Александр Ярославич Невский: биография. Перенесение мощей святого благоверного князя александра невского

Большое количество христианских праздников в году так или иначе связано не только с личностями святых, но и с мощами последних. В православном календаре можно прочитать в наименовании религиозных дат выражения, прямо на это указывающие: «обретение мощей», «перенесение мощей». 12 сентября – один из таких праздников. Он посвящен .


Житие и личность святого

Герой данной статьи родился в Переяславле–Залесском 30 мая 1220 года. Отцом его был князь Ярослав Всеволодович, человек милосердный и кроткий. Матерью святого являлась рязанская княжна Феодосия Игоревна. Александр был вторым сыном княжеской четы.

Детство свое будущий полководец провел в родном городе. Там же был осуществлен княжеский постриг Александра, являвшийся, по сути, обрядом посвящения отрока в воины. С ранних лет князь ходил в походы вместе с отцом. В 1235-м году он был задействован в сражении на реке Эмайыги, результатом которого явился разгром немцев. В 1236-м после отъезда отца в Киев Александр стал самостоятельно управлять Новгородом. Спустя три года князь женился на дочери полоцкого князя Брячислава, по мнению некоторых историков – своей тезке. Молодые получили благословение на брак от Ярослава, который совершил обряд посредством иконы Божией Матери Феодоровская.


После Русь столкнулась сразу с двумя бедами: с востока на нее шли ордынские полчища, одолеваемые жаждой завоевания, а с запада – «крестоносцы», войска германских рыцарей. Когда и те, и другие вторглись на русскую землю, Александр стал искать поддержки у Бога. В то время князю не было еще 20-ти лет. Он долго вел беседы с Господом в храме Святой Софии. А после, получив благословение архиепископа Спиридона на брань, во главе небольшой дружины поспешил пойти на недругов.

Впоследствии вопрос с ордынским игом был решен Ярославом - ценой великих трудов. Александр же после смерти последнего, скончавшегося от отравления, продолжил поддерживать и укреплять достигнутый отцом с Золотой Ордой союз. Он сблизился с сыном Батыя, принявшим христианство.

Европе Александр не доверял. Он не хотел, чтобы на Руси место православия заняла уния. Никакие прельщения Римского папы не могли изменить решение благоверного князя.


Много раз за историю своего правления Александру приходилось отражать набеги то татар, то шведов, то немцев. Четыре раза он ездил в Золотую Орду для подтверждения мирных соглашений между империей татаро-монголов и Русью. И каждый раз князю удавалось это. Более того, стараниями святого наступила эпоха великой христианизации языческого Востока.

Князь Александр Невский был прекрасным дипломатом, правителем, талантливым военачальником и великим молитвенником. Он никогда не отступал от намеченных целей, какие бы препятствия не вставали у него на пути. Самым знаменитым сражением с участием Александра явилась Невская битва, произошедшая 15 июля 1240 года и состоявшаяся между войском под командованием князя и шведами. В этом бою святой проявил недюжинную отвагу и одержал заслуженную победу. За нее и прозвали Александра Ярославича Невским.

Кончина и перенесение мощей

Возвращаясь в очередной раз из Золотой Орды, князь тяжело заболел. Он умер, даже не доехав до Владимира, в Городце. Душа князя отошла ко Господу, когда тот оказался в местном монастыре. Случилось это 14 ноября 1263 года. До смерти Александр успел принять иноческую схиму с именем Алексий.

Погребение благоверного князя состоялось 23 ноября 1263 года в соборной церкви Рождественской обители, что в городе Владимире. Сразу же после похорон началось почитание Александра. Открытие мощей святого состоялось перед Куликовской битвой в 1380 году. В тот же период было установлено местное празднование в связи с этим важным для всей Руси событием.


Непосредственное перенесение мощей, которому посвящен праздник 12 сентября, произошло при Петре I. В этот день, в 1721 году (по старому стилю – 30 августа) упомянутый выше император заключил Ништадский мир по окончании длительной и трудной войны со шведами. Указанное событие имело большую важность как для венценосной особы, так и для всей страны, посему Петр Великий порешил освятить дату перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург, тогда – новую северную столицу государства Российского.

