Пантеон во время дождя. Пантеон в Риме: история, любопытные факты, фото, как посетить

Пантеон в Риме (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Пантеон - древний языческий храм, позже освящённый как христианская церковь Святой Марии и Мучеников, посвященный сразу всем римским божествам. Этот архитектурный объект дохристианской эпохи сохранился до сих пор и поражает своим величием не только специалистов-археологов, но и простых туристов.

Надпись на фасаде «M. Agrippa L. F. Cos. Tertium Fecit» гласит: «Марк Агриппа, сын Луция, трижды консул, сделал».

Архитектура

Взять, к примеру, планировку. В Пантеоне нет окон. Вообще. Есть только одно отверстие на самой вершине купола диаметром в 9 метров. И дело не в том, что древним римлянам было лень пробивать окна в толстых стенах. Просто одно отверстие означало единство всех божеств. Говорят, что во время снегопада, когда снежинки попадают в «окулюс» (так его называют), они образуют сказочные завихрения. Впрочем, это лучше увидеть собственными глазами.

По периметру храма в нишах располагались статуи божеств, на которые в течение года поочередно падал свет из отверстия в куполе. Но эти изваяния, увы, не сохранились (все-таки строению более 2000 лет), и их место ныне занимают скульптуры и картины 18 века.

Как попасть

Пантеон расположен на площади Пьяцца-делла-Ротонда, пока что посетить храм можно бесплатно, он открыт для всех желающих с 8.30 до 19.30 по будням и с 9.00 до 18.00 в воскресенье. Ближайшая станция метро - Barberini.

Сегодня при желании в Пантеоне можно даже пройти обряд венчания. Романтичные виды на могилу Рафаэля и надгробия первых итальянских королей прилагаются.

Какую бы цель не ставил перед собой турист, выбравший Рим в качестве главного объекта для посещения, ему не миновать Пантеон по нескольким причинам:

  • это архитектурный шедевр, подобного которому нет нигде в мире;
  • это единственная античная постройка, которая избежала разрушения и перестройки, а значит по-настоящему передающая атмосферу древности;
  • это легко найти на туристической карте;
  • это совершенно бесплатно и работает без выходных;
  • это впечатляюще.

Мы постараемся, чтобы попали вы туда подготовленными, поэтому расскажем об истории этого храма, о том, что там обязательно нужно увидеть, как лучше сюда добраться, где на месте получить необходимую информацию. Отзывы бывалых туристов о Пантеоне, приведенные в конце статьи, помогут вам принять окончательное решение о посещении храма всех богов в Риме.

Чуток истории

Впервые идея создать храм, посвященный сразу всем главным богам римлян, созрела в голове консула Агриппы, родственника и соратника первого императора Октавиана Августа. Агриппа создал удивительное сооружение не столько внешне, сколько по содержанию. В отличие от других храмов, посвященных одному, максимум двум богам, первый Пантеон вместил в себя алтари всех главных божеств римлян. Юпитер, Юнона, Сатурн, Венера, Марс - здесь можно было принести жертву каждому в отдельности или всем вместе. Но даже это революционное новшество не является главным.

В античные храмы входить имели право только жрецы, все ритуалы проводились на площадях перед святилищами. Агриппа ломает эту традицию. Приказав построить вход в храм в виде триумфальной арки, он добился, что всякий входящий сюда символически становится «триумфатором», а значит «равным богам». Теперь горожане могли смело вступать туда, куда раньше им не позволяла это делать «непосвященность». Жрецы не были в восторге от подобной вольности, но спорить с влиятельным строителем не решились.

Первый храм всех богов простоял чуть больше века (27 год до н.э. — 80 год н. э.), два пожара, случившиеся с перерывом в тридцать лет, практически уничтожили первый Пантеон. На месте демократичного храма расположился банный бассейн. Так было до прихода к власти императора Адриана, человека образованного и деятельного.

Император Адриан любил строить храмы и не любил христиан. В историю он вошел, как создатель Пантеона в Риме и как мучитель, убивший сразу четырех христианских святых (Веру, Надежду, Любовь и мать их Софью). Второй поступок историками не доказан, а первый подтвержден документально.

