Чем, как и в какой цвет покрасить чугунную батарею? Покраска радиаторов: чем и как выполнить Как покрасить чугунные батареи.

Как покрасить батарею отопления: рекомендации и фото

Какие батареи можно красить

Стоит сразу уточнить, что покраска радиаторов отопления возможна не во всех случаях. В первую очередь, эту операцию целесообразно выполнять для чугунных радиаторов, толстый и неравномерный слой краски на которых не только портит экстерьер батареи, но и сильно ухудшает качество теплоотдачи. Второй тип батарей, которые можно и нужно красить, - это конвекторы, выполненные в виде загнутой трубы стояка с напрессованным на нее оребрением.

Если вы являетесь обладателем современных моделей радиаторов с алюминиевыми секциями, то от затеи покраски лучше отказаться. Покрасить ее конечно можно, но придется накладывать множество слоев краски, и ожидаемого эффекта вы вряд ли достигнете. Дело в том, что окраска батареи происходит кистью, а такой способ по определению хуже заводского, поэтому новые модели батарей лучше оставить в покое, а при необходимости закрыть декоративным экраном.

Чем покрасить батарею отопления: выбор краски и инструмента

Прежде чем приступать к основному этапу работ, нужно подготовиться. Сначала подготовим мягкие кисточки, которые должны быть небольшого размера и двух видов - прямая и изогнутая. Прямая кисть предназначена для покраски наружных, легкодоступных участков, а изогнутая для покраски задней и внутренних поверхностей радиатора.

Какую краску выбрать

Основную роль в этой работе играет краска для батарей отопления, которая может быть следующих типов:

  • водно-дисперсионная;
  • алкидная;
  • акриловая;
  • масляная.

Любая краска для радиаторов отопления должна быть устойчивой к истиранию, хорошо переносить высокие температуры (до 100 градусов) и не выделять токсичных соединений при нагреве. По этим параметрам вышеперечисленные варианты существенно отличаются друг от друга. Например, водно-дисперсионные краски не имеют неприятного запаха и быстро сохнут, однако такой тип покрытия менее остальных устойчив к истиранию, то есть её придется чаще обновлять.

Акриловая краска имеет в своем составе химический растворитель, поэтому при использовании выделяется неприятный запах, который приходится долгое время выветривать из помещения. Преимуществами такого покрытия считается высокая устойчивость к истиранию и привлекательный глянцевый вид.

Алкидная краска для батареи отопления также имеет неприятный запах, но пользуется высоким потребительским спросом за счет высокой устойчивости к истиранию и огромному ассортименту оттенков. Кроме того, запах от современных строительных материалов не настолько резкий.

Что касается масляной краски, то она все меньше используется как покрытие для батарей и труб. Причиной тому - неприятный запах, долгое время высыхания и сложность при нанесении ровного слоя.

Чем красить батареи отопления, решать только вам, но лучше всего использовать алкидные краски известных производителей. Вам нужно лишь выбрать подходящий цвет покрытия.

Какой краской покрасить радиаторы видео

Как красить батареи отопления: подготовительный этап

Итак, материалы выбраны. Теперь можно переходить к подготовительному этапу. Старые чугунные радиаторы могут иметь сколы краски и множество слоев поверх них, поэтому надо полностью очистить радиатор от старого лакокрасочного покрытия до металла. Выполнить эту операцию можно с помощью монтажного фена, который струей горячего воздуха плавит старую краску, после чего ее можно удалить с помощью шпателя.

Если под рукой не оказалось монтажного фена, то можно воспользоваться альтернативным вариантом - смывочным раствором. Этот раствор наносится на всю поверхность радиатора, после чего отопительное устройство накрывается пленкой. После часа действия смывочного раствора краску можно удалить при помощи шпателя.

Основной слой краски удален, теперь очищаем батарею от ее остатков с помощью мелкого наждака или специальной проволочной насадки для шуруповерта. Затем обезжириваем поверхность радиатора при помощи тряпки вымоченной в специальном растворе, например уайт-спирит. Окончательный этап - покрытие радиатора антикоррозионной грунтовкой, она будет защищать радиатор от коррозии, но и улучшит сцепление краски с поверхностью.

Снятие старой краски с чугунного радиатора: видео-инструкция

Покраска батареи отопления: основные правила

Сразу стоит уточнить, что покраска батарей должна производиться при выключенном отоплении. Это ограничение связанно с тем, что на горячей поверхности краска высыхает очень быстро, что может привести к неровному слою покрытия и образованию подтеков.

Прежде чем красить батарею отопления, подстелите под нее клеенку или тряпку, которые защитят полы от попадания красок на пол. Начинайте красить радиатор с труднодоступных частей изогнутой кистью, а лицевую сторону покрывайте краской в последний момент. Такой подход позволит не смазать только что нанесенный слой краски, а руки останутся чистыми.

Чтобы краска для батареи отопления легла ровно, ее нужно наносить в два тонких слоя. Для нанесения второго слоя нужно дождаться полного высыхания первого.

Как красить батарею видео инструкция

Возможные проблемы при покраске

При реализации каждого этапа работ могут возникнуть непредвиденные трудности - неровно ложится краска или старое покрытие не снимается. Чтобы не портить материалы можно приостановить работы, дождаться полного высыхания и начать вновь с очистки и обезжиривания поверхности.

Узнать, какой краской красить батареи отопления можно у консультантов в специализированном магазине, они помогут определиться с конкретным брендом, пользующимся наибольшей популярностью среди покупателей.

Чтобы не возникло дополнительных трудностей, обратите внимание на видео-инструкцию, где специалисты помогут детально изучить алгоритм покраски и следовать детально изложенным этапам.

