Что такое унижение человеческого достоинства.

Может заключаться в действиях, как правило, связанных с клеветническими и оскорбительными воздействиями на потерпевшего:

1) клевета,

2) оскорбления,

3) физические и психические издевательства.

При чем, как правило, это физические и психические издевательства, которые не причиняют физического вреда: щипает, толкает, ставит подножки, постоянно задевает, цинично отзывается, высмеивает недостатки, обращает внимание на специфику состояния здоровья, отсутствие/наличие каких-то физических признаков, особенности поведенческого элемента со стороны потерпевшего. Когда систематически унижают достоинство предполагается, что откаждого из этих действий и от всех действий в совокупности лицо испытывает психические страдания, в первую очередь, они могут быть сопряжены с физическими, а могут быть не сопряжены, носить исключительно характер психического насилия.

Субъективная сторона. Вопрос по поводу субъективной стороны доведения до самоубийства в научной литературе относится к числу очень-очень дискуссионных.

1. Потому что вопрос о том, насколько правомерно признавать доведение до самоубийства, действия лица, который с прямым умыслом, желая наступления смерти, действует определенным образом, вызывая у потерпевшего желание лишить себя жизни.

2. Вторая составляющая спорности относится к тому, а может ли быть совершено доведение до самоубийства с неосторожной формой вины.

Для начала разберемся с неосторожной формой вины, наверное, здесь несмотря на то, что споров больше, на мой взгляд, решение попроще, поочевидней. Доведение в принципе, на мой взгляд, деятельность целенаправленная, то есть довести до чего-то можно только предполагая, какой результат есть. И в этом смысле мы не можем говорить об уголовно-правовом значении цели, то есть тогда, когда умысел исключительно прямой, но во всяком случае осознание того факта, что лицо в результате его действий может реально принять решение о лишении себя жизни, оно должно безусловно присутствовать. Если мы будем говорить о том, что при помощи этих способов, которые обозначены в ст. 110 УК можно довести до самоубийства с неосторожной формой вины, то в общем практически мы придем к тому, что любой отказ «встречаться» девушки с молодым человеком, если у молодого человека психика оказалась не очень устойчивая или соответственно, наоборот, что тоже бывает в равной степени, наверное, может привести к тому, что фактически каждого второго можно будет привлечь. Отказалась встречаться или отказался встречаться, завтра обнаружили, что обиженный выпрыгнул из окна. В принципе вариант такой, что человек настолько сильно расстроится, что примет решение о лишении себя жизни, теоретически приходит в голову каждому нормальному разумному человеку с учетом особенностей психики лица, с которым общаемся. Соответственно, во всех подобных случаях мы можем признать, что речь идет о небрежном отношении (не предвидел, что может быть, но должен и мог предвидеть; или предвидел, но надеялся, что подобные последствия не наступят). Это слишком широко, это явно выходит за рамки уголовно правового запрета. Поэтому с учетом того, что лицо должно понимать и осознавать реальный характер возможности причинения смерти самому себе со стороны потерпевшего, конечно, исключить неосторожность можно и нужно. ВО всяком случае, на мой взгляд. В научной литературе позиции высказываются и иные. Надо сказать, что и Практика иногда идет по этому пути. Те, кто был последний раз на кружке, знают, что практика очень разнообразная, в том числе и по ст. 105 УК. У одного итого же ВС РФ всё может быть разнообразно, поэтому во всяком случае, я приговоры по ст. 110 УК видела, в том случае, когда речь идет о неосторожной форме вины. В данном случае, это неприемлемый вариант.

Что касается прямого и косвенного умысла. Позиция по поводу того, что прямой умысел необходимо исключить, на мой взгляд, тоже не совсем состоятельна. Не отвечает она тому, что законодатель вкладывал в понятие доведения до самоубийства. Если мы будем разграничивать убийство и доведение до самоубийства только исходя из вот этой субъективной составляющей, то мы фактически будем игнорировать разницу в объективных характеристиках этого деяния.Во всех случаях, когда лицо желало, чтобы потерпевший причинил сам себе смерть, если при этом мы будем говорить всегда, что это убийство, мы игнорируем здесь то, что здесь задействована воля не только самого субъекта, но и воля еще потерпевшего, совершеннолетнего или несовершеннолетнего, но вполне осознающего характер совершаемого деяния, лица, который имеет право распоряжаться собственной жизнью, если мы будем игнорировать эту составляющую, то опять же мы не обосновано придем к тому, что значительное количество ситуаций доведения до самоубийства будет просто переквалифицировано на ст. 105 УК. Такого допустить тоже нельзя. Разница не только в субъективной стороне, но и в объективной составляющей.

