С какой стороны женщины должны стоять в храме. Молитва Отче наш

Как вести себя в церкви — этим вопросом, в основном, задаются люди, не часто бывающие в священных культовых местах. Тем не менее, существуют свои обычаи и правила, которые необходимо изучить, прежде чем идти в храм. О них мы вам и расскажем.

Правила поведения в церкви: внешний вид

В церковь приходят со смирением, поэтому и одежда для ее посещения должна быть соответствующей: аккуратной, чистой и скромной. Лучше всего остановить свой выбор на одеянии спокойных тонов, хотя иногда его цвет должен быть определенным — светлая одежда будет уместна на пасхальном богослужении, а черная — в скорбные дни. Не допускается посещать церковь в домашней или пляжной одежде.

Женщинам:

  • Не стоит приходить в храм в джинсах или брюках, лучше надеть юбку длиной ниже колен, без разрезов и вычурных деталей. Особенно это важно, если вы собрались на исповедь или причастие. Блузка должна быть скромной, с длинным рукавом, без глубоких вырезов и ярких акцентов. Голова обязательно покрывается платком или легким шарфом. Не стоит излишне пользоваться косметикой (помадой особенно), духами, надевать украшения.

Мужчинам:

  • Для представителей сильного пола джинсы не возбраняются, но лучше отдать предпочтение брюкам в паре с неяркой рубашкой или водолазкой, уместен будет и костюм. Недопустимы шорты и майки, даже в жару. В противоположность женщинам, мужчинам, входя в храм, следует обнажать голову — и в холодное время года тоже.
  • Если вы берете с собой в церковь детей, помните о том, что для них тоже есть правила. Их одежда не должна быть слишком открытой и яркой, шорты допускаются только для детей до 7 лет. Не одевайте ребенка на службу в одежду с кричащими надписями и наклейками. Если ребенок мал и начал капризничать в церкви, стоит его вывести и успокоить, чтобы не мешать окружающим. Перед посещением храма с подросшим ребенком объясните ему, что в нем нельзя бегать, громко смеяться и кричать.

Общие правила таковы: ваш внешний вид и поведение должны выражать смирение, не вызывать у верующих негативных чувств и не создавать им неудобств. Во время церковных празднеств можно одеться более торжественно, а в дни постов — поскромнее. Что же касается выбора одежды и обуви с точки зрения функциональности, они должны быть максимально удобными, поскольку на службах приходится проводить на ногах довольно долгое время — 2-3 часа.

Как вести себя в храме: крестное знамение

Казалось бы, даже если мы не знаем правил поведения в церкви, то креститься точно умеем. Однако часто и это делаем неправильно. Обратите внимание, что непосредственно крестное знамение, как и нательный крест, не являются спасением. Их недопустимо использовать просто как талисманы и обряды, защищающие от зла. По православным канонам спасением является лишь истинная вера. А крестное знамение и ношение крестика - ее видимые проявления.

Как правильно совершать крестное знамение?

  1. Сложите вместе кончики указательного, большого и среднего пальцев правой руки (так выражается вера в Бога Отца, Бога Сына и в Бога Духа Святого). Безымянный и мизинец следует прижать к ладони (это символизирует Христа, сошедшего на землю, когда в Нем были соединены две сущности — и человека, и бога).
  2. Сложенные три пальца приложите к себе в следующем порядке: ко лбу - освящая ум, к животу (но не к груди) - освящая внутренние чувства, к правому плечу и, напоследок, к левому плечу - освящая телесную силу.
  3. Опустите руку и поклонитесь, отдавая дань подвигу Христа. Недопустимо одновременно делать поклон и крестное знамение.

Крестное знамение совершают: приближаясь к святыням (входя в храм, прикладываясь к кресту, иконам и т. п.), в начале и конце молитвы, а также в ходе ее, в главные моменты богослужения, в начале утрени и во многих других случаях, которые необходимо уточнить перед посещением церкви.

Правила поведения в храме во время богослужения

Собираясь посетить службу в храме, придите на нее заблаговременно — за 10-15 минут до начала. В это время можно поставить свечи, подать записку, приложиться к иконам, чтобы не отвлекаться на это во время самой службы и не мешать окружающим.

Зайдя в храм, сначала прикладываются к главной иконе, находящейся напротив Царских врат (двустворчатых дверей, ведущих к алтарю). Перед этим необходимо трижды перекреститься, а далее поцеловать уголок иконы или край одежды того, кто изображен на ней, еще раз перекреститься и спокойно отойти. Ни в коем случае нельзя прикладываться к иконе накрашенными губами.

Свечи ставятся следующим образом: за упокой — на квадратном подсвечнике с малым распятием. Свечи за здравие ставятся на других подсвечниках.

Во время богослужения старайтесь выбрать такое место, чтобы вам было удобно. В то же время старайтесь не тревожить молящихся. Не разговаривайте, отключите сотовый телефон. Во время службы необходимо стоять, но если стоять вам трудно, можно присесть на лавочку.

При открытых Царских вратах сидеть не положено никому, даже больным и немощным. Не допускается во время богослужения находиться к алтарю спиной. За Царские врата женщины и девочки не допускаются ни при каких условиях, а мальчики и мужчины могут пройти в них только во время совершения таинства крещения.

Не следует уходить со службы до ее окончания. Но если вам по той или иной причине необходимо ее покинуть, тихонько, не мешая никому, выйдите из церкви, перекрестившись у выхода из нее и перед самой церковью.

Всегда ли можно ходить в церковь женщинам?

Часто встает вопрос о том, можно ли ходить в церковь женщинам во время критических дней. К сожалению, на него нет однозначного ответа. По Ветхому Завету, если человек не чист (а месячные он относит к этому понятию), ему лучше находиться в стороне от Бога.

А вот Новый Завет ситуацию излагает по-другому, разрешая женщине посещать церковь в эти дни. Считается, что месячное очищение, как и саму женщину, создал Бог, а все им созданное не может быть нечистым. Новый Завет также допускает причастие и прикладывание к святыням во время месячных, если женщина в этом нуждается.

Таким образом, сегодня одни священнослужители придерживаются прежних правил, а другие считают их устаревшими и не видят ничего плохого в посещении храма женщиной во время критических дней. Возможно, лучше придерживаться золотой середины — если сильной необходимости нет, отложите посещение храма на несколько дней. Ну а если вы очень нуждаетесь в духовной поддержке, помните о том, что во время месячных это не возбраняется.

Правила поведения в храме и закон

В России существуют не только общепринятые церковные правила, но и законные нормы, защищающие чувства верующих и устанавливающие ответственность за правонарушения, связанные с церковью и религией. К ним можно отнести:

  • Статью 148 УК РФ, касающуюся оскорбления чувств верующих, в том числе в церквях и храмах.
  • Статью 213 УК РФ, устанавливающую ответственность за хулиганство, совершенное по религиозным мотивам.
  • Статью 214 УК РФ, наказывающую за вандализм, в том числе по религиозным мотивам.
  • Статью 244 УК РФ, которая применяется за осквернение тел умерших и мест захоронений.
  • Статью 5.26 КОАП, защищающую свободу вероисповедания.

По этим статьям предусмотрены очень серьезные штрафы — до миллиона рублей, а по уголовным преступлениям возможна даже потеря свободы на несколько лет.

Вопросы и ответы, часто задаваемые начинающими христианами.

35 коротких часто задаваемых вопроса начинающих христиан о храме, свечах, записках и т.д.

1. Как человек должен готовиться к посещению храма?

К утреннему посещению нужно готовиться следующим образом:
Встав с постели, возблагодари Господа, даровавшего тебе возможность провести ночь в мире и продлившего тебе дни для покаяния. Умойся, встань перед иконой, зажги лампаду (от свечи), чтобы она вызывала в тебе молитвенный дух, приведи свои мысли в порядок, всех прости и только тогда приступай к чтению молитвенного правила (утренние молитвы из Молитвослова). Затем вычитай одну главу из Евангелия, одну из Апостола и одну кафизму из Псалтири или один псалом, если мало времени. При этом надо помнить, что лучше прочесть одну молитву с искренним сокрушением сердца, чем всё правило с мыслью, как бы все это поскорее закончить. Начинающим можно пользоваться сокращенным молитвословом, постепенно прибавляя по одной молитве.