Итог

Покраска батарей отопления играет важную роль, так как этот элемент отопления привлекает внимание и является предметом интерьера и дизайна помещения. Воспользовавшись вышеизложенными советами, можно добиться того, что старая чугунная батарея после обработки будет смотреться не хуже новой, а покрытие будет держаться много лет.

Покраска радиаторов для облагораживания их внешнего вида - вопрос на сегодня актуальный. Конечно, было бы проще установить новые радиаторы, но это не всегда технически возможно из-за особенностей радиаторов новых марок, которые просто «не становятся» в некоторые системы отопления. И тогда возникает задача: как и чем покрасить радиаторы? Ведь ассортимент материалов, из которых они изготовлены, весьма широк: чугун и алюминий, сталь и медь… Каждый из этих металлов требует индивидуального подхода при окрашивании - этим тонкостям и будет посвящена наша статья.

Конвекторы и «батареи»

С самого начала стоит оговорить один нюанс. Во многих современных домах в качестве отопительного прибора установлены конвекторы - трубы с оребрением. Как их красить? Никак. Эти устройства (особенно с частым алюминиевым оребрением) не красят, поскольку окрашивание может отрицательно повлиять на их теплосъем. В конструкцию конвектора, кроме источника тепла, входит съемный кожух - конвекционная камера - вот его-то и можно покрасить, чтобы облагородить общий вид прибора. Если же конвектор уже полностью «морально устарел» - тогда лучше просто поменять его на новый.

Чаще всего в покраске нуждаются старые добрые «батареи» - чугунные радиаторы-ветераны отечественного отопительного фронта. Они хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации, и люди часто не хотят менять их на новые приборы не только из-за недостатка финансов, но и просто не видя такой необходимости - ведь греют эти радиаторы исправно, да и сушить на них мелкие вещи тоже удобно.

Очень часто старые металлические отопительные приборы покрыты многочисленными слоями краски, причем первые слои уже превратились в «древние окаменелости», от которых нужно обязательно избавиться перед новой покраской. Как это сделать?

Подготовка поверхности

Правильно подготовить поверхность радиатора можно двумя путями: либо полностью удалив с него всю старую краску, либо особым образом обработав старое покрытие перед нанесением нового. Рассмотрим подробней оба эти способа.

1. Очистка от старых «наслоений» производится при помощи химических средств (смывок) как отечественных, так и зарубежных производителей: Б52, СП-6, АСЕ, Dufa и т.д. Смывка на основе растворителей и жирных кислот размягчает старую краску, отделяя ее от основы. Средство следует нанести на всю окрашенную поверхность и оставить на некоторое время, различное для разных типов смывок (от 15 минут до 3-5 часов). После того, как краска полностью размягчится, ее удаляют жесткой щеткой или скребком. Чем больше слоев «старинной» краски нанесено на радиатор - тем больше раз нужно будет повторно наносить смывку. В процессе очистки радиатора обязательно позаботьтесь о хорошей циркуляции воздуха в помещении, а в некоторых случаях (при использовании особо «мощных» составов) может пригодиться даже респиратор.

Имейте в виду, что некоторые металлы, из которых изготавливаются радиаторы, могут вступить в реакцию со смывкой . Исключением здесь является чугун - инертный сплав, не боящийся растворителей. Если ваш радиатор не чугунный - учтите риск получения не совсем идеальной поверхности после окончания очистки.

И еще один момент, на который следует обратить внимание: большинство современных смывок плохо справляются с масляными красками, изготовленными до 60-х гг. ХХ века. Это связано с использованием в их рецептуре натуральных компонентов (именно поэтому такие краски часто называют «настоящими»).

После удаления старой краски, поверхность зачищается наждачной бумагой . Отечественные чугунные приборы изначально покрыты «пупырышками», поэтому для более эстетичного вида лучше постараться зачистить хотя бы «фасад» радиатора, хотя работа это весьма трудоемкая. Главное здесь - не переусердствовать, ведь наиболее прочным у чугунных отливок является как раз поверхностный слой и, взявшись за зачистку излишне рьяно, можно сделать радиатор слишком хрупким. Кстати, после снятия краски могут обнаружиться очаги ржавчины, которые нужно будет обработать ингибитором коррозии.

После зачистки поверхности, ее необходимо загрунтовать - например, отечественной грунтовкой ГФ-021 или ее аналогами, которые хорошо «ложатся» под отечественные же краски серий МА или ПФ. А если вы желаете наиболее долговечного результата, тогда экономить не стоит - выбирайте грунтовку импортного производства, марок АСЕ, Sigma Coatings, Dulux и прочих подобных.

2. Второй способ подготовки поверхности используется перед окрашиванием по старому покрытию. Если «вековых пластов» на радиаторе нет, а предыдущая краска хорошо держится - не мудрствуйте лукаво, красьте прямо по ней. Предварительно нужно будет только тщательно вымыть поверхность, обезжирить ее и дать как следует высохнуть. В этом случае, чаще всего, не требуется даже грунтовка.

ВНИМАНИЕ!

Следует знать, что при нанесении масляной краски на грунтовку, теплоотдача чугунной «батареи» увеличивается на 3-4%.

Два-три слоя нанесенной краски не оказывают никакого влияния на теплоотдачу, но уже каждый следующий (четвертый и т.д.) слой понижает тепловую мощность на 1%.

Переходим к окрашиванию

Перед покраской радиатора следует отключить систему отопления . Тепло включенного радиатора и отопительных труб способствует слишком быстрому высыханию краски, и она не успевает нормально растечься, что в результате приводит к появлению неровностей на поверхности (застывшие потеки и «сморщивание» краски, следы от кисти). Если нет возможности выключить отопление, можно попробовать наносить покрытие очень тонким слоем, однако это нежелательно.

