Проповеди патриарха кирилла в день святой троицы. О Троице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы собрались в украшенном зеленью храме, чтобы молитвенно вспомнить событие, происшедшее около 2000 лет назад - сошествие Святого Духа на Апостолов. Иисус Христос, как и обещал, послал Своим ученикам «Духа Утешителя от Отца». Праздник Святой Троицы установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1Кор.16,8), (Деян.20,16). Святая Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает нам, чтобы мы воспевали "Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа" – "Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную".
В IV веке святым Василием Великим были составлены коленопреклоненные молитвы, читаемые доныне на праздничной вечерне. Чтобы сохранить верующих в благоговейном состоянии и сделать их способными, по примеру апостолов, к целомудреннейшему совершению коленопреклонений и молитв в честь Святого Духа, к достойному принятию бесценных даров благодати Божией, вечерню положено проводить вслед за литургией.
Это событие можно противопоставить ветхозаветному «смешению языков», когда Господь за неверие людей лишил их возможности общаться между собой «разделив» языки, то есть установив языковой барьер, когда люди, восстав против своего Творца, решили построить Вавилонскую башню. А в день Пятидесятницы в Новом Завете апостолы получают возможность общаться на разных языках, а, значит, и могут проповедовать Евангелие всему миру. То есть милостивый Отец Небесный протягивает руку спасения каждому без исключения живущему на земле человеку. Но при этом Он не отнимает свободную волю, не засталяет почитать Себя, оставляя право выбора за самим человеком.
Мы должны благодарить Бога за то, что нам посчастливилось родиться в исконно-православной традиции. Но, увы не каждый житель нашей Родины считает себя верующим; а тот, кто все же считает себя православным - живет ли по канонам Святой Церкви, соблюдает ли заповеди Божии? Далеко не всегда, к сожалению! А происходит так потому, что нет веры: человек, верующий в вездеприсутствие Божие, не сможет совершить никаких дурных и противоправных поступков. Чтобы появилась вера, нужна личная встреча каждого конкретного человека с Богом.
Кто-то рождается в верующей семье, кто-то в неверующей - но ребенок, даже получивший с детства основы веры, должен сам прийти к Богу, лично осознать, что существует Всемогущий Бог, Который есть Любовь.
У каждого такая встреча происходит по-разному. Наши предки говорили: «кто по морю не плавал, тот Богу не маливался».К сожалению, чаще всего человек обретает истинную веру путем многих скорбей и болезней. Тогда, когда понимает, что уже никто и ничто на земле не может ему помочь. Именно в такие моменты мы начинаем искренне верить и обращаться к последей и единственно верной Надежде - к Богу, Который только и ждет просьбы, чтобы оказать помощь.
Сегодня - день рождения Церкви - «днесь благодать Святаго Духа нас собра» - поется в праздничных песнопениях. Сегодня мы вспоминаем Сошествие Духа Святаго на апостолов и называем этот день рождением Церкви. Потому, что именно так – в совокупности единомыслия и единодушия, в совокупности Церковной все мы обретаем, можем обрети богоданную полноту жизни. И всё, чем живёт Церковь в её неизменных основах – всё это и есть путь преображения, путь очищения и освящения нашей жизни. То, что святые отцы называют обожением.
Это не какой-то одномоментный акт, вроде буддийского «просветления» - это именно путь, в котором внимательная и чуткая человеческая совесть руководима благодатью Святаго Духа. И этот путь начинается в земной человеческой жизни. В этом пути, в этом преображении и восхождении к Богу и заключён наш главный смысл… и горе, если мы сами себя этого смысла лишаем. Потому что заменить его невозможно ничем!

Троица Святая явила Себя во всей доступной нашему восприятию полноте в день Пятидесятницы. И доселе и до скончания века эта полнота открыта для нас. Какой неизреченный и величайший дар! Так будем же помнить об этом даре, искать его обретения, жалея, плача и сетуя о своём окаянстве и прося снова и снова, чтобы Господь очистил нас, чтобы вразумил на путях, чтобы научил - что нам подобает «творити и глаголати», чтобы стать причастниками подлинной жизни, красоты, любви и совершенства. Будем всеми силами искать единства со Святой Троицей, помня какой неизмеримой ценой куплена для нас эта неизреченная и радостнейшая возможность – быть с Богом!

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Нынешний великий праздник, дорогие братья и сестры, является прославлением того события, которое произошло на заре жизни Церкви Христовой. О Святом Духе было предвозвещено еще в Ветхом Завете: бытописатель Моисей, повествуя о создании мира, говорил о том, что Дух Божий носился над водами и, таким образ, подготавливая их к тому, чтобы в них могли жить те твари, которых потом создал Господь.

