Январские и июльские изотермы на территории россии. Географическое распределение температуры

Цифры, относящиеся к средним температурам параллелей, хотя и вскрывают некоторые общие закономерности, обладают тем недостатком, что отнесены они к математическим линиям на поверхности земного шара.

От этого недостатка можно освободиться, прибегнув к изучению карт изотерм. Нам достаточно будет ограничиться исследованием изотерм для января и июля, т. е. месяцев, которые в большинстве местностей на суше характеризуют самое холодное и самое тёплое время года. При этом мы будем пользоваться изотермами, не приведёнными к уровню моря.

Если бы поверхность земного шара была совершенно однородной (например, покрыта сплошной водной оболочкой) и перенос воздуха на Земле происходил бы только вдоль широтных кругов - все изотермы были бы параллельны экватору. Расположение изотерм, близкое к гипотетическому, можно наблюдать лишь в южном полушарии с его громадными океаническими пространствами. В большинстве же случаев ход изотерм чрезвычайно прихотливый, что свидетельствует о нарушении гипотетических условий нагревания.

Чем вызываются эти нарушения? Главным образом характером распределения суши и моря, рельефом и существованием постоянных или господствующих холодных и тёплых воздушных и морских течений. Вследствие этого одни места оказываются теплее, чем им надлежало бы быть по их географической широте, а другие холоднее, т. е. наблюдаются положительные и отрицательные температурные аномалии. Различие в нагревании суши и моря обусловлено соответственно их малой и большой теплоёмкостью, в силу чего суша нагревается быстрее и сильнее, чем море, но зато быстрее и глубже остывает.

Рассматривая карту июльских изотерм, видим:

1. Во внетропических областях обоих полушарий изотермы над материками заметно изгибаются к северу (по сравнению с их ходом на море). Для северного полушария это означает, что здесь суша нагрета сильнее, чем море, а для южного (где июль - зимний месяц) - что она холоднее моря. Над океанами средняя температура везде ниже +26°, если не считать областей, примыкающих к Антильским островам (здесь бывает до +28°), тогда как над материками имеются и значительно более высокие температуры.

2. Самые высокие июльские средние температуры обнаруживаются не над экватором, а в области пустынь северного полушария: к самым жарким местам относятся в это время Калифорния, Сахара, Аравия, Иран и внутренняя Азия. Главная причина в том, что в июле Солнце находится в зените в северном полушарии в поясе, заключённом между 23-й и 18-й параллелями: именно здесь, а также и в соседних широтах, нагрев наибольший. Имеет значение и отсутствие в перечисленных пустынных областях густого растительного покрова и малая облачность: при ясном небе голая почва нагревается особенно сильно.

Высоки в июле и абсолютные температуры на суше. В Алжире, низовьях Евфрата, Туркмении и некоторых других местах в отдельные годы бывают в июле дни, когда термометр показывает в тени более 50°. В Долине Смерти (Калифорния) 10 июля 1913 г. зарегистрирована наивысшая на земном шаре июльская температура: 56°,7.

3. На карте отражено также и влияние морских течений. Естественно ожидать, что в зимнее время наибольший изгиб изотерм будет обусловлен тёплыми течениями, а в летнее холодными, хотя те и другие, поскольку они постоянны, сказываются на изотермах круглый год. В северном полушарии изотермы вдоль западных берегов Калифорнии и Африки выпуклостью обращены к югу, - результат влияния Калифорнийского и Канарского холодных течений. Противоположно направленные изгибы изотерм в южном полушарии вдоль западных берегов Южной Америки и Африки - результат влияния холодных течений Перуанского и Бенгальского. Все эти течения далеко выносят свои струи в направлении к экватору и сильно охлаждают воздух в районе омываемых ими побережий, создавая здесь отрицательные температурные аномалии.

Обращаясь теперь к карте январских изотерм, видим:

1. Влияние Калифорнийского холодного течения и отчасти Канарского ослабело (так как в северном полушарии зима), тогда как Перуанское и Бенгэльское течения сказываются резче (так как в южном полушарии лето). С другой стороны, в северных частях Атлантического и Тихого океанов сильным изгибом изотерм в сторону полюса отражено увеличение тепловой роли тёплых течений - Гольфстрима, Куро-Сио и Алеутского.

2. Во внетропических областях обоих полушарий изотермы над материками изогнуты к югу. Следовательно, в северном полушарии суша холоднее, чем море, в южном наоборот. В январе особенно сильному охлаждению подвергаются Гренландия и северо-восток Азии. Самая низкая температура воздуха, когда-либо наблюдавшаяся на Земле, была -68° (Верхоянск). В январе над океаном нет нигде таких низких температур, как над сушей.

3. Область наибольшего нагрева находится под тропиком Козерога в центральной Австралии, южной Африке и Южной Америке. В течение января солнечный зенит проходит путь от 23 до 18° ю. ш.

На температуру воздуха также влияет рельеф местности. С высотой температура воздуха понижается (на 0,6ºC на каждые 100 м), поэтому горные и равнинные территории, расположенные вдоль одной широты, имеют неодинаковую среднюю температуру воздуха. В горах она существенно ниже (см. рис. 2) .

Рис. 2. Понижение температуры с высотой

Летом холоднее всего на Крайнем Севере. На некоторых островах Северного Ледовитого океана средние температуры самого теплого месяца составляют 0ºC.

