Самбо - это самозащита без оружия. Боевые искусства

Главное, что отличало всегда русский поединок, – это гуманность по отношению к противнику. В системе русского рукопашного боя никогда не было приемов, специально придуманных для того, чтобы убить или покалечить противника. Русское боевое искусство, таким образом, – это отражение гуманного русского духа, облагороженного Православной верой и свойственного нашему народу. В добром намерении и направлении силы – мощь и непобедимость русского народа.

«Мы русские, и с нами Бог!» – говорил непобедимый Суворов. Это спокойное мужество и благородство русской силы и стремятся уничтожить антироссийские идеологи, внедряющие восточные единоборства, основанные на жестокости, проповедующие чуждый нам западный индивидуализм, где ради сохранения собственной жизни надо убить ближнего или отобрать у него последнее.

Мы должны гордиться тем уникальным явлением, имя которому Русский рукопашный бой. И одной из начальных его систем является борьба САМБО.

Предыстория развития САМБО

Для тех, кто поверхностно знаком с самбо, характерны высказывания: «Самбо – это то же, что и дзюдо!», «Самбо и сравниться не может с каратэ (айкидо, тэквондо и так далее)». Так могут говорить те, кто видит только «верхушку айсберга». Основание борьбы самбо связано с именем знаменитого исследователя и практика борьбы XX века Анатолия Харлампиева. Он был родом из знаменитой династии борцов, атлетов и кулачных бойцов.

Для Харлампиевых всегда была характерна тяга к единоборствам и физической культуре. Георгий Яковлевич (1861-1911) со своими детьми ежедневно занимался, по современной терминологии, атлетической гимнастикой. Атлетические занятия и физический труд являлись для мужской половины семьи как бы подготовительными упражнениями для молодецкой забавы – кулачных боев, проводившихся на берегу или льду Днепра.

Его сын, Аркадий Георгиевич Харлампиев вырос в такой семье, однако стал… художником, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и Парижскую академию изящных искусств. В свободное время Аркадий Георгиевич подрабатывал в цирке в качестве акробата и борца, чтобы иметь возможность учиться и содержать семью. Помогала ему в этом отличная физическая подготовка. На цирковой арене он встретился с такими замечательными людьми и известными борцами, как Заикин, Поддубный и Лебедев.

Иван Васильевич Лебедев, более известный как «профессор атлетики» или просто «дядя Ваня», первым в России выпустил книгу по самозащите для специального пользования «Самооборона и арест» (Петроград, 1915). В книге изложены приемы только начинающей приобретать известность в Европе и совершенно неизвестной в России того времени японской борьбы «джиу-джитсу».

Учась в Парижской академии, после занятий Аркадий Харлампиев направлялся в «Бокс-клуб». В совершенстве владея приемами кулачного боя, он легко освоил английский бокс и уже через несколько месяцев выступал на ринге под именем Шарль Лампье. Победы русского Шарля следовали одна за другой. По окончании Академии он вернулся в Москву, где выступил как преподаватель, организатор, пропагандист, судья и практикующий боксер. Кроме борьбы Аркадий Харлампиев увлекался альпинизмом и даже участвовал в восхождении на пик Сталина (впоследствии пик Коммунизма, ныне – пик Исмаила Сомони).

С начала Первой Мировой войны Аркадий Харлампиев ушел на фронт, где, как писали газеты, считался пропавшим без вести. Однако через несколько лет, после побега из плена и госпиталя, спортсмен снова появляется во Франции и выступает на ринге под уже известным нам именем. Снова победные бои, шумный успех, поездка в буржуазную Эстонию и тренерская деятельность в ней. В 1922 году при помощи бывшего председателя Военно-революционного комитета Н.И. Подвойского Харлампиев снова возвращается, в уже Советскую, Россию.

В семье Харлампиевых бережно хранится архив, начало которого было положено Аркадием Георгиевичем, собиравшим книги по различным видам единоборств и боевых искусств. В середине 20-х годов Аркадий Георгиевич разрабатывает более десятка программ по физическому воспитанию для техникумов и институтов; в этих программах значительное место занимает обучение самообороне.

Вскоре после этого, по состоянию здоровья, Аркадий Харлампиев заканчивает свои выступления на ринге и начинает тренерскую и научную деятельность. Сыновья Аркадия Георгиевича, окончив курсы инструкторов физической культуры, начинают работать под руководством отца в ОСМКС (Общество строителей Международного Красного стадиона). Сыну Анатолию отец поручает для организации и проведения массовых действий поиск и обработку игр, как известных, так и позабытых.

В его конспектах (1922-1925) наряду с лаптой и городками появляются описания русской, татарской, цыганской и других видов народной борьбы. Именно с этого момента начинается разработка новой системы самозащиты.

В 1929 году Аркадий Георгиевич приводит Анатолия в ЦДКА (Центральный Дом Красной Армии), где работал в то время, и знакомит его со своим другом, тренером по дзюдо Василием Сергеевичем Ощепковым, широко эрудированным педагогом и знатоком, на практике изучившим секреты японской борьбы в Институте Кодокан. Подлинный профессионал, Ощепков был прекрасно знаком с различными видами единоборств и системами боевых искусств и преподавал то, что знал лучше всего. В сборнике материалов по учебным дисциплинам, изданном в 1934 году, он дает методику и тактику боевого искусства джиуджитсу, а также приводит правила по спортивному дзюдо.

Известен интересный факт: Василий Ощепков был одним из первых выпускников Токийской духовной семинарии, основанной архиепископом Николаем Японским при Японской духовной миссии. Рано оставшись без родителей, волей судьбы Вася Ощепков еще мальчиком попал в Японию, где и остался при Токийской миссии. На занятия единоборствами Василия Ощепкова благословил сам святитель Николай.

Ощепков ученик токийской духовной семинарии

Огорченный вестями о сокрушительных поражениях русских в войне с Японией, Владыка Николай видел одну из главных причин неудач Русской армии в неподготовленности солдат к рукопашному бою.

Со временем, по состоянию здоровья, Василий Сергеевич ограничивает свою тренерскую деятельность и передает организованную им секцию дзюдо во Дворце физической культуры «Крылья Советов» своему ученику Анатолию Харлампиеву, в то время еще студенту. В 1935 году Анатолий Харлампиев возглавил Московскую городскую секцию, а в 1937 году его избрали членом Президиума Всесоюзной секции дзюдо.
В эти годы Анатолия ждали суровые испытания. Отец его, страдавший тяжелой болезнью – пиелонефритом, которую он получил еще во время участия в Памирской экспедиции, летом 1936 года скончался. Год спустя, 2 октября 1937 года, арестовали по обвинению в шпионаже тренера и учителя Харлампиева В.С. Ощепкова. 10 декабря, находясь в предварительном заключении в застенках НКВД, он умер от сердечного приступа.

Борьба вольного стиля

Пережив смерть отца и наставника, Харлампиев с еще большей ревностью взялся за дело, начатое ими. Поначалу об исследовательской деятельности Анатолия Аркадьевича не знали даже его ученики, принимавшие предлагаемый им на тренировках учебный материал за «чистое дзюу-до».

1938 год является значимой вехой не только в деятельности Анатолия Харлампиева, но и в истории самозащиты и спортивной борьбы. Подготовив проведение первенства Москвы и успешно участвуя в нем, Харлампиев получает предложение со стороны ВКФКиС при СНК СССР (Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта при Совете народных комиссаров) возглавить 1-й Всесоюзный сбор по дзюдо.

Харлампиев с обычным для него энтузиазмом приступил к организации тренерского сбора, но не по дзюдо… «Борьба вольного стиля» – так была названа новая система самозащиты в советской печати и официальных документах. Анатолий Харлампиев познакомил участников конференции с багажом знаний, которые он успел собрать и систематизировать к этому времени.

В предлагаемой СИСТЕМЕ использовалось все самое лучшее и целесообразное из национальных видов борьбы и различных систем самозащиты, а универсальные правила давали возможность борцу любой национальности наравне со всеми выступать на соревнованиях.

