Патриарх Гермоген (смутное время). Гермоген, патриарх московский и всея руси

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на соборных слушаниях Всемирного русского народного собора «Патриарх Гермоген, русское духовенство и Церковь в служении Отечеству» 3 мая 2012 года

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие соборяне!

Я хотел бы с большим удовлетворением отметить факт проведения сегодня в соборном зале Храма Христа Спасителя этого соборного собрания, посвященного 400-летию мученической кончины Патриарха Гермогена, собрания, которое даст нам возможность вспомнить героические страницы прошлого и подумать о настоящем .

Если говорить о Смуте, то это было время смятения умов в первую очередь, разделения народа, ослабления власти, когда перед каждым стоял выбор между подвигом и предательством . И это же самое время явило нам великих христианских подвижников и безвестных героев русского сопротивления : таких как заточенных в узах Патриархов Иова и Гермогена; таких как переживших многомесячную осаду келаря Троице-Сергиевой лавры Авраамия (Палицына) и архиепископа Смоленского Сергия; замученного интервентами епископа Тверского Феоктиста, претерпевшего пытки епископа Коломенского Иосифа. Кто из соотечественников — даже среди интеллигенции, кроме историков-специалистов, знает сегодня эти имена и вспоминает этих героев , хотя бы в этот год истории? Это наша вина, что имена людей, послуживших спасению Отечества, практически изглажены из народной памяти .

Начало XVII века стало драматическим рубежом не только для России, но для всего православного мира . К тому времени наш народ, народ северной Руси, остался единственным православным народом , сохранившим государственный суверенитет. Ни юг Руси, ни запад Руси, ни Ближний Восток, ни Восточная Европа, где проживали православные народы, не имели суверенитета. Единственным суверенным народом был наш народ. И именно в такой момент, критический для судьбы Православия момент мировой истории, на Руси возникает Смута.

Это было поистине историческое испытание , ведь Смута являлась не просто политическим кризисом, не просто столкновением элит, не просто банальной борьбой за власть. То была явлена страшная угроза самому существованию государства, самому существованию суверенитета, независимости нашего народа, самому существованию нашей национальной самобытности. Под иностранным давлением вводился, как мы бы сейчас сказали, механизм внешнего управления, в результате которого Россия должна была стать провинцией другого государства . Еще страшнее была угроза утраты духовной идентичности, латинизации Руси, отказа от православной веры, который, несомненно, означал бы конец русского независимого духовного и культурного национального бытия.

И, наконец, особенно удручающим был тот факт, что гибельная угроза для русского будущего надвигалась не только извне, но и изнутри . В 1612 году интервенты были уже в Кремле, они овладели сердцем страны, но пока только в географическом и политическом смысле. Куда хуже сознавать то, что завоеватели были близки к овладению сердцем нашей страны в духовном, в идеологическом смысле : они были близки к тому, чтобы подчинить себе умы и души боярской элиты. Той самой, которая, разуверившись в силе собственного народа и в историческом призвании России, была готова пригласить на царство представителя иноземной династии, исповедовавшего чужую веру, отрицавшего духовные традиции нашего народа и страны.

В этот критический час, когда столичная знать казалась поверженной в политическом и идейном смысле, когда Москва, по словам историков, стала «театром козней и мятежей» , судьбу России определил ее народ. Николай Иванович Костомаров писал: «Когда сильные земли Русской склонились перед внешней силой, <…> упадали духом и смирялись, народная громада, <…> одушевленная именем угрожаемой веры, не покорилась судьбе» . В ослабленной и истерзанной Смутой русской глубинке возникает мощное движение , охватившее почти все крупные города страны, сплотившее весь ее многонациональный народ. Всенародное ополчение завершилось, как знаем, изгнанием интервентов, преодолением Смуты, избранием новой династии . И победа национально-освободительного движения 1612 года заложила фундамент для трех веков стабильного державного развития страны .

Наши современники редко задумываются: какая же сила позволила смятенной, обезглавленной, потерявшей привычные механизмы управления России самоорганизоваться и воскреснуть из небытия ? И здесь трудно переоценить роль православной веры и Русской Церкви.

Вспомним: когда города сдавались на милость интервентов, когда разрозненные войска терпели поражения и отступали, когда перебежчики метались между Москвой, польской ставкой и станом самозванца, кто стал символом непоколебимой твердости? Иноки Троице-Сергиевой лавры! Выдержав шестнадцатимесячную осаду, явив жертвенный героизм, насельники Сергиевой обители, сражавшиеся плечом к плечу с воинами и ополченцами, убедили колеблющихся в неизбежности русской победы.

Надо подчеркнуть, что успешная оборона Троице-Сергиевой лавры против многократно превосходящих сил противника объясняется не каким-то особым боевым искусством ее защитников и не талантом руководившего ими полководца — князя Григория Долгорукого. Главным источником их мужества было осознание величайшей святыни, за которую им предстояло сражаться и умереть. Пребывающая под небесным покровительством преподобного Сергия, Лавра напоминала русским воинам о славном времени Куликовской победы. По слову летописца, «святой Сергий охрабрил даже невежд; без лат и шлемов, без навыка и знания ратного, они шли на воинов опытных, доспешных, и побеждали» .

