Умножение и деление трехзначных чисел. Методическая разработка

Деление – одна из четырех основных математических операций (сложение , вычитание , умножение). Деление, как и остальные операции важно не только в математике, но и в повседневной жизни. Например, вы целым классом (человек 25) сдадите деньги и купите подарок учительнице, а потратите не все, останется сдача. Так вот сдачу вам надо будет поделить на всех. В работу вступает операция деления, которая поможет вам решить эту задачу.

Деление – интересная операция, в чем мы и убедимся с вами в этой статье!

Деление чисел

Итак, немного теории, а затем практика! Что такое деление? Деление – это разбивание на равные части чего-либо. То есть это может быть пакет конфет, который нужно разбить на равные части. Например, в пакетике 9 конфет, а человек которые хотят их получить – три. Тогда нужно разделить эти 9 конфет на трех человек.

Записывается это так: 9:3, ответом будет цифра 3. То есть деление числа 9 на число 3 показывает количество чисел три содержащихся в числе 9. Обратным действием, проверочным, будет умножение . 3*3=9. Верно? Абсолютно.

Итак, рассмотрим пример 12:6. Для начала обозначим имена каждому компоненту примера. 12 – делимое, то есть. число которое делиться на части. 6 – делитель, это число частей, на которое делится делимое. А результатом будет число, имеющее название «частное».

Поделим 12 на 6, ответом будет число 2. Проверить решение можно умножением: 2*6=12. Получается, что число 6 содержится 2 раза в числе 12.

Деление с остатком

Что же такое деление с остатком? Это то же самое деление, только в результате получается не ровное число, как показано выше.

Например, поделим 17 на 5. Так как, наибольшее число, делящееся на 5 до 17 это 15, то ответом будет 3 и остаток 2, а записывается так: 17:5=3(2).

Например, 22:7. Точно так же определяемся максимально число, делящееся на 7 до 22. Это число 21. Ответом тогда будет: 3 и остаток 1. А записывается: 22:7=3(1).

Деление на 3 и 9

Частным случаем деления будет деление на число 3 и число 9. Если вы хотите узнать, делиться ли число на 3 или 9 без остатка, то вам потребуется:

    Найти сумму цифр делимого.

    Поделить на 3 или 9 (в зависимости от того, что вам нужно).

    Если ответ получается без остатка, то и число поделится без остатка.

Например, число 18. Сумма цифр 1+8 = 9. Сумма цифр делится как на 3, так и на 9. Число 18:9=2, 18:3=6. Поделено без остатка.

Например, число 63. Сумма цифр 6+3 = 9. Делится как на 9, так и на 3. 63:9=7, а 63:3=21.Такие операции проводятся с любым числом, чтобы узнать делится ли оно с остатком на 3 или 9, или нет.

Умножение и деление

Умножение и деление – это противоположные друг другу операции. Умножение можно использовать как проверку деления, а деление – как проверку умножения. Подробнее узнать об умножении и освоить операцию можете в нашей статье про умножение . В которой подробно описано умножение и как правильно выполнять. Там же найдете таблицу умножения и примеры для тренировки.

Приведем пример проверки деления и умножения. Допустим, дан пример 6*4. Ответ: 24. Тогда проверим ответ делением: 24:4=6, 24:6=4. Решено верно. В этом случае проверка производится путем деления ответа на один из множителей.

Или дан пример на деление 56:8. Ответ: 7. Тогда проверкой будет 8*7=56. Верно? Да. В данном случае проверка производится путем умножения ответа на делитель.

Деление 3 класс

В третьем классе только начинают проходить деление. Поэтому третьеклассники решают самые простые задачки:

Задача 1 . Работнику на фабрике дали задание разложить 56 пирожных в 8 упаковок. Сколько пирожных нужно положить в каждую упаковку, чтобы получилось равно количество в каждой?

Задача 2 . На кануне нового года в школе детям на класс, в котором учится 15 человек, выдали 75 конфет. Сколько конфет должен получить каждый ребенок?

Задача 3 . Рома, Саша и Миша собрали с яблони 27 яблок. Сколько каждый получит яблок, если нужно поделить их одинаково?

Задача 4 . Четыре друга купили 58 штук печенья. Но потом поняли, что им не разделить их поровну. Сколько ребятам нужно докупить печенья, чтобы каждый получил по 15 штук?

Деление 4 класс

Деление в четвертом классе – более серьезное, чем в третьем. Все вычисления проводятся методом деления в столбик, а числа, которые участвуют в делении – не маленькие. Что же такое деление в столбик? Ответ можете найти ниже:

Деление в столбик

Что такое деление в столбик? Это метод позволяющий находить ответ на деление больших чисел. Если простые числа как 16 и 4, можно поделить, и ответ понятен – 4. То 512:8 в уме для ребенка не просто. А рассказать о технике решения подобных примеров – наша задача.

Рассмотрим пример, 512:8.

