Внеклассное мероприятие в форме тренинга «радость человеческого общения. Внеклассное мероприятие в начальной школе

Государственное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

"Артемовская специализированная школа №8"

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

В ФОРМЕ ТРЕНИНГА

«РАДОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»

5 класс

Классный руководитель:

Шовкопляс Инна Сергеевна

2017/18 уч. год

Тема: «Радость человеческого общения»

Цель: сформировать представления у обучающихся о необходимости

общения и его культуре, как одном из условий эффективного общения

Задачи:

    развивать способность детей общаться с людьми разного возраста;

    воспитывать у ребят культуру общения.

    раскрыть содержание понятия «общение»;

    познакомить со способами общения;

    закрепить навыки бесконфликтного общения;

    обучить анализу различных ситуаций при общении;

    расширить понятия о правилах общения.

Форма и методы работы: беседа с элементами обсуждения, игры.

Оформление:

высказывания известных людей:

«Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком» (А. де Сент-Экзюпери),

«Ребёнок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться стать человеком в общении с людьми» (А. Пьерон),

«Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается ещё сильнее» (Ф. де Ларошфуко)

Оборудование: мяч, карточки с пословицами, стулья по количеству детей.

План проведения тренинга:

1. Приветствие учителя и игра-активатор «Общение руками».

2. Дискуссия «Способы общения».

3. Упражнение «Расшифруй слово».

4. Игра «Леди и джентльмены».

5. Игра «Разговор через стекло».

6. Конкурс «Пословицы».

7. Игра «Давайте говорить друг другу комплименты».

8. Упражнение «Выбор качеств».

9. Упражнение «Обнимашки»

10. Упражнение «Светофор».

Ход занятия:

Добрый день, сегодня тема нашего занятия –

« Радость человеческого общения ».

Мы должны с вами познакомиться с различными способами общения, обучиться основам эффективного и безопасного общения. Чтобы вы быстро настроились на разговор, я предлагаю вам сыграть в очень интересную игру «Общение руками».

    Игра «общение руками»

Сейчас вам нужно разбиться на пары, встать друг напротив друга, взяться за руки и закрыть глаза. По моей команде, но только при помощи рук (без слов) надо поздороваться, попрощаться, поссориться, помириться, потанцевать.

( Давать команду на смену действий необходимо , ориентируясь на учеников . Поскольку игра может оказаться довольно забавной , на каждое действие , возможно , понадобится не менее минуты ).

Спасибо, вы отлично всё делали и без слов.

А теперь скажите, как одним словом можно назвать то, что мы с вами сейчас делали?

Верно, это называется общением.

Мы с вами, живя в мире людей, ежедневно вступаем в разнообразные контакты друг с другом. И эти контакты между людьми и имеют в виду,

когда говорят об общении.

Общение - это взаимодействие двух или нескольких человек, которые обмениваются информацией или же взаимодействуют в практической деятельности.

    Дискуссия «Способы общения»

Давайте подумаем, а какими способами, используя какие средства, люди общаются друг с другом?

Я не говорю о телефоне или радио, я имею в виду, с помощью каких действий люди выражают свои мысли и настроение?

Какие есть мнения на этот счёт?

Молодцы, вы назвали много разных способов общения. Я только внесу дополнения в ваш список.

вербальные ( словесные ) невербальные ( несловесные )

устная речь интонация

письменная речь взгляды

выражение лица ( мимика )

жесты

позы

    Упражнение «Расшифруй слово»

Участники выполняют работу самостоятельно, объединившись в небольшие группы. Каждая группа расшифровывает только одну букву. По окончании работы дети обсуждают результаты исследования и объясняют свой выбор.

О - объединение, открытость;

Б - близость, безопасность;

Щ - щедрость;

Е - единение, единомыслие;

Н - необходимость;

И - искренность, истина…

    Игра «Леди и джентельмены»

Сядьте на стулья по кругу. По моей команде все закроют глаза и поменяются местами с кем-то, кто сидит напротив вас. Выберите мысленно одного из них, не давая ему сигналов, что вы выбрали именно его. Запомните, где он сидит. Итак, закройте глаза, пошли.

    Игра «Разговор через стекло»

Разбиваемся на пары. Я предложу задание первым номерам (без слов попросить учебник иностранного языка) и вторым номерам (выяснить у первых задание по математике). Задания друг друга вы не знаете. Ваша задача договориться между собой так, словно между вами находится толстое стекло, через которое вы не можете слышать друг друга.

    Конкурс «Пословицы»

Вы работаете в группах. У каждой группы набор карточек. Вам нужно из этих карточек составить пословицу, озвучить её и объяснить её значение.

    В добрый час молвить, в худой - промолчать.

    Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь.

    Доброе слово железные ворота отопрет.

    Кстати промолчать, что большое слово сказать.

    Долго думал, да хорошо сказал.

    Лишнее говорить, себе вредить.