Самая высокая температура воздуха в июле (+45ºC), при средней +24ºC (как на экваторе), зарегистрирована на Прикаспийской низменности, в районе знаменитых соленых озер Эльтон и Баскунчак. Эта территория расположена на юге нашей страны, и в летнее время для нее характерен высокий угол падения солнечных лучей. Низкая влажность воздуха и безоблачное небо увеличивают долю прямой радиации. Прохладные ветры с Атлантики территории не достигают, зато часто дуют знойные и сухие ветры из Центральной Азии, приносящие континентальные тропические воздушные массы. В это время наблюдаются наиболее высокие температуры воздуха (см. рис. 3).

Рис. 3. Факторы, формирующие климат Прикаспийской низменности

На распределение температур января решающее воздействие оказывает циркуляция атмосферы, т. е. движение воздушных масс. Теплый в зимнее время воздух Атлантики не позволяет европейской части страны охлаждаться. Изотермы января на большей части территории России имеют не субширотное, а субмеридиональное простирание: чем ближе к Атлантическому океану, тем теплее. В Ростове-на-Дону средние температуры января -4…-8ºC, в Москве -8… -12º C; в Омске и Екатеринбурге -16…-20º C;в Иркутске -24… -32º C; в Якутске ниже -40ºC (см. рис. 4).

Рис. 4. Средние температуры января на территории России ()

Наиболее низкие температуры характерны для северо-востока Сибири. От Атлантики эта территория удалена, от Тихого океана отделена горами. Кроме того, проникновению тихоокеанского воздуха препятствует господство здесь в зимнее время высокого атмосферного давления. «Полюсами холода» Северного полушария Земли считаются поселки Верхоянск и Оймякон (см. рис. 5).

Рис. 5. Верхоянск и Оймякон - полюса холода северного полушария

В конце XIX в. (1892 г.) в Верхоянске была зарегистрирована самая низкая температура воздуха: -69ºC. В Оймяконе в тот год наблюдения не велись. Однако в другие годы отмечали, что в самые холодные ночи температура воздуха в Оймяконе по сравнению с Верхоянском примерно на 2ºC ниже. Исходя из этого, посчитали, что абсолютный минимум температуры характерен для Оймякона и составляет 71ºC. С Северо-востоком Сибири конкурирует лишь ледяная Антарктида. На станции «Восток» зарегистрирован абсолютный минимум температуры воздуха на Земле - -89,2ºC (21 июля 1983 г.) (см. рис. 6).

Рис. 6. Станция «Восток»

Аномально низкие температуры воздуха в этом районе обусловлены совокупным воздействием всех климатообразующих факторов. Территория расположена в районе северного полярного круга и в зимнее время получает мало солнечного тепла. Ясное из-за высокого атмосферного давления небо способствует дополнительному выхолаживаю. Оба пункта расположены в межгорных котловинах, где застаивается холодный воздух. Пространственное и временное совпадение всех условий обусловило формирование «полюса холода» северного полушария (см. рис. 7).

Рис. 7. Факторы, формирующие климат северо-востока Сибири

На распределение осадков влияют главным образом циркуляционные процессы и рельеф. Большую часть влаг на территорию России приносят циклоны Атлантического океана. Благодаря западным ветрам и отсутствию горных барьеров они проникают далеко на восток. Влажное «дыхание» Атлантики ощущается вплоть до Енисея. С запада на восток количество осадков постепенно уменьшается. В Санкт-Петербурге и Московской области годовая сумма осадков более 650 мм; в Самаре - не более 500 мм; в Якутске - около 350 мм; а в Верхоянске - 128 мм (меньше, чем в Багдаде, окруженном пустынями).

Рис. 8. Годовое количество осадков ()

Самое большое количество осадков характерно для наветренных склонов гор. Это относится к западным склонам Урала, Алтая и особенно Большого Кавказа. С Тихого океана влаги приносится существенно меньше. Глубокому проникновению тихоокеанских воздушных масс препятствует западный перенос, господствующий в умеренных широтах, а кроме того характер рельефа.

Воздушные массы с Северного Ледовитого океана могут проникать далеко на юг. Но это холодный, а значит сухой воздух. Кроме того, при движении на юг северные воздушные массы прогреваются, и их относительная влажность становится еще ниже - в летнее время проникновение воздуха с Северного ледовитого океана на юг вызывает засухи.

Наряду с количеством осадков не менее важной климатической особенностью является их режим, т. е. распределение по сезонам года. На большей части территории нашей страны осадки распределяются неравномерно: большая часть их приходится на теплое время года, т. е. на лето. Более отчетливо летний максимум осадков выражен в азиатской части страны. Это обусловлено малым количеством осадков в зимнее время вследствие господства здесь области высокого атмосферного давления (см. рис. 9).

Рис. 9. Осадки теплого периода ()

Летний максимум осадков наиболее ярко выражен в Приморье (Владивосток); количество летних осадков здесь примерно равно сумме осадков за остальные сезоны года.

Относительно равномерным распределением влаги по сезонам года характеризуются восточное побережье Камчатки и западные склоны Кавказских гор. В любой из сезонов здесь выпадает не менее 200 мм влаги. Это не только наиболее влажные, но и самые снежные территории страны.

Место с максимальным годовым количеством осадков - наветренные склоны хребта Ачишхо близ Сочи (западный склон Большого Кавказа), где годовая сумма осадков составляет 3240 мм. Влажный воздух приносится черноморскими циклонами. Встречая на своем пути горные склоны, воздух поднимается вверх и охлаждается, что способствует выпадению осадков. Эти процессы происходят круглый год вне зависимости от сезонов, что обуславливает относительно равномерное распределение атмосферной влаги в течение года.