В продаже имеются краски различных производителей (например, Dufa), позиционируемые как специально разработанные для отопительных радиаторов. Однако отечественные профессионалы-отделочники считают это лишь маркетинговым ходом, поскольку температура радиаторов обычно не превышает 80 градусов по Цельсию, а такое тепло отлично переносится всеми качественными лакокрасочными материалами.

Вообще рекомендуется покрывать радиаторы алкидными эмалями , которые хорошо «ведут себя» даже при температуре до 90 градусов, сохраняя прочность и стойкость к истиранию. Такие эмали выпускаются марками АСЕ, Dulux, Sigma Coatings и другими производителями. Помимо алкидных, можно также окрашивать радиаторы акриловыми и акрилатными эмалями , которые быстрее сохнут и имеют не такой резкий запах. Кстати, стоит отметить, что грунтовку Sigmaferro Primer ZP также можно использовать и в качестве финишного покрытия.

Если, по замыслу хозяина, цвет «батарей» должен совпадать с цветом стен , то для решения этой задачи существует два варианта. Первый (наиболее оптимальный) - купить краску для радиаторов такого же цвета, как и стены, или же заколеровать ее при покупке. Второй вариант - покрасить радиатор той же краской, что и стены, предварительно покрыв прибор соответствующей грунтовкой. Однако, при выборе второго варианта, следует помнить о том, что стеновая краска при нагревании утрачивает свою стойкость. Да и сушить мокрые вещи на радиаторах, окрашенных краской для стен, не рекомендуется - может отколоться (или отшелушиться) покрытие.

Красим биметаллические и алюминиевые радиаторы

Такие радиаторы изначально окрашиваются порошковой краской в заводских условиях, а их «домашняя» покраска обычно связана либо с полным изменением неподходящего цвета, либо с закрашиванием царапин, появившихся при транспортировке или установке прибора. Достичь такого же гладкого покрытия подручными средствами довольно сложно. Поэтому, если проблема заключается только в выборе оттенка - лучше сразу купить радиатор нужного цвета.

Если такой возможности нет, то существует два пути решения проблемы. Первый - выкрасить радиатор хорошей алкидной эмалью (АСЕ или Dulux) поверх фабричной. Перед этим можно обработать прибор одной из специальных грунтовок (например, Dulux). Главное здесь - тщательная предварительная очистка основы от пыли и ее обезжиривание.

Второй вариант касается случаев, когда на заводской краске имеются отслоения и сколы - тогда лучше будет очистить поверхность прибора до чистого металла при помощи шлифовальной машинки. Затем радиатор грунтуется с использованием грунта по цветному металлу, после чего окрашивается алкидной краской (можно попробовать и водоэмульсионную).

В качестве инструмента для окрашивания можно выбрать хорошую профессиональную кисть или же аэрозоль. Однако при применении аэрозоля возникают определенные трудности - им трудно прокрасить внутренние полости прибора. Кроме того, заднюю стену обязательно нужно закрывать, чтобы не испачкать краской. Да и финансовый вопрос тоже стоит взять на заметку - аэрозоли стоят дороже эмали. Аэрозольным способом удобно окрашивать съемные кожухи конвекторов, причем можно использовать даже аэрозоли для барбекю, выдерживающие постоянную температуру до 400 градусов.

Кстати, некоторые производители отопительных приборов (например, Zehder и Global), дополнительно реализуют для них и фирменные аэрозольные краски разных цветов (в том числе и оттенков по каталогу RAL). Такое предложение очень удобно для дальнейшего самостоятельного подкрашивания царапин, сколов и т.д.

Окраска радиаторов иногда довольно важна. Ведь вы можете их привезти и повредить, это относится к радиаторам нового поколения. Но так же периодически приходится красить и старые чугунные.

Сегодня мы расскажем, как делается покраска радиаторов и в какой последовательности. Так же вы получите информацию по правильному выбору красителей и на видео в этой статье получите дополнительную информацию по этому вопросу.

Вся работа может быть сделана полностью своими руками. Тогда и ее цена будет не значительной. Здесь есть и своя последовательность, которой стоит придерживаться.

Внимание: Некоторые не делают подготовки поверхности к покраске. Это не правильно. Ведь тогда вам придется делать покраску каждый год.

Выбираем краситель

От точного выбора цвета краски зависит внешний вид. Ведь радиаторов вы особо не спрячете.

Существует необходимость учета требований, предъявляемых к краске для батарей и отопительных систем, а именно:

  • Краска радиаторная должна быть термоустойчивой (не меньше 100°С);
  • Стабильность к враждебным средам;
  • Устойчивость к истиранию;
  • Отсутствие токсичности при нагреве.

Внимание: Есть и радиаторная краска без запаха, только перед покупкой должна быть изучена инструкция и материал должен отвечать параметрам, которые изложены выше.

Особые краски, которые предназначены для покраски батарей, подразделяются на подвиды:

Акриловые Изготовляются на основе органических растворителей, вследствие этого их подсыхание сопровождается источением характерного резкого запаха. Изделие приобретает приятный зеркальный блеск, который имеет свойство сохраняться на протяжении многих лет.
Алкидные Поверхность батареи, выкрашенная подобной краской, неизменна к высоким температурным режимам и истиранию.
  • Такая краска изготавливается довольно обширного цветового ассортимента. Существует возможность отдать предпочтение любому понравившемуся тону, поэтому такие эмали довольно прославленны между потребителями.
  • Ее изъяном является непривлекательный запах, сохраняющийся несколько суток после покраски, но при воздействии повышенных температур запах может восстановиться.
Водно-дисперсионные краски Предпочтение в сторону таких красок считается оптимальным, так как их состав не имеет специфического запаха и период их высыхания немного интенсивнее. Необходимо обращать внимание на маркировку упаковки, должно быть надпись: «Для покраски трубопроводов и отопительных систем».
Масляные краски Этот материал сегодня не так и часто применяется. Хотя она довольно не плохая. Прекрасно выдерживает повышенную влажность и хорошо держит глянец. Цена ее самая не большая. Поэтому с точки зрения экономии это наилучший вариант.

