Архитектурно-дизайнерское проектирование. Архитектурное образование

МАСПК. Межрегиональная академия строительного и промышленного комплекса

Производство и применение строительных материалов, изделий и конструкций Данная программа обучения обеспечивает подготовку в области производства и применения строительных материалов, изделий и конструкций.

Промышленное и гражданское строительство (Профпереподготовка, Повышение квалификации) Цель - подготовка специалистов в области организации современного строительства, владеющих основами проектирования, принципами расчёта конструктивных элементов, способных выбрать оптимальный и экономически обоснованный технологический процесс при решении конкретной задачи строительного производства, знающих структуру и управление строительством.

Городское строительство (Профпереподготовка, Повышение квалификации) Современный рынок сегодня требует подготовки высококвалифицированных специалистов нового поколения в области проектирования и расчета зданий различного назначения. Данная программа обучения обеспечивает подготовку в области городского строительства.

Архитектурно-строительное материаловедение (Профпереподготовка, Повышение квалификации) В основу обучения по данной специальности положены методологии научных исследований и математического моделирования процессов создания новых строительных материалов, автоматизированных систем проектирования предприятий стройиндустрии и информационных технологий в строительстве, отечественных и зарубежных строительных норм и современных методов экспериментальных исследований.

Государственная академия строительства и ЖКХ

Безопасность строительства и осуществление строительного контроля (Повышение квалификации)
Основной целью курса является повышение квалификации руководителей и специалистов в вопросах строительного контроля, а также контроля выполнения планов капитального строительства, соответствия объемов, сроков и качества строительно-монтажных работ.

Проектирование зданий и сооружений. Внутренние инженерные системы отопления, вентиляции, водоснабжения и канализации (Повышение квалификации)
Курс охватывает разработку раздела "Внутренние инженерные системы отопления, вентиляции, теплогазоснабжения, водоснабжения и водоотведения" проектной документации.

Безопасность строительства и качество выполнения геодезических, подготовительных и земляных работ, устройство оснований и фундаментов (Повышение квалификации)
Материалы курса носят практическую направленность. Представлены видеоматериалы по применению современных технических средств разработки грунта, устройства свайных фундаментов, производства геодезических работ. Включены данные по производству работ, строящихся в особых природных климатических условиях.

Безопасность строительства и качество возведения бетонных и железобетонных строительных конструкций (Повышение квалификации)
Материалы курса носят практическую направленность. Представлены видеоматериалы по применению современных технических средств бетонирования конструкций, электропрогрева бетона.

Безопасность строительства и качество возведения каменных, металлических и деревянных строительных конструкций (Повышение квалификации)
Материалы курса носят практическую направленность. Представлены видеоматериалы по применению современных технических средств монтажа строительных конструкций из кирпича, металла и древесины.

Безопасность строительства и качество выполнения фасадных работ, устройства кровель, защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (Повышение квалификации)
Материалы курса носят практическую направленность. Представлены видеоматериалы по применению современных технических средств устройства кровель и гидроизоляции, облицовки фасадов, по применению современных кровельных и изоляционных материалов и других наиболее перспективных материалов в данной сфере.

Безопасность строительства и качество устройства электрических сетей и линий связи (Повышение квалификации)
Материалы курса носят практическую направленность. Представлены материалы по устройству внутренних и наружных электрических сетей, монтажа и ремонта трансформаторных подстанций, видов и способов монтажа опор электропередач, грозозащиты электрических сетей.

Безопасность строительства и качество устройства объектов нефтяной и газовой промышленности, устройства скважин (Повышение квалификации)
В курсе освещаются вопросы, связанные с монтажом магистральных и промысловых трубопроводов, бурением нефтяных и газовых скважин, тампонажными работами, пусконаладочными работами, особенностями строительного контроля на объектах нефтяной и газовой промышленности.

Безопасность строительства и качество выполнения монтажных и пусконаладочных работ (Повышение квалификации)
Материалы курса содержат информацию о безопасности и качестве при выполнении монтажных и пусконаладочных работ: монтаже фундаментных болтов, установке и выверке оборудования, приёмке оборудования в монтаж, его предмонтажной подготовке.

