Вертикальный щеколда из профиля для гаражных ворот. Запоры и засовы для калиток

Мужчины стремятся больше внимания уделять не только обустройству своей частной собственности, но и ее защите, независимо от того, гараж это или свой двор. Лицо их чаще всего представляют ворота или входные калитки. Причем не всегда главную роль играет их красота. Куда более важна безопасность и защита их от нежелательных визитеров. Потому чаще хозяев привлекает надежный запор для калитки. Зачем он нужен?

Любой стандартный замок требует наличия ключей. А если ключи потеряны калитку можно надежно запереть с помощью дополнительной защелки или засова. Сейчас существует несколько видов запорных механизмов и засовов, для которых не нужны ключи. Но, вообще-то, любая дверь, в том числе и калитка должна иметь некое устройство, которое зафиксирует ее в открытом или закрытом положении.

Чаще всего используются вертикальные задвижки. Такой удобный и простейший запор обеспечивает фиксацию любой двери или ворот. Для укрепления используют толстые металлические пруты с рычажками, которые фиксируют в специальных отверстиях в полу или в потолке. Такие запоры еще используют во врезных калитках, только они меньших размеров. Но их используют просто для закрытия калиточной двери.

Самозахлопывающаяся щеколда

Механизм самозахлопывающийся

Можно еще смастерить такую щеколду, которая будет сама защелкиваться. На дверце нужно установить ровную неподвижную металлическую планку. Когда калитка закрыта, рычаг зацепляется за эту пластинку. Сама щеколда закрепляется на один болтик. А другой болтик вкручивается рядом для того, чтобы ограничивать движение рычага. Чтобы открыть такую щеколду, достаточно нажать на рычаг, он освободит планку. Для закрытия калитки часто достаточно бывает просто толкнуть дверь, чтобы она захлопнулась.

Наиболее распространенными среди калиточных запоров считаются горизонтальные щеколды. Их прикрепляют на всех видах калиток. Такие запоры имеют простейшее устройство, состоящее из стержня, закрепляющего ушка и специального держателя. А принцип их работы аналогичен действию вертикальных запорных устройств. Есть разные типы накладных сдвижных запоров. Механизм таких щеколд легко прикрепляется к любому полотну. Плоская планка обеспечивает достаточную надежность запора. Его можно устанавливать как изнутри, так и извне. Для большего закрепления на механизм с внешней стороны можно надевать навесной замок, который устанавливается на специальные ушки.

Винтовые запоры


Запорные механизмы винтового типа устанавливают с наружной стороны. Их устройство тоже достаточно простое при использовании. Состоит из стержня с резьбой и ключевой основы. Эта основа имеет особую выемку и небольшого размера шпиль. Особый ключ приводит в движение затворную систему. Винтовой замок достаточно легко собрать самому, правда, сложность такого механизма заключается в другом: в калиточном проёме часто нет достаточного места для размещения выемки с резьбой, куда вкручивается сам стержень. Но такой запор несложно взломать при подборе похожего ключа.

Пазовый запор

При несложном их устройстве такие запоры имеют высокий уровень защиты от взлома. Принцип работы запора следующий: вставленный в щель замка ключ вращением приводит в действие поворотный шестерной механизм, открывающий или закрывающий дверь.
В роли фиксаторов используют задвижки с пружинной основой. Пружинный механизм позволит без усилий приводить запор в действие.

Запоры для калитки со щеколдой и веревкой внутри

Чтобы смонтировать такой засов с веревкой, нужна щеколда, которая снабжена фиксирующим устройством с одной стороны. Ее закрепляют под углом 40 0 .

Потом через направляющие кольца продевают прочный шнур, конец которого помещают в доступном для рук месте. Для открытия калитки за этот конец нужно дернуть. Такой запор удобен только хозяевам. Гости могут «испытывать» трудности. Этот запор хорошо устанавливать на металлические калитки. К защелке присоединяется веревка, с помощью которой дверь можно открыть снаружи и защелка для открывания запора изнутри. Чтобы щеколда с балкой взаимодействовала, нижняя часть щеколды стачивается под углом.