Какая из красок лучше для батарей отопления? Любая из них имеет свои минусы и плюсы, так что предпочтение в любом случае остается за потребителем.

Конвекторы и батареи

Стоит оговорить небольшую особенность. Во многих нынешних квартирах в качестве прибора отопления смонтированы конвекторы (ребристые трубки). Вы спросите: как проводить их окраску?

Такие устройства (в особенности с густым расположением алюминиевых ребер) не окрашивают, так как краска может негативно повлиять на их теплоотдачу.

Устройство конвекторной установки

Кроме теплоносителя, в него помещается съемный корпус, который можно покрасить, для улучшения внешнего вида. В случае если конвектор сполна устарел – тогда неплохо просто заменить его новым.

Итак:

  • Старые добротные батареи – это чугунные радиаторы (отечественные ветераны), которые чаще всего требуют покраску. Они отлично проявили себя в период эксплуатации, и потребители часто отказываются менять их на новые отопительные приборы не только из-за дефицита денег, но и попросту не видя такой надобности – греют такие конвекторы достаточно хорошо, и на них подходит сушить небольшие вещи.
  • Весьма нередко устаревшие батареи отопления из металла укрыты бессчетными наслоениями краски, причем нижние слои давно превратились в «античные сталактиты», от которых в обязательном порядке необходимо освободиться перед нанесением краски.

Как провести подготовку к покраске

Существует несколько способов подготовки радиатора, а именно: целиком убрать всю прежнюю окраску, или же особенным методом обработав прежнее покрытие перед покрытием новой краской.

Рассмотрим подробней данные способы:

  • Снятие прежних слоев происходит с помощью химсредств – смывок таких как: АСЕ, Dufay, Б52, СП-6 и другие, как отечественных, так и многих зарубежных фирм. Смывка с основой из жирных кислот и ацетона приводит к размягчению старой краски, отъединяя ее от металла. Ее следует наносить на всю поверхность, где есть краска и оставить на кое-какое время, неодинаковое для различных видов смывок (от 15 мин. до 5 часов).
  • После полного размягчения покрытия, его снимают грубой щеткой или жестким скребком. Чем больше пластов старой краски нанесенной на прибор – тем большее количество раз необходимо повторно наносить смывку. В период очистки конвектора непременно позаботьтесь о достаточном проветривании помещения, а в иных эпизодах (при применении особо сильных составов) может сгодиться любое средство защиты дыхания.

Внимание: Запомните, что некоторые сплавы, из которых производятся радиаторы, могут войти в реакцию со смывкой. Исключением есть чугун – это один из немногих сплавов, которые позволяют длительное время сохранять температуру содержимого, которому не опасны растворители. Если прибор изготовлен не из вышеуказанного материала учтите риск приобретения не совсем безукоризненной поверхности по завершению очистки.

  • Еще есть такой нюанс, на который надлежит обратить ваше внимание: большая часть нынешних смывок плохо управляются с масляными красками произведенные в 60-ых годах 20 столетия. Что связано с применением природных компонентов в их составе (именно поэтому подобные краски часто именуют «натуральными»).
  • После полного удаления прежней краски, плоскость зачищают наждачкой. Чугунные радиаторы покрыты так именуемыми «бугорками», поэтому для улучшения эстетики лучше всего попробовать зачистить хотя бы фасадную сторону прибора – эта работа довольно трудоемкая, где основное – не перестараться, поскольку наиболее крепким у чугунных отливок считается верхний слой и, взявшись чересчур ревностно за зачистку, можно сделать прибор не в меру хрупким. Вслед за освобождением слоя краски могут открыться места с ржавчиной, которые необходимо будет обработать специальным средством от металлокоррозии.
  • Далее поверхность надо загрунтовать, к примеру, средством ГФ-021 или ее заменителями, которые неплохо наносить под отечественные краски марки МА и ПФ. Если вы хотите наиболее долгосрочного последствия, тогда нет необходимости экономить – выбирайте грунтовой материал зарубежного производителя, таких марок как Deluxe, Sigma Coatings, АСЕ и подобных.
  • Еще один метод подготовки плоскости состоит в том, что покраска происходит по старому покрытию. Если «столетние пласты» на конвекторе отсутствуют, а старое покрытие держится довольно прочно – не лукавьте, красьте сверху по нему. До окраски нужно скрупулезно помыть поверхность, произвести обезжиривание и дать ей как следует подсохнуть. Чаще всего, в таком случае, нет надобности даже в грунтовании.

Важно:

  • Следует знать, что отдача тепла чугунного прибора повышается на три – четыре процента при наложении масляной краски сверху грунтовки.
  • Краски, содержащие в своем составе тяжелые металлы (свинец либо алюминий), понижают теплопроводимость, в отличие от масляных.
  • На тепловую отдачу не оказывают влияния три слоя наложенной краски, но каждый последующий понижает теплоотдачу на один процент.

Окраска изделий

Перед проведением покраски прибора надлежит выключить систему отопления. Чрезмерно быстрому высыханию покрытия способствует тепло работающего радиатора и труб отопления, и она не успеет нормально распределиться, что приводит к появлению неравномерностей на поверхности (замершие капли и ручейки, следы от кисточки).

Если нет вероятности отключить систему отопления, можно попробовать нанести краску тонким слоем, что делать нежелательно.