После отражения натиска интервентов Троице-Сергиева лавра трудами ее настоятеля архимандрита Дионисия превратилась в крупнейший центр вспоможения раненым и больным , в своего рода главный военный госпиталь и медицинский центр того времени. Исследователи полагают, что на протяжении 1611 года на исцелении в Сергиевой обители находилось более 10 000 человек — это огромная по тому времени цифра! По мнению историка XIX века Михаила Осиповича Кояловича, Лавра стала «ближайшим убежищем, где русские люди спасали свое христианское звание. Но в этой обители жила несокрушимая вера в будущность Москвы, России, в их способность жить» .

Православная вера не только вдохнула мужество в сердца людей и не только способствовала врачеванию их ран. Ощущение духовного единства содействовало собиранию разрозненных земских сил, возрождению государственности. В условиях, когда власть была в смятении и в глазах населения потеряла легитимность, Православная Церковь стала главным интегрирующим фактором русского общества .

Именно Церковь в лице ее Первосвятителей не признала законность самозванцев и иностранных претендентов на российский престол. Именно Церковь, через грамоты Патриарха Гермогена, призвала народ к национально-освободительной борьбе. Мы знаем, что служение Патриарха Гермогена после его кончины подхватила Троице-Сергиева обитель, также распространяя воззвания к русскому народу. Посреди раздора и смущения умов православное духовенство увещевало колеблющихся, направляло мятущихся, мирило раздоры в патриотическом лагере. Так, например, согласовать действия ополченцев Минина и Пожарского с действиями казачьих войск Трубецкого удалось прежде всего благодаря высокому авторитету Авраамия (Палицына), которого уважали и казаки, и земские люди. В момент решающей битвы с гетманом Ходкевичем казаки примкнули к дружинам Пожарского с криками «Сергиев! Сергиев!» (то есть, вспоминая благословение Троице-Сергиевой лавры), и это единство решило исход сражения в пользу русских.

В эпоху крушения всех авторитетов , когда голова обывателя шла кругом от обилия претендентов и самозванцев, выдвинутых враждующими партиями, именно Церковь оставалась единственной незыблемой твердыней . Найти истину помогало слово православного духовенства, и решающую роль играла позиция Первоиерарха.

Прежде чем сказать о подвиге Патриарха Гермогена, надо вспомнить его предшественника, святителя Иова , первого Патриарха в нашем Отечестве. Именно он предупредил народ об угрозе Смуты в случае изгнания государя и возведения на престол авантюриста. Он первым назвал Лжедмитрия самозванцем и предал вождей переворота анафеме. В дни, когда неискушенные соотечественники были словно ослеплены и загипнотизированы фигурой Лжедмитрия, Патриарх Иов остался верен единственно законному на тот момент царю — Федору Годунову. Сознавая нависшую над Русью угрозу, Патриарх Иов не побоялся ни гонений, ни смерти. После переворота он был насильно лишен Патриаршей кафедры, заточен в Старицком монастыре, испытал пытки и лишения, потерял зрение, но не отрекся от своих слов. Подвиг святителя Иова вскоре увенчался первой победой — свержением Лжедмитрия I и его сообщников.

Вскоре бремя Патриаршего служения из рук ослабевшего в темнице Иова принял святитель Гермоген. Как пишет Николай Михайлович Карамзин, «Ермоген, не обольщенный милостью самозванца, не устрашенный опалою за ревность к Православию, казался героем Церкви и был единодушно, единогласно наречен Патриархом» .

В тяжелую годину Гермоген стал живым хранителем устоев русской государственности , сумев возвыситься над борьбой партий. Это качество проявилось в нем еще в годы царствования Василия Шуйского. Шуйский не был сильным государственным деятелем, он часто терпел военные и политические неудачи. Народ не любил этого царя. Но святитель Гермоген последовательно поддерживал его, часто идя наперекор общественному мнению, потому что легитимный царь был тогда единственной опорой в преодолении политического смятения боярской элиты.

Патриарх видел, что страну терзают мятежные отряды второго Лжедмитрия и банды иноземных наемников. Уже надвигалась гроза открытого вторжения польского войска в пределы России. В этих условиях Гермоген всей силой своего святительского авторитета встал на защиту существующей власти, хотя и сознавал все ее недостатки. Он понимал, что мятежи и интервенция могут привести к гораздо худшим бедам.

Когда в феврале 1609 года поднялся мятеж против Шуйского в самой Москве, заговорщики пытались привлечь на свою сторону Гермогена. Тот же с риском для жизни вразумлял мятежников. Вот как передает это событие Сергей Михайлович Соловьев: «Патриарх начал говорить: «Крест ему, государю, целовала вся земля, присягала добра ему хотеть, а лиха не мыслить; а вы забыли крестное целование, немногими людьми восстали на царя, хотите его без вины с царства свесть»» .

