Парк Царицыно. История усадьбы Царицыно

История создания Царицынской усадьбы связана с именем архитектора Василия Баженова . Этот талантливый зодчий не смог полностью реализовать практически ни один из своих грандиозных проектов. Усадьба «Царицыно» не стала исключением.

Гнев и милость царицы

Василий Баженов родился в семье дьякона одной из придворных московских церквей. Мальчик с детства проявил талант художника и был замечен архитектором Дмитрием Ухтомским, который взял его в ученики. Позже он получил блестящее образование: был в числе первых учеников созданной в Петербурге Академии художеств, одним из первых был отправлен академией на обучение в Париж. По возвращении в Россию он был обласкан императрицей и начал разработку главного своего проекта - Кремлёвского дворца. Проект превосходил всё, что создавалось в Европе в то время, - и по грандиозности, и по невиданной смелости. Произошла церемония закладки дворца, была создана проектная модель, но дальше этого дело не пошло.

В 1775 году архитектору было поручено возведение праздничных павильонов на Ходынском поле, где должно было состояться празднование по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира в русско-турецкой войне. Постройки понравились Екатерине II, и вскоре Баженову было доверено строительство дворцового ансамбля в Царицыне. Молодой архитектор был окрылён идеей создания новой, особенной архитектуры, какой Россия ещё не видела.

По его идее, Царицынская усадьба должна была стать единым комплексом, в котором дворец императрицы также не был доминантой. К 1785 году строительство императорской резиденции было закончено, оставались внутренние отделки. Екатерина II решила сама ознакомиться с ходом строительства и прибыла в Москву. Заехав в Царицыно, она осмотрела резиденцию и практически завершённые дворцы и возмутилась: своды ей показались слишком тяжёлыми, комнаты слишком низкими, будуары слишком тесными, лестницы слишком узкими. Она решила, что в них вообще невозможно жить. Баженов был отстранён от дальнейшего строительства, а создание нового проекта поручили его ученику, Матвею Казакову, что особенно ранило архитектора. Существует множество версий, почему Екатерине не понравился дворец. По одной из них, всему виной стали интриги и масонские связи архитектора, по другой - непокорный нрав Баженова и то, что он постоянно выходил за пределы сметы.

Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

Природа Чёрной Грязи

Природное достояние усадьбы - одно из самых главных его сокровищ. Именно благодаря ему Екатериной II было выбрано это место для создания резиденции. Село Чёрная Грязь (так тогда называлось Царицыно) в разные времена принадлежало знатным родам - царице Ирине Годуновой, Стрешневым, Голицыным, Кантемирам . В мае 1775 года императрица Екатерина II посетила усадьбу Кантемиров, была очарована красотами этих мест и незамедлительно выкупила имение. Во время строительства Баженов не вносил серьёзных изменений в ландшафт, а скорее наоборот, вписывал строения в природное окружение. При создании парка ему помогали выписанные из-за рубежа садоводы, которые смогли создать гармоничный парк. В одном из писем 1784 года архитектор писал: «За девятилетнее время Царицыно столь оделось приятными рощами и видами разных картин, что едва ли в самой Англии такое место найдётся». Каскад прудов с плотиной был создан здесь ещё при Василии Голицыне в конце XVII в. При нём же на одном из прудов был создан остров, который существует до сих пор.

Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

Царицынские пруды были и остаются излюбленным местом московских рыболовов и уже давно обросли рыбацкими легендами. Так, Михаил Пыляев в статье «Старая Москва» в 1891 году писал: «В 1886 году здесь был пойман арендатором царицынских прудов большой осётр с серьгой в губе, пущенный ещё при Екатерине II». Вот как этот случай описал в своём «Московском фельетоне» г-н Курешин: «Когда приволокли в сетях осетра, арендатор был в восторге, но тут вмешался в дело окружной надзиратель. Имея в виду историческое значение осетра, надзиратель не позволил арендатору взять его, а предложил следующее: устроить для осетра особый судок, приставить для охраны стражу за счёт арендатора и хранить осетра, пока он, надзиратель, отрапортует в удельную контору, а контора снесётся с дворцовым ведомством и т. д., пока, словом, не воспоследует окончательное распоряжение высшего начальства. Подумав, арендатор почесал в затылке и отпустил осетра на все четыре стороны, а насчёт всего вышеизложенного был составлен длинный протокол, впрочем, не длиннее осетра, который был 2 аршина 11 вершков».

Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

Романтические руины

В XIX веке казаковский Большой дворец, баженовские постройки перестраивались, разрушались, некоторые покрывались мхом, обрастали кустарниками. Пришедшая в упадок усадьба была настолько красивой и трогательно печальной, что появились легенды, согласно которым, Баженов специально не достроил дворец для внуков императрицы, чтобы им было удобней по нему лазать.

Парк «Царицыно». Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

К XX веку Царицыно окончательно пришло в упадок. Первые попытки сделать из усадьбы музей появились в 1960-м году. В середине 1970-х были готовы первые проекты, но из-за их сложности реставрация затянулась на годы. В 1990-е восстановительные работы шли крайне медленно из-за нехватки средств. К тому же многие не видели смысла полностью восстанавливать Царицыно из руин: воссоздать замысел Баженова было невозможно, а в самих руинах им виделся символ романтической эпохи, в которой жил архитектор. Однако после передачи комплекса в собственность города в 2005 году начались масштабные реставрационные работы, и через два года Царицыно было реконструировано полностью.

Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

Сегодня Царицыно - не просто музей-заповедник, а огромный культурный центр. В здании большого дворца представлены выставки, посвящённые истории усадьбы, императрице Екатерине II, археологическим находкам, обнаруженным на территории парка. Здесь устраиваются художественные выставки, посвящённые как искусству старых мастеров, так и новейшим концептуальным течениям. «Царицыно» - крупнейшая концертная площадка в Москве, в залах Большого дворца и Атриуме Хлебного дома проходят концерты классической и джазовой музыки. Музей-заповедник «Царицыно» - популярный детский образовательный центр.

Красота и ЗдоровьеТуризм

Парк Царицыно часто воспринимают лишь как место для отдыха. Живописные виды, изумительный архитектурный комплекс, аллеи, дорожки, пруды, фонтаны и скульптуры – все это, несомненно, радует глаз. Сейчас на территории парка довольно развита инфраструктура. Есть кафе, рестораны и развлекательные заведения. Однако, это место создано не только для развлечений. Экскурсия по Царицыно может стать настоящим экскурсом в историю. Парк и усадьба таят в себе массу тайн и даже мистических явлений.

История усадьбы Царицыно

Царицыно обычно связывают с именем императрицы Екатерины II. Действительно, в 1775 году она выкупила эти земли, чтобы построить здесь дворец и разбить волшебные сады. Однако, судьба распорядилась иначе.

В древние времена эти земли принадлежали славянскому племени – вятичам. Но первые упоминания о этом месте появились лишь в 16 веке. Знаменитые царицынские пруды появились при Борисе Годунове. Именно поэтому самый старый из них называется Борисовским, а раньше носил название Цареборисовский. В конце 17 века здесь находилось село с удивительным названием Черная Грязь. Оно принадлежало князю Голицыну. В начале 18 века село переходит к Д. К. Кантемиру, молдавскому господарю, по указу Петра I.

Во второй половине 18 века Екатерина II побывала здесь и просто влюбилась в природу Черной Грязи. Тогда было решено выкупить эти земли, построить здесь царскую резиденцию и назвать ее Царицыно. Строительство императорского дворца было поручено Баженову. Стоит отметить, что нрав императрицы был не из простых. Постепенно Баженов впал в немилость. Почти десять лет длилась работа по возведению основных построек и разбиению садов. Уже в ходе работ между Екатериной II и архитектором происходили столкновения. Так, в 1784 году ей были приглашены в Москву английские садоводы, которые полностью изменили облик садов, с любовью разбитых Баженовым в исконно русском стиле.

Вскоре Екатерина II приехала в Царицыно и приказала снести все, что было построено Баженовым. Архитектор был отстранен от этой работы. Официально считается, что императрице не понравился облик дворца. Однако, ходили слухи, что Баженов впал в немилость за то, что «заражал» сына императрицы, цесаревича Павла, идеями масонства.

На смену Баженову пришел именитый архитектор Казаков. В течение следующих 10 лет, вплоть до смерти Екатерины II, он занимался созданием нового архитектурного комплекса. Историки утверждают, что во многом архитектор стремился перенять опыт Баженова. Поэтому и по сей день мы можем увидеть в облике Царицына задумку архитектора, который попал под горячую руку императрицы. После смерти Екатерины II парк и усадьба были заброшены. И лишь в конце 20 началась реконструкция Царицына. Работы по восстановлению парково-архитектурного комплекса были закончены в 2007 году. Царицыно сразу же полюбилось москвичам. Сочетание живописных аллей, прудов, островов, беседок и монументального дворца в готическом стиле делает это место центром притяжения для всех столичных жителей.

Архитектура Царицыно

Основу усадьбы составляет Большой Царицынский дворец . Он представляет собой два массивных крыла, соединенных галереей. Одно крыло должно было принадлежать Екатерине II, а второе – ее сыну, цесаревичу Павлу. Галерея довольно массивна и выглядит как главный элемент здания, если смотреть на него спереди. Готический облик дворца наилучшим образом подчеркивают строгие башни, расположенные по углам сооружения. В то же время в его архитектуре проглядывают элементы, характерные для классицизма, получившего популярность в конце 18 века. Красно-белое оформление дворца и множество декоративных элементов напоминают кремлевскую архитектуру. Поэтому Большой Царицынский дворец – это сооружение, вобравшее в себя сразу несколько архитектурных стилей. Стоит отметить, что такое сочетание не привело к какофонии во внешнем облике, но слилось в единый гармоничный облик монументального сооружения. Реставраторы постарались воссоздать облик дворца времен Екатерины II. Однако, один элемент никак не вписывался в общий архитектурный ансамбль. Дело в том, что здание имело временную крышу, выкрашенную в мрачный черный цвет. За это местные жители очень не любили дворец, называли его гробом великана, катафалком и темницей. Поэтому реставраторы решили внести свою лепту в облик дворца. Сейчас его крыша выкрашена в светлый цвет и украшена декоративными элементами.