Если при убийстве лицо своими действиями причиняет смерть, то здесь он своими действиями только вызывает желание причинить смерти, а причинение смерти осуществляется самим потерпевшим теперь, поэтому этот аспект игнорировать тоже нельзя. Соответственно, мы можем говорить, что доведение до самоубийства может быть совершено при любом виде умысла: как с прямым умыслом, так и с косвенным умыслом.

Субъект – общий. Лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Обратите внимание , с учетом того, что сформулированные с одной стороны достаточно четко способы доведения до самоубийства, с другой стороны они могут быть необоснованно широко истолкованы, необходимо оговориться, что правомерные действия в отношении потерпевшего (потенциального потерпевшего) не могут образовать один из этих самых способов. Даже если потерпевшему они субъективно кажутся таковыми (жестоким обращением), правомерные действия: угроза привлечения к ответственности, угроза разоблачения преступной деятельности, осуществление каких-то воспитательных функций со стороны родителей. Папа сказал, что ты не будешь смотреть ТВ в течение недели, пока не исправишь двойку, а ребенок решил, что это жестокое обращение. С позиции ребенка, наверное, это и может быть рассмотрено как жестокое обращение, но с позиции уголовного законодательства оно таковым являться не может пока речь не дойдет до того уровня жестокого обращения, который является уголовно наказуемым в данной конкретной ситуации. Поэтому все правомерные действия эти способыконечно образовать не могут. В основном, речь идет об угрозах, это наиболее распространенная спорная ситуация, когда угрожают правомерными действиями правомерными действиями довести до самоубийства по смыслу ст. 110 УК не получится.

Что такое унижение? Унижение представляет собой какое-либо ущемление прав и достоинства личности. К сожалению, в жизни нам иногда приходится сталкиваться с унижением. Наиболее часто оно встречается в школе, на работе или иной социальной среде. Общество имеет свойство воздействовать на личность, подчинять ее своим правилам, навязывать различные стереотипы и установки. В результате страдает внутренний мир человека и, в первую очередь, самооценка. Последствия могут быть крайне тяжелыми: неумение доверять людям, боязнь строить близкие отношения, замкнутость. Кажется, что ты один в целом мире и никому нельзя доверить собственные переживания. Теряется индивидуальность, потому что человек вынужден надевать защитную «маску», опасаясь новых насмешек.

Признаки унижения

По каким критериям можно определить, что личность испытывает на себе унижение? Человек, подвергнувшийся унижению, всегда чувствует себя крайне уязвимым. Ему кажется, что теперь всякий может его обидеть.

Неуверенность в себе

Разве можно быть всем довольным и счастливым, когда вас постоянно унижают? Унижение страшно тем, что быстро формирует неуверенность в себе, страх будущего. Такой человек попытается всеми силами избежать столкновения с обидчиками, не станет лишний раз ввязываться в спор. Ярким признаком неуверенности в себе является потеря индивидуальности. Так как любое унижение негативным образом воздействует на личность, то человеку трудно после всего пережитого осознать собственную значимость и ценность. Испытав на себе унижение, люди боятся новых контактов, социального взаимодействия. Особенно в этом вопросе уязвима детская психика.

Боязнь всего нового

Опыт оскорбления заставляет личность не проявлять себя даже в тех случаях, когда это бывает полезно для развития. Человек часто сосредоточивается на прошлых обидах и не хочет двигаться дальше. Боязнь всего нового блокирует познавательную активность, учит защищаться даже в тех ситуациях, когда ни физическому, ни психическому здоровью ничего не угрожает. Большинство людей, когда-либо подвергающихся унижениям, впоследствии боялись выходить за рамки навязанного обществом поведения.

