История и традиции новогодней звезды. Сочельник или Чего «до первой звезды нельзя»

«Я есмь корень и потомок Давида,
звезда светлая и утренняя».
(Откр. 22:16)

В рождественский Сочельник мы с нетерпением ждем, когда загорится она – первая, самая яркая звезда, прообраз чудесного явления, описанного евангелистом Матфеем. Да и традиция украшать верхушку праздничной ёлки звездой началась вовсе не со Спасской башни советского образца, а с той же Вифлеемской звезды.

Это явление остается загадкой для астрономов, многие сотни лет о ее происхождении и природе ведутся споры, высказываются самые разные гипотезы, естественнонаучные и богословские. О ней пророчествовали Валаам («Вижу Его, но ныне еще нет, зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля» – Числ. 24:17) и Исаия («Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою… И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию» – Ис. 60:1-3). Вопрос о сущности рождественской звезды и времени ее появления связан с определением года рождения Спасителя. (Предложил вести счет «от Рождества Христова» римский монах Дионисий Малый в 525г. на основании фактов, что Иоанн начинает крестить «в пятнадцатый год правления императора Тиберия» (Лк.3:1), а он правил с 14 по 37 гг. н.э., и к моменту крещения Иисусу Христу было «лет тридцать» (Лк.3:23). Однако, если отнести рождение Спасителя к 1г. н.э., возникают противоречия с другими евангельскими указаниями: ведь Рождество было «во дни Ирода, царя Иудейского» (Лк.1:5, Мф.2:1), а Ирод умер в 4г. до н.э.)

Было ли это соединением планет? Впервые такая идея возникла у римского богослова Тертуллиана (II-III вв.). В XVII веке ее доказывает известный немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630гг.), в 1604 г. он наблюдал сближение Марса, Сатурна и Юпитера, вследствие которого возникла новая яркая звезда, свет которой был виден даже днем, вычисления показали, что в конце 7 – начале 6г. до нашей эры трижды происходило соединение Юпитера Сатурна в знаке Рыб. Одной яркой звездой могли показаться и сами совпавшие планеты. Интересно, что Юпитер считается «царской звездой», а Сатурн – иудейской, рыба же символизирует Христа (имя «Христос» в сокращении похоже на греческое слово «рыба»). Следовательно, волхвы могли истолковать совмещение этих планет как знамение рождения Царя Иудейского.

А может, это была новая необычайно яркая звезда? Такой версии придерживался сященномученик Игнатий Богоносец († нач. II в.), научное обоснование дал итальянский математик и астроном Джеронимо Кардано (1501-1576 гг.), согласно его расчетам, она загорелась в созвездии Кассиопеи, вспышки ее повторяются примерно раз в триста лет, и одна из них наблюдалась в начале нашей эры. В 1977г. английские ученые Д. Кларк, Дж. Паркинсон и Ф. Стефенсон проанализировали китайские и корейские астрономические хроники за период с 10г. до н.э. по 13г. н.э. и сопоставили Вифлеемскую звезду с наблюдавшейся в течение 70 дней в 5г. до н.э. новой звездой, вспыхнувшей вблизи беты Козерога.

Могла ли Вифлеемская звезда быть кометой? Впервые эта мысль возникла у греческого философа и церковного деятеля Оригена (IIIв.): «Она была из рода тех звезд, – пишет он в сочинении «Против Цельса», – которые показываются временно и называются кометами. (…) Обыкновенно наблюдается, что при наступлении великих событий и чрезвычайных изменений на земле появляются подобного рода звезды». Научное обоснование впервые высказывает в 1907г. немецкий астроном А. Штенцель, затем она развивается нашим ученым А.И. Резниковым в статье атеистического характера «Комета Галлея: демистификация рождественской легенды (1986г.): «Согласно древним китайским хроникам, в августе-октябре 12г. до н.э. с Земли можно было наблюдать комету Галлея… в первых числах сентября комета вошла в созвездие Льва и приближалась к звезде Мелех, или Регул – «маленький царь»… Созвездие Льва связывали с именами Иуды и его колена (Быт. 49:9, Откр. 5:5). Изображение этого созвездия находилось на знаменах иудеев. Поэтому появление новой звезды в созвездии Льва вблизи Регула астрономы того времени моги расценить как знамение о рождении нового Царя Иудейского».