    Упражнение «Давайте говорить друг другу комплименты»

Каждый из нас знает, как от комплиментов улучшается настроение, повышается жизненный и творческий тонус, приобретается уверенность в собственных силах. Давайте говорить друг другу комплименты!

Но не банальные, «дежурные», а искренние.

Все становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом тот, кто посылает мяч, говорит комплимент тому, кому мяч адресуется. Принимая лестный отзыв, нужно поблагодарить предыдущего участника и продолжить игру. И еще одно правило игры – комплимент повторять нельзя.

    Упражнение «Выбор качеств»

На доске выписаны качества человека, помогающие его общению и усложняющие его - доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, тактичность, зависть, скупость, искренность, лицемерие, лживость, порядочность, эгоизм, честность. Обучающиеся должны выбрать те качества, которые способствуют приятному и хорошему общению.

Задумайтесь, все ли эти качества достаточно развиты у вас?

Ребята, в ходе классного часа мы пытались проанализировать ошибки, которые люди допускают во время общения, попытались понять и найти общий язык в общении друг с другом.

Естественно, сразу нельзя достичь идеальных отношений, этому человек учится на протяжении всей жизни.

Знаменитый американский писатель Дейл Карнеги (автор самой известной теории общения) предложил шесть способов , как расположить к себе людей:

проявляйте искренний интерес к другим людям;

улыбайтесь;

п омните, что для человека звук его имени - самый сладкий и самый важный звук человеческой речи;

б удьте хорошим слушателем, поощряйте других рассказывать вам о себе;

ве дите разговор в круге интересов вашего собеседника, давайте людям почувствовать их значительность и делайте это искренне;

и, если мы будем стараться жить, получая истинную радость от общения, то мир покажется большим, солнечным и прекрасным.

    Упражнение «Обнимашки»

В общении с близкими людьми очень важен тактильный контакт, ведь иногда даже одно прикосновение к руке или похлопывание по плечу может изменить наш настрой в хорошую сторону, давайте сейчас вы в течение пол минуты обнимите как можно больше человек. Молодцы.

    Упражнение «Светофор»

А теперь я предлагаю вам оценить наш классный час и нашу с вами работу цветограммой с помощью цветных жетонов:

красный - был активен, смог проявить свои способности;

желтый - проявил себя не в полной мере, так как не стремился к этому;

зеленый - совсем не проявил себя.

Молодцы, ребята, – вы очень хорошо поработали!

До новых встреч!

Воспитательные мероприятия на период осенних каникул в 5-а классе

1.Конкурс фото и рисунков «Люблю тебя, мой край родной!»

2. Внеклассное мероприятие в форме тренинга «Радость человеческого общения»

Классный руководитель: Шовкопляс И.С.

Современные методологические приемы активизации внеклассной деятельности

Современному учителю, руководителю кружка или спортивной секции, педагогу дополнительного образования необходимо свободно владеть в педагогической практике основными методологическими приемами или методами организации внеклассной деятельности.

Интерактивные формы внеклассной деятельности — формы организации учебного занятия или внеклассного мероприятия, предполагающие усиленный умственный труд, физическую, коммуникативную активность или быстрое принятие решения. К таким формам можно отнести экспресс-викторины, мозговой штурм, эстафеты, мини-конкурсы и др.

Беседа — метод обучения и воспитания, предполагающий диалог между учителем и учащимися преимущественно по вопросам педагога. Беседа активизирует умственную работу обучающихся, поддерживает внимание и интерес, развивает речь: каждый вопрос — задача, которую решают ученики. Виды бесед: подготовительная, сообщающая, эвристическая, воспроизводящая, обобщающая, повторительная. Беседы различных видов могут совмещаться, пересекаться, перемежаться в зависимости от микроцели на определенном этапе учебного занятия и внеклассного мероприятия.

Эвристическая беседа используется в том случае, когда педагог не сообщает истину, а учит ее находить. На основе анализа известных обучающимся фактов и явлений, а также самостоятельных наблюдений ученики приходят к выводу по теме нового (познавательного) материала.

Воспроизводящая беседа используется при закреплении изученного материала, а также при повторении и обосновании выполненных действий.

Сообщающая беседа применяется педагогом в тех случаях, когда новый материал не может быть получен эвристически.

Обобщающая беседа проводится обычно в конце учебного занятия (внеклассного мероприятия) и в конце изучения крупной темы, раздела, курса.

Диалог — вид устной речи (реже письменной), характеризующейся сменой высказываний двух или нескольких (в этом случае иногда употребляют термин «полилог») говорящих лиц. Реплики (высказывания) говорящих связаны между собой по смыслу и составляют вместе единое целое, поэтому диалог — вид связной речи или текста. В диалоге важную роль играют ситуация, жест, мимика, интонация. Для диалога характерны некоторые стилистические особенности: вопросы, восклицания, эллиптические конструкции, междометия и частицы, обращения и пр.

Демонстрация — методический прием, показ на занятии (внеклассном мероприятии) всем обучающимся таблиц, схем, моделей, картин, диапозитивов, видеофильмов, телепередач, изображений, проецируемых на экран с помощью современной электронной и видеотехники.

