В августе остался еще один Спас — Ореховый. Медовый, Яблочный и Ореховый: как празднуют в Украине три августовские Спаса

13 августа 2018, 09:58

В августе православные празднуют сразу три важных и любимых , которые символизируют окончание работ по сбору урожая и тесно связаны с христианской верой. Это — Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы

Появлением этих праздничных дат мы обязаны Вышгородскому князю Андрею Боголюбскому, который 950 лет назад основал эти светлые дни. Любой из трех Спасов — праздник особенный, ведь они названы в честь Иисуса Христа, который своей смертью даровал спасение человечеству. Символами этой жертвы и стали мед, спелые яблоки и орехи.

В христианской вере праздник Медового Спаса — это день Животворящего Креста Господня. Именно в это время много лет назад часть креста, на котором распяли Иисуса, пронесли по улицам Константинополя, спасая таким образом жителей города от страшной болезни и смерти.

Второе название праздника «Маковей» появилась из-за того, что 14 августа отмечают день памяти семи мучеников Маккавеев. В народе этот праздник из-за сходства названий связали с маком, который созревает в эту пору. Поэтому на первый Спас к традиционным медовых сладостям добавляются еще и маковые.

Яблочный Спас — это своеобразные проводы лета. Ночи становятся холоднее, наступает время собирать первый урожай яблок. Существовала традиция, по которой до Спаса нельзя было есть яблок. Только с приходом праздника ароматные фрукты несли в церковь, освящали и только потом ели.

Последний Спас называется Ореховым или Хлебным потому, что именно в это время созревали лесные орехи и заканчивались работы по сбору урожая зерновых. Поэтому на столе было много хлеба и другой выпечки. Орехи 29 августа несли в церковь, чтобы освятить, только потом употребляли их в пищу. Еще одно название этого дня — Спас на полотне, ведь именно 29 августа было принято покупать и продавать ткани для зимнего рукоделия. Также на этот день приходится большой православный праздник — Успение Пресвятой Богородицы.

14 августа Русская православная церковь отмечает Происхождения (изнесения) древ Креста Господня. В народе же первый день Успенского поста называют - Медовый Спас. В различных регионах Медовый Спас также называют Первый Спас, Маковый Спас, Мокрый Спас, Спас на воде, Лакомка, Медовый праздник, Медолом, Пчелиный праздник, Проводы лета, Спасовка, Маккавей.

Медовым Спас называют потому, что соты в ульях к середине августа заполнены, и пасечники приступают к сбору меда. Считалось, что если пчельник не заломает сота, то соседние пчёлы вытаскают весь мёд. По традиции разрешалось есть освящённый церковью мёд именно с этого дня. Мёд ели с хлебом или различными блюдами. Хозяйки пекли медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. Селяне знали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.

14 августа отмечается также день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. И, как уже не раз бывало в русской истории, христианские обычаи своеобразно наложились на русские обычаи и обряды: день памяти Маккавеев слился с древним русским обрядом проводов лета и отмечается в народе как праздник Макавей — в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает.

Спасом на воде Медовый Спас именован в честь малого водосвятия. На Руси было принято совершать крестный ход на естественные водоёмы для освящения воды. После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. Также именно в это время освящали новые колодцы и чистили старые.

После Медового Спаса уже не купались: лето клонится к закату, вода цветёт, птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту, отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей. Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые. Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье. По погоде этого дня судят о том, каков будет третий Спас.

Поговорки и приметы Медового Спаса

  • На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь.
  • Паши под озимь, сей озимь.
  • На Маккавеи собирают мак.
  • Дождь на Маккавея — мало пожаров бывает.
  • Отцветают розы, падают хорошие росы.
  • С первого спаса и роса хороша.
  • На первый спас олень копыто обмочил (вода холодна).
  • Пчела перестаёт носить медовую взятку.
  • Заламывай (подрезывай) соты.
  • Во что Маккавеи, в то и разговенье.
  • Первый Спас — на воде стоять, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зелёных горах холсты продавать.

Яблочный Спас

19 августа 2017 года Русская православная церковь почитает Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа. Народное название праздника - Великий Спас или Яблочный Спас. К празднованияю Яблочного Спаса были приурочены многочисленные народные обряды. По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. Принято считать, что ночи после 19 августа становятся намного холоднее. До Спаса не позволяется есть яблоки и блюда из яблок. А вот в этот день, напротив, полагается срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая.

В народе в звисимости от региона Яблочный Спас называют также Спас, Второй Спас, Праздник первых плодов, Спас на горе, Средний Спас, Горохов день, Первые осенины, Осенины, Преображение.