Однако у всех изложенных теорий есть свои недостатки: идти за обыкновенной звездой, наблюдая ее невооруженным глазом, можно сколько угодно долго, поскольку, по сути, она стоит на месте, оставаясь всегда далеко, другое дело, что в определенной части земного шара она может быть лучше видна, казаться ярче, однако как с огромной высоты она могла указать на конкретный город, мало того, небольшую пещеру, где лежал Младенец? К тому же, евангельская звезда шла, когда шли волхвы, с их скоростью, и останавливалась вместе с ними. Принять Юпитер и Сатурн за одну звезду опытные астрономы вряд ли могли, тем более что, по утверждению современных английских ученых, расстояние между ними составляло несколько диаметров Луны, следовательно, никакой особенный свет не был виден с земли. Если же это была комета или необычайно яркая звезда, как объяснить то, что в Иерусалиме ее никто не заметил? К тому же, комета Галлея была видна в 12г. до н.э., а перепись населения, указанная в Лк.2:1,2, по указу императора Августа, проводилась в 6-7 гг. н.э. во время правления Квириния в Сирии. К тому же, если относить Крещение Спасителя к 29г. н.э. (см. начало), Иисусу Христу было бы не около тридцати лет, а 42. И, наконец, стоило ли волхвам проделывать огромный и невероятно опасный путь вслед за обычным небесным явлением? «В надежде каких наград из такой отдаленной стороны они идут поклониться Царю? Если б думали, что Он будет их Царем, и тогда не было бы им достаточной причины идти. Если бы еще Он родился в царских чертогах, если бы отец Его был царем и при Нем находился, то можно было бы сказать, что поклонением родившемуся Младенцу они хотели угодить отцу, и тем заслужить себе его благоволение. Но теперь они знают, что новорожденный будет Царем не у них, а у другого народа, в стране, от них отдаленной; знают, что Он еще не в совершенном возрасте: для чего же предпринимают такое путешествие, и несут дары, притом подвергаясь в этом деле великим опасностям? (…) И какие они нашли признаки царского сана, когда увидели хижину, ясли, младенца в пеленах, и бедную мать? Кому принесли дары? И для чего? Разве было установлено и принято в обычай так изъявлять почтение всякому рождающемуся царю? Разве они обходили всю вселенную и о ком узнавали, что он из низкого и бедного состояния сделается царем, тому покланялись прежде восшествия на царский престол?» – пишет святитель Иоанн Златоуст (см. его «Толкование на святого Матфея Евангелиста», беседы VI-VIII).

С его мнения мы и начнем небольшой обзор размышлений святых отцов и богословов о загадочной звезде. По святителю Иоанну Златоусту, Вифлеемская звезда – не обыкновенное небесное тело, а невидимая разумная сила, принявшая вид звезды: «как бы звезда указала такое тесное место яслей и хижины, если бы не оставила высоту, не сошла вниз, и не стала над самою главою Младенца? (…) Итак, что их побудило и заставило выйти из дому и решиться на столь дальний путь? Звезда и божественное озарение их мысли, мало-помалу возводившее их к совершеннейшему ведению… Для чувств не было ничего там великого… чтобы ты открыто видел отсюда любомудрие волхвов, и познал, что они приступали не как к простому человеку, но как к Богу и благодетелю».

Блаженный Феофилакт Болгарский (втор. пол. XI – нач. XIIв.) прямо называет чудесную звезду «божественной и ангельской силой».

Святитель Василий Великий в «Слове на Рождество Христово» говорит: «Ни одна из уже существовавших звезд не могла обозначать это царственное Рождество. Это была необычная звезда. В самом деле, те [звезды], которые были сотворены изначально, или совершенно неподвижны, или непрестанно движутся. А эта явившаяся, кажется, обладала одновременно этими обеими особенностями. (…) Нельзя согласиться с теми, кто с излишним любопытством исследует обстоятельства Рождества и утверждает, что эта звезда была подобна кометам, которые, как принято считать, появляются на небе как раз для того, чтобы указывать на смену царей. Ведь они по большей части неподвижны, представляя собой воспламенение, заключенное в каком-то определенном месте», но та звезда исчезла из виду в Иерусалиме, а на пути в Вифлеем вновь загорелась, «она слушалась чьих-то [приказаний], служила кому-то и появлялась ради кого-то» – говорит свт. Василий.