Зимой следующего года, а именно 8 февраля на место упокоения благоверного князя во Владимире, в Рождественский монастырь прибыл архиепископ Феодосий. Именно ему Петр поручил организовать перенесение останков Александра Невского в стольный град. Объединившись с архимандритом обители отцом Сергием, представитель духовенства освидетельствовал мощи полководца, размещавшиеся в гробнице из серебра. Само мероприятие перенесения мощей началось 11 августа 1723 года. Перед этим совершены были литургия и водосвятный молебен. Затем мощи подняли, переместили к южным дверям собора и положили в ковчег. А уже его торжественно понесли в Троицкий монастырь Санкт-Петербурга. Владимир провожал святыню колокольным звоном, раздававшимся до самой полуночи.


Историки поэтапно восстановили путь святых мощей благоверного князя Александра Невского . 17 августа святыня прибыла в Москву, 23-го числа – очутились на территории Клина, спустя три дня – в Твери, 28-го августа прибыла в Торжок, 31-го числа оказалась в Вышнем Волочке. 9 сентября мощи миновали озеро Ильмень и очутились в Новгороде, 20-го – в Шлиссельбурге. Там их поместили в каменном храме и оставили до 1724-го года.


Возобновление перенесения мощей Александра Невского произошло по инициативе Петра Великого. 24 июля он приказал архиепископу Феодосию ехать в Шлиссельбург и завершить начатое, уложившись во вполне определенные сроки: до конца лета. В результате утром 30 августа 1724-го года Невский флот под управлением самого Петра I-го и с сановниками на галере двинулся вверх по Неве. Когда эта процессия возвращалась в родные пенаты с мощами Александра Невского, она была торжественно встречена пушечным выстрелом и колокольным звоном. Тело святого перенесли в Александро-Невскую Лавру. Оно и сегодня там, в Лавровском соборе хранится, положенное в серебряную раку. Эту гробницу пожертвовала императрица Елизавета Петровна.



Указом от 2 сентября 1724 года Петр Великий установил на 30 (12) августа празднество, посвященное перенесению мощей благоверного князя в Санкт-Петербург. Спустя три года оно было отменено, однако уже в 1730-м вновь вступило в свои права. В ту пору свет увидела составленная архимандритом Гавриилом Бужинским служба, соединившая в себе прославление святого Александра Невского и воспоминание о Ништадском мире.

По приказу " href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_I">Петра I мощи благоверного князя были перенесены в Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге.

Это произошло вскоре после заключения Ништадтского мира между Россией и Швецией, который положил конец Северной войне, начатой Петром еще в 1700 году. Вполне понятно, почему император захотел почтить память великого князя: ведь Невский знаменит своей победой над шведским войском в 1240 году.

Это то, о чем известно большинству. Однако немногие знают, что мощи князя сильно пострадали при пожаре, главный проспект Петербурга назвали в его честь, а не в честь Невы, Александро-Невскую лавру построили благодаря путанице Невского с его сыном, а в эпоху СССР считалось, что в гробнице князя вообще нет его мощей, а вместо них хранятся кости разных людей. Об этом и многом другом «Истории.РФ» рассказал насельник Александро-Невской лавры иеромонах Пимен (Шевченко).

«Крестный ход из 100 тысяч человек»

Отец Пимен, здравствуйте и с праздником! Расскажите, как отмечают православные день перенесения мощей князя в Петербург?

Обычно ко дню торжества перенесения мощей благоверного князя Александра Невского у нас всегда приурочен фестиваль колокольных звонов, он прошел у нас накануне, в воскресенье. Он всегда проходит в воскресный день для удобства людей, и в том числе для звонарей, которые приезжают со всех регионов страны. В сам день праздника совершается праздничная литургия: и в Троицком соборе Александро-Невской лавры, и в Казанском соборе - сегодня божественную литургию здесь возглавил митрополит Варсонофий в сослужении сонма архиереев и духовенства. Оттуда уже идет крестный ход, и проходит торжественный молебен на площади Александра Невского.

- Сколько человек приняли участие в крестном ходе в этом году?