В паремиях, которые мы слышали вчера, говорится о том, что и на избранных мужей Ветхого Завета нисходил Святой Дух в виде особого озарения. Как говорится в Книге Чисел: пророк Моисей избрал семьдесят духоносных мужей, на которых осиянием Своим снизошел Святой Дух. Но это было свидетельство очень неяркое, и, поэтому Господь, когда пришел на землю, говорил относительно того, что Он ниспошлет Своего Духа на апостолов и говорил Он апостолам, чтобы они пребывали неотлучно во Иерусалиме после Его Вознесения, до тех пор, пока не облекутся силою свыше. А до этого Господь говорил также, что Он уходит для того, чтобы снизошел Дух Святой, Который напомнит им о всем том, что Он говорил Сам своим ученикам.

И в день «пятидесятный», как говорится в Евангелии, Господь действительно исполнил это обетование святым апостолам, и Дух Святый в виде огненных языков сошел на святых апостолов. В это время дыхание Духа было, как дыхание ветра, и апостолы начали говорить на разных языках. Поэтому те, кто были в Иерусалиме, а в Иерусалиме в это время было очень много людей, которые пришли из разных мест, и каждый из них понимал, что говорили святые апостолы. И поэтому естественно, это явление было невероятным, чудесным, которое поражало умы и сознание людей. Но самое главное – это то, что Дух Святой, Который сошел на святых апостолов, даровал им силу благодатную для того, чтобы они проповедовали Евангелие по всему миру.

Прокимен нынешнего дня гласит: «Во всю землю изыди вещание их ив конце вселенной глаголы их». Это об апостолах сказано, потому что, действительно, во исполнение Заповеди Господней, они, которые не отлучались от Иерусалима до того, как облеклись силою свыше, после того как на них снизошел Святой Дух, прошли по всей вселенной и проповедовали Евангелие «всей твари».

Дух Святой, таким образом, произвел коренной переворот в жизни самих апостолов ив жизни тех, которые были с апостолами и в тех, которые внимали апостольской проповеди и становились в ряды христиан.

Дух Святой даровал возможность святым апостолам проповедовать мужественно, безбоязненно преодолевать всевозможные препятствия, которые стояли на их пути. Они ничего не боялись, не страшились, им не страшна была и смерть, как говорит святой апостол Павел: «желание имею разрешиться от уз плоти и со Христом быть». Они всегда были готовы отдать свою жизнь, но только не изменить тому призванию, к которому призвал их Сам Господь.

Святитель Григорий Богослов говорит о том, что Дух Святой произвел такие разительные перемены в жизни святых апостолов. «Прежде всего», говорит он, — Дух Святой из рыбарей сделал людей, которые способными оказались в мережу Христову завлекать многие народы. Весь мир покорили, мытарей призвал, чтобы они уловляли и призывали души человеческие, и гонителей обратил таким образом, что они стали ревностными проповедниками Евангелия.

И святой Иоанн Златоуст вместе со святым Григорием Богословом говорит относительно того, что Дух Святой сотворил такую перемену в святых апостолах, что они, если и проявляли когда-то боязнь, страх перед иудеями, то теперь, после того, как облеклись силою Святого Духа, стали бесстрашными и мужественными воинами Христовыми, которые проповедовали Евангелие там, куда направлял их Сам Господь и Дух Святой.

В Священном Писании, в богослужениях и молитвословиях действие Святаго Духа уподобляется «свету и огню». Подобно свету, Дух Святой просвещает духовные очи каждого человека, который соприкасается с Божественной благодатью. Дух Святой, подобно огню, очищает души человеческие, те души, которые приобщаются неизреченной Божественной благодати.

Святой Иоанн Златоуст говорит, что если не было бы Духа Святаго, то не было бы ни пастырей, ни учителей, которые наставляли бы в истине Христовой. Если бы не было Духа Святаго, то не было бы и Таинств, в которых подается неизреченная Божественная благодать. Если бы не было Святаго Духа, то не было бы и самой Церкви. Поэтому сошествие Святаго Духа на апостолов – это праздник самой Церкви, это день рождения Церкви Христовой, потому что именно в этот день святые апостолы, благодаря своей проповеди, в этот день собрали воедино очень множество людей, которые уверовали во Христа. Многие тысячи встали под знамя Христово и создали церковные общины, а впоследствии и многие поместные Церкви в разных городах, которые существуют и в настоящее время.

