Шаховские, они же пастуховы. Иван леонтьевич шаховской

Недавно известный эмигрант, философ Никита Струве в одном из интервью заявил, что отрицательно относится к проекту строительства в Париже русского православного комплекса. Он выразил мнение, что Русская церковь зависима от государства, а эмиграция стремится быть независимой “от постсоветской России”. По словам Н.Струве, идею такой обособленности разделяют очень многие представители эмиграции, “но есть и небольшая группа, человек десять, которая хочет объединения с Москвой”.

О том, как на самом деле относятся представители русской эмиграции к современной России, Русской церкви и возвращению в ее лоно находящихся во Франции русских храмов, Елене Малер-Матьязовой специально для “Интерфакс-Религия” рассказал князь Иван Шаховской – представитель одного из древнейших русских княжеских родов, внучатый племянник архиепископа Сан-Францисского Иоанна. И.Шаховской родился в Париже, а в сознательном возрасте переехал жить в Россию.

– Что тут можно сказать? Конечно, в свое время Никита Алексеевич сделал многое для сохранения русской культуры – достаточно вспомнить деятельность возглавляемого им издательства “YMCA-press”, Вестник РСХД (Русского студенческого христианского движения) или книгу “Христиане в СССР”. Но то, что он начал говорить и писать о современной России, выглядит совсем неадекватно: в принципе, он всегда высказывался против Московской патриархии, но, судя по его последнему выступлению, потерял чувство здравого смысла и логики.

– По словам Никиты Струве, его взгляды разделяет абсолютное большинство представителей русской эмиграции, а приверженцами противоположной позиции являются десяток человек, мало сведущих в церковных делах. Насколько это соответствует реальности?

– На самом деле, совершенно не соответствует. Сейчас люди, выступающие за воссоединение с Московским патриархатом – члены приходов, любой из которых уже насчитывает больше десяти человек. А если бы их действительно был десяток, никто с ними и не спорил бы, их бы попросту не замечали. То же касается и его упрека в том, что все они – титулованные, да еще и малосведущие в церковных делах. Это далеко не так. Очень похоже на какое-то презрение к представителям дворянства, вполне соответствующее его политическим либеральным взглядам. Понимаете, Струве имеет в виду очень хорошо мне известных людей, среди которых и профессора Свято-Сергиевского богословского института, и специалисты по богословию и церковной истории, и священнослужители – каким же образом они могут хуже него разбираться в церковных делах? Видимо, мало сведущими он просто называет тех, кто не разделяет его взгляды.

– С чем же связана такая настороженность по отношению к современной России определенной части русской эмиграции? Читая их высказывания о “постсоветской России”, “постсоветской Церкви” и неискоренимой “советской ментальности”, складывается впечатление, что они все еще существуют во времена СССР и продолжают бороться с ним в лице России.

– Причины этой настороженности действительно связаны с критичным отношением к Советскому Союзу, которое со временем стало для них “традиционным” и, как мы видим, сохранилось до сих пор. Но это относится только к части русской эмиграции, потому что даже к советской России такое отношение было не у всех. Так, были эмигранты первого поколения, которые вынужденно и с большой болью покинули страну и, несмотря на враждебный режим, при первой же возможности были готовы в нее вернуться. А особенно отношение к России потеплело во время войны: ряд эмигрантов были на стороне Советского Союза, свидетельством чего является то, что сразу после войны некоторые из них вернулись обратно даже в те тяжелейшие условия – потому, что не могли не разделить участь своей страны.

Я думаю, что если бы изменения в России произошли на двадцать, тридцать лет раньше, то еще были бы живы родители тех, кто сегодня выступает против воссоединения с Москвой. Вот тогда их реакции были бы совершенно другими. А наблюдаемая нами критичность появилась у поколения, выросшего уже в эмигрантской среде – в общем-то, не знающего Россию и не чувствующего с ней органическую связь. И если в 1940-50-х годах они еще считали себя русскими, то сегодня большинство из них уже называют себя французами, при этом являющимися носителями русской культуры и помнящими русские традиции.

– Насколько мне известно, как сам процесс эмиграции из России, так и переход русских приходов под юрисдикцию Константинополя являлись исключительно вынужденными и временными событиями, в связи с чем в 2003 году вышло известное послание патриарха Алексия II к “приходам русского церковного рассеяния” с призывом вернуться в лоно Московского патриархата.

– Получилось так, что в XX веке, в результате происходящих в это время событий, эмигрантская Церковь как бы разделилась на три русла.