Сегодня владыка-наместник на обеде сообщил (ему поступили сведения из МВД), что [на крестный ход пришло] порядка 100 тысяч человек. Конечно, это радостно, что есть люди, которые приходят и в рабочий день посещают это молитвенное шествие.

Это правда, что крестный ход долгое время не проводился из-за запрета советского руководства и стал вновь проводиться совсем недавно?

Да, эта традиция у нас возобновилась пять лет назад. Она была как раз приурочена к 300-летию Александро-Невской лавры, и с этого года мы уже ежегодно в день памяти Александра Невского идем по улице, по главной артерии нашего города, которая, кстати, ведь и была названа в честь благоверного князя. Петр I именно в 1724 году переименовал Монастырский тракт в Невский проспект - в честь Невского. А уже при Екатерине II, когда он был объединен с центральной перспективой, Невский проспект получил свое продолжение до Адмиралтейства. Таким образом, Невский проспект имеет свое название от благоверного князя, а не от Невы. Кроме того, в этом крестном ходе встречаются две самые важные святыни, которые Петр I положил в основание этого города: это Казанская икона Божией Матери и мощи Александра Невского. Эти два покровителя встречались и продолжают встречаться сейчас на площади Александра Невского, пройдя, по сути, через весь исторический Санкт-Петербург.

«Благодарность за отмену крепостничества»

День перенесения мощей князя является не только церковным, но еще и государственным праздником. Когда он приобрел всероссийское значение?

Действительно, со времен Елизаветы Петровны день перенесения мощей Александра Невского стал государственным, а тем более после вступления в должность императора Александра I этот праздник превратился во всероссийское торжество. Считалось, что это государев день, и по всем храмам служили молебны. Очень ярко этот праздник стал отмечаться после того, как императором Александром II был подписан указ об отмене крепостного права. По многим уголкам России в благодарность Богу за отмену крепостного права люди писали иконы Александра Невского. В то время появляется образ Александра Невского, который держит в руке хоругвь - это была некая благодарность императору Александру. Когда писали иконы его небесного покровителя, на многих из них даже были дарственные надписи - благоверному князю Александру Невскому за его военные подвиги и императору Александру II. Многие храмы в России стали освящать как раз в честь Александра Невского. Было две волны: первая - после отмены крепостного права, когда в России стали строить много часовен и храмов в честь Александра Невского, освящать приделы, и вторая волна - уже после убийства императора, когда также многие храмы стали освящать в честь благоверного князя.

- Почему Петр I решил перевезти мощи Невского в Северную столицу? Он почитал князя, поскольку тот, как и сам Петр, одержал славную победу над шведами?

Вы знаете, один из историков указывает, что еще в 1703 году Петр I осматривал территорию будущего [Александро-Невского] монастыря и у него уже тогда появилась идея именно здесь создать монастырь в честь Александра Невского и сюда перенести его останки. Дело в том, что среди местных жителей смешались два события, которые были связаны с Александром Невским. Первое - это, конечно, победа на Неве. Но, как мы знаем, она произошла не здесь, не в устье Черной речки и Невы, где располагается сейчас Александро-Невская лавра. Было также еще одно событие. Князь Андрей, сын Александра Невского, разбил шведскую крепость, которая располагалась на Неве, неподалеку отсюда. Скорее всего, два этих события сплелись в сознании народа, и местные жители указывали, что это именно то самое место, где Александр Невский одержал победу. Хотя, я думаю, Петр знал истинное место в Усть-Ижоре, но, так или иначе, так как место было связано с именем Александра Невского через его сына, то и было решено именно здесь устроить монастырь и перенести сюда мощи благоверного князя.

Историки и богословы пишут, что мощи Невского «были открыты» в 1380 году накануне . Что это значит? До этого их никто не видел?

Дело в том, что князь Александр Невский был похоронен в усыпальнице одного из храмов Рождественского монастыря во Владимире, и многие почитали и знали его. А вот поводом для такого общероссийского почитания стала как раз Куликовская битва. Невский был явлен для многих людей как некий предстатель, молитвенник за Россию. То есть были открыты даже не мощи, а сам Александр Невский. Впервые громко прозвучало его имя как святого.

«Советские слухи о “не тех” мощах»

- Что было с мощами князя, пока они находились во Владимире?