В самом деле, могла ли обычная звезда поступить столь мудро – исчезнуть по прибытии волхвов в Иерусалим? Как объясняет преподобный Ефрем Сирин в воем «Толковании на Четвероевангелие», «для смущения Израиля Бог скрыл звезду от волхвов, дабы, когда они явятся в Иерусалим, книжники истолковали им о рождестве Его и таким образом они получили бы истинное свидетельство и от пророков, и от священников». Св. Ефрем уподобляет ее Спасителю: «Звезда, под водительством которой волхвы совершали путь, конечно, была видима им, тело же ее было скрыто: в сем качестве она подобна была Христу, Коего свет светил, конечно, всем людям, но пути шествия сокрыты были от всех людей». Также проводит параллель со случаем, бывшим с Езекией (иудейский царь, 727-698гг. до н.э.), когда в подтверждение исцеления от смертельной болезни, Господь дал знамение через пророка Исаию – солнце пошло назад, и тень воротилась на десять ступеней (4 Цар. 20:8-11, Ис. 38:2-8): «Явилась звезда, поелику пророки прекратились. Шла звезда, дабы показать, кто был Тот, к Которому устремлялись вещания пороков. Ибо как ради Езекии солнце пошло к востоку, так ради Младенца, Который был в яслях, звезда от востока пошла к западу. (…) При радостном рождении явилась радостная звезда, а во время скорбной смерти явился печальный мрак. И как Езекия чрез знамение был освобожден от смерти видимой, так и волхвы знамением освобождены были от смерти сокровенной».

Даже если предполагать, что Вифлеемская звезда была обычным небесным телом, она могла двигаться чудесным образом, вопреки естественным законам по воле Господа, ведь и по молитве Иисуса Навина Бог остановил солнце и луну во время сражения израильтян за Гаваон (Нав. 10:12-14), «скажет [Он] солнцу – и не взойдет, и на звезды налагает печать» (Иов 9:7).

Как известно, чудо требует не столько рационального научного доказательства, сколько искренней веры. «Иди со звездою, – призывает нас святитель Григорий Богослов, – принеси с волхвами дары – золото, и ливан, и смирну – как Царю, как Богу, и как умершему ради тебя. Прославь с пастырями, ликуй с Ангелами, воспой с Архангелами, да составится общее торжество небесных и земных Сил» («Слово на Богоявление, или на Рождество Спасителя»).

Что значит поститься до первой звезды? Как поститься в этот день болящим? Обязательно ли посетить ночную Литургию на Рождество и быть на службе в вечер Праздника? Праздновать ли Рождество в семейном кругу? Может ли за праздничным застольем сохранить молитвенный настрой?

6 января - Навечерие Рождества Христова , или Рождественский сочельник - последний день Рождественского поста , канун Рождества Христова .

В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову .

Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей, поэтому именно в эти дни на наш сайт приходит множество вопросов о том, как правильно провести Сочельник .

Отвечает протоиерей Александр

– Отец Александр, самый часто задаваемый нашими читателями вопрос – как правильно поститься в Сочельник, до какого времени нужно воздерживаться от вкушения пищи? Что значит «пост до первой звезды»? Одинакова ли мера воздержания для работающих и неработающих в этот день? Сколько длится пост до причастия?

Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.

Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день причащаются. Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, почтят этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо». Поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.

Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера. И здесь дело не в конкретном количестве часов, что 8 часов нужно пропоститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания, помогающая и нам соблюсти меру.

Батюшка, много вопросов приходит от людей больных, которые не могут соблюдать пост, спрашивают, как им поступить?

Больные люди, конечно, должны соблюдать пост в той мере, в какой это согласуется с приемом лекарств и с предписаниями врачей.

Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно.

Болезнь – это уже тяжелый пост и подвиг. И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам. Любую вещь можно довести до абсурда. Например, представьте себе, что священник, который придет причастить умирающего человека, станет спрашивать, когда человек последний раз ел?!