Об архитектурном облике резиденции Екатерины II можно говорить долго. Но еще лучше увидеть все постройки Царицына своими глазами – и удивительный Малый дворец, удачно вписанный в форму холма, и баженовский Хлебный дом, украшенный эмблемами каравая и солонки, и Фигурный мост, поражающий обилием декоративных элементов, и Оперный дом, и кавалерийские корпуса, и многое другое.

Парк Царицыно

Парк Царицыно – это любимое место для отдыха многих москвичей . Приезжают сюда и гости столицы – полюбоваться на архитектуру, отдохнуть в тени лип и берез, погулять по прекрасным аллеям. Он так же, как и основные постройки, был восстановлен после длительного запустения. В парке есть несколько мест, которые обязательно нужно осмотреть. Среди них – павильон Миловида, выполненный в античном стиле. Это открытая сводчатая галерея, которую поддерживают колонны. Она украшена фигурами сфинксов, статуями вакханок и богинь – Венеры и Авроры. Миловида находится на пересечении многих аллей парка, в том числе Глухого проспекта и Утренней дорожки.

Еще одно интересное сооружение парка – это Башня-руина. С конца 18 по начало 19 веков была особая мода на постройки, которые внешним видом походили на руины. А это сооружение было возведено по указу Екатерины II. Императрица увидела башню на рисунке вельможи, который путешествовал к Ионическим островам и сделал несколько набросков. Эта постройка выполнена из грубо обтесанного камня, кладка выполнена нарочито небрежно. На вершине башни находится смотровая площадка, к которой ведет так называемая «чертова лестница». Это название она получила за свое коварное свойство – взобраться по лестнице было легко, а вот спуститься – довольно сложно. Не одну травму получили гости Царицына, пытаясь спуститься с Башни-руины, будучи при этом «под хмельком».

Пожалуй, самое романтическое место парка – это павильон Нерастанкино . Само название навевает о мыслях о любви и разлуке. Вместе с тем в старинных документах это место носит название Миростанкино. Дело в том, что неподалеку находятся древние могильники вятичей. Возможно это сооружение, выполненное в стиле классицизма, было призвано напоминать о том, что о бренности всего сущего. От павильона идет склон, который ведет к Верхнему пруду с островом, на котором можно увидеть арку-руину. Остров называют Русалочьим, а арку – Русалкиными воротами. Возможно, такое название связано с одним из развлечений Екатерины II. Императрица любила всевозможные представления и приказала устроить «воздушный театр», то есть театр под открытым небом. Представления проходили на острове. К нему был подведен незаметный ход, по которому шли девушки, чтобы внезапно появиться на острове и поучаствовать в представлении. Такая задумка пришлась по вкусу императрице.

Весь парк разбит вокруг каскада прудов, которые, несомненно, придают особое очарование бывшей царской резиденции. Ажурные мостики, островки, водная птица – эти виды вызывают умиротворение. Самым красивым считается Верхний пруд, именно на нем находится Русалочий остров. По берегам располагаются несколько лодочных пристаней. На среднем пруду находится довольно большой остров. Неизвестно, для чего он использовался при императрице, но сейчас в его излучине построен прекрасный светодинамический фонтан.

Наверное ни одно место в Москве не окутано таким туманом тайн, мистики и легенд как усадьба "Царицыно" , в которой Великой Екатерине II так и не суждено было жить. Не одно десятилетие ушло на возведение дворцов и красивейшего парка, который императрица называла раем, но которым так и не успела насладиться из-за своей кончины. Потом усадьба около 200 лет пустовала и разрушалась. И вот, после долгих лет реставрационных работ, в 2007 году на день города москвичи получили в подарок восстановленный дворцово-парковый комплекс "Царицыно", который стал еще краше, чем в лучшие годы своего существования.

… так говорила о своем имении в селе Царицыно императрица России Екатерина II. Природа там была и правда прекрасной и чарующей. Но для всех, кто когда-либо жил или намеревался жить там, это место приносило несчастье. Может быть судьбой предначертано быть этой красоте открытой для всех, а не принадлежать одному хозяину. Но начнем по порядку…

До XI века в этих окрестностях жило племя славян-вятичей. После них остались курганы — огромные могильники. Со временем на этом месте возникло село Черная Грязь, которое купила в XVI веке Ирина Годунова, жена Федора Иоанновича, и построила здесь усадьбу. Во время польско-литовской интервенции усадьба сгорела дотла. Потом эти земли кочевали от бояр Стрешиевых к князьям Голицыным, здесь строились великолепные дома, разводились сады. И все бы ничего, но опять незадача: род Стрешиевых затух, а Голицыных Петр I сослал в Сибирь, передав Черную Грязь молдавскому князю Сергею Дмитриевичу Кантемиру. У Кантемира здесь тоже не заладилось — сошел на нет весь его род, последний законный наследник Антиох умер бездетным. Непонятно почему, но это место и впрямь оказывалось несчастливым для тех, кто здесь жил.

Следующей хозяйкой имения, тогда еще Черной Грязи, стала Екатерина Великая. В пеших прогулках по окрестностям столицы императрица набрела на это райское местечко. Красота окрестностей восхитила императрицу. Вот как она сама в письме живописует эту местность: «Представьте берег, покрытый большим лесом, и ее величество, с лакеем переезжающую ручей на пароме. Перед нею низменность, покрытая кустарником, прудок, оканчивающийся плотиной, осененный высокими ивами, и между ними открывается еще более значительный пруд, которого один берег крутой занят разбросанными по нему маленькими деревеньками, а другой с незаметным склоном, представляет вашему взору поля, луга, букеты лесов и отдельные деревья; налево от плотика тенистый ручеек зарос лесом, который постепенно возвышается амфитеатром. Ну, представьте же себе все это, и вы будете в Царицыне».

В результате несложных дворцовых интриг князя Кантемира убедили продать императрице этот рай за 25 тысяч рублей. Так имение из «Черной грязи» попало даже не в князи - а сразу в цари: указом Сената от 14 августа 1775 года оно было переименовано в Царицыно Село и стало подмосковной резиденцией императрицы.

С этого времени на усадьбе началось грандиозное строительство, которое Екатерина поручила своему любимцу архитектору Василию Баженову. Он возвел уникальный дворец и примыкающие постройки — театр, трапезную, палаты, потаенные беседки, каскады воздушных мостов, расширил пруды, соорудил таинственные гроты, пещеры и "греческие" руины, — словом, делал все по последнему слову тогдашней "готической" моды. Все чертежи императрица просматривала лично, всячески их одобряя. Но, когда дело было сделано, "матушка", приехавшая принимать работу, вдруг приказала дворец… снести. Устроенный в честь ее приезда грандиозный фейерверк уже никого не радовал; на следующий день сюда стянулись мрачные рабочие, по высочайшему капризу должные разрушить шедевр великого зодчего.

Многие полагают, что царица усмотрела здесь ненавистные ей масонские знаки — орлов, лисиц и прочую "живность". Знаков и символов в архитектурном убранстве Царицыно и вправду немало, но они не масонские и не мальтийские. Хотя отдаленно напоминают и языческих идолов, и египетских богов, и сфинксов, и других мифологических животных. Но что на самом деле имел в виду Баженов, ваяя эти фигуры, доподлинно неизвестно. Вероятно также, что царица просто охладела к строительству. Изменилась мода, стиль ей больше не нравился. Хотя, считают сотрудники музея, она, обладая бесспорной интуицией, могла предчувствовать недоброе.

Позже строительство большого дворца было начато другим славным архитектором того времени — Матвеем Казаковым, что и объясняет отличие архитектурного стиля большого дворца от остальных построек. Дворец строился в псевдоготическом стиле, с большим привнесением элементов мавританского. Практически вывели его под крышу, да опять незадача: хозяйка умерла. Наследник Екатерины Павел Первый в пику нелюбимой бабке прекратил строительство. Недостроенный комплекс долгие годы пребывал в забвении, сюда так и не ступила нога никого из представителей царственной фамилии.

200 лет дворец пустовал, приходя в ветхость и запустение, обрастая недоброй славой и жуткими слухами про привидений. Здесь был трактир, ночлежка, а после революции — клуб, сельсовет, кочегарка… Долгое время в руинах дворца собирались толкиенисты, устраивали грандиозные мистерии и рыцарские поединки. Потом была секция скалолазанья.

С 80-х годов XX века началась поэтапная реставрация объектов Царицыно. В восстановленных зданиях открывались музеи, проводились выставки. Также был полностью отреставрирован и освящен Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» , входящий в состав дворцового ансамбля. В 1993 году усадьба получила статус музея-заповедника и своё нынешнее название.

С 2005 по 2007 год восстановительные работы велись особенно активно, и 2 сентября 2007 года на день Москвы состоялось торжественное открытие Государственного музея-заповедника "Царицыно". Дворцовый ансамбль прирос новыми благоустроенными территориями. В состав его парковой части вошла зеленая зона, расположенная по другую сторону Верхнего царицынского пруда, которая до этого была самостоятельным лесопарковым участком. Облагорожена и вошла в состав парка территория вдоль Нижнего пруда, а также новая восточная часть парковой зоны. Таким образом, размеры парка удалось увеличить более чем вдвое.