Мощи долгое время находились под спудом, то есть были в земле: делалась каменная гробница, туда опускался гроб, сверху ставилась каменная плита. Потом храм горел. Уже после пожара мощи были подняты на поверхность и обрели привычный нам вид, когда они находятся не в земле, а в раке.

- Мощи пострадали при пожаре?

Очень сильно пострадали. Петр I уже привез мощи [в Петербург] в относительно небольшом ковчеге - это уже то, что от мощей осталось. Есть их описание - правда, очень своеобразное. Когда в 1922 году было изъятие церковных ценностей и большевики вскрывали мощи Александра Невского, были даже некоторые врачи, которые составили акт, где говорилось, что там отнюдь не мощи, а 12 костей от разных людей и тому подобное. Но нужно понять, что эпоха диктовала свои условия, и необходимо было всеми силами принизить важность Александра Невского. В этот момент шла очень обширная дискуссия по поводу здания Александро-Невской лавры, и, безусловно, унизив останки Александра Невского, можно было внести долю сомнения и раскола в православное общество. Поэтому, когда уже в 1989 году мощи были обнаружены в запасниках нынешнего Казанского собора (тогда Музея истории религии и атеизма), они были вскрыты и освидетельствованы, и никаких подобных высказываний со стороны тех специалистов, которые там присутствовали, не было.

- Значит, можно сказать, что мощи Невского не утратили своего значения?

Ведь мы говорим о том, что мощи - это останки святого человека. Вне зависимости от того, нетленное ли это тело или кости, мы все равно признаем это мощами. К примеру, привозили мощи святителя Николая - это часть мощей, но мы все равно называем их «мощи». Это то, через что мы соприкасаемся с той благодатью, которую стяжал святой в своей жизни на протяжении лет пребывания на земле.

Рака представляет собой великолепное произведение прикладного искусства, состоящее из нескольких частей и выполненное в стиле барокко. Мемориальный комплекс останков преподобного А. Невского создавался в годы правления Елизаветы Петровны, он конструировался из серебра и весит полторы тонны. Ранее рака великого царя находилась в Троицком храме, расположенном на территории Александро-Невской лавры.

С приходом к власти большевиков мемориальный комплекс перенесли в Эрмитаж, с 2012 г. он находится в процессе реставрационных работ. Мощи же благополучно возвратились в лаврский собор в 1989 г.

Описание раки святого

Мемориальная композиция священной раки хранится в Концертном зале Эрмитажа, но останки покоятся в Александро-Невской лавре. Рака, являющаяся уникальным религиозным памятником, составлена из семи частей: два ковчега, два подсвечника, два постамента и одна пирамида. Композиция величественно сочетает мотивы архитектуры и скульптурного мастерства.

Мощи благоверного князя Александра Невского в Александро-Невской Лавре

Орнамент и сюжеты выполнялись при помощи высокотехничной чеканки, что придало священной раке дополнительные краски и тени.

  • Малый ковчег, созданный в конце XVII столетия, создан в манере московского барокко. Мощи святого Александра по настоянию митрополита Иллариона переложили в новую раку, когда потребовалось восстановление прежней после пожаров, произошедших в 1681 г. и в 1689 г.
  • Малый ковчег покрыт иконой, где преподобный монарх изображен в монашеских одеждах. По верху деревянной раки проходит пластина из серебра, на ней начертаны слова, оповещающие о нахождение здесь мощей благоверного князя А. Невского. Борта украшены медным орнаментом, на декоративных медальонах рассказаны события из жизни государя.
  • Большая рака имеет крышку, в которую инкрустирована икона. Ковчег изготавливался в период правления царицы Елизаветы. Он является примером мемориала, в котором барочное искусство достигло своего наивысшего пика. Его изготовили в период с 1746 по 1751 гг. Рисунок раки создал Г. Грот, а декоративные эскизы сделал Я. Штелин.
  • На создание пошло полторы тонны серебра, выплавленного на монетном дворе Санкт-Петербурга. В 1748 г. первая версия ковчега была завершена, но многие серебряные детали, как оказалось, не подходили комплексу. Потребовалось делать новые чертежи и модель. Коллектив мастеров столкнулся с большими трудностями при создании уникального мемориала: многие детали переделывали, другие же очищали от примесей. Работа над монументальным сооружением была закончена в конце сентября 1753 г.
  • Третья часть - крупная пирамида, состоящая из пяти ярусов. Она призвана создать впечатление архитектурного здания, обладает ассиметричными формами, где фактически нельзя обнаружить прямых линий. При установке этой пирамиды оказалось, что совершенно не видна восхваляющая память святого Александра надпись. Императрица Елизавета распорядилась приделать к сооружению двух отлитых ангелов, а на их щиты нанести эти слова.
  • Трехъярусное изголовье демонстрирует величественность для всего окружения. В средней части второго яруса располагается декоративный барельеф, изображающий преподобного Александра со знаменем в деснице. С боков священного саркофага расположены рельефы с важнейшими событиями из жизни А. Невского (победа над шведами, немцами, освобождение Пскова и погребение).
На заметку! Если рассматривать вопрос почитания святого Александра следует обратиться к одной из первых историко-агиографических книг «Повесть о житии благоверного князя…».