Потайной замок


Иногда на полотне не видно ни скважины для ключа, ни отверстия для замка, а калитка не открывается, будто изнутри есть замок. Если рассмотреть полотно более внимательно, можно обнаружить, однако, что с обратной стороны есть задвижка. Но как закрывается она снаружи, поначалу механизм этого запора непонятен. Оказывается, на двери есть шестиугольная шляпка шурупа. Она поворачивается специальным ключом-воротком шестиугольной формы. С внутренней стороны стоит рейка, которая при повороте болта закрывает вращением запорное устройство двери. Делают такие запоры довольно легко.

На хвостике болта напильником выполняется плоская лыска. На нее укрепляется задвижка, в которой делается прорезь для лыски.

Собирают запор так:

  • сверлят специальное отверстие для резьбового участка болта;
  • толстым сверлом выполняют углубление для головки болта, чтобы на полотне она могла утонуть в углублении;
  • с другой стороны надевают на болт две шайбочки и прижимают с помощью гайки так, чтобы головка болта была утонувшей;
  • на подготовленную лыску насаживают задвижку и плотно прижимают ее с помощью гайки.

Скрытая задвижка

Нередко хозяевам хочется на калитку в своем дворе или на даче, кроме замка, установить такую задвижку, которую трудно обнаружить и открыть. Такую задвижку делают на деревянной калитке.

Допустим, такой засов закрывается вниз. Для его установки нужно в землю вбить трубу длиной примерно 0.5 м. Место расположения трубы: со стороны участка, там, где калитка открывается. Трубу выбирают такого диаметра, что и брусок. К нему прикрепляются скобы, в них вставляется еще один брусок, который, соскользнув сквозь скобки, попадет в трубу. Бруски не должны выступать нигде. Можно еще присоединить цепочку.

На видео есть еще один вариант засова, изготовленного своими руками:

Пояснять, что такое засов (запор) не станем, это известно всем (шпингалеты те же засовы, только маленькие). Гораздо интереснее разобраться, как таким нехитрым устройством надёжно запереть гараж.

Начнём с простого примера – действия рычага, скажем лома. Лом при правильном движении вырвет дужку из самого крепкого навесного замка, поэтому избегайте такого рода «защиты», сейчас много моделей, которые так просто ломом не подцепить. Но даже замок со скрытой дужкой можно легко спилить, например, вместе с петлями на засове. Давайте считать, что наружное крепление засова также не подходит, если нам нужно надёжно запереть ворота.

Тот же лом, в качестве рычага поможет злоумышленнику раздвинуть створки ворот, если между ними есть щель. Существенно затруднит эту операцию перекрытие одной створки второй (подробнее см. статью конструкции гаражных ворот), фиксация минимум одной створки в пол (потолок), для чего применяются вертикальные запоры для гаражных ворот. Использование при этом внутреннего засова, запираемого снаружи, создает настолько значительные трудности для вскрытия гаража, что воры предпочитают поискать другие ворота.

Практика показывает, что самые надёжные засовы для гаражных ворот те, которые сделаны (или переделаны) своими руками, имеют секреты, о которых мало кто знает, а на ворота установлены без свидетелей.

Приобрести запоры (засовы) сегодня можно где угодно, вещь типовая, мы же на двух примерах (реально существующих устройствах) рассмотрим, как можно простыми способами многократно повысить защищённость ворот от взлома.

Пример первый, горизонтальный засов

Изнутри на створках приварены куски трубы квадратного сечения 15 см. длиной 50х50мм. По ним, как по направляющим, двигается стальной пруток квадратного сечения 45х45 мм. (всё это постоянно смазывается, ход засова очень легкий). На одной створке направляющая заварена с торца (защита от выскакивания запора). Снаружи в районе замка несколько болтов, один из которых фиксирует пруток в запертом положении. Остальные болты такие же, но ничего не держат, конструкция сварная.


Внутренний замок запирает створки стандартным способом, отличие – длинные ригеля, замок сейфовый, так просто не открыть. Над скважиной этого замка ещё одна скважина – замочная, но фальшивая. Хотя изнутри приварена часть замка, которая охотно демонстрирует звуки открывания, если подобать ключ. На самом деле она сквозная, а на прутке-засове под ней сделаны пропилы, 4х4 мм.