Василий Сергеевич Ощепков c учениками

16 ноября 1938 года ВКФКиС издал Приказ №633 «О развитии борьбы вольного стиля». Этот день стал днем рождения борьбы САМБО. В 1939 году проходит первый чемпионат СССР по «борьбе вольного стиля».
Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война приостановила развитие самбо, но она же явилась проверкой новой борьбы на жизнеспособность в экстремальных условиях. Спортсмены и тренеры с честью защищали Родину, участвовали в подготовке бойцов и командиров, сражались в рядах действующей армии, с успехом применяя полученные знания и навыки, которые нередко спасали им и их товарищам жизнь. Многие из них были удостоены высоких правительственных наград.

Анатолий Харлампиев почти с самого начала войны пошел добровольцем на фронт, дошел до Кенигсберга (Калининграда) и закончил войну на Дальнем Востоке. На каком бы участке фронта он ни был, везде с успехом применял на практике полученные знания и накопленный боевой опыт. Анатолий Аркадьевич был награжден правительственными наградами – орденом Красной звезды и многими медалями. Заканчивал он войну в звании старшего лейтенанта.

Развитие САМБО в послевоенное время

После войны А.А. Харлампиев работает в Спортивном обществе «Динамо», где в 20-30-е годы культивировалась на основе джиуджитсу система самозащиты Спиридонова, которая носила названия «САМ», «САМОЗ», «Самозащита без оружия». Последнее название перешло и на систему, созданную Харлампиевым. Более правильной является расшифровка аббревиатуры САМБО как система САМозащиты и БОрьбы. Таким образом, спортивная борьба самбо является составной и неделимой частью всей системы САМБО.

В послевоенный период популярность спортивной борьбы самбо росла, число приверженцев ее увеличивалось, так как самбисты легко побеждали борцов, которые владели только каким-нибудь одним видом национальной борьбы.

В начале 50-х годов руководство «Динамо» решило сделать спортивную борьбу самбо ведомственным видом спорта. Анатолий Харлампиев на это пойти не мог, так как видел дальнейшее развитие системы самбо исключительно в его массовости. В марте 1953 года Харлампиев подает рапорт об увольнении в запас и поступает на работу в качестве преподавателя кафедры физического воспитания Московского энергетического института. В очень короткий срок он становится доцентом кафедры, а его ученики завоевывают призовые места на соревнованиях всех уровней.

В 1969 году А.А. Харлампиев принял непосредственное участие в организации деятельности клуба «Десантник» в Хамовническом районе Москвы. В дальнейшем этот клуб преобразовался в клуб самбо имени А.А. Харлампиева, который продолжает до настоящего времени традиции первого тренера и создателя системы самбо.

За четверть века работы в МЭИ Анатолием Харлампиевым было воспитано, что называется, «с нуля» более 70 мастеров спорта, что само по себе уникально. Половина из них стали впоследствии кандидатами и докторами технических наук.

Популярность САМБО в мире

Признание приоритета отечественной системы борьбы привело к прекращению на время культивирования дзюдо в СССР. К тому же дзюдо стало считаться запрещенной системой, пропагандируемой «японскими милитаристами».

Здесь нужно отметить, что, происшедшее от дзюдо, самбо со временем, накапливая и вбирая в себя опыт разных единоборств, стало значительно превосходить своего предшественника. Несмотря на это, в начале 60-х годов, из-за преобладания в советском спорте финансовой стороны над профессиональной, в печати стали появляться публикации типа: «От джиу-джитсу к самбо», «Самбо – переименованное дзюдо». Основателями самбо объявлены Спиридонов и Ощепков, а имя Харлампиева отодвинуто на второй план. Соревнования проводились не по самбо, а по дзюдо, на развитие которого стали выделяться значительные суммы.

Показательно то, что первая самостоятельная федерация самбо появилась не в России, а в Болгарии (1957), потом в Японии (1965) и в Испании (1972). В 1972 году в Риге был проведен Первый чемпионат Европы по спортивной борьбе самбо, в 1973 году состоялся Первый чемпионат мира в Тегеране, а Кубок мира прошел в Овьедо в 1977 году. Несмотря на сопротивление со стороны чиновников от Спорткомитета, ученики Харлампиева из МЭИ при поддержке Правительства города Москвы организовали в 1981 году проведение в Москве Всесоюзных мемориалов.

В 1996 году борьба самбо вышла на мировую арену и была признана на конгрессе Международной федерации спортивной борьбы (ФИЛА) оригинальным и самостоятельным международным видом спорта, наряду с вольной и греко-римской борьбой. Генеральный секретарь ФИЛА Фернандо Компте, комментируя свою горячую симпатию к этому виду борьбы, сказал:

«САМБО – самый демократичный, самый доступный, самый динамичный и потому самый современный вид борьбы. Именно этим объясняется такой быстрый рост его популярности».

В марте 2001 года проведен очередной XXII Международный турнир по самбо «Мемориал Харлампиева». Спортивная борьба самбо в ближайшее время станет по праву олимпийским видом спорта и войдет в программу игр.

Непобедимое оружие

Приверженцы различных видов спортивной борьбы и боевых искусств часто заявляют, что только их вид единоборства универсален и обладает существенными преимуществами перед другими. Сам Харлампиев дает такую характеристику своей системы:

«Что лучше, САМБО или дзюдо, САМБО или каратэ? На это я всегда отвечаю так: не может часть быть больше целого. Система САМБО впитала в себя все лучшее и целесообразное, что могли предложить нам народные виды борьбы и системы самозащиты».

Борьба самбо является одним из культурных символов нашей Родины, который мы можем и должны использовать. Она родилась в России и, являясь достоянием нашего многонационального народа, открыта для дальнейшего развития и совершенствования. Ее возрождение должно послужить объединению и сплочению Российского государства, вернуть бывшей великой империи ее непобедимое оружие – русский рукопашный бой. Уместно здесь вспомнить слова известного практика и теоретика «Русского стиля» А.А. Кадочникова:

«Рукопашный бой – это невидимое оружие, которое нельзя обнаружить, пока его не применили, и нельзя отобрать до тех пор, пока человек жив».

И овладеть им по мере сил может и должен всякий, кто считает себя гражданином, ответственным за свою жизнь и благополучие своих ближних. Нужно также помнить о непременном условии успешности использования этого оружия: доброе направление воли человека, использующего приемы рукопашного боя. Иначе оно может обернуться против него:

«Все, взявшие меч (со злым намерением), мечом погибнут», – говорит Господь (Матф. 26:52).

Прямой эфир

Концерт Фронту (12+)

18:55 Х/ф "Фронт" (12+)

20:45 Х/ф "Петр I" 2 серия (12+)

22:45 Боевой киносборник. 1-й Выпуск (12+)

23:20 Вокруг света пешком. Люксембург (12+)

Анатолий Харлампиев. Создатель самбо

Написать нам

Анатолий Харлампиев. Создатель самбо.

В гармонии борьбы и поединка – честь,
у боевого самбо – слава, доблесть есть!



Из гимна боевого самбо

Слово «самбо » расшифровывается как самозащита без оружия. Это вид спортивного единоборства. Философия этой борьбы – саморазвитие и постоянное стремление к самосовершенствованию. Самбо – это не только вид спорта, но и воспитание в человеке силы воли и характера.
Появилось самбо в 1920–30-х годах в Советском Союзе. Приёмы самбо были заимствованы из других боевых искусств народов мира, например, из дзюдо, и изменены в соответствии с философией единоборства. Приёмы из 52 единоборств (японского дзюдо, французской борьбы, джиу-джитсу, карате, а также национальных единоборств народов СССР) составили основную часть «инструментов» самбо.
Одним из самых ярких мастеров самбо является Анатолий Аркадьевич Харлампиев – исследователь и теоретик борьбы разных народов, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер Советского Союза, во многом определивший облик этого вида борьбы.

Тяга и интерес к спорту возникли у Харлампиева с раннего детства. Его дед был кулачным бойцом и настоящим силачом: рассказывали, что он мог остановить тройку на скаку. Дед увлекался рукопашным боем, изучал его приёмы и виды ударов... Отец Харлампиева стал чемпионом Франции и Европы, выступая на ринге.
Мальчик с самого детства занимался спортом, уже в шесть лет он выступал воздушным гимнастом в цирке. Интерес к спорту и борьбе перерос в нечто большее, чем просто увлечение. Они стали смыслом и делом всей жизни Харлампиева. Так же, как и дед, Анатолий Аркадьевич начал классифицировать известные ему удары и приёмы, создавая целостную систему. Чтобы пополнить багаж своих знаний, он поступил в Государственный центральный институт физической культуры, где занимался дзюдо под руководством Василия Сергеевича Ощепкова, который обучался этому виду единоборств у мастеров в японской школе Кодокан.


