Права и обязанности родительского комитета. его место в структуре школы и детского сада - родительский комитет: от а до я - каталог статей - оптовая компания детских подарков

Посещение детского сада – важный этап развития ребенка. При этом нужно понимать, что отдавая ребенка в детский сад, родители не сбрасывают с себя ответственность и задачи, а лишь заменяют их другими. Чтобы мамы и папы были не наблюдателями воспитательного процесса, а его участниками, создается родительский комитет в детском саду.

Задачи родительского комитета ДОУ

На первый взгляд может показаться, что обязанности родительского комитета ограничиваются финансовыми вопросами, но это далеко не так. Положение о родительском комитете в ДОУ содержит немало пунктов, регулирующих права, обязанности и функции этого органа самоуправления. Попробуем составить основной список того, что делает родительский комитет:

  1. Выясняет, в чем нуждаются дети помимо предоставленного дошкольным учебным заведением.
  2. Инициирует и осуществляет закупку необходимого – канцелярских принадлежностей, материалов для ремонта, предметов интерьера, игрушек.
  3. Определяет список мероприятий, для которых необходимо будет приобрести подарки детям, и другим работникам детского сада.
  4. Помогает организовывать мероприятия и содействует воспитателям в процессе работы с детьми.
  5. Решает незначительные организационные вопросы, которые не требуют присутствия всех родителей.
  6. И, естественно, родительский комитет в садике занимается расчетом и сбором необходимых средств для осуществления вышеперечисленного.

Состав родительского комитета

В состав родительского комитета обычно входят от 3 до 6 человек, этот вопрос решается индивидуально. Так как выбрать родительский комитет необходимо в самом начале учебного года, и решается этот вопрос голосованием, то в составе обычно оказываются самые активные мамы и папы, у которых достаточно свободного времени. Это безвозмездная деятельность, и членом родительского комитета можно стать только на добровольной основе. Также, чтобы работа родительского комитета в ДОУ была четко организована и грамотно налажена, избирается председатель.

План работы родительского комитета

После определения состава составляется план работы родительского комитета в ДОУ и распределение обязанностей. К примеру, назначается человек, который будет поддерживать связь с остальными родителями, обзванивать при необходимости и информировать, другой представитель комитета может отвечать за выбор подарков, третий за ремонтные работы и т.д. Очевидно, что заседания родительского комитета в ДОУ проходят чаще, чем общие родительские собрания. Их минимальная периодичность согласовывается с администрацией садика. Во время заседания обязательно ведется протокол родительского комитета в ДОУ, где фиксируется дата, количество присутствующих, основные вопросы обсуждения, предложения членов комитета и принятые решения.

В первую очередь стоит отметить, что представитель родительского комитета это не только ответственная, но и достаточно нервная работа, поэтому учитесь относиться спокойно к ситуации. Из практичных рекомендаций можно посоветовать следующее.

Родительский комитет класса - это объединение родителей, деятельность которого направлена на всемерное содействие педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, классному руководителю в организации сотрудничества семьи и школы на благо учащихся класса.

Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года на один учебный год.

В родительский комитет класса могут быть избраны родители любого ученика класса по их желанию или по предложению большинства участников родительского собрания класса.

Председатель родительского комитета выбирается из числа избранных членов родительского комитета на первом заседании.

О своей деятельности родительский комитет отчитывается перед родительским собранием.

Собрание родителей вправе потребовать от родительского комитета внеочередного отчета, если сомневается в его действиях.

Родительский комитет (председатель) участвует (при необходимости) в заседаниях пед. совета школы, встречах родительских комитетов классов со школьной администрацией.

Заседания родительского комитета класса проходят 3-4 раза в учебную четверть. Принятые решения фиксируются в протоколе, который хранится у председателя родительского комитета.

Родительский комитет класса обязан:

Помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;

Вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми;

Влиять на формирование культуры родительского общения;

Быть посредником между семьей, школой, общественными организациями в трудных жизненных ситуациях;

Стимулировать подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения;

Выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательно-воспитательного процесса в школе;

Соблюдать этические нормы в общении с учащимися, педагогами и их родителями.