К созданию проекта и строительным работам был привлечен гений архитектуры Аполлодор Дамасский . Гигантский купол, накрывающий цилиндрическое «тело» храма, стал чудом уже во время строительства. Расположенные по кругу алтари главных богов отвечали главной идее храма - общедоступности.

Когда христианство было провозглашено единственной религией Рима, с фронтона у входа в Пантеон сбили все скульптуры, вынесли языческие статуи из храма и закрыли тяжелые медные двери. Более двухсот лет здание просто пустовало. Почему его не разрушили или не превратили в христианскую церковь сразу? Ответы пока не найдены. Можно предположить, что это место, долгое время служившее языческим идолам, не считалось пригодным для христианского храма.

Новую жизнь Пантеон получил в начале VII века , когда был подарен византийским императором папе римскому. Новое имя храма - Церковь святой Марии и мучеников.

С XIV по XVI век Пантеон выполнял роль крепости, его стены могли выдержать самый мощный штурм, а время было неспокойное. Когда воцарился мир, Пантеон получил третью жизнь. В порыве всеобщего обновления и разгула Барокко один известный архитектор пристроил над входом в храм всех богов две нелепые башенки. Римляне тут же прозвали их «ослиными ушами» и скоро убрали. Так он и стоит до сих пор, лишенный внешних украшений, но грандиозный и монументальный.

Что посмотреть?

Перед входом в Пантеон:

  • Обелиск и фонтан - обелиск самый настоящий египетский и древний. Долгое время просто валялся в кустах, поваленный варварами. Установлен во время Возрождения, а фонтаном украшен в XVI веке.

  • Колоннада и фронтон над входом - колонны сохранились античные, а на фронтоне (треугольник под крышей) можно увидеть отверстия, в которые были вставлены крепления для скульптурной группы «Битва Титанов» (уничтожено как языческое украшение). Надпись гласит, что «это построил Агриппа». Обычное дело для храмов. Император Адриан себя не указал, считая главным в Пантеоне идею Агриппы.
  • - тяжелые, толстые. Были установлены в тот период, когда храм играл роль укрепления.

  • Скульптуры у входа - Агриппа и Адриан - отцы-основатели;

Внутри Пантеона:

  • Купол - разглядывать можно бесконечно. В храме всех богов нет окон, свет попадает через отверстие на макушке. Есть несколько легенд, связанных с этим «глазом»: христианская - когда в Пантеоне была проведена первая месса, языческие духи или демоны вырвались отсюда через вершину храма (не очень-то верится, но впечатляет многих); народная - Коперник окончательно склонился к мысли, что Земля вращается вокруг Солнца, разглядывая купол Пантеона.
  • Захоронения - здесь можно найти место упокоения Рафаэля (самое популярное место), а также могилы первых королей единой Италии.

  • Скульптуры в нишах - некоторые сохранились с древних времен и были «приспособлены» для нужд христиан.
  • Икона главного алтаря - список с главной чудотворной иконы Польши (Честноховская Божья Матерь). Утверждают, что чудесные исцеления и исполнение желаний здесь не редкость.

При входе в храм можно взять аудиогид на русском языке, заполнив форму заявки и оставив документ в залог (паспорт, кредитку и т.д.). Сама услуга стоит 5 евро. Вход и фото - бесплатно.

Время работы: с 9 утра до 19:30. В воскресенье - до 6 часов вечера. В праздники - только до часу дня.

Как добраться?

Ближайшая - Barberini (А линия). От нее нужно пройти метров 700.

Автобусная остановка «Argentina» есть у маршрутов 40, 64, 87, 492. Пройти придется метров 400.

Трамвай номер 8 - не самый удобный транспорт, разве что по дороге из Ватикана.

Осмотрев Пантеон, пора отправляться дальше, изучать и осматривать другие исторические объекты, галереи, музеи и фонтаны. Рим в буквальном смысле переполнен достопримечательностями, которые хочется увидеть. Чтобы успеть как можно больше, желательно, иметь перед собой четкий маршрут. Мы расскажем, как и ничего не упустить.

Пантеон – еще одна важнейшая историческая достопримечательность Рима, с посещением которой непременно ассоциируется туристическая поездка в вечный город.

Древний Пантеон представляет собой языческий храм, который во времена расцвета католической религии был освещен и приобрел статус церкви Святой Марии и мучеников. Таким образом, это удивительное сооружение пережило новое рождение.