Однако, отговаривая народ от мятежа, святитель не видел в оппозиционно настроенных москвичах врагов. Он понимал, что у людей есть основания для протеста, и перед лицом нависшей опасности стремился к национальному единению . После провала мятежа 1609 года Патриарх отправил в Тушино грамоты к сбежавшим и призвал их «оставить обиды, вспомнить Отечество и веру православную» . Патриарх обещал полное прощение раскаявшимся, и многие откликнулись на его зов. Как видим, святитель Гермоген занимал достаточно взвешенную позицию, в основе которой была идея объединения всех соотечественников . Он понимал, что страна обескровлена, разрушена, разобщена и что, в конце концов, бывают политические моменты, когда приходится выбирать между большим и меньшим злом.

Такой момент наступил летом 1610 года, когда Василий Шуйский был все-таки свергнут с престола, а вслед за этим часть русской элиты призвала на царствование польского королевича Владислава. Святитель Гермоген понимал, что ему не удастся этому воспрепятствовать. Тогда он сделал все от него зависящее, чтобы уменьшить последствия предательства . По его настоянию в грамоту об условиях призвания на царство было внесено требование об обязательном крещении Владислава в православную веру. Он настаивал также и на том, чтобы Владислав взял в жены одну из православных боярынь в Москве.

Это был, безусловно, компромисс. Однако Патриарх Гермоген четко видел ту черту, за которой никакие компромиссы невозможны. Он делал все возможное, чтобы не допустить разрушения духовной, национальной и культурной подлинности нашего народа , которое было бы неизбежным при иностранной иноверной власти. Польский же король Сигизмунд, однако, считал, что Россия уже лежит у его ног, и обсуждать что-либо нет смысла. После битвы при Клушино, выигранной польскими войсками, он требовал безусловного подчинения. И тогда святитель Гермоген дал понять, что за этой чертой нет места компромиссам — есть только сопротивление.

Зимой 1610/11 года Первоиерарх стал вдохновителем поднимавшегося всероссийского сопротивления интервентам и изменникам . По словам Соловьева, «главный двигатель этого восстания, начальный человек в государстве в безгосударное время, находился в Москве; то был патриарх, по мановению которого во имя веры вставала и собиралась земля. Салтыков пришел к нему с боярами и сказал: «Ты писал, чтобы ратные люди шли к Москве; теперь напиши им, чтобы возвратились назад». «Напишу, — отвечал Гермоген, — если ты, изменник, вместе с литовскими людьми выйдешь вон из Москвы; если же вы останетесь, то всех благословляю помереть за православную веру, вижу ей поругание, вижу разорение святых церквей, слышу в Кремле пение латинское и не могу терпеть»» .

Послание Патриарха вызвало в русских людях стремление встать за веру и Отечество. К Москве подступило первое ополчение. В разгар этих событий Гермоген был брошен оккупантами в тюрьму, где и принял мученическую смерть. Подвиг святителя стал той свечой, от которой возгорелось пламя национально-освободительного движения . Второе ополчение, начавшее свой путь с покаянной молитвы, освободило Москву и положило начало освобождению Руси.

О значении деятельности Патриарха Гермогена для начала борьбы явственно говорят документы того времени. «А у нас святейший Гермоген патриарх прям, как сам пастырь, душу свою за веру христианскую полагает неизменно, и ему все христиане православные последуют» , — писали той же зимой московские патриоты во все города России. Вера в то, что святитель Гермоген говорит не от себя, а творит волю Божию , безусловно, воодушевляла русских людей.

В почти побежденной стране не всегда могут найтись силы для того, чтобы начать борьбу за свободу, особенно после череды неудач. Трудно взять на себя духовную (а, в конечном счете, и политическую) ответственность в условиях, когда на карту поставлено слишком многое, когда выступление против оккупантов может обернуться полным уничтожением военных и политических ресурсов страны, гибелью самого ее народа.

Зимой 1610-1611 года святитель Гермоген взял на себя такую ответственность. Одинокий и физически немощный старец, брошенный в темницу, явил силу духа. Он вернул русским людям надежду и исцелил наших предков от малодушия и разобщенности, порожденных годами Смуты .

«Когда надломились политические скрепы общественного порядка, оставались еще крепкие связи национальные и религиозные: они и спасли общество» , — свидетельствует Василий Осипович Ключевский. Обратим особое внимание на слово «религиозные» в этой цитате. Смутное время закончилось тогда, когда русские люди оставили распри и вспомнили то, что их объединяет — веру отцов, святыни, национальные символы , бывшие в поругании от иноплеменников.

Сегодня мы должны сознавать, что подвиг Патриарха Гермогена — это не просто достояние давно минувших дней, но и не потерявшее своей значимости завещание потомкам . Уроки Смутного времени и его преодоления актуальны в наши дни , когда Россия подвергается похожим соблазнам и принимает соответствующие вызовы.

Мы снова видим враждебные действия, направленные на подрыв наших духовных ценностей, на ослабление государственности. Мы снова замечаем смятение в умах, отказ определенной части общества от собственного национального достоинства, поиск «спасителей» за пределами России.