1 шаг . Запишем делимое и делитель следующим образом:

Частное будет записано в итоге под делителем, а расчеты под делимым.

2 шаг . Деление начинаем слева направо. Сначала берем цифру 5:

3 шаг . Цифра 5 меньше цифры 8, а значит поделить не удастся. Поэтому берем еще одну цифру делимого:

Теперь 51 больше 8. Это неполное частное.

4 шаг . Ставим точку под делителем.

5 шаг . После 51 стоит еще цифра 2, а значит в ответе будет еще одно число, то есть. частное – двузначное число. Ставимвторую точку:

6 шаг . Начинаем операцию деления. Наибольшее число, делимое без остатка на 8 до 51 – 48. Поделив 48 на 8,получаем 6. Записываем число 6 вместо первой точки под делителем:

7 шаг . Затем записываем число ровно под числом 51 и ставим знак «-»:

8 шаг . Затем из 51 вычитаем 48 и получаем ответ 3.

* 9 шаг *. Сносим цифру 2 и записываем рядом с цифрой 3:

10 шаг Получившееся число 32 делим на 8 и получаем вторую цифру ответа – 4.

Итак, ответ 64, без остатка. Если бы делили число 513, то в остатке была бы единица.

Деление трехзначных

Деление трехзначных чисел выполняется методом деления в столбик, который был объяснен на примере выше. Пример как раз-таки трехзначного числа.

Деление дробей

Деление дробей не так сложно, как кажется на первый взгляд. Например, (2/3):(1/4). Метод такого деления довольно прост. 2/3 – делимое, 1/4 – делитель. Можно заменить знак деления (:) на умножение (), но для этого нужно поменять местами числитель и знаменатель делителя. То есть получаем: (2/3) (4/1), (2/3)*4, это равно – 8/3 или 2 целые и 2/3.Приведем еще пример, с иллюстрацией для наилучшего понимания. Рассмотрим дроби (4/7):(2/5):

Как и в предыдущем примере, переворачиваем делитель 2/5 и получаем 5/2, заменяя деление на умножение. Получаем тогда (4/7)*(5/2). Производим сокращение и ответ:10/7, затем выносим целую часть: 1 целая и 3/7.

Деление числа на классы

Представим число 148951784296, и поделим его по три цифры: 148 951 784 296. Итак, справа налево: 296 – класс единиц, 784 - класс тысяч, 951 – класс миллионов, 148 – класс миллиардов. В свою очередь, в каждом классе 3 цифры имеют свой разряд. Справа налево: первая цифра – единицы, вторая цифра – десятки, третья – сотни. Например, класс единиц – 296, 6 – единицы, 9 – десятки, 2 – сотни.

Деление натуральных чисел

Деление натуральных чисел – это самое простое деление описанные в данной статье. Оно может быть, как с остатком, так и без остатка. Делителем и делимым могут быть любые не дробные, целые числа.

Запишитесь на курс "Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика", чтобы научиться быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. За 30 дней вы научитесь использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.

Деление презентация

Презентация – еще один способ наглядно показать тему деления. Ниже мы найдете ссылку на прекрасную презентацию, в которой хорошо объясняется как делить, что такое деление, что такое делимое, делитель и частное. Время зря не потратите, а свои знания закрепите!

Примеры на деление

Легкий уровень

Средний уровень

Сложный уровень

Игры на развитие устного счета

Специальные развивающие игры разработанные при участии российских ученых из Сколково помогут улучшить навыки устного счета в интересной игровой форме.

Игра "Угадай операцию"

Игра «Угадай операцию» развивает мышление и память. Главная суть игры надо выбрать математический знак, чтобы равенство было верным. На экране даны примеры, посмотрите внимательно и поставьте нужный знак «+» или «-», так чтобы равенство было верным. Знак «+» и «-» расположены внизу на картинке, выберите нужный знак и нажмите на нужную кнопку. Если вы ответили правильно, вы набираете очки и продолжаете играть дальше.

Игра "Упрощение"

Игра «Упрощение» развивает мышление и память. Главная суть игры надо быстро выполнить математическую операцию. На экране нарисован ученик у доски, и дано математическое действие, ученику надо посчитать этот пример и написать ответ. Внизу даны три ответа, посчитайте и нажмите нужное вам число с помощью мышки. Если вы ответили правильно, вы набираете очки и продолжаете играть дальше.

Игра "Быстрое сложение"

Игра «Быстрое сложение» развивает мышление и память. Главная суть игры выбирать цифры, сумма которых равна заданной цифре. В этой игре дана матрица от одного до шестнадцати. Над матрицей написано заданное число, надо выбрать цифры в матрице так, чтобы сумма этих цифр была равна заданной цифре. Если вы ответили правильно, вы набираете очки и продолжаете играть дальше.