Как открывается эта конструкция

  1. Хозяин немного выкручивает правильный болт (то же самое он делает довольно часто с другими болтами, поэтому выглядят все болты одинаково), освобождая ход засову.
  2. В фальшивую замочную скважину вставляет «ключ». Это отвёртка, часть которой поворачивается на шарнире (аналог – свечной ключ многоколенный). Несколько поворотов отвёртки, вторая часть которой попадает в пропилы, приводят в движение засов, сдвигая его в сторону открывания. Ход отвёртки-ключа рассчитан так, что несколько поворотов двигают засов на 25-30 см., освобождая створки.
  3. Открывает настоящий замок, после чего открывает первую створку. Вторая зафиксирована вертикальными запорами.

За много лет эксплуатации этого механизма не было ни одной аварийной ситуации, ворота не пришлось вскрывать, чтобы попасть внутрь, но было три ремонта, после неудачных попыток проникновения внутрь.

Несколько слов о прочности. Ход прутка-засова – 30 см. на принимающей створке и 90 см. на створке открывающейся. Большая длина прутка (180 см.) вызвала трудности (тяжёлый), потому он был обрезан до размера, позволяющего открыть его женщине. При таком запоре (общая длина 120 см.) створки силой не развести, если конечно не применять домкраты или специальные инструменты.

Пример второй, вертикальный засов

Общая конструкция схожа, также всё сварное, есть замок, внутренний засов, со схожим секретом, но дополнительно, открывающаяся створка имеет нижний вертикального монтажа запор, который поднимается тросом, им же опускается в гнездо.


В воротах имеется скрытое отверстие, замаскированное (в районе замочной скважины, поэтому со стороны кажется, что человек просто открывает замок), в котором фигурной отвёрткой (в данном случае шестигранник) вращается небольшая шестерня. Она приводит в действие трос, поднимающий запор.

Эти ворота также никто не смог вскрыть, хотя попытки были. Но, честно говоря, проблем с эксплуатацией тут немного больше. Во-первых, приходится приложить усилие, чтобы запереть вторую створку, во-вторых, была ситуация – трос заело, запор не открылся. После этого владелец подстраховался, сделал аварийный трос, которым можно вручную поднять запор, в случае аварии. Найти, где он спрятан, сложно, без инструмента его не вытянуть, а догадаться для чего он тут вовсе невозможно.

Мы рассказали это для того, чтобы Вы понимали, стандартные засовы и запоры хороши, надёжны, крепки, но без использования смекалки, придумывания секретов, приложения своих рук, не все запоры смогут противостоять попыткам вторжения в Ваш гараж.


Распашные ворота - очень удобны и в частном доме, и в гараже. Чтобы ими было проще пользоваться, то есть быстро и надежно запирать, прочно зафиксировать и легко открыть, необходимо устанавливать такой дополнительный элемент, как засов. Хороший засов упрощает действия с воротами и делает их более надежными. В большинстве случаев засов открывается только изнутри и не требует ключей. Его нельзя открыть снаружи, при помощи отмычки или подбора ключей.

Какие бывают типы засовов

Некоторые типы засовов можно приобрести в хозяйственных магазинах. Но большинство хозяев предпочитают изготавливать засов для распашных ворот своими руками. В качестве материала может использоваться дерево (бруски) или металл - полосы, швеллеры, прутки.

Деревянные засовы чаще всего устанавливают на деревянные же въездные ворота, а металлические подходят для любых типов ворот - деревянных, металлических, изготовленных из профиля, комбинированных. Методы изготовления также могут быть различными. Очень красивы и надежны кованные засовы. Однако для их изготовления необходимо иметь особые навыки работы с металлом и домашнюю кузницу, что сегодня редкость. Поэтому при изготовлении засовов для ворот в домашних условиях применяются обычные инструменты - дрели, болгарки, сварочный аппарат.

Типы засовов:

  • Поворотные. Это засовы типов "Вертушка" или "Шлагбаум". Они просты в изготовлении, надежны и отлично держат створки ворот. Часто изготовляются из деревянного бруса. Недостатком являются их зрительная "тяжеловесность" и "старомодность". Хотя в некоторых типах дизайна именно она может стать главным достоинством.
  • Задвижные горизонтальные. Это могут быть как простые полосовые засовы, так и "шпингалетные". Они крепятся к одной из створок и фиксируют либо одну створку с другой, либо створку к раме. Обычно хотя бы одна из створок при этом закрепляется еще и вертикальными засовом, либо фиксатором.
  • Задвижные вертикальные. Фиксируют каждую створку в отдельности и могут удерживать ее как в закрытом, так и в открытом состоянии. Крепятся либо в нижней, либо (реже и лишь при наличии прочной рамы) в верхней части ворот.