Во время тренировок и изучения теории единоборств Харлампиев заметил, что те приёмы, которые он уже знал ранее от отца и деда, и те, которые изучал сейчас, чем-то похожи между собой, но некоторые из них эффективней. Тогда ему и пришло в голову отобрать лучшие приёмы, соединить их воедино и использовать их комбинации. Этот набор мог послужить основой для нового вида борьбы, как считал сам Анатолий Аркадьевич, чтобы слабый и безоружный всегда мог защититься.
После окончания института Харлампиев пошёл преподавать физкультуру в коммунистическом университете трудящихся Востока. Здесь он не только вносил в программу преподавания свои знания и умения, но не переставал учиться новым приёмам у студентов разных народностей, так как среди них были представители кавказских и среднеазиатских республик.
Харлампиев участвовал в поединках с такими студентами, обучаясь у них новым приёмам нападения и защиты. В университете ребята ему дали прозвище «непобедимый».
Он, регулярно, раз в год ездил в экспедиции по советским республикам, чтобы оттачивать своё мастерство и изучать новые виды единоборств. Но не только боевые умения помогли Харлампиеву стать истинным мастером своего дела. Держать себя в форме ему помогли занятия альпинизмом и фехтованием. Прекрасная физическая подготовка и выносливость – залог успеха и мастерства.
На основе уже отобранных приёмов Анатолий Аркадьевич создал боевую систему самбо – итог его многолетних размышлений и наблюдений. Самбо делилось на две разновидности: просто самбо – набор классических приемов борьбы – и боевой раздел самбо, включающий дополнительные элементы. Нельзя изучать отдельно только боевое самбо или только просто самбо. Боевым самбо можно овладеть лишь после изучения фундаментальных приёмов обычного самбо.
Но не только новые приёмы подарил России Анатолий Аркадьевич. Он предложил специальную одежду и обувь, в которой спортсменам комфортно было бороться.
Самбо, как самостоятельный вид спорта в СССР был принят в 1938 году . Состоялось заседание тренеров, среди которых Харлампиев был назначен старшим. Он прочитал доклад о систематике советской борьбы вольного стиля (как тогда назывался новый вид борьбы), в котором говорилось также про борцовки с мягкой подошвой и самбовку (как она называется сейчас), матерчатую куртку с прорезями для пояса, внешне напоминающую кимоно.
Переломным этапом жизни Харлампиева стала Великая Отечественная Война. «Непобедимый» отправился туда добровольцем. Сначала он служил в 18-й стрелковой дивизии.
Во время войны Анатолий Аркадьевич, проявив свою доблесть и отвагу, был награждён орденом «Красной Звезды», медалями «За оборону Москвы», «За боевые заслуги», «За взятие Кёнигсберга». Во время боев он был ранен.
Харлампиеву пришлось поменять боевые позиции на лечебный кабинет, где он стал методистом и помогал реабилитироваться раненым бойцам. Он и на фронте обучал их своим приёмам, всем сердцем желая передать свои умения. Также он преподавал лыжную тактику и тактику ведения боя.


После Победы Харлампиев перевёлся в войска, которым удалось разгромить Квантунскую японскую армию.
Харлампиев проявил интерес к пленным японцам, не оставив своей страсти даже на войне – он снова стал учиться у них новым приёмам дзюдо и устраивать с ними поединки. В обозах с пленными солдатами он к своему великому удивлению и восхищению обнаружил довольно много татами для занятий. Впоследствии японцы присвоили "Непобедимому" самый почётный "подарок" – 8 дан по дзюдо, который обычно не давали тем, кто не был гражданином Японии.
Страсть к дзюдо помогла Харлампиеву расположить к себе пленных и заставить их зауважать себя при таких, казалось бы, тяжелых обстоятельствах.
После войны Анатолий Аркадьевич снова взялся за распространение, популяризацию и развитие самбо. Начиная с 1947 года вновь стали проводиться чемпионаты по этому виду борьбы. Самбо – это великий дар Родине .
Президент России Владимир Путин сказал, что самбо – борьба, которой гордится народ, ведь боевое самбо укрепляет дух молодёжи, воспитывает силу воли, характер. Кстати, он сам – мастер спорта СССР по самбо, прошёл подготовку боевого самбо, чтобы стать разведчиком. На его взгляд, самбо - это философия, которая вырабатывает в человеке тактику ведения боя, развивает логику и внимательность.

Вот уже более 80 лет самбо является популярным видом спорта в России. Любой желающий может освоить отдельные приёмы или пройти весь нелёгкий путь освоения борьбы, чтобы выступать на чемпионатах. В нашей стране существует Всероссийская федерация самбо, которая занимается организацией чемпионатов. Также в память о родоначальнике самбо ежегодно проводятся турниры по самбо имени Анатолия Аркадьевича Харлампиева.
С 2001 года существует Федерация боевого самбо России. В нее входит и Центр боевого самбо МЭИ* им. А. А. Харлампиева. Именно в МЭИ на кафедре физического воспитания и спорта А. А.Харлампиев проработал последние двадцать шесть лет своей жизни.


В настоящее время боевое самбо ФБСР – это международно признанный вид спорта, созданный в России, объединивший лучшие достижения мировой культуры в области единоборств. Его можно назвать наиболее эффективным видом подготовки к военной и правоохранительной деятельности в современных условиях.
Самбо – это ещё и пропаганда спорта, здорового образа жизни. Самбо делает людей мужественными, смелыми. Кроме того, самбо – это эффективная подготовка к военной деятельности, а в армии и спецслужбах боевое самбо – это основа всех основ при подготовке военных. Практически все защитники нашей Родины должны владеть прикладными приемами боевого самбо.


А. Олейник, В.Волостных

Боевое самбо – наш национальный вид спорта . Оно имеет наиболее полный набор известных в настоящее время способов воздействия на противника. Все существующие в мире спортивные единоборства входят в состав боевого самбо в качестве подсистем.
*Московский Энергетический институт

Евгения Малышева

16 ноября считается днем рождения самбо. Эта борьба была призвана сформировать из советского гражданина настоящего супергероя. Вспоминаем главные факты об искусстве «самозащиты без оружия ».

СПИРИДОНОВ

Появлению самбо мы обязаны усилиям его отцов-основателей. Первым среди них был Виктор Спиридонов . Путь воина выбрал Виктора Афанасьевича, когда ему было 17 лет. Не доучившись в училище, он отправляется служить рядовым. Долго в рядовых он, правда, не задержался. Военная карьера Виктора пошла в гору. Он был перенаправлен в Кремлёвский батальон, заслужил унтер-офицерские лычки и был командирован в Казанское пехотное училище.

Спиридонов участвовал в Русско-японской войне, служил в конной разведке, был награждён орденом Святой Анны IV-й и III-й степеней и орденом Станислава III-й степени с мечом и бантом. Вероятно, именно во время этой войны в нём пробудился интерес к восточным боевым системам. Известно, что в 1906 году Спиридонов уже вовсю осваивает джиу-джицу. Примерно в это же время он знакомится на катке с гимназисткой Клавдией Чистовой, но их общее будущее оказывается под угрозой: Спиридонов получает приказ о переводе в Сибирскую часть. Путь воина неотделим от пути сердца, Спиридонов идёт на решительный шаг и подает прошение об отставке…

Армия не оставила Спиридонова. С самого начала Первой мировой войны Спиридонов оказывается на фронте, получает контузию и почти год проводит в госпитале. Контузия не смогла заставить Спиридонова перестать заниматься спортом. Он с ещё большим усердием продолжает заниматься своей спортивно-просветительской работой, привлекая в свои секции новых людей. Спиридонов не только открывает секции по самообороне во многих городах России, но и создает классификацию приемов, некоторые «спиридоновские» названия используются в самбо по сей день. Спиридонов долгое время занимался подготовкой милицейских и военных кадров, сам принимал участие в облавах и операциях милиции и ОГПУ.

