Православная Чечня: “Мама, почему я ношу крестик? Почему я один?”. Как живется православным в Чечне

Храм основан в конце XIX веке терскими казаками. Храм заложен в 1868 году, по имеющимся епархиальным сведениям построен в 1890 г. и освящён в 1892 г. Строили из природного камня на общественные пожертвования. По окончанию строительства является постоянно действующим.

До начала первой чеченской войны был одним из двух действующих православных храмов в Чечено-Ингушской АССР.

Исторически комплекс включал в себя храм трехкупольного типа в русском стиле с пристроенной колокольней, ограду с воротами (данный архитектурный ансамбль охраняется государством), каменный двухэтажный церковный (приходской) дом с подвалом, церковно-приходскую школу, котельную и вспомогательные помещения.

Адрес : Россия, 366000, г. Грозный, пр-кт А. Кадырова, 21

Храм святого князя Димитрия Донского (Ханкала)

26 октября 2008 года епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков) совершил чин освящения храма во имя святого благоверного великого князя Димитрия Донского. Храм был построен в расположении Объединенной группировки войск в Ханкале − пригороде города Грозный, где находится Оперативная группировка подразделений внутренних дел МВД России, где проходят службу сотрудники милиции, командированные из различных регионов России.

На торжественном мероприятии присутствовал Министр МВД тех лет Рашид Нургалиев.

Епископ Феофан поблагодарил представителей власти за оказанную помощь в строительстве войскового храма и зачитал приветственный адрес Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

1 марта 2009 года благочинный грозненского церковного округа игумен Варлаам (Пономарев) совершил чин освящения колоколов в храме Святого Димитрия Донского на территории Объединенной группировки войск сил в Северо-Кавказском регионе в Ханкале. Малая звонница, насчитывающая шесть колоколов, была подарена храму колокололитейной компанией «Литэкс».

Адрес : Россия, Чеченская республика, г. Грозный, Ханкала

Церковь Рождества Христова (Наурская)

24 апреля 2016 года, в день празднования Входа Господня в Иерусалим состоялось торжественное открытие нового храма в честь Рождества Христова при участии епископа Махачкалинского и Грозненского Варлаама и Главы ЧР Рамзана Кадырова.

Храм построен на месте станичной деревянной церкви, разрушенной в 1936 году.

Новый храм высотой 33 метра и вместимостью около 500 прихожан возводили специалисты из Екатеринбурга при попечительстве главы «Русской медной компании» Игоря Алтушкина. Иконостас расписывали насельницы Ново-Тихвинского женского монастыря в Екатеринбурге.

Купола церкви покрыты настоящим сусальным золотом. В храме установлен электронный звонарь, управлять которым можно при помощи функции SMS на мобильном телефоне.

До этого православный приход размещался в здании бывшего клуба.

4 марта 2017 года, в субботу первой седмицы Великого поста и день памяти великомученика Феодора Тирона, епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам совершил чин великого освящения храма в честь Рождества Христова.

Адрес: 366210 Россия, Чеченская республика, Наурский район, станица Наурская, ул. Лермонтова, 43

Храм святой великомученицы Варвары (Шелковская)

В июле 2007 года руководством Чеченской Республики было объявлено о намерении построить в станице православный храм. Действующий в Шелковской храм святой великомученицы Варвары, фактически, является молитвенным домом.

В 2018 году станица готовится отметить свое 300-летие. К знаменательной дате будет приурочено открытие нового храма святой великомученицы Варвары, строительство которого начато в 2016 году при поддержке республиканских властей и Национальной Ассоциации лесопромышленников «Русский лес».

22 апреля 2016 года епископ Варлаам в торжественной обстановке совершил молебное пение с чином освящения закладного камня в основание храма в честь святой великомученицы Варвары на берегу озера в Шелковской.

Также от лица Главы ЧР Рамзана Кадырова епископу Варлааму был передан в дар ковчег с частицей мощей великомученицы Варвары.

Адрес: Россия, Чеченская республика, Шелковской район, станица Шелковская

Храм Николая Чудотворца (Ассиновская)

Станица Ассиновская основана в 1847 году на месте бывшего чеченского аула Эха-Борзе.

Храм построен одним из первых на территории Ставропольско-Бакинской епархии, построен усилиями казаков.

Летом 1992-го в период Первой Чеченской кампании в Никольском храме был совершён погром: около 30 налётчиков разбили утварь, расстреляли из автоматов иконы, а настоятеля иеромонаха Антония (Данилова) жестоко избили. В 2002 храм был сожжен.