Рассмотрим изготовление каждого из типов засовов более подробно

Устройство "Вертушки" своими руками

Вертушка - один из самых старых и популярных типов засова. Она может применяться на въездных или гаражных воротах, часто используется для запирания амбаров, сараев и других помещений, где имеются двустворчатые распашные ворота. Это самый "народный" и простой в изготовлении тип. Главное преимущество - его очень просто сделать самостоятельно.

Подобный засов для распашных ворот придется делать своими руками еще и потому, что промышленно их не выпускают. Он изготавливается отдельно для каждых ворот.

  1. Взять брус или стальную полосу (тонкий швеллер) необходимой длины. Рекомендуемая длина - примерно 2/3 ширины створки ворот, чтобы он захватывал не менее трети каждой створки для надежности. Обычно она равняется метру. Если это деревянный брус, то его толщина должна быть не менее 5 мм, если стальная полоса, то от 5 мм при ширине около 50 мм.
  2. В одной из створок, недалеко от края (60-100 мм), необходимо проделать сквозное отверстие под болт М10 - М12. Болт должен иметь широкую головку и достаточную длину (толщина ворот + толщина запорного бруса + толщина 2 шайб + место на 2 гайки).
  3. Головка болта должна быть не видна или иметь сточенные грани, чтобы ее нельзя было выкрутить снаружи.
  4. Брус или швеллер просверливается посредине и надевается на болт, закрепляясь контргайками.
  5. На обеих створках закрепляются неподвижные швеллеры, в которые брус или полоса входят при повороте. Прорези могут быть сделаны клиновидными, чтобы створки прочнее и легче притягивались при закрывании.

Данный тип засова характеризуется высокой прочностью, надежностью и прижимной способностью. К тому же он очень популярен у тех, кто стремиться делать все сам.

Толщина деревянного бруса должна для запора быть не менее 50 мм

Засов на ворота типа "шлагбаум"

Этот поворотный засов также используется часто. Он может быть изготовлен из деревянного бруса или железой полосы (швеллера).

  • Разметить отверстие на полосе под отверстие для болта М10 - М12. Отверстие делается не посредине, как в предыдущем случае, а на расстоянии 60-80 мм от одного из торцов. Длина болта рассчитывается, как и в предыдущем случае.
  • Размечается место под отверстие на створке ворот (приложив засов в двери по месту) и просверливается сквозное отверстие соответствующего диаметра. Следует учесть, что в данном случае болт несет силовую нагрузку, поэтому шляпка должны быть широкая, обеспечивая надежный упор болта.

Шляпка болта не должна выкручиваться снаружи. Поэтому она должна быть либо скрыта под покрытием, либо иметь сточенные грани

  • На створках делаются три захвата. Один - на той же створке, где крепится засов, рядом с торцом ворот. Второй - напротив него, возле торца второй створки, и третий - вблизи дальнего конца засова. При необходимости в нем могут быть сделаны проушины для навесного замка.

Как делается сдвижной засов для ворот

Это также очень распространенная конструкция. Когда-то такие засовы делали из дерева, но сегодня более распространенный материал - стальные полосы. Сделать его самостоятельно не сложно, имея набор инструмента и слесарные навыки.


  1. Взять стальную полосу длиной около 400 мм и шириной около 50 мм.
  2. Полоса должна двигаться в специальных пазах-направляющих. Эти направляющие можно закрепить на пластине при помощи сварки и затем засов прикрепить к створке саморезами или сваркой.
  3. После того, как засов закреплен на одной створке, на вторую закрепляется еще один паз, который и будет фиксировать вторую створку.

Данный вид засова часто снабжается дужкой для того, чтобы фиксировать его навесным замком.