Рис. 10. Хребет Ачишхо ()

Самые сухие места в России - межгорные котловины Алтая (Чуйская степь) и Саян (Убсунурская котловина). Годовая сумма осадков здесь едва превышает 100 мм. Влажный воздух не доходит до внутренних частей гор. Более того, опускаясь вдоль склонов в котловины, воздух нагревается и еще больше иссушается (см. рис. 11 и рис. 12).

Рис. 11. Чуйская степь ()

Рис. 12. Убсунурская котловина ()

Обратим внимание, что места как с минимальным, так и максимальным количеством осадков расположены в горах. При этом максимальное количество осадков выпадает на наветренных склонах горных систем, а минимальное - в межгорных котловинах.

300 мм осадков - это много или мало? Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Такое количество осадков характерно, например, и для северной, и для южной части Западно-Сибирской равнины. При этом на севере территория явно переувлажнена, о чем свидетельствует сильная заболоченность; а на юге распространены сухие степи - проявление дефицита влаги. Таким образом, при одинаковом количестве осадков условия увлажнения оказываются принципиально различными.

Для того чтобы оценить, сухой климат в данном месте или влажный, необходимо учитывать не только годовое количество осадков, но и испаряемость.

Испаряемость - количество влаги, которое могло бы испариться при данных температурных условиях. Как и количество осадков, испаряемость измеряется в миллиметрах.

При этом от суммы осадков величина испаряемости не зависит. Она определяется количеством тепла, которое получает данная территория. Чем выше температура воздуха, тем больше влаги может испариться.

Линии, соединяющие на карте точки с одинаковой испаряемостью, имеют широтное простирание. Испаряемость может быть больше, равной или меньше количества осадков (см. рис. 13).

Рис. 13. Испарение и испаряемость ()

Отношение годового количества осадков к испаряемости называется коэффициентом увлажнения :

К= О/И

К - коэффициент увлажнения

О - годовое количество осадков

И - испаряемость

Если К > 1 - увлажнение избыточное (тундра, тайга, леса).

Если К = 1 - увлажнение достаточное (лесостепь и степь).

Если К < 1 - увлажнение недостаточное (полупустыня).

Если К < < - увлажнение скудное (пустыня).

Коэффициент увлажнения - основная характеристика обеспеченности территории влагой. Он в значительной степени определяет особенности таких природных компонентов, как поверхностные воды, почвенно-растительный покров, животный мир.

Список литературы

  1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе.
  2. В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. География России. Природа. Население. 8 класс.
  3. Атлас. География России. Население и хозяйство. - М.: Дрофа, 2012.
  4. В.П.Дронов, Л.Е Савельева. УМК (учебно-методический комплект) «СФЕРЫ». Учебник «Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс». Атлас.
  1. №3. Распределение тепла и влаги на территории России. ()
  2. Климатообразующие факторы и циркуляция атмосферы ()
  3. жемесячные климатические данные для городов России ()
  4. Температура в России растёт в 2,5 раза быстрее, чем в остальном мире ()
  5. Новые рекорды отрицательной температуры зафиксированы во многих регионах России ()
  6. Карты температур с выбором региона ()
  7. Карты осадков с выбором региона ()

Домашнее задание

  1. Какие закономерности тепла и влаги существуют на территории нашей страны?
  2. Как определяют коэффициент увлажнения и почему этот показатель так важен?
  3. Используя карты атласа, заполните таблицу:

Показатели/Пункт

Калининград

Екатеринбург

Средние температуры июля

Средние температуры января

Испаряемость

Коэффициент увлажнения

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4

по теме «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны»

Цели работы:

    определить закономерности распределения суммарной радиации, объяснить выявленные закономерности; изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины такого распределения;

    учиться работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Инструктивная карточка

    Рассмотрите рисунок 30 на странице 81 в учебнике. Как показаны величины суммарной солнечной радиации на карте? В каких единицах она измеряется?

    Определите суммарную радиацию для пунктов, расположенных на разных широтах. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Суммарная радиация, ккал/см 2

Мурманск

Санкт-Петербург

Екатеринбург

Хабаровск

    Сделайте вывод, какая закономерность просматривается в распределении суммарной радиации. Объясните полученные результаты.

    Рассмотрите рисунок 34 на странице 87 учебника. Каким способом показано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиатской частях России? Где расположены территории с самыми высокими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?

    Сделайте вывод, какой из основных климатообразующих факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

    Рассмотрите рисунок 35 на странице 88 в учебнике. Каким способом показано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких – самые высокие. Чему они равны?

    Сделайте вывод, какой из основных климатообразующих факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

    Рассмотрите рисунок 36 на странице 89 учебника. Каким способом показано количество выпадающих осадков? Где выпадает больше всего осадков? Где – меньше всего?

    Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказывают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

по теме «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения»

Цель: Определить влияние климата различных территорий страны на деятельность человека.

Оборудование: климатические карты России, агроклиматическая карта России.

! Климат Деятельность человека

Количество тепла

Сельское хозяйство


Количество осадков

Способствуют развитию


Климатические курорты


Коэффициент увлажнения


Суровая зима

Сельскохозяйственные работы


затрудняют


Избыточная влага

Строительство


Большая засушливость

Освоение новых территорий


Задание 1. Определите влияние климата на деятельность человека. Заполните таблицу 6.

Таблица 6.

