План-конспект по технологии на тему "Внутренний мир человека и система представлений о себе" (9 класс). Представление о себе

Представление о себе

Ваш успех может быть в том, что вы никогда не достигаете успеха, но это успех, потому что он основан на вашем представлении о самом себе, а вы отстаиваете свое представление о самом себе и в этом всегда достигаете успеха. Весь вопрос в том, каково ваше представление о себе. Мы используем всё возможное для того, чтобы достигать успеха в утверждении привычного образа самого себя. Причем, используется всё, что угодно, даже болезни. И мы всегда в этом достигаем успеха. Поэтому вопрос об успехе - это вопрос о представлении о самом себе.

Женщина и мужчина

Женщина узнаёт себя как женщину только через мужчину. А мужчина узнаёт себя через женщину. Никак иначе это не возможно.

Важно не то, что о вас знают или не знают другие, а то, что вы знаете о себе сами.

Гармония центров

Тело-ум с гармонично работающими центрами имеет постоянную настройку, неразрывный контакт со своим Высшим «Я». Поэтому его действия являются прямым следствием ясного видения реальности и не несут искажения.

Взгляд на себя

Если вы встречаетесь с определенной реакцией людей на себя, то это вы ее создали. Готовы ли вы принять такой взгляд на происходящее с вами или будете продолжать обвинять других? Обвинять других в том, что на самом деле сделали вы, значит, оставаться в болоте механистического, тяжелого сна. Если люди обижаются на вас, то это вы создали их обвинение по отношению к себе, если они вас оскорбляют, то это вы создали эти оскорбления. Они, как экраны, отражают состояния, в которых вы находитесь, но вы этого не осознаёте.

Вы не можете умереть - умереть может только ваше иллюзорное представление о себе. Умереть может только что-то приходящее. Вы поменяли позу. Сколько раз умирает ваша поза за один час? Постоянно. Вы что-то меняете, и то, старое, умирает. Состояние всё время меняется: старое уходит, новое приходит. Мысль пришла и ушла, она умерла. И мы как совокупность мыслей, чувств и ощущений постоянно меняемся, только не замечаем этого. Так смерти чего вы боитесь?

Умная Дура

Увидеть себя таким, какой ты есть сейчас, - вот что является самым важным. Мы считаем, что нас обвиняют несправедливо. Но когда захотим встретиться с тем, что у нас внутри, то увидим, что у нас это есть. Что не назови, всё есть. Если я вас назову дураком или дурой, например. Как вы это примете? Дуре хорошо жить, ее трудно обидеть. Все очень сильно напрягаются, доказывают, кто кого умнее, а вам не надо вступать в эту схватку, вы расслаблены и спокойны. Что-то будет преследовать вас до тех пор, пока вы с ним не согласитесь. Механизм очень простой.

Мы пришли в эту реальность для того, чтобы получить опыт обеих сторон всех двойственностей. А глупость и ум - это две стороны одной медали. Вы никогда не выйдете из этой двойственности, если не примете ум и глупость как две стороны одной медали. Не просто на уровне аффирмации, а внутренне прочувствовав и соединив две стороны этой двойственности. Вам надо побыть дурой, дураком. Каждый на что-то западает: кто-то хочет быть очень умным, кто-то - поглупеть. Надо побыть на той и на другой стороне. Как правило, мы сами себе через других людей указываем на то, какую сторону нам надо прожить сейчас. Если вы оскорбляетесь, когда вас называют дурой, то это указатель, что вам надо прожить и принять в себе именно это состояние.

Быть дураком так же приятно, как и быть умным. Возможно, вы этого еще не знаете.

Принуждение

Если вы действуете из принуждения, значит, считаете его приемлемым для себя. Вы пошли на принуждение исходя из того, что это принуждение хорошо для вас. Но тогда для вас хорошо и то, что вы делаете исходя из него.

Герой и убийца

Убийца за родину - это герой, убийца в пьяном похмелье - это преступник. Но и в том, и в другом случае было убийство, только в первом случае оно рассматривается как героизм, во втором - как преступление. А вы какой убийца?

Исключительность

Исключительный, значит, исключенный, то есть одинокий.

Понимание

Понять, что же именно тебе нужно, труднее всего, и, прежде всего, потому, что большинство людей не знают, кто же они на самом деле.

Интересы

Направленность интересов людей определяется иллюзиями их представлений о себе.

Тот, кто борется, и тот, с кем борются, это всё ты.

Твоя жизнь такова, каковым ты себя считаешь.

Отношение к себе

Первично отношение к себе, всё остальное только отражает его.

Осознание

Что происходит в результате того, что человек начинает осознавать себя? Он начинает создавать новую версию самого себя.

Кем вы представляете себя на данный момент? Это очень важный вопрос. Он кажется в определенной степени абстрактным, не имеющим непосредственного отношения к вещам, с которыми люди мучаются. Казалось бы. Но, уяснив ответ на него, можно увидеть всё. Это принципиально важно, потому что от того, кем вы себя считаете, происходит все остальное. Именно от этого всё идет. Представление о себе является основой, дальше возникает множество следствий. Поэтому я и спрашиваю: кто вы?

Ты тот, кто способен менять представления о себе.

Главное - это смена представлений о себе.

Терроризм

Каждый человек действует из лучшего в его представлений варианта восприятия самого себя. Например, деяния террористов. Для них это благое. Всё зависит от ракурса восприятия, от взгляда на что-то.

Представление о себе

То, что есть у вас на данный момент, это какое-то представление о себе, в соответствии с которым вы поступаете. Понимаете вы это или не понимаете, но исходите из определенного представления о себе. Мы воплощаемся для того, чтобы уточнять, кто мы есть на самом деле. Это вопрос, который в какой-то момент должен быть конкретизирован, потому что если вы не видите, кто вы есть сейчас, то не можете создать новую версию себя.

Каково ваше представление о себе, в соответствии с которым вы творите свою жизнь?

Плохой - хороший

Мы никогда не отбрасываем свой опыт, мы присоединяем его к имеющемуся. Это не вопрос «или-или», как это принято в данной реальности: или я хороший, или я плохой, или я свободный, или нет. Я и такой, и такой, - я любой. Все мы такие. Здесь принята концепция, основанная на дуальности: если ты плохой, то ты уже не хороший. Но с какой точки зрения рассматривается, что такое плохой и хороший? Это зависит от того, каким вы себя представляете на данный момент, к чему идете.

Проблемы

Всё, что у вас есть, все ваши проблемы ситуации, с которыми вы сталкиваетесь в жизни, являются отражением того, кем вы на данный момент себя видите. Если вы хотите сменить то, что вас окружает, надо сменить представление о самом себе.

На самом деле то, что у вас есть, это лучшее исходя из вашего представления о самом себе. Человек всегда действует из лучшего, но оно же потом приводит его к худшему, и если при этом он наблюдателен, то начинает понимать, что то, что он делал, чтобы прийти к счастью, не делает его счастливым. Все люди одинаковы: все хотят любви, свободы, счастья, но у всех очень разные представления по поводу того, как этого достичь. Именно поэтому люди и не понимают друг друга.

Чтобы создать новую версию самого себя, надо увидеть, в какой версии вы сейчас находитесь. Невозможно сделать шаг, не имея опоры. Вы должны очень хорошо знать ту версию самого себя, которая у вас была. Именно это вы и делаете через осознание.

Отношения

Отношения с другими людьми - это зеркало для видения, имеющегося у вас, образа самого себя. В своих отношениях с другими людьми вы проявляете и утверждаете, имеющиеся у вас, представления о самом себе.

Точка зрения

Изменение представления о себе - это изменение получаемого вами опыта. Но для человека изменение точки зрения воспринимается как шок. Фактически изменение точки зрения - это смерть одного из представлений о себе. А так как здесь отношение к смерти негативное, то и отношение к изменению точки зрения столь же негативно.

Основное заблуждение людей - попытка войти в состояние «быть» через «иметь». Но иметь можно только через «быть». Когда вы выбираете новую версию самого себя, то выбираете, кем вам быть, а не что иметь.

Всё, что вас окружает, это вы.

Ваши знания

Ваши знания о себе - это замкнутый круг. А что за этим кругом?

Я начинаю что-либо менять в себе только тогда, когда понимаю, что не знаю о себе всё. Когда я говорю, что знаю что-то, то просто повторяю то, что уже знаю. Знания относительны. Вы готовы хотя бы допустить, что ваши знания о себе являются очень маленьким фрагментом того, что вы есть на самом деле?

Мы передаем себя

Передать другому человеку можно только то, что есть у вас. Мы не можем передать другому то, чего у нас нет. Поэтому заниматься надо, прежде всего, собой.

Вспомнить себя

Если вы действительно вспомнили самого себя, то вы прекратили внутреннюю борьбу в самом себе.

Если есть война, то, значит, нет понимания самого себя.

Изменения

Кардинальное изменение представления о самом себе есть кардинальное изменение вашей жизни.

