательной беседой со служителем церкви, попросту - с батюшкой. Встретиться с ним можно после окончания любого богослужения, надо просто подойти и сказать о своем желании пройти обряд.

В некоторых храмах проходят индивидуальные собеседования, в других они общие. Как правило, требуется трижды прийти на беседы. Во время них священник рассказывает о церковной жизни, о том, какие изменения верующий должен будет внести в свое поведение, как проходит крещение взрослого человека.

В прежние времена существовал институт оглашенных. Будущих христиан готовили ко вступлению в христианскую общину постепенно. Подготовительный период продолжался от 40 дней до нескольких лет. Люди изучали Священное Писание, учились молиться. Церковная община должна была убедиться в том, что претендент имеет твердое желание жить по-христиански.

Подготовка к ритуалу

Крещение совершается на протяжении всего богослужебного года. Неважно, сколько человеку лет, совершить обряд можно в любом возрасте, в любой день, на это не существует никаких ограничений. Ведь судьба у каждого своя - некоторые принимают столь важное решение, когда находятся в больнице или под влиянием других обстоятельств, заставляющих задуматься о вечности.

Можно договориться о том, чтобы обряд провели индивидуально, но обычно это делается для группы, которая посещала огласительные беседы. День выбирается настоятелем храма произвольно. Как правило, это суббота, чтобы новые члены церкви смогли на другое утро полноценно участвовать в Божественной литургии, приступить к причастию.

В каждом храме может быть собственное расписание, с ним обычно можно ознакомиться при входе в здание.

Лучше заранее узнать, как проходит обряд крещения взрослого человека, чтобы принимать в нем участие осознанно. Об этом обычно батюшка рассказывает на предварительных беседах, поясняя смысл каждого действия. В России все богослужения и требы проводятся на церковнославянском языке. Нелишним будет приобрети словарик, чтобы понимать хотя бы самые распространенные выражения во время богослужений. Ведь креститься для того, чтобы просто «выстаивать» службу, - довольно бессмысленное занятие. Необходим будет и крестильный набор, в него обычно входят:

Можно приобрести эти предметы по отдельности, главное - ничего не забыть. Нужна также духовная подготовка - желательно знать 10 заповедей, надо выучить наизусть пару молитв (Символ веры, «Отче наш»), они будут вслух произноситься во время крещения.

Как совершается таинство

Обряд крещения у православных традиционно совершается под сводами храма. Во многих церквях нет специально построенных купелей для полного погружения тела в воду. Тогда используют большую чашу, над которой люди склоняют голову. Переживать из-за этого не стоит - главное, чтобы были прочитаны все необходимые молитвы, тогда таинство считается действительным.