Родительский комитет имеет право:

Активно участвовать в организациях образовательно-воспитательного процесса в классе;

Помогать классному руководителю и школе в приобретении учебников и пособий;

Посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;

Присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;

Высказывать свое мнение о проводимых в классе мероприятиях;- принимать совместно с классным руководителем определенные меры воздействия к тем родителям, которые не занимаются воспитанием своих детей;

Проводить беседы с проблемными учащимися;

Четкая и хорошо отлаженная работа родительского комитета класса всегда приносит свои плоды.

Младшие школьники очень рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах.



Надо отметить, что активное участие родительского комитета и родителей в целом в жизни класса очень стимулирует к действию и самого классного руководителя.

Чем активнее будет сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями встретит педагог в своей профессиональной деятельности.

Состав родительского комитета:

1. Председатель родительского комитета.

2. Заместители, отвечающие за определенные участки работы.

3. Казначей.

Председатель родительского комитета отвечает за организацию деятельности родительского комитета, совместно с заместителями составляет план работы родительского комитета; помогает классному руководителю в подготовке и проведении родительских собраний, является представителем коллектива родителей класса в работе родительского комитета школы. Он участвует в защите прав учащихся. Председатель родительского комитета совместно с представителями школы участвует в посещении неблагополучной семьи, помогает решать конфликтные ситуации в детском коллективе.

Если председатель родительского комитета отвечает за организацию работы родительского комитета в целом, то заместители его отвечают за определенные участки работы.

Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за результативность учебной деятельности учащихся класса, организует активное участие родителей в учебной деятельности детей.

Он организует родителей для участия в посещении уроков, днях творчества в классе и школе. В его компетенцию входит помощь классному руководителю в приобретении необходимых учебных пособий, организациях различных внеклассных мероприятиях, различных олимпиадах, конкурсах и фестивалях, организация помощи отстающим в учебе детям, поиск возможностей для награждения учащихся, отличающихся высокими результатами в учебной деятельности.

Заместитель председателя родительского комитета, курирующий вопрос участия родителей и учащихся класса во внеклассной деятельности, выполняет достаточно многоплановую работу.

В его компетенцию входит привлечение родителей класса к проведению занятий кружков, родительских уроков. Вместе с родителями класса он участвует во всех совместных праздниках, походах, организуют в классе экскурсии, поездки, развлекательные мероприятия. Кроме этого, он помогает классному руководителю реализовать во внеклассной деятельности возможности всех учащихся класса, а также их родителей.

Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за хозяйственную работу в классе, организует помощь родителей в ремонте кабинета класса, в оформлении помещении класса, в приобретении предметов, необходимых для жизнедеятельности классного коллектива.

В обязанности казначея входит сбор средств родителей на нужды классного коллектива. Вместе с родительским комитетом казначей составляет смету расходов, отчитывается перед родительским собранием за использованные средства. Документами, констатирующими деятельность родительского комитета, являются:

а) протоколы заседаний родительского комитета;

б) положение о родительском комитете школы;

в) план работы родительского комитета на учебный год или полугодие;

г) график заседаний родительского комитета.

Участие в родительском комитете школы имеет для родителей, как плюсы, так и минусы.

Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Родительский комитет в школе может взять на себя организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь; рейдов-проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям. Большое значение имеет участие родительского комитета в дне открытых дверей в классе, в дне самоуправления.

Ещё одна важная функция родительского комитета класса - оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе в классе. В первую очередь, это организация и проведение Родительских уроков в классе. Родительские уроки - это возможность творчества, импровизации каждой семьи. Во время родительского урока ребята знакомятся с увлечениями семьи, узнают об интересных традициях и обычаях, развивают кругозор.

Помимо Родительских уроков, родительский комитет может помочь классному руководителю в организации праздников, экскурсий, поездок Польза родителей в решении этого вопроса огромна, однако, это интересно не только детям, это интересно и самим родителям- увидеть своего ребёнка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребёнком и другими детьми.

Многое может сделать родительский комитет по решению хозяйственно-бытовых вопросов в классе: ремонт классного кабинета, мебели в классе, питание детей в школьной столовой, соблюдение санитарно-гигиенических и профилактических мер учащимися и школой. По просьбе классного руководителя или по просьбе родителей учащихся род.комитет может и должен внести свой вклад в работу школы с неблагополучными и проблемными семьями. Это посещение учащихся класса в семье, профилактические беседы с неблагополучными семьями, защита прав учащихся в различных инстанциях.