ОЩЕПКОВ

Василий Ощепков - ещё один «крестный отец» самбо. По степени влияния на развитие этой дисциплины Василий Ощепков был просто «локомотивом». В 1913 году Ощепков закончил институт дзюдо «Кудокан» в Токио. Дзюдо он постигал от самого Дзигоро Кано. Ощепков стал третьим европейцем, получившим второй дан по дзюдо. По возвращении в Россию Василий открывает секцию дзюдо и проводит первый в истории чемпионат по дзюдо между японскими и русскими спортсменами.

Ощепков активно и плодотворно занимается обучением рукопашному бою милиционеров и Красной армии, но постепенно отходит от «японских стандартов». Он изменяет форму, вводит русскоязычные термины. Заменяет поклон, на обязательное рукопожатие до и после схватки, вводит разделение на весовые категории. Ощепков внедряет в арсенал японских приёмов элементы различных национальных видов борьбы, меняет покрой куртки, вводит «борцовки».

В 1937 году Ощепкова обвинили в шпионаже в пользу Японии. Через десять дней после заключения он умирает в камере от «сердечного приступа». В 1957 году он был реабилитирован посмертно.

ХАРЛАМПИЕВ

Анатолий Харлампиев был прирожденным атлетом. Силачом и кулачным бойцом был его дед: рвал пальцами трехрублевые монеты, остановил понесшую тройку лошадей. Отец Харлампиева, Аркадий, был художником и великолепным боксером. Чтобы заработать деньги на обучение в Париже, он начал выступать на профессиональном европейском ринге, стал чемпионом Франции, а затем и Европы. Понятно, что при таких папе и дедушке у Анатолия просто должна была сложиться как минимум неординарная судьба. Она и сложилась.

В шестилетнем возрасте Анатолий, которого тренировали и дед и отец, уже выступал в воздушной гимнастике под куполом цирка. В 16 лет он был уже зрелым бойцом и весьма разносторонним спортсменом. После школы он оканчивает курсы спортивных инструкторов и приступает к работе в Обществе строителей Международного Красного стадиона и театра революции. Харлампиев собирает и систематизирует методики различных видов единоборств, к концу 1936 года у него описано уже более 1000 приемов. Благодаря Харлампиеву самбо как спортивная дисциплина получила официальный статус.

В первые же дни Великой Отечественной войны, Харлампиев ушел добровольцем на фронт. Закончив войну в войсках, разгромивших Квантунскую армию, он стал учиться борьбе уже у самих пленных японцев, в обозе которых нашлось с десяток татами для дзюдо. Начав воевать простым солдатом, он был демобилизован в звании старшего лейтенанта, его служба была отмечена многими орденами и медалями. В 50-х годах японцы присвоили Харлампиеву почетный восьмой дан по дзюдо, что было вообще невозможно, если ты не уроженец страны восходящего солнца.

Кроме увлечения единоборствами, Харлампиев был и высококлассным альпинистом, что же касается его личных качеств, то нужно отметить, что он ничего не требовал за свои достижения для себя и своей семьи, долгое время жил в коммуналке. Одна комната была для него и спальней, и кабинетом, и кухней. Великий человек большого дела.

НА СЛУЖБЕ НАРОДА

Самбо недолго оставалась борьбой для избранных. Её корифеи, в первую очередь Ощепков и Харлампиев, сделали всё, чтобы увеличить массовость этого вида борьбы. Они открывали многочисленные школы по всей России, их воспитанники сами становились тренерами, набирали новых учеников. Широкая география распространения, формирующаяся благодаря частым выездным семинарам мастеров, сделала самбо очень популярным. Большого спорта нет без массовости и эта массовость была обеспечена. Борьба, как и любое искусство, должна принадлежать народу.

ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛО

Самбо нельзя назвать в полной мере преемницей дзюдо, хотя первоначальный импульс развитию был дан именно этой борьбой. В те времена была большая путаница с названиями. Дзюдо путали с джиу-джицу и наоборот. Самбо образовалось как сплав многих систем единоборств. Его корифеи перенимали техники из многих национальных видов борьбы: из куреша, чидаобы и других. Кроме того, и Спиридонов, и Ощепков включали в самбо элементы из армейских систем боя, что придавало самбо особенную эффективность.

В начале шестидесятых годов, в преддверии Токийской олимпиады, в СССР впервые прибыли лучшие дзюдоисты Японии со своими тренерами. Познакомившись с советским самбо у дзюдоистов из Японии не возникло никаких сомнений в том, что самбо - это совершенно самостоятельный и самобытный вид борьбы. Перед ними предстала система принципиально новая и значительно более совершенная, чем дзюдо.

ОЛИМПИАДЫ

В последние годы идёт активная работа по включению самбо в программу Олимпийских игр. Наши самбисты не раз доказывали всему миру эффективность своего вида единоборств. В 1961-м году в программу XVIII Олимпийских Игр в Токио включили дзюдо. Федерация самбо получила задание – подготовить команду борцов. Состав команды полностью формируется из самбистов. Триумфом закончилось выступление наших самбистов на токийской олимпиаде 1964 года. Бронзовые медали завоёвывают Арон Боголюбов, Олег Степанов, Анзор Кикнадзе, Парнаоз Чиквиладзе. В последующие годы тесная преемственность и близость нашей самбистской и дзюдоистской школ только крепла. Сегодня же - самое время включать самбо в программу Олимпийских игр.

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ

Если посмотреть на биографии наших лучших бойцов, участвующих в соревнованиях по боям смешанного стиля, то нельзя не заметить одну бросающуюся в глаза тенденцию. И тенденция эта - самбо. Боевое самбо и сегодня куёт лучшие бойцовские кадры. Хорошая ударная техника, проработка навыков борьбы в партере - слагаемые успеха, которые в полной мере даёт наш национальный вид борьбы. Огромная заслуга в развитии самбо, усиление интереса к нему, привлечении в спорт молодежи - у Фёдора Емельяненко.

Ощепков Василий Сергеевич (1892-1937 )
- родоначальник отечественного дзюдо и один из основателей борьбы самбо. Родился в конце декабря 1892 года (точная дата рождения неизвестна) в пос. Александровский пост на о.Сахалин. Незаконнорожденный сын каторжанки М.Ощепковой. После поражения России в русско-японской войне 1905 Южный Сахалин был отторгнут от России, и юный Ощепков невольно стал подданным Страны восходящего солнца.

Мать Ощепкова умерла, когда сыну исполнилось 11 лет. В судьбе мальчика принял участие архиепископ Японский отец Николай, человек широких взглядов, который сумел создать в Японии православную духовную миссию. В одно из учебных заведений этой миссии, семинарию в г.Киото, попал четырнадцатилетний сирота Вася Ощепков. Среди дисциплин, изучавшихся в семинарии, была борьба дзюдо. Раз в год в семинарии проводился отбор лучших учеников для обучения в знаменитом институте Кодокан-дзюдо, возглавляемом основателем дзюдо Дзигоро Кано. 29 октября 1911 Ощепков был принят в это учебное заведение, о чем в архивах Кодокана сохранилась соответствующая запись. Василий покинул семинарию в Киото и переселился в Токио, где находился институт Кодокан. 15 июня 1913 Ощепков получил первую мастерскую степень - седан (первый дан) - и подпоясал свое кимоно черным поясом. Вскоре он сдал экзамены на второй дан. Ощепков стал первым русским и четвертым иностранцем, заслужившим степень мастера по дзюдо Кодокан.

Возвратившись в Россию в 1914, Ощепков работал военным переводчиком в штабе Приамурского военного округа во Владивостоке. Тогда же под эгидой Владивостокского общества "Спорт" Ощепков организовал первый в России любительский кружок по изучению дзюдо. Кружок просуществовал до 1920 года.

По окончании японской оккупации Дальнего Востока Ощепков направился на о.Сахалин, а затем в Токио, где под прикрытием кинобизнеса вел разведывательную деятельность. Поставлявшаяся им информация в основном оценивалась в СССР как "ценная" и "очень ценная". Однако в служебной характеристике разведуправления его взгляды оценены как "сменовеховские", и в 1926 Ощепков был отозван в Советский Союз.

В 1928 приказом Реввоенсовета СССР Ощепков был назначен военным переводчиком в один из отделов штаба Сибирского военного округа и переехал в Новосибирск. Преподавал дзюдо в Новосибирской школе милиции и штабе Сибирского военного округа.