Природный район

Климатический пояс

Черты климата

Влияние климата на деятельность человека

способствует

затрудняет

Север Восточно – Европейской равнины

Центральная часть Восточно-Европейской равнины

Юг Восточно-Европейской равнинв

Сделайте вывод: Каково влияние климата на жизнь и деятельность человека.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

по теме «Составление характеристики одной из рек с использованием

климатических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования»

Цель: развитие умений давать характеристику рекам, используя карты и другие источники информации.

Оборудование: тематические карты атласа 8 класс, дополнительная литература.

Инструктивная карточка

1. Дайте определения следующих понятий:

«питание реки» -

«режим реки» -

«годовой сток реки» -

«падение реки» -

2.Дайте характеристику одной из рек России по плану:

    Название реки.

    Исток, направление течения, устье.

3. К бассейну какого океана при­
надлежит.

    Источники питания.

    Режим реки.

    Падение и уклон реки.

    Характер течения.

    Хозяйственное использова­ние.

    Проблемы экологии и воз­можные пути их решения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7

по теме

«Объяснение закономерностей размещения различных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата»

Цели работы:

    установить связь между водами суши, рельефом и климатом территории;

    проверить и оценить умение работать с различными источниками географической информации, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Инструктивная карточка

1. Сопоставьте воды суши и опасные природные явления, связанные с ними. Выделите районы их распространения на территории страны.

Воды суши:

  • Многолетняя мерзлота

    Подземные воды

Опасные природные явления:

    Наводнения

  • Снегопады

Районы распространения:

    Районы Кавказа

    Реки Северного стока

    Горы Южной Сибири

    Реки Дальнего Востока

    Западно-Сибирская равнина

    Северо-запад Русской равнины

    Бассейн Амура

    Васюганье

    Восточная Сибирь

    Камчатка

    Северный Урал

Данные занесите в таблицу

Воды суши

Опасные природные явления

Районы распространения

Сделайте вывод:

2. Предложите меры борьбы со стихийными природными явлениями.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8.

по теме «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования»

Цели:

    Закрепление понятий по теме «Внутренние воды и водные ресурсы».

    Формирование умений определять причинно-следственные связи, давать характеристику по плану.

    Формирование умений переводить картографическую информацию в письменную речь.

    Формирование умений работать с различными источниками информации.

    Формирование умений сопоставлять, делать выводы, выбирать главное, прогнозировать, выполнять оценочные действия.

Оборудование: тематические карты атласа 8 класс, дополнительная литература.

Инструктивная карточка

    Используя текст учебника, определите понятие «водные ресурсы» (ВР), «водный кадастр».

    Дайте характеристику водным ресурсам по плану:

а) значение;

в) составные части;

г) распространение по территории;

д) пути и способы рационального использования.

    Выберите виды ВР, оказывающие положительное и отрицательное влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

    Какие из этих видов ВР благоприятно воздействуют на жизнь и хозяйственную деятельность человека? Почему?

    Какие из этих видов ВР затрудняют жизнь и хозяйственную деятельность человека? Почему?

    Как человек влияет на использование ВР в настоящее время на территории объекта*? Сделайте прогноз об обеспеченности ВР объекта*.

    Дайте общую оценку ВР для жизни и хозяйственной деятельности человека на территории объекта*.

Практическая работа № 9

по теме «Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности»

Практическая работа (урок №1) Характеристика географического положения России.

Ход работы:

План характеристики географического положения страны

    На каком материке находится страна, в какой его части?

    Каковы координаты крайних точек территории страны, какова ее протяженность с севера на юг и с запада на восток?

    В каких поясах освещенности находится страна?

    Каковы сухопутные и морские границы страны?

    Какой город является столицей?
    В какой части страны он находится?
    Какие имеет географические координаты?

На контурной карте России:

    Красным цветом обозначьте государственную границу России;

    Определите протяжённость России с севера на юг по 100 о в.д. и с запада на восток по 60 о с.ш. (до залива Шелихова);

    Подпишите названия приграничных с Россией государств;

    Подпишите названия морей и океанов, омывающие берега России (включая Каспийское море);

Обозначьте крайние точки России, укажите их названия и определите их географические координаты.

Практическая работа (урок №3)

Тема: "Определение поясного времени по карте часовых поясов"

Цели работы:

1) Отработать новые понятия: местное время, поясное время, линия перемены дат, декретное время, московское время, летнее время.

2) Научиться определять поясное время, учитывать разницу во времени на территории страны.

Последовательность выполнения работы
1. Теоретическая часть (время выполнения /5 мин).

1. Определите, на сколько градусов Земля поворачивается вокруг своей оси за 1 ч, за 4 мин.

    Какое время называется местным?

    Определите, на сколько часовых поясов разделена Земля.

    Чему равна разница между часовыми поясами по долготе? По времени?

    Какой часовой пояс принято считать нулевым?

    Сколько часовых поясов приходится на территорию нашей страны?

    В каком часовом поясе находится Ставрополь?

    Что называется поясным временем?

    Как будет изменяться поясное время к востоку от любого часового пояса? К западу?

10. Что такое линия перемены дат. Какие изменения произой дут во времени при пересечении линии перемены дат с запада на восток? С востока на запад?

11. Какое время называют декретным, летним, московским?

2. Практическая часть работы: решение задач на определение поясного времени

Пример: определить поясное время в Я кутске, если в Москве 10 ч.
Краткая запись условия: Москва – 10 ч.

Якутск -?