Плюсы участия в деятельности родительского комитета:

Возможность контролировать образовательный процесс школы и влиять на него;

Влиять на педагогический коллектив, других родителей (выступление на общих собраниях, участие в проверочных комиссиях и т. д.);

Получать информацию из первоисточников (члены родительского комитета напрямую общаются с администрацией школы);

Реализовывать организаторские способности (участие во внеклассной жизни школы, класса);

Демонстрировать свою ответственность, родительскую и гражданскую позиции.

Минусы участия в деятельности родительского комитета:

Работа в родительском комитете отнимает много времени;

Создает много хлопот: организация ремонта, уборки, решение других хозяйственных проблем;

Возможны конфликты с другими родителями, не желающими участвовать в воспитании детей, общественной жизни школы.

4.4. Организация и методика проведения, конференций, лектория «Университет педагогических знаний», тематические и индивидуальные консультации.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона Российской Федерации «Об образовании». Программными документами для разработки системы взаимодействия учреждений образования и родителей воспитанников могут стать Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Федеральный закон «Об образовании», Методические рекомендации "О взаимодействии ОУ с семьей" (Приложение к письму МО РФ от 31.01.01 г. №90/30-16), Программаразвития учреждения.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более востребованным и актуальным.

В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Это может быть:

· приобщение родителей к педагогическому процессу;

· неограниченное (по времени) пребывание родителей в образовательном учреждении в период адаптации ребенка;

· система мероприятий, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дополнительного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;

· совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию и развитию ребенка;

· разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей.

Включение семьи в деятельность учреждений дополнительного образования должно быть основано на:

Гуманистическом стиле общения и взаимодействия;

Уважительном отношении семьи и учреждения дополнительного образования к ребенку и друг к другу;

Систематическом повышении психолого-педагогического уровня педагогов и родителей;

Педагогический коллектив при взаимодействии с семьей призван выполнять следующие функции:

Воспитательно-развивающая - привлечение родителей для активного участия в учебно-воспитательном процессе;

Просветительская - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Охранно-оздоровительная – создание условий для содержательного и безопасного развития воспитанников, привитие навыков здорового образа жизни.

Создание союза трёх социальных сил: педагоги-дети-родители - осуществляется при помощи основного принципа : взаимопонимание и взаимоуважение всех участников образовательного процесса.

Ведущими методами взаимодействия могут стать:

Методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов): беседы, лекции, личный пример взрослых;

Методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций;

Методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, благодарность, одобрение;

Методы самоконтроля и самооценки: педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности, психологические опросники;

Метод по степени самостоятельности мышления детей (частично – поисковый).

Большое значение в современных условиях придается выбору всевозможных форм работы с родителями:

Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни объединения и родительского коллективов, одна из основных форм работы с родителями.

Общешкольное родительское собрание . Регулярность и заблаговременная повестка собрания, сформулированная цель и четкая постановка задач и вопросов для обсуждения, помогают собрать большую часть родительской общественности. Очевидно, что общешкольные родительские собрания, периодичность которых – 2 раза в год для каждой параллели, дают возможность родителям увидеть результаты и перспективы деятельности школы в целом. Сделать информирование более наглядным помогает использование подготовленных компьютерных презентаций.

Работа по повышению педагогической культуры родителей наиболее уместна на классных родительских собраниях . Важно то, что зачастую повестка дня является следствием тех вопросов, по которым родители были проинформированы на общешкольном собрании. При проведении родительских собраний используются интерактивные формы, такие как:

1. Групповая работа на заданную тему .

Родительское собрание включает в себя 2 этапа:

Информирование родителей о возрастных изменениях, происходящих с детьми этого возраста и глобальных социальных изменениях, затрагивающих семью.

Групповая работа родителей. Родители делятся на группы (всего было 4 группы по 5 – 6 человек). Задача каждой группы – символически выразить (на листе ватмана), как социальные изменения отражаются на детях класса. Эффективность данной формы работы оценивается через активность и общую вовлеченность в общий аналитический диалог всех участников собрания, через сплочение родителей при работе на поставленную цель, через продуктивный обмен опытом.

2. Форма обсуждения проблемы за круглым столом . Цель: разработка путей педагогической коррекции проблем в поведении ряда учеников класса. Форма круглого стола позволяет выровнять позиции педагогических работников и родителей, свободно выражать свое мнение. Эффективность данной формы в достижении взаимопонимания по ряду вопросов обучения и воспитания.