Перед выходом скажи:
Отрицаюсь тебе, сатана, гордыне твоей и служению твоему и сочетаюсь Тебе, Христе Иисусе, Боже наш, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Перекрестись и спокойно иди в храм, не боясь, что сделает тебе человек.
Идя по улице, перекрести дорогу перед собой, говоря про себя:
Господи, благослови пути мои и сохрани меня от всякого зла.
По дороге в храм читай про себя молитву:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

2. Как должен быть одет человек, решивший идти в церковь?

Женщины не должны приходить в церковь в брюках, коротких юбках, с яркой косметикой на лице, недопустима помада на губах. Голова должна быть покрыта платком или шарфом. Мужчины перед входом в церковь должны снять головной убор.

3. Можно ли принимать пищу перед посещением храма в утренние часы?

По уставу нельзя, это делается натощак. Отступления возможны по немощи, с укорением себя.

4. Можно ли входить в храм с сумками?

Если есть необходимость, можно. Только когда верующий подходит к Причастию, сумку надо отставить в сторону, так как во время Причащения руки крестообразно складываются на груди.

5. Сколько поклонов надо класть перед входом в храм и как вести себя в храме?

Перед входом в храм, предварительно перекрестившись, поклонись трижды, смотря на образ Спасителя, и молись к первому поклону:
Боже, буди милостив мне, грешному.
Ко второму поклону:
Боже, очисти грехи моя и помилуй мя.
К третьему:
Без числа согреших, Господи, прости мя.
Затем проделай то же самое, войдя в двери храма, поклонись на обе стороны, сказав про себя:
Простите меня, братья и сестры, встань благоговейно на одном месте, никого не толкая, и внимай словам молитвы.
Если человек пришел в храм впервые, то ему надо осмотреться, заметить, что делают более опытные верующие, куда направлены их взоры, в каких местах Богослужения и каким образом они накладывают на себя крестное знамение и совершают поклоны.
Недопустимо во время богослужения вести себя будто в театре или музее, то есть, задрав голову, рассматривать иконы и священнослужителей.
Во время молитвы стоять надо благоговейно, с покаянным чувством, слегка опустив плечи и голову, как стоят провинившиеся перед царем.
Если не понимаешь слов молитвы, то произноси про себя с сокрушением сердца Иисусову молитву:
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (ную).
Крестное знамение и поклоны старайся совершать со всеми одновременно. Помни, что Церковь - это земное Небо. Молясь Творцу своему, не помышляй ничего земного, но только воздыхай и молись о грехах своих.

6. Сколько времени надо находиться на службе?

Службу надо отстоять от начала до конца. Служба - это не повинность, а жертва Богу. Разве будет приятно хозяину дома, к которому пришли гости, если они уйдут раньше окончания праздника?

7. Можно ли сидеть на службе, если нет сил стоять?

На этот вопрос святитель Филарет Московский ответил: «Лучше думать о Боге сидя, чем о ногах стоя». Однако во время чтения Евангелия необходимо стоять.

8. Что важно в поклонах и молитве?

Помни, что не в словах и поклонах дело, а в возношении ума и сердца к Богу. Можно все молитвы проговорить и все означенные поклоны положить, а о Боге совсем не вспомнить. И, следовательно, не молясь - исполнить молитвенное правило. Такая молитва - грех перед Богом.

9. Как правильно целовать иконы?

Лобызая св. икону Спасителя, следует целовать ноги, Божией Матери и святых - руку, а Нерукотворенный Образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя - во власины.

10. Что символизирует поставленная перед образом свеча?

Свеча, как и просфора, - это бескровная жертва. Огонь свечи символизирует вечность. В древности, в ветхозаветной Церкви, человек, приходящий к Богу, приносил ему в жертву внутренний жир и шерсть закланного (убитого) животного, которые возлагались на жертвенник всесожжения. Теперь же, приходя в храм, мы приносим в жертву не животное, а символически заменяющую его свечу (лучше восковую).

11. Имеет ли значение, какого размера свечи ставишь перед образом?

Все зависит не от размера свечи, а от искренности твоего сердца и твоих возможностей. Конечно, если обеспеченный человек ставит дешёвые свечи, то это говорит о его скупости. Но если человек беден, а сердце его горит любовью к Богу и состраданием к ближнему, то его благоговейное стояние и горячая молитва угоднее Богу, чем самая дорогая свеча, поставленная с холодным сердцем.

12. Кому и сколько свечей надо ставить?

В первую очередь ставится свеча к Празднику или чтимой храмовой иконе, затем к мощам святого, если таковые имеются в храме, а уже потом за здравие или за упокой.
За умерших свечи ставят на канун у Распятия, мысленно произнося:
Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное.
О здравии или в какой нужде обычно свечи ставят Спасителю, Божией Матери, святому великомученику и целителю Пантелеймону, а также тем святым, коим Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в различных нуждах.
Поставив свечку перед избранным тобой угодником Божиим, мысленно произнеси:
Святый Угодниче Божий (имя), моли Бога обо мне, грешном (ой) (или имя, за кого просишь).
Затем надо подойти и приложиться к иконе.
Надо помнить: чтобы молитвы достигли успеха, молиться святым угодникам Божиим надо с верою в силу их ходатайства перед Богом, со словами, идущими от сердца.
Если ставишь свечу к образу Всех святых, обрати ум свой ко всему сонму святых и всему воинству Небесному и молись:
Вси святии, молите Бога о нас.
Все святые о нас всегда Бога молят. Он же Один всех милует, а к просьбам святых Своих всегда снисходителен бывает.

13. Какие молитвы надо творить перед образами Спасителя, Божией Матери и Животворящего Креста?

Перед образом Спасителя моли про себя:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (ную) или Без числа согреших, Господи, помилуй мя.
Перед иконой Божией Матери произноси кратко:
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Перед образом Животворящего Креста Христова твори такую молитву:
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.
И после этого поклонись Честному Кресту. И если стоишь перед образом Христа Спасителя нашего или Богородицы, или святых Божиих со смирением и теплою верою - то получишь то, что просишь.
Ибо где образ, там и благодать первообразная.

14. Почему именно у Распятия принято ставить свечи за упокой?

Крест с Распятием стоит на кануне, то есть на столе для поминания усопших. Христос взял на Себя грехи всего мира, грех первородный - Адамов грех - и через Свою смерть, через Кровь, которая пролилась безвинно на кресте (поскольку Христос не имел греха), примирил мир с Богом Отцом. Помимо этого, Христос - это мост между бытием и небытием. Можно увидеть на кануне, кроме догорающих свечей, еще и еду. Это очень давняя христианская традиция. В глубокой древности были так называемые агапии - трапезы любви, когда христиане, которые приходили на богослужение, после его окончания все вместе потребляли то, что приносили с собой.

15. С какой целью и какие продукты можно положить на канун?

Обычно на канун кладут хлеб, печенье, сахар, все то, что не противоречит посту (так как может быть и постный день). Также можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор, который потом пойдет для причастия верующих. Всё это приносится и оставляется с той же целью, с какой ставится на канун свеча - помянуть своих умерших родственников, знакомых, друзей, еще не прославленных подвижников благочестия.
С этой же целью подается и записочка о поминовении.
Следует твёрдо помнить, что приношение должно идти от чистого сердца и искреннего желания принести жертву Богу за упокой души поминаемого человека и должно быть добыто от своего труда, а не похищено или приобретено обманом или иным лукавством.

16. Какое самое важное поминовение для усопших?

Самое важное - поминовение усопших на проскомидии, ибо вынутые из просфоры частицы погружаются в Кровь Христову и очищаются сею великою жертвою.

17. Как подать записку о поминовении на проскомидии? Можно ли на проскомидии поминать болящих?

До начала богослужения, надо подойти к свечному прилавку, взять лист бумаги и написать следующим образом:

Об упокоении

Андрея
Марии
Николая

Заказная

Таким образом оформленная записка будет подана на проскомидию.

О здравии

Б. Андрея
мл. Николая
Нины

Заказная

Таким же образом подаётся записка о здравии, в том числе и болящих.

Записку можно подать с вечера, указав дату, на которую предполагается поминовение.
Сверху записки не забудь нарисовать восьмиконечный крест, а внизу желательно приписать: «и всех православных христиан». Если хочешь помянуть духовное лицо, то его имя ставится первым.

18. Что делать, если стоя на молебне или другом богослужении не услышал имени, которое подал на поминовение?

Бывает, что священнослужителей упрекают: дескать, не все записки прочитали или не все свечи поставили. И не знают, что этого делать нельзя. Не судите, да не судимы будете. Вы пришли, принесли - всё, ваш долг выполнен. А уж как священник сделает, так с него и спросится!