Последовательность выполнения задания:

1) определить, в каких часовых поясах находятся данные пункты:

Москва - во 2-м, Якутск - В 8-м;
2) определить разницу между часовыми поясами:

8 - 2 = 6;

3) определить поясное время в заданном пункте, учитывая, что
к западу время уменьшается, к востоку - увеличивается:

10 + 6 = 16.

Ответ: в Якутске 16 ч.

Выполнить самостоятельно

1. Определить поясное время в Москве, если в Петропавловске- Камчатском 8 ч вечера.

2. Определить поясное время в Ставрополе, если в Новосибирске 13 ч.

3. В Чите 18 ч, определить поясное время в Москве.

Практическая работа (урок №9)

Тема : «Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми»

Цели работы: 1. Установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры.

2. Проверить и оценить умение сопоставлять карты, объяснять выявленные закономерности.

1. Сравнив физическую и тектоническую карту атласа, определите, каким тектоническим структурам соответствуют указанные формы рельефа. Сделайте вывод о зависимости рельефа от строения земной коры. Выявленную закономерность объясните.

2. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Практическая работа (урок №12)

Тема: "Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков"

Цели работы:

1. Изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины такого распределения.

2. Проверить умение работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

    Рассмотрите рисунки учебника. Каким способом показано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиатской частях России? Где расположены территории с самыми высокими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

    Рассмотрите рисунки учебника. Каким способом показано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких - самые высокие. Чему они равны?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

    Рассмотрите рисунки учебника. Каким способом показано количество выпадающих осадков? Где выпадает больше всего осадков? Где - меньше всего?

Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказывают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

Практическая работа (урок №17)

Тема: " Составление прогнозов погоды"

Цели работы:

1. Научиться определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов. Научиться составлять элементарные прогнозы погоды.

2. Проверить и оценить знания основных факторов, влияющих на состояние нижнего слоя тропосферы - погоду.

Последовательность выполнения работы

    Проведите анализ синоптической карты

    Сравните состояние погоды в городах по предложенному плану. Сделайте вывод, какой ожидается прогноз погоды на ближайшее время в указанных пунктах.

План сравнения

Иркутск

Хабаровск

1. Температура воздуха

2. Атмосферное давление (в гектопаскалях)

3. Облачность; если есть осадки, то какие

4. Какой атмосферный фронт оказывает влияние на состояние погоды

5. Какой ожидается прогноз на ближайшее время

Практическая работа (урок №20)

Тема: " Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования. "

Цели работы: 1. Определить особенности питания, режима, го дового стока, уклона и падения реки, возможности ее хозяйственного использования.

2. Проверить и оценить умение использовать различные источ ники географической информации для решения практических задач.

Последовательность выполнения работы

1. Используя физическую карту атласа, текстовые карты учеб ника, табл. «Реки России», составьте характеристику реки Лена по предло женному плану.

Река Лена

1. Исток, направление течения, устье

2. К бассейну какого океана принадлежит

3. Источники питания

4. Особенности водного режима:

а) продолжительность ледостава

б) половодье

в) межень

г) паводки

5. Годовой сток

6. Длина реки

7. Падение реки

8. Уклон реки

9. Возможность ее хозяйственного использования

Справочный материал «Реки России»

Реки

Исток

Устье

Длина реки, км

Высота истока, м

Вы сота устья

Притоки

Лена

Байкальский хребет

море Лапте вых

4400

930

Алдан, Вилюй, Олекма, Витим

Практическая работа (урок №25)

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России и составление прогноза их использования.

Ход работы

    Рассмотреть карту водообеспеченности России водными ресурсами

    Выявить территории, наиболее обеспеченные водными ресурсами.

    Каковы закономерности распределения речного стока?

    Составить прогноз использования водных ресурсов в Восточной Сибири.

Высказать свои предложения по использованию вод данного региона

Практическая работа (урок №28)

Тема: " Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах."

Каждая природная зона - это закономерное сочетание ландшафтов.

Л. С. Берг

Цели работы:

1. Выявить зависимость между природными компонентами на примере одной из зон.

2. Проверить и оценить умение работать с различными источниками географической информации для решения практических задач.

Последовательность выполнения работы

    Изумив рисунки, картины, карты атласа (источники информации подобрать самостоятельно), выявите зависимость между природными компонентами и природными ресурсами на примере зоны степей.

    Результаты работы оформите по желанию: в виде схемы, письменного описания, в табличной форме.

Практическая работа (урок №32)

Прогнозирование изменения одного природного – территориального комплекса при заданом изменении другого

Ход работы:

    Используя представленный шаблон, охарактеризуйте изменение основных компонентов природы в результате глобального потепления климата на планете и спрогнозируйте изменение растительного и животного мира:

Глобальное потепление

климата

Опустынивание

Изменение годового

количества осадков:

_________________

_________________

Изменение внутренних вод:

_________________

_________________

Изменение почв:

_________________

_________________

Изменение растительности:

_________________

_________________

Изменение животного мира:

_________________

_________________

Практическая работа (урок №36)

Тема "Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по Восточно-Европейской равнине"

Цели работы:

1 . Определить закономерности распределения суммарной и поглощенной радиации, объяснить выявленные закономерности.

2. Учиться работать с различными климатическими картами.

3. Определить закономерности распределение температур и осадков, научиться объяснять причины такого распределения.

4. Проверить умение работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы

Последовательность выполнения работы

    Определите температурами января и температуры июля

    Определите суммарную радиацию и радиационный баланс для пунктов, расположенных на разных широтах.

    Определите количество выпадающих осадков.

    Результаты работы оформите в виде таблицы.