Через Средний царицынский пруд перекинут великолепный новый двухсекционный ажурный мост, внутренние опоры секций которого — на вновь намытом искусственном острове. Здесь же на острове сооружен танцующий светомузыкальный фонтан — один из крупнейших в мире по технической сложности, дизайну, высоте струй и сложности водяного орнамента. В репертуаре фонтана композиции "Вальс цветов", "Марш" Чайковского, и около 30 композиций на мелодии французского композитора Поля Мориа. Каждая из 915 струй может подняться на высоту до 30 м и будет точно соответствовать светомузыкальному решению. Площадь чаши фонтана составляет 2400 м 2 , а глубина воды 1,2-1,5 м. Световые эффекты обеспечивают 2583 подводных светильника.

Восстановлены практически все дворцовые строения и парковые сооружения, в том числе и Большой дворец . Достроить и реставрировать его не удавалось долгие годы. Восстановлены или проложены заново все парковые аллеи и малые парковые архитектурные формы.

Теперь у каждого посетителя парка есть возможность окунуться в этот загадочный и удивительный мир "Царицыно". В любое время года здесь хорошо: красиво и спокойно. Не зря парк всегда заполнен людьми. Аура этого места особенная: в Царицыне не бывает криков, беготни, кругом ощущается спокойствие и умиротворение. Через многие столетия парк, наконец, расцвел в своей полной красоте, доступной каждому гостю этого необыкновенного места.

Встречается в писцовой книге 1589 г., когда это была пустошь Черногрязская, входившая в состав владений дворцового села Коломенского: «…пашни паханые середние земли наездом 3 десятины, а пахал Игнашко Никитин с товарищами из деревни Осляевой, да перелогу 11 десятин, да лесом поросло 12 десятин с полудесятиною в поле, а в дву потому ж, сена 20 копен».

В январе 1633 г. эта пустошь с рядом соседних была продана за 73 рубля в вотчину окольничему Лукьяну Степановичу Стрешневу. Затем с 1650 г. вотчиной владел его сын боярин Семён Лукьянович Стрешнев, который поставил на пустоши Чёрная Грязь для себя двор, и она стала числиться сельцом.

После Семёна Лукьяновича, скончавшегося в 1666 г., имение досталось его вдове Марии Алексеевне. В состав имения, помимо сельца с боярским двором, где жили деловые люди, входили также деревня Киселёва на речке Городенке с 8 крестьянскими дворами (14 человек), деревня Шубина на речке Черногрязье, «а в ней литовского полону 3 двора крестьянских, в них 11 человек», деревня Орехова на речке Язве, «а в ней литовского полону 5 дворов крестьянских, в них 21 человек», деревня Шандурово, а Борзецово тож, — 6 крестьянских дворов (22 человека). Упомянуты также мельница на речке Городенке и Шепелев луг под государевым селом Борисовом.

В 1673 г. после смерти Марии Алексеевны Стрешневой имение было отписано ко дворцу, а в ноябре 1682 г. пожаловано боярину Ивану Фёдоровичу Стрешневу «по родству, чем владел брат его боярин Семён Лукьянович Стрешнев». В сельце отмечен двор вотчинника: «…хоромы ветхи, да сад, а в нем яблони да вишни».

В 1683 г. Иван Фёдорович Стрешнев уступил её «по родству» своему внуку стольнику князю Алексею Васильевичу Голицыну, сыну всесильного фаворита правительницы Софьи Алексеевны В.В. Голицына.

В том же году была заложена деревянная церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы Живоносного источника, отчего село получило второе название — Богородское. Усадьбу в это время помимо господского двора с хоромами составляли скотный и конюшенный дворы, хозяйственные постройки, сад, две мельницы с плотинами, заповедные рощи. В селе кроме хозяев жили только дворовые люди и садовники.

В 1689 г., после падения правительства царевиы Софьи, все вотчины Голицыных «за их вины» были отписаны «на государей», и Чёрная Грязь попала в Дворцовое ведомство. Сохранилось составленное по этому поводу подробное описание усадьбы, показывающее, что Алексей Васильевич Голицын устроился здесь с большим размахом. Помимо самой усадьбы, главный дом которой был изнутри обшит полотнами с духовными сюжетами и обит сукном, отмечены огороженные забором сад и роща, пруды со специально саженой рыбой (осетры, сомы, щуки, лещи, стерляди, голавли, язи, судаки, шерешперы, окуни, налимы, караси, лини), мельница, солодовня, заповедный лес и несколько рощ. В самом селе отмечены 2 садовничьих двора, двор с деловыми людьми. В состав имения входили также четыре деревни с 26 крестьянскими дворами.

В Дворцовом ведомстве село находилось до июня 1712 г., когда по именному указу Петра I было отдано бывшему молдавскому господарю князю Дмитрию Константиновичу Кантемиру. В этот момент в селе числилось 13 крестьянских и бобыльских дворов. Голицынские хоромы при новом владельце были подновлены, а в 1722 г. построена новая деревянная церковь на каменном основании.

После смерти Д. Кантемира в 1723 г., по приговору Сената 1728 г., село и все владения были разделены на две части: три четверти достались его сыну князю Константину Дмитриевичу Кантемиру, а одна четверть — его мачехе Анастасии Ивановне, урождённой Трубецкой. Впоследствии она в качестве приданого дала свою долю в 1751 г. за дочерью Екатериной Дмитриевной, вышедшей замуж за князя Дмитрия Михайловича Голицына. Константином Дмитриевичем Кантемиром был построен новый усадебный дом.

После смерти Константина его часть имения оказалась также поделённой в 1757 г. между его братьями Матвеем и Сергеем Дмитриевичами. Каждый из них имел здесь свою усадьбу. Матвей Кантемир достроил перешедший к нему дом Константина, развёл сады, в 1765 г. перестроил в камне церковь с новым тёплым приделом Дмитрия Солунского. После его смерти в 1771 г. все владения объединились в руках князя Сергея. Именно у него за 25 тыс. рублей в 1775 г. имение приобретает Екатерина II. В том же году за 6 тыс. рублей она приобрела у князя Ивана Алексеевича Трубецкого и остальную часть Черногрязской вотчины, доставшуюся ему после смерти в 1761 г. его троюродной сестры Е.Д. Голицыной. Имение перешло сначала в личную собственность императрицы, а затем в Экспедицию кремлёвского строения.

Государыня, собиравшаяся устроить здесь свою подмосковную резиденцию, переименовала Чёрную Грязь в село Царицыно, которое стало центром Царицынской волости, в которую также вошли села Булатниково, Коломенское и Коньково. Возведение усадьбы было поручено зодчему В.И. Баженову. За десять лет, с 1775 по 1785 г., здесь под его руководством возвели в основном сохранившийся до сих пор дворцовый комплекс, в который тогда входили дворцы Екатерины и Павла, Малый дворец, Кухонный корпус, Камер-юнфарский и Кавалерский корпуса, управительский дом и другие здания (их функциональное назначение до сих пор не определено), мосты и ворота в сад. Одновременно велись работы по устройству парка (под руководством садовника Ф. Рида), реконструкции прудов, строительству Царицынской и Шипиловской плотин с мельницей (архитектор К. Бланк), оранжерей.

Однако, посетив в 1785 г. Царицыно, Екатерина II осталась недовольной В.И. Баженовым, и он был отстранен от работ. К сожалению, причины подобного решения государыни остались невыясненными. В литературе высказывались точки зрения, что Екатерина II охладела к Москве и Царицыну в частности, другие указывали на нехватку средств в казне. Но последнее вряд ли верно, ибо императрица, отстранив Баженова, поручила перестройку дворцового комплекса М.Ф. Казакову. Последний приказал разобрать дворцы Екатерины и Павла, Кавалерский и Камер-юнфарский корпуса и начать на их месте строительство Большого дворца по собственному проекту. Это строительство к 1796 г. практически завершилось, однако со смертью Екатерины II все работы в Царицыне прекращаются.

Следующий этап в истории усадьбы связан с именем главноначальствующего Экспедиции кремлёвского строения П.С. Валуева, отдавшего много сил возрождению Царицына. При нём велись активные работы по реконструкции и благоустройству оранжерей (превратившихся в доходнейшую статью царицынского хозяйства), ремонту плотин, устройству «английского» парка с беседками и павильонами (садовый мастер К. Унгебауер и архитектор И.В. Еготов). В 1806 г. на левом берегу Нижнецарицынского (Шипиловского) пруда был построен так называемый Валуевский дом, сгоревший в 1885 г. По всей вероятности, именно в нем останавливалась императорская семья в 1856 г., прибывшая в Москву на коронацию Александра II. При П.С. Валуеве усадьба стала любимым местом гуляний москвичей. Однако война 1812 г. и смерть П.С. Валуева в 1814 г. фактически прервали новый расцвет Царицына.

С тех пор начинается медленное угасание Царицына. Дворцовые здания практически не использовали; в 30-е годы XIX в. обсуждался даже вопрос о размещении в них военных казарм и о их разборке в связи со строительством дворца в Коломенском. В 1831 г. Царицыно переходит из ведомства Экспедиции кремлёвского строения в Московскую дворцовую контору, а в 1860 г. — в Московскую удельную контору. Что касается непосредственно самого села, то в 1825 г., по данным клировых книг, в нём значились 34 крестьянских двора и 4 двора разночинцев. В 1850 г. их стало соответственно 30 и 29.