В 2013 году здание церкви внешне полностью отреставрировали при поддержке республиканских властей, но внутри – белые стены, алтарной части нет. На престольный праздник в храм приезжает священнослужитель с другого прихода и совершает молебное пение.

Приход окормляется благочинным Грозненского церковного округа иереем Сергием Абасовым.

Адрес: Чеченская Руспеблика, Сунженский район, станица Ассиновская

Храм великомученика Георгия Победоносца (Червленная)

В одной из старейших на Кавказе станице - Червленной, что в Чеченской Республике, в 2010 году было начато строительство православного храма при поддержке военнослужащих Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России (командир лично).

Храм получил имя святого великомученика Георгия Победоносца - покровителя русского воинства.

Возведение храма вызвало большое воодушевление среди православного населения Червленной, где храма не было с тех пор, как его уничтожил богоборческий режим.

В 2011 игумен Варлаам (Пономарев) освятил храм иерейским чином.

Храм из сруба, деревянный.

Богослужения в нем регулярно совершает клирик Махачкалинской епархии иерей Сергий Коваленко.

Адрес : Чеченская Республика, Шелковский район, станица Червлённая.

Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в станице Ищерская ЧР был открыт в 90-х гг. XX столетия в здании бывшего Дома быта.

Богослужения возобновились в 2010 году после капитального ремонта и установки купола с крестом.

Божественная литургия совершается еженедельно по предварительной договоренности (в пятницу или субботу).

Храм окормляется благочинным Наурского церковного округа иеромонахом Амвросием (Марченко).

Адрес : Россия, Чеченская республика, Наурский район, станица Ищерская

ГРОЗНЫЙ, 22 сен - РИА Новости. Первый в Чечне православный комплекс с воскресной школой торжественно открыли в субботу в казачьей станице Шелковская, на северо-востоке республики, передает корреспондент РИА Новости.

В церемонии участвовали полпред президента России в СКФО Александр Матовников, министр по делам Северного Кавказа Сергей Чеботарев, глава Чечни Рамзан Кадыров.

Двадцатиметровый храм на берегу озера возвели на месте, где в 1937 году по приказу большевиков была разрушена церковь имени Святой Варвары. Теперь это целый комплекс на площади три тысячи квадратных метров, где помимо церкви есть воскресная школа, трапезная, дом для настоятеля церкви, гостиница для приезжих, рассказал помощник главы Чечни Даниил Мартынов, курировавший стройку.

Справедливость восторжествовала

Православные жители, пришедшие на открытие храма, не сдерживают слез радости. Для участия в празднике съехались жители разных городов России, в основном бывшие станичники. Нарядные дети, мамы с цветами и воздушными шарами, казаки, военные, священники. Все с нетерпением стоят во дворе храма, ждут приезда высоких гостей. Молодежь делает селфи на фоне церкви. Здания из красного кирпича, в тон — брусчатка, сверкающие купола, колокола, вызывает у людей волнение.

"Мы просто летаем, вы не представляете какое это для нас счастье! Был приспособленный молельный дом в станице Червленная, куда приезжал батюшка то из Наура, то из Грозного, а теперь у нас такой храм со своим батюшкой. Мы столько молились Варваре Великомученице, и вот, наконец, она нам помогла", - сказала РИА "Новости" местная жительница Любовь Бадина. По ее словам, специально на это событие приехала ее сестра из Крыма с детьми, съехались также все бывшие одноклассники из Москвы, Твери, Краснодара.

"Самое главное, у нас будет теперь воскресная школа, мы детей будем сюда водить, да я и сама буду ходить", — добавляет Бадина. По ее словам, храм еще предстоит освятить, и станичники с нетерпением ждут, 17 декабря, когда в день Святой Варвары состоится первая церковная служба.

Учительница местной школы Людмила Вахиндин пришла на праздник с семьей — детьми и внуками.

"Пришли всей семьей. Волнуюсь. Это такое событие, мы так долго ждали этого, теперь будет нам куда прийти и в праздники, и в горе", — заметила она.

Полпред президента Александр Матовников, выступая на открытии храма, напомнил об "исторической справедливости", восторжествовавшей после возведения церкви.

"80 лет назад на этом месте стоял храм, который снесли большевики. Сегодня историческая справедливость восторжествовала, и здесь появился новый храм. Мы благодарны главе Чечни Рамзану Кадырову и жителям за настойчивость и терпение", — сказал Матовников. Он уверен, что на этом месте "будет божья благодать".