Вкратце напомню: существовали приходы образовавшейся после революции Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ). Часть приходов по решению митрополита Евлогия перешла в юрисдикцию Константинополя и, кстати, после войны, до кончины митрополита Евлогия, на короткое время вернулась под омофор Москвы. Наряду с этим продолжали существовать и зарубежные приходы Московского патриархата: таким приходом с момента его основания в 1931 году было Трехсвятительское подворье в Париже, основанное как главный храм Западного экзархата Московского патриархата. Кроме того, можно упомянуть Свято-Троицкую церковь в Ванве, настоятелем которой, кстати, был архимандрит Сергий (Шевич) – родной дядя Никиты Алексеевича Струве. С моей точки зрения, не вникая в канонические подробности, на тот момент все три линии были вполне здравыми.

Но, конечно, это внутрицерковное разделение воспринималось как временное и вынужденное. И послание Святейшего патриарха Алексия II было сделано не как призыв, а как ответ тем зарубежным приходам, которые к тому моменту потянулись к воссоединению. И это был не результат какого-то давления, а действительно их личный выбор.

А в 2007 году, как все мы помним, произошло очень важное историческое событие – воссоединение с Московским патриархатом приходов РПЦЗ, после которого можно говорить о том, что большинство русских зарубежных приходов из всего их числа преодолели этот вынужденный раскол и стали частью единой Русской церкви. В оппозиции же остались приходы, часть прихожан которых сохранила русский язык, но утеряла надежду на русское возрождение. А в основном это люди нерусского происхождения, которые лишь недавно и по разным, иногда чисто мирским, причинам приняли православие или были искусственно к ним приписаны, чтобы обеспечить большинство голосов на собраниях.

– Почему такой протест вызывает, казалось бы, естественный процесс возвращения русских храмов – в частности, Свято-Никольского собора в Ницце? Ведь некогда именно русская эмиграция ратовала за освобождение России от “советского ига”, а когда это произошло, ее часть отказалась обновленную Россию принять?

– В России началось духовное возрождение. И, на мой взгляд, единственная нормальная реакция для русского верующего человека – не только это возрождение поддерживать, но и постараться примкнуть к нему и принять в нем участие. Вот что было бы абсолютно логично. Получается, что реакция, выраженная Струве, прямо противоположная: он считает самым главным во что бы то ни стало сохранить независимость от современной России. И связана она с тем, что со временем в ряде зарубежных приходов устоялась своя жизнь, образовался определенный круг людей, сформировалась своя атмосфера. Некоторые из этих приходов – например, храм Александра Невского в Париже – начали все больше напоминать места собраний, клубы по интересам, куда люди приходят пообщаться друг с другом. Это их сложившийся мирок, к которому они привыкли и который очень не хотели бы менять. И поэтому воссоединение с Московской патриархией воспринимается ими как какое-то потустороннее вмешательство.

– Иван Дмитриевич, как человек, живущий в нашей стране, считаете ли Вы, что современная Россия находится в каком-то невероятном духовном кризисе, о чем постоянно говорят некоторые представители русской эмиграции?

– Мне не очень понятно, о каком духовном кризисе России можно говорить. В XX веке Россия была страной, в которой на протяжении десятилетий велась настоящая духовная борьба, священнослужители и миряне которой были готовы умирать – и умирали – за веру. Русская церковь, оказавшись в гонимом состоянии, была вынуждена вести борьбу, и эта борьба ее духовно закалила и сделала более сильной. Ведь это и есть исполнение тех пророчеств, о которых писали святые Серафим Саровский и Иоанн Кронштадтский: о страшных гонениях, которые будет невозможно избежать, но у которого будет смысл – возродить в России утраченную духовность. И мы видим начало этого духовного возрождения.

А вот самый реальный духовный кризис можно наблюдать как раз на Западе – например, в той же Франции, где христианство постепенно вымирает, где храмы стоят пустыми и за ненадобностью либо сдаются, либо разрушаются. Вот где можно видеть настоящую духовную нищету. В связи с этим мне вспомнилось, как после визита в Париж президент Дмитрий Медведев в интервью прессе отметил, что самым большим его впечатлением было то, что он смог поклониться Терновому венцу Спасителя в Нотр-Даме. Я думаю, сегодня мы бы не смогли услышать такого ни от одного западного президента.

