Православные иконы божьей матери с младенцем. Фото, значения икон всех святых в православии и их описание

Особенности Богородичной иконографии

Древняя христианская легенда говорит, что начало первые иконы Богородицы появились во времена апостолов. Сохранились упоминания, что Святой апостол Лука, владевший искусством живописи является автором одной из первых Богородичных икон.

Во все времена, изображая Пречистую Деву, мастера иконописи использовали все своё мастерство, чтобы придать лику Богородицы красоту, величие, достоинство и безграничную нежность. На всех иконах Богородица всегда изображена в печали, но печаль эта разная – скорбная или выражающая надежду. Неизменно всегда одно – духовная сила, которая всегда исходит от Божией Матери. Богородица обычно изображается со своим Божественным Сыном, но достаточно икон, где Она изображена без Него. На некоторых образах Она нежно поддерживает Его, на других - тепло прижимает Младенца к Себе. Но на всех иконах Богородица полна благоговения перед Спасителем и кротко смиряется с неизбежностью предстоящей жертвы. Главными чертами, наиболее характерными для изображения Богоматери на русских иконах, являются трогательная лиричность, отрешенность и одухотворенность.

Самыми распространёнными иконографическими типами изображения Богородицы являются иконы «Знамение» (Оранта), «Умиление» (Елеуса) и «Путеводительница» (Одигитрия).

Знамение (Оранта)

Оранта - значит «молящийся», в переводе с латыни.

Иконы такого типа еще называют «Великая Панагая». На образах Богородица изображается как заступница, в молитве с поднятыми руками и ладонями, обращенными в сторону богомольцев. Первые аналогичные изображения Божьей Матери обнаружены еще в римских катакомбах. Христиане дали иконам типа «Знамение» второе название - «Нерушимая стена», обозначая великую силу Заступничества Богоматери,

Наиболее известные иконы типа «Оранта»: «Знамение», Абалацкая, Серафимо-Понетаевская, Мирожская, Никейская, Царскосельская иконы Божией Матери, Ярославская Оранта, «Нерушимая Стена», «Неупиваемая Чаша».

Умиление (Елеуса)

Елеуса обозначает «милующая», «сострадание» и «сочувствие», в переводе с греческого языка. Умиление – один из наиболее любимых христианами вариантов изображения Богородицы. На иконах данного типа Дева Мария изображается соприкасающейся щеками с Младенцем Иисусом, которого она бережно держит на руках. На подобных образах между Девой Марией, символом рода человеческого и всей Церкви Христовой, и Спасителем, символом божественной сущности, совсем нет расстояния, и их любовь воистину безгранична. Эти образы выражают любовь Бога ко всему роду человеческому. В греческом искусстве этот тип иконографичии именовался обычно «Гликофилусса» (от греч. «сладко любящая»), что иногда переводят как «Сладколобзающая» или «Сладкое лобзание».

Наиболее известные иконы типа «Умиление»: Владимирская, Донская и Феодоровская иконы Богоматери, Икона «Достойно есть», «Взыграние Младенца», «Взыскание погибших».

Путеводительница (Одигитрия)

Одигитрия обозначает «путеводительница» или «указывающая путь», в переводе с греческого языка.

Иконы этого типа - одни из самых распространённых изображений Божьей Матери. На этих иконах Богородица пишется со своим Божественным сыном на руках. Одной ладонью Младенец Иисус благословляет смотрящего на икону, а второй держит книгу или свиток, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Обычно Богородица изображена по пояс, но известны также сокращенные оплечные варианты (Казанская икона Божией Матери), а также иконы на которых Богородица изображена в полный рост.

Отличием этой иконографии от близкого ей типа "Умиление" является взаимное отношение Матери и Сына: здесь композиционным центром является Христос, обращенный к смотрящему на икону. Дева Мария в этой иконографии указывает рукой на Младенца Иисуса, указывая на праведность и незыблемость христианского пути.

Наиболее известные иконы типа «Путеводительница»: Казанская, Смоленская и Тихвинская иконы Божией Матери, Иверская, Иерусалимская, Влахернская, Грузинская, «Избавительница», «Скоропослушница», «Троеручица».


Церковь немыслима без икон. Она пуста. И не только визуально, но и духовно. Ведь иконы – это не просто изображения […]

Церковь немыслима без икон. Она пуста. И не только визуально, но и духовно. Ведь иконы – это не просто изображения ликов святых или библейских событий. Иконы – это образы чистоты, благочестия, высокой духовности. Всего того, к чему нам всем надо стремиться ежедневно и ежечасно.

Молясь перед ними, мы уповаем на благодать Божию. Из истории известно огромное количество случаев исцеления больных, побед в воинских битвах, защиты от катастроф, произошедших по молитвам перед иконами.

Каждый из нас, даже самый далекий от веры человек, наверняка знает хотя бы несколько икон. Всем известен список Троицы, иконы Николая Чудотворца и Матроны Московской. Многие хорошо знают добрый и проникновенный взгляд батюшки Серафима и скромные одежды, в которых изображается на холстах матушка Ксения Петербургская.

И все мы знаем, что существует очень много икон с названием «Божия Матерь»: Владимирская, Казанская, Тихвинская и много других. Их несколько сотен. Некоторые подсчеты доводят это число до полутысячи. Но Матерь Божия ведь была Одна. Так почему же столько ее образов в православной иконописи?