север

центр

юг

запад

восток

Суммарная радиация,

ккал/см 2

Температура января

Температура июля

осадки

4. Сделайте вывод, какая закономерность просматривается. Объясните полученные результаты.

практическая работа. (урок №41) составвление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа

Северный Кавказ (по схеме в учебнике стр. 202, рис.162)

Географические задания учащимся, отправляющимся в поход на Северный Кавказ.
1. Как располагаются пояса снизу вверх в горах Северного Кавказа.
2. Описать растительность каждой зоны.
3. Сделать схематические рисунки высотных поясов.
Выявить причинно - следственные связи между географическим положением и характером высотной поясности. Как изменилась высотная поясностью, если бы Северный Кавказ был южнее, севернее?.
5. Почему смена природных условий в горах происходит по вертикали и проявляется более резко, чем на равнине
6. Как влияют горы на жизнь и здоровье человека.

1.

Выявить причинно - следственные связи

Как влияют горы на жизнь и здоровье человека.

Как изменилась высотная поясностью, если бы Северный Кавказ был южнее, севернее?.

Практическая работа (урок № 45)

Тема: " Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа "

Природные ресурсы - компоненты и явления природы, которые используются или могут быть использованы человеком для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.

Наряду с термином «природные ресурсы» часто используется более широкое понятие «природные условия». Грань, отделяющая одно понятие от другого весьма условна.

Природные условия отражают все разнообразие природной среды, оказывают влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Цели работы:

1. Используя различные источники географической информации, выявить природные ресурсы и условия их освоения на Урала.

2. Проверить и оценить умение использовать различные источники географической информации для решения практических задач.

Последовательность выполнения работы

    На основе анализа физической карты атласа, а также тематических карт атласа установите, какими природными ресурсами богат данный район.

    На контурной карте укажите границы района, обозначьте условными знаками выявленные природные ресурсы, экологические Проблемы, связанные с их освоением. Знаки легенды карты должны соответствовать знакам легенды атласа.

    На отдельном листе, прикрепленном к контурной карте, сделайте вывод о том, какие природные ресурсы являются наиболее перспективными для их хозяйственного использования в данном районе, оцените условия их освоения (особенности рельефа, климата, внутренних вод, возможные стихийные явления, связанные с этими компонентами природы, и т. д.).

практическая работа (урок №49)

«Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении региона, связанных с наличием заболоченных территорий»

Планируемые результаты :

- личностные:

понимание и принятие правил работы при проведении практической работы, осознание целостности мира, осознание себя гражданином РФ

- метапредметные:

познавательные умения:

работать с различными источниками информации, переводить информацию из одного вида в другой , устанавливать причинно-следственные связи, создавать ЛОК

регулятивные умения:

ставить учебные задачи , планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями, оценивать свою работу и работу одноклассников

коммуникативные умения:

организовывать работу в группе, выступать перед аудиторией, уметь вести дискуссию, диалог

предметные умения:

использовать различные формы географической информации: рисунки учебника, карты атласа, описания для выполнения практической работы, работать на контурной карте, объяснять закономерности распространения болот на территории Западной Сибири, составлять логическую схему по теме, определять влияние заболоченности на освоение региона;

Источники знаний, на основе которых выполняется работа: атлас по географии 8 класса, текст и рисунки учебника: География: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС». 2010

Способы познавательной деятельности учащихся: аналитико-синтетические (анализ и сопоставление карт, установление причинно-следственных связей, характеристика условий)

Форма представления учащимися результатов работы:

    работа на контурной карте;

    схема причинно-следственных связей заболоченности территории Западной Сибири;

    устное описание трудностей в освоении региона, связанных с наличием заболоченных территорий

Задания учащимся

1. Западно-Сибирской низменности принадлежит мировой рекорд по количеству болот на единицу площади (площадь заболоченной территории около 800 тысяч квадратных километров).

Пользуясь необходимыми картами атласа, рисунками 47, 50 учебника, выполните задания на контурной карте:

А) обозначьте районы распространения болот на территории Западной Сибири;

Б) нанесите границы природных зон, вычислите и напишите коэффициент увлажнения для каждой природной зоны;

В) нанесите границу распространения вечной мерзлоты.

2. Подпишите названия крупнейших рек Западной Сибири. Вспомните, что такое уклон реки и как он определяется. Рассчитайте уклон Оби на отрезке от Нижневартовска до устья, если известно, что урез реки у Нижневартовска составляет 35 м, а расстояние до устья – 1711 км.

Подпишите величину уклона Оби на контурной карте.

    Проанализируйте информацию на контурной карте и составьте схему причинно-следственных связей заболоченности территории Западной Сибири.

Задание 4, 5 и 6 выполняются в паре.

4. Сильная заболоченность территории Западно-Сибирской низменности вызывает большие трудности в ее освоении, резко ухудшают условия труда и быта людей.

Пользуясь необходимыми картами атласа, устно определите:

А) среднюю плотность населения и особенности размещения населения Западной Сибири;

Б) общую особенность транспортно-географического положения большинства городов;

В) основные районы нефтяных и газовых месторождений

5. Проанализируйте следующие факты:

А) в Западной Сибири лесов гораздо больше, чем на Русской равнине, тем не менее большая часть древесины заготавливается на европейской территории.

Б) основной метод работы нефтяников – вахтовый, без постоянного проживания.

Ярко описал свои впечатления Сергей Медведев:

Вспоминать тебя мне неохота,

память не тревожа и не зля,

В вечном утонувшая болоте

Западно-Сибирская земля!