19. Для чего совершается поминовение усопших?

Все дело в том, что покойники сами за себя молиться не могут. За них это должен сделать кто-то другой из живущих ныне. Таким образом, души людей, покаявшихся перед смертью, но не успевших принести плоды покаяния, могут получить освобождение только по ходатайству за них перед Господом от живущих родственников или друзей и в силу молитв Церкви.
Святые Отцы и учители Церкви согласно признают возможность для грешников освобождения от мучений и благотворное значение в этом отношении молитв и милостыни, особенно церковных молитв, и преимущественно бескровной жертвы, то есть поминовения на Литургии (проскомидии).
«Когда весь народ и Священный Собор, - вопрошает св. Иоанн Златоуст, - стоят с простертыми к небу руками и когда предлежит страшная жертва, как не умилостивим мы Бога, молясь за них (умерших)? Но это о тех только, которые в вере умерли» (Св. Иоанн Златоуст. Беседа на посл. к Флп. 3, 4).

20. Можно ли вписать в поминальную записку имя самоубийцы или некрещеного?

Нельзя, так как лица, лишенные христианского погребения, обыкновенно лишаются и молитв церковных.

21. Как нужно себя вести при каждении?

При каждении нужно преклонить голову, словно Дух Жизни принимаешь, и творить молитву Иисусову. При этом нельзя поворачиваться спиной к алтарю - это ошибка многих прихожан. Надо лишь слегка развернуться.

22. Какой момент считается окончанием утреннего богослужения?

Окончанием, или завершением, утреннего богослужения является выход священника с Крестом. Такой момент называется отпустом. Во время отпуста верующие подходят к Кресту, целуют его и священническую руку, держащую Крест, как его подножие. Отойдя, нужно поклониться иерею. Кресту же помолиться:
Верую, Господи, и поклоняюсь Честному и Животворящему Кресту Твоему, яко на Нем соделал ecu спасение посреде Земли.

23. Что нужно знать об употреблении просфоры и святой воды?

По окончании Божественной литургии, придя домой, приготовь на чистой скатерти трапезу из просфоры и святой воды.
Перед употреблением трапезы сотвори молитву:
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
Просфору принимают над тарелкой или чистым листом бумаги, чтобы крошки святые не упали на пол и не были попираемы, ибо просфора - хлеб святой Небесный. И принимать его надо со страхом Божиим и смирением.

24. Как празднуются праздники Господни и святых Его?

Праздники Господни и святых Его празднуются духовно, чистою душою и неоскверненной совестью, обязательным посещением церкви. По желанию верующие заказывают благодарственные молебны в честь Праздника, приносят цветы к иконе Праздника, раздают милостыню, исповедуются и причащаются.

25. Как заказать молебен поминальный и благодарственный?

Молебен заказывается путем подачи записки, оформленной соответствующим образом. Правила оформления заказного молебна вывешиваются у свечного прилавка.
В разных церквях существуют определенные дни, когда совершаются молебны, в том числе водосвятные.
На водосвятном молебне можно освятить крестик, икону, свечи. По окончании водосвятного молебна верующие с благоговением и молитвою берут святую воду и ежедневно натощак ее принимают.

26. В чем состоит таинство покаяния и как готовиться к исповеди?

Господь Иисус Христос сказал, обращаясь к ученикам Своим: Истинно говорю вам, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18, 18). И в другом месте Спаситель, дунув, сказал апостолам: Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22-23).
Апостолы же, исполняя волю Господа, передали эту власть своим преемникам - пастырям Церкви Христовой, и по сей день каждый, верующий православно и исповедующий чистосердечно перед православным священником свои грехи может получить через его молитву разрешение, прощение, полное отпущение их.
В этом и состоит суть таинства покаяния.
Человек, привыкший следить за чистотой своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния. Он ждёт и жаждет очередной исповеди, как иссохшая земля ждёт живительной влаги.
Представьте себе на минуту человека, по смывавшего с себя телесную грязь всю жизнь! Вот и душа требует омовения, и что было бы, если не было бы таинства покаяния, этого целительного и очистительного «второго крещения». Накопившиеся грехи и прегрешения, не снятые с совести (не только крупные, но и многие мелкие), тяготят ее так, что человек начинает чувствовать какой-то необычный страх, ему начинает казаться, что с ним должно произойти что-то дурное; то вдруг он впадает в какие-то нервные срывы, раздражения, ощущает общее беспокойство, не имеет внутренней твердости, перестает владеть собой. Часто причины всего происходящего сам он не понимает, а она в том, что на совести человека - неисповеданные грехи. По милости Божией эти скорбные ощущения и напоминают нам о них, чтобы мы, озадаченные таким бедственным положением души своей, пришли к сознанию необходимости исторгнуть из нее весь яд, то есть обратились к св. таинству покаяния и этим бы избавились от всех тех мук, которые ожидают после Страшного Суда Божия всякого грешника, не очистившегося здесь, в этой жизни.
Практически все таинство покаяния совершается так: вначале священник молится со всеми желающими исповедоваться. Затем он делает краткое напоминание о наиболее распространенных грехах, говорит о смысле исповеди, об ответственности исповедующегося и о том, что он стоит перед Самим Господом, и священник - лишь свидетель таинственной беседы его с Богом, и что умышленное сокрытие каких-либо грехов усугубляет вину кающегося.
Затем уже исповедующиеся по одному подходят к аналою, на котором лежат Святое Евангелие и Крест, делают поклон ко Кресту и Евангелию, становятся перед аналоем, склонив голову или на колени (последнее не обязательно), и начинают исповедоваться. Полезно при этом составить приблизительный план для себя - какие грехи исповедовать, чтобы не забыть потом на исповеди; но надо будет не просто прочитать с листка бумаги о своих язвах, а с чувством вины и раскаяния открывать их перед Богом, вынимать их из души своей, как каких-нибудь гадких змей, и с чувством отвращения избавляться от них. (Сравни этот список грехов с теми списками, которые будут держать злые духи на мытарствах, и заметь: чем тщательнее ты сам обличишь себя, тем меньше страниц обнаружится в тех демонских писаниях.) При этом, конечно, каждое извлечение такой мерзости и выведение ее на свет будет сопровождаться некоторым чувством стыда, но ты знай твердо: Сам Господь и служитель Его - исповедующий тебя иерей, как бы ни был отвратителен твой внутренний греховный мир, только радуются, когда ты от него решительно отрекаешься; на душе священника только радость о покаявшемся. Любой священник после искренней исповеди еще более располагается к исповедующемуся, гораздо ближе и заботливее начинает относиться к нему.

27. Изглаживает ли покаяние воспоминание о совершенных ранее грехах?