Давайте попробуем немного углубиться в историю и ответить на этот вопрос. Или хотя бы попытаемся приблизиться к верному пониманию такого огромного количества образов Богородицы.

Пресвятая Богородица – Вместилище Невместимого. Так говорит о Ней Церковь. Она вместила, выносила и дала жизнь Невместимому – Богу, Спасителю, Который пришел в этот мир для проповедания Евангелия и спасения всех нас. Представить и понять это непросто, даже если человек по природе своей обладает превосходным воображением. Она – Вместилище Вселенной.

Матерь Божия стала Матерью каждому из нас. Её Покров, добрый, по-матерински нежный и надежный, окутывает и укрывает от бед каждого из верующих. Ее забота и молитвы у престола Божия не остаются неуслышанными и неисполненными. Она – главный ходатай за каждого из нас у Престола Своего Святого Сына.

Вспомните евангельскую историю, когда, будучи пригвожденным ко Кресту, Иисус обращается к Богородице и святому Иоанну Богослову: «Жено! Се сын Твой. Потом говорит ученику: се Матерь твоя!» Вот как раз в этот момент Пресвятая Богородица в лице евангелиста Иоанна усыновила все человечество, исполняя волю Своего Божественного Сына.

Чуть позже апостолы разошлись в разные страны этого огромного мира для проповедования Слова Божия, для исполнения завета Христа.

Божья Матерь обратилась к святому евангелисту Луке, который был не только толковый и грамотный врач, но и очень одаренный художник, с просьбой написать Ее портрет. Естественно, всем известна скромность и кротость Девы Марии. И без наития Святого Духа такой просьбы от Нее бы не последовало. Но именно Святой Дух вложил в уста Богоматери эту просьбу.

Она села у источника воды, речки, вода в которой была чистейшей и очень прозрачной. Апостол Лука смотрел не на Нее, а на отражение в воде. И в результате написал несколько удивительных образов, некоторые из которых дошли и до наших дней. Среди них самая, пожалуй, известная в России икона – Владимирской Богоматери.

Увидев Свое изображение на иконах, Она сказала Свое пророческое слово: «Отныне ублажат Мя вси роди».

Божия Матерь являлась к разным людям, в разных концах земли. Помогая, исцеляя, предупреждая, успокаивая. И люди порой видели разные Ее образы, запечатлевали и поклонялись им.

Даже некоторые названия икон Богородицы несут в себе упоминания того обстоятельства, при котором Богоматерь явила Себя людям: «Утоли моя печали», «Всех скорбящих Радость». А другие названия икон Богородицы напоминают нам о месте, где Пресвятая явила себя миру: Тихвинская, Владимирская, Казанская. Третья группа икон Богородицы связана с именами людей, в жизни которых Её образ сыграл важную роль. Например, Феодоровской иконой была спасена Кострома, которую защитил доблестный Феодор Стратилат, явившийся с небес и напугавший татар. Донская икона была преподнесена казаками Димитрию Донскому перед началом Куликовской битвы, которую тот успешно выиграл.

Теперь давайте немного детальнее рассмотрим то, Какой перед нами на иконах предстает Богородица.

Традиционно Она изображается в определенных одеждах: мафории, тунике и плате. Мафорий – это верхняя одежда. В разложенном виде она имеет форму круга. В середине круглый прорез для головы. Мафорий надевался поверх туники, длинной нижней рубахи. Ее цвет на иконах Богородицы – голубой, как символ девственной чистоты. На некоторых иконах цвет варьируется до синего, небесного или цвета морской волны.

Женщина должна покрывать голову. И Богородица дает нам на каждой Своей иконе пример. Мы видим на Её голове плат или чепец, в который собраны волосы и который по верху накрыт покрывалом. Тона плата – красные. С одной стороны, это цвет царственного происхождения Богородицы, а с другой – цвет крови, которую, равно как и плоть, заимствовал у Нее Её Божественный Сын.

По краям плат окаймлён золотистой бахромой как знаком прославления Царицы Небесной и пребывания Ее в Божественном свете.

Начиная с VI века, надпись на иконе «Матерь Божия» дается по традиции в греческом сокращении.

Некоторые могут мне возразить, что не на всех иконах женские лики написаны с головным убором. Да, это так. Есть некоторые исключения. В этих случаях плат может быть заменен венцом, короной, диадемой.

Есть единственный случай, когда на иконе женщины не присутствует никакого головного убора. Так пишут Марию Египетскую, руководствуясь ее аскетично-покаянным образом жизни.

«И молельный образ, и спутница жизни, и святыня, и главное богатство»

Но вернемся к иконам Богородицы. Ее икона на Руси всегда была очень любима народом. Это был и молельный образ, и спутница жизни, и святыня, и главное богатство, которое трепетно передавалось из поколения в поколение. Ее образ покорил русскую душу: простую, народную, сострадательную и верующую.

Вспомним, с чего началось служение Христа, согласно Библии? С претворения воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской. И это чудо совершается Христом по просьбе Матери. И Он, уступая Ей в ходатайстве за простой народ, не имеющий в достаточном количестве вина, претворяет бочки с простой водой в чудеснейший и вкуснейший напиток. Такой, что даже распорядитель пира восторгается!

Основными типами икон Богородицы являются Оранта, Одигитрия и Умиление. Именно уже описанный выше апостол Лука заложил это разделение на типы. Давайте поговорим о каждом из них.


