Как состарить сосновую доску. Как производится обработка дерева под старину своими руками

– это долгий и кропотливый процесс, состоящий из механической обработки дерева и работы с лакокрасочными материалами. Этот способ отделки ассоциируется у leon42 , участника форума «Дом и дача», с природностью, древностью, народной культурой.

По словам leon42 , купить мебель и отбрашировать ее металлической щеткой – это еще не состарить ее, а просто исцарапать или, в лучшем случае, сделать фактурную поверхность. Мебель, купленная в магазине – сделанная из ламелей и «худосочная» – не подходит для текстурирования, смотрится скорее печально и ущербно.

leon42 считает, что мебель для браширования должна быть грубой и массивной, способной передать естественную красоту дерева.

Именно поверхностный подход к состариванию дерева, по мнению форумчанина, формирует у многих людей мнение об изделиях, обработанных по этой технологии, как о «мебели погорельцев». Между тем, сочетание в интерьере состаренного дерева с металлом, камнем или керамикой – всегда модный и стильный прием, который позволяет всем обитателям дома словно прикоснуться к вечности и почувствовать себя в эпохе средневековья.

В естественных условиях над старением дерева «работают» ветер и влага, солнце и перепады температур. Как сделать то, что происходит в течение многих десятков лет, за несколько дней?

Подготовка материала

Для браширования лучше использовать мягкую и среднюю по твердости древесину с ярко выраженной текстурой, например, ель, сосну или лиственницу. У этих пород дерева мягкие волокна образуются, как правило, в весенне-летний период, когда происходит интенсивный рост годичных колец, и они более «рыхлые».

Дерево с однородной и невыраженной текстурой вроде бука и клена для состаривания не подходит.

Перед работой с деревом следует подготовить его поверхность. Устранить все дефекты и загрязнения, будь то следы пота, жира или другие пятна, которые могут проявиться во время нанесения тонировочного состава. Любые изделия (малые архитектурные формы, мебель и т.д.) обрабатывайте, предварительно разобрав: вы затратите меньше времени и сможете везде достать щеткой.

Браширование

Браширование (англ. brush – «щетка»), или текстурирование дерева – это придание ему рельефа, характерного для старой древесины. На начальном этапе из массива древесины удаляют мягкие волокна. Существует несколько вариантов обработки: легкое состаривание – на поверхности создается едва заметная шероховатость, либо глубокое и грубое, когда глубина неровностей достигает 2-3 мм (для элементов декора, иногда – грубой мебели).

Можно какую-либо деталь, скажем, потолочную балку, предварительно обработать топором: сделайте зарубки, обтешите края без опасения испортить – никто, кроме вас, не знает, каким должен быть результат. При этом вы получите изделие с глубоким микрорельефом поверхности и неровностями на ней глубиной до 20 мм.

Не забудьте про «следы» жизнедеятельности жучков и червячков. Сымитируйте их перед финишной обработкой с помощью дрели или бормашины. Также можно нанести простые элементы резьбы: косички, дракончики и т.п. – вы получите «скандинавский стиль».

Шлифовка: инструменты и щетки

На крупных предприятиях используют станки и автоматические линии, где все предусмотрено – от скорости подачи заготовки до мощной системы пылеудаления. Для обычного дачника такое оборудование – дорогое и, в общем-то, ненужное удовольствие. Если вы будете выполнять подообные работы часто, лучше приобрести щеточную машину. Наиболее распространенная и общедоступная – Макита. Самый экономичный и простой вариант – «болгарка» или дрель, желательно – с возможностью регулировки оборотов.

Весь процесс браширования можно разделить на три этапа:

  1. Черновая выборка мягких волокон
  2. Шлифовка
  3. Полировка

Соответственно, к каждому из них нужна своя щетка. На первом этапе (крацевании ) используют металлическую (крацовку). Если вы делаете сооружения для улицы – беседку, навес, забор и т.п., то, скорее всего, это будет ваша единственная щетка.

При обработке металлической щеткой могут оставаться царапинки на самих годовых кольцах, от которых сложно избавиться при дальнейшей обработке.

При работе с крацовкой нужно придерживаться таких правил:

  • водите щеткой вдоль волокон, иначе повредите годовые кольца и испортите древесный рисунок;
  • скорость передвижения щетки и нажим должны быть приблизительно одинаковые, в противном случае получатся ямы;
  • источник света следует располагать сбоку под острым углом, направляя луч света поперек волокон – так вы лучше увидите обрабатываемую поверхность;
  • не давите на поверхность сильно, не перегружайте двигатель, иначе это может вызвать преждевременную поломку оборудования;
  • скорость оборотов не должна быть выше 3000, лучше – 2000–2500: щетка может быстро разлететься;
  • обязательно работайте в очках, не пренебрегайте и защитными перчатками: кусочки проволоки от щетки могут отлетать на несколько метров, травмируя окружающих;
  • позаботьтесь о защите органов дыхания и пылеудалении: во время этой работы «мучнистой тушью» покрываются даже ресницы, что уж говорить за легкие;
  • новую щетку нужно «обкатать», иначе она будет сильно «махрить» заготовку, спустя время она станет обрабатывать поверхность чище;
  • работайте только в одном направлении (вращение), реверс включать не следует – это «убьет» металлическую щетку;
  • влажность обрабатываемого дерева не должна превышать 15%, в противном случае вместо текстурированной поверхности вы получите мохнато-волосатую.

