Обществознание: Развитие общества. Процесс исторического развития общества

Законы, которые обуславливают протекание общественного процесса, так же объективны, как и законы общества или природы. В силу этого можно говорить о том, что законы работают вне зависимости от воли или сознания людей, исключительно самостоятельно. При этом следует отметить, что законы общества ограничиваются социальным временем и пространством. Это происходит из-за того, что они появляются и начинают функционировать только с определённого момента развития универсума. С момента, когда общество достигает своей высшей материальной системы.

Законы общества

Общественные законы в значительной степени отличаются от законов природы. Законы общества базируются на деятельности людей. Они существуют сугубо внутри общества и его деятельности, вне этих условий такие законы не могут функционировать. Есть прямая зависимость между тем, насколько глубоко и осознанно человек познаёт законы устройства общества, а также их способы работы и перманентного развития, настолько у него возрастает уровень осознанности при их использовании. Более того это влияет и на то, как протекают исторические и социальные процессы, а также прогрессирует общество.

Знание законов природы и процессов, происходящих в окружающей среде, позволяет человеку достаточно целесообразно использовать природные ресурсы. Точно также и знание общественных законов даёт возможность людям, а именно правящему слою населения, которые вершат судьбы людей, осознанно подходить к процессу. Здесь имеется в виду, что правящая элита должна использовать прогрессивные методы руководства и управления, ведь именно в их руках история. Руководящие лица любой страны должны сначала познавать, а после использовать общественные законы. Это помогает выстраивать им правящую политику не спонтанно, а выверено до каждого шага. При этом опираясь на научные знания и концепции, они разрабатывают программы во всех областях деятельности человека. Следует отметить, что все процессы происходят, базируясь на достижении определённых целей.

Общественные законы носят различный характер и степень проявления. По характеру они делятся на:

  • Законы строения.
  • Законы функционирования.
  • Законы развития.

По степени проявления делятся на:

  • Всеобщие законы.
  • Общие законы.
  • Частные законы.

По своей сути законы строения отражают социальную и общественную организационно-структурную динамику, которая присуща определённому историческому моменту.

Законы функционирования служат определённым толчком, который создаёт условия, для перехода от одного состояния относительной устойчивости к другому. Кроме того законы функционирования сохраняют эту устойчивость общественной системы.

Законы развития создают предпосылки для формирования условий, способствующих изменению меры и перехода в новое состояние.

Степень проявления всеобщих законов отражается в своеобразной триаде законов философии или законов диалектики, которые действуют и в природе, и в обществе.

Существуют следующие виды общих законов:

  • Закон воздействия способа производства на характер общественного процесса. Имеется в виду влияние на формирование, деятельность и развитие областей общественной жизни и сфер производства, строение общества.
  • Закон, который определяет функции общественного бытия по отношению к общественному сознанию, при условии обратных связей.
  • Закон, определяющий уровень персонификации индивида от состояния системы общественных отношений.
  • Закон социализации или другими словами закон, который определяет уровень социальной и общественной преемственности.
  • Закон приоритета общечеловеческих ценностей над групповыми.

Говоря о частных законах, следует отметить, что к ним причисляются законы, которые имеют отношение к определённой сфере жизни человека или области деятельности общества.

Пример 1

В политической сфере или сфере управления работают такие законы: закон разделения власти, закон политического плюрализма, закон приоритета прав человека над правами государства, закон возникновения и развития политических потребностей и т.д.

Общественные законы зачастую выступают скорее тенденциями, нежели законами в первозданном виде. Это происходит в силу некоторых диалектических необходимостей, а иногда даже совершенно случайно. Эти тенденции формируются в субъективных и объективных условиях, проходя препятствия социальных коллизий и хаос, образующийся в моменты столкновения противоположных общественных тенденций. В свою очередь, эти столкновения служат почвой для формирования возможностей их существования в различные исторические периоды. Поэтому сознательное создание условий для существования таких тенденций делает возможным для социума и общества реализацию возможностей в наличествующую реальность в разных сферах жизни и областях производства.

Следует отметить, что существуют определённые условия и сопутствующие факторы для того, чтобы тенденции перешли в ранг законов. Среди таких факторов – достижения научно-технического прогресса. Однако не стоит забывать, что по своей сути научно-технический прогресс является закономерностью общественного развития. Опираясь на данное суждение, можно смело делать вывод, что один из законов общественной деятельности выступает закон соединения реальных возможностей общества с открытиями научно-технического прогресса. Этот закон уходит своими корнями в далёкое историческое прошлое, иными словами он историчен. Имеет объективные характеристики во времени и пространстве, которые базируются на общественных потребностях и способностях, связанных с предметные синтезом науки и техники.

Благодаря своей функциональности, закон проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека в отдельности и общества в целом.

Замечание 1

Закон соединение реальных возможностей общества с достижениями научно-технического прогресса открыли в конце XX в. В. П. Петров предложил его выделить в отдельный закон. В Новейшее время, опираясь на знания закона, описанного выше, можно говорить об инновационном прогрессе, условия для которого создаются в обществе.

Возвращаясь к вопросу о том, в чём же истинное отличие законов природы от законов общества, можно сделать вывод, что они имеют различные механизмы реализации.

Очевидно то, что законы природы, также как и законы общества, объективны. Связь между процессами и явлениями в законах обязательно устойчивая, периодически повторяющаяся, существенная и необходимая. Однако различия состоят ещё в и том, что в природе все эти связи происходят по инерции. К примеру, мяч, который подбросили вверх, обязательно упадёт на пол, под действием силы притяжения. В обществе объективизм законов зависит лишь от человека. При условии, что развитие личности влияет на ход истории, поскольку человек может способствовать как прогрессу общественной жизни, так и регрессу. Законы общества носят исторических характер и могут возникать и функционировать в разных исторических условиях по мере проявления определённых факторов для их открытия и деятельности.

Общественные законы действенны только в случае, когда общество и люди, его составляющие имеют цели и стремятся к их достижению. В расколотом обществе или обществе, состоящем из пассивных личностей, общественные законы не проявляются.

К. Маркс высказал мнение о том, что естественноисторический процесс обусловлен именно схожестью и различием между законами общества и законами природы. Это в полной мере характеризует общественное развитие. Естественноисторический процесс необходимый, закономерный, объективный и естественный, как и все природные процессы. При этом он ещё и исторический. В силу того, что он является результатом деятельности множества поколений людей.

Для реализации законов общественного процесса характерны понятия "объективные условия" и "субъективный фактор".

Определение 1

Объективные условия – обстоятельства и феномены социально-экономического характера, которые не зависят от воли и сознания людей, необходимые для формирования определённого исторического явления (к примеру: смена формы общественно экономического направления). Но по своей сути эти условия неполноценны.

Только в купе с субъективным фактором может произойти или нет конкретное историческое или общественное событие. Объективные условия полностью зависят от субъективного фактора.

Определение 2

Субъективный фактор – это имеющая цель, осознанная деятельность общества, социальных групп, общественно-политических движений, правящей элиты, отдельных личностей, которая обращена на трансформацию, созревание или на сохранение объективных условий общественного существования.

Следует заметить, что не всегда субъективный фактор может быть прогрессивным, регрессивный характер тоже присущ ему.

Согласованность объективных условий и субъективного фактора проявляется в том, что история создаётся людьми, но это происходит не по их желанию и взглядам, а в соответствии с определёнными условиями, продиктованными конкретным историческими условиями.

Пример 2

Наполеон, Ф. Рузвельт, В. Ленин, А. Гитлер, И. Сталин, конечно, обуславливали свойства одного исторического периода, но именно этот исторический период породил этих личностей и создал условия для формирования в них определённых качеств и особенностей. Не было бы этих личностей, были бы другие, с иными именами, но с примерно такими же способностями, потребностями и личными качествами, которые всё равно бы сотворили то, что характерно той исторической эпохе.

Концепции развития общества

Сложный и противоречивый общественный процесс может носить характер поступательного развития и скачкообразного движения. Некоторые учёные высказывают мнения о том, что общественное развитие происходит по синусоиде. Это значит, что вначале происходит подъём к пику совершенства, а после процесс идёт на спад опять в начало, таким образом, снова наступает упадок общественного развития.