Как пережить унижение

Если в вашей жизни произошло неприятное событие, которое нанесло значительный ущерб личности, нужно действовать немедленно. Никогда нельзя замалчивать ситуацию, этим способом вы не сможете избавиться от всепоглощающей внутренней боли. Как пережить унижение? Чтобы справиться с ним и не допускать впредь к себе такого отношения, нужна постоянная работа над собой. Невозможно полностью отгородиться от общества и избегать всяческих социальных контактов. Важно научиться сохранять чувство собственного достоинства, правильно защищать себя.

Повышение самооценки

Люди, которые решили действовать активно, хотят изменить ситуацию, выйти из роли жертвы (комплекс жертвы). Для этого необходимо тщательно поработать с собственной самооценкой, поверить в свои силы. Необходимо постараться найти свои сильные стороны и сделать на них существенный акцент. Если вы сами не можете понять, чем отличаетесь от окружающих, то лучшим вариантом будет обратиться за помощью к психологу. Грамотный специалист поможет разобраться в нюансах конкретной ситуации, выстроить гармоничные отношения с самим собой. Повышение самооценки положительно влияет на развитие личности. Такой человек в дальнейшем никогда не позволит, чтобы его обижали.

Круг общения

Пережитое хотя бы однажды унижение заставляет личность впредь относиться к людям более настороженно и недоверчиво. Унижение никогда не идет на пользу, так как после такого опыта требуется серьезная внутренняя реабилитация. Желательно сменить круг общения, если вы хотите избавиться от дальнейших оскорблений. Даже само воспоминание о произошедших событиях может повлечь за собой дополнительные переживания. Потратьте время и силы, чтобы найти единомышленников, создать вокруг себя благоприятную атмосферу. Когда рядом будут люди, которым вы сможете доверять, последствия унижения будут постепенно минимизироваться.

Развитие способностей

Унижение нередко заставляет личность замыкаться в себе. Это вполне естественная реакция: человеку требуется восстановить душевные силы, вернуть себе равновесие, осмыслить произошедшее. Но нельзя находиться в этом состоянии слишком долго, поскольку в противном случае все труднее будет встретиться наедине с тревожащей проблемой.

Развитие способностей как нельзя лучше помогает поверить в имеющиеся перспективы и возможности. Человек, переживший оскорбление, как никто другой нуждается в одобрении окружающих. Ему хочется, чтобы кто-то заметил его выдающиеся способности, поверил в то, что возможно все изменить в лучшую сторону. Кроме того, развитие талантов дает мощный толчок к формированию уверенности в себе. Чем больше мы ценим самих себя, тем проще взаимодействовать с окружающими.

Смена обстановки

Иногда для того, чтобы снизить разрушительные последствия унижения, требуется на время куда-то уехать. Можно прибегнуть и к этому способу, тем более, что он весьма эффективный. Любая смена обстановки в большинстве случаев действует благотворно на психику: снижается уровень тревожности, одни эмоции сменяются другими. После поездки человек вернется обновленным, с совершенно другими мыслями. Иногда этого бывает достаточно для того, чтобы принять верное решение.

Таким образом, унижение человека – это серьезная проблема, которая часто имеет место быть. Здесь важно то, как поведет себя сама личность: позволит ли обидчикам и дальше разрушать себя или станет всячески защищать внутреннее пространство от сторонних негативных посягательств.

Унижение как качество личности – устойчивая склонность ставить кого-либо в унизительное положение; умалять чьё-либо достоинство, оскорблять чьё-либо самолюбие.

Голуби в Великую Отечественную войну не только доставляли письма, но и по пути морально унижали фашистских оккупантов.

Однажды бедный поэт сидел рядом с богачом. Богач был недоволен тем, что рядом с ним сидит какой-то безвестный юноша, и, чтобы унизить его, спросил: - Ну, скажи мне, что отделяет тебя от осла? Тот, взглядом, измерив расстояние, отделявшее их друг от друга, ответил: - Немного! Всего два шага.

Унижение – стремление растоптать другого человека, сравнять его с пылью под своими ногами. Склонный унижать, всегда агрессивен. Желание унизить другого исходит от гордыни. Если в человеке прописалась гордыня, он, чтобы её подпитывать, начинает унижать людей.