Пантеон или Храм всех Богов известен не только как великолепный образец архитектуры эпохи античного мира, но и как место погребения итальянских королей, а также в нем находится гробница знаменитого Рафаэля. Сооружение настолько хорошо сохранилось с древних времени, что даже не потребовало значительных реконструкций.

История возникновения Пантеона

Пантеон был построен во 2 веке н.э. на месте старинного храма, возведенного по приказу Марка Агриппы (Marcus Agrippa) в 27 году до н.э. Консул Агриппа был родственником первого императора Рима Октавиана Августа (Octavianus Augustus).

Храм Агриппы

Это был первый храм, возведенный не в честь одного или двух божеств, как это делали раньше, а в честь сразу всех главных древнеримских богов.

Еще одной особенностью храма было то, что все горожане могли входить в храм через триумфальную арку наравне с жрецами. До этого все ритуалы устраивались на прилегающей площади, а внутрь сооружения имели право входить только жрецы.

Во то время в Пантеоне поклонялись таким древнеримским богам, как Венера, Юпитер, Марс, Плутон, Меркурий, Нептун и Сатурн, для которых устраивали жертвоприношения в виде животных. Для данных обрядов в здании было специально сделано отверстие в куполе — «окулус» (oculus), под которым располагался алтарь.

Интересно, что изначально здание имело форму квадрата. Оно пережило два пожара и уже в 80 году н.э. было практически разрушено, а на его месте устроили банный бассейн.

Храм Адриана

Форму круга Пантеон приобрел только в 118-125 годах н.э. при Адриане (Publius Aelius Traianus Hadrianus), который и построил новый храм на месте прежнего. Создателем проекта и руководителем строительных работ был Аполлодор Дамасский. Возведенный им сферический купол стал настоящим архитектурным чудом.

Церковь Святой Марии и мучеников

В 608 году император Фока передал Пантеон во власть церкви, а именно, римскому папе Бонифацию IV, который осветил здание и превратил его в храм католической религии. Конечно, все языческие скульптуры богов были вынесены.

Кроме того, папа приказал перевести в храм останки первых приверженцев христианства. Так храм получил новое название – Церковь Святой Марии и мучеников. Под покровительством папы Бонифация IV храм сохранил свое первоначальное состояние.

Средневековая крепость

Однако, Пантеон не всегда использовался в качестве церкви. С 14 по 16 век он служил даже в роли крепости. Его стены были настолько мощными, что могли выдержать даже сильные военные удары. После четырехсотлетнего периода упадка здание вновь обрело статус храма.

В настоящее время

На сегодняшний день это одно из немногочисленных строений древнеримской эпохи, так хорошо сохранившееся до нашего времени. Невозможно приехать в Рим и пройти мимо Пантеона – одного из древних символов Рима, превратившегося с течением многих веков из храма языческой культуры в католическое место покоя знаменитых жителей вечного города.

Архитектура Пантеона

Пантеон отличается уникальным архитектурным исполнением. Толщина его стен составляет 6 метров, а купол имеет ширину 43,3 метра. Форма Пантеона тщательно выверена и построена с таким расчетом, что его внутреннее пространство составляет идеальную сферическую фигуру.

При этом огромная ротонда не давит на посетителей, а невесомо возвышается в виде небесного свода. Ощущение сферического пространства усиливается еще из-за того, что в высоту здание достигает почти столько же метров, сколько и в диаметре – около 42 метров.

Окно Пантеона

В частности, неповторимость архитектуры строения касается окон. Дело в том, что в Пантеоне отсутствуют окна в привычным смысле. Свет и воздух проникают в строение через единственное отверстие, расположенное на вершине купола и называемое «Око Пантеона».

Диаметр отверстия составляет 9 метров. Поскольку единственное окно храма открыто для осадков, то в Пантеоне устроена специальная система дренажа.

Во времена язычества под этим отверстием находился алтарь, а его исключительность символизировало единство всех древних богов, которым поклонялись римляне до принятия христианства. Примечательно, что статуи богов были расположены в древнем Пантеоне таким образом, чтобы свет из «окулуса» попеременно попадал на каждую из них в зависимости от расположения солнца в разное время года.

В настоящее время на месте статуй богов, некогда олицетворяющих собой языческую культуру, находятся картины и скульптуры эпохи Возрождения.