В силу всех обозначенных фактором можно сделать вывод, что концепции общественного развития имеют формационный и цивилизованный характер.

Формационная концепция

Общественно-экономическая формация – это понятие, которое применяется в марксизме. Основа формации представляет собой способ производства материальных благ.

Определение 3

Общественно-экономическая формация (по Марксу) – это исторически оформленное общество в конкретный период его экономического развития.

Каждая формация – социальный организм со своими особенностями, который формируется и развивается на основе присущих ему закономерностей. При этом общественно-экономическая формация – это определённый этап в развитии общества.

К. Маркс выдвигал мнение о том, что общественное развитие – это стройный порядок нескольких формаций, которые способствуют изменению способа производства, а он, в свою очередь, влечёт за собой перемены в производственных отношениях. В силу этого мнения к. Маркс выделил в истории общества пять общественно-экономических формаций:

  • Первобытнообщинная.
  • Рабовладельческая.
  • Феодальная.
  • Буржуазная.
  • Коммунистическая.

Учёный говорит о том, что перемены формаций происходят в момент, когда обостряются противоречия в определённый момент общественного развития. Назревание этих противоречий характеризуется несоответствием способа производства со сложившимися производственными отношениями. Это создаёт условия для смены одной общественной формации на другую. При этом каждая следующая формация становится более прогрессивной по отношению ко всем предыдущим.

Сегодня мы смело можем говорить, что деление К. Маркса общественной истории на формации несовершенное. Но нельзя не признать тот факт, что это был несомненный вклад в науку об обществе и социальную философию именно в период XIX в.

С современных позиций понимания концепций формации, следует уточнить некоторые моменты. Определённо К. Маркс ничего не говорил о переходных периодах от одной формации к другой, кроме того он никак не характеризовал эти этапы общественного развития. Кроме того, не во всех странах и не все народы смогла пройти все уровни общественной формации.

Пример 3

В России отсутствовал рабовладельческий строй, В Монголии буржуазное общество не достигло высокого уровня развития, Китай от феодальных отношений перешёл в конвергенциональнкю плоскость.

Кроме того в формациях, предложенных К. Марксом, есть недосказанность относительно определения меры производительных сил рабовладельческого и феодального общества. Относительно фазы социализма, которая является частью коммунистической формации, есть специфические суждения. Более того, коммунистическая формация имеет утопический характер.

Проблематика межформационного периода никак не описана и нет суждений о том, что во времена перехода от одной формации к другой существует возможность возврата на этап предыдущей формации или повторения характерных особенностей в течение периода времени, который никак не обозначен с исторической точки зрения.

Опираясь на эти причины, можно говорить о том, что цивилизованная концепция общественного развития представляется достаточно предметной.

Цивилизационная концепция

Автором цивилизационной концепции, с небольшой оговоркой, выступает британский учёный А. Тойнби. "Исследование истории" его труд, включающий в себя двенадцать томов, где он предпринял попытку объяснить смысл исторического процесса, используя метод систематизации множества фактов, прибегая к общенаучной классификации и используя философско-культурологические понятия.

В чём оговорка? В том, что задолго до А. Тойнби раскрыть проблематику периодов общественно-исторического развития пытался русский социолог Н. Я. Данилевский. В своём курсе лекций он обозначил свою позицию по данной проблеме. Кроме того, в своей работе "Россия и Европа", он ещё в XIX в. говорил о теории "культурно-исторических типов" или иными словами цивилизаций, которые развиваются подобно живым организмам.

Н. Я. Данилевский выделяет одиннадцать цивилизаций:

  • Египетский.
  • Китайский.
  • Ассиро-Вавилонско-финикийский.
  • Халдейский.
  • Древнесемитический.
  • Индийский.
  • Иранский.
  • Еврейский.
  • Греческий.
  • Римский.
  • Новосеметический или аравийский.
  • Романо-германский или европейский.

Это деление на цивилизации, предложенное Н. Я. Данилевским, безусловно, является серьёзным вкладом в развитие социальной науки и философии, поэтому игнорировать его вклад в науку естественно несправедливо.

Определение 4

Цивилизация – совокупность духовно-материальных достижений общества.

Современные представления о понятии "цивилизация" так или иначе, опираются на суждения о том, что мир – это целостный объект или единое целое. Очень часто, но весьма ошибочно понятие "цивилизация" соотносят с понятием "культура". Однако культура имеет более широкое применение и находится с цивилизацией в отношениях "общее-единичное".

В философии существует своё понятие цивилизации. В общефилософском смысле её можно определить как меру определённой стадии общественного развития. В свою очередь, в социально-философском смысле всемирно-исторический процесс характеризуется через призму цивилизации и определяет конкретный тип развития общества.

Определение 5

Цивилизация – социальная форма движения материи.

Концепция А. Тойнби представляет собой анализ истории человечества посредством чередования ряда цивилизаций.

Определение 6

Цивилизация по А. Тойнби – стабильное единство людей, которые выбирают одни и тех же религиозные обычаи и географические пределы.

Всемирная история являет собой совокупность цивилизаций:

  • Шумерская.
  • Вавилонская.
  • Минойская.
  • Эллинская.
  • Ортодоксально христианская.
  • Индусская.
  • Исламская.

А. Тойнби высказывает мнение о том, что в истории человечества существовало не менее двух десятков различных локальных цивилизаций.

Основой мировоззрений А. Тойнби были две гипотезы:

  • Процесс развития человеческой истории не может распространяться на все сразу цивилизации, это происходит локально.
  • Цивилизации между собой не взаимосвязаны, в отличие от компонентов, которые их составляют.

А. Тойнби говорит о том, что каждая цивилизация имеет свой путь развития, отличный от пути, который присущ иной цивилизации. В силу этого учёный решается провести анализ исторических факторов общественного развития. Первым делом он поднимает вопрос о "законе вызова и ответа". Здесь имеется в виду само возникновение цивилизации и процесс дальнейшего развития и прогресс, который определяется способностью социума и отдельных личностей, дать целесообразный ответ на вызов, который сформировался в определённых исторических условиях. При этом учитываются и природные, и человеческие факторы.

Вот здесь весьма правильно вспомнить о теории, в которой сказано, что общество развивается по примеру синусоиды. Поскольку если общество не смогло адекватно ответить на вызов исторических условий, социальный организм ждёт упадок. Чтобы этого не произошло, а реакция вписалась в историю правильно развивать условия для формирования "творческого меньшинства". Это и учёные, и политики и творческая элита, которые способны генерировать новые идеи и реализовывать их, привлекая к этому процессу глобальную общественность.

Развитие цивилизации всегда влечёт за собой упадок. Конечно, его можно отсрочить, отодвинуть и даже избежать, но для этого необходимо рационально распоряжаться своими полномочиями, в первую очередь, правящей элите.

Замечание 2

Тойнби Арнолд Джозеф (1889-1975гг.). Английский историк, дипломат, общественный деятель, социолог и философ. Уроженец Лондона. На его деятельность оказал огромное влияние О. Шпенглер. Благодаря чему, А. Тойнби стремиться придать новый смысл идеям общественно-политического развития человечества посредством теории круговорота локальных цивилизаций.

Вначале своих исследований он говорит о двадцати одной локальной цивилизации, после обдумываний и глубокого анализа оставляет лишь тринадцать. Творческая элита, по его мнению, определяет характер ответов на исторические выводы. Более того, именно те, чьё мнение носит инновационный характер, влекут за собой инертное большинство. Особенности этих ответов определяют специфику каждой из цивилизаций.

Анализ концепций общественного развития

Анализируя все свойства, которые присущи обеим концепциям – формационной и цивилизационной, можно сделать вывод, что они имеют и общее, и различное. Кроме того, при их сравнении видны недостатки и достоинства.

Правда в том, что диалектичность общественно исторического процесса подчинена определённым закономерностям тенденциям развития общества.