Даже не отличаясь злопамятством, человек никогда не забывает тех, кто пытался его унизить. Анатолий Рыбаков в «Детях Арбата» пишет: «Все можно забыть: оскорбления, обиды, несправедливости, но унижения не забывает ни один человек, это в человеческой натуре. Звери преследуют друг друга, дерутся, убивают, поедают, но не унижают. Только люди унижают друг друга. И ни один человек своего унижения не забудет и тому, перед кем унижался, никогда не простит. Наоборот, всегда будет его ненавидеть».

Любимых не унижают. Унижают нелюбимых, презираемых и неуважаемых. Кто не уважает сам себя, притягивает к себе унижение.

Унижают, чтобы убежать от комплексов, чтобы самоутвердиться и самооправдаться. Например, муж сходил налево. Чувство вины перед женой заставляет его унижать ни в чём неповинную женщину. В унижении жены он находит почву для самооправдания.

Существует порочная закономерность – мы унижаем тех, перед кем испытываем чувство вины. Муж обычно начинает унижать жену тогда, когда у самого «морда в пуху». Он чувствует себя виноватым перед женой и выражается это, как ни парадоксально, в её унижении. Она ни с того ни с сего, вдруг становится проституткой. Можно к бабке не ходить, чтобы придти к выводу: ищите женщину, раз унижает, значит, сравнивает, значит, есть с кем сравнивать.

Подавляющее большинство брутальных мужчин не брутальны на самом деле, а только скрывают под подобной маской неуверенность в себе и различные иные комплексы. При этом они настолько боятся разоблачения, что готовы унижать и оскорблять свою вторую половину, лишь бы та не узнала правду о них.

Никто не избежал встречи с желающими унизить других. Унижая достоинство других, хам испытывает наслаждение. Хамство и жестокость объединяет удовольствие от унижения другого. Зачастую неуверенный человек ищет подтверждения собственной важности во внешнем мире путем хамского и наглого поведения. С этой целью он может унижать других, вести себя агрессивно. Хамы и наглецы – это неуверенные в себе люди. Чтобы как-то самоутвердиться, доказать себе свою значимость они через унижение других начинают проявлять наглость и хамство.

Недруги частенько пытаются нас унизить, опозорить и опорочить. В таких ситуациях незрелый человек чувствует себя обесчещенным. Зрелый человек, имея чистое сознание, никогда не теряет уважения к себе. Он уверен в своей ценности. Кто-то попытался тебя унизить и измазать, это его проблема и его карма. Унижающий будет унижен.

Благостного человека не запятнаешь. Его нельзя унизить. Унизить и запятнать можно только самого себя. Запятнанность и унижение приходят извне в виде людских мнений, оценок, ярлыков. Незапятнанный человек может спасовать под влиянием внешних обстоятельств, если придаёт избыточное значение чужим оценкам. Однако если он самодостаточен, зрел и целостен, людские субъективные оценки нисколько его не тронут. Пока человек сам себя не унизит, не запятнает, никто не сможет это достоверно за него сделать. Душа – не чулан, в котором можно наследить грязными сапогами. Чистую душу не унизишь и не запятнаешь. Её можно обусловить пороками, подвергнуть дурному влиянию, но невозможно выкорчевать из души энергию вечности, знания и блаженства.

Причиной унижения может стать деспотизм. Деспот обожает унижать свою женщину перед друзьями и знакомыми, он высокомерен и лишен малейших признаков уважительности к членам своей семьи. Швыряние предметов, рукоприкладство (без тяжелых последствий), угрозы физической расправы, сопровождаемые оскорблениями – характерный набор методов деспотичного воздействия на членов семьи.

Признавая эффективность демонстративности, деспот устраивает показательные представления, что он ни в ком не нуждается. Бывает, что деспот даже не обращает внимания, когда его женщину обижают и унижают другие мужчины. Так он запугивает женщину, демонстрируя, что она лишится физической защиты, если будет вести себя неправильно. Угодить ему практически невозможно.