Благодаря тому, что святые апостолы передавали своё благодатное служение преемникам, оно пребывает в Церкви Христовой всегда и будет пребывать до скончания века. Церковь – это сокровищница, в которой сохраняется и передается Божественная благодать. Поэтому каждый, кто принадлежит Церкви Христовой, является общником этой неизреченной благодати через принятие Святых Таинств Христовых.

Вот таково значение, дорогие братья и сестры, этого великого и радостного события, которое послужило основанием для настоящего празднества и торжества.

Будем же, дорогие братья и сестры, благодарны Богу за то, что Он даровал нам возможность приобщаться к неисчерпаемому источнику Божественной благодати через те Таинства, которые преподаются в Церкви Христовой. Будем стремиться к тому, чтобы благодать Святаго Духа освящала наш путь, чтобы благодать Божия, подобно огню, очищала наши души, дабы мы ясно видели свой христианский путь и стремились к тому, чтобы шествовать по этому пути свято и непорочно.

Аминь.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Проповедь в день Святой Троицы в Троице-Сергиевой лавре.

Патриархия.ru

31 мая 2015 года, в праздник Святой Троицы, по окончании Литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с балкона Патриарших покоев с .

Патриарх Кирилл: Церковь будет существовать всегда

«Если бы Церковь была только человеческой организацией, если бы она только объединяла единомышленников, подобно тому как объединяет единомышленников множество существующих человеческих организаций, то ее давно бы не существовало, - отметил Святейший Патриарх Кирилл в своей проповеди , - Ведь и во времена апостолов были мощные человеческие организации, поддерживаемые силой Римской империи. Это были в первую очередь правящие элиты, это были римские легионы, олицетворявшие мощь империи. И где теперь эта человеческая мощь? Если мы проследим всю историю после пришествия в мир Христа Спасителя, то каких только мощных организаций не было — действующих и открыто, и скрыто, претендующих на власть физическую и на власть духовную, — но этих организаций больше не существует, а те, что есть, уйдут из истории рода человеческого, как уходили все предыдущие» .


«Но Церковь будет существовать всегда, до скончания века, - подчеркнул Патриарх, - потому что врата ада ее не одолеют (см. Мф. 16:18). Не потому, что мы с вами такие сильные — мы немощные, мы слабые, мы, может быть, гораздо слабее тех, кто организован в иные человеческие общины, но в нас и через нас, через Церковь Божию, действует Святой Дух. Он возмещает нашу слабость, Он действует там, где нам не хватает сил и разумения, Он поднимается на защиту Церкви, когда могущественные силы, во много крат превосходящие силу и влияние Церкви, пытаются ее разрушить» .

Митрополит Иларион: Только через причастие Святого Духа может быть воспринята тайна Воплощения и Воскресения Сына Божия

31 мая 2015 года, в праздник Святой Троицы, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили заместитель председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков), проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры иеромонах Иоанн (Копейкин), клирики храма.

В архипастырском слове после богослужения митрополит Волоколамский Иларион сказал:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Праздник Пятидесятницы называется в молитвах, которые мы только что услышали, праздником завершающим, ибо он есть завершение всех великих праздников — от Рождества Христова и Благовещения Пресвятой Богородицы, до Пасхи и Вознесения Господа Иисуса Христа. Этот праздник заключает пасхальный цикл, и от Пятидесятницы ведется счет всем последующим неделям церковного календаря.

В течение долгого периода литургического года мы вспоминали то, что Святые отцы называют домостроительством нашего спасения в Господе Иисусе Христе, — начиная от Рождества Христова, когда Сын Божий воплотился и пришел в этот мир, и вплоть до того момента, когда Он вознесся на небеса и затем, как и обещал, ниспослал Своим ученикам Святого Духа.

« Каждый должен жить так, чтобы не отвернуть от себя благодати Духа Святого »

Что каждый из нас может сделать полезного для Церкви в День Ее рождения? — Предстоятель УПЦ специально для PravLife.

— Что каждый из нас может сделать полезного для Церкви в День Ее рождения?

— В этот Священный день, когда мы празднуем и молитвенно прославляем Третье Лицо Господа Святого Духа, Святой и Единосущной Троицы, каждый из нас должен заглянуть в себя и посмотреть, что мы делаем для того, чтобы стяжать благодать Святого Духа.
Благодать Святого Духа приобретается через разумное смирение перед Богом и перед ближним.Перед Богом смиряться — значит за все благодарить Его, а смиряться перед ближним — это не мстить ему, если даже ближний сделает нам что-то злое.
Мы должны помнить об этом, разбираться в себе самом: что мы делаем по своему смирению, а что — из-за гордыни. И все, что мы должны делать, будем стараться делать со смирением. Потому, что на смиренном прославляется Бог, а гордый возвышает не Бога, а себя. Если будем смиряться перед Богом, то станем тогда верным чадом Его Церкви.

