Страховая часть трудовой пенсии зависит от. Страховые взносы

Россияне с трудом привыкают к новым изменениям в пенсионной реформе после ее внедрения. Многих пенсионеров и людей, готовящихся стать ими в будущем, интересует один и тот же вопрос: «страховая и накопительная часть пенсии - что это такое и как это понимать?»

Трудовая пенсия и её составляющие

Проведённая в январе 2002 года пенсионная реформа установила, что оплачиваемая нынешним пенсионерам и формируемая последующим пенсионерам трудовая пенсия в России, включает в себя такие составляющие:

  • базовую;
  • страховую;
  • накопительную.

Накопительная часть пенсии рассчитана на лиц более молодого возраста и не является обязательной, так что для большинства трудящихся основные это страховая и базовая компоненты.

Самой маленькой составляющей нашей пенсии считается базовая часть, которая с января 2002 года составляет четыреста пятьдесят рублей ежемесячно. Данная сумма начисляется всем достигшим определённого возраста с учётом пятилетнего трудового стажа как минимум. Главная её функция - обеспечить определённую базисную социальную гарантию. Она ежегодно индексируется, компенсируя при этом негативное влияние инфляционных процессов.

Конечно же, базовой пенсии покуда далеко до прожиточного минимума , но так или иначе, это не то, на что стоит делать расчет грядущим пенсионерам. По состоянию на конец 2013 года базовая пенсионная составляющая насчитывала 3610 российских рублей 31 копейку.

Так что такое страховая часть пенсии и насколько она важна?

Страховая пенсия

Страховую пенсию - возможно сосчитать лично, каждому из нас.

Для того чтобы рассчитывать на страховую пенсию по старости к 2025 году мужчинам и женщинам, 60 и 55 лет соответственно, нужно иметь индивидуальный пенсионный коэффициент более чем 30 баллов и минимальный страховой стаж пятнадцать лет. Согласно данным Министерства труда, такое количество баллов жители России сумеют заработать, если станут перечислять шестнадцать процентов взносов на формирование таковой, в течение пятнадцати лет с двух МРОТ, или на протяжении тридцати – с одного, не делая отчислений на накопительную часть. Величина МРОТ в 2013 году приравнивалась к 5205 рублям.

Основные положения страховой пенсии

Важным качеством страховой части пенсии играет механизм, позволяющий уйти от повальной уравниловки и связать размер трудовой пенсии с объёмом заработной платы и трудовым стажем пенсионера. Существует прямая взаимосвязь размера заработной платы от суммы платежей с неё и, соответственно, размера будущего пенсионного начисления. Другими словами, она напрямую зависит от количества уплаченных страховых взносов в пенсионный бюджет, за весь трудовой период человека.

Все это количество взносов именуется расчётным пенсионным капиталом. Он базируется на части взносов, поступаемых от работодателя. Объёмы выплаченных взносов проходят определённый персонифицированный учёт и закрепляются за каждым застрахованным лицом.

Финансирование страховой составляющей пенсионного пособия и накопление денежных средств для формирования, а также источников для её обеспечения и положенной части при достижении лицом пенсионного возраста происходит следующим образом:

  • сумма платежа суммируется на лицевом счёту гражданина;
  • пенсионный капитал постоянно индексируется, что даёт систематический его прирост;
  • в срок выхода на пенсию, возникшие накопления окончательно индексируются, выверяются и разделяется на среднее расчётное значение периода нахождения гражданином на пенсионном пособии.

По законодательству РФ страховая и накопительная составляющие пенсии рассчитываются отталкиваясь от среднего расчётного периода , который составляет с первого января 2013 года 228 полных календарных месяцев (взамен 216). Такой итог и составляет необходимую сумму ежемесячной пенсионной страховой выплаты, эта сумма может увеличиться, благодаря проведению индексации.

Реформы в области страховой пенсии

Относительно данной части пенсионного отчисления планируются последующие новшества учёта пенсионных прав российских граждан.

Заметим также, что на данную составляющую пенсии будет начисляться шестнадцать процентов от отчислений работодателя, даже в случае отказа гражданином формирования накопительной части , и десять процентов, в случае, если до 2014 года он подаст в пенсионный фонд заявление о решении делать перечисления в негосударственный пенсионный фонд.

Отличия между страховой частью пенсии и накопительной

Основным различием является порядок расходования страховой и накопительной составляющих пенсионного пособия. В отличие от двух других, накопительная часть денежных взносов не входит в распоряжение государства. Хозяин вклада имеет возможность передать её в распоряжение управляющей фирмы пенсионного фонда России (Внешэкономбанку) или другой финансовой организации, имеющей право на формирование пенсии. Но это в том случае, если он ей доверяет и желает значительно повысить размеры своих выплат при окончании своей рабочей деятельности.

Специалисты заявляют про то, что на протяжении десяти пятнадцати лет в пенсионном фонде образуется дефицит денежных средств и возможны сбои с выплатами, в следствии чего пострадает непосредственно страховая часть пенсии, потому что она не сохраняется на персональных счетах людей. Поскольку в конкретный момент дефицита, финансы употребляются с целью возможности необходимых выплат людям пенсионного возраста. Именно в следствии этого, государство пытается привлечь население к более позднему выходу на заслуженный отдых и формированию накопительной составляющей вкладов за счёт страховой части.

Необходимо чётко осознавать, что страховая часть пенсии - это вклады, используемые государством и не предусмотренные для получения дополнительного инвестиционного дохода!

Надо заметить, что пенсионер имеет возможность полностью или частично отказаться от начисления и выплаты страховой части пенсионного пособия.

Конфигурации в страховой пенсии 2015 года

В нынешнем году планируется установить наименьший размер ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент), который является необходимым условием для начисления пенсии , в 6,6 единиц и имеет тенденцию ежегодного прироста на 2,4 единицы, до достижения к 2025 году значения равному тридцати единицам.

Также с 2015 года, пенсия предусматривает учёт периодов жизни граждан , имеющих социальное значение, но при этом не являющиеся страховыми, к примеру, уход за лицом, которому более восьмидесяти лет или срок призывной службы в армии.

Из всех трёх составляющих трудовой пенсии, отличительными свойствами страховой части являются: условно-накопительный характер, финансирование распределительным способом и базирование на принципе солидарности поколений.

С 1 января 2014 года вступают в силу поправки, внесенные в законодательство о страховых взносах. Некоторые из них коснутся всех компаний.