Ответ на этот вопрос дается в очерке на Евангельскую тему - «Блудный сын».
«...Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
Сын же сказал ему: «Отче! я согрешил против неба и перед тобою и уже не достоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его, и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться!» (Лк. 15, 20-23.)
Кончается пир в доме благого, милосердного отца. Затихают звуки ликования, расходятся званые гости. Вчерашний блудный сын выходит из чертога пира, еще полный сладостного чувства любви и всепрощения отца.
За дверями он встречается со стоящим вне старшим братом. В его взоре - осуждение, почти негодование.
Замерло сердце младшего брата; исчезла радость, заглохли звуки пира, перед взором встало недавнее, тяжелое прошлое...
Что он может сказать брату своему в оправдание?
Разве его негодование не справедливо? Разве заслужил он этот пир, эту новую одежду, этот золотой перстень, эти поцелуи и прощение отца? Ведь еще недавно, совсем недавно...
И низко склоняется голова младшего брата перед суровым, осуждающим взором старшего: заныли, заболели еще совсем свежие раны души...
Со взором, просящим милосердия, блудный сын бросается на колени перед старшим братом.
«Брат... Прости меня... Не я устроил этот пир... И не просил я у отца этой новой одежды, и обуви, и этого перстня... Я даже не называл себя более сыном, я просил лишь принять меня в наемники... Твое осуждение меня справедливо, и нет мне оправдания. Но выслушай меня и ты, может быть, поймешь милосердие нашего отца...
Что прикрывает теперь эта новая одежда?
Вот, посмотри, следы этих страшных (душевных) ран. Ты видишь: на моем теле не было здорового места; здесь были сплошные язвы, пятна, гноящиеся раны (Ис. 1, 6).
Они сейчас закрыты и «смягчены елеем» милосердия отца, но еще мучительно болят при прикосновении и, мне кажется, будут болеть всегда...
Они будут постоянно напоминать мне о том роковом дне, когда я с черствой душой, полной самомнения и горделивой уверенности в себе, порвал с отцом, потребовав свою часть имения, и ушел в ту ужасную страну безверия и греха...
Как счастлив ты, брат, что у тебя нет воспоминаний о ней, что не знаешь того смрада и тления, того зла и греха, которые царят там. Ты не испытал духовного голода и не познал вкуса тех рожков, которые в той стране надо красть у свиней.
Вот ты сохранил свои силы и здоровье. А у меня их уже нет... Только остатки их я принес обратно в дом отца. И это сейчас разрывает мое сердце.
Для кого я работал? Кому я служил? А ведь все силы можно было бы отдать для служения отцу...
Ты видишь этот драгоценный перстень на моей грешной, уже слабой руке. Но что бы я не отдал за то, чтобы на этих руках не было следов той грязной работы, которую они выполняли в стране греха, за сознание, что они всегда работали только для отца...
Ах, брат! Ты всегда живешь во свете и не будешь никогда знать горечи тьмы. Ты не знаешь тех дел, которые там совершаются. Ты не встречался близко с теми, с кем там приходится иметь дело, ты не касался той грязи, которой не могут избежать живущие там.
Ты не знаешь, брат, горечи сожалений: на что ушли силы моей юности? Чему посвящены дни моей молодости? Кто вернет мне их? О, если бы жизнь можно было начать сначала!
Не завидуй же, брат, этой новой одежде милосердия отца, без нее были бы нестерпимы муки воспоминаний и бесплодных сожалений...
И тебе ли завидовать мне? Ведь ты богат богатством, которого, может быть, не замечаешь, и счастлив счастьем, которого, возможно, не чувствуешь. Ты ведь не знаешь, что такое невозвратимая утеря, сознание растраченного богатства и загубленных талантов. О, если бы все это было возможно вернуть и вновь принести отцу!
Но имение и таланты выдаются лишь один раз на всю жизнь, и сил уже не воротишь, а время ушло безвозвратно...
Не удивляйся же, брат, милосердию отца, его снисхождению к блудному сыну, его стремлению прикрыть жалкое рубище грешной души новой одеждой, его объятиям и поцелуям, оживляющим опустошенную грехом душу.
Сейчас пир окончен. Завтра я вновь приступлю к работе и буду трудиться в отчем доме рядом с тобой. Ты, как старший и беспорочный, будешь господствовать и руководить мною. Мне же подобает работа подначальная. Мне ее и надо. Эти опозоренные руки не заслуживают иной.
Эта новая одежда, эта обувь и этот перстень также снимутся до времени: в них неприлично будет исполнять мне чёрную работу.
Днем мы будем работать вместе, затем ты можешь со спокойным сердцем и чистою совестью отдыхать и веселиться со своими друзьями. А я?..
Куда я уйду от моих воспоминаний, от сожалений о растраченном богатстве, загубленной юности, потерянных силах, рассыпанных талантах, запачканных одеждах, о вчерашнем оскорблении и отвержении отца, от мыслей об ушедших в вечность и навсегда утерянных возможностях?..»

28. Что означает Причащение Святых Таин Тела и Крови Христовых?

Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53).
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем
(Ин. 6, 56).
Этими словами Господь указал на совершенную необходимость для всех христиан участия в таинстве Евхаристии. Самое таинство было установлено Господом на Тайной вечери.
«...Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал:
Приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И взял чашу и, благодарив, подал им и сказал: Пейте из нея все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов » (Мф. 26, 26-28).
Как учит Святая Церковь, христианин, принимая св. Причастие, таинственно соединяется с Христом, ибо в каждой частице раздробленного Агнца содержится Весь Христос.
Неизмеримо значение таинства Евхаристии, постижение которого превосходит наш разум.
Оно зажигает в нас Христову любовь, возносит к Богу сердце, зарождает в нем добродетели, сдерживает нападение на нас темной силы, дарует силу против искушений, оживляет душу и тело, исцеляет их, дает им силу, возвращает добродетели - восстанавливает в нас ту чистоту души, которая была у первородного Адама до грехопадения.
В размышлениях о Божественной литургии еп. Серафима Звездинского имеется описание видения одного старца-подвижника, ярко характеризующее значение для христианина Причащения Св. Таин. Подвижник видел «...огненное море, волны которого вздымались и бурлили, представляя из себя страшное зрелище. На противоположном берегу стоял прекрасный сад. Оттуда доносилось пение птиц, разливалось благоухание цветов.
Подвижник слышит голос: «Перейди через это море ». Но перейти не было возможности. Долго стоял он в раздумье, как перейти, и слышит снова голос: «Возьми два крыла, которые дала Божественная Евхаристия: одно крыло - Божественная Плоть Христова, второе крыло - Животворящая Кровь Его. Без них, как бы ни велик был подвиг, достигнуть Царствия Небесного нельзя ».
Как пишет о. Валентин Свенцицкий: «Евхаристия - это основа того реального единства, которое чаем во всеобщем Воскресении, ибо и в преосуществлении Даров и в нашем Причащении залог нашего спасения и Воскресения не только духовного, но и телесного».
Старец Парфений Киевский однажды в благоговейном чувстве пламенной любви к Господу долго повторял в себе молитву: «Господи Иисусе, живи во мне и дай мне в Тебе жити», - и услышал тихий, сладкий голос: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем.
Итак, если покаяние очищает нас от скверны нашей души, то Причастие Тела и Крови Господних напояет нас благодатью и преграждает возвращение в нашу душу лукавого духа, изгнанного покаянием.
Но следует твердо запомнить, что, как бы ни было для нас необходимо Причастие Тела и Крови Христовых, не должно к нему приступать без предварительного очищения себя исповедью.
Апостол Павел пишет: «Кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
Да испытывает же себя человек и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей .
Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 27-30).

29. Сколько раз в году нужно причащаться?

Преподобный Серафим Саровский заповедовал Дивеевским сестрам:
«Неопустительно исповедоваться и приобщаться во все посты и, кроме того, двунадесятые и большие праздники: чем чаще, тем лучше - не мучая себя мыслию, что недостойна, и не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Таин.
Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь в смиренном только сознании великой греховности своей приступит к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, то будет очищаться благодатью Христовой, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».
Очень хорошо причащаться и в дни своих именин и в дни рождения, а супругам - в день их бракосочетания.

30. Что такое соборование?

Как бы тщательно мы ни старались запоминать и записывать свои грехи, может случиться, что существенная часть их не будет сказана на исповеди, некоторые будут забыты, а некоторые просто не осознаны и не замечены, в силу нашей духовной слепоты.
В этом случае Церковь приходит на помощь кающемуся с таинством Елеосвящения, или, как его часто называют, «соборования». Это таинство основано на указании апостола Иакова - главы первой Иерусалимской Церкви:
«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит больного, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).
Таким образом, в таинстве Елеосвящения прощаются нам грехи, не сказанные на исповеди по незнанию или же по забывчивости. А поскольку болезни есть следствие нашего греховного состояния, то освобождение от греха часто ведет и к исцелению тела.
В настоящее время, Великим постом, все ревнующие о спасении христиане принимают участие сразу в трех таинствах: исповеди, Елеосвящения и Причащения Святых Таин.
Тем же христианам, которые по какой-либо причине не смогли принять участия в таинстве Елеосвящения, Оптинскими старцами Варсонофием и Иоанном дается такой совет:
«Какого заимодавца можешь найти вернее Бога, знающего и то, чего не было?
Итак, возложи на Него счет забытых тобою прегрешений и скажи Ему:
«Владыко, поскольку и забыть свои согрешения есть грех, то я во всем согрешил Тебе Единому Сердцеведу. Ты и прости меня за все по Твоему человеколюбию, ибо там-то и проявляется великолепие славы Твоей, когда Ты не воздаешь грешникам по грехам, ибо Ты препрославлен вовеки. Аминь».

31. Как часто следует посещать храм?

В обязанности христианина входит посещение храма в субботние и воскресные дни и обязательно в праздники.
Установление и соблюдение праздников необходимо для нашего спасения, они учат нас истинной христианской вере, возбуждают и питают в нас, в наших сердцах любовь, благоговение и покорность Богу. Но в церковь ходят также и для отправления треб, обрядов, для того, чтобы просто помолиться, когда позволяют время и возможности.

32. Что означает для верующего посещение храма?