Новая версия себя

Я не могу перейти к следующей версии себя, если не вижу то, в чем нахожусь сейчас. Но ум, получающий опыт разделенности, не хочет это видеть. Он говорит: «У меня-то все в порядке, это у них плохо».

Всё есть я

Кого бы я ни встретил - это я в разных проявлениях, разных формах, разных видениях.

Образ самого себя

Вам нужно начать действовать в соответствии с новым образом самого себя. Если вы перестаете так действовать, то вступает в силу старый образ самого себя. Если же не перестаете действовать в новом направлении, то укрепляете новый образ самого себя.

Если вы имеете новый образ самого себя, то высказывайте и проявляйте его, начните с этого.

Надо перейти на новое представление о самом себе. Потому что реальность создаем мы. И если мы имеем образ самого себя, взятый из коллективного сознания, находящегося в разделенности, то ничего, кроме разделенности, мы иметь и не будем. Мы можем твердить: «Всё очень хорошо, всё очень хорошо», а потом вдруг раз, и все очень плохо. А мы опять будем твердить: «все очень хорошо, все очень хорошо», а потом вдруг - раз, и всё очень плохо. А мы опять будем твердить: «Всё очень хорошо, всё очень хорошо», а потом опять - хлоп, и всё плохо.

Каков ваш образ самого себя, такова и ваша жизнь.

Увидьте в себе троицу: артист, сценарист и зритель. Это та великая троица, которая позволяет нам проигрывать здесь свои спектакли.

Надо увидеть, что вы как актер, сценарист и наблюдатель есть одно целое.

Люди - актеры, а Земля - это сцена.

Отождествление с ролью

Многие люди так сильно отождествляются с привычными для них ролями, что единственным для них способом сменить роль является смерть, которой они, кстати, очень боятся. Но совершенно не обязательно сбрасывать физическое тело для того, чтобы прожить новый сценарий жизни.

Сон - это восприятие только одной стороны себя.

Болезнь - результат вашего представления о себе.

Целостный

Человек, который видит целостно, не борется.

Ваш враг - это ваша невидимая половина. Полюбите ее.

Из книги Общая психология автора Первушина Ольга Николаевна

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Представление – это процесс воспроизведения прошлых образов. Результаты представления – это вторичные образы, то есть извлеченные из памяти «первые сигналы». Представления воспроизводят прошлые первичные образы. Это образы объектов, которые в данное

Из книги Словарь по психоанализу автора Лапланш Ж

Из книги Творческое саморазвитие, или Как написать роман автора Басов Николай Владленович

ЧАСТЬ V. ПЕРСОНАЖ ГЛАВНЫЙ, ПРОЧИЕ И АВТОРСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ, МИРЕ И ЗАКОНАХ, КОТОРЫЕ ИМ УПРАВЛЯЮТ Вот так, постепенно, мы подошли к персонажам, к героям, к тем лицам, которые, возможно, будут действовать в твоём романе. Это непросто – сделать их такими, чтобы за ними

Из книги Беседы Свобода - это Все, Любовь - это Все Остальное автора Бендлер Ричард

Упражнение «Подсластить свое представление о себе» Каким человеком вы хотите быть?Каким человеком, на ваш взгляд, вы являетесь?Что вам необходимо сделать, чтобы выработать качества такого человека, каким вы хотите быть?Как вам наиболее полезно думать о самом себе, чтобы

Из книги Самоисследование - ключ к высшему Я. Искусство ясного видения. автора Пинт Александр Александрович

Легко ли изменить представление о себе? - Мне кажется, что человек в таком состоянии, в каком мы пребываем, просто не может подавлять ни положительные, ни отрицательные эмоции. И очень большой шаг - понять то, что ты не можешь их не проявлять.- Первый шаг, но за ним есть

Из книги Тренировка эмоций. Как быть счастливым автора Кюри Аугусто

Найдите время, чтобы прислушаться к себе и поговорить о себе Не только молодые люди и неудачники, но и вполне успешные взрослые люди встречаются с трудностями в преодолении эмоциональной неволи. Это кажется странным, но многие судьи, известные адвокаты, профессора

Из книги 10 глупейших ошибок, которые совершают люди автора Фриман Артур

Изменяем представление о себе Полезным может оказаться применение методики выработки иного представления о себе. Поскольку Роберт смущается на вечеринках, он ожидает, что женщины будут отказываться от продолжения знакомства. Таков его образ для себя и для них. На его

Из книги Избранные работы автора Наторп Пауль

Новое представление о себе Исследования со всей очевидностью демонстрируют, что мы имеем возможность смоделировать свое поведение в воображении, а затем воплотить задуманное в жизнь. Перед тем как выйти на лед, фигуристы прокатывают свои программы в уме.Баскетболисты

Из книги Как пробудить уверенность в себе. 50 простых правил автора Сергеева Оксана Михайловна

Из книги Как поднять самооценку и стать уверенным в себе. Тесты и правила автора Тарасов Евгений Александрович

Из книги Сотрудничество вместо принуждения [Доверять или проверять] автора Кузнецов Юрий Николаевич

Правило № 31 Чтобы быть уверенным в себе, необходимо в себе разобраться Легко сказать – познай самого себя, сделать же – довольно сложно. А так хочется разобраться, покопаться в себе, понять, что к чему, разложить все по полочкам. На одну полочку мы кладем наши знания и

Из книги Что ты выберешь? Решения, от которых зависит твоя жизнь автора Бен-Шахар Тал

Правило № 31 Чтобы быть уверенным в себе, необходимо в себе разобраться Легко сказать – познай самого себя, сделать же – довольно сложно. А так хочется разобраться, покопаться в себе, понять, что к чему, разложить все по полочкам. На одну полочку мы кладем наши знания

Из книги Риторика. Искусство публичного выступления автора Лешутина Ирина

Глава 7 Принятие себя. Доверие себе. Уверенность в

Из книги Отвлекающие факторы, или Почему наши планы идут под откос автора Джино Франческа

58 Быть суровым по отношению к себе или Относиться к себе с добротой и великодушием Чем доброжелательнее вы относитесь к себе, тем добрее будете и к другим. Уэйн Дайер Золотое библейское правило гласит: не делай другому того, чего не хотел бы для самого себя. Оно

Из книги автора

Представление Представление во многом сходно с похвальным словом, потому что гостя (оратора) принято характеризовать как интересного, симпатичного, знающего человека. Официально представляя кого-либо аудитории, ведущему необходимо соблюдать определенные

Почти все люди хотят думать о себе хорошо, потому что положительное мнение о себе приносит веру в то, что мы успешны - то есть можем достигать своих целей. Во-вторых, отношение к самим себе показывает, насколько хорошо идут дела в нашей социальной жизни.

(Steven L. Neuberg), профессор социальной психологии государственного университета в Аризоне (Arizona State University). Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.

Немногие из нас могут с полным правом заявить, что они никогда не поддаются желанию рассматривать себя с положительной стороны, думать о себе с одобрением (James, 1890; McDougall, 1932) . Большинство людей сообщают о том, что они обладают высоким самоуважением, оптимистически видят свои перспективы на будущее и что у них больше благоприятных характеристик и способностей, чем у среднего человека (см., например: Alicke, 1985; Dunning, Meyerowitz & Holzberg, 1989; Regan, Snyder & Kassin, 1995; Weinstein, 1980) . Проще говоря, почти все люди хотят думать о себе хорошо.

Мы хотим видеть себя в положительном свете по крайней мере по двум причинам. Во-первых, положительное мнение о себе приносит веру в то, что мы успешны - то есть можем достигать своих целей, - и эта вера помогает нам аккумулировать энергию, необходимую для того, чтобы этих целей достигнуть (Bandura, 1977; Greenwald, 1980) . С этой точки зрения позитивный взгляд на себя ведет нас к успеху. Таким образом, если вы найдете способ повысить свое мнение о себе, то это улучшит в какой-то мере вашу способность справляться с важными задачами (McFarlin, Baumeister & Blascovitch, 1984) . Во-вторых, отношение к самим себе показывает, насколько хорошо идут дела в нашей социальной жизни. Не очень высокое мнение о себе часто говорит нам о том, что мы должны пересмотреть и исправить свои отношения с другими людьми (Leary, Tambor, Terdal & Downs, 1995) . В результате, когда мы находим способ улучшить свое самоуважение, это должно также снижать нашу тревогу по поводу социальных взаимоотношений.

Это не значит, что люди хотят слепо вводить самих себя в заблуждение. Конечно, считать, что все идет прекрасно, когда на самом деле все отвратительно, было бы совершенно неадаптивным способом поведения (см., напр.: Colvin, Block & Funder, 1995) . Однако несколько более слабая форма такого самообмана может помочь нам работать, добиваясь своих целей и в то же время облегчить обычные в повседневной жизни мелкие огорчения. В этой публикации мы рассмотрим некоторые когнитивные стратегии, которые люди используют для того, чтобы улучшить или защитить свой образ Я (self-image) , а затем рассмотрим характеристики личности и ситуации, заставляющие людей применять такие стратегии.