3. Форма диспута в родительских группах . Проводят педагоги начальной школы, работающие по программе развивающего обучения. Цель: активное вовлечение родителей в вопросы развивающего обучения. Родителям предлагается разделиться на группы по принципу «те, кто полностью принял РО» и «те, кто сомневается». Между группами организуется диалог «вопрос-ответ».

Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Как отмечалось выше, родительское собрание может проходить в форме "круглого стола", тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: “Мы - одна семья»; «О доброте и милосердии»; «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» «Роль отца в воспитании детей» и др.Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Взаимодействие с родителями будет эффективным, если педагоги и родители исходят из согласованных взглядов на цели, средства и методы воспитания, разделяют заботу об эмоциональном благополучии ребенка и его успешном развитии, придерживаются единого подхода в организации распорядка дня, питания, образовательного процесса. Эффективность работы по взаимодействию с семьей в выстраивании партнерских отношений родителей и педагогов.

Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» - способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители. Формы организации занятий разнообразны; лекции, конференции, беседы, практикумы, деловые игры и т. д.Цель родительского лектория - привлечение внимания родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания. Педагогический лекторий лучше начинать в I - II классах, так как здесь закладывается отношение к школе, педагогическому просвещению. Занятия проводят директор, заместители директора, социальный педагог, специалисты медицинских учреждений и профилактических центров. Обычно лекторий посвящен определенной теме педагогического просвещения и объединяет родителей одной или двух параллелей.

Педагогический всеобуч - Цель педагогического всеобуча -осуществление деятельности, которая охватывает разнообразные формы популяризации психолого-педагогических знаний среди родителей. Инновационный подход в проведении родительского всеобуча мы видим в использовании таких формах работы с родителями, как

Проведение открытых родительских собраний для молодых классных руководителей;

Проведение семинаров для классных руководителей, которые направлены на увеличение арсенала способов проведения родительских собраний «Семья в контексте глобальных изменений»;

Использование нестандартных форм проведения родительских собраний,

Создание Общешкольного родительского Актива;

Использование новой формы подведения итогов года

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях) - – форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей, обмен опытом воспитания детей. Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.Алгоритм проведения - раз в год. Требует тщательной подготовки и предусматривает активное участие всех участников педагогического процесса.

Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом, конференции матерей, конференции отцов.

Цель конференций - просвещение родителей по актуальным вопросам и формирование активной педагогической позиции.

Проблемы взаимоотношений отцов и детей, особенности гендерного воспитания и обучения, профилактика наркомании – это далеко не все вопросы, поднимаемые на родительских конференциях. Конференции проводятся один раз в год. Темы конференций: "Я и мой ребенок", «В семье растет сын», «В семье растет дочь», «О ребенке и его здоровье».

Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации. Например, на сайте образовательного учреждения, в школьной газете, в СМИ региона или города.

Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей.

Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

Встречи родительской общественности с администрацией учреждения целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

Здесь возможна такая форма работы как Ассамблея достижений , которая проводится как расширенное заседание родительского комитета школы. На этой встрече отчитывается администрация школы, награждаются самые активные родители, проводится анкетирование родителей.

Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба - вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий - добровольность и взаимная заинтересованность.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Их проводят 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

Открытые уроки, дни открытых дверей, родительская суббота -ознакомление родителей с методикой преподавания, требованиями учителя. Это позволяет избежатьмногих конфликтов, вызванных незнанием, непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в современной школе.

Посещение семей - эффективная форма работы педагога с родителями. При посещении семьи педагог знакомится с условиями жизни ученика, информирует родителей о жизнедеятельности ребенка в школе.

Групповые формы взаимодействия педагогов и родителей . Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив - это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи.

Консультация - оперативная форма общения педагога и родителей (индивидуальная или групповая). Групповые консультации проводятся при наличии одной воспитательной проблемы у нескольких родителей или с целью профилактики ее возникновения. Индивидуальные консультации обусловлены специфичностью того вопроса, который требует уточнения и разъяснения. Индивидуальные консультации могут заранее планироваться педагогом, но чаще они касаются возникшей проблемы, конкретной ситуации, т.е. являются ситуативными.