Дифференцированный подход — форма организации труда обучающихся на основе их объединения, в рамках учебного коллектива, в небольшие группы по интересам, по уровню готовности, а в смешанных — по национальному составу, по степени владения русским (иностранным) языком. Каждая группа получает задания разного характера, неодинаковой степени трудности. Дифференцированный подход позволяет в рамках подросткового коллектива подтянуть отстающих, дать возможность для развития каждой подростковой группе (каждой личности). Деление на группы не является постоянным. Для разных видов работы могут создаваться разные по составу творческие группы.

Дозировка учебного материала . При организации и проведении внеклассного занятия (мероприятия) педагогу необходимо продумать насыщенность каждого этапа занятия или мероприятия. Такая работа способствует предупреждению перегрузки обучаемых, утомляемости, обеспечивает оптимальные условия усвоения учебного (познавательного) материала.

Доказательство — методический прием, развивающий мышление и речь и состоящий в обосновании какого-либо утверждения с помощью других мыслей, утверждений, уже доказанных или принимаемых без доказательств (очевидных или недоказуемых). Задания с предложением «докажи» широко используются как на учебных занятиях, так и во время проведения внеклассного мероприятия.

Закрепление знаний, умений и навыков — вид учебной деятельности учеников, организуемой и проверяемой педагогом, направленной на осуществление принципа прочности усвоения учебного (познавательного) материала. Закрепление знаний осуществляется путем повторения нового материала в разных вариантах и сочетаниях, в перестроенном виде, с новыми примерами, а также при помощи выполнения практических действий — упражнений, практических заданий. Закрепление на учебном занятии проводится обычно после объяснения нового материала.

Тестирование — современный вид проверки усвоения учебного (теоретического) материала, определения психологического типа личности подростка, его склонностей и интересов. Тестирование предполагает две методики исполнения: компьютерный вариант и вариант на бумажных носителях. Преподаватели составляют краткие задания по изученным темам или блоку учебного материала, предлагают различные варианты их решения (ответы), из которых лишь один вариант верен. Обучаемым предлагается за определенное (ограниченное) время обозначить правильный вариант ответа или на листах бумаги, или в компьютере.

Компьютер — современное техническое средство обучения, развития и поиска информации в Интернете, которое применяется в следующих видах:

Разработка и использование учащимися компьютерных программ, по которым они работают самостоятельно на персональных компьютерах или в компьютерных классах;

Использование готовых компьютерных программ, развивающие игры, тестирование;

Контроль и самоконтроль (проверяются знания и умения);

Общение с друзьями других регионов и стран через Интернет, передача информации посредством электронной почты;

Моделирование и конструирование; обобщение изучаемого теоретического материала, а также реферирование и редактирование написанного текста;

Анализ и отбор учебных текстов, необходимой информации и их оценка по определенным критериям;

Количественное изучение звучащей речи или напечатанных текстов и др.

Повторение учебного (познавательного) материала — возвращение в ходе учебного занятия (внеклассного мероприятия) к изученному ранее с целью его закрепления, связывания с новым материалом, обобщения и систематизации изученного. Повторение обеспечивает прочность усвоения знаний. Обычно повторение проводится на новых примерах, в ином порядке, с применением новых способов деятельности (подготовка обучаемыми обобщающих таблиц, схем, докладов и пр.).

Индивидуальное обучение (консультация) — форма организации учебных занятий с отдельными учениками вне учебного коллектива. Чаще всего используется с учениками, которым предписано обучение на дому. Индивидуальное обучение обычно состоит в разъяснении трудных теоретических вопросов, в совместном выполнении заданий с учетом методических указаний преподавателя, в самостоятельной работе под руководством педагога. Как правило, индивидуальные консультации даются педагогом при подготовке докладов, выполнении длительной творческой работы (при использовании проектной методики).

Развитие речи обучаемых — процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи — ее восприятием и выражением своих мыслей. Процесс развития речи протекает у людей разного возраста. Термин «развитие речи» используется также в узком методическом значении: специальная учебная деятельность педагога и обучаемых, направленная на овладение речью, а также соответствующий раздел курса методики русского или иностранного языка. Она включает организацию речевых ситуаций, речевой среды, словарную работу, синтаксические упражнения, работу над текстом (связной речью), интонациями, над исправлением и совершенствованием речи.

Вся работа по развитию речи опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики, а также на теорию речи и текста, которая не входит в программу для учащихся, но используется как основа методики развития речи обучаемых.

Ролевая игра — методический прием обучения и активизации внеклассной работы школьников. Суть ролевой игры заключается в создании таких ситуаций, в которых каждый участник получает вымышленное имя, социальную роль — туриста, экскурсовода, журналиста, медсестры, педагога и т. д. Ведущий руководит ходом беседы. Ролевая игра создает мотивацию, близкую к естественной, возбуждает интерес, повышает эмоциональный уровень учебного труда обучаемых.