Социальное сравнение

Умный ли вы человек? Как вы можете это узнать? Разумны ли ваши политические взгляды? Опять, как вы можете это узнать? В своей знаменитой статье 1954 года Леон Фестингер (Leon Festinger) доказывал, что у людей есть фундаментальное побуждение оценивать свои способности и суждения и что часто они делают это путем сравнения себя с другими. Чтобы вынести оценку своему мнению о президенте, вы можете сравнить свои взгляды со взглядами соседей. Социальное сравнение - это один из способов формирования и развития я-концепции (self-concept) . Теория социального сравнения Фестингера (Festinger, 1954) сосредоточивается на побуждении правильно оценивать свои способности и соответствие своего мнения мнению других людей. Но люди сравнивают себя с другими и по иным причинам (Wood, 1989) . В частности, они нередко производят такие сравнения с целью представить самих себя в лучшем свете. Как бы вы могли использовать социальное сравнение, чтобы приукрасить свой образ «Я»?

Во-первых, вы могли бы применить нисходящее социальное сравнение, то есть могли бы сравнить себя с кем-то, кто менее удачлив, чем вы, менее способен и т.д. (Wills, 1981) . Например, исследование пациенток, страдающих раком груди, выявило, что большинство больных женщин спонтанно сравнивают себя с теми, кто находится в еще худшем положении (Wood, Taylor & Lichtman, 1985) . Как говорила одна из них: «Я перенесла сравнительно небольшую операцию на груди, и мне было очень плохо, потому что это было крайне болезненно. Как ужасно должно быть для женщины, когда ей приходится удалять всю грудь». Поскольку нисходящее сравнение способно повысить наше уважение к себе и уменьшить стресс, возможно, оно помогало этим пациенткам справиться со своей собственной трудной судьбой (Gibbons & Gerrard, 1989; Lemyre & Smith, 1985) .

Нисходящее сравнение только тогда может поднять нас в собственных глазах, когда мы видим другого человека в положении явно менее благополучном, чем наше. Поэтому мы часто ищем способы принизить других людей или поставить себя выше их. Чтобы думать лучше о самих себе, мы можем не только фокусировать внимание на тех, кто в чем-то хуже нас, но и принижать других людей или повышать собственную «ценность», подчеркивая свое относительное благополучие.

Во-вторых, люди иногда могут формировать положительный взгляд на себя с помощью восходящего социального сравнения - сравнивая себя с теми, кто находится в относительно лучшем положении (Collins, 1996) . Эта стратегия может быть и опасной для человека. Действительно, если выбирать ориентиры для восходящего сравнения случайным образом, эта стратегия может дать отрицательный эффект. Фокус в том, чтобы убедить себя, что вы, в общем, примерно на том же уровне, что и те, кто в чем-то лучше вас, - и если вы преуспеете, то можете сосредоточить свое внимание на этом найденном соответствии, повышая тем самым свое мнение о себе (Wheeler, 1996) .

Существует несколько свидетельств, подтверждающих гипотезу о том, что люди испытывают желание связать себя с теми, кто кажется им более состоятельным. Во-первых, люди часто подчеркивают, что они имеют какое-то отношение к тем, кто уже добился успеха и уважения (см., например: Campbell & Tesser, 1985) . Например, мы чаще склонны наслаждаться отраженной славой спортивных команд после победы любимой команды, чем после ее поражения. Мы носим цвета победителей и говорим о «наших» успехах и «их» неудачах (Cialdini et al., 1976; Hirt, Zillman, Erickson & Kennedy, 1992) и отсекаем отраженные неудачи, отделяя себя от тех людей и событий, которые видятся нам в неприглядном свете.

Во-вторых, если мы ощущаем себя прочно связанными с кем-то или с чем-то, то мы делаем все возможное, чтобы повысить статус этого человека или предмета. Например, мы обычно видим в выгодном свете своих друзей, родственников и социальные группы, к которым принадлежим. Даже если то, что связывает нас с другим человеком, очевидно незначительно, - например, у нас день рождения в один и тот же день, - мы склонны оценивать этого человека выше (Finch & Cialdini, 1989) . Как ни поразительно, мы даже буквы, которыми пишется наше имя, ценим больше, чем все остальные (Hoorens & Nuttin, 1993; Nuttin, 1985) . По-видимому мы в самом деле повышаем нашу оценку чего бы то ни было, что, как мы считаем, «имеет к нам отношение».

Итак, желание улучшить и защитить собственный внутренний образ влияет на то, к кому обращается наше внимание и что мы о них думаем. Применяя стратегию нисходящего сравнения, мы фокусируем внимание на тех, кто в чем-то хуже нас, и думаем о них как об отличающихся от нас и менее достойных уважения людях. Иногда мы используем также стратегию восходящего сравнения, сосредоточивая свое внимание на тех, кто в чем-то лучше нас, в надежде, что нам удастся «прицепить свой вагон к их поезду».

Атрибуции в пользу своего «Я»

Люди могут приукрашивать образ своего «Я» и с помощью атрибуций в пользу своего «Я». Мы склонны записывать на собственный счет свои успехи и обвинять в неудачах внешние силы (Bradley, 1978; Miller & Ross, 1975; Zuckerman, 1979) . Одна из причин предрасположения в пользу своего «Я» лежит в наших ожиданиях относительно результатов собственной деятельности. Поскольку мы, как правило, ожидаем добиться успеха, то склонны интерпретировать свои достижения как следствие собственных усилий и способностей; так как мы не ожидаем потерпеть неудачу, то обычно в этом случае начинаем искать внешние события, которые «встали на нашем пути» (Miller & Ross, 1975) . Однако более фундаментальная причина состоит в том, что предрасположенность в пользу своего «Я» улучшает наш образ «Я». Записывая на собственный счет все свои успехи, мы можем поддерживать хорошее мнение о самих себе (Miller, 1976; Sicoly& Ross, 1979; Snyder, Stephan & Rosenfield, 1976; Weary, 1980) .

Эта тенденция настолько распространена, что часто выходит за пределы обслуживания собственной личности, заставляя нас искать объяснения, выгодные для социальных групп, к которым мы принадлежим, и спортивных команд, за которые «болеем» (Hewstone, 1989; Mullen & Riordan, 1988) . Ричард Лоу и Дэн Рассел (Lau & Russell, 1980) собрали газетные статьи и заметки с целью выяснить, как спортсмены, тренеры и местные спортивные комментаторы объясняют победы и поражения своих «домашних» команд. Объяснения, основанные на внутренних факторах (мастерство нашей команды), преобладали после побед, тогда как объяснения, основанные на внешних факторах (удача другой команды), чаще всплывали на поверхность после поражений.

Итак, для того чтобы улучшить или защитить наш образ «Я», мы можем записывать на свой счет собственные успехи и стараться минимизировать свою ответственность за неудачи. В исследовании Питера Дитто и Дэвида Лопеза (Ditto & Lopez, 1992) доказывается, что предрасположение в пользу своего «Я» возникает из-за того, что мы с готовностью принимаем информацию, отвечающую нашим желаниям, но энергично оспариваем ту информацию, которая нашим желаниям не соответствует. Например, хотя мы считаем «проницательными» комментарии, восхваляющие мастерство нашей любимой команды, комментарии, объясняющие победу нашей команды простым везением, мы рассматриваем как «очевидно искаженные и неверные».

Преувеличение значимости наших сильных сторон и преуменьшение значимости слабых

Попробуйте выполнить упражнение (вы также можете проверить его на ваших друзьях): расставьте шесть черт характера, приведенных ниже, в порядке их важности. Если вы считаете самым главным, чтобы люди были умны, пометьте номером 1 интеллект, если вы считаете наименее важным то, чтобы люди проявляли чуткость, пометьте чуткость номером 6, и т. п.

  • Интеллект
  • Чувство юмора
  • Доброта
  • Творческие способности
  • Чуткость
  • Трудолюбие

Теперь пронумеруйте эти же характеристики опять, на этот раз руководствуясь тем, насколько хорошо они представляют вас. Если вы, например, считаете творческие способности своим главным коньком, пометьте эту черту номером 1. Сравните два списка. Что вы видите?

Если вы таковы, как и большинство людей, то ваши два рейтинга будут выглядеть очень похоже. Если вы видите себя довольно умным человеком, то будете выделять как важную характеристику интеллект, если вы считаете себя остроумным, то припишите большое значение чувству юмора. В целом люди склонны ценить относительно высоко - как в себе самих, так и в других - те качества, которыми им случилось обладать (Campbell, 1986; Dunning, Perie & Story, 1991; Fong & Markus, 1982; Harackiewicz, Sansone & Manderlink, 1985; Schmader & Major, 1999) . Точно так же люди проявляют тенденцию преуменьшать значение черт и способностей, которых у них нет. Например, в одном из экспериментов интеллектуально одаренные мальчики, думавшие, что их успехи в учебе недостаточно высоки, минимизировали важность академических успехов и подчеркивали важность достижений в других областях (Gibbons, Benbow& Gerrard, 1994) .