Вскоре Ощепкова перевели в Москву, в Управление по боевой подготовке РККА. В конце 1929 при Управлении для начальствующего состава московского гарнизона были организованы курсы инструкторов по обучению военнослужащих рукопашному бою. Руководителем курсов и автором программы обучения был назначен Ощепков. В самом начале 1930-х годов для гражданского населения был учрежден физкультурный комплекс, получивший название "Готов к труду и обороне". В качестве одной из норм ГТО второй ступени предусматривались приемы самозащиты для мужчин и женщин. Разрабатывать эту норму ГТО было поручено Ощепкову.

В 1929 Ощепков стал преподавателем Государственного центрального института физической культуры. Работа в Институте физкультуры дала Ощепкову уникальную возможность познакомиться с системами борьбы народов СССР, представители которых обучались у него на кафедре. Он проанализировал международные спортивные единоборства, китайское ушу и целый ряд национальных видов борьбы с точки зрения их применимости в боевой схватке. На основе дзюдо Ощепков начал создавать более совершенную прикладную борьбу, которая впоследствии получила название самбо.

Среди его воспитанников были В.Г.Кузовлев, В.В.Сидоров, Н.М.Галковский, И.В.Васильев, Р.А.Школьников, А.А.Харлампиев и многие другие мастера. В 1932 в Институте физкультуры Ощепков организовал первые открытые соревнования по дзюдо. В 1935 состоялись первенство Института физкультуры и первый чемпионат Москвы. Тогда же были организованы Московская и Всесоюзная секция "вольной борьбы дзюдо", председателем которой стал Ощепков.

В 1937 дзюдо как система, вышедшая из капиталистической Японии, была исключена из учебных планов институтов и техникумов физкультуры. 29 сентября 1937 Лубянка выпустила постановление: "Ощепков Василий Сергеевич достаточно изобличается в том, что, проживая в СССР, занимается шпионажем в пользу Японии... Гражданина Ощепкова привлечь в качестве обвиняемого по ст. 58 п. 6. Мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей". В ночь с первого на второе октября 1937 Ощепков был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Японии и десять дней спустя скончался в камере Бутырской тюрьмы.

Спиридонов Виктор Афанасьевич
(основатель Самбо)

До революции Спиридонов был кадровым офицером. Но не полковником, и не гвардии. Служить начал рядовым, уйдя в армию с семнадцати лет — вольноопределяющимся, в современной терминологии — добровольцем. Получил унтер-офицерские лычки и был командирован в Казанское пехотное училище. Юнкера еще осваивали тактику и фортификацию, кололи штыком чучело, а над Желтым морем у Чемульпо уже прогремели орудия «Варяга». В 1905 году в новеньких офицерских погонах Спиридонов отправляется туда, где разгорались сражения печально знаменитой русско-японской войны, в Маньчжурию.

На долю свежеиспеченного офицера выпал совсем недолгий период фронтовой жизни, но, должно быть, у подпоручика была настоящая солдатская хватка: домой он возвратился с крестом Анны и Станислава. Виктор Афанасьевич был знаком с вариантом джиу-джитсу, который оказался занесенным в Европу уже после русско-японской войны, в период мирового триумфа этой системы самозащиты. Время всеобщего увлечения джиу-джитсу отнюдь не прошло для Спиридонова даром. Был он человеком ловким и сильным, большим специалистом в военно-прикладной гимнастике, знал французскую борьбу, английский бокс и без особого труда основательно изучил японские приемы, хотя, вероятнее всего, пользовался при этом всего лишь описаниями в различных руководствах, изданных в России и за рубежом. Несмотря на фронтовые заслуги, успехи Спиридонова по службе, как и у любого армейского пехотного офицера, были невелики: истекшие десять лет приносят ему повышение всего лишь на один чин.

С первых же дней мировой войны он снова на передовой. Вторая война для командира пехотной роты поручика Спиридонова закончилась в тот самый день, когда в бою под посадом Лашевым над его головой разорвалась австрийская шрапнель. Тяжело контуженный и раненый, он год провалялся в госпиталях, а потом был «уволен от службы с произовдством в следующий чин и награждением мундиром и пенсией». Пенсия, впрочем, была мизерной. И не в те ли голодные годы пришлось раненому офицеру научиться тачать дамские ботинки? Вообще у него была уверенная хватка хорошего русского мастерового: при случае мог починить водопроводный кран, брался и за другие слесарные работы.

Революцию Спиридонов встретил в Москве. Время было нелегким для бывших офицеров: в них видели потенциальных врагов, подозревали в измене. Отставному штабс-капитану пришлось почувствовать это на себе... В девятнадцатом году он работает в Главном броневом управлении Красной Армии. А вскоре, оправившись от последствий контузии, становится преподавателем Московских окружных курсов инструкторов спорта и допризывной подготовки, одного из тех учебных заведений, которым суждено было стать родоначальниками советского спорта. Среди многих дисциплин, изучавшихся курсантами, была также «защита и нападение без оружия». Должность главного руководителя по этому предмету занимал Виктор Афанасьевич.

В те далекие годы спорт, и главное, его преподавание стояли на очень низком уровне, особенно в России, где физическая культура еще не успела получить достаточного развития. Но если почти в любом из культивировавшихся тогда у нас видов спорта уже существовал пусть небольшой, но тем не менее какой-то опыт, то в самозащите не было даже этого. Более того: алчная и невежественная орава самозванных знатоков джиу-джитсу коммерческого толка успела настолько скомпрометировать эту систему, что многие из спортивных специалистов уже просто не принимали ее всерьез. Многие, но только не Спиридонов. Бросавшиеся в глаза недостатки японской самозащиты не могли помешать ему видеть ее несомненные достоинства, понимать ее «рациональное зерно». И его не испугали ни сложность, ни объем работы, которую предстояло выполнить. А начинать пришлось не то чтобы с нулевой отметки, а, если хотите, даже с отрицательной. Он вторгался в область, где все было неясно, а зачастую и намеренно запутано. Никакой методики преподавания не было и в помине. Да и какая там методика, когда единственное, с чем начинал Спиридонов — это пара десятков приемов, из которых далеко не все были достаточно надежны. Все, абсолютно все нужно было находить и решать самостоятельно: какие именно приемы он отберет и покажет курсантам, как объяснит, в какой последовательности построит обучение. Главный руководитель придирчиво отбирал только самые надежные и простые приемы, на которые можно было бы положиться в любой переделке. Этому правилу он будет неизменно следовать и в дальнейшем, в течение всех двадцати лет своей деятельности. И неудивительно, что просматривая современные руководства самообороны непременно встречаешь большее из того, на чем когда-то остановился Спиридонов. Работа, конечно, велась, что называется, на ощупь, почти вслепую. Далеко не все выходило гладко. Немало было ошибок, заблуждений. Да и могло ли их не быть при таких сложных условиях?

Главное, что с самого начала Спиридонову удается встать на тот путь, по которому пойдет развитие всего современного искусства защиты и нападения без оружия: создание новой, «синтетической» системы, составленной из лучших приемов уже существующих систем. И тогда, всего лишь по истечении второго года работы, у Виктора Афанасьевича уже были основания говорить о преподаваемых им приемах, как о «проверенных на опыте, в жизни, обучавшимися ранее лицами». А впоследствии он вспоминал: «Впадая в начале своей работы в ошибку при определении ценности тех или иных приемов в смысле применения их к жизни, мне, тем не менее, в 1921 году, благодаря практическому изучению, удалось осознать ошибку существовавшей в то время системы. В то же время детальное изучение всех приемов, имевших применение в нашей действительности, указало новый и, как мне кажется, правильный путь.» В 1922 году перед работниками службы правопорядка была поставлена задача — постоянно совершенствовать свое стрелковое искусство и физическую подготовку. Ведь эти качества не только входили в число слагаемых, обеспечивающих успех проводимых операций, но даже гарантировали в определенной мере жизнь чекиста в опасных ситуациях. (Если, конечно, вообще могли существовать какие-то гарантии при такой изнурительной и нечеловечески напряженной службе!)