При обработке устойчивой и твердой древесины (лиственница, дуб) обязательно используйте системы пылеудаления: пыль этих пород дерева считается канцерогенной и может вызвать рак легких.

Если вы хотите избавиться от ворса и получить более качественную отделку , вам понадобится еще одна щетка – пластиковая (нейлоновая), правильнее – шлифовальная дисковая из полимерно-абразивного материала. Самый распространенный размер зерна – 120.

Абразивная щетка – универсальная, характеризуется более деликатной обработкой поверхности. Если вы используете эту щетку, без металлической можно обойтись, особенно если обрабатываемый элемент нуждается в деликатной обработке или если вы хотите избежать специфических царапин, оставляемых крацовками.

Принцип работы с абразивной щеткой – такой же, как с металлической. Обороты лучше уменьшить до 1500, чтобы продлить срок службы щетки. Пыль при работе с пластиковой щеткой – более мелкая и липкая, поэтому не забывайте про респиратор.

Специфика обработки поверхностей:

  • не вышлифовывайте ребра-грани и углы заготовок, особенно если не планируете затем покрывать лаком: они будут цепляться и откалываться;
  • не делайте глубокий рельеф на сиденьях, столешницах и других горизонтальных поверхностях – они затруднят уборку поверхности: пятна пролитых напитков, крошки и т.п. будут забиваться между волокнами;
  • с целью предотвратить забивание пыли и зацепы тряпки во время уборки такие поверхности нужно обязательно шлифовать абразивной щеткой и мелкозернистой наждачной бумагой.

Заключительный этап брашировки – полировка или мелкая шлифовка : выполняется сезалевой или другими синтетическими щетками. Можно использовать мелкозернистую наждачную бумагу, абразивные губки, металлическую вату, удаляя пыль с готовой поверхности широкой кистью и пылесосом.

Отделочные операции

На конечном этапе делают тонировку (изменение цвета древесины на несколько тонов), патинацию (подчеркивание текстуры дерева специальными составами, которые проникают в поры, открытые при брашировании), кракелюр (эффект растрескивания и рассыхания), лакирование.

После брашировки доска будет выглядеть, как новая, но с фактурной поверхностью. Чтобы придать ей старый вид, ее покрывают различными составами, более естественно выглядят темные цвета.

Именно правильная игра с цветом брашированной древесины придает ей состаренный вид. Участки с мягкой древесиной (поры или впадины) неравномерно окрашивают в более темный цвет, с твердой (гребни) – в более светлый. В последнее время популярны варианты со светлыми впадинами и более темными гребнями.

Наиболее простой способ – обильно нанести темную морилку и сразу же протереть этот участок тряпкой или широким резиновым шпателем. В теории, морилка должна быстро впитываться в мягкую поверхность, а на гребнях – медленнее. Однако на практике часто так не получается, поэтому leon42 остановился на более сложном способе: после полного высыхания гребни вышлифовывает мелкозернистой наждачкой. Этот способ требует дальнейшей обработки лаком или бесцветными пропитками, так открываемый верхний слой остается без защитного покрытия.

Еще вариант – использовать краску двух контрастных цветов: поверхность полностью закрашивают первым цветом, затем наносят второй. Пока последний высыхает, проведите широким резиновым шпателем, убирая излишки краски и обнажая гребни первого слоя.

Правильное текстурирование - простой, но грязный, трудоемкий и вредный для здоровья процесс.

В результате непростой и усердной работы вы получите элементы декора, которые несут в себе красоту старины и при этом имеют высокую прочность. Каждая деталь, с любовью сделанная собственными руками, будет уникальной.

По материалам участника форума "Дом и Дача"

Редактор: Ольга Травина

Современные дизайнерские разработки для оформления интерьеров или создания мебельных конструкций из натурального дерева зарекомендовали себя в последнее время весьма оригинальными предложениями. Одним из веяний моды является использование дерева с эффектом старения, который достигается искусственными методами.

Что такое браширование?

Слово «браширование» переводится с английского языка, как «щетка». Браширование дерева своими руками выполняется жесткой щеткой, которой удаляется часть волокон с поверхности заготовки, а созданный рельеф подчеркивается покрытиями. Процесс предполагает создание поверхности, у которой проявляются кольца и ярко выражена структура.

Как состаривается дерево?

Сегодня обычной мебели можно придать оригинальный стиль, если подвергнуть дерево искусственному старению специальными методами. Интерьеры из таких деталей также будут выглядеть дорогими. Естественные природные условия помогают состариться дереву, но на это уходит довольно много времени. В домашних условиях, сократив время, можно получить конечный результат, подвергнув древесину механической обработке и покрытию специальными составами. В этой статье домашний мастер получит не только советы, но и ответ на вопрос, как состарить дерево своими руками с помощью специальных методов.