Оранта

Оранта. Это слово переводится как «Молящаяся». Именно таким образом Богородицу изображали первые христиане: в фас, по пояс, с поднятыми, согнутыми в локтях руками.

Иконы этого типа называют еще Панагия, а на Руси этот образ именуется Знамением, в память о штурме осажденного Новгорода, когда из пронзенного стрелой образа Богородицы потекли слезы.

Также известная икона этого типа – Курская Коренная. Она была найдена в лесу, недалеко от соженного татарами Курска в день Рождества Пресвятой Богородицы. Именно эта икона исцелила будущего преподобного Серафима Саровского, когда тот был еще ребенком и из-за страшной болезни был уже готов попрощаться с жизнью. Сегодня эта икона находится в Нью Йорке, но около десяти лет назад привозилась в Россию для поклонения.

Одигитрия

Одигитрия. Это слово переводится как «Путеводительница». Этот тип икон представляет нам Богоматерь, держащую Богомладенца в левой руке и указывающую на Него правой. Их головы не соприкасаются.

На Руси к самым известным представителям этого типа икон относят Смоленскую, Иверскую, Тихвинскую иконы Богоматери, а также Троеручницу и Споручницу грешных.

Иверская икона хранилась в доме одной благочестивой вдовы, которая спасла ее от уничтожения, опустив в море. Два века спустя икона явилась монахам Иверского монастыря на горе Афон. Позже список чудотворной иконы доставили в Россию. Сегодня поклониться образу можно в Новодевичьем монастыре. Все, кто живет в Москве или будет там находиться с визитом, имеет эту уникальную возможность.

Кстати об Иверской иконе. Кровоточащая ранка на щеке Богородицы возвращает нас во времена иконоборчества, когда этот образ был подвергнут нападению отвергающих иконы: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло всех видевших это в просто-таки неописуемый ужас. В память об этом ранка так и осталась в образе этой иконы.

Умиление. Слово говорит само за себя. Младенец-Христос припадает Своей левой щекой к правой щеке Богоматери. Это символ нежнейшего общения Матери и Сына. И этому нельзя не умиляться. Но в этом заложен еще один смысл. Христос – это Бог, а Пресвятая Богородица символизирует Церковь. Поэтому на иконе не только нежное и полное любви взаимоотношение Матери и Сына, но и отражена вся полнота любви между Богом и человеком в лоне Матери-Церкви.

Это соединение двух начал: божественного и человеческого, небесного и земного. Это единение в соприкосновении Ликов и нимбов.

Одна из самых известных икон на Руси этого типа – Владимирская икона Божией Матери. И наверное, неслучайно именно эта икона стала одной из величайших святынь России. Ее авторство приписывают апостолу Луке. Она неоднократно спасала Москву то от пожаров, то от набегов татар.

Очень часто на таинстве Венчания присутствует эта икона. Сейчас она находится в храме-музее святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

К другим известным иконам этого типа относятся Донская, Почаевская и Жировицкая иконы Богородицы.

Почаевская икона впервые упоминается в летописях XVI века. Дворянка Анна Гойская подарила образ инокам Успенской Почаевской лавры. Икона была признана чудотворной, когда ее покровительство избавило лавру от турецкой осады. Образ до сих пор хранится в Успенской Почаевской лавре на территории Украины.

Эти и многие другие иконы Пресвятая Богородица явила нам для молитв и помощи. Мы почитаем «Неопалимую Купину» и молимся ей, чтобы Бог сохранил наши дома от пожаров. «Всецарице» возносят свои молитвы люди, прося помощи в исцелении от раковых болезней. Иконе «Неупиваемая Чаша» молятся те, кто хочет перебороть в себе недуг алкоголизма.

Но очень важно знать и никогда не забывать, что какому бы образу мы ни молились, Богоматерь у нас ОДНА. И молясь Ей, обращаясь к Ней за помощью и заступничеством, мы должны постараться жить как можно более правильной христианской жизнью, дабы своим недостойным поведением не обидеть Пресвятую Мать и Ее Божественного Сына.

Этому с великой любовью учат нас все без исключения иконы Богородицы.

И последняя ремарка, которую я хочу сделать, говоря об иконографии Пресвятой Богородицы. К Ее иконографии относятся также иконы Богородичных праздников, дни годового богослужебного круга, установленные в честь Пресвятой Богородицы. К ним относятся такие праздники, как Покров Пресвятой Богородицы, Введение во храм, Рождество Пресвятой Богородицы и Успение.

Да хранит вас всегда Пресвятая Богородица! Молите Ее о самом сокровенном и верьте в то, что Она не оставит вас без своего заступничества!

Мир вашим домам!

Вконтакте

Икона Божьей Матери — одна из самых почитаемых иконописных образов среди Православного мира. Именно образ Пресвятой Богородицы всегда был, есть и будет символом заступницы и хранительницы русского народа. Достаточно лишь вспомнить тот факт, как икона Казанской Божьей матери, по историческим сведениям, помогала русскому народу победить в Великой Отечественной войне. На войну войска вступали с высокоподнятой иконой Пресвятой Богородицы, а именно Казанской Божьей матери. Тоже было и при отечественной войне 1812 года. С тех пор и повелось, что образ Богоматери стал являться защитницей и покровительницей земли Русской, а ее икона — символом веры и упования на спасение всех православных людей.