Елена Малер-Матьязова

СВОЙ: Кто из Ваших предков оставил наиболее заметный след в российской истории?
Шаховской: Из Рюриковичей прежде всего назову, конечно же, святого Владимира и его правнука Владимира Мономаха. Они были князьями, владевшими землями от Балтийского до Черного моря и от Карпат до Волги. Сын Владимира Крестителя Мстислав правил в Тмутаракани. В его княжество входило побережье Крыма. Почитаем мы и святого великого князя Смоленского и Ярославского Федора Ростиславича Черного, жившего в XIII веке.

Самый известный из нашего рода в XVII столетии — Семен Шаховской, поэт и писатель. Французский историк Пьер Паскаль определил его как одного из наиболее выдающихся представителей русской интеллигенции той эпохи. Отмечу также Алексея Ивановича, который в годы царствования Анны Иоанновны был правителем Малороссии. Его племянника Якова Петровича, обер-прокурора Святейшего Синода, историки считают самым честным человеком своего времени - видимо, подразумевая, что подобных людей было не так много, как хотелось бы.

Мой прапрадед генерал Иван Леонтьевич Шаховской, герой Отечественной войны, сражался при Бородине, участвовал во взятии Парижа.

СВОЙ: «Там вывел колкий Шаховской своих комедий шумный рой», - писал в «Евгении Онегине» Пушкин об авторе более чем ста пьес, долгие годы руководившем петербургскими театрами…
Шаховской: Александр Александрович до того, как стал драматургом, был гвардейским офицером Преображенского полка. Лично знал Александра Сергеевича.

СВОЙ: Каково это - принадлежать к одному из самых именитых родов России?
Шаховской: На протяжении одиннадцати столетий Шаховские служили России. В основном - на военном, а кто-то и на гражданском поприще. Наше прошлое - а это определенный психологический груз - я прочувствовал и в известной мере осознал рано, когда мне было лет десять, наверное. Титул князя ко многому обязывает, требует самодисциплины. Важны, конечно, и воспитание, и среда...

СВОЙ: Ваш княжеский герб украшен гербами Ярославля, Смоленска и Киева. Есть ли у Шаховских какие-то общие, фамильные черты?
Шаховской: Чувство ответственности перед страной и народом - как на военной, так и на гражданской службе. Герб Шаховских свидетельствует о том, что в нашей семье всегда воспринимали Россию как единое целое. Еще одна общая черта - преданность Романовым. Несмотря на то, что в нашем роду был и декабрист (который, к слову, не участвовал в восстании). Правда, я бы упомянул некоторый либеральный дух, присущий отдельным представителям рода. К примеру, писательнице Зинаиде Шаховской, владыке Иоанну (князь Дмитрий Алексеевич Шаховской, архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский. - «Свой» ), чья любовь к России и преданное служение ей также сомнений не вызывают.

СВОЙ: Где волею судеб оказались сегодня Шаховские?
Шаховской: В основном во Франции. Есть одна семья в Канаде и представители той же ветви в Австралии - они попали туда после Второй мировой войны. В России обосновались мои сыновья. Старший, Иван, занимается в Петербурге охраной памятников, а младший, Илларион, работает в Москве, в Лиге безопасного интернета. Дочь Наташа вышла замуж за француза и живет под Парижем. У нее две дочки, и обе говорят по-русски.

СВОЙ: Вы автор многотомного труда «Российское общество и дворянство». Какую роль играли дворяне в жизни страны?
Шаховской: Убежден, что дворянство - сливки русского общества, лучшая часть нашего народа. Это связано с тем, что именно в России (может быть, единственной европейской стране) дворянство не было закрытой кастой. Дворянами становились за заслуги в разных областях - военной, научной и так далее. По достижении определенной должности и чина каждый получал право считаться таковым, что немного раздражало старую знать. В дворянское сословие мог быть произведен и купец. Кроме того (и это гораздо хуже), на родовитых да именитых оказывало влияние западное воспитание. При этом многие из них старались сохранить некое равновесие между чисто русской и западной культурой. Вспомните извечный спор между славянофилами и западниками...

СВОЙ: О ком говорили: «Из грязи в князи»?
Шаховской: Возможно, первоначально имели в виду петровского соратника Александра Меншикова. Дальше - по обстоятельствам...