Анализ концепций предполагает:

  • Применение системного принципа. Смысл которого, состоит в описании и раскрытии общественных явлений, а также исследование в купе элементов и связей, которые из объединяют.
  • Применение многомерного принципа, который подразумевает, что все составные части развития общества могут представлять собой подсистемы других: экономических, управленческих, экологических, научных, оборонных и т.п.
  • Применение принципа поляризации, в основе которого лежит исследование и изучение противоположных тенденций, характеристик, параметров, свойств общественных явлений. Имеется в виду: актуальное – потенциальное, материальное – личностное.
  • Применение взаимосвязанного принципа. Суть его в том, чтобы анализировать каждое общественное явление и его свойства в отношении с иными явлениями общества и их свойствами. При этом эти отношения могут быть построены на принципах субординации и координации.
  • Применение иерархичного принципа бытия общественных явлений, а также связей, которые формируются с этими проблемами – локальные, региональные, глобальные.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-05

">Контрольный срез для 10 классов

Тест № 1.

  1. ">В процессе развития общество: ">

">А) обособилось от природы, но осталось неразрывно связанным с ней;

">Б) обособилось от природы и стало независимо от нее;

">В) "> ">осталось частью природы;

">Г) перестало оказывать влияние на природу.

">2. "> Деятельность законодательных органов власти относится к:

">А) духовной сфере жизни общества;

">Б) экономической сфере жизни общества;

">В) "> ">политической сфере жизни общества;

">Г) социальной сфере жизни общества.

">3 ">. К формам чувственного познания относится:

">А) суждение; Б) наблюдение;

">В) ощущение; Г) умозаключение

">4. ">Положение человека в обществе – это:

">А) социальный статус; Б) социальная роль;

">В) социальная мобильность; Г) социальная адаптация.

">5. "> Одним из основных признаков правового государства является:

">А) публичная власть;

">Б) система государственных законов;

">В) система правоохранительных органов;

">Г) разделение властей.

">6. ">Отличительной особенностью элитарной культуры является:

">А) сложность содержания;

">Б) ограниченность национальными рамками.

">В) способность приносить прибыль;

">Г) ориентация на широкую публику.

">7. ">К отраслям частного права относится:

">А) гражданское; Б) уголовное;

">В) административное; Г) конституционное.

">8. "> Высшим представительным органом РФ является:

">А) Федеральное Собрание; Б) правительство;

">В) Верховный Суд; Г) Президент.

">9 ">. Отклоняющееся поведение – это:

">А) любые изменения в жизни человека;

">Б) перемещение человека в пределах своей группы;

">В) несоблюдение принятых в обществе норм;

">Г) изменение социального статуса человека.

">10. ">В обществе с рыночной экономикой государство воздействует на экономическую жизнь через:

">А) систему налогообложения;

">Б) централизованное установление цен;

">В) директивное планирование производства товаров;

">Г) снабжение населения товарами

">11. ">Верны ли следующие суждения?

">А. Взаимодействие с окружающим миром – характеристика человеческой деятельности.

">Б. Человеческая деятельность имеет цели и мотивы

">12. ">Верны ли следующие суждения?

">Политическая партия как институт политической системы:

">А. Обладает правом на разработку и принятие корпоративных норм.

">Б. Представляет и отстаивает различные общественные интересы на политической арене.

">13. ">Установите типы обществ и характеристик общественного развития. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

">Типы обществ ">: ">Характеристики общественного развития ">:

  1. ">традиционное А) промышленный переворот;

">2) индустриальное Б) развитие информационных технологий;

">3) постиндустриальное В) сословный характер социальной стратификации.

">14 ">. Что относится к вертикальной социальной мобильности? Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.

">А) гражданин переехал из двухкомнатной квартиры на пятом этаже в трехкомнатную квартиру на девятом этаже в том же доме;

">Б) рядовой инженер назначен руководителем проекта;

">В) офицер лишен воинского звания за совершение неблаговидного поступка и уволен из армии;

">Г) мелкий торговец продуктов питания начал заниматься продажей подержанных вещей;

">Д) гражданка вступила в повторный брак;

"> Е) секретарь согласился выполнять дополнительные обязанности.

">15. ">Что из ниже перечисленного характерно исключительно для элитарной культуры?

">а) выражение изысканных вкусов привилегированной части общества;

">б) коммерческая направленность;

">в) сложность и противоречивость;

">г) общедоступность;

">д) расчет на узкий круг знатоков;

">е) анонимность.

">16. ">Выполните схему формы государственного правления.

">17 ">. Какое слово пропущено в схеме?

">18. "> Установите соответствие между областями культуры и их признаками; к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

">Признаки Область

"> культуры

  1. ">исполнение обрядов А) мораль
  2. ">убежденность в существовании Б) религия высшей силы
  3. ">нацеленность на идеальные отношения между людьми
  4. ">отсутствие специальных учреждений, утверждающих нормы и контролирующих их исполнение
  5. ">представления, основывающиеся на вере

">19 ">. Назовите пять признаков демократического государства.

">20 ">.Приведите три примера правоотношений, регулируемых нормами гражданского права.

2. Человек от животного отличается тем, что он:

А) имеет природные инстинкты;

Б) обладает большим размером мозга;

В) не зависит от природных условий;

Г) обладает членораздельной речью.

3 . К формам чувственного познания относится:

А) суждение; Б) наблюдение;

В) ощущение; Г) умозаключение

4. Общепринятое средство платежа, которое потребитель может обменивать на любые товары и услуги, - это:

А) дисконтная карта; Б) товарный чек;

В) деньги; Г) облигация.

5. Что из перечисленного относится к природным ресурсам:

А) сырье, не включенное в производство;

Б) действующие на производстве машины;

В) квалифицированная рабочая сила;

Г) топливо, стоящее на подъездных путях.

6. Отличие познавательной деятельности ученого от познавательной деятельности школьника состоит в том, что ученый:

А) использует эксперимент; В) развивает свои интеллектуальные возможности;

Б) подходит к работе творчески; Г) добывает знание, новое для всего человечества.

7. Наиболее полное значение понятия «гуманизация образования» - это

А) демократическое самоуправление в школе;

Б) обязательное среднее образование;

В) учет потребностей и интересов учащихся;

Г) бесплатное обучение в любых образовательных учреждениях.

8. Дефицит государственного бюджета – это:

9 . Право как социальный регулятор обладает следующим особенным признаком:

А) соответствует общепринятым представлениям о добре и зле;

Б) является воплощением идеала справедливости;

В) характеризуется особым порядком разработки и принятия;

Г) обеспечивается силой общественного мнения.

А) демографическая; Б) творческая;

В) деятельная; Г) гуманная.

А. Традиционное общество выше всего ценит свободу личности, права отдельного человека.

Б. В индустриальном обществе традиции и обычаи сохраняют значение норм, регулирующих общественную жизнь.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

Уголовная ответственность наступает за:

А. Хулиганство Б. Мелкое хулиганство.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

1) Индивид А) Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий

2) Индивидуальность природу, общество и самого себя;

3) Личность Б) Отдельно взятый представитель всего человеческого рода

В) Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств

15. Закончите фразу. Основная политическая организация общества, осуществляющая управление и обеспечивающая охрану и стабильную структуру общества, называется _____________________.

">16. ">Назовите основные социальные роли, являющиеся наиболее типичными для большинства людей (выполнить схемой)

17. Выполните схему «Сферы жизни общества».

" xml:lang="en-US" lang="en-US">18 ">. Заполните пробел в схеме.

19 . Установите соответствие между факторами производства и их примерами; к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

Примеры Факторы

производства

  1. подъемный кран А) земля
  2. лес Б) капитал
  3. пашня В) труд
  4. фермер
  5. здание завода

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

20 . Найдите в приведенном ниже списке основные направления социальной политики. Обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. выплата государственных пенсий и социальных пособий
  2. охрана природных ресурсов
  3. воспитание подрастающего поколения в духе официальной идеологии
  4. создание службы занятости населения
  5. управление государственными предприятиями
  6. установление гарантированного минимума заработной платы

21 .Назовите две черты, отличающие конституцию от всех других законов.

22 .В чем может проявляться социальная природа человека? Приведите пример.

1. Человека как личность характеризует:

А) особенности строения тела;

Б) общественная активность;

В) особенности темперамента;

Г) состояние здоровья

2 . К демократическим ценностям относится:

А) национализм; Б) милитаризм;В) монополизм; Г) плюрализм

3 . Новым видом денежных расчетов в современной России является:

А) бартерная сделка; Б) оплата с помощью векселя;

В) платеж при помощи кредитной карты; Г) платеж наличными;

4. Приведите три примера негативного влияния общества на состояние природной среды.