Как правило, верующие стараются встретить Рождество Христово на ночной праздничной литургии. Но во многих храмах служится еще и всенощная и Литургия в обычное время – 5 вечера и утром. В связи с этим часто спрашивают, не грех ли молодому человеку, не немощному, без детей, пойти на службу не ночью, а утром?

Посетить ночную службу или утреннюю – это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью – конечно, это особая радость: и духовная, и душевная. Таких служб в году очень мало, в большинстве приходских храмов ночные литургии служатся только на Рождество и Пасху – особо торжественные службы по традиции совершаются ночью. А вот например, на Афоне воскресные всенощные бдения служатся ночью. И все равно таких служб не так много, чуть более 60 за год. Церковь так устанавливает, учитывая человеческие возможности: число ночных бдений в году ограничено.

Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживания и восприятию Праздника.

- Закончилась праздничная Литургия, начинается праздничное застолье. И здесь два вопроса нам задают. Первый - можно ли праздновать Рождество сначала в приходе, а не сразу устраивать семейное торжество?

Христианская радость, в корне оличается от радости языческой: от безудержности и падения, неистовства и разгула, от безстыдности и разврата.

Апостол Павел заповедовал нам « Всегда радуйтесь . Непрестанно молитесь. За все благодарите Господа» (1 Фес 5:16-18). Если мы встречаем праздник с радостью, молитвой и благодарностью Богу, то мы исполняем апостольский завет.

Если человек чувствует, что за шумным торжеством он теряет благодатный настрой, то, возможно, ему стоит ненадолго сесть за стол, уйти раньше, сохранив духовную радость.

– Обязательно ли посещение вечерней службы в сам день праздника – вечер праздника Рождества?

– Это непременно! Но, после ночной службы нужно восстановить силы. Не все, из – за возраста, здоровья и духовного уровня способны пойти в храм и принять участие в службе. Но нужно помнить, что Господь вознаграждает за каждое усилие, которое ради Него человек делает.

Вечерняя служба в этот день недлинная, особенно одухотворенная, торжественная и радостная, на ней возглашается Великий Прокимен, поэтому, конечно, хорошо, если получится ее посетить.

Рождественский сочельник: обычаи

6 января в России отмечают Рождественский сочельник - канун Рождества Христова. В церковной традиции Навечерием Рождества Христова, или Рождественским сочельником, называют последний день Рождественского поста, день, предшествующий празднику Рождества Христова.

По церковной традиции Рождественским сочельником называют иначе навечерием этого великого праздника. А слово "сочельник" происходит от названия блюда из вареной пшеницы, или риса, с медом - "сочива". Сочивом было принято угощаться в канун Рождества после появления первой звезды. Традиция поститься «до первой звезды» связана с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа.

В Рождественский сочельник церковь приписывала строгий пост до вечернего богослужения, и в этот день это первая трапеза, которой заканчивается предрождественский пост.

Какие блюда готовят

Разговляться принято сочивом или кутьёй. Так делается и в воспоминание древнего обычая, когда готовящиеся к крещению, намереваясь совершить его в Рождество Христово, готовились к таинству постом, а после крещения вкушали мёд - символ сладости духовных даров. В сочельник у православных варили кутью, у католиков - бигилию. Рождественскую кутью готовили постной. Но на второй день Рождества готовили "бабину кашу", или "бабкину кутью". Такую кашу в древности обычно приносили в числе даров в дом, где появился новорожденный. В отличие от рождественской постной кутьи "бабкину кашу" готовили "богатой".

Согласно русским обычиям, в Сочельник вся семья постилась, и только с первой звездой все садились за стол, на котором среди других постных блюд должны обязательно быть кутья, а также компот (узвар) или кисель; в зажиточных семьях стол украшал и фигурный мармелад.

В некоторых регионах существует традиция выпекать к празднику фигурки животных. С вечера, ближе к полуночи, начиналось колядование с песнями и колядками.

Порядок приема пищи регламентировался строгими правилами: сначала подавались закуски (селедка, рыба, салаты), затем красный (слегка подогретый) борщ, грибной или рыбный суп. К борщу, грибному супу подавались ушки или пирожки с грибами, а у православных сочни - жареные на конопляном масле мучные лепешки.

Под конец трапезы на стол подавались сладкие блюда: рулет с маком, пряники, медовики, клюквенный кисель, компот из сухофруктов, яблоки, орехи.