СВОЙ: Вы родились в Париже, здесь же получили образование, имеете французское гражданство. Наверное, непросто быть одновременно французом и русским?
Шаховской: Герцен, который среди критиков своей страны занимал не последнее место, сказал: «Вера в Россию спасла меня...» Могу повторить то же самое. Я родился за рубежом, и вся моя жизнь, как и жизнь родителей, была связана с верой в Россию. В Париже рос в русской среде, общался и с военными, и с интеллигенцией. Я не мог ощущать себя французом. В детстве говорил по-русски. Французы всегда относились ко мне как к русскому. Для недоброжелателей был «грязным русским». При рождении оказался владельцем нансеновского паспорта. Я стал французом, потому что родители понимали: учиться и работать без гражданства невозможно. Конечно, могу сказать, что я и француз. Приведу мое любимое сравнение: возьмите огурец и опустите его в чужой, отличный от огуречного рассол, и у него будет несколько другой вкус. Менталитет человека, который постоянно живет на Западе, неизбежно меняется.

СВОЙ: Только что переиздана книга Вашего дяди, князя Алексея Николаевича Шаховского, «Что нужно знать каждому в России», которая впервые увидела свет в 1912 году.
Шаховской: Значение этой книги в том, что она ставит вопросы, по-прежнему касающиеся каждого из нас. Ее главы: «Что значит быть хорошим сыном Отечества», «Патриотизм», «Флаг, знамя, гимн».

«Мы все осознавали себя русскими, - написал я в предисловии. - В детских лагерях при поднятии русского трехцветного флага пели «Коль славен» и произносили сокровенные слова: «За Русь! За веру!» На концертах или праздниках русской культуры при исполнении гимна «Боже, царя храни!» или песни из оперы Глинки «Славься, великий наш русский народ» весь зал вставал как один».

СВОЙ: В письме председателю Российского исторического общества Сергею Нарышкину Вы назвали «настоящим праздником» день возвращения в Россию Крыма и Севастополя. Каковы Ваши впечатления от недавней поездки на этот полуостров?
Шаховской: Это возвращение - важнейшее событие, в том числе и для русской эмиграции. По приглашению директора Института стран СНГ Константина Затулина мы поехали в Крым сразу после того, как полуостров снова стал частью России. Участвовали в очень интересной международной ассамблее «Русский Крым: историко-цивилизационные корни». Меня поразило то, насколько дороги крымчанам Россия, русская история, русский язык. Для меня эта земля, естественно, всегда была русской. Для многих моих соотечественников последним, что они видели, навсегда покидая Родину, был Крым. В Севастополе нам предложили поехать в русскую частную школу для сирот. Ученики устроили для нас маленький концерт. Сначала спели «Христос Воскресе», а потом - «Боже, царя храни!». В этой школе, где учатся ребята от 6 до 17 лет, я ощутил настоящий русский дух.

СВОЙ: Вы один из учредителей и вице-президент Движения за поместное православие русской традиции в Западной Европе. В чем состоит его миссия?
Шаховской: В том, чтобы добиться взаимопонимания между разными юрисдикциями православной церкви. И, по возможности, их объединения, как это произошло с Русской зарубежной церковью. Именно к этому призывал патриарх Алексий II.

СВОЙ: Несколько лет назад Вас наградили медалью Пушкина за вклад в сохранение русского культурного наследия…
Шаховской: Это высокая оценка моей преподавательской деятельности в нескольких французских университетах и в парижском Свято-Сергиевском богословском институте. Я много лет преподавал и преподаю по сей день русскую историю, философию, историю православной церкви. Стремлюсь показать студентам настоящую Россию. Объять необъятное невозможно, но я даю необходимые основы для адекватного восприятия России. Она сегодня очень многоликая.

СВОЙ: В чем Вы видите роль русской эмиграции?
Шаховской: В том, чтобы свидетельствовать о той России, из которой мы вышли, и наводить мосты с той, которая возрождается после тяжелейших испытаний. Надо помогать стране, исправлять искаженный образ, который навязывают ее недруги. В наведении мостов предстоит немало сделать следующему поколению. Поэтому я очень рад, что мои сыновья сейчас работают в России. У них патриотические взгляды.

СВОЙ: Что объединяет русский мир?
Шаховской: Его главный стержень - конечно, русский язык. Свою роль играют также экономика, политика, культура.

СВОЙ: Отношения с Европой в последнее время резко обострились. Мы больше не союзники?
Шаховской: Еще Александр III говорил, что у России два союзника - ее армия и флот. Многое связано с европейским менталитетом. Что такое Европа? Это конгломерат маленьких государств, по соседству с которыми расположилась седьмая часть мира. Они воспринимают это как угрозу. Хотя никакой угрозы не было и нет.