Созданное вскоре спортивное общество «Динамо», объединив в своих рядах спортсменов-чекистов, пограничников и милиционеров, приняло на себя солидную работу по выполнению поставленных задач. Естественно, что этому обществу, кроме всего прочего, предстояло возглавить работу в области такой специфической спортивно-прикладной дисциплины, как самозащита без оружия. И действительно, динамовская секция защиты и нападения вскоре стала общесоюзным центром по разработке техники, тактики, методики преподавания и пропаганде самозащиты. А начать всю эту деятельность и направлять ее в дальнейшем довелось, конечно же, Спиридонову. Он был в числе самых первых спортивных специалистов, пришедших на работу в новорожденное общество. И наверное, это было наиболее закономерно. В 1923 году Виктор Афанасьевич являлся наиболее знающим, если вообще не единственным специалистом в своей области. Входил он к тому времени и в спортивный актив столицы.

Все это, несомненно, предопределило его приход в «Динамо», но думается все же, что главная причина была иной. Как и прежде, на передний край Спиридонова вела сама логика его характера. Не даром же рассказывают, что этот бывший фронтовой офицер по собственной инициативе не раз участвовал в операциях по ликвидации воровских притонов вместе со своими учениками из угрозыска. Это был какой-то, может быть немного старомодный, но, поистине, рыцарь без страха и упрека... Спиридонов получил теперь огромную всесоюзную аудиторию, очень внимательную и очень нуждавшуюся в его суровой науке. И Виктор Афанасьевич не обманул ее ожидания. Несмотря на неизмеримо возросший объем работы, он трудился со свойственной ему энергией и, как всегда, с полной самоотдачей. Обучает боевым приемам чекистов, работников милиции, командиров и бойцов пограничных войск. Вручает им то самое «невидимое оружие», которое так было необходимо в их опасном труде. И не одному здоровенному бандиту случалось изумляться тому, что скрутил его невысокий, на вид слабосильный чекист. Деятельность его в «Динамо» не только предъявляла новые возросшие требования, она давала еще широчайший простор Спиридонову для осуществления всех, даже самых смелых его планов. Решить задачу преподавания самозащиты во всесоюзном масштабе можно было только вырастив сотни хорошо подготовленных инструкторов. И вот Спиридонов работает еще и над проблемой подготовки инструкторских кадров.

Уже через несколько лет рядом с ним встала целая шеренга лучших его учеников, способных воспитывать не только рядовых самбистов, но и умелых преподавателей. Особенно выделялись двое из них: Д. А. Давыдов и М. И. Соломатин, которых Виктор Афанасьевич с благодарностью и уважением называл своими «постоянными помощниками в трудном и новом деле создания стройной системы самозащиты». Одна за другой выходят в свет три книги Спиридонова — об основных принципах его системы. Секции самозащиты (как их тогда называли — группы самосовершенствования) начинают функционировать не только в московской, но и во многих динамовских организациях: в Ленинграде, Ростове-на-Дону, Свердловске, на Украине, в Сибири и Закавказье. Неугомонный патриот своего дела, Виктор Афанасьевич объездил всю страну, пропагандируя приемы самозащиты. Всегда очень охотно выступал в чекистских и милицейских клубах, в учреждениях и воинских частях. Превосходный рассказчик, он умел быть интересным для любой аудитории. А. А. Харлампиев, пришедший в «Динамо» после Спиридонова, вспоминает: «Пропагандист был очень хороший. Куда бы мне не приходилось выезжать, я везде встречал огонек интереса к самбо, зажженный в свое время Спиридоновым». Виктор Афанасьевич ставил перед собой только практические цели: формирование системы самозащиты. Случилось однако так, что именно эта система стала самым первым этапом создания в нашей стране нового прикладного вида борьбы в одежде, в котором разрешалось применение болевых приемов. Того вида, который мы сегодня называем борьбой самбо. Дело в том, что полученные на занятиях боевые навыки лучше всего закреплялись и совершенствовались в вольной схватке. «Состязание является как бы высшей степенью тренировки и последним этапом совершенствования бойца при изучении самозащиты», — такого было мнение Виктора Афанасьевича. И его ученики выходили на ковер в курточках, борцовских ботинках (а чаще — просто в гимнастерках и носках) и проводили учебные схватки. Ненароком появившийся вид спорта оказался очень интересным и увлекательным. Постепенно стали организовываться соревнования и даже первенства по специально разработанным Спиридоновым правилам. Борцы разделялись на семь «весовых групп», а проведение болевых приемов допускалось не только как теперь, при борьбе лежа, но также и в стойке. Кроме того, использовались различные удушающие захваты. Все это, конечно, делало схватки сравнительно опасными и определяло высокие требования к хладнокровию, самообладанию спортсменов. «Состязающимся категорически воспрещается горячиться во время схватки, в каком бы темпе она не происходила», — предписывали правила и грозили нарушителям немедленной дисквалификацией. Стоит заметить, что это с наивной прямолинейностью сформулированное предостережение «горячащимся» вошло впоследствии и в самые первые общесоюзные правила борьбы самбо. В феврале 1929 года впервые был проведен чемпионат московского «Динамо» по новому виду борьбы. В афишах, правда, для пущей общедоступности указывалось: «по джиу-джитсу». Из-за ограниченного числа участников первенство разыгрывалось только в четырех весовых категориях. И хотя считалось, что состязания эти закрытого типа, в течении всех трех дней пока проходили упорные схватки на ковре, спортзал Высшей пограничной школы и старый динамовский зал на Цветном бульваре были переполненными. Мастера самозащиты никак не могли пожаловаться на недостаток внимания со стороны болельщиков.

Интересно, что еще за полгода до этого первенства ученики Спиридонова, к тому времени уже неплохие борцы, успели получить боевое крещение в первой и единственной в истории советского спорта международной встрече по джиу-джитсу. В погожие осенние дни 1928 года вся Москва жила спортивной спартакиадой. На оживленных многолюдных улицах яркими пятнами горели красочные национальные костюмы посланцев всех республик. То и дело слышалась иностранная речь: для участия в Спартакиаде в красную столицу прибыли рабочие-спортсмены многих стран. В состав немецкой делегации вошли несколько специалистов по джиу-джитсу. Немцы выступали в московских парках с показательными схватками, демонстрируя молниеносные броски и неотразимые захваты. Японская система была тогда в новинку даже для задававших тон в спорте европейских стран. И конечно же, германских спортсменов очень удивило, что в далекой и все еще переживавшей трудности Москве оказались свои собственные мастера самозащиты. Да и не только оказались, но даже осмелились бросить им вызов. Однако самый большой сюрприз ожидал гостей впереди. Хотя они с чисто немецкой аккуратностью точно следовали всем предписаниям японских профессоров, московские парни сумели все-таки победить их в этой знаменательной товарищеской встрече. Спиридонов тщательно согласовал с немцами условия встречи.

Единственный оставшийся в живых участник этого исторического матча — почетный динамовец В. С. Харитонов — вспоминал, с каким волнением готовились они к состязанию. Борьба велась до первого удачного приема. Партнеры подбирались примерно равного веса. Состязались всего три пары — от легкого к более тяжелым весам. Первым из динамовцев вышел на ковер низкорослый энергичный Пронин и, несмотря на понятное волнение, сумел провести победный болевой прием. Вторым вступил в состязание Харитонов, чью внешне неторопливую манеру ведения борьбы товарищи в шутку называли «меланхолией». Этот «меланхоличный стиль» определил выигрыш его обладателя и победу всей советской команды. Все, что теперь могли сделать гости — это уйти от поражения «всухую», и они реализовали эту возможность: третий член динамовской команды — Василенко — ушел с ковра побежденным. Тот стиль борьбы, с которым столкнулись в Москве германские спортсмены, хотя далеко еще не стал борьбой самбо, какой мы видим ее сегодня, но уже не был и японским джиу-джитсу в точном смысле этого слова. Восемь лет упорного труда Спиридонова не пропали даром. Этот человек не мог оставаться ортодоксальным копиистом. Хорошо зная все достоинства джиу-джитсу, Спиридонов тем не менее никогда не был бездумным адептом этой знаменитой системы. Его мнение категорично и недвусмысленно: «Искусство самозащиты помогает одержать победу всеми имеющимися средствами, поэтому при самозащите нельзя придерживаться одной какой-либо системы, никогда не охватывающей всех многочисленных и многообразных положений при жизненных столкновениях, а необходимо использовать все полезное и из других систем, раз это ведет к победе».