Трапеза была безалкогольной. Все блюда были постными, жареными и заправленными растительным маслом, без мясной основы, без молока и сметаны. Не подавались горячие блюда, чтобы хозяйка постоянно находилась за столом.


Рождественский сочельник: приметы, что нелья делать

Издавна наши предки очень строго придерживались народных примет на Рождество. Ведь именно в этот праздник они могли определить ход событий грядущего года.

Ясная погода на Рождество – хороший урожай будет летом и осенью.

Если небо звездное – будет приплод скота, а также хороший урожай грибов и ягод.

Снежная метель на Рождество Христово – следует ждать хорошего урожая пшеницы. Кроме того, метель – хороший знак для пчеловода, ведь она предвещает хорошее роение пчел.

А вот если праздник выдался теплым, ждите холодной весны.

Оттепель на Рождество – к плохому урожаю овощей.

Идет снег хлопьями или лежит иней – к хорошему урожаю хлеба.

Наши предки утверждали, что работать и заниматься хозяйственными делами в Рождество Христово – грех. Ведь так вы можете нагнать нечистой силы в дом.

Особенно плохой приметой на Рождество считалось шитье. Наши предки утверждали, что тот, кто шьет в этот большой праздник, накликает слепоту на кого-то из своей семьи.

Еще есть примета, которой многие доверяют и по сей день – как проведешь Рождество, такой и год будет.

Очень важно, чтобы в Святвечер был богатый стол из 12 постных блюд – тогда в доме будет достаток весь год.

Нельзя ссориться с родными – тогда проживете весь год в разногласии.


Рождественский сочельник – это день, а точнее, навечерие, накануне празднования Рождества Христова. Последний день рождественского поста длиной в четыре недели, день, во время которого христиане традиционно воздерживаются от принятия пищи до появления первой звезды. Эта традиция связана с историческим преданием о появлении Вифлеемской звезды, которая возвестила волхвам о рождении Христа.

Само название «сочельник» происходит от слова «сочиво» - так называлась особая рисовая или пшеничная каша с мёдом, орехами и изюмом. Именно такая постная пища предназначается для этого дня, а также овощи, горох, бобы, рыба, компот. Ведь Сочельник – это торжественное застолье с неизменно определённым ритуалом, как в части организации, времени и порядка проведения, так и в части блюд и пищи.

Традиции сочельника

Издавна на Руси с последним днём Рождественского поста связано много добрых традиций.

В деревенских избах было принято устилать пол сеном, а стол – соломой, поверху которой клали белоснежную скатерть. Делалось это в напоминание о том, что наш Спаситель родился в овечьем хлеву, а не в царском чертоге.

Другая традиция – колядки. Из небольшого ящика – «вертепа» (в переводе со славянского «пещера»), устраивали импровизированный кукольный театр, в котором разыгрывались действия на Рождественскую тему. С вертепом ходили вечером по деревне, поздравляя соседей.

Парни «рядились» - переодевались в вывороченные на изнанку шубы, надевали звериные маски на лица, и распевали рождественские гимны.

Именно в Рождественскую ночь, по народным поверьям, господствуют две силы – сила добра и сила зла. Сила добра зазывала колядовать или слушать колядования других и угощать их сладостями, прославлять рождение Христа за постным вечерним столом. Сила зла собирала шабаш ведьм, беснующихся в своём бессилии, и тянула на гадания.

Различные обряды гадания по башмачку, по зеркалу, по пеплу, по кольцу, по луковице или по собачьему лаю канули в лета, с укоренением христианства.

Не зря говорится, что в Рождественскую ночь сбываются желания.

Так может не стоит возрождать глупые языческие гадания, а просто, в ночь перед Рождеством, посмотреть на небо и попытаться увидеть падающую звезду. И если вам повезёт, и падающую звезду вы увидите в эту Рождественскую ночь, попросите у родившегося Христа исполнить ваше заветное желание.

Не упустите это время, иначе вам придется ждать ещё целый год. В ночь на Рождество чаще всего случаются чудеса!

На столе в Рождественский сочельник должно быть двенадцать постных блюд – по числу первых апостолов. К трапезе следует приступать вечером, после вечерней службы и появления первой звезды. До этого в течение всего дня ни пища, ни питьё не употребляются.