Игра "Визуальная геометрия"

Игра «Визуальная геометрия» развивает мышление и память. Главная суть игры быстро считать количество закрашенных объектов и выбрать его из списка ответов. В этой игре на экране на несколько секунд показываются синие квадратики, их надо быстро посчитать, потом они закрываются. Снизу под таблицей написаны четыре числа, надо выбрать одно правильное число и нажать на него с помощью мышки. Если вы ответили правильно, вы набираете очки и продолжаете играть дальше.

Игра "Копилка"

Игра «Копилка» развивает мышление и память. Главная суть игры выбрать, в какой копилке больше денег.В этой игре даны четыре копилки, надо посчитать в какой копилке больше денег и показать с помощью мышки эту копилку. Если вы ответили правильно, то вы набираете очки и продолжаете играть дальше.

Игра "Быстрое сложение перезагрузка"

Игра «Быстрое сложение перезагрузка» развивает мышление, память и внимание. Главная суть игры выбрать правильные слагаемые, сумма которых будет равна заданному числу. В этой игре на экране дается три цифры и дается задание, сложите цифру, на экране указывается какую цифру надо сложить. Вы выбираете из трех цифр нужные цифры и нажимаете их. Если вы ответили правильно, то вы набираете очки и продолжаете играть дальше.

Развитие феноменального устного счета

Мы рассмотрели лишь верхушку айсберга, чтобы понять математику лучше - записывайтесь на наш курс: Ускоряем устный счет - НЕ ментальная арифметика.

Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту.

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.

Супер-память за 30 дней

Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Если съесть суточную норму еды за раз, а можно есть порциями в течение дня.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Знание психологии денег и способов работы с ними делает человека миллионером. 80% людей при увеличении доходов берут больше кредитов, становясь еще беднее. С другой стороны миллионеры, которые всего добились сами, снова заработают миллионы через 3-5 лет, если начнут с нуля. Этот курс учит грамотному распределению доходов и уменьшению расходов, мотивирует учиться и добиваться целей, учит вкладывать деньги и распознавать лохотрон.

Приемы устных вычислений с трехзначными и многозначны­ми числами касаются действий умножения и деления с числами, оканчивающимися нулями.

Прием вычислений для случаев вида 200 3; 800: 4; 800: 200

В этом случае целые сотни (или тысячи в примерах вида 4 000 3) рассматриваются как разрядные единицы, что позволяет свести эти случаи к табличному умножению и делению:

200х3 800:4 800:400

2 сот. х3 = 6 сот. 8 сот.: 4 = 2 сот. 8 сот.: 4 сот. = 2

200 3 = 600 800: 4 - 200 800: 400 = 2

70 6; 320: 8; 4 800:800

В этом случае целые десятки (или сотни) также рассматриваются как разрядные единицы, что позволяет свести эти случаи либо к таб­личному умножению и делению, либо применять к ним приемы уст­ного внетабличного умножения и деления в пределах 100.

Например:

70-6 320: 8 4 800: 800

7 дес. 6 = 42 дес. 32 дес.: 8 = 4 дес. 48 сот.: 8 сот. = 6 70 6 - 420 320: 8 - 40 4 800: 800 - 6

При хорошем владении разрядным и десятичным составом чисел дети без труда осваивают эти приемы самостоятельно. Для подведения ребенка к осознанию смысла этих приемов можно ис­пользовать примеры - помощники:

Например:

Вычисли: 4х7 40х70 140:2

40х7 14:2 140:20

Прием вычисления для случаев вида

840:2; 560: 4; 303 Х2; 180х4

8 подобных случаях необходимо использовать как знание де­сятичного состава чисел, так и приемы устного внетабличного ум­ножения и деления в пределах 100.

Например:

Приемы умножения и деления на разрядную единицу

(умножения и деления на 10, 100, 1 000)

Умножение на разрядную единицу переводит число в следую­щие разряды. Технически такое умножение добавляет нули спра­ва в запись числа, что увеличивает количество содержащихся в нем разрядов на количество добавленных нулей.

Например:

65-10 = 650 43-100 = 4300 75 1 000 - 75 000

Делить на 10, 100, 1 000 в области натуральных чисел можно только числа, содержащие соответствующее количество младших разрядов, не имеющих значащих цифр. Технически при этом как бы убирают соответствующее количество нулей справа, начиная с последнего.

Например:

650:10 = 65 8600:100 = 86 71 000:1 000 = 71

4500:Ш = 450 123000: Щ= 1 230

Во всех остальных случаях деления на разрядную единицу в об­ласти натуральных чисел будет получаться деление с остатком.

Например:

642:10 - 64 (ост. 2) 5 140: 100 = 51 (ост. 40)

Письменное умножение и деление

1. Умножение в столбик.

2. Деление в столбик.

1. Умножение в столбик

Используемые математические законы и правила

Вычисления произведения многозначного числа на однозначное или многозначного числа на многозначное требует применения письменных приемов вычислений (письменного алгоритма). Этот алгоритм построен на основе законов сложения и умножения на­туральных чисел.