Выбирается общим голосованием на собрании. Зачастую мамы и папы надеются, что их обойдёт стороной эта участь. Всё потому, что принято считать эту обязанность непривлекательной. Правда, не все до конца понимают принцип работы и то, какими правами обладают члены комитета детского дошкольного учреждения.

Какие права у родительского комитета?

Родители, состоящие в комитете, обладают весьма существенными правами. Именно поэтому могут влиять на многие вещи, которые способствуют лучшему пребыванию ребенка в детском саду. Они уполномочены проверять условия, в которых находятся дети. Сюда входят оборудование, игровые комнаты, туалет, умывальня. Также они могут помогать изменять эти условия путем ремонта, закупки необходимых вещей и предлагать свои идеи по разным нововведениям, выполнять контроль качества питания детей.

Родители также могут:

1. Контролировать, качественную ли оказывают медицинскую помощь малышам.

3. Могут просить отчёт у администрации детского сада по материальным тратам и различным нуждам.

4. В соответствующие органы могут сообщать о нарушении прав со стороны родителей и сотрудников детского сада.

5. Предлагать идеи по изменению работы воспитателей, а также получать сведения относительно решения по своим предложениям.

6. Искать спонсоров для проведения ремонтных работ, каких-либо мероприятий в дошкольном образовательном учреждении.

Получается, что родительский комитет в детском саду находится в центре всех событий. Поэтому его члены знают все нюансы воспитательного процесса, питания детей и бытовых вопросов. В связи с этим, видя недоработки, они сразу предлагают свои идеи по их устранению.

Обязанности родительского комитета

Очень важно, чтобы был создан родительский комитет в детском саду. Обязанности здесь имеются в широком ассортименте. Самое первое - это помощь сотрудникам детского дошкольного учреждения. Члены комитета способствуют общению с другими родителями, когда требуется Именно поэтому важно обладать таким качеством, как твердость. Это является основным моментом при принятии какого-либо решения и контроле над его выполнением. К тому же немаловажным является коммуникабельность, чтобы находить с сами разными людьми. Ведь это способствует улучшению жизни детей. Поэтому находиться в родительском комитете очень выгодно. Ведь тем самым вы улучшаете жизнь своего ребёнка. В результате он получает хорошее питание, отличное к нему отношение и правильное воспитание. Поэтому следует знать, какие имеет родительский комитет в детском саду права и обязанности.

Как правильно разделить обязанности?

Предпочтительнее всего все заботы распределять на несколько человек. В действительности одному сложно справиться с такой задачей. Здесь нужно уметь организовывать других людей, общаться с ними, быстро реагировать в разных ситуациях. Ведь если нет порядка, получится, что не выполняет свои функции родительский комитет в детском саду. Обязанности должны распределяться индивидуально каждому участнику, в результате чего выполняемая работа будет эффективной.

Что нужно делать?

Зачастую комитет состоит из трёх или четырёх человек. Обычно это стандартное количество людей. В обязательном порядке должен быть участник, отвечающий конкретно за финансовую работу - он будет собирать деньги, учитывать расходы, закупать подарки, материалы на ремонт и многое другое.

Следующая должность является не менее важной. Такому человеку нужно быть всегда на подхвате. Он, как группа быстрого реагирования, обязан решать текущие вопросы детского сада. Ведь воспитателям проще будет обращаться к одному человеку, нежели просить каждого. Вот этот участник комитета будет решать вопросы о том, что купить для группы, кто сделает плакаты и реквизиты для праздников, выставок, к кому обратиться, чтобы набрать текст или сделать ксерокопии. Такой человек должен уметь находить среди других родителей - тех, кто сможет справиться с той или иной задачей либо самостоятельно решить вопрос.

Должна быть еще одна должность, без которой не обойдётся родительский комитет в детском саду. Это главный человек по подаркам. Праздников много, в одном случае нужно поздравлять персонал детского дошкольного учреждения, а в другом - детей в группе.

Праздничные дни, с которыми :

1. День воспитателя.

2. Новый год.

Дни рождения детей и сотрудников детского сада

Поиск подарка - процесс трудоёмкий и долгий, требующий траты определённого времени. Именно поэтому предпочтительнее всего выбирать подарок двум родителям из комитета. Все потому, что так принять решение будет проще.