Безопасность строительства и качество устройства автомобильных дорог и аэродромов (Повышение квалификации)
Материалы курса носят практическую направленность. Представлены видеоматериалы современных технических средств строительства дорог и аэродромов. Приведены типовые технологические карты на устройство покрытий аэродромов и автомобильных дорог, рулежных дорожек.

Безопасность строительства и качество устройства мостов, эстакад, путепроводов (Повышение квалификации)
Материалы курса носят практическую направленность. Представлены видеоматериалы по применению современных технических средств, современные технологии и технологические решения.

Безопасность строительства. Организация строительства, реконструкции и капитального ремонта (Повышение квалификации)
Основной целью курса является повышение квалификации руководителей и специалистов в вопросах организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, а также контроля выполнения планов капитального строительства, соответствия объемов, сроков и качества строительно-монтажных работ.

Безопасность строительства и качество устройства инженерных систем, сетей, электрических сетей и линий связи (Повышение квалификации)
Курс носит практическую направленность. Представлены видео-метериалы и презентации по применению современных технических средств при монтаже систем водоснабжения, канализации и отопления. Включены материалы по устройству внутренних и наружных электрических сетей, монтажа и ремонта трансформаторных подстанций.

Безопасность строительства и качество устройства автомобильных дорог, аэродромов, мостов, эстакад, путепроводов (Повышение квалификации)
Материалы курса носят практическую направленность. Представлены видеоматериалы по применению современных технических средств устройства автомобильных дорог и мостов, современные технологии и технологические решения, представлены технологические карты на устройство покрытий аэродромов и автомобильных дорог, рулежных дорожек.

Безопасность строительства и осуществление строительного контроля. Организация строительства, реконструкции и капитального ремонта (Повышение квалификации)
Основной целью курса является повышение квалификации руководителей и специалистов в вопросах строительного контроля, организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, а также контроля выполнения планов капитального строительства.

Безопасность строительства и качество выполнения общестроительных работ. Строительный контроль. Организация строительства, реконструкции и капитального ремонта (Повышение квалификации)
Материалы курса носят практическую направленность. Представлены видеоматериалы по применению современных технических средств разработки грунта, устройства свайных фундаментов, производства геодезических работ, по применению современных технических средств бетонирования конструкций, электропрогрева бетона и многое другое.

Деятельность по строительству зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности (Повышение квалификации)
Курс носит практическую направленность. Даны принципы, правила и приемы работ, требования по обеспечению высокопроизводительного и безопасного труда применительно к типичным наиболее часто повторяющимся (массовым) конструкциям.

Проектирование зданий и сооружений. Внутренние системы и сети электроснабжения, слаботочные системы, диспетчеризация, автоматизация, управление инженерными системами (Повышение квалификации)
Курс охватывает разработку раздела "Внутренние системы и сети электроснабжения, слаботочные системы, диспетчеризация, автоматизация, управление инженерными системами" проектной документации.

Проектирование зданий и сооружений. Наружные инженерные системы теплогазоснабжения, водоснабжения и водоотведения (Повышение квалификации)
Курс охватывает разработку раздела "Наружные инженерные системы теплогазоснабжения, водоснабжения и водоотведения" проектной документации.

Проектирование зданий и сооружений. Наружные системы и сети электроснабжения, слаботочные системы (Повышение квалификации)
Курс охватывает разработку раздела "Наружные системы и сети электроснабжения, слаботочные системы" проектной документации.

Проектирование зданий и сооружений. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Повышение квалификации)
Курс охватывает разработку раздела "Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" проектной документации.

Проектирование зданий и сооружений. Проекты организации строительства, сноса и демонтажа зданий и сооружений, продления срока эксплуатации и консервации (Повышение квалификации)
Курс охватывает разработку раздела "Проекты организации строительства, сноса и демонтажа зданий и сооружений, продление срока эксплуатации и консервации" проеткной документации.

Проектирование зданий и сооружений. Подготовка проектов мероприятий по обеспечению доступа маломобильных групп населения (Повышение квалификации)
Курс охватывает разработку раздела "Подготовка проектов мероприятий по обеспечению доступа маломобильных групп населения" проектной документации.

Проектирование зданий и сооружений. Проекты организации строительства, снос и демонтаж зданий и сооружений, продление срока эксплуатации и консервации. Обследование строительных конструкций зданий и сооружений

Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства и реконструкции объектов капитального строительства (Повышение квалификации)
Курс обеспечивает повышение квалификации по пунктам 1, 2, 3, 4, 5, 6 раздела 1 «Виды работ по инженерным изысканиям» Приказа Минрегионразвития № 624.