Несколько советов:

  1. Хорошего эффекта можно достигнуть, если использовать для работы старые доски. Отсутствие такого простого материала дома или на участке не говорит о том, что его нет поблизости. Чаще всего соседи готовы бесплатно отдать ненужные доски.
  2. Следует помнить, что приобретение старых досок облегчает процесс работы, их состаривать несложно.
  3. Древесина разных пород состаривается по-разному независимо от того, что используются одни и те же материалы для покрытия. Крепление изделий с разным эффектом старения нужно заранее предусмотреть в готовой деревянной конструкции.
  4. Готовая состаренная доска сегодня может быть легко приобретена в магазине или на рынке, необходимость выполнять работу иногда отпадает.

Необходимые материалы

Работы над старением дерева выполняются при помощи:

  • щетки с металлическим ворсом;
  • циркулярной щетки;
  • наждачной бумаги;
  • щетки для опилок;
  • нескольких кистей;
  • уайт-спирита (растворителя);
  • темного «Пинотекса»;
  • прозрачной и белой лазури «Белинка»;
  • большой губки.

Обработка дерева может проводиться пятью способами.

Мастер-классы по старению дерева

1. Состаривание путем удаления с поверхности волокон с последующей покраской.

Для старения дерева своими руками используется щетка с металлическим ворсом . Ею удаляются некоторые волокна, за счет чего создается неповторимый узор, который в дальнейшем будет подчеркнут покраской.

Сначала дерево необходимо ошкурить , затем обработать циркулярной щеткой автоматизированным способом. Можно использовать щетку с металлическим ворсом и проводить обработку вручную. В любом случае линии проводятся вдоль волокон.

Когда удаляются опилки, обнаруживается совершенно новый облик доски, который нужно подчеркнуть краской для старения дерева.

Затем очищенное изделие обрабатывается дважды кистью или валиком, на него наносится полупрозрачная лазурь «Белинка ».

Спустя короткое время губкой необходимо снять небольшой слой покрытия, чтобы обнаружился рельеф . Если такой эффект старения удовлетворяет мастера, он может нанести сверху прозрачный лак.

В другом случае эффект можно подчеркнуть нанесением еще одного тонкого слоя лазури , который также удаляется с помощью губки, чтобы получилось беленое полотно, популярное в этом стиле. На высохшее дерево наносится лак или прозрачная краска одним слоем.

Различные элементы деревянных конструкций, выполненные по такой технологии старения дерева, прекрасно сочетаются в старинном стиле.

2. Создание эффекта старения щеткой.

С помощью щетки вручную обрабатывается дерево, которое покрывается белой непрозрачной лазурью в один слой. Когда покрытие высохнет, изделие снова подвергают обработке.

Эффектом старения становится поверхность белого цвета с рельефным рисунком.

3. Создание на дереве узора под старину, который покрывается несколькими слоями краски.

С помощью этого старения дерева своими руками ему можно придать древний вид, когда вещь выглядит как потертая от времени. Для начала материал подвергается небольшим повреждениям, когда его можно:

  • побить с помощью молотка;
  • проколоть в некоторых местах;
  • поцарапать с помощью режущего инструмента;
  • повредить шляпкой шурупа или железным прутом;
  • и другое.

Над деревом выполняются все возможные манипуляции, которые способны подчеркнуть старинный рельеф. После на поверхность наносится слой Пинотекса , имеющий густую консистенцию. Из-за своей густоты он будет положен неравномерно.

После высыхания густого слоя поверхность необходимо снова подвергнуть мелкой обработке щеткой или наждачкой. Повреждения следует делать небольшими, чтобы влияние времени казалось минимальным. Теперь изделие покрывается белой лазурью «Белинка », имеющей жидкую консистенцию. Покрытие необходимо наносить тонким слоем, необязательно равномерно.

Когда верхний слой высохнет, его необходимо соскрести, для чего используется щетка, которой выполняются продольные движения. Полученный рельеф подчеркивает эффект старины, но окрас пока еще далек от реального цвета, который имеет состаренное дерево.

Теперь, чтобы вещь сделать более естественной, ее оттенок надо немного приглушить. Лазурь смешивается с уайт-спиритом в отношении 1:1.

Изделие, обработанное смесью, имеет спокойную поверхность в теплом тоне, из-под которой просматривается темная поверхность Пинотекса. Таким способом хорошо создавать своими руками состаренную мебель из дерева.

4. Обработка огнем.

Используется газовая горелка. Достичь результата возможно тремя способами:

  • Обработка древесины не требуется, ее структура подчеркивается обжигом. Затем материал обрабатывается мелкой наждачкой, убираются опилки, и наносится лак.

  • Проводится механическая обработка и материал подвергается обжигу. В результате поверхность выглядит объемно, а дерево смотрится богато.

  • Старение древесины своими руками достигается путем интенсивного обжига, когда удаляются некоторые волокна. Потом изделие механически обрабатывается щеткой, имеющей жесткую металлическую щетину.

5. Создание объемного изделия с грубыми повреждениями, покрытого лаком.