Яблочный Спас ещё называют «первыми осенинами», то есть встречей осени. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения. По традиции в этот день вначале угощали яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков, и лишь затем сами ели.

В старину все верующие люди непременно праздновали Яблочный Спас, пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга. А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето.

Поговорки и приметы Яблочного Спаса

  • Какой второй Спас, такой и январь.
  • Каков день на Второго Спаса, таков и Покров.
  • Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму.
  • В этот день провожают закат солнца в поле с песнями.
  • Встреча осени — Осенины.
  • На второй Спас освящают яблоки и мёд.
  • На второй Спас и нищий яблочко съест.
  • До второго спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов.
  • Кто когда хочет (улететь), а журавль к Спасу.
  • Когда ешь первое яблочко, «что надумано — сбудется, что сбудется — не минуется».
  • Пришёл Спас — всему час.
  • Пришёл второй Спас, бери рукавицы про запас.
  • На второй Спас бери голицы про запас.
  • Со второго спаса засевай озими.
  • Если сев ржи придётся во время полуночного (северного) ветра, то — по примете — рожь выйдет крепче и крупнее зерном.
  • Если при посеве ржи пойдёт дождик мелкий, как бисер, то это Бог об урожае весть подаёт; а если пойдёт ливень, то лучше и не продолжать сева, а скорее поворачивать оглобли домой.

Ореховый Спас


29 августа отмечается православный праздник, совершаемый Церковью в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя. А в народе 29 августа называли Ореховый Спас. В различных регионах праздник получил таки названия как: Хлебный Спас, Спас на холстах, Спас на полотне, Холщовый спас, Посевы, Досевки.

На Хлебный спас пекут пироги из нового хлеба. Освящали на Спас и колосья нового урожая. В народе говорили Спас - в достатке хлеба у нас, Третий Спас хлеба припас. От Спаса, который являлся границей между летним и осенним циклом работ, в некоторых местах начинали сев озимых, копали ранний картофель. С третьего Спаса начиналась и заготовка лесных орехов. Для праздничного стола хозяйки готовили выпечку и другие блюда с орехами. В большинстве сёл России в этот день не проходили большие праздники, поскольку начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей. А вот в городах с этого дня начинаются великоденские гулянья. На Третий Спас устраивали ярмарки, торговали холсты и полотно, поэтому Сапс называют еще и Холщевым.


На третий Спас примечают отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей. Считают, что ласточки отлетают в три Спаса. Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно. В народе Спас считали днем отлета аистов. Было замечено, что если аисты начинали готовиться к вылету за неделю перед Спасом, то зима будет ранней и морозной, а весна теплой; если же после Спаса - осень будет теплая, зима поздняя, а весна холодная. Отлет аистов свидетельствовал о приближении зимы, а присказки напоминали Пришел Спас - и лето от нас, Спас - бери рукавицы в запас.

Поговорки и приметы Орехового Спаса

  • Третий Спас хлеба припас.
  • Хорош Третий Спас — зимой будет квас.
  • Урожай на орехи — урожай хлеба на будущий год.
  • Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.
  • Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно.
  • Отлёт ласточек.
  • Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса.
  • Во что Евдокеи, в то и третий Спас.
  • Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зелёных горах холсты продают.
  • До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять.

Фото из открытых источников

В августе православные христиане празднуют три Спаса – Медовый, Яблочный и Ореховый. Даты, на которые приходятся эти три праздника, из года в год остаются неизменными.

Поговорки:

Какой Второй спас, такой и январь.

Сухой день предвещает сухую осень, мокрый - мокрую, а ясный - суровую зиму.

На Второй спас освящают в церкви яблоки, мед и горох в стручках.

Считается, что в этот день все яблоки обладают целебными свойствами . А загаданные желания при откусывании плода обязательно сбываются. Поэтому их вместе с другими фруктами святят и готовят из них различные блюда. Также начинается подготовка заготовок на зиму.

Традиции в других странах

В Восточной Сербии хозяин стрелял по росшему в винограднике подсолнечнику ; считалось, что чем дальше разлетались семечки из него, тем большим будет урожай винограда.

В Моравии и западной Словакии на Яблочный Спас совершали специальный обряд, называемый "запиранием винограда".

Ореховый Спас (Третий Спас, Хлебный Спас)

29 августа

К Третьему Спасу, как правило, заканчивали жатву и пекли пироги из муки нового урожая. Поэтому праздник и назвали Хлебным .

В это время также созревают лесные орехи и начинается их массовый сбор, с чем связано второе название .