5. Дефицит государственного бюджета – это:

А) уменьшение налоговых поступлений;

Б) превышение расходов над доходами;

В) увеличение государственного долга;

Г) сокращение финансирования социальных программ.

6. Результатом чувственного познания в отличие от рационального является:

А) обобщенное суждение о предмете; В) понятие о предмете;

Б) конкретный образ предмета; Г) объяснение причин изменения предмета.

7. Укажите любые три существенные отличия человека от животного.

8. Природа:

А) является частью общества;

Б) определяет развитие общества;

В) оказывает влияние на общество;

Г) не зависит от общества.

10. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения в обществе:

А) социология; Б) политология;

В) правоведение; Г) этика.

11. Верны ли следующие суждения? Человека от животного отличает способность:

А. Создавать социокультурную среду.

Б. Трудиться сообща.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

12. Верны ли следующие суждения?

А. Каждый предмет материальной культуры – это результат работы не только «исполняющей руки», но и «мыслящей головы».

Б. Каждый продукт духовной культуры может существовать лишь в материальной форме.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

13. Установите соответствие: к каждому понятию первого столбца подберите соответствующее определение из второго. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

1) Что производить? А) определение круга потребителей, пользующихся товарами и

2) Как производить? услугами;

3) Для кого производить? Б) определение товаров и услуг, предлагаемых потребителю;

В) определение способов получения необходимого результата.

14 . Установите соответствие между основами брака и семьи и их проявлениями; к каждой позиции из первого
столбца подберите соответствующую позицию из второго.

Проявления Основы брака

  1. взаимное уважение супругов А) нравственные
  2. достижение брачного возраста Б) правовые
  3. регистрация брака
  4. соблюдение семейных традиций

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

">15 ">. Распределите перечисленное ниже следующим образом: 3 первые позиции должны представлять демографические социальные группы, 3 последующие– этнические социальные

">группы. Буквы в каждой тройке записать в алфавитном порядке следования.

"> 1 гр.-…, …, …; 2гр.- …, …, … .

">а) мужчины, б) нации, в) племена, г) народности, д) женщины, е) молодежь.

16. Закончите фразу. Действующая Конституция РФ была принята в _____________г.

">17. ">Вставьте пропущенное слово: Международный правовой акт, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., в котором впервые сформулированы все основные гражданские, политические и социальные права человека, - это _________________________________ ">.

18 Запишите слово, пропущенное в следующей фразе.

« — это общепринятое средство платежа, которое может обмениваться на любые товары и услуги».

19. Какое слово пропущено в схеме?

20. Найдите в приведенном ниже списке признаки, свойственные любому государству. Обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. наличие парламента
  2. наличие территории
  3. наличие законов
  4. наличие политической власти
  5. наличие монарха
  6. наличие силовых структур
  7. наличие конституции.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Тест № 4.

  1. Обществом в широком смысле слова называют:

А) совокупность форм объединения людей;

Б) весь окружающий мир;

В) группы, в которых происходит общение;

Г) взаимодействие людей в повседневной жизни.

2. К функциям политических партий в демократическом обществе относится:

А) участие в коммерческой деятельности; Б) контроль личной жизни граждан;

В) создание вооруженных сил; Г) участие в избирательной компании.

3. В обществе с рыночной экономикой государство воздействует на экономическую жизнь через:

А) систему налогообложения; Б) директивное планирование производства товаров;

В) централизованное установление цен; Г) снабжение населения товарами.

4. Создание художественного образа обязательно присутствует в деятельности:

А) кинорежиссера; Б) политика;

В) ученого; Г) преподавателя

5. Деятельность человека отличается от поведения животного тем, что она всегда:

А) неразрывно связана с окружающей средой; Б) является жестко запрограммированной;

В) основывается на осознанном выборе; Г) связана с проявлением эмоций.

6. Культура в широком смысле:

А) уровень технического развития общества; В) уровень образованности населения;

Б) совокупность всех достижений человека; Г) все жанры искусства.

7. ">Запишите слово, пропущенное в приведенной схеме.

8. Государственный бюджет - это:

А) количество денежной массы в стране;

Б) распределение совокупного продукта, созданного в стране;

В) внутренний и внешний долг государства;

Г) распределение доходов и расходов государства на год.

9 . Любое государство характеризуется:

А) наличием собственных силовых структур; Б) многопартийностью;

В) наличием конституции; Г) взаимной ответственностью государства и личности.

10. Соглашение о порядке отношений между работником и работодателем называется:

А) деловым договором; Б) сделкой;

В) коллективным договором; Г) трудовым договором.

11. Верны ли следующие суждения?

А. Человек – предмет изучения всех наук.

Б. Человек – предмет изучения только гуманитарных наук.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

12. Верны ли следующие суждения?

А. Налоги - единственный источник финансирования государственных программ

Б. Налоги – обязательные платежи граждан и хозяйственных организаций, взимаемые в пользу государства.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

13. Установите соответствие: к каждому понятию первого столбца подберите соответствующее определение из второго. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

1) Законодательная власть А) защищает право

2) Исполнительная власть Б) создает законы

3) Судебная власть В) реализует принятые решения

14 . Закончите фразу. Современные проблемы, которые представляют угрозу всему человечеству и могут быть преодолены лишь совместными усилиями всех народов, называют ____________________.

">15 ">. Распределите перечисленное ниже следующим образом: 3 первые позиции (I) должны представлять социальные группы, 3 последующие (II) – этнические группы. Буквы в каждой тройке записать в алфавитном порядке следования.

"> I гр.-…, …, …; II гр.- …, …, … .

">а) сословия, б) нации, в) классы; г) народности, д) племена, е) касты

16. Запишите слово, пропущенное в схеме:

«Государственная власть РФ».

">17. ">Вставьте пропущенное слово: Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения – это _____________________.

18. Известно, что природа влияет на развитие общества. Назовите любые три проявления этого влияния.

19. Приведите любые три примера (из истории, литературы, художественных или документальных фильмов, своего собственного опыта), иллюстрирующие выполнение людьми своего нравственного долга.

Тест №5

1. Автором точки зрения: «Первоосновой развития общества является трудовая деятельность. Прежде чем заниматься политикой и философией, человек должен позаботиться о еде, жилье, обеспечении других надобностей» является:

А) Ф. Ницше

Б) К. Маркс

В) К. Поппер

2. Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных данных о действительности, а также результат этой деятельности – это...

Б) философия

В) образование

Г) общественное сознание

3. К политической сфере общества относятся (укажите правильное сочетание):

А. политические институты

Б. социальные отношения

В. общественные настроения

Г. политические партии и движения

Г) Все перечисленное

4. Суждения об истине, являющиеся верными (укажите правильное сочетание):

А. Истинность любого знания имеет свои пределы, поэтому в нем содержатся моменты как абсолютной, так и относительной истины

Б. Абсолютной истиной называется устоявшееся знание о предмете, явлении,исчерпывающее содержание какого-либо элемента его структуры, функции или фазы развития

В. Абсолютной истиной называется такое знание, с которым все согласны, т.е. это то, что очевидно, что нельзя себе представить иначе

Г. Некоторые из абсолютных истин могут стать относительными

Г) Все перечисленное

5. Одна из сфер человеческой деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и самом человеке – это...

А)образование

В) философия

Г) субкультура

6. Критерием выделения страт может быть:

А) уровень дохода

Б) отношение к религии

В) отношение к политической идеологии

Г) уровень развития личных способностей

7. Стоимость денег определяется:

А) драгоценными металлами, которыми они обеспечены

Б) резервными финансовыми организациями, распределяющими деньги

В) количеством товаров и услуг, которые можно на деньги приобрести

Г) правительством, которое печатает бумажные деньги и монеты с указанием их стоимости

8. Направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному – это...

А) регресс

Б) фатализм

В) прогресс

Г) меркантилизм

9. Политическое соглашение, достигнутое на основе взаимных уступок называется...