Человек с низкой самооценкой начинает унижать других. Таким образом он иллюзорно самоутверждается. Его демонстрация превосходства не более чем попытка скрыть внутреннюю неуверенность и отсутствие внутренних достоинств. Свою слабость он старается перекрыть мыслью, что другие слабее его. Вместо того чтобы преодолеть слабость, он еще глубже загоняет ее внутрь.

Глупец завидует старшим, хвастает перед равными и унижает младших. Генри Томас Бокль пишет: «Кто пресмыкается перед высшими, сам топчет тех, кто ниже его».

Унижая других, унижаешь сам себя. Унижение односторонним не бывает. Скандал, к примеру, унижает обоих. Невозможно унизить человека и при этом самому остаться белым и пушистым. Мохандас Карамчанд Ганди говорил: «Для меня всегда оставалось загадкой, как это люди считают за честь для себя унижать своих сограждан».

Любящий унижать других частенько прибегает к насмешкам. Насмешливость как качество личности – склонность унижать недоброжелательно-юмористической речью либо поведением достоинство других людей, выставляя их в неприглядном виде, проявлять устойчивое желание смеяться над недостатками и слабостями других людей.

Решив публично унизить поэта за насмешки, многолетние злые шутки, эмир созвал своих придворных, рассадил их в зале дворца, а поэту велел сесть на самое почётное место. Слуга положил перед каждым свёртки с дарственною одеждой. Свёрток, положенный перед поэтом, был больше других, и обёртка его расшита золотом. Как и все, поэт развернул свой свёрток, но в нем оказался не шёлковый халат, как у других, а ослиный подседельник. Придворные расхохотались. Но поэт не изменился в лице, стал радостно благодарить аллаха и восхвалять щедрость эмира. Один из присутствующих крикнул ему: - Несчастный, чему ты радуешься? От такого унижения ты должен плакать! - Ошибаетесь! - ответил поэт - В народе ходила молва, что эмир на меня в обиде, но сейчас всем ясно, что эта молва неверна. Напротив, его высочество ко мне особенно благосклонен. Что получили все вы? Обычные подарки! А мне господин эмир пожаловал собственную одежду!

Где появилось унижение, там неизменно присутствует оскорбление.

— Меня только что оскорбил и унизил аптекарь, — заявила рыдающая женщина мужу. Разгневанный муж помчался в аптеку защищать честь жены. — Вы должны меня выслушать! — взмолился аптекарь. — У меня не прозвонил будильник, и я проспал. Выскочив из дома, я захлопнул дверь, забыв ключи от дома и от машины, и мне пришлось разбить окно, что бы достать их. И тут у меня спустила шина. Когда я, наконец, добрался до аптеки, перед ней уже собралась очередь, а телефон звонил и звонил. Нагнувшись, что бы собрать упавшие монеты, я ударился головой о ящик и упал, разбив витрину. А телефон все продолжал звонить. Я снял трубку, и тут Ваша супруга спросила, как пользоваться ректальным термометром. Клянусь, я просто сказал ей как!

Унижение – форма третирования другой личности. Махатма Ганди пишет: «Все мы из одного теста сделаны, все мы дети одного Творца, и божественные силы в нас безграничны. Третировать человеческое существо - значит третировать эти божественные силы и тем самым причинять зло не только этому существу, но и всему миру. Для меня всегда было загадкой, как могут люди считать для себя почётным унижение ближнего».

Однажды человек пришёл к Будде и плюнул ему в лицо. Будда вытер лицо и спросил: - Это всё, или ты хочешь чего-нибудь ещё? Ананда всё видел и, естественно, пришёл в ярость. Он вскочил и, кипя злостью, воскликнул: - Учитель, только позволь мне, и я покажу ему! Его нужно наказать!

Ананда, этот бедняга и так слишком много страдал. Ты только посмотри на его лицо, на его глаза, налитые кровью! Наверняка он не спал всю ночь и терзался, прежде чем решиться на такой поступок. Плевок в меня - это исход этого безумия. Это может стать освобождением! Будь сострадательным к нему. Ты можешь убить его и стать таким же безумным, как и он!