Как и прежде, противостоять этому может только единство российского общества, из которого нельзя исключать и власть. Единство должно быть основано на верности нашим духовным и нравственным традициям . А значит, на Русскую Церковь возлагается особая ответственность . Церковь не существует изолированно от народа, ведь Православие — это душа России , а разделение души и тела в нашем земном мире означает смерть.

Именно такого разделения добивались слуги интервентов, приступавшие к Патриарху Гермогену со словами: «Почто вмешиваешься в дела мирския, а твое де дело за Церковью смотрети» . Это выглядело даже соблазнительным: сидеть тихо и не возвышать голоса, не давать оценок происходящим событиям, избегать возможных лишений и жертв. Но в эпоху Патриарха Гермогена вдохновители Смуты не достигли поставленной цели. Русская Церковь исполнила свой христианский долг, призвала и привела к спасению Отечества.

Это урок для нас и для всех поколений православных людей , которые за нами последуют. Сейчас, как и 400 лет тому назад от нас вновь требуют, чтобы мы не «вмешивались в дела мирския». Нам говорят: не лезьте в общество со своей верой, со своей этикой, со своей культурой. Нам предлагают замкнуться в себе, якобы предостерегая от «обмирщения». Нас предупреждают, что если мы не замолчим, то нам будет хуже, что в этом случае наши храмы будут осквернены, а иконы — поруганы.

Каким должен быть ответ? Пример Патриарха Гермогена оставляет нам единственно возможный выбор . Этот выбор — гражданское действие , которого мы не должны избегать и бояться. Не должно быть ни страха, ни сомнений на этом пути. Ибо защита своей паствы и созидание народной жизни на христианских началах является неизменным долгом нашей Церкви во все времена. И в мирные тихие дни, и в дни решающего исторического выбора Русская Православная Церковь всегда была и будет со своим народом.

Благодарю за внимание.

Святитель Гермоген родился около 1530 года. Служил священником в Казани, после смерти супруги постригся в монахи в Чудовом монастыре в Москве . В 1583 году стал первым Казанским митрополитом. В июле 1606 года в Москве Собором русских иерархов святитель Гермоген был поставлен Патриархом Московским.

После свержения в июле 1610 г. царя Василия Шуйского русский престол вновь оказался свободным. На место государя метил Лжедмитрий II , именуемый в народе Тушинским Вором . Временно власть в Москве перешла к боярам, они очень боялись Самозванца. Патриарх Гермоген выступил против «семибоярщины» и пытался организовать выборы нового царя из русского рода.

А Тушинский Вор уже стоял в Коломенском, начал жечь слободы и деревни возле столицы. В Москве хорошо знали о договоре, подписанном под Смоленском между тушинскими боярами и королём Сигизмундом III . Кандидатура королевича Владислава показалась боярам наиболее подходящей. Бояре вступили в переговоры с гетманом Жолкевским об избрании Владислава Сигизмундовича на царство.

Лишь один человек в Москве решительно выступил против подобного замысла. Это был патриарх Гермоген , вставший во главе Русской Церкви при Василии Шуйском. Он до конца защищал царя Василия; после же его свержения предложил боярам избрать на царство кого-нибудь из своих — либо князя Василия Голицына , либо пятнадцатилетнего Михаила Романова . Когда бояре сообщили патриарху о своём окончательном решении и попросили благословить их, святитель отвечал так: «Если королевич крестится и перейдёт в православную христианскую веру, то я вас на том благословляю. Если же не крестится, то будет оттого всему Московскому государству и всей православной христианской вере погибель и не будет на вас моего благословения».

Слова патриарха оказались пророческими. В середине августа в польском стане у стен Новодевичьего монастыря был подписан договор об избрании на царство королевича Владислава. Москвичи начали целовать ему крест как своему новому государю, не дожидаясь никаких гарантий его перехода в православную веру.

Вскоре к королю Сигизмунду, который по-прежнему осаждал Смоленск, отправилась представительная делегация во главе с князем Василием Голицыным и митрополитом Ростовским Филаретом , отцом будущего царя Михаила Романова. Надо отметить, что Филарет — влиятельный московский боярин Фёдор Никитич Романов , попал в опалу и был насильно пострижен в монахи при Борисе Годунове , а затем получил сан митрополита Ростовского. Патриарх Гермоген благословил их и наказал крепко стоять за православную христианскую веру, и не поддаваться ни на какие уговоры короля Сигизмунда, который хотел присоединить Московское государство к Речи Посполитой , и самому занять царский престол.

«Патриарх Гермоген отказывается подписывать грамоту в пользу поляков», худ. Милорадович С.Д., 1895 г.

Бояре выполнили наказ патриарха. Прибыв под Смоленск, они немало натерпелись от короля. Бояре же, и прежде всего митрополит Филарет, твёрдо стояли на своём и соглашались признать царём лишь королевича Владислава, да и то при условии его перехода в православие. «Если крестится королевич в православную веру, то он — государь нам. А если не крестится, то он нам не надобен», — отмечал летописец позицию переговорщиков. За то король повелел заключить послов под стражу и отослать в Польшу. Более всех досталось Филарету Никитичу: девять лет провёл он в заточении в Польше в тяготах и невзгодах.