СВОЙ: Помните, Бжезинский утверждал, что Россия без Украины - это не империя?
Шаховской: Что за чушь! И без Украины Россия, с учетом ее масштабов, всегда будет империей. Если бы в России было все так плохо, как малюют ее противники, разве устремились бы туда беженцы с Украины? Читал у Николая Карамзина о том, что в конце XVIII века из прибалтийских стран, которые в какой-то мере были «витриной», крестьяне бежали именно в крепостную Россию. Это означает, что там им было лучше, нежели дома.

СВОЙ: Вы возглавляете популярное интернет-издание - «Русскую зарубежную газету»...
Шаховской: Цель этой газеты - а ее читают во всем мире - давать объективную информацию. Когда смотришь французскую прессу о России, остается только развести руками.

СВОЙ: Чем объясняется антироссийская направленность французских СМИ?
Шаховской: Когда начались украинские события, я был в Петербурге и получал несравненно более правдивую информацию, чем та, которую преподносят во Франции. Французские журналисты не стремятся к объективному освещению, а делают то, что соответствует определенному заказу. Его они вынуждены выполнять, чтобы не потерять работу.

Штрихи к портрету

Дмитрий Михайлович Шаховской родился в Париже в 1934 году. Окончил Сорбонну. Профессор, доктор историко-филологических наук. Крупнейший на Западе специалист по русской генеалогии, председатель Родословной комиссии и вице-председатель Союза русских дворян, созданного в 1925 году. Видный общественный деятель, награжден медалью Пушкина за вклад в дело сохранения русского культурного наследия. Коллекционирует книги. Любитель классической музыки. Занимался скульптурой. Брал уроки иконописи. Знаток старинной мебели.

Государственная академия промышленного менеджмента вот уже несколько лет изучает свою историю и жизнь Николая Петровича Пастухова, имя которого носит. Основатель одного из лучших до революции учебных заведений Ярославля - Пастуховского технического училища, известный на всю Россию купец и промышленник, Николай Петрович Пастухов был кроме того главой большой семьи, многочисленные ответ-вления которой в результате бурных событий двадцатого века оказались в разных странах. Энтузиасты академии разыскивают их по всему свету, уже вышло две изданных ими книги интереснейших документов, живых свидетельств и фотографий. Только что появилась третья книга под названием «Прошу детей моих жить в мире и согласии». Это цитата из завещания Николая Петровича, которому, как прозвучало на презентации, Пастуховы всех поколений всегда старались следовать.

На презентации присутствовали Мария Павловна Науменко из США, Екатерина Беляева-Редали из Швейцарии и гости из Франции, из Парижа - князья Шаховские: Дмитрий Михайлович с супругой Тамарой Георгиевной и их сын Иван Дмитриевич, которые тоже, оказывается, родственники Пастуховых. Деталь любопытная сама по себе. Николай Петрович Пастухов - купец, дворянское звание получил не по праву родства, а за свои заслуги. Если бы он узнал, что его род породнится с Шахов-скими, наверное, это стало бы ещё одним подарком его честолюбию. К сожалению, это произошло уже после его смерти.

Для старшего из париж-ских гостей Пастуховы были бабушкой и дедушкой. Шаховской стала мама Дмитрия Михайловича после замужества, с тех пор княжеский титул, как и положено, передаётся по наследству. В ответ на вопрос «Северного края» о самом ярком впечатлении от первой встречи с Ярославлем Дмитрий Михайлович сказал, что у него здесь был ещё более дальний предок - князь Фёдор Ростиславович Чёрный, живший в XIII веке. Постепенно род Фёдора Чёрного множился и дробился, из него происходят такие князья, как Белосельские, Бельские, Львовы, Прозаровские и Шаховские тоже.

Первый раз Дмитрий Михайлович оказался в Ярославле в 1998 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси. Он вспоминает, как ему довелось тогда увидеть мощи первых ярославских князей Фёдора, Давида и Константина. По его словам, вопреки церковной традиции он увидел их в музее «нагими». Сопровождавший его священник прикрыл их, но Дмитрий Михайлович успел увидеть «лицо, сохранившееся, несмотря на прошедшие столетия». Встреча лицом к лицу со своими далёкими пращурами - такое не забывается.