"Мы видим, что на берегу красивого озера находится православный центр, а на противоположном берегу — мечеть. Это говорит о том, что на территории Чечни царит взаимоуважение между представителями разных конфессий и религий", — подчеркнул полпред.

Призыв Кадырова

Глава Чечни Рамзан Кадыров призвал православную молодежь активнее участвовать в жизни республики.

"Я призываю всех, и христианскую молодежь, чтобы активнее участвовали во всех процессах в республике, чтоб вовлекали ребят в спорт, культуру, образование. Если мы будем помогать подрастающему поколению, то завтрашний день у нас будет еще прекраснее", — заявил Кадыров, выступая перед собравшимися.

Он напомнил, что в период кризиса в Чечне "так называемые идеологи религии, мы их называем "шайтанами", пытались разделить народы Чечни по религиозному, национальному, конфессиональному признаку".

"Но у них ничего не получилось, все народы нашей республики живут мирно и дружно", — заключил Кадыров.

Письмо станичников

Помощник главы Чечни Даниил Мартынов, который с первых дней курировал строительство храма, рассказал, как началось строительство.

"Когда Рамзан Ахматович (Кадыров) получил письмо от православных жителей станицы Шелковской с просьбой построить православный храм, я в этот момент был рядом. Он в тот же вечер отреагировал и поручил мне курировать строительство храма. Он лично контролировал весь процесс. Когда принесли первые эскизы храма, он сказал: "Нет, это должен быть не просто храм, это должен быть православный комплекс", — рассказал Мартынов. Он считает открытие комплекса "важным историческим событием для республики". Он поблагодарил всех, кто принял участие в строительстве, в том числе и тех, кто финансировал проект.

Один из них - бизнесмен Тимофей Кургин — присутствовал на церемонии открытия.

Он поблагодарил главу Чечни за то, что пригласил его принять участие в реализации проекта.

"Я благодарен главе Чечни за то, что пригласил меня в этот проект. Мы видим прекрасный результат. В Чечне все меняется, стоится, развивается. Теперь еще строятся и православные храмы", — заключил Кургин.

Святая Варвара

Возрожденный храм святой великомученицы Варвары, которая приняла смерть в 306 году от рук отца-язычника Диоскура, считается защитницей от внезапной и насильственной смерти. Она жила в городе Илиополе Финикийском. Отличалась особенной красотой, и отец запер ее в башне, чтобы скрыть от посторонних глаз. В период заточения святая Варвара, изучая окружающий мир, который был виден ей из окон, пришла к мысли о существовании единого Создателя. Когда отец, чтобы выдать замуж, разрешил ей выходить из башни, Варвара познакомилась с христианами Илиополя и приняла крещение. Диоскур, узнав о христианском вероисповедании дочери, разозлился и отвёл ее к правителю города Мартиану. Варвару заставляли отречься от христианской веры, но она отказалась. Ее подвергли жестоким мучениям. Правитель города дал отцу право свершить суд над дочерью и Диоскур обезглавил Варвару.

Храм у озера станет памятником в честь великой мученицы.

Строительство храмов

За последние годы в республике построены десятки мечетей. В Грозном находится самая крупная в Европе мечеть "Сердце Чечни" им. Ахмата-Хаджи Кадырова.

Церковь в Шелковской станице стала вторым за последние два года православным храмом, построенным в Чечне. Здесь насчитывается самая многочисленная после Грозного православная община - около трех тысяч человек.

В станице Наурская, на севере Чечни, в 2015 году была построена церковь Рождества Христова на 100 человек. Самая крупная в республике — грозненская церковь Михаила Архангела возрождалась практически из пепла несколько раз и последний — в 2006 году.

Всего в республике восемь православных храмов.

Некоторые заявления по национальным взаимоотношениям, которые приходится слышать или читать в прессе, создают впечатление, что их авторы находятся где-то на Марсе, настолько они далеки от сегодняшних реалий.

{{direct}}

Т ак, один из докторов политических наук взял да и провозгласил: дескать, Россия – государство не национальное. Хоть стой, хоть падай. Это значит, что все проблемы, которые стоят на повестке дня в стране, имеют в многонациональном государстве какую угодно – экономическую, политическую, социальную, но только не национальную подоплеку. И на армии это ну никак не отражается.

Одним словом, нам, россиянам в погонах и без (ни в коей мере не русским, тем более что графы «Национальность» в паспорте нет), якобы совершенно безразлично, люди какой веры, культуры и национальности окружают нас, кто будет завтра нашим соседом, сослуживцем, на каком языке скоро станут учить в школах наших детей, внуков, во что вообще они должны верить, что помнить?