Лишь на следующий день, в сам праздник Рождества Христова, 7-го января, после торжественной Литургии, разрешаются мясные блюда.

После Сочельника начинаются Святки. Продолжающиеся вплоть до Крещения (19 января) две недели зимних праздников.

Блюда на Рождественский сочельник

Первое обязательное блюдо в Сочельник это сочиво – хлебное зерно, размоченное в воде, меду, бульоне или подливке. У восточных славян этим зерном до конца 19 века была рожь, позже, преимущественно, пшеница, а у людей зажиточных – рис.

Также обязательными блюдами в ритуальном застолье Сочельника считаются печеная рыба, желательно в целом виде (можно заменить отварной), и густой взвар из целых или половинок разных фруктов (груш, яблок, слив, абрикосов, инжира, айвы, изюма). Взвар отличается от обычного компота более высокой концентрацией. Кроме взвара варят и ягодный кисель.

Полное меню Сочельника следующее:

1. Сочиво.
2. Рисовая или пшеничная кутья с изюмом.
3. Печеная или вареная целая рыба.
4. Взвар или компот из целых плодов или кислый ягодный кисель.

Количество блюд можно расширить до двенадцати, и остальными блюдами могут быть орехи, овощи, постные пироги и пряники. Символика такого стола – рождение Иисуса Христа. Размоченное в воде зерно – как символ начала жизни, прорастание. Компот из целых плодов или плоды, переработанные в жидкий кисель – символизируют полное созревание жизни и окончание её.

Эти два блюда – первое и последнее – являются символами рождения и смерти.

А все вместе блюда являются напоминанием о зернах и плодах, принесённых Христу волхвами в день Его Рождения.

Трапеза в Рождественский Сочельник является символическим ритуалом рождения Иисуса Христа.

Это должен быть тихий и скромный предпраздничный ужин, который следует проводить в семейном кругу, без долгих посиделок за столом и пустых разговоров. Празднование Рождества начнётся на следующий день.

Рецепты приготовления ритуальных блюд для Рождественского Сочельника

Сочиво

Ингредиенты:
- 150 граммов мака;
- 150 грамм грецких орехов;
- 1,5 стакана зерен пшеницы;
- 5 столовых ложек мёда.
Приготовление. Очищенную пшеницу сварить на воде в виде жидкой каши. По вкусу подсластить. Размолоть в кофемолке мак, тщательно перемешать его с мёдом и добавить в остуженную кашу.

Кутья пшеничная

Ингредиенты:
- 250 грамм пшеницы;
- 100 грамм мёда;
- 150 грамм инжира;
- 150 грамм мёда.
Приготовление. Сварить очищенные зерна пшеницы. Отдельно сварить инжир с изюмом. Всё перемешать, добавив мёд.

Кутья рисовая

Промыть рис, залить водой и довести до кипения. Затем откинуть на сито, подержать под холодной водой и снова поместить в кастрюлю. Добавить в кастрюлю большое количество воды и варить до готовности. Снова откинуть на сито, остудить.
Две ложки сахара развести в небольшом количестве кипяченой воды, до растворения. Добавить сироп в готовый рис. Туда же добавить и предварительно вымытый, ошпаренный и высушенный изюм без косточек.
Всё перемешать. Строгих пропорций в выборе ингредиентов нет – всё берется по вкусу.

Печеная холодная рыба

Свежие караси выпотрошить, оставить лишь икру, и запекать (время от времени следует поворачивать с боку на бок). После пропекания рыбы, сделать с боков надрезы, и печь до готовности. Подавать в холодном виде.

Взвар из сухофруктов

Ингредиенты:
- 1 литр воды;
- 500 грамм сухофруктов;
- 1 стакан сахара;
- корица.
Приготовление. Сухофрукты вымыть, поместить в кастрюлю, добавить корицы и залить водой. Довести до кипения и накрыть крышкой. Варить на небольшом огне до готовности. Когда остынет, фрукты вынуть, а в сок добавить сахар, довести до кипения, снять с огня и снова добавить туда фрукты. Пить можно и в горячем, и в холодном виде.