Ярославль - это наши корни, - продолжил он. - Я слышал о Ярославле от матери. Слышал и о Пастухове, о том, как он вместе с братом начал чугунно-литейное дело в Ростове-на-Дону. Но о том, что Николай Петрович Пастухов сделал для Ярославля, я раньше ничего не знал. Я очень благодарен ректору академии Нине Николаевне Аниськиной за то, что она собрала нас всех здесь вместе, что познакомила нас с другими потомками, о которых нам до сих пор тоже не было известно. Увлекла дальнейшими поисками. Со своей стороны мне удалось узнать о документах, которые хранятся у моего племянника в Лондоне. Мы их передадим вам, сюда, потому что уверены: с вашей помощью они послужат и нашему потомству.

Самое удивительное, - дополнил рассказ Дмитрия Михайловича его сын Иван Дмитриевич Шаховской, - что отец не только филолог и историк, но и генеалог, председатель родословной комиссии Союза русских дворян в Париже. Но историей пастуховской ветви своего рода он никогда не занимался, считая, что информация о ней слишком скудная. Теперь мы убедились, что на самом деле она безгранична.

В книге, которая сейчас передо мной, разбросано множество интереснейших частностей, деталей и картинок из жизни семьи в России и за рубежом. Приведу несколько.

Дмитрий Шаховской:

Из-за начавшейся Первой мировой войны семья застряла в Швейцарии, куда приехала провести лето. «Мама вспоминала, что жилось очень трудно. Однажды они оказались вообще без ничего, и их выручила случайная находка: в кармане бабушка нашла затерявшийся золотой, который и помог продержаться».

«Позднее мамина семья Пастуховых переехала в Брюссель. Дед Дмитрий Александрович скончался в старческом доме (в 1927 году, Т.Е.), бабушка и мама переехали в Париж, где жизнь была тоже нелёгкой. Бабушка из верёвочек и кусочков материи делала маленькие русские куколки в 5-6 сантиметров, которых продавала. Две из них долго у нас лежали, и я их так хорошо помню...»

Екатерина Беляева-Редали:

О бабушке Елене Ивановне Беляевой, урождённой Пастуховой. «Папа помогал ей вести счета. Он мне рассказывал, что много лет бабушка рассчитывалась с долгами - за шляпы, которые она накопила, когда ещё не знала, что они разорены из-за революции».

О бабушкиной сестре Глафире Ивановне. «Она мне рассказывала, что была ещё в Санкт-Петербурге, когда разразилась революция, и как ей удалось бежать, выдавая себя за мужика, своровавшего (свою же!) шубу».

«Она дожила до 101 года. Внимательно следила за событиями, смотрела телевизор и читала «Пари Матч». Однажды летом, когда мои родители уезжали из Женевы, она провела месяц в доме для пожилых людей. Когда я везла её домой, крайне уверенным голосом мне было сказано: «Передай своей маме, что больше никогда я не поеду в это место, с этими стариками, которые даже не читают Солженицына». Во время своего пребывания она сама прочитала там «Раковый корпус».

В книге, впрочем, есть имя, которое по-настоящему ещё не привлекло внимания исследователей. Михаил Дмитриевич Шаховской вскользь замечает, что в детстве бабушка водила его в церковь и читала сказки Пушкина. А сестра Дмитрия Михайловича Елизавета, родившаяся в 1937 году, вышла в свое время замуж за барона Алексея Николаевича Тизенгаузена. Стоит вспомнить, что эту фамилию носила внучка М. И. Кутузова Екатерина Фёдоровна, петербургская приятельница Пушкина с конца 1820 - по 1830-е годы. Так что кто знает, какие находки ещё могут всплыть в семейных архивах потомков Пастухова!

This slideshow requires JavaScript.