С точки зрения самоуважения, причины этого явления вполне понятны: манипулируя относительной важностью различных черт и способностей, мы можем поднять себя в своих собственных глазах. «То, что важно, у меня есть», - говорим мы, повышая таким образом собственную ценность. Более того, используя наши сильные стороны для оценки других людей, мы скорее сможем добиться выгодного сравнения, также возвышая наш образ «Я».

Мы не только считаем самыми важными те положительные качества и способности, которыми сами обладаем, но и верим, что обладаем теми чертами, о которых мы узнали, что они важны. Аспиранты Принстонского университета, узнавшие из специально сфабрикованной «научной статьи», что экстраверсия ведет к успеху в карьере, впоследствии анонимно определяли себя как экстравертов; те же, кто, напротив, узнал о том, что к успеху ведет интроверсия, определяли себя как интровертов (Kunda & Sanitioso, 1989) . Таким образом, оценивая наши положительные черты как исключительно важные или включая в собственное представление о себе характеристики, которые мы считаем положительными, мы можем улучшить или защитить свой внутренний свой образ «Я».

Вера в то, что мы контролируем ситуацию

Часто улучшение и защита собственного образа «Я» включает веру в то, что мы контролируем определенные важные ситуации и события нашей жизни. Весной 1995 года максимальный выигрыш в популярной общегосударственной лотерее достиг 110 миллионов долларов. Один из авторов этой статьи, стоя в очереди за билетом, случайно подслушал следующий разговор.

Первый собеседник: «Что ты собираешься делать? Будешь сам выбирать номера или предоставишь это компьютеру?»
Второй собеседник: «Сам. Я думаю, так у меня будет больше шансов выиграть».

Больше шансов выиграть?! Наше «логическое» мышление отвергает такое предположение. В конце концов, поскольку номера в лотерее выпадают случайным образом, все они имеют одинаково неутешительные шансы на выигрыш. Тем не менее позволить компьютеру заполнить свой билет означает признать, что исход такого потенциально важного события (110 миллионов долларов!) находится совершенно вне нашего контроля. Что же мы делаем? Подобно тому как мы предпочитаем кидать свои собственные кости за игорным столом или надеваем в важных случаях «счастливую» футболку, мы собственной рукой выбираем номера в лотерейном билете, создавая у себя ощущение контроля ситуации (Biner, Angle, Park, Mellinger & Barber, 1995; Langer, 1975; Thompson, 1999; Wortman, 1975) .

До некоторой степени ощущение контроля адаптивно. Без него нам, возможно, не хватило бы уверенности, необходимой для того, чтобы работать ради достижения потенциально трудных целей. Например, если вы не думаете, что способны убедить сотрудника отдела кадров взять вас на работу, то можете вовсе не пойти на собеседование, тем самым гарантируя, что эту работу не получите. В самом деле, некоторые ученые доказывают, что для здоровой я-концепции и здорового самоуважения требуется, чтобы мы верили в то, что способны контролировать важные стороны своей жизни (см., например: Bandura, 1977) . Однако ставка здесь может быть даже больше, чем просто здоровая я-концепция. Как мы увидим далее, речь может идти о здоровье тела.

Самоуважение

Люди с высоким самоуважением - те, кто придерживается хорошего мнения о себе как о личности - особенно склонны применять стратегии приукрашивания собственного образа. Они более, чем подобные им во всем остальном люди с низким самоуважением, склонны возвышать себя с помощью социальных сравнений и умело пользуются стратегиями как восходящего, так и нисходящего сравнения (Buunk, Collins, Taylor, Van Yperen & Dakof, 1990) . Они чаще пытаются принизить других, чтобы усилить ощущение собственной ценности (Crocker et al., 1987; Gibbons & McCoy, 1991; Wills, 1981) и чаще демонстрируют предрасположение в пользу своего «Я» (Blaine & Crocker, 1993; Tennen & Herzberger, 1987) , раздувают значительность собственных положительных черт и достижений (Harter, 1993) и преувеличивают собственный контроль ситуации (Alloy & Abramson, 1979) . В общем, люди, которые отличаются высоким самоуважением, используют множество когнитивных стратегий для того, чтобы улучшить свое мнение о себе.

А что же люди с не столь высоким самоуважением? Обладают ли они иммунитетом к подобным методам самовозвеличивания? Может быть, они не заинтересованы в положительной самооценке? На самом деле большинство людей, независимо от уровня их самоуважения, хотят думать о себе хорошо (Baumeister, 1993; Pelham, 1993) . Однако самоуважение влияет на то, какие стратегии используют люди для создания у себя позитивного образа «Я» личности. Люди, с высоким самоуважением делают это смело и склонны применять прямые, улучшающие собственный образ стратегии. Люди, обладающие только умеренным или низким самоуважением, обычно бывают более осторожны в способах, какими они достигают позитивного взгляда на себя (см., например: Brown, Collins & Schmidt, 1988; Gibbons & McCoy, 1991; Shepperd, Ouellette & Fernandez, 1996; Wood, Giordano-Beech, Taylor, Michela & Gaus, 1994) . Они сосредоточиваются на стратегиях, защищающих то уважение к себе, которое уже имеют (Baumeister, Tice & Hutton, 1989; Spencer, Josephs & Steele, 1993; Tice, 1993) .

Угрозы самоуважению

Угрозы самоуважению побуждают людей улучшать или защищать свой образ «я» (Steele, 1988; Tesser, 1988) . В рамках исследования, измеряющего психологический эффект стандартизированных тестов интеллекта, студентам предлагали решить серию задач, которые были обозначены как ключевые для выявления творческого и интеллектуального потенциала (Greenberg, Pyszczynski & Solomon, 1982) . О самом тесте было сказано, что он является отличным предсказателем будущих академических и финансовых успехов. Некоторым из участников внушили уверенность в том, что они плохо справились с заданием, другим - что они выполнили его достаточно хорошо. Когда позже испытуемых просили оценить тест, мнения этих двух групп категорически разделились: студенты, которые думали, что плохо справились с заданием, не только преуменьшали, насколько возможно, важность хороших результатов при тестировании, но и объясняли свои низкие очки невезением, нечеткими инструкциями и ненадежностью теста - чем угодно, кроме собственных способностей! Этот вид предвзятости, направленной на самозащиту, проявляется не только в лабораторных экспериментах. Например, студенты Университета штата Флорида чаще оценивали стандартный тест академических способностей (SAT) как недостоверный, когда их показатели по этому тесту были не очень хорошими (Shepperd, 1993) .

В действительности подобные открытия - вещь вполне обычная: ситуационные угрозы внутреннему образу «Я» часто вызывают попытки восстановить этот образ (см., например: Beauregard & Dunning, 1998; Pyszczynski, Greenberg & Holt, 1985; Shepperd, Arkin & Slaughter, 1995) . В описанных выше случаях угрозой был собственный неуспех в выполнении задания, и попытки восстановления хороших представлений о себе включали принижение важности задачи и постановку под сомнение надежности теста. Образу «Я» могут угрожать также отрицательные отзывы со стороны других людей («Тебе, кажется, не помешало бы сбросить пару килограммов?»), серьезное заболевание, такое как рак, или даже наши собственные действия, как в случае, когда мы ругаем себя за то, что не проявили достаточной чуткости по отношению к любимому человеку. Чтобы справиться с такими угрозами, мы можем применять те самые стратегии, которые описаны выше: сравнивать себя с другими, в чем-то менее успешными людьми, принижать тех, кто отзывался о нас плохо, и т. д.

Стабильность представлений о себе вместе с самоуважением и угрозами оказывает влияние на то, как люди видят себя и других. Вероятно, некоторые из ваших друзей производят впечатление людей, хорошо знающих, кто они такие, тогда как другие кажутся менее уверенными (Baumgardner, 1990; Campbell et al., 1996; Pelham, 1991) . Более того, самоуважение у некоторых из ваших друзей, вероятно, вполне стабильно - они думают о себе хорошо сегодня, они думали о себе хорошо вчера, и они будут думать о себе хорошо завтра, у других же самоуважение очень сильно колеблется в течение коротких периодов времени (Kernis, Grannemann & Barclay, 1989) .

В целом люди с нестабильным самоуважением очень обеспокоены тем, какой смысл несут для них события повседневной жизни, и особенно склонны отвечать на эти события попытками улучшить или защитить свое «Я». Например, в ходе одного из исследований студенты с нестабильным самоуважением более активно, чем их товарищи со стабильным отношением к себе, изобретали извинения, чтобы объяснить свои оценки, полученные на экзамене по психологии («Я недостаточно думал о том, чтобы хорошо подготовиться к этому экзамену»). Очевидно, что тенденция использовать извинения для приукрашивания образа «Я» у студентов с высоким самоуважением и для защиты образа «Я» у студентов с низким самоуважением проявлялась в наибольшей степени у тех, чье самоуважение было нестабильным (Kernis, Grannemann & Barclay, 1992) . Мы видим, таким образом, что нестабильность самоуважения взаимодействует с уровнем самоуважения, влияя на то, как человек создает у себя положительное впечатление о самом себе.