В 2014 году для основной массы компаний в государственные внебюджетные фонды сохранятся на уровне 2013 года.

Общие тарифы страховых взносов

Большинство компаний в новом году будут платить страховые взносы в пределах установленной предельной базы по совокупному тарифу 30%, из которых 22% направляются в бюджет ПФР, 2,9% — ФСС РФ и 5,1% — ФФОМС.

Как и в 2013 году, с выплат сверх установленной предельной величины базы страховые взносы начисляются только в ПФР по тарифу 10% на финансирование страховой части трудовой пенсии. Это следует:

  • из пункта 1 статьи 33.3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 167-ФЗ);
  • части 1 статьи 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ).

Обратите внимание! Предельная величина облагаемой базы в 2014 году
С 1 января 2014 года для начисления страховых взносов составляет 624 000 руб. (п. 1 постановления Правительства РФ от 30.11.2013 № 1101). Базу определяют в отношении каждого физического лица нарастающим итогом с начала года. В 2013 году предельная база была равна 568 000 руб. (п. 1 постановления Правительства РФ от 10.12.2012 № 1276).

Изменения тарифов страховых взносов внесены Федеральным законом от 04.12.2013 № 351-ФЗ. Они затронули порядок распределения страховых взносов в ПФР.

Накопительная часть трудовой пенсии для работников 1967 года рождения и моложе

Работники 1967 года рождения и моложе участвуют в формировании накопительной части трудовой пенсии. До 31 декабря 2015 года они имеют возможность выбрать тариф страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии.

Право выбора страхового тарифа регулирует Федеральный закон от 03.12.2012 № 243-ФЗ, внесший поправки в Федеральный закон от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Примечание. Работники, вступающие в трудовые отношения впервые, могут сделать выбор в течение первых пяти лет с начала трудовой деятельности.

Работники 1967 года рождения и моложе могут выбрать один из двух вариантов:

  • вариант 1 — оставить 6%, как в настоящее время. Для этого нужно предпринять ряд определенных действий;
  • вариант 2 — отказаться от финансирования накопительной части пенсии, то есть уменьшить тариф с 6 до 0%,а на эти 6% увеличить тариф на формирование страховой части трудовой пенсии с 10 до 16%. Этот вариант действует по умолчанию, никаких действий работнику предпринимать не нужно.

Вариант 1. На накопительную часть трудовой пенсии — 6%

Работники, которые хотят, чтобы на их накопительную часть трудовой пенсии работодатель перечислял страховые взносы по тарифу 6%, не позднее 31 декабря 2015 года должны обратиться в ПФР с заявлением:

  • о переходе в негосударственный пенсионный фонд (далее — НПФ);
  • выборе инвестиционного портфеля управляющей компании;
  • расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании;
  • инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.

Обратите внимание : в последних двух случаях можно изменить вариант своего пенсионного обеспечения — направлять 0% индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Соотношение тарифов на финансирование страховой и накопительной частей пенсии в соответствии с пунктом 1 статьи 33.3 Закона № 167-ФЗ показано в табл. 1.

Таблица 1 Распределение тарифа страховых взносов в ПФР для работников 1967 года рождения и моложе, если на накопительную часть пенсии направляется 6%

Тариф 6% будет и у тех работников, которые в предыдущие годы хотя бы один раз подавали заявление о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, включая Внешэкономбанк, или о переходе в НПФ.

Тариф 6% сохраняется даже в тех случаях, когда средства накопительной части трудовой пенсии будут возвращены в ПФР, а именно (п. 8 ст. 33.3 Закона № 167-ФЗ):

  • у НПФ будет аннулирована лицензия на деятельность по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
  • арбитражный суд примет решение о признании НПФ банкротом;
  • договор об обязательном пенсионном страховании был заключен ненадлежащими сторонами;
  • прекратит свое действие договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений между ПФР и какой-либо управляющей компанией из числа выбранных работником.

Обратите внимание! По какому тарифу в 2014 году платить взносы в ПФР за работников 1966 года рождения и старше
В 2014 году тариф пенсионных взносов для этой категории работников остается прежним — 22%. Вся сумма страховых взносов, исчисленная по этому тарифу, идет на страховую часть трудовой пенсии.

Вариант 2. На накопительную часть трудовой пенсии — 0%

Примечание. До 31 декабря 2015 года у работника сохраняется право выбора, он может подать заявление в ПФР и формировать накопительную часть трудовой пенсии.

Если работник 1967 года рождения и моложе в 2013 году не подал заявление в ПФР, с 1 января 2014 года на формирование его пенсионных накоплений страховые взносы не направляются, а на страховую часть идет 22%, из которых:

  • 6% — солидарная часть тарифа страховых взносов;

Такой порядок установлен в пункте 3 статьи 33.1 Закона № 167-ФЗ. Соотношение тарифов на финансирование страховой и накопительной частей пенсии показано в табл. 2.

Таблица 2 Распределение тарифов страховых взносов в ПФР для работников 1967 года рождения и моложе, если тариф на финансирование накопительной части пенсии не выбран

Изменилось соотношение тарифов на страховую и накопительную части пенсии для компаний, применяющих пониженные тарифы

Соотношение тарифов будет зависеть от выбора застрахованного лица — финансирует он накопительную часть трудовой пенсии (направляет 6% тарифа) или нет.

Поскольку до 2014 года законодательство о страховых взносах не предусматривало отказ от финансирования накопительной части пенсии, в него были внесены соответствующие изменения.

Соотношение тарифов для компаний, применяющих льготный тариф 21%

В 2014 году льготный тариф 21% по взносам в ПФР сохранен:

  • для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в статье 346.2 НК РФ;
  • организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
  • организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог;
  • плательщиков страховых взносов на выплаты инвалидам;
  • общественных организаций инвалидов;
  • организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов;
  • учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам.

Это следует из пунктов 1—3 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ и подпунктов 1—3 пункта 4 статьи 33 Закона № 167-ФЗ.

Однако с 2014 года для работников 1967 года рождения и моложе изменилось соотношение тарифов на финансирование страховой и накопительной частей пенсии (п. 5 ст. 33 Закона № 167-ФЗ). Соотношение тарифов представлено в табл. 3.