Мастер-класс по брашированию дерева показывает, что необходимо делать этап за этапом, чтобы правильно состарить древесину:

  1. Для начала необходимо сделать правильный выбор древесины . Она не может быть молодой или смолистой. Лучше использовать материал с четкой структурой.
  2. Для обработки заготовки используется ручной рубанок , а не электрический, который не способен подчеркнуть натуральный эффект.
  3. На доске вручную с помощью стамески делаются засечки, не имеющие правильную форму. Выемки необходимо сделать на гранях так, чтобы было похоже, будто изделие рубали топором.
  4. В автоматическом режиме с помощью дрели и жестких ворсинок насадки с древесины снимаются мягкие волокна. Движения при работе должны быть легкими. Если использовать обычную щетку, то обработка будет более грубая.
  5. Тупой гвоздь позволяет добавить в декор червоточины. С его помощью можно сделать неглубокие отверстия.
  6. Поверхность очищается щеткой от мусора, на нее наносится Пинотекс Ультра . Эта краска-лак имеет устойчивость к влиянию окружающей среды.
  7. После высыхания поверхность обрабатывается мелкой наждачкой , обработка которой подчеркнет темные впадины и светлые выступы, придав изделию, объем. Выраженная структура древесины теперь выглядит очень красиво.
  8. В заключение дерево снова покрывается лаком .

Фото брашированного дерева

Примеры фотографий с изображением обработанного материала позволяют увидеть широкие декоративные возможности состаренного искусственными методами дерева. Изделия из различных пород немолодой древесины, вскрытые лаком, краской, воском, маслом после браширования, могут приобрести всевозможные оттенки и получить новую жизнь.



В последнее время актуален вопрос, как состарить дерево. И связано это прежде всего с тем, что подобная обработка древесины получила широкое применение как при оформлении деталей интерьера, так и при декорировании современной мебели. Даже самый невзрачный шкаф, если искусственно состарить дерево, обретет собственную интересную историю и будет выгодно отличаться от своих фабричных аналогов. Рассмотрим несколько секретов, как состарить дерево своими руками.

В естественных условиях для того, чтобы деревянный шкаф приобрел благородную печать старины, требуется длительное время. Добавьте сюда воздействие ультрафиолета, перепады влажности и температуры, механические повреждения и работу жуков-древоточцев. У нас большого запаса времени нет. Поэтому все естественные воздействия мы заменим искусственными, но в итоге добьемся очень похожего результата. Искусственное старение древесины совмещает в себе два процесса: механическую обработку поверхности и последующее покрытие лакокрасочными материалами.

Пропитка состарившейся древесины

Для того чтобы состарить дерево, кроме самого дерева, нам понадобятся:

  • стальная щетка (ручная);
  • набор щеток-насадок для дрели или УШМ (крацовка, пластиковая, сизаль);
  • наждачная бумага разной зернистости;
  • набор кистей;
  • уайт-спирит;
  • декоративные пропитки для дерева темного цвета, например, торговой марки «Пинотекс» и «Белинка»;
  • лазурь «Белинка» (белая);
  • губка;
  • стальная вата;
  • уксус;
  • прозрачный лак;
  • акриловые краски;
  • кракелюрный лак.

Обработка дерева под старину своими руками может осуществляться множеством способов. Ниже рассмотрим несколько простых, но эффективных приемов.

Браширование (от англ. brush — «щетка») — специальная техника для старения древесины, при которой металлической щеткой удаляют мягкие волокна на поверхности, и таким образом создается текстурный рисунок, впоследствии усиленный тонировкой.

Ошкуривание древесины щеткой из стальной щетины

Вначале рассмотрим, как состарить древесину, если обрабатываемая поверхность невелика и нет необходимости в создании глубокого рельефа. В этом случае состаривание не требует наличия электромеханических инструментов и может производиться вручную с помощью стальной щетки. Щетка движется строго по линии волокон.

Для грубого браширования прибегают к механической обработке древесины с помощью насадок на дрель или УШМ (угловая шлифовальная машинка). Вначале производят черновую выборку мягких волокон с помощью металлической щетки-крацовки. Важно помнить, что движения щеткой должны совершаться с одинаковым нажимом и вдоль волокон. В противном случае можно повредить твердые годовые кольца.

Затем, чтобы убрать лишний ворс, используется пластиковая щетка с включениями абразивного материала, а для финишного полирования — щетка с покрытием сизаль (можно заменить мелкой наждачной бумагой). По окончании браширования изделие тщательно очищается от опилок и пыли.

Подготовка древесины после состаревания к покраске

Дальнейшее состаривание дерева производится путем нанесения тонировки. Для тонировки используют текстурное покрытие «Белинка» темного цвета и кисть (либо валик). Через несколько минут после окрашивания с помощью губки аккуратно снимаем верхний слой краски, проявляем рисунок древесины. Дождавшись полного высыхания, закрепляем результат прозрачным лаком.

В случае если вы хотите получить более сложную текстуру, а именно беленое дерево, после первого слоя необходимо заново нанести слой лазури «Белинка», но уже белого цвета. Затем так же аккуратно убрать губкой и закрепить лаком.

Есть еще один простой, но не менее действенный способ получения состаренной беленой древесины. Для этого после браширования на дерево наносится белая лазурь «Белинка», по высыхании которой поверхность обрабатывается мелкой наждачной бумагой и покрывается защитным лаком.

Искусственное состаривание брашированием с последующей окраской целесообразно проводить при декорировании крупных элементов интерьера, таких как потолочные балки.

Окрашивание в несколько слоев

Искусственное старение дерева этим способом дает отличный результат при использовании для декорирования предметов мебели.