  • В торговле встречаются краски различных изготовителей, обозначенные как специально разработанные для радиаторов отопления. Тем не менее, отечественные специалисты-отделочники настаивают на том, что это лишь ход в системе маркетинга, так как температурный режим батарей обыкновенно не превышает 80 о С. Подобное тепло прекрасно переносится безупречными лакокрасочными материалами.
  • Радиаторы рекомендуется покрывать в основном алкидными эмалями, которые неплохо переносят даже температуры до 90 o по Цельсию, храня свою крепость и выносливость к износу. Еще можно окрашивать батареи такими эмалями как акриловые и акрилатные, которые имеют свойства быстрого высыхания и не имеют слишком резкого запаха.

Если, по намерению покупателя цвет радиатора должен совпасть в тон со стеновыми обоями (см. Отделка стен обоями в правильном исполнении), то для решения данной задачи имеется несколько вариантов.

  • Наилучший, это выбрать краску для радиаторов в тон к обоям, или же при покупке произвести ее колеровку (см. Как заколеровать краску: подбираем вариант).
  • Другая версия – выкрасить радиатор краской в гамму к интерьеру, перед тем покрыв прибор подобранной грунтовкой. Однако, при выборе этого способа, не следует забывать, что краска для стен при нагревании теряет свою устойчивость. А так же сушить влажные вещи на отопительных приборах, выкрашенных стеновой краской, не советуется – возможен скол (отшелушивание) покрытия.

Радиаторы алюминиевые и биметаллические

Подобные приборы изначально окрашиваются в производственных условиях порошковой краской, а их домашняя окраска в основном связана либо с закрашиванием царапинок, возникших при перевозке или монтаже прибора, либо же с полным видоизменением неприемлемого цвета.

  • Добиться такого же гладкого нанесения подручными методами сравнительно сложно. Поэтому, если возникший вопрос заключен только в подборе оттенка – сразу купите радиатор необходимого цвета.
  • Если же такая возможность отсутствует, то имеется два способа решить возникшую проблему. Один из них – поверх фабричного покрытия выкрасить прибор качественной алкидной эмалью. Перед этим радиатор необходимо обработать одной из спецгрунтовок. Основное в этом месте – начальная и последующая тщательная обработка основания от частичек мусора и ее полное обезжиривание.
  • Другой вариант относится к тем случаям, когда на производственной покраске присутствуют сколы и иные дефекты – оптимальнее будет зачистить поверхность батареи до основания при помощи шлифмашинки. После этого металл обрабатывается с применением грунта по цветмету, затем он окрашивается алкидной краской.
  • В роли подручного инструмента для покраски можно подобрать качественную профессиональную кисточку либо аэрозоль. Однако при использовании аэрозольных баллонов возникают некоторые затруднения, им нелегко окрасить полости обрабатываемого прибора внутри и стену, на которой закреплена батарея необходимо закрывать, в непременном порядке, чтобы не перепачкать краской. На заметку стоит взять и финансовую сторону проблемы – стоимость аэрозоля гораздо выше эмали. Таким методом удобно красить съемные детали конвекторов, причем применять можно краски для барбекю, терпящие устойчивую до 400 о С температуру.

Как покрасить решетку радиатора вы теперь прекрасно знаете. Так что посмотрите фото и можете приступать к работе. Применяйте только качественные красители, тогда покрытие не потребует замены на довольно большом участке времени.

Сегодня нам с уважаемым читателем предстоит разобраться, как покрасить чугунную батарею. Мы узнаем, какие краски могут применяться для окрашивания, как подготовить поверхность радиатора, и как нанести краску на подготовленную поверхность. Приступим.

Прежде, чем приступить к работе, давайте выясним: а стоит ли результат затраченных усилий?

Покраска противопоказана

Окраска чугунных батарей лишена всякого смысла в трех случаях:

  1. Если радиатор (новый или простоявший на отоплении несколько лет) будет закрываться декоративным экраном или устанавливаться в закрытый короб. Окраска выполняет сугубо декоративные цели, поскольку чугун - коррозионно-стойкий металл, и лишний слой покрытия лишь уменьшит теплоотдачу;

Стоит уточнить: автор категорически против несъемных экранов, закрывающих большую часть поверхности батарей, и тем более против установки отопительных приборов в глухие короба. Помимо резкого падения теплоотдачи, владелец получает в придачу серьезные проблемы с доступностью соединений при устранении течей между секциями и на подводках к отопительному прибору.

  1. Если радиатор течет между секций. Слой краски не прекратит течи, а ржавые потеки будут еще более заметны на новом покрытии. Перед нанесением декоративного покрытия следует устранить течь, поменяв межсекционные прокладки или подтянув ниппеля;

  1. Если часть секций радиатора не греет в течение нескольких лет. Причиной этого обычно является заиливание крайних секций, причем за 10-15 лет без промывки ил приобретает прочность камня и удаляется из радиатора только при отжиге, о котором мы расскажем чуть позже.

Покраска желательна

В каких случаях покраска батарей - чугунных или стальных - способна радикально изменить их внешний вид?

  • Если часть покрытия отслоилась или имеет следы истирания;

  • Если краска пожелтела от длительного нагрева;

Справка: изменение цвета характерно для красок с цинковыми белилами ZnO . Начиная с 2007 года их производство прекращено: окись цинка вытеснена более стабильными и менее токсичными титановыми белилами TiO2.

  • Если многократная покраска чугунных батарей отопления поверх старого покрытия дала неопрятные наплывы.

Выбор краски

Теперь давайте выясним, чем покрасить чугунные батареи.

Главным условием является термостойкость покрытия: в системе централизованного отопления температура теплоносителя в пик холодов может достигать 95 градусов. На соответствие красителя этому требованию указывает надпись “термостойкая” или “для радиаторов” на упаковке.