Тарифы страховых взносов в ФСС РФ и ФФОМС в 2014 году сохраняются для компаний в прежнем размере 2,4 и 3,7% соответственно (ч. 2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Таблица 3 Распределение тарифов страховых взносов в ПФР для льготного тарифа 21%

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

1966 г. р. и старше

1967 г. р. и моложе

1967 г. р. и моложе

21%, из них:

15%, из них:

5% — солидарная часть тарифа страховых взносов;

16% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

21%, из них:

5% — солидарная часть тарифа страховых взносов;

16% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

Обратите внимание : компании, применяющие льготный тариф, не уплачивают страховые взносы в ПФР с выплат работникам, превышающих предельную базу, по тарифу 10% (ч. 1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ).

Соотношение тарифов для компаний, получивших статус участников проекта «Сколково»

Для организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре “Сколково”», сохранен пониженный тариф в ПФР 14% (п. 6 ст. 33 Закона № 167-ФЗ).

Если работник решил направить на финансирование накопительной части пенсии 6%, на финансирование его страховой части пойдет 8% (п. 4 ст. 33.3 Закона № 167-ФЗ).

По умолчанию финансирование накопительной части пенсии не производится, значит, на финансирование страховой части трудовой пенсии работника будет направлено 14% (п. 6 ст. 33 Закона № 167-ФЗ) (см. табл. 4).

Таблица 4 Распределение тарифов страховых взносов в ПФР для участников проекта «Сколково»

Тариф страхового взноса

1966 г. р. и старше

1967 г. р. и моложе

1967 г. р. и моложе

14% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

Тарифы страховых взносов в ФСС РФ и ФФОМС для организаций, получивших статус участников проекта «Сколково», в 2014 году сохраняются в размере 0% (ч. 1 ст. 58.1 Закона № 212-ФЗ).

Соотношение тарифов для компаний с льготным тарифом 8%

В 2014 году льготный тариф страховых взносов в ПФР в размере 8% сохранен для компаний, перечисленных в подпунктах 4—6 пункта 4 статьи 33 Закона № 167-ФЗ, а именно:

  • для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности;
  • организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших соглашения об осуществлении технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности;
  • организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

Если работник решил направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6%, на финансирование его страховой части пенсии пойдет 2% тарифа (п. 5 ст. 33.3 Закона № 167-ФЗ).

По умолчанию финансирование накопительной части пенсии не производится, значит, на финансирование страховой части будет направлено 8% тарифа (п. 7 ст. 33 Закона № 167-ФЗ).

Соотношение тарифов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии показано в табл. 5.

Таблица 5 Распределение страховых взносов в ПФР для компаний с льготным тарифом 8%

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии лиц

На финансирование накопительной части трудовой пенсии лиц

1966 г. р. и старше

1967 г. р. и моложе

1967 г. р. и моложе

8% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

2% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

8% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

Тарифы страховых взносов в другие внебюджетные фонды — ФСС РФ и ФФОМС — для указанной категории плательщиков страховых взносов в 2014 году сохраняются в размере 2 и 4% соответственно (ч. 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Повышены тарифы для СМИ

С 1 января 2014 года изменились тарифы страховых взносов для компаний, осуществляющих производство, выход в свет (в эфир) и (или) издание СМИ, основным видом экономической деятельности которых является:

  • деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта — в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств;
  • издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации — в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций.

Для них тариф страхового взноса в ПФР увеличен с 21,6 до 23,2% (п. 9 ст. 33 Закона № 167-ФЗ и ч. 3.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Если работник решил направлять на финансирование накопительной части пенсии 6%, на финансирование его страховой части пойдет 17,2% (п. 6 ст. 33.3 Закона № 167-ФЗ). Соотношение тарифов показано в табл. 6.

В 2014 году для СМИ сохраняется тариф страховых взносов в ФСС РФ на уровне 2,9%, но увеличивается тариф в ФФОМС с 3,5 до 3,9% (ч. 3.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Таблица 6 Распределение тарифов страховых взносов в ПФР для СМИ

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии лиц

На финансирование накопительной части трудовой пенсии лиц

1966 г. р. и старше

1967 г. р. и моложе

1967 г. р. и моложе

23,2%, из них:

17,2%, из них:

7,2% — солидарная часть тарифа страховых взносов;

16% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

10% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

23,2%, из них:

7,2% — солидарная часть тарифа страховых взносов;

16% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

Сохранен тариф страховых взносов для отраслей, которые поддерживает государство

Период применения льготного тарифа страховых взносов в ПФР в размере 20% продлен до 2018 года включительно, чтобы создать стабильные и предсказуемые условия ведения деятельности для следующих категорий плательщиков взносов:

  • для компаний и индивидуальных предпринимателей на упрощенной системе налогообложения, осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах (подп. 8 п. 4 ст. 33 Закона № 167-ФЗ и ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ);
  • социально ориентированных некоммерческих организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (подп. 11 п. 4 ст. 33 Закона № 167-ФЗ, п. 11 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ);
  • благотворительных организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (подп. 12 п. 4 Закона № 167-ФЗ, п. 12 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ);
  • аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕНВД (подп. 10 п. 4 ст. 33 Закона № 167-ФЗ, п. 10 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ);
  • индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения (кроме видов деятельности, указанных в подп. 19, 45—47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ) (подп. 14 п. 4 ст. 33 Закона № 167-ФЗ, п. 14 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Распределение тарифов страховых вносов в ПФР для указанных категорий плательщиков взносов приведено в табл. 7.

Таблица 7 Распределение тарифов страховых взносов в ПФР для компаний, применяющих льготный тариф 20%

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии лиц

На финансирование накопительной части трудовой пенсии лиц

1966 г. р. и старше

1967 г. р. и моложе

1967 г. р. и моложе

20%, из них:

14%, из них:

4% — солидарная часть тарифа страховых взносов;

16% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

10% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

20%, из них:

4% — солидарная часть тарифа страховых взносов;

16% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

В 2014 году тарифы страховых взносов в другие государственные внебюджетные фонды для указанной категории плательщиков по сравнению с 2013 годом не изменились и составляют: в ФСС РФ — 0%, ФФОМС — 0% (ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Для IT-компаний могут снизить требования к условиям применения пониженных тарифов

На период с 2014 по 2019 год IT-компаниям могут облегчить условия ведения бизнеса. Им не только сохранят пониженный тариф страховых взносов в ПФР, установленный в размере 8% (п. 6 ч. 1 и ч. 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ), но и смягчат требования к условиям применения пониженных тарифов, перечисленные в части 2.1 статьи 57 Закона № 212-ФЗ.