А) договор

Б) инцидент

В) консенсус

Г) компромисс

10. Тип мировоззрения, отличительная особенность которого состоит в разработке теоретически и фактически обоснованной картины мира:

А) обыденный

Б) научный

В) религиозный

Г) гуманистический

11. Верны ли следующие суждения:

А. Общество целиком зависит от процессов естественного развития природы

Б. Общество обособлено от природы, но тесно связано с ней

А) верно только А

Б) верно только Б

В) верно А и Б

12. К экстенсивным факторам экономического роста относятся (укажите правильное сочетание):

А. Увеличение числа занятых работников

Б. Увеличение объема инвестиций, для использования уже имеющихся технологий

В. Повышение уровня образования и квалификации работников

Г. Улучшение организации труда на производстве

Г) Все перечисленное

В окружающем мире происходит множество изменений. Одни из них совершаются постоянно и могут быть зафиксированы в любой момент. Для этого необходимо выбрать определенный промежуток времени и проследить, какие черты объекта исчезают, а какие появляются. Изменения могут касаться положения объекта в пространстве, его конфигурации, температуры, объема и т.д., т.е. тех свойств, которые не остаются постоянными. Суммируя все изменения, мы можем выделить характерные черты, отличающие данный объект от других. Таким образом, под категорией «изменение» понимается процесс движения и взаимодействия предметов и явлений, перехода от одного их состояния к другому, появления у них новых свойств, функций и отношений.

Особый тип изменения - развитие. Если изменение характеризует любое явление действительности и является универсальным, то развитие связано с обновлением объекта, превращением его в нечто новое. Причем развитие не есть обратимый процесс. Например, изменение «вода-пар -вода» не считается развитием, так же как им не считаются количественные изменения или разрушение объекта и прекращение его существования.

Развитие всегда предполагает качественные изменения, происходящие в относительно больших интервалах времени. Примерами могут служить эволюция жизни на Земле, историческое развитие человечества, научно-технический прогресс и т.д.

Развитие общества - это процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой точке человеческого общежития. В социологии для характеристики движения общества употребляются понятия «социальное развитие» и «социальные изменения». Первое из них характеризует определенный вид социальных изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, усложнения и совершенствования. Но существует множество других изменений. Например, возникновение, становление, рост, упадок, исчезновение, переходный период. Эти изменения не несут в себе ни положительного, ни отрицательного смысла. Понятие «социальные изменения» охватывает широкий круг социальных перемен безотносительно к их направленности.

Таким образом, понятием «социальные изменения» обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами. Такие изменения могут происходить на уровне межличностных отношений (например, изменения в структуре и функциях семьи), на уровне организаций и институтов (образование, наука постоянно подвержены изменениям и в плане их содержания, и в плане их организации), на уровне малых и больших социальных групп.

Можно выделить четыре вида социальных изменений:

1) структурные изменения, касающиеся структур различных социальных образований (например, семьи, любой другой общности, общества в целом);

2) изменения, затрагивающие социальные процессы (отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности и т.д.);

3) функциональные социальные изменения, касающиеся функций различных социальных систем (в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. произошли изменения в функциях законодатель ной и исполнительной власти);

4) мотивационные социальные изменения (в последнее время у значительных масс населения на первый план выступают мотивы личного денежного заработка, прибыли, что оказывает влияние на их поведение, мышление, сознание).

Все эти изменения тесно связаны между собой. Изменения одного вида неизбежно влекут за собой изменения других видов.

Изучением развития занимается диалектика. Это понятие возникло в Древней Греции, где высоко ценилось умение полемизировать, аргументировать, убеждать, доказывая свою правоту. Под диалектикой понимали искусство спора, диалога, дискуссии, в ходе которых участники выдвигали альтернативные точки зрения. В процессе спора преодолевается односторонность, вырабатывается верное понимание обсуждаемых явлений. Широко известное выражение «в споре рождается истина» вполне применимо к дискуссиям философов древности.

Античные диалектики представляли мир постоянно движущимся, изменчивым, а все явления - взаимосвязанными. Но в то же время они не выделяли категорию развития как возникновения чего-то нового. В древнегреческой философии господствовала концепция великого круговорота, согласно которой все в мире подвержено циклическим возвратным изменениям и подобно смене времен года все в конечном итоге возвращается «на круги своя».

Понятие развития как процесса качественных изменений появилось в средневековой христианской философии. Августин Блаженный сравнивал историю с человеческой жизнью, проходящей этапы детства, юности, зрелости и старости. Начало истории сопоставлялось с рождением человека, а ее окончание (страшный СУД) - со смертью. Эта концепция преодолевала представление о цикличности изменений, вводила понятие поступательности движении и неповторимости событий.

В эпоху буржуазных революций возникла идея исторического развития, выдвинутая известными французскими просветителями Вольтером и Руссо. Ее развил Кант, который поставил вопрос о развитии нравственности и социальном развитии человека.

Целостную концепцию развития разработал Гегель. Многообразные изменения он находил в природе, но подлинное развитие видел в истории общества и, прежде всего, в его духовной культуре. Гегель выявил основные принципы диалектики: универсальная связь явлений, единство противоположностей, развитие через отрицание.

Диалектические противоположности неразрывно связаны между собой, немыслимы друг без друга. Так, содержание невозможно без формы, часть - без целого, следствие - без причины и т.д. В ряде случаев противоположности сближаются и даже переходят друг в друга, например, болезнь и здоровье, материальное и духовное, количество и качество. Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей устанавливает, что источником развития выступают внутренние противоречия.

Особое внимание диалектика уделяет взаимосвязи количественных и качественных изменений. Любой предмет обладает качеством, отличающим его от других предметов, и количественными характеристиками его объема, веса и т.д. Количественные изменения могут накапливаться постепенно и не влиять на качество предмета. Но на определенном этапе изменение количественных характеристик приводит к изменению качества. Так, увеличение давления в паровом котле может привести к взрыву, постоянное проведение непопулярных в народе реформ вызывает недовольство, накопление знаний в какой-либо области науки приводит к новым открытиям и т.д.

Развитие общества совершается поступательно, проходя определенные этапы. Каждый последующий этап как бы отрицает предыдущий. По мере развития появляется новое качество, происходит новое отрицание, которое в науке получило название отрицание отрицания. Однако отрицание нельзя считать уничтожением старого. Наряду с более сложными явлениями всегда существуют более простые. С другой стороны, новое, высокоразвитое, возникая из старого, сохраняет все ценное, что в нем было.

Концепция Гегеля основывается на реальной действительности, обобщает огромный исторический материал. Однако на первое место Гегель ставил духовные процессы общественной жизни, считая, что история народов является воплощением развития идей.

Используя концепцию Гегеля, Маркс создал материалистическую диалектику, которая основывается на идее развития не от духовного, а от материального. Основой развития Маркс считал совершенствование орудий труда (производительных сил), влекущее за собой изменение общественных отношений. Развитие рассматривалось Марксом, а затем Лениным, как единый закономерный процесс, ход которого осуществляется не прямолинейно, а по спирали. На новом витке повторяются пройденные ступени, но на более высоком качественном уровне. Движение вперед происходит скачкообразно, иногда катастрофически. Переход количества в качество, внутренние противоречия, столкновение различных сил и тенденций дают импульсы к развитию.

Однако процесс развития нельзя понимать, как неукоснительное движение от низшего к высшему. Разные народы на Земле отличаются в своем развитии друг от друга. Какие-то народы развивались быстрее, какие-то медленнее. В развитии одних преобладали постепенные изменения, а в развитии других они носили скачкообразный характер. В зависимости от этого выделяют эволюционное и революционное развитие.

Эволюция - это постепенные, медленные количественные изменения, которые со временем приводят к переходу в качественно иное состояние. Эволюция жизни на Земле - наиболее яркий пример таких изменений. В развитии общества эволюционные изменения проявились в совершенствовании орудий труда, возникновении новых, более сложных форм взаимодействия людей в разных сферах их жизни.

Революция - это в высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку существовавших ранее отношений, носящие всеобщий характер и опирающиеся, в некоторых случаях, на насилие. Революция носит скачкообразный характер.