Ищите слово “термостойкая” на упаковке

Стоит уточнить: чугунные радиаторы используются не только на водяном, но и на паровом отоплении. В системах парового отопления температура перегретого пара может достигать 150-400 градусов по шкале Цельсия. Однако в наше время такие системы сохранились лишь в промышленных условиях, на предприятиях старой постройки.

Приведем несколько примеров соответствующих красок:

Внешний вид упаковки и название Описание

  • Связующее - смесь алкидной и меламинформальдегидной смолы в органическом растворителе;
  • Разбавители - ксилол и сольвент;
  • Окрашенная поверхность сохраняет цвет при нагреве до +80 градусов, прочность - при нагреве до 120 градусов;
  • Для чистки можно применять любые бытовые моющие средства (кроме абразивных);
  • Защищает окрашенное основание от коррозии и может наноситься по ржавчине (после очистки от рыхлого корродировавшего металла);
  • Допускается нанесение на основание с температурой до +60 градусов;
  • Время сушки - не больше 6 часов на слой;
  • Расход - до 140 г/м2;
  • Цена - от 300 р/кг.

  • Связующее - акриловые смолы;
  • Разбавитель - вода;
  • Краска полностью лишена запаха при нанесении и сушке;
  • Долговременная эксплуатационная температура - до +75 градусов с кратковременным нагревом до +120°С;
  • Расход - 100г/м2 при нанесении одним слоем;
  • Фактура окрашенной поверхности - полуглянцевая;
  • Время сушки слоя - до 6 часов;
  • Набор полной прочности покрытия занимает 14 дней;
  • Покрытие устойчиво к мытью бытовыми моющими средствами и сухому истиранию;
  • Цена килограмма - от 280 рублей.

  • Связующее - силиконовая смола;
  • Разбавитель - композитный растворитель Тиккурила №1031 (смесь ксилола, этилбензола, Н-бутанола и 1-метокси-2-пропанола);
  • Фактура - полуматовая;
  • Расход - до 70 г/м2 на один слой;
  • Время высыхания - 30 минут;
  • Набор полной прочности - 1 час при температуре +230°С;
  • Термостойкость - до 400°С;
  • Совместимые основания - сталь, чугун, цветные металлы (без грунта);
  • Цена - от 1800 р/кг.

  • Основа - модифицированная алкидная смола, металлические и минеральные жаростойкие пигменты;
  • Разбавители - ксилол, №650, №646;
  • Термостойкость - 400 градусов;
  • Расход - до 65 г/м2 на слой;
  • Совместимое основание - металл без грунта;
  • Цена - от 1200 рублей.

Подготовка радиатора

Как правильно красить батареи - чугунные или стальные?

У части производителей инструкция по применению красок (например, последних двух в нашем мини-обзоре) прямо указывает, что они должны наноситься непосредственно на металл. И даже в том случае, если это требование отсутствует, старое покрытие нужно зачистить.

Тому есть три причины:

  1. Чем толще покрытие, тем ниже теплоотдача радиатора;
  2. Краски совместимы между собой лишь в пределах одного семейства: например, алкидная эмаль плохо держится на основании, окрашенном масляной краской. Между тем вы далеко не всегда знаете тип краски, нанесенной на батарею при прошлом ремонте;

  1. Старые покрытия нередко украшены неопрятными потеками, от которых лучше избавиться.

Как своими руками зачистить старую краску? Вот несколько способов разной сложности.

  • Лицевую (находящуюся на виду) поверхность радиатора можно очистить до металла металлической щеткой (ручной или изготовленной в виде насадки для электроинструмента);

  • Наслоения старой краски легко снять шпателем, предварительно обработав батарею универсальной смывкой и завернув на десяток-другой минут в полиэтиленовую пленку;

  • Вместо смывки краску можно размягчить, разогревая каждую секцию феном или паяльной лампой;

Этот способ имеет серьезный недостаток: нагрев приведет к выгоранию межсекционных прокладок и подмотки резьб на подводке к радиатору. Пользоваться паяльной лампой или феном стоит лишь в том случае, если вы собираетесь перебирать радиатор.

  • Наконец, самое радикальное решение - отжиг батареи в костре. Несколько демонтированных отопительных приборов обкладываются дровами и прокаливаются в течение часа.

При этом на поверхности полностью выгорает краска, а окаменевшие отложения ила внутри вертикальных каналов и коллекторов превращаются в окалину, которую легко выбить из радиатора резиновой или деревянной киянкой.

Капитан Очевидность подсказывает: в этом случае после отжига остывший радиатор перебирают с заменой прокладок. Отожженные ниппели откручиваются с минимальным усилием.

Если на поверхности зачищенной от краски чугунной батареи остались жировые или масляные пятна, они удаляются любым растворителем (бензином, ацетоном, сольвентом и т.д.). Производители алкидных эмалей обычно рекомендуют наносить их по грунту; в этом случае чугун грунтуется одним-двумя слоями глифталевой антикоррозийной грунтовки ГФ-021.

Покраска

Если иное не оговорено производителем краски, отопительный прибор окрашивается холодным: в противном случае покрытие будет сохнуть чрезмерно быстро, и даст неопрятные наплывы. Инструмент - узкая кисть или краскопульт; в последнем случае батарею нужно снять или как минимум надежно защитить от окрашивания пол и стены, закрыв их полиэтиленом. Краска наносится как минимум двумя тонкими равномерными слоями с промежуточной сушкой.

Видео в этой статье более наглядно покажет вам, как красить чугунные батареи.