Для IT-компаний, во-первых, снизят порог средней численности работников — с 30 до 7 человек. То есть за 9 месяцев 2013 года она должна быть не менее 7 человек.

Во-вторых, из объема доходов IT-компании, из которых исчисляется доля профильных доходов, будут исключены доходы в виде курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, а также вследствие переоценки валютных ценностей, требований (обязательств) в иностранной валюте. В настоящее время такие доходы включаются в непрофильные доходы, доля которых не должна превышать 10%, что не способствует поддержке экспорта.

Инжиниринговые компании лишили права применять льготные тарифы

В 2013 году компании, оказывающие инжиниринговые услуги, уплачивали страховые взносы по общему тарифу 30% (в ПФР — 22%, ФСС РФ — 2,9%, ФФОМС — 5,1%) и не уплачивали взносы в ПФР с выплат сверх установленной предельной базы по тарифу 10% (ч. 3.5 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

С 2014 года они не относятся к льготной категории плательщиков страховых взносов и должны уплачивать взносы в ПФР с выплат работнику, исчисленных нарастающим итогом с начала года в сумме свыше 624 000 руб., по тарифу 10%.

Страховые взносы нужно уплачивать одной платежкой

Начиная с расчетного периода 2014 года уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование компании будут по единому расчетному документу (ст. 22.2 Закона № 167-ФЗ).

Обратите внимание : в платежке нужно указывать КБК, предназначенный для страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии, — 392 1 02 02010 06 1000 160.

Определение суммы страховых взносов — обязанность ПФР

С 2014 года Пенсионный фонд обязан определять суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии на основании данных индивидуального (персонифицирован- ного) учета в соответствии с выбранным работником вариантом пенсионного обеспечения — 0 или 6% тарифа на финансирование накопительной части трудовой пенсии (п. 2 ст. 13 и п. 2.1 ст. 22 Закона № 167-ФЗ).

Повышены размеры дополнительных тарифов страховых взносов

С 1 января 2014 года на выплаты работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда, кроме обычных страховых взносов в ПФР, работодатель, как и в 2013 году, будет начислять взносы по дополнительным тарифам, но только в повышенном размере.

Виды работ с вредными и опасными условиями труда указаны в подпунктах 1—18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон № 173-ФЗ).

Обратите внимание : страховые взносы по доптарифам нужно уплачивать независимо от предельной базы для исчисления взносов (ч. 3 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ и п. 3 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ).

При этом компания может быть освобождена от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда (ч. 4 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ и п. 4 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ).

Дополнительный тариф увеличен с 4 до 6%

Если сотрудник занят на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ), к выплатам и вознаграждениям, начисленным в его пользу, в 2014 году нужно применять дополнительный тариф в размере 6% (в 2013 году тариф был равен 4%). Это следует из части 1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ и пункта 1 статьи 33.2 Закона № 167-ФЗ.

Дополнительный тариф увеличен с 2 до 4%

Дополнительный тариф в размере 4% с 1 января 2014 года нужно применять к выплатам и вознаграждениям сотрудников, занятых на работах, которые перечислены в подпунктах 2—18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ. К их числу относятся:

  • работники, занятые на работах с тяжелыми условиями труда (подп. 2 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • женщины, работающие трактористами-машинистами в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин (подп. 3 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • женщины, занятые в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью (подп. 4 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • рабочие локомотивных бригад, работники, непосредственно осуществляющие организацию перевозок и обеспечивающие безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также водители грузовых автомобилей, занятые непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы (подп. 5 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • работники, занятые в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах (подп. 6 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • рабочие, мастера (в том числе старшие), занятые непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования (подп. 7 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • механизаторы (докеры-механизаторы) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах (подп. 8 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • работники, занятые в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (кроме портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) (подп. 9 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • водители автобусов, троллейбусов, трамваев, работающие на регулярных городских пассажирских маршрутах (подп. 10 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • работники, занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (подп. 11 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • работники, занятые на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности (подп. 12 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • работники, занятые в летном составе гражданской авиации (подп. 13 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • работники, занятые на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации (подп. 14 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • работники, занятые в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации (подп. 15 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • спасатели в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России и участвовавшие в ликвидации чрезвычайных ситуаций (подп. 16 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • рабочие и служащие учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятые на работах с осужденными (подп. 17 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • работники, занятые на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) МЧС России (подп. 18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ).

Примечание. Дополнительные тарифы страховых взносов могут дифференцировать
В Госдуму внесен законопроект № 337978-6, в котором предлагается дифференцировать дополнительные тарифы в зависимости от условий труда — чем вреднее и опаснее труд, тем выше тариф. Такие поправки могут быть внесены в статью 58.3 Закона № 212-ФЗ.

Пенсия: расчет и порядок оформления Минаева Любовь Николаевна

1.2. Финансирование трудовых пенсий

По источнику финансирования пенсионная система РФ подразделяется на: пенсионное обеспечение и пенсионное страхование.

Пенсионное обеспечение финансируется за счет общегосударственных ресурсов и федерального бюджета и распространяется на тех граждан, которые в силу различных причин получения нетрудоспособности не могут использовать метод пенсионного страхования (это государственные пенсии). Государственная пенсия предоставляется гражданам в целях:

Компенсации заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы по достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

Компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф;

Предоставления нетрудоспособным гражданам средств к существованию в случае наступления инвалидности или потери кормильца.

Финансирование государственных пенсий в отличие от трудовых пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Пенсионное страхование финансируется за счет страховых взносов юридических и физических лиц (страховой метод финансирования) – это трудовые пенсии. Финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии – за счет суммы страховых взносов страхователей (работодателей), уплачиваемых на обязательное пенсионное страхование работников в бюджет ПФ.

Для обеспечения финансирования выплаты страховой и накопительной частей за счет средств бюджета ПФ введена система обязательного пенсионного страхования, которая распространяется на граждан РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории России:

Работающих по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторскому или лицензионному договору;

Самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты);

Работающих за пределами территории РФ, в случае добровольной уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международными договорами;

Порядок финансового обеспечения выплаты трудовых пенсий (частей трудовой пенсии по старости) определяется Законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

Право граждан на трудовую пенсию связано с уплатой организацией-работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые зачисляются непосредственно в бюджет ПФ. Средства используются для выплаты фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии, а также на финансирование некоторых иных расходов: доставки пенсий, на возмещение уплаты страховых взносов за период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и за период военной службы по призыву в объеме, предусмотренном в федеральном законе.