Купол Пантеона

На поверхности купола с внутренней части располагаются 140 кессонов. Они служат не только с декоративной целью, но также для уменьшения массы купола. Ведь полный вес свода равняется 5 тысяч тонн.

При этом, чем выше к центру купола, тем меньше масса и толщина материала. В основании свода его толщина составляет 6 метров, а рядом с «окулусом» — всего 1,5 метра.

На входе в храм

Когда вы подойдете к Пантеону, то увидите портик, состоящий из 16 коринфских колонн из гранита. Вовнутрь можно пройти через портал времен Древнего Рима. На треугольном фронтоне под крышей здания расположены отверстия, в которой ранее находилась скульптурная композиция «Битва Титанов». Скульптура не сохранилась до наших дней, поскольку имела языческое происхождение.

Двери в храме очень тяжелые и мощные, относятся к 14-16 векам, когда Пантеон служил для оборонительных целей. У входа установлены скульптуры Агриппы и Адриана.

Купол держится на стенах, разделенных на два яруса. В нижнем ярусе расположено 7 равных ниш, облегчающих общий вес конструкции. Стены храма облицованы мрамором.

Что посмотреть внутри

В самом Пантеоне и на площади возле него всегда много туристов, ведь площадь Пьяцца-делла-Ротонда не менее привлекательна и интересна, чем древний храм с уникальной историей.

В настоящее время в Пантеоне хранятся не только уникальные картины и скульптуры 18-го века, но и останки итальянских королей — Умберто I, Виктора Эммануила II, королевы Маргариты, а также находится могила Рафаэля (Raffaello Santi) и надгробья других художников – Карраччи и Дзуккари.

Легенды Пантеона

Несомненно, вокруг такого древнего памятника архитектуры и языческой культуры, ходит много легенд. Согласно одной из них, для того, чтобы построить купол, строение специально ровными настилами заполняли землей вместе с золотыми монетами. Только представьте, сколько монет накопилось для возведения купола такой высоты!

После окончания работ император разрешил римлянам забрать все монеты, которые они впоследствии смогут найти. Так из Пантеона исчезли монеты, которыми было наполнено пространство сооружения.

Другая легенда касается отверстия в куполе. Многие предполагают, что оно не была спроектировано в Пантеоне изначально, а образовалось во время первой мессы, когда злые языческие существа пытались прорваться наружу.

Как добраться до Пантеона

До Пантеона можно добраться на метро и выйти на станции Barberini, или же на одном из многочисленных автобусов, курсирующих по центру Рима.

Находится Пантеон на площади Пьяцца-делла-Ротонда (Piazza della Rotonda).

Часы работы

Пантеон открыт для посещения в любой день недели: с понедельника по субботу с 9.00 до 17.15, а в воскресенье работает до 17.45. По официальным праздникам базилика открыта с 9.00 до 12.45, но закрыта 1 января, 1 мая и 25 декабря.

Лучше всего приходить в первые два часа с утра, когда меньше всего туристов.

Вход в Пантеон

Вход в Пантеон абсолютно бесплатный по состоянию на 2019 год, двери базилики открыты для всех желающих. В храме также можно бесплатно делать фотографии. Также вы можете взять аудиогид на русском языке – это будет стоить 5 Евро.

Посетите также

Рядом с Пантеоном располагается прекрасная площадь Пьяцца-делла-Ротонда (PiazzadellaRotonda), собирающая всех желающих полюбоваться уникальным строением. На площади часто играют уличные музыканты. В окружении домов изысканной архитектуры, древнего храма, плеска фонтана и музыки можно провести потрясающий вечер.

На площади располагается фонтан с египетским обелиском Рамзеса II, которого со всех сторон окружают дельфины. Фонтан действительно запоминающийся, не менее, чем Пантеон. Он был возведен по эскизам известного архитектора Джакомо Дела Порта в 1575 году.

Экскурсии по Риму

Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Рима?

Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте .

Пантеон - «храм всех богов», прекраснейший из классических памятников древнеримской цивилизации. Возведенный как языческая молельня, спустя пять веков он стал христианской святыней.