Правило умножения суммы на число:

(а + Ь+с)-а-а-а + Ь-Л + с-Л

При умножении суммы на число можно умножить на это число каждое слагаемое и полученные резуль­таты сложить.

В качестве суммы рассматривается трехзначное (многозначное) число, представляемое в виде суммы разрядных слагаемых. Ум­ножение таким образом представленного многозначного числа на однозначное выполняется в соответствии с правилом умножения суммы на число.

Например:

125х3 = (100+ 20+ 5) -3 = 100х3 + 20 х3 + 5х3 = 300 + 60+ 15 = 375

Переводя данный способ умножения в запись «столбиком», получа­ем письменный прием (алгоритм) умножения на однозначное число.

Правило умножения числа на сумму:

ах (Ъ + с + р) = ахЬ + ахс + ахр

При умножении числа на сумму можно умножить это число на каждое слагаемое и полученные резуль­таты сложить.

Это правило является основой приема умножения многозначного числа на многозначное. Первый множитель - это число, умножаемое на сумму. В качестве суммы в этом случае рассматривается второй множитель, представляемый в виде разрядной суммы. Умножение многозначного числа на многозначное выполняется в соответствии с правилом умножения числа на сумму.

Например:

123 212 = 123 (200 + 10 + 2) - 123 200 + 123 10 + 123 2 -= 24 600 + 1 230 + 246 - 26 076

Переводя данный способ умножения в запись «столбиком», получа­ем письменный прием (алгоритм) умножения на многозначное число.

Приемы вычислений

Письменное умножение на однозначное число

Записать умножение столбиком можно подробно. Например:

Но обычно используется краткая запись, поскольку главным достоинством письменных приемов умножения является краткость записи вычислений:

Сложность состоит в том, что достоинства этого приема на пер­вых порах составляют главную проблему его усвоения, поскольку все опущенные в короткой записи промежуточные вычисления необхо­димо выполнять в уме (устно), запоминая при этом промежуточные результаты (сколько и каких единиц нужно прибавить к следующе­му разряду).

Учебник математики для 3 класса содержит подробное описа­ние процесса умножения «в столбик», пошагово оговаривающее каждое умственное действие по выполнению умножения и сложе­ния получаемых отдельных сумм:

1. Умножаю единицы: 7 8 = 56, 56 это 5 дес. и 6 ед.

2. 6 ед. пишу под единицами, а 5 дес. запоминаю и прибавляю их к десяткам после умножения десятков.

3. Умножаю десятки: 2 дес. 8 = 16 дес. К 16 дес. прибавляю 5 дес., которые были получены при умножении единиц:

16 дес. + 5 дес. = 21 дес. - это 2 сот. и 1 дес. Пишу 1 дес. под десятками, а 2 сот. запоминаю и прибавляю их к сотням после ум­ножения сотен.

4. Умножаю сотни: 3 сот. 8 = 24 сот. К 24 сот. прибавляю 2 сот., которые были получены при умножении десятков.

24 сот. + 2 сот. = 26 сот. - это 2 тыс. и 6 сот. Пишу 6 сот. под сотнями, 2 тыс. под тысячами. Читаю ответ: 2616.

Для прочного усвоения письменных приемов умножения ребе­нок должен:

1. Запомнить правильную запись: разряд записывается под со­ответствующим разрядом.

2. Запомнить правильный порядок выполнения действия: ум­ножение начинаем с младших разрядов (справа налево).

3. Овладеть технологией запоминания и добавления излишних разрядных единиц, получаемых при умножении однозначных чисел, в следующий по старшинству разряд.

Для облегчения (на первых уроках) письменного приема умно­жения можно:

1) производить подробную, а не сокращенную запись приема. В этом случае выполнять сложение можно по записям неполных произведений, а не в уме, запоминая излишние разрядные едини­цы (использование этого приема рекомендуется для детей, плохо считающих в уме);

2) производить запись промежуточных вычислений рядом с примером или на черновике - в этом случае все необходимые для запоминания и добавочного прибавления разрядные единицы будут зафиксированы, и ребенок не будет их «терять».

Такая запись часто кажется человеку, владеющему алгоритмом письменного умножения, излишней, слишком подробной. Даже учителя редко пользуются указанными приемами помощи ребен­ку. Однако следует обратить внимание на то, что взрослый чело­век (особенно тот, кто учился в «докалькуляторную эпоху») имеет очень большую практику употребления этого алгоритма и, естест­венно, он уже, как говорят педагоги, автоматизировался, т. е. взрос­лый человек часто не задумывается над процессом его примене­ния. Ребенку, который только начинает этому учиться намного труднее, особенно, если он при этом не очень тверд в таблице ум­ножения и сложении двузначных чисел в уме.