Действия первого ополчения не были успешными, оно распалось. Но осенью 1611 года с новой силой поднялось всенародное движение за спасение Российского государства и православной веры, за освобождение Москвы . Начало собираться второе ополчение, руководителями которого стали Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский . «И помогал Бог той рати: среди начальников их не было никакой вражды, но были совет да любовь во всём».

Зимой 1612 года о создании ополчения стало известно в Москве. Засевшие в Кремле поляки и московские изменники, услышав о том, вновь вспомнили о патриархе Гермогене, томившемся в Чудовом монастыре, и потребовали, чтобы он писал грамоты к руководителям ополчения и в тех грамотах запрещал им идти к Москве . Святитель же так с мужеством отвечал им:

«Да будут благословенны те, которые идут на очищение Московского государства . А вы, окаянные изменники московские, да будете прокляты! И с того времени начали его морить голодом и уморили его голодной смертью, — записывал летописец. — И предал он свою праведную душу в руки Божии в лето 1612, 17 февраля, и погребён был в Москве, в Чудовом монастыре». Впоследствии мощи святителя были перенесены в Успенский собор Московского Кремля.

Святитель Гермоген сыграл весьма значительную роль при зарождении земского освободительного движения. Глава церкви устными распоряжениями и в грамотах призвал паству не только к «стоянию за веру», не только к отказу от присяги Сигизмунду III, но также к вооружённому сопротивлению иноземцам. Действовать подобным образом его вынудили сами поляки, поскольку в ином случае русский престол занял бы католик, а судьба православия на просторах Московского государства приняла бы столь же скверный оборот, что и на территории Речи Посполитой.

Подвиг святителя Гермогена не был забыт русскими людьми. Православная Церковь причислила его к лику святых. Память святителя Гермогена (в церковном написании — Ермогена) празднуется три раза в году — 17 февраля (1/2 марта), 12 (25) мая и 5 (18) октября — вместе с другими московскими святителями

Вся страна в День народного единства чтит память русских воинов под руководством князя Дмитрия Пожарского и нижегородского торговца Кузьмы Минина, которые не жалели ни средств, ни жизни ради спасения русского государства.

Но, к сожалению, почти забыто имя человека, выдающегося патриота, государственного и религиозного деятеля, без которого не могло воскреснуть почти полностью сломленное и уничтоженное врагами российское государство. Именно он в глазах русских людей в период безцарствия считался главой Русского государства - "Начального человека Земли Русской", так как от его имени шли письма к русским людям "быть верными православию и не присягать самозванцам и иноземцам". Его имя - патриарх Гермоген.

Будучи выходцем из простонародья, он всю свою жизнь был обыкновенным приходским священником, и лишь под старость - в 53 года он стал епископом, а затем - митрополитом Казанским, где занимался обращением татар в христианство. Именно он установил в своей епархии первым праздник взятия Иваном Грозным Казани.

Будучи человеком глубоко религиозным, он не мог не заметить, как пришедшие поляки попирают православие - основу Русского государства. Это заставило его сказать святительское слово против власти самозванца Лжедимитрия. 8 мая 1606 г. в Успенском соборе Кремля, во время венчания с "царем Дмимитрием" Марина бросила открытый вызов Москве: отказалась подойти к Причастию и удержала от этого царя. Тогда казанский митрополит Гермоген обличил царя и царицу, утверждая, что царица должна перейти в Православие. Без этого ее брак с Димитрием будет недействительным. Вслед за ним схожую речь произнес Иоасаф, архиепископ Коломенский. Вскоре Гермогена отправили в его епархию, и заточили в монастырь, Иоасафа за старостью лет оставили в покое и лишь свели с архиепископства.

Голос святителя прозвучал отрезвляюще для многих. Прошла всего неделя после венчания Марины, и в Москве вспыхнуло восстание, организованное боярством во главе с Василием Шуйским. Лжедмитрий был убит. Требовался новый патриарх. Вспомнили про опального узника Иова, но он оказался совершенно немощен - стар, слеп и болен. Иов указал на митрополита Гермогена. Тут же гонцы поскакали в Казань, и уже 3 июля 1606 г. Гермоген, просидев под караулом несколько дней, был поставлен в патриархи. В ту пору ему исполнилось 75 лет.

Еще не развеялся над Лобным местом пепел от праха Лжедмитрия, выстрелянного из пушки в сторону Польши, как с той же стороны поползли слухи о новом чудесном спасении Димитрия. Путивль, Чернигов, Стародуб, Новгород-Северский, Белгород вновь отложились от Москвы под знаменем царя Димитрия. Бывший холоп Иван Болотников собрал всех недовольных и среди них большое количество беглых крестьян, холопов. Он объявил себя воеводой царя Димитрия и вовлек в повстанческий поток дворян средней руки, городские низы. Патриарх Гермоген рассылал по Руси грамоты, удостоверяя подлинную смерть царевича Димитрия, благословил перенести его мощи из Углича в Москву. Но восстание Болотникова разрасталось, и вскоре он раскинул лагерь уже под Москвой. Однако в рядах восставших не было единства, дворяне не могли принять лозунгов об избиении бояр, о разграблении вотчин и превращении "воров" в воевод.