Перед окрашиванием на поверхность древесины рекомендуется нанести «следы времени». Это могут быть царапины, небольшие сколы, потертости, вмятины, червоточины. Специфика такой работы может потребовать применить молоток, киянку, гвозди, ручную металлическую щетку и т.д. Важно! Если вы хотите, чтобы предмет выглядел достоверно, не забывайте, что наиболее уязвимые места мебели — это ее углы и выступающие части. И во всем должно быть чувство меры!

Покраска состаренной древесины в несколько слоев

По окончании процесса механического старения изделие покрывают слоем темного тонирующего «Пинотекса». В связи с тем, что вещество имеет густую консистенцию, в дальнейшем можно получить интересный эффект, если слой будет неравномерным. Когда покрытие высохнет, его можно слегка потереть наждачной бумагой либо металлической щеткой.

Следующий слой — белая полупрозрачная «Белинка», которая наносится таким образом, чтобы сквозь нее была видна темная основа. После высыхания глазури металлической щеткой движениями вдоль волокон создают контрастный текстурный рисунок. Чтобы сделать текстуру более мягкой, дерево еще раз покрывают белой глазурью, но на этот раз наполовину разбавленную уайт-спиритом.

Использование для старения древесины открытого огня

Есть еще один способ, как осуществить старение дерева своими руками. Для этого будем использовать газовую горелку. Отжиг может быть как с применением предварительного браширования, так и без него. В любом случае древесину подвергают воздействию открытого огня, отчего она приобретает насыщенный цвет. После этого наждачной бумагой выявляют текстуру, а результат закрепляют защитным лаком.

Искусственное состаревание дерева открытым огнем

Кроме того, удалить мягкие волокна древесины можно более интенсивным обжигом. Тогда для того, чтобы проявить рисунок, понадобится стальная щетка.

При проведении работ с открытым огнем следует соблюдать меры пожарной безопасности.

Применение стальной ваты и уксуса

Старение древесины своими руками с применением уксуса и стальной ваты основано на химической реакции этих веществ и ее последующем влиянии на изменение цвета и фактуры поверхности дерева.

Вначале необходимо поместить в стеклянную емкость с уксусом стальную вату, начнется реакция, раствор поменяет свой цвет. Интенсивность цвета зависит от продолжительности реакции. На нюансах механической подготовки древесины перед окрашиванием останавливаться не будем, они подробно рассмотрены при описании предыдущих способов.

Использование соли и стальной ваты для состаривания дерева

Перед нанесением на изделие полученного раствора поверхность необходимо обработать заваренным черным чаем. В чае, как известно, содержатся дубильные вещества, которые при вступлении в реакцию с уксусом сделают цвет древесины более насыщенным. Чай, как впоследствии и уксус, наносится при помощи кисти.

Затем дерево покрывают полученным раствором. Как только раствор попадает на древесину, поверхность сразу же начинает темнеть, набирая цвет. До полного высыхания проходит несколько часов. Возможно нанесение одного или нескольких слоев в зависимости от того, насколько интенсивный цвет вам требуется. После финишного окрашивания поверхность требуется защитить воском либо прозрачным лаком.

Полученная таким образом состаренная древесина отлично имитирует старинное дерево.

Получение кракелюра на деревянной поверхности

Техника кракелюра — это совокупность последовательных действий, которая позволяет искусственно состарить окрашенную поверхность деревянной мебели, придать ей потрескавшийся вид. Такое состаривание древесины может производиться несколькими способами, самый простой из которых заключается в следующем.

Получаем кракелюр в домашних условиях

На подготовленную деревянную поверхность наносится слой акриловой краски. Цвет краски выбирается с учетом того, какими вы видите будущие трещинки. Каждый раз перед тем, как приступать ко второму и последующим этапам, необходимо дожидаться полного высыхания поверхности.

Далее краска покрывается кракелюрным лаком. От толщины слоя кракелюрного лака напрямую зависит ширина трещин. Затем наносится второй слой краски, обязательно матовой. Краска наносится быстро, в один слой, направление мазков одинаковое. После этого поверхность дерева покрывается сетью трещинок.

Для сохранения такого покрытия обязательно требуется обработка защитным лаком.

Это лишь несколько советов, как состарить дерево в домашних условиях. На практике возможно также использование морилок и других текстурных покрытий. Существуют и технически более сложные приемы, чтобы получить состаренное дерево.

Окрашивание состарившегося искусственно дерева

При этом не стоит забывать, что иногда старые доски буквально лежат у нас под рукой: в кладовке, на даче или у соседей. И бывает гораздо проще отреставрировать и использовать настоящую старую доску, чем заниматься искусственным старением новой.

Искусственно состаренная мебель винтажного вида привнесет интересные нотки в дизайн внутреннего пространства вашего дома. Грамотное использование этого приема создаст вам славу большого ценителя антиквариата среди ваших друзей и знакомых, а недорогой шкаф или комод в гостиной станут объектом всеобщего восхищения. Узнайте с нами, как состарить мебель своими руками.

Раритетная или антикварная мебель – это очень изысканно и красиво, однако данное удовольствие далеко не каждому по карману.

Однако не стоит сразу расстраиваться, ведь есть проверенный способ, который поможет искусственно состарить элементы мебели вашего дома.

Начните процедуру старения мебели с ревизии. Деревянные детали могут иметь трещины и механические повреждения, не совместимые с эксплуатацией, крепежные элементы – следы ржавчины.