Право на трудовую пенсию и ее размер напрямую зависят теперь от количества лет, в которые уплачивались страховые взносы в пенсионную систему, и представления индивидуальных сведений в систему персонифицированного учета.

Граждане, которые достигли пенсионного возраста, но не приобрели право на установление трудовой пенсии по старости, могут получить средства пенсионных накоплений, учтенные на их пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, в виде единовременной выплаты. При этом законом определены критерии лиц, имеющих право на указанную выплату, и порядок обращения в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование, за получением единовременной выплаты.

Выплата будет производиться в течение одного месяца со дня принятия решения наличными денежными средствами через кассу фонда путем перевода средств через отделение почтовой связи либо путем перечисления их на счет лица в банке.

Из книги Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации автора Мандражицкая Марина Владимировна

Глава 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений <...> Статья 20. Стороны трудовых отношений (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ) Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.Работник –

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

2.1. Виды трудовых пенсий и их структура Трудовые пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях», который содержит следующие виды пенсий: трудовая пенсия по старости; трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по

Из книги Банковское право. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

Глава 4 Размеры трудовых пенсий по старости 4.1. Право и условия назначения трудовой пенсии по старости4.2. Принципы формирования трудовой пенсии по старости4.2.1. Страховая часть (СЧ)4.2.2. Накопительная часть (НЧ)4.3. Методика расчета трудовой пенсии лицам старше 1967 г. р.4.4.

Из книги Банковское дело. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

Глава 5 Размеры трудовых пенсий по инвалидности 5.1. Право и условия назначения трудовой пенсии по инвалидности5.2. Принципы формирования трудовой пенсии по инвалидности5.2.1. Страховая часть (СЧ)5.2.2. Накопительная часть (НЧ)5.3. Социальные

Из книги автора

Глава 6 Размеры трудовых пенсий по случаю потери кормильца 6.1. Право и условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца6.2. Принципы формирования трудовой пенсии по случаю потери кормильца6.2.1. Страховая часть (СЧ)6.3.

Из книги автора

Глава 8 Назначение, перерасчет и индексация пенсий 8.1. Сроки назначения трудовой пенсии8.2. Перерасчет и индексация пенсий8.3.

Из книги автора

8.2. Перерасчет и индексация пенсий У каждого пенсионера перерасчет его пенсии носит индивидуальный характер и может измениться несколько раз в год. Обращаться за перерасчетом страховой части трудовой пенсии можно в любое время после возникновения права на него, без

Из книги автора

Глава 10 Наследование невыплаченных сумм пенсий 10.1. Право граждан на получение невыплаченных сумм пенсий10.2. Перечень документов, необходимых для получения средств пенсионных накоплений10.3. Наследники по закону и наследники по завещанию10.4.

Из книги автора

11.4. Порядок назначения государственных пенсий В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» различаются следующие виды пенсий: пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери

Из книги автора

11.5. Виды государственных пенсий

Из книги автора

12.5. Перерасчет и индексация пенсий Назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой производятся по заявлению гражданина и осуществляются в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком, за исключением

Из книги автора

13.2. Перерасчет и индексация военных пенсий Пенсии, назначенные военнослужащим и членам их семей, а также надбавки к пенсиям, повышение и увеличение пенсий подлежат пересмотру по следующим основаниям: при повышении стоимости жизни и оплаты труда – в соответствии с

Из книги автора

16.2. Размеры социальных пенсий Для граждан предусмотрены социальные пенсии соответствующего вида, размеры которых зависят от категории нетрудоспособных граждан: Всем категориям нетрудоспособных граждан, проживающих в районах (местностях), в которых установлены

Из книги автора

16.4. Перерасчет и индексация социальных пенсий Перерасчет ранее назначенной социальной пенсии осуществляется в связи с изменением: группы инвалидности; количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера; категории нетрудоспособного

Из книги автора

109. Учет пенсий Выплата персональных пенсий производится на основании разрешений Министерства социального обеспечения РФ. Эти разрешения направляются в отделения Сбербанка. Получив разрешение на выплату пенсии, работник отделения банка составляет на каждого

Из книги автора

112. Учет пенсий Выплата персональных пенсий производится на основании разрешений Министерства социального обеспечения. Эти разрешения направляются в отделения Сбербанка. Получив разрешение на выплату пенсии, работник отделения банка составляет на каждого пенсионера

Навигация по статье

Страховая пенсия формируется из средств, которые поступают в систему ОПС в виде взносов, ежемесячно отчисляемых работодателями в ПФР.

Общий размер взносов составляет 22% от зарплаты работника, из которых 16% направляется на страховую пенсию (или 10% на страховую и 6% на накопительную, если она формируется), а 6% - так называемый солидарный тариф , сборы от которого предназначены на выплату фиксированной части, социальных выплат и в других целях, предусмотренных нормативными актами законодательства РФ.

В правовом отношении сбор взносов в бюджет Пенсионного фонда регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФ РФ, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд ОМС» , который устанавливает обязательный порядок уплаты взносов.

  • Функции по контролю своевременности перечисления страховых взносов в ПФР, в соответствии с требованиями статьи 3 этого закона, лежит на территориальных подразделениях ПФР.
  • Что касается ( ФЗ №167 от 15.12 2001 года), то уплаченные работодателями взносы, идут только на финансирование страховой пенсии.

Направление страховых взносов на формирование страховой пенсии

Страховые взносы являются основой Пенсионной системы нашей страны. Страхователи в обязательном порядке обязаны быть зарегистрированы в территориальных органах Фонда, обеспечивать полное и своевременное перечисление пенсионных взносов бюджет ПФР, вести их учет и представлять страховщику все необходимые документы, которые требуются при ведении индивидуального (персонифицированного) учета в ( ФЗ №167).

производят и дополнительные отчисления в ПФР , за счет которых формируется досрочная страховая пенсия работникам, условия труда которых, по действующему законодательству признаны тяжелыми или опасными.