После реформы 1861 г. Царицыно становится центром Царицынской волости. В этот же период по приказу Московской удельной конторы были разобраны оранжереи, а также предполагалась (к счастью, не осуществившаяся) продажа на слом Большого дворца, находившегося в аварийном состоянии. Различные участки усадьбы сдаются в аренду.

Стремительный рост дачного Царицына начался с постройкой Курской железной дороги в 1866 г. В 18 верстах от Москвы построили первую станцию Царицыно, для чего вырубили около 5 десятин векового соснового леса. Вблизи станции стали возникать дачные посёлки. Влево от станции по дороге, ведущей к прудам, парку и селу Царицыну (ныне это ), строились жилые дома, гостиницы («номера»), заведения бытового обслуживания дачников и торговли: почта, магазины и лавки, столовая, буфеты, аптека, мастерские ремесленников, пекарня, парикмахерская, керосиновая лавка и т. д. Этот посёлок получил название Центрального. Вправо от станции вблизи железной дороги вверх по левому берегу речки Городенки богатый крестьянин из деревни Шайдрово Смирнов стал застраивать посёлок, получивший название Смирновского (ныне — ). По другую сторону железной дороги на самом высоком, а потому и наиболее сухом месте, среди вековых сосен энергично возводились дачи «Нового Царицына» (там, где теперь рынок и гостиница), а число их перевалило за сотню.

При этом развитие дачных поселений здесь продолжалось и в дальнейшем. Около 1895 г. рядом с Новым Царицыном, ниже и ближе к пруду и деревне Хохловке стало застраиваться дачами урочище Воробьёвка (ныне — ), черев которое когда-то проходила из села Коломенского так называемая Екатерининская дорога в Царицыно. Здесь построили около 50 дач. Напротив Воробьёвки, по другую сторону железной дороги, вдоль Нижнецарицынского пруда до Центрального посёлка было построено около 20 дач посёлка, получившего название «Поповка» (ныне ). В 1886 г. часть леса, непосредственно примыкающего к парку и Верхнецарицынскому пруду и к впадающей в него речке Городенке с правой «покровской» стороны, начала разбиваться на участки под дачи, строительство которых развернулось в конце XIX в. (теперь это улицы и ). В 1908 г. у купца 1-й гильдии Спиридона Егоровича Логунова, имевшего здесь с 1875 г. кирпичный завод, вырабатывавший до 9 млн. штук кирпича в год, купил участок зарайский крестьянин Василий Петрович Петров и стал сдавать в аренду дачные участки, которые быстро застроились и образовали рядом с Новым Царицыном так называемый Петровский посёлок (ныне район у больницы ЗИЛ).

Среди местных дачевладельцев был купец 1-й гильдии Василий Фёдорович Аршинов. Его болезненный сын, ботаник по профессии, создал здесь у речки Городенки прекрасный парк редкостных растений и деревьев, остатки которого сохранились до наших дней и являются украшением микрорайона и любимым местом отдыха жителей.

Село Царицыно, с конца XIX в. местными жителями и дачниками звавшееся не иначе, как Старое Царицыно, вплоть до революции продолжало оставаться волостным центром. Окружавшие его дачные посёлки, насчитывавшие в совокупности до 1000 дач, заселялись только на летний сезон (до 15 тыс. дачников). Дачевладельцы организовались в «Общество благоустройства дачной местности Царицыно» (председатель Н. Савостьянов, секретарь А. Тюнин). В результате их деятельности 1 января 1904 г. станция Царицыно была переименована в Царицыно-Дачное.

Близость Царицына к Москве привела к тому, что уже с начала XIX в. все справочники отмечают садоводство как основное занятие его жителей. Свои продукты крестьяне либо везли в Москву, где продавали на рынке близ Серпуховских ворот, либо продавали на месте дачникам. Однако с конца XIX в. из-за заморозков и нашествия вредителей садоводство пришло в упадок. Дополнительными источниками доходов для крестьян стали молочное животноводство и до конца XIX в. — изготовление гильз для папирос. Молоко сбывалось зимой в Москву, летом — дачникам. Появилась даже особая категория жителей посёлка, постоянно занимавшаяся этим, — царицынские дворники (сторожа дач).

По данным 1886 г., в Царицыне было 33 двора (219 человек), 5 лавок, 2 сапожных заведения, крахмальный завод, фотография. По сведениям 1899 и 1910 гг., здесь отмечены соответственно 51 хозяйство, 285 жителей и 61 хозяйство, 346 жителей. В 1875 г. открылось Царицынское земское училище (до этого обучение происходило в школе Сдельного ведомства), из которого в 1881 г. выделилось женское училище. Оба училища обслуживали многие окрестные селения.

После революции дачные посёлки, образовавшиеся в дачной местности вокруг станции Царицыно-Дачное, были административно объединены с селом в единый посёлок Ленино, ставший центром объединённой Ленинской волости, в которую вошли бывшие Зюзинская, Нагатинская и Царицынская волости. Число летних дачников резко сократилось, и многие дачи и «номера» (гостиницы) стали заселяться главным образом приезжими, жившими здесь уже круглый год. В 1920 г. в поселке Ленино было зарегистрировано 225 владении, в которых постоянно проживали 2383 человека, а 220 квартир были отмечены как пустующие зимой.

В 1926 г. в посёлке Ленино числилось уже 5 тыс. постоянных жителей. Что касается села Ленина (т.е. Старого Царицына), в нём было зафиксировано 95 хозяйств и 477 жителей. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 сентября 1939 г. Ленино стало рабочим посёлком. К этому времени его население достигло 16 тыс. человек.

Хотя число сезонных дачников резко сократилось, Царицыно всё же не потеряло значения места отдыха. К Царицынским прудам стали приезжать москвичи. Целыми коллективами ехали празднично одетые люди, от станции колоннами, с оркестром во главе шли к пруду в парк по Центральной улице. Работали выездные буфеты. В летний сезон в каждый погожий выходной день приезжали на массовки по 10—20 коллективов (до 20—25 тыс. человек). Этому способствовало и то, что в Третьем Кавалерском корпусе дворцовой усадьбы в 1925—1937 гг. размещался историко-художественный и краеведческий музей.

В 1930—1931 гг. в Ленинском районе Московской области проводилась коллективизация. Жители сельской части Ленино (ул. Крестьянская) вступили в колхоз (с конца 1940-х годов он стал именоваться колхозом им. Ленина). Была создана Ленинская МТС, которая с 1932 г. находилась в посёлке Ленино. В Новом Царицыне также была открыта ветеринарная лечебница. В это время жители деревень Котляково и Чертаново настойчиво добивались остановки пригородных поездов на 837-м км (от Саратова). После нескольких лет упорных хлопот появилась платформа Чертаново. В 1939 г. была закрыта церковь, возвращённая общине верующих только в 1990 г.

В 1960 г. районный центр посёлок Ленино (20 тыс. населения) вошёл в Пролетарский район Москвы. В 1963 г. на поле между посёлком Ленино, деревней Котляково и платформой Чертаново появились железобетонные дома массовой застройки. Первый такой дом ещё в 1960 г. построил стекольный завод в начале тогдашней Садовой улицы (ныне , вблизи от ). Появились улицы: , и др.

Возникло новое кладбище у платформы Чертаново и речки Городенки, названное Котляковским. Весь район массовой застройки был назван Ленино-Дачное, жилая площадь которого вскоре превысила 1 млн. кв. м, а население — 100 тыс. человек.

Котляково

По соседству с Царицыном на речке Чертановке, в районе современных и , когда-то располагалась деревня Котляково.

Первое упоминание о деревне встречается в писцовой книге 1627 г., когда она «тянула» к селу Покровскому и входила в состав владений московского Новоспасского монастыря. В это время в деревне имелось 5 крестьянских дворов с 5 душами мужского пола и 4 бобыльских двора со столькими же бобылями. В 1646 г. здесь числилось 10 дворов с 27 мужчинами и 2 пустых двора беглых крестьян, в 1715—1716 гг. — 15 крестьянских дворов, в которых проживали 73 человека, и 5 бобыльских дворов с 17 жителями.

В 1764 г. после секуляризации монастырских владений деревня перешла в ведение Коллегии экономии. По данным «Экономических примечаний», в 1773 г. в деревне насчитывалось 48 дворов, в которых проживали 335 жителей. Источники этого времени особо отмечали, что местные «женщины упражняются в пряже льна», пряли и ткали «для своего употребления».

При императоре Павле I деревня Котляково вместе с селом Покровским была отдана в «командорственное» владение графине А.Р. Чернышевой. Впоследствии деревня снова перешла в ведение казны, а с момента организации в 1837 г. Министерства государственных имуществ числилась за ним.

На протяжении почти столетия численность населения в деревне оставалась на одном и том же уровне: в 1859 г. в Котлякове числился 31 двор, где проживало 334 человека. Свою роль в этом сыграло наполеоновское нашествие 1812 г., после которого убыль населения была компенсирована лишь через несколько десятилетий. Однако начиная с середины XIX в. рост населения в деревне вновь возобновился.

К 1899 г. в Котлякове проживало 86 семей, в которых зафиксировано 410 человек. Основным занятием крестьян являлось садоводство, приносившее им немалые доходы (так, в 1870-е годы среднегодовой доход на душу от садоводства равнялся 60 рублям). Поэтому селение считалось одним из самых зажиточных в Московском уезде: здесь не было разорившихся и недоимщиков, земли не пустовали, жилые и хозяйственные постройки находились в хорошем состоянии, почвы были удобрены, чему способствовала близость Москвы, откуда возили различный навоз. В самой деревне имелось три торговых заведения.