Каждое посещение храма для христианина - это праздник, если человек действительно верующий. По учению Церкви, при посещении храма Божия происходит особое благословение и успех во всех добрых начинаниях христианина. Поэтому и следует сделать так, чтобы в этот момент был мир в душе и порядок в одежде. Ведь мы не просто идем в церковь. Смирив себя, свою душу и сердце, мы приходим к Христу. Именно к Христу, дающему нам в отношении нас благо, которое мы должны заслужить своим поведением и внутренним расположением.

33. Какие богослужения ежедневно совершаются в Церкви?

Во имя Пресвятой Троицы - Отца и Сына и Святаго Духа - Святая Православная Христианская Церковь ежедневно совершает в храмах Божиих вечерние, утренние и дневные богослужения, по примеру святого Псалмопевца, свидетельствующего о себе: «Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он (Господь) услышит голос мой» (Пс. 54, 17-18). Каждое из этих трех богослужений слагается, в свою очередь, из трех частей: вечернее богослужение - оно состоит из Девятого часа, Вечерни и Повечерия; утреннее - из Полунощницы, Утрени и Первого часа; дневное - из Третьего часа, Шестого часа и Божественной литургии. Таким образом, из вечернего, утреннего и дневного богослужений Церковных образуются девять служб: Девятый час, Вечерня, Повечерие, Полунощница, Утреня, Первый час, Третий час, Шестой час и Божественная литургия, подобно тому, как, по учению святого Дионисия Ареопагита, из трех чинов Ангельских образуются девять ликов, день и ночь славословящих Господа.

34. Что такое пост?

Пост - это не только некоторые изменения в составе пищи, то есть отказ от скоромной пищи, но, главным образом, покаяние, воздержание телесное и духовное, очищение сердца через усиленную молитву.
Преподобный Варсонуфий Великий говорит:
«Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста (если ты немощен телом)».
О том же говорит и св. Иоанн Златоуст:
«Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься - нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело».
Как пишет о. Александр Ельчанинов: «В общежитиях существует коренное непонимание поста. Важен не сам по себе пост как неядение того-то и того-то или как лишение себя чего-то в виде наказания - пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов - через истощение тела дойти до утончения духовных мистических способностей, затемненных плотию, и тем облегчить свое приближение к Богу.
Пост не есть голод . Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого поста не говорится о посте изолированном в нашем обычном смысле, то есть как о неядении мяса и проч. Всюду один призыв: «Постимся, братие, телесно, постимся и духовно». Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями. Пост равен утончению. Нормальный зоологически благополучный человек недоступен влияниям внешних сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, и тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идет духовное его наполнение».
По словам еп. Германа, «пост есть сугубое воздержание, чтобы восстановить утраченное равновесие между телом и духом, чтобы вернуть нашему духу его главенство над телом и его страстями».

35. Какие молитвы совершаются перед и после вкушения пищи?

Молитвы перед вкушением пищи:
Отче наш, Иже ecu на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecu душ наших.
Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Благослови.

Молитвы после вкушения пищи:
Благодарим Тя, Христе Боже наш, о насытил ecu нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел ecu, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.
Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

36. Для чего нужна смерть тела?

Как пишет митрополит Антоний Блюм: «В мире, который грех человеческий сделал чудовищным, смерть является единственным выходом.
Если бы наш мир греха был зафиксирован как неизменный и вечный, это был бы ад. Смерть - единственное, что позволяет земле вместе со страданием вырваться из этого ада».
Епископ Аркадий Лубянский говорит: «Смерть для многих есть средство спасения от духовной гибели. Так, например, дети, умирающие в раннем возрасте, не знают греха.
Смерть сокращает сумму общего зла на земле. Что представляла бы из себя жизнь, если бы вечно существовали убийцы - Каины, предатели Господа - Иуды, люди-звери - Нероны и другие?»
Поэтому смерть тела не «нелепа», как про нее говорят люди мира, а необходима и целесообразна.

Там же можно найти много Православной литературы, видео, аудиокниги.

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

_________________________________

http://ofld.ru - Благотворительный Фонд «Лучик Детства» - это добрые и великодушные люди, объединившиеся вместе ради помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации! Фонд поддерживает детей из 125 социальных учреждений 8 областей России, в том числе и малюток из 16 домов ребенка. А это дети-сироты из Челябинской, Свердловской, Курганской, Оренбургской и Самарской областей, а также дети Пермского Края, Республики Башкортостан и Удмуртской Республики. Основной задачей при этом остается обеспечение всем необходимым детей из домов ребенка, где находятся самые маленькие наши подопечные – детки в возрасте от 1 месяца и до 4 лет.

1.1. Зачем ходить в церковь (храм)? Одно из назначений человека на земле – славить и прославлять Бога – своего Небесного Отца. Это прославление выражается наиболее в величественных богослужениях Церкви. В Церкви люди находят и полноту взаимного молитвенного общения и взаимной молитвенной опоры. Господь сказал: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:19,20). Апостол Павел называет Церковь «Телом Христовым, полнотою Наполняющего все во всем» (Еф.1:23), а также «домом Божиим», «столпом и утверждением истины» (1 Тим.3:15). Церковь есть опора для христиан, и она обладает критерием для истины и является ее хранительницей. Без Церкви и участия в церковных Таинствах человеку невозможно спастись. Тот, кто не посещает храм, фактически находится вне Церкви.

1.2. Что надо делать перед входом в храм?

– Перед входом в храм надо трижды перекреститься, после каждого осенения себя крестом сделать поясной поклон, мысленно произнося молитвы: после первого поклона: «Боже, буди милостив мне, грешному», после второго поклона: «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя», после третьего поклона: «Без числа согреших, Господи, прости мя». Можно и просто перекреститься со словами «Господи, помилуй». Главное попытаться оставить мирские, суетные мысли и иметь в душе молитвенный настрой на общение с Богом.

1.3. Как вести себя в храме?

– Людям, идущим в храм, надо знать, что в Церкви существуют свои правила и установления. Женщины не должны приходить в храм в брюках, коротких юбках, в кофтах и блузках без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице. Голова женщины должна быть покрыта платком или шарфом. Мужчины не должны приходить в храм в шортах и майках. Перед входом в храм мужчины должны снимать головные уборы.

Приходить в храм следует за 10-15 минут до начала богослужения. За это время надо , купить и , приложиться к иконам. После этого занять удобное место. Следуя древнему правилу, женщины стоят во время богослужения в левой части храма, мужчины – в правой. Если свободного места достаточно, не надо занимать главного прохода от входных дверей к Царским Вратам. Во время помазания елеем, Причащения, прикладывания к кресту мужчин пропускают первыми.

Не следует ходить по храму во время богослужения, вести разговоры. Пришедшим в храм во время богослужения надо воздержаться от того, чтобы ставить свечи или передавать их, отвлекая людей от молитвы.

Нельзя в храме сидеть нога на ногу, держать руки в карманах или за спиной. Вести себя в доме Божием надо благопристойно и благоговейно.

1.4. Придя в храм, кому надо поставить свечу в первую очередь и о чем надо молиться?

– В первую очередь хорошо поставить свечу в центре храма, где на аналое (специальном столике с наклонной поверхностью) лежит икона праздника или храмовая икона, а также к образу Спасителя, Божией Матери. О упокоении усопших ставят свечу к кресту на прямоугольном подсвечнике (это канун). Можно поставить свечу любому святому или святым. Молиться надо о прощении грехов, благодарить Господа за Его благодеяния, просить помощи в имеющихся нуждах.

1.5. Почему в храме надо стоять во время служб?

– В храме совершаются богослужения и священные действия, во время которых человек предстоит пред Богом своей душой, умом и сердцем, а поскольку душа и тело тесно связаны друг с другом, то и самим телесным положением он выражает свой внутренний настрой. Человек создан Богом так, что само вертикальное положение тела указывает на его возвышенное предназначение.

Христианин во время богослужения – не любопытный зритель, а благоговейный соучастник священного действия. И кто искренне, внимательно, всей душой молится, тот не ощущает усталости. Конечно, люди, страдающие телесными недугами, либо нуждающиеся в дополнительном отдыхе (например, беременные женщины, люди пожилого возраста) могут сидеть на скамейках, имеющихся во всех храмах. Но во время и в особо важных местах Литургии следует вставать.

«Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах», – говорил московский святитель XIX века Филарет (Дроздов).

1.6. Как часто следует посещать храм?