Страховые взносы, поступающие в Пенсионный фонд, зачисляются на лицевой счет застрахованных лиц, номер которого (), указан на пенсионном свидетельстве. Впоследствии размер этих отчислений будет учтен при назначении пенсий исходя из требований, изложенных в статье 10 ФЗ № 167 от 15.12.2001 года.

Что лучше: накопительная или страховая пенсия?

Формируемая из пенсионных взносов, гарантирована государством и полежит ежегодному увеличению на уровень инфляции за счет индексаций, порядок которых установлен Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» .

Формируется этот за счет страховых взносов работодателя за своего работника, и при назначении взносы конвертируются в баллы и перемножаются на его стоимость, устанавливаемую государством.

Государством не гарантируется и ее доходность находится зависимости от финансовых результатов инвестиционной деятельности НПФ и УК, которые могут, в результате своей деятельности, понести убытки или обанкротиться.

  • Принимая решение о формировании накопительной пенсии, необходимо понимать, что тем самым сокращается сумма отчислений на страховую, от которых в будущем будет зависеть ее . Стоит учитывать и повышенный риск, возникающий в случае вложения денег в финансовые рынки.
  • Сохранность накопительной пенсии гарантируется законом РФ от 28 декабря 2013 года N 422-ФЗ , в соответствии с которым создана система гарантирования пенсионных накоплений, которая, в случае убытков, понесенных в результате их неудачного инвестирования, гарантирует выплату накоплений, но без учета инфляции.
  • Еще одно отличие накопительной пенсии от страховой состоит в том, что она , а страховая переходит в резерв ПФР.

Расчет страховой пенсии в 2019 году

С 2015 года страховая пенсия состоит из фиксированной выплаты и страховой пенсии, рассчитываемой в баллах. Порядок расчета регулируется требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 «О страховых пенсиях» .

Большинство граждан, начинали работать еще в советское время и имеют , заработанный до 2001 года. При расчете пенсионных прав учитываются все периоды трудовой деятельности и затем они переводятся в баллы.

В дальнейшем все расчеты производятся исключительно в баллах и перевод их в рубли случается только при назначении пенсии.

Для перевода пенсионного капитала, который был сформирован до 2015 года в баллы, рассчитывается размер страховой части пенсии на 31.12.2014 (без учета накопительной части и базового размера), делится на стоимость пенсионного балла, которая 1 января 2015 года составляла 64,10 рубля (в 2019 году - 87,24 руб.).

С 2015 ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент) рассчитывается исходя суммы отчислений , перечисленных страхователем на лицевой счет работника в течение года. Согласно требованиям, изложенным в Федеральном законе от 29 декабря 2015 № 385-ФЗ отчисления на накопительную пенсию прекращены до конца 2019 года.

Формула расчета пенсии

В формулу расчета с 2015 года введена новая величина - ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент (балл)) и теперь для или применяется такая формула:

СП = ИПК х СПК х К + ФВ х К,

  • ФВ - фиксированная выплата (в 2019 году - 5334,19 рублей );
  • СП - страховая пенсия;
  • ПК - пенсионные баллы (накопленные, как до 2015 года, так и позднее);
  • СПК - стоимость одного пенсионного балла (коэффициента);
  • К – повышающие коэффициенты при выходе на пенсию позже положенного срока (коэффициенты к ФВ и страховой пенсии отличаются).

Для расчета выплаты могут применяться разные формулы в зависимости от категории получателя.

Чтобы необходимо сумму пенсионных накоплений разделить на ожидаемый период выплаты - в 2019 году 252 месяца .

Если гражданин обратится с заявлением о назначении пенсии на год позже достижения им пенсионного возраста, то сократит этим ожидаемый период на срок 12 месяцев, что позволит увеличить размер накопительной пенсии.

Продолжительность периода устанавливается статьей 17 Федерального закона N 424-ФЗ от 28.12.2013 «О накопительной пенсии» и определяется, исходя из данных статистики о продолжительности жизни пенсионеров.

Назначение и выплата страховых пенсий

Назначение и выплата СП осуществляется по достижении гражданином , составляющего для мужчин - 60 лет и 55 для женщин, имеющих трудовой стаж не менее 15 лет (на 2024 год) и минимальную сумму пенсионных баллов в количестве 30 единиц в 2025 году (с учетом положений переходного периода, изложенных в ст. 35 ФЗ N 400-ФЗ от 28.12.2013).

Для назначения страховой пенсии необходимо обратиться с заявлением в отделение ПФР или МФЦ , а также через кадровую службу работодателя, «Личный кабинет» застрахованного лица на сайте ПФР или почту. В зависимости от вида назначаемой страховой выплаты перечень документов будет отличаться, но обязательно нужно иметь при себе :

  1. паспорт;
  2. пенсионное свидетельство;
  3. трудовую книжку;
  4. свидетельство о браке;
  5. военный билет (при наличии).

Для назначения накопительной пенсионной выплаты нужно иметь одновременно и право на страховую пенсию и пенсионные накопления. Подавать заявление нужно в ту организацию, через которую . Это может быть ПФР, НПФ или управляющая компания (УК). Пакет документов и порядок назначения те же, что и при оформлении страховой пенсии.

Рассмотрение заявления о назначении как страховой, так и накопительной пенсии производится в течение 10 рабочих дней . Выплата накопительной производится одновременно со страховой за текущий месяц. При этом, пенсионер имеет право выбора способа доставки пенсии.

Клара Моисеевна достигает пенсионного возраста в октябре 2018 года. В 2015 году ее пенсионные права конвертировались в баллы и составили 80 баллов. За период с 2015 по октябрь 2018 года она заработала еще 8 баллов. Дважды находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. Получила за первого - 1,8 и за второго - 3,6 балла.

Сложив все пенсионные баллы, получаем индивидуальный пенсионный коэффициент на день наступления права на пенсионное обеспечение - 87,4 балла.

В 2018 году фиксированная выплата составила 4 982,90 рублей, а стоимость пенсионного балла 81,49 рублей. При этом никаких законных оснований для применения премиальных повышающих коэффициентов у Клары Моисеевны нет. В таком случае размер ее страховой пенсии будет составлять:

4559 + 85,4 х 74,27 = 10 902 рубля.

Заключение

Анализ деятельности систем пенсионного обеспечения в других странах мира показывает, что происходит постепенное сворачивание государственных накопительных программ и расширение их страхового сектора. Поскольку отчисление средств на или заключение договора с УК или НПФ является делом добровольным, то решение о целесообразности такого шага будущий пенсионер будет принимать самостоятельно.