Градостроительство и охрана объектов культурного наследия. Организация реставрационных работ (Повышение квалификации)
Материалы курса содержат комментарии по охране объектов культурного наследия в условиях действующего законодательства. Приведены инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, формы разрешения на строительство, формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Профессия архитектора - одна из древнейших. В странах Др. Востока она была одной из самых почётных и доступна только знати. Образование в Др. Египте архитектор получал в школах писцов, а мастерству учился обычно в семье: навыки и приёмы передавались из поколения в поколение. В Др. Греции (5-2 вв. до н. э.) подготовка архитекторов осуществлялась в небольших частных школах под руководством опытных мастеров. О содержании Архитектурное образование в последние века до н. э. можно судить по классическому труду римского архитектора Витрувия «Десять книг об архитектуре» (2-я половина 1 в. до н. э.). Архитектурное образование включало не только знания в области стройматериалов, строительного дела, конструкций зданий, но и сведения из геометрии, астрономии, истории, философии и др. С развитием строительства в Римской империи для подготовки архитекторов стали создаваться специальные архитектурные школы. Опыт Архитектурное образование в Римской империи был воспринят Византией и другими странами Бл. Востока, где решались уже новые задачи при сооружении нового типа культовых построек. В средние века подготовка архитекторов стала концентрироваться в монастырях, а в городах Зап. Европы архитекторы получали подготовку в цеховых мастерских, где сохранялась преемственность профессий. В эпоху Возрождения в Италии и соседних с ней странах Европы цеховая система Архитектурное образование получила новое качественное развитие. Крупнейший итальянский теоретик искусства Альберти в «Десяти книгах о зодчестве» характеризует архитектора как универсального мастера и учёного, объединяющего в себе художника и инженера. В цеховых мастерских будущего зодчего отдавали для обучения к определённому мастеру, под руководством которого он изучал архитектурное искусство, классические памятники, т. н. ордера, стройматериалы, овладевал способами их обработки, знаниями в области математики и других наук. Многие выдающиеся архитекторы Возрождения - Брунеллески, Браманте, Микеланджело и др. после ученичества у мастера совершенствовали своё Архитектурное образование , участвуя в раскопках и изучая древние памятники.

В 17-18 вв. в Италии, Франции и затем в ряде других государств Европы были открыты академии изящных искусств, в которых наряду с художниками и скульпторами готовились архитекторы (в 1671 во Франции основана специальная Королевская академия архитектуры). В академических мастерских будущие зодчие проходили практическое обучение каждый у своего мастера архитектуры. В академиях были разработаны и изданы универсальные курсы архитектуры, имевшие для своего времени научное значение.

В середине 19 в. во Франции, Германии, России и некоторых других странах появились. высшие технические школы, в том числе инженерно-строительные, в которых стали готовить, в частности, и инженеров архитектурного профиля. Это привело к разделению профессии архитектора на две - архитектора-художника - для сооружения монументальных зданий и инженера-архитектора, или гражданского инженера, - для постройки утилитарных зданий. Разделение архитектурной школы на художественную и техническую в ряде западных стран (например, в Австрии, Франции, ФРГ, Швейцарии) остаётся и сейчас. Архитекторы, кончающие художественные школы, обязаны сдавать государственные технические экзамены для получения прав строителя, что удлиняет срок Архитектурное образование иногда до 8-10 лет.

Истоки Архитектурное образование в России восходят к периоду образования древнерусского государства (10 в.). В древности артели строителей воспитывали мастеров архитектуры на практике. В 16-17 вв. в Москве было организовано обучение мастеров каменных дел под контролем государства в Приказе каменных дел. Петр посылал молодых зодчих учиться в Голландию и в другие страны Зап. Европы и проектировал основание Академии художеств. В 1749 в Москве несколько частных профессиональных школ, «архитектурных команд» слились в команду выдающегося архитектора Д. В. Ухтомского . В 1757 в Петербурге была основана «Академия трёх знатнейших художеств», преобразованная в 1764 в Академию художеств (см. Академии художественные ) во главе с А. Ф. Кокориновым , из стен Академии вышли выдающиеся русские зодчие. Ученик Ухтомского М. Ф. Казаков основал в конце 18 в. архитектурное училище при Экспедиции кремлёвского строения в Москве. С 1866 - Училище живописи и ваяния (основано в Москве в 1846) начало подготовку архитектором и получило название Училища живописи, ваяния и зодчества (существовало до 1918). В середине 19 в. в Петербурге был открыт Институт гражданских инженеров для подготовки специалистов-строителей, в том числе архитекторов (в их подготовке преобладали технические науки).