В музее-заповеднике «Бежин луг» (с. Тургенево Чернского района) состоялось 4-е заседание межрегиональной общественной организации «Тургеневское общество» совместно с региональным отделением Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество» в Тульской области, которое возглавляет министр культуры и туризма Тульской области Татьяна Рыбкина.
В мероприятии приняли участие министр культуры и туризма Тульской области Татьяна Рыбкина, заместитель министра – директор департамента культуры Ирина Иванова, председатель межрегионального тургеневского общества Ирина Тишина, исполнительный директор ассоциации музейных работников России Евгений Сурин, заместитель генерального директора Объединения «Историко-краеведческий и художественный музей» Марина Кузина, главный редактор Тульского краеведческого альманаха, руководитель Центра региональных исторических исследований ТГПУ им. Л.Н.Толстого Елена Симонова, председатель Тульского краеведческого общества Тамара Георгиевская, настоятель Свято-Введенского храма с. Тургенево — иерей Ярослав Фатеев, руководитель аппарата районной администрации Николай Грибачев, глава администрации МО Тургеневское Александр Банько, заведующий филиалом музея-заповедника И.С. Тургенева «Бежин луг» в с. Тургенево Владимир Зайцев, учителя Тургеневской средней школы Галина Ермакова и Ирина Шумилина.
Заседание было посвящено князю Ивану Леонтьевичу Шаховскому, генералу от инфантерии, герою Отечественной войны 1812 года, и его потомкам. В мероприятии принял участие князь Иван Шаховской, сын одного из ярчайших деятелей Русского зарубежья князя Дмитрия Михайловича Шаховского (Париж), профессора, историка Русской Православной Церкви.
Открывая заседание, Ирина Тишина отметила, что род князей Шаховских подарил государству Российскому целую галерею прославленных лиц, среди которых более 10 причислено к лику святых. Будучи в изгнании, Шаховские сделали большой вклад в сохранение русской культуры. Князь Дмитрий Шаховской сыграл и продолжает играть большую роль в соединении двух церквей – Российской православной и зарубежной.
Достойный представитель своего рода князь Иван Дмитриевич Шаховской познакомил присутствующих с родословной, семейными преданиями, представил малоизвестные прижизненные фото своего знаменитого предка Ивана Леонтьевича Шаховского, отметил его военные подвиги. Подчеркнул, что современники, особенно в свете последних событий, должны знать историю своей страны, своего народа. Ведь нам есть, кем гордиться…
Тамара Георгиевская продолжила тему патриотизма и любви к Родине, напомнив о книге Алексея Николаевича Шаховского «Что нужно знать каждому в России», которая не теряет своей актуальности больше века и должна быть в каждой семье, поскольку знать свои корни обязательно нужно, независимо от происхождения.
Владимир Зайцев представил сообщение о роде Шаховских, Скуратовых, поделился малоизвестными историями жизни этих людей.
Отец Ярослав подчеркнул, что князья Шаховские более тысячи лет служат России, они многократно доказали любовь к Родине благими делами. Это следует помнить всем. Пока мы помним, ценим своих предков, мы живы.
Татьяна Рыбкина отметила, что культурное и историческое наследие чернского края является важным звеном в развитии туристического потенциала региона в целом. Татьяна Вячеславовна трепетно относится к музейному делу и отметила, что у нас создана уникальная модель – сохранение музеев в регионе.
Подводя итоги встречи, Ирина Тишина, подчеркнула, что состоявшееся заседание – это долгожданное и уникальное событие, которое объединило знатоков и ценителей истории страны, истории небольших сел – Тургенево и Большое Скуратово и прославленных героев старины. Она рассказала о подготовке к 200-летнему юбилею великого писателя земляка Ивана Тургенева, к которому ведется большая работа. В планах подготовки много интересного. Один из проектов – создание общеевропейского тургеневского общества, которое объединит маршрут писателя: Баден-Баден – Бужеваль – Москва – Орел – Тургенево.
После заседания члены обществ приняли участие в церемонии открытия мемориальной доски в память о Иване Леонтьевиче Шаховском, владевшем с 1828 года имением Большое Скуратово, а также в панихиде по князю, которая прошла в храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Большое Скуратово.
Панихиду отслужил отец Ярослав, он освятил памятную доску. Пусть это событие останется патриотическим подъемом духа, посвященном памяти предков.
Открывая торжественный митинг, гостей и участников мероприятия от имени правительства Тульской области приветствовала министр культуры и туризма Татьяна Рыбкина. Татьяна Вячеславовна поблагодарила всех тех, кто не безразличен к истории родной земли:
— Как руководитель регионального отделения Российского военно-исторического общества в Тульской области, я отмечу, насколько важно и нужно то, что мы делаем для формирования современной истории – собираем по крупинкам историческую информацию. Мы открываем имена тех предков, которые прославили эту землю. Выразила благодарность представителям тульского машиностроительного завода за изготовление памятной доски.
Иван Дмитриевич Шаховской не скрывал гордости за своего предка:
– Важно иметь своих героев, когда теряются ориентиры. Важно гордиться прошлым, благодаря этому наша молодежь будет знать свои корни, свою историю.
Николай Грибачев отметил, что для Чернского района это значимое событие. В заключение митинга председатель межрегионального тургеневского общества Ирина Тишина призналась в любви к ратной тульской земле и пожелала всем добра и мира.