Первая редакция писалась в Рождественской обители, автором считают современника правителя (не позже 1280 года). Писание предстает в качестве панегирика (литературное восхваление) преподобного А. Невского. Создатель «Повести…» включил в книгу факты, которые демонстрировали глубочайшее почтение и впечатление современников перед личностью князя. Житие состояло из предисловия, эпизодов деятельности и посмертного плача, после которого описывалось духовное чудо, что говорит о святости князя и его моральной чистоте.

История почитания мощей

Почитание Александра Невского зародилось на месте захоронения его тела в Рождественской обители города Владимир сразу после кончины. Во время прощальной церемонии произошло чудо: митрополит Кирилл, руководящий ритуалом, приближался к гробу, чтобы вручить князю духовную грамоту, но десница усопшего сама простерлась и приняла этот священный лист.

Святые мощи благоверного князя Александра Невского

После того как церковнослужитель рассказал об этом событии, многие люди стали считать Александра святым и восхваляли его в молитвенных песнопениях.

  • Книга под названием «Житие А. Невского» была известна в Москве, Великом Новгороде и Пскове. С XVI столетия к святому защитнику русской земли обращались накануне битв.
  • Пономарь храма Рождества Богородицы рассказывал, что в 1380 г. (накануне сражения на Куликовом поле) к нему являлся дух, дающий благословение «правнуку своему», князю Д. Донскому.
  • После этой знаменательной битвы произошло официальное вскрытие и дальнейшая идентификация останков святого Александра. Пробыв в земле 117 лет, мощи остались нетленными и благоухающими. Митрополит Киприан торжественно объявил, что Александр отныне будет именоваться блаженным, великому заступнику отечества учинили церковное празднование, в его честь написали каноны и иконы.
  • Почитание мощей расширилось в период с XV по XVI вв. РПЦ причислила А. Невского к лику святителей в качестве чудотворца. На основе книги жития (XIII столетия) было создано каноническое жизнеописание.
  • Одно из чудес произошло в присутствии Иоанна IV, совершавшего поход на Казань и остановившегося по пути во Владимире. Приближенный царя исцелил свои руки, совершив молебен у мощей преподобного Александра. Впоследствии на территории Руси строятся церкви и монастыри во славу великого чудотворца и защитника отечества.

Почитание от XVIII в. до наших дней

В 1710 г. Петр Первый издал приказ о перенесении мощей в Петербург. Этим шагом правитель желал увековечить славу победителя Невской битвы. Петр возжелал, чтобы Александра изображали впредь как великого князя и покровителя новой столицы, а не простого монаха. Святой стал для соотечественников Божьим угодником. В XIX личность А. Невского приобретает характер высокодуховного героя. О нем с уважением отзываются видные русские историки Карамзин, Соловьев и Костомаров.