Также необходимо решать вопрос о подарках для детей. Конечно, кто-то оставляет их без внимания, но это единичные случаи. Главное - все заранее обсудить с другими родителями на собрании. Ведь у деток может быть аллергия на определённые продукты, или родители запрещают некоторым из них употреблять много конфет. Такие моменты важно учитывать, иначе не избежать конфликтов в будущем.

Подарки для детей

Зачастую подарки дарят малышам на Новый год, а также на день рождения приносят какие-либо сладости. Кроме этого, сюда входя такие мероприятия, как 8 марта, 23 февраля и выпускной бал.

В каждой группе свои порядки, их обязан учитывать родительский комитет в детском саду. Подарки детям можно закупать на дни рождения всем одинаковые или оговаривать определенную сумму, чтобы родители приносили сами.

Правда, есть нюансы. Если закупает комитет, то дети уже предполагают, что им подарят. Если же родители приносят самостоятельно, то может возникнуть спор у деток. Так же происходит на Новый год, 8 марта и 23 февраля.

Вариантов много, важно лишь все эти вопросы обговорить предварительно на собрании. Именно поэтому нужно такие мероприятия не пропускать, чтобы все мнения учитывались.

Отчет родительского комитета детского сада составляется также его участником. Это может быть отдельно выбранный человек или кто-то будет совмещать несколько обязанностей.

Сбор денег

Самый сложный вопрос касается денег. Это очень неприятная и трудоёмкая работа. Конечно, если родители сознательные, то не составит труда собрать некую сумму для определённого мероприятия. Хотя чаще всего бывает наоборот, поэтому процесс обычно затягивается надолго. На самом деле, пока вы не являетесь участником родительского комитета, будет сложно понять, как важно сдавать деньги в срок.

Проблема может ещё заключаться в том, что многие не приходят на собрание. Здесь отсутствующих нужно либо лично обзвонить, либо донести им информацию письменным объявлением. Также есть вариант приходить пораньше с ребёнком в садик и "вылавливать" нерадивых родителей, чтобы сообщить им нужную информацию.

Конечно, правила везде разные, и возможно, у вас не принято поздравлять с какими-либо праздниками. Нужен ли тогда родительский комитет в детском саду? Его функции, обязанности направлены на улучшение жизни ваших детей. Поэтому оставлять без внимания воспитателей, которые много времени проводят с малышами, не очень хорошо. Да, есть родители, которым безразлично, но многие желают оказать символические знаки внимания этим людям. Это уже стоит денег и затраченного времени. Поэтому здесь важно вмешательство родительского комитета для решения данного вопроса. Ведь подарить что-то стоящее и запоминающееся гораздо лучше, чем просто шоколадку.

Распределение расходов

Родительский комитет в детском саду обязан уметь правильно распоряжаться деньгами. Поэтому после принятия на собрании решения о сборе денег нужно понять, как их правильно и эффективно распределить.

Составление сметы

По сути, каждый родительский комитет вносит в нее свои ориентировочные пункты. К примеру, подарки, текущие расходы, затраты на праздничные мероприятия, ремонт группы, обустройство детской площадки. Причём первая группа делится на подарки персоналу и детям.

Когда родительский комитет в детском саду принимает решение о покупке подарков, то нужно понимать, с чего предпочтительнее начать. Поэтому есть несколько советов, которые облегчат работу.

1. Для персонала детского сада приобретение подарков нужно совершать за несколько дней до самого мероприятия. Можно обратить внимание на большие гипермаркеты, где часто есть в продаже разнообразные наборы. Главное, не хватать вещи, попавшие первыми в руки. Здесь желательно выбирать что-то оригинальное. Это вас отличит от других групп, и воспитателям будет очень приятно.

2. Если необходимо закупка подарков для детей, делать это лучше всего оптом. Причём выгоднее всего сразу на несколько праздников. Это значительно сэкономит ваше время и деньги других родителей. Также то, какая упаковка будет для подарка, решает родительский комитет в детском саду. Картинки на ней должны соответствовать празднику - Новому году, 8 марта или же 23 февраля. Это является важным моментом, ведь дети такие вещи сразу замечают.

3. Когда речь заходит о подарке для воспитателя на день рождения, то желательно напрямую спросить о том, что именно желает этот человек. Если спрашивать неудобно, не позволяет бюджет, то можно воспользоваться подарочной картой. Это очень выгодный вариант. Все потому, что можно нужную сумму положить на карту, а воспитатель уже по своему усмотрению приобретёт желаемое.