Что касается нового алгоритма расчета, то для проведения примерного анализа размера , факторов, которые могут влиять на ее размер и адекватной оценки своих возможностей, можно воспользоваться «пенсионным калькулятором» на сайте ПФР.

Специалисты ПФР рекомендуют обращаться за консультацией по назначению заранее , примерно за полгода до приобретения гражданином пенсионных прав. Ввиду большого количества ошибок и неточностей, допускаемых при заполнении трудовых книжек кадровыми службами предприятий, специалисты Фонда могут потребовать подтверждающие справки и сделать соответствующие запросы. Процесс сбора дополнительных справок и ожидания ответов на запросы может оказаться длительным и трудоемким.

До реформирования в России существовала распределительная пенсионная система – взносы, которые отчисляли работодатели от зарплаты работника, направлялись в ПФ РФ, а оттуда – на покрытие страховых выплат других граждан. После реформы пенсионеру производят расчет размера страховых выплат и отдельно начисляется накопительная часть пенсии, которая напрямую зависит от суммы уплаченных из заработной платы взносов.

Что такое накопительная часть пенсии

Рассчитывать на страховые пенсионные начисления по старости можно только при наличии полного трудового стажа, иначе граждане получают установленную государством социальную выплату. Что такое накопительная пенсия для застрахованного лица? С реформированием системы страхования пенсионеры приобрели право на получение прибавки к размеру начислений (социальных или по старости) благодаря направлению части уплаченных взносов на индивидуальные счета трудоустроенных лиц.

Аккумулированные средства принадлежат конкретному лицу, не перенаправляются на выплаты другим пенсионерам и гарантированно будут выплачены владельцу счета при достижении пенсионного возраста даже при отсутствии требуемого страхового стажа. Взносы работодателя, которые хранятся на личном счету гражданина, получили название – накопительная часть пенсии.

Закон о накопительной части пенсии

Нормативная регуляция осуществляется законами:

  1. «О накопительной пенсии». Был принят 28 декабря 2013 года, изменения внесены 23.05.2016 года.
  2. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения" от 4.12.2013 года.

С какого года началась

Начала формироваться накопительная часть трудовой пенсии после присвоения всем гражданам персонального номера лицевого счета. С 2002 по 2004 год часть уплаченных работодателем взносов направляется в Накопительный пенсионный фонд и оседает на личных счетах трудоустроенных лиц. С 2016 года право на дальнейшее формирование накоплений предоставляется только гражданам 1967 года рождения и моложе.

Определиться и заявить о решении выбора системы распределения страховых взносов они были обязаны до конца 2015 года. Для начавших трудовую деятельность время для выбора системы распределения страховых взносов составляет 5 лет или до исполнения работнику 23 лет. Для молчунов, которые не написали заявление, автоматически все 22 процента взносов будут направляться на страховые выплаты.

Отличие накопительной части пенсии от страховой

Минусом формирования накоплений является то, что для этих средств не предусмотрена индексация на уровень инфляции – страховая часть ежегодно индексируется. Существуют положительные отличия такого вида выплат:

  1. Вся сумма накоплений выплачивается при наступлении страхового случая даже при отсутствии обязательного трудового стажа.
  2. Возможность получить доход – увеличить сумму перечисленных взносов за счет инвестирования.
  3. Предусмотрено право наследования накопительной пенсии умершего.

Как формируется

Для формирования накопления предусмотрены законодательством следующие источники:

  1. Обязательные пенсионные отчисления. Они включают сосредоточенные на личном счету трудоустроенных лиц средства периода 2002-2004 года, а также распределение перечисленных работодателем взносов после пенсионной реформы 2013 года. По принятому закону 16 процентов отчисляются на страховые выплаты. Тариф на финансирование накопительных выплат составляет 6%. С 2014 года введен мораторий на формирование накоплений: из-за нехватки денежных средств в государственном бюджете весь размер уплаченных взносов направляется на страховые выплаты. Заморозку накопительных перечислений продлили и на 2019 год.
  2. Добровольные взносы предусмотрены для всех категорий граждан.
  3. Средства Фонда софинансирования пенсий. С 2008 года по 5 ноября 2015 года лица, которые внесли на личный счет деньги в размере от 2000 до 12000 рублей получали увеличение суммы накоплений в 2 раза. Для граждан, достигших пенсионного возраста и не обратившихся за начислением пенсионных выплат, сумма внесенных денег возрастает в четыре раза.
  4. Средства материнского капитала могут пополнить личный счет в случае написания заявления застрахованным лицом.

Расчет накопительной пенсии

С января 2015 года изменяются подходы и порядок начисления пенсионных выплат:

  1. Методика начисления страховой части базируется на учете ежегодных пенсионных баллов, величина которых зависит от уровня заработка.
  2. Прежнее понятие базового размера в формуле расчета заменено на фиксированный показатель, который утверждается решением правительства и представляет собой минимальный, гарантированный государством при обязательном страховом стаже, уровень пенсионных выплат.
  3. Повышение размера пенсионных начислений возможно за счет накопления суммы страховых баллов и применения пенсионного коэффициента, который повышается с увеличением возраста выхода на заслуженный отдых.

С этого времени накопительная часть пенсии выделена в самостоятельный вид и рассчитывается отдельно. Перечисленные взносы учитываются в денежном выражении и полностью выплачиваются гражданам при достижении пенсионного возраста или при назначении социальных выплат получателям пособий. Размер ежемесячных выплат гражданам определяется путем деления общей суммы накопленных средств на количество ожидаемых месяцев получения начислений.

В 2019 году для расчета используется утвержденная величина – 240 (временем дожития после пенсии считается 20 лет). При выходе на заслуженный отдых в возрасте старшем, чем установлено законодательством, размер выплат увеличивается из-за уменьшения количества месяцев. После обращения при расчете учитываются все средства, сосредоточенные на личном счету:

  • страховые и добровольные взносы;
  • средства материнского капитала;
  • прибавка, полученная в рамках программы софинансирования;
  • доходы, начисленные при инвестировании накоплений.

Как узнать сумму накоплений

При наличии договора с НПФ Сбербанка можно получить сведения о сумме накоплений на сайте организации онлайн. Для этого необходимо ввести паспортные данные и перейти в личный кабинет. Для получения информации о состоянии счета можно воспользоваться услугами банка – партнера НПФ. Для этого необходимо:

  • заполнить заявление;
  • получить выписку о состоянии счета.