Но, не смотря на указанное общее значение, существует несколько разновидностей икон Девы Марии и вариаций их иконописи, и у каждого вида имеется свое особенное значение для православного верующего. Ниже мы приведем иконографические типы изображений Пресвятой Богородицы и их догматическое значение.

Существует пять видов изображения Божьей матери, визуализируемых в иконографии:

1. Одигитрия (Путеводительница);

2. Елеуса (Умиление);

3. Оранта, Панагия и Знамение (Молящаяся);

4. Панахранта и Всецарица (Всемилостивая);

5. Агиосоритисса (Заступница).

Первый тип — Путеводительница

Одигтрия — самый распространенный вид иконописи Божьей матери, по некоторым сведениям, впервые написанный евангелистом Лукой. Данный тип обычно изображается следующим образом: Пресвятая Богородица показана по пояс или же в случае иконы Казанской Божьей матери - по плечи, реже — во весь рост. Характерным признаком ее расположения считается легкий наклон головы в сторону своего сына Иисуса Христа. Держит Богоматерь его на левой руке, а правой рукой указывает на него. Иисус Христос же в левой руке держит свиток, реже — книгу, что символизирует образ Христа Вседержителя.

Значение данного типа икон — взаимные отношения матери и сына. Но смысловая нагрузка в данном случае не выражение безграничной любви, как в других иконах святых, а указание на Иисуса Христа, как царя Вседержителя. С догматической точки зрения — это значение явления в мир Небесного Царя и Судьи и указание на него Девой Марией как на истинный Путь для каждого верующего. Потому данный тип иконографии и называется Путеводительница.

Второй тип — Умиление

Елеуса всегда изображается так: Дева Мария прижимает к своей щеке Иисуса Христа, тем самым проявляя к нему свою любовь, нежность и сострадание. В данном типе изображения между сыном и матерью нет расстояния, что символизирует безграничную любовь и единение. И поскольку образ Божьей Матери является символом и идеалом рода человеческого (Церкви земной), а Иисус символом Церкви Небесной, данный тип иконописи Пресвятой Богородицы имеет значение единения небесного и земного, божественного и человеческого. Также, одно из основных значений - выражение безграничной любви Бога к людям, так как любовь и сострадание Девы Марии, изображаемое на иконе напоминает нам о его великой жертве ради спасения всего человечества.

Третий тип — Молящаяся

Есть три подвида данного типа изображения Богоматери в иконописи - Оранта, Панагия и Знамение. Наиболее популярное — Знамение. Дева Мария изображается по пояс или во весь рост с поднятыми вверх руками, а Иисус Христос изображается по середине на уровне груди своей матери и его голова находится в святом ореоле (медальоне). Значение этого подтипа икон — Благовещение Девы Марии о рождении Иисуса Христа, предзнаменование Рождества Христова и последующих событий, происходящих после него. Данный тип иконографии Богородицы Девы отличает ее от других икон монументальностью и симметричностью в изображении.

Четвертый тип — Всемилостивая

В данном типе изображения Богоматерь восседает на троне или престоле, который символизирует ее царственное величие, а на коленях она держит сына Иисуса Христа. Значение этой иконы — величие Девы Марии, как всемилостивой царицы и заступницы земной.

Пятый тип — Заступница

В пятом типе Агиосоритиссы Богоматерь изображается без своего сына Иисуса Христа. Образ ее выполняется в полный рост и повернут вправо, а руки воздаются к Богу, в одной из которых может находиться свиток с молитвой. Значение иконы — моление о заступничестве человечества Пресвятой Богородицей перед Иисусом Христом.

Итак, мы рассмотрели 5 видов иконописи Богоматери в православной традиции и их догматическое значение. Но в народе также существует свои значения, приписываемые каждой из них. Мы уже писали о силе и действии чудотворных икон , и иконы Божьей Матери здесь не исключение, а скорее наоборот — показатель. У каждой из представленных типов икон свои чудотворные свойства.

Одной из немногих, кто способен намолить иконы, является Марфа Ивановна . Ее способность наделять иконы велими возможностями уже давно не стоит под сомнением. Таким огромным количством спасенных судеб не может похвастаться, пожалуй, никто. Именно она первая поняла, что к каждому человеку нужен индивидуальный подход, а значит и намоление иконы необходимо делать индивидуально для каждого человека. Намоленные Марфой Ивановной иконы будут служить зищитой на протяжении очень долгих лет.

Рассмотрим молитвы иконе Божьей Матери, а также наиболее популярные иконы и приметы связанные с ними.

Молясь перед иконами, люди почитают не сам предмет, а то, что он символизирует: великих святых или значимые в религиозном отношении события. Удивительна в этом отношении Божья Матерь — иконы, все образы с ней весьма различны. Они отличаются настолько, словно речь идёт не об одной Богородице, а о многих, каждая из которых бесконечно любит людей и желает помочь им, но делает это по-своему по-особенному.

Среди огромного числа образов Богоматери особенно можно выделить несколько. Каждая из них наделена своей историей, и к ним обращаются с разными вопросами, но все они одинаково значимы для верующего человека.

Икона Божией Матери «Иверская»

Иверская икона Пресвятой Богородицы также называется Вратарницей или Привратницей, поскольку несколько раз она неизвестным образом оказывалась в киоте над входом в обитель, откуда её после уже не убирали. Позднее на месте её расположения был отстроен храм, где она теперь и находится.