Здание Пантеона, которое сейчас можно отыскать в Риме, было построено во II веке, когда у власти был император Адриан. Эта постройка послужила копией стоявшего здесь некогда храма, разрушенного сильными пожарами сначала в 80 года и позже во II веке. Адриан восстановил храм всех богов и не хотел приписывать себе заслуги его создателя. Основателем первоначального Пантеона был Марк Агриппа. В 25 году до н. э. он возвел величественное здание храма. Латинская надпись на входе гласит: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, построил это». Более мелкая надпись сообщает о реставрации 202 года, проводившейся при Септимии Севере и Каракалле.

В Пантеоне совершались обряды и церемонии в честь наиболее почитаемых римских богов - Юпитера, Венеры, Марса, Нептуна, Плутона, Меркурия и Сатурна. В античное время в центре здания, под отверстием в куполе, располагался алтарь, на котором сжигали животных, приносимых в жертву всесильным богам.

Форма монументального храма восходит к традиции италийских построек святилищ и хижин. Это массивное круглое сооружение с куполом, который снаружи кажется почти плоским, однако изнутри его высота впечатляет,он составляет половину объема самого храма. При строительстве задумывалось, что Пантеон должен производить впечатление в первую очередь своим внутренним убранством, поэтому оно отличалось большим величием, нежели наружное. Тем не менее это не означает, что внешней отделке храма строители уделили недостаточно внимания.

Треугольник фронтона торжественного портика при входе поддерживают 16 исполинских колонн. Их круглые базы и коринфские капители изготовлены из греческого мрамора, а сами колонны - из монолитов красного египетского гранита. Купол пантеона покрыт бронзовыми вызолоченными пластинами.Но интересным фактом является то, что в пантеоне нет ни единого окна. Здесь светло только днем, когда свет проникает во внутрь через круглое отверстие в куполе. Оно очень большое, диаметром 9 метров, поэтому его с лихвой хватает как для освещения, так и для выхода дыма, когда прихожане проводили обряды с жертвоприношеними.

Солнечные лучи не распространялись полностью по всему помещения, а спускаясь, создавали своеобразный световой столб. Кажется, что здесь свет можно потрогать, настолько светлый этот столб. Второй версией строительства отверстия в своде крыши было символическое значение, якобы это было своеобразным окном в небеса. Во время обрадов люди молились и смотрели через отверстие в небо, где, по древним верованиям, находились боги, и потолок совершенно не мешал им.

О появлении этого отверстия в куполе существуют легенды. Одна из них рассказывает, что во время освящения храма множество демонов, живших там, заметалось в страхе, ища выхода. Они бились о стены и потолок и не могли сбежать. Самый сильный демон попытался сломать крышу и пробил рогами отверстие в центре.

Фильм-экскурсия по Пантеону в Риме

Последние изменения: Октябрь 26, 2018

История Пантеона на протяжении более чем двух тысяч лет остается таинственной и неопределенной. Даже после многочисленных гуманитарных и археологических исследований, все еще трудно понять, какой же исторической реальности нужно придерживаться, чтобы узнать об этом шедевре всю истину. Пантеон богов – главная достопримечательность Рима и, пожалуй, единственный архитектурный памятник, который при посещении вызывает чувство глубокого эмоционального потрясения. Оживший из глубины веков, воплощая в себе элегантность и гармонию, он на протяжении столетий сохраняет свой величественный вид, привлекая миллионы посетителей.

Пантеон богов — главная достопримечательность Рима

Немного истории

Легенда гласит, что римские граждане построили первый Пантеон богов на том самом месте, где Ромул – мифологический основатель Рима, вознесся на небеса в разгар религиозной церемонии.

Второй Пантеон появился там же. Он был возведен Марком Випсанием Агриппой, приходившимся зятем императору Октавиану Августу, между 25 и 27 гг. до н.э. в честь триады богов, в которую входили Марс, Юпитер и Квирин. Задуманный как Храм поклонения языческим божествам, Пантеон представлял собой прямоугольное здание с кирпичными стенами и верандой под общей двускатной крышей, выполненной из дерева. Просуществовав почти целое столетие, второй Пантеон получил значительные разрушения во время сильнейших пожаров, произошедших в 80 и 110 году уже нашей эры.

Пришедший к власти император Адриан славился своей образованностью и неуемной деятельностью. В период 120-124 г. он полностью перестроил здание. Проект Пантеона был поручен Аполлодору из Дамаска – тогдашнему гению архитектуры сирийского происхождения, который воссоздал Храм Богов по образу и подобию греческих храмов, но в гораздо более сложной концепции.