– В четвертой заповеди говорится, что шесть дней человек должен работать, а седьмой день посвящать Господу Богу. Поэтому каждый христианин должен посещать храм в воскресные дни, включая всенощное бдение накануне (в субботу вечером), и, по возможности, в дни церковных праздников. Можно приходить в храм и в любое другое время – помолиться, поставить свечи перед иконами, подать заранее записки на Литургию, побеседовать со священником.

1.7. Можно ли принимать пищу в утренние часы перед посещением храма?

– По Уставу Церкви делать это не положено. Тот, кто не причащался, вкушает по окончании богослужения антидор, который можно принимать только натощак. Послабления возможны для детей и людей, страдающих физическими недугами, которым разрешается принимать пищу перед посещением храма. Устав Церкви рассчитан на физически здоровых людей.

1.8. Можно ли во время Причащения ставить свечи и прикладываться к иконам?

– Причащение – это самая важная часть богослужения, поэтому в этот период не следует ставить свечи и прикладываться к иконам. Кто в этот день не причащается, должен стоять на одном месте и молиться, сохраняя благоговение перед величайшим Таинством.

Духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Свеча имеет символическое значение, но спасает не символ, а подлинная сущность – божественная благодать, которая подается в Таинствах. Поэтому во время богослужения все внимание должно быть обращено на то, что поется и читается в храме. Ставить свечи надо до начала богослужения, а если не успели, после его окончания.

1.9. Если необходимо уйти до окончания Литургии, когда можно это сделать?

– Уходить из храма до окончания Литургии допускается лишь по немощи или в случае крайней необходимости, но только не во время чтения Евангелия и совершения Евхаристии.

Желательно не выходить из храма до возгласа священника «С миром изыдем».

1.10. Можно ли подойти на помазание во время всенощной службы некрещеному?

– Никакого вреда некрещеному не будет от того, что его помажут освященным маслом. Но только надо задуматься, а будет ли это ему полезно. Если это некоторое приближение человека к ограде церковной, если он, пока еще не решившись креститься, проявляет интерес к этим действиям Церкви, то это хорошо. А если же им таковые действия воспринимаются как своеобразного вида магия, как некое «церковное лекарство», но при этом человек вовсе не стремится воцерковиться, чтобы стать православным христианином, считает, что помазание послужит ему каким-то оберегом, то в таком случае лучше не подходить.

1.11. Можно ли некрещеному человеку приложиться к мощам?

– К святым мощам и иконам некрещеным прикладываться можно, если они имеют веру и благоговение перед святыней.

1.12. Прикладываются ли к кресту в Радоницу?

– К кресту прикладываются каждый день по окончании богослужения, потому что – главная христианская святыня, это символ веры и орудие нашего спасения.

1.13. Что делать, если ребенок в храме расплакался?

– Плачущего ребенка надо успокоить, а если это не удается, то выйти с ним из храма, чтобы не мешать молящимся.

1.14. Разрешается ли в храме фото- и видеосъемка?

– Общецерковного запрета на фото- и видеосъемку в храмах не существует (пример: регулярные телетрансляции Патриарших и Митрополичьих Рождественских и Пасхальных богослужений). Однако в целях соблюдения церковного благочиния следует испрашивать благословение священника на эти действия.

1.15. Как относиться к тому, что во время службы видится красивое свечение икон, врат и тому подобное?

– С большой осторожностью. Всякие видения человеку неполезны, так как через них чаще всего происходит обольщение лукавым духом, что приводит к состоянию, называемому в Православии прелестью. Подобным видениям не надо придавать никакого значения, стараться вообще не обращать на них внимания. Также нужно быть осторожным и в отношении слышания голосов и каких-либо физических ощущений во время молитвы.

1.16. Почему женщинам в храме надо быть с покрытой головой?

– В Священном Писании сказано: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор.11:5). «Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (1 Кор.11:7-10).

1.17. Почему женщинам нельзя входить в храм в брюках?

– Потому что брюки – это мужская одежда, а Бог запретил людям надевать одежду, не соответствующую их полу. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие». (Втор.22:5).

1.18. Обязательно ли вставать в храме на колени во время богослужения?

– Если священник и все молящиеся встали на колени, то надо тоже встать. В исключительных случаях, когда человек болен или когда в храме очень тесно, можно на колени не вставать.

1.19. Для чего по храму ходят с подносами и собирают деньги?

«Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища?» (1 Кор.9:13). Самим Господом установлено, что Церковь существует на пожертвования верующих (Лев.27:32; Втор.12:6; 14:28; 18:1-5). Из государственного бюджета не выделяется средств на содержание храмов, на зарплату священникам, диаконам, псаломщикам, певчим, свечницам, сторожам, уборщицам, учителям воскресных школ и другим работникам храмов, так как Церковь в нашей стране отделена от государства, но оно обязывает Церковь платить налоги за аренду земли и зданий, за воду, электричество, отопление и т.д. Кроме этого необходимы средства на ремонт и реставрацию, на поддержание благолепия внутреннего убранства храмов, на приобретение облачений, богослужебных принадлежностей и книг. Все эти затраты храмы вынуждены покрывать самостоятельно, а их доходы складываются только из пожертвований верующих.

1.20. Как надо себя вести при каждении храма?

– Когда священнослужитель совершает каждение храма, надо посторониться, чтобы не мешать ему, и при каждении народа слегка наклонить голову. При этом не надо поворачиваться спиной к алтарю. Надо лишь слегка развернуться. Креститься в это время не следует.

1.21. Что означают поклоны?

– Поклоны – символическое действие, служащее выражением чувства благоговения перед Богом. Коленопреклонение и восстание символизирует падение человека через грех и восстание его по человеколюбию Господа.

Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, в знак смирения молитву сопровождают поклонами.

1.22. Какие бывают поклоны?

– Поклоны бывают поясные, когда наклоняются до пояса, и земные, когда, кланяясь, становятся на колени и касаются головой земли (пола).

1.23. Есть ли какие-либо ограничения в церковной жизни для женщин, находящихся в естественной нечистоте?

– В Ветхозаветной Церкви существовали строгие ограничения на участие женщин, находящихся в естественной нечистоте, в церковной жизни: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если женщина зачнет и родит младенца мужского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания ее очищением, она будет нечиста;…и тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее» (Лев.12:1-4). «Если у женщины течет кровь многие дни не во время очищения ее, или если она имеет истечение долее обыкновенного очищения ее, то во все время истечения нечистоты ее, подобно как в продолжение очищения своего, она нечиста» (Лев.15:25). «А когда она освободится от истечения своего, тогда должна отсчитать себе семь дней, и потом будет чиста» (Лев.15:28).

И в Новозаветной Церкви существует правило, по которому женщины во время нечистоты не должны причащаться и входить в храм до 7 дней (Номоканон, 64). Родильницам же вход в храм воспрещается в продолжение 40 дней со времени рождения ими младенца.

«Приближение в нечистоте к святыне есть дерзость и оскорбление святыни. Поэтому вполне естественно со стороны Церкви желание удержать женщину от общения церковного на время состояния в естественной нечистоте, являющейся как бы печатью первородного проклятия женщине (Церковный вестник, 1896, 39). Воздерживаясь в течение 40 дней от входа в храм, родившие жены тем самым доказывают свое повиновение святой Церкви касательно чистоты, подражая Богородице Деве, Которая хотя и не требовала никакого очищения, как непорочная Приснодева, но исполнила закон очищения» (Лк.2:22). (Настольная книга для священно-церковно-служителей).

Однако в настоящее время даже среди опытных священнослужителей нет единого мнения относительно всех нюансов этого вопроса.

От участия в церковных Таинствах в этот период следует воздержаться, если нет смертельной опасности.

1.24. С какой стороны надо обходить иконы в храме – справа налево или слева направо?

– С любой. Главное, чтобы это делалось благоговейно, с молитвой и не мешало другим людям.

1.25. Сколько цветов можно приносить в храм – четное или нечетное количество?

– Имеет значение не количество принесенных в храм цветов, а сердечное устроение приносящих.

Практическое руководство по приходскому консультированию. Санкт-Петербург 2009 год.

☦ Входите в святой храм с духовной радостью. Когда входите в храм и видите святые иконы, думайте о том, что Сам Господь и все святые смотрят на вас; будьте в это время особенно благоговейны.