День Святой Троицы. Пятидесятница.

31 мая 2015 года, в праздник Святой Троицы, по окончании Литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с балкона Патриарших покоев с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Пятидесятницы, с праздником Святой Троицы. В этот день мы прославляем событие огромной важности, которое по своему значению сопоставимо с сотворением мира и с воплощением Сына Божия. Мы прославляем пришествие в мир Духа Святого.

Святой Дух, конечно, и до этого события пребывал в мире. Дух Божий носился вверху воды в момент таинственного акта сотворения Вселенной (Быт. 1:2). Святой Дух поддерживает все творение. Святой Дух нисходил на ветхозаветных патриархов и пророков, Он давал им силу слова и мудрость. И в этом смысле нельзя сказать, что было время, когда не было Божественного Духа в космосе, в природе или в истории человечества.

Но событие, о котором мы сегодня говорим и которое мы прославляем, совершенно особенное. Святой Дух сошел на апостолов. Это был акт Божественного одухотворения учеников Христа Спасителя, но не только их. Святой Дух сошел не только на тех, кто был собран в Сионской горнице. Он сошел также на каждого, кто присоединился к этой апостольской общине. А всех тех, кто вместе с апостолами составляют эту общину, мы именуем Церковью. Святой Дух вошел в жизнь Церкви. И подобно тому, как Божественное и человеческое соединилось в личности Иисуса Христа, — по формуле IV Вселенского Собора, неслитно, нераздельно, неизменно, неразлучно, — Дух Святой пребывает неизменно вместе с человеческой природой Церкви, не смешиваясь с ней, но и не отделяясь от нее, одухотворяя эту человеческую природу.

И если бы Церковь была только человеческой организацией, если бы она только объединяла единомышленников, подобно тому как объединяет единомышленников множество существующих человеческих организаций, то ее давно бы не существовало. Ведь и во времена апостолов были мощные человеческие организации, поддерживаемые силой Римской империи. Это были в первую очередь правящие элиты, это были римские легионы, олицетворявшие мощь империи. И где теперь эта человеческая мощь? Если мы проследим всю историю после пришествия в мир Христа Спасителя, то каких только мощных организаций не было — действующих и открыто, и скрыто, претендующих на власть физическую и на власть духовную, — но этих организаций больше не существует, а те, что есть, уйдут из истории рода человеческого, как уходили все предыдущие.

Но Церковь будет существовать всегда, до скончания века, потому что врата ада ее не одолеют (см. Мф. 16:18). Не потому, что мы с вами такие сильные — мы немощные, мы слабые, мы, может быть, гораздо слабее тех, кто организован в иные человеческие общины, но в нас и через нас, через Церковь Божию, действует Святой Дух. Он возмещает нашу слабость, Он действует там, где нам не хватает сил и разумения, Он поднимается на защиту Церкви, когда могущественные силы, во много крат превосходящие силу и влияние Церкви, пытаются ее разрушить.

Дух Святой не потакает человеческому греху, который существует и в видимой, человеческой церковной жизни. Но эти грехи прощаются через искреннее покаяние, и Дух Святой наполняет наши немощные человеческие сосуды Своей Божественной силой.

Мы сегодня празднуем день рождения Церкви Христовой. Мы празднуем великое таинство соединения Божественного и человеческого, но уже не в личности Иисуса Христа, а в Церкви Божией. И этот день является действительно духоподъемным, прежде всего потому, что сегодня мы обращали к Богу особые молитвы, дабы Дух Святой всегда был с нами, а Он, будучи с нами, укрепляет и возвышает наш слабый и немощный человеческий дух. И, несмотря на человеческую немощь, существует и будет существовать Церковь Божия, в которой силой благодати Святого Духа прощаются человеческие грехи, и обновляется наша жизнь.

И молитва наша сегодня была особой, коленопреклоненной. Мы молились о себе, о Церкви, о роде человеческом, о живых и о мертвых. И верим, что в ответ на эту молитву сила Божия благодатью Святого Духа прикасается ко всем нам и спасает души наши. Аминь.