Самоконтроль — необходимый этап учебного действия. Реализуется в следующих приемах: проверка правильности написанного текста; применение словарей и справочников; выверка своего ответа по заранее составленному плану; самонаблюдение за произношением, темпом, выразительностью речи и правильностью чтения текста и т. д.

Самостоятельная работа — познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию учителя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия. Может иметь место при изучении нового учебного материала, закреплении знаний, подготовке реферата или доклада, творческой работы, сборе коллекции или гербария, проектировании проекта.

Метод проектов — в настоящее время наиболее популярный метод обучения среди учителей-экспериментаторов. Наиболее эффективное применение проектного метода возможно с использованием компьютера. В проектном процессе выделяют три главные стадии, или фазы. На первой выдвигается плодотворная идея (содержательное ядро, смысл дальнейших действий). На второй (средней) — из недифференцированной идеи вырисовывается многоплановая панорама желаемого (построение технологии дальнейших действий или приемов будущей планируемой модели), Завершающая фаза проектирования — составление проектно-технологической документации.

Проектный метод предполагает принципиально иной подход: «Подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами это можно было бы выполнить».

Приоритетные формы внеклассной работы в общеобразовательных учреждениях

Чаще всего приоритетными для детей и подростков в общеобразовательных учреждениях являются игровые, театральные, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, состязательные формы воспитательной и внеклассной работы, позволяющие учащимся осознать самих себя.

Наиболее популярными формами внеклассной деятельности являются:

1. Предметные недели по учебным предметам социально-гуманитарного, математического и естественнонаучного циклов.

2. Учебно-познавательная деятельность: общешкольные предметные олимпиады и общественные смотры знаний, чествование призеров и победителей общешкольных, городских (районных) и областных (окружных, региональных, республиканских) предметных олимпиад и конкурсов; чемпионаты «знатоков виртуального мира» (знатоков информационно-коммуникационных технологий), фестивали творческих и научно-исследовательских проектов; общешкольные смотры-конкурсы «Лучший ученик» (по параллелям классов), «Лучший выпускник школы (лицея, гимназии)», «Лучшее портфолио ученика».

3. Героико-патриотические и военно-спортивные мероприятия : работа школьных музеев, тематические вечера и праздники; организация и проведение экскурсий и тематических экскурсионных поездок, военно-спортивных игр «Зарница» и «Орленок», соревнований «Безопасное колесо», отрядов ЮИД (юных инспекторов дорожного движения) и ЮДП (юных друзей пожарников).

4. Массовые праздники (коллективно-творческие дела): тематические праздники, фестивали творчества и фантазии; конкурсы: «Алло, мы ищем таланты», «А ну-ка, парни», «Мисс школа», КВН, профессий, самоделок; интеллектуальные турниры знатоков; конкурсы инсценированной или строевой песни, театральных постановок, чтецов и авторского творчества, рисунков и плакатов.

5. Специализированные (тематические) или профориентационные) акции: ярмарки знаний и будущих профессий; праздники и фестивали народного творчества, национальных обычаев и традиций; фестивали науки и творчества, кружков и клубов по интересам; неделя детской книги или библиофилов.

6. Общественно полезные и социально значимые мероприятия: трудовые десанты и субботники; тимуровская деятельность, рейды Айболита и чистоты; поисковая и краеведческая работа; операции «Подарок далеким друзьям», «Подарок ветерану»; акции милосердия: «Помоги детям-инвалидам», «Наш подарок детскому дому», «Помоги людям старшего возраста».

7. Спортивная и туристская деятельность : организация и проведение туристских слетов, «робинзонад» и соревнований, одно- и многодневных пешеходных, комбинированных, горных, вело-мото походов и экспедиций; вечеров туристов, «Малых олимпийских игр», турниров (чемпионатов) по волейболу, баскетболу, легкой и тяжелой атлетике, гимнастике и борьбе, шахматам и шашкам (нардам, бильярду); спортивных эстафет (с учащимися, родителями); соревнований «Мама, папа, я — спортивная семья», «Самый спортивный класс».

Наиболее распространенные формы досугового общения: «огоньки», круглые столы, дискотеки, вечера, посиделки, выезды за город, посещения музеев, встречи с интересными людьми; работа кружков и клубов по интересам, спортивных секций; «мозговые штурмы», дискуссии и интерактив.

Становятся популярными новые игровые формы: по типу игры программы «Новая цивилизация», интенсивного общения (целевые тренинги, обучающие и развивающие интеллектуальные и психологические игры), коммуникативно-лингвистические (тренинги-общения, творческие игровые вечера), коммуникативные (дискуссии, мозговые атаки, деловые, сюжетно-ролевые игры).

Анжелика Федосеенко
Внеклассное мероприятие по воспитанию культуры поведения «Быть вежливым просто»

Быть вежливым просто .

Методическая разработка внеклассного занятия .