Дворянские отряды перешли на сторону Шуйского, Болотников был разбит и бежал в Калугу, и в этот момент Ермоген сделал попытку ликвидировать раскол. По его совету царь обратился к бывшему патриарху Иову с просьбой покаяться перед народом за грех сокрытия тайны убийства царевича Димитрия и отпустить народу грехи за все совершенные им измены.

В те дни они обратились ко всем: "Я, смиренный Гермоген, патриарх, и я, смиренный Иов, бывший патриарх, и весь Освященный собор молим скорбными сердцами премилостивого Бога да умилосердится о всех нас. Да и вас молит наше смирение, благородные князья, бояре, окольничьи, дворяне, приказные люди, дьяки, служилые люди, гости, торговые люди и все православные христиане! Подвигнитесь трудолюбезно, постом и молитвою и чистотою душевною и телесною... да... подаст нам Бог всем мир, любовь и радость и Российское государство от непотребного сего разделения в прежнее благое соединение и мирный союз устроит".

Чин покаяния состоялся в феврале 1607 г. в том же Успенском соборе. Патриарх Иов каялся, освобождал народ от клятвы верности царю Борису, просил у православных прощения. Москвичи плакали и просили прощения у святителей.

Патриарх, продолжая линию на ликвидацию мятежа, предал болотниковцев анафеме. Мятежники были вскоре разбиты царскими войсками, Болотников пленен и сослан.

В Стародубе, на польской границе, объявился новый самозваный Димитрий - "царь всея Руси". К Лжедмитрию подошли на помощь запорожцы и донцы. Его поход приобретал все более польский характер. 1 июня 1608 г. самозванец подошел к Москве и раскинул лагерь в Тушине. К этому времени многие царские отряды перешли на его сторону, в Тушино перебежали немало московских бояр и дворян. Тушинцы захватили в Ростове митрополита Филарета и бросили к ногам самозванца. Тот объявил его патриархом взамен Гермогена. Теперь на Руси стало четыре патриарха: свергнутые ранее Иов и Игнатий и два действующих - один в Тушине, другой в Москве.

К Тушину подходили все новые польские отряды, которые стали ударной силой самозванца. Вскоре тушинцы захватили освобожденных в Ярославле Марину и Юрия Мнишеков. И юная полька, тайно обвенчавшись с новым самозванцем, признала его за спасшегося царя Димитрия.

К этому времени относятся первые попытки городов наладить связи для общего отпора иноземцам. Устюжане убеждают сольвычегодцев не целовать крест "вору", белозерцы призывают "веры христианской не попрать... и друг за друга головы сложить, и польским и литовским людям не сдаться". Власть "тушинского вора", как стали называть Лжедмитрия II, скинули в Юрьеве-Польском, Балахне, Гороховце, Владимире и других городах. А из Москвы их все активнее поддерживал патриарх, поскольку царь Василий утрачивал влияние в распадающемся обществе.

В те дни он направил послание ко всем православным тушинцам: "Вы забыли обеты Православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за Дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику... Я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей... Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? Не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?.. Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца. Благодаря его увещеваниям многие города возвращались под власть законного государя - Василия Шуйского.

В 1609 г. Польша открыто была втянута в конфликт с Россией. Король Сигизмунд осадил Смоленск. Он уже не рассчитывал на самозванца и собирался решить спор с Москвой своими силами. Лжедмитрий II был изолирован, а вскоре бежал в Калугу. В январе 1610 г. тушинское посольство предложило королю отпустить на русский престол своего сына Владислава с условием нерушимости Православия и перехода в него королевича. Эту же мысль высказала и московская верхушка после свержения в июле 1610 г. царя Василия Шуйского. Но против этого энергично возражал патриарх, который по существу с этого времени возглавил русское крыло в Смуте. Он стоял за воссоздание государства на основе национальной династии и первым предложил в цари 14-летнего Михаила Романова, сына многострадального Филарета.

Когда к кресту подошли инициаторы приглашения королевича Салтыков и другие бояре, Гермоген заявил им: если Владислав крестится, то он благословляет этот шаг, если же будет обман, то на их голову падет его проклятие. С этим и отбыло к Сигизмунду посольство, а бояре, не дожидаясь ответа, впустили в октябре 1610 г. Жолкевского в Москву. Патриарх оказался провидцем: Сигизмунд не собирался выполнять своих обещаний и предъявил права на русский престол.

Из Москвы к послам под Смоленск шли приказы: во всем положиться на волю короля. Первый из них поднесли на подпись патриарху, но тот взорвался негодованием. Салтыков выбранил первосвятителя и бросился на него с ножом, но тот спокойно ответил: "Не боюсь я твоего ножа - ограждаюсь от него силою Креста Христова". Под Смоленск грамота пришла без подписи патриарха, и послы тут же смекнули, в чем дело. Когда поляки стали настаивать на своем соглашении, послы возразили им: "Теперь мы стали безгосударны, и патриарх у нас человек начальный. Без патриарха теперь о таком великом деле советовать непригоже". Так, среди русских людей появилась идея, что в случае безцарстия "паориарх - начальный человек". Весть о заточении патриарха молниеносно разнеслась по Русской земле. Отныне он олицетворял непокорность захватчикам, надежду на возрождение Отечества.