Человек слышал весь диалог. Он был смущён и озадачен. Реакция Будды была полной неожиданностью для него. Он хотел унизить, оскорбить Будду, но, потерпев неудачу, почувствовал себя униженным. Это было так неожиданно - любовь и сострадание, проявленные Буддой! Будда сказал ему: - Пойди домой и отдохни. Ты плохо выглядишь. Ты уже достаточно наказал себя. Забудь об этом происшествии; оно не причинило мне вреда. Это тело состоит из пыли. Рано или поздно оно превратится в пыль, и по нему будут ходить люди. Они будут плевать на него; с ним произойдёт множество превращений.

Человек заплакал, устало поднялся и ушёл. Вечером он пришёл обратно, припал к ногам Будды и сказал: - Прости меня! Будда произнёс: - Нет вопроса о том, чтобы я прощал тебя, потому что я не был рассержен. Я тебя не осудил. Но я счастлив, безмерно счастлив видеть, что ты пришёл в себя и что прекратился тот ад, в котором ты пребывал. Иди с миром и никогда больше не погружайся в такое состояние!

Петр Ковалев 2016 год

Унижение входит в категорию переживаний, которых мы стараемся избегать. Это вполне понятно. Быть униженным или делать что-то унизительное - значит, соприкасаться с чем-то, что роняет наше человеческое достоинство, снижает самоуважение и, в крайних случаях, бросает человека на самое социальное дно. Не зря разного рода деспотические цари/правители/директора, удерживающиеся у власти за счет пода

вления инакомыслящих, очень часто стараются не просто «обезвредить» своих жертв, но и унизить их - как в их собственных глазах, так и в глазах окружающих. В уголовной среде крайняя степень унижения - быть «опущенным», ниже статуса в иерархии тюрем нет. Цель оскорблений, которыми часто бросаются люди в реальной и виртуальной жизни - унизить, то есть показать, что тот, кого я оскорбляю - хуже, ниже меня. А на противоположном от унижения полюсе располагается высокомерие - тоже отвергаемое многими людьми переживание и связанное с ним поведение. В общем, очень неприятный ряд выстраивается вокруг унижения - оскорбление, презрение, отвержение, отвращение, высокомерие…

И поэтому довольно странным будет, возможно, утверждение, что переживание унижения - это часто неотъемлемая составляющая подлинного развития человека, без которого продвижение вперед нередко крайне проблематично. Я, разумеется, не предлагаю унижать людей, но хочу поразмышлять по поводу этого моего утверждения.

В чем суть унижения - действия и переживания, теснейшим образом связанного с чувством стыда? Я думаю, лучше всего его выражает следующая фраза, обращенная к самому себе: «я не так хорош, как я верил и чувствовал» (а если кто-то нас унижает, то он сообщает нам: «ты не так хорош, как ты сам о себе воображаешь» - и мы верим). Не «так хорош» в целом или в каких-то отдельных сферах жизни. У всех нас есть несколько образов самих себя. Есть «я-идеальный», к которому стремимся, который может ощущаться как недосягаемый образец - или же как простой ориентир в своей жизни, с которым мы сверяем свои поступки и решения. Есть «я-реальный» - то, какими мы являемся «на самом деле». «На самом деле» - это не в объективной реальности, разумеется, а то, какими мы чувствуем себя сейчас. И большинство из нас осознанно или неосознанно ощущает себя как пусть относительно, но все же хороших людей. На этом «в целом я хороший» - основано чувство собственного достоинства, способность видеть свою ценность, самоуважение. Несколько старомодное - но от этого не ставшее менее актуальным - слово «честь» тоже базируется на восприятии себя как «в целом хорошего». Основой чести является, насколько я понимаю, соответствие личностных качеств и поведения человека образцу, который принят им или обществом за достойный. Это право оценивать себя и свое существование в категории самоуважения. Честь определяет наличие у человека допустимых и недопустимых для него слов и действий, и совершение последних роняет человека в его же собственных глазах.

На переживании «я нынешний - в целом хороший» основаны и наши многочисленные самооправдания, когда мы совершаем какие-либо поступки или с нами делают нечто, явно нарушающее то, что мы сами считаем допустимым. Например, заставляют лгать там, где мы лгать не хотим, или под угрозой увольнения делать то, что для нас «вроде бы» непримелемо… Там, где не работает самооправдание, успокаивающее совесть, нередко работают вытеснение, расщепление и многие другие защитные механизмы, оберегающие нас от непереносимого стыда.