Нефть, брусника – это позолота,

а за тонким слоем позолот –

Мерзлота и вечные болота,

ужасы погоды круглый год!

В тех краях зимой трещат морозы,

заметают местности снега,

Летом комаров, жару и грозы

терпят озверевшая тайга

6. На основании изученных материалов составьте устное описание трудностей в освоении региона, связанных с наличием заболоченных территорий.

Данная практическая работа является программной, была проведена в конце изучения темы Западная Сибирь, когда учащиеся уже познакомились с особенностями природы данного региона. Поэтому она носит обобщающий характер, ведь для определения причинно-следственных связей формирования болот на территории равнины необходимо знать особенности и рельефа, и климата, и внутренних вод. На выполнение практической работы программой отведен отдельный урок.

Практическая работа выполняется учащимися индивидуально, предусматривает разные формы работы: на контурной карте, в тетрадях составление схемы причинно-следственных связей, составление устного описания. Это также позволяет закрепить и проверить умения учащихся.

Учитывая индивидуальные особенности учащихся, хорошо успевающим ребятам была предложена схема не заполненная, у слабо успевающих – часть схемы уже заполнена (как на образце).

Практическая работа (урок №52)

«Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска»

Цель:

    выявить тесную связь в жизни, быте, хозяйственной деятельности человека и природных условий территории проживания;

    проверить умение получать информацию из разных источников, делать выводы.

Ход работы:

Задание 1. Заполнить таблицу, взяв данные из атласа учебника и используя свой кругозор и жизненный опыт:

Животные

лето

зима

Климатических условий

Др. климатических явлений

Главные черты природы

Норильска

Влияние природных компонентов:

а) на быт;

б) на хоз. деятельность

Задание 2. Какие из природных условий Норильска можно назвать комфортными (благоприятными), а какие экстремальными (неблагоприятными)?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (урок №59)

по теме «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железорудных месторождений Алтая на»

Цели: 1. Установить зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Ход работы: Составьте в тетради характеристику рельефа и полезных ископаемых Алтая по следующему плану:

    Где находится территория?

    К какой тектонической структуре приурочена?

    Какого возраста породы слагают территорию и как они залегают? Как это отразилось в рельефе?

    Как изменяются высоты по территории?

    Какие внешние процессы участвовали в формировании рельефа? Какие формы они создали?

    Какие полезные ископаемые есть на равнине, где и почему они распространены?

Практическая работа (урок №64)

Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения на примере Приморья

Ход работы:

Используя текст учебника, карты атласа, справочную литературу и другие источники информации, дайте оценку основных климатических показателей одного из регионов России для жизни и хозяйственной деятельности населения по следующему плану:

1. В какой части России находится описываемый регион?

2. В каком климатическом поясе и в какой климатической области расположен данный регион?

3. Основные климатические показатели данной территории:

Средняя температура января и июля;

Годовое количество осадков и их сезонность;

Коэффициент увлажнения.

4. Вывод о степени благоприятности данной территории для жизни и хозяйственной деятельности человека.

Практическая работа(урок № 67)

Составление географического прогноза изменение ПТК какого-либо участка при строительстве через него автомагистрали

Ход работы:

    1. работаем в группах

      Определяемся по специальностям 6 проектировщики, население, экологи

      Каждая группа подготавливают свою точку зрения на данный вопрос

      Слушаем выступление каждой группы и задаем вопросы

.

1. Изотермы.

2. Географическое распределение температуры воздуха у земной поверхности.

3. Распределение температуры воздуха с высотой.

1. Изотермы

Распределение тепла на картах показывают при помощи изотерм. Если нанести на географическую карту средне месячные или средне годовые значения температуры воздуха по данным многолетних измерений на отдельных метеостанциях и соединить точки с одинаковой величиной, то мы получим на карте средние изотермы.

Изотермы – линии, соединяющие точки с одинаковыми значениями температуры, наблюдаемыми в различных местах (Погосян, Туркетти, 1970).

Изотермы (от гр. isos – равный, therma – тепло) – линии равных значений температуры на синоптической карте, или на карте средних температур за некоторый промежуток времени, или на многолетней средней карте, или на вертикальном разрезе, или на аэрологической диаграмме (Метеорологический словарь, 1974).

Изотермы являются частным случаем изолиний (линий равных значений) метеовеличин. Наиболее употребляемыми являются карты января и июля. Поскольку метеостанции расположены на разной высоте, то на показания температуры большое влияние оказывает абсолютная высота станции над уровнем моря (температура с высотой уменьшается), чтобы исключить влияние этого фактора, строят карты приведенных температур.

Приведение температуры к уровню моря – это увеличение температуры на каждой станции, расположенной выше уровня моря, соответственно высоте станции. При этом вертикальный температурный градиент принимается в размере 0,65° на 100 м. В горных районах на карте приведенных температур они оказываются значительно белее высокими, чем действительные температуры на уровне местности.

Существуют также и карты неприведенных (реальных) температур. На картах температур на уровне местности (неприведенных) провести изотермы в горных районах трудно из-за чрезвычайной пестроты распределения температур, обусловленной различиями в высоте станций. Поэтому на картах неприведенных температур изотермы над большими горными массивами вообще не проводятся.

2. Распределение температуры воздуха у земной поверхности

Тепло по поверхности Земли распространено зонально-регионально. На географическое распределение температуры воздуха у земной поверхности оказывает влияние ряд факторов:

    географическая широта;

    распределение суши и моря;

    океанические течения;

    характер земной поверхности (снеговой, ледовые покровы; горные страны и т.д.);

    общая циркуляция атмосферы.