Наличие у деревни заливных земель по Москве-реке и Чертановке позволило местным крестьянам пережить относительный упадок садоводства из-за усиленной конкуренции со стороны более дешёвых продуктов садоводства из южных губерний, начавшийся после постройки Курской железной дороги. Достаточно быстро они перешли на устройство огородов и выращивание на них капусты и огурцов. Сажали тут и картофель (в том числе и ранний), предназначенный для сбыта в первопрестольной. Вместе с тем значительная часть крестьян была вынуждена продать свою землю. Результатом этого явилось то, что если в 1876 г. на 64 домохозяйства Котлякова приходилось 592,6 десятин земли, то к 1927 г. в деревне было 122 хозяйства (576 человек) и в их пользовании находилось 290 гектаров земли. Малоземелье заставляло крестьян интенсифицировать свой труд и заботиться прежде всего о сбыте своей продукции на рынках Москвы. Уже в 1925 г. здесь возникли первые кооперативные объединения садово-огородных крестьянских хозяйств. В дальнейшем их сменил колхоз «Новая жизнь». В 1960 г. Котляково вошло в состав Москвы. Его территорию поглотила городская застройка. Память о деревне сохранилась лишь в названиях Котляковских

Экскурсовод музея-заповедника «Царицыно» рассказала о самых интересных уголках знаменитой усадьбы, показала, где отыскать некрополь вятичей и таинственные масонские символы, и объяснила, что же такое «русская готика».

Прогуляться по обширному парку с уютными беседками, тенистыми аллеями и памятниками, спуститься вниз по склону и полюбоваться прудом, где летом плавают лебеди и возвышается самый настоящий остров, и, конечно, застыть перед грандиозным дворцом XVIII века, который предназначался для самой Екатерины Великой, - всё это можно сделать, пройдя буквально пару шагов от станции метро «Царицыно».

Сегодня это - излюбленное место для прогулок москвичей и приезжих, здесь регулярно проводятся экскурсии и различные культурно-развлекательные мероприятия. Кроме того, не стоит забывать, что Царицыно имеет статус государственного музея-заповедника, и во время поездки сюда советую обязательно пройтись по выставочным залам. В каждом павильоне есть своя неповторимая экспозиция, которая рассказывает об истории этого места, начиная с самых древних поселений, появившихся здесь около 4 000 лет назад.

Забавно, но когда-то эта местность носила отнюдь не царское название - «Черная Грязь». С XVII века эти земли принадлежали в основном русским царям или их фаворитам. Здесь строил свои хоромы боярин Стрешнев - тесть первого русского царя Михаила Романова. Царь Алексей Михайлович приписал Черную Грязь к своей подмосковной резиденции Коломенское. Затем она перешла к Василию Голицыну - фавориту царевны Софьи - и его сыну Алексею. Голицыны с размахом построили себе новую усадьбу - трехъярусные хоромы с галереями.

После воцарения Голицыных отправили в ссылку, а Петр подарил Черную Грязь своему союзнику в Русско-турецкой войне - молдавскому правителю Дмитрию Кантемиру. Тот выстроил здесь новый дом «на китайский манер»: с отлогими крышами на два ската, галереями и маленькими башнями. После смерти Кантемира в 1723 году Черная грязь отошла к его сыновьям, которые высадили здесь два плодовых сада и оранжерею с экзотическими фруктами.

В 1775 году имение приглянулось . Живописные виды усадьбы привели ее в восторг, и она, не раздумывая, купила Черную Грязь вместе со всеми окрестными землями, а заодно дала им более благозвучное название - село Царицыно.

Безусловно, главной жемчужиной усадьбы по сей день остается дворцовый комплекс, построенный по заказу Екатерины. Впрочем, императрице так и не довелось пожить здесь: первый проект архитектора не угодил Екатерине, а второй дворец, над которым работал его ученик Матвей Казаков, остался недостроенным. Очередная война с турками вынудила царицу прекратить финансирование, а вскоре ее самой не стало.

Богатая история этого места хранит массу загадок. В чем крылась истинная причина недовольства Екатерины? Где в усадьбе можно отыскать следы древних вятичей и откуда на фасадах взялись масонские символы? И, наконец, каким образом в главном Большом дворце оказались предметы декоративно-прикладного искусства времен СССР?

Обо всем этом порталу «История.РФ» рассказала экскурсовод музея-заповедника «Царицыно» Елена Васильевна Ернылёва.

Вердикт императрицы

Елена Васильевна, мне кажется, этот вопрос волнует многих: почему все-таки Екатерина забраковала первый проект Царицына?

На самом деле она изначально утвердила весь проект Баженова, в который входило пять дворцов. Причем утвердила не только изначально, но и в ходе строительства. Баженов строил дворец десять лет, и все эти годы императрица ни разу здесь не была, но Баженов вел переписку с ней. У нас есть выставка «Быль и новь Царицына», и там представлены копии переписки Екатерины с Баженовым через ее секретаря.

О фотографии в тот век еще не помышляли, а значит, царица могла читать, но не видеть. Как же она тогда контролировала процесс строительства?

Баженов отсылал к ней все чертежи. Допустим, он хотел украсить Фигурный мост изразцами, а Екатерина не разрешила. Таким образом, Екатерина вникала во все мелочи, во все детали. И даже то, что Баженов не успел оформить интерьеры, связано с тем, что Екатерина никак не отдавала приказ о том, как их оформлять. Баженов перечислял ей различные стили, но она все их не утверждала. И только к тому моменту, когда она приехала в Царицыно в 1785 году, он построил практически всё, кроме двух сооружений - конюшни и башни с часами. Интерьеры также оставались незаконченными, но архитектор к ним приступил.

- Какова была реакция Екатерины?

Она прошлась по залам, осмотрела их и молча уехала. И только потом в письме к Павлу она написала, что жить там неудобно, дворец надо перестроить. Помещения показались ей слишком тесными, узкими и темными.

Я читала, что истинная причина недовольства Екатерины могла заключаться в фигуре самого Баженова, который тесно общался с масонами. Могло ли это повлиять на отношение императрицы к архитектору?

Это тоже спорная версия. Но Баженов действительно был членом масонской ложи: он вступил в нее в 1784 году, а в 1785-м Екатерина приказала отстранить его от работы над проектом Царицынского дворца. В принципе, к масонам Екатерина относилась иронически, но масонство может быть связано с этим вот как: Баженов по заданию ложи встречался с Павлом. Масоны считали, что все-таки Павел должен быть императором. Это, конечно, могло не понравиться Екатерине, но это всего лишь одна из версий.

Между Баженовым и Казаковым

После того как Екатерина отстранила Баженова, проектом усадьбы стал заниматься Матвей Казаков, который, как я понимаю, многое здесь изменил. Баженов ведь был его наставником?

Казаков считается учеником Баженова. Если Баженов учился в , а потом за границей, то Казаков учился только в архитектурной школе. Далее он уже начал трудиться и был помощником у Баженова, работал вместе с ним в Кремле.

- Какие изменения привнес Казаков в проект Царицынской усадьбы? От Баженова здесь вообще что-то осталось?

Весь дворцово-парковый ансамбль - это работа Баженова, и только Большой дворец принадлежит Казакову.

- А что осталось от дворца Казакова к тому моменту, когда Царицыно решили наконец реставрировать?

Дворец был в состоянии руин: не было крыши, не было межэтажных перекрытий. Все, что сохранилось к моменту реставрации, пришлось восстанавливать. Но ни одну несущую стену не снесли - остов здания полностью сохранился. У Казакова было два варианта дворца, первый из них Екатерина утвердила. В первом варианте дворец на целый этаж выше, в нем присутствуют нарядные украшения, шпили со звездами и так далее. Но уже в ходе строительства происходят некоторые изменения: начинается вторая война с Турцией, и Екатерина останавливает строительство. К этому времени Казаков достроил центральную часть до третьего этажа. Далее императрица приказывает срочно завершить строительство, и Казаков оставляет тот вариант, который вы видели у нас на выставке: с темными крышами, без нарядных шпилей, на целый этаж ниже, без двухсветного парадного зала на третьем этаже. Это то, что построил Казаков. У нас в верхнем зале археологии вы могли видеть законсервированные фундаменты: там как раз частично представлены фундаменты дворца Баженова, а далее - фундаменты Казакова. В этих фундаментах даже видны архитектурные детали (например, части колонн) разобранных дворцов Баженова.

Сплав архитектуры

- Чей вариант попытались воспроизвести при реставрации - Баженова или Казакова?

В 2005 году, когда началось восстановление здания, решили осуществить соединение двух вариантов. Эта идея возникла еще в 70-е годы XX века, хотели восстановить историческую справедливость. Изначально здание хотели восстанавливать для художественного института имени Сурикова (полное название: Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств. - Прим. ред. ). Проект реконструкции был разработан в архитектурной мастерской № 13 «Моспроект-2». Но в итоге этот план так и остался нереализованным, и со смертью Евгения Вучетича, который тогда был вице-президентом Академии художеств СССР, эта идея уходит. Кроме того, там же анфиладная планировка, и под учебные классы такое помещение приспособить невозможно; помимо этого, там не было коммуникаций. Видимо, комплекс этих причин привел к тому, что эту идею тогда так и не осуществили. В 2005 году работа над реконструкцией Царицыно возобновилась. Работал все тот же «Моспроект-2». За основу архитекторы взяли ту самую идею 70-х годов, но воплотили ее в более упрощенном виде.

- Как можно охарактеризовать архитектурный стиль, в котором выполнена усадьба?