Федосеенко А. В. воспитателя ГПД

КУ Излучинская коррекционная школа-интернат 1,2 вида

Ханты-Мансийского Автономного Округа.

Тема : Быть вежливым просто .

Цель занятия : учить детей вежливому обращению , уважению к человеку любого возраста, знакомить с миром вежливых слов и речевых оборотов, формировать духовно и нравственно развитую личность.

Ход занятия.

– Здравствуйте,ребята! Улыбнитесь! Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.

(Звучит песня «Улыбка»

слова М. Пляцковского,

мызыка В. Шаинского,

из мультфильма "Крошка Енот").

– Думаю, что и занятие наше сегодня пройдет в доброжелательной обстановке с пользой для всех.

Ребята, послушайте рассказ Валентины Осеевой «На катке»

День был солнечный. Лед блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.

Витя выделывал разные фокусы - то ехал на одной ноге, то кружился волчком.

Молодец! - крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой пронесся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.

Я нечаянно. - сказал он, отряхивая с ее шубки снег. - Ушиблась?

Девочка улыбнулась :

Коленку.

Сзади раздался смех.

"Надо мной смеются!" - подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

Эка невидаль - коленка! Вот плакса! - крикнул он, проезжая мимо школьников.

Иди к нам! - позвали они.

Витя подошел к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, терла ушибленную коленку и плакала.

Ребята, можно ли назвать Витю вежливым человеком ? Почему? (Ответы детей) .

Всем – и детям, и взрослым людям хочется, чтобы все их друзья и соседи, и даже все незнакомые прохожие всегда относились бы к ним внимательно, всегда бы любили и уважали их. Чтобы никто не делал им замечаний. А секрет в том, что только к вежливому , воспитанному человеку окружающие люди относятся по доброму. Только вежливого человека все любят и уважают.

Сегодня на уроке мы ещё раз поговорим о вежливости и правилах поведения .

А что же такое вежливость ?

(Ответы детей)

Вежливость – соблюдение правил приличия.

Вежливый человек , значит соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый .

Ребята, давайте проверим, не забыли ли вы “волшебные” слова? Я буду читать начало стихотворения, а вы должны назвать последнее слово :

В обмене добрых слов участвуйте

И говорите чаще (здравствуйте)

Не проявляйте днем лень

Сказать при встрече (добрый день)

Вы после завтрака могли бы

Сказать всем поварам (спасибо) .

Из вежливости , не из жалости

Почаще говори (пожалуйста) .

Когда уходишь всем на прощание

Скажи простое (до свиданья)

Физкультминутка .

Как живешь? – Вот так! большой палец вверх

А плывешь? – Вот так! имитация плавания

Как бежишь? – Вот так! бег на месте

Вдаль глядишь? – Вот так! ладонь у лба

Ждешь обед? – Вот так! круговые поглаживания живота

Машешь вслед? – Вот так! машем рукой

Утром спишь? – Вот так! ладошки у щеки

А шалишь? – Вот так! топаем ногами, машем головой, руками.

Ребята, а сейчас давайте разберем ситуации в которых может оказаться, каждый из вас. Составим «Правила вежливого человека » , которые запишем и вывесим на самое видное место, чтобы никогда не забывать их.

Ситуация 1.

После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. А Маша удобно устроилась на диване и стала смотреть мультфильмы.

Правило 1.

Вежливый Человек постоянно думает об окружающих людях.

Ситуация 2.

Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам. «Я никому их не дам, пока они новые» - говорила она подругам.

Правило 2.

Будь вежлив со своими товарищами.

Ситуация 3.

Саша, вбежав в класс, закричал : «Привет, Димон! Я сейчас Светку рыжую толкнул. Вот смешно было, когда она упала в лужу!»

Правило 3.

Вежливый человек не причинит неприятности другому человеку, не обидит его оскорбительным прозвищем.

Ситуация 4.

Однажды Вова возвращался домой в автобусе. Он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла старушка. Вова посмотрел на нее и снова отвернулся к окну.

Правило 4.

Вежливый человек внимателен к людям.

Ситуация 5.

У Наташи много друзей. Они часто встречаются, гуляют, играют, выполняют вместе домашние задания. Наташе со своими друзьями не бывает скучно.

Правило 5.

Вежливый человек не ссорится с друзьями, работает и играет дружно.

Ребята, а теперь давайте проведём игру, которая позволит вам понять вежливы ли вы . Игра называется “Стул правды”. Послушайте внимательно ход и правила игры :

Вы садитесь на стул, спиной к товарищам.

На этот стул может сесть любой, кто готов отвечать на вопросы откровенно . Остальные ребята будут задавать вопросы , интересующие вас, но вопросы следует задавать не случайные, а такие, которые раскрывали его качества.

Вопросы :

Считаешь ли ты себя вежливым и воспитанным человеком ?

Какие “положительные” качества есть у тебя?

Какие “отрицательные” качества есть тебя?

Были ли случаи когда ты вёл себя не вежливо по отношению к окружающим людям? Много раз?