Пример государственного подхода

В храме Михаила Архангела города Грозного – тишина. Это обычное явление для главного православного святилища Чеченской Республики. Даже в выходные и церковные праздники здесь едва наберется несколько десятков прихожан. В их национальности можно не сомневаться. Это русские. В основном чудом выжившие старики и старушки. Впрочем, некоторым «старикам» на самом деле едва перевалило за 40. Случается, заходят в церковь рабочие-грузины, занятые в строительстве растущей не по дням, а по часам столицы ЧР, и еще скорее из любопытства охраняющие храм милиционеры, командированные из других регионов Российской Федерации. Временами появляются тут и цыгане, но долго не задерживаются – подают здесь мало. Другое дело – расположенные вокруг мечети. Особенно грандиозна звезда Чечни – крупнейшая в Европе мечеть, предмет особой гордости главы республики Рамзана Кадырова. Окруженная клумбами и фонтанами, подсвеченная вечером прожекторами, она словно символизирует прочно утвердившийся на чеченской земле ислам. Прямо скажу: впечатляет…

“ Есть надежда, что будущее у православия, значит, и у русских в Чечне все-таки есть ”

Чтобы узнать, как живут русские в Чечне, лучше прежде всего пойти в православную церковь. В ней, несмотря на проведенный недавно ремонт, все выглядит далеко не благополучно. Местами потрескались стены и колонны, облупилась штукатурка, но денег на ремонт у настоятеля как не было, так нет. Надежда на все того же Рамзана Кадырова – благодетеля всех местных жителей: чеченцев и русских. Впрочем, немногочисленные прихожане ожидали, что во время посещения города президент страны и премьер-министр заглянут в храм: все-таки оба позиционируют себя русскими, а значит, по Достоевскому, должны быть и православными людьми. Однако чаяния общины не оправдались. Кортежи первых лиц государства Российского с ветерком пронеслись по проспектам Героя России Ахмата Кадырова и В. В. Путина мимо церкви, не заметить которую было невозможно, и остановились как раз у главной мечети. Примечательный факт, не правда ли?

Выслушать мнение на сей счет настоятеля храма иеромонаха Варлаама, расспросить его о других новостях прихода мне не удалось – он выехал по делам в соседнюю Ингушетию. Ведь священник окормляет не только православных жителей Грозного и ряда станиц Наурского, Шелковского и Надтеречного районов Чечни, но и этой соседней республики, где также живут русские. Сколько их сейчас в Чеченской Республике, неизвестно. По разным оценкам, лет пять назад насчитывались от 20 до 50 тысяч человек. А сегодня?

Из разговора с жителями станицы Наурской узнал, что из 10 тысяч ее нынешних обитателей русских всего около 600 человек. Среди них немало людей, сохранивших верность православию. Есть в станице и маленький храм – бывший ангар, где проводятся богослужения, а на месте разрушенной церкви с лета 2004 года возвышается большой деревянный крест со следующей надписью: «Сей поклонный крест установлен в память о стоявшем на этом месте православном храме, построенном нашими предками в 1803 году и разрушенном коммунистами в 1940 году. Ныне мы начинаем строительство храма во имя Рождества Христова. Православные жители станицы Наурской».

Фото: PHOTOXPRESS

Что еще осталось в бывшей казачьей станице русского? Например, действует хорошо известный за пределами республики детский ансамбль «Наурские казачата» – лауреат многих общероссийских конкурсов. Его бессменный руководитель – местная жительница Елена Гашина (кто она по национальности, понятно), с которой я познакомился еще пять лет назад. Она пережила весь кошмар, происходивший в Чечне в последние годы: потеряла мужа, здоровье, имущество. У кого она искала и находила тогда поддержку? Не задумываясь, Елена отвечает: «У Бога и… российского солдата».

Подразделения Минобороны и МВД РФ, вошедшие в мятежную республику, не только защитили Елену и ее детей, как, впрочем, и многих других жителей Чечни, от творившегося произвола, но и спасли от голодной смерти. Командир размещенного в станице оперативного батальона Внутренних войск полковник Мехман Давудов (кстати, уроженец горного Дагестана) принял Елену на службу по контракту, а для репетиций «Наурских казачат» предоставил клуб части. Эти свои действия российский офицер объяснил мне тогда так: «Я знаю, что здесь начнется, если отсюда уйдут русские, поэтому в моих же интересах поддерживать именно их: в первую очередь стараюсь принимать русских на службу и работу. И вообще помогаю им чем могу – техникой, дровами, людьми».