И в заточении патриарх находил возможность передавать на волю свои пламенные "листы". Последний он написал в августе 1611 г. в Нижний Новгород, где вскоре взамен рассыпавшегося из-за розни Первого ополчения появилось Второе под руководством Минина и Пожарского: "Пишите в Казань к митрополиту Ефрему. Пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительскую Грамоту, чтобы они стояли крепко за веру и не принимали Маринкина сына на царство. Я не благословляю. Да и в Вологду пишите к властям о том и к рязанскому владыке. Пусть пошлет в полки учительскую Грамоту к боярам, чтоб унимали грабеж, сохраняли братство и, как обещались, положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите, что сына Маринкина отнюдь не надо на царство. Везде говорите моим именем".

Патриарху перестали давать пищу, держали лишь на воде и редком куске хлеба. Он сидел в подвале - седой, ослабевший телом, но могучий духом 80-летний пастырь. 17 февраля 1612 г. он скончался от голода, а его грамоты все шли и шли от города к городу, от земли к земле. И уже в Нижнем Новгороде звучали слова Минина: "Похотеть нам помочь Московскому государству, то не пожалеть нам ничего". Со всех городов шли конно, людно и оружно защитники земли Русской и Православия. Через несколько месяцев они вошли в Москву и расчистили дорогу для воссоздания государственности, очистив столицу от иноземцев и избрав нового царя - Михаила Романова. День, когда русские воины отвоевали Москву у поляков - 4 октября, ныне стал государственным праздником - "Днем народного Единства".

Тело священномученика было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 г. перенесено в Успенский собор.

Православная церковь чтит патриарха Гермогена за героическую смерть "в смутное время"- его причисление к лику святых совершилось 12 мая 1913 г.

http://www.annews.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=20463

Патриарх Гермоген (Ермоген, 1530-1612) – третий патриарх Московский и всея Руси, занимавший престол с 1606 по 1612 год. Проявил себя как один из патриотов России, активно противостоявший польскому нашествию во время Смуты. Решительно выступал против изменников родины и сторонников унии с католиками. Во время пребывания захватчиков в Москве был насильственно низложен с патриаршего поста и заточен в Чудовом монастыре. Церковь почитает Гермогена как священномученика и хранителя веры, не предавшего русское православие в тяжелые годы Смутного времени.

Гермоген (в миру Ермолай) появился на свет около 1530 года, примерно в то время, когда родился Иван Грозный. О раннем периоде жизни великого соотечественника известно немного. Существуют версии о его принадлежности к Донским казакам, а также известным боярским династиям Голицыных и Шуйских.

В отроческие годы он отправился в Казань, где находился в Спасо-Преображенском монастыре, укрепившем его религиозные воззрения. В конце 70-х гг. XVI века Ермолай служил приходским священником в гостинодворской церкви во имя св. Николая. Как вспоминали современники будущего патриарха, он выделялся отличным знанием книг и был «премудростью украшенный».

Биография Гермогена включает интересный эпизод, связанный с чудесным явлением Казанской иконы Божьей матери. Это случилось летом 1579 года, когда в Казани была сильная жара и сушь, что вызвало сильнейший пожар. Огонь от церкви Николы перешел на Кремль, а затем и на жилые дома. В это время дочери местного стрельца Даниила Онучиана Матроне три раза снился сон, что под землей хранится икона Богоматери. Сначала ей никто не верил, но после угрозы, что девочка может погибнуть от непослушания ее родные пошли в указанное место и нашли святыню. После этого был организован Крестный ход и икону торжественно перенесли в Благовещенский собор. Участником этого события, во время которого исцелились двое слепых, был и Гермоген.

Переезд в Москву

После кончины в 1587 году супруги, имя которой не сохранилось, Гермоген отправился в московский Чудов монастырь, где прошел обряд пострижения в монахи. Через два года он был хиротонисан (рукоположен) в епископский сан, а вскоре по протекции первого патриарха Иова Гермогена назначили митрополитом Казанским и Астраханским.

В 1591 году Гермоген написал письмо Иову, в котором указал, что в Казани не выполняется поминовение православных воинов, погибших при взятии города, и предложил ввести памятную дату. В ответ Иов подписал указ, предписывавший совершение панихиды в субботу, следующую за Покровом Пресвятой Богородицы.

Святитель Гермоген продолжал служение церкви, занимаясь распространением православия среди татар и других тюркских народов. В 1592 году он принял участие в перенесении останков Казанского архиепископа Германа из столицы в Успенский монастырь Свияжска, а через три года написал краткое житие святителей Варсонофия и Гурия. В 1595 году побывал в Угличе на открытии мощей местного удельного князя Романа Владимировича.