Важно разграничить унижение как намеренное действие по отношению к другому человеку и унижение как действие, совершаемое внутри нас самих (я, в основном, здесь пишу о внутреннем действии). Например, играют две хоккейные команды, и одна беспощадно разгромила другую. Унизила ли она соперника самим фактом разгромной победы? Нет, но проигравшие могут чувствовать себя униженными: «мы ощущали себя достойными сразиться с ними, но они указали нам наше место...». И победители могут с сочувствием отнестись к побежденным, а могут - оскорблять. Сам факт их победы унижением не является.

Так вот, унижение - это не просто обнаружение того, что твои действия (мысли, чувства, качества, умения, способности…) полностью противоречат образу «хорошего настоящего Я», а разрушение этого «Я» (или, что чаще - его части). Это переживание падения с пьедестала, на который сам же себя и вознес. Часто унижение возникает во время учебы и в профессиональной сфере. Например, вы считаете себя отличным профессионалом в своем деле - и тут вас направляют на учебу в какой-то центр, и вы обнаруживаете, во-первых, профессионалов намного лучше себя, и их много, и они не уникальны. И осознаете, что то, чем вы гордились и что считали вершиной своего мастерства - это лишь первая ступенька, начальный уровень. И, что хуже всего - окружающие тоже заметили, что вы.. ну… не очень по сравнению с ними. Нет, они не издевались, не смеялись - но увидели… И как вы отреагируете?

Или, например, я считаю себя умным и критично настроенным человеком - и тут вдруг обнаруживаю, что в важном для меня вопросе я не просто не прав, но допустил ряд откровенно глупых допущений или ошибок, характерных как раз для тех, кого я считал хуже себя. Как я отреагирую? Сразу скажу «да, я неправ, здесь допустил ошибку...» - или сначала постараюсь увильнуть от унижения, найти оправдание для себя и попытаться запрыгнуть обратно на пьедестал «всегда умного и критично настроенного человека», с которого только что слетел?

С унижением плохо справляются и целые нации. Побежденные в войнах и противостояниях с трудом признают «похоже, мы не так уж хороши, раз проиграли» - нередко они начинают говорить про «пятые колонны», предателей, коварство врагов и так далее. Национальное унижение немцев в Первую мировую взрастило нацистов, которые предложили немцам броситься в другую крайность - расистское высокомерие: «вы хуже нас». С трудом переживает унижение после распада СССР и пост-советские страны, и это касается не только России.

Для переживания унижения требуется не только внутреннее ощущение, что «я не так хорош, как верил». Почувствовать себя ниже можно только по сравнению с кем-то. Например, долго воображаешь себе, что ты лучше других людей в чем-то, и потом что-то происходит - и ты осознаешь, что такой же или даже хуже. Что лжешь так же, как «они»; что пьешь водку в таких же количествах и с такими же последствиями, что и «последний алкаш».

Дополнительные оттенки унижению добавляет разочарование других людей в нас. «Мы думали, что ты такой, а ты...». В переживание вливаются нотки вины: «вы на меня надеялись, а я… подвел, обманул». Но разочарование других людей в нас становится почти непереносимым, когда мы сами собой были очарованы.

В общем, в этом и есть источник нашего унижения, на мой взгляд - очарованность собой

Когда вместо тыквы (возможно, даже очень хорошей и красивой) видишь карету. И разочарование в себе - это необходимый этап для того, чтобы вернуться в реальность.

Возвращение в реальный мир, в котором ты не стоишь на шатком основании, а опираешься ногами на широкую землю - одно из возможных следствий унижения. Чем выше постамент, чем сильнее очарованность собой - тем больнее падать и тем непригляднее картина, когда с глаз спадает пелена. По словам одного алкоголика, он осознал всю глубину своей деградации тогда, когда увидел в глазах своего школьного друга, с которым не виделся много лет, отвращение. И тогда печальный принц-философ, переживающий несовершенство этого мира, превратился в дурно пахнущего алкоглика, пропившего всю мебель, потерявшего жену и работу. Самое настоящее отрезвление.