Вы знаете, здесь идут многочисленные споры, поскольку Царицыно - это такой сплав разных архитектурных стилей. Но все-таки большинство специалистов определяют этот стиль как неоготику. Екатерина заказала Баженову дворец в мавритано-готическом стиле, который в то время был в моде. Связано это с тем, что в 1775 году, когда императрица купила это имение, в окрестностях Москвы, на Ходынском поле, праздновалась победа над Турцией (имеется в виду праздник в честь заключения . - Прим. ред. ). Декорации для этого праздника создавал Баженов: это были декоративные театральные павильоны в восточном стиле, символизировавшие взятые русскими войсками турецкие крепости.

- Теперь ясно, откуда в XVIII веке у нас взялась мода на турецкий стиль. А вот что такое «русская готика»…

Под «готикой» тогда понимали все Средневековье: русское, европейское - различий не делали. Ну а так как Баженов обучался и во Франции, и в Италии и в целом был очень талантливым архитектором, он сумел создать такой уникальный сплав архитектуры. Поэтому разбирать его по деталям, конечно, невозможно. Здесь до сих пор можно заметить некую театральность: ведь сама усадьба выполнена в образе средневекового города! Царицыно создавалось, главным образом, как летняя увеселительная усадьба, а все праздники раньше проводились на улице. Баженов подразумевал, что императрица будет прогуливаться по здешним аллеям, рассматривать здания со всех сторон.

Дачи поверх некрополя

Екатерина в свое время отказалась поселиться в Царицыно, но неужели тут так никто и не жил до самого появления музея?

В 60-е годы XIX века многие здания на территории парка Царицыно арендовались под дачную застройку; конечно, была и перепланировка. Дворец стоял нетронутым, и только в конце XIX века начали постепенно сносить крышу: перекрытия были деревянными, и мог возникнуть пожар, поскольку по этим руинам постоянно лазили местные отдыхающие.

- Кто из знаменитостей жил и гостил на Царицынских дачах?

В 1870-х годах здесь возник целый дачный поселок - Новое Царицыно. Здесь было очень много известных дачников. У нас в Третьем Кавалерском корпусе есть выставка «Дачное Царицыно». Там хранятся фотографии и имена всех этих людей. В разные годы в Царицыно снимали дачи или гостили у друзей и родственников многие знаменитые писатели: , Ф. И. Тютчев, А. Н. Плещеев, А. П. Чехов, Андрей Белый, И. А. Бунин… Бунин, кстати, именно здесь познакомился со своей будущей второй женой, Верой Муромцевой. Также здесь жили и гостили многие известные композиторы (П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, М. А. Балакирев), историк В. О. Ключевский, естествоиспытатель К. А. Тимирязев, председатель первой Государственной думы С. А. Муромцев и многие другие. Также тут находилась дача основателя Императорского исторического музея Ивана Егоровича Забелина. Он вел в Царицынском парке раскопки курганов вятичей.

- Здесь раньше жили вятичи? Какие-то следы их пребывания сохранились?

Конечно. В нижнем зале археологии нашего музея есть женские украшения вятичей, они были найдены уже при раскопках XX века, их вел Артемий Арциховский. А то, что нашел Забелин, находится в Государственном историческом музее и, если не ошибаюсь, в Эрмитаже.

- А сейчас археологи еще приезжают в Царицыно?

В 2000-е годы были раскопки на береговой линии. Там были очень интересные находки именно советского времени: нашли много стеклянной посуды, монет. В советский период здесь была зона отдыха: происходили массовые гуляния, люди загорали, купались… Отсюда и большое количество стеклянной посуды. У нас на выставке даже лежит неразбитая стеклянная бутылка того времени. В те же 2000-е годы велись раскопки в парке. Там, если помните, есть беседка «Храм Цереры» - вот на этом месте происходили раскопки. Там нашли глиняные черепки бронзового века, которые тоже есть в нашей экспозиции. Также есть находки XV века. Как считают археологи, именно на этом высоком мысу, где стоит беседка, поселений не было. Судя по находкам, которые были сделаны, это было ритуальное место - некрополь. Там вятичи хоронили своих умерших. Вместе с прахом в могилу клали украшения и предметы быта: женщинам - особые семилопастные височные кольца и «решетчатые» перстни с узорчатыми прорезями, мужчинам - ножи и серпы.

Таинственные домики «для кавалеров»

В ансамбль Царицыно помимо главного дворца входит множество других, более мелких зданий. Для кого и для чего они предназначались?

Баженов построил пять дворцов, из пяти сохранились два - Малый и Средний. Это - дворцы для Екатерины. Средний дворец иногда называют Оперным домом, потому что в XIX веке там хотели давать концерты. К тому времени Царицыно уже перешло в управление уездного ведомства, и нужно было, чтобы имение приносило доход казне. Здания начали сдаваться в аренду, возник дачный поселок. Все остальные небольшие здания, о которых вы говорите, сейчас называют Кавалерскими корпусами.

- Интересное название. Для чего эти корпуса предназначались?

Это название было дано им уже в XX веке, при паспортизации. После Великой Отечественной войны Царицыно внесли в список памятников культуры - вначале местного, а потом и всесоюзного значения. И в процессе паспортизации возникла сложность. Во-первых, к тому времени поднимались еще не все архивные документы. Кроме того, даже сам Баженов в своих письмах не пишет, для кого предназначены эти дома - для него был более важен внешний образ усадьбы. Поэтому, для чего эти здания построены, точно сказать нельзя, есть только разные предположения. К примеру, в одном из писем к Екатерине Баженов написал, что построил домик для официантов, но какой - неизвестно. Возможно, это самый маленький домик на территории, отсюда он самый крайний. Эта постройка отличается от остальных более скромной отделкой. Но это опять же только предположение. Так вот, возвращаясь к Кавалерским корпусам. В версии Баженова был Большой кавалерский корпус, который впоследствии снес Казаков. Сейчас на этом месте сохранился старый фундамент. Баженов сам дал такое название, и, видимо, оно осталось в памяти через много лет. Поэтому в XX веке три здания назвали Кавалерскими корпусами - Первый, Второй и Третий.

- Название напоминает о кавалерии - как будто это что-то военное…

Нет, не кавалерия, а кавалеры - то есть придворные. Хотя у нас почти все посетители, которые проходят мимо этих зданий, вместо «кавалерский» читают «кавалерийский». А есть еще одно здание, от которого тоже сохранились фундамент и название: «Камер-юнгфарский корпус». «Юнгфрау» - это девушки, прислуживающие Екатерине. Таким образом, с приходом Казакова изменилась центральная часть ансамбля и вся композиция в целом, поскольку у Баженова не было главенствующего дворца, его выделил уже Казаков. Ему, с одной стороны, нужно было угодить императрице, а с другой - вписать Большой дворец в ансамбль Баженова. То, как он с этим справился, мы можем наблюдать сегодня.

- Здание, где мы сейчас находимся, тоже кажется очень интересным. И название необычное - «Хлебный дом»…

С названием все очень просто: когда это здание строилось, Баженов собирался устроить здесь кухню. Но есть действительно кое-что интересное: на фасадах здания можно увидеть две загадочные эмблемы, напоминающие каравай хлеба и солонку. Есть подозрения, что они связаны с масонским орденом. Ректор Института архитектуры Дмитрий Швидковский в одной из своих статей упоминает масонскую символику на здешних зданиях.

Музей с царским размахом

Сегодня Царицыно - это одно из самых популярных мест для прогулок москвичей, а кроме того, здесь очень интересные выставки. Когда здесь впервые появился музей?

После Октябрьской революции началась конфискация дач, а Царицыно вместе с прилегающими к нему территориями переименовали в поселок Ленино. В Хлебном доме были коммунальные квартиры. А в 1927 году, по случаю 10-летия Октябрьской революции, в одном из корпусов открылся Царицынский историко-художественный и краеведческий музей. Он пользовался большой популярностью у горожан: каждый год его посещали более 20 тысяч человек. Они приезжали посмотреть на коллекции баженовских чертежей и находки из курганов вятичей. В 1930-е годы музей был переименован в Ленинский краеведческий музей садово-огородного района, и тогда характер экспозиции резко изменился. Место портретов и канделябров заняли макеты тракторов и плугов, здесь стали проводиться выставки «День урожая» и «Весенняя посевная кампания». Но музей быстро утратил свою популярность, и его закрыли, а вскоре началась война…

- Как усадьба пережила эти тяжелые годы?

Жители поселка строили рубежи обороны, между курганами была замаскирована зенитная установка. Над руинами дворцов постоянно летали немецкие самолеты, и несколько бомб упали совсем близко от старинных павильонов. В крышах дач стали возникать пробоины. В послевоенные годы в этих зданиях обосновались райисполком и районный архив, затем - клуб и музыкальное училище. В конце 1960-х годов начинается массовая застройка района Орехово-Борисово, и коммуналки в старых дачах стали расселять. Вокруг Царицынского ансамбля была установлена обширная охранная зона.

- А как связано Царицыно с именем Ильи Глазунова?

Еще в 1950-е годы возникла идея создать Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР, но долго не могли найти подходящее помещение. Произошло это в 1984 году благодаря стараниям Ильи Глазунова. Он добился того, чтобы именно Царицыно со всеми постройками передали в ведение музея. Тогда и началась реставрация. Но начинать ее с Большого дворца не было возможности, поэтому стены законсервировали, проемы окон и дверей закрыли сетками. С 1987 по 1995 год велись реставрационные работы. В эти сроки удалось восстановить все, кроме Большого дворца и Хлебного дома. Благоустраивать парк и павильоны начали в 2005 году. И вот 2 сентября 2007 года состоялось официальное открытие реконструированного дворцового комплекса «Царицыно». С этого момента памятник обрел новую жизнь.