Если проследить за ходом изотерм, то можно заметить, что они не повторяют параллели, а имеют довольно сложную форму. Так, январская изотерма 0° на севере Тихого океана расположена вблизи 60° с.ш., а над Северной Америкой проходит несколько южнее 40° с.ш., т.е. смещается вдоль меридиана на 20°, что составляет 2200 км. Следуя затем вдоль берегов Америки, эта изотерма достигает на севере Норвежского моря 70° с.ш., а обогнув северные берега Европы, она смещается к бассейну Дуная, и, следуя к востоку, оказывается на территории Китая южнее 34° с.ш. Таким образом, получается, что в январе средняя температура воздуха одинакова на крайнем севере Атлантики (70° с.ш.) и в Центральном Китае (34° с.ш.).

Распределение температуры воздуха на уровне моря в июле представлено на карте.

Для лучшей ориентации в изменениях температуры в зависимости от широты вычисляют среднюю температуру широтных кругов (зональные температуры). Для этого на карте изотерм определяют температуру в ряде точек, равномерно распределенных на интересующем нас широтном круге, затем из этих значений вычисляют среднее значение.

В январе средняя температура самая высокая на экваторе (27°С). В июле самой теплой параллелью является 20° с.ш. с температурой 28°С. в среднем за год самая теплая параллель 10° с.ш. с температурой 27°С.

Самую теплую параллель называют термическим экватором . В течение года термический экватор остается в северном полушарии, перемещаясь от зимы к лету в более высокие широты.

От экватора к полюсу температура падает в среднем на 0,5–0,6°С на 1° широты. Однако внутри тропиков она изменяется с широтой мало. В средних широтах это изменение нарастает и достигает max, в высоких – вновь уменьшается. Зимой температура падает в направлении экватор-полюс сильнее, чем летом.

Разность температуры между Северным и Южным полушариями на одних и тех же широтах в одинаковые сезоны колеблются в широких пределах. Между 30° и 70° широты зима в Северном полушарии заметно холоднее, чем в Южном. Летом, наоборот, во всем Северном полушарии намного теплее, чем в Южном. Это объясняется тем, что в Северном полушарии по сравнению с Южным преобладает суша. Так в средних широтах Северного полушария суша составляет 45–61% поверхности, а в Южном – лишь 0–4%. Еще более значительны отличия в высоких широтах.

Вследствие наличия ледяного материка Антарктида с преобладающим режимом высокого атмосферного давления, высокие широты Южного полушария значительно холоднее, чем Северного.

По средней температуре широтных кругов можно подсчитать и среднюю температуру воздуха для всего полушария и для целого земного шара. Северное полушарие зимой холоднее (8°), чем Южное (10°), а летом теплее (соответственно 22°С и 17°С). Годовая амплитуда температур для Северного полушария ровна 14°С, а для Южного – только 7°С. Это означает, что климат Северного полушария в целом более континентальный, чем Южного. Увеличение амплитуды температуры в Северном полушарии по сравнению с Южным обусловлено более жарким летом.

Средняя температура воздуха у земной поверхности для всего земного шара в январе равна 12°С, в июле 16°С, в среднем за год 14°С. Сильное зимнее охлаждение материков северного полушария и такое же сильное прогревание в летний период делают январь для всего земного шара в целом значительно холоднее июля, несмотря на большую близость Земли к Солнцу в январе по сравнению с июлем.

Аномалии в распределении температур

Влияние материков и океанов на режим температуры воздуха вблизи поверхности земли можно характеризовать картой разности между средней месячной (годовой) температурой над материками и океанами и соответствующей температурой широтного круга. Эта разность называется термической аномалией . Например, средняя широтная температура января на параллели 71° с.ш. равна -27°С; на о. Ян-Майен она составляет -5°С, соответственно, термическая аномалия положительная и равна +22°С.

Нанесем на карту аномалии средних годовых (месячных) температур воздуха и соединим точки с равными аномалиями. Мы получим карту изаномал температуры (термоизаномал), которая наглядно показывает, в каких областях Земли температура воздуха повышена и в каких понижена по сравнению со средними температурами соответствующих параллелей (карта не приводится).

В январе на материках Северного полушария и океанах отклонения средних месячных температур от средних широтных в различных районах достигают больших значений. Наибольшие положительные аномалии достигаются на океанах, а наибольшие отрицательные – над восточными районами материков в умеренных широтах. По мере приближения к экватору величина отклонений температуры уменьшается, и на 0° с.ш. достигает 2–3°С. В Южном полушарии вследствие его океаничности, малых размеров материков отклонения температуры от зональной не превышает 6–8°С летом и 4–6°С зимой.

Карты изаномал наглядно показывают, в каких областях Земли температура воздуха повышена, а в каких понижена по сравнению со средней широтной температурой. Таким образом, влияние географической широты на распределение температуры исключено. Карты изаномал показывают только температурные отличия на меридианах, которые определяются распределением суши и моря, а точнее их различиями в условиях нагревания.

Сравнение карт изаномал и изобар января обнаруживает их удивительное сходство. Барический минимум умеренных широт соответствует положительной аномалии температуры, максимум – отрицательной. В основе этого лежат термодинамическое взаимодействие океанов и континентов.

Величина температурной аномалии на материках зависит от их размеров: она возрастает пропорционально квадрату расстояния между центрами моря и материка. Но отличается для западной и восточной частей материка, т.е. распределение тепла и давления оказывается дисимметричным.