Письменное умножение на двузначное (и многозначное) число

опирается на правило умножения числа на сумму. Прием письмен­ного умножения на двузначное число можно записать подробно:

329 24 = 329 (20 + 4) - 329 20 + 329 4 - 6580 + 1316 - 7896 или кратко (в столбик):

Число 1316 называют первым неполным произведением, число 6580 называют вторым неполным произведением. Последний нуль (в разряде единиц) в записи числа 6580 при вычислениях в стол­бик опускают, лишь подразумевая его, для скорости записи. При этом цифру 8 (количество десятков) записывают в разряде десят­ков (таким образом, второе неполное произведение записывается со сдвигом влево на одну позицию).

Аналогично производится вычисление и запись умножения на трехзначное число:

В этом случае имеем три неполных произведения:

382 700 = 267 400 - результат умножения числа 382 на число единиц;

382 20 =7 640 - результат умножения числа 382 на число де­сятков;

382 -9 = 3 438 - результат умножения числа 382 на число сотен.

Результат умножения 382 729 дает сумма этих неполных про­изведений.

Записи последних нулей в неполных произведениях при вычис­лениях в столбик опускаются для экономичности записи, однако они подразумеваются, что показано сдвигом влево на один разряд каждого следующего неполного произведения.

Технически, несмотря на экономичный способ записи, выпол­нение умножения многозначного числа на двузначное или трех­значное число - процесс сложный и трудоемкий, требующий не только знания способов записи и порядка выполнения действий при письменных вычислениях, но и прочного знания таблицы ум­ножения (до автоматизма), а также умения производить сложение двузначных и однозначных чисел в уме.

Особые случаи

В качестве особых случаев рассматривают случаи умножения целых чисел (чисел с нулями) вида: 35 20; 532 300; 2540 400.

В основе умножения в этих случаях лежит правило умножения числа на произведение (сочетательное свойство умножения): а (Ъ с) = (а Ь) с = (а с) Ь.

Например:

35 20 - 35 (2 10) - (35 2) 10 - 70 10 - 700

2540-400 = 2540-(4-100) = (2540-4)-100= 10160-100 = 1016000

Письменное умножение чисел с нулями рассматривается от­дельно в связи с тем, что при записи таких вычислений в столбик происходит нарушение общего правила записи чисел при письмен­ном умножении.

Записывают такие случаи следующим образом:

При этом уже не соблюдается установка: «записываем разряд под соответствующим разрядом». Записывают одну под другой значащие цифры множителей. Например, в последнем случае значащая цифра 4"(число сотен) второго множителя записывается под значащей цифрой 4 (число десятков) первого множителя. Далее умножение производится по принципу «многозначное число ум­ножаем на однозначное», а результат помножается в уме на количе­ство десятков и сотен в множителях. Технически это выглядит как дописывание к результату справа такого же количества нулей, как в обоих множителях.

Сложные случаи письменного умножения

К сложным случаям письменного умножения относят все случаи вычислений, в которых происходит либо нарушение способа запи­си (для краткости вычислений), либо нарушение порядка выпол­нения алгоритма.

В общем случае при записи умножения в столбик следует запи­сывать разряд под соответствующим разрядом, а вычисления начинать с умножения первого множителя на единицы младшего разряда (разряда единиц), далее умножают первый множитель на число десятков второго множителя, далее - на число сотен и т. д. Таким образом находят неполные произведения, которые затем складывают, получая результат умножения.

В сложных случаях может происходить нарушение формы записи.

В первых трех случаях нарушение формы записи можно объяс­нить наличием нулей (незначащих цифр) в множителях, что по­зволяет на первом вычислительном этапе мысленно опускать их, помножая затем результат на нужное количество десятков.

В четвертом случае происходит нарушение порядка выполнения действий - после умножения первого множителя на число единиц второго множителя, сразу переходим к умножению первого множи­теля на число сотен, поскольку число десятков второго множителя обозначено цифрой 0. Подразумевается, что умножение первого мно­жителя на 0 десятков дает нулевой результат во втором неполном произведении. Поэтому для экономичности записи его опускают, под­разумевая его «по умолчанию». В связи с этим при умножении первого множителя на число сотен второе (фактически - третье) неполное произведение записывают со сдвигом влево на два разряда, посколь­ку первая справа значащая цифра этого неполного произведения бу­дет цифрой сотен, поэтому ее следует записать в разряд сотен.

Для того чтобы ребенок понял смысл всех этих многочисленных действий «по умолчанию», при знакомстве с этими трудными случаями следует сначала производить полные записи и выполнять все, пред­писанные алгоритмом действия, а не просто указывать ребенку, что куда следует «сдвигать». Затем, сравнивая два вида записи (полный и сокращенный) нужно помочь ребенку понять, какие элементы и этапы полного алгоритма и полной записи можно опустить, и что при этом произойдет с формой записи. В этом случае ребенок будет вы­полнять трансформации формы записи и порядка выполнения дей­ствий при письменном умножении осознанно, что способствует по­ниманию вычислительного приема и формированию осознанной вычислительной деятельности школьника.