Прекрасный, по-моему, пример государственного подхода к проблеме стабилизации обстановки в регионе проявил полковник Давудов на опыте своей малой Родины, убедившийся, кого нужно в первую очередь поддерживать на Северном Кавказе, чтобы здесь наступил мир.

Российские силовики вообще играют важную роль в наведении в республике порядка. Только численность развернутой в Чечне, прекрасно оснащенной оружием и боевой техникой 46-й бригады ВВ до недавнего времени превышала 15 тысяч штыков (хотя, как поговаривают сами военные, грядущие сокращения вполне могут коснуться и этой крупной воинской группировки). А еще в ЧР, меняя друг друга, «работают» несколько отрядов спецназа, тысячи командированных милиционеров, это не считая дислоцирующейся на чеченской территории бригады постоянной боевой готовности Российской армии. И хотя лавры главного миротворца принадлежат, конечно, Рамзану Кадырову, именно наличие в беспокойном регионе большого числа правоохранителей и федеральных войск позволяет Москве контролировать республику, оставляя последнее слово за собой.

Трудности бытия

Сегодня в Чечне гораздо спокойнее и безопаснее, чем, к примеру, пять лет назад. Есть даже отдельные случаи возвращения русских жителей в свои дома, и формально этому ничто не препятствует. Глава Чеченской Республики не раз делал соответствующие публичные заявления, и несколько русских даже справили новоселье в Грозном, въехав в новые квартиры, но назвать эти пока единичные случаи необратимым процессом как-то язык не поворачивается. Взаимная неприязнь чеченцев к русским и наоборот никуда не ушла, и жить даже в новой квартире в таком соседстве, конечно, рискнет не каждый. Опросы грозненцев, проводимые год назад, показали, что отрицательно относятся к христианам (читай – к русским) 61 процент населения города. Лишь 7 процентов респондентов высказались о христианстве положительно и 20 процентов – скорее позитивно. (Вот бы нашим правозащитникам и докторам политических наук задуматься, отчего это чеченцы никак не хотят стать белыми и пушистыми россиянами, всех простить и все забыть?).

В таких условиях очень тяжело оставаться по-настоящему русскими (опять-таки по Достоевскому, конечно), сохранять свою самобытность: веру, традиции, язык и культуру, одним словом, иметь самосознание. Кто-то не выдержал давления, принял ислам, сменил имя, а значит, и свой генетический код, потерял историческую память. Они, конечно, остались россиянами и в правах нисколько не пострадали, а в чем-то, наверное, даже и выиграли. Однако при этом они просто перестали быть русскими. Это не мои домыслы. Именно так считает одна русская жительница города Аргуна, которая просила не называть ее имя и фамилию. Она, как и большинство моих соплеменников, все же остается русской и по духу, и по вере. И это тихое и смиренное стояние в вере уже есть подвиг и не только духовный. Именно наличие в Чечне русских дает нашей армии моральное право чувствовать себя здесь не незваными гостями, а полноправными хозяевами. И с этим, вольно или нет, вынуждены считаться не только в Грозном, но и в Эр-Рияде, и в Вашингтоне.

Русское присутствие в Чечне особенно чувствуется накануне больших православных праздников, например во время Пасхи. В эти дни местные власти проявляют особое внимание к русским. Для всех желающих организуются посещения православных кладбищ, предоставляется в случае необходимости транспорт. В текущем году на Пасху под давлением православной общины станицы Червленой, где проживают более тысячи русских, будет открыта часовня. (Станичный храм подвергся разрушению более 70 лет назад безбожниками. Кто они были по национальности, решайте сами.) Администрация населенного пункта выделила деньги на ремонт ограды местного христианского кладбища, а командование размещенного в станице батальона ВВ отрядило в помощь местным жителям для ухода за могилками солдат-добровольцев.

Это заметно приободрило и подняло дух русских обитателей Червленой – потомков казаков. Само кладбище славно тем, что, по преданию, дошедшему до наших дней, на этом погосте по краям закопаны четыре заговоренных креста, которые не позволяют хоронить здесь иноверцев. Даже в период засилья в Чечне ваххабизма (в станице в начале второй чеченской кампании одно время располагался штаб небезызвестного Хаттаба) воинственные последователи радикального ислама старались обходить кладбище стороной.

Приятно было узнать от помощника командующего объединенной группировкой войск на Северном Кавказе ОГВ(с) по работе с казачеством (есть и такая должность) казачьего полковника Виктора Медяника, что казаки в Чечне есть не только на бумаге. Не все они, правда, признают себя русскими, ошибочно позиционируя себя как представителей отдельной нации, – терскими или гребенскими казаками, но раскол этот, произошедший во многом по вине прежних московских властей, многократно предававших интересы русских жителей Чечни, думается, со временем будет преодолен и улажен мудростью будущих наших правителей.