В зависимости от продолжительности революции бывают кратковременные и долговременные. К первым относятся социальные революции - коренные качественные изменения всей общественной жизни, затрагивающие основы социального строя. Такими были буржуазные революции в Англии (XVII в.) и Франции (XVIII в.), социалистическая революция в России (1917 г.). Долговременные революции имеют глобальное значение, затрагивают процесс развития разных народов. Первой такой революцией была неолитическая революция. Она продолжалась несколько тысяч лет и привела к переходу человечества от присваивающей экономики к производящей, т.е. от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Важнейшим процессом, проходившим во многих странах мира в XVIII-XIX вв., стала промышленная революция, в результате которой произошел переход от ручного труда к машинному, была проведена механизация производства, позволившая значительно увеличить объем выпускаемой продукции при меньших затратах труда.

В характеристике процесса развития применительно к экономике часто выделяют экстенсивный и интенсивный пути развития. Экстенсивный путь связан с увеличением производства за счет привлечения новых источников сырья, трудовых ресурсов, усиления эксплуатации рабочей силы, расширения посевных площадей в земледелии. Интенсивный путь связан с использованием новых методов производства, опирающихся на достижения научно- технического прогресса. Экстенсивный путь развития не бесконечен. На определенном этапе наступает предел его возможностей, и развитие заходит в тупик. Интенсивный путь развития, напротив, предполагает поиск нового, которое активно используется на практике, общество движется вперед более быстрыми темпами.

Развитие общества - сложный процесс, который беспрерывно продолжается на протяжении всей истории существования человечества. Он начался с момента выделения человека из мира животных и вряд ли завершится в обозримом будущем. Процесс развития общества может прерваться только с гибелью человечества. Если сам человек не создаст условий для самоуничтожения в виде ядерной войны или экологической катастрофы, пределы развития человечества можно связывать только с концом существования солнечной системы. Но вполне вероятно, что к тому времени наука выйдет на новый качественный уровень и человек сможет перемещаться в космическом пространстве. Возможность заселения других планет, звездных систем, галактик может снять вопрос о пределе развития общества.

Вопросы и задания

1. Что понимается под категорией «изменение»? Какие виды изменений вы можете назвать?

2. Чем развитие отличается от других видов изменений?

3. Какие виды социальных изменений вы знаете?

4. Что такое диалектика? Когда и где она возникла?

5. Как изменялись представления о развитии в истории философии?

6. В чем состоят законы диалектики? Приведите подтверждающие их примеры.

7. Чем различаются эволюция и революция? Как эти процессы проявлялись в жизни отдельных народов, всего человечества?

8. Приведите примеры экстенсивного и интенсивного путей развития. Почему они не могут существовать один без другого?

9. Прочитайте высказывание Н.А. Бердяева:

«История не может иметь смысла, если она никогда не окончится, если не будет конца; смысл истории и есть движение к концу, к завершению, к исходу. Религиозное сознание видит в истории трагедию, которая имеет начало и будет иметь конец. В исторической трагедии есть ряд актов, и в них назревает окончательная катастрофа, катастрофа всеразрешающая...». В чем он видит смысл истории? Как его идеи связаны с проблемой развития общества?

10. Проведите дискуссию на тему «Есть ли предел развития человечества?»

Общества древности сильно отличаются от современного социума. Это говорит о том, что общество постоянно изменяется, принимает новые формы. Процесс развития общества может быть постепенным, при этом человечество медленно движется от простых форм общественной жизни к более сложным. Также возможно резкое преображение социума, при котором всего за год или несколько лет он меняется до неузнаваемости. Но прежде, чем выяснять законы развития общества, нужно вспомнить, что это такое.

Общество: понятие, признаки

Общество - это совокупность лиц, связанных едиными интересами, целями, потребностями, которые заставляют их взаимодействовать друг с другом по определенным правилам. Взаимодействие может проходить в экономической, политической, религиозной, культурной среде.

Основными элементами общества являются:

  1. Большие и малые группы людей, объединенные по месту проживания, общей деятельностью, интересами;
  2. Общественные нормы (правила поведения) и ценности;
  3. Множество социальных ролей, которые отведены в социуме для каждого человека;
  4. Общественные организации, в которых осуществляется та или иная деятельность людей: предприятия, школы, министерства, больницы, банки, университеты.

Ученые называют общество динамической системой из-за того, что оно постоянно меняется, никогда не останавливается в развитии. Признаки общества как динамической системы:

  • Способность к самовоспроизводству. Общество обновляется за счет рождения и воспитания в нем новых членов социума;
  • Возможность самостоятельно создавать все необходимые для людей условия жизни;
  • Умение подстраиваться под изменения природных условий;
  • Постоянное изменение социума и его структуры.

За тысячи лет общество эволюционировало от первобытно-общинного строя до современной развитой цивилизации . Ученые выделяют следующие виды обществ: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое.

Общество постепенно развивалось с появлением собственности и имущественного неравенства, возникновением разделения труда, усложнением общественных отношений, созданием государства.

Признаки, которыми цивилизация отличается от первобытного общества:

  • Сложная структура социума;
  • Люди проживают в городах (в первобытном обществе проживали поселениями);
  • Выделение в отдельные сферы социальной жизни экономики, науки, религии, культуры и политики;
  • Наличие в обществе управляющих;
  • Наличие законов;
  • Создание специальных организаций для передачи знаний новым поколениям: школ, университетов, училищ.

Общественные отношения

В процессе совместной деятельности между классами, нациями, различными социальными группами складываются многообразные общественные отношения. Эти отношения построены на определенных правилах, отражают интересы людей, взаимодействующих друг с другом. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они происходят, выделяют основные виды общественных отношений:

  • Политические - строго подчинены законам государства. Политические отношения строятся в процессе управления обществом, распределения власти и борьбы за власть;
  • Экономические - обеспечивают удовлетворение потребностей социума;
  • Духовные - представляют культурную, научную и религиозную деятельность человека;
  • Социальные - строятся между группами людей, занимающими разное положение в обществе (классами, представителями разных профессий, бедными и богатыми).

Кроме того, принято выделять такие типы общественных отношений, как:

  • Национальные;
  • Профессиональные;
  • Гражданские;
  • Семейные;
  • Правовые.


()

В процессе взаимодействия больших групп людей между их отдельными участниками могут складываться межличностные отношения. Межличностные отношения - это личные взаимоотношения в небольшой социальной группе. В этом случае все участники отношений знают друг друга в лицо, объединены общими интересами.

Правила, по которым люди строят отношения друг с другом, определяются самим обществом, меняются в зависимости от времени, места и обстоятельств.

  • 50 лет назад в Индии существовал многовековой обычай, по которому гостю, пришедшему издалека, хозяева дома обязательно должны были омыть ноги. Если хозяева отказывались это делать, они наносили гостю оскорбление, и он уходил, не переступая порога дома. Сегодня такая традиция не обязательна, хотя некоторые семьи до сих пор ее придерживаются;
  • В Японии до сих пор следуют традиционным правилам обращения к человеку не только по имени, но и общественному положению. При разговоре с уважаемыми людьми (политиками, учителями, врачами и прочими) принято добавлять к имени человека суффикс «сэнсей». Чтобы выразить максимальную степень уважения используют суффикс «сама». При обращении к младшему по возрасту или статусу к имени добавляют «кохай».
  • Сегодня в Британии при использовании обращения к женщине слова Missus обязательно называют фамилию ее супруга. Без фамилии мужа такое обращение к замужней женщине считается оскорбительным.

Важно! Правила, которые регулируют жизнь и взаимодействие отдельных членов общества, не дают социуму развалиться, обеспечивают его устойчивость.

Развитие общества

Существует три пути развития общества - эволюционный, революционный, реформистский. Социум может развиваться медленно, постепенно, от простых форм к более сложным, либо стремительно, благодаря революционным преобразованиям. Поэтапный, плавный прогресс - это эволюционный путь развития общества.


()

Каждую отдельную ступень социального развития называют исторической эпохой. Чем ближе историческая эпоха к современности, тем больше ускоряется общественная эволюция.

Пример: Переход от собирательства к земледелию занял у древнего человека тысячелетия. Замена ручного труда машинным осуществлялась в течение сотен лет. Чуть более 100 лет прошло с момента изобретения первого телефона до появления мобильной связи и интернета.