Через интернет

Информацию о сумме накоплений можно получить на сайте ПФР. Для этого в Личном кабинете портала государственных услуг необходимо:

  • пройти регистрацию: заполнить предусмотренную форму;
  • подтвердить регистрацию с помощью полученного кода;
  • дождаться получения доступа к аккаунту;
  • авторизоваться;
  • активировать раздел Электронные услуги;
  • выбрать пункт Пенсионный фонд;
  • узнать интересующие данные.

В пенсионном фонде

Получить информацию о состоянии личного счета можно в ПФ по месту жительства или в негосударственном пенсионном фонде, с которым заключено соглашение на инвестирование взносов. Для этого необходимо:

  • предъявить сотруднику паспорт и страховой номер;
  • написать заявление;
  • подождать 10-15 минут и получить справку о сумме накопленных средств.

Через работодателя

Как узнать накопительную часть пенсии трудоустроенному гражданину? Доступом к данным застрахованного лица располагает работодатель, который совершает отчисление взносов. Обратиться за сведениями необходимо в бухгалтерию предприятия и:

  • предъявить паспорт и номер лицевого счета;
  • написать или изложить устное заявление о выдаче информации;
  • получить выписку.

Выплата накопительной части пенсии

После обращения за выплатой застрахованному лицу рассчитают ежемесячные начисления. Для получения средств предусмотрено несколько схем:

  1. Единовременная выплата. Выдача всех накоплений производится одной суммой.
  2. Срочная. Продолжительность выплат определяет владелец счета, но она не может быть меньше 10 лет.
  3. Пожизненная. Выплаты производятся ежемесячно.

Кто может получить

Право на получение накопленных средств предусмотрено законодательством для категорий граждан, у которых соблюдены одновременно условия:

  • застрахованные лица были трудоустроены, и за них работодатель с заработной платы перечислял страховые взносы в пенсионный фонд;
  • наступил страховой случай;
  • на момент оформления пенсии существует остаток средств на личном счету.

Когда можно получить

Время обращения застрахованных граждан за оформлением начисления накоплений не регламентируется законодательством, а сроки получения (назначения) выплат установлены такие:

  • следующая дата за днем подачи заявления и пакета документов.
  • следующая за днем увольнения дата, если заявление написано на протяжении 30 дней после прекращения трудовых отношений с работодателем.

Как получить досрочно

До достижения страхового возраста оформить досрочную пенсию можно по случаю установления инвалидности. Досрочное получение возможно при наступлении смерти застрахованного лица. Получить накопления умершего могут правопреемники – лица, указанные в заявлении в ПФ. При отсутствии такого документа право получения имеют наследники – близкие родственники в случае оформления заявления в течение 6 месяцев со дня смерти.

Возврат накопительной части пенсии

Кто может получить накопительную часть пенсии единовременно согласно законодательству? Такие выплаты предусмотрены:

  1. Для лиц, получающих страховые выплаты по инвалидности, при потере кормильца или по социальному обеспечению (у которых по достижении пенсионного возраста не хватает трудового стажа или пенсионных баллов)
  2. Для граждан, у которых рассчитанный размер накопительных начислений составляет 5% и менее от размера трудовых выплат.

Управление накопительной частью пенсии

Согласно законодательству застрахованное лицо имеет право самостоятельно распоряжаться накоплениями. Принявшим решение формировать накопления необходимо написать заявление в ПФР и выбрать один из вариантов:

  • управляющую компанию (УК), имеющую договор с ПФ;
  • инвестиционный портфель государственной управляющей компании (ГУК) – Внешэкономбанка;
  • негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

За счет чего увеличивается накопительная пенсия

За время трудовой деятельности размер пенсионного накопления застрахованного лица может превысить сумму перечисленных средств за счет предусмотренного законодательством инвестирования. Взносы используются компаниями для финансирования экономики – помещаются в государственные облигации или акции российских предприятий и приносят его владельцам прибыль.

Как выбрать НПФ для накопительной части

При выборе одного из вариантов: УК или ГУК застрахованное лицо остается на учете в ПФ, а выбранная компания получает право распоряжаться накоплениями на фондовом рынке. Высокий процент прибыли можно получить при заключении договора с НПФ. При таком варианте вложений учет поступления взносов и доходов от инвестиций ведет управляющая компания НПФ. В пользу выбора компании могут свидетельствовать следующие факторы:

  • значительная продолжительность ее деятельности;
  • большое количество застрахованных лиц, выбравших компанию;
  • стабильные финансовые показатели;
  • положительные отзывы клиентов;
  • первые позиции в рейтинге по данным независимых агентств.

Как перевести накопительную часть пенсии

Застрахованному лицу предоставлена возможность перехода из одного фонда в другой. При решении перевестись в НПФ или УК необходимо посетить офис выбранной компании с паспортом и карточкой СНИЛС, заключить договор, а после написать в ПФ заявление о переводе накопительных средств. В случае перехода в ГУК нужно предоставить заявления в ПФ. Решение о переводе принимается в следующем году до 31 марта.

Застрахованные лица могут пользоваться возможностью перехода ежегодно. Без потерь затребовать перевод средств можно раз в пять лет. Управляющие компании оставляют за собой право не выплачивать доход, если такое правило нарушено. В случае, когда деньги переводятся в убыточном для компании периоде, можно получить накопления в размере меньше номинала.

Как использовать накопительную часть пенсии

Согласно законодательству застрахованному лицу предоставляются три варианта использования взносов:

  1. Отказаться от накопительных взносов для увеличения страховых отчислений. При таком способе увеличится сумма пенсионных баллов. Только в случае наличия обязательного трудового стажа при достижении пенсионного возраста можно надеяться на повышение общего размера страхового начисления.
  2. Формировать накопления, использовать их для инвестирования через НПФ – так государство предоставляет возможность застрахованным лицам получить прибыль не с помощью собственных свободных средств, а от обязательных взносов. Иногда доходность от таких инвестиций превышает процентные ставки по банковским депозитам.
  3. Инвестировать средства с участием ГУК или УК. При наличии недоверия к негосударственным структурам существует возможность воспользоваться услугами компаний, деятельность которых строго контролируется государством. Доходность по такому размещению ниже, чем при инвестировании через НПФ. Часто процент прибыли по таким вложениям равняется уровню инфляции.