Перед тем как начать состаривать мебель своими силами, необходимо провести тщательную подготовку всех деревянных поверхностей, которые будут подвергаться обработке.

Нужно избавиться от старой растрескавшейся краски или лака, а также демонтировать фурнитуру и другие мешающие элементы.

  • Произведите разборку и тщательный осмотр мебели.
  • С помощью наждака или ручной шлифовальной машинки удалите следы старого покрытия.
  • Отмойте чистой водой все деревянные и фанерные детали.
  • Высушите в течение 1-2 дней.
  • При необходимости отретушируйте мелкие царапины мебельным воском, подобранным в цвет мебели.
  • Замените старые ручки, замки и дверные петли, если это необходимо.

Чтобы ваша мебель выглядела обшарпанной и потертой, можно воспользоваться техникой окрашивания.

ВАЖНО! Новые элементы фурнитуры тоже необходимо состарить – ведь они могут выдать ваш трюк с мебелью.

После сборки можно приступить к декоративному старению.

Сочетание насыщенной основы и светлого второго слоя позволит создать эффект выцветшей краски.

Шикарный комод в кракелюрах

Создайте имитацию паутины из трещин на застарелом защитном покрытии старого серванта, резной рамы навесного зеркала, картины или тумбочки трюмо. Для этого необходимы:

  • Кракелюрный лак на водной основе из качественного гуммиарабика;
  • Грунтовка и краски двух цветов – базового светлого и финишного матового, имитирующего потускневшую старую покраску.

Тщательно загрунтуйте и высушите заготовку.

Широким малярным валиком равномерно нанесите базовый слой краски. После высыхания нанесите кракелюрный слой. Дайте ему загустеть и слегка подсохнуть.

Критерием готовности к завершающему этапу будет проба на отлипание пальца.

ВАЖНО! Чем толще слой, тем крупнее получаются «трещины». На подсушенном слое они могут не получиться.

Покройте деталь финишным слоем краски матового цвета, стараясь не наносить дважды на одно место.

При полном высыхании на поверхности образуются декоративные «трещины», которые не принесут вреда древесине.

Эффект золотой паутины

Используйте его при технике двухфазного кракелюра. Приобретите следующие компоненты:

  • Двухфазный кракелюрный лак;
  • Краску для первого слоя;
  • Порошковую затирку под «золото» из меди или бронзы;
  • Прозрачный мебельный лак.

Своими руками можно создать эффект трещин или на языке декораторов – кракелюр.

К СВЕДЕНИЮ! В качестве первой фазы отлично подходит шеллак.

На базовый слой краски нанесите тонким слоем первую фазу и дождитесь высыхания. Нанесите вторую фазу. Когда она подсушится до образования трещин, с помощью губки затрите в них порошок и покройте мебельным лаком.

Можно добиться подобного эффекта, используя однофазный кракелюр.

Для этого золотую краску наносят первым слоем.

ВАЖНО! Перед началом работы устраните глубокие дефекты (трещины и сколы на поверхности) с помощью нескольких слоев шпатлевки.

Эффект потертости и выцветания краски на мебели

Придает шкафу или столу вид побитого жизнью, но еще крепкого ветерана.

Антикварную мебель можно довольно просто создать своими силами в домашних условиях.

Вам понадобятся:

  • Акриловая краска темного цвета или морилка для первого слоя;
  • Такая же краска светлого оттенка;
  • Мебельный воск или парафиновая свеча.

В качестве основы выбираем любой понравившейся оттенок палитры, главное – это чтобы он был насыщенным.

Тщательно отшлифуйте поверхность наждаком. Специальными липкими салфетками очистите от образовавшейся мелкой пыли. Равномерно нанесите темную краску широким валиком. Дождитесь высыхания. Наждачной бумагой зернистостью до 200 слегка зашкурьте места, где возможны потертости – ребра и углы столешницы, дверец и фасадной части выдвижных ящиков, деревянные ручки. Нанесите на них и хорошо разотрите воск. Покройте мебель светлой краской.

Вновь отшлифуйте места имитации вытирания краски более мелким наждаком.

К СВЕДЕНИЮ! Для закрепления можно покрыть эти места прозрачным мебельным лаком.

Тонкости браширования

Многие восхищаются массивными столешницами или шкафом, сделанным из досок с неровной потемневшей поверхностью, на которой видны годичные кольца. Кажется удивительным, что в таком почтенном возрасте они не утратили красивый внешний вид и прочность.

Не стоит заблуждаться – перед вами состаренная мебель из брашированной древесины.

Этот прием является самым трудоемким и сложным способом старения мебели. По-настоящему качественного браширования древесины можно добиться только в условиях промышленного производства. Нужны специальные инструменты и приспособления – станок или фрезер.

Приложив упорство и потратив больше времени, вы сможете самостоятельно добиться неплохих результатов с помощью ручной дрели и специальных насадок.

ВАЖНО! Наиболее пригодны для браширования лиственница, орех и дуб. Эти породы обладают четко выраженной структурой колец и состоят из древесины с крупными волокнами, хорошо поддающимися обработке. Не рекомендуем использовать клен, березу, ольху или бук.

Данный метод может применяется как самостоятельно, так и в сочетании с другими техниками состаривания.

Классическая технология браширования состоит из трех этапов.