Кисель

Ингредиенты:
- 125 грамм сочных ягод;
- 125 грамм сахара;
- 30 грамм крахмала;
- 800 грамм воды.
Приготовление. Сочные ягоды (малина, земляника, ежевика, смородина, черника, голубика, брусника или клюква) вымыть и отжать из них сок.
Сварить выжимки и процедить, добавить в отвар сахар и довести до кипения.
Залить водой крахмал, размешать и добавить в кипящий сироп.
Помешивая, добавить в сироп и сок. Сразу после закипания быстро охладить. По вкусу можно добавить и лимонную кислоту.

Приметы на Рождественский сочельник

Метель в канун Рождества – к ранней листве.

Снежная погода на Сочельник – к хлебному урожаю в новом году.

Крестьянские дети в рождественский сочельник залазили под стол и «цыкали», как цыплята – чтобы куры хорошо водились.

Жадность и скупость совершенно не для этого времени – это время подготовки к великому празднику, заготовки покупок и подарков.

Начиная с Рождественского Сочельника зима идет на мороз, а солнце – на лето.
После наступления Сочельника, после вечерней церковной службы в этот день, заниматься хозяйственными делами нельзя. Оно и понятно – ведь вот-вот уже наступит один из самых главных праздников, который празднуется в течение трех дней!

7 января у православных по всему миру заканчивается Рождественский пост. Заканчивается радостью великой - в этот день в городе Вифлеем родился на свет Спаситель мира Иисус Христос. Традиционно православные, в отличие от представителей католической церкви, большее значению уделяют внутреннему умиротворению и духовному созерцанию радости праздника, нежели его внешней атрибутике, однако православное Рождество также проникнуто своими красивыми традициями.

40-дневный Рождественский пост, усиленная молитва приближали православных людей к великому торжеству. Однако древние христиане его не знали, для них Воскресение Христово заслонило собой Рождество. В конце III - начале IV веков христиане начали отмечать Рождество и Крещение Спасителя в один день - 6 января по юлианскому календарю. Кстати, эту традицию сохраняет Армянская апостольская церковь. И только в середине IV века праздник Рождества отделился от Крещения и стал праздноваться Римской церковью 25 декабря по юлианскому календарю. Согласно упоминаниям в летописи, Русь впервые начала праздновать день Рождества Христова в X веке.

В настоящее время вместе с Русской православной церковью Рождество в ночь с 6 на 7 января встречают Иерусалимская, Сербская и Грузинская православная церкви, а также афонские монастыри, католики восточного обряда (в частности, Украинская греко-католическая церковь) и некоторые протестанты, живущие по Юлианскому календарю. Все остальные 11 Поместных Православных Церквей мира празднуют Рождество Христово, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря, так как они пользуются так называемым «Новоюлианским» календарем, который пока совпадает с Григорианским календарем, используемым католиками.

Считается, что именно в ночь перед Рождеством господствуют две силы: добра и зла. К какой человек примыкал, та и творила с ним чудеса. Одна зазывала колядовать и прославлять рождение Христа за праздничным столом, а другая собирала на шабаш ведьм. Вечером по деревням ходила по домам коляда (калитка) - переодетые парни в вывороченных шубах и со звериными масками на лицах. Величали хозяев, не жалея щедрых слов. Приметы: «Если на Сочельник снежная погода - будет урожай на хлеб». Считалось, что в этот день, последний перед Рождеством, снегопад - верный признак процветания хозяйства в новом году. А если в этот день мороз - в семье будет совет да любовь. Разумеется, эти приметы и предубеждения всего лишь «эхо» языческих празднований и традиций, не имеющие отношения к сути великого христианского праздника.

«Праздник Рождества Христова - один из дней, когда с наибольшей глубиной и радостью мы переживаем встречу с Богом. До этого торжественного и дивного дня мир и Бог были разлучены грехом, и человек, как бы он ни рвался к встрече с Богом, не мог ее своими силами, без Него, осуществить. И Бог в Своей неизмеримой любви, в Своей милости стал человеком, Он прошел ту грань, которая разделяла человека падшего от вечной жизни и от вечной радости», говорил в одной из своих проповедей митрополит Антоний Сурожский. В сочельник начинаются Святки - две недели зимних праздников которые продолжаются вплоть до Крещения, которое празднуется Православной Церковью 19 января.