Какие “положительные” качества тебе нравится видеть в людях?

Какие “отрицательные” качества ты не хотел бы видеть в людях (одноклассниках?

Что бы ты хотел изменить в отношении со сверстниками, с родителями, с учителями?

Добрый ты человек и. т. д.

Итак, вы узнали многое о своих друзьях. Большое им спасибо за участие, за то, что они не побоялись выйти и ответить на неожиданные для них вопросы .

А закончить наше занятие я хочу вот этими словами :

Я хочу сказать вам на прощанье

Перед тем, как нам расстаться

И уйти всем по домам,

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

Расстаёмся мы сейчас,

Добрый путь вам! В добрый час!

Цели и задачи:

  • развитие внутригрупповых отношений; умение работать в группах, по заданию:
  • воспитывать чувство гуманного отношения друг к другу;
  • корректировать мышление, эмоционально-волевую сферу, развивать связную речь:
  • формировать положительные межличностные отношения.

Сегодня мы поговорим с вами об общении. Когда человек рождается, он ничего не умеет, он учится ходить, говорить, общаться.

Когда мы общаемся с кем-нибудь, то нам хочется стать чуточку лучше. Есть много возможностей научиться жить бесконфликтно, один из таких способов – умение делать комплименты. Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова.

Разминка “Комплименты” (ребята говорят друг другу комплименты по кругу, перед началом дать минуту подумать).

В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость – неотъемлемое качество общения.

А теперь проверим, насколько вы вежливы.

Назовите слова приветствия.

Назовите слова прощания.

Назовите слова извинения.

Кого кому представляют? (Младшего старшему, мужчину – женщине, менее известного – более известному).

Какие выражения могут употребляться при знакомстве?

Итак, для успешного общения, во-первых, нужно быть вежливым.

Наш жизненный опыт еще мал, и порой мы не знаем как вести себя в разных ситуациях, как поступать, чтобы не было ссор и обид.

Каждый из нас время от времени попадает в конфликтную ситуацию: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения и т.д. И каждый по-своему выходит из подобных ситуаций – кто-то обижается, кто-то “дает сдачи”, кто-то пытается найти конструктивное решение.

Разделимся на две команды, рассчитавшись “один – два”.

  • 1 группа отвечает на вопрос: Что происходит, если конфликт разрешается неправильно?
  • 2 группа: Что происходит, если конфликт разрешается правильно?

Ролевая игра “Конфликты”

При общении очень часто возникают ситуации, найти выход, из которых порой очень трудно, но нужно попытаться это сделать.

Опять делимся на две команды, рассчитавшись по порядку “здравствуйте – привет”

Каждой группе дается ситуация, из которой надо найти выход.

1 ситуация. Ты – мальчик, тебе 15 лет, твои родители переехали из другого района. Твоя семья малообеспеченная. Ты ходишь в школу, но у тебя нет настоящих друзей. Тебе кажется, что одноклассники относятся к тебе не очень хорошо. Может быть, так происходит потому, что твой внешний вид и твое поведение отличают тебя от других? Какие чувства ты испытываешь по отношению к одноклассникам? Как помочь этому мальчику?

Начинается конфликт с ущемления Кешей Вовкиной потребности в тишине. Вовка просит сделать звук телевизора тише, но Кеша настолько увлечен просмотром детектива, что не реагирует на просьбу друга. Вовка поясняет, что он готовится к контрольной по математике, и изначально предлагает компромиссный вариант: он просит не выключить телевизор, а только уменьшить громкость.

2 ситуация. Ученик 7 класса постоянно портит школьное имущество: рисует на парте, на стульях, вырезал рисунки на спинке стула. Одноклассники и учителя знают, что это делает именно этот ученик. Как должны поступить ребята? И как бы поступили вы на месте классного руководителя?

(Ребята в группах обсуждают вопрос, выбирают докладчика, который озвучивает ответ).

Кот на глазах всего двора на полной вещей машине уезжает на дачу. Кеша опять предъявляет претензии Вовке: “Один я в царстве раскаленного бетона и асфальта!.. Нашел когда болеть, зимы тебе мало!” Попугай не признает более чем объективной причины, по которой отъезд на дачу откладывается, симулирует приступ, рассчитывая на сочувствие, считает пульс, а поскольку это не приносит результата, демонстративно собирает чемодан и прощается.

Можно ли выйти из конфликтной ситуации сохранив собственное достоинство и не унизив другого? Попробуем достойно выйти из ситуации, используя схему, предложенную в упражнении “Я – высказывание / Ты – высказывание”.

Упражнение “Я - высказывание / ТЫ – высказывание”

Это упражнение позволяет научиться выражать свои чувства, не унижая другого человека.

Например, сын вернулся домой в 11 часов вечера.

Его мама может высказать это ему по-разному:

  1. Ты опять пришел домой поздно?
  2. Я очень беспокоюсь, если тебя нет дома к 10 часам вечера.