И Спиридонов смело вводит в практику лучшие приемы из вольной и классической борьбы, в том числе и опасные — запрещенные, берет на вооружение удары из английского и французского бокса, кропотливо отыскивает самобытные приемы, рожденные боевой и бытовой практикой. Отлично понимая, что любой прием «работает» только при необходимой быстроте исполнения, начинает (едва ли не впервые в практике вообще отечественной борьбы) хронометрировать время, затрачиваемое на их проведение. При всем этом он создает не некую абстрактную систему, не самозащиту «вообще», а четко ориентированную именно на наши условия.

По этой причине, в частности, оказались в основном безжалостно выброшенными излюбленные у японцев нажатия на «чувствительные точки». Значительно отличающийся от японского тип нашей одежды сводил на нет всю эффективность таких приемов. И вот в результате многолетнего труда Спиридонова на свет появилась оригинальная система самозащиты, у которой общего с джиу-джитсу оставалось только название. От него, естественно, тоже пришлось в конце концов отказаться. Свою систему Виктор Афанасьевич поначалу именовал просто «самозащиту». Впоследствие, отдавая дань модным тогда сокращениям, назвал системой «Сам». Но, вероятно, это название было не самым удачным. В среде спиридоновских учеников рождаются новые его варианты: «самоз», и, наконец, пришедшая на смену всем остальным звонкая аббревиатура «самбо» — «самозащита без оружия».Но хотя предыстория самбо начинается именно со Спиридонова, сам он едва ли когда-нибудь задумывался об этом. Делом своей жизни он считал созданную им систему самозащиты без оружия «Сам». Для ветерана-динамовца эта система была как бы его личным вкладом в дело борьбы с преступностью. Один из учеников Спиридонова рассказывал, что Виктор Афанасьевич умер прямо на самбистском ковре, когда в наиболее тяжелые военные годы обучал приемам наших диверсантов перед заброской их в немецкий тыл. Рассказчик называл город, где это якобы произошло. И хотя было все не так, хотя в действительности Спиридонов умер дома от неизлечимой болезни, но разве рождение такой вот легенды не показывало, что старый самбист, вопреки самой смерти, остался в строю, как солдат, навечно занесенный в списки своей роты.

Если ты зашел на наш сайт и открыл раздел «О САМБО», значит, тебе это интересно или как минимум любопытно. В любом случае, прочитанное не оставит тебя равнодушным. САМБО - мощное средство самозащиты, физического и духовного воспитания - было изобретено в Советском Союзе и быстро распространилось по всему миру. Самбисты СССР завоевали много медалей высшей пробы не только в САМБО, но и в дзюдо, вольной и классической борьбе, боях без правил. Закончив спортивные выступления и выковав характер, многие самбисты стали крупными учеными, военными и политическими деятелями. Это смелые и самоотверженные люди, которых знает сегодня весь мир.

ИТАК:

САМБО (аббревиатура, образованная от словосочетания «САМооборона Без Оружия») – вид спортивного единоборства и комплексная система самообороны, разработанная в СССР. В САМБО авторы (Анатолий Харлампиев, Василий Ощепков, Виктор Спиридонов) соединили приемы многих национальных видов единоборств, в том числе грузинской чидаобы, татарской, карачаевской, казахской, узбекской, туркменской, финско-французской, вольно-американской, английской, швейцарской борьбы, японских дзюдо и сумо.

История спортивных единоборств

Борьба на заре человечества помогала сохранить людям жизнь и обеспечить себя питанием. Накопленный опыт передавался из поколения в поколение, и со временем борьба была осознана как средство физического развития и воспитания ценных прикладных навыков.

Первобытные бои стали спортом после возникновения правил их проведения. Первым сведениям о спортивных боях около пяти тысяч лет: они упоминаются в вавилонском и индийском эпосах, китайских летописях, их изображения есть на древнеегипетских барельефах.

В Древней Греции борьба входила в программу древних Олимпийских Игр. Кроме того, она была частью системы физического воспитания детей и юношества, включающей бег на короткие дистанции, прыжки в длину, метание копья и диска. Первые правила соревнований по борьбе были разработаны и описаны основателем Афин - Тезеем.

Традиции древнегреческой спортивной борьбы были оживлены в середине девятнадцатого века во Франции. Этот вид спорта называли сначала французской, затем классической борьбой, сейчас она носит название греко-римской борьбы.

Практически сразу французская борьба попадает в Америку. Здесь ее развитие приобретает новое направление, которое в современном спорте называется вольной борьбой.

Греко-римская борьба с самого начала была включена в программу современных Олимпийских игр, возрожденных Пьером де Кубертеном в 1886 году. А уже в 1904-м в программу Игр включена вольная борьба.

У каждого народа есть свои национальные виды борьбы. И на территории бывшего СССР их практически столько, сколько народов – в том числе грузинская чидаоба, татарская куреш, карачаевская тутуш, русская борьба в схватку. Все они, а также опыт европейской и азиатской культуры, стали основой для САМБО.

Летопись самбо

1936 год. В Московском институте физкультуры Анатолий Харлампиев защищает дипломную работу, в которой собрал и описал все приёмы, изученные им под руководством Василия Ощепкова и собранные самостоятельно.

1938 год. В Москве проходит 1-й Всесоюзный тренерский сбор, «на который съехались тренеры различных видов национальной борьбы - киргизской, татарской, туркменской, казахской, кавказской и др.» («Красный спорт» 27 июня 1938 г.), и научно-методическая конференция. Старшим тренером сбора назначен ученик Ощепкова Харлампиев.

«Национальные виды борьбы нашего необъятного Советского Союза, - сказал на конференции Харлампиев, - послужили основой для создания большой общей борьбы, которую сейчас мы с вами все называем советской борьбой вольного стиля. В советскую борьбу вольного стиля включены все лучшие элементы из следующих национальных видов борьбы: грузинской, татарской, карачаевской, казахской, узбекской, туркменской и др.»

Он добавляет, что в систему привлечены наиболее оригинальные приемы финско-французской, вольно-американской, английской борьбы ланкаширского и кемберлендского стилей, швейцарской, японского дзюдо и сумо.

Синтезируемая система с первых моментов закладки своего фундамента предполагала ее открытость для всего лучшего и целесообразного, не отдавая приоритета чему-либо одному, а универсальные правила, по мысли Харлампиева, должны были дать возможность борцу любой национальности, применяя свои излюбленные приемы из народной борьбы, а также и другие, наравне со всеми выступать на соревнованиях.

Именно тогда и был сделан главный вывод: до тех пор, пока будут продолжаться поиски только в области сугубо прикладных, ограниченных по количеству приемов систем самозащиты, никакой реальной самозащиты быть не может. Для этого нужен фундамент, и этим фундаментом должна стать спортивная борьба. (Харлампиев А. А., «Система САМБО»)

16 ноября 1938 года Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту издал Приказ 633 «О развитии борьбы вольного стиля». «Эта борьба, - сказано в приказе, - сложившаяся из наиболее ценных элементов национальных видов борьбы нашего необъятного Союза и некоторых лучших приемов из других видов борьбы, представляет собой чрезвычайно ценный по своему многообразию техники и прикладности вид спорта». Этот день и принято считать днем рождения САМБО.

25-26 ноября 1939 года в Ленинграде проводится первый чемпионат СССР по «борьбе вольного стиля». «Борьба вольного стиля» - так называлась в то время борьба САМБО.

1940 год. Выходят первые пособия по «борьбе вольного стиля» Н. Галковского и Р. Школьникова. Издаётся учебное пособие для школ НКВД под авторством Виктора Волкова (ученик Ощепкова и Спиридонова) «Курс самозащиты без оружия "САМБО"». Автор попытался объединить наследие учителей и изложил свою концепцию обучения системе защиты и нападения. Благодаря Волкову появилось слово САМБО.

1941-1945 год. Великая Отечественная война прервала проведение соревнований по «борьбе вольного стиля» (борьбе САМБО). Но она же явилась проверкой жизнеспособности САМБО в боевых условиях. Спортсмены и тренеры, воспитанные на советской системе самозащиты, с честью защищали свою Родину, участвовали в подготовке бойцов и командиров, сражались в рядах действующей армии.

1946 год. «Борьба вольного стиля» получила современное название - САМБО. Формируется понятие о системе САМБО как системе объединяющей борьбу САМБО (спортивный раздел) и самозащиту без оружия «САМБО» (боевой раздел, предназначенный для решения боевых задач).

Создается Всесоюзная секция, возобновляется проведение соревнований и тренерских сборов.