В начале Смуты

После смерти в 1598 году бездетного царя Федора Ивановича Блаженного (1584-1598) пресекается династия Рюриковичей и к власти приходит (1598-1605), ранее бывший шурином покойного монарха. Гермоген присутствовал при избрании нового царя и принимал участие во всенародном молении, состоявшемся у стен Новодевичьего монастыря.

После воцарения на троне Лжедмитрия I (1605-1606) митрополит стал участвовать в работе Боярской Думы, но проявил себя как последовательный противник Отрепьева. Он категорически не принял избрание патриарха Игнатия и выдвинул требование обратить в православие несостоявшейся супруги Лжедмитрия I польской авантюристки .

Убийство Отрепьева в мае 1606 года и последовавший вслед за этим приход к власти (1606-1610) всерьез изменил судьбу Гермогена. По инициативе нового царя патриарх Игнатий был низложен, лишился епископского сана и отправлен в заточение в Чудов монастырь. На его место быстро избрали Гермогена, так как Шуйский опасался присутствовавшего в Москве Федора Романова (Филарета). 3 июля 1606 года Московский собор утвердил его в этом сане. Упрямый и жесткий по характеру Гермоген часто находился в противостоянии с Шуйским, но всегда его защищал, считая, что он освящен царским венцом и с этим нужно считаться.

Апогей Смутного времени

Прошедшая крестьянская война под руководством , появление под Москвой Лжедмитрия II вместе с польскими захватчиками подорвали доверие к царю. В феврале 1609 года возник заговор с участием 300 человек, во главе которого стояли Р. Гагарин и Г. Сумбулов. Они были намерены добиться отставки Шуйского и силой притащили Гермогена на Лобное место, чтобы он поддержал низложение царя. Однако патриарх продемонстрировал твердую волю и не поддался на уговоры восставших. Не сумев поднять народ на борьбу, зачинщики заговора ушли в лагерь Лжедмитрия II. Гермоген им вслед послал две грамоты с призывом вернуться и раскаяться в содеянном.

Низложение Шуйского все же состоялось в июле 1610 года, но и тогда патриарх защищал его до последнего, проклиная и не признавая насильственного пострижения монарха. После помещения Василия в Чудов монастырь он продолжал настаивать на его возвращении на трон. Сменившую Шуйского Семибоярщину, Гермоген решительно осудил и пытался организовать выборы русского монарха. После заочного избрания царем Владислава Сигизмундовича он с тяжелым сердцем согласился его признать при соблюдении следующих условий:

  • вывод армии Речи Посполитой с территории России;
  • принятие им православия.

Во время начавшейся интервенции поляков Гермоген открыто выступил против захватчиков, обратившись с призывом к русскому народу выступить на защиту страны. С его благословения из Казани перевезли копию иконы Казанской Богоматери, впоследствии ставшей основной святыней ополчения.

После захвата Москвы Гермоген оказался в руках врагов, проявив в этой ситуации несгибаемую волю и твердый характер. Они силой отрекли его от патриаршего сана и посадили под арест в Чудов монастырь. Когда он находился в темнице неоднократно звучали требования поляков, чтобы Гермоген отдал приказ ополченцам прекратить попытки взятия города, но все их увещевания оказались безуспешными. Вместо этого, он обратился с последним посланием патриотам страны, благословив их на борьбу против оккупантов.

Патриарх Гермоген умер мученической смертью 17 (27) февраля 1612 года, страдая от невыносимого голода и жажды. Дело, за которое боролся святитель было завершено 24 октября 1612 года II ополчением во главе с К. Мининым и Д. Пожарским. Они сумели изгнать из Москвы , а в феврале 1613 года на престол был избран русский царь Михаил Федорович Романов (1613-1645), чего очень хотел Гермоген.

Память о Гермогене в искусстве

Имя великого патриарха упоминалось в анонимном произведении «Новая повесть о православном российском государстве», написанном ориентировочно в 1611 году. Она призывала к борьбе с польскими захватчиками и осуждала предателей, вставших на их сторону. Гермогену посвящена опера Г. Дмитриева «Святитель Ермоген», его историческая роль представлена в спектакле Московского Театра Русской Драмы «Царский путь». Среди наиболее значимых полотен о патриархе выделяется картина П. Чистякова, написанная в 1860 году, «Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту».

Самый известный памятник Гермогену установлен в Александровском саду по инициативе главы РПЦ патриарха Кирилла. Он представляет собой четырехметровую бронзовую фигуру патриарха, расположенную на мраморном постаменте. По его сторонам находятся бронзовые барельефы со сценами известных исторических сюжетов. На одном из них изгнание Гермогеном поляков и действовавших вместе с ними бояр, которые требовали подчинения и признания подданства Владислава Сигизмундовича. Интересно, что памятник патриарху на Красной площади хотели поставить еще в XIX веке на месте нынешнего мавзолея Ленина, но тогда этим планам не суждено было сбыться.

В 1913 году по инициативе РПЦ Гермоген был прославлен в лике святых как священномученик. Его мощи были помещены в новую раку, созданную по инициативе Николая II и его супруги. Каждый год 2 марта отмечается день памяти знаменитого патриарха, отдавшего жизнь за свободу своей страны.