Есть и другие положительные примеры русского державного присутствия в Чечне. Два года назад попечением главнокомандующего Внутренними войсками МВД России генерала армии Н. Е. Рогожкина в поселке Ханкала, где располагаются штаб и главная база российской воинской группировки, открыт прекрасный храм во имя святого благоверного князя Дмитрия Донского. Его настоятелем назначен молодой иеромонах отец Аркадий. Невзирая на различные трудности и препятствия, священник проводит огромную работу как среди военнослужащих, так и среди членов их семей. Помимо регулярных богослужений и треб – крестин, венчаний, отпеваний он ведет занятия в воскресной школе, проводит беседы и встречи с воинами бригады, организует паломнические поездки для молодежи по святым местам России, в общем, делает то, что положено православному священнику-миссионеру. И работы на этом поприще у него здесь на многие годы непочатый край. Все это внушает осторожный оптимизм, что будущее у православия, а значит, и у русских в Чечне все-таки есть.

Когда еще в 90-х я впервые увидел Михайло-Архангельский храм, он был кирпично-красного цвета, позже, когда его восстановили, – небесно-голубого. Сейчас он белый. Не знаю почему, но мне видятся в этой перемене цвета российского триколора: красный вполне может означать кровь, обильно пролитую здесь. Голубой – цвет Богородицы, ее покрова над нами, а еще – мирного неба, ну а белый, как всегда, олицетворяет любовь, чистоту и надежду. Надежду на то, что Чечня – это Россия.

- Отец Григорий, как вы оказались в Чечне?

После моего рукоположения я служил некоторое время в Андреевском соборе Ставрополя, затем в Кабардино-Балкарской республике - в городе Прохладный, а в 2009 году на епархиальном собрании наш архиерей сообщил мне, что необходимо в самое ближайшее время отправиться на службу в Чечню - в город Грозный. На сборы и переезд было дано три дня. Как сейчас помню: 31 декабря ближе к 10 часам вечера я встречал матушку с вещами в Грозном. Она была уже в положении, мы ждали своего первенца Константина. Бог рассудил родиться ему в Чечне. И вот с того времени я несу свое послушание в Грозном в качестве штатного священника.

До меня здесь настоятелем был , который приезжал, чтобы совершить богослужение, из Ингушетии. Но, конечно, людям хотелось, чтобы был постоянный священник, хотелось настоящей приходской жизни. Вот архиерей и направил меня сюда.

После разделения Ставропольско-Владикавказской епархии нынешний назначил меня настоятелем храма и благочинным церквей Грозненского округа. Через несколько месяцев это благочиние было преобразовано: от него были отделены Наурский и Шелковской районы - там сейчас служит иеромонах Амвросий (Марченко), открыты три новых прихода в казачьих станицах.

- Ваш грозненский храм основан еще в XIX веке. Какое наследство вам здесь досталось?

Храм никогда не закрывался, даже в богоборческие времена. Он был построен в 1892 году на пожертвования болгарских, армянских, русских купцов, а также жителей Грозного. Строили его терские казаки, помогали им офицеры-чеченцы. Храм очень пострадал в первую чеченскую войну. Все убранство, иконы сгорели, а настоятель храма иерей Анатолий Чистоусов в январе 1996 года . В январе 1997 года был похищен настоятель храма иеромонах Евфимий (Беломестный). Он был освобожден в ходе спецоперации в феврале того же года. В июне 1999 году похитили настоятеля храма иеромонаха Захария (Ямпольского). Его судьба неизвестна до сих пор.

В 2004 году храм стали восстанавливать по просьбе прихожан, которые забрасывали письмами различные инстанции. Силами военных была отстроена заново крестильня, в которой стали совершаться богослужения. Прихожане вспоминают, как собиралось здесь всего несколько бабушек, приходили военные.

На собранные средства жертвователей со всей России был отлит набор из семи колоколов, приобретены иконы, в том числе храмовая икона архангела Михаила, куплена православная литература для прихожан.

Завершили восстановительные работы в 2006 году; тогда же водрузили купола и кресты. 21 ноября 2006 года, в день празднования Собора архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил бесплотных, . К этому дню был доставлен и установлен иконостас. Воронежцы передали прихожанам-грозненцам одежду, обувь, продукты, церковную утварь и духовную литературу. В конце 2008 года началась реставрация храма: позолотили купола, голубые стены выкрасили в белый цвет. 26 апреля состоялась церемония освящения отреставрированного храма. Сегодня в большие праздники здесь собирается до 200 человек. И это большая радость!