Конспект открытого урока в 3 классе.

Волкова Любовь Андреевна, учитель начальных классов.

Тип урока: комбинированный.

Цель: - закрепить умение делить и умножать трехзначные числа на однозначное число;

Сформировать умение выполнять вычисления вида 800: 200; 630:90 (деление трехзначных чисел на круглые трехзначные и двузначные);

Задачи:

Продолжить развивать навыки устного счета;

Совершенствовать умение решать задачи и примеры;

Развивать психические процессы – память, мышление, внимание;

Воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма;

Воспитывать интерес к предмету;

Воспитывать у ребенка интерес к предмету, познанию мира.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, цветные карточки-задания для дифференцированной работы, компьютер, презентация, плакат (разряды трехзначных чисел), картинка с изображением кота.

Ход урока.

    Организационный момент.

(слайд 1)

В жизни много интересного,

Но пока нам неизвестного,

И о многом узнавать.

Учитель: Ребята, вижу, что вы все готовы к уроку. Садитесь. Мы продолжаем изучать трехзначные числа, тренируемся умножать и делить их. Сегодняшний наш урок начнется необычно. Послушайте мелодию из известного всем мультфильма.

Звучит отрывок из песни «Ничего на свете лучше нету…» (30 сек., слайд 1)

Учитель: Узнали мелодию? Из какого мультфильма?

Дети: Бременские музыканты.

Учитель: Верно! Сегодня на уроке мы будем решать задачи и находить значения выражений вместе с трубадуром и бременскими музыкантами.

(слайд 2)

    Устный счет.

а) И вот первое задание! (слайд 3) Бременские музыканты устроили представление на площади города. Первый номер с табличкой 75:15. Кто выступает следующим?

Дети находят значения выражений, рассуждая вслух. Ответ на предыдущий пример служит началам каждого следующего.

б) слайд 4

Учитель: Представим, что Кот из бременских музыкантов решил показать фокусы с трехзначными числами. Я буду задавать вопрос, а вы – называть число. (Работа ведется на классной доске, под таблицей с разрядами трехзначных чисел и изображением кота).

      Сейчас появится число, в котором 5 сотен 6 десятков и 2 единицы.

      …… 30 десятков.

      4 сотни.

      Число, которое больше числа 289 на 1

      Число, которое меньше 658 на 1.

    Физминутка (игра «внимание»)

    Актуализация знаний. Постановка проблемного вопроса.

Учитель: Проверим, как мы научились умножать и делить трехзначные числа. Петух приготовил примеры. (Слайд 5)

Посмотрите, все виды примеров мы уже решали? Петух спрятал здесь примеры с приемами решения которых мы еще не знакомились.

Учитель: Будем рассуждать и найдем решение проблемы.

Открываем тетради, записываем число, классная работа, № 1

    Открытие нового знания.

У доски решает один ученик, остальные учащиеся в тетради. Когда доходим до четвертого столбика, выводим «новый» прием деления трехзначного числа. Делим трехзначное число на круглые двузначные и трехзначные, рассуждая следующим образом (по аналогии с делением круглых двузначных чисел):

800: 200 = 4, так как 4* 200 = 800 (слайд 6)

Подтверждаем справедливость нашего вывода правилом в учебнике на стр.55

    Закрепление

Задания учебника стр. 56 № 5 (1, 2 столбики)

Один ученик работает у доски, рассуждает вслух, остальные в тетрадях.

Задача № 8 стр. 56

Учитель составляет совместно с детьми краткую запись на доске, разбирает этапы решения задачи. Один ученик решает задачу с обратной стороны доски. В конце проверка: школьники сверяют свою запись с записью на доске. Ответ сличаем с ответом на слайде (слайд 8)

    Физминутка (зарядка для глаз)

    Работа с карточками.

Решение задач двух уровней сложности. Для успевающих учеников текст задачи совпадает с текстом задачи №9 из учебника.

Карточка 1 уровень (зеленая карточка)

Бременские музыканты дали концерт для жителей города. Зрители услышали 27 песен, что на 8 меньше, чем танцевальных мелодий. Сколько всего музыкальных произведений прозвучало в концерте?

Карточка 2 уровень (красная карточка)

Бременские музыканты дали концерт для жителей города. Зрители услышали 27 песен, что на 8 меньше, чем танцевальных мелодий. Эти музыкальные произведения были исполнены в двух отделениях концерта, поровну в каждом отделении. Сколько всего музыкальных произведений прозвучало в каждом из отделений?

Составление краткой записи к обеим задачам разбирают совместно с учителем. (слайд 13-14)

Самостоятельная работа ребят.

    Итоги урока.

Учитель: Каждый урок мы стараемся узнать больше, чем знали. Поднимаемся на ступенечку выше. Что нового мы узнали сегодня?

(Научились делить трехзначные числа на круглые двузначные и трехзначные)

    Домашнее задание.