Какое высказывание мамы вам нравится больше? Почему? Что чувствует сын в каждом из этих случаев? Какое высказывание хотелось бы вам услышать в свой адрес?

Ты – высказывание нацелено на то, чтобы обвинить другого человека. Я – высказывание не обвиняет другого человека, а позволяет ему выслушать вас и спокойно ответить.

Давайте попробуем составить я высказывание для следующих предложений:

  1. Твой друг попросил у тебя какую-нибудь вещь и испортил ее.
  2. Твои друзья пошли на каток, а тебя не позвали.

(Ответы ребят).

Чтобы успешно общаться нужно стараться не создавать конфликтные ситуации, а если конфликтная ситуация все же возникла, разрешать ее правильно, используя Я – высказывание.

Как вы думает, почему происходят конфликты? (Ответы ребят).

Давайте проверим, умеете ли вы слушать?

Игра “Неиспорченный телефон”.

Инструкция: “Сейчас мы будем играть в игру “Неиспорченный телефон”. Задача участников - как можно лучше запомнить информацию и точно передать ее следующему. Передавать информацию будем один на один. Вначале желающие (5-6 участников) выйдут за дверь, и будут заходить по одному. Первому из вошедших информацию передам я. Затем он передает ее следующему участнику, но уже без моей помощи, один на один. Второй участник - третьему и т.д. Запоминать информацию вы можете, как хотите, допуская любые способы, кроме письменной записи”. Пригласите желающих принять участие в игре пройти за дверь. Обратите внимание оставшихся на то, что они должны внимательно следить за происходящим, фиксируя:

а) внимание участников;

б) искажение информации.

Они также должны соблюдать максимально возможную тишину, не подсказывать и не мешать играющим.

Поставьте в центре два стула, пригласите первого участника.

Завтра вместо урока физкультуры будет русский язык. Дежурить по классу будет Максим, он должен будет перед уроком русского языка подойти к Ангелине Ивановне и взять у нее тетради. А после уроков будет репетиция сказки, всем повторить свои слова. Андрей должен принести маску Бабы-Яги, а Полина – маску кота.

Вы готовы передать информацию?

В случае положительного ответа пригласите следующего. Если у первого будут вопросы, проясните их. Повторять текст вторично нельзя.

После передачи информации не забывайте спрашивать учащихся, готовы ли они передать ее следующему участнику.

После завершения игры обсуждаем следующие вопросы:

  • Какие искажения информации были допущены? С чем они связаны?

Сначала по очереди высказываются игроки, затем наблюдатели.

Итоги.

1. Не стесняйтесь задавать вопросы, проясняйте непонятное.

2. При необходимости повторяйте информацию в присутствии собеседника его или своими словами.

Чтобы успешно общаться нужно уметь слушать собеседника и не перебивать.

Рефлексия занятия.

Каким правилам нужно следовать, чтобы отношения между людьми носили доброжелательный характер, чтобы не было ссор, чтобы общаться было приятно? (Ответы ребят).

Итак, мы с вами выяснили, чтобы общение было приятным, нужно быть вежливым, не создавать конфликтные ситуации, учиться выходить из них правильно, учиться слушать друг друга.

А я надеюсь, что после сегодняшнего занятия, вы еще раз задумаетесь об отношениях со своими близкими и с теми, кто с вами рядом.

Литература.

  1. А Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков – СПб: Питер, 2006 – 160 с.
  2. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2000. – 112 с.

Тема: «ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ».

Класс: 10 - 11

Продолжительность мероприятия : 60 мин.

Участники собрания : классный руководитель, педагог-психолог, обучающиеся.

Тип мероприятия : внеклассное мероприятие

Цель: развитие коммуникативной компетенции обучающихся через групповые формы деятельности

Задачи:

1. Создание условий для формирования у обучающихся навыков продуктивного общения.

2. Создание эмоционального настроя на эффективную совместную работу в группе.

3. Создание условий для развития коммуникативной компетенции обучающихся.

Форма проведения собрания: интерактивная деловая игра.

Ожидаемые результаты: внеклассное мероприятие поможет обучающимся находить пути разрешения проблем, возникающих при общении.

Время проведения: в 10 классе - 1неделя нового учебного года (если класс «сборный»); в 11 классе - по необходимости.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, раздаточный материал (листы ватмана по числу групп, цветные маркеры, цветные жетоны, 4 цветных флажка)

Структура мероприятия.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Внеклассное мероприятие «Проблемы общения» адресовано обучающимся 10-11 классов. Форма проведения - интерактивная игра «вертушка». Данная форма соответствует возрастным особенностям школьников. В ходе игры участники получат возможность увидеть и проанализировать проблемы, которые могут возникнуть у школьников при общении с разными категориями. Наметить пути их разрешения. Апробация такой формы проведения внеклассного мероприятия показала, что в ходе игры достигается оптимальная активность участников на протяжении всего мероприятия. У школьников формируются навыки аналитической деятельности, развивается коммуникативная компетентность.