После Великой Октябрьской социалистической революции в основу системы Архитектурное образование был положен принцип объединения художественного и технического обучения будущего архитектора. Постановлением СНК РСФСР, подписанным В. И. Лениным (19 ноября 1920), были созданы в Москве на базе бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас), в том числе и архитектурные. В 1926-27 Вхутемас реорганизован в Высший художественно-технический институт (Вхутеин), где на архитектурном факультете была введена специализация по различным видам сооружений, по планировке городов и по декоративно-пространственной архитектуре. В 1930 на основе архитектурного факультета Вхутеина и такого же факультета, организованного в 1916 при Московском высшем техническом училище, был создан Высший архитектурно-строительный институт, с 1933 - , который стал центром Архитектурное образование в стране.

За годы Советской власти создана сеть архитектурных факультетов и отделений при вузах разного профиля - инженерно-строительных, художественных, политехнических. В СССР в 1968 имелось около 40 таких факультетов и отделений, в том числе в Ленинграде, Свердловске, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Киеве, Львове, Харькове, Минске, Таллине, Риге, Каунасе, Вильнюсе, Тбилиси, Ереване, Баку, Ташкенте, Самарканде, Алма-Ате и др.

Система советского Архитектурное образование строится с учётом новых требований, предъявляемых к архитектору современным уровнем развития архитектуры как науки и искусства и практикой современного строительства. Подготовку архитекторов в СССР осуществляют по специализациям: гражданское строительство, промышленное строительство, градостроительство (планировка населенных мест), озеленение, интерьер и внутреннее оборудование зданий, с.-х. строительство. Из общего срока обучения (5 лет 6 мес.) первые 2 года уделяются общей подготовке: по математике, физике, строительной механике, строительному производству, стройматериалам, по истории архитектуры и искусства, по рисунку, скульптуре и живописи; на старших курсах проводится специализация. Ведущий предмет - курс архитектурного проектирования - творческая комплексная дисциплина, позволяющая будущему архитектору приобрести профессиональный опыт при переходе от проектирования простых зданий к сложным. В связи с тем, что в современном строительстве всё большее применение получают новые стройматериалы, широко внедряются механизация и домостроение из готовых конструктивных элементов, значительно усилилась техническая подготовка будущих архитекторов, возросла потребность и в техниках-архитекторах.

Их готовят архитектурно-строительные и строительные техникумы в Москве, Минске, Ленинграде, Вильнюсе и Кишиневе (по дневной и вечерней формам обучения; срок обучения на дневных отделениях 4 года, на вечерних - 5 лет). Будущие техники-архитекторы изучают, помимо общеобразовательных предметов, технологию строительного производства, архитектурные конструкции, основы планировки городов, экономику, организацию и планирование строительно-монтажных работ и др.

В 50-60-х гг. в связи с реконструкцией и строительством городов, ростом городского населения и общим повышением требований к жилищным условиям Архитектурное образование получило широкое развитие в большинстве стран. Св. 10 крупных архитектурных школ в виде факультетов университетов имеется во Франции (Париж, Лион, Марсель и др.) и в Италии (Рим, Милан, Венеция, Флоренция, Неаполь и др.), более 20 - в Англии (Лондон, Эдинбург, Бирмингем, Портсмут, Манчестер и др.), около 70 - в США (многие из них не государственные, а частные). Архитектурные школы есть в Швейцарии, ФРГ, Швеции, Мексике, Чили, Бразилии, Аргентине. Общепризнанным центром Архитектурное образование в Зап. Европе является Париж.