И наконец, эти два фактора взаимодействуют с ситуационными угрозами, определяя, как люди формируют и поддерживают позитивную самооценку. А именно влияние уровня самоуважения и нестабильности самоуважения особенно отчетливо проявляется, когда человек ощущает, что его самоуважение по той или иной причине находится под угрозой. В ходе одного эксперимента участникам приходилось встречаться либо с положительной, либо с отрицательной реакцией на произнесенную ими речь. Испытуемые, которые отличались нестабильным самоуважением, чаще других приводили извинения за свое неудачное выступление после получения негативных отзывов («Я не очень старался») и меньше, чем все прочие, извинялись после положительных отзывов (Kernis et al., 1993) . Уровень самоуважения, нестабильность самоуважения и угрозы совместно воздействуют на то, как мы видим себя.

Насколько универсальна потребность в положительной самооценке?

Желание оценивать себя положительно традиционно считалось универсальной потребностью - каждый хочет видеть себя в хорошем свете, по крайней мере такое создается впечатление. Но так ли это на самом деле? Ясно, что результаты экспериментов, которые мы рассматривали до сих пор, подтверждают это мнение: люди сравнивают себя с другими, регулируют свое отношение к собственным успехам и неудачам, преувеличивают значение своих сильных сторон и преуменьшают важность слабых, создают иллюзию контроля-и все это обычно для того, чтобы думать о себе хорошо. Однако вы, возможно, обратили внимание, что в большинстве исследований, рассмотренных нами в этом разделе, участниками были американцы, канадцы и жители северной Европы. Может быть, люди из других культур не испытывают столь сильного побуждения поддерживать свое личное самоуважение?

Люди индивидуалистических культур приучены сосредоточиваться на понятии «Я» - отстаивать собственные интересы и стремиться к собственным целям. Их самоуважение коренится главным образом в их личной или независимой концепции «Я», в их взгляде на себя как на автономных индивидуумов. Люди коллективистских культур, напротив, приучены фокусироваться на понятии «мы» - соответствовать своей группе и стремиться к гармоничным отношениям с ее членами. Их самоуважение берет начало в первую очередь в социальной или взаимозависимой концепции «Я», в их взгляде на себя в связи с другими (Markus & Kitayama, 1991) . Представители коллективистских культур менее склонны демонстрировать предрасположения, подобные тем, что мы обсуждали выше (Brockner & Chen, 1996; Heine, Lehman, Markus & Kitayama, 1999) . Возьмем, например, японцев. В то время как американцы обычно винят в своих неудачах ситуацию, японцы объясняют постигшие их неудачи своими личными недостатками (Kitayama, Takagi & Matsumoto, 1995) . Если североамериканцы склонны возвеличивать себя и считать себя лучше других, то японцы предпочитают критиковать себя и считать себя хуже других (Heine, Takata & Lehman, 2000; Kitayama, Markus, Matsumoto & Nora-sakkunkit, 1997) . Кроме того, выяснилось, что канадцы чаще проявляют нереалистичный оптимизм, чем японцы (Heine & Lehman, 1995) .

Выводы кажутся вполне ясными. Желание благосклонно оценивать себя лично и когнитивные упражнения, к которым люди прибегают для того, чтобы добиться этого, характеризуют в большей степени тех, кто принадлежит к индивидуалистическим, а не к коллективистским культурам.

Резюме

Люди хотят создавать и поддерживать положительные представления о самих себе, и это желание отражается на том, как они думают о себе и о других. Стратегии, которые мы используем для улучшения и защиты собственных представлений о себе, включают как нисходящее, так и восходящее социальное сравнение, толкование в свою пользу собственных успехов и снятие с себя ответственности за неудачи, преувеличение важности тех вещей, которые мы делаем хорошо, и преуменьшение важности того, что мы делаем плохо, а также создание у себя ощущения контроля. Ситуационные угрозы, такие как негативные отзывы других людей, собственные неудачи и мысли о смерти, пробуждают в нас желание защитить наш образ «Я». Люди с разным уровнем самоуважения и стабильности самоуважения отвечают на эти угрозы несколько отличными способами. Интересно, что сильная потребность в позитивной самооценке, по-видимому, наиболее характерна для представителей индивидуалистических культур. Люди из коллективистских культур, таких как японская, склонны скорее к самокритике, чем к приукрашиванию себя.

Успех

Ваш успех может быть в том, что вы никогда не достигаете успеха, но это успех, потому что он основан на вашем представлении о самом себе, а вы отстаиваете свое представление о самом себе и в этом всегда достигаете успеха. Весь вопрос в том, каково ваше представление о себе. Мы используем всё возможное для того, чтобы достигать успеха в утверждении привычного образа самого себя. Причем, используется всё, что угодно, даже болезни. И мы всегда в этом достигаем успеха. Поэтому вопрос об успехе - это вопрос о представлении о самом себе.

Женщина и мужчина

Женщина узнаёт себя как женщину только через мужчину. А мужчина узнаёт себя через женщину. Никак иначе это не возможно.

Знание

Важно не то, что о вас знают или не знают другие, а то, что вы знаете о себе сами.

Гармония центров

Тело-ум с гармонично работающими центрами имеет постоянную настройку, неразрывный контакт со своим Высшим «Я». Поэтому его действия являются прямым следствием ясного видения реальности и не несут искажения.

Взгляд на себя

Если вы встречаетесь с определенной реакцией людей на себя, то это вы ее создали. Готовы ли вы принять такой взгляд на происходящее с вами или будете продолжать обвинять других? Обвинять других в том, что на самом деле сделали вы, значит, оставаться в болоте механистического, тяжелого сна. Если люди обижаются на вас, то это вы создали их обвинение по отношению к себе, если они вас оскорбляют, то это вы создали эти оскорбления. Они, как экраны, отражают состояния, в которых вы находитесь, но вы этого не осознаёте.

Смерть

Вы не можете умереть - умереть может только ваше иллюзорное представление о себе. Умереть может только что-то приходящее. Вы поменяли позу. Сколько раз умирает ваша поза за один час? Постоянно. Вы что-то меняете, и то, старое, умирает. Состояние всё время меняется: старое уходит, новое приходит. Мысль пришла и ушла, она умерла. И мы как совокупность мыслей, чувств и ощущений постоянно меняемся, только не замечаем этого. Так смерти чего вы боитесь?

Умная Дура

Увидеть себя таким, какой ты есть сейчас, - вот что является самым важным. Мы считаем, что нас обвиняют несправедливо. Но когда захотим встретиться с тем, что у нас внутри, то увидим, что у нас это есть. Что не назови, всё есть. Если я вас назову дураком или дурой, например. Как вы это примете? Дуре хорошо жить, ее трудно обидеть. Все очень сильно напрягаются, доказывают, кто кого умнее, а вам не надо вступать в эту схватку, вы расслаблены и спокойны. Что-то будет преследовать вас до тех пор, пока вы с ним не согласитесь. Механизм очень простой.

Мы пришли в эту реальность для того, чтобы получить опыт обеих сторон всех двойственностей. А глупость и ум - это две стороны одной медали. Вы никогда не выйдете из этой двойственности, если не примете ум и глупость как две стороны одной медали. Не просто на уровне аффирмации, а внутренне прочувствовав и соединив две стороны этой двойственности. Вам надо побыть дурой, дураком. Каждый на что-то западает: кто-то хочет быть очень умным, кто-то - поглупеть. Надо побыть на той и на другой стороне. Как правило, мы сами себе через других людей указываем на то, какую сторону нам надо прожить сейчас. Если вы оскорбляетесь, когда вас называют дурой, то это указатель, что вам надо прожить и принять в себе именно это состояние.

Быть дураком так же приятно, как и быть умным. Возможно, вы этого еще не знаете.

Принуждение

Если вы действуете из принуждения, значит, считаете его приемлемым для себя. Вы пошли на принуждение исходя из того, что это принуждение хорошо для вас. Но тогда для вас хорошо и то, что вы делаете исходя из него.

Герой и убийца

Убийца за родину - это герой, убийца в пьяном похмелье - это преступник. Но и в том, и в другом случае было убийство, только в первом случае оно рассматривается как героизм, во втором - как преступление. А вы какой убийца?

Исключительность

Исключительный, значит, исключенный, то есть одинокий.

Понимание

Понять, что же именно тебе нужно, труднее всего, и, прежде всего, потому, что большинство людей не знают, кто же они на самом деле.

Интересы

Направленность интересов людей определяется иллюзиями их представлений о себе.

Вы

Тот, кто борется, и тот, с кем борются, это всё ты.

Жизнь

Твоя жизнь такова, каковым ты себя считаешь.

Отношение к себе

Первично отношение к себе, всё остальное только отражает его.