Во время проведения всего мероприятия педагог-психолог наблюдает за детьми, анализирует их действия. С необходимой информацией делится с классным руководителем или с конкретными ребятами.

Особенность данной формы: на каждом этапе игры обучающиеся прежде чем выполнить свое задание, должны проанализировать ответы предыдущих групп, найти связь со своим мнением. Это позволяет поддерживать активность школьников в течение Данная технология была успешно применена при проведении родительского собрания, городского слета молодых учителей.

Вступительное слово учителя

Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на внеклассном мероприятии «Проблемы общения» (Слайд 1) . Тема выбрана не случайно.

Невозможно представить себе развитие человека, его существование как личности, без связи с обществом, вне формального общения с другими людьми. Поэтому общение является существенным условием любых форм социальной и индивидуальной жизнедеятельности человека. Социальный опыт и повседневные практики. (Слайд 2)

Однако, в последние годы люди стали значительно меньше взаимодействовать друг с другом вербально. Общение в соцсетях многим из вас почти заменило реальное. Ситуация, когда рассказываешь собеседнику свои мысли и при этом не смотришь в глаза, сегодня типична. И как следствие, отсутствие социального опыта коммуникации со взрослыми и сверстниками. И как следствие, возникают проблемы в общении, которые нужно научиться правильно разрешать. Мы постараемся вместе рассмотреть проблемы, связанные с общением, найти пути их преодоления.

Эпиграфом нашего мероприятия могут стать слова Экзюпери: «Самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения». (Слайд 3)

Ребята, сегодня наше мероприятие мы проведем в виде интерактивной игры. На моем столе находятся цветные жетоны: красные, зеленые, желтые, синие. Я прошу вас подойти и выбрать жетон определенного цвета, по вашему усмотрению.

Знакомство с правилами игры

Я вижу, что с выбором цвета вы все определились. Прошу вас подойти к тому столу, на котором стоит флажок, цвет которого совпадает с цветом вашего жетона. Спасибо! Таким образом, у нас получились 4 группы.

Прошу вас прослушать правила. Игра состоит из пяти этапов.

1 этап

На каждом столе лежат листы ватмана. Каждой команде нужно за три минуты записать по три проблемы:

Команде «красных» - при общении с родителями;

Команде «синих» - при общении с учителями;

Команде «зеленых» - при общении с одноклассниками;

Команде «желтых; - при общении со сверстниками по месту жительства.

2 этап

На этом этапе нужно написать по три задачи, которые необходимо решить, чтобы преодолеть обозначенные проблемы. Время 3 минуты.

Команде «красных» - задачи при решении проблем общения со сверстниками;

Команде «синих» - задачи при решении проблем общения с одноклассниками;

Команде «зеленых» - задачи при решении проблем общения с учителями;

Команде «желтых » - задачи при решении проблем общения с родителями;

(По сигналу ведущего (классного руководителя) этой игры переход команды к другому столу)

3 этап

На этом этапе нужно написать по три мероприятия, которые необходимо провести, чтобы преодолеть обозначенные проблемы и решить намеченные задачи. Время 3 минуты.

Команде «красных» - с одноклассниками;

Команде «синих» - задачи при решении проблем общения со сверстниками;

Команде «зеленых» - задачи при решении проблем общения с родителями;

Команде «желтых » - задачи при решении проблем общения с учителями;

(По сигналу ведущего (классного руководителя) этой игры переход команды к другому столу)

4 этап

Время работы на этом этапе - 15 минут. У каждой команды есть категория проблем, задачи и мероприятия, направленные на разрешение обозначенных проблемы. Вам необходимо проанализировать все то, что вам оставили предыдущие группы и за 15 минут подготовить защиту мини - проекта. Форма представления проекта любая, время до 5 минут.

(В результате переходов, участники каждой группы получили незнакомый набор проблем, задач, мероприятий по их преодолению. На этом этапе уместно напомнить школьникам и о «мозговом штурме», и о распределении ролей при подготовке мини-проекта).

5 этап

Каждая команда представляет свой мини-проект.

(Опыт проведения мероприятий в данной форме показал, что ребята представляют свои мини - проекты в различных в видах: разыгрывания какой-то реальной ситуации, агитбригады, в форме «облака», квеста).

Рефлексия.

Ребята! Я благодарю вас за активное участие в нашем мероприятии. Мне понравились ваши проекты. Вы подняли очень важные проблемы, которые при общении может испытать каждый. Вы выдвигали нужные задачи и намечали правильные пути решения. Хотя, я могу предположить, что это было не всегда легко.

Мне хотелось бы от вас услышать мнения о нашем мероприятии в целом, что полезного для себя вы возьмете при дальнейшем общении.

(звучат ответы школьников)

ИТОГ

Дорогие ребята! Спасибо за ваши ответы и рассуждения. Я думаю, что наше «живое» общение принесло вам массу положительных эмоций. Я уверена, что сегодня многие из вас открыли своих одноклассников, как приятных собеседников, единомышленников, с которыми приятно общаться. До новых встреч! (Слайд 4)