Задание предлагается ребятам разноуровневое. Написано разноцветным мелом на доске.

Зеленым цветом (для всех): с. 56 № 5 (3,4 столбики), №7.

Красным мелом (для тех кто хочет посложнее): с.56 № 6, №10.

    Дополнительное задание (если останется время)

Слайд 15

Выпиши названия всех многоугольников, содержащих угол АВС (№11 с.56)

Слайд 16 Молодцы!

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение лицей № 7

Конспект открытого урока математики.

Умножение и деление трехзначных чисел на однозначные числа.

Учитель начальных классов

Волкова Любовь Андреевна

г. Солнечногорск

2013г.

Конспект урока математики в 3 классе. Программа «Школа 2100».

Технология «Проблемный диалог»

Тема: Умножение и деление круглых трехзначных чисел (урок переноса существующих знаний на новый числовой концентр).

Цель: открыть способ устных приемов умножения и деления круглых трехзначных чисел, аналогичный таким же приемам при умножении и делении двузначных чисел.

Задачи:

    повторять устные приемы умножения и деления двузначных чисел;

    составить алгоритм устных приемов умножения и деления круглых трехзначных чисел, аналогичный таким же приемам при умножении и делении двузначных чисел;

    решать на новом числовом концентре текстовые задачи изученного вида;

Ход урока:

    Оргмомент.

Прежде чем урок начать,

Я хочу вам пожелать:

Быть внимательным в ученье

И учиться с увлеченьем.

    Ситуация успеха. Актуализация знаний.

    Математический диктант.

С чего обычно начинается урок математики?

А для чего мы пишем математические диктанты?

Давайте потренируемся в вычислениях.

Найдите число, которое в 3 раза больше 20.

Найдите число, которое в 6 раз меньше 78.

Найдите произведение 23 и 4.

Найдите частное 90 и 5.

Проверка.

Запишите все трехзначные числа, которые можно составить из цифр 2,6,0.

Назовите, сколько всего десятков в этих числах. Сколько всего сотен в этих числах?

Проверка. Самооценивание работ обучающимися.

    Ситуация разрыва. Введение в тему урока.

Вот наше следующее задание. Как вы думаете, какая цель задания?

На доске 2 столбика примеров. Первый вариант решает примеры I столбика, второй вариант – примеры II столбика. (Примеры решаются на время).

16*6 840:4

84:7 130*5

13*5 360:6

72:4 840:7

84:4 160*6

36:6 720:4

Выполним проверку.

Какой вариант справился с заданием лучше, быстрее?

Почему? Чем различаются столбики примеров? (В I столбике примеры на умножение и деления двузначных чисел на однозначное).

Это мы хорошо умеем?

Чем отличаются примеры II столбика? (Сложнее. Здесь примеры на умножение и деление трехзначных чисел на однозначное).

Это мы умеем, знаем? Чего же мы не умеем? (Не умеем умножать и делить трехзначные числа).

А чем похожи все трехзначные числа 2 столбика? (они оканчиваются 0, круглые)

    Постановка цели урока.

Какова же цель нашего сегодняшнего урока? (Научиться умножать и делить круглые трехзначные числа на однозначные). Какова тема урока?

Физкультминутка.

    Открытие нового знания. (Групповая работа)

Я думаю, что вы сами справитесь с этим заданием. Сегодня я вам раздам разные примеры. Попробуйте сами открыть способ умножения и деления трехзначных чисел на однозначное.

Дети работают в группе.

Примеры: 1 ряд – 840:40 2 ряд – 130*5 3 ряд – 400*2

    Выбор необходимого способа действия.

Группы выносят на доску свои решения. Решения сравниваются. Выбирается более рациональный способ решения.

Вопрос к 3 ряду:

А можно этим же способом разделить 400 на 2?

    Формулирование правила.

Как можно умножать или делить круглые трехзначные числа на однозначные? (Трехзначные числа можно выразить в десятках и сотнях и выполнить умножение и деление как двузначных; превратить в более легкие примеры в пределах 100, выразив трехзначные числа в десятках и сотнях)

Сравнение своих выводов с выводами, данными в учебнике на с.74.

Совпадает ли наш вывод с выводами, данными в учебнике?

Ребята, мы достигли цели урока?

ВЫ ПОНЯЛИ НОВУЮ ТЕМУ? (Самооценивание понимания темы – на полях в тетради ребята рисуют самооценку (прием самооценивания – смайлик)

    Применение новых знаний.

    Объяснение решения примеров №4 на с.74 учебника.

    Решение задач № 2,3 на с.74 учебника.

    Закрепление пройденного.

Решение задач №6 на с.75 учебника. (Решение на новом числовом концентре текстовых задач изученного вида).

    Итог урока:

    Обобщение:

Какая была тема урока? Какова была наша цель? Какой же есть способ умножения и деления круглых трехзначных чисел? (Преобразовав их в десятки и сотни и выполнить умножение и деление как с двузначными числами).