В этот день принято было торговать холстами и полотнами. Дома выпекают хлеб из зерна нового урожая.

Поговорки:

Третий спас хлеба припас.

Урожай на орехи - урожай хлеба на будущий год.

Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.

Ласточки отлетают в три раза, в три спаса.

В последний месяц лета православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса - Медовой, Яблочный и Хлебный. Узнайте, как отмечают эти праздники и какие традиции следует соблюдать.

Медовый Спас

Самый первый Спас августа неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста. С этого дня пчеловоды начинали собирать мед из переполненных ульев. Затем лакомство несли в церковь, чтобы освятить, только после этого пробовали мед и угощали им близких. Отсюда берет начало первое, самое известное название Спаса - Медовый.

К 14 августа начинались сборы мака, из которого делались различные угощения для праздничного стола, так Спас получил свое второе название - Маковый или Маковей. Маковый Спас народная традиция связала с церковным днем поминания семи ветхозаветных мучеников Маккавеев.

В этот день просили Господа и Святых о хорошем урожае и не голодной зиме. Освящали воду в источниках и собирали травы для оберегов. Отмечался Спас скромно, ведь к началу августа еще полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая и времени для пышного праздника не было. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, при этом на столе стояли угощения с медом и маком, а также медовуха.

Медовый Спас – традиции

С этого дня начинается период, который носит название Спасовки или Спасы. В это время наши предки отмечали три Спаса. После прихода христианства многие языческие обряды смешались. Поэтому в этот день принято ходить на реку для освящения. Так как этот Спас приходится на Успенский пост, то на стол ставят обычно дары природы – ягоды, фрукты, овощи. Кроме того, хозяйки обязательно пекут медовые пряники и коврижки, блины с маком и медом, плюшки с маком, булочки и всевозможные пироги.

На богослужении обязательно освящают дары природы и, конечно же, мед. Только после этого наши предки начинали употреблять его в пищу.

Так как раньше в этот день вспоминали еще и ветхозаветных мучеников Маккавеев, то в память о них устанавливали высокие кресты, которые украшали маками. Сверху обязательно прикрепляли тыквенную маску с зажженной свечой. Всю ночь молодежь на Медовый спас гуляет и веселится, а также водит хороводы вокруг креста.

Как и на многие праздники, у наших предков было принято угощать всех бедняков. И даже многие верили, что если этого не сделать, то можно накликать беду в свой дом. Также наши предки говорили, что нельзя грустить в этот день, а иначе так пройдет весь год. Поэтому этот праздник старались провести как можно веселее и радостней.

Яблочный Спас

Праздник урожая, который ежегодно отмечается 19 августа, он приурочен к большой церковной дате - Преображению Господнему.

Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени и отворачивалась от лета. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Яблоки, собранные в конце лета, несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения.

Часть освященных яблок уносили на кладбище и клали на могилы умершим родственникам и близким людям. Освящали хлебные колосья, которые от этого хорошо хранились до следующего года.

Девушки заговаривали яблоки, чтобы в этом году выйти замуж и стать счастливой. Вкушая плоды, они загадывали жениха, приговаривая: «Что загадано - то надумано! Что надумано - то сбудется! Что сбудется - не минуется!».

Несмотря на то что работы в полях еще продолжались, Яблочный Спас особо почитался, поэтому устраивались народные гулянья с песнями и плясками.

Традиции и обычаи Яблочного Спаса

По традиции, с Яблочного Спаса начинали собирать урожай фруктов, в основном яблок и винограда. С самого утра было принято нести в церковь свежие плоды, чтобы освятить. Из освященных яблок традиционно готовили разнообразные угощения.

Часть освященных фруктов оставляли в церкви. Другая часть шла на угощения страждущим, нищим и нуждающимся. Так было принято отгонять от себя нужду и призывать благополучие. Остальными плодами угощались сами и готовили праздничные блюда.

Другая народная традиция была связана с родителями, потерявшими детей. Матерям было запрещено есть яблоки до дня Спаса. 19 августа женщина, потерявшая дитя, должна была пойти на могилу ребенка и оставить там несколько освященных яблочек. Считалось, что если родители соблюли церковный запрет, их детям на том свете раздадут гостинцы и угощения из райских яблок.

Эта традиция со временем трансформировалась, и теперь многие просто ходят на кладбище в Спас, кладут яблоки родственникам на могилы.

По еще одному поверью яблочко, скушанное в этот день, считалось волшебным. На него загадывали сокровенное желание, которое обязательно должно было сбыться.