Елена АЗАРОВА

1 марта 2012 10:00

Князь Иван Шаховской пришел на службу в Смольный
На минувшем заседании Совета по сохранению культурного наследия глава КГИОП представил двух новых назначенцев, пришедших в охранное ведомство после его перевода под непосредственный контроль губернатора: своего четвертого по счету зама Вячеслава Лунева и заместителя директора подведомственной комитету «Дирекции заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры» Ивана Шаховского.
О Вячеславе Луневе, призванном применить свои навыки в сфере коммерческой безопасности для наведения порядка в специфически выстроенной Верой Дементьевой системе, «Новая» рассказывала подробнее в № 4 («Строительный блок треснул»).
Родившемуся во Франции 43-летнему князю Ивану Дмитриевичу Шаховскому, окончившему факультет иностранных языков и цивилизаций парижского университета, предстоит заниматься совершенно непрофильным делом: «Дирекция заказчика» осуществляет технический надзор за производством ремонтно-реставрационных работ на памятниках, выполняемых за счет бюджетных средств. Средства немаленькие. Из единственного отчета, представленного на сайте городского правительства, следует, что в 2009 году на охранные мероприятия, ремонт и реставрацию памятников было выделено 1 524 735,2 тыс. рублей.
Родословная Шаховских восходит к Рюрику, князю Новгородскому. Иван Дмитриевич - прапраправнук героя войны 1812 года генерала от инфантерии Ивана Леонтьевича Шаховского (похоронен в Петербурге, в некрополе Новодевичьего монастыря) и внучатый племянник архиепископа Сан-Францисского и Западноамериканского Дмитрия Алексеевича Шаховского, чьи проповеди достигали Советского Союза на волнах «Голоса Америки».
Отец новоиспеченного чиновника - профессор университета Верхней Бретани в г. Ренн, доктор историко-филологических наук, генеалог и издатель многотомника «Российское общество и дворянство», мать - дочь известного педагога Московской консерватории и училища им. Гнесиных Александра Егорова.
Окончив университет, Иван Шаховской год отслужил рядовым во французской армии (был водителем), после чего приехал в Москву. Как рассказывал он сам в одном из интервью, в Первопрестольной сначала «работал на французскую фирму, потом в одном русском банке». Жил под Москвой, в деревне Тютьково подле Звенигорода.
Еще в январе прошлого года в студии радио «Голос России» его представляли как главу кооперативного хозяйства «Мурава» (зарегистрирован в 2009 г. - Шаховской район Подмосковья, село Белая Колпь).
В 2007 году принял участие в работе XI Всемирного Русского народного собора. Свое выступление посвятил духовной миссии России, провозгласив: «Сегодня нет ни одной европейской страны, которая бы строила храмы. А Россия возводит, и в этом мне видится ее духовное возрождение, чего нет на Западе. /…/ Мы ищем Бога, а это очень сильно отличает нас от остального европейского мира».
В том же году на проходившей в Берлине встрече российских соотечественников с Борисом Грызловым князь Шаховской особо отметил, что «богатство России - это не только нефть и газ, Россия могла бы стать опорой Европы по возрождению христианских ценностей».
Тремя годами позже принял участие в конференции «Единой России» на тему «Современная политика и новый политический класс России». Выступил с докладом «Православные основы российского консерватизма» - вполне в духе «Манифеста просвещенного консерватизма» Никиты Михалкова. На тот момент князь Шаховской трудился главным редактором иностранного перевода Дирекции президентских программ возглавляемого Михалковым Российского фонда культуры.
Речь Ивана Дмитриевича отличалось особой проникновенностью и восторженностью:
«Консерватизм - очень серьезная база для развития России в православном ключе, потому что в этой идеологии нет экстремизма и национализма, а есть, наоборот, любовь и целостность, важнейшие ценности, на которых как раз и зиждется православная вера. В этой связи важны и прозвучавшие сегодня заявления «Я православный», и тот факт, что российский президент Дмитрий Анатольевич Медведев считает самым главным событием своей парижской поездки преклонение перед терновым венцом. Услышать такие слова от какого-либо другого правителя просто невозможно. И наш центр - Кремль. Это духовный центр России. Монастырь. Место, где соединились Правительство с Церковью. И недавнее торжественное открытие надвратных икон Кремля сыграло намного большую роль, чем может показаться. Ни в одной другой стране в Европе духовный центр не является одновременно и центром правительства. Исключая Ватикан, конечно, но это своеобразное государство».

Татьяна Лиханова
Фото телерадиоцентра «Орфей»