Осознание

Что происходит в результате того, что человек начинает осознавать себя? Он начинает создавать новую версию самого себя.

Кто вы?

Кем вы представляете себя на данный момент? Это очень важный вопрос. Он кажется в определенной степени абстрактным, не имеющим непосредственного отношения к вещам, с которыми люди мучаются. Казалось бы. Но, уяснив ответ на него, можно увидеть всё. Это принципиально важно, потому что от того, кем вы себя считаете, происходит все остальное. Именно от этого всё идет. Представление о себе является основой, дальше возникает множество следствий. Поэтому я и спрашиваю: кто вы?

Ты тот, кто способен менять представления о себе.

Главное - это смена представлений о себе.

Терроризм

Каждый человек действует из лучшего в его представлений варианта восприятия самого себя. Например, деяния террористов. Для них это благое. Всё зависит от ракурса восприятия, от взгляда на что-то.

Представление о себе

То, что есть у вас на данный момент, это какое-то представление о себе, в соответствии с которым вы поступаете. Понимаете вы это или не понимаете, но исходите из определенного представления о себе. Мы воплощаемся для того, чтобы уточнять, кто мы есть на самом деле. Это вопрос, который в какой-то момент должен быть конкретизирован, потому что если вы не видите, кто вы есть сейчас, то не можете создать новую версию себя.

Каково ваше представление о себе, в соответствии с которым вы творите свою жизнь?

Плохой - хороший

Мы никогда не отбрасываем свой опыт, мы присоединяем его к имеющемуся. Это не вопрос «или-или», как это принято в данной реальности: или я хороший, или я плохой, или я свободный, или нет. Я и такой, и такой, - я любой. Все мы такие. Здесь принята концепция, основанная на дуальности: если ты плохой, то ты уже не хороший. Но с какой точки зрения рассматривается, что такое плохой и хороший? Это зависит от того, каким вы себя представляете на данный момент, к чему идете.

Проблемы

Всё, что у вас есть, все ваши проблемы ситуации, с которыми вы сталкиваетесь в жизни, являются отражением того, кем вы на данный момент себя видите. Если вы хотите сменить то, что вас окружает, надо сменить представление о самом себе.

Лучшее

На самом деле то, что у вас есть, это лучшее исходя из вашего представления о самом себе. Человек всегда действует из лучшего, но оно же потом приводит его к худшему, и если при этом он наблюдателен, то начинает понимать, что то, что он делал, чтобы прийти к счастью, не делает его счастливым. Все люди одинаковы: все хотят любви, свободы, счастья, но у всех очень разные представления по поводу того, как этого достичь. Именно поэтому люди и не понимают друг друга.

Опора

Чтобы создать новую версию самого себя, надо увидеть, в какой версии вы сейчас находитесь. Невозможно сделать шаг, не имея опоры. Вы должны очень хорошо знать ту версию самого себя, которая у вас была. Именно это вы и делаете через осознание.

Отношения

Отношения с другими людьми - это зеркало для видения, имеющегося у вас, образа самого себя. В своих отношениях с другими людьми вы проявляете и утверждаете, имеющиеся у вас, представления о самом себе.

Точка зрения

Изменение представления о себе - это изменение получаемого вами опыта. Но для человека изменение точки зрения воспринимается как шок. Фактически изменение точки зрения - это смерть одного из представлений о себе. А так как здесь отношение к смерти негативное, то и отношение к изменению точки зрения столь же негативно.

Быть

Основное заблуждение людей - попытка войти в состояние «быть» через «иметь». Но иметь можно только через «быть». Когда вы выбираете новую версию самого себя, то выбираете, кем вам быть, а не что иметь.

Это вы

Всё, что вас окружает, это вы.

Ваши знания

Ваши знания о себе - это замкнутый круг. А что за этим кругом?

Я начинаю что-либо менять в себе только тогда, когда понимаю, что не знаю о себе всё. Когда я говорю, что знаю что-то, то просто повторяю то, что уже знаю. Знания относительны. Вы готовы хотя бы допустить, что ваши знания о себе являются очень маленьким фрагментом того, что вы есть на самом деле?

Мы передаем себя

Передать другому человеку можно только то, что есть у вас. Мы не можем передать другому то, чего у нас нет. Поэтому заниматься надо, прежде всего, собой.

Вспомнить себя

Если вы действительно вспомнили самого себя, то вы прекратили внутреннюю борьбу в самом себе.

Война

Если есть война, то, значит, нет понимания самого себя.

Изменения

Кардинальное изменение представления о самом себе есть кардинальное изменение вашей жизни.

Новая версия себя

Я не могу перейти к следующей версии себя, если не вижу то, в чем нахожусь сейчас. Но ум, получающий опыт разделенности, не хочет это видеть. Он говорит: «У меня-то все в порядке, это у них плохо».

Всё есть я

Кого бы я ни встретил - это я в разных проявлениях, разных формах, разных видениях.

Образ самого себя

Вам нужно начать действовать в соответствии с новым образом самого себя. Если вы перестаете так действовать, то вступает в силу старый образ самого себя. Если же не перестаете действовать в новом направлении, то укрепляете новый образ самого себя.

Если вы имеете новый образ самого себя, то высказывайте и проявляйте его, начните с этого.

Надо перейти на новое представление о самом себе. Потому что реальность создаем мы. И если мы имеем образ самого себя, взятый из коллективного сознания, находящегося в разделенности, то ничего, кроме разделенности, мы иметь и не будем. Мы можем твердить: «Всё очень хорошо, всё очень хорошо», а потом вдруг раз, и все очень плохо. А мы опять будем твердить: «все очень хорошо, все очень хорошо», а потом вдруг - раз, и всё очень плохо. А мы опять будем твердить: «Всё очень хорошо, всё очень хорошо», а потом опять - хлоп, и всё плохо.

Каков ваш образ самого себя, такова и ваша жизнь.

Троица

Увидьте в себе троицу: артист, сценарист и зритель. Это та великая троица, которая позволяет нам проигрывать здесь свои спектакли.

Надо увидеть, что вы как актер, сценарист и наблюдатель есть одно целое.

Люди - актеры, а Земля - это сцена.

Отождествление с ролью

Многие люди так сильно отождествляются с привычными для них ролями, что единственным для них способом сменить роль является смерть, которой они, кстати, очень боятся. Но совершенно не обязательно сбрасывать физическое тело для того, чтобы прожить новый сценарий жизни.

Сон

Сон - это восприятие только одной стороны себя.

Болезнь

Болезнь - результат вашего представления о себе.

Целостный

Человек, который видит целостно, не борется.

Ваш враг

Ваш враг - это ваша невидимая половина. Полюбите ее.

Источник наших эмоций - сердце. На иврите есть выражение бивинат а-лев , в дословном переводе на русский язык оно означает - “с пониманием сердца”.

По-русски мы часто говорим: “тяжело на сердце”, “сердце сжалось”, “сердце разбито”, и так далее. Понимать свое сердце, значит, понимать свое внутреннее “я”.

Люди в течение жизни, как правило, составляют о себе какое-то представление, но вот на то, чтобы “встретиться” с собой времени у них обычно не хватает...

В определенном возрасте человек начинает спрашивать себя: “Для чего я живу?”. Некоторые, ответив на этот вопрос, внезапно меняли курс жизни: оставляли службу или разводились, скажем, с женой.

Процесс познание себя - суть жизни. Если вы не знаете себя, вы не живете. Если вы не знаете, что трогает вас до глубины души, вы подобны роботу.

Так что будьте внимательны к себе и к тому, что с вами происходит...

Первые попытки

Спросите себя, с кем из обаятельных людей вам хотелось бы встретиться, чтобы разведать у него, что приносит ему радость в жизни.

А теперь представьте, что такой обаятельный человек - вы сами.

Сядьте, скажите себе “привет” и представьтесь себе. Попробуйте подружиться с собой, будто вы встретились, скажем, с двоюродным братом, с которым давно не виделись. Задайте себе вопросы о жизни: чего вам хочется, к чему вы стремитесь. Вспомните, о чем вы раньше мечтали, какие мечты все же реализовались, какие - остались где-то на периферии сознания.

Проинспектируйте основные жизненные аспекты.

Вы хотите быть богатым и известным. Хотите быть хорошим. Хотите добиться успеха. Стремитесь к тому, чтобы ваша жизнь наполнилась смыслом. Вы тянетесь к творчеству... Почему вас все это так привлекает? Что реально вы хотите от жизни?

Познание себя - это процесс. В поисках истины вам придется углубляться в такие “дебри”, о которых вначале вы и не помышляете. Задайте себе первых десять вопросов, с которыми вы обратились бы к близкому другу. И не спешите с ответами.

Спросите:

В чем смысл моей жизни?

Как я представляю себе главную цель?

Почему я выбрал эту профессию?

Как я провожу свободное время?

Почему я делаю то, что делаю?

Что реально делает меня счастливым?