Икона легко узнаваема, поскольку на ней правая щека Богоматери отмечена кровоточащей раной. В остальном сюжет более привычен: левой рукой она придерживает младенца, а правая ладонь при этом протянута к нему в молельном жесте.

Иверской Богородице принято молиться об избавлении от всех зол и утешении в беде, спасении от пожара, хорошем урожае.

Дни почитания Вратарницы – 25/12 февраля, 26/13 октября, второй день Пасхальной седмицы (недели).

Икона Божьей Матери «Владимирская»

По одному из преданий, автором иконы являлся апостол и евангелист Лука. По завершении работы он показал дело рук своих Богоматери и она сама благословила икону. Образ показывает Богородицу держащей младенца правой рукой, а её левая ладонь лишь слегка касается одеяний маленького Иисуса, который обнимает свою мать за шею. «Приметой» Владимирской иконы Божьей матери считают виднеющуюся «пяточку» (ступню) Спасителя.

Образ считается чудотворным. Он использовался во время постановления Российских митрополитов и Патриархов, и приобрёл статус главной отечественной святыни. Владимирскую молят о защите от нападений извне, о единстве и избавлении от лжеучений, примирении врагов.

Дни почитания – 3.06/21.05, 6.07/23.06 и 8.09/26.08.

Икона Божьей Матери «Семистрельная»

Согласно своему названию икона изображает Богородицу пронзённой семью стрелами. Считается, что крестьянин Кадниковского уезда, обнаружил её на церковной колокольне, где на неё ступали, считая, что это обыкновенная доска. Семистрельная Божья Матерь, иконы, все образы которой трудно сосчитать имеет более известную разновидность, именуемую «Умягчение Злых Сердец».

По некоторым источникам возраст Семистрельной составляет не менее 500 лет. В 1917 году она находилась в Иоанно-Богословской церкви, но была утеряна и на сегодняшний день её месторасположение неизвестно.

Этот образ иконы Божьей Матери молят об излечении холеры, избавлении от хромоты и расслабления, примирении врагов. День почитания – 13/26 августа.

Икона Божией Матери «Державная»

Образ был обнаружен в одной из подмосковных церквей в 1917-м году, в тот день, когда Николай II отрёкся от престола. Все увидели в этом определённое знамения, хотя конкретная трактовка события могла сильно отличаться в зависимости от того, кто брался рассуждать об этом.

На иконе Богоматерь изображена как Небесная Царица: облачённая в красные одеяния, величественно восседающая на царском престоле, увенчанная короной и нимбом. В ладонях у неё покоятся держава и скипетр, а на коленях сидит младенец Иисус. На сегодняшний день икона находится в Коломенском, в храме «Казанской» иконы Божией Матери.

Основная тема молитв, посвящённых Державной Богородице – правда. Её просят о честности в словах, делах, любви и о сбережении России. День почитания – 2/15 марта.

Некоторые полагает, что Тихвинская была написана ещё при жизни самой Богоматери. Отличительным её признаком можно считать свиток, который младенец держит в одной руке. Пальцы другой руки Спасителя сложены в благословляющем жесте.

Сейчас образ размещён в московской Тихвинской церкви. Списки с него размещены во многих других церквях, монастырях и храмах.

Тихвинской молятся о возвращении зрения, изгнании бесов, излечении детей и избавлении от расслабленности суставов в случае паралича. День почитания – 26/9 июня.

Первое упоминание образа связано с 12-м веком. История гласит о том, что после наступления Батыя на Городецкий монастырь, всё обратилось в пепел, но икона осталась абсолютно невредима. Позднее Василий Костромской, узревший явление Богоматери, переправил образ в Кострому, в собор Феодора Страстилата. Это и дало ему известное ныне название.

На иконе Спаситель находится на правой руке Богоматери. Правой же ладонью Богородица поддерживает его ножку. Сам младенец прижимает к Матери лицо и левой рукой обнимает её за шею.

Молить Феодоровскую Богородицу нужно о благополучном разрешении трудных родов. Дни почитания: 27/14 марта и 29/16 августа.

Скоропослушница в чём-то напоминает Тихвинскую Божью Матерь (она тоже является образом типа Одигитрия – Путеводительница). Её относят к числу чудотворных икон. Место создания Скоропослушницы – святая гора Афон, а ныне она пребывает в стенах монастыря Дохиар.

История, связанная с этим образом, гласит о монахе из глупого интереса закоптившем лик Богородицы. За это он был лишён зрения. Продолжительными молитвами монах смог вернуть его и с тех пор икона «слышит» просьбы всех страждущих и помогает им.

Молиться Скоропослушнице нужно, прежде всего, об излечении от слепоты, хромоты и расслабления, а также об избавлении от плена и спасении людей попавших в кораблекрушении. День почитания – 9/22 ноября.

Для наших читателей: список икон божьей матери с подробным описанием из различных источников.

Система поиска – это мощный инструмент, дающий куда больше результатов, чем ручной просмотр списка всех икон. Система поиска ищет не только по основным названиям, но и по редким и малоупотребимым названиям икон. Например, просматривая список, Вы не найдете “Хилендарскую” икону, в то время как система поиска не оставит Вас без результата, поскольку Хилендарская – это редкоупотребимое название Акафистной иконы.

Список всех икон Пресвятой Богородицы

В этом списке показаны только названия икон, упомянутых в месяцеслове, а также местночтимые иконы, к которым нашлись фотографии. Названия икон, для которых нет ни одного изображения, перечислены в списке редких икон Богородицы.