☦ Святость храма требует к себе особо благоговейного отношения. В храм следует приходить в приличной, чистой одежде, не в спортивной (не скромной) или вызывающе яркой. Женщинам полагается иметь на голове платок или головной убор. Храня христианскую стыдливость, свою и ближних, не следует приходить в храм в нескромной одежде или в брюках. По возможности, надо приходить в храм без сумок и пакетов, чтобы не создавать лишней суеты.

☦ В храм всегда приходите заранее, чтобы успеть до начала богослужения поставить свечи, заказать поминовение, приложиться к иконам. До конца богослужения без крайней необходимости не уходите из храма.

☦ Перед входом в храм следует совершить поясной поклон с молитвой и крестным знамением. Войдя в храм, нужно также совершить в сторону алтаря три поклона с молитвой мытаря.

☦ Ставить свечи, прикладываться к иконам и святыням надо до начала богослужения, а во время службы не следует нарушать общую молитву хождением по храму и передачей свечей.

☦ Нельзя целовать святыни храма и участвовать в Таинстве Святого Причащения с накрашенными губами.

☦ Проходя напротив полагается перекреститься и поклониться в сторону престола. Нельзя проходить между амвоном и центральным аналоем, когда перед ним молятся посреди храма священнослужители. В храме не положено разговаривать, тем более смеяться и шутить. Приветствовать друг друга принято поклоном.

☦ В православном храме во время богослужения принято стоять. Сесть и отдохнуть разрешается в случаях нездоровья. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский : «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». В случае телесной слабости можно присесть на стульчик или скамью.

☦ По традиции мужчинам полагается стоять на правой стороне храма, а женщинам на левой.

☦ Существует традиция подходить к Чаше во время причащения сначала младенцам, потом мужчинам, а затем женщинам. Эта же последовательность должна быть соблюдаема и на елеопомазании. На исповеди, идя ко кресту в конце литургии, а также во многих других случаях не следует стараться опередить других, но надо соблюдать очередность.

☦ Войдя в храм во время особо торжественных моментов – чтения Евангелия, Херувимской, Евхаристического канона – следует остановиться при входе, дождаться окончания и лишь тогда встать на место молитвы. Нельзя считать какое-то место в храме «своим», тем более просить перейти занявших его. Во время службы надо стоять и молиться на одном месте, не озираясь по сторонам. Во время каждения храма надо отойти от стены, давая проход священнослужителю, и, повернувшись к нему, поклониться на каждение.

☦ В Православной Церкви положено молиться стоя, тихо и благоговейно, поэтому нехорошо как-либо внешне проявлять свои особенные молитвенные чувства: делать во время службы земные поклоны (вне времени когда это положено), стоять на коленях головой в пол и т.п. Если в храме тесно, то лучше не делать земной поклон даже в положенные моменты литургии (при возгласе «Святая святым» и при выносе Св. Даров), чтобы не расталкивать окружающих. Нельзя одергивать и учить, если кто-нибудь из прихожан по незнанию делает что-то не так. Если же его действия мешают общей молитве, то следует со смирением подсказать ему.

☦ Во время службы, когда священник благословляет предстоящих рукой или совершает каждение молящихся с амвона, следует делать поклон без крестного знамения, а когда благословение совершается крестом или Чашей, полагается перекреститься, а потом поклониться. До окончания службы не следует уходить их храма, разве что по действительно важной причине.

☦ Не осуждайте невольных ошибок служащих или присутствующих в храме – полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, что во время богослужения кто-то на ваших глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайтесь, никого не одергивайте (если, конечно, не совершается явное хулиганство и кощунство). Постарайтесь не обращать внимания, а если по немощи не справитесь с искушением (т.е. испытанием), лучше отойдите тихо в другое место.

☦ Не стоит расстраиваться, выслушивая поучения бабушек. Смиренно принимая их упреки, сами не старайтесь «просвещать» их. В Церкви для этого есть священнослужители и миссионеры.

☦ Не бойтесь попасть в неловкое положение, сделав что-то не так. Люди приходят в церковь не для оценки ближних, а для общественной молитвы и участия в Таинствах.

☦ Главное – это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы.

☦ Перед выходом из храма нужно совершить три поклона с крестным знамением и молитвой, поблагодарив Бога и испросив Его благословения. Выйдя на улицу, следует обернуться к храму и еще раз поклониться. Всегда, проходя мимо храма, следует остановиться и поклониться в его сторону с крестным знамением.

Правила церковных отношений.

☦ При встрече со священником следует взять у него благословение и затем уже начинать разговор. При последующих встречах с ним в этот день брать благословение не нужно. Также при прощании со священником после продолжительного с ним разговора или общего дела принято брать благословение.

☦ При обращении к священнику по телефону начинать разговор нужно испрашиванием благословения словами: «Батюшка, благословите» или «Отец (имя), благословите».

☦ При встрече мирян принято троекратное христианское целование или взаимный поклон. Обычное церковное приветствие в праздничные дни: «С праздником!» Входя в дом: «Мир дому сему». Ответ: «С миром принимаем». Пожелания в путь, в дорогу: «Ангела хранителя!», «Храни тебя Господь!», «Храни тебя Матерь Божия!». Принятое пожелание вкушающим пищу: «Ангела за трапезой!» Ответ: «Невидимо предстоит». За услугу, внимание, помощь, а также за угощение принято благодарить словами: «Спаси Господи!», на которые обычно отвечают: «Во славу Божию!»

На пути в церковь есть обычай читать молитву:

Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави ми правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой: яко несть в устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси, уповающии на Тя, во веки возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии Имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас .

☦ Входить в церковь надлежит тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного. Шум, разговоры, а тем более смех, при вступлении в церковь и пребывании в ней оскорбляют святость храма Божия и величие обитающего в нем Бога.

☦ Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона (земных в простые дни, а в субботы, воскресения и праздники – поясные) с молитвами:

Боже, милостив буди мне, грешному . – Поклон.

Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя . – Поклон.

Создавый мя, Господи, прости мя! – Поклон.

На следующих молитвословиях поклоны обычно полагаются поясные:

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу…

Слава, и ныне.. .

Господи, помилуй! (Трижды) Благослови .

Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

☦ После этого, по обычаю поклонясь на обе стороны прежде вошедшим людям и сотворив три поясных поклона с молитвой Иисусовой: – Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного – внимай начавшемуся Богослужению с благоговением и страхом Божиим.

☦ Служба церковная совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша, и, по возможности, единовременно с другими молящимися в храме. Пред совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением и потом делать поклон – если малый, то нужно наклонить главу так, чтобы рукой можно было достать до земли, при великом же нужно оба колена преклонить вместе и главою достигнуть земли. Крестное знамение должно изображать на себе правильно, с благоговением, не спеша, соединив вместе три первых перста правой руки в знак того, что Бог есть Троица Единая и Равночестная, а остальные два перста сложив и пригнув к ладони в ознаменование того, что Иисус Христос есть Бог и Человек, сошедший на землю нашего ради спасения. Сложенную таким образом десницу (правую руку) следует полагать сначала на чело, чтобы просветил Господь ум наш, затем на чрево, дабы укротил воюющую на дух плоть, а после на правое и левое плечи – для освящения нашей деятельности. Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием не только истово, чинно и все одновременно, но и неторопливо («не борзяся»), и своевременно, то есть именно тогда, когда это указано. Поклоны и коленопреклонения следует совершать по окончании каждого краткого прошения или молитвословия, а не во время его исполнения. О неблагочинно совершающих поклоны Устав церковный произносит строгий суд (Типикон, понедельник первой седмицы Святого Великого Поста).

Миссионерский листок № 16

Правила этикета существуют не только в светском обществе. Нормы поведения в церкви - тоже можно отнести к особому этикету, называемому религиозным. Посещая церковь, вы должны придерживаться ее канонов и соблюдать религиозные нормы и правила. Ведь даже те люди, которые не соблюдают в повседневной жизни все предписания вероисповедания, хотя бы иногда посещают церковь. Поэтому каждому надо знать, как вести себя в церкви, о чем мы расскажем вам в нашей статье.

Основные правила посещения церкви.

Охватить тему «Как вести себя в церкви» полностью в рамках одной статьи невозможно, но, хотя бы основные требования церковных служителей к прихожанам можно обозначить.

Как вести себя перед посещением церкви.