1947 год. Выходят Правила соревнований по борьбе САМБО. (Борьба самбо: Правила соревнований. - M.: «Физкультура и спорт», тип. «Кр. знамя» - 6-я тип. Трансжелдориздата, 1947). Возобновляется проведение чемпионатов СССР по САМБО, которые проходят регулярно, вплоть до распада СССР в 1991 году.

1948 год. Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР впервые утверждает Программу по борьбе САМБО для спортивных секций коллективов физической культуры.

1949 год. Выходит первое издание книги Анатолия Харлампиева «Борьба САМБО». Книга начинается следующими словами: «Приёмы, применяемые в борьбе самбо, в своей технике обоснованы данными науки. В одном случае - целесообразное использование рычагов тела; в другом - применение законов движения цепи звеньев человеческого тела; в третьем - достижение молниеносных движений посредством сложения скоростей и т.д. - во всех случаях в борьбе самбо успех зависит не от случайной находки удачного приёма, а от правильного анализа движений человеческого тела».

Далее в главе, посвящённой тактике, Харлампиев пишет: «В таком сложном виде спорта, как борьба самбо, одной техники, физических и волевых качеств ещё недостаточно для достижения полного успеха в соревнованиях. Тактика во всём её многообразии играет и в отдельной схватке и во всём комплексе соревнований огромную роль. Поэтому в самбо изучению наиболее рациональных способов победы над противником должно быть уделено важное место».

50-е годы XX века для САМБО ознаменовались выходом на международную арену. Всё началось с иностранных студентов, обучавшихся в Советском Союзе.

1953 год. «Воениздат» выпускает для служебного пользования две книги Харлампиева - «Боевые приёмы САМБО» и «Специальные приемы САМБО».

1957 год. Первая официальная встреча самбистов СССР с дзюдоистами Венгрии. На стадионе «Динамо» в Москве борцы Советского Союза одержали убедительную победу со счётом 47:1 над последователями японской борьбы. Наши самбисты в этой встрече боролись по правилам дзюдо. Образована первая зарубежная федерация самбо - Федерация борьбы самбо Народной Республики Болгарии.

1958 год. Проходит первый чемпионат Народной Республики Болгарии по борьбе самбо - это первый турнир такого уровня за рубежом. В Бельгии на брюссельской всемирной выставке «Экспо-58» проходит демонстрация приёмов САМБО.

1962 год. В Федерации САМБО СССР организована секция дзюдо. Самбисты продолжают активно готовиться к Олимпийским играм 1964 года в Токио, где дебютирует дзюдо.

1965 год. В Японии создаётся Федерация САМБО.

1966 год. На Конгрессе ФИЛА, который проходил в американском городе Толидо, борьба САМБО признаётся международным видом спорта. В Советский Союз впервые приезжает команда японских самбистов. Гости не смогли выиграть ни одну из четырех матчевых встреч.

1967 год. В Риге прошел первый международный турнир дружбы по борьбе САМБО. В соревнованиях приняли участие спортсмены из Болгарии, Югославии, Монголии, Японии и СССР. С этого года международные соревнования регулярно проходят в разных странах мира.

1970 год. Давид Львович Рудман основывает в Москве школу «САМБО-70».

1971 год. САМБО включено в Спартакиаду народов СССР.

1972 год. В СССР, в Риге, проводится первый открытый чемпионат Европы по борьбе САМБО. В соревнованиях приняли участие спортсмены из Болгарии, Великобритании, Испании, СССР, Югославии, Ирана, Монголии, Японии.

1973 год. Первый чемпионат мира по самбо проходит на стадионе Фарах в Тегеране. В этих соревнованиях участвовали спортсмены из Болгарии, Великобритании, Испании, Италии, Югославии, СССР, США, Ирана, Монголии, Южной Кореи и Японии.

1976 год. Выходит в свет книга легендарного мастера самбо Евгения Михайловича Чумакова «Тактика борца-самбиста», где автор отмечает: «Чтобы успешно составлять план действий, борцу нужны знания и опыт. Он должен уметь оценивать возможности свои и своих противников, иначе не сможет выбрать правильную тактику и реализовать её. Тактика - это и искусство, и одновременно наука. В борьбе самбо накоплен значительный опыт применения тактических действий, который в последние годы интенсивно суммируется и систематизируется».

1977 год. Первый Кубок мира разыгрывается в Испании в г. Овьедо. Проходит первый пан-американский чемпионат по САМБО (Puerto Rico).

1979 год. Выходит первая книга по самбо для детей. Автор Давид Рудман начинает ее словами:«Дорогой друг! Я не знаю сколько тебе лет и знаком ли ты с борьбой самбо. Но ты взял в руки эту книгу и начал её читать». И чуть ниже: «Не жди от меня сверхъестественных рецептов и таинственных секретов. Самый сверхтаинственный рецепт давно раскрыт. Спорт - это труд! Ты хочешь стать самбистом. Прекрасное желание. Но одного желания мало. Можно, лежа на диване, читать книги по самбо и мечтать стать чемпионом. Можно много и умно говорить о борьбе и знать названия всех приёмов. Но так и не уметь ничего делать. Поэтому надо работать много, самоотверженно, разумно. Искать, ошибаться, проигрывать и побеждать. И верить, сильно верить в себя, в свой характер, в свою волю».

1981 год. САМБО включено в Боливарские игры (Южная Америка).

1982 год. В Москве проходит первый международный турнир по борьбе самбо «Мемориал Анатолия Аркадьевича Харлампиева». Этот турнир уже стал традиционным. САМБО включено в программу Cruz del Sur Games (Южная Америка, Аргентина).

1983 год. В Мадриде прошел первый чемпионат мира по борьбе самбо среди женщин. САМБО включено в программу Пан-американских игр.

1984 год. Подписан указ о развитии САМБО среди женщин в СССР. На учредительном Конгрессе в Бильбао (Испания) создана Международная любительская Федерация самбо, International Amateur Sambo Federation (FIAS / ФИАС), которая в 2001 году на очередном Конгрессе была переименована во Всемирную Федерацию САМБО, World Sambo Federation (WSF). Первым президентом FIAS избран испанец Фернандо Компте (Fernando Compte). Первым вице-президентом был избран Джон Хенсон (J. Henson) из Соединённых Штатов Америки.

1985 год. FIAS была включена в GAISF (AGFIS). GAISF - Всемирная ассоциация международных спортивных федераций / General Association of International Sports Federations)

1986 год. В Токио (Япония) проводится первый Кубок Азии по САМБО.

1987 год. Впервые Кубок мира по САМБО проходит на территории Африки, Касабланка (Марокко).

1989 год. Первый чемпионат мира среди юношей Нью-Джерси (США).

1997 год. В России в Международной Академии САМБО (г. Кстово) проходит XXI чемпионат мира по САМБО. Впервые за историю существования Международной любительской Федерации САМБО её возглавляет россиянин Михаил Тихомиров.

2001 год. На очередном Конгрессе Международной любительской Федерации самбо (FIAS/ФИАС), который проходил в России в городе Красноярске, было принято решение переименовать Международную любительскую федерацию САМБО, International Amateur Sambo Federation (FIAS/ФИАС) во Всемирную Федерацию самбо, World SAMBO Federation (WSF/ВСФ).

Виды самбо

Хотя изначально самбо развивалась как единая система, в настоящее время можно выделить три версии самбо:

– Спортивное самбо – это спортивное единоборство, близкое дзюдо. Однако самбисты носят куртку с «крылышками» и с прорезями для пояса, вместо штанов – шорты, а на ногах – «самбовки».

Для поединка выбирают круглый ковер вместо квадратного в дзюдо. В самбо можно делать болевые приемы на ноги, но нельзя проводить удушающие приемы, а в дзюдо – наоборот. Кроме того, в дзюдо и самбо совершенно разные системы подсчета очков.

– Искусство самообороны. Эта форма аналогична айкидзюцу, джиу-джитсу и айкидо. Приемы рассчитаны на отражение атаки как вооруженного, так и невооруженного противника.

– Боевое самбо – система, разработанная и приспособленная для нужд армии и полиции. Боевое самбо включает в себя приемы с применением оружия и без него.

Соревнования по боевому самбо напоминают современные поединки по смешанным боевым искусствам («бои без правил») и включают в себя широкое использование ударов, захватов и бросков.