Внимание: если при нанесении очередного слоя на батарее остались потеки - после просушки зашлифуйте их, а потом нанесите еще один слой. Потеки обычно дает чрезмерно густая (не разбавленная перед применением) или нанесенная толстым слоем краска. Ее нормальная вязкость должна соответствовать вязкости жидких сливок.

Заключение

Надеемся, что наш материал поможет вам вернуть вторую молодость старым отопительным приборам. Успехов!

Во многих квартирах ещё остались чугунные батареи. Это не значит, что «старье», «древность» и т.п. и необходимо срочно от них избавиться. Это самый простой вариант. Если вы не сторонник примитивных решений и готовы эксперементировать – эта статья для вас.

Сегодня я постараюсь вас убедить, что можно из старья сделать конфетку.

Для этого нужно просто преобразить ваши отопительные приборы и это возможно сделать самостоятельно. Как покрасить батареи отопления и расскажу сегодня. Занятие это сложное и трудоёмкое, но оно того стоит.

Перед тем как решиться на самостоятельную покраску батарей в доме, помните, что не все поверхности к этому пригодны. Осмотритесь и выясните, какие радиаторы у вас. Если чугунные или радиаторы старого образца с множеством наборных ребер – вперед!

Итак, ёжику понятно, что перед тем как начать красить, нужно определиться, чем красить. От того, на чем мы остановим свой выбор, и будет зависеть конечный результат нашей работы. Если до недавнего времени применяли лишь белый цвет, то сейчас цветовая гамма очень обширна и разнообразна. Можно не просто обновить внешний вид вашей батареи, но и создать неповторимый интерьер помещения.

Если вы серьёзно настроились на самостоятельную покраску радиаторов, позаботьтесь о необходимом инструменте.

Что может точно понадобиться:

  • Нож – для удаления облупившейся краски;
  • Наждачная бумага, специальная смывка или металлическая щетка – для удаления старой краски;
  • Малярные кисти различных размеров;
  • Ветошь – для очищения поверхности батарей;
  • Валик – маленький для покраски.

На что следует обратить внимание при выборе краски?

Все краски, предназначенные для окрашивания отопительных приборов, имеют свои преимущества и недостатки:

  1. Акриловые эмали – при высыхании источают характерный запах, но результат порадует – глянцевый блеск на долгое время;
  2. Алкидные эмали – очень большой выбор цветовых гамм, устойчива к высоким температурам, но возможно длительное сохранение запаха.
  3. Водно-дисперсионные – нет запаха, быстро сохнут. Оптимальный вариант.

В любом случае выбор краски за вами. Но обратите внимание на:

  • хорошую термическую устойчивость;
  • устойчивость к воздействию агрессивной среды;
  • минимум токсичности;
  • устойчивость к истиранию.

На что ссылаться при выборе цвета краски?

Что касается цветовой гаммы. Традиционное решение – белый. Но примените фантазию!

Можно покрасить батареи:

  • в цветовой гамме стен;
  • преобладающий цвет в интерьере;
  • серебро или бронза;
  • комбинация цветов;
  • нанести рисунки.

При окраске батарей в детской комнате я бы посоветовал отказаться от стереотипных взглядов. Это могут быть бабочки, цветочки, цвета радуги и т.д. Все зависит от ваших материальных возможностей и фантазии. Даже имея в арсенале 2 цвета, можно создать небывалую цветовую гамму и радовать ваших детей.

Подготовка поверхности батарей к покраске.

Немаловажным этапом в данном процессе является подготовка поверхностей батарей для окрашивания. Если вам нужна качественная и долговечная покраска, поработаем немного. Подготовительные работы наиболее затратные по времени. Но оно того стоит.

Можно определить некоторую последовательность подготовки радиаторов к окраске:

  1. Хорошо очищаем поверхность для окрашивания: снимаем старый слой краски. Там, где видны признаки ржавчины – зачищаем до металлического блеска. Смываем пыль и грязь, прежнюю краску удаляем шпателем и растворами для смывания;
  2. Раствор для смывания наносим на поверхность радиатора и накрываем пленкой, чтобы размягчился. После краска легко удаляется при помощи шпателя, шлифмашинки или металлической щетки, надетой на дрель. В процессе работы не забываем о мерах безопасности: перчатки, респиратор или марлевая повязка.
  3. Поверхность батарей шкурим наждачной бумагой. Обезжириваем уайт-спиритом или любым слабощелочным раствором.
  4. После того, как поверхность батареи хорошо очищена, наносим антикоррозийную грунтовку. Лучше подойдет грунтовка на алкидной основе. При покупке грунтовки обратите внимание, чтобы она была антикоррозийной во избежание появления ржавчины вновь.

Способы очистки радиаторов от старой краски.

Есть несколько способов этого процесса:

  • механический – с применением дрели и специальной насадки. Также сюда можно отнести работы с наждачной бумагой. Процесс трудоемкий, но эффективный;
  • химический – специальная паста в виде геля. С помощью кисти нанести состав на всю поверхность батареи. При многослойном старом покрытии, повторите попытку минут через 20. Для интенсивности примените пленку – накройте ею радиаторы. По истечении определенного времени – за работу! С помощью шпателя и металлической щетки снимите старую краску. Остатки зачистите наждачкой.
  • металлический радиатор нагреваем промышленным феном или паяльной лампой. Когда температура достигнет максимальной (120-1400С), краска вздуется и начнёт пузыриться. В таком состоянии ее и снимаем шпателем. С чугунными батареями этот метод применять не советую: долго, неэффективно.
  • для «гормошек» — печальный метод, но он есть. Снимаем радиатор, бросаем его в костер. После обгорания краски, чистим поверхность металлической щеткой или дрелью с насадкой. Когда батарея остынет, разбираем на секции, удаляем прогоревшие прокладки на коллекторах. Выбиваем весь скопившийся мусор. При сборке ставим новые прокладки. Собрали, опрессовали, красим.