Статусы икон объясняются здесь.

Разное (Богородица)

Особое чувство у православных христиан вызывают иконы Божией Матери. Фото с названиями наиболее прославленных в России образов представлены на этой странице.

Посредством икон верующие обращаются к Богородице с молитвами об укреплении веры, исцелении болезней, спасении души.

Сколько икон Божьей Матери существует

Сколько всего разных образов Божией Матери написано никто точно не знает. В месяцеслове, изданном Московской Патриархией, упомянуто 295 названий.

Но по иконографии образы Богородицы разделяют всего на три вида: Оранта (выглядит с воздетыми вверх руками), Одигитрия (младенец благословляет Богородицу), Елеуса (умиление, прильнули друг к другу).

Иконы Божьей Матери с фото и описанием

Ниже представлен список Святых ликов, наиболее популярных или напротив мало известных, чья история или описание очень интересны.

«Казанская» икона Божией Матери

Празднуется 21 июля и 4 ноября. Чудотворный образ спасал страну во времена смуты, бедствий и войн. Его значение - в сохранении страны под сенью Богородицы.

Самый чтимый на Руси образ. Обретен в 1579 году в Казани на пожарище во время гонения на христиан. Им благословляют венчающиеся пары, молятся об исцелении глазных болезней, об отражении иноземного вторжения.

Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша»

В 1878 году одному отставному солдату, страдающему от запоев, было явление прп. Варлаама идти в город Серпухов и помолиться там перед неким образом. Этой иконой оказалась известная ныне «Неупиваемая чаша».

Икона Пресвятой Богородицы «Феодоровская»

Празднуется 27 марта, а также 29 августа. У нее просят счастливого брака и здоровых детей.

Возможно, написана апостолом Лукой. Находилась в XII веке в г. Городце. Чудесным образом переместилась в Кострому: ее видели в руках св. воина Феодора Стратилата, который шел с ней по городу. Отсюда название «Феодоровская».

«Державная» Божья Матерь

Празднуется 15 марта. Значение образа состоит в том, что власть над Россией перешла от царя непосредственно к Деве Марии.

Явлена в 1917 году в селе Коломенское, в Подмосковье, в тот самый день, в который Николай II отрекся от престола. Державу как бы приняла от царя Пресвятая Богородица.

«Владимирская» икона

Празднуется 3 июня, 6 июля, 8 сентября. Значение образа для православных христиан в сохранении России от иноплеменных воинов.

Написана апостолом Лукой на столешнице Святого Семейства. Сохранила Москву от нашествия Тамерлана. При советской власти выставлялась в Третьяковской галерее.

«Тихвинская» Божия Матерь

Этот образ, по преданию, написан евангелистом и апостолом Лукой. Он чудесно явился близ города Тихвина. Особенно замечательным среди многих чудес, явленных образом, было спасение Тихвинской обители во время Северной войны в 1613 году.

«Троеручица»

Названа так по чуду, случившемуся с прп. Иоанном Дамаскиным. Его отсеченная рука приросла на место по молитве у образа Богородице. В честь этого события к окладу образа была приставлена серебряная рука.

«Нечаянная Радость»

Празднуется 14 мая и 22 декабря. Значение образа состоит в милости Богородицы даже к нераскаянным грешникам, приводя их к покаянию.

Икона названа в память обращения одного беззаконника, который архангельским приветствием испрашивал себе благословение на беззаконные дела.

«Блаженное Чрево»

В XIV веке находилась в Благовещенском соборе кремля. Прославлена многими чудесами.

«Благовещение»

Образ посвящен одноименному двунадесятому празднику.

«Благодатное Небо»

Празднуется 19 марта. Значение образа в том, что именно в таком облике, по предположению, Пресвятая Дева Мария снизойдет на землю, готовя людей ко второму пришествию Христа.

Образ привезен в Москву литовской княгиней Софьей Витовтовной в начале XV века.

«Всех Скорбящих Радость»

В 1688 г. больная Евфимия, родственница патриарха, страдающая от неизлечимой болезни, чудесным образом исцелилась перед этим образом.

«Воспитание»

Празднуется 18 марта. Значимость иконы связана с воспитанием юного поколения в православной вере.

Это византийский образ, известный многими чудесами. Оказывает помощь родителям и их детям.

«Живоносный Источник»

Отмечается на пятый день после Пасхи. Молятся о сохранении благоразумия и безгрешной жизни.

Икона названа в память святого источника воды близ Константинополя. В этом месте Льву Маркеллу явилась Дева Мария и предсказала, что он станет императором.

«Избавительница»

Празднуется 30 октября. В 1841 году в Греции по молитвенному бдению перед этим образом чудесно было остановлено нашествие саранчи.

Икона была с семейством Александра III, когда их поезд попал в крушение. Именно в этот день стали праздновать именины иконы, в ознаменование спасения императора.

«Ключ Разумения»

Молятся о детях, которым с трудом дается учение. Икона местночтимая, находится в Нижегородской области.

Появилась в России в XVI веке, родственна образу «Прибавление ума».

«Млекопитательница»

Образ был перевезен в Сербию из Иерусалима св. Саввой в VI веке.

«Неувядаемый Цвет»

Означает непорочность Пречистой Девы Марии.