Деяния апостольские, 2:1-11

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты*, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

Сегодняшнее воскресенье – Праздник Святой Троицы, или Пятидесятница, день рождения Церкви. И событие это, как находящееся уже за пределами земной жизни Господа Иисуса Христа, описано в пятой по очереди книге Нового завета, которая называется Деяния апостольские. Это историческая книга, говорящая о первых годах существования Церкви. Наверное, сегодня – единственный в церковно-богослужебном году день, когда центральным на богослужении становится чтение не из Евангелия, а из Апостола.

В стихах из второй главы Деяний апостольских, которые мы сегодня слышали, говорится о том, как в праздник Пятидесятницы, то есть на пятидесятый день после Пасхи, апостолы находились единодушно вместе, и внезапно произошли два чудесных события.

Первое – начался некоторый шум на небе, подул сильный ветер, и весь дом наполнился ощущением могущества Божия. Припомним: когда мы находимся в поле перед грозой, вдруг начинает дуть сильный-сильный ветер, и невольно душа восходит к первоначалам, приближается к тому, каков был этот мир когда-то в его изначальной хорошести. Потом в Сионской горнице, то есть в доме, где находились апостолы, появились языки «как бы огненные» (Деян. 2:2), как говорит автор Деяний святой евангелист Лука. Это указание очень важно, потому что, конечно, речь не идет о физическом пламени. Эти языки почили, то есть, разойдясь, достигли головы каждого, кто присутствовал в Сионской горнице. Это было первое чудесное событие.

Второе событие состояло в том, что апостолы, согласно тексту Деяний, «исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им про­веще­вать» (Деян 2:4). То есть, не имея лингвистического или филологического образования, будучи по большей части простыми рыбаками, вдруг получили дар проповеди на языках тех народов, к которым еще только предстояло отправиться.

Почему эти два чудесных события отмечаются как день рождения Церкви? Дело в том, что в Евангелии от Иоанна, которое тоже сегодня читается на богослужении, Христос говорит о том, что потом, когда Он будет вознесен после Своих крестных страданий, Он пошлет ученикам Духа Святого, Утешителя, Который их всему научит. Принятие Духа Святого, Который, как верит христианская Церковь, является третьим Лицом Святой Троицы, будет для них великой радостью, (Ин, 14:26).

История человечества в некотором смысле разделяется на три этапа. Святые отцы, учители Церкви, говорят, что эпоха Ветхого Завета была преимущественно временем действования Бога Отца, Который был еще непознаваем человеческому роду. Средоточие человеческой истории, время земной жизнь Господа Иисуса Христа, описанное в Новом Завете, – время преимущественного действования второго Лица Святой Троицы, воплотившегося Бога Сына. И, наконец, последующая история – реализация тех хороших новостей, или Благой вести, которая принесена в Евангелии, – это эпоха действования Духа Святого.

В одном из очень важных церковных песнопений звучат такие слова: «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Тройческим единством». То, что Дух Святой пребывает в Церкви, определяет ее природу, совершенно отличную от природы, скажем, государства, партии, сообщества по интересам. Это отличие подразумевает, что все существенное внутри Церкви совершается не человеческими усилиями, не административным распорядком, талантом руководителей и даже не святостью и благочестием тех, кто Церковь наполняет, но Духом Святым, Который реально в ней пребывает и для христианина является вечным источником ее святости.

Духом Святым вода, в которую мы опускаем младенцев во время совершения Таинства Крещения, перестает быть просто физической консистенцией и становится водой, в которой человек рождается в жизнь вечную. Духом Святым слова, которые произносит священник в Таинстве покаяния («прощаю и разрешаю тебя от твоих грехов…») над каждым искренне кающимся человеком, перестают быть просто словами или советом психотерапевта, но становятся силой, после действия которой человек уходит реально освобожденным от груза своих грехов и получившим шанс дальше жить по-другому или бороться за то, чтобы жить по-другому. Духом Святым хлеб и вино, важнейшие субстанции нашего человеческого существования, на литургии перестают быть просто хлебом и вином, но становятся Телом и Кровью Христа, с Которым мы соединяемся в Причастии. И начало этих удивительных даров, значительно более удивительных, чем возможность проповеди на национальных языках, вдруг данная апостолам, имеет место в сегодняшний праздник и описано в Деяниях апостольских.

И еще одно важное замечание, связанное как раз с проповедью на языках. Этот завет, это указание дано Самим Богом. Христианство предполагает не создание мистической атмосферы, не мраки и полумраки переживаний без осознания разумом, но проповедь Слова, Слова с большой буквы, которое отзывается в сердце и рождает в нем отклик, объединяющий и разум, и волю для всецелого следования человека за Христом.

Протоиерей Максим Козлов