- Чем живет приход, переживший две войны? Кто ваши прихожане?

Наши прихожане в основном пенсионеры. Живем за счет пожертвований военнослужащих и других заезжих людей. Они жертвуют одежду, продукты питания, строительные материалы. Чаще всего эта жертва взаимная. Например, у нас есть Молитвослов, который стоит 100 рублей. Приходит женщина и говорит, что у нее есть только 50 рублей. И, конечно, мы ей даем его за это пожертвование. Иногда развозим книги бесплатно, в том числе и в воинские части.

Поскольку наш приход немолодой по своему составу, то опираться нам приходится только на свои силы. Прихожане все очень немощные, старенькие, травмированные войной. И поэтому нам необходимо сестричество, чтобы можно было навещать тех, кто не может приходить в храм, а также помогать им: к кому-то нужно прийти постирать, помыть полы, принести продукты или просто поговорить по душам.

Наши пенсионеры, как и по всей России, живут крайне скромно. Но грозненцы особенно лишены внимания, защиты, в которых они очень нуждаются и нуждались раньше. В 1995-1996 годах я и представить себе не мог, что где-то недалеко от Ставрополья живут люди, которые пьют из лужи воду, которым нечего есть… Ведь многие месяцами прятались в подвалах, ждали смерти. Сложно передать, какие ужасы войны они пережили. И им сейчас очень не хватает внимания со стороны власти. Например, было такое: глава государства приехал сюда и не зашел в храм - и людям обидно. Пусть их немного, этих русских, но они же здесь есть. Радостной неожиданностью для прихожан был приезд Валентины Матвиенко.

Кроме того, у русских в Чечне есть жилищные проблемы. Квартиры их разрушены или повреждены во время бомбежки, находятся на очереди на восстановление. Нужна гуманитарная помощь, потому что порой не хватает той минимальной пенсии, которую они получают. Большинство из них одиноки или просто оставлены своими близкими.

Есть, конечно, и хорошее в нашей жизни. Мы ездим в паломнические поездки по Северному Кавказу, где много святых мест. Главное - это то, что есть возможность возродить православную духовную жизнь в республике.

- А молодежь в храме есть?

Совсем немного. Я могу по пальцам пересчитать тех, кого я знаю и стараюсь по мере сил пригласить в наш храм, приобщить к жизни прихода, открыть для них Христову истину. Вот один откликнулся и обучается сейчас в духовной семинарии во Владикавказе.

- В чем еще нуждается ваш приход?

- Я уже говорил, что нам нужно организованное на постоянной основе сестричество. Кроме того, я неоднократно доводил до сведения чиновников, что у нас нет места, где бы могли после службы собираться прихожане, смотреть вместе фильмы, обсуждать насущные проблемы, где бы мы могли вести катехизацию. Усилиями жертвователей, а это в основном прикомандированные военные или сотрудники полиции из других регионов России, построили небольшое помещение - трапезную и по совместительству гробовую, но это помещение можно использовать только в теплую погоду. Там мы собираемся после литургии на совместную трапезу. И здесь же у нас стоят погребальные принадлежности - гробы, кресты, а также пожертвованные заготовки на зиму, одежда, обувь, продукты.

Самым важным нашим начинанием является строительство при храме комплекса с библиотекой, гостиницей для паломников и благотворительной столовой. Там смогут остановиться приехавшие на малую родину бежавшие русские. Сегодня много говорят о возвращении русских в Чечню, и этот комплекс стал бы началом этого возвращения. Прежний архиерей добился договоренности о строительстве комплекса, обещали построить сразу после восстановления храма, и вот пока мы ждем.

Нашему приходу нужна литература, чтобы он мог стать центром для миссионерской деятельности в воинских частях, которые здесь есть. Я выезжаю и туда несколько раз в неделю; мы проводим там богослужения, беседы. В одной из частей есть воскресная школа для детей военных.

По силам ли тем, кто сегодня живет в Грозном в немощи и бедности, церковная жизнь? И трудно ли вам самому служится в Чечне?

Да так же, как и всем священникам: по долгу, по мере сил. Надо понимать, что 20 лет люди здесь жили без нормального духовного окормления плюс 70 лет богоборческих времен. Люди только сейчас в Чечне стали понимать, что человека нужно хотя бы достойно проводить в иной мир: соборовать перед смертью, отпеть. И конечно, всем недостает здесь катехизации.