«Отрада»

Празднуется 3 февраля. Означает великую милость Богородицы к грешникам, вопреки даже своему Сыну.

С образом связано чудесное избавление от разбойников, напавших на Ватопедский монастырь на Афоне.

«Помощница в родах»

Помогает при тяжелых родах.

«Самонаписавшаяся»

Местночтимая на Афоне. Чудесно проявилась у благочестивого иконописца из города Яссы в 1863 году.

«Скоропослушница»

Афонская икона. От нее произошло чудесное исцеление зрения непослушного монаха.

«Утоли моя печали»

Празднуется 7 февраля. Избавляет от душевной тоски. От нее произошли многие исцеления.

Привезена в 1640 году в Москву казаками. Замироточила в 1760 году.

«Целительница»

Значение – утешение больных. Часто украшает больничные храмы.

Заключение

Обращение к этим иконам всегда помогало православным христианам в трудные минуты жизни. И сейчас, в современном мире, продолжаются исцеления и чудеса. Появляются новые чудотворные иконы Девы Марии.

Заступничество Пресвятой Богородицы будет продолжаться до конца истории рода человеческого.

См. также: Католическая иконография Богородицы Правосла́вная иконогра́фия Богома́тери - совокупность типов изображения Богородицы в иконописи и система их изучения.

Внешний вид Богородицы кроме древнейших изображений известен по описаниям церковных историков, например, Никифора Каллиста, монаха Епифания и др. Богородица традиционно изображается в определённых одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды - на голове и плечах. Надпись на иконе даётся по традиции в греческом сокращении ΜΗΡ ΘΥ или ΜΡ ΘΥ (Матерь Божья).

Иконы Богородицы призваны раскрывать всю Богородичную догматику христианства. Первые иконы Божией Матери предание приписывает евангелисту Луке. Древнейшие дошедшие до нас изображения Богородицы обнаружены в римских катакомбах и относятся исследователями ко II и III векам. Мария представлена чаще всего сидящей с Младенцем Христом на руках (обычно в сценах поклонения волхвов ), либо в позе Оранты .

Образ Богородицы, сидящей на троне, с Младенцем на руках часто встречается в Византии, в русской иконографии он известен по древней Свенской (Печерской) иконе, приписываемой первому русскому иконописцу Алипию, и новой Державной, появившейся в 1917 году. Именно к иконографии Богородицы на троне некоторые исследователи возводят один из самых распространённых типов изображения - Одигитрию .

Иконы Богоматери ещё одного распространённого иконографического типа - Елеусы (Умиления ), - вероятно, не встречаются ранее X века, но становятся особенно популярными в поздневизантийской и древнерусской иконописи. Схема Богоматери Оранты нашла развитие в системе росписи храма, а в иконописи известна в самостоятельных иконах под названием Знамение либо в сложных многофигурных композициях.

Наряду с Одигитрией выделяют похожий тип икон Богородицы Панахранта , что значит «Всемилостивая». Этому типу характерно изображение Богоматери на престоле с Богомладенцем на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери.

Ещё один тип изображения Богородицы самостоятельно используется ещё реже: это так называемая «Деисусная » икона, представляющая Богородицу без Младенца в молитвенной позе и входящую в состав деисусных композиций. Одиночные иконы Богородицы данного типа (как и сам тип у некоторых исследователей) именуется Агиосоритисса . Кроме этого известно множество композиций, основанных на богослужебных текстах и песнопениях, иногда объединяемые под общим именованием «акафистные иконы». Помимо икон Богородицы к Её иконографии относят иконы Богородичных праздников.

    Иконографический тип Оранта. Икона Великая Панагия. Ярославль, около 1218 года

В календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же можно насчитать более 860 наименований Её икон. Для большинства икон установлены отдельные дни празднования, им написаны молитвы, тропари, кондаки, иногда акафисты.