Это интересно!

Аполлодор сыграл немаловажную роль в Римской архитектуре во времена правления императоров Домициана и Траяна. Он работал над проектированием и строительством некоторых величайших зданий и древних памятников, таких как Термы Траяна на Холме Оппиа, Форум и арка Траяна, гавань Траяна в Остии, Вилла в Арчинаццо-Романо. Между 103 и 105 н. э. под его руководством осуществлялось проектирование и строительство крупнейшего моста через Дунай. Он разработал Арку Адриана, повторно Константина, проектировал Виллу Адриана и Храм Венеры в Риме.


Работая в Риме и после смерти Траяна, Аполлодор Дамасский создал шедевр на все времена – Пантеон богов . Свою концептуальную архитектурную идею он почерпнул, руководя сносом главного здания виллы Domus Aurea, возведенной императором Нероном и уничтоженной Великим пожаром 64 года. Гигантских размеров полусферический купол, который накрыл собой помещение цилиндрической формы без единой промежуточной опоры, стал главным чудом нового языческого храма. А расположенные по внутренней окружности Пантеона алтари богов соответствовали основной идее – всеобщей доступности к ним.

Пантеон поражает своими масштабами

В соответствии с точными инструкциями, продиктованными Адрианом, внутренняя геометрия сооружения должна была создать идеальную сферу, где высота купола в наиболее отдаленной точке совпадала бы с диаметром опорной кладки кольца и имела размер около 43,44 метров.

Строгие геометрические пропорции — одна из достопримечательностей Пантеона

В возвышенной части купола Пантеона предусматривался oculus, как единственный источник света. Адриан указывал, что купол должен раскрывать небо сквозь большое отверстие посередине, показывая попеременно свет и тень. «Мое намерение состоит в том, чтобы Храм всех богов представлял сходство земли и планетных сфер. А диск солнечного света воспринимался как щит из золота. Проливающийся дождь будет создавать бассейн из чистой воды на полу под oculus, испаряясь под наши молитвы как дым в пустоту, в которой мы займем место богов».

Oculus в верхней части купола — единственный источник света

Еще одной новаторской особенностью строительства Пантеона стало использование цветного мрамора для изготовления гладких монолитных колонн храма, вместо традиционных белых, с продольными пазами.

Просторное внутреннее пространство храма обрамляют колонны из мрамора

Проведенные исследования предполагают, что возведение Пантеона велось на протяжении всей жизни Адриана, вплоть до его смерти в 138 году нашей эры. Продолжил строительство следующий император – Антонин Пий, являвшийся усыновленным преемником Адриана. На протяжении последующих двух столетий Пантеон считался главным языческим храмом Римской империи. Он претерпел незначительные изменения, которые, в основном, были сделаны императорами Септимием Севером и Каракаллой в начале третьего века нашей эры.

Внутри Пантеон полностью отделан мрамором

После провозглашения христианства единственной религией Империи и подписания императорами Константином и Ликинием Миланского эдикта 312-313года, даровавшего свободу вероисповедания христианам, Пантеон был закрыт, разграблен варварами и заброшен. До сих пор не найдены ответы на вопросы, почему он не был окончательно разрушен или сразу же не превращен в церковь для христиан. Возможно, место языческого идолопоклонничества посчитали не совсем «чистым» для подобного храма.

Главный алтарь Храма

Любопытно, что Пантеон Богов пребывал в забвении вплоть до 608г . Именно тогда император Византии Фокас пожертвовал здание папе Бонифацию IV, освятившему древнее строение и учредившему в нем христианскую церковь Святой Марии и мучеников (Santa Maria ad Martyres). Кстати, сегодня она имеет все то же название. Скорее всего, только это и спасло шедевр Аполлодора Дамасского от разрушений, которым подверглись в средние века многие древнеримские постройки.