Правда, моменты трезвости могут быть очень краткими. Часто люди бросаются в одну из крайностей.

1) Вернуть очарование. Для этого есть богатый арсенал защит, направленный на претворение в жизнь лозунга «я принц, меня просто подвели и грязью вымазали». Это не мы проиграли, это нас предали. Это не я некомпетентен в тех или иных вопросах, это критикан завидует мне. Я психотерапевт/коуч/учитель -универсал, а то, что с некоторыми клиентами не получается работать - так это клиенты/ученики неготовые, бездари и без мотивации. В мы проигрываем не потому, что деградирует под нашим руководством , а потому, что не тех игроков взяли, вот если бы вместо Баранова и Большего взяли бы Козлова и Гигантова - вот было бы дело! :)).

Можно объявить среду, в которой мы постоянно сталкиваемся с внутренним унижением, «дискомфортной, не подходящей для меня» - и уйти туда, куда полегче. Речь, конечно, не идет о среде, где нас реально другие люди стараются унизить и разоблачить - из такой среды нужно уходить. Но, кстати, начать усиленно унижать окружающих, впасть в высокомерие - это тоже способ заново собой очароваться. Высокомерный человек берет себе статус, выше которого нет - статус судьи. «Я лучше вас, не подходите ко мне».

2) Вторая крайность - унизить себя еще больше . Высокомерие, обрушенное на самого же себя. Памятник себе-хорошему глядит на нас, лежащих у его подножия, и с неприятной гримасой твердит: ты не справился, ты - это не я, отойди от моего пьедестала, не марай своими соплями мой постамент! Самые яркие примеры шатания от высокомерия до самоуничижения я регулярно наблюдаю у наших спортивных болельщиков, которые в моменты побед кричат эту набившую оскомину «мы лучшие!!! мы всех порвем!!!», а в моменты поражений - «мы дни-и-и-ще, все плохо!». От сеанса самовозвеличивания к сеансу саморазоблачения и самобичевания.

Есть третий вариант, и он не совсем про «золотую середину». Упав и больно ударившись, можно встать и начать осматриваться: где я оказался? Да, я чувствую унижение, и это очень болезненно, вон, от удара синяки ноют или даже перелом в душе. Но что это за высота, с которой я свалился? Как я там оказался, на этом высоченном пьедестале? Чем был очарован? И что меня сейчас окружает?

Есть ли люди, к которым я даже в таком состоянии могу прийти за поддержкой? Которые не будут воротить нос «фу, какой ты на самом деле», а примут - и не будут петь сладкие песни о том, что ты прекрасен, а с сочувствием посмотрят на раны, и помогут их подлечить? Расскажут о своих шрамах или даже их покажут - и поделятся опытом? И будешь ли ты в состоянии их услышать, или захочешь сбежать в высокомерное «я не нуждаюсь в вашей помощи!»?

А потом - на тренировку. Да, нас могут пытаться унижать совершенно незаслуженно. Начальник может быть самодуром. Унизительно может быть идти учиться у тех, кто тебя превзошел, и кого считал себе ровней (или даже ниже). Унизительно признавать, что занимался самообманом. Унизительно обнаруживать, что время твоего триумфа прошло, и что позолота уже отшелушилась, а лавры засохли. Все это точно больно, и можно пытаться эту боль ослабить, отвлечься от нее. А можно взять эту боль на вооружение, прислушаться к ней, развеять очарованность собой - и воспользоваться энергией, которую она дает, чтобы научиться делать что-то в реальности. Еще лучше, конечно, не очаровываться, а знать, в чем моя сила, и в чем моя слабость. Но способность после провала встать, сказать себе «да, я был плох здесь», и пойти работать над ошибками без самоуничижения точно к слабостям не относится. Более того - люди такую реакцию видят и ценят, потому что в этом, на мой взгляд, одно из высших проявлений человеческого достоинства. А тот, кто не видит и норовит ударить упавшего, сам, скорее всего, не в силах справиться со своим ужасом перед унижением.