Почитаемые иконы Богородицы

  1. Абалакская (Абалацкая, «Знамение» Абалацкая)
  2. Августовская
  3. Агиосоритисса
  4. Азовская
  5. Акафистная Зографская
  6. Акафистная Хиландарская
  7. Албазинская (Слово плоть бысть), Албазинская («Знамение»)
  8. Александрийская
  9. Алтарница (Ктиторская, Виматарисса)
  10. Андрониковская
  11. Арапетская (Аравийская)
  12. Арматийская
  13. Ахтырская
  14. Ацкурская
  15. Балыкинская
  16. Барловская (Блаженное чрево)
  17. Барская
  18. Бугабашская
  19. Бахчисарайская
  20. Белыничская
  21. Беседная
  22. Благовещение (Киевское)
  23. Благовещение (Московское)
  24. Благовещение (Устюжское)
  25. Благодатное Небо
  26. Боголюбская
  27. Богородско-Уфимская
  28. Борколабовская
  29. В скорбех и печалех Утешение
  30. Валаамская
  31. Валанасская
  32. Ватопедская
  33. Вертоград заключенный
  34. Взыграние Младенца
  35. Взыскание погибших
  36. Византийская
  37. Виленская
  38. Вифлеемская
  39. Владимирская
  40. Влахернская (Влахернетисса)
  41. Волоколамская
  42. Вразумившая экклисиарха
  43. Всех Скорбящих Радость
  44. Всех скорбящих Радость с грошиками
  45. Всецарица
  46. Вутиванская
  47. Галичская
  48. Гербовецкая
  49. Геронтисса
  50. Гора Нерукосечная
  51. Гребневская
  52. Греческая Андроникова
  53. Грузинская
  54. Дамасская
  55. Девпетерувская
  56. Дегтярёвская
  57. Далматская
  58. Державная
  59. Долинская
  60. Донская
  61. Достойно есть
  62. Дубенская Красногорская
  63. Елецкая
  64. Елеуса
  65. Живоносный Источник
  66. Жировицкая
  67. Заступница
  68. Знамение
  69. Иверская
  70. Игоревская
  71. Иерусалимская
  72. Избавление от бед страждущих
  73. Казанская
  74. Калужская
  75. Касперовская
  76. Козельщанская
  77. Колочская
  78. Коневская
  79. Корсунская
  80. Купятицкая
  81. Курско-Коренная
  82. Лиддская
  83. Максимовская
  84. Милостивая
  85. Млекопитательница
  86. Молдаванская
  87. Молдавская
  88. Моневмасийская
  89. Молченская
  90. Монреальская Иверская
  91. Муромская
  92. Неопалимая Купина
  93. Нерушимая Стена
  94. Неувядаемый Цвет (Благоуханный Цвет)
  95. Неупиваемая Чаша
  96. Неустанная Помощь
  97. Нечаянная Радость
  98. Никопея
  99. О Тебе радуется
  100. Огневидная
  101. Одигитрия
  102. Озерянская
  103. Оранта
  104. Остробрамская
  105. Параклесис
  106. Песчанская
  107. Петровская
  108. Печерская-Свенская
  109. Пименовская
  110. Писидийская (Писийская)
  111. Подкубенская
  112. Поможение родам
  113. Порт-Артурская
  114. Почаевская
  115. Прибавление ума
  116. Призри на смирение
  117. Психосострия (Психосостра)
  118. Равенсбрюкская
  119. Сайданайская
  120. Свенская
  121. Святогорская
  122. Свято-Крестовская
  123. Святорачица
  124. Седмиезерная
  125. Семистрельная
  126. Скоропослушница
  127. Смоленская
  128. Спорительница хлебов
  129. Споручница грешных
  130. Старорусская
  131. Страстная
  132. Табынская
  133. Тервеническая
  134. Тихвинская
  135. Толгская
  136. Торопецкая
  137. Троеручица
  138. Тучная Гора
  139. Умиление
  140. «Умиление» Псково-Печерская
  141. Умягчение злых сердец
  142. Уральская
  143. «Успение» Киево-Печерская
  144. «Успение» Псково-Печерская
  145. «Утоли Моя Печали»
  146. Феодоровская
  147. Филермская
  148. Халкопратийская
  149. Холмская
  150. Целительница
  151. Ченстоховская
  152. Чирская (Псковская)
  153. Экономисса
  154. Ярославская
  155. Ярославская (Печерская)
  156. Яхромская

См. также

  • Иконография Спасителя
  • Иконография Святой Троицы
  • Иконография жития Богородицы

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Православная иконография Богородицы
  • Список наименований икон Богородицы (неполный)
  • От Абалакской до Яхромской – списки всех известных образов Божией Матери на cirota.ru
  • Кондаков Н.П. Иконография Богоматери
  • Список чудотворных и чтимых икон Божией Матери с датами празднования
  • Сборник икон Богородицы с кратким описанием и молитвами
  • Иконы Пресвятой Богородицы
Главная

Православные иконы

» Иконы Божией Матери

Яхромская (Ахренская)

Ястребская (Аракиотисса)
Яскинская
Ярославская (Печерская)
Ярославская
Яноборская
Якобштадтская
Явление Югской Иконы Божией Матери Преподобному Дорофею
Явление Пресвятой Богородицы св. равноапостольной Нине
Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому
Явление Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму Саровскому
Явление Пресвятой Богородицы преподобному Кириллу Белозерскому в Симоновском монастыре
Явление Пресвятой Богородицы преподобному Досифею
Явление Пресвятой Богородицы На Почаевской горе
Явление Пресвятой Богородицы Корнилию Комельскому
Явление Пресвятой Богородицы в Архангельском граде в 1919 году
Явление Пресвятой Богородицы Афанасию Афонскому
Явление Пресвятой Богородицы апостолу Андрею на горах Киевских (Видение апостолу Андрею Первозванному Богоматери на горах Печерских)
Явление Пресвятой Богородицы Александру Свирскому
Явление Тихвинской иконы Богоматери рыбакам на озере
Юровичская Милосердная
Экономисса (Домостроительница)
Шестоковская (Шелтомежская)
Чолнская (Челнская)
Численская
Чирская (Псковская)
Честнейшая Херувим И Славнейшая Серафим
Черниговская Ильинская
Черниговская Гефсиманская
Ченстоховская Тывровская
Ченстоховская икона Божией Матери, значение и фото
Че Тя Наречем
Чайничская (Чайничка Красница)
Четырехчастная Икона Пресвятой Богородицы
Цилканская (Цикланская)
Цесарская Боровская
Цесарская (Цезарская)
Икона Божией Матери Целительница, значение и фото
Цареградская
Царевококшайская (Мироносицкая)
Хрисафитисса
Холмская
Хлыновская
Хахульская
Халкопратийская (Агиосоритисса)
Филермская
Феодотьевская
Феодоровская (г. Сызрань)
Феодоровская икона Божией Матери, значение и фото
Фанеромени (Явленная)