2) Рефлексия:

Что вам особенно понравилось на уроке? Что было трудно? Поняли вы тему урока? Оцените свою работу на уроке.

3) Домашнее задание: №5,7 на с.29 учебника.

« Устные приемы умножения и деления трехзначных чисел».

Цели:

1.Научить умножать и делить многозначные числа;

2. Повторить переместительное свойство умножения и свойство умножения суммы на число;

3. Повторить единицы измерения.

4. Закреплять знание таблицы умножения.

5. Формировать вычислительные навыки и развивать логическое мышление.

6. Развивать познавательную деятельность учащихся при изучении математики.

Задачи: формировать умения вести поиск информации и работатьс ней;

развивать умения аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение;

развивать мотивацию учебной деятельности и заинтересованность в приобретении знаний и способов действий;

воспитывать интерес к предмету, активность.

    Орг. момент

Дети, сегодня замечательный день. Посмотрите, я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь мне. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Молодцы, садитесь за парты. Чувствуете, как тепло и светло стало в нашем классе от улыбок.

Грач предлагает вам игру, которая называется «Танграм». Возьмите конверты с геометрическими фигурами и составьте из них силуэтный рисунок грача. (работа в парах).

— Посмотрите, какой грач получился у меня. Сравните.

— Скажите, какие фигуры использовали?

— Сколько треугольников?

— А какие ещё геометрические фигуры вы знаете?

Грач просит вспомнить, чему учились вы на прошлых уроках, так как эти знания пригодятся нам сегодня?

1. Прочитайте числа: 540, 700, 210, 900, 650, 380,400, 820

— Укажите количество сотен и десятков в каждом из них.

2. Назовите число, в котором: 87дес., 5сот., 64дес., 3сот., 25дес., 49дес.,

7 сот., 11дес.

3. Увеличьте в 10 раз числа: 42, 27, 91, 65, 73, 58.

2. Блиц опрос

1.Володя гостил у бабушки две недели и ещё 4 дня. Сколько всего дней гостил Володя у бабушки? (18 дней)

2.Витя проплыл 26 метров. Он проплыл на 4 метра меньше, чем Серёжа. Сколько метров проплыл Серёжа? (30 метров)

3.В саду 38 старых яблонь и 19 молодых. На сколько меньше молодых яблонь, чем старых? (на 19 яблонь)

— Молодцы! Хорошо поработали. Давайте отдохнем.

3. Физминутка

4. Подведение к теме.

На какие группы можно разбить следующие выражения:

15 ∙ 4 200 ∙ 4

320 ∙ 2 25 ∙ 3

Запишите их в 2 столбика, найдите значение.

— На какие группы вы разделили эти выражения?

— С какими заданиями вы сложнее справиться? (Как вы думаете, почему?)

— В чем было затруднение?

(В том, что один столбик – с трехзначными цифрами)

— Попробуйте сами поставить учебную задачу для сегодняшнего урока.

(Учиться умножать и делить трёхзначные числа устным способом)

5. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Тема сегодняшнего урока: «Приемы устных вычислений в пределах 1000»

— А что нам для этого нужно сделать, чтобы легче решать такие примеры? ( Послушать объяснение учителя, прочитать сведения в учебнике, послушать одноклассников, вспомнить таблицу умножения и деления, потренироваться решать такие примеры и т.д.)

6. Знакомство с новым материалом.

Давайте попробуем решить выражение: 120*4. Чтобы устно умножить число на однозначный множитель выполняют действие, начиная умножение не с единиц, как при письменном умножении, а иначе: умножают сначала сотни, 100*4=400, затем десятки 20*4=80, после единицы, но это мы изучим позже в итоге складываем полученные числа 400+80=480

Давайте попробуем решить выражение с делением: 820:2. Чтобы устно разделить число на однозначный множитель, выполняют действие что и при способе с умножением. Сначала делим сотни 800:2=400, затем десятки 20:2=10, затем выполняем сложение полученных результатов 400+10=410 Давайте попробуем выполнить вместе:

230 * 4 = 200 * 4 + 30 * 4=920; 360: 4 =300:4(75)+60:4(15)=90

150 * 4 =100*4+50*4=600; 680: 4 =600:4(150)+80:4(20)=170

ЗАДАЧА. Один грач, следуя за плугом трактора, способен уничтожить за день 420 червей – вредителей растений. Сколько червей съест грач за 2 дня?

— Что сказано в условии задачи?

— На какой вопрос надо ответить?

— Сколько действий нужно выполнить, чтобы это сделать?

— Как узнать, сколько червей съест грач за два дня?

— Запишите решение задачи в тетрадь.

— Какой ответ у вас получился?

— Кто согласен с … покажите.

— Как считали?

— Ребята, вы очень хорошо справились с заданиями, которые вам предлагали птицы.

Итог урока. Рефлексия.

— Ребята, справились ли мы с поставленными задачами?