В зависимости от уровня эволюции экономического и технического прогресса принято выделять следующие ступени развития общества:

  1. Доиндустриальное общество (Аграрное). Занимает значительный промежуток времени в мировой истории. В этот период преобладало сельскохозяйственное производство, ориентированное на собственное потребление, а не на продажу. Простые технологии, применение ручного труда позволяли удовлетворять потребности лишь на минимальном уровне;
  2. Индустриальное общество - сформировалось в процессе перехода от ручного труда к машинному, научно-техническому прогрессу. На этом этапе товары производятся большими сериями не для личного пользования, а для продажи;
  3. Постиндустриальное (современное) общество. Решающую роль в развитии общества сыграла информация. Наука, информационные технологии значительно улучшили качество жизни людей.

В каждую последующую историческую эпоху совершенствуется процесс производства, появляются изобретения, благодаря техническому прогрессу.

Революционное развитие общества

Скачкообразное коренное изменение социума называют революционным общественным развитием . В этом случае происходит социальный переворот, коренным образом меняющий экономическую, политическую, научную жизнь социума.


()

Революционное развитие общества может происходить

  • в технической сфере - появляются новые виды орудий труда, производственного оборудования, оружия;
  • в социальной сфере - революция приводит к смене власти;
  • в науке - возникают новые научные знания, отрасли науки (химия, физика, генетика, биология);
  • культуре - происходит, благодаря коренным изменениям в духовной жизни социума.

Революционный путь развития общества может выбирать как отдельное государство, так и несколько стран, весь мир.

Информационная революция

Отдельно среди всех революций следует выделить информационные. Информационная революция - это кардинальные информационные преобразования в обществе. Мировая история знает 5 информационных революций.


()

Первая была связана с появлением письменности, вторая с изобретением книгопечатания. Серьезные достижения обществу принесла третья информационная революция: были изобретены телефон, радио, электричество. Преобразование информации в цифровую форму, создание компьютеров, мобильных сетей и интернета стало возможным благодаря четвертой и пятой информационным революциям.

Реформы как источник общественного преображения

Большую роль в эволюционном развитии играют реформы. Реформа - это ряд изменений в социуме, проводимых по воле государства. Ее принимают в форме законов, различных постановлений, указов. Реформы направлены на усовершенствование экономической, политической, культурной или социальной жизни государства, но не всегда они приводят к общественному прогрессу. Иногда, несмотря на благие намерения, реформы тормозят развитие экономики, останавливают научный, культурный или технический прогресс.

Реформы подразделяют на разные виды по сферам жизни общества. Чтобы было понятней, разберем каждый из видов на примере реформ, проведенных Петром I.

  1. Экономические реформы - это преобразования в хозяйственной деятельности человека, направленные на повышение производительности труда, увеличение благосостояния народа и государства.

Экономические реформы Петра I:

  1. Политические реформы - перемены в структурах органов государственного управления, политической сферы социума. Политические реформы Петра I:
  • Реформа местного управления - разделила страну на отдельные территориальные области - губернии;
  • Указ о единонаследии - запрещал отцу делить свою землю между сыновьями, теперь он должен был завещать участок земли целиком одному из наследников. Эта реформа помогла предотвратить измельчение имений, которые было принято делить между множеством сыновей.
  1. Социальные реформы - переустройство, затрагивающее социальную сферу жизни общества. Социальные реформы Петра I:
  • Реформы образования - создание специализированных школ, введение обязательного начального образования для дворян;
  • Основание Московского госпиталя;
  • Учреждение Академии Наук и художеств.

Таким образом, социальные реформы Петра I внесли вклад в развитие науки, образования, здравоохранения.

Словарь

1. Динамическая система - это система, которая меняется под влиянием внутренних или внешних факторов.

2. Цивилизация - определенный этап, ступень развития социума.

3. Казна - все денежные накопления государства.

Контрольный срез для 10-11 классов

    В процессе развития общество: А) обособилось от природы, но осталось неразрывно связанным с ней;

Б) обособилось от природы и стало независимо от нее;

В) осталось частью природы;

Г) перестало оказывать влияние на природу.

2. Деятельность законодательных органов власти относится к:

А) духовной сфере жизни общества;

Б) экономической сфере жизни общества;

В) политической сфере жизни общества;

Г) социальной сфере жизни общества.

3

А) суждение; Б) наблюдение;

В) ощущение; Г) умозаключение

4. Положение человека в обществе – это:

А) социальный статус; Б) социальная роль;

В) социальная мобильность; Г) социальная адаптация.

5. Одним из основных признаков правового государства является:

А) публичная власть;

Б) система государственных законов;

В) система правоохранительных органов;

Г) разделение властей.

6. Отличительной особенностью элитарной культуры является:

А) сложность содержания;

Б) ограниченность национальными рамками.

В) способность приносить прибыль;

Г) ориентация на широкую публику.

7. К отраслям частного права относится:

А) гражданское; Б) уголовное;

В) административное; Г) конституционное.

8. Высшим представительным органом РФ является:

А) Федеральное Собрание; Б) правительство;

В) Верховный Суд; Г) Президент.

9 . Отклоняющееся поведение – это:

А) любые изменения в жизни человека;

Б) перемещение человека в пределах своей группы;

В) несоблюдение принятых в обществе норм;

Г) изменение социального статуса человека.

10. В обществе с рыночной экономикой государство воздействует на экономическую жизнь через:

А) систему налогообложения;

Б) централизованное установление цен;

В) директивное планирование производства товаров;

Г) снабжение населения товарами

11. Верны ли следующие суждения?

А. Взаимодействие с окружающим миром – характеристика человеческой деятельности.

Б. Человеческая деятельность имеет цели и мотивы

12. Верны ли следующие суждения?

Политическая партия как институт политической системы:

А. Обладает правом на разработку и принятие корпоративных норм.

Б. Представляет и отстаивает различные общественные интересы на политической арене.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

13. Установите типы обществ и характеристик общественного развития. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

Типы обществ : Характеристики общественного развития :

    традиционное А) промышленный переворот;

2) индустриальное Б) развитие информационных технологий;

3) постиндустриальное В) сословный характер социальной стратификации.

14 . Что относится к вертикальной социальной мобильности? Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.

А) гражданин переехал из двухкомнатной квартиры на пятом этаже в трехкомнатную квартиру на девятом этаже в том же доме;

Б) рядовой инженер назначен руководителем проекта;

В) офицер лишен воинского звания за совершение неблаговидного поступка и уволен из армии;

Г) мелкий торговец продуктов питания начал заниматься продажей подержанных вещей;

Д) гражданка вступила в повторный брак;

Е) секретарь согласился выполнять дополнительные обязанности.

15 .Как называется разделение общества на различные социальные группы?

16. Что из ниже перечисленного характерно исключительно для элитарной культуры?

а) выражение изысканных вкусов привилегированной части общества;

б) коммерческая направленность;

в) сложность и противоречивость;

г) общедоступность;

д) расчет на узкий круг знатоков;

е) анонимность.

17. Вставьте пропущенное слово:

Процесс_________________ представляет собой усвоение социальных ролей и культурных норм, начинающееся в младенчестве и кончающееся в старости

18. Политическая партия, критикующая программу правительства и предлагающая альтернативный вариант развития страны, называется ______________________.

19. Весь исторический путь человечества К. Маркс разделил на пять общественно- экономических

формаций. Запишите их в последовательном порядке в виде «лестницы».

20. Выполните схему формы государственного правления.

21 . Какое слово пропущено в схеме?

22. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе.

« проблемы, затрагивающие интересы всего человечества, особенно ярко проявились во второй полови­не XX в. в условиях научно-технической революции и воз­растания угрозы ядерной катастрофы».

23. Установите соответствие между областями культуры и их признаками; к каждой позиции из первого столбца под­берите соответствующую позицию из второго.

Признаки Область

культуры

    исполнение обрядов А) мораль

    убежденность в существовании Б) религия высшей силы

    нацеленность на идеальные отно­шения между людьми

    отсутствие специальных учрежде­ний, утверждающих нормы и контро­лирующих их исполнение

    представления, основывающиеся на вере

24 . Найдите в приведенном ниже списке факты экономи­ческой жизни общества. Обведите цифры, под которыми они указаны.

    проведение научной конференции

    изучение экономической теории в вузе

    разработка статей государственного бюджета

    участие в антивоенном митинге

    использование новой технологии в производстве

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

25 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.