Фото: Мария Рузанкина

Первое известие о нынешнем Царицыне встречается в писцовой книге 1589 г., когда это была пустошь Черногрязская, входившая в состав владений дворцового села Коломенского: « …пашни паханые середние земли наездом 3 десятины, а пахал Игнашко Никитин с товарищами из деревни Осляевой, да перелогу 11 десятин, да лесом поросло 12 десятин с полудесятиною в поле, а в дву потому ж, сена 20 копен».

В январе 1633 г. эта пустошь с рядом соседних была продана за 73 рубля в вотчину окольничему Лукьяну Степановичу Стрешневу. Затем с 1650 г. вотчиной владел его сын боярин Семён Лукьянович Стрешнев, который поставил на пустоши Чёрная Грязь для себя двор, и она стала числиться сельцом.

После Семёна Лукьяновича, скончавшегося в 1666 г., имение досталось его вдове Марии Алексеевне. В состав имения, помимо сельца с боярским двором, где жили деловые люди, входили также деревня Киселёва на речке Городенке с 8 крестьянскими дворами (14 человек), деревня Шубина на речке Черногрязье, «а в ней литовского полону 3 двора крестьянских, в них 11 человек», деревня Орехова на речке Язве, «а в ней литовского полону 5 дворов крестьянских, в них 21 человек», деревня Шандурово, а Борзецово тож, — 6 крестьянских дворов (22 человека). Упомянуты также мельница на речке Городенке и Шепелев луг под государевым селом Борисовом.

В 1673 г. после смерти Марии Алексеевны Стрешневой имение было отписано ко дворцу, а в ноябре 1682 г. пожаловано боярину Ивану Фёдоровичу Стрешневу «по родству, чем владел брат его боярин Семён Лукьянович Стрешнев». В сельце отмечен двор вотчинника: « …хоромы ветхи, да сад, а в нем яблони да вишни».

В 1683 г. Иван Фёдорович Стрешнев уступил её «по родству» своему внуку стольнику князю Алексею Васильевичу Голицыну, сыну всесильного фаворита правительницы Софьи Алексеевны В. В. Голицына.

В том же году была заложена деревянная церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы Живоносного источника, отчего село получило второе название — Богородское. Усадьбу в это время помимо господского двора с хоромами составляли скотный и конюшенный дворы, хозяйственные постройки, сад, две мельницы с плотинами, заповедные рощи. В селе кроме хозяев жили только дворовые люди и садовники.

В 1689 г., после падения правительства царевиы Софьи, все вотчины Голицыных «за их вины» были отписаны «на государей», и Чёрная Грязь попала в Дворцовое ведомство. Сохранилось составленное по этому поводу подробное описание усадьбы, показывающее, что Алексей Васильевич Голицын устроился здесь с большим размахом. Помимо самой усадьбы, главный дом которой был изнутри обшит полотнами с духовными сюжетами и обит сукном, отмечены огороженные забором сад и роща, пруды со специально саженой рыбой (осетры , сомы, щуки, лещи, стерляди, голавли, язи, судаки, шерешперы, окуни, налимы, караси, лини), мельница, солодовня, заповедный лес и несколько рощ. В самом селе отмечены 2 садовничьих двора, двор с деловыми людьми. В состав имения входили также четыре деревни с 26 крестьянскими дворами.

В Дворцовом ведомстве село находилось до июня 1712 г., когда по именному указу Петра I было отдано бывшему молдавскому господарю князю Дмитрию Константиновичу Кантемиру. В этот момент в селе числилось 13 крестьянских и бобыльских дворов. Голицынские хоромы при новом владельце были подновлены, а в 1722 г. построена новая деревянная церковь на каменном основании.

После смерти Д. Кантемира в 1723 г., по приговору Сената 1728 г., село и все владения были разделены на две части: три четверти достались его сыну князю Константину Дмитриевичу Кантемиру, а одна четверть — его мачехе Анастасии Ивановне, урождённой Трубецкой. Впоследствии она в качестве приданого дала свою долю в 1751 г. за дочерью Екатериной Дмитриевной, вышедшей замуж за князя Дмитрия Михайловича Голицына. Константином Дмитриевичем Кантемиром был построен новый усадебный дом.

После смерти Константина его часть имения оказалась также поделённой в 1757 г. между его братьями Матвеем и Сергеем Дмитриевичами. Каждый из них имел здесь свою усадьбу. Матвей Кантемир достроил перешедший к нему дом Константина, развёл сады, в 1765 г. перестроил в камне церковь с новым тёплым приделом Дмитрия Солунского. После его смерти в 1771 г. все владения объединились в руках князя Сергея. Именно у него за 25 тыс. рублей в 1775 г. имение приобретает Екатерина II. В том же году за 6 тыс. рублей она приобрела у князя Ивана Алексеевича Трубецкого и остальную часть Черногрязской вотчины, доставшуюся ему после смерти в 1761 г. его троюродной сестры Е.Д. Голицыной. Имение перешло сначала в личную собственность императрицы, а затем в Экспедицию кремлёвского строения.

Государыня, собиравшаяся устроить здесь свою подмосковную резиденцию, переименовала Чёрную Грязь в село Царицыно, которое стало центром Царицынской волости, в которую также вошли села Булатниково, Коломенское и Коньково. Возведение усадьбы было поручено зодчему В.И. Баженову. За десять лет, с 1775 по 1785 г., здесь под его руководством возвели в основном сохранившийся до сих пор дворцовый комплекс, в который тогда входили дворцы Екатерины и Павла, Малый дворец, Кухонный корпус, Камер-юнфарский и Кавалерский корпуса, управительский дом и другие здания (их функциональное назначение до сих пор не определено), мосты и ворота в сад. Одновременно велись работы по устройству парка (под руководством садовника Ф. Рида), реконструкции прудов, строительству Царицынской и Шипиловской плотин с мельницей (архитектор К. Бланк), оранжерей.

Однако, посетив в 1785 г. Царицыно, Екатерина II осталась недовольной В.И. Баженовым, и он был отстранен от работ. К сожалению, причины подобного решения государыни остались невыясненными. В литературе высказывались точки зрения, что Екатерина II охладела к Москве и Царицыну в частности, другие указывали на нехватку средств в казне. Но последнее вряд ли верно, ибо императрица, отстранив Баженова, поручила перестройку дворцового комплекса М.Ф. Казакову. Последний приказал разобрать дворцы Екатерины и Павла, Кавалерский и Камер-юнфарский корпуса и начать на их месте строительство Большого дворца по собственному проекту. Это строительство к 1796 г. практически завершилось, однако со смертью Екатерины II все работы в Царицыне прекращаются.

Следующий этап в истории усадьбы связан с именем главноначальствующего Экспедиции кремлёвского строения П.С. Валуева, отдавшего много сил возрождению Царицына. При нём велись активные работы по реконструкции и благоустройству оранжерей (превратившихся в доходнейшую статью царицынского хозяйства), ремонту плотин, устройству «английского » парка с беседками и павильонами (садовый мастер К. Унгебауер и архитектор И.В. Еготов). В 1806 г. на левом берегу Нижнецарицынского (Шипиловского ) пруда был построен так называемый Валуевский дом, сгоревший в 1885 г. По всей вероятности, именно в нем останавливалась императорская семья в 1856 г., прибывшая в Москву на коронацию Александра II. При П. С. Валуеве усадьба стала любимым местом гуляний москвичей. Однако война 1812 г. и смерть П.С. Валуева в 1814 г. фактически прервали новый расцвет Царицына.

С тех пор начинается медленное угасание Царицына. Дворцовые здания практически не использовали; в 30-е годы XIX в. обсуждался даже вопрос о размещении в них военных казарм и о их разборке в связи со строительством дворца в Коломенском. В 1831 г. Царицыно переходит из ведомства Экспедиции кремлёвского строения в Московскую дворцовую контору, а в 1860 г. — в Московскую удельную контору. Что касается непосредственно самого села, то в 1825 г., по данным клировых книг, в нём значились 34 крестьянских двора и 4 двора разночинцев. В 1850 г. их стало соответственно 30 и 29.

После реформы 1861 г. Царицыно становится центром Царицынской волости. В этот же период по приказу Московской удельной конторы были разобраны оранжереи, а также предполагалась (к счастью, не осуществившаяся) продажа на слом Большого дворца, находившегося в аварийном состоянии. Различные участки усадьбы сдаются в аренду.

Стремительный рост дачного Царицына начался с постройкой Курской железной дороги в 1866 г. В 18 верстах от Москвы построили первую станцию Царицыно, для чего вырубили около 5 десятин векового соснового леса. Вблизи станции стали возникать дачные посёлки. Влево от станции по дороге, ведущей к прудам, парку и селу Царицыну (ныне это улица Прохладная), строились жилые дома, гостиницы ( «номера »), заведения бытового обслуживания дачников и торговли: почта, магазины и лавки, столовая, буфеты, аптека, мастерские ремесленников, пекарня, парикмахерская, керосиновая лавка и т. д. Этот посёлок получил название Центрального. Вправо от станции вблизи железной дороги вверх по левому берегу речки Городенки богатый крестьянин из деревни Шайдрово Смирнов стал застраивать посёлок, получивший название Смирновского (ныне — Бутовская ул.). По другую сторону железной дороги на самом высоком, а потому и наиболее сухом месте, среди вековых сосен энергично возводились дачи «Нового Царицына» (там , где теперь рынок и гостиница), а число их перевалило за сотню.