Икона святого Александра Невского

  • Вскрытие гробницы произошло в летнюю пору 1917 г., совершалось освидетельствование на случай эвакуации. Большевики, пришедшие к власти, не принимали в расчет житие и чудотворения А. Невского, так как он считался святым РПЦ и представлял монархию. Они желали вскрыть и изъять мощи, этому богохульству не мог помешать даже протест митрополита и многих верующих. В 1922 г. гробницу разобрали на части, а мощи выставили на обозрение в музее атеизма.
  • Имя преподобного Александра вновь появилось на слуху только через 15 лет. Для советского патриотизма он стал выдающимся деятелем. Исследователи уделяли большое внимание временам царствования святого А. Невского, а в 1942 г. государство отмечало 700-летнюю годовщину Ледового побоища.
  • В 1944 г. прошла выставка, посвященная великому покровителю отечества. Это мероприятие поддержала и РПЦ, которая в разгар войны собирали денежные пожертвования на постройку авиационного флота имени А. Невского. Образ преподобного, победившего тевтонцев, лучше всего подходил для усиления морали советских воинов в борьбе против фашизма.
  • Мощи благополучно возвратились в Александро-Невскую лавру из Казанского храма только в 1989 г., но ковчег остался в Эрмитаже. Через год рядом с останками в специальном сосуде поместили освященную землю, взятую с мест Невской битвы. Патриарх Алексий II призвал верующих молиться перед мощами за тех, кто погиб, мужественно защищая своё отечество. Сегодня идет реставрация мемориального комплекса, и ведутся споры относительно вопроса о создании копии раки, которая будет передана РПЦ.
На заметку! Интерес к личности святого Александра не пропадает в наше время. Информация о житии зафиксирована в литературных памятниках, составленных по свидетельствам и мнениям очевидцев событий.

Специалисты и читатели с большим интересом вникают в эти подробности и воздают хвалу величию святого защитника отечества. Сегодня государство ежегодно отмечать дату двух великих битв, в которой благоверный князь А. Невский одержал важные победы.

Мощи преподобного князя А. Невского, как и его имя, стало чрезвычайно почитаемо сразу после кончины великого правителя. У останков, производивших чудеса исцеления, просят помощи не только православные верующие, но и люди светского общества. С течением времени Александр стал почитаться как Божий угодник, защитник отечества и покровитель Петербурга, а не как простой монах и схимник.

Мощи святого благоверного князя Александра Невского

Святой Александр Невский (1221-1263)

По велению Петра I в 1710 году при впадении Черной речки (ныне Монастырка) в Неву начали возводить монастырь во имя Пресвятой Троицы и святого князя Александра Невского. В то время считалось, что в этом месте в 1240 году новгородское войско, предводимое князем Александром Ярославовичем, прозванным позднее Невским, разбило шведов. На самом деле сражение произошло выше по течению Невы, при впадении в нее реки Ижоры. Позднее, когда монастырь был готов, Петр распорядился, чтобы мощи святого Александра Невского из Владимира перевезли в Санкт-Петербург.

Оператор хотел, чтобы у строящегося города был свой покровитель отечественного происхождения, отличившийся героическими делами. Таким он считал благоверного князя Александра Ярославовича, который в 1547 году был причислен к лику святых. Двадцати лет от роду он стал собирать войско, чтобы отразить нападение шведской флотилии в устье Невы. Он первым напал на шведов, разгромил их, потом заманил немецких псов-рыцарей на Чудское озеро и там, в Ледовом сражении многих уничтожил, остальных обратил в бегство. Он неоднократно собирал войско и спасал русские города от монголо-татарских завоевателей.

В 1724 году мощи Александра Невского в специальном ковчеге, украшенном львами и царской короной на крышке, были привезены в Петербург. Под пушечный салют ковчег торжественно перенесли в монастырь, в церковь святого Александра Невского. Петр лично участвовал в этой церемонии. В честь знаменательного события ежегодно в городе 30 августа (12 сентября по новому стилю) устраивался крестный ход от Исаакиевского и Казанского собора в Александро-Невскую лавру. Почетный статус лавры монастырь получил в 1797 году, в царствование императора Павла I.

Ранее, в 1747 году, дочь Петра, императрица Елизавета Петровна, распорядилась заменить ковчег. Для мощей святого Александра Невского она потребовала изготовить серебряную гробницу, или раку по церковному. На ее изготовление должно было пойти первое серебро, добытое в предгорьях Алтая на Колыванских рудниках, позднее названных Колывано-Воскресенскими. Прибывшее с Алтая серебро отправили на Монетный двор. Около пяти лет продолжалась работа над гробницей и завершилась в 1753 году.