Молодые девушки, кушая праздничные плоды, задумывали имя человека, который им небезразличен, чтобы в текущем году выйти за него замуж. При этом они обычно произносили шепотом: «Что загадано - то надумано! Что надумано - то сбудется! Что сбудется - не минуется!».

Opexoвый Cпac в 2018 гoду

Opexoвый Cпac oтмeчaeтcя 29 aвгуcтa, нa cлeдующий дeнь пocлe пpaздникa Уcпeния Бoгopoдицы. Tpeтий Cпac знaмeнуeт oкoнчaтeльный пepexoд oт лeтa к oceни: в этo вpeмя зaвepшaлиcь aвгуcтoвcкиe пoлeвыe paбoты и зaceивaли oзимыe культуpы.

29 aвгуcтa впepвыe выпeкaли xлeб из нoвoгo уpoжaя зepнa, пoтoму пpaздник тaкжe нaзывaют «Xлeбным Cпacoм». K этoму вpeмeни oкoнчaтeльнo вызpeвaли лecныe opexи, кoтopыe в этoт дeнь coбиpaли и ocвящaли вo вpeмя цepкoвнoй cлужбы. Пo пoгoдe гaдaли, кaкoй будeт oceнь, пoэтoму poдилocь мнoжecтвo пpимeт и тpaдиций Opexoвoгo Cпaca.

Зaглянув в цepкoвный кaлeндapь нa 2018 гoд, вы нe пpoпуcтитe дaты вaжныx тopжecтв. Пуcть удaчa coпpoвoждaeт вac вo вcex дeлax.

Традиции и обычаи

Самая главная традиция Орехового Спаса, как и других больших религиозных праздников - посещение богослужений в церкви и молитва.

По церковной традиции в эти дни освящают орехи (лещину, грецкие орехи), хлеб и караваи из муки первого урожая.

В этот день по традиции заканчивали уборку хлебов и пекли первый каравай из муки нового урожая. Хлеб освящали в церкви и затем ели всей семьей.

В старину ходили такие пословицы: «Третий Спас - хлеба припас», «Коль хорош Третий Спас, будет зимой квас».

Обряд хранить остатки первого каравая, завернутые в холщовую тряпочку за иконой, сохранился в некоторых селах до наших дней. Люди считали, что таким образом приманивали в дом благополучие и оберегали семейство от голода.

Во многих городах и селах на Хлебный или Ореховый Спас устраивали ярмарки - считалось, что торговля в этот день будет особенно благоприятной.

На ярмарках можно было встретить изобилие различных тканей, за которыми охотно приходили селяне, так как в народе бытовало мнение, что в этот день нужно что-то приобрести из тканей.

Хлебный (Ореховый) Спас не принято было отмечать каким-то особым образом, так как в это время страда была в разгаре, и людям было не до развлечений. Они утром посещали церковь, святили орехи, хлеб, зерна и отправлялись готовить ниву к озимым посевам.

Также в этот день хозяйки заготавливают лечебную ореховую настойку: перемычки грецких орехов заливают водкой и настаивают в темном месте.

Праздновали Ореховый спас уже не с таким размахом, как Яблочный и Медовый. Лето заканчивалось, начинались холода, поэтому люди старались поскорее заготовить еду в своих амбарах.

В обед шли в церковь, чтобы освятить хлеб и пироги из нового зерна. Молились перед иконой мученика Диомида.

К вечеру крестьяне чистили целебные подземные источники, чистили колодцы. В общем, готовились к осени и зиме. А уже потом садились за стол. Подавать принято было настойку на основе грецких орехов, а также хлеб и пироги.

Ну и заканчивали день мытьем в бане. Люди делали веники из орешника, который защищал их от болезней и сглаза.

Хозяйки пекли хлеб и пироги с грибами, готовили различные блюда с добавлением орехов и угощали ими своих родных и близких. Так как Успенский пост закончился, на стол выставляли кушанья из мяса и рыбы. Но главными блюдами были:

  • свежая выпечка;
  • орехи;
  • яблоки с медом.

Три Спаса – Медовый, Яблочный и Ореховый – отмечают украинцы во второй половине последнего летнего месяца. Три Спаса не только напоминают нам о почитании религиозных обычаев, но и намекают, что осень со своими щедрыми дарами уже на пороге.

Три августовских Спаса должны одновременно религиозное и языческое начала. Относительно первого корня, то связан он со Спасителем Иисусом Христом, который верил в то, что каждый человек сильная, чтобы не соблазниться на грех и быть спасенной или спасен. Грань вторая касается народных верований, когда древние украинцы вкладывали труд в свою землю, за что она вознаграждала их богатым урожаем.