Знаете ли вы, что…

Пантеон богов, который сотворил Аполлодор, овеян многими легендами. Однако не менее интересны некоторые подтвержденные факты, накопленные за более чем двухтысячелетнюю историю его существования. Знаете ли вы, что:

  • бронзовый купол Пантеона первоначально был покрыт пластинами из золота. В то время римляне не применяли сусальное золото, а использовали тонкие пластины из него. В 655 году Constans II, император Константинополя, во время посещения Рима, снял всю бронзу и золото крыши, чтобы перевезти их в свою столицу. Во время остановки в Сиракузах, он был убит, а его груз попал в руки сарацин – кочующих разбойников из Египта. Только в 733 папа Григорий III покрыл обнажившийся купол листами свинца;
  • второе название Пантеона богов Santa Maria Rotonda. Это имя храм получил после 1000 года, что отразилось на названии расположенной перед ним площади;
  • Пантеон украшала колокольня – возведенная в 1270 году в грубом романском стиле. К ее разрушению приложил руку папа Урбан VIII. Вместо нее, по указанию Папы, Бернини возвел две колокольные башни в стиле барокко. Названные остряками «ослиные уши Бернини» были также разрушены в 1883 году, так как не имели никакого отношения к древнеримской архитектуре;

Две колокольни, возведенные Бернини, украшали Пантеон во времена разгула Барокко

  • бронзовые скульптуры фронтона и элементы крыши над крыльцом Пантеона пошли на создание величественного полога над алтарем в соборе Святого Петра. Во времена папства Урбана VIII, в 1625 году, Барберини в поисках нужного количества бронзы переплавил фигуры мучеников, украшавших верх внешнего фасада здания;
  • в полдень 21 апреля ниспадающий через oculus солнечный луч попадает в центр входного портала. В этот день проникающий в храм солнечный свет приобретает поистине уникальный смысл, делая Пантеон больше, чем просто храм, посвященный богам. Эта дата считается днем основания Вечного города – Рима и отмечается как негосударственный праздник.

Вот таким образом луч солнца освещает вход в храм

Пантеон Богов: что посмотреть и как добраться

Начиная с 15 века, стены Пантеона стали украшать фресками. Самой известной среди них является «Благовещение», выполненная Мелоццо да Форли. Она расположена в первой от входа правой капелле. Церковь в тот период была выбрана штаб-квартирой для профессиональной ассоциации художников при Папской академии изящных искусств и литературы. Позже Pontificia Insigne Accademia di Belle Arti e Letteratura dei Virtuosi al Pantheon переименовали в Национальную академию святого Луки – Accademia nazionale di San Luca.

Начиная с эпохи Возрождения, Пантеон, как и многие другие церкви Рима, стал местом захоронения, в частности – выдающихся художников. Сегодня здесь, среди прочего, размещены гробницы великого Рафаэля, а также Аннибале Карраччи, известного архитектора Бальдассарре Перуцци и не менее знаменитого музыканта Корелли.

Здесь покоится великий Рафаэль

Кроме того, в Пантеоне расположены могилы двух первых королей объединенной Италии. Это – Виктор Эммануил II, а также его сын и преемник Умберто I. Надгробие Виктора Эммануила II можно увидеть в правой от входа капелле.

Это интересно!

Захоронение тела короля стало предметом острой дискуссии. Многие сподвижники хотели, чтобы он был похоронен в традиционном месте захоронения – Basilica di Superga, фамильном склепе дома Савойя. Тем не менее, возобладало решение, принятое премьер-министром Agostino Depretis и министром внутренних дел Francesco Crispi. Тело короля было выставлено в Пантеоне 17 января 1878 г., а 16 февраля было произведено его торжественное захоронение.


Гигантскую погребальную доску с надписью «Витторио Эмануэле II – отцу Отечества» отлили из бронзы пушек, которые были отвоеваны у австрийцев во время войны 1848-1849 и 1859 годов.

Надгробная плита первому королю Италии

На противоположной стороне Пантеона находится гробница короля Умберто I и его супруги, королевы Маргариты Савойской. Мемориал украшает погребальная урна, спроектированная архитектором Джузеппе Саккони.

Захоронение Умберто I, второго короля Италии

На 50-й день католической Пасхи, в конце литургической мессы, внутри Пантеона свершается необычайно захватывающее действо. Через oculus, расположенный в куполе храма, на паломников начинают ниспадать тысячи лепестков роз красного цвета. Этот обычай, возрожденный архиепископом Антонио Германом в 1995г., стал символом схождение Святого Духа. А праздник, когда пол храма усыпается цветами, называют Воскресеньем Роз, что звучит как la Domenica delle Rose.