Так ли я счастлив, как мне хотелось бы?

Что важнее: богатство или счастье?

Какие у меня планы на будущее? Почему?

Каковы мои тайные мечты и амбиции?

На поиск ответов уйдет, быть может, много месяцев. Наберитесь терпения и не оставляйте затею. Выясните, наконец, что же для вас действительно важно и интересно, что способно приносить вам радость. Ответы - внутри вас...

И, наконец, самый важный вопрос: “Для чего я живу”?

Этот вопрос порой кажется очень легким, но многие почему-то стесняются задавать его себе. Внутренний голос нашептывает: “Ну, зачем же так “глобально”?...

Что-то внутри оказывает сопротивление, потому что мы знаем: чтобы ответить на столь “глобальный” вопрос, придется серьезно в себе покопаться.

Не жалейте усилий. Только по-настоящему глубоко узнавая себя, вы сможете измениться. То есть - изменить отношение к себе и миру.

Цена правильного решения

Люди нередко боятся принимать решения, ибо боятся ошибиться.

Но ведь, если решение вообще не принимать, можно совершить ошибку гораздо большую.

Представьте себе нищего, который получил письмо, в котором сказано, что он получил в наследство миллион долларов. А если он его не прочел, станет ли он богатым?

Творец дал нам свободу выбора, чтобы мы самостоятельно принимали решения. Но если мы не воспользуемся свободой воли, это означает, что реально у нас ее нет. И тогда нам останется, если что-то идет не так, как хотелось бы, лишь обвинять других.

Лишая себя свободы воли, мы не используем свой потенциал, а это, в свою очередь, лишает нас уверенности в себе.

Что вы знаете о своем потенциале? Вы пробовали его испытать?

“Принять решение” и “размахивать руками”, попадая в определенные обстоятельства - не одно и то же.

Спросите себя: почему, например, вы поступили в колледж? Было ли это вашим принципиальным решением или вы просто, закончив школу, пошли туда, куда направились ваши друзья?

Представьте себе такой диалог:

Почему ты идешь в колледж?

Чтобы получить степень.

Зачем тебе степень?

Чтобы продолжить образование в престижном Университете.

Чтобы получить хорошую работу.

Зачем тебе нужна “хорошая” работа?

Чтобы оплатить долги за колледж!

Так логический круг замыкается тупиком мотивации. На самом деле, уже на первый вопрос надо было бы ответить иначе: “в колледже учатся, чтобы получать знания, информацию и образование”.

А теперь попробуйте выстроить цепочку вопросов себе. Спросите себя, например, почему я хочу жениться?

Не принимайте отговорок. Продолжайте спрашивать: “Почему, почему, почему”? Будьте честными с собой.

Задавайте себе любые вопросы.

Когда вы глубоко проанализируете ту или иную тему, вам легче будет принять мудрое решение.

Определите, в какие моменты вы обычно теряете уверенность. Что заставляет вас нервничать? Какие ситуации сковывают вас, не дают проявиться естественным для вас образом? Значит ли это, что вы в принципе не умеете принимать решения? Или вы сомневаетесь в своих решениях после того, как их приняли? Быть может, вы просто не любите принимать решения?..

Важно, чтобы решения приносили вам радость. В них проявляется динамика жизни, ваша активность в этом мире. То есть, принимая решения, вы развиваете в себе ощущение жизненной полноты.

Устраните препятствия

Всякий раз, когда вы видите, что вам трудно достичь цели, выясняйте, что вам мешает.

У каждого из нас - свои проблемы. Знать их – это ключ к самопознанию. Пока вы не посмотрите в лицо собственным проблемам, они будут обгонять вас и оставлять позади.

Составьте на бумаге список ваших трудностей. Это - шаг в верном направлении. Выделив свои специфические трудности, вы превращаете их в конкретные задачи, которые требуют разрешения.

Спросите себя:

Я ленивый? Почему?

Я неорганизованный? Почему?

Я раздражительный? Почему?

Почему я всякий раз начинаю защищаться?

Что вызывает во мне зависть?

Что побуждает меня упрямиться?

Мне трудно принимать решения? Почему?

Мне не хватает самодисциплины?

Мне не хватает уверенности в себе?

Почему я не инициативен?

Отрицательные свойства характера - корни наших проблем. Составьте на бумаге список собственных отрицательных качеств и определите, когда они проявляются ярче всего. Теперь проанализируйте, что провоцирует ваши негативные реакции. И, наконец, сформулируйте контрмеры.

На то, чтобы все это проработать, нужно время. Но у вас нет иного выхода.

Научитесь управлять эмоциями

Осознайте свои ощущения. Вы счастливы, сердиты, напряжены или, к примеру, печальны?..

Эмоции - индикатор того, что происходит в вашем внутреннем мире. Разобраться в них так же важно, как измерить температуру при физическом недомогании.

Попробуйте выяснить, чем вы в данный момент расстроены. Определите и локализируйте причину: она воздействует на вас извне или изнутри?

Допустим, вы находитесь в нервозном состоянии. Докопайтесь до первоисточника. Спросите себя: почему?

К примеру, ответ будет таким: я нервничаю из-за начальника, который мной недоволен.

Поищите более глубокую причину. И признайтесь: я возмущен.

Следующий вопрос: что именно меня возмущает? Я не доволен собой или начальником?..

Посмотрите на себя как бы со стороны и проследите, что происходит. Если вы этого не сделаете, вы достаточно долго будете пребывать в состоянии нервозности. Пойдете домой и сорветесь, скажем, на собственных детях.

Когда причина негативных эмоций определена, постарайтесь проконтролировать их и ослабить их воздействие. Впредь постарайтесь избегать подобных ситуаций или заранее подготовьтесь к ним, если знаете, что они обязательно возникнут.

На следующем этапе необходимо научиться избавляться от негативных эмоций, которые мешают вам общаться с людьми и создают в глазах окружающих неблагоприятное впечатление.

Допустим, вы даете цдаку (деньги на благотворительные цели). Разберитесь в мотивах. Вы хотите помочь людям? Вы испытываете чувство радости от того, что сумели оказаться полезным? Или же, может быть, вами движет желание совершить хороший поступок?

При этом где-то в глубине души вы, конечно же, понимаете, что даже в добром деле может присутствовать и негативный мотив. Мне, положим, очень хочется, чтобы мной восхищались. И мне следует подавить в себе это желание.

Если даже примесь этого чувства присутствует в ваших действиях, в следующий раз, когда будете давать цдаку , делайте это анонимно. Так вы устраните деструктивный мотив.

То же самое с позитивными эмоциями. Осознайте, как ваше эмоциональное состояние влияет на ваши эмоции. Например, не покупайте новую стереосистему в эйфорическом состоянии. Не спешите, хладнокровно все обдумайте и действуйте осторожно.

Проследите, в какие моменты вы испытываете ощущение радости. Ваша жизнь буквально наполнится им, если вы сформулируете, что именно помогает вам достичь этого состояния.

Например, вы встаете утром и чувствуете себя прекрасно и полны энергии только потому, что за окном, скажем, светит солнце. Проанализируйте это чувство и научитесь вставать в хорошем расположении духа каждый день.

Или вы сделали хорошую работу, и получили от начальника похвалу. У вас хорошее настроение...

Задумайтесь, насколько вам необходимо его внимание. Быть может, вы просто сами испытали удовлетворение от хорошо сделанной работы.

Тема №1

Внутренний мир человека и система представлений о себе.

Берись за то, чему ты сроден, коль хочешь,

чтоб в делах успешный был конец.

Вы, наверное, часто задумываетесь над тем, кем быть, какую профессию выбрать. Эти вопросы вам задают и в школе, и дома. Почему проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека? Правильно ли считают многие, что профессию выбирают один раз на всю жизнь? Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с профессиональным самоопределением, вы попробуете получить, изучая курс «Твой выбор». Он включает три компонента основных составляющих процесса профессионального самоопределения.

Первый компонент – получение знаний о себе, т. е. «образ «Я». Второй - получение знаний о мире профессионального труда, т. е. анализ профессиональной деятельности . Третий – соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности.

Уже в возрасте 13-14 лет человек пытается взглянуть на себя со стороны. Какой он? Добрый или злой, умный или глупый, сильный, красивый? Этот процесс оценки своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости называется самосознанием.

Рождается человек, не имея ничего социального, а когда человек научится отделять «Я» от всего общества, он становится личностью. По мере того, как мы приобретаем жизненный опыт, в его сознании происходит переосмысление прежних взглядов, меняется представление об окружающем мире, о себе.

Имея некоторые знания о мире профессий необходимо исследовать себя, определить свои интересы, склонности, способности, выяснить, какие направления профессиональной деятельности подходят именно вашим индивидуальным особенностям.

Некоторые люди считают, что уж себя-то они всегда понимают, это чужая душа – потёмки. Другие испытывают сомнения относительно того, что же они могут и чего, в конечном счёте, хотят. И даже в привычных ситуациях далеко не всегда уверены в том, как они себя поведут. Но те и другие иногда удивляются самим себе и совершают что-то совсем неожиданное.