Сделать самостоятельно засов типа "шпингалет"

Для засова лучше всего подойдет гладкий прут диаметром не менее 10 мм. К пруту крепится рукоятка, чтобы образовать Т-образную форму (проще всего - сваркой, но можно также просверлить в прутке отверстие, нарезать резьбу и закрутить в нее болт). Также необходимо подобрать стальную трубку с таким внутренним диаметром, чтобы поток входил в нее без задержек и люфтов.


  1. Нарезать трубку на три части - длинный (около 10 см) и два коротких (по 5 см).
  2. Приварить к одной из створок длинную трубку. На противоположной створке приварить более короткий отрезок, чтобы прут входил в него.
  3. Вставив прут в трубки до конца, на свободный конец надеть еще один короткий отрезок трубки и прикрепить сваркой. Убедиться, что ворота открываются и закрываются свободно.
  4. Чтобы в закрытом состоянии засов фиксировался, приварить металлическую пластину или уголок, фиксирующий ручку в этом положении. Можно дополнить пластину проушиной для навесного замка, чтобы фиксировать засов.

Вертикальные засовы для распашных ворот

Такие засовы чаще всего выполняют вспомогательную функцию, они надежно фиксируют нижнюю часть ворот, а также помогают удерживать створки в открытом положении. Для них также используется прут диаметром не менее 10 мм, Г-образной формы и трубка соответствующего внутреннего диаметра.


  1. Трубка приваривается в нижней части ворот.
  2. В нее вставляется штырь и фиксируется в отверстии в земле, бетоне основания или раме ворот.
  3. Чтобы засов фиксировался в открытом положении, к створке можно приварить дополнительный упор.

Верхние вертикальные засовы могут использоваться в гаражных воротах для более надежной их фиксации. При этом необходим дополнительный упор, чтобы засов не выпадал при открывании.

Запоры для калиток обычно покупают, а для ворот делают самостоятельно. В чем тут дело? Причин несколько:

  • Калиткой пользуются чаще, механизм должен работать как часы. Сможете сделать самостоятельно?
  • Запор для калитки всегда на виду. Он должен иметь красивый внешний вид и в тоже время какой-нибудь секретный механизм открывания или обычный врезной или накладной замок.
  • Калитки более или менее стандартны и выбор запирающих устройств достаточен для того, чтобы выбрать подходящий.
  • Ворота более индивидуальны: размеры, материалы, конструкция. Запоры прячут. Никому не хочется открывать такой широкий доступ на свой участок или в гараж. Красота отходит на второй план, главное – надежность и безопасность. Поэтому мы и мастерим засовы для ворот каждый по-своему. А какую мы выберем конструкцию – это уже секрет.

Разновидности запоров для ворот

Придумать абсолютно новый засов на ворота сложно, да и зачем? Их и так достаточно:

  1. «Вертушки». Так называют запоры с осью вращения посередине. При повороте «крылья» вертушки запирают обе створки. Простой временный запор, используется, когда вы уезжаете ненадолго.
  2. «Шлагбаумы». Разновидность вертушек, когда ось вращения расположена на краю засова для ворот.
  3. «Шпингалеты». Засовы на ворота этого типа наиболее распространены. Их можно купить готовые (красивые и не очень крепкие) или изготовить своими руками (мощные, но непрезентабельные). Засов для ворот этого типа используют не только для запирания, но и для фиксации створок в нужном положении. При необходимости конструкции этих трех типов можно дополнить «ушками» и навесить замок.
  4. Запоры с фиксацией. Такой тип используется для запирания дверей у фургонов, бортов у грузовиков.
  5. Запорные механизмы типа сейфа. При повороте рукоятки створки притягиваются и фиксируются сразу в двух местах, сверху и снизу.

Отметим, что все засовы на ворота не предназначены для посторонних глаз, поэтому требования внешнего вида на них не распространяются.

Как сделать вертушку?

Для изготовления вертушки своими руками вам не понадобится сварка, в этом ее плюс. Дрель, сверло, болт, полоса железа или профильная труба – вот и все, что нужно.