    1. Вы не должны приходить в храм после того, как приняли алкоголь.
    2. Запрещается, посещая церковь, брать с собой животных.
    3. Когда вы собрались в церковь, вы должны быть одеты скромно и аккуратно. Для женщин непристойной считается одежда: короткие юбки и платья выше колена, шорты, майки, рукава должны быть обязательно, длиной не выше локтя. Тем более, нарушением религиозного этикета считается пляжные костюмы. Не рекомендуется перед посещением церкви украшать себя всякого рода драгоценностями.
    4. Женщинам следует быть в женской одежде. Им не следует приходить в храм с накрашенными губами и яркой косметикой на лице. И уж тем более, никаких духов и другой парфюмерии, даже со слабо выраженным запахом.
    5. Категорически запрещается женщинам посещение церкви в критические дни до полного их завершения.
    6. Следуя в храм, постарайтесь отвлечься от мирских проблем. Если вы выведены чем-то из равновесия, попробуйте успокоиться, прежде чем переступите порог церкви.
    7. Если вы хотите попасть на Богослужение, вам следует придти до начала его минут за двадцать. За это время вы сможете купить свечи, постоять у икон, приложиться к мощам.
    8. Прежде чем войти на территорию храма положено три раза перекреститься. Мужчинам необходимо при этом снять головной убор. После этого, по желанию, мужчина может снова надеть его, а при входе в храм - снять. К женщинам это правило не относится. Наоборот, они должны входить на территорию храма и в сам храм только в головном уборе. И надеть платок или что-то еще следует перед тем, как перекреститься.
    9. Помните, что креститься (совершать Крестные знамения) нужно без перчаток. Если в момент посещения вами храма нет поста, то с поклонами в пояс, если есть, то по религиозному этикету крестятся с земными поклонами.

Как себя вести на территории церкви.

    1. Категорически запрещается на территории храма курить, оставлять мусор, громко смеяться и шуметь, а также плевать и сморкаться на землю.
    2. Не разрешается на территории церкви выгуливать домашних животных.
    3. Если вы хотите сделать фото или видео обряда или записать что-то на диктофон, вы должны попросить на эти действия разрешения настоятеля храма.

Как вести себя в церкви.

    1. Как и на территории, в самой церкви правилами религиозного этикета запрещается громко разговаривать, смеяться, что-то жевать. Руки нельзя держать в карманах или за спиной.
    2. Не поворачивайтесь спиной к алтарю и не ходите по храму без надобности, как в музее.
    3. Если вы хотите поставить свечу или приложиться к мощам или святым образам, сделайте это так, чтобы не побеспокоить других молящихся людей.
    4. Разговаривать в храме следует только по необходимости. Увидев знакомых, поздоровайтесь с ними кивком головы, все разговоры оставьте до окончания посещения церкви. И еще: в храме не приняты рукопожатия при встрече.
    5. Посещая храм с детьми, вы должны объяснить им, как себя следует вести в церкви, что там нельзя бегать, шуметь, громко смеяться и баловаться. Если ваш ребенок заплакал, постарайтесь его успокоить или выйдите с ним из церкви.
    6. Если у вас появилась потребность подпеть церковному хору, вы должны это делать тихо, чтобы не отвлекать окружающих от молитвы. И ни в коем случае не пытаться перекричать других людей при общенародном пении.
    7. Во время Богослужения в церкви дозволяется сидеть только тем, кто не может стоять из-за болезни или сильной усталости. Но даже сидя, вы должны помнить, что религиозным этикетом не допускается поза «нога на ногу».
    8. Когда священник читает Евангелие, во время «Херувимской» и на Литургии нельзя перемещаться по храму и разговаривать.
    9. Правила религиозного этикета не рекомендуют делать замечания людям, которые ведут себя неправильно, лучше следить за своим поведением. Если уж возникла крайняя необходимость, то сделать это нужно тактично и деликатно, не привлекая всеобщего внимания.
    10. Не следует покидать церковь до окончания Богослужения без серьезной на то причины.
    11. Когда вы уходите из храма, на выходе повернитесь к нему лицом и совершите Крестные знамения. Выходя за калитку с территории, сделайте то же самое.

Как вести себя со священнослужителями.

Согласно правилам религиозного этикета, в беседах со священнослужителями, к ним следует обращаться по имени так, как оно звучит в церковнославянском языке. Например: Иван - Иоанн, Алексей - Алексий и так далее. Запомните, что, обращаясь к священнослужителю, нельзя допускать фамильярностей, только на «Вы», несмотря на то, что, в молитвах к Богу, мы говорим «ты»: «благослови», «помилуй». Не следует обращаться к духовенству, не называя имени. Например, слово «отец» само по себе, без имени, несет другую смысловую нагрузку. В данном случае звучит фамильярно.

Среди духовенства существуют свои ранги и обязанности. У диакона, к примеру, нет благодатной силы, которая присуща священнику, даваемая ему во время рукоположения. Поэтому диакон не может совершать таинства, совершать требы без священника. Религиозный этикет не рекомендует обращаться к нему с просьбами об этом. Однако, обратиться за помощью или советом вполне допустимо. К диакону обращаются без упоминания имени: «отец диакон».

Переступая порог церкви, забудьте на время светские приветствия: «Здравствуйте или добрый день». Приветствуют священнослужителей словами: «Благословите!». При этом ладони надо сложить правую над левой, чтобы получить благословение священника, который налагает на вас Крестное знамение и произносит одну из двух фраз: «Бог благословит» или «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа», накрывая ладони прихожанина своей правой рукой, которую последний целует. Существуют и другие виды благословения. Прихожанин должен поцеловать руку священника, щеку его и опять руку, но это приемлемо только для мужчин. Или священнослужитель накладывает Крестное знамение на склоненную голову прихожанина и совершает возложение ладони. Благословение возможно и на расстоянии.

Люди, не часто посещающие церковь, совершают такую ошибку: они накладывают на себя Крестное знамение, прося благословения у священника. Получается, что они на него крестятся. Если вы хотите знать как правильно вести себя в церкви, вам следует помнить, что это неправильно, что у испрашивания благословения и его преподания разные значения. Умение просить благословения и ответная положительная реакция служителя - есть основа религиозного этикета.

Религиозные нормы.

Основное значение большинства религиозных норм - это их моральное содержание, вспомним заповеди. История помнит времена, когда религиозные нормы были равноправны с юридическими. Они были в основе государственного и политического регулирования и служили весомым аргументом в правовых, процессуальных и семейных отношениях.

Каждая религия имеет свой свод правил - религиозных норм, которые лежат в основе религиозного этикета. Религиозные нормы описаны в священных книгах: Ветхий и Новый Завет, Коран и так далее в зависимости от вероисповедания. Кроме того, они содержатся в различной духовной литературе. Эти нормы регламентируют всю деятельность религиозных сообществ, в них описано как должно происходить отправление обрядов, и каков порядок проведения церковных служб.

В некоторых мусульманских странах и в наше время Коран и Сунна регулируют не только религиозные нормы, но и остальные стороны жизни: правовые и моральные. Православная церковь сейчас не имеет такого большого влияния в христианских странах. Каждый человек вправе решить для себя верить или нет в Бога, соблюдать или нет церковные каноны.

По правилам религиозного этикета, каждый верующий человек должен соблюдать определенные нормы, а именно: не нарушать заповедей, постоянно посещать храм, молиться каждый день, соблюдать церковные праздники и посты. А еще все важные события в жизни: крещение, венчание, похороны, должны быть проведены строго по церковным правилам.

Религиозный этикет и религиозные нормы - строгий регламент. Но бывают случаи, когда они противоречат нормам государства и общества. Возьмем к примеру такую ситуацию, когда большой церковный праздник совпадает с будним календарным днем. Или нужно зайти в церковь, а одежда не соответствует церковному этикету. При желании всегда можно найти компромиссное решение этих нестыковок.

Икона в вашем доме.

В каждом доме, где живут верующие люди, должна быть икона. Какая это будет икона, одна или несколько, каждый решает сам. Для веры не существует разницы между иконами, будь то изображение на бумаге или ценная икона в роскошном окладе.

А вот место, где находится икона - важно. Это место должно быть почетным в доме. Правило, которое пришло к нам из стародавних времен, предписывало отвести место для иконы в красном углу. Что такое красный угол? Это правый угол комнаты напротив входа. Если нет возможности расположить икону на в этом месте, например, мешают какие-то коммуникации, то можно сделать специальные полочки и поставить на них иконы.

Не следует размещать иконы вблизи телевизора или ставить их на холодильник. Последнее возможно только при отсутствии других вариантов и только если обустроить для них место. Если красный угол комнаты занят, то допускается поместить икону на стене. Иконы должны присутствовать во всех комнатах жилища.