В наше время можно найти большой выбор красок, содержащих грунтовку и преобразователь ржавчины. Они применяются без подготовки основания батареи, но, тем не менее, я бы посоветовал её подготовить предварительно. Если конечно качество вам необходимо.

Процесс покраски.

Работать будем при отключенном отоплении. Почему? Нет, можно и по горячим. Но, тогда вам обеспечена неравномерность высыхания, неровный слой, подтёки. Если всё же есть такая необходимость, то постарайтесь на время перекрыть подачу горячей воды.

Первый вариант покраски.

  • сначала подготовим защиту пола – постелем ненужные бумагу, кленку, ткань;
  • приготовим кисти с мягкой щетиной: прямой формы и изогнутой;
  • краску наносим сверху вниз со всех сторон: внутри, затем снаружи.

Лучше после высыхания первого слоя нанести второй. Лучше два тонких, чем один толстый.

Окраска может производиться при помощи краскопульта или баллончика.

Есть некоторые небольшие нюансы:

  • Если после нанесения первого слоя, краска просвечивает. После просушки, нанесите ещё слой. Не устраивают наплывы и неравномерность окраски – не нервничайте. Просохнет, зачистите эти участки выборочно и нанесите тонкий слой именно на эти поверхности.
  • Можно красить горячие батареи? Да, по собственному опыту скажу – можно. Но не набирайте на кисть много краски сразу и быстрыми движениями растирайте её по поверхности. Просто имейте в виду: краска в этом случае сохнет максимально быстро.

Второй вариант покраски.

  1. Процесс покраски тот же, но подготовка иная;
  2. Сбросьте стояки отопления самостоятельно или при помощи специалистов;
  3. Выкрутите все пробки: глухие и проходные, снимите перемычки;
  4. Отожгите радиатор либо на костре, либо феном или паяльной лампой;
  5. Разберите радиатор на секции при помощи радиаторного ключа;
  6. Простучите секции киянкой для того, чтобы извлечь ржавчину изнутри;
  7. Зачистите все секции щеткой, лучше металлической;
  8. Смонтируйте радиатор, применяя обычные прокладки из резины. Наружный размер должен быть немного меньше, чем торец каждой секции;
  9. Монтируйте и красьте.

Два варианта покраски и выбор за вами. Повозиться основательно со 2-ым методом или отдать предпочтение 1-му – выбор за вами.

Но, как и в любом деле есть нюансы. А что делать, если я хочу покрасть батарею просто потому, что хочу. И не старая, и не страшная, просто хочу изменить её внешний вид. Так вот. Если ваш радиатор в нормальном состоянии, т.е. покрыта 1-2 слоями краски, поверхность ровная, смело наносите краску сверху, не убирая прежни слои. Нужно только предварительно обработать.

Что касается алюминиевых и биметаллических батарей, с ними не стоит поступать резко. Дело в том, что их покрытие легко не только испортить, но и привести в нерабочее состояние. Если вам хочется окраску, ближе к идеальной, можете обратиться в ближайшее СТО. Технология окраски авто у них похожая. Договоритесь – хорошо. Нет, красьте сами, используя краску для машин в баллончике.

Здесь есть нюанс – красить надо горячие батареи. Время высыхания при температуре 130 градусов в течение 20 минут, при 60 градусов – 40 минут, а при 20 градусах — в течение месяца.

Помните, что для качественной работы необходимо соблюсти расстояние в 20-30 см – это позволит распылять краску равномерно. А вообще смотрите внимательно инструкции, т.к. наши производители изобретательны. И не пытайтесь с первого слоя нанести идеальный оттенок. Будете держать долго на одном месте – будут подтёки. Лучше неприкрашенные места, чем наплывы краски. Помните об этом.

Красим панельные радиаторы.

Здесь может быть два решения. При заводском напылении эмали примените баллончик с автоэмалью. Если краска обычная – следуйте действиям как для чугунных радиаторов. Но лицевую часть лучше красить валиком, а не кистью.

Если у вас панельные радиаторы, надо изменять ещё и цвет решеток. Их надо красить кисточкой. При обнаружении ржавчины нужно очистить, загрунтовать лишь потом красить.

Лично меня в последнее время интересует декоративное оформление батарей отопления. Как я уже говорил, белый цвет – устарел. Я же предлагаю несколько проверенных вариантов декора.

Декор.

1. Декор под бронзу – берём чёрный и красный цвета, смешиваем и полученный цвет наносим на поверхность. Но… предварительно заклейте малярным скотчем те места, которые не должны быть окрашены в этот цвет. На любое пространство впоследствии можно нанести любой рисунок с помощью трафарета.

Декупаж.

2. Декупаж – оригинальность, стильность и небольшие затраты. А результат стоит всех ваших и не только ваших ожиданий. Для этого способа понадобятся некоторые материалы. Это:

Вообще нестандартные способы оформления радиаторов отопления последние годы пользуются спросом. Ничего невозможного нет, а результат радует не только ваш глаз. Что нужно? Как обычно готовим батареи для покраски – зачищаем, моем. Но красим их матовой краской. После истечения 18 часов – время высыхания краски – начинаем клеить декупажную бумагу на батареи отопления.

Клей разбавим так, чтобы можно без проблем его нанести на всю поверхность. Но помните, клеим с середины рисунка. После того как вы наклеите рисунок, можно его дорисовать – фон, детали. По окончании нанесите термостойкий лак.

При любом способе покраски помните про необходимые требования техники безопасности.

В завершение можете посмотреть следующее видео.

Надеюсь, информация вам была полезна и работа будет приятна, а результат идеальный.

На этом у меня всё уважаемый читатель.