Поначалу мы служили по три-четыре литургии в неделю. Люди были рады, истосковавшись по литургической жизни. Но со временем мы поняли, что нам не под силу частые богослужения и перешли на «щадящий» режим. Решили, что пусть лучше не так часто, но соберутся многие и придут в храм сознательно.

- Где вы живете со своей семьей, и какие у вас отношения с иноверцами?

Мы живем при храме, впрочем, как и прежний настоятель. Моему старшему сыну Косте уже 2 года. Подумываем отдавать его в детский сад: нужно, чтобы он общался с другими детьми, социализировался. Конечно, ему придется учить чеченский язык. Здесь в основном все говорят по-чеченски. Иной раз зайдешь в магазин и чувствуешь себя неуютно, не понимаешь, о чем говорят. Я пробовал учить язык, но пока мне не под силу - тяжело мне он дается. А вот дети, надеюсь, смогут его осилить.

- Вы планируете надолго остаться в Чечне?

Я не задаю себе такой вопрос. Это как создавать семью: никогда не предугадаешь, как все сложится. В семье любовь настоящая появляется только через десятилетия, когда пройдены вместе самые тяжелые времена. В Чечне же я только третий год. Время покажет. Пока я стараюсь честно выполнять свой пастырский долг.

Храм в честь Рождества Христова построен в станице Наурская на месте разрушенной в 1937 году деревянной церкви, сообщает пресс-служба главы и правительства республики.

Новый храм высотой 33 метра возводили специалисты из Екатеринбурга. Он сможет вместить около 500 прихожан. Купола церкви покрыты настоящим сусальным золотом. В храме установлен электронный звонарь, управлять которым можно при помощи функции SMS на мобильном телефоне.

Епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам на церемонии открытия подчеркнул: «Наша страна является образцом того, как люди разных национальностей и разных вероисповеданий должны жить вместе. Мы, православные и мусульмане, на самом деле являемся братьями и сестрами».



Православные приходы Чечни

В комментарии для сайт епископ Варлаам рассказал о современном положении приходов Русской православной церкви, расположенных на территории Чеченской республики. Он сообщил, что на сегодняшний день в Чечне насчитывается четыре православных храма и два молитвенных дома.

«На данный момент в Чеченской республике несут церковное послушание три священнослужителя. Эти священники служат в Михаило-Архангельском храме в городе Грозном, в Рождественском храме станицы Наурская, а также при молитвенном доме в честь великомученицы Варвары в станице Шелковская, - рассказал он. - Еще в станице Червленной в части Внутренних войск стоит деревянный храм в честь святого Георгия Победоносца».

Поскольку, по словам иерарха, постоянного священника в этом храме нет, туда время от времени приезжает священник из Шелковской.

«Еще один храм находится в Ханкале, на территории группировки. Он освящен в честь святого князя Димитрия Донского», - пояснил епископ Варлаам. Он добавил также, что в республике насчитывается около десяти православных часовен, расположенных на территории расквартированных в Чечне воинских частей.

Помимо молитвенного дома в станице Шелковская, действует также молитвенный дом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в станице Ищерской. Он окормляется священником из Наурской, рассказал архиерей.

Отвечая на вопрос о количестве православных - постоянных жителей Чечни, епископ Варлаам отметил, что в республике постоянно проживает примерно 10 тысяч православных. «Из примерно 4% - это постоянные прихожане», - добавил он.



Судьба утраченных храмов Чечни. Новый храм в Шелковской

Епископ Варлаам рассказал, что пока вопрос о восстановлении разрушенных в прошлом крупнейших православных храмов Чечни - Никольского и Космо-Дамиановского кафедральных соборов Грозного - не стоит на повестке дня. В то же время, подчеркнул епископ, активно обсуждается возможность постройки нового православного храма в станице Шелковская.

«Кафедральный собор необходим; Грозный - это вторая кафедра нашей епархии. Но поэтому вопросу пока решений особых нет. Однако при открытии Наурского храма Рождества Христова у меня состоялся разговор с Рамзаном Ахматовичем Кадыровым, и я его попросил посодействовать в строительстве храма в станице Шелковской. На что он сказал, что этим вопросом уже занимаются. Пока вот такие планы по строительству. В Грозном - пока нет, но в Шелковской будем строить храм. Это обещание главы республики», - рассказал епископ Махачкалинский и Грозненский.

Новый храм в станице Наурская возведен попечением главы «Русской медной компании» Игоря Алтушкина. Иконостас расписывали насельницы Ново-Тихвинского женского монастыря в Екатеринбурге.