Днем усиленного приготовления к празднику Рождества Христова считается Рождественский сочельник - канун великого праздника, который наступает 7 января для православных христиан. По строгим правилам до первой звезды верующим рекомендовано отказываться от пищи. Лишь при появлении первой звезды - символа звезды Вифлеемской - можно отведать сочиво (постное блюдо, которое чаще всего готовится из пшеницы или риса с медом и фруктами). Отсюда и название этого дня - сочельник.

Рождественский сочельник тихо справляли в кругу семьи за предпраздничным ужином при свечах. На стол всегда подавали двенадцать блюд, а к столу садились в четном количестве. Если гостей набиралось нечетное количество, то на стол накрывался один свободный прибор. Прежде чем сесть за стол, его посыпали сеном - в память о вертепе и яслях, в которых родился Христос. Название сочельник пошло от обычая готовить так называемое сочиво - «пшеничные зерна, замоченные в воде». Сочивом также было принято называть любую постную пищу.

Продолжался праздник на следующее утро - народными гуляниями с песнями, плясками и хороводами. В «Святочных игрищах» участвовала вся страна - от простого люда до придворных вельмож.

Отметим, долгое время на Руси еще присутствовало некоторое смешение пришедшего из Византии Христианства и язычества. Поэтому в те годы в Рождество особенно распространено было гадание. Главным образом, молодые девушки гадали себе на жениха. Гадание с сапожком заключалось в том, что с левой ноги снимали сапожок и бросали его через забор. Затем смотрели, в какую сторону направлен мыс сапога, и искали жениха именно в той стороне. Если сапожок падал носом к собственному забору, это означало, что в ближайший год жениха не предвидится. Тогда же зародилась и традиция гадать на воске. В большую емкость с водой капали расплавленный воск и по фигурам в отражении определяли будущее.

Другие существовавшие в те годы обряды гадания: по пеплу, по башмачку, по зеркалу, по свечам, по кольцу, по ключу и книге, по снегу, по полотенцу, по расческе, по луковице, по лаю собаки и даже по лошади.
У простых крестьян также происходил обряд «обсевания»: пастухи обходили дома, поздравляли всех с праздником и бросали в каждый дом по горсти овса, приговаривая: «На живущих, на плодящих и на здоровье» или «Сею-посеваю ярой пшеницей, овсом, гречихой на телят, на ягнят и на всех крестьян!».
На Руси зародился и обряд колядования. Молодые наряжались и ходили по соседним домам, распевая Рождественские колядки. В каждом доме таких гостей встречали праздничными угощениями и подарками. В текстах колядок преобладала тематика рождения Иисуса Христа. Другие были связаны с библейскими сюжетами, третьи восхваляли хозяина дома и его домашних. В старину было принято желать также благополучного урожая в будущем году

Постепенно, с укоренением христианства на Руси, традиции рядиться, гадать и поздравлять всех встречных с летним солнцеворотом канули в лето, уступив место простым поздравлениям и праздничным песням. Во многих деревнях и селах российской провинции традиция петь колядки сохранилась по сей день.

Вообще Рождество празднуется три дня: 7, 8, и 9 января. Наши предки праздновали их так: на первый день хозяйки - жены остаются дома, а мужчины ходят по домам и поздравляют своих близких и знакомых. Столы всюду накрыты весь день. На столе уже все скоромное (не постное). Обыкновенно это: на закуску селедка, потом суп, курица, ветчина, картошка, салаты, водка, вино и т.п. На сладкое кутья, струдель, торт, компот и чай или кофе. Гости и хозяйка садятся за стол на полчаса, немножко съедят чего-нибудь и потом прощаются и гость идет к другим знакомым. Обязательно нужно посетить всех родственников, потом хороших знакомых, в особенности старших и пожилых. Подарки в эти дни не приносят. На второй день Рождества полагается, чтобы жены ходили по гостям, а мужья сидели дома, правда, в дореволюционные времена это особо не практиковалось. Все ходили друг к другу семьями. Впрочем, эта традиция сохранилась и сейчас. Нужно только захватить с собой подарки и воскликнуть в гостях: с Рождеством Христовым!

По материалам сайтов For-ua.com, Сус@нин, Православие на Святой Земле.