Тесные (1) с особой остротой ставят вопрос о соблюдении определенных (2). Превра­щение этих требований в личные правила, принятие их человеком как непременное условие отношения к окружаю­щим и есть нравственный _________________ (3). Семья в первую очередь влияет на воспитание детей. Общество в лице ___________ (4) берет на себя защиту семьи, материнства и детства, а от родителей требует исполнения их обязанно­стей. Каждый ребенок с момента рождения имеет гаранти­рованное государством право на заботу и внимание взрослых. Хотя семья - дело сугубо личное, но государству не­безразлично, в каких условиях формируются его граждане,
оно, предоставляя (5), одновре­менно определяет их долг - заботиться о своих детях, созда­вать необходимые условия для их полноценного развития.

Выберите из предлагаемого списка слова (словосочета­ния), которые следует вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов (словосочетаний) больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пробел.

нравственные требования

гражданские права

государство

семейные связи

Федеральное собрание

родительские права

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запиши­те под каждым номером букву, обозначающую в списке вы­бранное вами слово. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

26 . Назовите пять признаков демократического государ­ства.

27 .Приведите три примера правоотношений, регулируе­мых нормами гражданского права.

28. Составное задание. Прочитайте текст и выполните задания.

О всевластии большинства в Соединенных Штатах Америки и о его последствиях

Основой демократических форм правления является безраздельная власть большинства, так как, кроме нее, в демократических государствах нет ничего постоянного. <...> Из всех видов политической власти законодательная власть лучше всего подчиняется воле большинства. По во­ле американцев ее представители избираются непосредст­венно народом и на очень короткий срок. Это принуждает их выражать не только основополагающие взгляды своих избирателей, но также их преходящие страсти. Членами обеих палат могут стать представители одних и тех же классов, процедура их избрания одинакова. В связи с этим законодательный корпус подвержен таким же быст­рым и неотвратимым изменениям, как и одна отдельно взятая ассамблея. Придав законодательной власти такую структуру, американцы отдали в ее руки почти все функ­ции управления. <...> Представителям исполнительной власти закон не обеспечивал ни стабильности, ни незави­симости, он полностью подчинял их капризам законодате­лей. Во многих штатах формирование судебной власти также отдавалось на волю большинства, поскольку она из­биралась, и во всех штатах судебная власть зависела от законодательной: народные представители имели право ежегодно назначать зарплату судьям. <...> В Соеди­ненных Штатах все больше и больше распространяется обыкновение, которое в конце концов может свести на нет возможности представительной формы правления. Очень

часто избиратели, выбирая депутата, намечают ему план действий и дают некоторые конкретные поручения, кото­рые он обязан выполнить.

Алексис де Токвиль

Г. Сформулируйте любые три принципа политической власти, которая охарактеризована в тексте.

1. Характерной чертой эволюционных процессов в общественной жизни является:

А) скачкообразность перемен;

Б) революционный характер изменений;

В) постепенность процессов;

Г) необратимость процессов.

2. Человек от животного отличается тем, что он:

А) имеет природные инстинкты;

Б) обладает большим размером мозга;

В) не зависит от природных условий;

Г) обладает членораздельной речью.

3 . К формам чувственного познания относится:

А) суждение; Б) наблюдение;

В) ощущение; Г) умозаключение

4. Общепринятое средство платежа, которое потребитель может обменивать на любые товары и услуги, - это:

А) дисконтная карта; Б) товарный чек;

В) деньги; Г) облигация.

5. Что из перечисленного относится к природным ресурсам:

А) сырье, не включенное в производство;

Б) действующие на производстве машины;

В) квалифицированная рабочая сила;

Г) топливо, стоящее на подъездных путях.

6. Отличие познавательной деятельности ученого от познавательной деятельности школьника состоит в том, что ученый:

А) использует эксперимент; В) развивает свои интеллектуальные возможности;

Б) подходит к работе творчески; Г) добывает знание, новое для всего человечества.

7. Наиболее полное значение понятия «гуманизация образования» - это

А) демократическое самоуправление в школе;

Б) обязательное среднее образование;

В) учет потребностей и интересов учащихся;

Г) бесплатное обучение в любых образовательных учреждениях.

8. Дефицит государственного бюджета – это:

А) уменьшение налоговых поступлений;

Б) превышение расходов над доходами;

В) увеличение государственного долга;

Г) сокращение финансирования социальных программ.

9 . Право как социальный регулятор обладает следующим особенным признаком:

А) соответствует общепринятым представлениям о добре и зле;

Б) является воплощением идеала справедливости;

В) характеризуется особым порядком разработки и принятия;

Г) обеспечивается силой общественного мнения.

10. Направлением политики государства является политика:

А) демографическая; Б) творческая;

В) деятельная; Г) гуманная.

11. Верны ли следующие суждения?

А. Традиционное общество выше всего ценит свободу личности, права отдельного человека.

Б. В индустриальном обществе традиции и обычаи сохраняют значение норм, регулирующих общественную жизнь.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

12. Верны ли следующие суждения? Уголовная ответственность наступает за:

А. Хулиганство Б. Мелкое хулиганство.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

13. Установите соответствие: к каждому понятию первого столбца подберите соответствующее определение из второго. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

1) Индивид А) Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий

2) Индивидуальность природу, общество и самого себя;

3) Личность Б) Отдельно взятый представитель всего человеческого рода

В) Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств

14 . Запишите слова пропущенные в следующей фразе: «Человек - существо не только _________________, но и _________________. Это и определяет необходимость прохождения процесса социализации каждым индивидом».

15 . Распределите перечисленные ниже позиции в две группы следующим образом: 1 гр. – должны характеризовать мажоритарную (одномандатную) систему выборов, 2 гр. – пропорциональную избирательную систему. Буквы в каждой группе запишите в алфавитном порядке следования.

Б) победителем считается тот кандитат, который набрал большее по сравнению с соперниками число голосов;

В) распределение мест между партиями в парламене осуществляется пропорционально числу поданных за каждую из них голосов;

I гр. - ……………; II гр. - ………….

16. Запишите слово пропущенное в схеме:

« Система образования в Российской Федерации».

Дошкольные образовательные

учреждения

Общеобразователь-ные учреждения

Средние специальные

учебные учреждения

(училища, техникумы,

колледжи)

………………

заведения

17. Вставьте пропущенное слово: Многие ученые считают ____________ типом этноса, сформировавшимся в условиях капитализма.

18. Закончите фразу. Основная политическая организация общества, осуществляющая управление и обеспечивающая охрану и стабильную структуру общества, называется _____________________.

19. Назовите основные социальные роли, являющиеся наиболее типичными для большинства людей (выполнить схемой)

20. Выполните схему «Сферы жизни общества».

21. Заполните пробел в схеме.

22. Какое слово пропущено в следующей фразе?

«Цель - получение знаний о реальном мире, в котором живет человечество».

23 . Установите соответствие между факторами производ­ства и их примерами; к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

Примеры Факторы

производства

    подъемный кран А) земля

    лес Б) капитал

    пашня В) труд

  1. здание завода

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем полу­чившуюся последовательность букв перенесите в бланк от­ветов (без пробелов и других символов).

  • «Прикладная Юридическая Психология»

    Документ

    Направленности личности и проективные тесты ("чернильныепятна" Г. Роршаха - ... государства и общества , гарантированного обеспечения правграждан и развития общества как гуманного... вооруженных преступников осуществляется впроцессе переговоров, тактикой...

  • Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторских программ В.

    Рабочая программа

    Прогнозировать содержание текста впроцессе чтения. Определять жанр. ... при чтении. (Р.) – Ориентироваться в тесте .(П-1.) – Анализировать текст для выявления... о роли трудовой деятельности людей в развитии общества , но и позволяет сформировать у...

  • Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №47 г. Липецка

    Основная образовательная программа

    Признаки) разных объектов впроцессе их рассматривания (наблюдения); ... Современный уровень социокультурного развития общества диктует иную... Тест Люшера. Использование теста Семаго по выявлению уровня интеллектуального развития первоклассника. Тест ...

  • Программа дисциплины Теоретическая педагогика

    Программа дисциплины

    И развития в формировании личности. Роль воспитателя и воспитанника впроцессе воспитания. ... примерные вопросы: Пример вариана теста : 1. Что называется процессом... представлений, понятий, законов о развитии природы, общества , мышления. B. Систему научных...