При этом развитие дачных поселений здесь продолжалось и в дальнейшем. Около 1895 г. рядом с Новым Царицыном, ниже и ближе к пруду и деревне Хохловке стало застраиваться дачами урочище Воробьёвка (ныне — Луганская ул.), черев которое когда-то проходила из села Коломенского так называемая Екатерининская дорога в Царицыно. Здесь построили около 50 дач. Напротив Воробьёвки, по другую сторону железной дороги, вдоль Нижнецарицынского пруда до Центрального посёлка было построено около 20 дач посёлка, получившего название «Поповка » (ныне Лисичанская ул.). В 1886 г. часть леса, непосредственно примыкающего к парку и Верхнецарицынскому пруду и к впадающей в него речке Городенке с правой «покровской » стороны, начала разбиваться на участки под дачи, строительство которых развернулось в конце XIX в. (теперь это улицы Радиальные и Кошкина). В 1908 г. у купца 1-й гильдии Спиридона Егоровича Логунова, имевшего здесь с 1875 г. кирпичный завод, вырабатывавший до 9 млн. штук кирпича в год, купил участок зарайский крестьянин Василий Петрович Петров и стал сдавать в аренду дачные участки, которые быстро застроились и образовали рядом с Новым Царицыном так называемый Петровский посёлок (ныне район у больницы ЗИЛ).

Среди местных дачевладельцев был купец 1-й гильдии Василий Фёдорович Аршинов. Его болезненный сын, ботаник по профессии, создал здесь у речки Городенки прекрасный парк редкостных растений и деревьев, остатки которого сохранились до наших дней и являются украшением микрорайона и любимым местом отдыха жителей.

Село Царицыно, с конца XIX в. местными жителями и дачниками звавшееся не иначе, как Старое Царицыно, вплоть до революции продолжало оставаться волостным центром. Окружавшие его дачные посёлки, насчитывавшие в совокупности до 1000 дач, заселялись только на летний сезон (до 15 тыс. дачников). Дачевладельцы организовались в «Общество благоустройства дачной местности Царицыно» (председатель Н. Савостьянов, секретарь А. Тюнин). В результате их деятельности 1 января 1904 г. станция Царицыно была переименована в Царицыно-Дачное.

Близость Царицына к Москве привела к тому, что уже с начала XIX в. все справочники отмечают садоводство как основное занятие его жителей. Свои продукты крестьяне либо везли в Москву, где продавали на рынке близ Серпуховских ворот, либо продавали на месте дачникам. Однако с конца XIX в. из-за заморозков и нашествия вредителей садоводство пришло в упадок. Дополнительными источниками доходов для крестьян стали молочное животноводство и до конца XIX в. — изготовление гильз для папирос. Молоко сбывалось зимой в Москву, летом — дачникам. Появилась даже особая категория жителей посёлка, постоянно занимавшаяся этим, — царицынские дворники (сторожа дач).

По данным 1886 г., в Царицыне было 33 двора (219 человек), 5 лавок, 2 сапожных заведения, крахмальный завод, фотография. По сведениям 1899 и 1910 гг., здесь отмечены соответственно 51 хозяйство, 285 жителей и 61 хозяйство, 346 жителей. В 1875 г. открылось Царицынское земское училище (до этого обучение происходило в школе Сдельного ведомства), из которого в 1881 г. выделилось женское училище. Оба училища обслуживали многие окрестные селения.

После революции дачные посёлки, образовавшиеся в дачной местности вокруг станции Царицыно-Дачное, были административно объединены с селом в единый посёлок Ленино, ставший центром объединённой Ленинской волости, в которую вошли бывшие Зюзинская, Нагатинская и Царицынская волости. Число летних дачников резко сократилось, и многие дачи и «номера » (гостиницы ) стали заселяться главным образом приезжими, жившими здесь уже круглый год. В 1920 г. в поселке Ленино было зарегистрировано 225 владении, в которых постоянно проживали 2383 человека, а 220 квартир были отмечены как пустующие зимой.

В 1926 г. в посёлке Ленино числилось уже 5 тыс. постоянных жителей. Что касается села Ленина (т .е. Старого Царицына), в нём было зафиксировано 95 хозяйств и 477 жителей. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 сентября 1939 г. Ленино стало рабочим посёлком. К этому времени его население достигло 16 тыс. человек.

Хотя число сезонных дачников резко сократилось, Царицыно всё же не потеряло значения места отдыха. К Царицынским прудам стали приезжать москвичи. Целыми коллективами ехали празднично одетые люди, от станции колоннами, с оркестром во главе шли к пруду в парк по Центральной улице. Работали выездные буфеты. В летний сезон в каждый погожий выходной день приезжали на массовки по 10—20 коллективов (до 20—25 тыс. человек). Этому способствовало и то, что в Третьем Кавалерском корпусе дворцовой усадьбы в 1925—1937 гг. размещался историко-художественный и краеведческий музей.

В 1930—1931 гг. в Ленинском районе Московской области проводилась коллективизация. Жители сельской части Ленино (ул . Крестьянская) вступили в колхоз (с конца 1940-х годов он стал именоваться колхозом им. Ленина). Была создана Ленинская МТС, которая с 1932 г. находилась в посёлке Ленино. В Новом Царицыне также была открыта ветеринарная лечебница. В это время жители деревень Котляково и Чертаново настойчиво добивались остановки пригородных поездов на 837-м км (от Саратова). После нескольких лет упорных хлопот появилась платформа Чертаново. В 1939 г. была закрыта церковь, возвращённая общине верующих только в 1990 г.

В 1960 г. районный центр посёлок Ленино (20 тыс. населения) вошёл в Пролетарский район Москвы. В 1963 г. на поле между посёлком Ленино, деревней Котляково и платформой Чертаново появились железобетонные дома массовой застройки. Первый такой дом ещё в 1960 г. построил стекольный завод в начале тогдашней Садовой улицы (ныне Каспийская, вблизи от станции метро «Царицыно »). Появились улицы: Бехтерева, Кавказский бульвар и др.

Возникло новое кладбище у платформы Чертаново и речки Городенки, названное Котляковским. Весь район массовой застройки был назван Ленино-Дачное, жилая площадь которого вскоре превысила 1 млн. кв. м, а население — 100 тыс. человек.

Котляково

По соседству с Царицыном на речке Чертановке, в районе современных Котляковской улицы и проездов, когда-то располагалась деревня Котляково.

Первое упоминание о деревне встречается в писцовой книге 1627 г., когда она «тянула » к селу Покровскому и входила в состав владений московского Новоспасского монастыря. В это время в деревне имелось 5 крестьянских дворов с 5 душами мужского пола и 4 бобыльских двора со столькими же бобылями. В 1646 г. здесь числилось 10 дворов с 27 мужчинами и 2 пустых двора беглых крестьян, в 1715—1716 гг. — 15 крестьянских дворов, в которых проживали 73 человека, и 5 бобыльских дворов с 17 жителями.

В 1764 г. после секуляризации монастырских владений деревня перешла в ведение Коллегии экономии. По данным «Экономических примечаний», в 1773 г. в деревне насчитывалось 48 дворов, в которых проживали 335 жителей. Источники этого времени особо отмечали, что местные «женщины упражняются в пряже льна», пряли и ткали «для своего употребления».

При императоре Павле I деревня Котляково вместе с селом Покровским была отдана в «командорственное » владение графине А.Р. Чернышевой. Впоследствии деревня снова перешла в ведение казны, а с момента организации в 1837 г. Министерства государственных имуществ числилась за ним.

На протяжении почти столетия численность населения в деревне оставалась на одном и том же уровне: в 1859 г. в Котлякове числился 31 двор, где проживало 334 человека. Свою роль в этом сыграло наполеоновское нашествие 1812 г., после которого убыль населения была компенсирована лишь через несколько десятилетий. Однако начиная с середины XIX в. рост населения в деревне вновь возобновился.

К 1899 г. в Котлякове проживало 86 семей, в которых зафиксировано 410 человек. Основным занятием крестьян являлось садоводство, приносившее им немалые доходы (так , в 1870-е годы среднегодовой доход на душу от садоводства равнялся 60 рублям). Поэтому селение считалось одним из самых зажиточных в Московском уезде: здесь не было разорившихся и недоимщиков, земли не пустовали, жилые и хозяйственные постройки находились в хорошем состоянии, почвы были удобрены, чему способствовала близость Москвы, откуда возили различный навоз. В самой деревне имелось три торговых заведения.

Наличие у деревни заливных земель по Москве-реке и Чертановке позволило местным крестьянам пережить относительный упадок садоводства из-за усиленной конкуренции со стороны более дешёвых продуктов садоводства из южных губерний, начавшийся после постройки Курской железной дороги. Достаточно быстро они перешли на устройство огородов и выращивание на них капусты и огурцов. Сажали тут и картофель (в том числе и ранний), предназначенный для сбыта в первопрестольной. Вместе с тем значительная часть крестьян была вынуждена продать свою землю. Результатом этого явилось то, что если в 1876 г. на 64 домохозяйства Котлякова приходилось 592,6 десятин земли, то к 1927 г. в деревне было 122 хозяйства (576 человек) и в их пользовании находилось 290 гектаров земли. Малоземелье заставляло крестьян интенсифицировать свой труд и заботиться прежде всего о сбыте своей продукции на рынках Москвы. Уже в 1925 г. здесь возникли первые кооперативные объединения садово-огородных крестьянских хозяйств. В дальнейшем их сменил колхоз «Новая жизнь». В 1960 г. Котляково вошло в состав Москвы. Его территорию поглотила городская застройка. Память о деревне сохранилась лишь в названиях Котляковских улицы, двух переулков и кладбища.