«Познай самого себя» - эта надпись украшала Дельфийский храм в Греции. Именно процесс самооткрытия, самопостижения и самопознания пронизывает всю сознательную жизнь человека.

Как можно человеку лучше себя узнать?

В ответах на вопрос «Кто я?» мы сравниваем себя с другими людьми (родителями, друзьями, знакомыми), героями литературных произведений. Это сопоставление позволяет увидеть всё многообразие характеров, взглядов, проявлений чувств, интересов и других особенностей людей, выделить то особенное, что отличает одного человека от другого.

Давайте попытаемся определить, по каким признакам можно находить общее и отличное в людях. При встрече с каким-либо человеком, при воспоминании или размышлении о нём вы, как правило, оцениваете внешний вид: возраст, пол, физический облик, состояние здоровья. При более близком знакомстве появляется возможность узнать его биографические характеристики, в какой семье родился и рос, в какой школе учился, с кем дружит, какие книги читает. Длительное общение и личные контакты позволяют увидеть особенности его характера, темперамента, чувств, уровень интеллекта и способностей.

Параллельно с этим происходит процесс самопознания, узнавания, выделения собственного «Я» путём сравнения увиденных в другом человеке качеств со своими. Таким образом, познавая других людей, вы познаёте самих себя.

Познавать своё «Я» весьма не просто. Путь к познанию лежит через понимание и оценку своих интересов и способностей, особенностей памяти и мышления, своеобразия речи, внимания и воображения. Любое взаимодействие с другими людьми заставляет нас постоянно осмысливать свойства характера, темперамента, побуждает обращать внимание на чувства, волевые качества, как свои, так и тех людей, с которыми общаемся. Характеристики личности с разных сторон описывают внутренний мир человека, качества его души, особенности поведения.

Задумаемся над тем, что такое собственное «Я». Образ «Я» (или Я-концепция) – сложное психическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупности самооценок. «Я – концепция » создаёт специфическую направленность личности. Это целостный, хотя и не лишённый внутренних противоречий, образ сугубо личного, собственного «Я», включающий три составляющих его компонента: познавательный (кто Я?), эмоциональный (какой я?) и поведенческий (что и как я делаю и почему так поступаю?) (Схема №1).

Становление устойчивого образа «Я»

Образы собственного «Я» сложны и неоднозначны. Здесь и реальное «Я» (как вижу себя в данный момент), и динамическое «Я» (каким я стараюсь быть), и идеальное «Я» (каким я должен стать) и фантастическое «Я» (каким я хотел бы быть, если бы всё было возможно).

Размышляя о профессиональном будущем, каждый из вас осуществляет мысленное движение от своего «Я» реального через «Я» динамическое к «Я» идеальному. Например, сегодня вы делаете некоторые успехи в музыке и знаете и знаете о своих способностях в этой области искусства. И, конечно же, в будущем вы видите себя профессиональным музыкантом. Но для того чтобы ваши планы стали реальностью, необходимо разработать план действий и стремиться его реализовать.

Ну а если у вас сегодняшний день ещё не имеет чёткого профессионального плана, определяющего пути получения будущей профессии, всё равно вы, наблюдая за окружающим себя миром и за деятельностью людей, пытаетесь представить себя в будущем, перебирая в своём воображении различные варианты, в том числе и самые фантастические. В своих мачтах вы видите себя в разных ролях. Перечень их может быть бесконечным и разнообразным. Но, возвращаясь к своему реальному «Я», соотнося способности с возможностями их реализации, приходится, к сожалению, свои мечты согласовывать с ними. Именно идеальное «Я»- реальное – отправная точка всех планов человека.

Недостатки знаний о себе, обыденность «Я»- концепции затрудняют профессиональный выбор, делают его недостаточно обоснованным, случайным в силу того, что затормаживают процесс соотнесения себя с миром и будущей профессиональной деятельностью. Особую роль здесь имеет самооценка.

На основе самооценки формируется образ собственного «Я». (Схема 2)

Формирование образа собственного «Я»

Самооценка

https://pandia.ru/text/78/623/images/image005_114.gif" width="12" height="36">Я-реальное………………………………есть сейчас

Я-динамическое……………………..стараюсь быть

Я-идеальное……………………………должен стать

Я-фантастическое…………………….мог бы быть…

Я-… (другое)

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди людей.

У каждого человека существует два способа самооценки. Первый – это сопоставление мнений окружающих о нас. И здесь важно «богатство» образа Я. Чем «беднее» образ Я, тем более зависим человек от отношения окружающих к нему. Тогда самооценка не играет роли эталона, регулирующего поведение. Человек с реалистичной самооценкой отличает независимость от мнений окружающих, высокий, но реальный уровень самоутверждения. Высокое самоуважение не означает, что человек считает себя лучше других. Оно связано с представлением о себе как человеке не хуже других. В этом случае он положительно относится к себе как к личности. С уровнем самоуважения связано древнее выражение «не место красит человека, а человек место».

Второй способ самооценки – это соизмерение уровня наших притязаний и достигнутых результатов. Лев Толстой когда-то написал: «Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе мнит, а в числителе – то, что есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».

Если уровень притязаний выше достигнутого результата – можно говорить о завышенной самооценке. При завышенной самооценке человек никогда не признаёт, что он чего-то не знает или не умеет, во всех своих неудачах винит окружающих.

Если уровень притязаний, ниже достигнутого результата, говорят о заниженной самооценке. Человек становится преувеличенно осторожным, у него исчезает стремление к достижению какого-либо успеха.

Критическая оценка самого себя, своих способностей, нравственных качеств, поступков позволяет человеку при выборе профессии правильно соотнести свои возможности с требованиями, предъявляемыми профессией. Заниженная самооценка мешает человеку раскрыть свои возможности, завышенная - приводит к разочарованиям, конфликтам в коллективе .

Тест.

Инструкция : выбери единственно верный ответ в заданиях 1,2,3,4,5,. Дай определение в задании 6, дополни в задании 7, размышляй в задании 8,9.

1. Сколько компонентов включает в себя процесс профессионального самоопределения?

А) 2 б) 5 в) 3 г) компоненты отсутствуют

2. Какая надпись украшала Дельфийский храм в Греции?

А) «Будущее принадлежит тем, кто свято верен своей мечте»

Б) «Неисповедимы пути господни»

В) «Познай самого себя»

Г) «Берись за то, чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешный

был конец.

3. Процесс оценки своих качеств, способностей, внешности, социальной

значимости называется:

а) самосознанием; б) самоистязанием;

в) самовоспитанием; г) самоизучением.

4. Компоненты образа «Я-концепция»

А) познавательный б) изучающий в) воспитывающий

эмоциональный экспериментирующий познавательный

поведенческий эмоциональный развивающий

5. Какая самооценка приводит к разочарованиям и конфликтам в

коллективе?

а) завышенная б) заниженная

6. Что такое самооценка?

_________

7. Образ собственного «Я» формируется из:

«Я» -_________________________________________

«Я» -_________________________________________

«Я» - ________________________________________

8. Что даёт вам длительное общение с людьми различных профессий?

_________________________________________________________

_________________________________________________________

9. Мини- сочинение «Мой образ «Я» и профессия»

Бланк ответов

Ф. И. _________________________________ Класс___________________

Школа_______________________________ _________________________

Электронный адрес_______________________________

Отметь крестиком единственно верный ответ в заданиях 1,2,3,4,5,. Дай определение в задании 6, дополни в задании 7, размышляй в задании 8,9.

№ вопроса

6Инструкция

Ниже предлагается ряд вопросов об особенностях вашей самооценки, отвечая на которые, вам необходимо поставить баллы в зависимости от выбранного вами варианта ответа:

«очень часто» - 4 балла

«часто» - 3 балла

«иногда» - 2 балла

«редко» - 1 балл

«никогда» - 0 баллов

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Постоянно чувствую свою ответственность по работе.

3. Я беспокоюсь о своём будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей интуицией, нежели другие.

6. Я беспокоюсь за своё психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупцом.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я часто допускаю ошибки.

11. Как жаль, что я не умею говорить, как следует, с людьми.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись другими чаще.

14. Я слишком скромен(а).

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

18. Люди ждут от меня очень многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я слегка смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто понапрасну волнуюсь.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят за моей спиной.

27. Я уверен, что по характеру люди почти все легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не так общителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, что ждут от меня люди.

Для того, чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям.

Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, не отягощён «комплексами неполноценности», правильно реагирует на замечания и оценки других, редко сомневается в своих действиях.

Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки. Если вы набрали такое количество баллов, то, вероятно, время от времени ощущаете необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивая себя и свои способности без достаточных на то оснований.

Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается «подстроиться» под мнение других людей, в большей степени страдает от «комплекса неполноценности».

Тестирование вы можете пройти на сайте: http://www/proforientator/ru

Методика самооценки