Особенно интенсивно развивается Архитектурное образование в социалистических странах, где постоянно растет потребность народного хозяйства в зодчих. Несколько крупных архитектурных школ существует в Польше, ГДР, Чехословакии (Варшава, Краков, Дрезден, Веймар, Прага, Брно и др.), Болгарии и Румынии (в столицах). (Созданы архитектурные школы в КНДР, ДРВ, КНР, Кубе, в развивающихся странах - Индии, Бирме, Алжире, ОАР, Гвинее, Гане и др.

И. С. Николаев.

Статья про слово "Архитектурное образование " в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 7710 раз

Ключевой предмет курса, включающий в себя авторскую методику архитектурно-дизайнерского формообразования, основы проектной графики, черчения, приемы и методы работы архитектора- проектировщика и дающий возможность приобретения профессиональных навыков. Выполнение 4-х проектов в течение года.

55 занятий.

Рисунок

Линейно-конструктивный, линейно-тоновой, светотеневой. Понятие линейной перспективы, принципов световой и воздушной перспективы, постановка руки, приемы и методы работы с различными изобразительными материалами.

33 занятия.

Архитектурный рисунок интерьера**

Этюды и зарисовки архитектуры, интерьеров и малых архитектурных форм. Линейно-конструктивный рисунок интерьера (методика МАРХИ).

5 занятий.

Объемно-пространственная композиция и макетирование

Различные виды и типы композиции. Ключевые приемы и методы макетирования. Единство ландшафтной, архитектурной и интерьерной среды.

13 занятий.

Начертательная геометрия

Ортогональное проектирование. История предмета. Перспектива, линейная, воздушная.

10 занятий.

Основы графического дизайна и искусство шрифта

Виды графического дизайна. История шрифта, шрифтовая композиция. Современная визуальная среда. Семантика.

5 занятий.

Живопись и основы цветоведения

Академическая и декоративная живопись. Основные виды цветовых гармоний. Цвет в интерьере. Влияние цвета на пространство.

10 занятий.

Формальная плоскостная композиция

3 занятия.

Компьютерное проектирование

Изучение программ ArсhiCAD или AutoCAD. Подготовка к работе с дизайн проектом. Различие пакетов чертежей эскизного и рабочего проекта.

15 занятий.

Отделочные материалы

Традиционные и современные материалы в архитектуре и интерьере. Специфика отделки жилого, общественно и промышленного интерьера.

1 занятия.

Текстиль в интерьере

История. Виды текстиля. Натуральные и искусственные ткани и ковры. Драпировка оконных и дверных проемов.

1 занятие.

Свет в интерьере

Световой образ интерьера. Необходимое и декоративное освещение. Нормирование освещенности. Расчет освещенности. Виды осветительной арматуры.

1 занятие.

Конструктивные схемы зданий и сооружений

Стоечно-балочные системы. История древнейших конструктивных систем. Каркасные, монолитные, сборно-монолитные и комбинированные схемы зданий.

1занятие.

Проектно-сметная документация

Составление договора на проектирование. Этапы выполнение дизайн-проекта. Психология и регламентация отношений с заказчиком. Авторский надзор.

1 занятие.

Антропометрия и эргономика

Влияние анатомических, физиологических, психологических, расово-национальных, личностных особенностей человека на специфику его движений и эффективность его трудозатрат, а так же на качество и кпд процесса производства, в котором он задействован.

1 занятие.

История дизайна

Стили архитектуры и интерьера. Исторические и современные: с XXXV века до н.э по сегодняшний день.

4 занятия.

Основы ландшафтного дизайна

Понятие средового дизайна. История садово-парковой архитектуры. Проектирование регулярного сада. Проектирование генплана загородного участка.

3 занятия.

Аудио и видео системы в интерьере

Рациональное размещение, максимальная скрытость оборудования. Акустические особенности различных по конфигурации помещений, звукопоглощающие и звукоизолирующие материалы. Домашние кинотеатры.

1 занятие.

Художественная обработка древесины

Особенности различных пород древесины: фактура, текстура, технологичность и т.д. Различные цветовые эффекты, искусственное старение поверхности. Патина. Бронзирование. Интарсия.

1 занятие.

Лако-красочные материалы

Краски и лакокрасочные покрытия для наружных и внутренних работ. Защитные, декоративные, антикоррозийные и покрытия.

1 занятия.

** - Блок дополнительных занятий.

*** - Защита дипломного проекта является заключительным занятием предмета Архитектурно-дизайнерское проектирование.