Как праздновать Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы и какие приметы связаны с этими праздниками – далее в материале.

Медовый Спас (Маковея) – 14 августа

Первый Спас еще называют Медовым, Спасом на воде и Мокрым. В этот день верующие вспоминают семь братьев Маккавеев, их мать Соломонию и учителя Елеазара, которые в далеком 166 году до нашей эры поплатились жизнью, потому что исповедовали веру в Истинного Бога.

Сегодня дань уважения мученикам христиане отдают в церквях. На службу в этот день они приносят букеты – маковейчики или маковейки , чтобы их освятили. В композиции такого обязательно должны быть несколько головок спелого мака, к которым прилагают летние цветы. Зелье дополняют калиной, символизирующей девичье счастье, овсом, который олицетворяет достаток и богатый урожай, подсолнечником, что дарит солнце и тепло, и даже полынью – защитником от нечисти, а также традиционными осенними цветами – астрами, георгинами, гвоздиками.

Выбрасывать маковейки нельзя. Наоборот, их нужно хранить в доме, желательно возле икон, как оберег. Даже сегодня священным маком осыпали дом и скот, чтобы зло обходило хозяйство десятой дорогой.

Медовый Спас – традиции праздников

Интересно, что в такой букет, к примеру, на Житомирщине, кладут еще морковь, початки кукурузы, горох, фасоль и укроп. Жители Черкасщины в храмы с маковейками не ходят, они святят венок из цветов и колосьев со свечой. На Подолье же верующие приносят в церковь снопы из трав и овощей, с которыми после службы обходят дома, дворы и огороды.

Еще в этот день освящают мед, полезной вкуснятиной от пчел щедро угощаются, а для гостей готовят пироги, вареники, пряники, а также шулики – печеные коржи, которые ломают и заливают медом и растертым маком.

Спас 14 августа еще называют Водным. Все потому, что в этот день целебные свойства приписывают и воде. В колодцы и реки бросают немножко зелья, которое перед тем посвятили в церкви.

Яблочный Спас – 19 августа

Именно этот праздник знаменует окончание лета. Поэтому в древности в этот день люди выходили посмотреть на закат, и, наблюдая за тем, как небесное светило уходит на покой, пели песни, а затем прощались с теплом, приговаривая: "В Яблочный Спас – ушло лето от нас".

Зато встречали осень: не только чувствовали ее ранние холодные вздохи, а и принимали первые дары. Поэтому, когда люди шли в церковь, то клали в свои корзинки груши, сливы, виноград, персики, овощи, иногда даже пучок колосьев пшеницы. Главным же атрибутом праздничной корзины были яблоки, которые, как считали, нельзя было есть до 19 августа, однако в этот день, а также потом эти фрукты употребляли в неограниченном количестве. Еще на Спаса советовали собирать урожай, ведь поговаривали: оставленные после Яблочного праздника фрукты, овощи или зерновые пользы не принесут.

В этот день люди наблюдали и за тем, как ведет себя природа. Считалось, если погода будет сухой и жаркой, такой следует ожидать осень, и, наоборот, если задождит, то золотая пора будет богатой на дожди. Морозную зиму на Второго Спаса пророчит небо без единого облачка.


Яблочный Спас – традиции празднования

Верующие же 19 августа празднуют Преображение Господне. Согласно Библии, произошло оно на галилейской горе Фавор. Тогда Христос поднялся на нее, чтобы там помолиться со своими учениками – Петром, Иаковом и Иоанном. Во время таинства трое наследников Христа увидели своего Учителя преобразованным, преображенным – во всей Божественной, вечной славе. Еще перед Христом явились пророки Моисей и Илия, которые, как пишет апостол Лука, разговаривали с Ним о будущем распятии на кресте. После этого появилось светлое облако и накрыло всех своей тенью. Из него раздался голос Бога: "Это сын мой возлюбленный, слушайте Его". После такого чудотворного события Христос запретил своим ученикам рассказывать кому-то об увиденном.

Ореховый Спас – 29 августа

На Третий Спас в народе говорят еще Хлебный и Полотняный.

Когда уже немало людей узнали о том, что Христос умеет исцелять людей, слава о таких умениях дошла и до обладателя турецкого города Эдессы Авгара. Он болел проказой, поэтому послал к Иисусу живописца Анания. Тот рассказал о горе и попросил нарисовать портрет Спасителя. Однако краски на холсте расплывались и изобразить лицо Иисуса не удалось. Тогда Сын Божий взял полотенце, вытер им свое лицо и отдал гонцу. Он увидел на нем лик Христа, поехал с тканью к царю, которая его и вылечила.