Схема запора типа «вертушка»

  • Делаем отметку посередине и сверлим отверстие по диаметру болта.
  • Такое же отверстие сверлим в одной из створок ворот.
  • Если предполагается запирать засов на замок, на конце полосы сверлим еще одно отверстие и загибаем ушко для замка. Можно приварить его отдельно.
  • Временно прикручиваем полосу на болт и размечаем положение скобок, куда приходит запор при повороте. Одна расположена открытой частью вверх, другая – вниз.
  • В одной скобе предусматриваем отверстие для дужки замка. Можно просверлить его уже после сборки.
  • После окончательной сборки желательно сделать головки болтов несъемными. Болгаркой спилите грани и прорези с внешней стороны ворот.

Ставим шлагбаум на ворота

Этот тип запора отличается от предыдущего расположением оси вращения и скобок. Отверстие под болт сверлят на краю полосы, а скобки (лучше 3) крепят открытой частью вверх на обеих створках. Чем длиннее засов, тем меньше «люфтят» створки ворот.



Запор типа «шлагбаум»

Разновидностью «шлагбаума» можно считать рейку из бруса во всю ширину ворот. На опорных столбах приваривают две скобы буквой «П», на створках посередине две открытые. Вставив брус во все четыре скобы, мы получаем надежно зафиксированные створки ворот.

Запоры-задвижки своими руками



Засов такого типа более популярен и в магазине можно найти несколько разных конструкций: плоские, круглые, с пружинами. Но их легко сделать своими руками из подручных средств. Для этого желательно иметь:

  • Болгарку.
  • Дрель.
  • Сварочный аппарат.

Изготовление задвижки начинаем с поиска пары труба-стержень. Стержень (запирающий пруток) должен свободно перемещаться в трубе. Отметим, что труба не обязательно должна быть круглой. В профильную трубу 15х15 мм с толщиной стенок 2 мм входит пруток диаметром 10 мм. Для усиления ее можно вставить в трубу следующего размера (20х20) и заварить края. Толщина стенок станет 4 мм – более чем достаточно.

Самый простой вариант задвижки, когда берут три отрезка трубы и стержень. Два отрезка приваривают непосредственно на створки ворот, вставляют пруток и приваривают ручку-болтик (как у оконного шпингалета). Ответную часть крепят на другой створке.

В более сложном варианте два отрезка трубы варят к полосе металла, добавляют ограничители хода, ушки для замка, иногда возвратную пружину. Затем такую задвижку можно прикрутить на саморезы, болты, приварить к любым воротам.

По такому же типу делают фиксаторы для створок в крайних положениях, только отрезки труб приваривают вертикально в нижней и верхней части створок.

Запоры-фиксаторы

Такие запоры трудно назвать засовами. Они предназначены для плотного запирания ворот и применяются в основном в гаражах. Там имеется возможность поставить два засова, вверху и внизу, что редко бывает на воротах забора.

Самая распространенная конструкция добывается в запчастях для грузовичков и «Газелей». Запор для дверей фургона, для бортов – уже готовый вариант. Осталось только приложить его к своим воротам.

Принцип действия прост, его даже можно повторить самостоятельно. Неподвижная часть прихватывается петлей и притягивает створку. Из крайнего положения сама она выскочить не может. Для надежности достаточно повесить небольшой замок.

Сейфовый механизм

Несмотря на грозное название, сделать его тоже несложно. Принцип работы аналогичен предыдущему, но запоры объединены в одно целое. Неподвижно закрепленные «пальцы» захватываются крючками, которые приварены к концам длинного стержня. Запирание происходит одновременно и вверху и внизу.

Совет, который подойдет к любому типу запоров: два засова (вверху и внизу) гораздо лучше фиксируют створки, чем один посередине. Особенно это касается заборных ворот, у которых нет ограничителей по верху.

Калитка. Вроде бы чисто декоративный элемент. На первый взгляд, никакой серьезной охранной функции не выполняет: всегда можно в обход ее перемахнуть через забор. Но, без этой важной части экстерьера даже самое шикарное домовладение будет выглядеть неуютным, а двор – открытый на растерзание всем ветрам, бродячим животным, пр. Еще каких-нибудь сто лет назад наши предки знали, что если на закрытую калитку накинут хомут из веревки, проволоки, цепи, то хозяев нет дома. Сегодня в деревне люди тоже пользуются этим символическим «запором», который выполняет, скорее, декоративную функцию. Однако, наряду с простыми атрибутами, используемыми в качестве немых сигналов, защищающих подворье, встречаются и более функциональные запорные приспособления. На первом месте у них стоит исключительно защитная функция, а уже потом декор. При рыночном разнообразии запорных аксессуаров есть возможность подобрать нужную конструкцию любого исполнения. Однако, проявив смекалку и фантазию, всегда можно сделать оригинальный запор на калитку своими руками. Защитная конструкция хороша тем, что выполняет свои функции без обязательного набора ключей, при этом достаточно эффективна.