Возникающие споры

Зачастую основной темой спора является сбор денег. Конечно, это дело добровольное, поэтому никого не обязывают. Просто очень важно всем родителям быть на собрании, чтобы каждый смог высказать свою точку зрения. На таких мероприятиях обычно решаются многие вопросы, что помогает избежать лишних споров и недопонимания. Конечно, проще всего быть в стороне от жизни своего ребенка и оставаться ко всему равнодушным. Хотя сделать жизнь лучше для своего малыша и постараться себя проявить в этом деле могут только его родители.

Родительский комитет В каждом классе и каждой группе детского сада должен быть родительский комитет. Но не все родители знают, что он собой представляет и какие у него права и обязанности.

Состав родительского комитета

В родительский комитет входят представители от родителей всего класса или группы, выбранные из желающих на общем собрании. В идеальном случае - от 3 до 7 человек от одной группы или класса. Из их числа выбирается председатель комитета и секретарь, между всеми членами распределяются обязанностями, результаты заносятся в протокол собрания, утверждается устав, которому должны следовать участники.

На практике родкомитет может состоять даже из одного инициативного человека, принявшего на себя весь груз ответственности.Родительские комитеты группы или класса объединяются в общешкольный (или общесадовый) комитет, решающий вопросы, касающиеся деятельности всей школы или сада.

Задачи родительского комитета

В глазах многих функция родительского комитета сводится к денежным поборам, но все далеко не так односторонне. Итак, комитет осуществляет:

Выяснение того, в чем нуждаются дети и что при этом им не может обеспечить администрация ДОУ;

Сбор денег на различные нужды группы, класса, школы, детские мероприятия , праздники и подарки к ним;

Закупку необходимых вещей в класс, материалов для ремонта, организация ремонтных работ, на которые не выделяет средства ДОУ;

Закупки подарков к праздникам детям и учителям;

Решение мелких организационных вопросов, ради которых нет смысла созывать общее собрание;

Помощь в устройстве различных мероприятий;

Содействие воспитателям и педагогам в работе с детьми.

Против первых пунктов вы рискуете услышать, что «поборы» незаконны, так как по закону государство обеспечивает сады и школы всем необходимым. К сожалению, на деле без финансовой помощи родителей бюджетным учебным заведениям часто приходится крайне тяжело. Вы можете столкнуться с тем, что в группе входная дверь обветшала настолько, что легко открывается без ключа, стоит лишь дернуть посильнее, окно в туалете сломано, не хватает спальных мест (даже раскладушек), а новые игрушки покупались лет 10 назад. Конечно, легко все оставить в таком виде, сославшись на то, что детям важнее общение, чем окружающая обстановка, но… В задачи родительского комитета, в частности, входит оценка реальных нужд и удовлетворение этих потребностей с помощью других родителей.

Кроме сбора и целевой траты средств, членам РД придется вести учет всем принятым и потраченным средствам и быть готовыми предоставить отчет по первому требованию.

В «неофициальные» обязанности членов родительского комитета входит умение находить общий язык с родителями других детей в группе, воспитателями и педагогами и членами других родкомитетов в ДОУ.

Права родительского комитета

Члены комитета имеют не только многочисленные обязанности, но и права:

Требовать отчета о потраченных средствах с администрации учебного заведения, если передавали собранные деньги в ее распоряжение.

Вносить конструктивные предложения, касающиеся педагогического процесса, воспитательной работы и оснащения учебного заведения. И требовать информацию о принятых решениях.

Получать от администрации отчет о работе, материальном положении и техническом состоянии ДОУ, его нуждах.

Инициировать родительские собрания по важным вопросам, которые не терпят до планового собрания.

Присутствовать на учительских совещаниях по приглашению педагогического коллектива.

Искать спонсоров для ДОУ и детских мероприятий среди общественных и коммерческих организаций.

Сообщать о грубых нарушения прав детей со стороны их родителей или работников школы или сада.

Если вы впервые оказались членом родительского комитета и еще слабо представляете, что делать дальше, возьмите на вооружение несколько идей.