Гробница состоит из шести частей. В центре — саркофаг с чеканными горельефными сценами на темы победоносных сражений Александра Невского. За саркофагом находится многоярусная «пирамида» надгробие, которую завершает чеканное поясное изображение Александра Невского. Над его головой сияние солнечных лучей — свидетельство его святости. На третьем ярусе — две литые фигуры ангелов, которые держат боевые щиты с текстами — один посвящен подвигам Александра Невского, другой рассказывает об истории добычи серебра в России.

По бокам пирамиды размещены две группы воинских трофеев и два подсвечника. Над ее созданием трудились лучшие художники, ваятели, чеканщики Петербургского Монетного двора, а тексты для серебряных щитов писал М. В. Ломоносов.

Вес скульптурной композиции из серебра почти 1,5 т. Все серебро покрыто так называемой чернью. Такой цвет соответствовал торжественности и печали, которые должны были испытывать прихожане при осмотре гробницы, хранительницы святых мощей. Этот состав чернения держался в строжайшем секрете.

После Октябрьской революции 1917 года лавра была закрыта. Рака по распоряжению властей была вскрыта в 1922 году. Тем самым были осквернены мощи Александра Невского. Затем саркофаг поместили на чердак Казанского собора. Позднее мощи стали достоянием Казанского собора, вернее, раздела истории религии, а пустую гробницу передали в Эрмитаж.

Только в 1989 году мощи святого Александра Невского были возвращены в Троицкий собор Александро-Невской лавры.

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 12 сентября, Православная Церковь совершает праздник в честь перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского.

Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в городе Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор, «князь кроткий, милостивый и человеколюбивый», был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо, братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича.

Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Старшим сыном был святой благоверный князь Феодор, преставившийся ко Господу в возрасте пятнадцати лет. Святой Александр был их вторым сыном. Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец.

Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, епископ Суздальский, один из составителей Киево-Печерского патерика. От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение во имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской земли.

При святом Александре Невском наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное святым Александром историческое призвание Руси. Святой князь использовал любую возможность для возвышения родной земли и облегчения ее крестного жребия.

В 1262 году по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов - баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном для Руси с Востока.

В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти все наследие Чингисхана до берегов Тихого океана.

Эта дипломатическая поездка святого Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. Будущее Руси было спасено, долг его пред Богом был выполнен. Но и силы были отданы все, жизнь была положена на служение Русской Церкви. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городке, в монастыре, князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий.

Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении святого князя, сказал в надгробном слове: «Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле». Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным.

23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно». Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита.

«И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время».

Так прославил Бог своего угодника - святого воина-князя Александра Невского. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года.

Почитание благоверного князя началось сразу же по его погребении, ибо было ознаменовано чудом: святой сам протянул руку за разрешительной молитвой, как сказано выше. Великий князь Иоанн Иоаннович в своем духовном завещании, писанном в 1356 году, оставил своему сыну Димитрию, будущему победителю Куликовской битвы, «икону Святый Александр».

Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, перед Куликовской битвой - в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование.

К молитвам святого князя, прославившегося обороной Отечества, русские полководцы прибегали и во все последующие времена. 30 августа 1721 года Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадтский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую, северную, столицу - Петербург, расположившуюся на берегах Невы.

Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября того же года и оставались там до 1724 года, когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где почивают и ныне. Указом от 2 сентября 1724 года было установлено празднество на 30 августа по старому стилю.

Архимандрит Гавриил (Бужинский) (впоследствии епископ Рязанский) составил специальную службу на воспоминание Ништадтского мира, соединив ее со службой святому Александру Невскому.

Имя защитника рубежей России и покровителя воинов известно далеко за пределами нашей Родины. Свидетельство тому - многочисленные храмы, посвященные святому Александру Невскому. Наиболее известные из них: патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллине, храм в Тбилиси. Эти храмы - залог дружбы русского народа-освободителя с братскими народами.