«Вертушка» на калитку: проще простого

Такое незатейливое охранное устройство можно изготовить из подручных средств. Берется небольшой деревянный брусок 100 х 200 х 50 мм. Прибивается посередине толстым гвоздем или сквозным болтом к опоре калитки.

При повороте вокруг своей оси в горизонтальном относительно земли положении «вертушка» будет фиксировать калитку в закрытом виде. Метиз ввинчивается изнутри с использованием шайб. Между ними располагается пружинка. Надетая щеколда дополнительно прижимается гайкой. В этом случае дверки прилегает к опоре достаточно плотно. Провернув перекладину на 90 градусов и выставив ее параллельно опоре, препятствие убирается, калитка открывается.

На заметку! Болт, являющийся элементом фиксации и функционирования запорной перекладины, выбирается определенной длины. Она состоит из толщины створки и бруска, а также шайб в количестве двух штук. Обычно это 0,8-0,9 см.

Слабым местом конструкции считается место крепления к столбу. Прибитая с усилием «вертушка» хорошо держится в положении «закрыто», но при попытке открыть калитку, она проворачивается туго. Если же оставить люфт между двумя деталями, то сделать поворотное движение перекладины в положение «закрыто» будет легко, но здесь возможно самопроизвольное открывание калитки, например, при легком толчке, или дуновении ветра. Да и гнездо под болт само по себе со временем деформируется, расшатывается. Вертушка перестает «держать» заданное положение. Исправить ситуацию поможет обыкновенная пружина в диаметре чуть больше, чем сечение болта. Небольшой ее фрагмент (буквально 3-4 витка), надетый на забиваемый болт или гвоздь со стороны рабочего тела, будет своего рода, компенсатором, реагирующим на прикладываемые усилия и удерживающим «вертушку» в нужном положении. При этом снаружи запорный механизм не виден, его можно открыть только со стороны двора.

Щеколда в качестве запора на калитку: устройство, проверенное временем

Незаметная с первого взгляда на калитке щеколда, на самом деле, вполне эффективна в качестве запорного устройства. Ее надежность проверена временем, а непритязательность конструкции, не предполагающей использования ключей, делают устройство универсальным. Совсем несложная в изготовлении щеколда на калитку своими руками к месту будет на полотне калитки, двери или непосредственно на раме. При скрытом способе ее устанавливают изнутри, в том месте, где калитка открывается.


Все просто:

  • в заданной точке полуметровый кусок дюймовой трубы вбивается в землю;
  • над ним щеколда в виде железного элемента (прута) с отверстием под бечевку или трос фиксируется на калитке;
  • тросик, протянутый от калитки в удобное для пользователя место, в случае необходимости натягивается, щеколда приподнимается.

Кстати! Перед монтажом самодельного запора на калитку любой модели необходимо вначале выполнить предварительную разметку: обозначить место расположения тела механизма и крепежа.

Своего рода шпингалет нужного размера, изготовленный из обрезка металлической трубы небольшого диаметра, устанавливается в удобном месте. Он сможет стать удобным запором, плотно фиксирующим полотно калитки.

В трубный корпус, закрепленный в нескольких местах, вставляется металлическая сердцевина (прут) выполненная в «Г» — образной форме. Если приложить усилия и потянуть за короткую, перпендикулярно отогнутую «ручку», длинная часть прута свободно перемещаться по металлическому корпусу. Отрезок хода стержня регулируется, с одной стороны, изгибом ручки, с другой металлической проушиной (или скобой), закрепленной на опорном столбе, на уровне «салазок» для прута. В положении «закрыто» металлическая сердцевина должна полностью входить в скобу на столбе.

Внимание! Для безотказной работы движущихся элементов запорной конструкции, особенно в зимнее время, нужно периодически проводить их смазку трансформаторным или веретенным маслом. Своевременная покраска металлических частей позволит защитить запорный механизм от коррозийного разрушения.