«Предвкушая» постоянный сбор денег по каждой мелкой надобности, вы можете составить годовой бюджет группы или класса. Прикиньте, сколько денег нужно на весь год, с учетом расходов на ремонт, праздники, мероприятия, подарки учителям, воспитателям и детям и другие необходимые покупки, добавьте еще 8-10% на непредвиденные траты. Сообщите о результатах расчетов остальным, чтобы родители знали, какие расходы им предстоят.

Обзаведитесь телефонами всех родителей и учителей, чтобы была возможность связаться в ними в любую минуту.

Поддерживайте связь, а еще лучше, хорошие отношения с членами родительского комитета параллельного класса. У них, скорее всего, будут аналогичные нужды, и, объединив усилия, вы сможете, например, заказывать книги, тетради, подарки более крупными партиями , покупая их по оптовой цене или со значительными скидками.

И уж, конечно, запаситесь крепкими нервами. Работа в родительском комитете полезная и необходимая, но совершенно неблагодарная деятельность.

Школа – это своеобразная модель государства, в котором есть чёткое распределение функций между всеми структурами управления. Кроме того, как и во всяком государстве, существуют общественные организации, члены которых избраны путём голосования на определённый срок. Таким элементом управления является родительский комитет школы.

Для чего нужен школьный родительский комитет?

Быть членом родительского комитета - это большая ответственность

Д.И. Менделеев: «Школа составляет громадную силу, отражающую быт и судьбу народа и государства».

Родительский комитет – это ежегодно избираемый орган школьного управления, основной задачей которого является защита прав учащихся, а также укрепление связи между педагогическим коллективом, общественностью, местными органами управления и учащимися. Главной целью родительского комитета школы является координация действий всех звеньев цепи, которая обеспечивает успешность учебного и воспитательного процессов для подрастающего поколения.

Функции и задачи

Работа родительского комитета должна быть регулярной

Родители учащихся входят в два специальных школьных комитета – классный и общешкольный. Их деятельность различается масштабностью, а функции и задачи носят смежный характер. Деятельность школьного родительского комитета регулируется Законом «Об образовании» и Положением «О родительском комитете школы», принятым директором каждого конкретного учебного заведения. Основные вопросы, которых касаются родители-активисты:

  • составление плана работы родительского объединения на год, а также отчёта о работе за прошлый;
  • участие в решении материально-технических вопросов, касающихся жизни школы, в частности, создание фонда благотворительной помощи родителей;
  • организация и участие школьников в культурно-массовых мероприятиях района, города;
  • контроль оказываемой помощи детям из неблагоприятных семей (учёт поступающих через школу средств, а также составление ходатайств об организации бесплатного питания и летнего оздоровления перед администрацией города).

Права и обязанности активистов в школе

Собрания школьного родительского комитета проходят не реже трёх раз за учебный год

Также родители-активисты следят за соблюдением прав каждого ученика данной школы. А кроме того, комитет:

  • осуществляет контроль качества питания и соблюдения санитарных норм во всех школьных помещениях;
  • имеет право выступать с предложениями об изменениях в организации учебно-воспитательного процесса (например, о замене учителей-предметников в том или ином классе) на общешкольных собраниях;
  • составляет обращения в органы местного управления о предоставлении той или иной помощи учебному заведению;
  • выбирает способ поощрения талантливых школьников, а также оказывает помощь неблагополучным детям;
  • координирует работу всех членов родительских комитетов классов;
  • организует регулярные беседы с родителями о правах и обязанностях школьников, а также обо всех юридических нюансах, касающихся обучения в школе.

Выбор состава

Обычно родительский комитет выбирается из числа неработающих мам

В состав организации входит равное число представителей каждого класса, которые выдвигаются на этот пост на классных собраниях. Как правило, членами родительских комитетов выдвигаются личности с активной жизненной позицией, небезразличные к жизни класса и школы. Из соображений мобильности предпочтение отдаётся неработающим мамам. В составе собрания путём открытого голосования избираются

  • председатель (обладающий правом подписи актов школы);
  • секретарь (составляющий протоколы всех заседаний комитета);
  • казначей (занимается сбором и распределяет поступающие на счёт школьного заведения деньги и средства после предварительного обсуждения с остальными членами организации).

Родительский комитет организует заседания согласно уставу учебного заведения, но не реже, чем три раза в течение одного учебного года. Любые решения родительского объединения принимаются путём открытого голосования и затем заносятся в протокол.

Документация