ВАЖНО! Чтобы снизить количество пыли на первом этапе смачивайте поверхность водой. Не забудьте высушить заготовку перед шлифовкой.

Теперь материал готов для старения.

Чтобы придать вид потемневшей от времени древесины используйте различные хитрости. Вы можете заготовку покрыть специальным составом из лака и порошкообразного пигмента, придающим различные оттенки серого или даже золотого цвета. Если вам хочется получить более контрастный рисунок на поверхности, густо намажьте ее морилкой и быстро удалите излишки губкой.

Более рыхлые волокна успеют окраситься в темный цвет.

Создайте искусственные потертости с помощью шлиф-машинки и мелкозернистого наждака. Проявите на этом этапе максимум вкуса и фантазии, чтобы добиться правдоподобности.

Покройте собранное изделие прозрачным мебельным лаком в несколько слоев, тщательно просушивая каждый из них.

Должна быть благородной патина

Осматривая образцы антикварной мебели, вы легко заметите, что углы рельефных деталей, резных орнаментов, глубокие элементы металлического литья покрыты густым темным налетом. Он появляется на поверхности в результате многолетнего процесса окисления краски, лакового покрытия или металла и особо ценится знатоками.

Результата естественного процесса окисления придется ждать не один год.

С помощью небольших хитростей можно добиться быстрого появления благородной патины на поверхность абсолютно новой мебели из МДФ и клееного бруса. Для этого необходимы:

  • Грунтовка для дерева;
  • Основная акриловая краска;
  • Патинирующий состав – античная, золотая патина или битумный лак;
  • Мебельный воск;
  • Шеллачный лак;
  • Специальная губка (скотч-брайт), мелкозернистый наждак или насадка для шлиф-машинки или дрели;
  • Фланелевая салфетка.

Нанесите грунтовку или краску тонким слоем, сквозь который должен быть виден рисунок дерева.

Высушите заготовку в течение суток. Покройте патиной всю поверхность детали. Она высохнет в течение десяти минут. Не жалейте патинирующий состав для объемных деталей, мест стыка и складок дерева – контрастные темные углубления придадут им больше выразительности.

Можно для этой цели использовать битумный лак.

ВАЖНО! Растирайте патину так, чтобы она не выглядела как некрасивое пятно грязи или плохо снятой старой краски с четко выраженными границами.

Нанесите на поверхность рельефных элементов воск небольшими порциями, разотрите его скотч-брайтом. Удалите остатки с помощью фланелевой тряпки. Наждаком произведите легкое шлифование всей детали, не затрагивая углубления. Тонкой сухой кистью нанесите на воск золотую патину.

Для закрепления эффекта на долгое время покройте готовую мебель прозрачным лаком.

НА ЗАМЕТКУ! Если основная краска или древесина темного цвета, то используйте нитроцеллюлозный лак. Для светлых пород подойдет лак на водной основе.

Не отчаивайтесь, если у вас нет возможности приобрести понравившийся старинный шкаф или комод. Арсенал способов, позволяющих изготовить состаренную мебель, очень разнообразен. Часть из них вы можете применить в домашних условиях. Для сложных способов, таких как браширование, привлеките опытных специалистов – столяров и реставраторов мебели. Только не пытайтесь продать свое творение, как настоящую антикварную вещь.

Опытные специалисты сразу заметят подвох.

ВИДЕО: Как состарить дерево своими руками.

Мода последнего времени на винтажные изделия, автомобили и одежду в стиле ретро не обошла стороной и дизайн деревянных изделий. Обработка дерева под старину позволяет и в новостройках создать интерьер, который выглядит так, будто квартира досталась хозяевам в наследство от прадедов. Хозяева загородных домов оформляют старым деревом фасады и внутреннее пространство. Из искусственно состаренного дерева делают декоративные фальшбалки на потолке, лестницы, двери и другие элементы дизайна, придающие дому сходство со средневековым замком или сказочной лесной избушкой.

Высокая стоимость искусственно состаренных деревянных предметов вызывает у домашних мастеров желание сделать нужные вещи своими руками, добиваясь сразу и удешевления изделия, и подлинной его уникальности. Выполнить работу по состариванию дерева совсем не так сложно, как это может показаться со стороны. Надо только знать об основных способах достижения красивой фактурной поверхности на обычных пиломатериалах, которые можно приобрести в любой фирме, торгующей стройматериалами и деревом.

Как подготовиться к работе?

Существует 3 метода старения древесины: химический, термический, механический.

Существует 3 широко применяемых :

  • химический, который подходит только для изделий из лиственных пород деревьев;
  • термический (обжиг) — применим для древесины любой породы;
  • механический (браширование) — подходит для хвойных пород и дуба.

Для работы с древесиной требуются такие инструменты и материалы:

  • топор;
  • дрель или болгарка с насадками;
  • щетка с металлической щетиной;
  • волосяная щетка;
  • кисти малярные;
  • морилка, краска акриловая, бесцветный лак, воск;
  • наждачная бумага.

Приобретая доски или брус, из которых планируется создать искусственно состаренную вещь, можно выбирать экземпляры, которые уже повреждены жучком, имеют на поверхности сколы и выбоины, небольшие трещины и сучки. После обработки они придадут особенно очарование «старинному» предмету.