Оповещение, как средство защиты от проникновения

На дачах повсеместно устанавливаются «голосистые охранники» звуковой сигнальной системы. Кто мало-мальски дружит с электричеством и электроникой, оснащает окна, двери чувствительными датчиками, реагирующими на любые попытки вторжения. Такие же анализаторы можно зафиксировать и на калитке у входа. Информация, полученная от них, передается в общую систему, где преобразуется в сигнал. Громкий тональный звук пугает не только непрошеных гостей, но и всю округу. Чем больше датчиков, тем система эффективнее, а стало быть, дороже. Но какой бы совершенной она не была, без калитки в сложной цепочке получения и обработки информации все равно не обойтись.

Крючок: по-прежнему в моде


  • Если, предположим, запорное устройство звуковое на калитку своими руками смонтировать не каждому под силу, то всем понятная и привычная пара – крючок с петлей (скобой) пользуется до сих пор большой популярностью, особенно среди дачников.
  • Установить ее легко, если метизы есть в наличии. А если нет, то можно их изготовить из проволоки ǿ 4-5мм. Просто изогнуть плоскогубцами, тем более руками, невозможно. При надавливании с усилием закаленный металл просто сломается. Нужно проволоку (или прут) предварительно термически обработать: отпустить на огне. Для этих целей можно развести небольшой костер или использовать горелку домашней газовой плиты.
  • Прут, удерживаемый за один конец плоскогубцами, нагревается в месте предполагаемого сгиба до «красного каления». Используя вторые плоскогубцы, раскаленную заготовку выгибают до нужной кривизны, формируя крючок. Затем полуфабрикат повторно закаляют: снова нагревают до малинового цвета и сразу опускают в емкость с холодной водой. При этом цевье и головка крючка расположены в одной плоскости. «Жало» помещают снова в огонь. Рабочая часть отгибается на требуемый угол в нужную сторону. Завершается все повторным нагревом и окунанием в воду. Таим способом можно выгнуть и петлю или сформировать вместо нее скобу.
  • Как правило, скобяные аксессуары на калитку в виде петель, шпингалетов, крючков, пр., приобретаются или изготавливаются дополнительно. В любом случае они должны быть или оцинкованными, либо перед эксплуатацией нужно нанести защитный антикоррозийный слой. Для этого покрыть черным блестящим лаком (шеллачное покрытие).

Монтаж защелки: выбор из модельного ряда

Еще один вид запора – защелка на калитку своими руками. Используется небольшая, но довольно таки тяжелая готовая щеколда. Как вариант, ее можно изготовить из имеющегося дома расходного материала. Особенность защелки в том, что фиксирующие приспособления должны находиться только по одну строну плоскости.


Укрепляться может прямо у калитки, а может к ограждению: все зависит от стороны открывания/закрывания дверки. При этом фиксаторы ориентированы по направлению вниз и с уклоном порядка 40°.

  • Приложив защелку к калитке, одновременно производится ее постепенный наклон до той точки, в которой стержень без принудительной силы, а исключительно под своим весом сам начнет опадать вниз. В этом положении и фиксируется наклон защелки.
  • Привязанная к ручке бечевка пропускается через направляющие проушины. Конец ее протягивается и закрепляется в удобном для «дистанционного управления» месте.
  • В случае открывания калитки бечевку нужно потянуть на себя.
  • На закрытие защелка работает в автоматическом режиме, опускаясь под тяжестью собственного веса.

Рассматривая варианты, как сделать запор на калитку своими руками, обратите внимание на электромеханическую модель защелки. Она считается надежным запором и может работать в комплекте с замком, домофонами с аудиосигналом. При этом легко устанавливается на калитке своими силами и выполняет команды дистанционно.

Потребительская ценность калитки

Как самостоятельный элемент ограждения калитка не используется. Она, а также ворота должны планироваться и строиться в комплексе со всем ограждением (забором). Основное требование пользователя состоит в том, чтобы эксплуатировать калитку без усилий, а закрываться она должна как можно проще, без задействования при этом основных ворот. К тому же, все дополнения на ней служат созданию гармонии с общим видом ограждения, дополняя или акцентируя внимание на этой малой архитектурной форме.