Готовая мебель для состаривания подбирается массивная, немного грубоватая или в деревенском стиле, похожая на сделанную вручную штучную мебель прошлого века. Перед декорированием любым способом лучше всего разобрать предмет мебели на составные части. Это позволит обработать все поверхности, не оставляя в труднодоступных местах необработанных участков, которые будут бросаться в глаза.

Перед тем как начинать декорировать предмет в первый раз, стоит потренироваться и набить руку на различных бросовых кусках досок и любой древесины. Мастер будет действовать увереннее, со знанием многих нюансов, которые могут возникать при работе. На этих же учебных пособиях удобно подбирать тон красок или морилок, заранее оценить то, что получится в результате.

Многие операции (браширование, окраску и просушку после нее, обжиг) следует производить на открытом воздухе.

Наиболее доступны для покупки материалы из дерева хвойных пород: сосны, ели, лиственницы. Они обладают выраженной структурой и рисунком, образованном волокнами разной твердости. Это делает их пригодными для механического декорирования.

При помощи инструментов, разрушающих верхние слои дерева, можно добиться эффекта старения гораздо быстрее, чем если бы это происходило естественным путем. Все потертости, выбоины и трещины можно имитировать 2-мя методами:

  1. На поверхность доски, бруса или бревна острым уголком топора нанести выбоины разной глубины и обширности в хаотичном порядке. Углы бруска немного стесать топором, не заботясь об аккуратности или ровной поверхности. После этого все обработанные таким способом поверхности требуется тщательно отшлифовать жесткой щеткой со стальной щетиной. При шлифовке большого изделия лучше использовать дрель или болгарку со специальной насадкой. Шлифовать надо до тех пор, пока все острые грани, возникшие при рубке топором, не приобретут очертания выглаженных временем естественных повреждений. Важно помнить, что движения щетки всегда должны быть направлены вдоль волокон. Следующим этапом будет шлифовка шкуркой для снятия торчащих волокон и обработка стальной щеткой с более мягкой щетиной, чем в 1-ый раз. При этом часть мягких волокон удаляется, образуя неглубокие впадины между гребнями из более жестких зимних волокон древесины. Этой же щеткой можно дополнительно выделить сучки и трещины.
  2. После шлифовки светлой поверхности нового изделия требуется придать сходство с потемневшей от времени старой древесиной: окрасить его морилкой или темной акриловой краской. После высыхания шкуркой со средним зерном без сильного нажима немного протереть дерево, снимая краску с выступающих гребней и возвышенностей. При этом темная окраска сохраняется в выбоинах и между волокон. Для окончательной отделки изделие покрывают акриловым прозрачным или светло-желтым лаком, просушивают до полного высыхания.

Более «гуманный» способ. Подойдет для некрупных изделий и мебели, деревянной посуды и других небольших поверхностей. Браширование производится вручную, щеткой с металлической щетиной. При этом, как и в предыдущем случае, мягкие волокна удаляются, оставляя гребни из твердой древесины. Волосяной щеткой сметают древесную пыль, контролируя процесс на глаз и добиваясь нужной степени потертости поверхностей. После этого окрашивают и декорируют изделие, как указано выше.

Термическая и химическая обработка древесины

Эти способы можно назвать родственными, так как разрушение верхнего слоя дерева происходит почти без механических воздействий. Это более опасные способы, чем предыдущие, поэтому обработку следует производить на воздухе и с соблюдением мер безопасности.

Суть обжига заключена в том, что мягкие волокна разрушаются при воздействии открытого огня. Для этого поверхности обрабатываемого изделия обжигают пламенем паяльной лампы или специальной газовой горелки на глубину до 3 мм. При поверхностном обжиге эффект старения будет незначительным, при более глубоком — проявится сильнее. Мастер при этом регулирует процесс в зависимости от своего вкуса и потребностей.

После обугливания верхнего слоя в дело пускают металлическую щетку или насадку на дрель, соскабливая нагар до получения нужного цвета и фактуры. Окраске такую древесину можно не подвергать, потому что она будет уже иметь темные и светлые участки. Окончательная обработка заключается в шлифовке шкуркой и лакировании изделия.

При химическом способе декорирование дерева под старину происходит в процессе воздействия щелочей или нашатырного спирта. Для этого можно применять аэрозоли для чистки кухонных плит или средство для канализации. Необходимо перед применением ознакомиться с составом средства, оно должно содержать щелочь. Особое внимание следует уделить мерам предосторожности при работе с ним.

Попадая на поверхность дерева, эти химические вещества «выжигают» часть мягких волокон, одновременно окрашивая дерево в серый цвет. После обработки все поверхности промывают водой и покрывают слабым раствором столового уксуса или лимонной кислоты (1 ч.л. на 200 мл воды), удаляя остатки щелочи.

При использовании уксуса особое внимание обратите на то, что это должен быть столовый 9%-ный уксус, а не кислота.

Просушенные изделия подвергают очистке щеткой и окрашиванию, если нужно.

Обработка древесины перечисленными способами поможет хозяину самому декорировать интерьер квартиры под старину, не вкладывая больших средств и не затрачивая много времени на это. Доступность материалов и инструментов для обработки позволяет заниматься таким видом творчества и искушенному мастеру-столяру, и новичку, и даже женщине с фантазией и умелыми руками.